Он разделял свой день на три части

Я не видел никого, кто, приобретая знание, стремился бы к Лику Всевышнего Аллаха, кроме этих троих: ‘Ата, Тавуса и Муджахида.

Саляма ибн Кухайль

Перенесёмся в последнюю декаду месяца зу-ль-хиджжа 97 года хиджры. У древнего Дома собралось множество паломников, прибывших из разных областей - кто верхом, а кто и пешком. Были среди них старые и молодые, мужчины и женщины, темнокожие и светлокожие, арабы и неарабы, господа и простые люди.

Все они прибыли к Властелину людей, испытывая страх перед Ним, произнося слова тальбии и надеясь на Его милость.

Сулейман ибн ‘Абд-аль-Малик - халиф мусульман и величайший правитель на земле в свою эпоху - тоже обходил вокруг Каабы, обнажив голову. Он шёл босой, на нём были только изар и накидка. Он ничем не выделялся среди своей паствы - своих братьев по вере.

Позади него шли два его сына. Они были так прекрасны, что их можно было сравнить с полной луной и бутонами роз.

Завершив обход вокруг Каабы, халиф подошёл к человеку из числа своих приближённых и спросил:

Где ваш товарищ?

Тот ответил:

Он там, стоит, совершая молитву…

Халиф вместе со своими сыновьями направился туда, куда ему указали. Его приближённые хотели было последовать за халифом, чтобы освободить для него дорогу и чтобы он не пострадал в давке, но халиф велел им не делать этого, сказав:

Сейчас нет разницы между царями и простым людом, и лишь принятие (деяний) и богобоязненность превозносят одного над другим. Возможно, что прибудет к Аллаху человек с взъерошенными волосами и покрытый пылью, и Он примет его так, как не примет царей.

Потом он направился к человеку, о котором спрашивал, и обнаружил, что тот всё ещё совершает молитву. Люди сидели позади него, справа и слева. Халиф сел там, где было свободное место, и посадил рядом своих сыновей.

Юноши-курайшиты пристально смотрели на этого человека, к которому пришёл их отец - повелитель верующих. Они сидели вместе с простыми людьми, ожидая, пока он закончит молиться…

Когда он повернулся, они увидели перед собой пожилого эфиопа - чернокожего, с курчавыми волосами и плоским носом. Когда он сидел, то казался похожим на чёрного ворона.

* * *

Итак, завершив молитву, этот человек повернулся в ту сторону, где сидел халиф. Сулейман ибн ‘Абд-аль-Малик поприветствовал его, и тот ответил на его приветствие. После этого халиф стал спрашивать его об обрядах хаджа по порядку, и этот человек давал халифу исчерпывающий ответ на каждый его вопрос, приводя при этом хадисы Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Выслушав все ответы, халиф сказал:

Да воздаст тебе Аллах благом…

Потом он сказал своим сыновьям:

Вставайте.

Они поднялись и все трое направились к холмам Сафа и Марва, чтобы совершить пробег.

По пути к месту пробега двое юношей услышали, как глашатай объявляет:

О мусульмане! В этом месте фетвы даёт только ‘Ата ибн Абу Рабах, а если его не будет, то ‘Абдаллах ибн Абу Наджих.

Один из юношей посмотрел на отца и сказал:

Как же так? Глашатай повелителя верующих объявил, что люди не должны обращаться за фетвами ни к кому, кроме ‘Ата ибн Абу Рабаха и его товарища, а мы пошли за фетвами к этому человеку, который не уделил халифу должного внимания и не возвеличил его должным образом!

Сулейман ответил сыну:

Этот человек, которого ты видел, сынок, и перед которым мы сидели со смирением - он и есть ‘Ата ибн Абу Рабах, дающий фетвы в Заповедной мечети аль-Харам и сменивший на этом важном посту ‘Абдаллаха ибн ‘Аббаса после его кончины.

Потом халиф сказал сыну:

Приобретайте знание, сыновья мои. Поистине, знание возносит скромного, заставляет пробудиться ленивого и нерадивого и поднимает невольников до уровня царей…

* * *

Сулейман ибн ‘Абд-аль-Малик не преувеличивал, когда говорил сыновьям о важности знания.

