У мужчин что первично душа или тело. Иллюзии мировосприятия. Ограниченное тело и неограниченная душа. Может ли быть кровь вместилищем для души

И в рамках темы здоровья – как телесного, так и душевного – мы с вами и поговорим об этом непростом и очень крепком союзе – о союзе психического и физического, а также о его последствиях...

Итак, одним из самых ярких проявлений совместного творчества души и тела являются психосоматические расстройства, т.е. такие болезни или болезненные состояния, при которых психологические факторы играют ключевую роль в их этиологии, формировании, развитии и исходе.

Сам термин «психосоматический» впервые был использован в 1818 году немецким врачом-психиатром, но широкое распространение он получил в 20-50-х годах XX века благодаря Францу Александеру (1891–1964), одному из ведущих американских психоаналитиков своего времени, который и считается основателем психосоматической медицины.

По мнению Ф. Александера, к классическим психосоматическим состояниям следует относить семь заболеваний: пептическую язву, бронхиальную астму, язвенный колит, ревматоидный артрит, артериальную гипертонию, нейродермит и гипертиреоз. К этому первичному списку, однако, можно добавить многие другие состояния и заболевания. Для каждого из этих расстройств характерны свои особые психологические конфликты, поэтому базисной для всех психосоматических состояний и заболеваний является концепция «специфичности».

В современном представлении существует такой тезис: «нет психосоматических болезней, а есть психосоматические больные». Он касается того, что не надо бросаться в крайности, объясняя все либо физиологией, либо психологией. Но существует ряд болезней, происхождение которых в основном связано с психологическими причинами и безусловная принадлежность вышеназванной семерки к психосоматике считается доказанной.

Жалобы соматического характера можно рассматривать как проявление символического языка внутренних органов, отражающего либидонозные тенденции, вытесненные комплексы. Подавление такого рода неприемлемых бессознательных влечений, по мнению представителей зарубежной психосоматики, еще больше обостряет их и создает цепь отрицательных воздействий на организм. Психосоматика в таком понимании представляет биологически ориентированный вариант учения Фрейда. Согласно Ф. Александеру, большинство заболеваний человека являются психосоматическими.

Таким образом, спектр психосоматических расстройств широк и включает в себя также: психосоматические реакции – кратковременные изменения различных систем организма (повышение давления, учащенное сердцебиение, покраснение, побледнение и т.д.; функциональные неврозы органов (без объективных признаков поражения этих органов), соматоформные расстройства (постоянные жалобы на боли и неприятные ощущения, функциональные расстройства, наблюдающиеся со стороны нескольких органов, при отсутствии объективных признаков их повреждения, четкая взаимосвязь жалоб пациента с психологическими факторами); конверсионные расстройства (c четкими и символическими проявлениями личностных особенностей пациентов и влиянием психотравмирующих факторов) и собственно психосоматические заболевания.

В целом в объяснении психосоматических заболеваний признается многофакторность – совокупность причин, которые взаимодействуют между собой. Основные из них:

– неспецифическая наследственная и врожденная отягощенность соматическими нарушениями (поломки хромосом, генные мутации);

– наследственная предрасположенность к психосоматическим нарушениям;

– нейродинамические сдвиги, связанные с изменением деятельности ЦНС – предполагается накопление аффективного возбуждения – тревоги и напряженной вегетативной активности;

– личностные особенности, в особенности – инфантилизм, алекситимия (неспособность воспринимать и обозначать словом чувства), недоразвитость межличностных отношений, трудоголизм;

– черты темперамента, к примеру, низкий порог чувствительности к раздражителям, трудности адаптации, высокий уровень тревожности, замкнутость, сдержанность, недоверчивость, преобладание отрицательных эмоций над положительными;

– фон семейных и других социальных факторов;

– события, приводящие к серьезным изменениям в жизни (в особенности у детей);

– личность родителей у детей – очень часто дети с психосоматикой имеют матерей с пограничными расстройствами личности; семейная дезинтеграция.

Есть у всех нас три тела – духовное, астральное и физическое, где духовное – это наши мысли и надежды, астральное – наши чувства и страсти, физическое – руки-ноги и все остальное. Здоровым можно быть, если все три тела находятся в гармоничном взаимодействии. Голова, как всем понятно, связана с телом духовным. Поэтому от тела духовного, от наших мыслей, чаяний и помыслов зависит наше здоровье. Поэтому здоровый образ жизни – это, прежде всего, быть в гармонии с Богом, миром, людьми и всем, что нас окружает.

