Обряд на ветки березы листья и монетки. Магия берёзы в мае обладает наибольшей силой. Береза привлекает удачу и исполняет желания

Род. Существует свыше 50 различных видов, род берез называется Betula.
Виды. Бумажная береза (Betula papyrifera), или белая береза (Betula pendula).
Встречается. В умеренных и арктических регионах Северного полушария и в некоторых странах Южной Америки.
Применение. Березовая древесина имеет равномерную структуру и тонкие волокна. Она используется для изготовления мебельной фанеры. Индейцы использовали березовую кору в строительстве каноэ. Кора применялась в производстве кожаных изделий и в медицине. Очень полезен свежий березовый сок.
Особенности. Березы считаются пионерами заселения степных регионов. Они формируют среду для дальнейшего роста других видов деревьев. Резонанс для организма. Лобовая и теменная чакры.
Действие. Медитируйте с березой, когда вам не удается реально оценивать события. Береза поможет вам распознать полярности и правильно обращаться с ними. Береза хорошо подходит легко ранимым людям, поскольку укрепляет самооценку, а это помогает не принимать каждое проявление негатива на свой счет.
Береза делает человека утонченнее, чтобы он мог воспринимать детали. Благодаря точности и желанию видеть реальность в истинном свете исчезают страхи, появляется невозмутимость и способность действовать. Медитация с березой бывает полезна перед большими свершениями. Она учит человека быть терпеливым и способным действовать.
Медитация с березой в первую очередь благотворна для людей с хорошо развитой интуицией, поскольку помогает лучше видеть разницу между внутренним и внешним миром. Тот, кто хотел бы лучше воспринимать самого себя или пребывает в подавленном эмоциональном состоянии, благодаря колебаниям березы достигнет большего понимания себя и здоровой внутренней гармонии.


Астрологи рекомендуют . Рак и Рыбы.
Солнце в Раке научит лучше воспринимать самого себя и поможет правильно оценивать свои способности. Так, рожденные под знаком Рака смогут обрести уверенность в себе и станут более открытыми.
Рожденные под знаком Рыб получат от дерева силу, чтобы помогать ближним не только словом, но и действиями, при этом не теряя самих себя. Они смогут лучше воспринимать себя и найдут собственный путь на земле.
Как Рак, так и Рыбы от вибраций березы обретут большую откровенность и смогут лучше реализовать себя и свое предназначение. Связи с другими людьми для этих знаков станут более ясными и упорядоченными.

Берёзовый Дёготь.

Цвет: бесцветная или бледно-желтая вязкая жидкость. Деготь представляет собой почти черную густую маслянистую массу. Ректифицированное масло - это прозрачная коричнево-желтая маслянистая жидкость с ароматом дыма и кожи.
Аромат: древесный Метод получения: 1. Ароматическое масло получают методом дистилляции с паром из почек. 2. Деготь получают при медленной перегонке из коры. Последующая дистилляция с паром дает масло из березового дегтя
Методики применения
Может использоваться исключительно в разбавленном другими эфирными или базовыми маслами виде и в очень маленькой пропорции - не более 2% - только точечно при поврежденной коже - угрях, различной сыпи, шелушащейся коже.
Меры предосторожности: Нетоксично, не обладает раздражающим действием
Комплиментарные ароматы: Масло хорошо смешивается с древесными и бальзамическими маслами
Масло березового дегтя . В прошлом, особенно в России, березовый деготь был таким же важным техническим продуктом, каким сейчас являются нефтяные масла. Он использовался не только при производстве кожи или как смазочный материал, но был известен как сильное бактерицидное средство. В начале XX в. был использован французскими парфюмерами для создания необычных для того времени духов «Русская кожа». И сейчас березовый деготь и его фракции применяются для производства медицинских препаратов (мазь Вишневского), некоторых духов и туалетных вод, а также «дегтярного» туалетного мыла.
Березовый деготь получают при пиролизе древесины (вместе с корой) наиболее распространенной в России «бородавчатой» березы (Betula pendula). Полученную смесь масел подвергают перегонке, получая жидкий продукт с плотностью 0,94-0,98, который содержит 10-15% фенолов.
Для использования в парфюмерии требуется дополнительная очистка. Такая «ректификация» состоит в однократной или двукратной фракционированной перегонке с водяным паром.
Характерными компонентами масла березового дегтя наряду со смесями крезолов и ксиленолов являются пирокатехин, гваякол и креозол (2-метокси-4-метилфенол).
Хотя в руководствах по ароматерапии масло березового дегтя не упоминается, известно, что его применяют при лечении экзем и других кожных заболеваний.

БЕРЁЗОВАЯ МАГИЯ

Издавна считалось, что в мае береза обладает наибольшей целительной силой. Поэтому в период с 1 по 12 мая собирали ее сок и давали пить больным, хворым и слабым людям, чтобы те скорее выздоровели и набрались сил. Чтобы дерево не обессилело, с каждой березы собирали не больше 1 литра сока, рану тщательно замазывали и благодарили дерево за помощь.

Больше в течение года это дерево не трогали и с дерева-донора в течение года не обрезали ветвей. Считалось, что если к березе слишком часто обращаться за помощью, она может обидеться и отомстить обидевшему ее человеку, наслав на него «мороку» и неудачу в личной жизни.

Обычно для сбора березового сока использовали растущие в лесу деревья в возрасте от 7 до 50 лет, так как считалось, что кроме здоровья береза может одарить человека и молодостью, а для этого само дерево не должно быть слишком старым. В мае же собирали полураспустившиеся березовые почки и молоденькие клейкие листочки для лекарственных целей.


. В старину говорили: «Береза - дерево своенравное и капризное. Не всякого человека она привечает, не всякому помогает. Но уж если она полюбит кого - быть тому счастливым и удачливым во всем». Зная «капризность» дерева, около самого дома березу старались не сажать, поэтому размещали березу у калитки, чтобы во двор не вошла беда, и ставили возле нее скамейку, чтобы в нужную пору можно было поговорить с деревом, попросить у него силы и помощи.

Особенно благоволит береза к детям, невинным девушкам и беременным женщинам. Для детей возле берез ставили качели, девушки украшали березы своими лентами, вынутыми из косы, на праздник Лады и Леля, на Ивана Купалу, чтобы удачно выйти замуж. До сих пор в деревнях прибегают к такой любовной магии. Березовый прутик кладут в пятницу на порог, через который должен перешагнуть тот, на которого желают подействовать. Выполнив это, прут, который никто не должен видеть, кладут в сухое и жаркое место, говоря трижды:- «Да сохнешь (имя) от любви к (имя), как сохнет этот прут». Когда человек, о котором заговаривают, прошел через порог, прутик убирают в тайное место, потом топят баню, кладут этот прут на верхний полок, поддают больше пару и, обращаясь в сторону, где лежит пруток, говорят:- «Парься, пруток, и будь мягок, как пушок, пусть и сердце рабы Божьего (имя) будет ко мне, рабе Божьей (имя), так же мягко, как и ты». После этого баню запирают, а через некоторое время берут прутик, относят на воду на заре и пускают по течению.

