Священномученик лаврентий (князев), епископ балахнинский, - задача церковной жизни: заполнить пустоту источником полноты всякой жизни - христом. Илия (Быков) Епископ балахнинский илия викарий нижегородской епархии

14 августа 2011 г., на праздник Всемилостивого Cпаса и Пресвятой Богородицы исполняется 10 лет со дня кончины викария Нижегородской епархии епископа Балахнинского Иерофея (Соболева).

В миру - Владимир Иванович Соболев, будущий владыка родился 27 октября 1936 года, в селе Теньгушево Мордовской АССР в крестьянской семье. Окончил среднюю школу. В 1957-1961 годах учился в Московской духовной семинарии, в 1961-1965 годах - в Московской Духовной Академии. В 1963 году поступил в братство Троице-Сергиевой Лавры. 15 октября 1964 года постригся в монашество с именем Иерофей в честь священномученика I века Иерофея епископа Афинского (день памяти 17 октября). 22 ноября 1964 года рукоположен во иеродиакона. В 1965-1972 годах учился в аспирантуре Московской духовной академии. 30 января 1966 года рукоположен во иеромонаха. В 1970 году митрополитом Алексием (Ридигером) возведен в сан игумена, в 1979 году возведен в сан архимандрита. Старейшие насельники Лавры помнят о. Иерофея на различных послушаниях и должностях, его звонкий голос на клиросе – о. Иерофей прекрасно канонаршил. Лавру о. Иерофей очень любил, служил там Богу 29 лет и, наверное, желал завершить там свои земные дни. Однако ему был уготован иной путь…

С 3 июля 1986 по 20 января 1987 года, сообщает официальная биография, о. Иерофей - второй священник Екатерининской церкви г. Ветлуги Горьковской области. Как нам удалось узнать, в Горьковскую епархию о. Иерофей приехал по причине трудностей, возникших в Лавре. Видимо, власти или кто-то еще вытесняли будущего епископа из Лавры. Ему было предложено уехать в Псково-Печерский монастырь насельником, но о. Иерофей просил направить его служить в Горьковскую епархию, поближе к местам преп. Серафима Саровского и своей малой родине. Прошение было удовлетворено.

Воскресенский собор г.Арзамаса.

С 20 января 1987 по 18 июля 1991 года архимандрит Иерофей служил настоятелем Воскресенского кафедрального собора города Арзамаса Нижегородской области. 18 июля 1991 года на заседании Священного Синода по рапорту митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) о. Иерофей определен быть епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. Хиротонисан был во епископа 29 июля 1991 года, накануне больших торжеств в Дивеево, связанных со вторым обретением честных мощей преподобного и Богоносного отца нашего Серафима Саровского.

Викарным епископом владыка прослужил 10 лет, с 1991 года по 2001 год. Он участвовал в историческом Архиерейском Соборе 2000 г., который прославил сонм Новомучеников и Исповедников Российских. На вопрос объединения РПЦ МП и Русской Зарубежной Церкви владыки Иерофей давно имел свой взгляд. Не принимая критики зарубежников в адрес Московской Патриархии («безблагодатность храмов МП», «сергианство» и прочее), но и не отрицая благодати в РПЦЗ («там были и есть подвижники», «там были и есть христиане высокой духовной жизни»), епископ Иерофей считал, что обе части Единой Русской Церкви скоро воссоединятся. Это здесь, на земле, нас разъединили, а на Небесах наша Церковь едина, говорил владыка и таким образом предвидел Канонический Акт 2007 г. об объединении.

За выдающиеся заслуги перед Церковью епископ Иерофей был награжден орденом святого князя Владимира (III степени), орденом преподобного Сергия Радонежского (III степени), медалью преподобного Сергия Радонежского.

