Православные храмы в риме италия. Храмы рима. Святыни северной Италии

После того как российское посольство в Риме стало советским, им был продан церковный земельный участок, где должны были бы выситься купола будущего храма. Но русские римляне не остались без богослужений. Княжна Мария Александровна Чернышева еще в 1897 году завещала общине свой старинный палаццо на виа Палестро, первое упоминание о котором относится к 1803 году. Но, из-за юридических сложностей, приход официально получил наследство лишь в 1931 году.

10 апреля 1932 года в палаццо Чернышевой была освящена вновь устроенная церковь. Под храм отведена левая половина первого этажа. Строительный проект составил инженер Ф.Поджи и князь В.А.Волконский, много заботившийся о храмостроительстве. Первоночально был выработан крестообразный план церкви, но, к сожалению близость соседнего участка не позволила устроить левую "ветвь" креста. Со стороны двора сделали особую пристройку с полукруглой апсидой для передней части церкви (начиная с солеи). Были убраны внутренние сооружения и перегородки и сооружены арки, придавшие храму уютный вид. Алтарь и предалтарные арки выложены золотой мозаикой и зеленым мрамором, сообщающим залу при дополнительном освещении красоту и торжественность. Устройству нового храма материально помогла княжна С.Н.Барятинская (в память покойного мужа В.В. Барятинского), княжна С.В. Гагарина (в память покойных родителей), а также королева Италии Елена Черногорская. На парадной лестнице при входе в церковь установлены мраморные доски с выражением благодарности устроителям Свято-Никольского русского храма: архимандриту Симеону, княжне М.А. Чернышевой и княгине С.Н. Барятинской.

В 1960-х годах храм был подчинен Женевской епархии РПЦЗ. В 1985 году храм перешел в ведение Западноевропейского экзархата русских приходов Константинопольского патриархата.В октябре 2000 года, после 15-ти лет пребывания в Константинопольском патриархате, русский приход Свт.Николая Чудотворца в Риме решил вернуться в лоно Матери Церкви под Омофор Его Святейшества Патриарха Алексия II. С того времени приход стал ставропигиальным.

Информация с сайта:http://zarubezhje.narod.ru/italy/



Сменившему о. Пимена архимандриту Клименту (в миру Константин Берниковский) принадлежит инициатива строительства русского храма. Начало этому положила жившая в Италии вдова надворного советника, Елизавета Ковальская, обратившаяся в 1880 г. в Св. Синод с просьбой разрешить соорудить за ее счет храм на кладбище Св. Лаврентия в Верано, дабы “почтить память супруга, служившего в Риме”. Церковные власти решили навести справки, и российский посол, барон Икскуль, на запрос Св. Синода ответил так: “Храм во всемирном центре римско-католической веры должен соответствовать высокому значению Православия и, по крайней мере, не уступать в размерах и изящности некатолическим храмам, которые с 1870 г. строятся в Италии... средства Ковальской не достаточны...” В результате вдова разрешения не получила (посол России был лютеранином, и с не меньшей эффективностью препятствовал сооружению православной церкви во Флоренции).

Архимандрит Климент (впоследствии - епископ Винницкий) с самого начала своего настоятельства заявил о “потребности иметь православный храм, отвечающий достоинству Православия и величию Отечества”. Уже в 1898 г. начался сбор средств, который в 1900 г. был официально разрешен Николаем II, внесшим “царскую лепту” в 10 тысяч рублей. Всего было собрано 265 тысяч итальянских лир. Граф Л. А. Бобринский (+ 1915) обещал подарить для строительства храма свой дом и сад в центре Рима (Вилла Мальта). Назначенный в 1902 г новый настоятель, архимандрит Владимир (в миру Всеволод Путята), поставил под сомнение ценность участка Бобринского (Вилла Мальта отошла наследникам Бобринского, а затем - отцам-иезуитам) и предложил искать другое место. Он отверг первоначальную кандидатуру архитектора, М. Т. Преображенского, строителя русской церкви во Флоренции, и стал продвигать своего кандидата, архитектора А. Ю. Ягна. Споры разделили участников церковного строительства, но дело все-таки продолжалось: в 1906 г. образовался Строительный Комитет, в который вошли российские дипломаты в Италии, члены Русской колонии и архимандрит Владимир.

По материалам сайта прихода



Церковь в Риме — старейшая из действующих русских церквей в Италии. 6 октября 1803 император Александр I подписал предложение Коллегии иностранных дел об ее учреждении при российской миссии, аккредитованный при Папском престоле. Из упраздненной Захарьевской церкви в Петербурге и не отправленной в Турин посольской церкви (1788) были взяты нужные богослужебные предметы из серебра, подсвечники и Евангелие в дорогом окладе. Иконостас сделали особо. Был назначен и священник — молодой о. Василий Иоаннович Иванов. Отношения с Папским государством, однако, вскоре испортились — оно выдало Наполеону российского консула, французского политического эмигранта, и поэтому открытие церкви в Риме не состоялось. Приготовленное убранство в 1805 передали в храм лейб-гвардии Кавалергардского полка в Петербурге.

В 1828 по инициативе кн. Г. И. Гагарина в доме миссии была, по проекту К. А. Тона, устроена домовая церковь. Белый с позолотой одноярусный иконостас сделали по эскизу этого зодчего. Местные образа Спасителя и Божией Матери написал П. В. Басин, медальоны в царских вратах — К. П. Брюллов, «Тайную вечерю» — И. И. Габерцеттель, свт. Николая — Ф. А. Бруни, св. Александра Невского — А. Т. Марков. Все названные художники находились в Риме как пенсионеры Академии художеств.

Никольская церковь размещалась до 1901 в зданиях, которые арендовало российское посольство. В 1836-1845 это было палаццо Дориа-Памфили на пьяцца Навона, в 1845-1856 — палаццо Джустиниани на пьяцца Сан Луиджи дей Франчези, близ Пантеона, в 1856-1901 — палаццо Одескальки на Корсо Умберто. В 1867-1870 Никольская посольская церковь не действовала из-за обострения отношений с Ватиканом, и на богослужения русские ездили в Неаполь.

Когда в 1901 посольство перебралось на виа Гаэта, церковь разместили отдельно, в палаццо Менотти, на пьяцца Кавур. Она заняла три большие комнаты южной половины нижнего этажа. В узкой комнате, с восточной стороны, была помещена ризница и церковная библиотека. За наем этого помещения, рассчитанного на 300 человек, российское Министерство иностранных дел платило 7500 лир.

