Объективная истина в обществознании. Понятие истины, ее критерии

Истина - это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое существует само по себе и не зависит от человека.
Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое не может быть опровергнуто в процессе дальнейшего познания. (Например, Земля вращается вокруг Солнца).
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний. Может изменяться, устаревать, заменяться новым в процессе дальнейшего познания. (Например, изменения представлений людей о форме Земли: плоская, в форме шара, вытянутая или приплюснутая).

Критерии истины - то, что характеризует истину и отличает её от заблуждения.
1. Всеобщность и необходимость (И. Кант);
2. Простота и ясность (Р. Декарт);
3. Логическая непротиворечивость, общезначимость (А. А. Богданов);
4. Полезность и экономность;
5. Истина - это «естина», то, что есть на самом деле (П. А. Флоренский);
6. Эстетический критерий (внутреннее совершенство теории, красота формулы, изящество доказательств).
Но все эти критерии недостаточны, универсальным критерием истинности является общественно-историческая практика: материальное производство (труд, преобразование природы); социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); научный эксперимент.
Значение практики:
1. Источник познания (практика ставит перед наукой жизненно важные проблемы);
2. Цель познания (человек познаёт окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности);
3. Критерий истины (пока гипотеза не проверена на опыте, она останется всего лишь предположением).

Истина - соответствие знания своему предмету.

Истина должна быть объективной. Объективная истина - истина, не зависящая от воли и желания субъекта познания.

Выделяют два вида истины: относительная и абсолютная.

Относительная истина - истина, частичная, неполная, характери­зующая отдельные аспекты или отношения познаваемого объекта.

Абсолютная истина - полное, точное, неизменное знание, характе­ризующее все стороны познаваемого предмета.

Абсолютная истина практически недостижима, поскольку:

    во-пер­вых, ограничены и относительны и изменчивы познавательные сред­ства;

    во-вторых, сам мир изменяется и развивается.

Основным критерием относительной истины выступает практика: включенность знания в практическую деятельность общества.

Практика в научном познании может выступать как основание, цель и доказательство.

Критерий истины для философов-рационалистов - разум.

Критерий истины для философов-эмпириков - опыт.

1.5 Мышление и деятельность

Деятельность - форма активности, присущая исключительно че­ловеку, характеризующаяся:

    продуктивностью;

    сознательностью;

    орудийностью;

    социальностью:

    1) приобретение форм деятельности через социа­лизацию;

    2) обязательная связь с обществом в процессе деятельности.

Структура деятельности:

1) Субъект - тот, кто осуществляет деятельность (человек или коллектив).

2) Объект - то, на что направлена деятельность.

3) Мотив - то, что побуждает человека к деятельности, то, почему действует человек.

4) Цель - то, ради чего осуществляется деятельность, идеальный образ желаемого результата.

5) Средства - то, с помощью чего осуществляется деятельность.

6) Результат - изменения в реальности, которые происходят после завершения деятельности.

Деятельность складывается из действий (выраженный акт пове­дения, имеющий свою цель и результат); а действия складываются из операций (конкретный способ выполнения действий).

Виды деятельности.

I .

1) Практическая:

а) материально-производственная - воздействующая на природ­ные объекты;

б) социально-преобразующая - воздействующая на общество. 2)духовная:

а) духовно-практическая - освоение и передача уже имеющихся ду­ховных ценностей;

б) духовно-теоретическая - созидающая новые духовные ценности. Также духовная деятельность подразделяется на:

а)познавательную;

б) прогностическую;

в) ценностно-ориентировочную.

II .

а) индивидуальная;

б) коллективная

III .

а) законная;

б) незаконная.

IV .

а) моральная;

б) аморальная.

V .

а) шаблонная (по образцу);

б) инновационная (творческая)

VI .

(по этапу жизни человека)

б) обучение;

Особо выделяют общение - деятельность, сопутствующую осталь­ным видам совместной деятельности.

Мышление - процесс активного отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.

Характеристики мышления:

    социальный характер;

    связь с языком;

    опосредованный характер;

    личностный характер.

Мышление человека формируется в процессе деятельности и разви­вается по мере освоение новых форм деятельности.

