Возникновение буддизма в древней индии кратко. Брахманизм, буддизм, индуизм в культуре древней индии. Распространение буддизма по Древней Индии

Буддизм

Середина I тысячелетия до н.э. ознаменовалась появлением новых религиозных течений. Наиболее важным из них был буддизм, впоследствии превратившийся в первую мировую религию. Буддизм ( buddha dharma "Учение Просветлённого"; термин был создан европейцами в XIX веке) ? религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи). Расцвет буддизма в Индии пришелся на период с V в. до н.э. ? до начала I тыс. н.э. Основателем учения считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Проведя во дворце отца детство и молодость, он, потрясенный встречами с больным стариком, трупом умершего и с аскетом, ушел в отшельничество искать путь избавления людей от страданий. После "великого прозрения" стал странствующим проповедником учения о духовном освобождении, тем самым запустив движение колеса новой мировой религии.

При царе Ашоке (268-231 до н.э.) буддизм был объявлен государственной религией. Ашока стремился воздействовать и на соседние страны, посылая туда буддийские миссии, в том числе и на далекую Шри Ланку. Этим же временем датируются и наиболее ранние памятники культового зодчества в буддизме, прежде всего ступы? курганы над останками Будды Шакьямуни, которые раскопаны на территории от долины Ганга до северной окраины империи в Гандхаре (восточная часть современного Афганистана).

Появление буддизма повлекло за собой возникновение каменных культовых сооружений, служивших пропаганде его идей. При Ашоке строились многочисленные храмы и монастыри, высекались буддийские моральные предписания и проповеди. В этих культовых сооружениях широко использовались уже сложившиеся традиции архитектуры. В скульптуре, украшавшей храмы, отразились древнейшие легенды, мифы и религиозные представления; буддизм вобрал в себя почти весь пантеон брахманских божеств.

Одновременно с распространением буддизма на Север и Восток с VIII в. начинается постепенный упадок буддизма на западе и юге Индийского субконтинента, а также изгнание монахов воинами ислама с земель современных Афганистана, республик Средней Азии, Пакистана.

В основе учения Сидхартха Гаутама изложил понятие о Четырех Благородных Истинах : о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны (освобождение от страданий). Невозможно понять смысл Нирваны, не воспринимая один из основных тезисов Будды: люди равны по рождению.

Восьмеричный Путь состоит из восьми ступеней, которые объединяются в три группы:

1) мудрость (правильное видение, правильное намерение)

2) нравственность (правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни)

3) сосредоточение (правильное усилие, правильная внимательность, правильное сосредоточение)

Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване. По воззрениям школ махаяны Будда три раза поворачивал колесо Дхармы: это значит, что он дал три больших цикла поучений. По воззрениям наиболее древней нереформированной школы Тхеравада, Будда поворачивал Колесо Учения только один раз. Дальнейшие повороты Тхеравада относит к позднейшим изменениям первоначальной доктрины.

Во время первого Поворота Колеса Дхармы:

Будда учил, в основном, Четырем Благородным Истинам и Закону Кармы, которые объясняют нашу ситуацию в круговороте существования и утверждают возможность освобождения от всех страданий и причин страданий.

Во время второго Поворота Колеса Дхармы:

Будда дал поучения об относительной и абсолютной истине, а также Взаимозависимое возникновение и пустоте (шуньяте). Он показал, что вещи, которые появляются в соответствии с законом причины и следствия (карма), по своей природе свободны от действительного, независимого существования.

Во время третьего Поворота Колеса Дхармы:

Были даны поучения о присущей всем существам Просветленной природе (Природе Будды), содержащей все совершенные качества и изначальную мудрость Будды.

Буддизм (как и индуизм) никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одного государства), ни других централизующих социальных институтов. Единственным общим для всех буддистов правилом является право хранить три Драгоценности (три-ратна): Будду, Дхарму и сангху, ? что и передавалось из поколения в поколение практически по всем странам Южной, Восточной и Центральной Азии.

1) Есть Будда? просветленное, всеведущее существо, достигшее духовных вершин через развитие ума и сердца в длинной последовательности перерождений (сансара). Главными из этих вершин являются Просветление (бодхи) и Успокоение (нирвана), которые знаменуют окончательное освобождение (мокша) и достижение высшей цели духовных устремлений.

2) Есть Дхарма? Закон, открытый Просветленным, смысловое ядро Вселенной, определяющее все процессы, происходящие в мире. Этот Закон Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, текста сутр (проповедей, бесед). Тексты Закона Будды несколько столетий передавались изустно. В 80 г. до н.э. они были впервые записаны на пали, специально созданном буддийскими монахами языке индоевропейской группы (близком санскриту).

3) Есть сангха? община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих (бхикху, на пали: бхиккху), сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем Будды.

В наши дни на своей родине буддизм утратил былые позиции. По переписи 2001 года буддисты составляли всего 0,76% населения, распределенного по признаку религиозной принадлежности, а в абсолютных цифрах их насчитывалось 7,6 млн. человек Кузык Б.Н., Шаумян Т.Л. Индия - Россия: Стратегия партнерства в XXI веке. М., 2009. С. 703. . Кроме того, индийские буддисты делятся на три неравные группы, существенно отличающиеся друг от друга.

Первая группа - это небольшие, насчитывающие по нескольку тысяч человек группы потомственных буддистов, принадлежащих к так называемой малой колеснице - хинаяне. Они проживают обособленно друг от друга во внутренних районах Северной и Восточной Индии и находятся, как правило, на положении низших каст. Такие группы, составляя около 2% всей общины, не оказывают заметного воздействия на ее жизнь и, видимо, обречены на ассимиляцию.

Ко второй категории (около 10% общины буддистов) относятся обитатели гималайских горных районов? от Кашмира на севере до Мизорама на северо-востоке, живущие более или менее компактно. Представители этой категории исповедуют ламаизм тибетского типа, т.е. буддизм "большой колесницы", или махаяны. О вере ладакхцев говорят, что это смесь буддизма, тантры и народных верований с их духами и демонами.

