Крутицкое подворье. Крутицкое патриаршее подворье Крутицкое подворье история

В 1272 г. на Крутицах были построены и освящены храм Петра и Павла и при нем монастырь, известный как Крутицкое подворье Сарайской и Подонской епархии. После ослабления могущества Золотой Орды епископ Сарайский и Подонский Вассиан в 1454 г. перенес свою кафедру из Сарая на Крутицкое подворье. После этого началось создание в Москве Крутицкой епархии. Крутицкая епархия была одной из самых больших: в ней было около 15 монастырей, 907 храмов и около 650 тысяч прихожан. За период с 1454 по 1788 гг. Крутицкой епархией управляли 38 епископов и митрополитов. Наиболее известные: епископ Вассиан (1454-62) - основатель Крутицкой епархии, епископ Варлаам (1583-87), восставший против Бориса Годунова и сосланный в Новгородский Антониев монастырь, где и скончался. В 1664 г. главой епархии стал митрополит Павел II - покровитель науки и художественных ремесел. Он заложил основы сегодняшнего архитектурного облика Крутицкого подворья.

Во второй половине 17 века на Крутицах были построены новый Успенский кафедральный собор с зимним храмом св. апостолов Петра и Павла, Святые ворота с надвратным изразцовым теремком (на данный момент являются основным сокровищем Крутицкого подворья и постоянно подвергаются набегам со стороны вандалов), митрополичьи палаты, крестовая палата с домовым Никольским храмом, Успенские и Воскресенские переходы, приказные и сушильные палаты. При митрополите Павле II на Крутицком подворье был посажен "Крутицкий вертоград" - один из первых регулярных садов в Москве (сейчас делаются попытки его восстановить). В подвалах Успенского и Воскресенского храмов хоронили умерших митрополитов и епископов Крутицкой епархии. В смутное время, когда поляки оккупировали Кремль, Успенский кафедральный собор стал главным Собором Всея Руси, где ополченцы Минина и Пожарского целовали крест на клятву изгнать поляков из Москвы или умереть. В процессе секуляризации Крутицкая епархия в 1788 г. была упразднена. Успенский собор стал приходским храмом, остальные его здания отдали под казармы. В 1812 г. Крутицкое подворье пострадало от наполеоновских вояк, горело и утратило былую красоту, предлагали даже его снести. В 1833-68 гг. была произведена частиная реставрация.

С наступлением 1917 г. начались новые беды подворья, в 1920 г. был закрыт Успенский собор. Использовали его под склады, общежития. Перестроили митрополичьи палаты. Появилась гауптвахта доблестной Красной армии. На защиту Крутицкого подворья встал архитектор и реставратор Петр Дмитриевич Барановский. Под его руководством в 1949-79 гг.были проведены многие реставрационные работы. Его труд и забота отмечены Русской православной церковью, на Крутицком подворье в память о нем установлена памятная доска. В 1992 г. Крутицкое подворье вернули церкви с наречением его Патриаршим Крутицким Подворьем. На подворье созданы Центр Всецерковного Православного Молодежного движения, библиотека, издательский отдел. С апреля 1992 г. возобновлены богослужения в храме Воскресения Словущего, а с апреля 1993 г. - в храме св. апостолов Петра и Павла.



После постройки нового Успенского собора старый собор, построенный в 1516 году, был перестроен в Крестовую палату с церковью Воскресения. Эта церковь играла роль домовой церкви при палатах митрополита. Однако в 1788 году Екатерина II своим именным указом упразднила Крутицкую епархию. Успенский собор был преобразован в приходскую церковь, а остальные здания подворья были переданы военному ведомству и заняты под казармы. Воскресенская церковь при этом была закрыта и перестроена.



Успенский собор. Нынешнее здание собора имеет два этажа. Нижний ярус с теплым храмом святых апостолов Петра и Павла сооружен в 1667-1689 гг. и освящен 29 июня 1699 г. Верхний (летний) храм с главным Успенским престолом сооружен в 1700 г. Придел преподобного Сергия, игумена Радонежского, устроен в 1895 г. В 1693-94 гг. сооружены Крутицкий теремок и крытые Воскресенские переходы, ведущие от митрополичьих покоев в главный Успенский собор. Митрополичья палата (дворец Крутицких митрополитов) — сооружена в 1655 г.

