Преодоление. Библейские уроки для подростков. Библейское наставление для молодежи (В.Филат) Христианская тема для молодежи мое мнение


Все это работает. Идеи для этой книги пришли от таких же людей, как вы - из самой гущи молодежного служения.

В этой книге вы обнаружите золотую жилу практических идей молодежного служения для изучения Библии, евангелизационных программ, молитв, игр, работы с большими аудиториями, советы о том, как начать дискуссию и захватить внимание слушателей. Все эти идеи были разработаны на практике и высылались в очень популярную рубрику журнала «Group Magazine» под названием «Попробуйте вот это!».

Когда в 1974 году я организовал «Group», еще не было никакой «Всемирной паутины» - электронной сети для молодежных работников или кого бы то ни было еще. Но определенно существовала необходимость в том, чтобы делиться хорошими идеями среди сражающихся «на фронтах» молодежных служений. Это стало мечтой «Group Magazine». Раздел, названный «Попробуйте вот это!» быстро стал излюбленным среди читателей, искавших полезных, веселых и проверенных на практике идей, которые присылались другими читателями журнала. В ту доинтернетовскую эпоху «Попробуйте вот это!» превратилось в офф-лайн форум, не требующий никаких высоких технологий.

И «Попробуйте вот это!» по-прежнему остается любимой рубрикой в «Group», который является самым читаемым ресурсом для молодежных служений во всем мире. Некоторые советы работали и будут работать. Бог определенно благословил многие , которыми кто-то поделился в разделе «Попробуйте вот это!».

В этой книге мы собрали самые лучшие идеи из нашей рубрики, присланные нам за последние несколько лет. Ищите, наслаждайтесь и применяйте эти идеи в своем служении. Они работают! И присоединяйтесь к долгой традиции делиться лучшими идеями для молодежного служения. Ваши лучшие идеи присылайте нам [email protected]

ВВЕДЕНИЕ
В жизни каждого молодежного лидера наступает такой момент, когда он или она сталкивается с вечным вопросом: «Что нам нужно для этого сделать?» Вот почему более двух десятилетий назад мы решили открыть рубрику «Попробуйте вот это!» с надежными идеями, которые вы как практики применяли в своем студенческом служении.

Самой первой книгой, изданной «Group», было собрание самых лучших писем из журнального раздела «Попробуйте вот это!». Уже много лет мы не выпускали таких книг и подумали, что как раз пришло время это сделать. Поэтому мы открыли хранилище рубрики «Попробуйте вот это!» и выбрали самые лучшие идеи, чтобы получилась очередная книга для вас. Начав пересматривать письма, мы вновь вспомнили, какие удивительные вещи вы делаете для построения отношений с подростками.

Эта книга - собрание этих идей, представленных в легко организованных разделах , которые позволят вам искать и планировать мероприятия на будущее или же просто брать книгу и на бегу «выуживать» из нее идею, которая вам нужна на сегодня. Мы вдохновляем вас, чтобы вы сделали эту книгу инструментом для ежедневного служения. Делайте пометки, подписывайте дату над каждой идеей, которой вы воспользовались, дайте каждому совету оценку согласно его эффекту на вашу группу и давайте ее почитать подчиненным вам лидерам.

Для вашего удобства книга разделена на следующие разделы: изучение Библии, идеи для работы с большой аудиторией, начало дискуссий, поиск финансирования, игры, построение групп, полезные подсказки и евангелизация. Под каждым заголовком собрано все , что вам понадобится для этого вида деятельности, и вам будет легко найти то, что необходимо именно сейчас. Надеемся, вам понравятся самые лучшие идеи, собранные в этой книге!
ИЗУЧЕНИЕ БИБЛИИ


  1. Подписи к картинкам

Уже после пяти минут этого библейского изучения притч начинает звучать веселый смех.
Для этого вида изучения Библии вам понадобится пачка желтой прессы из любого супермаркета. Кроме этого, вам будут нужны бумага, клей и несколько серьезных журналов, как «Time» или «Newsweek».

Раздайте желтые газеты. Объясните, что большая часть Библии посвящена подготовке к грядущему царству и ведению благочестивой жизни, а книга Притч была написана для того , чтобы помочь нам пройти эту земную жизнь, здесь и сейчас, день за днем. Раздайте Библии и попросите ребят использовать любой стих из книги Притч как подпись к какой-либо фотографии из желтой прессы. Пусть дети напишут стихи на листке бумаге и приклеят на него картинку из газеты.

Вскоре смешки превратятся в смех и громкое веселье! Затем возьмите один из серьезных журналов или газет и попросите группу вновь найти подписи для фотографий из книги Притч. Пусть они приклеят эти вырезки и подписи на другой листок бумаги. На этот раз подписи будут точнее отражать мысль. Повесьте эти работы в зале в вашей церкви, чтобы их могли видеть все ее члены. Завершите работу молитвой и попросите Бога, чтобы все эти библейские стихи уже сегодня нашли свое применение в жизнях подростков.