Вся проблема духовной, психической и физической сфер нашего здоровья возникает из-за конфликтов нашей естественной биологии со средой обитания – современным образом жизни. Развитие научно-технического прогресса, урбанизация и глобализация создают конфликты с нашей естественной биологией. Наш организм обладает мощными адаптационными механизмами, которые рассчитаны на наше выживание как вида, так и индивидуума в различных условиях среды, будь то холодная вода, в которую можно упасть, либо стрессовая ситуация в нашей жизни.

Однако общее правило таково, что адаптация к внешним воздействиям требует затрат энергетических ресурсов и истощает нашу жизнеспособность, провоцируя заболевания и ускоренное старение. Здесь важно заметить, что возраст человека здорового соответствует возрасту по паспорту, поскольку состояние здоровья определяется энергетикой организма. И разница между нашим временем биологическим и нашим паспортным возрастом как раз и определяет общую степень заболевания – несоответствия состояния.

Духовное здоровье – это наши мысли и помыслы, и если они не конфликтуют между собой и с миром – то все хорошо. Человечество уже очень давно поняло это. Для нас важно, что жизненные энергии, без которых наш организм не может функционировать, втекают в нас в состоянии светлой радости и создают тот самый комфорт и благополучие.

Человек представляет собой сущность одновременно физическую, духовную и интеллектуальную. При этом наши физические данные, возможности и действия являются по большей части общими для всех высших приматов или даже для всех млекопитающих. Однако наша душа (в том случае, если мы признаем ее существование) является производной нашего сознания, интеллекта.

Одним из ключевых вопросов, которые в разные времена интересовали психологов, врачей, философов, религиоведов и т. д. является вопрос о соотношении психического и физического начал. Иначе говоря, речь идет о том, какое начало является первичным, а какое – вторичным.

Stefano Galeottti/flickr.com

Можно ли найти ответ на «вечный» вопрос?

В процессе перехода развития человека от биологического к историческому развитию, психика индивида переходит на новый, высший уровень — сознание человека, которое формировалось и совершенствовалось в процессе трудовой деятельности через развивающийся предметный быт духовной и материальной культуры.

Если говорить об истоках в истории, существует недостаточно исторических данных об отношении первобытных людей к связи психического с физическим. Есть предположение, что разницы между этими понятиями не существовало, как таковой. Суть индивида заключалась в его теле, которое, в свою очередь, связывало его с природой и окружающим миром, а также в том, что душа имеет физические свойства.

Следующий исторический этап в становлении психофизической проблемы приходится на времена античного мира. Широкую популярность имеет культ тела. Иными словами, на первое место ставят физические свойства, совершенные формы, т.е. тело первично. Ярким тому примером является шедевр античной культуры — статуя Аполлона, выполненная скульптором при дворе Александра Македонского и ставшая символом идеала мужской сущности. И в наши времена восхищаются изяществом скульптур Афродиты — греческой богини любви и Венеры — богини любви в римской мифологии.

В Средние века Запад находит духовное начало первичным, проводит границы между физическим и психическим началами, а иногда постоянно противопоставляет понятия души и плоти. В средневековый период развития человечества дух выходит на первое место, а представление о важности телесного отходит на второй план. Это находит свое отражение как в трудах известных богословов, которые призывают «смирять плоть», так и в бытовой жизни: к примеру, куда меньшее значение придается медицине, а священники зачастую играют в обществе роль, аналогичную врачам.

Хотя в указанные периоды выделялись понятия тела, духа и разума, теории и размышления носили не научный характер, а скорее неосознанный.

В XVII веке французский мыслитель Рене Декарт проводит научное противопоставление понятий материи и сознания как двух различных субстанций. Здесь можно наблюдать первые попытки современного научного подхода к проблематике, хотя в философии психика и тело были всегда дуалистично разделены. Тем временем, факты из научных исследований в купе с фактами обыденной жизни свидетельствуют о взаимосвязи физической и психологической функций. Разумеется, эти сведения потребовали теоретической интерпретации.

Исходя из дуалистической теории Декарта, выдвигаются еще две. Психофизический параллелизм полагает, что тело и душа — два равноправных начала, которые друг к другу не сводятся и являются противоположными. Теория взаимодействия, примерами которой является множество фактов того, что при психической реакции, к примеру, сильной эмоции, следует ряд физиологических изменений в организме, и наоборот, физиологические процессы оказывают влияние на изменение в психике. Но и саму закономерность физических явлений отрицать нельзя. С точки зрения Б. Спинозы, нидерландского мыслителя, объектом души индивида является его тело. Иными словами, понятие «сознание» зависит от понятия «объект».