По благословению правящего нижегородского архиерея, митрополита Николая, он принимал родственников самоубийц и решал вопросы отпевания или запрещения отпевания таковых, а также разбирал бракоразводные вопросы. Это было очень нелегкое бремя. Кроме того, владыка никогда не отказывал духовенству и монашествующим в исповеди, совете, рассмотрении каких-либо вопросов.

Владыка Иерофей в окружении мирян у Воскресенского собора г. Арзамас, где он много лет служил.
Фото из архива Андрея Стариченкова

Владыка Иерофей продолжал служение в городе Арзамасе, в кафедральном Воскресенском Соборе, часто служил череду за священников собора, крестил, венчал, исповедовал. Часто служил простым, иерейским чином. Жил со своей престарелой мамой в простом деревенском доме на ул. Коммунистической, не имел автомобиля (даже служебного - пока Митрополит Николай не благословил ему одну из епархиальных "Волг"). Мне вспоминается, как владыка приезжал из Арзамаса в Нижний на автомобиле ГАЗ-69, а уже потом действительно ездил на «Волге». Он, бывало, охотно подвозил на этой «Волге» знакомых по собору нижегородцев, ехавших из Арзамаса в Нижний,

Владыка Иерофей в последние годы жизни

В последние годы жизни владыка Иерофей много болел - несколько раз ломал ногу - а на фоне диабета выздоровление проходило очень плохо - постоянно передвигался на костыле и палочке, даже служил так. Попал в аварию - шел в Арзамасе на службу, хотел доехать на автобусе, но пролетарии его не пустили в переполненный автобус, кто-то проезжавший узнал владыку - взялся подвезти, но врезался в грузовик, причем той стороной, где сидел архиерей. После того как Владыка относительно поправился, на его домик произошло разбойное нападение - злодеи избили Иерофея, причинив ему сотрясение мозга и перелом ребер, выбили ему зубы, избили и маму Владыки, взяли 10 тыс. рублей и были таковы. Бывало, на владыку клеветали, я сам слышал невероятные, нелепые о нем слухи, но Бог этим людям и всем нам Судия.

Фото могилы владыки Иерофея,

В августе, насколько я помню, владыка слег от недуга, уже не принимал в епархии 14 августа в 9.30 утра владыка причастился Святых, Безсмертных, Небесных, Животворящих, Страшных Христовых Таин, а в 10 часов скончался. Похороны епископа Иерофея состоялись 16 августа на территории Свято-Троице-Серафимо- Дивеевского монастыря в Дивееве. По завещанию владыки, его похоронили у алтаря дивеевского Свято-Троицкого собора, а в Дивеево, как известно, ничего не происходит без воли Царицы Небесной.

Мы предлагаем читателю, любящему Церковь и Россию, материалы о епископе Иерофее, которого помнят и любят на Нижегородской земле и за ее пределами. Эти разные материалы – воспоминания, некрологи и статьи – показывают одно важное качество епископа Иерофея. Это смирение. Владыка оставался до последних дней настоящим монахом и всегда был смиренным. Никогда я не слышал, чтобы он кого-либо осуждал, хотя по завету апостола, слышал его обличения в адрес кликуш. Но его смирение превосходило все возможные наши представления об этой добродетели, так что некоторые знавшие владыку говорили: «Наверное, таких архиереев не бывает». Мы подготовили эти материалы и для молитвенного поминовения, дорогой читатель «России в красках», но самое важное, во славу Божию. Господь продолжает миловать нас, а значит, у России есть будущее. Только это будущее не от мира сего.

Александр Корнилов

Сегодня Русская Церковь вспоминает мученическую кончину священномученика Лаврентия Епископа Балахнинского и иже с ним убиенных священномученика Алексия Порфирьев пресвитера и мученика Алексия Нейдгардта. Предлагаем нашим боголюбивым читателям познакомиться с поучением священномученика Лаврентия. - Ред.

Речь Преосвященнейшаго Лаврентия Епископа Балахнинскаго, на первом организационном собрании Нижегородскаго Спасо-Преображенскаго Православнаго Братства возрождения церковно-общественной жизни.

