Что в современной жизни осталось от язычества. Современные языческие религии евразии. Языческие, родноверческие общины и творческие проекты

(с) «У славянского язычества и РПЦ одна аудитория»
Если бы еще несколько десятилетий назад штатному пропагандисту научного атеизма из общества «Знание» сообщили, что сотни жителей мегаполисов почитают Перуна и Сварога, проводя обряды перед их резными изображениями, тот покрутил бы пальцем у виска и тут же донес в КГБ. Сегодня это реальность: обратите внимание на молодых людей с рунами и коловратами в виде татуировок или принтов на черных футболках, в один клик можно найти сотни роликов о славянском неоязычестве, а группы верующих есть во всех крупных городах России.

В этом и парадокс - на протяжении столетий язычество стойко держалось в сельской местности, уступая христианству право быть религией горожан. Сейчас же львиная доля его приверженцев живет именно в городах. Что собой представляет славянское неоязычество? Кто становится его приверженцами и откуда они черпают знания о том, как верили наши предки тысячу лет назад? Способно ли неоязычество стать реальной политической силой и почему дошедшие до нас из седой старины крупицы в нем щедро сдабривают написанным в 1990-е суррогатом? Об этом «Обзор» подробно поговорил с автором лекций по современному язычеству - преподавателем Русской христианской гуманитарной академии, кандидатом исторических наук Дмитрием Гальциным :

Почему в наше время с его диджитализацией и искусственным интеллектом все больше людей практикуют язычество, возвращаясь в «детство человечества»?

По моему убеждению, современное язычество как живая религиозность является продуктом современности. Сформировать из огромного количества различных культовых практик, мифологий, пантеонов и философских систем некую общую область с единым, так сказать, знаменателем, противопоставив ее другим « мировым религиям », можно было только при наличии, собственно, « мировых религий », в первую очередь христианства.


Для верующего привлекательность обряда важнее его исторической "достоверности.

Чтобы это начинание не было уничтожено господствующей религией, необходима была минимальная гарантия свободы совести и слова (потому язычество появляется не на исламском Востоке, а на христианском Западе, уже перешагнувшем рубеж средневековья). Чтобы довольно сложные идеи древности были усвоены достаточным количеством людей, необходимы были соответствующие медиа и грамотное население. Наконец, чтобы возникла идея о некоем идиллическом прошлом, куда можно вернуться хотя бы на время ритуала, необходима достаточная критическая дистанция по отношению к современности и определенная художественная культура, которая предоставит эстетическое воплощение.

Кстати, как вы относитесь к самому термину «неоязычество»?
Знаю, что даже в научной среде он воспринимается неоднозначно.

Я не очень люблю термин неоязычество, потому что только в XX веке впервые возникают люди, согласные сами себя называть язычниками , возникает язычество как религиозное самоопределение. Прежде никто себя так не называл, а главное - не чувствовал себя частью одной общечеловеческой религиозной стихии. Сегодня же, при всех своих внутренних расхождениях и даже конфликтах, последователь, например, литовской религии « Ромува » скорее увидит близкого по духу человека в российском родновере, чем в соплеменном католике. В той культурной реальности, к которой обращаются современные язычники - реальности античного полиса, раннефеодальной Руси, Скандинавии эпохи викингов и тем более племенной « доистории » - вообще не существовало религии как сферы жизни в нашем современном понимании.

Несомненно, там налицо большинство компонентов « религиозного », к которым мы привыкли: есть культ, есть пантеон и зачастую довольно развитые представления о богах и прочих сакральных персонажах, существует институт служителей культа, есть свои специалисты по самым разным религиозным и магическим вопросам. Но все это, по-видимому, совершенно не дифференцировалось в сознании в отдельную идентичность, не было чем-то, с чем человек готов был себя ассоциировать в первую очередь.

Именно поэтому древние типы религиозности на большей части земного шара оказались поглощены и вытеснены « новыми », или, как их чаще называют, « мировыми » религиями , в которых появилась собственно религиозная идентичность, не зависящая от прочих идентичностей и их рядом с собой допускающая. Современный мир это мир идентичностей. Люди стремятся « изобрести » себя, выбрать свою собственную среду, окружение, свою собственную систему ценностей. Язычество в этом смысле - одна из опций, связанная с рядом ценностей, о которых я говорил выше - ностальгическое любование историческим прошлым, тяга к Природе (что бы под ней ни понималось), стремление к « духовному », которое выходит за рамки конвенционной религиозности. Поскольку практически все разновидности современного язычества отказываются жестко предписывать своим последователям набор вероучительных или этических положений, здесь также предполагается достаточно высокий уровень самостоятельного религиозного творчества со стороны практика. Такая активная позиция, позиция, если угодно « искателя » и даже « изобретателя » - очень современное явление, которое мало связано с главным принципом традиционного общества - консервативным конформизмом.

В этом отношении славянское неоязычество отличается от аналогичных западных культов?

Славянское язычество в литературе часто относят к « реконструкционистскому » типу - это значит, что главной целью здесь считается « возрождение » религиозных практик славянских народностей эпохи раннего средневековья. Аналогичные движения существуют во всем мире. Славянское современное язычество имеет достаточно длинную историю в таких странах как Польша, Чехия и Украина - в России, как ни странно, оно появляется только во второй половине XX века. И этому есть причины: « славянство » для таких наций, как чехи, поляки и украинцы было символом борьбы за освобождение, культурное и политическое, а в России оно с XIX века, в связке с « православием » и « самодержавием », было встроено в имперский дискурс - религиозная ниша тут была уже занята.

Если говорить о социальном портрете российского язычника, кто он?

Как указывает в монографии один из исследователей Роман Шиженский, современное славянское язычество пока еще малоизучено: отсутствует корпус эмпирических сведений, собранных в процессе полевых исследований. Но на основании тех данных, которые уже получены социологами, можно утверждать следующее: славянское язычество, как и другие виды современных язычеств - религия горожан . Чаще всего, это горожане образованные, имеющие среднее специальное или высшее образование, работающие более или менее по специальности. В 1990-е годы однозначно говорили о научно-технической интеллигенции как о характерной среде для распространения языческой идентичности. Про политические пристрастия сказать довольно сложно, но в целом, славянские язычники так или иначе ценят автохтонное и традиционное выше, чем глобалистское и революционное, поэтому вряд ли среди них можно найти сторонников глобализации.

Когда в 1990-е годы формировались группы славянских язычников в России, практически все они заявляли симпатии к имперской государственности и воспринимали распад СССР и появление в России капитализма, общества потребления, как катастрофу. Часто это было связано также с приверженностью политическому коммунизму и почти всегда - с национализмом различной степени тяжести. Этот период истории язычества оказался отраженным в научной литературе и популярных обзорах язычества (втч прессе), и это обстоятельство до сих пор служит славянским язычникам довольно плохую службу: с тех пор многое изменилось, и сегодня уже нельзя говорить о том , что славянское язычество - религиозное продолжение агрессивного национализма. Уже в 2000-х годах основные силы развивающегося славянского язычества были направлены « внутрь » - на развитие религиозных картин мира, практик, построение связей между язычниками и их группами . Политическая риторика к 2010-м годам практически исчезла.


Збручский идол на фоне миниатюрю «Игрища славян» из Радзивилловской летописи XV века

Недавно патриарх Кирилл выразил обеспокоенность повышенным интересом к язычеству спортсменов и военнослужащих, в том числе спецназовцев. Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор также сообщил о «проявлении элементов язычества» среди кубанского казачества. На ваш взгляд, почему люди именно этих категорий интересуются язычеством?