Убранство пополнялось за счет ценных пожертвований. Греческий королевич Христофор Георгиевич подарил крест-мощевик, его сестра Мария — икону св. Ольги собственной работы; из мастерской Плахова происходят 18 малых икон киевских святых; четыре иконы в киотах доставили в 1893 из мастерской М. Е. Малышева в Сергиевом Посаде. Чтимая икона Иверской Божией Матери была написана в 1901 афонцами в память императора Александра III. Уже после революции в храм попал большой образ св. Саввы Сербского, исполненный в Сербии русской эмигранткой Л. И. Родионовой.

По штатному расписанию 1867 года причт церкви состоял из настоятеля-архимандрита, хорошо знавшего католичество, дьякона и двух псаломщиков. Хор был наемным и в нем зачастую по-славянски пели итальянцы. Обычно настоятель назначался на три года, после чего он уезжал на родину и часто становился там архиереем. Например, с 1913 по 1916 настоятелем был архим. Филипп (Гумилевский), будущий архиепископ Звенигородский. Однако некоторые архимандриты оставались на более долгий срок: так, в 1884-1897 настоятелем служил архим. Пимен (Благово), составивший известные мемуары «Рассказы бабушки» и открывший на улице Боттеге Оскуре странноприимный дом св. Станислава, который позже вернулся к польским католикам.

При настоятеле архим. Клименте (Верниковском), позже епископе Винницком, в 1898 начался сбор средств на возведение в Риме отдельной русской церкви, поскольку, как отмечалось, «посольский храм очень скромно представительствует в центре латинства Русскую Церковь, верную Вселенскому Православию». Государь пожертвовал 10 тыс. руб. Надо заметить, что первая попытка этого рода была предпринята раньше — в 1879, когда Елизавета Ковальская, вдова сотрудника посольства, предложила выстроить церковь на кладбище Верано, но Синод отверг ее инициативу.

В 1902 настоятелем в Рим был назначен архим. Владимир (Путята), который через пять лет стал епископом Кронштадтским, викарием Санкт-Петербургской епархии, ответственным за заграничные русские храмы. Он активно взялся за постройку храма, но, будучи по натуре конфликтным человеком, отклонил кандидатуру видного архитектора М. Т. Преображенского, автора церкви во Флоренции, предложив вместо него малоизвестного А. Ю. Ягна. Одновременно настоятель забраковал и место для постройки, подаренное гр. Л. А. Бобринским в престижном квартале.

Тем не менее, дело двигалось: в 1906 был образован строительный комитет, в 1913 при настоятеле архим. Дионисии (Валединском) разрешен сбор пожертвований в России, а 14 мая того же года государь утвердил эскизный проект нового храма, составленный акад. В. А. Покровским. По смете предполагалось, что строительство обойдется в 450 тыс. руб. Здание было задумано в стиле владимиро-московского зодчества XV-XVI веков, и состояло из нижней — в цокольном этаже — однопрестольной церкви и трехпрестольной верхней, к которой вела широкая лестница. Завершался храм куполом на высоком барабане. Выглядеть белокаменное массивное здание должно было очень величественно и выразительно, напоминая Успенский собор московского Кремля.

Вскоре началась Первая мировая война. В 1915 кн. С. С. Абамелек-Лазарев, меценат и владелец великолепной виллы в Риме, приступил к подготовительным работам на участке размером в два гектара на берегу Тибра, близ Понте Маргерита. Ими руководил итальянский зодчий Винченцо Моральди, но осуществить проект строительства храма не удалось из-за наступивших перемен в России. К 1916 было собрано 265 тыс. лир. Позже советское посольство, завладевшее собственностью российского посольства, продало ненужный ему участок. Возвести свой храм в центре католичества русским тогда не удалось.

После революции церковь продолжала действовать в палаццо Менотти, но в 1921 она из посольской была обращена в приходскую архим. Симеоном (Нарбековым). Он окончил университет и Духовную академию в Москве, возглавил в Риме клир в 1916 и прослужил целых сорок лет. При нем Никольская церковь переехала в новое здание — палаццо Чернышевой на виа Палестро, завещанное еще в 1897, но из-за юридических осложнений только в 1931 перешедшее во владение прихода. В этом палаццо 10 апреля 1932 и была освящена церковь, устройству которой материально содействовали: кн. С. Н. Барятинская, кнж. С. В. Гагарина и королева Италии Елена (Негош), дочь короля Черногории. Приспособлением под храм нижнего этажа особняка занимались архитектор кн. В. А. Волконский и инженер Ф. Поджи. Со стороны двора была пристроена полукруглая апсида, внутри убраны перегородки и сделаны арки, алтарь выложен золотистой мозаикой и зеленым мрамором, солею украсили витражи. Иконостас остался прежним.

В указанный период приход находился в юрисдикции Русской Православной Церкви за границей, непосредственно, до 1985, подчиняясь ее первоиерарху. В 1963 архим. Симеон ушел за штат, и его место занял знаток патристики архим. Амвросий (Погодин), после которого настоятельствовать стало белое духовенство. Оно содержало храм, сдавая в палаццо квартиры. В 1966-1984 прихожан — в основном эмигрантов преклонного возраста — окормлял прот. Виктор Ильенко, добрый, но твердый пастырь. С 1987 это продолжал прот. Михаил Осоргин, который приезжал из Франции, ибо община подчинилась Западноевропейскому экзархату Вселенской Патриархии. Под его руководством в октябре 2000 она вошла в состав Московской Патриархии и храм стал ставропигиальным.

Русских, умерших в Риме, хоронили, главным образом, на «некатолическом» кладбище Тестаччо (отпевая в межконфессиональной часовне), а также на городском кладбище Верано. На Тестаччо погребены многие настоятели и старосты римской церкви, представители знатных родов: Гагарины, Голицыны, Волконские, Строгановы, Трубецкие, Шереметевы и другие; художники: К. П. Брюллов, А. И. Иванов, П. А. Сведомский, скульптор П. А. Ставассер, певец Ф. П. Комиссаржевский, поэт Вяч. И. Иванов (перенесен в 1986 из Верано), дочь Толстого — Т. Л. Толстая-Сухотина. На кладбище Верано можно найти могилы гр. А. В. Татищева, Е. П. Носовой (урожд. Рябушинской), Шульгиных, бар. Вейдтов.

В настоящее время богослужения в римской церкви посещают не только русские, но и сербы, болгары, румыны, эфиопы, греки и обращенные в православие итальянцы. За последние годы община выросла за счет новых эмигрантов, но не так сильно, как в русских храмах других европейских столиц. Служба совершается на церковнославянском языке.

В 1998 возникла инициатива постройки новой церкви, однако, ее осуществление оказалось весьма хлопотным. По проекту А. Оболенского церковь св. Екатерины была заложена 13 января 2001 епископом Корсунским Иннокентием на вилле Абамелек, где размещается резиденция посла РФ. На закладке присутствовали министры иностранных дел России, Италии, православный и католические епископы. Строительные работы начались, однако, только 6 мая 2003 после торжественного молебна и закончены в 2009.

http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1805049227.html

Идея построить православную церковь в центре Рима поначалу казалась абсолютно нереальной.