Беременные женщины перед родами просили у березы силы и помощи, чтобы роды были легкими и удачными, а ребенок рос здоровым и счастливым. Березовые ветви использовались и для того, чтобы наделить плодородностью молодоженов, исцелить от бесплодия.

Береза относится к зодиакальному знаку Рака. Она транслирует для нас его силу и подвижную зыбкую энергию Луны. Ее энергия холодная и освежающая, как чистая вода, и так же, как вода после купания, погружает нас в сон, поднимающий людей в выси небес. Она дает человеку поддержку его рода. Береза имеет дело с новыми начинаниями и принятием или рождением.

У березы есть сила наделять жизнью. Эта жизненная сила порождает рождение всех вещей каждый год. Аспект наполнения силой и энергией обеспечивает эффект очищения, У березы есть сила изгонять вредоносные или злостные влияния с помощью вечной жизненной силы.

Береза придает мужчинам мужественность, а женщинам женственность и тем и другим дарит уверенность в себе, в своих силах и возможностях, а также помогает поддерживать хорошую физическую форму,

У всех славян считали, что заткнутые под крышей дома, оставленные на чердаке березовые ветки защищают от молнии, грома, града; воткнутые посреди посевов в поле, они отгоняют грызунов и птиц; брошенные на огородных грядках, предохраняют капусту от гусениц. Березовые ветки втыкали в поле также и для того, чтобы получить богатый урожай.

С помощью веток березы и березовых веников пытались уберечься от нечистой силы, болезней. Береза - дерево, которое бодрствует весь день. Засыпает она перед самым рассветом. Как запоют первые петухи, разогнав своим голосом нечисть, береза погружается на 2 часа в сладкий и глубокий сон, чтобы, проснувшись на рассвете, подарить миру свою чистую силу. Период сна у нее приходится приблизительно на 3-5 утра, а пик бодрости на 6-9 часов утра: в это время ходили люди к растущей берёзе для «передачи» ей болезней (под березу выливали воду, оставшуюся после купания больного). В тексте русского заговора от грудной жабы звучит мотив угрозы по отношению к болезни:- «Брошу жабуьпод березов куст, чтоб не болело, чтоб не щемило».

Березовые ветви (особенно весенние, только что распустившиеся) справедливо считаются прекрасным талисманом, отгоняющим печали и хвори, оберегающим детей от болезней и многих других неприятностей. Из-за этих свойств из древесины берёзы делали колыбели для новорожденных. Во время ритуалов изгнания беса ведьм секли березовыми розгами, поэтому лентяев и лунатиков кое-где и до сих пор кормят березовой кашей.

Общение с березой полезно людям с расстроенными нервами, находящимся в состоянии депрессии. Это дерево снимает усталость, нейтрализует негативные последствия повседневных стрессов, способствует восстановлению душевной гармонии.

Вообще, к березе в России всегда было особое отношение. Ее берегли, за ней ухаживали, специально высаживали, стараясь "окольцевать" деревню защитным поясом берез. Украшения, сделанные из березовой древесины, применялись для защиты от нечистой силы. Задолго до появления христианства во время, соответствующее нынешней Троице, веничками, сделанными из свежесрезанных ветвей этого дерева, "выметали" из избы нечисть. Отваром из прутьев в этот день промывали всю избу от болезней и несчастий. В этот же день женщины мылись в бане с настоем березовых листьев, чтобы снять с себя наносные болезни, восстановить утраченные силы и бодрость духа.
У всех славян считали, что заткнутые под крышей дома, оставленные на чердаке березовые ветки защищают от молнии, грома, града; воткнутые посреди посевов в поле, они отгоняют грызунов и птиц; брошенные на огородных грядках, предохраняют капусту от гусениц. С помощью веток берёзы и березовых веников пытались уберечься от нечистой силы, болезней, «ходячих» покойников. Накануне дня Ивана Купалы березовые ветки втыкали над дверями хлевов, чтобы не дать ведьмам проникнуть к коровам и навредить им; на рога коровам надевали березовые венки для защиты от ведьм. У западных славян надежным средством защиты от злых сил считалась березовая метла, прислоненная к постели роженицы или к колыбели новорожденного. Во многих местах верили, что при битье березовым прутом заболевшего ребенка болезнь тут же отступит.
Березовые ветви использовались, чтобы наделить плодородностью не только землю, но и скот и молодоженов. Березовые ветки втыкали в поле, чтобы получить богатый урожай злаков, льна. Березовое полено закапывали под порогом новой конюшни чтобы «велись» кони. После выпечки хлебов в печь бросали березовые поленья, чтобы «ягнята были белыми».

Символически и магически береза фигурирует в качестве защиты против всех несчастий, как физических, так и духовных. Практически все части дерева используются в целительстве. Венички из березовых веток используются в обрядах очищения. Береза нежна и сострадательна, обладает очень мягким, ласковым и в то же время сильным влиянием. В противоположность дубу к березе стоит обращаться больным, ослабленным, выздоравливающим людям. Она облегчит страдания, поможет вернуть утраченные силы, легче перенести болезнь, ускорит процесс выздоровления. Больную сажают, прислонив к стволу, у корней (берёза - дерево женское, мужчины обращались к дубу). Вещь больной, которого нельзя привести, или принести, к дереву, вешают на ветку березы с просьбой о помощи. В знахарской практике действенным приемом лечебной магии считалось хождение к растущей берёзе для «передачи» ей болезни: под берёзу выливали воду, оставшуюся после купания больного ребенка. В тексте русского заговора от грудной жабы звучит мотив угрозы по отношению к болезни: «Брошу жабу под березов куст, чтоб не болело, чтоб не щемило».

Берёзу используют для изготовления многочисленных магических артефактов: огамических палочек (ставов), волшебных палочек, летающих метел (ведьмино помело делается из сука ясеня и березовых прутьев, скрепленных ивняком), магических метелок (используются в целительстве), оберегов различного рода (от молнии, злых людей и духов).
Березовые ветви (особенно весенние, только что распустившиеся) справедливо считаются прекрасным талисманом, отгоняющим печали и хвори, оберегающим детей от болезней и многих других неприятностей. Из за этих свойств из древесины берёзы делали колыбели для новорожденных.
Во время ритуалов изгнания беса ведьм секли березовыми розгами, поэтому лентяев и лунатиков кое-где и по сих пор кормят березовой кашей.
Ветка березы, сросшаяся с дубовой, используется в любовной магии. Корни березы используются для причинения вреда, наведения порчи. Тонкие ветки плакучих берез используются для вязания "узлов" - формы чарования. На бересте пишут чернилами из дубовых орешков и пером из крыла ворона рунические заклинания.