Про спортсменов, военных и казаков могу сказать только, что эти страты традиционно ассоциируются с консервативными взглядами. В сегодняшней России « консервативный » скорее означает политически правый. Славянское язычество, завязанное на представлении о важности этнического, несомненно, хорошо сочетается с подобными симпатиями. Важен также момент этико-эстетический: в славянском язычестве очень развита « воинская » тематика, прославляется как высшая ценность защита отечества, а зачастую и просто война с « не нашими», «мужские » ценности - физическая сила, храбрость, доминирование. Часть славянского языческого ритуала зачастую -потешные бои или активные спортивные игры состязательного характера. На родноверческих праздниках физическое действие вообще преобладает, а словесная составляющая (главный компонент ритуала « больших религий ») ей в целом подчинена. Понятно, чем такая « телесная » религия может приглянуться людям, ориентированным по роду деятельности на физическое действие.

Однако высказывания любых церковных должностных лиц по этому поводу нельзя воспринимать иначе, как факт внутрицерковной жизни: церковный язык гибок и метафоричен, и, например, « неоязычеством » можно назвать практически что угодно, с чем данный иерарх не согласен. В своем высказывании патриарх Русской православной церкви Московского патриархата Кирилл обратил на связь спорта и язычество такое внимание, что некоторым российским язычникам показалось, что он спорт к язычеству приравнял.

Нужно помнить, что славянские язычники, наверное, единственные настоящие оппоненты РПЦ (МП) в религиозном поле, потому что ориентированы как раз на ту аудиторию, к которой обращается современная православная церковь в России - это русские люди, для которых важна их « русскость », их « историческая память » и « традиции ». Я ставлю эти слова в кавычки, потому что в данном контексте воспринимаю их как пропагандистские концепты. Страх православных функционеров перед славянским язычеством, на мой взгляд, вызван тем, что последним удается даже успешнее чем православию разыграть эти три козыря - в конце концов, в славянском язычестве все это совершенно явно функционирует как сакральное само по себе. При этом в обычной жизни интерес православных к современному язычеству явление довольно частое. Я сам был свидетелем ситуации (дело было на публичной лекции в одном из питерских вузов), когда православный монашествующий, в полном согласии с присутствующими здесь же славянскими язычниками (судя по всему, « ведистами »), говорил о том, что русское православие органично вобрало в себя древнюю веру предков, и даже подарил выступавшему лектору гвоздь, на шляпке которого выбит солярный символ (это действительно аутентичный магический артефакт с русского Севера) в знак признательности.

Если античные мифы мы изучаем еще в школе, а с мировоззрением древних германцев можем познакомиться по средневековым эпосам, то с восточнославянским культом источников не так много. Обычно его противники приводят в качестве аргумента - покажите хотя бы один источник о язычестве Древней Руси (за исключением уже христианских летописей и «Слова о полку Игореве»), существовавший раньше второй половины XX века. Сегодня мы действительно не знаем, как верили и совершали обряды в дохристианской Руси, какой был пантеон?

По сравнению с античными культурами, все данные, которыми мы обладаем о дохристианских верованиях Европы, скудны. Славянам повезло даже меньше, чем кельтам и германцам - если в Ирландии и Исландии христиане проявляли к старым преданиям известный интерес и даже их записывали (пусть и подвергая цензуре), в славянских землях положение было другим. Источников мало, все, что мы можем из них почерпнуть - имена богов, отдельные элементы ритуала и единичные культовые предписания.

Последователь, например, литовской религии «Ромува» скорее увидит близкого по духу человека в российском родновере, чем в соплеменном католике

Однако скудость источников свидетельствует скорее о силе дохристианских традиций на протяжение средневековья. О язычестве было бессмысленно писать, потому что оно по-прежнему окружало жителей Древней Руси. Если же говорить о западнославянских землях, то там борьба с язычеством была также войной за германизацию, частью феодально-церковного Drang nach Osten . Тем не менее, реконструкция пантеона и верований славян возможна , как это показывает богатейшая исследовательская литература по этой теме с XVIII века до наших дней. Помимо письменных источников, здесь невозможно обойтись без археологии, данных исторической лингвистики, фольклора, антропологии, кросс-культурных исследований. Картина, которую мы получим на выходе, будет, безусловно, только наброском. Тем не менее, в этом смысле, любая древняя религиозность для нас в значительной степени книга за семью печатями. Даже античная религиозность, о которой мы столько знаем, далеко не так хорошо нам понятна, как многие предполагают.

Еще расхожее благодаря христианству представление о язычестве - его кровавый характер и необходимость жертвоприношений. Как современные язычники относятся к этим обрядам древности и обходятся без жертв?

Нелишне также упомянуть, что еврейская религиозность вплоть до II века также была сосредоточена вокруг кровавых жертв - жертв тому самому Богу, которого христиане считают также своим. До сих пор кровавое жертвоприношение сохраняется в исламе и, насколько я понимаю, в армянском христианстве. Мне кажется, это и здесь в первую очередь связано с определенным экономическим укладом.

Ряд исследователей говорят о «фэнтезийном язычестве», не связывающим себя необходимостью хотя бы примерно соотноситься с древнерусскими реалиями. Почему приверженцы этого направления крайне некритичны к источникам, принимая на веру не только религиозные новоделы, но и расхожие мифы фолк-хистори, альтернативной хронологии?

Потому что религиозное поведение человека довольно опосредовано связано со сферой научной рациональности. Куда важнее не фактическая « достоверность » истории, а ее привлекательность для практика. Говорят о том, что в 1990-е годы доверие к откровенным фейкам в области славянских древностей было связано с чудовищной неграмотностью людей, ими интересовавшихся, их низким образовательным уровнем. Однако, мы видим, что многократно «разоблаченные » мотивы « фэнтезийного язычества » пользуются популярностью и сегодня, когда доступен огромный объем информации о том, что мы достоверно знаем о древних славянах. Это значит, что подобные версии истории, мифологии, подобные религиозные тексты находят отклик в душах их « потребителей ».

Яркий пример - «Велесова книга», которая, несмотря на то, что, подавляющее большинство, как я думаю, славянских язычников признает ее подделкой, тем не менее, в целом продолжает влиять на движение. Характерный для ритуальных текстов современного славянского язычества стиль - я бы назвал его « псевдоархаическим » - во многом был задан именно этим произведением (а не, допустим, манерой репрезентации древнерусской речи в произведениях советского искусства). Мне уже приходилось говорить, что я вижу здесь определенное влияние Велимира Хлебникова и близких к нему некоторых «архаизирующих» поэтов-футуристов, стремившихся в начале XX века создать новый старый язык, вернув его к магическим, первобытным корням.

Несмотря на скепсис ученых и даже многих верующих, "Велисова книга" продолжает влиять на славянское неоязычество

Что касается псевдоистории, то здесь срабатывает потребность иметь « свою » историю славян и/или русских, которая бы позволяла легитимировать языческую религию. В официальной, клишированной версии отечественной истории язычество воспринимается как нечто « снятое », оставленное в прошлом, как нечто, с чем покончено раз и навсегда . Основной импульс славянского язычества - как раз в несогласии с таким видением истории. Соответственно, сообщество стремится обрести свою историю - учитывая, как мало мы знаем о дохристианской религиозности славян, откровенное изобретение прошлого в этом смысле представляется рабочей альтернативой.