Нынешнее здание Воскресенской церкви состоит из подвала с захоронениями Крутицких митрополитов, подклета и верхнего яруса, датируемого серединой XVIII века. Северный придел святителя Николая устроен в 1516 году. В 1719 г. Крутицкий ансамбль дополнен Набережными палатами.

http://www.patriarchia.ru/db/text/1160429.html



Храм Успения Пресвятой Богородицы, что на Крутице, находится близ Спасской заставы, угол Крутицкой улицы и 1-го Крутицкого переулка. Около 1300 г. св. Даниил, князь Московский (1263-1303 гг.) построил здесь подворье для приезжающих в Москву архиереев, из которых первым был грек Варлаам.

Около 1454 г. на Крутицу была перенесена кафедра епископов Сарских и Подонских. Их епархия была учреждена в 1262 г. среди татар в г. Сарае; в XIII ст. она была увеличена местностями по Дону. Впоследствии ее пределы не раз изменялись, а с 1764 г. она стала официально называться «Крутицкою и Можайскою». Вследствие распоряжения 17 июня 1788 г. епархия эта была закрыта, ее церкви распределены между соседними епархиями, а архиерейский дом с землею и с постройками на ней стал принадлежать коллегии экономии, потом военному ведомству; здесь расположились Крутицкие казармы.

До 1682 г. на Крутицах известен один храм. Сначала он был деревянный, но в настоящее время сохраняется полуразрушенное (в 1816 г.) каменное здание. Его архитектурные особенности: есть подклет, есть узкие притворы с запада и с севера, нет алтарного полукружия, окна верхнего света прорезают пяты сводов. Эти особенности в связи со временем переселения Сарайских епископов на Крутицу позволяют отнести постройку каменного храма к концу XV ст. Так как архиереи обыкновенно погребаются в их кафедральных соборах, то в подклете древнего Крутицкого храма есть надписи о погребениях 1499, 1544, 1583 и 1602 гг., а также 1759 г.

В XVIII ст. этот храм известен с именем Воскресения Христова, имел придел Николая чудотворца, был крестовою архиерейскою церковью. В XIX ст. он утратил своды, главы и кресты и был складочным местом для бумаг и оружия при казармах.

С 1682 г. строился новый кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, называвшийся, в отличие от Кремлевского «Малым» Успенским собором. После закрытия Крутицкой кафедры этот собор обращен в приходскую церковь. Она имеет два этажа. Нижний, где находится престол во имя апостолов Петра и Павла, построен так же, как нижняя церковь Заиконоспасского монастыря, т, е. с особенно толстыми стенами и с отнимающими много пространства столбами, назначенными поддерживать тяжесть верхнего этажа. Надписи на стенах свидетельствуют об архиерейских погребениях 1688, 1701, 1712 гг. Верхняя Успенская церковь освящена 23 июня 1689 г.

При переделках, бывших в 1700, 1738 и 1823 гг., расширены некоторые окна, изменена форма средней главы, с трех сторон устроена закрытая галерея, пристроено северо-западное крыльцо. В 1895 г. 2 июля освящен придел преп. Сергия, устроенный в южной галерее.

Успенская церковь была соединена с архиерейским домом крытым ходом по особой, доныне сохранившейся стене, через надвратный теремок. Этот последний, замечательный по своей выдающейся красоте, построен, судя по архитектуре, около самого конца XVII ст.

Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока» Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.



Самым известным - после Успенского собора - элементом ансамбля Крутиц является Крутицкий терем. О нём писал ещё историк Н.М. Снегирёв в 1852 году. "Через терем, прежде Крутицкие Владыки ходили из своих палат в соборную церковь и, как говорит предание, летнею порою из окон они преподавали собравшемуся у ворот народу благословение, разделяли нищим милостыню и любовались ненаглядным величием и красою златоглавой Москвы". Снегирёв приписывает строительство терема митрополиту Павлу III, однако в действительности святые ворота с теремом над ними были возведены уже при митрополите Евфимии, в 1693-1695 годах.