Сегодня Огам (OGHAM - кельтский алфавит) используют как для гадания и разбора жизненных ситуаций, так и непосредственно в магии. Для знака в этой знаковой сиеме "Берёза" ключевыми словами являются: Начинания - Жизненная сила - Рост.
Суть. Береза имеет дело с новыми начинаниями и принятием или рождением вещей. У березы есть сила наделять жизнью. Эта жизненная сила порождает рождение всех вещей каждый год. Аспект наполнения силой и энергией обеспечивает эффект очищения. У березы есть сила изгонять вредоносные или злостные влияния с помощью вечной жизненной силы.
При гадании имеет значение на какую часть гадального круга упал знак: Центр - начинания, Юг - жизненная сила, Запад - задержка, Север - материальный рост, Восток - ярость.

C березой эзотерическое учение деревьев связывает и две руны Старшего Футарка - Беркана и Уруз.
BERCANA
Bercana обладает очень мощными магическими свойствами. Основными областями ее применения являются исцеление и защита. Важно при этом помнить, что защитное действие этой руны не распространяется на сиюминутные действия (т. е. не стоит думать, что, обезопасив себя заклятием с руной Bercana, можно не смотреть себе под ноги, переходя речку по шатким мосткам), а напротив, она скорее оберегает пробивающийся росток, способствует равномерному и плодотворному развитию. Целительная функция этой руны заключается прежде всего в освобождении, очищении организма то инфекции. В средние века Bercana использовали для изгнания бесов из одержимого. Заклятия на основе руны Bercana способствуют не только росту, но и новому рождению - возрождению, или же придают силы, необходимые для того, чтобы начать что-то заново. И руническое заклятие, и амулет с изображением руны Bercana с успехом могут быть использованы по прямому назначению - то есть для исцелений от бесплодия или облегчения процесса родов. Bercana может помочь и успешному разрешению проблем, связанных с воспитанием детей.
URUZ
Магия этой руны симпатическая. В этой руне неразрывно слиты мужской и женский аспекты. Uruz придаёт мужчинам мужественность, а женщинам женственность, и тем и другим - уверенность в себе, в своих силах и возможностях. Кроме того руна Uruz используется во врачевании, особенно в том случае, когда больной ослабел и ему нужны дополнительные силы. Женский аспект этой руны заключает в себе потенциал природной энергии, обладающей целительными свойствами. Uruz также помогает поддерживать хорошую физическую форму.

ЗАВИВАНИЕ БЕРЁЗ

Завивание берез - (заламывание березок, заплетение венков, завивание венков, запирание ворот) - один из основных обрядов весенне-летнего цикла, в центре которого действия, производимые с ветвями растущих и срубленных берез (реже других деревьев) - плетение и витье; начальный этап единого обрядового комплекса, завершающегося расплетением или обламыванием завитой части дерева. Кроме северных губерний Европейской России, обряд был распространен повсеместно.

Завивали березки чаще всего в Семик, а развивали - в Троицу. В локальных традициях существовали и иные сроки проведения обряда: Егорьев день - Троица; канун Николина дня - Николин день; второе воскресенье после Пасхи, известное под названиями кумитное, кумишное, завивальное, жен мироносиц - Вознесение, Троица; Вознесение - Троица; Вознесение - Духов день; Семик - Духов день; канун Троицы - Духов день; Троица - Духов день, Петровское заговенье (см. Всесвятская неделя), Петров день; Духов день - Петровское заговенье; Петров день - Троица следующего года.

Суточное время завивания берез также варьировало по местностям. Так, в Орловской и в Костромской губерниях обряд совершался с утра, "до солнышка", во Владимирской губ. - во второй половине дня, а в Рязанской губ. - поздно вечером, даже ночью, при свете горящей бересты на палках.

В Дмитровском у. Московской губ. был распространен обычай предварительного выбора обрядового деревца накануне ритуального действия. В ряде мест Костромской и Вятской губерний березу сначала вырубали, устанавливали ее в поле или в огороде, а затем только завивали. Единичный случай завивания берез на севере (Каргопольский р-н Архангельской обл.) также освещает действия с ветвями срубленных берез.

Известно несколько видов завивания берез. 1. Завивание (заплетение) "венков" (наиболее распространенный): концы веток одной или нескольких берез загибали в кольца и закрепляли с помощью трав, полотенец, платков, при этом ветки нередко переплетали между собой (Троицкий венок). 2. Завивание "кос": ветки одной или двух берез свивали в виде жгута или косы, нередко переплетая с лентами, нитками, бумажками. В Ростовском у. Ярославской губ. "коса" под названием "мотушка" состояла из трех переплетенных веток березы, перевязанных нитками, выпряденными обязательно в чистый четверг. В Енисейской губ. косы завивали иначе: вершины березок пригибали к земле и сплетали их с растущей под деревом травой. В некоторых местах одновременно плели на березах и венки и косы. 3. "Запирание ворот": верхушки двух берез перевивали между собой в виде жгута, связывали для прочности оборой от лаптей (орловск.) или оборочкой так, чтобы образовался род арки. В Калужской губ. "ворота" местами делали из ветвей орешника. В Архангельской губ. "воротцами" связывали вершины срубленных берез, установленных у входа в дом.

В обряде участвовали только девушки, в некоторых местах к ним присоединились молодые женщины, не имевшие детей; в Жиздринском у. Калужской губ. ветви на березах завивали только замужние женщины. Одетые в лучшие праздничные наряды девушки и молодки тайно отправлялись завивать березки. Они тщательно скрывали время и место проведения обряда, т.к. парни спустя некоторое время могли отправиться следом и "помешать девичьим затеям" (енисейск.; Макаренко А.А. 1993. С. 112).

Девушки все вместе завивали одно дерево, иногда сплетая его ветви с другими, при этом делали одну фигуру или несколько, по числу участниц обряда или кумящихся пар (см. Кумление), или каждая девушка, уединившись, заплетала свою березу. При завивании старались не измять листочки и не сломать сучки и ветви; уже завитые березки украшали цветами, вешали на них полотенца, платки, пояса. Согласно поверью, бытовавшему в Нижегородской губ., ленты, дополнительно скреплявшие переплетенные ветви, девушки привязывали как можно крепче, чтобы "милый любил" (Соколова В.К. 1979. С. 224).