Есть ли у российского неоязычества шанс вырасти в достаточную крупную и единую структуру, способную влиять на общественные и политические процессы, стать идеологией значительной части россиян? Почему?

Мне кажется, это невозможно. Ни сейчас, ни в будущем. Язычество по своему характеру - протестная религия, религия меньшинства. Можно вместе с Павлом Носачевым говорить о « маргинальной религиозности ». Язычество существует не столько в устойчивых общинах, сколько в амофрной «культовой середе » (cultic milieu), по Колину Кэмпбеллу. Политические возможности такой среды как отдельной группы ограничены - тем более, туда неизбежно будут входить люди разных социальных групп с разными интересами в социальной, экономической и политической сферах.

«Идеология » - это в первую очередь четкая и связная программа, касающаяся того, что люди хотят видеть вокруг себя, какие изменения в мире им нужны. Славянских язычников объединяет любовь к этническому - но эта любовь может проявляться в диаметрально противоположных, скажем, политических позициях. Так, для одного родновера, это выльется в имперство, в мечты о территориальной экспансии России, для другого - в обожание локального, верности «малой родине ». Один славянский язычник может быть последовательным ксенофобом и считать любые отношения (а тем более брачные) с «неславянами » религиозным преступлением, а другой, наоборот, стремиться к созданию нового этноса и даже новых религиозных традиций на основе синтеза славянской традиции и традиций других народов России (и даже зарубежья). Есть славянские язычники, воспевающие научный прогресс и его технические достижения, а есть совершенно все это отвергающие и ратующие за «отказ от цивилизации». Все оправдывают свои позицию теми же самыми исходными установками.

Совместные проекты различных славянских языческих общин сейчас направлены в большей степени на выработку единого смыслового поля, в котором можно решать собственно религиозные задачи - демаркация жречества и «мирян» , унификация источников традиции, правила взаимодействия между различными языческими группами и механизмы репрезентации славянского языческого сообщества в СМИ и в интернете. О централизованной выработке единой идеологии речи не идет.

С развалом Советского Союза термин "язычество" у нас стал приобретать всё большую и большую популярность. Самым большим скачком популярности стали последние 5-8 лет, - годы стремительного развития интернет-технологий, и интернет-ресурсов. Появилось множество людей, которые стали называть себя язычниками. Современное язычество стало субкультурой, а быть язычником стало вроде как модно.

В различных соцсетях появилось огромное количество сообществ, посвященных язычеству, а группы смежных тем (например, эзотерические группы) стали всё больше и больше уделять этому внимание. Интерес людей возрос и продолжает расти. В большей степени язычество привлекает людей с патриотическими чувствами, тех, кто любит свою землю, страну, Родину. Однако почему эти люди не интересуются традиционным для нашего региона Православием? Не всех патриотов увлекает язычество, но многих.

После снятия запрета на религиозность люди получили возможность веровать во что угодно или не веровать вообще. Кто-то открыл для себя Православие, кто-то - иные религиозные конфессии и культы, однако многие решили заняться поиском дохристианских верований. Всё от того, что у них нет уважения к Православию, и последнее потеряло всякий авторитет в их глазах. Поэтому в народе настолько сильны антиклерикальные настроения, а к православию относятся, как к какому-то иудейскому проекту, специально созданному для порабощения славян и других народов. Такова официальная позиция современного язычества.

Когда я учился в школе, в какой-то момент я начал интересоваться чем-то метафизическим, ну оно и понятно: рано или поздно человек задаёт себе такие вопросы. На книжной полке у себя дома я обнаружил книжку, посвященную астрологии, различным знакам зодиака, их описаниям и прочему. Склонность моего ума и предрасположенность к "гуманитарщине" вызвала большой интерес у меня к этому занимательному чтиву. Я стал изучать описания различных знаков зодиака, запоминал их, чтобы уметь получать информацию о том или ином человеке, знать, чего от него можно было ожидать и какой у него характер, подбирать друзей по этому принципу или наоборот, кого-то избегать.

Я всерьёз уверовал в астрологию и считал, что эти описания на самом деле соответствуют действительности, и с их помощью я могу узнать о человеке что-то лишь по дате его рождения. Моя голова долго была забита этой ерундой, но после большого опыта изучения людей по такому принципу опытным путём я пришёл к выводу, что эти описания неверны и что каждое из них может быть справедливо для любого из 12 знаков зодиака. Так я утратил веру в астрологию, и не потому, что мне кто-то сказал, а потому, что сам разобрался в этом лженаучном учении.

А еще я был жутко суеверным и всерьёз верил в то, что приметы работают: если сделать то-то и то-то, то у тебя будет успех в том-то и том-то - и это, как мне казалось, работало! Верил, что если я проведу определенный ритуал (например, не здороваться через порог, посмотреть в зеркало перед выходом, присесть "на дорожку" и т.д.), то меня обязательно будет ожидать успех или хотя бы не будет ни каких разочарований сегодня и неприятных ситуаций. Ибо неприятные ситуации могли бы сильно разочаровать меня и вызвать стресс, чего мне очень не хотелось, как и большинству нормальных людей. И поэтому, в силу своей умственной слабости, я прибегал к таким сомнительным методам борьбы с ними. Я веровал в языческую астрологию и имел языческие формы верования - суеверия . Я был настоящим язычником!

"Что же придумали искони старики или старухи? Они решили, что ребенка до шести недель нельзя выносить, ни показывать постороннему, иначе-де его тотчас сглазят. Это значит, другими словами: дайте новорожденному покой, не развертывайте, не раскрывайте, не тормошите и не таскайте его по комнатам, а накрывайте слегка совсем, и с головою. Вот другой подобный случай: не хвалите ребенка — сглазите." В. И. Даль. "О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа".

Становясь взрослее, интересуясь различными естественными науками, а также изучая религии, я понял, что та модель верования и попытка объяснить те или иные вещи (предсказать их, повлиять на них) является примитивной, детской, недоразвитой. Это простейшая попытка объяснения чего-то метафизического, запредельного.

Я был язычником, но не был приверженцем современной языческой субкультуры "Родноверие", которая сейчас так популярна. Не был по одной простой причине: я ничего не знал про это и мне не откуда было взять такую информацию, хотя Родноверие уже существовало. Если бы я рос в современный период, со всеми этими гаджетами, соцсетями и таким насыщенным интернетом, то я бы, возможно, заинтересовался бы этим явлением. Однако мои взгляды эволюционировали раньше, задолго до моего знакомства с Родноверием и современным язычеством.

Т.е. находясь на той ступени развития моих взглядов, я был падок на различное непознанное, эзотерическое. Меня привлекало это таинственное и неизведанное. А, что если я смогу познать что-то такое из умных книжек и научиться делать что-то такое, чего не умел? Вполне разумное и здравое желание. Язычество очень привлекательно тем, что предлагает лёгкие пути решения вопросов, однако эти пути на практике оказываются неверными и тупиковыми. В молодом возрасте человеку хочется всего, сразу и побыстрее, вот поэтому языческие элементы так привлекательны для очарованных ими молодых людей.