В 1958 году к гималайским буддистам присоединились 100 тыс. тибетцев во главе со своим духовным лидером Далай-ламой. Они бежали из Тибета после вступления в эту провинцию китайских войск. Первоначально тибетцы обосновались в горном городке Дхармшала, где находилась штаб-квартира Далай-ламы, а также в прилегающих районах штата Химачал-Прадеш. Постепенно они начали переселяться в Дели и на юг страны. За десятилетия пребывания в Индии они основали 150 храмов и монастырей, а также много школ.

Подавляющее большинство индийских буддистов (88%) принадлежит к третьей категории, которую называют нео-буддистами. Они проживают в основном в Махараштре. Своего широкого распространения нео-буддизм достиг при Бхимрао Рамджи Амбедкаре (1892-1956) ? видном участнике освободительного движения, одном из авторов Конституции Индии и борце против института неприкасаемости.

Разделение Буддизма на Хинаяну и Махаяну было вызвано, прежде всего, различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира - монашество. Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается также в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь.

Буддизм обогатил религиозную практику и приемом, относящимся к области индивидуального культа. Это такая форма религиозного поведения, как бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как "чань" и "дзен".

Многие исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации.

Содержание

  1. Тема. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

  2. План. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

  3. Ответ на первый вопрос. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

  4. Ответ на второй вопрос. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

  5. Ответ на третий вопрос. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

  6. Выводы по теме. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

  7. Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

  8. Оценка и подпись преподавателя, студента, дата вып. к/р. . . . . 14

План


  1. Тяжёлые климатические условия формирования древнеиндийской культуры, их влияние на религиозные верования индусов.

  2. Создание особой социальной организации – сложной варно-кастовой системы.

  3. Возникновение и распространение буддизма. Учение Будды о мире и человеке.

Ответ на первый вопрос:

К наиболее ярким чертам древнеиндийской культуры можно отнести: чрезвычайный консерватизм (на протяжении тысячелетий строились одни и те же дома, прокладывались одни и те же улицы, существовала одна и та же письменность и т. п.); чрезвычайную религиозность, представление о реинкарнации, т. е. посмертном перевоплощении. Тяжелые климатические условия: удушающая жара, сменяющаяся сезонами дождей, буйство растительности, постоянное наступление джунглей на крестьянские посевы, изобилие опасных хищников и ядовитых змей рождали у индусов чувство униженности перед силами природы и их грозными богами. Во II тыс. до н. э. здесь возникла строгая, замкнутая сословно-кастовая система, согласно которой люди неравны не только перед обществом, но и перед богами. Понятие прав и обязанностей применялось не к человеку вообще, а к представителю той или иной касты. Такая ограниченность человеческого существования и жесткая иерархия каст создавали предпосылки для своеобразного понимания жизни в ее связи со смертью. Правильная жизнь воспринималась как условие того, что после смерти человек вновь мог родиться в уже более высокой касте, а за глупую, никчемную жизнь мог быть наказан рождением в образе какого-нибудь животного, насекомого или растения. Следовательно, жизнь – награда или наказание, а смерть - избавление от страданий или же их умножение. Подобные представления породили у древних индусов стремление к анализу, осмыслению каждого поступка. В мире, как и в жизни человека, нет ничего случайного , что не было бы предопределено его кармой . Карма – cложное и очень важное понятие в индийской культуре. Карма – это сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, т. е дальнейшего существования. В миросознании человека древнеиндийской культуры лейтмотивом проходит идея о скоротечности и незначительности человеческой жизни в сравнении с неземным миром. Бесконечный круговорот вещей (сансара) – мировой закон жестокой обусловленности посмертной судьбы человека его моральным поведением при жизни. Неудивительно, что главным стремлением человека становится желание освободиться, вырваться из пут вечной реинкарнации, череды жизни и смерти.

Плодом этих духовных исканий становится буддизм . Его основоположник Будда (буквально – просветленный), был принцем царствующего дома. Его подлинное имя – Сиддхартха Гаутама. Свое кредо Будда изложил в так называемой Бенаресской проповеди. Там он говорит, что жизнь есть страдание. Рождение и старение, болезнь и смерть, разлука с любимым и союз с нелюбимым, недостигнутая цель и неудовлетворенное желание – это страдание. Оно происходит от жажды бытия, наслаждений, созидания, власти, вечной жизни и т. п. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суетности –– вот путь к уничтожению страданий. Именно за этим путем лежит полное освобождение - нирвана. Нирвана (буквально – угасание, затухание) – это такое внутреннее состояние человека, где угасают все чувства и привязанности, а вместе с ними и весь открывающийся человеку мир.

Исстрадавшимся людям не могло не импонировать учение о том, что наша жизнь страдание и что все страдания проистекают от страстей. Желание умерить свои страсти, быть добрым и благожелательным – это перед каждым открывало путь к нирване. В этом причина первоначальной популярности буддизма. Учение Будды завоевало сердца жителей Индии, Китая, Тибета, Японии, Таиланда, Непала, Цейлона, Вьетнама, Монголии, Камбоджи.

Но в самой Индии буддизм, в конце концов, был вытеснен индуизмом , который можно рассматривать как результат синтеза буддизма и брахманизма. Важной причиной этого явилось то, что буддизм придавал особое значение принципу ненасилия, в результате в глазах общества занятие земледелием, которое часто связано с убоем животных, стало считаться низким, а сами земледельцы заняли более низкую ступень социальной лестницы. Поэтому сельская община, игравшая традиционно важную социальную роль в индийском обществе, отвернулась от буддизма в сторону индуизма, сохранив многие религиозно-нравственные положения Будды.

В основе всех ценностей индо-буддийской культуры лежит представление об Абсолютном духе, внешним выражением которого является земной мир. Вследствие этого во вселенной поддерживается порядок, господствует закономерная связь явлений и смена событий. В рамках всемирного закона личность свободна, но она стоит перед вечностью жизни и переселением душ. Карма – это страж и переселения душ, и причинности, закономерного воздаяния личности за ее прежние дела. Случайность и беспричинное зло в индо-буддийской культуре исключены. Каждому – свое.