Завивая березу, девушки "завечали" о своей судьбе и судьбе близких: жить или умереть, выйти замуж или нет, исполнится ли желание. Так, в Тюменском у. при изготовлении "воротец" говорили: "Если выйти мне замуж - отворитеся ворота, если в девушках остаться - затворитеся ворота" (Соколова В. К. 1979. С. 224). Иногда загадывали на родственников и подруг, заплетая на каждого из них отдельную фигуру. В Ростовском у. Ярославской губ. при гадании "мотушку", задуманную для мужчины, делали в виде венка, а для девушки - в виде косы; в Даниловском у. Ярославской губ. косы также плели на девиц, а венки - на замужних женщин и детей. Через несколько дней, отправляясь развивать березы, предварительно внимательно осматривали их: развитая коса предвещала скорое замужество, которому предшествовало ритуальное расплетение девичьей косы, нарушенный и "сповявший" венок сулил неприятности в текущем году (см. Троицкий венок).

Около завитых берез водили хороводы, плясали, пели особые песни, исполнявшиеся только в это время и отражавшие обрядовую ситуацию периода Семик-Троица (см. Семик, Троица). В Дмитровском крае (московск.) девушки свивали три пары берез "воротами", а затем "гуськом проходили под ними", распевая при этом: "На горе города
Завиты ворота,
В те ворота Наталья шла,
За собой вела красных девушек,
Красных девушек, все подруженок.
За Натальей шла Татьяна,
За собой вела…"
(Зернова А. Б. 1932. С. 29).

Тут же под деревом, на разосланной на земле скатерти, совершалась обрядовая трапеза, которая включала ряд обязательных блюд: пиво, квас, яичницу или яйца, ветчину, сало, творог со сметаной, пироги, куличики и козули (лепешки с дыркой посередине), каравай. В Дмитровском крае (московск.) каждая девушка должна была принести с собой глазок яичницы. Разложив яичницы вокруг завитой березы, участницы обряда брались за руки и водили хоровод под песню:
"Березка, березка,
Завивайся, кудрявая,
К тебе девки пришли,
К тебе красны пришли,
Пирога принесли
Со яичницей".
(Зернова А.Б. 1932. С. 27).

Пропев раз, рассаживались около яичниц, съедали несколько ложек и снова водили хоровод. Так повторялось три раза. В некоторых местах яичницу жарили на разведенном под березой костре. Часть принесенной еды крошилась на землю; крестьянки Ярославской губ. считали, что оставляют еду зайцам. Куски яичницы иногда закапывали в землю. У русских Поволжья трапеза нередко предшествовала основному действию: сначала в ржаном поле ели яйца и яичницу, а затем шли в ближайший лесок завивать березку. В ряде мест в трапезе и играх, в хороводах вокруг завитых берез разрешалось принимать участие и мужчинам, в основном, парням. Они приходили, чтобы "насмешить их [девушек] прибаутками, взвеселить песнями, пляской" (Макаренко А.А. 1993. С. 112).

Местами завивание берез сопровождалось обрядами кумления, крещения и похорон кукушки. На переплетенные ветви сажали "кукушку", вешали кресты, ленты; через них и под ними кумились: целовались и обменивались дарами, бились яйцами, проходили парами.

В течение всего праздника девушки внимательно следили, чтобы никто из посторонних не подходил и не видел бы заплетенных веток, а мальчишки не обломали и не срезали бы их. В назначенный день они, вновь собравшись вместе, отправлялись к березам, чтобы распустить их. При этом девушки аккуратно освобождали ветви и выплетали из них ленты и полотенца, нитки, платки, снимали другие украшения, возвращая их себе. В Сибири и в ряде мест Европейской России заплетенные на березах "венки" и "косы" "заламывали", т.е. обламывали; в день заламывания в Галичском у. Костромской губ. соблюдали строгий запрет на посещение сада. Обломанные части деревьев украшали цветами, а вечером "отпускали" в воду (см Троицкий венок). Во Владимирской губ. развивали березку следующим образом: ее срубали и использовали в последующих обрядовых действиях: украшали и устраивали с ней гулянье, а вечером топили в реке (см. Троицкая березка).

Местом для завивания березок избирались преимущественно те рощи, лески, поляны, которые находились вблизи ржаного поля, т.к. согласно поверью, от этого, "также как от завивания ржи в Вознесение, она (рожь) будет лучше" (Пропп В.Я. 1995. С. 73). Это представление нашло отражение и в текстах песен, сопровождавших завивание (а также и развивание), которые фактически являлись заклятием на урожай:
" Завили веночки, (при развивании пели "развили")
Завили зелены,
На годы добрые
На жито густое
На ячмень колосистый,
На овес ресистый,
На гречиху черную,
На капусту белую".
(смоленск.; Зеленин Д.К. 1916. С 264).

В Нейском р-не Костромской обл. в лесу завивали березки, чтобы лен уродился и капуста вилась, при этом пели:
"Вейся-ко, вейся, капуста,
Вейся-ко, вейся, вьюная!
Как мне капустке не виться
Как мне зимой не валиться".
(Традиционные обряды … 1985. № 349).

На завитых березовых ветвях, по представлениям русских, качались русалки. Жители Смоленской губ. в течение недели боялись подходить, чтобы "русалки, качающиеся на чем (переплетенных ветках) не защекотали дерзкого". А крестьяне Муромского у. (владимирск.) считали, что и "завивать березку - большой грех, оттого, что в канун Троицына дня перед ней пляшут шишиги (нечистые)". (Зеленин Д.К. 1916. С. 264). В последние годы, основываясь на этих представлениях, высказана гипотеза, "что каждая участница семицкого обряда, заплетая венок для себя на березе, тем самым как бы призывала в него русалку, т.е. душу-зародыш для своего будущего ребенка, которая за те несколько дней, что венок оставался на дереве, могла вселиться в него; когда венок обламывали и надевали на голову, ждали перехода души из венка к девушке" (Денисова И.М.1995. С.127).

Процесс завивания, плетения, витья (веток) осмысляется как ритуальное действие, связанное с идеей "жизни" и имеющее значение зарождения, развития, преумножения. Этим можно объяснить необходимость участия в обряде всех девушек и молодых женщин, основная функция которых состояла в продолжении рода. В одной из смоленских троицких песен жизнь ставится в непосредственную зависимость от соблюдения обычая завивания:
"Кто не идет
Венков завивать,
Положь того
Колодою дубовою,
Детей его
Кто венков не вьет,
Того матка умрет!
А кто вить будет
Того жить будет!"
(Некрылова А.Ф. 1989. С. 476).
(материал по завиванию берез подготовлен Зиминой Татьяной Александровнаой)