Почему многие люди увлекаются язычеством в зрелом возрасте? Очевидно, что они находятся на ранней стадии развития своих взглядов и только-только пришли к этому. Мне повезло, и я заинтересовался этим еще в школе, однако многим так не везёт, и они приходят к этому в более позднем, зачастую зрелом возрасте. Огромная часть из них тоже в итоге эволюционирует и перестаёт быть суеверными, перестает верить в астрологию, гороскопы, целителям и колдунам, в порчу и сглаз, в приворот и отворот, в различные вуду-культы, черных кошек, карты таро и прочу херомантию. Однако многие продолжают придерживаться своих верований, упорно не желая признавать объективную критику неоязычества.

Родноверие или славянское язычество?

Родноверие - это окультуренная форма языческих воззрений, попытка построения на языческом фундаменте некой субкультуры, попытка объединения людей в общество в рамках языческих воззрений. Родноверие - это современное язычество славян, а точнее, лиц из постсоветского пространства славянской внешности. Аналоги Родноверия существуют в разных частях света. В Скандинавии - это Асатру, в Великобритании - Друидизм, в Латинской Америке - потомки коренных народов пытаются возродить их верования (Майя, Ацтеки, Инки и т.д.). Официально языческой страной является Индия.

Родноверие (Родная вера, Родоверие, Родолюбие, Родобожие) - новое религиозное движение-реконструкция неоязыческого толка, провозглашающее своей целью возрождение славянских дохристианских обрядов и верований. Родноверы проводят обряды "очищения"и "имянаречения", в результате которых получают новое имя." Википедия.

Родноверие - это неоязычество, именно "нео", т. е. новое. Однако родноверы претендуют на то, что их конкретные верования аналогичны с верованиями славянских племён до принятия христианства на Руси. И что они хранят и возрождают старую веру. Однако это не соответствует действительности: вера дохристианских славян и вера современных родноверов - не одно и тоже!

Если Родноверие - это субкультура, построенная на языческих воззрениях, то помимо него существует еще огромное количество язычников, которые не относятся к родноверам. Однако их круги пополняются стремительными темпами. Имея языческие взгляды, человек рано или поздно натыкается где-то в соцсети на публикацию материалов интересных, на его взгляд, и отвечающих его мировоззрению. Он решает присоединиться к сообществу, пусть и виртуально, но де-факто став членом этого общества. Т.е. это если бы я в том своём школьном возрасте листал бы интернет и наткнулся на такие материалы - они явно меня бы заинтересовали. Признаться честно, лет 5-6 назад, изучая интернет, я натыкался на материалы неоязычников, и они были мне симпатичны. Однако, в конечном итоге, имея толику критического мышления, я не повёлся на эти провокации и отвернулся от этой, внешне привлекательной информации.

Современные язычники (Родноверы) на капище

В тот момент я интересовался викингами, Скандинавией, природой и эстетикой севера России, тайгой, древними временами, германскими и славянскими племенами и прочим. Материалы неоязычников меня привлекали, в первую очередь, своей эстетичностью. Ведь большая часть публикаций современных язычников и сейчас представляет собой различные пафосные картинки, на которых изображены удалые воины в доспехах, викинги, рубленые роскошные избы с резными наличниками, красивые девушки с косами и в платьях с орнаментом, сказочные миры в жанре фэнтези, счастливые люди, которые водят хороводы - и всё выполнено явно в пропагандистском стиле. В общем, привлекающие внимание рисованные картинки, а под ними текст, содержащий якобы описание жизни и быта славян, их верований и прочего. Однако большая часть этих описаний не проходит никакую критику - они придуманы авторами этих ресурсов, и такого не было в действительности. Плюс львиная доля всего материала приходится на христианскую Русь, а преподносится как языческая. Поэтому современное Родноверие не может вызывать никакого уважения - из-за откровенной лжи и фальсификации материалов.

Пример пафосных пропагандистских картинок родноверов

Из-за отсутствия каких-либо источников той поры, современные неоязычники вынуждены заниматься сочинением, предположением того, как оно могло быть тогда. Но предполагать ведь можно сколько угодно, однако без источников предположениям таким грош цена, и Родноверие в таком случае абсолютно новый, современный религиозный культ, построенный на лжи и фальсификации. И если вы спросите меня, почему, несмотря на объективную критику, родноверы всё-равно продолжают быть родноверами, я отвечу вам: потому что их взгляды находятся на низкой стадии развития, они не претерпели эволюцию, как это было со мной, когда я отказался от астрологии и суеверий.

Важным моментом будет факт, что львиная доля адептов, симпатизирующих неоязычеству, составляют люди в состоянии неофитства, т.е. не определившихся, сомневающихся, тех, кто только-только наткнулся на пропаганду неоязычников и воспринимает её как что-то патриотическое. Т.е. количество матёрых неоязычников не так велико на самом деле. В силу того, что их взгляды еще не претерпели бурного роста и эволюции, они покупаются на лженаучную информацию неоязычников и принимают её на веру. Несмотря на объективную критику, которой сейчас хватает вполне, люди, падкие на неоязычество, всё равно ведутся на все эти сказочные картинки и выдуманные истории. Очарование выдуманного прошлого так прекрасно, что порой никакая критика не может развеять эти мифы. Вдобавок у людей включается конспирологическое мышление про жидо-массонские заговоры. Люди не хотят воспринимать критику, ведь подавляющее большинство симпатизирующих неоязычеству людей, как показывает практика, имеет некритическое мышление: люди, склонные к абстрактному мышлению, фантазированию, в целом, незлые, любящие Родину, уважающие ручной труд. Неоязычников много и среди посетителей данного сайта.

Если не трогать Русь и Европу, то можно взять Индию, в которой многие люди исповедуют индуизм. Из индуизма когда-то давно возник буддизм - как более совершенная форма, на основе дхармических концепций Южной Азии. Буддизм - это эволюция взглядов, это прогресс, путь вперёд, тогда как индуизм - это регресс, движение на месте. Не важно, христианство это или ислам - монотеизм явился именно той самой эволюцией человеческих взглядов от дикого, первобытного человека - к более высокому и цивилизованному. Возврат к язычеству - это путь назад, регресс, это культурная деградация, упадок. Все попытки современных язычников представить язычество чем-то высококультурным, чистым, благим тщетны, и, кроме их рисованных сказочных картинок, никаких исторических источников, свидетельствующих о "чистоте" язычества, не было и нет.

Язычество всегда и везде было жестоким. Если монотеизм говорит о том, что человек должен держать себя в руках, обуздать инстинкты, то язычество всегда опиралось именно на первобытные человеческие инстинкты. Кровь за кровь, око за око, культы агрессии и силы - когда все вопросы можно решить лишь силой, и прав тот, кто сильней. Примером может служить языческая Скандинавия, где ярлы могли меняться чуть ли не каждый день, умирая от меча нового претендента. Общество строилось на примитивном биологическом догмате силы, иерархии доминирования, рабстве и подчинении.

Бытовое язычество

И всё-таки большая часть современных язычников не принадлежат к субкультуре родноверов, при этом де-факто оставаясь язычниками. Ибо язычество проходит через все сферы нашей деятельности. Если родновером чаще всего является человек, склонный к чему-то архаичному, древнему, традиционному, то тот, про кого я говорю, может вообще это не любить и презирать.

Я говорил уже выше про астрологию и различные суеверия, которые тоже являются проявлением язычества. Астрология - это попытка изучить по звёздам и небесным телам те или иные события на Земле, попытка предугадать события по "небесной книге судеб". Природа суеверий такова, что все суеверия построены по принципу либо защиты от чего-то негативного, либо для привлечения позитивного.