Первыми словами, возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры, которыми мы начали сегодня молитву пред открытием нашего собрания являются два дивных слова: «Христос Воскресе!» Сколько глубокого смысла и содержания заключается в этих двух, только словах! Какая радость, какая отрада наполняет душу, когда их впервые услышишь в пасхальную заутреню! Отчего же такою радостию, такою отрадою веет от них? Да оттого, что в них, в этих словах, слышится победный гимн и торжество царства света, истины, добра и правды над царством тьмы, лжи и неправды. Еще накануне, можно сказать, Воскресения Христова это мрачное царство, повидимому, торжествовало свою полную победу: Истина, Святость, Правда - поругана, умерщвлена и заключена во гроб, казалось, на веки. Но в тот момента, когда ад готовился торжествовать свою победу, Божественный Свет мгновенно ослепил его и разрушил его царство, и из гpоба яко от чертога, возсия Христос...

Это величайшее мировое торжество окрыляет дух наш радостным упованием, что и в той величайшей борьбе, которая красною нитью проходит через всю историю Mиpa, борьбе царства тьмы, лжи и неправды с царством истины, света и правды, конечная и всесовершенная победа будет на стороне этого последнего. Об этом ясно говорит нам слово Бoжиe. В мире скорбни будете, говорил Господь Своим ученикам, но дерзайте, яко Азъ победих мир (Иoaн. XVI, 33). Нова небеси и нова земли, говорит св. Ап. Петръ, по обетоваию Его (Господа) чаем, в них же правда живет (II Петра III, 12), и где, следовательно, уже не будет места какой-либо неправде.

Хочется, поэтому, верить и надеяться, что и в том народном движении, начало которому положил совершившийся у нас переворот, возьмут перевес и преобладание не стихии и силы разрушительные, а стихии и силы созидательныя, что в происходящем теперь около нас житейском круговороте, возникнет и создастся, наконец, твердое и крепкое ядро, которое соберет вокруг себя все наиболее благоразумное, здоровое и прочное, что и ляжет в основу жизни обновленной Poccии.

Содействовать образованию этого именно основного ядра, долженствующаго стать фундаментом новой государственной жизни нашей Родины, думаю, призываемся мы все, не исключая и насъ, здесь собравшихся. Правда, задачи и цели наших собраний совсем не политическия, а чисто религиозныя и церковныя; но, если мы, с Божией помощью, достигнем надлежащаго осуществления намеченных задач, и целей, то это, несомненно, благотворнейшим образом отразится и на всей нашей общественно-политической жизни, по тесной связи религии и церкви с жизнью вообще.

Ведь нам следует твердо помнить, что мир, как говорит слово Бoжиe, стоит только праведниками: семя свято стояние, его (Ис. VI, 13). Не будет праведников и святых, и мир, при настоящих условиях своего существования, прекратит свое бытие. Святость же и благочестие несомненно, конечно, суть тот идеал, к которому мы все, здесь собравшиеся, должны и хотим стремиться. Но мы не можем стяжать святости иначе, как вступая в самое живое и теснейшее общение с Источником святости - Господом, как и Он Сам говорит: святи будете, яко же Азъ свят есмь (I Петр. I, 17). Будите во Мне и Аз в вас, говорит Господь Спаситель: Яко же розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудите... Яко без Мене не можете творити ничесоже. (Иоан. ХV, 4, 5).

Но и к Господу Христу мы не можем иначе приблизиться, как через Его возлюбленную невесту - Св. Церковь, которая, как говорит св. Ап. Павел, есть Тело Его, полнота Наполняющаго все во всем (Евр. I, 23), т. е. через которую Христос наполняет все во всем.

Мир представляет собою безконечное число форм жизни; все эти формы чрез грехопадение прародителей в большинстве лишились своего существеннаго содержания и стали как бы совершенно пустыми. Заполнить вот эту то образовавшуюся пустоту соответствующим, содержанием через Источника полноты всякой жизни - Христа - вот задачи жизни церковной.