Особое внимание к внутреннему миру человека предопределило развитие индийской литературы, для которой характерно многообразие жанров, масштабность и глубокая поэтичность. Это же обеспечило и высокий уровень научных, прежде всего, математических, познаний индийцев.
Ответ на второй вопрос:
^

Общинно - кастовая система


Восходящая к древнеиндийским варнам и освященная индуизмом система каст издревле была основой социальной структуры Индии. Слово «варна» соответствует понятиям «вид», «разряд», «цвет». Уже с глубокой древности в Индии использовали его для выделения и противопоставления друг другу основных социальных слоев общества. Зафиксированные еще в Ригведе предания исходят из того, что членение общества на противостоящие друг другу слои извечно, что из уст первочеловека Пуруши возникла варна жрецов-брахманов, из его рук -варна кшатриев , из бедер - варна простых земледельцев и скотоводов, т. е. рядовых общинников вайшья. А вот из ступней Пуруши появилась четвертая и самая низшая варна неимущих и неполноправных, варна шудр. Три высшие варны, генетически связанные с индоариями, считались почетными, особенно первые две из них. Представители всех этих арийских варн именовались «дваждырожденными», ибо по отношению к ним исполнялся обряд второго рождения. Обряд второго рождения давал право на обучение профессии и занятиям предков, после чего каждый мог стать домохозяином, т. е. отцом своего семейства. Четвертая варна шудр возникла и формировалась позже трех арийских, так что в нее входили все те, кто по рождению не принадлежал первым трем. Варна шудр была, по меньшей мере вначале, варной неполноправных. Шудра не мог претендовать на высокое социальное положение, порой даже на самостоятельное хозяйство, не имел права изучать веды и участвовать в обрядах и культовых отправлениях наравне с представителями остальных варн. Удел ремесленника или слуги, занятие тяжелыми и презираемыми видами труда - вот был его жребий.

С течением времени в положении варн происходили некоторые изменения, суть которых сводилась к снижению статуса третьей и некоторому повышению статуса четвертой из них. Гораздо более жестким был наследственный статус брахманов: его очень трудно было утратить, даже когда брахман переставал быть жрецом и занимался иными, гораздо более мирскими делами, но еще труднее, практически невозможно было обрести заново. Сильно возросла доля внекастовых изгоев, неприкасаемых (хариджан, как их стали называть позже), выполнявших наиболее тяжелые и грязные работы. Можно считать, что к середине I тысячелетия до н. э. две высшие варны уже достаточно отчетливо противостояли двум низшим.

Сложившаяся таким образом система четырех варн стала весьма устойчивой основой для членения индийского общества на незыблемые категории-сословия. Человек рождается в своей варне и навсегда принадлежит именно ей, остается в ней. В своей варне он берет жену, его потомки навечно остаются в его варне, продолжают его дело. Рождение в той или иной варне - результат поведения человека в его прошлых рождениях. Религиозное освящение системы варн оказалось весьма эффективным. Эта система со временем не только не распадалась, но, напротив, становилась все жестче, сильнее, разветвленнее. Оказаться вне системы значило практически быть вне общества, в известном смысле вне закона, т. е. на положении раба.

Пришедшая на смену четырем древним варнам система из многих сотен и даже тысяч каст стала в новых условиях гораздо более удобной. Каста (джати, т. е. род) - это замкнутая эндогамная группа людей, обычно наследственно занятых в определенной сфере деятельности. Те, кто стоял вне существующих каст или родился от смешанного брака, до поры до времени был своего рода кандидатом на включение в систему каст. Кастами могли стать и становились племена, секты, группы лиц сходных занятий. В особую группу выделялись те, кто занимался нечистыми профессиями. Они либо принадлежали к самым низшим кастам, либо вообще стояли вне каст и считались неприкасаемыми, теми, чье прикосновение способно осквернить членов других каст, особенно брахманских. Принципиальным отличием новых каст от старых варн было то, что касты являлись корпорациями, т. е. имели четкую внутреннюю организацию. Касты включали в себя много меньшее количество членов по сравнению с прежними варнами. Каста строго стояла на страже интересов своих членов. Но главный принцип при трансформации варн в касты остался неизменным: сформулированное еще древним брахманизмом и строго охранявшееся индуизмом правило гласило, что каждый принадлежит к своей касте по рождению и должен оставаться в ней всю жизнь. И не только оставаться. Но и выбирать жену из своей касты, воспитывать детей в духе кастовых норм и обычаев. Кем бы он не стал, как бы ни разбогател или, напротив, ни опустился, брахман высокой касты всегда останется брахманом, а неприкасаемый-чандала всегда неприкасаемым.
Ответ на третий вопрос:
^


Буддизм возник в северо-восточной части Индии (территория современного штата Бихар), где находились те древние государства (Магадха, Кошала, Вайшали), в которых проповедовал Будда и где буддизм с самого начала своего существования получил значительное распространение. Обычно считается, что здесь, с одной стороны, позиции ведической религии и связанной с ней варновой (сословной) системы, обеспечивающей привилегированное положение брахманской (жреческой) варны, были слабее, чем в других частях Индии (то есть северо-восток Индии был как бы «слабым звеном» брахманизма), а с другой - именно здесь шёл бурный процесс государственного строительства, предполагавший возвышение иного «благородного» сословия - варны кшатриев (воинов и светских правителей - царей). А именно буддизм возник как оппозиционное брахманизму учение, опиравшееся прежде всего на светскую власть царей. Здесь важно отметить, что опять же буддизм способствовал созданию в Индии мощных государственных образований вроде империи Ашоки. Много позднее, уже в V веке. н. э. великий буддийский учитель Васубандху, излагая в своем «Вместилище Абхидхармы» (Абхидхармакоша) социогенный миф, почти ничего не говорит о брахманах, но очень подробно описывает происхождение царской власти.