Стив Кейс

Овиедо, Флорида


  1. Больше и лучше

Этот способ изучения Библии помогает детям лучше понимать ценность Божьих благословений.
Начните изучение Библии с «охоты за вещами» под названием «Больше и лучше». Разделите свою группу на команды из четырех или пяти человек и дайте каждой группе консервную банку с супом. Скажите, что у них 15 минут, чтобы обменять свою банку на что-то лучше и больше. Если место ваших встреч не позволяет свободно ходить и торговаться друг с другом, дайте по одной банке одному человеку из группы и попросите попробовать обменять ее на что-то у других членов группы. Через 15 минут сравните «сделки» и объявите, какая из них «больше и лучше».


  • Легко ли было обменять свою банку супа?

  • Легко ли было Исаву променять свое первородство за суп?

  • Как вы думаете , сожалел ли Исав когда-нибудь о своем решении? Объясните.

  • Какие Божьи благословения подростки могут променять на то, что как они думают, принесет им счастье?

  • Почему они отказываются от этих благословений?

  • Как вы думаете, пожалеют ли они об этом?

  • Как может Бог помочь вам понять, что стоить обменять, а что - беречь?

Завершите все краткой «сборной» молитвой, попросив каждого назвать что-то, что он или она будет беречь и предложит Богу для Его царства.


Лиза Николс Хикман

Таскон, Аризона


  1. Одно тело, много членов

Используйте 1 Кор. 12:12-31, чтобы вдохновить всех на дискуссию о том, как индивидуальные таланты могут внести свой вклад в тело Христово.
Для этого мероприятия вам прежде всего потребуется создать скульптуру из разнообразных предметов. Например , можно использовать элементы из наборов LEGO, пластилин, деревянные бруски , бумагу, полихлорвиниловые трубки, вешалки, картон, краски, коробки или пластмассу. Затем уберите получившуюся конструкцию и выставьте набор материалов, которые вы использовали для ее создания. Разделите класс на группы по четыре человека и дайте каждому члену группы свою роль какой-либо части тела: Глаза, Уши, Ноги или Руки. Затем соберите все Глаза из каждой группы в одном углу комнаты, Уши - в другом и т.д. Используйте следующие правила, чтобы группы создали скульптуры, похожие на вашу:


  1. Только Глаза могут непосредственно видеть вашу скульптуру.

  2. Глаза описывают ушам то, что видят.

  3. Уши рассказывают Ногам то, что услышали.

  4. Ноги собирают все необходимые материалы и рассказывают об услышанном Рукам.

  5. Руки создают конструкцию согласно полученной информации.
Пусть информация передается таким образом столько раз, сколько необходимо для завершения скульптуры. Когда группы завершили свои конструкции, покажите свою конструкцию-образец и обсудите следующее:

  • Как ваша скульптура отличается от конструкций всех остальных?

  • Создали бы вы такую же конструкцию, если бы в вашей группе не было Уха , Глаза и т.д.?

Затем прочитайте вслух 1 Кор. 12:12-31 таких образом: все вместе читают стихи 12-14; Ноги читают стих 15; Уши читают стих 16; Глаза читают стих 17; все вместе читают стихи 18-20; Руки читают стих 21; вы читаете стих 22-31. Затем пусть группы обсудят следующие вопросы:


  • Почему апостол Павел выбрал человеческое тело в качестве иллюстрации роли каждого человека в церкви?

  • В чем вы можете полагаться на других в церкви?

  • В чем может церковь положиться на вас?

  • Какая вы часть тела Христова?

Завершите все молитвой - попросите Бога вести каждого в определении его или ее части в теле Христовом.


Тамми Уейслинг

Тиф Ривер Фолс, Миннесота


  1. Предупредительные этикетки

Используйте глупые предупредительные этикетки, чтобы вдохновить подростков поразмыслить о своем посвящении Христу.
Поищите в Интернете примеры глупых, но реально существующих предупредительных этикеток. Составьте список и раздайте его своим ученикам. Затем немного посмейтесь над тем, какими глупыми должны быть люди, чтобы их было необходимо предупреждать о таких очевидных вещах. Спросите:


  • Как вы думаете, почему у этих товаров такие глупые предостережения?

  • Если бы предупредительную этикетку носили бы вы, что бы там было написано?
Пусть группы по три-четыре человека прочитают следующие отрывки вместе: Лк. 9:23-27; 9:57-62 и 18:18-30. Спросите:

  • Что, как говорит в этих стихах Иисус , может быть, вам придется оставить ради Него?

  • Когда люди решают следовать за Иисусом, почему они могут иногда даже не задумываться, что за это, возможно, придется заплатить?

  • Были ли вы удивлены тем, чем вам пришлось пожертвовать из-за своего посвящения Христу?
Дайте ученикам по листку бумаги и спросите:

  • Если бы у христианства была предупреждающая этикетка, что бы было на ней написано?
Затем пусть каждый ученик нарисует крест и добавит свою предупреждающую этикетку.
Джон Пейп

Райзинг Сан, Индиана


  1. Правила и власти - ну и что?

Используйте игру без правил, чтобы помочь молодежи понять, почему правила так важны.
Пусть ребята объединятся в группы по четыре-шесть человек, и дайте каждой группе настольную игру. Расскажите каждому , что у игры есть одно правило: никаких правил и никто не главный. Примерно через 10 минут группы должны обсудить следующие вопросы:


  • Как меняется игра, если нет никаких правил?

  • Почему, по вашему мнению, вообще существуют правила?

  • Какие правила нас защищают?

  • Подчиняетесь ли вы этим правилам?