Научно обоснованный подход

Новый, уже научно обоснованный подход к решению психофизической проблемы демонстрирует психология, которая, в свою очередь, состоит из нескольких течений. Основа поведенческой психологии заключается в сведении психического к физическому, иными словами, первично тело. В это же время большое внимание, в частности З. Фрейдом, уделяется переживаниям, перенесенным в детстве, которые, по мнению психолога, фиксируясь, вносят вклад в формирование личности взрослого человека. Одновременно сторонники бихевиоризма трактуют все, даже самые сложные психические процессы, как совокупность условных рефлексов, то есть в этом направлении «ударение» ставят на действия, как физический процесс. Всё последующее, имеющее отношение к психофизической проблеме, сводится к этим двум теориям.

Знаете ли вы, где в нашем теле живет душа? В сердце? В груди? А может она является частью разума?

Еще с глубокой древности люди пытались определить место, где живет душа, какой орган является для нее вместилищем.

Так славяне связывали понятие души со словом “дышать”. Человек жив, пока дышит. Наши предки свято верили в то, что самое ценное у человека находится в груди.

Душа рассматривалась как самостоятельная часть тела, но с более высокой вибрацией и способна перемещаться по всему телу, например, уйти от страха в пятки.

Китайцы были убеждены в том, что душа располагается именно в голове. Жители Вавилона верили в то, что вместилищем для души являются уши.

Разные научные теории по-разному трактуют место, где находится душа.

Является ли душа частью мозга?

Первая научная теория о том, где живет душа была выдвинута еще в 17 веке французским философом и математиком Рене Декартом. По предположению Декарта, душа располагается в эпифизе — единственном непарном участке головного мозга человека.

Эпифиз был открыт советским ученым Николаем Кобызевым.

Его последователи определили, что у детей до шести лет эпифиз по форме напоминает третий глаз с хрусталиком, фоторецепторами и нервными клетками как у обычного глаза. Затем запускается обратный процесс, и третий глаз атрофируется.

Исследования за много лет показали, что люди, у которых в зрелом возрасте эпифиз сохранил свою первоначальную форму, обладали даром ясновидения. О таких людях наши предки говорили “чувствует душой”.

Означает ли это, что душа является частью мозга?

В университете Джорджа Вашингтона ученые снимали энцифалограмму у пациентов, умирающих от сердечного приступа или от рака.

У всех умирающих за секунды до смерти показатели выглядели так, будто в мозгу произошел взрыв. Появлялись очень сильные подъемы электрических импульсов.

Ученые предположили что такой аномальный всплеск может свидетельствовать о выходе определенного количества энергии. Вдруг исследователям удалось зафиксировать выход души?

Место души — в сердце

Если душа живет в мозге, почему свои переживания люди связывают с сердцем? Быть может, именно сердце является вместилищем души?

В некоторых религиях считается, что именно

Благодаря наблюдениям ученых выяснилось, что на сороковой день после смерти разрушаются физические клетки человеческого сердца.

В 2012 году немецкие ученые проводили эксперимент с целью выяснить, в каком из органов человеческого тела находится душа.

Были приглашены сто добровольцев, испытывающих серьезные душевные переживания — разрыв отношений, ревность, безответную любовь.

Измеряли малейшие изменения пульса, дыхания, сердечного ритма и в течение нескольких часов показывали испытуемым видео с моментами из их прошлого.

Так пытались понять, какой орган выдаст микроимпульсы, которые бывают в результате стресса. То есть старались зафиксировать душевные проявления испытуемых и определить, где находится душа.

Определить, в каком именно органе находится душа, ученым в данном эксперименте так и не удалось.

Исследования показали, что во время сильных переживаний человек испытывает ноющую боль в передней стенке грудной клетки. Здесь находятся лимфатические системы и узлы, а также солнечное сплетение.

Ученые предположили, что в лимфатической системе есть определенный участок, который контролирует наши духовные качества. Поэтому во время сильных переживаний люди чувствуют сильную ноющую боль в области груди.

Но с таким выводом согласны далеко не все ученые.

Может ли быть кровь вместилищем для души?

Американские ученые убеждены в том, что именно кровь является вместилищем души.

Медиками фиксируются изменения не только в характере, но и во внешности людей, которым перелили чужую кровь. Увеличивается рост, вес, меняется форма ушей и подбородка.

Бывший военный врач Александр Литвин перенес переливание крови несколько лет назад.

Он потерял около трех литров и потерю возобновлять требовалось быстро. Группа крови у Александра оказалась редкой, четвертой, и нужного количества ее не оказалось.

Коллеги Александра сдали кровь. В результате он получил кровь от разных людей.