Жизнь же Церкви утверждается на прочных и незыблемых основах, каковы суть слово Божие, Св. Писанние и Св. Предание. Это последнее заключено в правилах Апостольских, правилахъ Вселенских и Поместных соборов, писаниях Святоотеческихъ, принятых этими Соборами, и наших богослужебных книгах. Поэтому то и в самом слове Божием Церковь называется столпом и утверждением истины (I Тим. III, 15); поэтому то и св. Ириней Лионский пишет: не должно у другихъ искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, Апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нея питиe жизни. Она есть дверь жизни. (Против ерес. III кн. гл. 4). Войти в эту то истинную жизнь каждому из нас в отдельности, проверить и свою личную и окружающую нас жизнь церковно-общественную, на то насколько она стоит в соответствии или несоответствии с идеалами жизни церковной и, сколь возможно приблизиться к этим идеалам - вот конец наших искреннейших желаний.

Будем же просить Господа, без Котораго, по Его же слову, мы не можемъ творити ничесоже, чтобы Он ниспослал Свое небесное благословение на всех нас, во имя Его здесь собравшихся, и помог, при содействии Его всесильной благости, хотя отчасти приблизиться к тому идеалу, которого требует от своих последователей Господь Христос, когда говорит, что они должны быть солью земли и светом мира (Мф. V, 13, 14) и когда взывает ко всем намъ: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваши добрая дела и прославят Отца вашего, Иже есть на небесех (Мф. V, 16).

Об авторе. Родился в 1877 году в городе Кашире. Происходил он из духовного звания. Закончив Тульскую Духовную Семинарию, он продолжил обучение в Санкт-Петербургской Духовной Академии. После завершения обучения в 1902 году Евгений на Валааме был пострижен в монашество с именем Алексий. В 1912 году назначается на должности ректора Литовской Духовной Семинарии и настоятеля Виленского Свято-Троицкого монастыря. Там он знакомится с архиепископом Тихоном, будущим Патриархом, который в 1917 году представил его к хиротонии. В феврале того же года архимандрит Лаврентий был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Владыка был усердным делателем Иисусовой молитвы, учеником и другом Оптинских старцев. Незадолго до его мученической кончины преподобный Анатолий (Зерцалов) трижды земно поклонился ему.

Под руководством владыки Лаврентия в Нижнем Новгороде было создано Спасо-Преображенское братство по возрождению церковно-общественной жизни, которое сразу же стало важным центром духовного просвещения. Тогда же было организовано религиозно-философское общество, в заседаниях которого принимал участие Владыка. Члены братства устроили церковный детский сад, религиозную библиотеку, собирались издавать духовную литературу. Все это происходило при самом деятельном участии епископа Лаврентия и по его благословению.

Сам Святитель жил в Печерском монастыре, часто служил, говорил проповеди. Он остался один в это тяжёлое время управлять всей Нижегородской епархией, так как правящий архиерей архиепископ Иоаким (Левицкий) принял мученический венец, будучи повешен в Крыму бандитами. Викарным называется епископ, который не возглавляет отдельную епархию, а призван помогать правящему епархиальному архиерею. Но на деле епископу Лаврентию пришлось совсем одному управлять всей Нижегородской епархией — правящий архиерей Иоаким (Левицкий) летом 1917 года погиб от рук бандитов.

Когда в епархии начались аресты пастырей, Владыка посещал их в тюрьме. В конце августа 1918 года чекисты арестовали и Владыку. В тюремной камере он непрестанно молился, не обращая внимание на насмешки сокамерников. Вскоре те, видя силу духа Владыки, стали стремиться подражать ему. Один Святитель, увидев присланные с тюрьмы изношенные чётки Владыки, которые тот просил заменить на новые, сказал: «Трудовые чётки». В тюремном храме Святителю было разрешено служить по праздникам, и это было для него утешением и поддержкой. Власти отказались выпускать его даже тогда, когда верующие, собрав залог (сумму 16 тысяч рублей), обратились к ним с просьбой освободить своего архипастыря.