В наемной квартире

Русский православный приход появился в Вечном городе еще в начале ХIX века – для нужд российской дипломатической миссии. Со временем в Рим приезжают и остаются здесь жить все больше людей из России. К концу века становится ясно, что маленький домовый храм посольства уже не в состоянии вмещать всех желающих.

«Престол Божий поставлен в наемной квартире» – такими словами начинался манифест строительного комитета, обращенный к будущим ктиторам храма, и в 1913 году по всей России объявляется сбор денег на возведение русской церкви в Риме.

Строительный комитет возглавил один из самых богатых людей своего времени – князь Абамелек-Лазарев. Но когда все подготовительные этапы остаются позади и начинается само строительство, князь скоропостижно умирает. Это было осенью 1916 года. Вскоре в России вспыхивает революция, и становится не до строительства храма. Более того, и домовый храм при посольстве теперь уже Советской России прекращает свое существование.

Приход становится частью Русской Православной Церкви Заграницей. Богослужения теперь совершаются у верующих дома – то на одной квартире, то на другой. Наконец, в 1931 году община получает во владение палаццо Чернышев – дом князей Чернышевых, расположенный на улице Виа Палестро в районе Кастро Преторио.

Первый этаж дома перестраивают под храм и освящают во имя Святителя Николая. Правда, о том, что внутри здания находится церковь, говорит лишь надпись на фасаде.

Лучший из двух путей

В 2000 году православная община в Риме, которая с тридцатых годов прошлого века относилась к зарубежной церкви, а затем к Константинопольскому Патриархату, возвращается под крыло Московского Патриархата. К этому времени храм Святителя Николая становится слишком тесным для верующих. В воскресные дни в него невозможно было зайти – настолько он был переполнен. Рим, как и всю Италию, наводнили тогда мигранты из бывших советских республик: России, Украины, Молдавии, Казахстана…

Спустя век перед Русской Православной Церковью встала та же проблема: нужен более просторный храм, который бы позволил вместить всех желающих.

– Было два пути решения этого вопроса, – рассказывает настоятель храма святой великомученицы Екатерины епископ Богородский Антоний (Севрюк). – Первый казался наиболее реалистичным – взять храм в пользование у католической церкви, администрации города или частных владельцев.

Второй путь – строительство собственного храма. Поначалу он казался абсолютно нереальным. Город Рим целиком признан памятником архитектуры, и каждый клочок земли на строжайшем учете. Но затем происходит нечто такое, что люди неверующие назвали бы просто случайностью. Но мы-то знаем, что случайностей у Господа не бывает.

Подарок из архива

Князь Семен Абамелек-Лазарев, который возглавлял Строительный комитет веком ранее, владел в Риме, недалеко от Ватикана, виллой – участком земли и несколькими домами. Позже эта вилла перешла итальянскому правительству, которое в свою очередь передало ее СССР под нужды посольства.

Князь Семен Давыдович Абамелек-Лазаев страстно увлекался археологией. В 1882 году во время поездки в Сирию на раскопках Пальмиры князь нашел мраморную плиту с надписью на греческом и арамейском языках. Эта находка сыграла большую роль в изучении арамейского языка, на котором говорил Иисус Христос.

Сегодня вилла Абамелек служит резиденцией российского посла. Здесь живут сотрудники посольства со своими семьями, находится школа. И вот при работе с архивными документами вдруг обнаруживается, что территория виллы гораздо больше, чем принято считать. Она выходит за пределы ограды и охватывает пустырь, на котором сихийно возник огород, – местные жители разбили здесь овощные грядки. Идеальное место, чтобы построить храм.

И закипела юридическая работа. Прежде всего необходимо было получить разрешение местных властей на возведение (пусть и на территории посольства, то есть другого государства) культового сооружения. Власти, к счастью, идут навстречу. Парламент столичной области Лацио принимает необходимые законы.

Кусочек родины

В 2001 году на территории российского посольства происходит закладка первого камня в основание храма святой великомученицы Екатерины. Через пять лет будущий Патриарх Кирилл (тогда митрополит Смоленский и Калининградский) совершает малое освящение. С этого времени богослужения в храме становятся регулярными. А в 2009 году состоялось уже великое освящение храма, которое провел митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин.

Прихожане очень рады, что их новый храм получился такой нарядный и во всех отношениях русский – привычная глазу шатровая архитектура, традиционный декор в виде кокошников, золотые луковки-купола… Вдали от родины они воспринимают этот храм как кусочек России.

Необычное для Рима строение привлекает и случайных людей. Из любопытства сюда часто заходят и жители Рима, и вездесущие туристы. Владыка Антоний принимает всех одинаково радушно, отвечает на вопросы и показывает главные святыни храма.

Недавно здесь появилась новая икона «Собор римских святых», которая была написана в Московской Духовной Академии. Примечательно, что не все изображенные на ней святые имеют подписи. Иконописцы таким приемом хотят сказать: в первые годы христианства в Риме было столько подвижников веры, что мы даже не знаем их точное число, не говоря об именах.

Однако внутренние работы в храме пока не окончены. Летом еще не был расписан шатер. Эту работу планируется завершить здесь к дню памяти святой Екатерины – 7 декабря.

У самых значимых святынь

Уникальность Рима ощущаешь повсюду. Ты словно оказываешься внутри учебника истории, текста деяний апостолов или жития святых. Это особенный город для любого христианина, и он предъявляет особые требования к межконфессиональному общению.

Владыка Антоний называет отношения, которые сложились у нашего духовенства с представителями Римско-католической Церкви, очень добрыми.

– Нам как православному приходу разрешают совершать богослужения у самых значимых святынь. Скажем, в день памяти Кирилла и Мефодия мы служим в базилике святого Климента, где почивают мощи святого равноапостольного Кирилла. Служим в римских катакомбах, в соборе святого Павла и даже в соборе святого Петра в Ватикане по особым дням совершаем Литургию.

Не разделяя на чужих и своих

Сегодня в Риме действуют две православные церкви – Святителя Николая в жилом доме на Виа Палестро и святой Екатерины на вилле Абамелек. Но по сути храмов три – есть еще нижняя церковь на цокольном этаже храма Екатерины, освященная в честь святых равноапостольных Константина и Елены. Каждую неделю здесь совершается Литургия на молдавском языке.

Владыка Антоний не разделяет эти приходы, считая, что община Русской Православной Церкви в Риме одна. Просто прихожане могут сегодня прийти в один храм, а через неделю – в другой. К слову, некоторые богослужения совершаются в храме с участием обоих приходов, вместе ездят и в паломнические поездки по Италии.