Он долго не понимал, почему его тело стало настолько меняться. Его рост увеличился после переливания крови на четыре сантиметра, а вес вырос на пять килограмм. Такой вес продержался у него около восьми лет.

У меня появились новые привычки и смутные воспоминания о событиях, которых в моей жизни никогда не было. Был еще интересный момент. В течении жизни мочка уха никогда не меняется. После того, как мне перелили кровь форма мочки моих ушей изменилась ”.

Неужели кровь является на самом деле вместилищем души?

Пересадка органов дает понимание о том, где на самом деле живет душа.

Физиологи из США в начале 2012 года наблюдали за группой пожилых пациентов, для которых донорам были молодые люди.

Общие показатели их жизнедеятельности после пересадки многократно возросли. Больше всего удивило врачей, что после операции у реципиентов меняются черты характера.

Анатолий Леонидович Усс, главный внештатный трансплантолог Белоруссии согласен с теорией о том, что с пересаженным органом пациенту может переходить и частица души.

“Любая ткань человека разумна. Поэтому пересаженный орган, попадая в чужеродную среду начинает проявлять свой характер ”.

Критики считают, что пациенты с пересаженными органами на подсознательном уровне чувствуют благодарность к донорам, поэтому заимствуют черты их характера.

Василию Ганзевичу в пятьдесят лет поставили диагноз — сердечная астма. Помочь ему могла лишь пересадка сердца.

После операции мужчина почувствовал себя гораздо моложе, начал уже через полгода с легкостью поднимать пятикилограммовые гири. У мужчины появилась любовь к спортивным играм. До операции он ничем не увлекался, даже не мог передвигаться самостоятельно, без посторонней помощи.

Изменился весь образ жизни Василия Ганзевича. Теперь ему предстоит заново узнавать себя.

Когда я узнал, что мне нужна пересадка, у меня был лишь один вопрос: а вдруг мне попадется сердце какого-нибудь бандита?

В штатах пациентов, нуждающихся в пересадке органов врачи предупреждают о возможном риске. И большинство людей соглашаются на жизнь с искусственным органом вместо донорского.

Неизвестно, что принесет с собой пересаженный орган кроме шанса на новую жизнь.

Где истинное место для души

Артем Луговой, врач — реаниматолог:

Нельзя забывать о ДНК. Она сама по себе высокоэнергетическая структура. Набор хромосом у всех одинаков, но благодаря ДНК мы все разные ”.

Получается, что душа человека живет не в отдельном органе человека, не в сердце, мозге, а наполняет каждую клетку организма. И в виде информации ее частичка может передаваться другому человеку вместе с любым из органов донорского тела.

Причина существования всех вещей

Сначала вопрос: зачем мы приобретаем разные вещи? Ответ очевиден: чтобы пользоваться ими! Мобильный телефон мы покупаем, чтобы общаться с удаленными от нас людьми; автомобиль – чтобы с комфортом перемещаться из точки «А» в точку «Б»; стиральную машину – чтобы облегчить труд стирки одежды и белья, и т.д. Говоря шире, у каждой приобретаемой нами вещи есть причина ее существования или, попросту, – цель. Любой предмет используется нами с определенной целью: общение, перемещение в пространстве, бытовые удобства и т.п.

Теперь посмотрим на вещи под другим углом зрения. Представляют ли они ценность сами по себе, то есть без нашего пользования ими? Никакой. Какой прок от выключенного телефона, лежащего на полке в салоне связи? Какая польза от машины, стоящей на стоянке? Лишь тогда эти вещи обретают смысл, когда мы вступаем с ними во взаимодействие. Когда мы берем в руки телефон, набираем нужный номер и говорим с абонентом. Когда садимся в кабину автомобиля, заводим двигатель, и трогаемся с места, чтобы ехать в нужном направлении. Когда запихиваем в стиралку грязное белье, вводим программу и включаем аппарат. Мы, люди – управляем вещами. Они повинуются нам, служат нам.
При этом мы мало задумываемся, как вещи работают. Да, мы в принципе знаем, как устроен автомобиль. Но когда человек едет в нем, сидя за рулем, он не думает о том, по какому принципу работает двигатель и трансмиссия, как происходит вывод отработанных газов. Его дело – вести машину. Говорящая по телефону девушка совершенно не разбирается в устройстве телефона. Если он вдруг забарахлит, она несет его в мастерскую. К чему я это все? А вот к чему.

