Совершение намаза. Коллективный намаз в мечети или дома с женой

Правильное выполнение ежедневной пятикратной молитвы является условием принятия поклонения верующего и получения награды от Всевышнего. При этом в исламе для женщин в намазе предусмотрены некоторые послабления.

В интернете можно встретить множество сайтов и личных страниц мусульман, обучающих намазу. Некоторые из них ошибочно утверждают, что для мужчин и женщин в нём нет различий, кроме как в нюансах прикрывания аурата. Данное утверждение верно лишь отчасти, потому что в целом все совершают один и тот же обряд поклонения (детально он описан ), читают суры из Корана, одинаковые молитвы внутри намаза и по его завершению, совпадают порядок действий в таких элементах, как кыям (стояние), рукугъ (поясной поклон) и суджуд (саджда, земной поклон). Тем не менее, особенности у различных полов всё же существуют. Это объясняется мудростью нашего Творца, который учёл мужскую и женскую сущность.

Основные различия

Как известно, всем женщинам в исламе в первую очередь предписана скромность. И это особо заметно в намазе.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) уделял внимание отличиям поз братьев и сестёр по вере во время совершения молитвы-салят, обосновывая это тем, что женщина должна выполнять элементы поклонения более сдержанно, как говорится об этом у имама Байхаки в труде «Сунан аль-Кубра»: «Все правила намаза, в которых женщина отличается от мужчины, основаны на принципе сатр (сокрытие). Это значит, что женщине надлежит выполнять движения намаза так, чтобы максимально скрыть себя».

Исходя из этого, женщинам воспрещается читать вслух аяты из Корана, дуа, азкары и всё, что читается в голос во время определённых намазов. Они не совершают призыв на молитву (азан), не говорят камат (икамат).

В такбире женщина приподнимает руки только до уровня плеч и кладёт на грудь. Тем самым она закрывает эту часть тела. По мнению имама Ахмада ибн Ханбаля, мусульманка должна поднимать руки лишь немного. Есть также мнение, что ей не следует поднимать их вовсе.

Во время стояния в кыяме она не должна раздвигать локти - полагается максимально прижать их к телу, а также не следует широко расставлять ноги. По ханафитскому мазхабу расстояние между ступнями примерно равняется ширине четырёх пальцев.

В поясном поклоне (руку’, рукугъ) женщина не должна прогибать спину и выпрямлять её, наклоняясь так же низко, как мужчины. Прекрасному полу предписано лишь немного наклониться вперёд, при этом чуть сгибая колени. Это делается с той же целью соблюдения скромности.

Земной поклон, как и стояние, предполагает максимальную компактность. Женщина прижимает локти к телу и к полу, а живот - к бёдрам. Такая поза позволяет не выставлять свои части тела во время молитвы. Мужчинам же желательно слегка расставить руки и оставить такое расстояние между бедром и туловищем, чтобы мог пролезть ягнёнок:

«Когда вы отправляетесь в саджда, то прижимайте часть плоти (тела, туловища, например, локти) к земле, потому как женщина в этом (т.е. земном поклоне) не подобна мужчине» (хадис передал аль-Байхаки).

Необходимо заострить внимание и на сидении между ракаатами - ташаххуде, когда читается молитва «ат-тахият» и при завершении намаза. Если мужчины садятся на левую ногу, а ступнёй правой опираются на носок, то женскому полу предписано сесть на левую ягодицу и обе ноги расположить справа без выгибания ступней (подробнее - в видео) . Сидение в намазе в такой позиции позволяет женщине в наибольшей степени скрывать своё тело. Все основоположники суннитских мазхабов подтверждают эту разницу. В частности, имам Ахмад ибн Ханбаль высказывался: «По моему мнению, для наших сестёр “садль” (класть обе ноги в правую сторону) намного лучше».

С целью уберечь женщину ей рекомендуется молиться дома , а не в мечети. Ведь даже посещение коллективных праздничных намазов и пятничной проповеди вменено в обязанность только мужчинам. В исламском вероучении мужчина удостаивается большей награды при совершении намаза с джамаатом, особенно в мечети. Для женщин же награда увеличивается, когда она читает молитву у себя дома, поскольку основное предназначение женщины - сохранение семейного очага.