В трех храмах Рима на Литургию собираются около 500 человек. Это в обычные дни. А в дни поста только в нижний храм на молдавскую службу приходят свыше 300 человек. Много прихожан из Украины и Сербии – единственная сербская церковь в Италии находится на самом севере страны. В русском храме сербская община отмечает свои праздники, а по особым дням совершает богослужения со своим священником и хором.

Остров спасения

Среди римских прихожан почти не осталось потомков белой эмиграции, которых до сих пор можно встретить в православных храмах Франции и Германии. Ядро общины – это люди, приехавшие в Италию из бывших республик СССР в 1990-е годы в надежде найти здесь достойную работу, чтобы поддержать свои семьи, оставшиеся на родине. Но эти надежды сбываются далеко не всегда. Работу найти здесь трудно. Чаще всего предлагают уход за пожилыми или тяжелобольными людьми, а это нелегко как морально, так и физически. И когда эти люди приходят в храм в свой выходной день, они ищут здесь понимания и поддержки. Нередко это единственное место, где они могут поговорить на родном языке, встретить единомышленников.

– Требуется особая пастырская чуткость по отношению к этим людям, чтобы найти нужное слово, ободрить, попросту уделить внимание, которого порой им так не хватает, – говорит владыка Антоний. – Поскольку состав наших прихожан постоянен, мы можем говорить о настоящей сплоченной христианской общине. Мы хорошо знаем, какие трудности в той или иной семье, думаем, как помочь друг другу. Это и есть настоящая пастырская работа, о которой мечтает каждый священник.

В прошлом году в Екатерининском храме крестили почти 200 человек. Четверть из них – люди взрослые. Однажды они пришли в храм узнать, где можно найти работу или получить помощь. Теперь все они – ревностные прихожане.

Высокая планка

Крепкая община храма – заслуга самого настоятеля. Трудно остаться равнодушным, услышав проповеди владыки Антония.

Есть два способа исправить человека. Первый – говорить человеку, какой он плохой (грешный). Второй – напоминать ему, каких высот он может достичь, приложив некоторые усилия. Сам епископ Антоний идет по второму пути, объясняя прихожанам, на какое высокое служение они поставлены, будучи христианами. И как важно этому призванию соответствовать.

Только в прошлом году в Екатерининском храме крестились около двухсот человек

Слова и деяния апостолов, всех святых, говорит на проповедях настоятель, обращены ко всем нам, стоящим сейчас в храме. Слова Христа «Идите и будьте Мне свидетелями» – это о настоящем призвании каждого христианина. Как мы будем свидетельствовать о Христе окружающим нас людям? Прежде всего – своими делами.

…В шумном и хаотичном Риме новый русский храм святой Екатерины становится тем местом, где попрежнему воспринимают Вечный город как город апостолов.

Православная русская церковь в Риме - самая старинная, по времени своего учреждения, из русских церквей в Италии. Шестого октября 1803 г., по представлению Коллегии иностранных дел, император Александр I подписал именной указ об открытии "греко-российской церкви" при римской дипломатической миссии. Тогда же был утвержден штат с одним священником и двумя псаломщиками. Священному Синоду было поручено к весне 1804 г. "приготовить церковь со всею к оною потребностью". Первоначально предполагалось освятить ее во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла - вероятно, в силу того, что в Риме хранятся мощи Святых Апостолов. Однако временный разрыв дипломатических отношений с Папским государством и наполеоновские войны помешали осуществить указ: храм при миссии открылся лишь спустя три десятилетия...

Первые православные службы в Риме совершал периодически в 1827-33 гг. иеромонах Иринарх (в миру Яков Дм. Попов, + 1877), сначала служивший в домовой церкви княгини Е. Голицыной-Терци в Бергамо, а с 1823 г. - в посольской церкви во Флоренции. В 1833 г. этого замечательного проповедника, закончившего свою жизнь в сане архиепископа Рязанского, назначили в посольскую церковь в Афинах, и он навсегда покинул Италию.

В 1836 г. упраздненная церковь при российской дипломатической миссии во Флоренции была переведена, вместе с ее настоятелем, иеромонахом Герасимом, в Рим. Именно эта дата и считается началом жизни местного русского прихода. Однопрестольный храм, освященный во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, Небесного покровителя царствовавшего тогда государя, первоначально разместили в посольском доме в Палаццо Дориа Памфили на Пьяцца Навона (впоследствии домовый храм не раз перемещался, располагаясь в арендуемых помещениях: в Палаццо Джустиниани близ Пантеона; в Палаццо Одескальки на Корсо Умберто; в Палаццо Менотти на Пьяцца Кавур).

Как и все другие заграничные церкви, римская была включена в состав С.-Петербургской епархии, но во многом, прежде всего, материально, зависела от Министерства иностранных дел и именовалась "посольской".

В 1843 г. в Венеции о. Герасим был посвящен в сан архимандрита, и с этого времени настоятелями римской церкви Святейший Синод назначал священников из "черного" духовенства, именно в этом сане.

С 1849 г., после кончины о. Герасима, по 1852 г. настоятелем церкви был профессор Киевской Духовной Академии, архимандрит Феофан (Авсенев; + 1852, похоронен на кладбище Тестаччо), затем с 1852 г. по 1855 г. - архимандрит Иаков, бывший прежде игуменом Кирилло-Белозерского монастыря.

С 1855 г. по 1860 г. здесь служил архимандрит Софония (в миру Степан Сокольский), впоследствии - епископ Туркестанский и Ташкентский (+ 1877).

В 1860-64 гг. в Риме настоятельствовал архимандрит Палладий. Сменивший его в 1864 г. архимандрит Порфирий (в миру Георгий Ив. Попов; + 1866, похоронен на кладбище Тестаччо) был, помимо всего прочего, духовным писателем - его перу, в частности, принадлежат "Письма из Рима", печатавшиеся в "Православном обозрении".

Следующему архимандриту, Гурию (впоследствии архиепископ Таврический), пришлось испытать тяготы политики на высоком уровне: в 1866 г. произошел очередной разрыв отношений между Россией и Папским государством, вследствие чего русский священник перед самой Пасхой был выслан из Рима в Неаполитанское королевство. Жизнь русской церкви временно прекратилась...

В 1867 г. Александр II утвердил новый штат римской церкви в составе архимандрита-настоятеля, диакона и двух псаломщиков, однако русский клир был послан на берега Тибра лишь после того, как в Вечный Город в 1870 г. вошли савойские войска и гарибальдийцы, и он стал столицей новой, объединенной Италии.