После появления декрета об отделении Церкви от государства Спасо-Преображенское братство открыто выступило в защиту Церкви. Начались массовые аресты, в том числе среди священства. Когда же вышло постановление о том, что у Церкви следует отобрать все храмовое имущество, епископ Лаврентий, а также настоятель кафедрального собора священномученик Алексий Порфирьев и бывший губернский предводитель дворянства мученик Алексий Нейдгардт (Алек-сей Бо-ри-со-вич был род-ствен-ни-ком Пет-ра Сто-лы-пи-на (при-хо-дил-ся ему шу-ри-ном), и сам был вид-ным об-ще-ствен-ным и го-судар-ствен-ным де-я-те-лем.) подписали обращение к пастве, в котором протестовали против этого. В одном месте обращения ими использовалась библейская цитата «Облекитесь во всеоружие Божие» (Еф 6:11). Эта фраза, произнесенная когда-то апостолом Павлом, была истолкована властями как призыв к вооруженному восстанию и стала поводом для ареста всех подписавших. Владыка поставил свою подпись под протестом верующих против изъятия церковных ценностей, его перевели в тюрьму Ч. К. В октябре чекисты предложили ему отказаться от сана в обмен на свободу.

Нечего говорить, что такой отказ был немыслим и услышав ответ Владыки, они объявили окончательный приговор — расстрел. У владыки Лаврентия в тюремной камере были Святые Дары. Он причастился сам и причастил отца Алексия Порфирьева, которому также был объявлен расстрел. Епископ был спокоен и радостен. Отец Алексий плакал. — Почему вы плачете? Нам надо радоваться, — сказал епископ. — Я плачу о моей семье,— ответил отец Алексий. — А я готов, — сказал епископ.

В тюрьме владыка Лаврентий постоянно молился, что поначалу смешило его соседей, но вскоре вызвало у них глубочайшее уважение. Власти даже разрешили епископу служить Литургию в тюремном храме. Была и надежда на освобождение по амнистии в честь годовщины Октябрьской революции… Однако 5 ноября 1918 года Владыку вместе с его «подельниками» перевели в камеру Нижегородского ЧК. Сад здания ЧК выходил в Почаинский овраг, в котором той осенью почти ежедневно раздавались выстрелы. Священнослужителям обещали помилование, если они откажутся от сана, — но при таком условии мученики, конечно, предпочли отказаться от амнистии. Тогда всех троих вывели в сад и поставили на краю вырытой заранее могилы… 24 октября (6 ноября н. ст.) 1918 года к ним присоединили бывшего губернского предводителя дворянства Алексея Борисовича Нейдгардта и повели в сад, где уже была вырыта могила, у края которой их всех поставили. Владыка стоял напротив палачей и молился с воздетыми рукам. Русские солдаты расстреливать его отказались, и он был расстрелян латышами. Несмотря на известность подробностей убийства, место захоронения владыки Лаврентия и протоиерея Алексия все же скрыто. Спустя несколько дней из ворот здания ЧК выехала телега с двумя телами, и на вопрос прохожей извозчик ответил, что везет епископа и священника на Мочальный остров, откуда «велено сбросить их в Волгу».

Священномученик Епископ Балахнинский Лаврентий ( Князев) был прославлен в лике святых сонма Новомучеников и Исповедников 1981 году Русской Православной Церковью Заграницей.


Настоятель кафедрального собора священномученик Алексий Порфирьев и бывший губернский предводитель дворянства мученик Алексий Нейдгардт были причислены к лику Новомучеников Российских на Архиерейском Соборе РПЦЗ в 2016 году.

Память всех Их совершается 24 Октября / 6 Ноября.