Также следует учитывать, что в отличие от мужчин, для мусульманок делаются послабления в периоды хайда () и нифаса (послеродовые кровотечения). В эти дни не разрешается совершать молитву, соблюдать пост и читать Коран. Однако, если пропуск дней уразы в Рамазан следует восполнять в течение года до наступления следующего месяца поста, то намазы уже не перечитываются, и греха за это не будет. В этом ещё одна Милость Всевышнего, который позволяет женщинам оставить молитву из-за физиологических причин, ведь в этот период организм ослабевает, а кто-то болезненно переносит весь период.

Чтение коллективного намаза женщинами

Отношение в исламе к женщине, которая становится имамом в намазе, - не порицательное, и в то же время оно не является одобряемым. Ей запрещено возглавлять джамаат мужчин. Есть ещё некоторые особенности, отличающиеся от мужского коллективного намаза:

1) не выдвигается вперёд из ряда остальных мусульманок (у мужчин имам встаёт впереди и первый ряд молящихся встаёт за его спиной).

2) Если женщина, взявшая на себя роль имама, допустила ошибку в намазе, ей сигнализируют об этом похлопыванием правой руки по тыльной стороне левой ладони. У мужчин в аналогичных случаях говорят: «СубханАллах».

3) Женскому полу советуется ограничиться лишь произнесением про себя «икамата». Читать азан вслух запрещено, даже если призыв к молитве осуществляется в присутствии только женщин и даже если это делается шёпотом либо очень тихо. Подобное в исламе для женщин порицается, в отличие от мужчин, которым надлежит призывать к намазу громко и красивым голосом.

4) Чтение праздничного коллективного намаза женщинам не запрещено, однако, по мнению факихов, наилучшим является, если она не пойдёт в мечеть, а совершит гает-намаз (ид-намаз) в стенах дома. В хадисе передаётся:

«Ещё не вышедшие замуж молодые девушки, женщины, которые за занавесом живут в своих домах, и женщины, у которых месячные, пусть выйдут из своих домов, пусть они будут свидетелями блага и молитв верующих. Но пусть женщины, у которых месячные, стоят отдельно от людей, читающих намаз» (хадис передал имам Бухари).

5) Разрешено чтение коллективного пятничного намаза представительницам женского пола, однако это также не является обязательным. Мусульманка может совершать обычный полуденный намаз дома, в отличие от мужчин, которым предписано посещение мечети по пятницам на зухр намаз.

По этой Вы можете посмотреть и скачать, а также распечатать расписание намазов в городах СНГ, включая Россию.

Виду того, что в последнее время, как в соц. сетях, так и в жизни бурно обсуждается вопрос предпочтительности совершения коллективного намаза с женой перед коллективным намазом в мечети, возникла необходимость разъяснить этот момент, чтоб ни у кого не осталось недопонимании этого вопроса. Так как из-за непонимания вопроса люди зачастую склоняются к одной из двух крайностей: ифрат (чрезмерность ) и тафрит (халатность).

В шафиитском мазхабе основное мнение в вопросах фикха представляют две книги: «Нихаяту аль-Мухтадж» и «Тухфатуль Мухтадж» . Автором первой книги является имам Рамли , второй - имам Ибн Хаджар аль-Хайтами . Поэтому мы будем ссылаться на этих двух имамов.

Для того, чтоб читателю было удобно и понятно, я не стану переводить тексты этих книг дословно, но напишу общий смысл и в конце приведу оригинальные тексты на арабском языке, чтобы желающий прочитать оригинал смог сделать это.

Для этого вопроса есть два ответа:

1- Если с уходом мужа в мечеть жена остается без коллективного намаза, то есть если дома нет другого человека из числа близких и махрам, который совершил бы с ней намаз коллективно, то в этом случае мужу желательно остаться дома. Предпочтение в этом случае отдается коллективному намазу дома, так как это является помощью в богоугодном деле, в котором муж становится причиной того, что жена получит вознаграждение за коллективный намаз. И вознаграждение за этот намаз приравнивается к совершению его в мечети, и даже больше.

2- В примечаниях на «Тухфат» Ибн Хаджара имам Ибн Касим аль-Убади пишет, что лучше этого и предпочтительнее пойти сперва в мечеть на коллективный намаз, а затем вернуться домой и совершить намаз с женой коллективно еще раз. И это, как он пишет, лучше чем совершение его или в мечети или дома с женой.