‘Ата ибн Абу Рабах в детстве был невольником и принадлежал одной женщине из числа жителей Мекки. Но Всевышний Аллах почтил этого эфиопа, с младых ногтей поставив его на путь приобретения знаний.

‘Ата разделил своё время на три части. Одну часть он посвящал своей госпоже. При этом он безупречно прислуживал ей и соблюдал её права наилучшим образом.

Вторую часть своего времени ‘Ата посвящал Господу, поклоняясь Ему с усердием и искренностью.

Третью часть своего времени он посвящал приобретению знаний. ‘Ата приходил к сподвижникам, которых застал, и без устали черпал из чистейшего источника знания.

Он перенимал знание от Абу Хурайры, ‘Абдаллаха ибн ‘Умара, ‘Абдаллаха ибн ‘Аббаса, ‘Абдаллаха ибн аз-Зубайра и других благородных сподвижников (да будет доволен Аллах ими всеми). Он приобрёл много знаний, обретя глубокое понимание религии, и знал очень много хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

* * *

Увидев, что её невольник посвятил себя служению Аллаху и приобретению полезного знания, мекканка отпустила его на свободу, ища приближения к Всевышнему Аллаху. Она надеялась, что Аллах принесёт через ‘Ата пользу исламу и мусульманам. С того дня ‘Ата почти не покидал мечеть аль-Харам. Эта мечеть стала для него домом, в котором он жил, школой, в которой он учился, и местом поклонения, в котором он стремился приблизиться к Аллаху посредством богобоязненности и покорности.

Историки утверждают, что ‘Ата ночевал в мечети около двадцати лет.

* * *

Благородный последователь сподвижников ‘Ата ибн Абу Рабах достиг в своём приобретении знания таких высот, что мало кто из его современников мог с ним сравниться.

Рассказывают, что однажды ‘Абдаллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) совершая ‘умру, руководил молитвой жителей Мекки, и после молитвы люди обступили его, задавая вопросы и прося дать фетву. ‘Абдаллах сказал:

Вы меня удивляете, о жители Мекки… Неужели вы спрашиваете о чём-то меня, когда среди вас - ‘Ата ибн Абу Рабах?..

* * *

‘Ата ибн Абу Рабах достиг столь высокой степени в религии и знании благодаря двум качествам.

Во-первых, он отлично владел собой и не позволял душе своей бесполезных услад.

Во-вторых, он очень хорошо распоряжался своим временем, не теряя ни минуты на лишние слова и действия.

Мухаммад ибн Сукъя однажды беседовал с людьми, которые пришли навестить его, и сказал:

Хотите, расскажу вам кое-что? Надеюсь, это принесёт пользу вам, как в своё время принесло пользу мне…

Люди сказали:

Конечно, рассказывай…

Он сказал:

Как-то ‘Ата ибн Абу Рабах сказал мне, давая мне наставление: «О сын брата моего, поистине, наши предшественники не любили лишних слов». Я спросил: «А что они считали лишними словами?» Он ответил: «Они считали лишними все слова, кроме Книги Аллаха - её чтения и понимания, хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) - их передачи и понимания, побуждения к одобряемому и удержания от порицаемого, полезного знания, приближающего к Всевышнему Аллаху, и тех слов, которые ты произносишь, когда говоришь о своих потребностях или хлебе насущном то, что тебе необходимо сказать». Потом он внимательно посмотрел на меня и сказал: «Разве не знаете вы, что: “Поистине, над вами есть хранители - * благородные писцы” (82:10–11)? И что с каждым из вас - два ангела: “Два ангела сидят справа и слева и принимают [записывают деяния] . * Стоит ему произнести слово, как при нём оказывается готовый наблюдатель” (50:17–18)?» А потом он сказал: «Разве не устыдится любой из нас, когда перед ним развернут свиток, который он продиктовал с утра, и он обнаружит, что большинство из того, что записано там, не нужно ни для религии, ни для мира этого?..»

* * *

‘Ата ибн Абу Рабах принёс пользу очень многим людям. Среди них были и учёные, и ремесленники, и представители иных категорий.