Берёза используется не только в магии, но и в медицине

Сбор и сушка
С лечебной целью используют почки, листья, березовый сок и березовый гриб (чагу) всех видов берез.
Почки (Gemmae Betulae) удлиненно-конические, заостренные, голые, с черепицеобразно расположенными, плотно прижатыми по краям чешуйками. Длина почек от 3 до 7 мм, в поперечнике от 1,5 до 3 мм. Цвет - коричневый, вкус вяжущий, смолистый. Их собирают с января до конца апреля (до начала их распускания) при рубке леса, срезая ветви и связывая их в пучки (метлы), сушат на открытом воздухе, в сараях, а затем обмолачивают или почки одергивают руками в брезентовых рукавицах. Березовые почки можно заготавливать только на участках леса, предназначенных для рубки или отведенных лесхозами для заготовки метл.
Лист - Folium Betulae мелкий, не более 1,5 см. Запах слабый, ароматный; вкус слегка вяжущий. Листья собирают очень аккуратно, стараясь не повредить и не оголить ветки, во время цветения в мае, когда они еще клейкие и душистые, сушат под навесами, на чердаках, в хорошо проветриваемых помещениях. Собирать листья с деревьев, растущих вблизи дорог, нельзя.
Березовый сок - весной в период сокодвижения. Явление вытекания наблюдается вслед за первыми оттепелями; в первые дни вытекание незначительно, но затем постепенно возрастает и, достигнув через некоторое время максимума начинает постепенно убывать, а ко времени распускания почек совершенно прекращается. Используют его в роли лекарства только в свежем виде.
Березовый гриб можно заготавливать круглый год, хранить не более года.

Почки используют для приготовления настоя, отвара и настойки. Настой и отвар готовятся, как обычно. Для настойки одну весовую часть почек заливают пятью частями 70%-го аптечного спирта или водкой. Ёмкость плотно закрывают и выдерживают 7 дней при комнатной температуре, после чего фильтруют.
Листья используют для приготовления настоя. Он готовится в соотношении 1:10. На заключительном этапе к готовому настою добавляют питьевую соду (на стакан настоя - соды на кончике чайной ложки).
Чагу используют для приготовления настоя. Гриб моют кипяченой водой и замачивают в воде на 4-5 часов. Затем пропускают через мясорубку. После этого к одной весовой части измельченного сырья добавляют 5 весовых частей теплой воды и настаивают при комнатной температуре двое суток. Затем настой фильтруют и доводят до первоначального объема, доливая кипяченую воду.
Химический состав
В почках березы до 5,3% эфирного масла, в состав которого входят сесквитерпены (бетулен, бетулол и бетуленолы), бетуленовая кислота и нафталин, флавоноиды (диметоксифлавон, бетулетол, мирицитрин, рутин, мирицетин-3-дигалактозид и др.).
В листьях - бутиловый эфир бетулоретиновой кислоты, до 2,8% витамина С, флавоноиды, в том числе гиперозид, дубильные вещества, тритерпеновые спирты, сапонины, следы эфирного масла.

В старину березовый сок пили от чахотки, употребляли как наружное средство при язвах, обмывали им кровоточащие и мокнущие раны. Знахари советовали начинать отпаивать больных березовым соком на Максима (11 мая) - в этот день он считался наиболее целебным.

Березовый сок применяли при цинге и желтухе. Его добавляли в молоко, которое давали пить маленьким детям при прорезывании зубов.
Отвар из 15 березовых почек на стакан воды по 1-2 ст ложке 3 раза в день перед едой - желчегонное средство и средство при болезнях печени.
Артриты, артрозы: По 2 ст. ложки измельченной травы спорыша, плодов шиповника, березовых листьев залить в термосе стаканом кипятка, держать до остывания. Процедить, посолить 2 ст. ложками соли, размешать. Кусок ткани из чистой овечьей шерсти (можно носки) вымочить в настое и высушить не выжимая. Сухую ткань привязать к больному месту и носить пока не пройдет.
Настой листьев применяют как средство при отеках почечного и сердечно-сосудистого происхождения. Действие листьев выражено несколько слабее, чем почек, но они не вызывают раздражения почечной паренхимы. Настои и экстракты из листьев эффективны при легких формах холецистита. У больных уменьшаются боли, тошнота, рвота, улучшается общее состояние.
Настой из листьев служит незаменимым профилактическим и лечебным средством при простуде.
Настои и отвары из березовых листьев принимают в весенне-осенний период для профилактики ревматизма и подагры.
Наружно спиртовую настойку почек рекомендуют для втираний и компрессов при раздражениях кожи, пролежнях, вяло протекающих грануляциях.
Дозировка
Лекарства принимают внутрь: настой - по 1/3 стакана в день, отвар - по 1 столовой ложке 3-4 раза в день за 10-15 минут до еды, а настойку - по 1 столовой ложке 1 раз в день.
Настой березового гриба пьют вместо чая не менее 3-х стаканов в день при катаре, язвенной болезни и раке желудка.