  • Что вы делаете, когда вам не нравится какое-то правило?
Скажите следующее: зачастую правила кажутся нам бессмысленными. Иногда нас подводят те, в чьих руках сосредоточена какая-либо власть. Из-за этого мы оказываемся в тупике или очень сильно расстраиваемся, как у нас получилось с этими настольными играми. Но Бог вовсе не задумывал все вот так. Он использует правила для того, чтобы нас защитить. Когда правила установлены Богом, Он нас никогда не подведет.

Зачитайте вслух Рим. 13:1-7. Затем пусть группы обсудят следующие вопросы:


  • Изменяется ли этот отрывок Писания ваше представление о правилах и властях? Почему?

  • В каких ситуациях у вас сложные отношения с властями?

  • Как мы можем помочь друг другу в этих трудностях? Как может помочь Бог?
Завершите все молитвой - попросите ребят помолиться за отдельных власть предержащих людей, за здоровое отношение к этим людям и за разрешение трудностей с властями.
Тамми Бови

Бертон, Мичиган


  1. Обещания на кирпичах

Используйте кирпичи, чтобы проиллюстрировать, как, держась за свои бремена , мы можем выстроить барьер между собой и Богом.
Спросите:


  • Из-за чего обычно беспокоятся люди?

  • Какие способы они обычно применяют для борьбы с беспокойством?
Пусть ученики сгруппируются в пары или тройки и прочитают 1 Пт. 5:7 и Пс. 55:22. Спросите:

  • Бывало ли у вас, что, отдав свой стресс Богу, потом вы вновь его испытывали? Объясните.

  • Почему так часто мы неспособны полностью отдать свои заботы Богу, несмотря на Божьи обетования?

  • Какие особые шаги могут нам в этом помочь?
Вкатите в комнату тележку с кирпичами. Каждому ученику понадобится один кирпич. Пусть каждый студент возьмет кирпич и перманентным маркером напишет на нем слово или нарисует картинку, обозначающие или символизирующие то, что вызывает у него стресс. Затем попросите учеников построить небольшую стенку из этих кирпичей. Когда она будет готова, спросите:

  • Как эти бремена строят барьер между нами и Богом?

  • Как Бог использует наши бремена для того, чтобы приближать нас к себе?
Затем попросите вновь взять свой кирпич и написать на обратной стороне: «Я отдаю это Богу». Пусть ученики найдут партнера и вместе помолятся, прося Бога помочь освободиться от бремен. Скажите ученикам взять их кирпичи домой как напоминание о том, чтобы они каждый день - и полностью - отдавали свои беспокойства Богу.
Пол Болдвин

Мишавака, Индиана


  1. Служа другим, служим Богу

Подготовьте свою группу к проекту по служению или миссионерской поездке, используя обучение, основанное на Евангелии от Иоанна 13.
Вам понадобятся полотно, скотч, акриловая краска, мыльная вода, чистая вода, полотенца, CD-диск с записью песни Third Day «City on a Hill» и CD-плеер.

Заранее до предстоящих миссионерских поездок напишите название, дату и место вашего проекта наверху большого полотна и прикрепите его на стену вашей комнаты для встреч. Поставьте краску и тазики с водой. Прочитайте вслух Ин. 13:1-5, 12-17. Попросите добровольца опустить руку в краску и оставить свой отпечаток на полотне. Затем вымойте руку добровольца и попросите его вымыть руку следующего человека, который оставит свой отпечаток на стене. Продолжайте, пока сами не оставите отпечаток и последний человек не вымоет вашу руку. Затем спросите:


  • Что вы чувствовали, когда вам мыли руку? Когда вы сами мыли чью-то руку?

  • Как оставленный отпечаток на полотне похож на ваше участие в поездке?
Пусть в тройках дети прочитают Пс. 123:1, Мф. 25:40, Кол. 3:23. Спросите:

  • Как то, что вы делаете своими руками , отражает Божью любовь?

  • Как вы служите Богу, служа другим?

  • Что вы надеетесь дать и получить во время этой миссионерской поездки?
Завершите все прослушиванием песни «City on a Hill» и помолитесь про себя.
Дениз Прейндж

Хай Ридж, Миссури


  1. Война при помощи шариков с водой

Познакомьте детей с «военными действиями» и проведите обучения о духовной войне.
Сформируйте две команды и дайте каждой команде несколько шариков с водой. Выстройте команды друг перед другом, на расстоянии примерно 4-5 метров.

Выберите, какая команда начнет, затем позвольте всем из этой команды бросить свои шары в другую команду - все одновременно. Если в кого-то попали, этот человек должен сесть. Затем пусть кидает вторая команда. Проведите три раунда такого «расстрела». Та команда, в которой останется стоять больше людей, победила. Объясните, что эта битва похожа на то, как велась война за независимость в Америке. Спросите:


  • Была ли какая-то команда сильнее другой?

  • Что вы чувствовали, когда у другой команды была возможность кидать в вас шариками? Объясните.

  • Что помогло вам объединиться в этой битве?
Прочитайте 2 Кор. 10:3-5. Затем спросите:

  • Что имел в виду Павел , говоря: «Не по плоти воинствуем»?

  • Как важна для вас мысль о духовной войне и почему?

  • Против каких врагов мы боремся?

  • На какое оружие вы больше всего полагаетесь в ведении духовной войны?