Имам Абу Ханифа ан-Ну‘ман рассказывал:

В Мекке я ошибся в пяти вопросах, касающихся хаджа, и цирюльник научил меня… Когда я хотел побрить голову, чтобы выйти из состояния ихрама, я пришёл к цирюльнику и спросил: «Во сколько мне обойдётся бритьё головы?» Он ответил: «Да наставит тебя Аллах на прямой путь… О плате за бритьё во время паломничества не договариваются. Садись, а потом дашь, сколько сможешь». Мне стало стыдно, и я сел. Но сел я, повернувшись не в сторону киблы. Он кивнул мне, делая знак повернуться в сторону киблы. Я подчинился, и мне стало стыдно ещё больше. Я подставил ему левую половину головы, но он сказал: «Подставь правую». И я подчинился. Он стал брить мне голову. Я молча смотрел на него, удивляясь. Он сказал мне: «А почему ты молчишь? Произноси такбир». И я произносил такбир, пока не поднялся, чтобы уйти. Он спросил: «Куда направляешься?» Я ответил: «Хочу пойти в свою палатку». Он сказал: «Соверши молитву в два рак‘ата, а потом уже отправляйся, куда пожелаешь». Я совершил молитву в два рак‘ата, а потом подумал: «Цирюльник не мог сказать всё это, не обладая знанием!» Я спросил его: «Откуда у тебя знание о действиях, которые ты велел мне совершить?» Он ответил: «Да благословит тебя Аллах… Я видел, как ‘Ата ибн Абу Рабах поступал так, и я перенял это от него и теперь наказываю людям поступать так же».

* * *

Мир этот приступил к ‘Ата ибн Абу Рабаху. Но он решительно отвернулся от него и не пожелал иметь с ним ничего общего… За всю свою жизнь он ни разу не надел рубаху стоимостью больше пяти дирхемов.

Халифы звали его на свои собрания, но он не внимал им, боясь, что мир этот губительно повлияет на его религию. Но вместе с тем он приходил к правителям, когда видел в этом пользу для мусульман или благо для ислама.

‘Усман ибн ‘Ата аль-Хорасани рассказывал:

Как-то я отправился вместе с отцом к Хишаму ибн ‘Абд-аль-Малику, и, когда мы были уже близко от Дамаска, мы увидели темнокожего пожилого человека, который ехал на осле. Старец был одет в толстую рубаху из грубой ткани и старую верхнюю одежду. На голове у него была небольшая шапочка, а стремена его были из дерева.

Меня рассмешил его вид, и я спросил отца: «Кто это?» Он ответил: «Тихо… Это господин факихов Хиджаза ‘Ата ибн Абу Рабах». Когда мы подъехали ближе, отец спустился со своей мулицы, а пожилой человек спустился со своего осла. Они обнялись и стали расспрашивать друг друга, а потом снова сели в седло и ехали вместе, пока не доехали до дверей дворца Хишама ибн ‘Абд-аль-Малика.

Не успели они сесть, как привратник уже сказал, что халиф готов принять их. Когда мой отец вышел от халифа, я попросил его: «Расскажи мне обо всём, что произошло там, у вас». Он сказал: «Узнав, что приехал ‘Ата ибн Абу Рабах, халиф поспешил пригласить нас. И клянусь Аллахом, я попал к нему только благодаря ‘Ата. Увидев его, Хишам сказал: “Добро пожаловать, добро пожаловать… Вот сюда, вот сюда”. Он говорил это, пока не усадил ‘Ата рядом с собой так, что их колени соприкоснулись.

