Традиции моряков. Морские легенды и обычаи. Самые известные морские приметы и обычаи

Моряк из Измаила: «Меня заставили пить морскую воду, а на грудь поставили печать!»

Город Одесса, возник и развивался как портовый город, и не в последнюю очередь, как город моряков и их семей. Такую же тенденцию можно проследить и в каждом припортовом городе Придунавья: Килии, Рени, и, конечно же, во втором городе областного значения — Измаиле, где, так же как и в Одессе, жизнь людей неразрывно связана с рекой Дунай, морями и океанами.

В каждой семье Придунавья есть моряк, или теперешний или из прошлых поколений, а есть такие семьи, где искусство быть моряком и жить как на море, так и на суше по морским законам передают из поколения в поколение. Практически все семьи моряков чтут и празднуют морские праздники и соблюдают морские традиции.

Пожалуй, каждый знает выражение «7 футов под килем», именно с таким пожеланием моряков отправляют в рейс, а также посвящают в моряки выпускников морских вузов. Большинство людей знают, что 7 футов под килем это запас глубины, чтоб судно не село на мель, не налетело на камни или рифы, что может привести к пробоине в корпусе и затоплению. Отчасти правильно думают. Но почему именно «семь футов»? (Для справки: 1 фут = 0.305см. следовательно, 7 футов = 2.13см. Для современных крупнотоннажных судов такая глубина под килем считается опасной для мореплавания. Киль - крайняя нижняя точка судна, дальше уже глубина).

История этого пожелания идёт со времён Петра I. Дело в том, что раньше в России моряков хоронили в море. Старались хоронить в прибрежных зонах (если была возможность) чтоб душа могла выходить на берег. Процесс похорон выглядел так: перед утоплением, тело погибшего моряка закутывали в белую простыню, к ногам привязывали пушечное ядро, плотно заматывали рот и нос, чтоб вода не попала в лёгкие. Тело выбрасывали за борт и когда оно достигало дна, то оставалось в вертикальном положении, то есть трупы на дне стояли как свечки. Считалось, что если судно килем дотронется до головы утопленного покойника, то осквернит его душу и будет проклято. Согласитесь приятного мало. Вот теперь смотрим на цифры. Средний рост человека будет примерно 1.80 см. Оставшихся 30 см запаса должно хватить, чтоб пройти над трупами и не потревожить их. Отсюда и цифра 7 футов, то есть 2.13 см является условно безопасной глубиной для судов того времени.

Однако есть и другое объяснение этого обычая. Вспомним, что на Руси с древних времен число семь было особо почитаемо. Заглянем в «Толковый словарь» живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля - моряка, русского писателя, лексикографа и этнографа. В этом словаре числу «семь» отведено значительное место. Оказывается, десятки русских поговорок и пословиц так или иначе связаны с этим числом: «Семь раз отмерь, один отрежь», «За семь верст киселя хлебать», «Как семеро пойдут, Сибирь возьмут! Такие все молодцы», «Рубить семерым, а топор один», «Двoе пашут, а семеро стоя руками машут», «Делай дело за семерых, а слушайся одного», «Чем семерых посылать, тaк самому побывать», «Семь пядей во лбу», «Семь пятниц на неделе» и так далее. Вполне возможно, что пожелание «Семь футов под килем!» произошло на Руси из-за особого расположения к этому числу.

Все мы знаем что моряки и их семьи, соблюдают одну старую и всем известную традицию. Всегда и везде, третий тост «За тех, кто в море» уже давно стал неотъемлемой частью застолья. Когда поднимают этот тост, то в памяти у каждого присутствующего всплывает образ моряка, мужа, отца, брата, сына, знакомого, ну, в общем, любого моряка который сейчас в море или на берегу. Этот тост символически подразумевает пожелание морякам спокойного моря.

Тост говорит о том, что их помнят, любят и ждут. Традиция хорошая, но только мало кто знает, откуда растут корни у этого тоста и что на самом деле имеется ввиду. История этого тоста начинается также со времён Петра I. Всем известно, что именно Пётр I был основателем русского флота как такового. Именно он поднял и спонсировал Русский военный и торговый флот и довёл его до небывалого могущества. Русские моряки наладили торговые морские пути на всю Европу и участвовали в широкомасштабных морских баталиях. Вот тогда, среди моряков и появился тост «За тех, кто в море». Впервые этот тост прозвучал на борту 58 пушечного корабля «Крепость» из уст русского адмирала Ф.А. Головина после очередного морского сражения, в котором российский флот понёс потери. Звучал тост так: - «За тех, кто остался в море». Позже среди моряков распространился сокращённый вариант «За тех, кто в море». Почему тост именно третий тост по очереди? В России было принято выпивать третий тост «За упокой», поэтому морской вариант этого тоста по праву занял третье место.