Таким образом, в Индии буддизм был «царской религией», что не мешало ему одновременно быть и формой древнеиндийского свободомыслия, поскольку носителем религиозной и вообще идеологической ортодоксии и ортопраксии было в Индии жреческое сословие брахманов. Середина I-го тысячелетия до н. э. была в Индии временем кризиса древней ведической религии, хранителями и ревнителями которой были брахманы. И неудивительно, что «слабое звено» брахманизма - государства северо-востока Индии - стало опорой религиозных движений, к которым принадлежал и буддизм. А возникновение этих альтернативных учений было тесно связано с разочарованием части древнеиндийского общества в ведической религии с ее ритуализмом и формальным благочестием, а также с определёнными противоречиями и конфликтами между брахманами (жречеством) и кшатриями (воплощавшими начала светской власти древнеиндийских царей).
^

Жизнь Будды


Согласно традиции, исторический Будда Гаутама Сиддхарта родился в роде Шакья касты кшатриев в стране Магадха (546-324 до н. э.), в районе Лумбини на юге современного Непала. Его также называли Шакьямуни - мудрец, принадлежащий к клану Шакья.

После жизни в роскоши во дворце своего отца, короля Капилавасту (царство которого потом вошло в государство Магатха), Сиддхарта случайно столкнулся с жестокой реальностью и сделал вывод, что реальная жизнь связана со страданиями и горем. Он отказался от жизни во дворце и стал вести аскетическую жизнь вместе с лесными отшельниками. Позднее он пришёл к выводу, что аскетизм неправилен и следует находить промежуточный путь между самопотаканием и самоограничением.

Во время медитации под деревом Бодхи он принял решение во что бы то ни стало найти Истину, и в возрасте 35 лет достиг Просветления. После этого он стал называться Будда Гаутама, или просто Будда, что означает «пробуждённый».

Остальные 45 лет жизни он путешествовал по Центральной Индии в долине Ганга, обучая своих последователей и учеников.

В дальнейшем последователи Будды в течение последующих 400 лет сформировали много разных учений - школы раннего буддизма (Никая), из которых сохранилось учение Тхеравада и многочисленные ветви Махаяны.

^ Учение о душе.

Согласно традиции, берущей начало в литературе Абхидхаммы, то,что принято считать личностью, состоит из:

А) "чистого сознания" (читта или виджняна)

Б) психических явлений в абстракции от сознания (чайтта)

В) "чувственного" в абстракции от сознания (рупа)

Г) сил,сплетающих,формирующих предыдущие категории в

Конкретные сочетания, конфигурации (санскара,чэтана)

В буддийских текстах указывается на то, что Будда не раз говорил, будто души нет. Она не существует как некая самостоятельная духовная сущность, временно обитающая в материальном теле человека и покидающая его после смерти, с тем чтобы по закону переселения душ снова найти себе другую материальную темницу.

Однако буддизм не отрицал и не отрицает индивидуального "сознания",которое "несет в себе" весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и должно стремиться к успокоению в нирване.

В соответствии с учением о драхмах "поток сознательной жизни" индивидуума в конечном счете является порождением "мировой души",непознаваемого сверхбытия.

^ Отношение к земной жизни.

Некоторые исследователи с этим не согласны:"Что же угасло и потухло в нирване? Угасла жажда жизни, страстное желание существования и наслаждения; угасли заблуждения и обольщения и их ощущения и желания; потух мерцающий свет низменного я, преходящей индивидуальности."

Мораль.

В отличие от монахов, мирянам давался простой этический кодекс Панча Шила (Пять заповедей),сводившийся к следующему:

1.Воздерживайся от убийства.

2.Воздерживайся от воровства.

3.Воздерживайся от блуда.

4.Воздерживайся от лжи.

5.Воздерживайся от возбуждающих напитков.

Помимо этих заповедей "упасаки" должны были блюсти верность Будде, его учению и ордену.
^

Учение Будды


Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования - страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертия души, не считая ее чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрения буддизма - это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В буддизме для её обозначения принят термин “сансара”.

Буддизм учит, что сущность человека неизменна; под влиянием его поступков меняется лишь бытие человека и восприятие мира. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворённость. Таков закон кармы, который определяет участь человека и в этой жизни, и в будущих перевоплощениях.

Этот закон составляет механизм сансары, который называется бхавачакра -

“колесо жизни”. Бхавачакра состоит из 12 нидан (звеньев): неведение

(авидья) обусловливает кармические импульсы (санскары); они формируют сознание (виджняна); сознание определяет характер нама-рупы - физического и психологического облика человека; нама-рупа способствует формированию шести чувств (аятана)- зрения, слуха, осязания, обоняния, ощущения вкуса и воспринимающего ума. Восприятие (спарша) окружающего мира порождает само чувство (ведана), а затем желание (тришна), которое в свою очередь порождает привязанность (упадана) к тому, что чувствует и о чём мыслит человек. Привязанность приводит к хождению в существование (бхава), следствием чего является рождение (джати). А всякое рождение неизбежно влечёт за собой старость и смерть.

Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и дело оставляют свой кармический след, который приводит человека к следующему воплощению. Цель буддиста - жить так, чтобы оставлять как можно меньше кармических следов. Это значит, что его поведение не должно зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний.

“Я всё победил, я всё знаю. Я отказался от всего, с уничтожением желаний я стал свободным. Учась у самого себя, кого я назову учителем?”

Так сказано в “Дхаммападе”.

Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. В индуизме состояние человека, достигшего освобождения, называется мокшей, а в буддизме - нирваной. Нирвана - это покой, мудрость и блаженство, угасание жизненного огня, а вместе с ним и значительной части эмоций, желаний, страстей - всего того, что составляет жизнь обычного человека. И всё же это не смерть, а жизнь совершенного, свободного духа.
^

Ранний буддизм


Ученики Будды в соответствии с обычаем кремировали тело Учителя. Правители соседних государств прислали гонцов с просьбой дать им частицы останков Будды. Как описывается в Махапариниббана сутте, останки были разделены на восемь равных частей. Эти части останков были помещены в особые реликварии - ступы, культовые строения конусовидной формы, в столицах государств. Одну из частей, в ступе древнего города Капилаваттху, обнаружили в 1898 году вблизи деревни Пипрахва. Сейчас эта часть останков находится в Индийском Национальном музее в Нью-Дели.