Тут надо добавить, что если дома у человека находится его сестра и жена, жена и сын, жена и мать, две или несколько жен, то ему лучше научить их совершить намаз коллективно (так как ничего трудного в этого нет), а самому пойти в мечеть.

Таково решение шариата в этом вопросе, и просим всех понять и принять этот момент таким, как оно есть. И не стоит, имея возможность пойти в мечеть на коллективный намаз, оставаться дома, оправдываясь этим. Решение шариата необходимо принимать, как решение шариата, а не как оправдание для своей лени. Если человек перестанет ходить в мечеть, оправдываясь этим, то вскоре он может вообще перестать совершать намаз дома коллективно, так как его намерение было неправильным.

Наши праведные предки, ученые выбирали для себя второй метод, так как он является самым безопасным. Рассказывают, что покойный ученый Курамухаммад-хаджи , да смилуется над ним Аллах, сперва совершал намаз в мечети, после чего шел домой, чтоб совершить намаз с женой.

Да одарит нас Аллах твердостью на Его пути, и да не лишит нас понимания Его религии.

Подготовил: Муса Багилов


Текст Имама Рамли:

وتحصل فضيلة الجماعة للشخص بصلاته في بيته بزوجة أو ولد أو رقيق أو غيرهم ، بل بحث الإسنوي والأذرعي أن ذهابه إلى المسجد لو فوتها على أهل بيته مفضول وأن إقامتها لهم أفضل ، ونظر فيه بأن فيه إيثارا بقربة مع إمكان تحصيلها بإعادتها معهم ، ويرد بأن الفرض فواتها لو ذهب للمسجد ، وذلك إيثار فيه ; لأن حصولها لهم بسببه ربما عادل فضلها في المسجد أو زاد عليه فهو كمساعدة المجرور من الصف .

После произнесения шахады, означающей принятие Ислама, основной и важнейшей обязанностью для человека является совершение намаза. Совершение намаза является признаком веры в Аллаха и поклонения Ему.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано: «Намаз – это опора религии». «Рухнет религия того, кто оставит намаз», говорится в cсвященном хадисе.

Регулярное совершение намаза является основополагающим требованием Ислама, без которого человек не может выполнить свою основную обязанность перед Богом и наверняка лишится самого важного и драгоценного в жизни – осознания и ощущения своей связи с Всевышним. Пять промежутков времени, в которые следует совершать намаз, соответствуют пяти частям суток.

Это рассвет, полдень, послеобеденное время, конец дня и ночь. Намаз – это диалог человека с Создателем, регулярность которого периодически, днем и ночью напоминает человеку о Всевышнем.

Об обязательстве совершения намаза сказано в Коране и хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Когда Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили о наилучшем деянии, он ответил, что это своевременно совершенный намаз.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил, что намаз - это ключ к Раю, и что намаз является для Аллаха самым любимым деянием Его раба после уверования. Если было бы что-либо лучшее в служении Ему, то ангелы тоже занимались бы этим. Среди ангелов есть делающие поясной поклон (руку), земной поклон (сажда), стоящие и сидящие, т. е совершающие все действия, которые мы совершаем в намазе.

В хадисе говорится, что ангел Джабраил (мир ему) совершал двухракаатный намаз в течении сорока тысяч лет. После этого Аллах сказал ему, что двухракаатный намаз, совершенный человеком из общины (уммы) Мухаммада (мир ему и благословение), дороже для Него, чем этот намаз. И это – из-за возвеличивания Аллахом нашего Пророка (мир ему и благословение).

Почему же намаз имеет такое большое значение? Секрет этого кроется в возвеличивании его Самим Аллахом. Известно, что все каноны Шариата, все деяния, предусмотренные Исламом, были доведены до нас Пророком (мир ему и благословение), а он, в свою очередь, получил их от ангела Джабраила (мир ему), который являлся посредником между Аллахом и Пророком (мир ему и благословение).

Особенностью намаза является то, что Всевышний, позвав к Себе в ночь Вознесения (Мираж) Посланника (мир ему и благословение), Сам, без посредников, одарил нашего Пророка (мир ему и благословение) и его общину (умму) этим ценным подарком. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и его сподвижники относились к намазу с большой ответственностью.

Намаз – это особое общение со Всевышним. Если перед встречей с каким-то влиятельным человеком мы испытываем волнение, радость, старательно готовимся к ней, то, представьте, как мы должны готовиться к встрече с Властителем всего сущего – Всевышним Аллахом?