Поднимая тему морских традиций, невозможно не упомянуть о старой доброй морской традиции, когда при пересечении экватора на борту судна устраивают праздник Нептуна, а морякам, которые впервые пересекают экватор, устраивают церемонию посвящения. Экватор, как известно – это такая воображаемая, но вполне определенная линия, разделяющая нашу планету на два полушария: северное и южное. Согласно установившимся традициям на морских кораблях, будь то торговое судно или военный крейсер, всем впервые пересекающим экватор по морю, необходимо пройти посвящение. Это одно из самых ярких и красочных событий в судовой жизни. Морской бог Нептун является на судно и после непродолжительной беседы с капитаном, тут же на палубе крестит моряков, впервые посетивших его владения.

Сначала разберемся, откуда пришел к нам такой замечательный ритуал. В эпоху парусного флота, как не трудно догадаться, двигателей внутреннего сгорания в природе не существовало – ветер был движителем всех кораблей. Вот только в некоторых районах на широте экватора с попутным ветром было частые перебои. Мореплаватели тогда еще не знали условий, при которых следовало проходить такие безветренные места, где суда дрейфовали довольно продолжительное время. От бездействия и неопределенности на судах начинался разброд и шатание: моряки медленно и уверенно сходили с ума, параллельно доедая запасы провизии и допивая пресную воду. Многие из них, не выдержав пытку бездельем, а чаще от голода так и не дождавшись попутного ветра, отправлялись на встречу к праотцам. Перспектива сгинуть за тридевять земель от родного дома, естественно, никоим образом не устраивала морских скитальцев, и выход был найден. Суеверные моряки обратили свой взор в сторону владыки моря – Нептуна. Они придумали свой собственный праздник, целью которого было ублажить морского царя и попросить о его благосклонности и снисходительности. Так и появился этот чудесный праздник. Особенно почетным всегда считалось пересечение экватора в точке начала отсчета широты и долготы – в нулевом градусе, то есть в месте, которое у моряков называется «пупом Земли» или «золотой точкой».

Сегодня, много лет спустя, когда моря бороздят технически продвинутые шедевры судостроительной мысли, праздник Нептуна не утратил своей актуальности. На всех кораблях, идущих под флагами различных государств, как простые моряки, так и их командиры продолжают следовать древнему обряду. Опасность пересечения экватора миновала, но праздник остался.

Современный обряд посвящения новичков представляет собой чисто театральное представление. И сотни лет назад и в настоящее время при пересечении экватора на палубах торговых судов и военных кораблей появляется морской владыка Нептун. И так же неукоснительно выполняется обряд крещения всех, кто переходит экватор впервые. Правда, на разных судах этот праздник дополняется различными деталями в зависимости от морального облика экипажа судна. На пассажирских лайнерах и военных судах, где членов экипажа очень много, действующих лиц импровизированного судового театра можно придумать несколько десятков – Нептуна, его супругу Амфитриту, их сына Тритона, ветра, Пассаты, Муссоны, Штиль, Шторм, брадобреи, песенники, черти, русалки и прочие и прочие. А на торговых судах, где сокращенные экипажи и особо не разгуляешься. Поэтому и сценарий посвящения в рыцари моря слегка простоват, играются только основные роли.

Крещение состоит из намыливания головы жертвы с помощью большой мочалки или малярной кисти, бритья громадным тесаком, любезно предоставленным для такого дела судовым поваром. А затем бросания в бочку с морской экваториальной водой. Эта бочка называется «купель», куда новичка погружали непременно до макушки, чтобы тот «испил соленой водицы» дабы ощутить всю серьезность мероприятия. Избежать крещения было невозможно. Прыткие черти всегда отыскивали спрятавшихся и под общий смех насильно крестили тех водой экватора. После того как новичок стойко перенес все экзекуции, он получает печать Нептуна на пятую точку и удостоверение о прохождении ритуала, где указывается широта, долгота, время, месяц, число, год, национальность, название судна и имя которым нарекли новоиспеченного «рыцаря моря». Подпись Нептуна скреплялась судовой печатью или иной, специально приготовленной для данного случая. Любопытно, что бывалые советуют возить сей важный документ всегда с собой в рейс, ибо моряк вновь может быть подвергнут крещению, если он не предъявил своего «удостоверения». Разговоры типа «у меня есть, я его дома забыл» на Нептуна и его свиту не действуют абсолютно и моряку вновь придется испытать все радости праздничной церемонии. После праздника обычно на судне устраиваются барбекю, застолье и посиделки — праздник ведь!