Идеальный механизм для исполнения нашей воли

Попробуем посмотреть на себя со стороны. Что мы увидим? Конечно тело! Наше прекрасное, любимое нами тело: голова, туловище, руки-ноги. Мы все ассоциируем себя с нашим телом, мы немыслим себя без тела. Как это возможно? Я – это я, это мое тело. А что есть наше тело? Совокупность самых разнообразных органов, сосудов, нервов, тканей. Если быть точным – система органов, в которой все взаимосвязано и взаимообусловлено. Легкие наполняются воздухом, сердце качает кровь, желудок и кишечник переваривают пищу, печень ее фильтрует. Каждый орган выполняет свою функцию. И, заметьте – мы практически не вмешиваемся в этот процесс. Мы не отдаем команды сердцу биться с определенной частотой, не «рулим» процессом пищеварения и мочевыведения, не заботимся о развитии плода в матке. Все это делает наш мозг, но как он это делает, для нас – тайна за семью печатями. И, в принципе, нам это и не нужно знать. Наше дело – управлять своим телом, этой совершенной биологической машиной, идеальным природным механизмом.

Чувствуете аналогию с автомобилем, телефоном, стиральной машиной? Мы пользуемся ими, не задумываясь об их устройстве. Мы управляем собственным телом, а как оно работает, или, говоря попросту, как живет, – нам в большинстве своем неведомо.

Напрашивается вопрос: а кто управляет нашим телом? Вроде, ясно – наш мозг. Но мозг, в принципе, такой же орган, как сердце или селезенка. Он выполняет свою функцию в теле, пусть и одну из самых главных. Но кто управляет мозгом? Если представить, что наше тело – это автомобиль, то где тот водитель, который ведет машину в нужном направлении? Который заботится о том, чтобы машина работала исправно: заправлял ее бензином, менял масло, ремонтировал узлы и агрегаты? И мы поддерживаем жизнь своего тела: кормим его, поим, выгуливаем, купаем, одеваем, тренируем. Но это не меняет сути: мы пользуемся своим телом.

А теперь самое главное: с какой целью мы пользуемся своим телом? У любой вещи, как я сказал, есть цель, есть причина ее существования. У любого объекта во вселенной есть такая цель. Значит, и у нашего тела должна быть такая цель. Самому телу, как таковому, цель его существования понятна: повкусней кушать, послаще пить, помягче спать, «покруче» развлекаться; короче, покомфортей жить. Но напрашивается важный вопрос: а у «водителя» тела, ездока, «пользователя» – у него-то какая цель? Кто этот «водитель»? На этот краеугольный вопрос нашего бытия все религии в мире, во все времена отвечали: это наша душа.

Любой из нас, более-менее знакомый с христианством, знает, что душа – это то, что дает Бог каждому человеку при его зачатии. Человек рождается из утробы матери с телом, соединившим в себе начало матери и отца, и душой, данной Богом. Мы знаем, что душа вечна, бессмертна, неуничтожима, чего не скажешь о теле. Плоть, тело наше смертно, тленно, страстно, – в том смысле, что подвержена болезням и страданиям. В душе же заключена личность человека со всеми его мыслями, чувствами, переживаниями, побуждениями.
Так вот кто этот таинственный «водитель» нашего тела! Душа! Душа управляет телом, как водитель управляет своим автомобилем. Мозг – это своеобразная «телефонная станция», «компьютер», который передает команды различным членам тела действовать сообразно данной душой программой. Да, мозг хранит информацию о трудовых навыках, знаниях, полученных нами; мозг решает, как лучше использовать эти знания и умения, чтобы точно выполнить «задание» своего «командира» – души. Душа же и только душа отвечает за все свои «приказы».

Конечно, мы осознаем себя неотделимо от тела. Душа неотделима от тела. Другими словами, тело без души – не человек, и душа без тела – не человек. Такими нас создал Бог. Но с какой же целью? Опять, опять эта «ее величество» ЦЕЛЬ! С какой целью душа должна управлять телом? Тут начинается самое интересное.

Куда ты, тело?

Величие человека, его превосходство над прочими другими созданиями Божиими заключается в том, что в нем слились две ипостаси – земное тело и небесная душа. Тело нам дают земные мать и отец, и по смерти тело возвращается в землю. Душу дает человеку Господь, и по смерти тела бессмертная душа возвращается к Тому, Кто дал ее.
И вот тут-то и содержится основной закон нашей жизни, нашего предназначения. Цели нашего существования, если хотите. От нашей жизни на земле напрямую зависит вечная участь нашей души Там, за гробом, в Царстве Отца нашего Небесного. Таким образом, душа так должна управлять смертным телом, чтобы заслужить блаженство вечной жизни.
Это очень и очень сложно. Почему? Потому что желания нашей души часто не совпадают с желаниями нашего тела. А чтобы совпадали, нужны весьма серьезные усилия. Чего же хочет тело? Повторюсь: вкусно поесть, сладко попить, помягче поспать. Тело есть дитя земное, и его естественно тянет к земному, понятному ему. Небесная жизнь совершенно не понятна телу, оно ее не видела, не чувствовала, ее не с чем сравнить. А голос души нужно еще уметь слышать.