Строили Крутицкий терем зодчий Осип Старов и каменных дел мастер Ларион Ковалёв. А знаменитый изразцовый декор внешней стороны ворот принадлежит, по-видимому Степану Иванову (Полубесу). Изразцы, которыми сплошь заткана обращённая во двор стена Крутицкого терема, делают его похожим на большую нарядную печь в боярской палате. К эпохе Снегирёва Крутицкий теремок подошёл в неприглядном виде. Он очень пострадал и в пожаре 1737 года, и в 1812 году. "Прежде над теремом, - писал историк, - была крутая черепичная кровля, которая соответствовала стилю ворот, но после Троицкого пожара... она сделана плоская железная. На внутренних стенах двух подъездов изображённые фресками лики разных святых в иконном стиле ХVII века недавно забелены известкою". Кроме того, из двух проездных арочных проёмов в середине ХIХ века остался один; второй был "закладен". В 1868 году городская управа обратила внимание на бедственное положение памятника и распорядилась реставрировать его "в первоначальном виде".

Повторная реставрация терема проводилась накануне Первой мировой войны, а в ХХ веке он чуть было не стал жертвой строительной халатности: близ него проложили канализацию, потревожившую фундаменты древней постройки, и она стала заваливаться набок. Угрожающий падением "хлам" хотели разобрать, и лишь вмешательство П.Д. Барановского спасло Крутицкий теремок от разрушения. Вот, кстати, свидетельство Барановского о системе переходов второго этажа (терем включён в неё), связывающего митрополичьи палаты и Успенский собор: "Интересным художественным архитектурным памятником в Крутицах являются и так называемые переходы второго этажа, состоящие из тридцати арок красивого рисунка, поддерживаемых круглыми короткими колоннами... Они проходят вдоль всего северного фасада митрополичьих палат и связывают их с Воскресенской церковью и Успенским собором, то есть объединяют основные здания всего комплекса в одно живописное целое".

Реставрация Крутицкого терема и переходов завершилась в целом к 1970-м годам. Тогда же реставрировались и архирейские палаты, строительство которых было предпринято митрополитом Павлом в 1665 году (не исключено, что на более ранних фундаментах). На протяжении существования митрополичьи палаты не раз перестраивались. Опись, составленная при передаче Крутицкой кафедры в Московское епархиальное ведомство, фиксирует, в частности, следующие черты здания: "покои каменные в два этажа", "покрыты тесом с красною краскою", "над домом... полукружный фронтон с балясами". Упоминаются также примыкавшие к основному зданию "архирейские покои летние зеленые двухэтажные, низ каменный, верх деревянный, на два отделения... одно соснового, другое липового дерева".

У П.Д. Барановского (статья "Крутицкий дворец в Москве и его реставрация" в альманахе "Памятники Отечества" за 1972 год) о "покоях летних зеленых" читаем следующее: "Набережные палаты Крутицкого комплекса, или Зеленые хоромы, по описанию ХVIII в., расположены у западной границы владения на крутом обрыве к Москве-реке. Их сооружение относится ко времени Петра I, когда в 1718 г. было запрещено каменное строительство в связи с обстройкой Петербурга. Как было установлено архивными исследованиями, раскопками и изучением остатков в натуре, здание состояло в надземной его части из трёх палат, средняя из них была сенями, а по бокам - две другие. Из сеней каменные лестницы вели в белокаменные подвалы, расположенные под двумя боковыми палатами. Палаты в соответствии с их назначением назывались Поваренными палатами. Над этими каменными частями сооружения в 1757 году бригадой плотников во главе с Евстафием Князевым были построены Зеленые хоромы - деревянные жилые помещения для архиреев. Эти хоромы соединялись деревянными переходами с основным зданием митрополичьего дома, а с другой стороны, по верху ограды, был переход в сад с беседкой и в березовую рощу".

В 1812 году бывшие архирейские покои горели, после чего их переоборудовали для нужд военного ведомства. Так в набережных палатах в 1834-1835 годах, когда Крутицкое подворье находилось уже на "казарменном положении", содержался под стражей А.И. Герцен. В митрополичьих палатах разместились "квартиры воинского начальника и других служащих при казармах" - при этом зданию словно нарочно придали самый скучный вид из возможных. Впрочем, пряничный декор ХVII века, наверное, действительно казармам был не нужен. Уже в 1970-1990-е годы наиболее значительные памятники реставраторы восстановили. Сейчас Крутицы выглядят вполне благоустроенно, причём не только центральная часть подворья с Успенским собором, переходами, теремом и митрополичьими палатами, но и тесно заставленные деревянными домами-старожилами ближайшие улочки. Время здесь как будто остановилось...

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам", Выпуск №272, 2017 г.