Местными настоятелями после этого были: в 1871-77 гг. архимандрит Александр (в миру Андрей Кульчицкий); в 1878-80 гг. - архимандрит Николай; в 1880-81 гг. архимандрит Митрофан; в 1881-1884 гг. - архимандрит Никон (в миру Филипп Игоревич Богоявленский); в 1884-1897 гг. - архимандрит Пимен (в миру Дмитрий Дмитриевич Благово; +1897, похоронен на кладбище Тестаччо). Архимандрит Пимен занимает видное место в истории русской культуры. Высокообразованный, из старинного дворянского рода, он принял в 1880 г. монашеский постриг. Его главный литературный труд, "Рассказы бабушки, собранные ее внуком Д. Д. Благово", стал своеобразным памятником целой исторической эпохи. В Риме архимандрит Пимен, вместе с послом Н. Н. Влангали, устроил русский странноприимный дом Св. Станислава (ныне собственность польской католической Церкви), собрал ценную библиотеку, написал воспоминания о своей московской жизни.

Сменившему о. Пимена архимандриту Клименту (в миру Константин Берниковский) принадлежит инициатива строительства русского храма. Начало этому положила жившая в Италии вдова надворного советника, Елизавета Ковальская, обратившаяся в 1880 г. в Св. Синод с просьбой разрешить соорудить за ее счет храм на кладбище Св. Лаврентия в Верано, дабы "почтить память супруга, служившего в Риме". Церковные власти решили навести справки, и российский посол, барон Икскуль, на запрос Св. Синода ответил так: "Храм во всемирном центре римско-католической веры должен соответствовать высокому значению Православия и, по крайней мере, не уступать в размерах и изящности некатолическим храмам, которые с 1870 г. строятся в Италии... средства Ковальской не достаточны..." В результате вдова разрешения не получила (посол России был лютеранином, и с не меньшей эффективностью препятствовал сооружению православной церкви во Флоренции).

Архимандрит Климент (впоследствии - епископ Винницкий) с самого начала своего настоятельства заявил о "потребности иметь православный храм, отвечающий достоинству Православия и величию Отечества". Уже в 1898 г. начался сбор средств, который в 1900 г. был официально разрешен Николаем II, внесшим "царскую лепту" в 10 тысяч рублей. Всего было собрано 265 тысяч итальянских лир. Граф Л. А. Бобринский (+ 1915) обещал подарить для строительства храма свой дом и сад в центре Рима (Вилла Мальта).

Назначенный в 1902 г новый настоятель, архимандрит Владимир (в миру Всеволод Путята), поставил под сомнение ценность участка Бобринского (Вилла Мальта отошла наследникам Бобринского, а затем - отцам-иезуитам) и предложил искать другое место. Он отверг первоначальную кандидатуру архитектора, М. Т. Преображенского, строителя русской церкви во Флоренции, и стал продвигать своего кандидата, архитектора А. Ю. Ягна. Споры разделили участников церковного строительства, но дело все-таки продолжалось: в 1906 г. образовался Строительный Комитет, в который вошли российские дипломаты в Италии, члены Русской колонии и архимандрит Владимир.

С именем архимандрита Владимира связана первая в истории Русской Церкви попытка устроения Западно-Европейской епископской кафедры. Впервые этот вопрос поставил в 1897 г. архиепископ Финляндский Антоний (Вадковский), впоследствии - митрополит С.-Петербургский. Посол в Италии А. И. Нелидов через Министерство иностранных дел деятельно поддержал идею. Учреждение такой кафедры в Риме могло "оттенить ярче отступничество Римского Папы и восстановить "исполнение Церкви", о котором говорится в заамвонной молитве" - писал в 1906 г. в "Церковном вестнике" настоятель флорентийской церкви о. Владимир Левицкий. Одновременно преследовалась практическая цель - объединение заграничного русского духовенства.

Летом 1907 г. архимандрит Владимир был хиротонисан во епископа Кронштадтского, викария С.-Петербургской епархии и стал заведовать всеми русскими заграничными церквами (за исключением Константинополя и Афин). В 1911 г. по приказу Св. Синода он покинул берега Тибра, а молодая Западно-Европейская епархия была упразднена.

Епископ Дионисий (Валединский). В период 1912-1914 гг. был настоятелем римского прихода.В период 1912-14 гг. в римской церкви служил архимандрит Дионисий (Валединский), который, в частности, издал "Спутник русского православного богомольца в Риме" (1912; переиздан в 1999). При нем строительное дело не прекращалось: осенью 1913 г. Николай II разрешил сбор пожертвований по всей России, а летом 1914 г. Госбанк открыл особый счет в С.-Петербургской конторе. Впоследствии архимандрит Дионисий стал предстоятелем Православной Церкви в Польше.

Вторым священником на рубеже XIX-XX веков служил о. Христофор Флеров.

С 1914 г. по 1916 г. в церкви настоятельствовал архимандрит Филипп, убиенный после революции в России. В 1915 г. он сформировал новый состав Строительного Комитета, с князем С. С. Абамелек-Лазаревым во главе. Князь навязал Комитету другого, уже третьего по счету, архитектора - Винченцо Моральди. Проект итальянца был подвергнут экспертизе и серьезной критике архитектором В.А. Субботиным, надзиравшим тогда за строительством русской церкви в Бари. Одновременно еще один проект составил видный знаток древнерусского зодчества В.А. Покровский. В конце концов, комитет все же принял проект Моральди и при его содействии приобрел на имя российского посольства участок на набережной Тибра, близ Понте Маргерита (Lungotevere Arnaldo da Brescia). Смерть князя Абамелек-Лазарева в 1916 г. и события в России оборвали начавшееся было храмостроительство (в 1924 г. земельный участок был захвачен советским посольством, а затем продан).

Архимандрит Симеон (Нарбеков). Настоятель храма с 1916 по 1969 гг.Новый этап в истории церкви связан с назначением в Рим в 1916 г. архимандрита Симеона (в миру Сергей Григорьевич Нарбеков). Отец Симеон служил здесь полвека: он умер в 1969 г. (похоронен на кладбище Тестаччо).

Весной 1921 г. архимандрит Симеон основал римский приход, куда вошло около ста полноправных членов, и организовал Приходской Совет, возглавленный бывшим генеральным консулом Г. П. Забелло. Таким образом, домовая церковь при российском (в перспективе - советском) посольстве, находившаяся в ведении Министерства иностранных дел, стала независимой, приходской. По свидетельству Л. В. Ивановой, община тогда состояла "преимущественно из старых аристократов-монархистов". В приход как почетный член вошла и королева Эллинов Ольга Константиновна из Дома Романовых (она скончалась в 1926 г.; отпевал ее архимандрит Симеон).

Особым событием для русского прихода в Риме стало утверждение за приходом статуса юридического лица королевским указом от 14 ноября 1929 г. Следующим важным событием стало вступление прихода во владение особняком М. А. Чернышевой ("Palazzo Czernycheff").