Беpеза . Одно из наиболее почитаемых y славян деpевьев. Может выстyпать как "счастливое" деpево, обеpегающее от зла, и как вpедоносное, связанное с женскими демонами и дyшами yмеpших.
Согласно каpпатским повеpьям, если женатый мyжчина посадит во двоpе беpезy, то кто-то из членов семьи yмpет. Hа Рyсском Севеpе, место, где когда-то pосли беpезы не использовали для постpойки дома.
Вместе с тем, иногда и во многих местах беpезy специально сажали около дома для благополyчия семьи, по слyчаю pождения pебенка...
Установленная с пеpеднем yглy пpи стpоительстве дома ветка беpезы была символом здоpовья хозяина и семьи. Беpезовые ветки втыкались в поле, чтоб полyчит хоpоший ypожай льна и злаков. Беpезовое полено закапывали под поpогом новой конюшни, "чтобы велись кони".
В наpодных легендах беpеза - благословенное деpево, yкpывшее Богоpодицy и Хpиста от непогоды, или св. Пятницy от пpеследований чеpта; или же напpотив, считалась пpоклятым Богом деpевом, пpyтьями котоpого хлестали Хpиста.
Женская символика беpезы пpоявляется в обpядах лечения детских болезней : напpимеp, больных девочек носили к беpезе, а мальчиков - к дyбy. В бpачных обpядах символами жениха и невесты были дyб и беpеза.
В Полесье считалось, что близко к домy посаженная беpеза вызывает женские болезни y ее обитательниц; что наpосты обpазyются на беpезе от "женских пpоклятий". В некотоpых полесских селах на похоpонах тело женщины покpывали беpезовыми ветками, тело мyжчины - ветками тополя. В свадебных и лиpических песенках беpеза - самый попyляpный символ девyшки.
Связь Беpезы с нечистой силой и дyшами yмеpших тоже yказывает на женскyю символикy : о pyсалках в Полесье говоpили, что они "с беpезы спyскаются". Пpинадлежащим pyсалкам считались беpезы, чьи ветви спyскаются до земли. Hа Тpоицкой неделе к ним боялись потомy пpиблизиться.
В Польше такие деpевья, одиноко стоящие в поле называли деpевьями дyхов.
В них вселялись дyши yмеpших девyшек, котоpые по ночам выходили из беpезы и и "затанцовывали" насмеpть слyчайных пpохожих. Согласно польским же повеpьям под одиноко стоящей беpезой покоится дyша погибшего насильственной смеpтью, и
вместо сока в ней стpyится кpовь.
Hекотоpые пpизнаки необычного вида беpезы (искpивленная или сpосшаяся с дpyгим деpевом) были для белоpyссов свидетельством того, что под ней погpебена невинно загyбленная дyша. В многих восточнославянских пpеданиях, легендах, песнях погибшая девyшка пpевpащается в беpезкy. В Kостpомском кpае, об yмиpающем говоpили "в беpезки собиpается".
Беpеза часто yпоминается как атpибyт нечистой силы в демонологических повеpьях и быличках. Ведьма могла надоить молоко с беpезовых ветвей, также могла летать не только на помеле или хлебной лопате, но и на беpезовой палке. Белые кони, подаpенные человекy чеpтом, пpевpащались в кpивые беpезы, а поданый чеpтом хлеб в беpезовyю коpy; женщинy, в котоpyю "вселился" бес во вpемя пpистyпа "бpосало" на беpезy.
Шиpоко известны y славян тpоицкие обpяды , связанные с беpезой, совеpшаемые как пpавило девyшками и женщинами. Они шли в лес, выбиpали молоденькyю беpезкy, yкpашали ее, завивали на ее ветвях венки, yстpаивали под ней совместное yгощение, водили хоpоводы, гадали. Затем со сpyбленной беpезкой (котоpyю называли иногда "семик") ходили по селy и пpи завеpшении обpяда бpосали беpезy в водy, в огонь, в овpаг (то есть "пpовожали беpезкy", "хоpонили" ее).
Девyшки "кyмились" с беpезкой, пpосили y нее доли,yмывались беpезовым соком для кpасоты и здоpовья.
Ветки беpезы, особенно использованные в тpоицких и дpyгих календаpных обpядах y все славян считались надежным обеpегом. Заткнyтые под кpышей дома, они надежно обеpегали от молнии, гpома и гpада; воткнyтые посpеди посевов в поле огpаждают от гpызyнов и птиц; бpошенные на огоpодных гpядках - охpаняют капyстy от гyсениц.

"Березовые приметы":
Береза желтеет перед ранним осенним заморозком.
Берёза даёт много сока, к дождливому лету.
Береза распустит свои листья раньше ольхи — к сухому лету, а позднее к дождливому.
Коли на Юрья березовый лист в полушку, то к Успению клади хлеб в кадушку. Когда береза станет распускаться, сей овес.
Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки — весна ранняя, зажелтеют снизу — поздняя.

С разнообразным использованием березы, связана такая загадка :
"Стоит дерево утром зелено, в этом дереве четыре угодья: первое - больным на здоровье (веник), второе - людям колодец (березовый сок), третье - от тьмы свет (лучина), четвертое - дряхлым пеленанье (береста на разбитые горшки).»

Береза на Руси всегда была почитаемым деревом. Русское название березы связывают со словом «беречь». Это обусловлено тем, что славяне считали это дерево даром богов, который оберегал человека .

В ряде культур и традиций береза является символом света, чистоты и непорочности. Этом дереву издревле приписывали множество магических и лечебных свойств, его использовали в ритуалах и обрядах. Как же можно использовать березу в наше время? И что могут дать нам ее полезные свойства?

Береза для сохранения красоты и здоровья

Существует большое количество рецептов красоты и здоровья на основе березы. Самый простой и эффективный из них — березовый настой . Сорвите несколько веточек без помощи ножа и поставьте их в вазу у себя дома. Пусть березовый аромат распространится на все жилое пространство. Из этого букета возьмите пару веток, мелко разломайте их, положите в кастрюлю и залейте кипятком. Настой должен стоять не менее трех часов. По желанию можно добавить цедру апельсина или лимона. Перед тем, как использовать настой, нужно помыться. Пропаренное тело следует протереть полотенцем, намоченным в этом настое. Не забудьте про лицо — нет ничего полезнее и эффективнее для красоты и молодости кожи, чем натуральные средства.

Береза для избавления от негативных эмоций, усталости и стресса

Был сложный день? Или вас одолевает тревога и отрицательные эмоции? Отправляйтесь на прогулку в березовую рощу. Если рядом с домом растет березка, то побудьте рядом с ней несколько минут. Прикоснитесь к ней, поговорите о своих проблемах. Дерево заберет все ваши отрицательные эмоции. Считается, что пик активности березовой энергетики приходится с 6 до 9 утра.

Береза для защиты от сглаза, порчи и болезней

Березка широко применялась как оберег от окружающего негатива. Для этого дома украшали березовыми ветками, в доме летом всегда стояли букеты березовых веточек, а в банях непременно использовали березовые веники. Ими хлестались не только для телесной очистки, но и для энергетической. А если посадить березку рядом с домом, то она надолго станет вашим оберегом и не позволит злу и неудачам постучаться в дом.

Березовые ветки для привлечение изобилия, счастья и благополучия

Раньше наши предки втыкали березовые веточки в огороде , когда наступала посевная пора, так как считали, что это дерево наделяет плодородностью землю. Молодоженов хлестали ветками березы, чтобы те жили в гармонии и согласии. При первом выгоне скота брали именно ветки этого дерева, хлестали животных, чтобы те были здоровыми и приносили хороший приплод.

Береза привлекает удачу и исполняет желания

Один из известных ритуалов, связанных с березой, заключается в сжигании веток этого дерева. Срежьте пару веток, обязательно поблагодарите березу за ее щедрость. Ветки бросьте в огонь. Полученный пепел развейте по ветру со словами заговора: «Как легка березовая пыль, так и жизнь моя будет легка».

Существует еще один известный ритуал на исполнение желания. Как правило, он проводиться на Троицу, но совершить его можно и в любой другой день, главное, чтобы дерево было молодое, с зелеными листочками. Возьмите красный лоскуток или ленту. Можно взять отрезок из своей одежды (так в ритуале будет задействована ваша личная энергетика). Подойдите к самой красивой и ровной березке и повяжите на одну из ее веточек красный лоскут, загадав при этом желание .

Используйте силу природы себе во благо! Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

07.05.2015 09:04

Известная яснознающая Фатима Хадуева поделилась своими знаниями в области фэн-шуй. Ее рекомендации помогут подобрать идеально...

Оберег из березовой коры

Славянские народы с древности наделяли березу магическими свойствами. Для привлечения заслуженных денег можно воспользоваться талисманом из березовой коры.

