Духовный мир личности определение. Духовный мир человека в разных религиях. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития

  • 1. Духовная деятельность. Рассматривается в соответствии с трактовкой в философской литературе как основа духовной жизни общества, которая включает в себя духовные потребности людей, духовное производство, духовные ценности, духовное потребление. Результатом этой деятельности являются определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения.
  • 2. Духовный мир личности. Будучи тесно связанным с духовной жизнью общества, это понятие характеризует личность с точки зрения ее содержания, ее отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе. Человеческая духовность включает в себя три основных начала: познавательное, нравственное и эстетическое. Им соответствуют три типа духовных творцов: мудрец (знающий, познающий), праведник (святой) и художник. Сердцевиной этих начал является нравственность. Если знание дает нам истину, то нравственное начало предполагает способность и потребность человека выйти за пределы своего эгоистического «Я» и деятельно утверждать добро.
  • 3. Духовные ценности. Понятие охватывает общественные идеалы, установки и оценки, а также нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном, о смысле истории и предназначении человека и т. п.

Понятия «духовные ценности» и «духовный мир личности» неразрывно связаны. Если разум, рациональность, знания составляют важнейшие компоненты сознания, без которых целесообразная деятельность человека невозможна, то духовность, формируясь на этой основе, относится к ценностям, связанным со смыслом жизни человека, так или иначе решающего вопрос о выборе своего жизненного пути, смысла своей деятельности, ее целей и средств их достижения.

Духовный мир личности представляет собой особую, индивидуальную, неповторимую форму проявления, существования, функционирования духовной жизни общества. Античные философы называли внутренний, духовный мир человека "микрокосмом" - в отличие от "большого мира" - "космоса", который окружает и самого человека, и населенную человечеством область вселенной - Ойкумену. Микрокосм человека, с одной стороны, сугубо индивидуален, поскольку каждый человек неповторим в силу уникальности своих личных качеств, способностей, жизненного пути, своего места в обществе. Но, с другой стороны, в духовном мире человека не могут не содержаться моменты, объединяющие его с другими людьми, общие иногда для всего человечества, иногда для этнической или возрастной группы, иногда для социальной группы или коллектива.

Итак, что же такое духовный мир человека?

Начнем со слова "мир". Мыслители прошлого нередко отождествляли духовный мир с душой. Представление о душе характеризовалось как вера в то, что наши мысли, воля, чувства, сама жизнь обусловливаются чем-то отличным от тела, хотя с ним и связанным. Много позже, в новоевропейской философии, термин "душа" стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания.

Сущность духовного мира человека определяли и словом "дух" как человеческое измерение, человеческий разум или его склонность. Затем в научный обиход вошло понятие "духовная жизнь людей", которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых. мировоззрение философский человек диалектика

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность предполагает следование гуманистическим ценностным ориентирам, душевность, дружелюбие в отношениях между людьми. Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Отмечается, что духовное характеризует и практику, а не только сознание.

И напротив, человек, у которого духовная жизнь малоразвита, бездуховен.

Основа духовной жизни - сознание, которое является высшей способностью личности, регулирующей не только ее действия и деятельность, но и жизнь в целом. Сознание отражает действительность, дает человеку представление о том, что удалено от него в пространстве и во времени, оно переносит человека на другие континенты и в глубь веков. Одновременно сознание отражает и внутренний мир личности, то, как она стремится выразить его, воплотить свои цели и намерения в жизнь.

Духовный мир личности означает обладание важными личностными качествами: стремлением к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. В процессе внутренней жизни человек осмысливает сделанное и обдумывает новые действия для осуществления своих целей. Успешные или неуспешные действия вновь дают пищу для раздумий, для их оценки.

К духовной жизни личности относят: знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Взаимоотношения человека и окружающей его культуры в процессе развития цивилизации постоянно менялись, но сохранялось главное - взаимозависимость национальной и мировой культуры и культуры отдельной личности. Ведь человек выступает и как носитель общей культуры человечества, и как ее творец, и как ее критик, а национальная и мировая культура - как непременное условие становления и развития духовной культуры личности.

Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь. Диапазон духовной культуры, накопленной человечеством, дает каждому человеку практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни.

Главным в духовной культуре личности является активное, творческое и ответственное отношение к жизни - к природе, другим людям, к самому себе. Признак духовной культуры личности - готовность личности к самоотдаче и саморазвитию.

Духовный мир личности (ее микрокосм ) – это сложная, противоречивая система, включающая ряд элементов: 1) духовные потребности в познании и самовыражении; 2) знания о природе, обществе, человеке; 3) убеждения, основанные на мировоззрении; 4) вера, т.е. бездоказательное признание истинность тех или иных убеждений, разделяемых человеком; 5) способность к социальной деятельности; 6) чувства и эмоции; 7) цели, которые человек ставит перед собой; 8) ценности и идеалы, придающие смысл человеческой деятельности.

Важнейшую роль в духовной жизни человека играет мораль как система норм, выработанных самим обществом и поддерживаемых силой общественного мнения. Помимо норм, мораль включает идеалы, ценности, категории. Идеалом называют высшую цель человеческих устремлений, наиболее возвышенное в самом человеке. Ценности – это то, что является для человека важным, значимым, что составляет смысл его жизни. Различают социальные и личностные ценности. Ценности меняются с изменением самого общества. В основе современной цивилизации лежат общечеловеческие ценности, базирующиеся на идеях гуманизма. Они отражают духовный опыт всего человечества и являются культурными универсалиями; приобретают приоритет по отношению к групповым ценностям, обеспечивая полноценное развитие каждой личности.

Нравственными ориентирами в жизни человека являются категории: добро и зло, совесть, патриотизм, гражданственность. Нравственное воспитание человека осуществляется как под влиянием общества, так и вследствие самовоспитания личности. Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение – совокупность обобщенных взглядов (целостное представление) на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеалы. Субъектами мировоззрения выступают отдельные люди, социальные группы и общество в целом. Даже если люди живут в одном обществе в одно и то же время, их мировоззрение может быть различным. Это зависит от их личных качеств, от условий формирования мировоззрения, от принадлежности к той или иной социальной группе. Выделяют несколько типов мировоззрения: 1) обыденное (житейское, бытовое), опирающееся на личный жизненный опыт; 2) религиозное, основанное на религиозных взглядах и убеждениях человека; 3) научное, опирающееся на достижения современной науки и отражающее научную картину мира; 4) гуманистическое, объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости и нравственном идеале.

Человек является носителем не одного, а группы мировоззрений. В своей жизни он может опираться как на научные познания, так и на практический опыт, веру в бога. Так, ученый может быть одновременно глубоко верующим человеком. Мировоззрение служит ориентиром в практической и теоретической деятельности человека, вооружает его методами деятельности, позволяет определить истинные ценности человека и общества, дифференцировать важное и второстепенное, содержит понимание мира и смысла жизни. Внутренний мир человека, его мировоззрение проявляются в поведении, которое может демонстрировать воспитанность человека, его представление о людях, ценностные ориентиры.


Под духовной жизнью общества понимают область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме предметной действительности, а присутствует в самом человеке, являясь частью его личности. Духовная жизнь человека отражает окружающий мир и является средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, устремления, ценности, идеи и цели людей. В совокупности они составляют духовный мир личности. Духовная жизнь являясь одной из подсистем общества. Элементами духовной жизни общества являются мораль, наука, искусство, религия и право.

Структура духовной жизни во многом схожа со структурой жизни материальной. Духовные потребности представляют собой объективную нужду людей и общества в создании и потреблении духовного продукта. Духовные потребности не заданы биологически, они формируются в процессе социализации личности. Рост духовных потребностей ограничиваются только объемом уже накопленных человечеством духовных ценностей и желанием человека преумножать их.

Духовную деятельность принято разделять на два вида: духовно-теоретическую и духовно-практическую. Духовно-теоретическая деятельность направлена на создание духовных благ и ценностей: идей, научных теорий, художественных образов и произведений искусства, духовных связей человека. Духовно-практическая деятельность представляет собой сохранение, распределение, потребление духовных продуктов; направлена на изменение сознания людей.