Княжна Мария Чернышева (+ 1919) завещала русской церкви свой дом на виа Палестро еще в 1897 г., но из-за юридических осложнений приход официально вступил в наследство лишь в 1931 г. 10 апреля 1932 г. в нем была освящена вновь устроенная церковь - убранство перенесли из Палаццо Менотти с Пьяцца Кавур. Проект церкви был составлен архитектором князем В. А. Волконским и инженером Ф. Поджи. Устройству нового храма материально помогли княгиня С. Н. Барятинская (в память покойного мужа В. В. Барятинского), княжна С. В. Гагарина (в память покойных родителей), а также королева Италии Елена Черногорская.

Указом Святителя Тихона, патриарха Всероссийского, от 5 мая 1922 г. митрополиту Евлогию было поручено управление русскими заграничными приходами. Тогда же архимандрит Симеон стал благочинным русских церквей в Италии. Однако в 1927 г. он, как писал митрополит Евлогий, "из личной преданности митрополиту Антонию", перешел под омофор Архиерейского Синода РПЦз (Русской Православной Церкви заграницей). Из-за особого положения православной общины в Риме, она до 1985 г. непосредственно подчинялась Председателю Синода.

В послереволюционный период общине много помогла княгиня М. П. Абамелек-Лазарева, урожденная Демидова княжна Сан-Донато (+ 1955), жившая в Пратолино, под Флоренцией, а также на вилле покойного мужа в Риме (теперь Вилла Абамелек - резиденция российского посла). Княгиня выплачивала содержание настоятелю и нескольким прихожанам. В 1921 г. она получила почетное звание "попечительницы храма". Некоторую материальную поддержку оказали также сербское и болгарское посольства.

Вторая мировая война привела в Италию множество "перемещенных лиц" (Ди-Пи), которым община всячески помогала. Церковная жизнь была также временно оживлена православными из состава Союзнических войск.

С 1946 г. в Риме архимандриту Симеону сослужили игумен (впоследствии архимандрит) Каллист, с 1935 г. по 1945 г. бывший настоятелем в Сан-Ремо, и архимандрит Зосима (+ 1960). Когда в середине 1950-х гг. престарелый архимандрит Симеон ушел на покой, архимандрит Каллист стал настоятелем церкви. Этот священник был также благочинным русских приходов РПЦз и вице-председателем римского комитета Красного Креста. Игумен Каллист регулярно совершал богослужения в лагерях "перемещенных лиц", в Триесте, в Латино, в Неаполе и под Турином (Вилла Оланда) и распределял среди интернированных соотечественников пособия и пожертвования. После его смерти в 1964 г., на Свято-Никольский приход в 1966 г. назначили протоиерея Виктора Ильенко, выпускника Иркутской Духовной семинарии (еще в 1921 г., покинув Советскую Россию, он в течение трех месяцев служил псаломщиком в римском храме, числясь на должности церковного сторожа). В 1960-70-х гг. община находилась под омофором преосв. Антония, архиепископа Женевского.

Православный Рим.

Что нужно посетить в Риме православному паломнику.

Православный РимКогда-то Великая Римская империя скопировала религиозную модель у древних греков. Немалое количество богов, их дочерей и сыновей, жён и слуг прямиком перекочевали на римский Олимп, переменив всего лишь свои имена.

Но через 8 столетий люди Римской империи потеряли веру в своих божеств, и в самом конце I века н. э. в недрах этой страны зародилось христианство – новая религия.

Мало-помалу новая религия распространилась по всей огромной территории Римской Империи, однако к началу III века была официально запрещена Флавием Клавдием Юлианом, римским императором.

Уже в 313 г. Константин Великий подписал эдикт, который призывал терпимее относиться к христианству. А затем было начато строительство старейшего христианского храма – Латеранской базилики, которую можно увидеть и сегодня.

К концу IV в. языческая вера была полностью искоренена, а на смену пришло христианство и возведение новых храмов, получивших название базилики, и заменивших разрушенные языческие храмы.

Базилика Святого Петра.

Базилика Сан Паоло фуори Ле Мура в Риме место погребения Апостола Павла.

Базилика Святого Павла.

Это одна из нескольких великих папских базилик, увидеть которую мечтают паломники всего мира.

И приходят сюда не только за тем, чтобы полюбоваться на сам храм и посмотреть на его внутреннее убранство, но и чтобы получить отпущение всех грехов в обряде, называющемся «святая Дверь».Это событие длится на протяжении всего Юбилейного года и такие же двери есть и в других храмах Рима – в базилике Святого Петра, храме Девы Марии Маджоре и Латеранской базилики. Всего же за Юбилейный год верующий должен обойти 7 паломнических храмов.

Сооружение стоит там же, где, по преданию, был захоронен апостол Павел. Первый храм здесь был построен императором Константином, однако в 386 году Феодосий I, последний император единой Римской империи, посчитал, что сооружение слишком примитивно, и повелел начать строительство на самом деле впечатляющего храма. Закончилось оно только при папе Льве I в V веке.

За многие века своего существования храм не испытывал практически никаких изменений. Мимо него прошла мода эпохи Возрождения и стиль барокко.

Но 15 июля 1823 г. случилось непредвиденное – храм практически полностью выгорел. Произошло это по неосторожности, когда на крыше храма рабочие разогревали битум, а после работ не загасили костёр по всем правилам.Его возрождение было длительным, и полная реставрация с некоторыми изменениями была закончена только в 1840 году.

Особенностью собора Святого Павла считается галерея портретов всех Римских Пап, которая идет по периметру внутри здания. На сегодняшний день только несколько мест для портретов остаются пустыми. Здесь же можно услышать и легенду о том, что когда все места будут заполнены, а последний Папа умрёт, наступит Конец Света.

Главной реликвией этого собора является саркофаг с мощами святого Павла. Право отслужить литургию над мощами этого апостола сегодня имеет только Папа Римский.

Базилика Святого Климента.

К востоку от Колизея есть настоящая сокровищница – Базилика Святого Климента. Особенность этого собора в том, что здесь нашли свой последний приют четвёртый римский епископ Климент и русский просветитель Кирилл и его брат Мефодий (часть мощей), который подарил нам кириллицу.

Но и это ещё не всё. Оказывается, Собор Святого Климента – это не одно сооружение, а целых три храма разных эпох, которые были построены на этом месте. Самый нижний уровень – это сооружение, которое относится I - III векам. Второй уровень – это христианская Базилика IV века, и наконец, верхний ярус был построен в XI веке, и это то, что мы можем увидеть сегодня.

Когда был обнаружен самый нижний слой, оказалось, что удалось найти здание, в котором некогда жил Тит Флавий Климент, христианин, который за свои проповеди был сослан в Херсонес. Или, как теперь говорят археологи, здесь располагалась римская государственная сокровищница.