Сделать его несложно: весной, когда деревья уже «проснулись» и у березы появился сок, ранним утром оторвите левой рукой кусочек коры с березы, приговаривая: «Как велено, так взял, для добра, а не для зла». Эти слова следует повторить семь раз.

Оберег можно хранить в кармане или кошельке. Он поможет получить заработанные деньги, положенную премию, повышение заработной платы и т. д.

Случайные деньги, выигрыши, наследство этот оберег не притягивает.

Из книги 150 ритуалов для привлечения денег автора Романова Ольга Николаевна

Оберег с рябиной Рябина является лекарственным растением и наделяется магическими свойствами. Ее можно использовать для привлечения денег в свою жизнь.Напишите на листе бумаги молитву, помогающую в финансовых проблемах. Затем заверните в него веточку рябины и

Из книги 150 ритуалов для привлечения денег автора Романова Ольга Николаевна

Оберег «Богатство» Этот оберег изготавливают своими руками и используют только для дома. Он представляет собой туго набитый мешочек с вышитыми рунами (рис. 73). Оберег символизирует достаток, благополучие, денежную прибыль. Мешочек можно сшить из любой грубоволокнистой

Из книги Практикум реального колдовства. Азбука ведьм автора Норд Николай Иванович

Оберег на дом На утренней заре при убывающей луне вбейте маленький гвоздик в матицу входной двери, с каждым ударом наговаривая:«Не гвоздь вбиваю, а сглазу и порче заслон втыкаю!Да свершится!»Молоток выбросьте. Особенно хорошо действует этот заговор, когда вы

Из книги Безопасное общение [Магические практики для защиты от энергетических атак] автора Пензак Кристофер

Защитный оберег 1 часть корня купены. 1 часть сосновых игл. 1 часть цветов или ягод бузины. 1 часть крапивы. 1 часть зверобоя. 1 кусок черного турмалина. Смешайте ингредиенты и зарядите оберег в магическом круге. Положите смесь в черный мешочек и носите с собой для

Из книги Большая книга славянских гаданий и предсказаний автора Дикмар Ян

Гадание на замужество по березовой коре К этому гаданию прибегали девушки, собиравшиеся вступить в брак. Чтобы узнать, будет ли супружеская жизнь с избранником счастливой, нужно ранним утром пойти в лес, по наитию, не выбирая, подойти к березе, отковырять кусочек коры на

автора Миронова Дарья

Оберег на магазин Заговор читают над новым веником, который всегда после этого должен стоять метелкой кверху. Слова заговора такие:«Мать метла, забери три бинта. Ты верни мне, мать Земля, три моих желания: на удачу, на защиту, на деньги. Аминь. Аминь. Аминь».Обряд повторяют

Из книги Практическая магия современной ведьмы. Обряды, ритуалы, пророчества автора Миронова Дарья

Свадебный оберег Соединение двух сердец, которые отныне будут биться в такт, знаменует собой свадебный обряд. Очень важно сохранить на долгие годы свет этого прекрасного таинства, сберечь яркую и чуткую душу любви. И в первую очередь нужно защитить веселую свадьбу от

автора Степанова Наталья Ивановна

Оберег в тюрьме Жизнь тюремная – каторга, так говорят в народе. Этот оберег поможет несчастному оберечься от жестокого насилия и побоев, от всякой беды. Для этого родные при свиданье должны передать этот оберег.Иисус Христос, 40 святых, ангелы, архангелы, святые мученики и

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Оберег от аварии В начале было Слово. Слово было к Богу, и Бог был сам это Слово. Заговариваю я, (имя), свою дорогу, все камни на ней, овраги, ухабы, каждую предательскую кочку. Сказано в Старом Завете: «Через кровь Адама произошла смерть». Сказано в Новом Завете: «Через кровь

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Оберег для водителя А теперь очень хороший, сильный оберег для водителя, ибо нет ничего дороже, чем жизнь.Господи, Боже, помоги! Укрой меня и обереги: от ушибов, увечья, излома костей, от уродства, порыва мышц, от страшных ран и алой крови. Укрой мое тело от ожогов огня. Спаси,

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Оберег на машину Хочу научить вас одному очень хорошему оберегу. Делать его можно во все дни, кроме дней поста.Наговаривают, стоя лицом к машине. Можно переписать оберег и возить его с собой.На море, на океане стоит остров. На острове стоит сырой дуб. В том железном дубе

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Оберег для охотника Идет Адам дорогой, несет в руках колоду. Порох – грязь, дробь – прах, он меня не убьет, а от моего выстрела не уйдет.

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Оберег при отпевании Прежде чем пойти на отпевание покойника, скрестите большой и указательный палец обеих рук и скажите:Душа моя, успокойся, ничего не бойся, не меня в церкви отпевают, хоронят и поминают. Крест со мной, икона передо мной, Ангел-хранитель за спиной. Во имя

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Оберег на поминах Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Кисель да кутья, поминайте, враги, не меня. А кто в поминах имя мое произнесет, тот на себя свое дело возьмет. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь.

Из книги Хранитель Знаний автора Черников Виктор Михайлович

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Многие старинные поверья и предания передаются из поколения в поколение, некоторые легенды известны с языческих времен. Поклоняясь деревьям и явлениям природы, наши предки верили в чудодейственную силу и могущество своих идолов. Деревья отождествлялись у них с чем-то величественно живым и дающим жизнь многим земным тварям.

Из глубины веков до нас дошли сказания и песни о белой березке, так любимой славянами, и так часто вспоминаемой теми, кому пришлось уехать в чужие края. Символ природной щедрости и белой магии, ее ветки использовались, чтобы придать плодородные свойства земле, скоту и людям. Колыбели для новорожденного ребенка делали исключительно из березы.

Талисманы из молодых ветвей березового деревца приносили в дар богам. Считалось, что они обладают огромной магической силой для исцеления от физических и душевных хворей, а также для защиты от проделок нечисти. Подаренные саженцы березы сажали на самых почетных местах, оберегали и боготворили.

И богатство принесет, и болезни заберет

Березе приписывались целебные свойства, что приводило к этому деревцу целые толпы болящих и страждущих. Считалось, что она восстановит силы и вылечит от болезни, поможет детям во взрослении и образовании. В состоянии депрессии нужно пообщаться с березой и попросить ее восстановить гармонию в жизни. Славяне верили, что изделия из березы, помещенные в спальне, . Березовые почки, чудодейственный сок деревца и изготовленные из него веники ценят и любят многие люди.

Одно из очень древних писаний гласит «если в лунную ночь сорвать три веточки березы с проклюнувшимися почками, обвязать их красной лентой и повесить над входной дверью изнутри, то в дом придет достаток и богатство. Ломая веточки, попросите у березки прощения и отдайте ей пару монет. Повесить такие веточки можно не только у себя дома, но и в доме у друзей и родных с пожеланием их обогащения».