October 8th, 2014

Крутицкое подворье было основано в XIII веке как резиденция епископов Сарайской и Подонской епархии. В годы татаро-монгольского нашествия в столице Золотой Орды, городе Сарай-Бату, была учреждена православная епархия, вероятно, хан с уважением относился к чужой вере и не препятствовал церковному окормлению уведённых в полон русских людей. Подворье на крутом берегу Москвы-реки (Крутицах) стало тогда временным пристанищем епископов.





1943-1944 гг.: https://pastvu.com/p/20089

Первый храм Петра и Павла в Крутицком подворье был построен ещё в 1272 году по велению князя Даниила Московского. Княжеское село Крутицы стояло на очень важных для Москвы древних путях, ведущих в Коломну и Рязань. Позднее, когда могущество татаро-монголов стало ослабевать, Крутицы стали постоянной резиденцией епископа Сарского и Подонского. Первым иерархом, получившим титул епископа Крутицкого, стал Преосвященный Вассиан. В XVI веке с учреждением патриаршества на Руси епископ Сарский и Подонский Геласий был удостоен сана митрополита, после смерти он обрёл последний приют на Крутицком подворье в крипте под нынешней Воскресенской церковью.

В 1612 году через Крутицы проходили ополченцы Минина и Пожарского, в Успенском Соборе они клялись освободить Москву от иноземных захватчиков или положить свои головы. Тогда подворье было настолько разграблено польскими оккупантами, что князь Пожарский написал о его "последнем оскудении и разорении".

Но тот же XVII век стал веком возрождения и расцвета Крутицкого подворья, ставшего одним из центров духовного просвещения России. Митрополит Павел II основал в Крутицах библиотеку, здесь монахи трудились над переводом книг Священного Писания с греческого на русский язык, позднее сюда перевели духовную семинарию Вяземского монастыря.

При владыке Павле в Крутицах появился один из первых в Москве декоративных садов с фонтанами и диковинными растениями. В 1665–1689 годах был возведён новый Успенский собор, а древний Успенский храм перестроен в большую крестовую палату. В 1693–1694 годах сооружены Крутицкий теремок и крытые переходы, ведущие от митрополичьих покоев в главный Успенский собор. По преданию, из окон этого теремка Крутицкие архиереи благословляли собравшийся на площади народ, любовались видом Москвы, а также раздавали милостыню нищим. В 1719 году ансамбль дополнился набережными палатами. Помимо священников в штате подворья числились ключари, певчие, псаломщики, пономарь, исполатчики, посошники, орлейщики, кафедрщики, сторожа.

С упразднением патриаршества исчезло и право Сарских и Подонских архиереев именоваться митрополитами. В 1764 году здания Крутицкого подворья, за исключением Успенского собора, были переданы военному ведомству. Десятилетиями здесь квартировали различные воинские подразделения. А Крутицкому Успенскому собору положено было быть приходской церковью при оставлении из соборных служителей лишь одного священника.

Во время наполеоновского нашествия храмы были разорены и осквернены, уничтожен иконостас, пострадали фрески на стенах. Впрочем, и после изгнания неприятеля и окончания Отечественной войны над архитектурным ансамблем висел дамоклов меч. В 1816 году по приказу московского главнокомандующего Толмасова началось переоборудование Воскресенской церкви под казармы и конюшни, и только вмешательство императора остановило разборку храма.

Реставрационные работы проводились в Крутицах в 1833–1868 годах при участии известных архитекторов Евграфа Тюрина и Константина Тона, но подворье так и не вернуло былого величия. После Великой Октябрьской социалистической революции и вовсе начались гонения на священников, службы в Успенском соборе прекращены, церковная утварь разграблена. Успенский собор был перестроен под общежитие Московского военного округа. В 1936-1938 годах храм Воскресения перестроили под жилой дом, а на месте кладбища устроили футбольную площадку.

Только в 1947 году начались работы по реставрации Крутицкого архитектурного ансамбля, которые возглавил Петр Дмитриевич Барановский. В 1960-1980-е годы здания подворья занимали различные организации: Общество охраны памятников, филателистический отдел Главкниги, экспериментальные специальные научно-реставрационные производственные мастерские Общества охраны памятников (ВООПИиК), филиал Государственного Исторического музея. Храм Петра и Павла некоторое время использовался как клуб. Но, помимо учреждений культуры, на территории по-прежнему размещалась Московская гарнизонная гауптвахта. В 1953 году в ней содержался арестованный Лаврентий Берия.