Особенность духовного производства заключается в неотчуждаемости его продуктов от их непосредственного производителя. Продав стихотворение издателю, Пушкин не переставал быть автором и не лишался возможности перечитывать стихотворение. В отличие от потребления материальных ценностей размер духовных ценностей в ходе их потребления не уменьшается, а только возрастает. Духовное производство направлено на совершенствование всех сфер общественной жизни, способствуя развитию общества.

Произошедшие в нашем обществе радикальные перемены последних лет не могли не отразиться на духовной жизни населения страны. Наиболее заметной стала переориентация значительной части граждан России на стремление к материальному благополучию как главной цели жизни. Важнейшим мотивом при выборе работы стал размер заработной платы. Как показывают исследования, наименее развитым личностным потенциалом остается творческий, созидательный, чаще встречаются люди, склонные к созерцательности, нежели стремящиеся что-то создавать. Резко возросло влияние церкви, заполнившей духовную пустоту, образовавшуюся вследствие утраты советской системы ценностей.

Основную роль в ухудшении показателей духовной жизни общества сыграла менее развитая часть населения, все более руководствующаяся в жизни сугубо личными мотивами. Но именно в этой среде возросла общественная активность, благодаря чему на авансцену жизни выдвинулись относительно слабо развитые в личностном отношении социальные слои.

Культура выполняет ряд важных функций в жизни общества: 1) познавательную – создание целостного представления об эпохе и обществе; 2) оценочную – отбор общественных ценностей; 3) регулятивную – создание и требование выполнения норм общежития; 4) информативную – сохранение, передача и распространение сведений о достижениях общества; 5) коммуникативную – сохранение и передача культурных ценностей; 6) социализации – приобщение индивида к достижениям общества, формирование личности.

Духовный мир личности (микрокосм человека) - целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементами которой являются:

1) духовные потребности в познании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

3) убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

4) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек (т. е. бездоказательное признание правильности того или иного положения);

5) способность к тем или иным формам социальной деятельности;

6) чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом;

7) цели, которые человек сознательно ставит перед собой, идеально предвосхищая результаты своей деятельности;

8) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.

Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Различают социальные ценности - общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности - идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жизни. Однако современная цивилизация подошла к возможности выработки общечеловеческих ценностей, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов (т. е. универсальных потребностей людей, присущих им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классовых или иных различий). Общечеловеческие ценности приобретают приоритет по отношению к групповым ценностям, обеспечивая полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.

Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, под которым понимают совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы. Субъектами (носителями) того или иного мировоззрения выступают отдельные люди, группы людей и общество в целом.

Характер мировоззрения определяется уровнем исторического развития общества, состоянием его культуры, поэтому мировоззрение средневекового человека так отличается от современного. Однако мировоззрение людей, даже живущих в одном и том же обществе, различно. Это зависит и от их личных качеств, и от условий формирования мировоззрения, и от принадлежности к различным социальным группам.

Выделяют несколько типов мировоззрения:

1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;

2) религиозное, в основе которого лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

3) научное, которое опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

4) гуманистическое, объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

Духовный мир человека - это его индивидуальная духовность, это внутренний мир человеческого «Я», совокупность идей и образов, ценностей и интересов. Этот мир выражает уникальный набор черт личности, который проявляется в индивидуальных особенностях его активности.

Духовный мир формируется в процессе социализации, когда складывается иерархия ценностей данной личности, которая может изменяться на протяжении всей жизни человека.

Что же такое ценности как элемент духовного мира человека?

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios - ценность и logos - учение).

Эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась. В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием. Начиная уже с Сократа и Платона , основными вопросами были: Что есть благо? Что есть справедливость? Они же являлись и главными критериями истинного бытия.

Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения софистов , все ценности индивидуальны и относительны. Это вытекало из их основного тезиса: «человек есть мера всех вещей».