Эти ступы стали как бы предшественниками китайских пагод и тибетских чортенов (монгольских субурганов).

Позднее в ступы стали класть тексты сутр, почитавшихся как запись подлинных слов Будды. Поскольку суть Будды есть Дхарма, его Учение, то сутры как бы представляли собой Дхарму как духовное тело Будды. Эта замена (физическое тело - духовное тело; «мощи» - тексты; Будда - Дхарма) оказалась очень важной для последующей буддизма, поскольку здесь, видимо, коренятся истоки чрезвычайно важного учения махаянского буддизма о Дхармовом Теле Будды (Дхармакая).
^

Распространение буддизма.


В настоящее время буддизм существует в Неаполе, на Цейлоне, в Бирме, Сиаме, Тибете, Китае, Японии и на островах Ява и Суматра.

Во всех этих странах буддизм более или менее уклонился от своего первобытного, чистого вида и даже принял в себя совершенно чуждые элементы. Так, например, в Тибете (где буддизм называется ламаизмом) население монгольского племени, очень слабо культурное и совершенно своеобразное, по-своему поняло и переработало буддизм.

В ламаизме существует обширная иерархия священных лиц, обладающих божественным достоинством. В ламаизме получил сильное развитие культ. Путешественники в Яхассу говорят об огромном количестве монастырей, о церковных колоколах, изображениях, реликвиях, постах, богослужении, множестве обрядов.

В Китае буддизм тоже принял в себя богато развитый культ, ровно как и в Японии.

В таком извращенном и приспособленном к пониманию мало-культурных масс виде буддизм имеет множество последователей и по числу их (свыше 300 млн.) считается первой религией в мире.

В наше время были сделаны попытки возродить буддизм в культурных классах европейского общества. Эти попытки имели частичный успех, и под именем необуддизма и сейчас существует религиозно-философское течение, имеющее своих последователей и на континенте, и в Англии, и в Америке.

Но мирового значения это течение не может иметь. Буддизм изжил все свои главные принципы, и человечество, в лице своих вождей и пророков, видит уже дальше, чем смотрел буддизм.

^

Современное название «Индия» вошло в обиход только в 19 веке. До этого Индия звалась «страной мудрецов», «страной брахманов» и «страной ариев». Ее не зря называли страной мудрецов и страной тысячи религий. По многообразию и богатству религиозных и философских учений Индия не знает равных.

Индийская культура обращена к Вселенной и погружена в тайны мироздания. При этом, внешне противореча предыдущему постулату, культура Индии обращена и внутрь человеческого микрокосма, призывая к погружению в глубины души человеческой и к самосовершенствованию (примером тому служит распространившаяся по всему миру философская практика йоги).

Ведизм был первой из известных нам религий Древней Индии. По сути, это религия, основанная на священном писании – книгах Вед и комментариях к ним. Все, что составляет теологию ведизма, содержится в Ригведе, Самаведе, Атхарваведе, Яджурведе, брахманах и упанишадах. Упанишады («сидение у ног учителя» ‒ так переводится название с санскрита) представляют собой тайное религиозно-философское учение, расширяющее ведические знания.

Книги Вед вместе с сопутствующими им текстами охватывают все сферы жизни древних индийцев и сообщают обществу деление на четыре варны: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (земледельцев, ремесленников и торговцев) и шудр (военнопленных и рабов). Позже четыре основных варны были дополнены двумя тысячами каст, что и сохранилось до сегодняшних дней.

Характерными чертами религии ведизма были многобожие и антропоморфность. Пантеон ведических божеств составляли: Индра (бог грозы), Варуна (бог космического порядка), Сурья (солнечный бог), Вишну (олицетворение солнечного круговращения), Агни (покровитель огня) и другие божества с самыми разнообразными функциями.

Позднее ведизм преобразовался в брахманизм, где прежнее множество божеств сведено к троице, и учение о мире обретает более четкие очертания. Брахман (Абсолют, некая неопределенная сущность) проявляется в триедином божестве: в Брахме (творце миропорядка), Вишну (охранителе мира) и Шиве (разрушителе мира).

Со средины I тыс. до н.э. религия брахманов превращается в индуизм, который ассимилировал многие индийские верования и на данный момент является в Индии самой распространенной религией, охватившей до 80% верующих. Индуизм культивируется в нескольких направлениях: вишнуизм, шиваизм и кришнаизм. Главной концепцией индуизма является принцип воплощений (аватар) Вишны, который приходит в наш мир, принимая различные образы. Всего таких аватар выделяют десять, из которых в седьмой Вишну принял облик Рамы, в восьмой – Кришны и в девятой – Будды.

Часть поэмы «Махабхарата» ‒ «Бхагаватгита» (Песнь Господня» ‒ является священным писанием индуизма. В основе учения лежит карма – закон воздаяния за все, что человек содеял в жизни, и последующие в соответствии с законом воплощения – переселение душ (вечная сансара).

Буддизм
Первая из трех мировых религий – буддизм – в Индии зародилась в 6 веке до н.э. Создателем ее стал Ситтхартха Гаутама, достигший в возрасте сорока лет просветленного состояния и получивший имя Будда (что и означает «просветленный»).

В основу буддизма легло учение о четырех «благородных истинах»:
- страдание существует;
- желание – источник страдания;
- возможно спастить от страдания;
- существует путь к освобождению от страдания.

Благой путь буддиста включает культуру поведения (благие мысли, слова и поступки), культуру медитации (умение осознавать и сосредотачиваться для достижения умиротворения) и культуру мудрости (корректное мировоззрение).

Согласно этике буддизма, путь к спасению человека от страданий лежит через самосовершенствование, непротивление злу и отказ от соблазнов мира. Нирвана – высшее состояние, которого только может достичь душа человека – и есть спасение. Достигнув состояния Нирваны, человек словно находится между жизнью и смертью, он полностью отрешен от внешнего мира, испытывает внутреннее просветление и совершенную удовлетворенность при отсутствии всяческих желаний. Независимо от кастовой принадлежности, буддизм обещает спасение каждому верующему.