С 1991 года постройки Крутицкого подворья стали возвращать Русской Православной Церкви. Запущенная территория благоустраивалась, только с бывшего кладбища вывезли почти сто самосвалов строительного мусора. Возрождение духовной жизни древнего подворья началось с апреля 1992 года, когда в Воскресенском храме было совершено первое после перерыва в несколько столетий богослужение. Когда храм открылся для верующих, у него ещё не было крыши, а подняться на второй этаж можно было только на строительном лифте.

В Успенском соборе художники-реставраторы открывали старинную настенную живопись, скрытую под слоем побелки и краски. Купола покрыли медью, старые кресты заменили на новые, позолоченные. Резной иконостас храма, покрытый сусальным золотом, был выполнен артелью вятских мастеров. Художники заново расписали алтарь и арку, в антикварном магазине были приобретены иконы. Шатровое крыльцо и кровля крутицких переходов также нуждались в ремонте. В набережных палатах открылись трапезная и приходская библиотека. На территории поставили новые фонари и скамейки, а вот булыжная мостовая XIX века была сохранена.

Ещё в 1991 году Крутицкое подворье было передано в распоряжение Всецерковного Православного молодежного движения, позднее преобразованного в Синодальный Отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви. Указом патриарха Алексия в ведение Отдела были переданы храмы подворья и его гражданские постройки.

С многовековой историей Крутицкого подворья можно ознакомиться на сайте:
http://www.krutitsy.ru/

Добраться сюда можно пешком от метро "Пролетарская". Во дворах крутицкого Вала и 2-го Крутицкого переулка сохранилась дореволюционная деревянная и кирпичная застройка.


Крутицкий Вал. 1965 год: https://pastvu.com/p/54720


1-й Крутицкий переулок. 1955-1965 гг.: https://pastvu.com/p/66740

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Крутицах (1665–1689 гг.) с нижним храмом Петра и Павла, построен Осипом Старцевым. В 1895 году к собору добавлен придел святого Сергия Радонежского. Успенский собор из красного кирпича достигает высоты 29 метров, его венчает традиционное пятиглавие, символизирующее образ Господа нашего Иисуса Христа в окружении четырех евангелистов. Это самое большое сооружение Крутицкого ансамбля. Ко входу в притвор ведет крытая лестница на столбах, к храму примыкает шатровая колокольня "о шести пролетах". Интересная особенность храма в том, что луковичные главки также выложены из кирпича.


1882 год: https://pastvu.com/p/20068


1955-1960 гг.: https://pastvu.com/p/71564


1965-1968 гг.: https://pastvu.com/p/19525

По кирпичам с маркировкой видно, какие постройки были реконструированы


А это на память от служивых из внутренних войск, дембелей 1992 года

Крутицкий теремок и Воскресенские переходы (1693–1694 гг.), соединяющие палаты и собор, облицованы с внешней стороны многоцветными поливными изразцами. При сооружении теремка использовано примерно 1500–2000 изразцов, изготовителем которых предположительно был мастер Степан Иванов. Святые ворота украшены фресками с изображениями Успения Пресвятой Богородицы, Спасителя и некоторых святых. Строительные работы велись под наблюдением выдающегося русского зодчего XVII века Осипа Старцева и каменных дел мастера Лариона Ковалева.


Крутицкий терем. 1884 год: https://pastvu.com/p/24574

Храм Воскресения Словущего на Крутицах (Крестовая палата), построен в 1650-е годы на фундаменте начала XVI века. Нынешнее здание Воскресенской церкви состоит из подвала с захоронениями Крутицких митрополитов, подклета и верхнего яруса. Северный придел святителя Николая устроен в 1516 году.


Храм Воскресения, перестроенный под жилой дом. 1985 год: https://pastvu.com/p/154869

Митрополичьи палаты (1655-1670 гг.) представляют собой двухэтажное кирпичное здание со стенами толщиной 115-120 сантиметров, к южному фасаду здания примыкает изящное крыльцо 1727 года. На первом этаже, очевидно, располагались хозяйственные и иные служебные помещения, на втором - парадные и жилые. Здание отреставрировано П.Д.Барановским.

Набережные палаты (1719 г.) долгое время использовались как воинские казармы и место содержания арестантов. В одном из зданий Крутицкого подворья в 1834 году находился в заключении философ Александр Герцен, арестованный за вольнодумные социалистические идеи.