Поэтому любой языческий культ всегда строился именно на суевериях - на боязни людей каких-то предметов, ситуаций и на попытке исправить эти ситуации. Поэтому в любых языческих культах всегда были жрецы, волхвы, ведуны, оракулы, которые занимались предсказанием событий и попыткой исправления их. В этом плане священнослужители традиционных конфессий при общей схожести со жрецами отличаются от них тем, что не уполномочены заниматься предсказанием событий и их изменением, их роль - посреднчество между человеком и Богом. Поэтому деятельность жреца называлась колдовством, а деятельность священника была сродни деятельности пастуха - учителя, мудреца, наставника, ибо священник ничего не изменяет. Переменами занимается сам верующий - посредством своего покаяния и таинств, а священник - лишь посредник.

Гадалка

В христианстве, как и в исламе и буддизме, для того, чтобы изменить своё будущее, ты должен измениться сам, но в язычестве всё по-другому. Ты приходишь к колдуну, платишь ему деньги за услугу, и тот либо предсказывает тебе что-то, либо пытается изменить ход событий какими-то действиями, ритуалами. В этом плане огромное число христиан толком и не понимают, что такое христианство, и относятся к нему, как к язычеству. Они тратят бешеные деньги на различные иконы, золотые цепи, свечи, "на строительство храма", на молитву за себя священнослужителями, думая, что чем больше они потратят денег, тем лучше будет их будущее. А сами при этом ничего не делают для своего улучшения. "Я же заплатил тебе, Бог, почему ты мне не помогаешь?" - отношение к Богу предпринимательские, как к своему бизнес-партнеру. Они никакие не христиане вовсе, а самые настоящие язычники. Точно такие же, как и те, которые идут к колдунам и ворожеям, ведьмам и гадалкам. Они обладают постоянством намерений, не помог один колдун - пойду к другому. Православного священника они представляют колдуном, жрецом, мысленно наделяя его несвойственными ему качествами.

Идолопоклонники

Деньгепоклонение

Однако язычниками можно назвать не только таких людей. Современного язычества гораздо больше. Например, язычеством можно назвать и веру в Золотого тельца, службу маммоне - тягу современного человека к материальному благополучию и культ денег. Когда материальное богатство является целью жизни, а стремление к обогащению - единственной деятельностью. Такие люди ходят в церковь, чтобы поставить свечку за успех своего предприятия, за то, чтобы его очередная коммерческая сделка прошла успешно, за получения большей прибыли и т.д. Когда все основные традиционные конфессии призывают к нестяжательству, умеренному аскетизму, к соблюдению меры в своих потребностях - язычник добивается наоборот, наиболее высоких материальных показателей.

"Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне" (Мф. 6:24)

Все крупные буржуа, носители крупного капитала, олигархи являются именно такими язычниками. Вместо занятия обычным, общественно полезным трудом, они занимаются инвестициями и спекуляциями. Получают деньги из воздуха, продавая уже созданные товары и услуги, давая деньги в рост под проценты. Таких язычников я бы назвал деньгопоклонниками .

Китайский талисман на приумножение денег

Вовсе не значит, что они поклоняются деньгам в буквальном смысле - кладут перед собой кучу купюр и совершают поклоны - поклонение происходит другим способом. Как иные поклонялись идолам, богам, принося им дары, жертвы, так и современные деньгопоклонники поклоняются деньгам, принося в жертву что-либо ради приумножения денег. Это поклонение выполняется в виде суеверных ритуалов. Например, некоторые язычники (в основном женщины) используют различные заговоры , которые, по их мнению, принесут больше денег. Они проговаривают перед деньгами какую-то фразу и кладут их в кошелек, надеясь на то, что количество бумажек возрастет именно из-за этого ритуала.

"От солнца все растет и множится, а деньги - от лунного света. Растите, множьтесь, прибавляйтесь. Обогатите меня (Ваше имя), приходите ко мне. Аминь!" Заговор на привлечение денег.

Другие постоянно их пересчитывают, повторяют, что "деньги любят счёт". Третьи раскладывают их в кошельке специальным образом, четвертые кладут в кошелек какие-то амулеты, или не в кошелек, а просто хранят их в доме. Популярны китайские амулеты в виде жабы с монеткой или просто монетка с дырочкой на верёвочке. Их сотни...

Тем не менее, поклонение деньгам - это язычество, а не монотеизм (единобожие), ведь деньгопоклонство является лишь частью большого языческого воззрения человека, а кроме него есть еще и другие, ведь богов у язычников множество.

Скотопоклонство

Другой вид идолопоклонства - скотопоклонство . Этим недугом поражены люди, увлекающиеся различными вегетарианскими диетами, а больше всего - веганы. Отказ от животной пищи в силу плохого качества мясной продукции (сосиски из не пойми чего, гормональное мясо и т.д.) вполне понятен и логичен - люди боятся за своё здоровье. Также вполне понятен религиозный подтекст, например, пост, когда верующему запрещено вкушать животную пищу, а также "вкусную" пищу, т.е. отказ как аскеза, как элемент контроля над собой и своими пороками, но лишь на время.

Однако другое дело, когда человек отказывается от мяса из-за того, что он считает, что "убивать животных нехорошо!" Крайние представители веганов отказываются не только от пищи, но от кожи и любых изделий из животных. Ярые зоозащитники, все они ставят животных выше человека и не допускают их умерщвления лишь потому, что, по их мнению, это "неправильно". Это ни что иное, как скотопоклонство.

Пищепоклонство

Следующий вид современного язычества - пищепоклонство . Когда люди уделяют чрезмерное внимание той пище, которую они употребляют. Едят что-то определенное, или, чаще всего, наоборот, от чего-то отказываются, гнущаясь той или иной пищи. К пищепоклонникам можно отнести сыроедов . Вместо того, чтобы быть всеядным и употреблять всякую пищу, они исключают пищу животного происхождения, а также пищу, прошедшей термическую обработку. Они считают, что их диета способна привести их здоровье в лучшее состояние, избавить от болезней, даже от онкологических и многое другое. Крайней стадией сыроедения, по их мнению, считается так называемое "праноедение", когда организму уже не нужна земная пища, а достаточно "энергетической подпитки".

Среди сыроедов нет ни одного воцерковленного православного, верующего мусульманина, иудея, а также вряд ли какой-то аутентичный тибетский (или монгольский, бурятский, калмыцкий, китайский или даже из Юго-Восточной Азии) буддист будет сыроедом. Сыроедение могут принимать только люди с оккультным, языческим воззрением, кем бы они при этом себя ни называли. Подавляющее большинство сыроедов увлекается эзотерикой и оккультизмом, сыроедов много среди родноверов.

Пищепоклонством также является любое наделение продуктов питания какими-то свойствами,например, вера в то, что целебный чай или настой, способен избавить меня от рака - это тоже пищепоклонство. Пищепоклонством также является всякое чревоугодие, когда человек балует свой желудок различными деликатесами - "пир во время чумы". Такой человек служит своему желудку, как богу. Подчиняется "воле своего желудка", как воле господина, и удовлетворяет свои кулинарные потребности и желания.