Верхний уровень – это самое позднее сооружение, построенное по стандартному проекту. Здесь можно увидеть полы с великолепной мозаикой, потолки и стены с фресками. Особенно выделяется мозаика «Крест – дерево жизни». На ней распятый Христос окружён цветами, птицами и виноградом. Причём это первая мозаика, на которой можно увидеть распятого Христа. До этого его изображали либо уже воскресшим, либо в кругу его последователей.Здесь же находятся гробницы четвёртого римского епископа и русского Кирилла.



Церковь святой Екатерины.

Современный православный храм, который был возведён в 2009 году на территории посольства России.

Своё имя он получил в честь смелой и простой девушки Екатерины, которая проживала в Александрии и постаралась объяснить свои соотечественникам, как примитивно язычество, и что вера в единого Бога – это то, что спасёт каждого.

Девушке удалось невозможное – она обратила в христианство жену императора и несколько десятков человек из его войска, которые отказались приносить жертвы языческим богам. Также она смогла переспорить мудрецов в философском споре, за что и была казнена.

Описываемые события происходили в IV веке. А спустя три столетия её нетленные мощи были найдены на горе Синай. В церкви святой Екатерины находится часть мощей святой.

Строительство часовни заняло всего 4 года. В 2006 году он был освящён и теперь является действующим православным храмом с детской приходской школой.

Церковь Святого Николая Угодника.

Это ещё один русский православный храм в Риме с непростой историей. Он много раз менял свой адрес, пока, наконец, приход не получил в наследство особняк М. А Чернышевского.

В 1932 году здесь был освящён новый храм.Сегодня это трёхэтажное здание, которое претерпело значительные изменения. Среди святынь особенно выделяется Иверская икона Божьей Матери, несколько икон, родиной которых считается Сергиев Посад, крест, подаренный греческим королевичем.

Базилика Святого Иерусалимского Креста (Санта Кроче ин Джерусалеме).

Храм из семерки самых известных паломнических церквей Рима.

Первая базилика была возведена на месте дворца Елены, бывшей матерью императора Константина. Делалось это по желанию самой женщины, и назывался храм базиликой Елены.

Удивительна история названия этого храма. На его месте изначально находился дворец. Причём под пол будущей христианской базилики было насыпано огромное количество земли, привезённой из самого Иерусалима. Именно это позволило добавить к названию храма приставку «в Иерусалиме».

Церковь много раз переделывалась, и свой современный вид обрела только XVII-XVIII веках. В самом храме хранятся многие православные реликвии, например, гвоздь, которыми Иисус был прибит к кресту, кусочки дерева от креста на котором распяли Спасителя, титл, фаланга пальца Фомы Неверующего. Всё это можно увидеть своими глазами.

Здесь же хранятся мощи Досточтимой Антониетты Мео, шестилетней девочки, которая умерла в 1937 году, но за свою короткую жизнь написала очень много писем к Богу, многие из которых считаются пророческими.



Православные реликвии в Базилике Санта Кроче ин Джерусалеме а Риме (слева направо) : кусочки животворящего креста Иисуса Христа, титл с креста иисуса Христа, шипы от тернового венца, гвоздь от креста Иисуса, камень из пещеры в Вифлееме.


Базилика Святого Иоанна Крестителя (Сан Джовани Латерано).

Кафедральный собор Рима по значимости стоит выше всех описанных православных храмов Вечного города. Это главная церковь Рима.Участок земли, на котором стоит собор, принадлежал второй жене Константина Флавии Максима Фауста. За три дня до своей кончины император крестился – принял веру Христову.

Папа Сикст V приказал сломать Латеранский дворец и хозяйственные постройки, и немного расширил апсидальную его часть. Здесь происходило событие, которое оставило заметный след в истории христианского Рима – суд над умершим Папой Формозом в 896 году.В самом храме до сих пор можно полюбоваться мозаикой Якопо Торризи, которая относится к 1300 году.

В середине собора имеется папский алтарь, который обращён на восток. Богослужение здесь может совершать только Папа Римский. Над этим алтарём в табернакле XVI века хранятся головы апостолов Петра и Павла.

Среди прочих православных реликвий этого храма можно назвать частичку Ризы Богородицы и небольшую часть губки, с видимыми следами крови. Той губкой, по преданию, поили уксусом Иисуса Христа перед казнью.

Базилика Девы Марии "Маджоре" (Санта Мария Маджоре).

Санта Мария Маджоре – один из важнейших храмов Рима. С ним ассоциируется любопытное сказание.

В 352 году папа Либерий и один из богатейших граждан Римской Империи увидели во сне Мадонну, которая повелела им построить храм там, где утром будет лежать снег.С утра снег на самом деле выпал, и там, где это случилось, и было начато строительство.

Практически все папы старались сделать это сооружение ещё красивее, ещё прекраснее и выше. Они достраивали, немного перестраивали и украшали здание согласно своим представлениям. И сегодня Санта Мария Маджоре, пожалуй, не менее красива, чем другие православные храмы Рима, и не менее привлекательна, чем другие базилики и церкви.

Здесь хранятся ясли, где находился новорожденный Христос, частичка мощей апостола Матфея, мощи блаженного Иеронима Стридонского и старинная икона Божьей Матери.


Базилика Санта Мария Маджоре в Риме.

«Остийский» собор («за городскими стенами») стоит на месте погребения св. апостола Павла.

Когда в 67 г. апостол Павел, по повелению Нерона, был усечен мечом за стенами Рима в местности, именуемой «Сальвийские Воды» (Aquae Salviae), где ныне находится церковь во имя святого апостола Павла «на трех Фонтанах», тогда римская благочестивая христианка Лукина (Луцина) собрала священные останки св. Павла и с честью погребла их в загородной усадьбе своей по Остийской дороге (Via Ostiense). С этого времени усадьба эта сделалась усыпальницей древних христиан, известной под именем катакомб св. Лукины.

На том месте, где находится эта церковь, некогда красовался Сессорианский дворец, служивший местом жительства св. царицы Елены, матери св. царя Константина (их память - 21 мая ст.ст.). В стенах дворца и сооружена была в 330 г. св. Константином, по желанию его матери, базилика во имя Честного и Животворящего Креста Господня, или св. Креста в Иерусалиме.

Церковь основана папой Пием (142-157) в доме св. Новата, сына апостола Пуда, и построена по просьбе преподобной Пракседы девы, дочери апостола Пуда и сестры св. Новата. В IX в. папа Пасхалий возобновил эту церковь почти от основания и перенес в нее мученические тела, собранные им в разных катакомбах. По распространенному в Риме преданию, именно св. Пракседа собирала здесь тела мучеников Христовых

Церковь стоит на том месте, где апостол Павел восприял мученическую кончину 29 июня 67 г.
О ней он сам предвозвестил во втором послании к своему возлюбленному ученику, апостолу Тимофею, епископу Ефесскому: «Я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 6-8). Мученическая кончина апостола Павла совершалась так. В последние дни земной жизни апостол Павел содержался вместе с апостолом Петром в Мамертинской темнице.