  • Какое дополнительное оружие вы можете добавить в свой арсенал?

  • Какими особенными способами мы можем поддержать друг друга в этой битве?

Т. Дж. Робертс

Солт-Лейк-Сити, Юта


  1. Остаться в живых по-библейски

Используйте персонажей-изгоев из Библии в игре по типу «Остаться в живых», чтобы учить о безусловной любви Христа.
Для этого изучения Библии вам понадобиться создать карточку с информацией для каждого человека из вашей группы. Используйте Библию, чтобы найти людей, которые могли бы восприниматься как изгои: прокаженный, сборщик податей, слепой, расслабленный, пастух, римский сотник, рыбак, пророк или одержимый демонами. Напишите для каждого краткую информацию, объясняющую, почему он мог бы считаться изгоем. Раздайте эти карточки ученикам.

Пусть все сидят в кругу и рассказывают от лица своего персонажа о том, кто они такие. Затем пусть каждый напишет на листке бумаги того персонажа , которого он или она хотели бы исключить из игры на основании их наименьшей пользы для общества. Между раундами голосования позвольте «оставшимся в живых» доказывать, почему их необходимо оставить в группе. Когда останется четыре человека, позвольте «изгоям» проголосовать за победителя.

После игры прочитайте вслух Мф. 5:1-12. Затем обсудите следующие вопросы:


  • Как, по вашему мнению, смотрел бы на наших «изгоев» Иисус?

  • Как бы вы объяснили - что такое безусловная любовь?

  • Насколько важны для вас или ваших друзей внешность или социальный статус?

  • Чем отличается то, как смотрят на нас окружающие, от того, как видит нас Бог?

Джефф Браунинг и Крис Колетти

Виста, Калифорния


  1. Уроки фаст-фуда

Превратите перекус в фаст-фуд-кафе в поучительный пример для членов вашей молодежной группы.
Для воскресного изучения Библии сводите свою группу позавтракать в кафе. Отправьтесь в фаст-фуд, где есть круглосуточное окошко, через которое можно купить все , не выходя из машины. Когда вы все выберете, устройтесь группой в уютном уголке, чтобы начать изучение Писания. Сначала спросите ребят, как то, что происходит перед окошком раздачи, может описать их путь веры (например, вам иногда приходится ждать или в меню нет того, чего вы хотите).

Затем обсудите следующие вопросы, используя при ответе соответствующие места Писания:


  • Почему «ожидание» так важно в вашем пути веры? (Пс. 24:5; 26:14; 39:1-3; Ис. 30:18; Флп. 3:20)

  • Что вы делаете, когда вам хочется «отсутствующего в меню»? Как вы противитесь или принимаете Божий план? (Иер. 29:11)

  • Как вы понимаете то, что хочет сказать вам Бог? Как вы общаетесь с Богом? Как Бог общается с вами? (2 Пар. 7:14; Иер. 33:3 и 1 Кор. 2:9-10)

  • Какой «обмен» вы осуществляете в вашем пути веры? Что вы отдаете Богу? За что заплатил Христос и что вы получили в обмен? (Иак. 2:18 и 1 Ин. 2:2)

Крисанн Гоуд

Арлингтон, Техас


  1. Библия и салочки

Не упустите возможность во время следующей игры в «салочки» на свежем воздухе с фонариками - добавьте поучительный момент!
Вам понадобятся Библии с конкордансом бумага и ручки или карандаши.

Разбейте ребят на небольшие группы и вручите каждой группе список слов, имеющих отношение к салочкам в темноте. Например, «быстрый», «страх», «миссия», «темнота», «прятаться» или «команды». Попросите группы выбрать одно слово из этого списка, которое может так же относиться и к христианской жизни. Попросите группы найти это слово в конкордансе и выписать библейские ссылки, связанные с этим словом. Затем попросите каждого члена группы найти одно из перечисленных мест Писания и записать несколько мыслей о том, каким образом салочки связаны с их верой.

У ваших групп могут родиться такие идеи:


  • Темнота (Пс. 17:29) - Бог с нами не только в хорошие времена (в свете), но и в плохие (во тьме).

  • Страх (Пс. 26:1) - когда мы помним о спасении, обещанном Богом, нам не нужно ничего бояться.

  • Прятаться (Мф. 5:14:16) - мы никогда не должны прятать свою веру от мира.
После того, как все члены группы поделятся друг с другом своими мыслями, обсудите следующее:

  • Как похожа игра в салочки в темноте на ваше хождение в вере?

  • Какое место Писание из прочитанных стало для вас самым вдохновляющим? Объясните.

  • Как вы можете использовать Библию в качестве оружия против греха и зла?

Дебра Браунер

Поттстаун, Пенсильвания


  1. Ищите и обрящете

(особенно эффективно в работе с ребятами среднего подросткового возраста)
Это быстрая массовая игра в торговом центре - веселый способ изучить Библию и вносит в игру-квест новый смысл.
Создайте команду из двух-трех ребят. Затем наделите шесть взрослых добровольных помощников какими-то отличительными особенностями, которые можно быстро увидеть. Попросите каждого из взрослых выбрать любимый библейский стих, которым они поделятся с подростками. Для этих «отличительных черт» вы можете использовать следующие предложения:


  • Человек, сидящий на телефонной книге (Пс. 104:1-2)

  • Человек с монетками, прилепленными скотчем к подошве обуви (1 Тим. 6:6-10)

  • Человек с темным гипсом на ноге (Ис. 35:3-6).