Попытку разделять ценности предпринял Аристотель. Он, с одной стороны, признает самодостаточные ценности, к которым, в частности, относятся человек, счастье, справедливость и т.д. Но вместе с тем, он утверждает и относительный характер большинства ценностей.

Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В Средние века ценности приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей. Гегель особое внимание уделяет разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные. Первые выступают как товары. Любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью. Эти ценности всегда относительны, т.е. зависят от спроса, «от продажи, от вкуса публики». Во втором смысле ценности связываются со свободой духа. Здесь ценность есть не объективная реальность, а идеальное бытие. Это добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценности рассматриваются как нормы, которые не зависят от человека и образуют общую основу конкретных ценностей и культуры.

Ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем. В этом смысле наименее долговечными являются ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами. Более высокими являются ценности «прекрасного» и «познавательные» ценности.

Каждый человек строит жизнь в соответствии с определенной системе ценностей, которая призвана удовлетворить его потребности.

Ценность - это материальное или духовное благо, к которому человек стремится, а, достигнув, старается удержать.

Благо - это явление, которое обеспечивает жизнь и развитие человека (вещь, идея, событие).

В этом смысле можно сказать, что ценности определяют способ существования личности. Причем разные ценности имеют для нее различное значение и с этим связана иерархия ценностей. Ценности, их иерархическая структура носит конкретно-исторический и личностный характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека. Сытый и голодный будут по-разному относиться к куску хлеба, а симфоническая музыка (или рок-музыка) могут вызывать у людей не только чувство глубочайшего наслаждения, но и раздражение. То есть, существует не только историческая, но и индивидуальная динамика ценностей и их иерархии. Однако, несмотря на различие ценностей и их относительный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность - это сам человек, его жизнь. Такую же ценность представляют и социальные общности, и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей. Помимо этого к высшим ценностям следует отнести такие наиболее общие для людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т.д.

Сравнительный анализ ценностей западной и восточной культур на современном этапе их развития показывает, что они различны.

В западной культуре в качестве первичных выступают такие ценности, как свобода, индивидуальность, богатство, конкуренция, равенство женщин в обществе.

В восточной культуре на первом месте находятся коллективная ответственность, скромность, уважение к старшим, материнство, авторитаризм. В каждом типе культуры имеются свои достоинства и недостатки.

Целостность духовного мира человека проявляется в его мировоззрении.

Мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, на свое место в нем; совокупность ценностей, норм, убеждений и идеалов. Мировоззрение является фундаментом человеческого сознания. Оно может быть основано на различных знаниях и способах мышления. В зависимости от знаний, которые лежат в основе мировоззрения, оно может принимать следующие формы.

Мифологическое мировоззрение - фантастическое, т.е. выдуманное, представление о действительности. Классический пример - античная мифология. Данное мировоззрение доминировало в общественном сознании первобытного общества. Оно складывалось как единая (синкретическая) форма сознания, нерасчленённая на отдельные виды. Это наиболее ранняя форма духовности человека, объединяющая зачатки знаний, верований, моральных норм, политических взглядов, разных видов искусства и философского осмысления мира. Человек постепенно осмысливал природу и потому одушевлял её по аналогии с собой. В мифологическом сознании сочетались реальность и фантазия, естественное и сверхъестественное, знание и вера, мысли и эмоции.

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы, которые играют главную роль в устройстве мира. Это мировоззрение предполагает раздвоение мира на земной и небесный, поклонение сверхъестественным существам. С угасанием первобытных форм общественного сознания мифологическое мышление начинает выражаться в первобытных формах религии: фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной магии. Религия - это один из вариантов поиска смысла мира, одна из попыток его понимания. Согласно богословскому толкованию религия связывает человека с Богом. Для религии мир имеет разумный смысл и цель. Духовным началом мира, его центром, специфической точкой отсчета среди относительности и текучести мирового многообразия является Бог. Таким образом, религиозное мышление является исторически сложившейся формой мировоззрения, его очередным этапом развития.