  • ← Священномученик Никон (Рождественский) Архиеп. Вологодский и Тотемский - БЕРЕГИТЕ СОКРОВИЩА ЦЕРКОВНЫХ ПРЕДАНИЙ!

Священномученик Лаврентий (Князев), епископ Балахнинский

«Возлюбленные братья и сестры, мы переживаем совсем особое время - всем нам предстоит исповедничество, а некоторым и мученичество», - так заканчивал свои последние проповеди епископ Лаврентий. Он нимало

Эта фотография сщмч. Лаврентия была сделана в 1917 году.

не сомневался в том, что мученическая кончина постигнет и его самого: об этом ему было предсказано за несколько лет до октябрьского переворота и развязывания большевиками красного террора.

Епископ Балахнинский Лаврентий был расстрелян в ночь с 6 на 7 ноября (по новому стилю) 1918 года: так большевики отметили годовщину «Великой Октябрьской». Епископское служение его продолжалось чуть более полутора лет. Одновременно с управлением Нижегородской епархией (а в какой-то момент епископ Лаврентий

оказался перед необходимостью практически самостоятельно руководить ею) он на-стоятельствовал в Вознесенском Печерском монастыре. И именно он был одним из немногих, кто не побоялся отслужить в Печерской обители соборную панихиду по жертвам большевиков (в конце августа 1918 года чекисты расстреляли более сорока нижегородцев, среди них - наместника Оранского монастыря архимандрита Августина (Пятницкого) и протоиерея Варварской церкви Николая Орловского). Подобная «контрреволюционная деятельность» переполнила чашу терпения новых властей, 3 сентября в покоях епископа

прошел обыск, а его самого арестовали. Два месяца епископ Лаврентий томился в тюремной камере, откуда его выводили лишь на допросы.

О том, как производился расстрел епископа, точных сведений нет. Рассказывали, что русские «революционные солдаты» отказывались стрелять в священнослужителей (вместе с епископом Лаврентием был убит протоиерей Алексий Порфирьев), и это черное дело хладнокровно совершили латышские стрелки. К моменту мученической кончины епископу Балах-нинскому Лаврентию было немногим более сорока лет. В 2000 году его причислили к лику святых.

оправдались. В 1632 году из Москвы пришло требование выслать в Москву работавших в монастыре каменщиков «для нашего Вяземскаго городоваго ка-меннаго дела».

Снова и снова архимандрит Рафаил обращался с прошениями «о благословенной грамоте воздвигнути каменнау церковь во имя Вознесения Господня», и настойчивость его привела к положительным результатам: в 1640-е годы в Печерской обители началось «официальное» каменное строительство. Ко второй половине XVII века архитектурный ансамбль монастыря уже был в целом завершен, а в 1765 году деревянную ограду заменили кирпичной.

После поставления на Патриарший Престол митрополита Новгородского Никона, в молодые годы бывшего послушником в нижегородском Печерском монастыре, обитель приобрела особое значение. Патриарх помнил обитель, где подвизался в юности, и не раз делал вклады в нее из собственной казны. Кроме того, он даровал печер-ским архимандритам право служить литургию в митре, с рипидами, палицей и сулком, облачаться среди храма на ковре и держать осеняльную свечу, «якоже достоит епископу». Особое внимание на Вознесенскую обитель обра

щал и царь, и внимание это не иссякло после Никоновой опалы.

Упадок монастырского хозяйства относится, как легко может предположить читатель, ко времени правления Екатерины II. Включенный в первый

В 1858 году Печерский монастырь посетил Александр II с супругой, в память о каковом событии была отлита эта плита.

класс и «посаженный» на жалованье в две с небольшим тысячи рублей, монастырь пришел в поистине бедственное положение. Если раньше он свободно распоряжался средствами,

вырученными от своих вотчин, и мог не только поддерживать в сносном состоянии свои строения, но и благотворить нуждающимся, то теперь сам оказался на грани выживания. Храмы и корпуса приходили в запустение, братия была малочисленной.