Буддийское учение дает два направления развития: хинаяна (или малая повозка) означает полное единоличное вхождение человека в нирвану; махаяна (или большая повозка) предполагает максимальное приближение верующего к нирване, но при этом отказ от вхождения в блаженное состояние ради спасения душ других.

Приблизительно в одно время с буддизмом в Индии появляется джайнизм. Это учение близко к буддизму, в нем тоже существует понятие нирваны, но главным у джайнистов выступает непричинение зла всему живущему – принцип ахимсы.

Религиозная жизнь индийцев настолько разнообразна, что ей характерно также сохранение самых ранних культовых форм – фетишизма и тотемизма. В Индии до сих пор поклоняются многим животным: здесь считают священными коров и быков зебу, много внимания уделяют обезьянам, которых кормят при храмах, и особым образом поклоняются кобре.

Все эти более примитивные культы ничуть не помешали Индии дать человечеству наиболее древнюю мировую религию, в которой нет идеи Бога как творца и управителя мира. Согласно буддизму, каждый человек может отыскать внутреннюю свободу и освободиться от всех жизненных оков.

Федеральное агентство связи

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Поволжская государственная академия

телекоммуникаций и информатики

Кафедра философии

РЕФЕРАТ

на тему: РЕЛИГИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.

БУДДИЗМ И ЕГО ИСТОКИ.

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА:

СТУДЕНТКА ГРУППЫ ЗС-51

БОРИСОВА АНАСТАСИЯ.

проверил:

ФИЛАТОВ Т.В.

САМАРА 2005

1. Введение._____________________________________________________ 3

2. История развития. Разделение на большую и малую колесницы._______ 4

3. Будда реальный и Будда из легенд.________________________________6

4. Четыре благородные истины._____________________________________ 7

5. Основные положения и постулаты._________________________________8

6. Дхарма._______________________________________________________ 9

7. По ту сторону добра и зла._______________________________________ 9

8. Этика Буддизма._______________________________________________ 12

9. Будда – учитель или Бог?________________________________________12

10. Распространение буддизма.____________________________________ 13

11. Заключение.__________________________________________________14

12. Список использованной литературы.______________________________15

Введение.

Буддизм, наряду с Христианством и Исламом, относиться к так называемым мировым религиям, которые в отличие от национальных религий (Иудаизм, Индуизм и т.д.) имеют межнациональных характер. Возникновение мировых религий - результат длительного развития политических, экономических и культурных кон-тактов между различными странами и народами.

Буддизм – самая ранняя по времени появления из «мировых» религий – играл и играет в истории народов Азии очень крупную роль, во многом аналогичную той, какая была суждена христианству в Европе, исламу на Ближнем и Среднем Востоке.

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Он "старше" христианства на пять веков, а ислам "моложе" его на целых двенадцать столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и Америки.

За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, искусство, систему образования - иными словами целую цивилизацию.

Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил их образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме, Таиланде и Лаосе.

Многих верующих буддизм привлекал именно тем, что не требовал коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвящённых местным богам. Буддизм не относится ни к монотеистическим (признающим единого бога), ни к политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям. Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последователям поклоняться им. Буддист может одновременно исповедовать даосизм, синтоизм или любую другую "местную" религию, поэтому довольно сложно установить точное количество буддистов в мире. Буддизм является в настоящее время одной из самых распространённых религий в мире.

История развития религии в Индии. Разделение на большую и малую колесницы.

Задолго до возникновения буддизма Индия имела оригинальные религиозные учения, культуры и традиции. Сложные общественные отношения и высокая городская культура, включавшая в себя и письменность, и развитые формы искусства, существовали здесь одновременно с такими древними очагами мировой культуры, как Месопотамия и древний Египет, в ряде отношений превосходя последние. Ведизм, или ведийская религия, уже содержал черты, характерные для более поздних индийских религий, в том числе и буддизма.

К ним можно отнести представление о том, что все существующее живое связано между собой во времени постоянными переходами из одного телесного состояния в другое (переселение душ или перевоплощение), учение о карме, как о силе, определяющей форму этих переходов. Устойчивыми оказались состав пантеона богов, а также вера в ад и рай. В более поздних религиях были развиты многие элементы ведийской символики, почитание некоторых растений и животных, большинство бытовых и семейных обрядов. В ведийской религии уже отражалось классовое расслоение общества. Она освящала неравенство людей, объявляя, что деление людей на варны (касты в древней Индии) установлено высшим божеством - Брахмой. Социальная несправедливость оправдывалась учением о карме - тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи, совершенные им в прежних перерождениях. Она объявляла государство институтом, созданным богами. Даже обильные жертвоприношения, доступные лишь богатым и знатным, свидетельствовали якобы о большей близости последних к мору богов, а для низших варн многие обряды были вообще запрещены.

Ведизм отражал сравнительную неразвитость антагонистических противоречий в индийской общине, сохранение значительных элементов племенной раздробленности и исключительности. К середине 1 го тысячелетия до н.э. эти черты патриархальности приходят во всё более резко выраженное противоречие с такими крупными сдвигами в общественных отношениях, которые и являлись основной причиной возникновения буддизма.

В 6-5 вв. до н.э. делаются попытки укрупнить рабовладельческое хозяйство, использовать труд рабов более рационально. Законодательные меры, несколько ограничивающие произвол хозяина по отношению к рабу, показывают начало изживания существующей системы и отражают страх перед острыми классовыми столкновениями.

Высшей фазой развития рабовладения в Индии был период её объединения империей Маурья. Именно в маурийскую эпоху возникли и оформились многие основные черты социальной структуры, сословно - кастовой организации, важнейшие институты древнеиндийского общества и государства. Получил развитие ряд религиозно – философских течений, в том числе буддизм, который постепенно из сектантского монашеского учения превратился в одну из трех мировых религий.