Культ личности

Самый серьёзный вид идолопоклонства - человекопоклонство , т.е. возведение в рамки культа какого-то определенного человека. Например, "культ личности" известного человека, каким был, например, И. Сталин, или В. Ленин. Наделение какого-то человека магической силой или чем-то могущественным. Иконы со Сталиным отличаются от икон святых тем, что на иконах святых, в отличии от всяких идолов, изображен лик святого, и молящийся молится не иконе, как таковой (деревяшке), а святому. Точно так же можно молиться и без иконы. Тогда как роль идола заключается именно в том, что молящийся молится именно конкретному идолу, веря в то, что именно этот идол способен принести ему блага, или наоборот, невзгоды (если не ублажать его). Поэтому в древние времена у многих язычников были свои персональные идолы, которым приносили жертву.

Такой культ личности существует и сейчас у многих, когда, к примеру, ставят воду перед телевизором для заговора, считая, что голос выступающего обладает целебной силой. Другие неверующие атеисты-коммунисты почему-то держат у себя статуэтки Ильича и бережно хранят их. В реальности культ личности Сталина и Ленина, конечно, был преувеличен, однако такое имело место быть.

Серьёзным видам человекопоклонства является культ матери или культ женщины в матриархальном обществе - когда вся деятельность связывается с деятельностью ради женщины (жены, любовницы, матери). Более подробнее про это я написал в статье про матриархат . Тогда мужчина готов в лепешку разбиться ради женщины, а женщины, пользуясь этим, манипулируют таким мужчиной-женопоклонником. Такой мужчина слишком сильно зависим от женщин, не может без них. Честно говоря, все эти цветочки, признания, надписи под окном на асфальте - это всё языческое женопоклонство. Традиционные конфессии не признают такого поведения, в них роли мужчины и женщины выстроены иерархически и патриархально.

Как ни крути, но культ личности существует и среди известных людей: актеров, музыкантов, видных политических деятелей. Они точно такие же люди: не светятся в темноте, нимба над ними нет, но когда многие обожатели встречабтся с предметов своего культа - своим кумиром - то какие эмоции и чувства при этом они испытывают: "Вот я наконец прикоснулся к Самому! Я могу пожать ему руку, поцеловать, взять автограф" и прочее, и прочее...Что это, если не культ личности?

"Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им;" - вторая заповедь. Исх. 20:2-17

Вещизм, вещепоклонство, фетишизм

Следующий актуальным видом язычества является вещепоклонство , или вещизм, фетишизм - когда люди поклоняются материальным предметам. Различные талисманы, амулет-обереги, камушек из "мест силы" - всё это фетишизм.

Фетишизм — религиозное поклонение (культ) неодушевлённым материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства, получившее распространение у первобытных племён. Википедия.

Однако не только талисманы могут являться предметами культа и вселять в человека какую-либо веру - вещеплоклонством чаще всего является культ обычных бытовых вещей, например, предметов одежды. Когда человек одевает ту или иную модную вещь на себя, то подсознательно он наделяет её чем-то магическим. Например, если я одену этот пиджак или это пальто, блузку, часы - то буду выглядеть "круче". Я буду чувствовать себя более уверенно в этом, однако никаких других изменений со мной и окружающем миром не произойдёт. Т.е. именно эта конкретная вещь придаст мне какую-то магическую силу - и я стану "круче".

"Несколько сотен людей выстроились в очередь у входа в ГУМ на Красной площади в Москве, чтобы стать обладателями новых смартфонов iPhone 7 и iPhone 7 Plus. По некоторым данным, люди занимали места в очереди еще с вечера." Новостное сообщение из СМИ.

Языческий оберег "Красная нить", распространяемый последователями оккультного иудейского течения Каббала. Продаётся глупым туристам в Израиле.

Кто играл в компьютерные игры жанра фэнтези, поймёт: когда герой находит какую-то вещь (доспехи, шлем, меч, амулет и т.д.), то, надев её, он становится в чём-то лучше в зависимости от ценности этой вещи. Т.е. именно сама эта вещь ему прибавляет +1 к магии, +10 к ловкости и т.д. В повседневной жизни с нами происходит то же самое: когда мы надеваем какую-то клёвую шмотку, мы начинаем чувствовать себя сильнее, круче, успешнее, могущественнее, в общем, лучше, чем были до надевания её. От ощущения того, что мы считаем себя лучше, мы испытываем радость, удовлетворение (вырабатываются эндорфины), значит, именно эта вещь повлияла на улучшение самочувствия и мы осознали при этом, что якобы стали лучше.

В заключение

Я понимаю, что это вопрос спорный, многие со мной не согласятся и предпочтут архаичные формы общественного устройства - это их дело. У нас и сейчас во многом всё строится так же, и вовсе не обязательно быть родновером или друидом, чтобы быть при этом язычником. Язычество и сейчас пронизывает многие сферы нашей деятельности, оно никуда от нас не уходило и было всегда рядом с нами; язычество будет существовать до последних наших дней. Оно - в нашем нутре, в самых глубоких уголках нашей необъятной внутренней вселенной, и удалить его полностью просто невозможно.

Язычество - это первобытный зверь, который сидит в нашей телесной оболочке, и часто этот зверь просыпается и овладевает нами. В политике и экономике, в науке и искусстве - во всех сферах нашей деятельности живет язычество.

В данной статье я никого не осуждаю, хоть и критикую, давая свою оценку событиям. Каждый человек имеет свободную волю и вправе сам выбирать те или иные вещи, взгляды и прочее. Я могу не соглашаться с чем-то, но уважаю осознанный выбор людей, отказ от чего-то или наоборот, принятие. Если вы хотите принимать те или иные языческие воззрения - это ваше право. Данной статьёй я хотел бы показать то, из чего они состоят, и что из себя представляют. Благодарю за внимание!

Что такое язычество? От чего нас предостерегает Церковь? Во что верили древние славяне и, какими были языческие боги? Мы расскажем вам о том, почему не стоит увлекаться верой в «магическую» силу церковных обрядов, всегда ли язычники верят в несколько богов и, что в Писании говорится про язычество.

Язычество: что это?

В современной теологии язычеством может называться любая религия, в которой исповедуется многобожие. Тем не менее, не все языческие верования политеистичны (то есть исповедуют поклонение многим богам). Языческие боги, как правильно, больше похожи на человека. Это связано с тем, что человек придумывал их, опираясь на собственные качества. Многие природные явления раньше объяснялись гневом или милосердием языческих богов. Язычество — самая древняя «религия», большинство людей разочаровались в верованиях своих предков, но язычники до сих пор существуют.

Язычники обожествляют «тварный» мир, то есть поклоняются тому, что создал Господь. Идолопоклонничество и воздаяние почестей камням, деревьям, воде, силам природы, огню и другим стихиям относятся к язычеству.

Языческие религии

Религиозные представления древних египтян, греков, римлян, кельтов и других народов во многом похожи, так как с помощью божественного вмешательства люди пытались объяснить непонятные им явления природы или собственные чувства. Именно поэтому существовали боги гнева или боги любви. Люди приписывали человеческие качества сверхъестественным существам, чтобы объяснить природу сильных чувств, с которыми не могли справиться.

В современном понимании язычество это:

  1. Для христиан — любая религия, не имеющая отношения к христианству. С точки зрения христианина есть только один Бог — Господь наш Иисус Христос и другие «боги» не существуют, а, значит поклоняться им нельзя. Об этом гласит и Библейская заповедь.
  2. Все религии, исповедующие многобожие.
  3. Обрядоверие — вера в мистическую силу церковных обрядов, оторванная от Священного Писания. К сожалению, язычество встречается и среди тех, кто искренне считает себя христианином, но при этом не знает основ вероучения, предавая значения внешним обрядам — «поставить свечку», «прочитать молитву от порчи и на удачу». Все это не имеет отношения к православию.