Набережные палаты. 1982 год: https://pastvu.com/p/147439

Корпус митрополичьих приказов (Приказные палаты) второй половины XVII века с братскими и певческими кельями. Позднее здание занято под воинские казармы, с 1922 года называвшиеся Алёшинскими. В советское время палаты занимала гарнизонная гауптвахта, выведенная отсюда в 1996 году. Сейчас здесь находятся административные помещения Синодального Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви.

Крутицкое подворье – так называется небольшое местечко в Таганском районе Москвы, недалеко от станции Пролетарская. – это исторический памятник архитектуры 16 века. Название его происходит от слова «Крутицы», которое обозначало в древности возвышенности на левом берегу реки Москвы ниже устья Яузы.

Я узнал об этом месте совершенно случайно, блуждая по просторам Интернета, прочитал на сайте www.intomoscow.ru . Некоторые фото для этого рассказа взяты также оттуда.

Доехать до подворья несложно. Как я уже говорил, находится оно на ст.м. Пролетарская. Из метро выходите на 3-й Крутицкий переулок, идёте по нему минут 5, затем по подземному переходу через Новоспасский проезд, слева виден Новоспасский монастырь. В него также вход свободный. Мы решили, что зайдём туда на обратном пути.

Нам осталось пройти ещё пару минут по 3-му Крутицкому переулку до Крутицкой улицы. Это маленькая неприметная улочка, ориентиром может служить красное здание музея Воды в её начале. Дальше идёте по ней вверх и там уже увидите церкви и другие строения подворья. Точный адрес - Крутицкая улица, д.4а.

Главный храм подворья – Малый Успенский собор , был построен в 1667-1689 гг. В него можно войти по высокой лестнице, и хотя дверь закрыта, лестница будет хорошим местом для фотографирования. В 1950-80гг. подворье было реконструировано, и сейчас вы можете увидеть его таким, каким оно было в древности. Любителям старины здесь точно понравится. Моя девушка как раз из таких, и она была довольна увиденным в подворье. Стены зданий, не тронутые рукой современного штукатура, погружают в атмосферу 16 века. Так и кажется, что вот-вот и из-за поворота покажется карета, как те, что в , и выйдут люди в старинных одеждах.

Мы приезжали сюда весной, и попали как раз на цветение вишен. На территории подворья есть небольшой вишнёвый сад. Он находится в отличном состоянии. Видно, что за деревьями ухаживают, заботливо белят стволы и обрезают засохшие ветви.

В Крутицах был заточён протопоп Авакуум перед его проклятием в 1666г. В период правления советской власти здесь располагались военные казармы, есть спорное мнение, что в Крутицах содержался Л. П. Берия.

Сегодня два известных режиссера - Павел Лунгин и Андрей Эшпай- снимают фильмы о жизни Ивана Грозного, а в Московском Кремле проходит выставка "Вера и власть" об эпохе Ивана Грозного.

А. Эшпай работает над 16-серийным телефильмом о "грозном" царе. Съемки идут на Крутицком подворье. Оно чудом уцелело в модернизированной Москве. Красная кирпичная кладка свидетельствует о ХVII веке. К территории подворья примыкает бывшее здание тюрьмы, где гримируются артисты, занятые в фильме. Артистов гримируют по несколько часов, особенно царя: "время было бородатое".

Погода меняется ежечасно: то надвигается туча, то выглядывает солнце. "Только что был световой режим", - озабоченно говорит Андрей Эшпай. Мы идем в теплый вагончик, где Андрей Андреевич рассказывает о своем проекте.

Почему для фильма выбран образ Ивана Грозного из всей истории России? Почему информация о царствовании Ивана Грозного востребована в наше время и сейчас вы и Павел Лунгин снимаете фильм об Иване Грозном?

Фильм Павла Семеновича Лунгина о взаимоотношениях митрополита Филиппа, которого играет замечательный артист Олег Янковский, и царя Ивана Грозного.Что важнее: христианские заповеди или интересы власти? Это определенный отрезок жизни, причем яростный. Филипп пошел на христианский подвиг, с надеждой остановив Грозного в период опричнины.

- А на чем базируется ваша концепция?