1.6. Потребности и интересы

Потребность - фундаментальная необходимость человека в услови­ях своего существования

Нужда - актуализированная потребность, осознаваемая на субъек­тивном уровне

Интерес - направленность человека на условия доступности пред­мета потребности

Мотив - потребность, ставшая основанием деятельности.

Классификации потребностей:

I . Основная классификация:

1. Материальные (естественные, биологические, врожденные, ор­ганические) - потребности в поддержании физического существования (еда, сон, отдых...)

2. Социальные - потребности во взаимодействии с обществом (об­щение, престиж, признание, труд...)

3. Идеальные (духовные) - потребности в создании и освоении ду­ховных ценностей (творчество, самореализация, знания...)

II . Пирамида Маслоу.

Согласно классификации А. Маслоу, люди не переходят к удовлет­ворению высших потребностей, пока не удовлетворены потребности низшего уровня.

1. Базовые

а) Естественные (еда, сон...)

б) Экзистенциальные (безопасность и комфорт существования)

2. Вторичные

а) социальные

б) престижные

в) духовные.

Способности - врожденные и приобретенные качества, позволяю­щие человеку выполнять деятельность для удовлетворения потреб­ностей.

Способности делятся на общие (например, писать, бегать, рисовать) и специальные (например, спортивные способности, художественные способности, математические способности).

Талант - совокупность способностей, позволяющая получать про­дукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятель­ности.

Также в обществе формируются умения - способность делать что-либо по определённому образцу.

Если человек развивает и оттачивает свои умения, к нему примени­мо понятие «мастерство» - сочетание развитых умений.

В философии существует несколько основных понятий, среди которых стоит выделить в первую очередь определения непосредственно самой абсолютной, а также относительной. Обратившись к словарям и справочникам, можно выделить наиболее ёмкое определение, которое представляет собой следующее понятие: истина - это доказанное заявление, принимаемое в качестве правды; соответствие реальности. Что представляют собой примеры относительной истины?

Что такое истина

Это прежде всего процесс, который характеризуется восприятием или осознанием объекта или явления в полной степени. Некоторые люди склонны утверждать, что не существует в принципе - есть только окружающей действительности, предметов, взглядов, суждений или явлений. Тем не менее она едина, но в ее среде можно выделить некоторые ключевые аспекты:

  • Относительный.
  • Объективный.
  • Абсолютный.

Безусловно, развитие любой науки предполагает достижение абсолютного идеала, правды, однако это маловероятно, так как каждое новое открытие провоцирует еще больше вопросов и споров. Так, например, утверждение типа «золото - это металл» является истинным лишь в том случае, если золото действительно представляет собой металл.

Что такое абсолютная истина

Для начала стоит определить понятие объективной правды, которое выражается следующим образом - понимание и восприятие знаний, которое не зависит от какого-либо конкретного человека, группы людей, цивилизации и общества. В чем же заключается основное отличие абсолютной истины от относительной или объективной?

Абсолютная представляет собой:

  • Исчерпывающее, полностью проверенное, знание о человеке, предмете, объекте или явлении, которое не может быть опровергнуто никаким образом.
  • Адекватное и осознанное воспроизведение субъектом определенного объекта, представление субъекта таким, каким он существует в действительности, независимо от мнения человека и его сознания.
  • Определение бесконечности нашего познания, своеобразный предел, к которому стремится всё человечество.

Многие утверждают, что как таковой абсолютной правды не существует. Сторонники этого взгляда склоняются к тому, что все является относительным, как таковой фактической реальности попросту не может быть. Тем не менее можно привести некоторые примеры абсолютной истины: научные законы или факты рождения людей.

Что такое относительная правда

Примеры относительной истины красноречиво характеризуют непосредственно само определение понятия. Итак, в древности люди полагали, что атом неделим, в 20-м веке ученые склонялись к тому, что атом состоит из электронов, а в настоящее время исследовали знают наверняка, что атом состоит из огромного количества мельчайших частиц и их число постоянно возрастает. Все создают красноречивое представление об относительности реального.

Исходя из этого можно сделать выводы о том, что же на самом деле представляет собой относительная истина:

  • Это знание (определение), которое в полной мере соответствует определенному уровню развития человечества, но отличается не совсем проверенными фактами или доказательствами.
  • Обозначение пограничных или конечных моментов познания мира человеком, приближенность знаний об окружающей действительности.
  • Утверждение или знание, которое зависит от определенных условий (времени, исторических событий, места и других обстоятельств).