  • Человек в очках (Евр. 11:1)

  • Человек с оторванной частью штанины (Притч. 4:11-12)

  • Человек с оторванной штаниной, надетой на голову (1 Кор. 1:27-28)

Попросите добровольцев разойтись по торговому центру (только не заходя в магазинчики) и менять место после того , как их найдет какая-либо команда. Когда команда находит этого добровольца, взрослый рассказывает им свой стих.

Попросите двух других взрослых стать хронометристами, которые будут посылать каждую команду на задание, говоря, например: «Ищите и обрящете… человека, сидящего на телефонной книге. Принесите мне добрые вести». Команды, вооруженные Библиями, находят этого человека. Убедитесь, что ребята не будут заходить в магазины. Они могут представляться и говорить из какой они церкви сидящим людям, объясняя, что у них поисковая игра и интересоваться, не сидят ли те на телефонной книге. Найдя взрослого, команда бежит назад и зачитывает библейский стих хронометристам и лишь затем получают следующее задание. Хронометристы в очередной раз отправляют команды на поиски другого взрослого.

Завершите игру после того , как пройдет определенное время или когда какая-либо команда выполнила все шесть заданий. Договоритесь со взрослыми добровольцами встретиться с командами в кафе торгового центра, где вы сможете перекусить и обсудить библейские стихи. Спросите:


  • Как эта игра похожа на ваш путь веры?

  • Какой библейский стих больше всего значит для вас и почему?

  • Бросает ли выбранный вами стих вам какой-либо своеобразный вызов? Поясните.
Нам было так весело, что несколько проходящих мимо подростков остановилось посмотреть, чем мы занимаемся, и, в конце концов, присоединились к нашей игре!
Анджела Брайденбах

Миссула, Монтана


  1. Проповедь с пакетами

1) Самый простой вариант - подготовить какой-то отрывок из Писания с несколькими интересными, дискуссионными вопросами . Бывает такое, что при чтении Писания родилась интересная мысль, но материала не достаточно для полноценной беседы, тогда можно использовать такую форму. Отрывок и вопросы по отрывку - вот и весь рецепт приготовления молодёжного. Главное вопросы подобрать увлекательные, тогда и такой экспресс-разбор пойдет легко. Хотя, конечно, по большей части, фундамент любого качественного разбора - это хорошие вопросы. Но я не о глубоких богословских вопросах. В принципе можно попросить молодежь выделить какие-то элементы в тексте, или наоборот искать вопросы в предоставленном отрывке.

Например , можно взять 23 главу Матфея и выделить с молодежью характерные черты фарисейства, выписать их на доску, после чего подумать, как они могут проявляться в нашей жизни. У меня получилось следующие черты:

  • фарисеи стремятся занять место учителей (2 стих),
  • фарисеи «говорят, но не делают» (3-4 стихи),
  • самое главное для фарисея - одобрительная реакция людей (5 стих),
  • фарисеи стремятся измерять духовные характеристики численными методами (5б стих),
  • любят похвалу (6-7 стихи),
  • являются препятствием на пути к Богу для других (13 стих),
  • для них важнее форма молитвы, чем ее искренность (14 стих),
  • распространяют свое фарисейство с завидным упорством (15 стих),
  • для них важнее форма, чем содержание Богослужения (16-22 стихи),
  • меняют местами главное и второстепенное (23-24 стихи),
  • важнее внешняя сторона духовной жизни, чем внутренняя (25-28 стихи).

Если еще попросить молодежь подобрать по примеру из Писания для каждой характеристики, думаю, что обычных двух часов молодежного вам не хватит.

2) Другой версией экспресс-разбора может быть такой вариант: разбить молодежь на группы и дать задание по тексту . Например : Ин 2:1-11 В данном тексте описывается произошедшее чудо. Каждая группа молодежи должна выделить в тексте необходимые условия для исполнения этого чуда; найти пример чуда из Ветхого и Нового Завета и проверить соблюдение выделенных условий. У меня получились следующие условия: должен быть зван Иисус, должно иметь веру, должен прийти нужный час, должно быть послушание словам Божиим.

Еще пример : Притч 2:1-5 Путь к Страху Божьему и познанию Бога. Дать задание группам - выделить предлагаемые Соломоном шаги на пути к Страху Божьему, подобрать примеры из жизни.

3) Вообще групповая работа очень эффективна и всегда находит отклик у молодежи. Делите не группы смело, если нет времени на подготовку - будет больше возможностей провести интересное молодежное. Главное не увлечься чрезмерно формой, и подобрать качественное содержание. Еще один вариант проведения экспресс-разбора: подобрать парные тексты, разбить молодежь на две группы . Первой группе дать один из текстов и попросить по нему составить как можно больше вопросов для второй группы. Второй группе дать другой текст и попросить составить как можно больше вопросов по нему для первой. Можно даже устроить подобие конкурса, и начислять балы группе за каждый вопрос, на который не смогла ответить другая группа.