Ну да хорошо было бы, если бы мы удовлетворяли естественные потребности тела: голод, жажду, отдых, убежище. Увы, диавол, князь мира сего, постоянно толкает каждого из нас к удовлетворению потребностей противоестественных. Что это значит? Нашей природе естественно утолять голод и жажду, и противоестественно – переедать, лакомиться сладким, пить алкогольные яды. Естественно испытывать половое влечение, и противоестественно – распаляться блудной страстью: спать с кем попало, без разбору менять сексуальных партнеров, разжигаться похотью мужчин на мужчин и женщин на женщин. Диавол стремиться извратить нашу природу через разжигание противоестественных желаний или страстей. Что есть страсти? Это отравленные стрелы, наносящие раны нашей душе и нашему телу. Почему же мы поддаемся им? Почему мы вредим себе: курением, алкоголем, наркотиками, блудом, чревоугодием? Потому что: а) нашему телу нравится страсть, она доставляет чувственное удовольствие; б) мы привыкаем к страсти. Может, где-то мы и понимаем, что медленно убиваем свое тело, не говоря уже о душе, но остановиться ой как трудно! Диавол силен.
Стоп, стоп! А что же наш «водитель», наша душа? По идее она должна «рулить» телом, а получается наоборот, тело начинает управлять душой. То есть автомобиль перестает воспринимать действия руля и педалей, и, того хуже, начинает давать указания водителю, куда ему править. Телефон перестает нам подчиняться и начинает «жить своей жизнью»: сам по себе звоня неизвестно кому в 3 часа ночи, включаясь и отключаясь, когда ему «взбредет в голову».

Когда страсти полностью порабощают человека, когда телесные желания и устремления занимают все мысли человека, к тонкому голоску души никто не прислушивается. Или вообще, перестают верить в эту самую «душу». «Я ее не вижу, не чувствую, значит, ее нет». И что происходит в итоге? Если у вас окончательно сломался телефон, или он начал необратимо «глючить», что вы с ним делаете? Выбрасываете с десятого этажа, и он навсегда утрачивает бытие в вашем мире. То же самое происходит и с телом. Оно дано нам Богом для того, чтобы с его помощью душа завоевала себе вечную блаженную жизнь. А раз мы посвятили жизнь только тому, чтобы как можно полнее ублажить свое смертное тело, что мы пожнем, когда тело умрет и уйдет в землю? Душа-то останется жить. То есть наше сознание не угаснет, все мысли, чувства, желания и… страсти, – все будет продолжать жить. Вечно жить. Вот тогда начнется кошмар. Страсти жгут нас, требуя удовлетворения, а орудия этого удовлетворения, – тела, уже нет! И чем больше страстей, чем они сильнее укоренились в нас, тем ужаснее мучения. Вот что называется «попасть в ад». Ну, а что же задумал о нас Господь? Неужели Он создал нас, чтобы предать вечным мукам?

Что ты хочешь, душа моя?

Цель человеческой жизни здесь, на земле – заслужить жизнь вечную. Человек как личность неуничтожим. Он призван к высшей форме бытия, – к бесконечной жизни, к богоподобию, к сближению со своим Создателем, вечном общении с Ним. Тело дается душе во временное пользование, с одной целью, – используя таланты, способности, умения, навыки, знания начать приближение к Богу. Земная жизнь наша – это экзамен. Сдадим его – получим в награду вечную радость. Провалим – вечные мучения.

Каким образом сдать этот самый главный экзамен нашей жизни, ясно изложено в Евенгелии. В помощь нам – Святое Предание Церкви, опыт Святых Отцов, живое общение с людьми, достигших высот в духовной жизни.

Надо понять для себя раз и навсегда: душа – первична, тело – вторично. Тело – орудие в руках души, это «лошадка», которая везет душу в рай. Да, лошадка эта строптива, она пытается свернуть с нужного пути, пытается подчинить себя возничего. Вот, где она, духовная борьба: тело требует своего, она тянет душу к земле. А душа напротив, тянется к Небу и тянет туда и тело. Душа понуждает тело к молитве, посту, хождению в храм, поклонам, добрым делам. Перед глазами души ясная цель, изложенная Иисусом Христом в Евангелии: Царство Небесное. И она направляет к Нему и тело.