Невнимание и безразличие к религии, существующее в настоящее время, не нуждается в описании. Что говорить, когда пренебрегают таким наиважнейшим делом, как намаз, о котором в Судный день спросят в первую очередь, и который является в религии вторым по значимости после уверования.

Но все-таки есть надежда, что на людей с чистым, непомутненным разумом, иншаАллах, окажут воздействие слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано, что человек, совершающий пятикратный намаз, подобен тому, кто купается пять раз в день в реке, протекающей возле его дома. Подобно тому, как купание очищает тело, так и намаз, исполненный надлежащим образом, очищает человека от грехов. Аллах в Коране говорит, что воистину намаз удерживает человека от непристойного и запретного.

Намаз и другие виды поклонения являются сдерживающими факторами от попадания в грехи, и здесь главное – как совершается намаз, с каким усердием выполняются все его требования.

Когда человек в течение дня пять раз стоит перед Создателем, общаясь с Ним, раскаиваясь в грехах, стыдясь неправедных поступков, прося о помощи, то он получает огромный духовный заряд, и это остерегает его от совершения греховного.

Намаз – это великая Милость Аллаха. Обращаться к Аллаху, вступив в намаз, во время тревог и забот – это спешить к Его Милости. Когда Милость Аллаха приходит на помощь, тогда не остается причин для переживаний. Известно множество примеров из жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение), связанных с этим.

В хадисе говорится, что когда дул сильный ветер, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сразу входил в мечеть и не выходил, пока ветер не стихал. Также во время солнечных и лунных затмений Пророк (мир ему и благословение) совершал намаз-сунна.

Сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение) рассказывали, что всегда, когда члены его семьи попадали в трудное положение, он велел им совершать намаз.

Таким же образом поступали и его сподвижники, которые старались походить на Пророка (мир ему и благословение).

Сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), будучи в путешествии, получил известие о смерти своего сына. Тогда он слез с верблюда и совершил двухракаатный намаз, затем прочитал дуа и сказал: «Я сделал то, что Всевышний приказал нам в Своей книге. Ведь в Коране сказано, чтобы мы искали помощи Аллаха с терпением и молитвой».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил, что все предыдущие пророки (мир им всем) во время невзгод тоже обращались Аллаху, совершая намаз. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано, что когда кто-нибудь попадет в беду или нужду, пусть совершит основательно омовение и исполнит намаз в два ракаата, воздаст хвалу Аллаху, затем попросит благословение Его Посланнику (мир ему и благословение) и в конце обратится с просьбой ко Всевышнему.

На самом деле трудно охватить все высказывания Пророка (мир ему и благословение), касающиеся важности намаза и рассказывающие о прощении Аллахом тех, кто совершает его.

В намазе скрыто много пользы, описать которую в одной проповеди невозможно. Но, конечно, у человека, совершающего намаз, в первую очередь должно быть намерение следовать повелению Аллаха и получить Его довольство.

В хадисе говорится, что воистину все деяния рассматриваются по намерению. Насколько же безгранична Милость Аллаха, давшего нам намаз, который вбирает в себя столько полезного в этом мире и вечные блаженства Рая!

Да поможет нам Аллах понять Его Милость и следовать по Истинному пути, указанному Им! Амин.

08:16 2017

Совершение ежедневного пятикратного намаза является фардом - обязательным действием для всех мусульман. И мужчинам, и женщинам полезно совершать его коллективно. О достоинствах такой молитвы говорят многие хадисы Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), советовавшего особенно мужчинам молиться вместе и, таким образом, не лишать себя дополнительной награды Всевышнего.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сам старался следовать данному правилу и потому всегда молился в мечети вместе с другими мусульманами.

Для мужчин коллективная молитва всегда является Сунной, а для женщин - не обязательным, но одобряемым действием.

Что касается обязанностей имама - возглавляющего молитву - их должен исполнять только мужчина. Женщина также может быть имамом, но только в кругу молящихся женщин. Если в коллективной молитве принимают участие мужчины, то она не имеет права возглавлять данный намаз.

Обязательно ли джамаатом молиться семье?