4) Еще один вариант работы в группах - это групповой анализ темы . Только лишь важно не выбрать слишком объемную тему, максимально сузить ее. Иначе очень сложно будет руководить дискуссией при подведении итога. Как известно, тему можно раскрыть «горизонтально» и «вертикально». То есть либо говорить о различных аспектах темы, либо углублять содержание темы.

Например , разбирая тему кротости в повседневной жизни, вы можете дать задание группам: первой группе найти в Писании как кротость должна проявляться дома, в семье. Второй группе - как кротость должна проявляться в церкви в общении со святыми. Третьей группе, как кротость должна проявляться в мире. Это и есть горизонтальное раскрытие темы. Для многих тем можно применить формулу: дом/церковь/мир.

Также пример горизонтального раскрытия темы о молитве: молитва личная, молитва публичная, молитва покаяния, молитва ходатайственная. Назначить каждой группе молодежи по подтеме и дать задание - подобрать места Писания и привести примеры из жизни.

Вертикальное же раскрытие темы подразумевает углубление в предмет изучения. Если мы говорим о какой-то характеристике верующего человека, или о какой-то заповеди то можно тему дифференцировать следующим образом: первая группа объясняет основные понятия, сущность явление на основании Писания. Вторая группа на основании Писания выясняет, как практически оно выражается в жизни. Третья группа исследует вопрос, что Библия говорит о благословениях, которые несёт с собой данное качество или соблюдение заповеди. Четвертая группа исследует вопрос наказания или последствий за несоблюдение заповеди.

Тут нужна некоторая подготовка, но она не потребует много времени, если тема вам понятна и была обдуманна ранее. Или, например, вы по данной теме недавно хорошую книгу прочитали - также можно смело обсудить тему с молодежью. На что потратить время при подготовке молодежного в такой форме? Нужно заготовить подсказки. Молодежи трудно будет сразу правильно сориентироваться в теме, и вы должны быть готовы подсказать им, где «копать».

При групповой работе, сам руководитель не должен быть задействован в непосредственном обсуждении. Задача руководителя, как известно, - руководить. Он должен переходить от группе к группе, внимательно прислушиваться к обсуждению. В случае необходимости помочь организовать обсуждение правильно поставленными вопросами. Если дело совсем плохо - ненавязчиво подсказать. При делении молодежи на группы, постарайтесь это делать так, чтобы группы получались более-менее равномерными по качеству состава. Чтобы в каждой группе были активные и общительные члены молодёжи, чтобы общение в группе не стопорилось. Обязательно нужно правильно организовать атмосферу - расставить стулья таким образом, чтобы в группе все видели и слушали друг друга. Группы не должны быть больше 12-15 человек, потому что в больших группах сложно организовать рассуждение. При групповой работе нужно обязательно в конце собрания всем вместе обсудить выводы, которые были сделаны каждой группой. На это необходимо выделить время, потому что в процессе обсуждения также может развернуться небольшая дискуссия, особенно если выводы по одним и тем же вопросам у разных групп будут отличаться. В любом случае руководитель должен поставить точку в конце обсуждения. Подвести итог - в ясной и недвусмысленной формулировке.

5) Интересным вариантом проведения молодежного без подготовки могут стать дискуссионные формы работы . О них я напишу подробнее, повторяться не буду.

6) Не стоит пренебрегать и игровыми формами работы . Конечно, нельзя ими злоупотреблять, но иногда можно использовать. Игры особенно хороши тем, что их можно заготовить заранее и использовать в любой удобный момент. Собралась молодежь после собрания спонтанно, или у кого-то дома… вместо того чтобы позволить молодежи отпускать шуточки и болтать «ни о чем», лучше побудить молодежь поиграть в какую-нибудь духовную игру. Кто-то из руководителей умудряется и настольные игры использовать, придавая им духовный смысл, или заменяя вопросы из викторин на Библейские.

Надеюсь, вам помогут эти идеи, вдохновят придумать что-то свое, еще интереснее, увлекательнее и полезнее. Конечно, те методы, которые здесь предложены - это лишь какие-то варианты, которые должны быть у руководителя «в рукаве». Ни что не заменит качественно подготовленный и проведенный разбор. В любом случае, ситуация, когда нет времени готовиться - ненормальная, и мы не должны себя оправдывать в этом. Молодежное - это целенаправленное собрание, работа с целевой группой в церкви. На нас лежит ответственность, и мы должны готовить качественную духовную пищу.

В следующем письме попробую рассказать о других нестандартных формах проведения молодежного, но которые требуют достаточно усердной подготовки и времени.


04.05.2019 Урок 6. 4–10 мая. Кто в ответе?
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть вторая, на II квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть II (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

27.04.2019
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть вторая, на II квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть II (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

20.04.2019 Урок 4. 20–26 апреля. Невозможно молчать
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть вторая, на II квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть II (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

13.04.2019 Урок 3. 13–19 апреля. Самый верный Друг
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть вторая, на II квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть II (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

06.04.2019 Урок 2. 6–12 апреля. Неожиданный Слуга
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть вторая, на II квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть II (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

30.03.2019 Урок 1. 30 марта — 5 апреля. Приготовление
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть вторая, на II квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть II (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

23.03.2019 Урок 13. 23–29 марта. Сны исполняются

16.03.2019 Урок 12. 16–22 марта. Необычные друзья в необычной ситуации
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть первая, на I квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть I (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