Язычество древних славян

Слово «язычество» происходит от слова «язык», которое раньше означало «народ». Язычество — это народные верования и может трактоваться как сборник древних мифов.

Боги славян — малосимпатичные и мстительные персонажи. Фрагменты индоевропейских религий объединились в поклонение по большей части злым славянским богам. Общие для всех славянских племен боги — Перун и Мать-Сыра земля. Перун — грозный громовержец, повелевающий стихией. Мать-Сыря земля, скорее, положительный образ кормилицы и защитницы людей.

У восточных и западных славян пантеоны богов были различными. Во многом это связано с особенностями погодных условий на территории и тем, что именно люди делали. Так Стрибог — бог ветра состоял в пантеоне князя Владимира. Там же была и Мокошь — покровительница ткачества. Существовал бог-кузнец Сварог.

Некоторые божества относились к календарным датам — Масленица, Купала считались скорее «народными любимцами» и были мифическими игровыми персонажами.

Западные славяне верили в Чернобога, который приносил неудачу и насылал напасти, в Святовита — бога войны и Живу — женское божество, охраняющее определенные территории.

Кроме этого существовало огромное количество духов, домовых, лесных обитателей и других мифических существ:

  • Русалка
  • Упырь
  • Волколак
  • Кикимора
  • Водяной
  • Леший
  • Баба-яга

Многих из них мы знаем в качестве сказочных персонажей.

Неоязычество

После Крещения Руси многое изменилось. Язычество истреблялось князем Владимиром довольно жесткими методами. Тем не менее, появились и новые духовные практики, основанные на шаманизме, которые тоже относятся теологами к язычеству.

Эти учения могут считаться синкретическими, сформированными под влиянием различных верований и. имеющими в своей основе общую философию. Русская Православная Церковь осуждает язычество, как ложную веру. Патриарх Алексий II называл неоязычество «одной из главных угроз XXI века», считая его таким же опасным как терроризм и, поставив в один ряд с «другими губительными явлениями современности».

Многие неоязычники совершают опасные оккультные действия, часто агрессивно настроены к представителям монотеистических религий, осуждая князя Владимира за резкое насаждение христианства.

Несмотря на то, что язычники стремятся понять суть вещей и окружающих явление, они движутся неверной дорогой, обожествляя то, что создал Истинный Господь. О «языческом» обрядоверии в христианстве говорит Новый Завет: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21 ).

Христиане могут молиться о том, чтобы язычники обрели веру в Господа. Увлечение магизмом, оккультизмом и другими языческими направлениями могут быть опасными для души, а иногда для жизни и здоровья человека.

МОСКВА, 25 мар — РИА Новости, Антон Скрипунов. "Вера наших великих предков — правая!" — говорят современные язычники. Сколько их в России — трудно сказать, ведь родноверы, как они себя сами называют, проводят свои ритуалы вдали от людских глаз. Корреспонденту РИА Новости удалось побывать на одном из таких обрядов и выяснить, почему некоторые россияне поклоняются идолам.

"Гой еси!"

В будние дни Вадим Казаков — главный инженер одной из крупных компаний. А во время языческих праздников — жрец Союза славянских общин славянской родной веры.

Вадим ведет единоверцев к месту проведения обряда, который называется "славлением богов и духов природы". В центре небольшой поляны на окраине леса аккуратно уложены бревна. Сейчас у родноверов Масленица, или, как они ее называют, Комоедица. В дохристианский период зиму провожали в день весеннего равноденствия — подносили богам блины, а первый блин, как известно, комом.

Современные язычники, преимущественно живущие в крупных городах, отмечают Комоедицу в ближайшие после весеннего равноденствия выходные. "Кого только нет в наших рядах — топ-менеджеры известных фирм, спецназовцы, фээсбэшники. Правда, не все они любят афишировать свое вероисповедание", — говорит Казаков.

Славление проходит в полной тишине, даже фотографировать нельзя. А еще нельзя покидать пределы капища и ходить вокруг него против движения солнца. Члены общины за этим бдительно следят, чуть что не так — строгое замечание. Молчание нарушают лишь возгласы жрецов и верующих. Над поляной разносятся троекратные "Чур!" и "Гой!". Каждое обрядовое действие заканчивается дружным возгласом.

— Слава богам! — заводит жрец толпу.

— Слава! — отвечают ему собравшиеся, вскидывая правые руки вперед и вверх.

Затем выкрикивают еще два славления — предкам и победе. Могут еще славить род, русский народ и славян. Причем под последним понимается нечто большее, чем просто этнос. "Если человек пьет и курит, то какой он тогда славянин! Он не имеет права так именоваться", — рассуждает Ладомир.

Язычником он стал пять лет назад. До этого религией особо не интересовался, "разве что читал Библию, но там ничего для себя не нашел". С родноверием его познакомил друг. "Он мне много рассказывал про это, а потом посоветовал залезть в интернет и все прочитать самому", — вспоминает он.

Истины из интернета

Современные родноверческие организации религиоведы называют неоязыческими: они были созданы в основном в 90-е годы и не имеют исторической связи с верованиями дохристианской Руси. Но именно их воссоздание отличает родноверов от других направлений неоязычества.

"К родноверию я пришел еще в детстве. Читал про Перуна, Сварога, мне это все понравилось. А в 1993 году появилась наша община. Тогда она состояла всего из трех человек. Мы вообще думали в тот момент, что являемся единственными в России, — мол, конец XX века, какие язычники! А оказалось, нас таких десятки, если не сотни тысяч", — уверяет жрец Вадим Казаков.

Увлечение россиян язычеством привело к созданию в 1998 году Союза славянских общин славянской родной веры, первой в стране организации такого толка. Правда, Казаков жалуется, что многие считают их сектантами.

"В той же Церкви нас не все любят. Наверное, все дело в конкуренции. А ведь Русская церковь немало переняла из язычества", — уверен он.

Современные язычники в разговорах постоянно апеллируют либо к "родным традициям", либо к информации в интернете. Вадим Казаков, например, убеждая меня в том, что родноверов с каждым годом становится все больше, ссылается на число подписчиков на языческие группы в соцсетях. Правда, тут же оговаривается, что "конечно, там могут состоять и просто интересующиеся".

Игра в религию

Москвичка Арина Пономарева — одна из старейшин общины "Остров вятичей". Здесь, как во многих родноверческих организациях, постоянно подчеркивают свою уникальность и "правильность" совершаемых ритуалов.

"Много обрядовых действ родилось из практики", — рассказывает Пономарева. Они тоже проводят свои обряды в лесах — в основном в Московской и Владимирской областях. Капище должно быть устроено по особым правилами, поэтому место под него выбирают очень тщательно.

© Фото: из личного архива Арины Пономаревой

© Фото: из личного архива Арины Пономаревой

"У нас есть поляны, где установлены изваяния — священные кумиры. Рядом есть площадка для игр и общения. На летних выездах — обязательно река, если это Купала, день Перуна или Русалии. Обряд в честь Перуна или Сварога правильно проводить на возвышенном месте, кумир Велеса, наоборот, установлен в низине у ручья. А Макошь или Ладу принято чествовать в светлой березовой роще", — объясняет родноверка.