Положение переменилось в середине XIX столетия, когда настоятелями монастыря стали назначаться правящие архиереи (Нижегородские и Арзамасские, а с 1866 года - епископы Балахнинские, викарии Нижегородской епархии). К положительным последствиям этих перемен в управлении монастырем следует отнести ремонт каменных зданий, увеличение числа насельников и оживление благотворительной деятельности монастыря. К 1917 году Печерский монастырь в полной мере вернул себе былую красу.

Советская власть быстро и очень «успешно» разорила древнюю обитель, уничтожив все, что создавалось веками. И Хотя в 1925 году архитектурный комплекс монастыря перешел в ведение Губмузея, это не спасло ни монастырские здания от вселения в них посторонних людей, ни богатейшую ризницу от разграбления. В пятиглавом Вознесенском соборе, составляв-

Епископ Иерофей (в миру – Владимир Иванович Соболев) родился 27 октября 1936 года, в селе Теньгушево Мордовской АССР, в крестьянской семье. Окончил среднюю школу. В 1957-1961 годах учился в Московской духовной семинарии, затем продолжил обучение в академии. В 1963 году поступил в братство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 15 октября 1964 года пострижен в монашество с именем Иерофей в честь священномученика Иерофея, епископа Афинского (день памяти – 17 октября). В монастыре он нес различные послушания: стоял за свечным ящиком, пел на клиросе, был пекарем, канонархом.

Иерофей (Соболев), епископ Балахнинский. Фото 2000 г.

22 ноября 1964 года отец Иерофей был рукоположен во иеродиакона. В 1965 г. он окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (тема диссертации: «Элементы пастырской деятельности в творениях прп. Симеона Нового Богослова»). В 1965-1972 годах учился в аспирантуре Московской духовной академии. 30 января 1966 года – рукоположен во иеромонаха. В 1970 году митрополитом Алексием (Ридигером; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, † 2008) возведен в сан игумена, в 1979 году возведен в сан архимандрита.

С 3 июля 1986 отец Иерофей служил в Екатерининской церкви города Ветлуги Горьковской области. В 20 января 1987 назначен настоятелем кафедрального Воскресенского собора города Арзамаса той же области.

18 июля 1991 года решением Свящ. Синода определен епископом возобновленного Балахнинского викариатства Нижегородской епархии. 29 июля 1991 г. хиротонисан во епископа Балахнинского в Воскресенском соборе г. Арзамаса, накануне торжеств в Дивеево, связанных со Вторым обретением честных мощей преподобного Серафима Саровского . Хиротонию совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев, ныне Патриарх Московский и всея Руси), Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), архиепископы Оренбургский и Бузулукский Леонтий (Бондарь), Чебоксарский и Чувашский Варнава (Кедров), Калужский и Боровский Климент (Капалин), Ивановский и Кинешемский Амвросий (Щуров), Самарский и Сызранский Евсевий (Саввин), Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким), Тамбовский и Мичуринский Евгений (Ждан), Алма-Атинский и Семипалатинский Алексий (Кутепов), епископов Тверской и Кашинский Виктор (Олейник), Истринский Арсений (Епифанов), Подольского Виктор (Пьянков), Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин), Бендерский Викентий (Морарь), Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов).


Владыка Иерофей в окружении мирян у Воскресенского собора г. Арзамас.

Викарным епископом владыка прослужил 10 лет, с 1991 года по 2001 год. Он участвовал в историческом Архиерейском Соборе 2000 года, который прославил сонм новомучеников и исповедников Российских. Будучи епископом, Владыка Иерофей продолжал служение в городе Арзамасе, в кафедральном Воскресенском Соборе. Он помогал правящему архиерею в делах управления епархией, преподавал в Нижегородской Духовной семинарии.