На собрании присутствовали очень знатные люди. Все они беседовали. А когда пришёл ‘Ата, они замолчали. Потом Хишам повернулся к нему и спросил: “Чего ты желаешь, о Абу Мухаммад?” Он ответил: “О повелитель верующих, жители Мекки и Медины, рабы Аллаха и соседи Его Посланника. Раздели между ними их удел и их оклады”. Халиф сказал: “Хорошо. Эй, слуга, выпиши жителям Мекки и Медины их оклады и уделы за этот год”. Затем халиф спросил: “Есть ли у тебя какое-нибудь иное пожелание, о Абу Мухаммад?” ‘Ата ответил: “Да, о повелитель верующих. Жители приграничных городов и селений, которые (первыми) встают против врага и убивают того, кто желает зла мусульманам. Выдай им их содержание. Потому что если погибнут они, то границы останутся без защиты”. Халиф сказал: “Хорошо. Слуга, напиши распоряжение отправить им их содержание. Ещё что-нибудь, о Абу Мухаммад?” ‘Ата сказал: “Да, о повелитель верующих. На зиммиев не возлагают ничего непосильного для них, и то, что вы взимаете с них, - это помощь вам против ваших врагов”. Халиф сказал: “Слуга, запиши: на зиммиев не следует возлагать ничего непосильного для них. Есть ли у тебя другое желание, о Абу Мухаммад?” ‘Ата ответил: “Да. Бойся Аллаха в отношении собственной души, о повелитель верующих. И знай, что ты появился на свет в одиночестве и умрёшь в одиночестве, будешь собран один и подвергнут расчёту в одиночестве. И, клянусь Аллахом, не будет с тобой никого из тех, кого ты видишь сейчас”. Хишам опустил голову и плакал. Потом ‘Ата поднялся, и я поднялся вместе с ним. Когда мы дошли до двери, нас догнал человек с мешком в руках. Я не знаю, что было в этом мешке. Этот человек сказал: “Повелитель верующих послал тебе это”. ‘Ата сказал: “Ни за что…” И прочитал: “Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь миров” . Клянусь Аллахом, он вошёл к халифу и вышел от него, не выпив и капли воды!»

* * *

‘Ата ибн Рабах прожил долгую жизнь, дожив до ста лет. Жизнь его была наполнена знанием и трудом, благочестием и богобоязненностью и украшена равнодушием к тому, что принадлежало другим людям, и стремлением к тому, что у Аллаха.

Когда смерть пришла к нему, она обнаружила, что мирских благ у него почти не было, зато был огромный запас дел, которые он совершал для мира вечного. Кроме того, он совершал хадж семьдесят раз и семьдесят раз стоял на горе ‘Арафат, прося у Всевышнего Аллаха Его довольства и Рая, а также защиты от Его гнева и от Огня.

Вся хвала одному Всевышнему Аллаху!

Дорогие братья и сестры! Молодежь!

Моя проповедь будет посвящена важности стремления к полезным знаниям. С самого начала, позвольте рассказать вам удивительную историю об одном человеке, которого возвысил Творец на высокие ступени Своей милости и почета. Эта история о том, как благодаря терпению в учебе Аллах ставит человека выше правителей и вершителей мира:

«Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (58:11).

Всем известно, что людей, видевших пророка Мухаммада ﷺ, принявших ислам и умерших мусульманами принято назвать «сахабами» - сподвижниками. Те же, кто не смог увидеть Посланника ﷺ, но встретил сподвижника и умер верующим, называют «табиинами». Представьте следующую ситуацию: в одной мекканской семье вольноотпущенных родился темнокожий мальчик по имени Ата ибн Абу Рабах (да смилуется над ним Аллах). С рождения он был больным, слабым и маленького роста. Ата выделялся от остальных детей тем, что прихрамывал при ходьбе, а на его спине возвышался горб. Когда он немного подрос то его хозяйка из числа знатных мекканских женщин поручала принести дрова, отнести какие либо вещи. Из-за особенности физиологического строения и инвалидности Ата оказался непригодным для работы - дрова вываливались из тонких рук. При этом, с раннего детства, несчастный мальчик начал посещать лекции и уроки известных сподвижников пророка Мухаммада ﷺ в Запретной мечети "Аль-Харам". Среди них были ученые как Ибн Аббас и Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) - знатоки мусульманского права и виднейшие толкователи Досточтимого Корана.