Появление буддизма на исторической арене совпадает по времени со значительными изменениями в социально - политической и экономической жизни древнеиндийского общества. Весьма активно начинают о себе заявлять периферийные районы брахманской культуры, в которых все более выдвигаются на первое место кшатрии (воины), притязающие на руководящую роль в жизни общества. Именно в этих районах на базе четырех царств (Кошала, Маганда, Ватса и Аванта) намечаются и происходят существенные сдвиги в области экономики, политики, вылившиеся в конечном итоге в образование одной из могущественных империй в древней Индии - империи Магадхи, основателями и руководителями которой явились представители династии Маурьев. Таким образом, на территории современного южного Бихара (Северная Индия) примерно в середине первого тысячелетия до н. э. концентрируются значительные социальные силы, нуждающиеся в новых принципах социального взаимодействия и в новой идеологии.

Неисчерпаемые бедствия, обрушившиеся на трудящихся при переходе от ранних неразвитых форм рабовладения к крупному, охватывающему и пронизывающему воздействием все более широкие сферы бытия, явились реальной жизненной основой, мистифицированным отражением которой была так называемая "первая благородная истина" буддизма - утверждение тождества бытия и страдания. Всеобщность зла, порождаемая все более глубоким порабощением трудящихся, неуверенностью в завтрашнем дне у средних слоев, жестокая борьба за власть у классовой верхушки общества воспринимались как основной закон бытия.

Когда рабовладельческий способ производства стал тормозить дальнейшее развитие производительных сил, когда перед обществом начала вставать задача создания личной заинтересованности работающего в результате его труда, одной из религиозных форм критики старого строя стало утверждения наличия души как некоей единой для всех людей внутренней основы бытия. Соответственно появляется идея человека - не члена определенной варны, а человека вообще, абстрактного человека. Взамен множества обрядов и запретов для определенной варны выдвигается идея единого морального начала как фактора спасения для любого человека независимо от его национальной или социальной принадлежности. Последовательное выражение этой идее дал буддизм, что и явилось одной из причин превращения его в мировую религию.

Буддизм в своих истоках связан не только с брахманизмом, но и с др. религиозными и религиозно - философскими системами древней Индии. Анализ этих связей показывает, что появление буддизма было обусловлено и объективными социальными процессами, подготовлено идейно. Буддизм не был порожден "откровением" достигшего божественной мудрости существа, как это утверждают буддисты, или личным творчеством проповедника, как обычно считают западные буддологи. Но буддизм не явился и механическим набором имевшихся идей. Он внес в них много нового, порожденного именно общественными условиями эпохи его возникновения.

Первоначально элементы нового религиозного учения, как утверждает буддийская традиция, передавались изустно монахами своим ученикам. Литературное оформление они начали получать сравнительно поздно - во 2-1 вв. до н. э.

В 3-1 вв. до н. э. и в первых веках н.э. происходит дальнейшее развитие буддизма, в частности создается связное жизнеописание Будды, складывается каноническая литература. Монахи - теологи разрабатывают логические "обоснования" главных религиозных догм, нередко именуемые "философией буддизма". Теологические тонкости оставались достоянием сравнительно небольшого круга монахов, имевших возможность отдавать все свое время схоластическим спорам. Одновременно развивалась другая, морально - культовая сторона буддизма, т.е. "путь", который может привести каждого к прекращению страданий. Этот "путь" и был собственно тем идейным оружием, которое способствовало в течение многих веков удержанию трудящихся масс в повиновении.

Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области индивидуального культа. Имеется в виду такая форма религиозного поведения, как бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры. Многие исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации. Так последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами распространения религии.

В 1 в. н. э. в Буддизме образовалось две ветви: Хинаяна (“малая повозка”) и Махаяна (“большая повозка”). Это разделение было вызвано, прежде всего, различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира - монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.

Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь. В Махаяна важную роль культ бодистав - индивидов, уже способных войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мира призывом к воздействию на него.

Ранний Буддизм отличается простотой обрядности. Её главным элементом является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам - культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодистав, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.

Здравствуйте, дорогие читатели и искатели истины!

Буддизм за свою долгую историю существования поведал о себе всей планете и забрался даже в самые неожиданные ее уголки. Так откуда он родом, в каком веке он зародился, почему появился, как далеко зашел и кто из известных людей его исповедует?

Обо всем этом вы узнаете из статьи ниже, а в качестве приятного дополнения познакомитесь с красивой историей о Сиддхартхе – прекрасном принце из рода Шакья.

Зарождение буддизма

Буддизм является самой древней мировой религией. Существуют легенды о том, как появился буддизм, и они могут показаться забавным вымыслом, однако на эту тему также приводятся и подтвержденные факты.

По поводу того, в какой стране появился буддизм, споров не возникает. Его исторической родиной является северо-восток Индии, где в наши дни расположился штат Бихар. Тогда – в середине I тысячелетия до н. э. – на этих землях находились страны Магадха, Вайшали и Кошала. Именно здесь начал проповедовать, именно здесь находился «очаг» будущей мировой религии.

История буддизма неразрывно связана с именем своего основателя, а точнее, с несколькими его именами, и корни их уходят в санскрит:

  • Гаутама;
  • Сиддхартха – в переводе звучит «Выполнивший свое назначение»;
  • Шакьямуни – означает «Мудрец из племени Шакья»;
  • Будда – значит «Просветленный высшим знанием».

Корень «buddh» на санскрите встречается и в русском языке и обозначает то же самое, что и слово «будить». Наш язык вообще очень похож на санскрит. Это может показаться невероятным, если не углубляться в языкознание – русский относится к группе индоевропейских языков.

Датой основания буддийской традиции признается смерть (паринирвана) Будды. Но до сих пор среди буддологов имеются разногласия на тему того, в каком году конкретно это произошло. ЮНЕСКО приняла дату – 544 г. до н.э., и в 1956 г. весь мир радостно отмечал праздник – 2500 лет буддизму.