Иван Васильевич прожил 54 года. Это сильная одаренная натура. С другой стороны, это человек - легенда, он - наполовину вымышленная фигура. Мы снимаем для канала "Россия" 16 серий. Иван Грозный - фигура чрезвычайно противоречивая, важная для истории России. Он был сложен для общения с окружающими. Русское Средневековье, которое мало было показано у нас в кино, - сложнейший этап, который и должен быть отражен в кино. Средневековье - максимальное проявление всех свойств человека - от самых благородных до самых дьявольских. Все, что есть в человеке, в средние века было выявлено максимально. Иван Грозный хотел распространения православия по всей Европе, чтобы оно стало доминирующей религией. Это было его очередным безумством, так как это было невозможно. Реализация идеи обернулась человеческими жертвами.

- Ваша версия: почему Иван впал в безумие?

Умерла царица Анастасия, первая его жена, ушел из жизни митрополит Макарий, который был канонизирован. Иван остается один. От этого стал еще больше погружаться в религию.

- Почему раньше к этой теме не обращались?

Никто не предлагал. Реализация темы Средневековья, безусловно, требует затрат. Российский кинематограф только-только начал зарождаться. Работая над фильмом, вольно или невольно держишь в уме современную жизнь. Остается проблема объединения страны, борьба с сепаратизмом. Такая деталь, как глашатай, который объявлял приказы на улице при царе, связана с нашим временем: глашатай - современный диктор. Для меня сегодняшнее мое занятие - изучение времени. С точки зрения жестокости времени ХХ век был более жестоким, чем XVI. Просто в XVI веке все было на виду, хотя такого количества оружия, как в ХХ веке, не было. И второй момент: долгое время в Советском Союзе поколения были воспитаны на том, что история начинается с 1917 года. Чтобы двигаться вперед, надо погрузиться в прошлое, разобраться, что было там.

- Как, на ваш взгляд, религиозность Ивана Грозного сочеталась с тиранством?

Когда он остался один, то еще больше стал погружаться в религию. Тогда были иные параметры отношений, было совсем другое понимание мира и отношений к миру, к боли, к смерти.

- Как вы относитесь к разговорам о канонизации Ивана Грозного?

Есть такие разговоры. Они меня не очень интересуют, это вопрос внутрицерковный. Я глубоко в эту материю не погружался. Но в то же время человек с другими качествами не смог бы объединить Русь: надо было обладать чрезвычайной личностью, чтобы объединить сильных людей, держать вместе бояр.

- Сколько актеров играют Ивана Грозного?

Грозного-мальчика, цесаревича, играет сын Макаревича - Иван, в нем есть сходство, неистовость, эмоциальность. Саша Дементьев - актер удивительной внутренней пластики, в нем есть обаяние, с другой стороны, жесткость и большой возрастной диапазон. Он играет зрелого царя Ивана Грозного.

- Почему в фильме играют малоизвестные актеры?

Да, снимаются актеры немедийные. Я исходил из того, чтобы эта работа заново открыла то время и новые лица. Мне важно не просто актерское пополнение - хотелось создать такую эстетику фильма, чтобы открылись новые лица. Эта попытка соединить пышность костюмов с психологизмом актеров.

- Трудно было найти в Москве натуру?

XVI век - здания из красного кирпича. Такие найти трудно. Крутицкое подворье - островок культуры того времени. Снимали еще под Москвой, в Алабино.

- Какие у вас отношения с фильмом об Иване Грозном Сергея Эйзенштейна, снятым в сороковые годы?

Мой Грозный должен быть гораздо сильнее раскрыт изнутри...

И, пользуясь случаем, еще один вопрос: вы возглавляете жюри фестиваля Белорусского национального фильма? Чем вас радует или огорчает этот фестиваль?

Это фестиваль чисто внутренний, белорусский. Фестиваль проходит в Бресте. Он очень интересный и содержательный. Мы дали главный приз Галине Адамович за потрясающий фильм. Национальное белорусское кино постепенно становится на ноги.

Актриса Мария Шашлова , исполнительница главной роли Анастасии, рассказывает:

Я работаю в студии театрального искусства под руководством С. Женовача. В кино снимаюсь впервые. Очень долгими были пробы. Тогда много говорили о роли. Историки расходятся в отношении образа Анастасии. Кто-то приписывает ей большое влияние, но ясно одно: жизнь царя очень изменилась после ее смерти.