Обыденное мировоззрение проявляет себя форме здравого смысла при решении практических задач. Оно играет значительную роль в жизни людей, но не всегда является достаточно продуманным, не лишено ошибок и заблуждений. Почти всегда трудности возникают при решении сложных проблем, когда требуются фундаментальные научные знания.

Научное (в том числе, философское) мировоззрение- рациональное объяснение мира, основанное на логическом анализе. Ему присущи доказательный и системный характер знаний. Поэтому философия, формируя целостное понимание мира, выступает ядром мировоззрения. Рождение философии было одной из составных частей культурного развития человечества, обеспечившее резкий прирост теоретических знаний о мире. Одной из основных в философии является проблема предназначения человека, цели и смысла его жизни.

Человек - единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой, и которую он вынужден постоянно решать. Этот вопрос - вечный. Каждое новое поколение пытается найти на него приемлемый ответ. Для некоторых людей эти поиски решения связаны с сильными душевными переживаниями. Эту проблему обостряют социальные факторы и события личной жизни человека: возрастные периоды, крутые изменения в личной судьбе, утрата близких людей и др.

Что же такое «смысл жизни»?

Смысл жизни - это совокупность идей, обосновывающих выбор человеком целей его существования и способов их достижения.

Цель жизни, чаще всего, строится из каких-то конкретных целей на отдельный период времени. А может быть наоборот: Большая Цель диктует промежуточные этапы ее достижения. Людей - миллиарды. У каждого свои интересы и цели. Поэтому единая для всех формула смысла жизни не возможна. Философия аккумулирует, анализирует опыт человечества по этой проблеме и даёт возможность познакомиться с вариантами решения этой проблемы. А каждый человек должен сам найти свой смысл жизни, прилагая для этого собственные духовные усилия.

Обращаясь к истории человеческой культуры, обществоведы выделяют несколько получивших распространение подходов. Широко известен религиозный подход , основанный на вере в божественное происхождение души, посмертное существование которой зависит от выполнения установленных религией норм поведения. Жизнь при этом теряет собственную ценность, становится лишь кратковременным средством обеспечения вечного духовного существования. Такой подход, естественно, ведет к аскетизму, самоограничению собственно человеческих потребностей и желаний. Близки к нему фаталистические настроения, характеризующиеся признанием изначальной заданное™, неизбежности происходящего, невозможности для человека радикально повлиять на события и смысл собственной жизни, не говоря о жизни своего народа, общества. Самое большее, что может человек, - пытаться сохранить свое внутреннее достоинство перед лицом неумолимого рока.

Прямо противоположно гедонистическое понимание смысла жизни, корни которого уходят в древнегреческую культуру. Гедонизм сводит смысл жизни к наслаждению, наслаждению любой ценой и как можно более полному.

Как показала история, в большинстве случаев реализуется подход, при котором смысл жизни человека переносится в сферу общественных отношений, подчиняется определенному социальному идеалу. Таким идеалом может быть патриотизм - служение Отечеству, своему народу. В качестве социального идеала может выступать благополучие, процветание нации, ее самоопределение, культура, благосостояние. К социальным идеалам относится и служение определенным классам, примером чего является социалистический идеал, связанный со стремлением к освобождению людей труда от экономической эксплуатации и социального неравенства. Человек может избрать целью своей жизни служение идеалам Истины, Добра, Справедливости, Красоты и т.д. Опасность всех идеалов узко социального плана состоит в том, что их лозунги могут использоваться социальными экстремистами. При этом человек оказывается не целью, а лишь средством в руках неких социальных сил, его гуманистическое существование может оказаться под угрозой.

Широко распространен гуманистический подход , ориентированный на самовыражение, самореализацию человека во всех формах его существования. В частности, человек самоутверждается, совершенствуется в социобиологическом плане. Он стремится к тому, чтобы быть здоровым, физически развитым, нормально питаться, создавать семью, растить детей, пользоваться всей полнотой счастья, отведенного ему природой. В то же время человек как существо социальное стремится к общественной самореализации во всех значимых областях социальной жизни. Он должен многое дать обществу и многое получить от общества. Наконец человек как существо духовное вправе стремиться к самореализации в сфере высших для него нравственно-эстетических качеств. Как правило, это комплекс идей, включающих служение семье, Родине, Богу. С жизненным опытом понимание человеком цели и смысла его существования может изменяться, совершенствоваться, расширяться, приобретать новые формы выражения.