09.03.2019 Урок 11. 9–15 марта. Это — уж слишком!
"Преодоление" - Библейские уроки для подростков, Год В четверть первая, на I квартал 2019 года Электронный вариант урока Субботней Школы (Библейские уроки для подростков (10-14 лет)) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. CШ год В четверть I (PDF) Методический материал для учителей (PDF)

Держи что имеешь (слайд 1)

Цель урока: учить подростков ценить своих верующих родителей и христианское воспитание, которое они получили в семье

Заинтересовка. (слайд 2) Предлагаются портреты различных правителей. Как вы думаете, что в этих людях общего? (они с молодого возраста занимали особое положение- царское. Например, Тутанхамон стал фараоном в 9 лет, Елизавета 2- в 25, Владимир Мономах – в 20, Иван Грозный – в 3 года, а Мария Стюарт считалась правящей королевой почти с рождения, так как ее отец умер когда ей было 6 дней). А как вы узнали, что это – не простые люди?
у них на голове есть отличительный знак- корона, венец.

Как вы думаете, легко ли носить его? (слайд 3)

1) его тяжело носить (Большая императорская корона в царской России весила 1,9 кг, императорская корона Елизаветы 2 весила 3 кг, корона Врацлава 2,5 кг)

2) его все видят (зависть)

3) с ним ты должен постоянно «держать марку»

4) дает преимущества

5) есть люди, которые хотят тебя лишить короны

Основная часть.

Что в нашей жизни является таким венцом? (после ответов из зала слайд 4) Притчи 1:8-9. Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.

Это наставления родителей. С ними иногда бывает так же сложно идти по жизни. Может быть, кто-то из вас когда-то думал, что он зря родился в христианской семье. Давайте для примера посмотрим, как живут другие дети. (слайд 5)

В России 748 тыс сироты

В детских домах 105 тыс детей

Под опекой, усыновление- 68 тыс детей

В неполных семьях воспитывается 7,1 млн детей в России

Но даже в полных стабильных семьях есть свои проблемы. (слайд 6)

По статистике, отец проводит с ребенком 5 минут в день, мать- 1 час. Если оба родителя работают, то они проводят с ребенком в среднем 19 минут + еще 16 минут в которые они делают одновременно какое-то дело. Ребенок предоставлен сам себе 23,5 часа в сутки. Что может в него вложиться? Но тем не менее, ребенок за первые 5лет своей жизни познает больше, чем за любые другие 5 лет. (слайд 7)

Если ребёнок видит вражду - он научится осуждению и злобе.

Если ребёнок слышит насмешки - он станет застенчив.

Если ребёнка ругают, то он будет жить с чувством вины.

Если же он увидит терпимость и прощение, то вскоре и сам научится терпеть и прощать.

Если ребёнка хвалят - он вырастет благодарным и уверенным в себе.

Если к нему справедливы - он познает правосудие.

Если его любят - он познает любовь.

Давайте посмотрим на библейские примеры. Кто они, дети верующих родителей? (по описанию определить личность)

  • Был вторым человеком при дворе языческого царя. Был объектом постоянной зависти придворных. В юном возрасте был захвачен в плен. Его вера подверглась сильному испытанию дважды: в юном возрасте и второй раз в зрелые годы чуть не расстался с жизнью.
  • Воспитывался в царском дворце в традициях и обычаях языческого народа. Получил прекрасное образование, но предпочел страдания и тяготы жизни с Божьим народом роскоши дворца. Выполнил сложную миссию руководства трехмиллионной толпой людей.
  • О нем мать молилась еще до рождения. Но воспитывался он не в родительском доме. Под его руководством Израиль сплотился в единую нацию, готовую противостоять врагам. Был пророком, имел очень близкие отношения с Богом.
  • Во время царствования этого правителя Израиль переживал свой расцвет. Серебро не считалось драгоценностью, потому что его было очень много. Войн не было. Велись многочисленные постройки, налаживались связи с другими странами. Сам царь прославился не только своими дипломатическими способностями и бессчетным богатством, но и необычайным умом.
  • Первый правитель объединенного Израильского царства. Ему принадлежит заслуга завоевания Иерусалима и переноса столицы именно туда. Имел очень близкие отношения с Богом, множество фактов через него было предсказано о Христе.
  • Занимал руководящую должность, спас от гибели целый народ. Прошагал десятки километров по пустыне, имел большое любящее сердце.

Библейская история.

Давайте последнего персонажа рассмотрим более подробно. Мы будем смотреть на этапы его жизни, а вы подумайте, насколько сложно ему было остаться верным Богу в этой ситуации, сохранить родительские наставления.

(чертим график, ось по горизонтали- этапы жизни, ось по вертикали- сложность)

  • Ненависть братьев Быт 37:4
  • Продажа собственными братьями Быт 37:28
  • Успех в делах Быт 39:2 (успех тоже может быть сильным искушением- где-то своровать, солгать, возгордиться)
  • Ложное обвинение Быт 39:19 (обратите внимание, что он не пытался себя защищать)
  • Темница Быт 39:20 (сколько лет он там сидел?) -одиночество
  • халатность виночерпия Быт 40: 14, 23
  • второй после фараона Быт 41:40

По нижней границе испытаний проведите черту. Как вы думаете, сложно ли было ему следовать отцовским принципам? А следовал ли он им? Давайте прочитаем Быт 48:5. Почему Иаков назвал их своими сыновьями? Он увидел в них евреев, а не египтян! Иосиф понял за эти годы, что папино воспитание РАБОТАЕТ, и что если жить так, как папа учил, то ты реально будешь иметь благословение от этого.