Как полагают многие знатоки ислама, Ата преуспел благодаря отношению к времени. Он никогда впустую не тратил ни одной минуты и тот факт, что Ата разделял свой день на три части, свидетельствует о его целеустремленности и мудрости. Первую часть дня мальчик посвящал госпоже в роли прислуги. Нужно было ходить на рынок, выполнять ее поручения, покупать продукты, готовить еду. Вторую часть времени Ата проводил в поклонении Аллаху - в намазах и согласно преданиям, каждую ночь выстаивал около 200 ракаатов намаза и в течении жизни совершил хадж 70 раз. В остальное оставшееся время он всецело углублялся учебе. Госпожа видела искренность мальчика и однажды сказала: Ата все равно не пригоден для тяжёлой работы, так пусть он занимается тем, что любит (т.е. учебой). Женщина даровала мальчику свободу, и тот с небольшим матрасом на руках направился в сторону Заповедной мечети. И как описывают праведники того периода, Ата в течение следующих двадцати лет получал знания, не покидая стены мечети. Он учился у Аишы - матери правоверных, Абу Хурайры, Ум Саламы, также у Джабира и Ибн аз-Зубейра и у многих других (да будет доволен всеми ими Аллах). Мечеть превратилась в его дом, где он провел детство и юношеский период. Каков итог и каковы плоды столь сильного стремления к знаниям? Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) начал оставлять его вместо себя, и Ата сам превратился в крупнейшего ученого, правоведа, хадисоведа и был назначен муфтием Мекки. Почти все знания по линии Ибн Аббаса и Ибн Умара (да будет доволен ими Аллаха) замкнулось на нем. В дальнейшем, под его руководством обучался имам Абу Ханифа, аль-Аузаи, ал-Лайс и другие.

Имам Абу Ханифа ан-Нугман как то рассказывал:

«В Мекке я ошибся в пяти вопросах, касающихся хаджа, и цирюльник научил меня… Когда я хотел побрить голову, чтобы выйти из состояния ихрама, я пришёл к цирюльнику и спросил: «Во сколько мне обойдётся бритьё головы?» Он ответил: «Да наставит тебя Аллах на прямой путь… О плате за бритьё во время паломничества не договариваются. Садись, а потом дашь, сколько сможешь». Мне стало стыдно, и я сел. Но сел я, повернувшись не в сторону киблы. Он кивнул мне, делая знак повернуться в сторону киблы. Я подчинился, и мне стало стыдно ещё больше. Я подставил ему левую половину головы, но он сказал: «Подставь правую». И я подчинился. Он стал брить мне голову. Я молча смотрел на него, удивляясь. Он сказал мне: «А почему ты молчишь? Произноси такбир». И я произносил такбир, пока не поднялся, чтобы уйти. Он спросил: «Куда направляешься?» Я ответил: «Хочу пойти в свою палатку». Он сказал: «Соверши молитву в два рак‘ата, а потом уже отправляйся, куда пожелаешь». Я совершил молитву в два рак‘ата, а потом подумал: «Цирюльник не мог сказать всё это, не обладая знанием!» Я спросил его: «Откуда у тебя знание о действиях, которые ты велел мне совершить?» Он ответил: «Да благословит тебя Аллах… Я видел, как Ата ибн Абу Рабах поступал так, и я перенял это от него и теперь наказываю людям поступать так же».

Абдулла ибн Умар (да будет доволен ими обеими Аллах) совершал паломничество и вокруг него собрались сотни людей, чтобы задать вопросы, связанные с хаджем. Он тогда произнес им:

«Вы меня удивляете, о жители Мекки… Неужели вы спрашиваете о чём-то меня, когда среди вас - Ата ибн Абу Рабах?»

Вдумайтесь, невольник, инвалид с детства, лишенный силы и здоровья благодаря знаниям превратился в некое светило. Многие халифы его периода приходили к нему и ждали часами, чтобы получить ответ на один вопрос. Так халиф Сулейман ибн Абд аль-Малик был вынужден дожидаться пока Ата завершит совершение намаза. Халиф сказал своему сыну: «Приобретайте знание, сыновья мои. Поистине, знание возносит скромного, заставляет пробудиться ленивого и нерадивого и поднимает невольников до уровня царей».