Другие ученые называют иные даты. Одно не вызывает сомнений – Будда жил и проповедовал до индийских походов Александра Македонского, которые происходили в 20-х годах IV века до н.э.

Причины появления буддийской традиции

Во-первых, в то время в Индии надвигался кризис древней ведической культуры. Она господствовала долгое время и отличалась ритуализмом, жертвоприношениями и формальным благочестием брахманов – жрецов. Прежние племенные устои перестали отвечать сознанию людей, и общество нуждалось в новых, альтернативных учениях и религиях.

Во-вторых, в то же время укреплялась государственная власть. Варновый (сословный) строй претерпевал изменения. Варна кшатриев, воплощавшая благородную власть индийских царей в древности, становилась сильнее и начинала противостоять варне брахманов.

В северо-восточной Индии привилегии брахманов и без того были меньше по сравнению с остальной частью страны, и в кризисный период эта местность стала открыта для новых веяний и традиций. На почве этого на индийском северо-востоке, в «слабом звене» брахманизма, появился источник буддийской религии, который постепенно разливался по всей стране и дальше – по всей Юго-восточной Азии, и его течение приносило всем отречение и избавление.

Разрастаясь, буддизм делился на разные виды: хинаяну, махаяну и другие более мелкие виды, а позднее он пришел на Тибет, прочно там укоренившись и преобразившись в новую форму – ламаизм.

К XI-XII вв. буддизм был почти полностью «изгнан» индуизмом со своей исторической родины. Сегодня среди индийцев всего 0,7 процентов буддистов.

Легенда о прекрасном принце Сиддхартхе

Вот уже почти 26 столетий буддийское учение, или дхарма, приносит миллионам людей внутреннее спокойствие и душевную гармонию. Но кем же был этот самый Будда?

К нашему времени жизнеописание Будды сплелось воедино и с научной биографией, и с прекрасными, будто сказочными, сюжетами. Разделить их невозможно, а может, и не имеет смысла вовсе. Историю наследника короны, а позже – великого Пробужденного – рассказывают разные житийные тексты, например, «Жизнь Будды» индийского поэта Ашвагхоши (I в. н. э.) или «Лалитавистара» в традициях махаяны.

В семье короля Шуддходаны и королевы Махамайи родился мальчик. Когда после зачатия королева увидела во сне необычного слона, у которого было шесть бивней, она осознала, что ей суждено родить великого человека.


Астролог Ашита, приглашенный королем после рождения сына, увидел на младенце признаки, которые присущи только великому человеку. Так, например, его ладони, ступни и межбровье были увенчаны знаками колеса, а пальцы соединяли перепонки.

Мальчика назвали Сиддхартха Гаутама. Ему пророчили звание всемирного правителя или Пробужденного. Отец желал, чтобы малыш унаследовал трон, и всячески оберегал его от превратностей жизни, ограждал от лицезрения болезней, старости и смерти.

29 лет жил принц в цветущем дворце, далеком от бренности и взял в жены красавицу Яшодхару, с которой у них родился сын Рахула. Но однажды Сиддхартха выехал за пределы дворца и увидел человека, побитого болезнями, глубокого старика и похоронную процессию. Острым ножом полоснуло это его по сердцу, и он осознал тщетность бытия.

А потом он увидел саману – отрешенного, бедного, худого монаха – и осознал безмятежность, которую можно достичь при отказе от мирских забот и желаний.

Престолонаследник Сиддхартха бросил все, покинув отца, жену и сына, отрешившись от прежнего безбедного образа жизни и отправившись на поиски истины. Он долго бродил, слушая учения разных мудрецов, несколько лет подвергал себя жестокой аскезе, но в итоге наедине с самим собой открыл Срединный путь, который подразумевал с одной стороны, отказ от полного аскетизма, а с другой — избегание излишеств.


Сиддхартха достиг , когда ему было 35 лет. Так он стал Буддой. На протяжении 45 лет он проповедовал всем желающим, делясь своим открытием и своей истиной. Будда не оставил и свою семью. Однажды он вернулся на землю шакьев, и все горячо обрадовались ему. Побеседовав с Буддой, его сын и жена тоже приняли монашество.

В начале своего девятого десятка Будда достиг незыблемого покоя нирваны. Он получил Великое Освобождение, оставив огромное наследие многим поколениям на разных континентах, которое за свою многовековую историю стало целой религией.

Царь Шуддходана в итоге остался без наследников. Видя страдания отца, Будда обещал забирать монахом единственного сына в семье только с согласия родителей. И это условие и сейчас очень чтится в буддизме.

Как появился буддизм среди нас

С течением времени учение Будды распространялось все дальше, претерпевало изменения, принимало все новые формы и содержание. Сегодня буддийское учение простирается не только по юго-востоку Азии: Таиланду, Шри-Ланке, Вьетнаму, Непалу, Японии, Мьянме, Лаосу, Бутану. Уже с конца позапрошлого века оно привлекает европейцев и американцев, а общая численность буддистов на планете сейчас достигает 500 миллионов человек.


Идеи и принципы буддизма все крепче укореняются в западной культуре: современная беллетристика пестрит обложками книг о буддизме, Голливуд снимает фильмы о Будде, а многие известные деятели считают себя его последователями.

Так, например, немец Герман Гессе еще в 1922 году рассказывает миру свою интерпретацию истории «Сиддхартха», а Джек Керуак раскрывает путь американцев, которые следуют своей дзен-философии. Киану Ривз вживается в роль Гаутамы и ищет освобождения в фильме «Маленький Будда» – полной версии легенды, кратко рассказанной выше.

А буддистов среди известных людей не перечесть: Альберт Эйнштейн, Сергей Шойгу, Джеки Чан, Брюс Ли, Дженнифер Лопес, Леонарди Ди Каприо, Стив Джобс, Стинг, Кейт Мосс – этот список можно продолжать бесконечно.

Буддизм по праву повлек за собой миллионы приспешников. Появившись 2,5 тысячелетия назад в далекой Индии, он стал не просто религией, а целой философией, традицией, учением, почитаемым во всем мире.

Заключение

До встречи в следующем посте!