Но душа наша не брошена «на произвол сатаны». Во всех делах, так или иначе приближающих душу к Небу, ей помогает Сам Господь Бог. Бог сильнее сатаны. Сатана ничего не может сделать без воли или попущения Божия. Как бы ни был силен лукавый – он лишь тварь. Гнусная тварь, хотящая вечной погибели человека. Лживая тварь, соблазняющая людей воздушными замками и песочными городами. Точно сказал Ф.М. Достоевский: «Бог борется с сатаною, а поле битвы – душа человека». Бог всегда готов придти на помощь человеку, если тот от всей души попросит Его об этом. «Господи, помоги, погибаю! Страсти жгут, потуши их! Соблазны душат, избавь меня от них!»

Церковь учит, что основное условие вечного спасения человека – это осознание им своего бессилия, своего несовершенства, невозможности сделать что-либо для своего спасения без помощи Божией. Осознав все это, увидев в себе бесчисленный песок грехов и страстей, и воззвав в покаянии к Богу, человек может получить от Него спасение. Все остальное – молитвы, Таинства, добрые дела, милостыня – это средства вспомоществления человеку в его борьбе со страстями и грехами.

Трудна духовная жизнь, жизнь в Церкви. Трудна потому, что душе необходимо постоянно подчинять себе тело. Так же, как наезднику нужно обуздывать необъезженного коня. Наш «конь» постоянно рвется на «волю», чтобы отдаться страстям своим. И трудно наезднику удержать такого «коня», трудно направить его в нужную сторону. Но иного пути у нас нет. Главное, что Бог нам в помощь. Бог каждому желаем спасения, каждому готов помочь. Осталась малость: наше собственное желание.

Есть такие люди, которым хочется докопаться до первопричины всего сущего. Они задают себе вопросы, которые других не волнуют, так как, на их взгляд, не имеют никакого практического применения. Что первично – душа или тело? Что вообще такое – душа? Какая связь существует между душой и телом?

Ответы на эти вопросы, раскрытие этих абстрактных категорий помогают этим людям почувствовать, что в жизни есть смысл. Системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет их обладателями и полностью удовлетворяет их нехватку в познании устройства человека и мира. В частности, она дает ответы на следующий вопрос: почему мы видим мир таким, как привыкли видеть, а не иначе?

Иллюзия первая: чувство собственной единственности

Душа и тело человека тесно взаимосвязаны, примерно в той же степени, как органы в одном организме. Просто душа, она же психика – это «орган», который не виден. Несмотря на это, и физическая часть человека, и метафизическая живут в единой системе и определяют друг друга. О психосоматике – влиянии душевного состояния на здоровье – известно с давних времен. А работает ли этот механизм наоборот? Определяют ли особенности тела наши психологические ощущения?

Человек с момента рождения и до самой смерти ощущает только самого себя. Свой голод и холод, свою радость и боль. Некоторые способны сострадать состоянию другого человека, однако выйти за границы замкнутой капсулы собственного тела невозможно. Каждый ощущает себя отдельным от других, испытывая кажущуюся автономию. Это «условие игры» есть одна из причин первого и очень важного психологического переживания – чувства собственной единственности.

Фоном каждого человека сопровождает чувство одиночества. Это «проклятие» наложено природой нашего физического тела.


Однако такое восприятие реальности – иллюзия.

Тело, действительно, у каждого человека – отдельная, замкнутая система. Но психически мы не обособлены, а напротив, связаны в единый «организм» коллективным бессознательным – одним на всех людей.

Иллюзия вторая: сначала получаю, потом отдаю

Существует еще одна особенность тела, которую мы проецируем и на психологические аспекты. Каждым человеком живут желания и в физическом плане, и в душевном. Для удовлетворения телесного желания сначала нужно потребить вовнутрь, чтобы отдать наружу. То есть сначала прием воды и пищи, а потом очищение, получение энергии для действия. И никак иначе.

В психике же этот принцип перевернут с точностью до наоборот. Чтобы удовлетворить психическую нехватку, сначала нужно сделать усилие, то есть отдать, и только потом приходит наслаждение. Иными словами, сначала нужно совершить созидательное действие, а удовольствие нахлынет во время процесса и после.

Таким образом тело, привыкшее получать – есть, пить дышать, спать – вводит человека в заблуждение. И если мерить одним аршином душу и тело, то этим можно сломать себе судьбу. Ведь стремление получать удовольствие только для себя, внутрь, ничего не отдавая телом и душой, лишает человека наслаждения от жизни.

Так стоит ли жить по принципам ограниченного и конечного тела или сменить фокус на бескрайние просторы бессознательного?