Шейх Ибн Баз (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Можно иногда совершать добровольные намазы, такие, как ночное стояние, Духа-намаз, иногда можно совершать сунан-рауатиб (сунны которые после или до обязательных намазов) с джамаатом (в коллективе) со своими домочадцами, детьми, женой и т.д, как это делал пророк (мир ему и благословение Аллаха). Он совершил намаз в доме Анаса, с Анасом, и сиротой позади него, и Умм Сулейм, которая стояла позади них. Также он (мир ему и благословение Аллаха) совершил Духа-намаз коллективно (джамаатом) в доме ‘Утбан, когда он посетил его. Можно так делать.

Однако, если ты пропустил обязательную молитву, т.е. не совершил её джамаатом в мечети, по причине болезни, или по какой-либо другой причине, и вернулся домой, то можешь совершить намаз со своей семьёй, детьми джамаатом. Но при этом необходимо знать, что нельзя оставлять намаз джамаатом в мечети. Ты и твой дети, вы все должны в обязательном порядке совершать намаз в мечети джамаатом. Так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто услышал призыв на молитву, и не пришёл (совершить её), то не будет для такого намаза, если только у него есть причина…» (Из сайта шейха Ибн База).

Из этой фетвы становится ясно, что мужчины должны совершать обязательную молитву в мечетях с джамаатом. Также, шейх говорит, что человек может совершить намаз, как обязательный, если пропустил его по причине и не совершил в мечети, так и добровольный дома со своими домочадцами джамаатом. Однако, остаётся вопрос, получит ли человек за этот намаз, совершённый дома с домочадцами, дополнительную награду, или нет?

Сообщается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Общая молитва превосходит молитву (человека, совершаемую) им у себя дома или на рынке, в двадцать пять раз, ибо, поистине, если кто-нибудь из вас совершит омовение должным образом, а затем явится в мечеть с единственной целью совершить молитву, то за каждый сделанный им шаг Аллах обязательно станет возвышать его на одну степень и снимать с него одно прегрешение до тех пор, пока он не войдёт в мечеть. А когда (человек) войдёт туда, (будет считаться, что) он занят молитвой всё то время, пока он станет ожидать её начала, и ангелы будут продолжать молить Аллаха помиловать его всё то время, пока он будет оставаться на месте совершения своей молитвы, говоря: “О Аллах, прости его, о Аллах, оказывай ему милость Свою, пока он не осквернится!”». (Аль-Бухари, 477, Муслим и другие). Среди учёных существует разногласие по поводу намаза, не совершаемой в мечети. Так, некоторые сказали, что имеется в виду намаз, совершённый в одиночестве, без джамаата. Другие сказали, что это намаз, совершённый вне мечети с джамаатом или в одиночестве.

Предпочтительным мнением в этом вопросе является первое мнение, а именно, что имеется в виду молитва, совершённая в одиночестве. Поэтому, тот, кто совершит намаз дома джамаатом со своими домочадцами, или гостями, он заслуживает награду джамаата. Однако, это вознаграждение не равно, награде намаза, совершённого джамаатом в мечети.Таким образом, намаз за пределами мечети, совершённый джамаатом, лучше, чем намаз, совершённый в одиночестве.

Так имам Ан-Навави (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Под словами пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Общая молитва превосходит молитву (человека, совершаемую) им у себя дома или на рынке» имеется в виду намаз, совершаемый дома или на рынке в одиночестве. Это и является правильным мнением». («Шарх Сахих Муслим», Ан-Навави). Ведь, в большинстве случаев, человек, не совершивший намаз в мечети, совершает её дома уже один, т.к. остальные должны были уже совершить его джамаатотм.Таким образом, намаз, совершаемый дома с домочадцами джамаатом лучше нежели намаз, совершаемый в одиночестве.

Вопрос:
Ассаламу алайкум.
Хазрат, у меня возник еще один вопрос. В городке, где мы живём и учимся, живут разные народы. Теперь мы, мусульмане, собираемся совершать пятничный намаз. Всего нас оказалось 10-15 человек. Одного из нас мы избрали имамом и решили собраться у нас дома. Но у нас нет возможности выделить отдельную комнату для совершения намаза. Собираемся совершить намаз в одной из комнат. Правильно ли поступаем, что при отсутствии мечети в нашем городе мы совершаем пятничный намаз у нас дома? Еще хотел бы попросить Вас сообщить нам о требованиях, предъявляемых к имаму, возглавляющему пятничный намаз.
Пусть будет доволен Вами Аллах.