О том, как прошло его крещение и о первом пересечении экватора, я поинтересовалась у измаильского моряка, судового повара в третьем поколении Василия Шияна. Стоит отметить, что Василий, можно сказать потомственный судовой повар — кок, ведь его дед, также Василий Шиян, был шефом на пассажирских судах во время процветания Украинского Дунайского пароходства. Мать Василия также много лет отдала морям, работая поваром на судах, она даже принимала участие в спасательной операции судна «Речица».

«Когда мы должны были пересечь экватор, я уже догадывался, что меня будут крестить и поздравлять с тем, что я побывал на двух полушариях. Однако я не знал, что меня ожидает (улыбается). Помню, что это был один из моих первых рейсов, я тогда совершил свой первый переход в Атлантическом океане, до этого мне приходилось ходить только по морям. Первый раз океан и сразу пересечение экватора, помню, что у меня было тогда много разных эмоций. Меня не окунали в купель, а несколько человек облили морской водой из ведер прямо на камбузе. При чем сделали это неожиданно, а я так и остался стоять ошарашенный. И тут по общесудовой связи капитан попросил меня подняться на мостик, ну мне и пришлось так и идти, мокрым и обалдевшим от того, что происходит.

На мосту мне пришлось выпить огромный стакан морской воды и запить ее таким же стаканом рома. После всего этого мне на грудь влепили печать, хотя по обычаям должны были ее поставить на тазобедренную часть. Вот так мне запомнилось прохождение экватора».

Отвечая на вопрос о том, какие еще традиции чтут моряки, Василий ответил, что помимо посвящения при прохождении экватора, существует также ряд других обычаев. Например, моряков, которые первый раз проходят Босфор, Бискайский залив, Гибралтар, пролив Дрейка, или кругосветку, также, ожидают крещения и посвящения. Также, на море не принято плевать за борт и кидать туда сигаретные окурки, ведь тем самым оскверняется память тех моряков, которые погибли в море. А также еще он упомянул обо всем известной традиции разбивания бутылки шампанского об борт судна, который спускают на воду.

Откуда пошел обычай разбивать бутылку шампанского? Обряд освящения кораблей всегда имел религиозный характер, его цель — заслужить милость богов. Одно время даже считалось, что этой цели можно достичь, принося в жертву людей. Например: викинги, спуская суда на воду, укладывали под кили невольников. Финикийцы и народы Востока кропили борта нового судна кровью только что заколотых красивейших девушек — рабынь, римляне при спуске судов приносили в жертву пленных пиратов. В средневековье непременным атрибутом освящения сделалось вино. Им перед выходом в первый рейс щедро кропилась палуба судна. Обряд освящения судна обставлялся всегда весьма пышно — королевский сановник, которому подносили вино в золотом кубке, произносил тост за благополучие корабля, а затем этот кубок выбрасывали за борт. В конце VII века выбрасывать драгоценные кубки за борт прекратили, но установился обычай разбивать о форштевень спускаемого судна бутылку с вином. Вот эта церемония и сохранилась до наших дней, а по примеру Франции для нее стали использовать шампанское. Но не везде разбивают о борт бутылку шампанского, по индийскому обычаю это — кокосовый орех.

Сколько будет на Земле существовать океаны, моря и реки, столько будут существовать и моряки, бороздящие водную гладь, и их семьи, в которых всегда найдется место морским обычаям и традициям, которые так неразрывно связаны с каждой морской семьей.

В законах большинства стран мира нет уголовной ответственности за каннибализм. Вот такой вот юридический парадокс - людоедство есть, а преступления такого нет, и судят при каннибализме как за убийство, и/или надругательство над трупом.
А еще с незапамятных времён в Британии помимо писанного морского права (Admiralty law - формально закрепленные морские законы) существовует еще и морской обычай (Custom of the sea - неписанные морские законы, тоже являлись источником права).
И в их возникновении нет ничего романтического - чистый прагматизм. Например, морская традиция по которой капитан должен последним покинуть гибнущее судно, была создана необходимостью во время крушения не допустить паники на борту, если капитан сбежит с корабля первым. Женщина на корабле с изголодавшими в долгом плавании по женскому телу мужчинами, неизбежно приводила к беде. А разлагающийся труп в долгом плавании - это угроза инфекции, которую необходимо устранить, незамедлительно выбросив останки умершего за борт. Ну и так далее.

.
Существовал еще один древний морской обычай, согласно которому находящимся перед угрозой голодной смерти морякам дозволялся каннибализм. Необходимым условием для этого было единодушное согласие всех умирающих от голода, и бросание жребия кого убить и съесть первым. Жребий бросался до тех пор, пока не оставался последний выживший, или не приходило спасение.
В этой ситуации тоже брал был чистый прагматизм - лучше дать морякам хоть какой-то шанс выжить, чем неизбежно погибнуть всем. И это признавалось не только разумным, но и законным по морскому обычаю, а спасшиеся моряки не подвергались за такой свой вынужденный каннибализм абсолютно никакому судебному преследованию.
Вплоть до 1884 года не подвергались, когда одним судебным решением было установлено, что кушать людей в любом случае как-то неприлично.

19 мая 1884 года из Саутгемптона в море вышла яхта Mignonette («Резеда») с экипажем в составе капитана Томаса Дадли, его помощника Эдвина Стивенса, матроса Эдмунда Брукса и 17-летнего юнги Ричарда Паркера - яхта перегонялась из Англии в Австралию для её нового владельца.
5 июля 1884 года, у Мыса Доброй Надежды судно получило пробоину и через 5 минут затонуло. Экипаж покинул судно на спасательной шлюпке, успев прихватить из продовольствия лишь две жестяные банки с турнепсом. На этой консервированной репе, и случайно пойманной морской черепахе (около пяти-шести килограмм мяса с костями) четверо мужчин продержались две недели.

.
Впервые о необходимости бросить жребий по морскому обычаю капитан Дадли заговорил 16 или 17 июля - Стивенс был за, но Паркер и Брукс были против, и эту тему отложили. Воды тоже не было, моряки пили мочу, а юнга Паркер, видимо, еще и морскую воду, потому вскоре серьёзно занемог.
Дебаты о жребии активизировались 20 или 21 июля, и опять не привели к единодушному согласию. Когда 23 или 24 июля Паркер впал в забытьё, и уже не смог принять участие в голосовании, Дадли и Стивенс настояли на том чтобы зарезать умирающего юнгу до того как он сам умрёт, его кровь свернется и станет непригодной для питья.
Брукс промолчал, не высказавшись ни за, ни против, и на следующее утро 24 или 25 июля после прочтения молитвы, капитан Дадли аккуратно заколол Паркера перочинным ножом в яремную вену. Стивенс держал ноги юнги, а Брукс на время отвернулся. Когда Паркер был съеден чуть более чем наполовину, когда 29 июля, на 24-й день скитания по волнам, моряков подобрал проходящий мимо немецкий парусник Moctezuma.

.
Дадли, Стивенс и Брукс и не думали скрывать произошедшее когда немецкие моряки подняли их на борт, и когда 6 сентября их доставили в английский порт Фалмут - они чувствовали себя защищенными старинным законом морского обычая. Но когда о случившемся было доложено в Адмиралтейство, а оттуда в Министерство внутренних дел, то из Лондона поступило указание задержать людоедов и предать их суду. Там этот случай восприняли как отличную возможность навсегда покончить с этим варварским морским законом, установив его отменяющий судебный прецедент.
Тут возникла другая юридическая проблема - Habeas Corpus Act позволял обвиняемым не свидетельствовать против себя, а других доказательств против них не было, поскольку немецкие моряки поплыли дальше, а останки недоеденного Паркера по тому же морскому обычаю были давно похоронены в море.
Если все трое подсудимых отказали бы свидетельствовать против себя, то «на нет и суда нет», и тогда было принято решение одного из моряков оправдать, при условии что он даст показания против двух других. Поскольку матрос Эдмунд Брукс изначально был против жребия, затем воздержался и не принимал непосредственного участия в убийство, то он и был освобожден от уголовной ответственности.
А то, что Брукс тоже кушал Паркера, так каннибализм, напомню, сам по себе преступлением не является.

.
Дадли и Стивенс виновными себя не признали, и общественное мнение было в основном на их стороне. Более того, старший брат съеденного Ричарда Паркера, тоже моряк Даниил Паркер, сам явился на предварительные слушания суда, где перед присяжными и публикой демонстративно пожал руки всем подсудимым, сказав что он полностью на стороне моряков, поступивших по старинному морскому обычаю единственно верно.
7 ноября 1884 года жюри присяжных по совету судьи сэра Джона Хаддлстона вынесло довольно редкий для британского суда special verdict, по которому вынесение конечного решения «виновен / не виновен» было оставлено на усмотрение судьи.

.
Судья сэр Хаддлстон тоже не захотел единолично выносить спорное решение, передав дело в Высокий суд Лондона на коллегиальное рассмотрение Суда королевской скамьи. Который 4 декабря 1884 года признал подсудимых виновными в предумышленном убийстве, приговорив их к смертной казни через повешение, но с ходатайством о королевской пощаде.
Королева Виктория 12 декабря пощадила Дадли и Стивенса, заменив смертную казнь шестью месяцами тюрьмы, и 20 мая 1885 года они вышли на свободу. И приговор по делу «Королева против Дадли и Стивенса» (R v Dudley and Stephens) теперь считается в английском законодательстве очень важным судебным прецедентом, который устанавливает, что крайняя необходимость не включает в себя возможность убить и съесть человека даже ради спасения жизни других людей.

«Однажды я задумался о каннибализме, и муза облегчилась в моей голове» (с) Стивен Кинг

В 1982 году Стивен Кинг написал рассказ «Тот, кто хочет выжить» (Survivor Type), в котором выброшенный на пустынный остров в Тихом океане хирург, умирая от голода, съел сам себя - используя в качестве обезболивающего героин, он по частям ампутировал и поедал своё тело. А это вообще не преступление - есть самого себя ни одним законом мира не запрещено.
Почитайте, кто не читал, этот рассказ , короткий и он действительно страшный.

Морской обычай (англ. The Custom of the Sea) - особый морской закон, согласно которому затерянным в море и умирающим от голода морякам разрешалось людоедство. Моряки должны были все единодушно согласиться и тянуть жребий, чтобы решить, кого должны были убить и съесть первым. Процедура должна была продолжаться до спасения или до последнего человека. Конечно, людоедство - табу во всех современных обществах, однако в системе романо-германского права обычай иногда выступает как дополнение к закону, или иногда преобладает над ним. В некоторых западноевропейских странах морской закон преобладал над нормой гражданского кодекса, обычно запрещает каннибализм (людоедство).

Исторические примеры
Случай с матросами китобойного судна «Эссекс»

12 ноября 1820, находясь на расстоянии почти тысячи километров от порта, китобойный корабль «Эссекс» был вдруг атакован китом, на которого ранее неудачно охотились члены экипажа. В результате этого необычного происшествия корабль был сильно поврежден, и капитан вместе с командой решили оставить его и плыть к побережью Южной Америки на трех лодках. 20 декабря 1820 20 человек, спаслись, увидели землю и скоро высадились на маленьком острове. Трое членов экипажа осталось на острове, а остальные 17 продолжали искать побережья Перу или Чили. 10 января умер первый из матросов из-за нехватки еды и особенно воды. Голодные и жаждущие - моряки уже не могли продолжать путешествие и остались посреди океана ожидая помощи. 20 января умер еще один человек, а 23 февраля еще один. В отличие от предыдущих, тело этого матроса не похоронили в море, как других, а съели. Тела еще трех других матросов были потреблены проголодавшимися. 1 февраля полностью закончилась еда и уцелевшие матросы решили воспользоваться морские обычаи и тянуть жребий чтобы определить, кого должны застрелить и съесть следующим. Сначала капитан отказался следовать этому обычаю, но страдая от сильного голода и под давлением команды согласился. Именно его 17-летний двоюродный брат вытащил роковой жребий и был убит и съеден следующим. Голодные матросы съели еще двух членов экипажа таким образом, пока 23 февраля они не были спасены английским судном.

Некоторые части этой реальной истории вошли в сюжет романа Моби Дик - классики американской литературы.
Дело Дадли и Стивенса

19 мая 1884 английский яхта Миньйонет с четырьмя членами экипажа отправилась из Англии в Австралию. Команда состояла из капитана Тома Дадли, Эдвина Стивенса, Эдмонда Брукса и подростка Ричарда Паркера.

5 июля около мыса Доброй Надежды из-за плохой погоды яхта затонула. Четверо членов экипажа спаслись на маленькой лодке. 12 дней они потребляли консервы и то, что могли поймать в океане. После восьмого дня без воды и пищи молодой Ричард Паркер первым потерял сознание и, возможно, был болен, потому что пил морскую воду. Дадли предложил убить Паркера, чтобы съесть его, пользуясь морскому обычаю. Другой член экипажа Брукс был единственным, кто не согласился. На следующий день Дадли и Стивенс убили парня и потребляли его тело следующие четыре дня, пока их не спас немецкий корабль. По возвращению в Англию члены экипажа были обвинены в убийстве. Судебный процесс над спасенными получил широкую огласку не только в Англии, но и за ее пределами. Обвиняемые не признавали себя виновными, ссылаясь на морской обычай и обстоятельства трагедии. Дело было направлено в Лондон, где Дадли и Стивенс были признаны виновными в убийстве, так как по мнению судей не существовало оснований для убийства и несмотря морской обычай решение не было единогласным.

Это дело стало одним из самых известных в английском юриспруденции - на нее ссылались еще несколько раз в Англии и Соединенных Штатах.

Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» — военно-образовательное учреждение, база которого на сегодняшний день располагается в пяти субъектах Российской Федерации.

Придание военно-морскому образованию и науке нового облика на рубеже 2010-2020-х годов реализовано путём присоединения к Военно-морской академии в 2009 году всех военно-морских учебных заведений и трёх центральных научно-исследовательских институтов. С 2012 года в состав ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» включены учебные центры по подготовке подводников в городе Обнинске Калужской области и городе Соновый Бор Ленинградской области. С сентября 2012 года началось присоединение к ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» Научно-исследовательского управления (морской авиации) 4-го Центрального НИИ МО РФ.

Адмирал Флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов, памятник которому встречает каждого при входе в академию, оставил в своих мемуарах такую запись: «Подготовка кадров — это девять десятых создания большого флота». В настоящее время все должности постоянного состава в Военно-Морском Флоте комплектуются выпускниками ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». Морские офицеры и старшины — золотой фонд России. Они служат на Балтийском, Северном, Тихоокеанском, Черноморском флотах и Каспийской флотилии, достойно несут славный Андреевский флаг по всем морям и океанам планеты. Со времен Навигацкой школы, созданной Петром Великим, за три с лишним века здесь была выращена плеяда военных моряков, ставших флотоводцами, командирами кораблей, соединений и объединений, учёными, чьи достижения и труды принесли славу Отечеству и удостоены высших знаков отличия государства.

Высочайшим Указом от 14 (25) января 1701 года «Великий Государь, Царь и Великий Князь Петр Алексеевич» утвердил: «…быть Математических и Навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению». В нашей стране военно-морское образование занимает исключительно важное положение. Единственным государством мира, где именно военно-морская школа дала начало и способствовала становлению всего светского образования, является Россия. Офицеры Военно-Морского Флота по праву гордятся этим историческим фактом.

За 311 лет система военно-морского образования прошла славный путь и на современном этапе представляет собой мощную системообразующую организацию, объединяющую подготовку офицеров и старшин по широкому спектру специальностей, различных уровней военной подготовки и научный центр Военно-Морского Флота. Каждое из структурных подразделений ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» внесло весомый вклад в укрепление обороноспособности страны, имеет свою уникальную историю и хранит собственные традиции. У каждого из них есть и свой годовой праздник, день рождения. Однако решением учёного совета ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» от 25 января 2012 года №1/12/6 день 10 февраля установлен в качестве годового праздника всего Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота.

ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» является прямым воплощением созданной в Вооруженных Силах Российской Федерации системы непрерывного военного образования военнослужащих на протяжении всей службы. Это позволяет готовить офицера на конкретную воинскую должность, оперативно наращивать необходимые военно-профессиональные знания, умения и навыки при назначении на новую воинскую должность или в случае изменения характера профессиональной деятельности.

Четыре военно-морских института в Санкт-Петербурге, Калининграде и Владивостоке обеспечивают полную военно-профессиональную подготовку офицеров по 22 специальностям. Их обучение проводится в течение пяти лет в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения. Формирование у обучающихся необходимых военно-профессиональных компетенций обеспечиваются чётким соблюдением квалификационных требований к минимуму содержания и уровню подготовки военных специалистов ВМФ, согласованных директором Департамента образования Министерства обороны Российской Федерации и утверждённых главнокомандующим ВМФ и другими заказчиками кадров.

Командиров кораблей, флагманских специалистов соединений ВМФ целенаправленно готовят в Военном институте (дополнительного профессионального образования). Обучение соответствует квалификационным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки военных специалистов ВМФ по дополнительным образовательным программам, согласованных директором Департамента образования Министерства обороны Российской Федерации и утверждённых Главнокомандующим ВМФ и другими заказчиками кадров.

Подготовку офицеров высшего военного оперативно-тактического уровня ведут командно-штабной и командно-инженерный факультеты ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». На факультетах среднего профессионального образования всех четырех военно-морских институтов осуществляется подготовка профессиональных старшин по 24 специальностям.

ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» обеспечивает также профессиональную переподготовку увольняемых в запас военнослужащих по целому ряду гражданских специальностей.

Подготовка научно-педагогических кадров в ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» организована в докторантуре, адъюнктуре, а также путём соискательства учёных степеней кандидата и доктора наук.

Все важнейшие вопросы строительства, подготовки и применения Военно-Морского Флота сегодня решаются только с участием научно-педагогического состава ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». Среди наиболее значимых результатов научно-исследовательской деятельности — проекты программно-уставных и других руководящих документов, теоретические основы применения сил и средств (в том числе, высокоточного оружия) в составе межвидовых группировок сил (войск), научное обоснование основ развития отдельных видов вооружения и военной техники ВМФ, а также всех видов обеспечения. Специалисты ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» обеспечили военно-научное сопровождение работ по созданию всех новых подводных лодок, в том числе типа «Борей» и «Ясень», надводных кораблей, перспективных комплексов оружия и вооружения, в том числе «Булава», «Калибр» и других, а также образцов вооружения и военной техники межвидового значения. Эта многогранная деятельность ведётся при тесном взаимодействии с сотнями предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, Российской академии наук и другими.

Представители ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» на постоянной основе принимают участие во всех основных мероприятиях стратегической, оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации (Военно-Морского Флота). Среди них оперативно-стратегическое учение «Центр-2011», двустороннее командно-штабное учение Тихоокеанского флота, стратегическое командно-штабное учение «Кавказ-2012».

В 2011-2012 учебном году около 350 представителей ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» приняли участие в более 80 научно-технических, научно-практических и научных конференциях (симпозиумах, семинарах).

Стоявший у истоков академического военно-морского образования в России выдающийся русский ученый-мореплаватель адмирал Иван Федорович Крузенштерн говорил: «...мы успеем образовать офицеров, объемлющих все части наук, по морскому делу принадлежащим. И тогда наши офицеры, без сомнения, превзойдут многих отличнейших иностранных моряков теоретическими своими знаниями по новым наукам». ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» олицетворяет собой многовековую стабильную систему подготовки кадров ВМФ и научно-исследовательской работы, не только отвечающую современным требованиям, но и имеющую мощный потенциал для развития.

На основе широкого внедрения средств вычислительной техники и современных информационных технологий создана информационная система ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». Все институты ВУНЦ ВМФ оборудованы абонентскими пунктами доступа к сети Интернет. Постоянно совершенствуется учебно-лабораторная и тренажерная база, разрабатываются современные учебно-методические комплексы. Единое информационное пространство, в которое включены все территориально распределенные учебные заведения и научные организации, позволяет командованию ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» эффективно управлять подчиненными структурами в повседневной деятельности, а главное — обеспечивать научно-педагогический состав, курсантов и слушателей средствами информационно-аналитической поддержки в рамках образовательного процесса и научных исследований.

Приоритетным в ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» является внедрение современных образовательных интерактивных технологий обучения, повышающих качество образования в ВВМУЗе. Несколько сот аудиторий оборудованы современными интерактивными досками, подключенными к информационной системе ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». Это позволяет проводить интерактивные лекционные и семинарские занятия, повышает их интенсивность и обеспечивает эффективное усвоение материала курсантами и слушателями.

Во что верят и какие традиции соблюдают моряки?

Море – загадочная и неуправляемая стихия. Поэтому издавна все, кто имеет с ним дело – рыбаки, моряки, пираты – верят во множество легенд и соблюдают строго установленные обычаи и традиции. Познакомимся же с самыми интересными из них.