В настоящее время все больше распространяется подход, при котором в центр человеческого мировоззрения ставится сама жизнь, прежде всего биологическая жизнь нашей планеты. Этика «благоговения перед жизнью» (А. Швейцер) способствует гуманизации человеческого общества, облагораживает духовный мир человека, способствует уменьшению насилия, разрешению глобальных проблем современности.

Таким образом, к настоящему времени в философии сформулированы следующие варианты обретения смысла жизни.

  • 1. Смысл жизни в том, чтобы обеспечить исключительно личное благополучие , заниматься только собственным совершенствованием, беспокоиться только о личном спасении или удовольствии, славе или карьере и т.п.
  • 2. Смысл жизни в служении кому-то или чему-то (Богу, государству, науке, коммунизму, семье, совершенствованию человечества как венца природы и т.д.).

Эти варианты - крайности. В их основе противоположные жизненные позиции: эгоизм (эгоцентризм) и альтруизм (социоцентризм). Ведь каждый человек вынужден жить между двумя полюсами: Я (моё тело и душа) и Окружающий мир. Поэтому и существует две сферы его беспокойства: он сам и то, что его окружает. Но ни эгоизм, ни альтруизм в чистом виде, как правило, не доводят до добра и справедливости, более того, они в полном объеме никогда не могут быть реализованы. Поэтому в реальной жизни многие люди стараются держаться «золотой середины», т.е. других людей не озлоблять, но и себя не обделять.

Но находятся люди, которых указанные варианты не устраивают. Из них одни продолжают искать решение этой проблемы, а другие перестают ломать себе голову над этим. Их позиции описываются следующими формулами.

  • 3. Смысл жизни в том, чтобы искать этот смысл ; если не мы, то следующие поколения найдут ответ на этот вопрос. Примечательно, в процессе своих поисков они фактически придерживаются той самой «золотой середины» между первыми двумя вариантами смысла жизни, т.е. служат своей Идее и при этом заботятся о своем благополучии, чтобы хватило сил идти к этой цели.
  • 4. В нашей жизни отсутствует какой-либо смысл ; в ней нет ничего такого, о чём можно было бы специально беспокоиться, нет цели, к которой нужно специально стремиться, поэтому нет смысла говорить о смысле происходящих событий. Живи одним мгновением. Но здесь тот же самообман. Есть и служение Принципу, есть и стремление не пропустить удовольствия.

Осознание смысла жизни включает в себя определенное отношение к смерти человека. Жизнь и смерть - вечные темы философского, нравственного, художественного осмысления. Обращение к данной проблеме является одним из самых существенных отличий человека от животного. Часто речь идет о соотношении жизни, смерти, бессмертия, которое рассматривается в нескольких основных аспектах и исходя из мировоззренческих основ той или иной культуры.

С научной (биологической) точки зрения, жизнь, рассматриваемая во вселенском масштабе, была порождена природой, и, следовательно, может порождаться ею и в дальнейшем. Жизнь и смерть - необходимые условия существования и эволюции всего живого, это эффективная форма развития и смены видов растений и животных. Без смерти не может реализоваться возможность приспособления к новым условиям существования, накопления необходимых изменений и их генетической передачи последующим поколениям. Каждое поколение, реализуя свой жизненный потенциал, обретает новые свойства, черты, которые должны быть переданы новому поколению, способному оценить достоинства и недостатки жизни предшествовавших поколений. Тем самым реализуется «социальная эстафета», столь необходимая для существования и развития человечества.

Биологическая и социальная «эстафета» предстает как основа представлений о бессмертии человечества: генетическое бессмертие, бессмертие достижений науки, нравственности, художественного творчества. Неизбежная личная смерть не должна служить основанием для пессимистического отношения к жизни и препятствием для самосовершенствования личности человека. Смысл жизни может быть заключен в стремлении осуществить социальное предназначение, реализовать духовный потенциал.