Ответ:
Бисмиллахир Рахманир Рахим
К сожалению, я не знаю, где вы проживаете. Пояснение к тексту из книги «Мухтасарул Викая» об обязательности (фард) пятничного намаза.
Условия обязательности пятничного намаза:
Условия, столпы и сунна, которые существует в других намазах, действительны и для пятничного намаза. Вместе с тем, есть свойственные только для пятничного намаза условия, о которых далее будет идти речь.
Для того, чтобы пятничный намаз стал обязательным, существуют внешние (вне намаза) условия. Они называются условиями, которые делают пятничный намаз обязательным (фард). Эти условия следующие:
1. Проживание в «мисре» (в пределах «города»).
«Мисром» является населенный пункт, самая большая мечеть которого не вмещает все население селения. Такие места раньше назывались городами. Но сейчас, даже маленькие деревни стали больше чем те города. Под «населением» подразумеваются люди, для которых участие в пятничном намазе обязательно (фард).
Из этого следует, что если в населенном пункте есть большая мечеть, куда не вмещается все его население, для которого обязательно участие в пятничном намазе, этот населенный пункт считается «мисром» («городом») и таким образом возникает одно из условий, делающих пятничный намаз обязательным. Для жителей населенных пунктов, которые не являются «мисром», пятничный намаз не является обязательным. Также человеку, путешествующему за пределы своего места проживания, пятничный намаз также не является обязательным. Если путешествующий человек планирует остаться в одном месте 15 или более дней, то он уже не считается путником (мусафиром) и в таком случае ему пятничный намаз становится обязательным. Человеку, вышедшему за черту зданий города до наступления времени зухр, можно путешествовать в пятницу. Можно отправиться в путь до достижения солнцем своего зенита.
2. Здоровье.
Больному человеку, учитывая трудности посещения им мечети, допускается пропустить пятничный намаз.
3. Свобода.
Это одно из древних условий. В те времена существовало рабство. Ввиду того, что рабы являлись чьим-то имуществом и должны были выполнять поручения хозяев, им не было обязательном посещение пятничного намаза.
4. Принадлежность к мужсеому полу.
Из-за того, что у женщин много домашних забот и они должны ухаживать за детьми, дабы облегчить им жизнь, женщинам не обязательно посещение пятничного намаза. А у мужчин нет таких домашних хлопот, которых имеют женщины, и, учитывая выполнение других обязательств, мужчинам обязательно посещение пятничного намаза.
5. Совершеннолетие.
Как одно из основных условий в других видах намазов, так же и в пятничном намазе совершеннолетие является одним из основных условий, которое делающим этот намаз фардом. Не достигшим совершеннолетия посещение пятничного намаза не является обязательным.
6. Здоровое зрение и здоровые ноги.
Даже при наличии поводыря, для слепых посещение пятничного намаза не является обязательным. Человеку, который не может самостоятельно передвигаться, также не является обязательным участие в пятничном намазе. Аллах говорит: «И не сделал (Он) для вас в религии никакой трудности». Не чинить затруднений в религии является основой легкости Ислама.
Когда речь идет об учинении затруднений в религии, подразумевается, что на человека не возлагается сверх его возможностей. То, чего человек не хочет из-за своей ленивости, не считается трудностям.
Аллах сделал пятничный намаз фардом. В хадисах Пророк саллаллаху алайхи васаллам строго предостерегал людей, кто оставлял (не участвовал) пятничные намазы. Но вместе с тем, для определенной категории людей обязательность пятничного намаза снимается.
В хадисе, переданном имамом Абу Давудом от Тарика ибн Шихаба, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Каждому мусульманину надлежит совершать намаз в джамаъате. За исключением четырех категорий людей: рабов, женщин, детей и больных».
Если не имеющий в себе эти исключения, совершит пятничный намаз, тем самым он исполнит обязательный религиозный долг - фард. Например, если не проживающий в пределах «мисра» (города) человек, а также путник, больной, раб, женщина, несовершеннолетний, слепой или хромой совершат пятничный намаз, то тем самым они исполнят фард. Потому что, если люди, которым ввиду определенных причин пятничный намаз не был предписан, совершают его по собственной инициативе, то они удостоятся положения совершившего фард. Так же, как и то, что путник может поститься, или бедный может совершить хадж.