Чтобы брак был счастливым

Тоже тесно переплелись с «березовыми» приметами. Свадьба на «Красную горку», которая чаще всего бывает в мае, называется «березовой» - считается, что она приносит молодоженам вечную молодость в отношениях. А чтобы молодые верны были друг другу, их символически хлестали березовыми вениками и сыпали под ноги березовые угли.

Веники символизировали верность, а угли - возможные увлечения на стороне. Полагалось растоптать все угли, а веники забрать в дом и хранить их там как можно дольше. Свадебный пирог украшали веточкой с почками, этот символ взял своё начало от березовых побегов.

Стройна как березка, добрый как березовый сок, щедрый как листья на березовых ветвях. Березы умели петь песни и шептать нужные слова. Стихоплеты и композиторы посвятили тысячи песен этим стройным деревцам, а уехавшие навсегда переселенцы старались посадить березку - чтобы о доме и родине напоминала.

Польза для здоровья

Рецепты с березовыми почками и корой дерева исцеляют людей и поныне, потому что в этом растении содержится большое количество ионов серебра, обладающих антибактериальным действием.

Очищающие маски для лица изготовляются на основе отваров из березовых почек, а устранить диатез с кожи ребенка поможет березовый лосьон, который необходимо добавить в ванну при купании. Простуду поможет вылечить чай, в основу которого входят молодые побеги березы. А лечебные фитонциды, выделяемые из веника в парной, навсегда избавят от кожных заболеваний.

- 4438

Издавна считалось, что в мае береза обладает наибольшей целительной силой. Поэтому в период с 1 по 12 мая собирали ее сок и давали пить больным, хворым и слабым людям, чтобы те скорее выздоровели и набрались сил. Чтобы дерево не обессилело, с каждой березы собирали не больше 1 литра сока, рану тщательно замазывали и благодарили дерево за помощь.

Больше в течение года это дерево не трогали и с дерева-донора в течение года не обрезали ветвей. Считалось, что если к березе слишком часто обращаться за помощью, она может обидеться и отомстить обидевшему ее человеку, наслав на него «мороку» и неудачу в личной жизни.

Обычно для сбора березового сока использовали растущие в лесу деревья в возрасте от 7 до 50 лет, так как считалось, что кроме здоровья береза может одарить человека и молодостью, а для этого само дерево не должно быть слишком старым. В мае же собирали полураспустившиеся березовые почки и молоденькие клейкие листочки для лекарственных целей.

В старину говорили: «Береза – дерево своенравное и капризное. Не всякого человека она привечает, не всякому помогает. Но уж если она полюбит кого – быть тому счастливым и удачливым во всем». Зная «капризность» дерева, около самого дома березу старались не сажать, поэтому размещали березу у калитки, чтобы во двор не вошла беда, и ставили возле нее скамейку, чтобы в нужную пору можно было поговорить с деревом, попросить у него силы и помощи.

Особенно благоволит береза к детям, невинным девушкам и беременным женщинам. Для детей возле берез ставили качели, девушки украшали березы своими лентами, вынутыми из косы, на праздник Лады и Леля, на Ивана Купалу, чтобы удачно выйти замуж. До сих пор в деревнях прибегают к такой любовной магии. Березовый прутик кладут в пятницу на порог, через который должен перешагнуть тот, на которого желают подействовать. Выполнив это, прут, который никто не должен видеть, кладут в сухое и жаркое место, говоря трижды:- «Да сохнешь (имя) от любви к (имя), как сохнет этот прут». Когда человек, о котором заговаривают, прошел через порог, прутик убирают в тайное место, потом топят баню, кладут этот прут на верхний полок, поддают больше пару и, обращаясь в сторону, где лежит пруток, говорят:- «Парься, пруток, и будь мягок, как пушок, пусть и сердце рабы Божьего (имя) будет ко мне, рабе Божьей (имя), так же мягко, как и ты». После этого баню запирают, а через некоторое время берут прутик, относят на воду на заре и пускают по течению.

Беременные женщины перед родами просили у березы силы и помощи, чтобы роды были легкими и удачными, а ребенок рос здоровым и счастливым. Березовые ветви использовались и для того, чтобы наделить плодородностью молодоженов, исцелить от бесплодия.

Береза относится к зодиакальному знаку Рака. Она транслирует для нас его силу и подвижную зыбкую энергию Луны. Ее энергия холодная и освежающая, как чистая вода, и так же, как вода после купания, погружает нас в сон, поднимающий людей в выси небес. Она дает человеку поддержку его рода. Береза имеет дело с новыми начинаниями и принятием или рождением.

У березы есть сила наделять жизнью. Эта жизненная сила порождает рождение всех вещей каждый год. Аспект наполнения силой и энергией обеспечивает эффект очищения, У березы есть сила изгонять вредоносные или злостные влияния с помощью вечной жизненной силы.

Береза придает мужчинам мужественность, а женщинам женственность и тем и другим дарит уверенность в себе, в своих силах и возможностях, а также помогает поддерживать хорошую физическую форму,

У всех славян считали, что заткнутые под крышей дома, оставленные на чердаке березовые ветки защищают от молнии, грома, града; воткнутые посреди посевов в поле, они отгоняют грызунов и птиц; брошенные на огородных грядках, предохраняют капусту от гусениц. Березовые ветки втыкали в поле также и для того, чтобы получить богатый урожай.

С помощью веток березы и березовых веников пытались уберечься от нечистой силы, болезней. Береза – дерево, которое бодрствует весь день. Засыпает она перед самым рассветом. Как запоют первые петухи, разогнав своим голосом нечисть, береза погружается на 2 часа в сладкий и глубокий сон, чтобы, проснувшись на рассвете, подарить миру свою чистую силу. Период сна у нее приходится приблизительно на 3-5 утра, а пик бодрости на 6-9 часов утра: в это время ходили люди к растущей берёзе для «передачи» ей болезней (под березу выливали воду, оставшуюся после купания больного). В тексте русского заговора от грудной жабы звучит мотив угрозы по отношению к болезни:- «Брошу жабуьпод березов куст, чтоб не болело, чтоб не щемило».

Березовые ветви (особенно весенние, только что распустившиеся) справедливо считаются прекрасным талисманом, отгоняющим печали и хвори, оберегающим детей от болезней и многих других неприятностей. Из-за этих свойств из древесины берёзы делали колыбели для новорожденных. Во время ритуалов изгнания беса ведьм секли березовыми розгами, поэтому лентяев и лунатиков кое-где и до сих пор кормят березовой кашей.

Общение с березой полезно людям с расстроенными нервами, находящимся в состоянии депрессии. Это дерево снимает усталость, нейтрализует негативные последствия повседневных стрессов, способствует восстановлению душевной гармонии.