Ата ибн Абу Рабах в конце жизни странствовал по крупным городам мусульманского мира. Его выделяла чрезмерная скромность и аскетизм. Он никогда не одевался в роскошные одеяния. Стоимость платья или рубашки которую он носил оценивалась в пять дирхемов - мизерную цену. Как ни удивительно, могущественные правители того периода - халифы - прислушивались к его словам и никогда не отказывали в просьбах. Когда прислуга правителей приносила Ата подарки, то он отказывался их брать и говорил:

«“Ни за что…” И прочитал: “Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь миров”». Один из очевидцев побывавший у халифа рядом с Ата поведал: «Клянусь Аллахом, он (Ата ибн Абу Рабах) вошёл к халифу и вышел от него, не выпив и капли воды!»

Завершая проповедь, призываю всех нас задуматься над удивительной историей о праведнике, которого Аллах возвысил благодаря его стремлению к знаниям. Всевышний сохранил его имя в истории в качестве назидания и доброго примера.

В школах и вузах начинаются летние каникулы. Я рекомендую всем, в особенности молодежи, не тратить время впустую. Учеба никогда не должна останавливаться. В конце концов мы не должны учиться ради галочек. Учитесь ради довольства Аллаха. Нам нужны хорошие имамы, специалисты, инженеры и врачи.

Ата ибн Абу Рабах, лишенный здоровья и внешних данных, смог достичь высоких успехов, так что нам мешает стать образованными и полезными людьми?

Пусть Всевышний дарует всем терпенья и целеустремленности в учебе и во всех добрых намерениях! Да наградит Аллах праведника Ата благоуханным Раем!

Имам-хатыб Нижегородской Соборной мечети – Мунир-хазрат Беюсов

(0647 ) , Дженед , Йемен - , Мекка) - мусульманский учёный поколения табиин , известный хадисовед, муфтий Мекки .

‘Ата ибн Абу Рабах родился в 647 г., в период правления третьего праведного халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана . Он родился в семье нубийцев и был вольноотпущенником одного из мекканских родов джумах или фахр. Сообщается, что его отца звали Аслам или Салим, а мать - Барака. Впоследствии его семья переехала в Мекку, где мальчик вырос и получил образование .

‘Ата ибн Абу Рабах считается выдающимся знатоком хадисов и надежным передатчиком. Он учился у Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара , пересказывал хадисы со слов таких известных сподвижников, как Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар, Ибн ‘Амр, Абдулла ибн аз-Зубайр , Му‘авийа , Усама ибн Зайд, Джабир ибн ‘Абдаллах, Зайд ибн Аркам и ‘Акил ибн Абу Талиб. Сообщается, что он встречался и передавал хадисы от 200 сподвижников. В свою очередь от него пересказывали хадисы его сын Йа‘куб, Абу Исхак Саби‘и, Муджахид, аз-Зухри, Аййуб Сахтийани, Абу аз-Зубайр, Хаким ибн ‘Утайба, А‘маш, Ауза‘и и др . Предания о его толкованиях аятов вошли в книги по тафсиру имамов Абд ар-Раззака ас-Санани , Суфьяна ас-Саури , Мухаммада ибн Джарира ат-Табари . Занятия ‘Аты ибн Абу Рабаха посещали не только требовавшие знания мусульмане, но и государственные деятели, в том числе омеййадские халифы Аль-Валид I ибн Абдул-Малик и Сулейман ибн Абдул-Малик . Сидя на коленях, халиф Сулайман ибн Абд ал-Малик обучался у него правилам совершения хаджа, а затем приходил к своим детям и говорил: «Проявляйте усердие в изучении знаний. Из-за своего невежества я становлюсь на колени перед вольноотпущенником» .

Ибн Са‘д пишет: «Мекканцы обращались за фетвами к ‘Ате ибн Абу Рабаху и Муджахиду, но к ‘Ате ибн Абу Рабаху обращалось больше людей. Он был ученым, обладал глубокими знаниями в исламском правоведении, рассказывал много хадисов и был надежным и заслуживающим доверия передатчиком» . Халид ибн Абу Нафи‘ передал, что ‘Ата ибн Абу Рабаха рассказывал: "Я застал при жизни двести сподвижников и слышал, как Ибн ‘Аббас сказал: «Жители Мекки! Знайте цену находящегося среди вас ‘Аты ибн Абу Рабаха» . Ибн Хиббан пишет: «Он был одним из великих табиев, сторонился всего сомнительного, отличался добродетельностью и был учёным мужем» . Салама ибн Кухайл сказал: «Я видел троих желавших приобрести знания только для довольства Всевышнего Аллаха. Это ‘Ата, Муджахид и Тавус » .