Лично для нее родноверие — скорее традиция, а не религия в полном смысле этого слова. Ей до сих пор трудно объяснить, почему она подалась в язычество.

"Лет десять тому назад на Урале и в Подмосковье группы энтузиастов проводили обряды, зажигали костры, произносили торжественные славы. Это было очень красиво и значимо. Стала помогать, больше узнавать, читать, практиковать и со временем смогла стать в центре круга родноверов как организатор праздников и обрядов", — делится она.

Скандальная тризна

Впрочем, не все у язычников гладко. То один подаст на другого в суд "за оскорбление религиозных чувств", то кто-то совершит какую-нибудь шокирующую выходку. В начале марта в соцсетях активно стали обсуждать поступок язычника Родостава Добровольского, который похоронил своего единоверца, как он выразился, по древнерусскому обычаю: сжег тело на костре. У многих возник резонный вопрос: а законно ли это?

Одни юристы посчитали, что это нарушение федерального закона "О погребении и похоронном деле", по которому сожжение тела можно проводить только в крематории. Другие отмечают , что такой вид похорон вообще "не укладывается ни в какие рамки законодательства".

Добровольский же утверждает, что умерший сам завещал сжечь его тело. И теперь Родостав призывает всех единоверцев составлять такие завещания, чтобы у общины потом не было проблем.

Сколько их?

В России множество родноверческих организаций, поэтому посчитать число их последователей на самом деле нереально. К тому же среди язычников немало разногласий по поводу того, как кого называть, отмечает религиовед Алексей Гайдуков.

"Родноверие как раз относится к этническим формам неоязычества. Еще есть современные колдовские традиции — викка например. Есть системы, связанные с неодруидизмом, неокельтикой, неоскандинавской традицией", — отмечает специалист.

"Можно выделить национал-патриотов, природно-экологическое направление и реконструкторов с ролевиками, которые чаще всего являются увлеченными историками. Сейчас националисты если себе позволяют что-то говорить, то их свобода ограничивается по закону", — добавляет он.

Некоторые неоязыческие организации фигурируют в списке запрещенных на территории России. Под запрет время от времени попадают и книги по этой тематике.

Возможно, из-за этого почти каждый язычник в разговоре обязательно упомянет, что даже в их среде есть сектанты, которые "имитируют веру предков". А кто из них действительно следует существовавшим до Крещения Руси обычаям, на самом деле не знает никто.

Что это такое? И как это происходит сегодня в Беларуси? Для большинства читателей это наверно будет неожиданностью, но язычники существуют и сегодня. У одного из них мы взяли интервью. Его зовут Максим, языческое имя – Веземар, живёт в Минске.

Здравствуй, Максим.

Доброго здравия.

Язычество – это вера, религия или что-то ещё?

Язычество для меня – это живая сила природы, связь с родовым древом, предками, силами земли. Это наследие крови и духа, славянская душа и древний родовой образ, который связывает душу с сотнями поколений предков и пращуров.

Как давно пришёл к этому и что на тебя повлияло?

Первые переживания, связанные с язычеством, можно сказать, были в детстве. Еще ребенком ощущал связь и влечение к лесу, его магии и красоте. Наша деревня и родовая земля находилась в Гомельском Полесье. Это край просто волшебной красоты. Чувствуя, что лес живой, я ребенком разговаривал с ним, приносил дары, угощал лесных духов. Сейчас понимаю, что это и было ощущение подлинного языческого мира, мира природных сил пронизанных духом волшебства и неких древних чар. Это потом, спустя много лет, познакомившись с разными направлениями современного славянства, проводя обряды и праздники, изучая источники и саму народную традицию, я понял, что подлинный дух языческого огня, скрыт именно в природе, в ее живой силе и могуществе.

Немного позже, уже в школе на уроках истории было очень интересно слышать про то, во что верили наши предки. Информации было мало, поэтому приходилось самостоятельно искать, изучать. Душа отзывалась на языческие образы, имена богов, древние символы… Все это и повлияло на мой путь и духовное становление, в рамках родовой традиции и образа жизни.

Как отнеслись к твоему увлечению родственники, друзья и как относятся сейчас?

Родственники, в принципе, всегда спокойно и нормально относились к моему пути. Никто не создавал преград. Сегодня некоторые из них более осмысленно относятся к понятию славянства и нашей древней веры. А друзья всегда были из моего круга и, разумеется, разделяли взгляды на веру и мировоззрение.

Обряды каждый год проводишь? Чем занимаешься в свободное время?

Обряды я провожу каждый год. Один или в круге единомышленников – славянское объединение «Наследие». В своей обрядовой практике, мы стараемся придерживаться народного и природного календаря и традиции. Календарь основных славянских праздников можно посмотреть на моем сайте, в разделе календарь. Народный календарь основан на сохранившихся у славян праздниках, с так называемого периода «двоеверия».

Природный календарь основан на природных датах и циклах.

Практически все мое время уходит на «Наследие» и ряд проектов, которые оно представляет. Они занимают очень много времени и силы, практически не оставляя возможности заниматься чем-то другим.

Перунов день

Громницы

Весеннее равноденствие

На своём сайте ты выкладываешь фото, видео, свои мысли, отвечаешь на вопросы. Ты представляешь какую-то организацию или действуешь самостоятельно?

Сайт Vezemar.org является личным авторским сайтом. По роду деятельности, являюсь руководителем объединения «Наследие», которое занимается изучением и возрождение нашей древней веры. «Наследие» проводит обряды и праздники, тематические встречи и мероприятия, занимается исследованием и изучением славянской традиции и культуры, популяризацией славянских ценностей и широкой просветительской работой. Я работаю как в составе объединения, так и самостоятельно.

Встреча по теме Осеннее равноденствие

Верить и знать для тебя разные вещи?

Вера для меня – это ощущение божественного в душе. Знание – это понимание, как устроено и что из себя представляет это божественное. Я отношусь к тем людям, которые стремятся знать и понимать все, что происходит во время обряда, как действуют те или иные силы. Для меня недостаточно просто прийти на праздник и сотворить некие ритуально-обрядовые действия. Необходимо четко понимать, видеть, ощущать токи силы, присутствие духов места, понимать, как происходит тот или иной процесс, из чего он следует и к чему приведет. Я стремлюсь к полному пониманию и осознанию всего, что происходит во время праздника или обряда и сопутствующих ему элементов.

При проведении обрядов ты используешь разные предметы, откуда они?

При проведении обряда я использую обрядовую утварь и предметы, помогающие проводить обряд или иное радение. Какие-то из них я приобрел у мастеров – бубен, братина, музыкальные инструменты. Некоторые сотворил сам – образы предков (чуры), символику, стяги..

Что можешь посоветовать людям, которые только начали изучать язычество?

Сегодня можно наблюдать, как растет интерес к родовой традиции у людей. Эта тенденция возникла не просто так. Возвращение к своим корням, это возвращение в родовое лоно, где находится сила и мудрость нашего народа. До нас она дошла в народных праздниках и обрядах – Коляда, Купало, Багач, Комоедицы.. В сказках известных с детства, в народной вышивке, оберегах, мифологии, фольклоре, праздничных песнях, заговорах..

Для тех, кому все это интересно и кто хочет узнать больше, я приглашаю на наши встречи и мероприятия, наши сайты и информационные ресурсы, обряды и праздники!