Примеры относительной истины

Имеет ли абсолютная правда право на существование? Для ответа на этот вопрос стоит рассмотреть очень простой пример. Итак, выражение «планета Земля имеет форму геоида» вполне можно отнести к высказываниям из разряда абсолютной истины. Ведь наша планета на самом деле имеет такую форму. Вопрос в другом - является ли это выражение знанием? Может ли это высказывание дать незнающему человеку представление о форме планеты? Вероятнее всего, нет. Гораздо эффективней представить Землю в форме шара или эллипсоида. Таким образом, примеры относительной истины позволяют обозначить основные критерии и характеристики важнейших составляющих философских понятий.

Критерии

Как отличить абсолютную или относительную истину от заблуждения или вымысла.

Отвечать законам логики? Что является определяющим фактором? Для этих целей существуют особые понятия, которые позволяют определиться с правдоподобностью того или иного высказывания. Итак, критерием истины является то, что позволяет удостоверить правду, отличить ее от заблуждения, выявить, где правда, а где вымысел. Критерии бывают внутренние и внешние. Каким требованиям должны отвечать они:

  • Выражаться в простой и лаконичной форме.
  • Соответствовать основополагающим законам.
  • Быть применимыми на практике.
  • Соответствовать научным законам.

Является в первую очередь практика - человеческая деятельность, направленная на преобразование окружающей действительности.

Современное понятие и его ключевые аспекты

Абсолютная, относительная, объективная истина - понятия, которые имеют четкие отличия друг от друга. В современное определение правды ученые вкладывают следующие аспекты: духовная и субъективная действительность, результат познания, а также истина в качестве познавательного процесса.

Отдельного внимания заслуживает конкретность истины - она не может быть абстрактной. Истина всегда имеет отношение к какому-либо времени и месту. стремление к идеалу и поиск истины всегда будут волновать философов и ученых. Человечество должно стремиться к познанию и совершенствованию.

достижение научной истины .

Применительно к философии истина является не только целью познания, но и предметом исследования. Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки . Философы давно пытаются выработать такую теорию познания, которая позволила бы рассматривать его как процесс добывания научных истин. Основные противоречия на этом пути возникали в ходе противопоставления активности субъекта и возможности выработки им знания, соответствующего объективному реальному миру. Но истина имеет множество аспектов, она может быть рассмотрена с самых различных точек зрения: логической, социологической, гносеологической, наконец, богословской.

Что же такое истина? Истоки так называемой классической философской концепции истины восходят к эпохе античности. Например, считал, что “тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, — лжет”. Долгое время классическая концепция истины доминировала в теории познания. В главном она исходила из положения: что утверждается мыслью, действительно имеет место. И в этом смысле понятие соответствия мыслей действительности совпадает с понятием “адекватность”. Иными словами, истина — это свойство субъекта, состоящее в согласии мышления с самим собой, с его априорными (доопытными) формами. Так, в частности, полагал И. Кант. Впоследствии под истиной стали подразумевать свойство самих идеальных объектов, безотносительных к человеческому познанию, и особый вид духовных ценностей. Августин развивал учение о врожденности истинных идей. Не только философы, но и представители частных наук сталкиваются с вопросом, что понимать под действительностью, как воспринимать реальность или реальный мир? Материалисты и идеалисты понятие действительности, реальности отождествляют с понятием объективного мира, т.е. с тем, что существует вне и независимо от человека и человечества. Однако и сам человек — часть объективного мира. Поэтому, не учитывая этого обстоятельства, прояснить вопрос об истине просто невозможно.

С учетом имеющихся в философии направлений, принимая во внимание своеобразие индивидуальных высказываний, выражающих субъективное мнение того или иного ученого, истину можно определить как адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, в ходе которого познаваемый предмет воспроизводится так, как он существует вне и независимо от . Следовательно, истина входит в объективное содержание человеческого знания. Но коль скоро мы убедились, что процесс познания не прерывается, то возникает вопрос и о характере истины.

Ведь если человек воспринимает объективный мир чувственным образом и представления о нем формирует в процессе индивидуального познания и своей мыслительной деятельности, то естественен вопрос — каким образом он может удостовериться в соответствии его утверждений самому объективному миру? Таким образом, речь идет о критерии истины, выявление которого составляет одну из главнейших задач философии . И в данном вопросе среди философов согласие отсутствует. Крайняя точка зрения сводится к полному отрицанию критерия истины, ибо, по мнению ее сторонников, истина либо отсутствует вообще, или же она свойственна, кратко говоря, всему и вся.