Применение.

Говорят, что родителей не выбирают. И те правители, которые родились в царских семьях, не выбирали себе родителей. Но нам повезло несказанно больше их! Как вы думаете, почему? (5 причин записать) (слайд 8)

Мне понравилось высказывание одного пастора: « Если говорить обо мне, то никто не может сказать в мой адрес: «Из болота – к Богу». Я там не был, и, честно говоря, даже близко никогда не подходил (может быть, это не столь романтично, как традиционный сценарий «из тюрьмы – на кафедру», который расходится миллионами экземпляров). Но то, что я избежал «болота» – не моя заслуга. Я уверен, что именно молитвы моей матери не дали сбиться мне с пути. Молитва – лучший способ привить вашему сыну или дочери христианские ценности.»

Библия говорит, что «не знать глубин сатанинских»- это огромный плюс. И Христос говорит, что не наложит на таких людей иного бремени, как только держать то, что мы имеем.

А это не настолько и трудно… прежде всего мы должны держаться тех принципов, которые заложены в нашей христианской семье.

В Библии написано, что награда от Господа- дети. Подумайте, посчастливилось и вашим родителям, что вы- их сын или дочь? (слайд 9) Подумайте, что из перечисленного можно отнести к вам: (на медали) 1) я всегда стараюсь им помогать 2) я всегда их понимаю 3) я всегда за них молюсь 4) я стараюсь их не раздражать 5) я стараюсь радовать их моими успехами в школе

А вот и обратная сторона медали. (слайд 10) Подумайте, сколько из перечисленных пунктов подходят к вам: 1) я часто поступаю по-своему 2) я могу повысить голос на родителей 3) я не люблю делать работу по дому 4) я мог бы учиться лучше, но этого не делаю 5) мне приходится повторять по нескольку раз, чтобы я сделал то, что нужно

Методика проведения урока для подростков

Построение новой темы урока для подростков

Как обучать подростков?

При работе с подростками мы должны помнить, что это возраст «Исключения из правил»

Требования к проведению урока для подростков :

  1. Начните урок вовремя
  2. Узнайте, что волнует их
  3. Молитесь про руководство ДС
  4. У учеников должны быть ручка и конспект
  5. При подготовке помните, что для подростков очень важна заинтересованность в том, что вы учите.

Построение новой темы

  1. Сосредоточьте внимание (заинтересуйте)
  2. Ищите, и найдите ответ на проблему
  3. Научите применению
  1. Сосредоточение внимания (5 мин.)

Детей можно заинтересовать таким образом :

  1. Объявите подросткам тему урока
  2. Задайте вопрос по теме урока

Пример : Знаете ли вы, что значит праздник Крещение?

  1. Пробудите интерес к беседе, затрагивая более глубокую духовную проблему или жизненную ситуацию
  2. Поставить перед ними проблему, рассказав эпизод из жизни, статьи, фильма.
  3. Раскрываем суть проблемы и начинаем искать ответ в Библии вместе с ними.
  1. Ищите и найдите ответ

У учителя должен быть план беседы, а не проповедь

    1. Ищите вместе с ними ответ из Библии на существующую проблему
    2. Прежде, чем искать ответ в Библии надо их убедить, что эта книга от Бога.
    3. Общение должно быть чисто семейным, за «Круглым столом» (Можно за чашкой с чаем).
    4. Выбрать стих соответственно духовному уровню детей, чтобы он отвечал их мышлению
    5. Сначала выслушайте их мысли, и только потом сделайте вывод.
    6. Потом читайте Библейский стих или стихи отвечающие на вопрос (они должны быть взаимосвязаны между собой)
    7. Мы должны постепенно подниматься по ступеньках (для этого мы должны сами хорошо знать Слово Божье)
    8. Постарайтесь заинтересовать всех, а не только самых активных. Брать участие должны даже те, чья мысль не всегда правильная.
    9. Используйте индивидуальный подход к каждому ребенку.

(В преподавании используйте различные методы. Не следует говорить то, что подросток и сам знает.)

Основные принципы при работе с подростками

  • Подростки учатся лучше, если сознают, что им это необходимо
  • Подростки учатся лучше, если они сами ставят себе задания, и сами решают их.
  • Подростки имеют потребность в большей самостоятельности
  • Подросткам необходимо постоянно открывать что-то новое, искать смысл жизни
  • Подросткам необходимо знать, что учитель учится вместе с ними. Это делает занятия более интенсивными для них, и сопутствует духовному развитию.

Хорошо запомнить следующую фразу, и сказать ее на первом уроке:

« Я могу ошибаться, и вы будете видеть мои ошибки, но я прошу Господа, чтобы Он учил меня и помог исправлять мне ошибки …»

Мы должны помнить, что наше внимание должно быть сконцентрировано не на том, кто лучше справится с заданием, а на предмете. Меняйте методы как можно чаще. Используйте опыт других, проявите творчество и постоянно совершенствуйтесь в преподавании.

Пусть Господь вас благословит!