Условия, которые обязательны для исполнения пятничного намаза:
Кроме условий, которые необходимы для полноценности намаза вообще, существуют также условия, наличие которых обязательно для того, чтобы пятничный намаз был правильным:
1. Проживание в «мисре» (городе) или на его окраине.
Про то, что такое «миср», мы уже говорили выше. Теперь же в самом тексте непосредственно излагается понятие «миср».
«Миср» это населенный пункт такой величины, в котором самая большая мечеть не вмещает все его население. Как уже было сказано выше, под населением здесь подразумевается не все население, а только та ее часть, для которой пятничный намаз предписан фардом.
Абу Ханифа рахматуллахи алайхи говорил: «Населенная местность, где есть дороги и рынки, есть пресекающий несправедливость правитель и ученый-богослов, который выносит решения по вновь возникающим вопросам. считается мисром».
Окраина мисра это местность, которая непосредственно связана с мисром и служи ему во благо. Примкнувшие к мисру места, на которых расположены удовлетворяющие потребности мисра каравансараи, скотобойни и подобные им сооружения, тоже считаются окраиной мисра. В таких местах также можно совершать пятничный намаз. Но между мисром и такими местами не должно быть пустых полей. Например, если между мисром и такой местностью существуют поля или сады, то они не считаются окраиной мисра.
На вопрос, «Что будет, если пятничный намаз будет совершаться одновременно в нескольких местах мисра?, в мазхабе существуют четыре ответа.
1. Этот ответ передается от Абу Ханифы и Мухаммада рахматуллахи алайхима и считается самым правильным: «Пятничный намаз можно совершать в двух и более местах. Потому что совершение намаза только в одном месте создает трудности».
Кроме того, нет доказательств, что нельзя совершать пятничный намаз в нескольких местах.
2. Разрешение от правителя или его заместителя.
Или должна быть сторона, получившая разрешение на совершение пятничного намаза.
3. Наступление времени зухр.
С наступлением времени зухр наступает время пятничного намаза. С истечением времени зухр истекает время пятничного намаза.
Передается от Анаса радияллаху анху: «Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершал пятничный намаз, когда солнце отклонялось от своего зенита». Передали пятеро, кроме Муслима. Пророк саллаллаху алайхи васаллам всегда совершал пятничный намаз в пору зухр.
4. Хутба (проповедь), пусть даже продолжительностью в один тасбих.
Хутба один из основных условий пятничного намаза. Без хутбы пятничный намаз не состоится. Всевышний Аллах в аяте 9 суры «Жумъа» говорит: «О вы, которые уверовали! Когда призывают на намаз в день пятницы, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас, если вы знаете».
Фраза «поминание Аллаха» в этом аяте означает хутбу. Длительностью в один тасбих означает, что произнесением фраз «Алҳамдулиллаҳ, Субҳаналлоҳ!», хутба считается совершенным.
Вместе с тем, хутба пятничного намаза обязательно должна произноситься после наступления времени зухр. Нельзя произносить хутбу до достижения солнцем своего зенита, а потом совершать намаз.
Передается от Саиба ибн Язида радияллаху анху: «Во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам, Абу Бакра и Умара первым провозглашением (азаном на пятничный намаз) была пора, когда имам садился на минбар».
Передали пятеро, кроме Муслима.
До наступления времени зухр азан не провозглашается. Поэтому в другое время, кроме поры зухр, хутба не произносится.
5. Изну āмм (общедоступность).
Это означает, что двери мечети должны быть открыты для всех желающих и должно действовать всеобщее разрешение на посещение мечети. То есть это когда никто не воспрещает желающим посещать мечети.
Пятничный намаз один из проявлений девиза Ислама. Его совершение должно быть общеизвестным среди людей.
Если обособленная группа людей будут совершать пятничный намаз, закрыв за собой двери мечети, то их намаз не будет правильным.
6. Наличие джамаъата.
То есть помимо имама присутствие как минимум еще троих человек является одним из условий совершения пятничного намаза. Это шариатское положение взято из следующего хадиса.
Передается от Ториқа ибн Шихаба радияллаху анху: «Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
- Совершение пятничного намаза с джамаъатом надлежит (является ваджибом) для каждого мусульманина. Исключением - четыре категории: рабы, женщины, дети и больные».
Передали Абу Давуд, Байхаки и Хāким.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

.