Реальность как она есть

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, психика человека складывается из векторов – врожденных групп желаний и свойств. Всего в природе их восемь, у современных жителей больших городов, как правило, в среднем от трех до пяти.

Телом человек рождается, условно говоря, совершенным: у всех плюс-минус одинаковый набор органов и частей тела. А вот психика одного человека, его индивидуальное бессознательное – это лишь фрагмент. Условно говоря, душой каждый из нас – элемент, составляющая одного целого – коллективного бессознательного.

Один человек, например, рождается с . Он шустрый, ловкий, расчетливый – никогда свою выгоду не упустит. Другой человек с , точная его противоположность – неспешный, внимательный к деталям, усидчивый и с энциклопедической памятью – обожает учиться и учить других.

Зрительный человек рождается с мощной эмоциональной амплитудой в диапазоне от страха до любви. Он жить не может без путешествий, искусства, ярких эмоциональных переживаний. Его «старший брат» – человек со звуковым вектором. Тихий, любящий быть в тишине, темноте и одиночестве, размышляющий о мире и о себе: «В чем смысл жизни?»

Люди разные. Рождаются с различными или похожими наборами векторов, получают в детстве разное развитие, в дальнейшем проходят разный жизненный путь… Однако каждый присутствует своей психикой, словно кусочком мозаики, на общей картине бессознательного. И все мы своими состояниями влияем друг на друга.

Выживают люди только вместе. Человек – вид социальный. Именно поэтому понимание особенностей строения и развития психики вида дает человеку огромные преимущества в жизни.

Гармония души и тела

Несмотря на то что знания эти не о материальном, все же они совершенно практичные, позволяющие кардинально изменить качество жизни человека.

Иллюзии мировосприятия, сформированные телом, в любом случае влияют на качество жизни человека, даже если он не догадывается об их существовании. Одни всю жизнь живут с чувством тоски, непреходящего одиночества, до абсолютного отчаяния. Другие сокрушаются, что не могут взять от жизни всё – ищут источник ощущения счастья, радости, удовлетворения и не могут найти, не понимая основных принципов строения и работы психики, не осознавая, что живут иллюзиями.

Найти связи между душой и телом, между нашими желаниями и возможностями – значит избавиться от застарелых проблем, обрести радость жизни. Получить такой результат может каждый человек, если в полной мере раскроет все тайны бессознательного. Узнает природу каждого вектора и механизмы взаимодействия векторов между собой. Определит свой векторальный набор и, соответственно, свое место, свой смысл в этом мире.


На это решились уже десятки тысяч человек, которые оставили о положительных результатах. Вот три из них:

«Всемирные заблуждения. В нашем мире существует очень много неверных установок и заблуждений, которые приходят к нам в голову и ограничивают наше развитие. В процессе тренинга происходит переосмысление, осознания причин и исправления неверных установок и заблуждений, подхваченных за жизнь от других добросовестно заблудившихся. В качестве примера приведу одну установку, которую нам вешают психологи от псевдопсихологии, называется она так – люби себя, наплюй на других, нанося этим вред людям. Верная установка – возлюби ближнего своего, как самого себя. На тренинге происходит процесс понимания, почему это так, а не иначе, идет осознание причин и не вызывает никаких противоречий».

«Спасибо за возможность почувствовать больше счастья в этой жизни, почувствовать вкус жизни во всех её проявлениях. Почувствовать саму жизнь и прикоснуться к тому, что мы называем смыслом жизни. Сказать с уверенностью, что бог есть. Увидеть красоту там, где до этого её было трудно разглядеть. Взглянуть на окружающих ясным, открытым взором.

Спасибо за возможность чаще улыбаться. Просто от понимания других людей. Спасибо за возможность познать мир, в котором мы живем, заглянув в душу человека. Принять мир другого человека, как свой, почувствовать его желания, увидеть мир его глазами, разделить его страдания, не пройти мимо в трудную минуту – это и есть настоящее счастье!»

«Я жил в каком-то нереальном, придуманном мной мире. Жил иллюзиями, не имеющими никакого отношения к реальной жизни. Сейчас оглядываюсь назад и испытываю страх от понимания того, к чему все это могло привести.

Проблемы, вернее, то, что я раньше называл проблемами, теперь таковыми не являются. Совершенно поменялся взгляд на них, они перестали для меня существовать. Я сейчас четко дифференцирую свои состояния, свои желания, чувства и мысли. Понимаю их корни. Сейчас я знаю себя как никогда раньше, и это ни с чем не сравнимый кайф!»

Познакомиться с собой поближе можно уже на бесплатном онлайн-тренинге « ».

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »