Варуна бог воды. Религия индуизм. Эзотерическое значение слова "Варуна"

568 0

один из самых древних и значит, богов ведийского пантеона (см. ВЕДЫ), возглавляющий группу Адитья вместе с братом Митрой; оба воплощают магико-юридич. функцию племенного строя. В. принадлежит роль блюстителя космического и нравств. закона puma, карателя грешников, на к-рых он насылает болезни. Природная основа его неясна, но определенно он связан с первозданными космич. водами и ночной тьмой. В "Ригведе" с В. соперничает и оттесняет его Индра. В послеведийской мифологии В. становится богом вод и включается в группу локаталов. Его обитель помещается в глубинах зап. океана, в нее под власть В. уходят погибшие в боях с богами демоны. Главный атрибут В. - петля (еще в Ведах, для уловления грешников, позднее - демонов), другие (в иконографии) - лотос, раковина, чаша с бриллиантами. В. часто изображается в окружении речных богинь, супругом и повелителем к-рых он выступает. Упоминается супруга В. Варуни, олицетворение хмельного напитка. Его сыновьями называют великих мудрецов Васиштху и Агастъю. Вахана В. - морское чудовище макара.

В. Эрман

Значения в других словарях

Варуна

(т. е. облекающий, обнимающий, по-гречески Ουρανoς) - в санскритских священных книгах так называется один из небесных богов; в Ведах он прославляется как первый бог (Adityas), создатель и хранитель мира, а также как праведный и кроткий судия, карающий грехи и награждающий добродетель. К нему обращены некоторые из лучших гимнов Ригведы. В позднейшей мифологии он по преимуществу является богом вод и...

Варуна

В ведической религии величайший, наряду с Индрой, из богов. В Ведах выступает как создатель (демиург) и хранитель мира, грозный бог-судья, карающий и награждающий. В послеведический период становится божеством водных стихий. ...

Варуна

(др.-инд. Varuna), в древнеиндийской мифологии бог, связанный с космическими водами, охранитель истины и справедливости, главный из адитьев; наряду с Индрой величайший из богов ведийского пантеона. В. посвящено Ю гимнов, кроме того, многочисленные гимны посвящены В. совместно с Митрой. Только В. и Индру называют «вседержитель». В. - также самодержец, царь (над миром, над богами и людьми) надо всем...

Варна

(вид, род, цвет) - название четырех социальных общностей, или рангов, на к-рые делилось население древней Индии. В совокупности В. представляли собой иерархию статусов, не совпадавшую с имущественным, классовым или политич. делением об-ва. Старшей была В. брахманов - ученых, жрецов и учителей, с ней ассоциировался белый цвет; вторая по рангу - В. кшатриев - воинов, правителей и знати (красный цвет...

Варна-ашрама-дхарма

закон периодов жизни, согласно к-рому человек, принадлежащий к одной из 3 высших варн (брахман, кшатрий, вайшья), должен вести сначала жизнь ученика (брахмачарин), потом вступить в брачную жизнь и стать домохозяином (грихастха), после этого вести жизнь отшельника (ванапрастха) и в последней стадии оставить все мирские привязанности и стать странствующим аскетом (санньясин). Порядок первых трех ашр...

См. также `Варуна` в других словарях

ВАРУНА - в ведической религии всеведущий и карающий грозный бог-судья, бог неба и водной стихии. Наряду с Индрой - глава пантеона.

1. Бог в ведической религии.
2. Всеведающий и карающий бог индусов.

Варуна в ведической религии всеведущий и карающий грозный бог-судья, бог неба и водной стихии. Наряду с Индрой - глава пантеона.

варуна

сущ. , кол-во синонимов: (1)

Бог (368)

Словарь синонимов ASIS , Тришин В.Н. , 2010

варуна

ВА́РУНА -ы; м. [с прописной буквы] В древнеиндийской мифологии: бог-судья, хранитель истины и справедливости.

Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998

В ведической религии величайший, наряду с Индрой, из богов. В Ведах выступает как создатель (демиург) и хранитель мира, грозный бог-судья, карающий и награждающий. В послеведический период становится божеством водных стихий.

Варуна

(т. е. облекающий, обнимающий, по-гречески Ουρανoς) - в санскритских священных книгах так называется один из небесных богов; в Ведах он прославляется как первый бог (Adityas), создатель и хранитель мира, а также как праведный и кроткий судия, карающий грехи и награждающий добродетель. К нему обращены некоторые из лучших гимнов Ригведы. В позднейшей мифологии он по преимуществу является богом вод и одним из стражей мира.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890-1907

Варуна

малая планета номер 20000, классический объект пояса Койпера. Среднее расстояние до Солнца 43,01 а. е. (6,4 млрд. км), эксцентриситет орбиты 0,051, наклон к плоскости эклиптики 17,2 градусов. Период обращения вокруг Солнца 282,49 земных лет. Диаметр 965 км, масса 9,82*10^20 кг. Варуна была открыта в рамках американского проекта "Обзор Космоса" ("Spacewatch") 28 июля 2000 и получила условное обозначение 2000 WR106. Название было утверждено Международным Астрономическим Союзом в честь Варуны.

Астрономический словарь EdwART 2010

Варуна

В ведич. религии бог небесного свода, повелитель богов и людей, хранитель мирового порядка и страж морали. Позднее, в индуизме, В. теряет это место в сонме божеств и становится богом вод и хранителем зап. части мира.


Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. - М.: Центрполиграф . В. Д. Гладкий . 1998 .

Один из наиболее почитаемых богов ведического пантеона.

(др.-инд. Varuna), в древнеиндийской мифологии бог, связанный с космическими водами, охранитель истины и справедливости, главный из адитьев; наряду с Индрой величайший из богов ведийского пантеона. В. посвящено Ю гимнов, кроме того, многочисленные гимны посвящены В. совместно с Митрой. Только В. и Индру называют «вседержитель». В. - также самодержец, царь (над миром, над богами и людьми) надо всеми (РВ II 27, 10; V 85, 3; VII 87, 6; X 132, 4). В. наставляет богов, и они следуют его приказам и советам (IV 42, 1; VIII 41, 7; X 66, 2). В. - тот, кто сотворил мир и удерживает его (IV 42, 3; VIII 41, 5); он заполняет воздушное пространство, расширяет землю, освещает небо и землю, укрепляет солнце, измеряет землю солнцем, поднимает на небо; небо и земля подвластны ему; ночь и день - его одежда. В. дал движение солнцу; оно его глаз (I 50, 6), сам он тысячеглаз (VII 34, Ю).
Как показал немецкий индолог Г. Людерс, основная черта В. - связь с космическ...

Это имя восходит к индоевропейскому корню иег «связывать» (санскр. варатра - «ремешок, веревка», лит. тги, vert - «нанизывать, вышивать», рус. вереница).

Варуну всегда изображают с веревкой в руке, и множество церемоний связано с освобождением людей от «пут Варуны» (даже узлы имеют к нему специфическое отношение).

Санскритское слово «варуни» означает «запад».

Значение теонима варуна объясняется в словарях как «всеохватывающее небо, царь богов и людей, океан, солнце, брат огня». Вариант этого слова - «варана» (но и «варуни») - особое магическое заклятие, произносимое над оружием.

Все эти характеристики в известной мере сопоставляются именно с функциями Перуна - верховного бога языческого русского пантеона, бога гроз (то есть неба, атмосферной воды и огня), бога, именем которого воины клялись над оружием и верили, что за нарушение этой клятвы он их покарает (Варуна тоже карает за ложь).

Множественность функций характерна для наиболее древних богов. Проклятие, призываемое русским князем Святославом на голову предателя («пусть станет желтым, как золото»), возможно, связано с неким славянским эквивалентом Варуны. (При сопоставлении теонимов Варуна-Перун правомерно вспомнить и о сопоставимости славянских слов «вар» и «пар», и о том, что в Ригведе слово «вар» значит «вода», что неотделимо от слова «пар».)

Имя исследователи сопоставляли с хеттским морским божеством Аруной, с древнегреческим богом неба Ураном, наконец, со славянским Белесом, литовским Велнясом и т. д.

Вишвадаршата, «видимый повсюду»; он «разделил два мира»; ветер - его дыхание, его и Митру почитают как «двух могущественных и великих хозяев Неба» и, «затемняя облака, показывается он при первом рычании грома и божественным чудом посылает с неба дождь», это он «разворачивает свои чудесные труды в небе» и т. д. Еще на ранней стадии Варуна приобрел лунарные свойства и так тесно был связан с дождем, что стал Богом Океана. Ритмы Луны управляют дождем и морями - право на ниспосылание дождя переходит от бога Неба к богу Луны.

Сахасракша, «тысячеглазый»; тысяча глаз - это мифологическое обозначение звезд, метафора, которая обозначала небесное божество.

Эзотерическое значение слова "Варуна"

«Имя Варуна происходит от корня, который имеет значение покрывать или проникать. Древние мистики увидели бога как высочайшее всеобъемлющее небо, ощущали божественное существование как всеохватывающий океан, жили в его беспредельном присутствии как в чистом всепроникающем эфире.

Варуна и есть это высочайшее небо, этот океан, омывающий душу, это эфирное владение и бесконечное проникновение. Но тот же корень дал им имя для темного сокрывателя, врага (Вритры), ибо значения препятствовать и противостоять, укрывать и ограждать, осаждать и оцеплять тоже входят в число многочисленных оттенков смысла этого корня».

«Варуна в Веде есть царь, но не Небес как таковых, ибо это Индра, а высочайшего, всеобъемлющего эфира и всех океанов».

Один из древнейших богов арьев, обладатель очень широких функций и великого могущества. Его называют царем богов и людей, царем вселенной. Ему приписывают сотворение земли и небес, называют царем и опорой земли и неба, всеохватным небом. Он восславляется в качестве владыки ночи, обладателя силы порождать волшебные иллюзии - «майя».

Варуну считают владыкой дождей, а иногда и повелителем океанов и рек. В последнем качестве он именуется Синдху - речной. Он считается и братом бога Агни, и самим Агни. В более позднюю эпоху ему отвели главным образом место повелителя вод океана, и под этим определением понимается также океан космоса, в который погружена Земля.


Основная черта Варуны - связь с космическими водами во всём их многообразии (мировой океан, образующий внешнюю рамку творения, которая отделяет космос от хаоса; небесные воды - дождь; моря, реки, потоки, подземные воды и т. д.) В. изливает космические воды (он бог дождя, V 85, 3-4), освобождает воды, прокладывает путь потокам, укрывает океан, наполняет море водой, озирает течение рек, находится в реках, в море; реки - его сестры (их семь).

В Ведах одной из существенных его функций является наблюдение за сохранением мирового порядка - риты , за праведностью смертных. Эту его функцию соотносят с доиндийским периодом жизни арьев. Он описывается и изображается с петлей в руке, предназначенной для вылавливания грешников. Самым страшным из прегрешений против Варуны считались клятвопреступление, ложь. За них Варуна карал без пощады, насылая на грешников тяжкие болезни, но он же и излечивал раскаявшихся.

Иногда толкуется как обозначение истинной речи. К людям Варуна скорее строг и вообще далёк от них, впрочем он благосклонен к певцам. Варуна не столько дарует блага людям, сколько следит за ними и защищает их от злого начала. Так, Варуна освобождает от страха, защищает от злых снов, сторожит мысли людей; он выступает против несправедливости, болезни, смерти, колдовства и даже дарует долгую жизнь.

Богу Варуне приписывается еще одна функция - охрана западных областей Земли. Это наводит на мысль, что в сознании ведических арьев он ассоциировался с областями, которые расположены к западу от Индии, откуда они пришли в эту страну. Санскритское слово «варуни» означает «запад». Возможно, не следует полностью игнорировать и совпадение теонима-эпитета Варуны - Синдху с гидронимом Синд-Инд и с этнонимом синды, то есть с названием народа, который говорил на одном из индоиранских языков и жил на богато обводненном Таманском полуострове, изрезанном в ту эпоху дельтой реки Кубани. Это тоже можно гипотетически принять за одно из указаний на западную ориентацию представлений, связанных с культом Варуны.

В Ведический период Варуна был верховным божеством. Он властелин Адитьев, «вечно сущих» сыновей Адити, олицетворяющего Безграничность. Он «тот, который заставляет солнце сиять в небесах; ветры дуют только тогда, когда он дышит; он прокладывает русла рек, которые текут по его повелению, и создает морские глубины; его требования бесспорны и неопровержимы; благодаря ему луна в сиянии проходит по ночному небу и на нем появляются звезды, пропадающие днем; ему известны направления полета птиц в небе, дороги странствующего повсюду ветра, курсы кораблей в океане, открыты тайны всех вещей и событий - происшедших, происходящих и тех, которые должны произойти; он свидетельствует о людских правде и лжи».

Варуна был постепенно вытеснен воинственным Индрой. В Пуранический период Варуна из верховного божества превратился в бога океана, двойника Нептуна. В его обязанности также входит присматривать за разными демонами, в изобилии населяющмими водную стихию.

Место Варуны во Вселенской иерархии Божеств

Является высшим и чистейшим божеством в Ригведе. Варуна царствует над всей жизнью и светом, является всеведущим отцом и творцом всего существующего, определяет движение светил и вод во Вселенной.


В древности Варуна почитался как бог, неумолимо карающий людей, которые нарушают законы справедливости.

Имя Варуны часто связывают с Митрой, ведическим богом солнца. Их противопоставление как пары вода-огонь часто встречается в брахманической литературе. Вместе с Митрой Варуна моделирует правовой аспект космоса. К людям он строг и защищает их от злого начала; он сторожит их мысли, выступает против несправедливости, смерти, колдовства и отпускает грехи (Ригведа II 28,6). Ему посвящено 10 гимнов, кроме того, многочисленные гимны посвящены Варуне совместно с Митрой.

В послеведический период утратил своё ведущее положение в пантеоне, однако его продолжают считать владыкой вод и включают в число Локапал.

Его обитель помещается в глубинах западного океана, в нее под власть Варуны уходят погибшие в боях с богами демоны.

Значение в Лайе-йоге

На относительном уровне воды (реки) - это пять органов чувств и их способности: зрение, вкус, осязание, обоняние, ум с его памятью и ахамкара. Все эти семь должны возвратиться к Варуне, к океану Беспредельного. До тех пор, пока мы не научимся возвращать эти семь рек, семь потоков к исконному осознаванию, Варуна будет постоянно нас захватывать своими сетями и погружать в темные бессознательные воды.

Похищение Варуной Бхадры, дочери Сомы (Мбх. XIII)

У бога луны была дочь удивительной красоты, которую звали Бхадра. Сома отдал ее в жены великому мудрецу Утатхье, сыну Ангираса. Однако Варуна был давно влюблен в Бхадру и мечтал, чтобы она стала его женой. Он дождался, пока Бхадра станет купаться в реке и похитил ее, перенеся в свой великолепный подводный дворец. Разгневанный Утатхья направил к Варуне мудреца Нараду с требованием вернуть его жену.

Но Варуна изгнал из дворца небесного вестника. Тогда Утатхья обратился к священной реке Сарасвати и попросил ее не нести свои воды в океан, а сам осушает океан. Сарасвати и другие реки изменили свое течение и перестали наполнять океан водою. Варуна вынужден покориться и вернуть жену мужу.

Мифология Варуны

Другие сюжеты из эпоса и пуран

~ В сказании о Нахуше (Мбх. XIII) Варуна призывает Индру вернуться и поразить Нахушу. После свержения Нахуши с небесного трона Брахма даровал власть над вселенной Индре и тем, кто помог ему вернуться из изгнания (Варуна, Яма, Агни или Сома).

~ Варуна полюбил апсару Урваши, жену Митры, и она рождает двух сыновей (Вишну-пур. IV).

~ Варуна, как и другие боги, при приближении Раваны превращается в лебедя, которому потом дарует красоту.

~ Равана вторгается в царство Варуны, побеждает его сыновей и внуков, вызывает на бой самого Варуну, тот, однако, уклоняется от вызова.

~ Варуна в сказании о Парашураме даёт брахману Ричике тысячу коней, затем он скрывает у себя потомков царя Марутты.

~ Варуна в ряде сюжетов помогает (рождение Скандхи, разрушение крепости асур Трипуры и др.)

~ Боги создают богиню Кали, и Варуна дарует ей ноги и петлю, которой она опутывает асурского демона Махиши (Марканд.-пур.)

~ Варуна дарует Арджуне петлю, лук, стрелы, колесницу, с тем чтобы он достиг неба (Мбх. III).

~ Варуна и белое опахало в одной из версий сказания о пахтанье океана (Матсья-пур.).

~ Харишчандра молит Варуну о сыне; Варуна дарует ему сына и требует принести его в жертву; после ряда отсрочек принимается решение отдать Варуне в жертву Шунахшепу (Айт.-бр. VII).

~ Варуна вместе с Индрой и Сомой предлагает убить жреца Аурву (Хариванша I, XLV 76-77).

~ Варуна поёт гимн Кришне, чтобы отвести его угрозы (II, CXXVII) и т. д.

~ Сюжеты, связанные с сыновьями или братом Варуны (Агастья, Васиштха, Бхригу, Вивасват и т. д.) или с царством Варуны (сказание о нагах), которое наряду с его дворцом (Мбх. II 9) не раз описывается в эпосе. Устанавливается более тесная связь Варуны с нижним царством, смертью (петля становится главным его атрибутом), Варуна является в окружении змей.

~ Мудрец и певец Васиштха, бывший некогда любимцем Варуны (Варуна показал ему смену дня и ночи, взял с собой на корабль, сделал риши и т. п.), прогневал грозного бога (причина гнева Варуны неясна) и впал в немилость; он умоляет Варуну избавить его от кары, но Варуна насылает на Васиштху смертельную болезнь - водянку (Ргв VII, 86-89).

~ Брахманы, напротив, подчёркивают ритуальный аспект Варуны (его связь с жертвоприношением раджасуя, Шат.-бр. II 196; V 4, 3, 1 и др.).

~ В Ригведе представлен космогонический мотив золотого зародыша (солнца) в мировом океане, связывающего Митру с Варуной.


Ва́руна - др.-инд . Vбruna

В древнеиндийской мифологии бог, связанный с космическими водами, охранитель истины и справедливости, главный из адитьев. Наряду с Индрой величайший из богов ведийского пантеона.

В ведах Варуне посвящено 10 гимнов, кроме того, многочисленные гимны посвящены Варуне совместно с Митрой. Только Варуну и Индру называют «вседержитель». Варуна:

Как показал немецкий индолог Г. Людерс, основная черта Варуны - связь с космическими водами во всём их многообразии:

Варуна изливает космические воды , освобождает воды, прокладывает путь потокам, укрывает океан, наполняет море водой, озирает течение рек, находится в реках, в море; реки - его сёстры (их семь).

К людям Варуна скорее строг и вообще далёк от них (ср. его неантропоморфность), впрочем Варуна благосклонен к певцам. Варуна не столько дарует блага людям, сколько следит за ними и защищает их от злого начала:

Варуна - воплощение мирового порядка (rta), истины. Он высматривает правду и ложь, ищет виновных, карает их (в частности, насылает на грешников водянку; верёвка или петля его орудие против грешников) и отпускает грехи. Он - хранитель высшего закона и гарантия законосообразности в мире.

В ведийских гимнах Варуна связан с Адити (его матерью), Агни и Сомой, Манью, Ушас, Индрой (ряд гимнов посвящён Варуне и Индре совместно). Однако мифологических сюжетов, связанных с Варуной, в ведах немного, и они известны лишь в фрагментах.

Помимо космогонического мотива золотого зародыша (солнца) в мировом океане, связывающего Митру с Варуной, в «Ригведе» более или менее полно представлен лишь один мифологический сюжет - история отношений Варуны с Васиштхой :

Мудрец и певец Васиштха, бывший некогда любимцем Варуны , прогневал грозного бога и впал в немилость; он умоляет Варуну избавить его от кары, но Варуна насылает на Васиштху смертельную болезнь - водянку.

Ещё менее ясен сюжет о риши Трита, оказавшемся на дне глубокого колодца и взывающем о справедливости и о заступничестве к Агни и Варуне ; ср. мотив несения Тритой Варуны в море . У Варуна есть жена Варунани или Варуни, позже считавшаяся богиней вина.

В послеведийский период Варуна утрачивает своё ведущее положение в пантеоне богов, становится одним из хранителей мира (локапалой) и обычно связывается с Западом, подчиняясь верховной триаде богов индуистского пантеона. После свержения Нахуши с небесного трона Брахма, согласно эпическим источникам, даровал власть над вселенной Индре и тем, кто помог ему вернуться из изгнания (Варуна, Яма, Агни или Сома). В сказании о Нахуше Варуна призывает Индру вернуться и поразить Нахушу. Вместе с тем в послеведийскую эпоху Варуна продолжает считаться владыкой вод; но власть его существенно ограничивается, а связь с нравственным законом почти полностью затушёвывается. Зато образ Варуна сильно антропоморфизируется, он приобретает многочисленные связи, в том числе и родственные , и входит в большое число сюжетных схем, правда, редко играя в них основную роль.

В эпосе и пуранах (по преимуществу) наиболее известные сюжеты с участием Варуны таковы.

Варуна похищает Бхадру, дочь Сомы, жену мудреца Утатхьи, и уводит её в свой дворец на дне морском; узнав о похищении жены, Утатхья посылает к Варуне мудреца Нараду, но Варуна прогоняет его; Утатхья обращается к реке Сарасвати с просьбой не питать более океан водою, а сам осушает океан; Варуна вынужден покориться и вернуть жену мужу. Варуна дарует ему сына и требует принести его в жертву; после ряда отсрочек принимается решение отдать Варуне в жертву Шунахшепу .

Ср. также сюжеты, связанные с сыновьями или братом Варуны (Агастья, Васиштха, Бхригу, Вивасват и т. д.) или с царством Варуны (напр., сказание о нагах), которое наряду с его дворцом не раз описывается в эпосе. Устанавливается более тесная связь Варуны с нижним царством, смертью (петля становится главным его атрибутом), Варуна является в окружении змей. Брахманы, напротив, подчёркивают ритуальный аспект Варуны (его связь с жертвоприношением раджасуя, Шат.-бр. II 196; V 4, 3, 1 и др.).

Эволюция образа Варуны (в частности, такие его моменты, как оттеснение его Индрой и близкая связь с Митрой) позволяет восстановить некоторые детали формирования этого божества.

Сочетание Митра - Варуна (при том, что Варуна - асура) несомненно, родственно древнеиранскому Митра - Ахурамазда, что надёжно гарантирует индо-иранский характер этой пары . Само имя Варуна исследователи сопоставляли с хеттским морским божеством Аруной, с древнегреческим богом неба Ураном, наконец, со славянским Волосом (Велесом), литовским Велнясом и т. д. Поэтому при сохранении ряда неясностей индоевропейские параллели к этому имени несомненны.

Деньги – важная часть жизни каждого из нас. Древняя наука индуизма, Васту, имеет свои средства диагностики и решения материальных затруднений. Хотя Васту предлагает много средств, исправляющих проблемы с деньгами, всегда желательно сначала разобраться в причине...

К сожалению, в наше время, век компьютеров и смартфонов проблема со зрением стала широко распространенной – у многих людей падает зрение. По мнению Аюрведы – корень причины, по которой падает зрение, особенно в молодом возрасте, находится в кишечнике. При запорах, не...

В аюрведе преждевременное выпадение волос называется калитья, и раннее поседение – палитья. Причиной и калитьи, и палитьи считаются нарушения Питты. Таким образом, если человек регулярно потребляет пищу, провоцирующую Питту (количество жара в организме), или ведет...

В пантеоне богов индуизма бог Дханвантари известен как небесный целитель, оказывающий помощь не только людям, но даже и полубогам. Дханвантари также считается покровителем медицины и богом Аюрведы, ведь именно благодаря ему знания аюрведической медицины пришли на...

Что такое аюрведа Аюрведа – одна из старейших систем медицины на Земле. Она зародилась на территории Индии. Аюрведа – старейшая из всех систем медицины, которая не до сих пор, не прекращаясь со времени своего зарождения, практикуется в мире и пользуется огромной...

Какая польза от Варуна-мудры? Ниже перечислены всего несколько положительных эффектов от выполнения мудры Варуны, на самом же деле их гораздо больше. Мудру Воды следует практиковать по 15 минут 3 раза в день. Эта мудра помогает сбалансировать элемент воды в организме...

Популяризировано это упражнение из индийской традиции, и на западе называется «супер-йога для мозга». Это простое упражнение, выполнение которого доступно каждому человеку, активизирует нейроны мозга и занимает всего 2 минуты в день, но этого времени достаточно,...

видео 1 из 3, часть 1 (00.00 – 15.40) Самадхи – не такая уж легкая тема для разговора. О пранаяме и асанах можно говорить: мы все можем испытать это на себе и потом обсудить этот опыт. Когда мы говорим о гневе, такой опыт есть у всех. А опыт самадхи есть у очень...

Общая информация о боге Вишну Основная мантра Вишну / Вишну биджа-мантра: Ом Намо Нараяная Om Namo Narayana Очень искреннее и мощное по духовной силе исполнение мантры: Om Namo Narayanaya – мантра в очень красивом исполнении: Вишну (Нараяна):...

Это отрывок из книги известного авторитетного индолога Гусевой Н.Р. Реальная ведическая история бога Вишну адаптирована специалистом для широкого круга читателей. Получившийся текст – исторически правдив и художественно красив. ВИШНУ – бог правды и единения Бог...

“Индия – духовная колыбель человечества” – это простой и искренний познавательный документальный фильм о религиозном разнообразии в Индии. В фильме присутствуют диалоги с простыми людьми и духовными учителями Индии. Большинство эпизодов –...

Кто такой Бог Вишну? Бог Вишну является одним из богов в индуистской Троице (или Тримурти). Троица-тримурти состоит из трех богов, которые несут ответственность за создание, поддержание и разрушение мира. Два других бога – это Брахма и Шива. Брахма является творцом...

Параматман или Параматма – это Абсолютный Атман или Высшая Душа (Сверхдуша). Параматма – это изначальное, первичное Я или Сверх-Я, которое духовно практически идентично с Абсолютом, идентично с Парабрахманом. Безличностность – качество Параматмана, в нем всякая...

Изначальная идея хатха-йоги не в развитии физического тела, а в работе со своим сознанием – с тонким телом ума, с тонким телом разума, с праной. Сурья Намаскар - Почтение Солнцу Сурья Намаскар – широко распространенный комплекс упражнений, он известен повсюду...

Богу Ганеше поклонялись с безначальных времен. И само по себе Время начало быть с момента появления Ганеши. К нему, как ни к кому другому, обращаются перед началом всякого дела, и особенно в переломные моменты нашей жизни. Бог Ганеша всегда готов успокоить наши умы и...

Сарасвати является богиней знаний, музыки и искусства. Она считается супругой Брахмы и «матерью Вед». Изначально в Ригведе Сарасвати является рекой, а также ее персонификацией в виде богини. В пост-ведической период она начала терять свой статус богини реки и...