Идеалисты — сторонники рационализма — в качестве критерия истины полагали само мышление, поскольку оно обладает способностью ясно и отчетливо представить предмет. Такие философы, как Декарт, Лейбниц исходили из представления о самоочевидности первоначальных истин, постигаемых с помощью интеллектуальной интуиции. Их доводы опирались на возможности математики объективно и беспристрастно в своих формулах отображать многообразие реального мира. Правда, при этом возникал другой вопрос: как, в свою очередь, убедиться в достоверности их ясности и отчетливости? На помощь здесь должна была прийти логика с ее строгостью доказательства и его неопровержимостью.

Так, И. Кант допускал только формально-логический критерий истины, в соответствии с которым познание должно согласовываться со всеобщими формальными законами рассудка и разума. Но и опора на логику не избавила от трудностей в поисках критерия истины. Оказалось не так-то просто преодолеть внутреннюю непротиворечивость самого мышления, выяснилось, что порой невозможно добиться и формально-логической согласованности суждений, выработанных наукой, с исходными или вновь вводимыми утверждениями (конвенциализм).

Даже стремительное развитие логики, ее математизация и разделение на множество специальных направлений, а также попытки семантического (смыслового) и семиотического (знакового) объяснения природы истины не устранили противоречий в ее критерии.

Субъективные идеалисты — сторонники сенсуализма — усматривали критерий истины в непосредственной очевидности самих ощущений, в согласованности научных понятий с чувственными данными. Впоследствии был введен принцип верифицируемости, получивший свое название от понятия верификация высказывания (проверка его истинности). В соответствии с этим принципом всякое высказывание (научное утверждение) только тогда является осмысленным или имеющим значение, если возможна его проверка. Главный упор при этом делается именно на логическую возможность уточнения, а не на фактическую. К примеру, в силу неразвитости науки и техники мы не можем наблюдать физические процессы, идущие в центре Земли. Но посредством предположений, опирающихся на законы логики, можно выдвинуть соответствующую гипотезу. И если ее положения окажутся логически непротиворечивы, то ее следует признать истинной. Нельзя не принять во внимание и другие попытки выявить критерий истины с помощью логики, характерные в особенности для философского направления, именуемого логическим позитивизмом.

Сторонники ведущей роли активности человека в познании пытались преодолеть ограниченность логических методов в установлении критерия истины . Была обоснована прагматическая концепция истины, согласно которой сущность истины следует усматривать не в соответствии ее с реальностью, а в соответствии с так называемым “конечным критерием”. Его же предназначение — в установлении полезности истины для практических поступков и действий человека. Важно отметить, что с точки зрения прагматизма сама по себе полезность не является критерием истины, понимаемой как соответствие знаний действительности. Иными словами, реальность внешнего мира недоступна человеку, поскольку человек непосредственно имеет дело именно с результатами своей деятельности. Вот почему единственное, что он способен установить — не соответствие знаний действительности, а эффективность и практическая польза знаний. Именно последняя, выступая в качестве основной ценности человеческих знаний, достойна именоваться истиной. И все же философия, преодолевая крайности и избегая абсолютизации, приблизилась к более или менее верному пониманию критерия истины. Иначе и быть не могло: окажись человечество перед необходимостью поставить под сомнение не только последствия сиюминутной деятельности того или иного человека (в отдельных, и нередких, случаях весьма далеких от истины), но и отрицать собственную многовековую историю, жизнь невозможно было бы воспринимать иначе, как абсурд. Только понятие объективной истины, опирающееся на понятие объективной реальности, позволяет успешно развивать философскую концепцию истины. Подчеркнем еще раз, что объективный или реальный мир существует не просто сам по себе, но только когда речь идет о его познании.

Относительная и абсолютная истины

Ограниченность практических возможностей человека выступает одной из причин и ограниченности его знаний, т.е. речь идет об относительном характере истины. — это знание, воспроизводящее объективный мир приближенно, неполно. Поэтому признаками или чертами относительной истины выступают приближенность и неполнота, которые связаны между собой. Действительно, мир представляет собой систему взаимосвязанных элементов, любое неполное знание о нем как целом всегда будет неточным, огрубленным, фрагментарным.