‘Ата ибн Абу Рабах был известен благочестием и аскетизмом. В арабских летописях сохранились упоминания о его смелых и прямых наставлениях халифам, в которых он требовал справедливого отношения к подданным. Рассказывают, что ‘Ата ибн Абу Рабах регулярно совершал ночные намазы, читая каждую ночь более двухсот аятов. За свою жизнь он совершил хадж семьдесят раз. А когда люди посещали его на дому, он говорил: «Как изменилось время! Люди стали посещать таких, как мы» .

Перед смертью ‘Ата ибн Абу Рабах полностью ослеп. Относительно точной даты есть разногласия. Согласно одним источникам он скончался в 733 г. Но большая часть преданий указывает на то, что он умер в 732 г.

‘Ата ибн Абу Рабах родился в 647 г., в период правления третьего праведного халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана. Он родился в семье нубийцев и был вольноотпущенником одного из мекканских родов – Джумах или Фахр. Его отца звали Аслам или Салим, а мать – Барака. Впоследствии его семья переехала в Мекку, где и прошла остальная жизнь будущего богослова.

‘Ата выделялся среди остальных детей тем, что прихрамывал при ходьбе и был горбатым. Из-за особенностей физиологического строения и калечества ‘Ата оказался непригодным для работы, но при этом с раннего детства начал посещать лекции и уроки известных сподвижников пророка Мухаммада ﷺ в Заповедной мечети Аль-Харам в Мекке.

Именитые учителя ‘Ата ибн Абу Рабаха

‘Ата ибн Абу Рабах считается выдающимся знатоком хадисов и надёжным передатчиком. Он учился у известных асхабов и пересказывал хадисы со слов Ибн ‘Аббаса, Ибн ‘Умара, Ибн ‘Амра, Абдуллы ибн аз-Зубайра, Му‘авийи, Усамы ибн Зайда, Джабира ибн ‘Абдаллаха, Зайда ибн Аркама и ‘Акиля ибн Абу Талиба (да будет доволен ими всеми Аллах). По некоторым данным, он встречался и передавал хадисы от 200 сподвижников.

Ценитель времени

‘Ата ибн Абу Рабах никогда не тратил впустую ни одной минуты своего времени. Именно это, как полагают многие знатоки ислама, и стало залогом преуспевания богослова в области обретения знаний.

Он разделял свой день на три части

Первую часть дня ‘Ата посвящал своей госпоже, выполняя её поручения.

Вторую часть времени Ата проводил в поклонении Аллаху - в намазах; согласно преданиям, он каждую ночь выстаивал около 200 ракаатов намаза и в течение жизни совершил хадж 70 раз.

В остальное время он всецело предавался учебе.

Госпожа, увидев искренность и стремление мальчика обрести исламские знания, даровала ему вольную. С этого момента в жизни будущего алима началась новая веха – веха погружения в религию Аллаха. В течение следующих двадцати лет ‘Ата получал знания, не покидая стен Заповедной мечети Аль-Харам в Мекке.

Он учился, как уже было сказано выше, у Аиши – матери правоверных, Абу Хурайры, Умму Саламы, также у Джабира и Ибн аз-Зубейра и у многих других (да будет доволен ими всеми Аллах). Мечеть превратилась в его дом, где он провёл детство и юношество.

Вскоре дело дошло до того, что ‘Ата был назначен муфтием Мекки.

Ученики ‘Ата ибн Абу Рабаха

Почти все знания по линии Ибн Аббаса и Ибн Умара (да будет доволен ими Аллаха) замкнулись на ‘Ата ибн Абу Рабахе. Это сделало его бесценным источником знаний и объектом стремления для многих мутаалимов из различных мусульманских регионов халифата. В дальнейшем под его руководством обучались Абу Ханифа, Аль-Аузаи, Ал-Лайс и другие алимы, ставшие в будущем выдающимися учёными ислама.