Актер Александр Демидов , исполняющий роль Ивана Грозного, дополняет:

Мой герой - глубоко мечущийся человек, на него влияла несомненно та обстановка, которая сложилась в его детстве, - предательства, убийства. Так что просто назвать его зверем никак нельзя. Если бы у Ивана Васильевича был выбор, он ни за что не стал бы царем... Ему постоянно приходилось решать проблемы - на Русь наступали враги. Грозный побил ливонцев, взял Казань, объединил страну. Главный вывод, который я сделал во время съемок, - России и сегодня нужно заглянуть внутрь себя.

Москва – очень древний город, о чем свидетельствует наличие в его границах множества старинных построек, относящихся еще к 12-16 векам. Одной из таких является Крутицкое подворье со своими мощеными улочками, деревянными домами, шикарными церквями. Оно просто дышит богатой историей и позволяет гостям окунуться в удивительную атмосферу средневековья.

История Крутицкого подворья

По официальным данным, эта достопримечательность появилась в 13 веке. Говорят, что в 1272 г. князь Даниил Московский велел учредить здесь монастырь. Есть и другая информация, согласно которой инициатором строительства якобы был некий старец из Византии – Варлаам. Когда Золотая орда правила на территории Московии, это место было отдано под подворье для епископов Подонского и Сарского.

В средние века тут велись активные строительные работы. Имеющиеся здания были дополнены двухэтажными митрополичьими палатами и Успенским собором. До 1920 г. здесь проводили богослужения и принимали паломников с разных уголков страны. Несколько раз храмы грабили и поджигали то французы, то поляки. После окончания Октябрьской революции они вообще перестали работать, и все ценное, что еще в них оставалось, было вывезено.

В 1921 году в Успенском соборе обустроили военное общежитие, а спустя 13 лет его передали в жилищный фонд. Старинное кладбище, расположенное на территории этого музейного комплекса, было засыпано, а на его месте разбили футбольное поле. И только после распада Советского союза, в 1992 году, Крутицкое подворье приобрело статус музея и вновь начало принимать паломников.

Описание основных построек

Крутицкое подворье относится к архитектурным памятникам 17 века. В этот ансамбль входят следующие достопримечательности:

  • Терем со святыми вратами, который в царские времена был сильно поврежден при пожаре и в дальнейшем подвергся реконструкции. Его фасад щедро декорирован поливными изразцами, придающими облику строения сказочности. По некоторым данным, из окон этого домика епископы подавали милостыню нищим.
  • Митрополичьи палаты. Они расположены в 2-х этажном здании из кирпича. Вход внутрь осуществляется через крыльцо с южной стороны. К нему примыкает массивная лестница с более чем 100 ступенями, белыми керамическими балясинами и поручнями. Толщина стен этого строения равняется более чем метру. На первом этаже в свое время располагались жилые комнаты, подсобные и служебные помещения.
  • Успенский собор. Это самое яркое и ценное здание в ансамбле Крутицкого подворья. Оно имеет высоту более 20 м и венчается классическим пятиглавием, ассоциирующимся со Спасителем. Материалом для него послужил красный кирпич. Перед входом в парадную находится крытая лестница, спрятанная за массивными столбами. С одной стороны здание соприкасается с шатровой колокольней. В XIX веке тут регулярно звонили мощные колокола. Стены украшены тремя изображениями, посвященными празднику Крещения Господня, Благовещения Богородицы и Рождества Христова. В начале 20 века старые деревянные кресты были заменены на позолоченные, а купола собора покрыты медью.
  • Воскресенская церковь. Состоит она из трех ярусов подвала, подклета, второго этажа и нескольких боковых башен. На нижнем уровне покоятся здешние митрополиты. До 1812 года стены храма были украшены росписями, от которых почти ничего не осталось после пожара. Спустя несколько лет начался разбор здания, в ходе которого частично были разрушены склепы. В 19 веке здесь состоялась небольшая реконструкция. Особый интерес представляют обновленные ступенчатые оконные ниши под галереей. Этим Воскресенская церковь похожа на соседний Новоспасский монастырь.
  • Крытые переходы из покоев митрополитов в Успенский собор. Их общая длина составляет примерно 15 м. Они были сооружены на Крутицком подворье в период между 1693 и 1694 гг. Из окон достаточно длинного открытого коридора доступен красивый вид на внутренний дворик.
  • Нижний Петропавловский храм. У входа в него установлен крест с изображением Христа. Само здание включает в себя два этажа. Внутри, в центре главного зала, имеется обновленный иконостас с многочисленными иконами Девы Марии и других святых.