Женщина на корабле - к несчастью

Миф о том, что женщина на корабле приносит несчастье, известен всем. Откуда же он появился? Дело в том, что раньше моряки называли свои корабли женскими именами, надеясь, что это принесет им удачу. Считалось, что при попадании на борт представительницы прекрасного пола судно может приревновать команду к ней и перестать слушаться капитана. Поэтому женщин в плаванье никогда не брали. Датский мореплавательный закон 16 века даже предписывал выкидывать за борт любую даму, обнаруженную на корабле. А в России женщин не принимали в члены яхт-клубов вплоть до начала 20 века.

Со временем отношение к женщинам на корабле изменилось, и брать их в море все же стали. Однако до сих пор у моряков существует неписанное правило, что слушать женских советов относительно своего корабля ни в коем случае нельзя.

На самом деле легенда о том, что женщины приносят на корабль несчастье, имеет под собой вполне прозаические корни, ведь в многомесячном путешествии из-за любой дамы среди моряков могут закипеть нешуточные страсти, что нередко приводит к плачевным последствиям.

Николай Чудотворец – покровитель мореплавателей

Моряки разных стран и континентов считают своим небесным покровителем Николай Чудотворца. Почему ими был выбран именно этот святой? Дело в том, что только у Николая Чудотворца можно просить помощи, не обратившись сначала к Богу. А во время шторма или другой чрезвычайной ситуации на корабле времени на долгие молитвы нет. Именно поэтому моряки обычно обращаются за помощью именно к Николаю Чудотворцу. Кстати, очень многие церкви в честь этого святого были построены именно моряками, которые во время опасности пообещали отблагодарить своего покровителя, если смогут вернуться домой живыми.

Легенда о Летучем Голландце

В морском фольклоре очень часто встречаются упоминания Летучего Голландца – корабля-призрака, который вечно бороздит моря и не может пристать к берегу. Считается, что увидеть призрачное судно – нехорошая примета. По легенде, в 17 веке голландское судно под командованием капитана Ван дер Декена (или Ван Страатена) возвращалось в Европу из Ост-Индии. На борту была молодая пара. Девушка очень понравилась капитану, и он убил ее возлюбленного, чтобы сделать прекрасной пассажирке предложение. Однако та не согласилась, а выбросилась за борт. Когда корабль добрался до мыса Доброй Надежды, поднялся шторм. Ван дер Декен не принял предложение команды переждать непогоду и даже застрелил несколько своих подчиненных. Капитан, который слыл страшным сквернословом и богохульником, провозгласил, что судно оплывет мыс, даже если на это понадобится целая вечность. Своим поведением Ван дер Декен навлек на корабль проклятие, и теперь ему суждено вечно бороздить морские просторы. Есть версия, что у Летучего Голландца есть надежда обрести долгожданный покой. Для этого его капитану нужно найти девушку, которая согласиться выйти за него замуж.

Существуют и другие версии легенды о Летучем Голландце. Так, по одной из них Ван дер Декен пообещал продать душу дьяволу, если сможет преодолеть мыс Доброй Надежды. По другой версии, капитан пообещал продолжать попытки пройти мыс в шторм до второго пришествия, что и случилось. Также говорят, что вся команда Летучего Голландец просто-напросто умерла от эпидемии и не была погребена, из-за чего корабль и стал призраком.

Самые известные морские приметы и обычаи

У моряков есть огромное количество самых разных примет и обычаев. Так, всем известна примета, гласящая, что крысы бегут с судна перед кораблекрушением. Это не просто суеверие – грызуны отлично чувствуют изменение влажности на корабле, поэтому первыми замечают даже самую маленькую течь и стараются спастись от гибели бегством. Особое отношение у моряков к котам – считается, что они приносят удачу. А если пушистый любимец команды принимается играть на палубе – жди ветра.

Много примет и обычаев у моряков связано с ветром. Раньше парусник из-за штиля мог надолго застрять посреди океана, поэтому в ходу были самые разные методики вызывания ветра: от молитв и жертвоприношений древним богам до царапания мачты. Но иногда ветер из друга превращался в злейшего врага, и тогда моряки прибегали к самым разным способам усмирения шторма. У каждого человека, который регулярно ходил в море были амулеты, предохраняющие от непогоды: ракушки, иконы, акульи зубы. На кораблях строжайше запрещалось свистеть – этим можно было накликать шторм.