Церковь построена там, где некогда стоял дом отца преподобной Пудениианы, римского сенатора Пуда, о котором апостол Павел упоминает в своем втором послании к Тимо­фею (2 Тим. 4, 21).

Церковь устроена на месте дома, принадлежавшее священномученику Клименту, папе римскому (91-100), вскоре после кончины сего святителя, последовавшей в Херсонесе Таврическом, куда он был сослан, по повелению Траяна, за имя Христово. В начале V в. церковь была перестроена и получила форму базилики; в ней св. Григорий Двоеслов произнес две из своих бесед на Евангелия. В 1084 г. при вторжении в Рим норманнов была разрушена и эта базилика. Над развалинами ее в самом начале XII в. была сооружена новая церковь во имя того же священномученика Климента, существующая и доныне.

Название свое Колизей получил от латинского слова «великан». Так назван был впоследствии (в VIII в.) за свою огромную величину цирк, построенный в Риме при императорах Флавии Веспасиане, Тите и Домициане в 70-80 гг. после Р.Х. и называвшийся первоначально Амфитеатром Флавия. Сейчас происхождение этого название возводят к стоявшей рядом гигантской статуи Нерона, Колосс Нерона. Его строили еврейские пленники из Иерусалима, как некогда отцы их сооружали пирамиды для египетских фарао­нов.

Катакомбы св. Севастиана существовали раньше церкви, от которой они получили свое наименование. В них, в особой пещере, временно покоились (в первой половине III в.) честные мощи апостолов Петра и Павла.
Св. Севастиан (память 18 дек.) с дружиной своей пострадал в Риме при Диоклетиане в 257 г.

Поводом к устроению церкви на настоящем месте и к вышеприведенному наименованию ее послужило следующее событие из жизни апостола Петра, о котором повествуется в Четьих Минеях.

Рима Катакомбами называются подземные кладбища, в которых христиане первых трех веков, страха ради от язычников, полагали своих усопших и мучеников, а также иногда совершали богослужения.

Катакомбы получили наименование по св. Каллисту, папе римскому, который еще до вступления на папский престол, будучи архидиаконом римской Церкви, заведывал, по поручению папы Зефирина, катакомбами и много потрудился над их устройством.

Св. Агния пострадала в гонение Максимилиана в 304 г. на том месте, где ныне стоит на Навонской площади церковь ее имени (Chiesa di Sant’Agnese in Agone), воздвигнутая еще при св. равноапостольном царе Константине. Современное здание на пьяцце Навона - выдающийся памятник барокко (арх. Борромини; 1666 г.)

Над местом упокоения св. мученика Лаврентия архидиакона (память 10 авг.) около 300 г. была сооружена св. равноапостольным императором Константином церковь его имени. В ней были произнесены св. Григорием Двоесловом,

Темница находится у подножья Капитолийского холма, со стороны Римского Форума под церковью Иосифа Обручника (Chiesa di San Giuseppe dei falegnami al Foro Romano), noстроенной братством плотников.

(Panteon), представляющий собой огромную круглую постройку с величественным куполом, был сооружен римским консулом Марком Агриппой, зятем императора Августа, в 27-25 гг. до Р.Х. и посвящен семи языческим божествам. Император Адриан (117-138) перестроил Пантеон и посвятил его «всем богам». Языческое идолослужение совершалось в этом храме до IV в.

Церковь, основанная при св. равноапостольном царе Константине на том самом месте, на котором в гонение Адриана, в 120 г., пострадали св. великомученик Евстафий Планида, бывший начальник римских войск, его супруга Феопистия и чада их Агапий и Феопист.

Победоносца Георгиевская церковь в древнем районе Велабро была уже известна с VII в. - как учреждение диаконии, центра церковной благотворительности для римского населения.

Первоначальное описание церкви восходит ко временам св. царя Константина; в 560 г. она была перестроена папой Палагием. В ней св. Григорием Двоесловом была произведена 36-я беседа его на Евангелия.

Храм Мария д’Аракоели (ин Арачели) стоит на самой вершине Капитолийского холма, на развалинах некогда находившегося здесь храма Юпитера Капитолийского, и была известна уже в VI в. как церковь Санта Мария де Капитоло, то есть Божией Матери «Капитолийской»

В Риме трудно найти паломника, который бы не посетил Святую Лесницу — одну из самых известных христианских святынь. Церковь Святой Лестницы находится вблизи собора Св. Иоанна в Латеране (San Giovanni in Laterano). Фасад этой церкви работы Доменико Фонтана относится к 1585 году.

Святой апостол Петр, по приказанию царя Ирода Агриппа, был ввергнут в темницу и скован двумя железными цепями. Но ночью, когда он спал среди двух воинов, ангел Господень разбудил его, толкнув в бок, и вывел из темницы, причем железные вериги упали с рук апостола, как повествуется об этом в книге Деяний Апостольских (Деян.12:1).

Базилика святых мученика Бонифатия (Вонифатия) и Алексея человека Божия на Авентинском холме в Риме сегодня открывается пред глазами паломников в своем барочном «обличии», обретенном при радикальной перестройке в середине XVIII столетия. И трудно представить, что под этой «современной» базиликой находятся еще две, относящие нас к III и IX векам.



Святыни северной Италии

– один из самых красивых городов северной Италии. Первые поселения возникли здесь еще в IV в. до Р.Х., благодаря выгодному географическому положению на реке Адидже. Значительное развитие город получил с середины I в. до Р.Х., когда был включен в состав Римской Империи. После падения Империи Верона стала столицей лангобардов и остготов, но это мало отразилось на ее развитии, зато время Средневековья украсило ее церквями и соборами. Романский и готический стили придают городу неповторимый колорит

Согласно древней традиции, св.Лука, родом из Антиохии в Сирии, умерший в преклонном возрасте (84 года), был захоронен в г. Тебе — столице греческого региона Беоция. В начале IV века его мощи были перевезены в Константинополь, в Базикику Двенадцати Апостолов.

Реликвия, или часть мощей Святителя Николая, представляет собой одну кость левой руки и находится при церкви Сан Николо в Порту с 1177 года, как гласит древняя летопись.

Чтобы лучше понять кто такая святая Фекла, начнем с бегства св. ап. Павла из Антиохии Писидской в Иконию. Некий житель Иконии по имени Онисифор знал, что апостол будет проходить через их город и вышел встречать его на Царской дороге.

Одна из самых древних церквей в Милане, по преданию, была построена святым Амвросием Медиоланским в 379-386 гг., в районе захоронений христиан — жертв религиозного преследования в римский период. В то время церковь называлась Basilica Martyrum (Базилика мучеников).