Вместе с тем в философии используется и понятие абсолютная истина. С его помощью характеризуется важная сторона развития процесса познания. Отметим, что понятие абсолютной истины в философии разработано недостаточно (за исключением метафизической, идеалистической ее ветви, где абсолютная истина, как правило, соотносится с представлением о Боге как исходной творящей и созидающей силе). Понятие абсолютной истины употребляется для характеристики того или иного специфического аспекта всякого истинного знания и в этом смысле оно аналогично понятиям “объективная истина ” и “относительная истина ”. Понятие “абсолютной истины ” следует рассматривать в неразрывной связи с самим процессом познания. Этот же процесс представляет собой как бы движение по ступеням, означающим переход от менее совершенных научных представлений к более совершенным, однако при этом старое знание не отбрасывается, а хотя бы частично включается в систему нового знания. Вот это-то включение, отражающее преемственность (в историческом смысле), внутреннюю и внешнюю целостность знания и представляющее истину как процесс, составляет содержание понятия абсолютной истины. Еще раз напомним, что прежде всего материальная деятельность человека оказывает воздействие на материальный мир. Но когда речь заходит о научном познании, то имеется в виду, что из всего многообразия свойств, присущих объективному миру, выделяются лишь те, что составляют исторически обусловленный предмет познания. Вот почему практика, впитавшая в себя знания, является формой непосредственного их соединения с объективными предметами и вещами. В этом и проявляется функция практики как критерия истины.

Истина и ее критерии

Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необходимо каким-то образом проверить его. Средство такой проверки называется критерием истины (от греч. kriterion — мерило для оценки).

Основные концепции истины

Концепция истины

Определение истины

Критерий истины

Классическая

Истина есть соответствие мыслей и высказывании действительности

Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость

Когерентная

Истина есть согласованность знаний

Согласованность с общей системой знаний

Прагматическая

Истина есть практически полезное знание

Эффективность, практика

Конвенциональная

Истина есть соглашение

Всеобщее согласие

Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного:

  • Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.
  • Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.
  • Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности (от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний.
  • Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.
  • В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.
  • Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.

Некоторые критерии (согласованность, эффективность, согласие) выходят за пределы классического понимания истины, поэтому говорят о неклассической (соответственно когерентной, прагматической и конвенциональной) трактовке истины. Марксистский принцип практики пытается соединить воедино прагматизм и классическое понимание истины.

Поскольку у каждого критерия истины имеются свои недостатки, все критерии можно рассматривать и как взаимодополняющие. В таком случае истиной однозначно можно назвать только то, что удовлетворяет всем критериям.

Имеются и альтернативные трактовки истинности. Так, в религии говорится о сверхразумной истине, основанием которой является Священное Писание. Многие современные течения (например, постмодернизм) вообще отрицают существование какой-либо объективной истины.

Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины «вообще», вне четких условий), процессуальна (находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскрывается в понятиях относительной и абсолютной истины.

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?».

Существуют различные трактовки понятия «истина».

Истина – это:

соответствие знаний действительности;

то, что подтверждено опытом;

некое соглашение, конвенция;

свойство самосогласованности знаний;

полезность полученного знания для практики.

Классическая концепция истины связана с первым определением: истина знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина – это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина – это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

Одним из важнейших является вопрос о критериях истины.

Критерий истины – это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

Возможные критерии истины: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам той или иной науки; соответствие фундаментальным законам; практика; простота, экономичность формы; парадоксальность идеи.

Практика (от гр. practikos – активный, деятельный) – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

Формы практики : материальное производство (труд), преобразование природы; социальное действие (реформы, революции, войны и т. д.); научный эксперимент.

Функции практики в процессе познания

Практика – источник познания : практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.

Практика – основа познания : человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его. Именно благодаря этому и происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием.

Практика – цель познания : человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.

Практика – критерий истины : пока какое‑то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением). Поэтому основным критерием истины выступает практика.

Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие‑либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости : ведущий критерий истины – практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, – дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Образец задания

B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «истина». Отражение действительности; знание; конкретность; зависимость от человека; процесс.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «истина».

Ответ: Зависимость от человека.