Однако занятия ‘Ата ибн Абу Рабаха посещали не только требовавшие знаний мусульмане, но и государственные деятели, в том числе омеййадские халифы Аль-Валид ибн Абдул-Малик и Сулейман ибн Абдул-Малик.

Сидя на коленях, халиф Сулайман ибн Абд ал-Малик обучался у него правилам совершения хаджа, а затем приходил к своим детям и говорил: «Проявляйте усердие в изучении знаний. Из-за своего невежества я становлюсь на колени перед вольноотпущенником».

Мнения учёных о личности Ата ибн Абу Рабаха

Историк Ибн Са‘д пишет: «Мекканцы обращались за фетвами к ‘Ата ибн Абу Рабахе и Муджахиду, но к ‘Ата ибн Абу Рабахе обращалось больше людей. Он был учёным, обладал глубокими знаниями в исламском правоведении, рассказывал много хадисов и был надёжным и заслуживающим доверия передатчиком ».

Мусульманский учёный, мухаддис и историк Ибн Хиббан пишет: «Он был одним из великих табиинов (последователей сподвижников), сторонился всего сомнительного, отличался добродетельностью и был учёным мужем ».

Салама ибн Кухайл сказал: «Я видел троих желавших приобрести знания только для довольства Всевышнего Аллаха. Это ‘Ата, Муджахид и Тавус ».

Аскетизм и благонравие ‘Ата ибн Абу Рабаха

‘Ата ибн Абу Рабах был известен благочестием и аскетизмом. В арабских летописях сохранились упоминания о его смелых и прямых наставлениях халифам, в которых он требовал справедливого отношения к подданным.

Рассказывают, что ‘Ата ибн Абу Рабах даже в старости регулярно совершал ночные намазы, читая в одном ракаате более двухсот аятов суры «Аль-Бакара». А когда люди посещали его на дому, он говорил: «Как изменилось время! Люди стали посещать таких, как мы».

Случай из жизни ‘Ата ибн Абу Рабаха

Однажды ‘Ата ибн Абу Рабах решил отправиться к правителю мусульман того периода Хишаму ибн Абдульмалику. Узнав, что в приёмной находится ‘Ата ибн Абу Рабах, халиф велел немедленно пригласить его.

Увидев благородного алима, Хишам горячо поприветствовал и усадил его в непосредственной близости от себя. Желая услужить именитому богослову, халиф поинтересовался у него о цели визита, и ‘Ата заговорил: «О повелитель правоверных, жители Мекки и Медины – рабы Аллаха и соседи Его Посланника ﷺ . Раздели между ними их удел и их оклады ».

Выслушав его, халиф велел слуге исполнить просьбу алима и повторно поинтересовался, есть ли у того какое-нибудь иное пожелание. ‘Ата продолжил: «Жители приграничных городов и селений (первыми) встают против врага и убивают того, кто желает зла мусульманам. Выдай им их содержание. Потому что если погибнут они, то границы останутся без защиты ».

И эта просьба богослова была удовлетворена халифом, который, желая оказать услугу лично ‘Ата, снова поинтересовался, есть ли у того ещё пожелание. На что ‘Ата ответил: «Не возлагайте на зиммиев (христиане и евреи, находящиеся под защитой Ислама) ничего непосильного для них, и то, что вы взимаете с них – это помощь вам против ваших врагов ».

И с этой просьбой алима Халиф согласился, но, желая хоть как-то услужить учёному лично, снова спросил: «Есть ли у тебя другое желание, о Абу Мухаммад?»

Сказав всё это, ‘Ата поднялся со своего места и покинул дворец халифа. А правитель, глубоко растроганный словами богослова, остался на своём месте, плача, опустив голову к полу.

Последние годы жизни ‘Ата ибн Абу Рабаха

‘Ата ибн Рабах прожил долгую жизнь – 87 лет . Жизнь его была наполнена знанием и трудом, благочестием и богобоязненностью и украшена равнодушием к тому, что принадлежало другим людям, и стремлением к тому, что у Аллаха.

Перед смертью ‘Ата ибн Абу Рабах полностью ослеп . Относительно точной даты его кончины есть разногласия. Согласно одним источникам, он скончался в 733 г. Но большая часть преданий указывает на то, что он умер в 732 г.

Махач Гитиновасов