За заслуги перед Церковью епископ Иерофей был награжден орденом святого князя Владимира III степени, орденом преподобного Сергия Радонежского III степени, медалью преподобного Сергия Радонежского.

В последние годы жизни владыка Иерофей много болел – несколько раз ломал ногу – а на фоне диабета выздоровление проходило очень плохо – постоянно передвигался на костыле, даже служил так. Попал в аварию. Пережил разбойное нападение на свой дом – преступники избили епископа Иерофея, причинив ему сотрясение мозга и перелом ребер, избили и мать владыки, взяли 10 тысяч рублей и скрылись.


Могила епископа Балахнинского Иерофея (Соболева) у алтаря Троицкого собора,

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.

14 августа 2001 года после тяжелой продолжительной болезни владыка скончался. В 9.30 утра он причастился Святых Христовых Таин, а в 10 часов отошел ко Господу. Похороны епископа Иерофея состоялись 16 августа на территории Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. По завещанию владыки, его похоронили у алтаря Троицкого собора.

Священномученик Лаврентий, епископ Балахнинский (в миру Евгений Иванович Князев) родился в 1877 году в городе Кашире. Происходил он из духовного звания. Закончив Тульскую Духовную Семинарию, он продолжил обучение в Санкт-Петербургской Духовной Академии. После завершения обучения в 1902 году Евгений на Валааме был пострижен в монашество с именем Алексий. В 1912 году отец Александр назначается на должности ректора Литовской Духовной Семинарии и настоятеля Виленского Свято-Троицкого монастыря. Там он знакомится с архиепископом Тихоном, будущим Патриархом, который в 1917 году представил его к хиротонии. В феврале того же года архимандрит Лаврентий был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Владыка был усердным делателем Иисусовой молитвы, учеником и другом Оптинских старцев. Незадолго до его мученической кончины преподобный Анатолий (Зерцалов) трижды земно поклонился ему.

В Нижнем Новгороде Владыка благословил создание Спасо-Преображенского братства по возрождению церковно-общественной жизни. Тогда же было организовано религиозно-философское общество, в заседаниях которого принимал участие Владыка. Сам Святитель жил в Печерском монастыре, часто служил, говорил проповеди. Он остался один в это тяжёлое время управлять всей Нижегородской епархией, так как правящий архиерей архиепископ Иоаким (Левицкий) принял мученический венец, будучи повешен в Крыму бандитами.

Когда в епархии начались аресты пастырей, Владыка посещал их в тюрьме. В конце августа 1918 года чекисты арестовали и Владыку. В тюремной камере он непрестанно молился, не обращая внимание на насмешки сокамерников. Вскоре те, видя силу духа Владыки, стали стремиться подражать ему.

Один Святитель, увидев присланные с тюрьмы изношенные чётки Владыки, которые тот просил заменить на новые, сказал: «Трудовые чётки». В тюремном храме Святителю было разрешено служить по праздникам, и это было для него утешением и поддержкой. Власти отказались выпускать его даже тогда, когда верующие, собрав залог (сумму 16 тысяч рублей), обратились к ним с просьбой освободить своего архипастыря.

После того как летом 1918 года Владыка поставил свою подпись под протестом верующих против изъятия церковных ценностей, его перевели в тюрьму Ч. К. В октябре чекисты предложили ему отказаться от сана в обмен на свободу. Нечего говорить, что такой отказ был немыслим и услышав ответ Владыки, они объявили окончательный приговор - расстрел.

Святыми Дарами, которые Святитель имел с собою, он причастил себя и священника Алексия Порфирьева, которому также был объявлен расстрел.

24 октября (6 ноября н. ст.) 1918 года их повели в сад, где уже была вырыта могила. Владыка стоял напротив палачей и молился с воздетыми рукам. Русские солдаты расстреливать его отказались, и он был расстрелян латышами. Тела Владыки и священника отвезли на Молчальный остров и выбросили в Волгу.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.