Вопросы для повторения:

  • 1. Что составляет духовный мир человека?
  • 2. Чем занимается аксиология?
  • 3. Каков смысл понятий «ценность» и «благо»?
  • 4. Что такое мировоззрение и каковы его виды?
  • 5. Что может выступать в качестве социального идеала?
  • 6. Каково соотношение цели и смысла жизни человека?

Это сложная система, элементами которой явля­ются:

1) духовные потребности в познании окружающе­го мира , в самовыражении средствами культуры, ис­кусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом се­бе;

3) убеждения, твердые взгляды , основанные на мировоззрении и определяющие человеческую де­ятельность во всех ее проявлениях и сферах;

4) вера в истинность тех убеждений , которые раз­деляет человек (т. е. бездоказательное признание правильности того или иного положения);

5) способность к тем или иным формам социаль­ной деятельности;

6) чувства и эмоции , в которых выражаются отно­шения человека с природой и обществом;

7) цели, которые человек сознательно ставит пе­ред собой, идеально предвосхищая результаты своей деятельности;

8) ценности , лежащие в основе отношения челове­ка к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.

Ценности представляют собой предмет устремле­ний человека, являются важнейшим моментом смыс­ла его жизни. Различают социальные ценности - общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности - идеалы отдельной личнос­ти, служащие одним из источников мотивации ее по­ведения. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жиз­ни. Однако современная цивилизация подошла к воз­можности выработки общечеловеческих ценностей, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловече­ские ценности отражают духовный опыт всего че­ловечества и создают условия для реализации об­щечеловеческих интересов (т. е. универсальных по­требностей людей, присущих им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классо­вых или иных различий). Общечеловеческие ценнос­ти приобретают приоритет по отношению к группо­вым ценностям, обеспечивая полноценное существо­вание и развитие каждой отдельной личности.

Важным элементом духовного мира человека яв­ляется его мировоззрение , под которым понимаютсо­вокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы. Субъектами (носителями) того или иного мировоззрения выступа­ют отдельные люди, группы людей и общество в це­лом.

Характер мировоззрения определяется уровнем исторического развития общества, состоянием его культуры, поэтому мировоззрение средневекового человека так отличается от современного. Однако мировоззрение людей, даже живущих в одном и том же обществе, различно. Это зависит и от их личных качеств, и от условий формирования мировоззрения, и от принадлежности к различным социальным груп­пам.

Выделяют несколько типов мировоззрения:

1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жиз­ненных обстоятельств;

2) религиозное , в основе которого лежат религиоз­ные взгляды, представления и убеждения человека;

3) научное, которое опирается на достижения сов­ременной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

4) гуманистическое, объединяющее лучшие сторо­ны научного мировоззрения с представлениями о со­циальной справедливости, экологической безопас­ности и нравственном идеале.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в обще­ство, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

ПОЗНАНИЕ

Примерные вопросы

1. Познание мира. Чувственное и рациональное по­знание. Интуиция.

2. Истина и заблуждение. Критерии истины.

3. Научное познание.

4. Особенности социального познания. Социальное прогнозирование.

5. Развитие знаний о человеке.

    Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция

Познание можно определить как процесс деятель­ности человека, основным содержанием которого яв­ляется отражение объективной реальности в его со­знании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолиро­ванным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

В процессе познания всегда присутствуют две сто­роны: субъект познания и объект познания. В узком смысле^под субъектом познания обычно подразуме­вают познающего человека, наделенного волей и со­знанием, в широком - все общество. Объектом по­знания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо - в широком смысле - весь окружа­ющий мир в тех границах, в которых с ним взаимо­действуют отдельные люди и общество в целом. Так­же объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объек­том познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Самопознание пред­ставляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку. Про­цесс анализа субъектом своего сознания и своего от­ношения к жизни называют рефлексией. Рефлексия представляет собой не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как дру­гие знают и понимают «рефлексирующего», его лич­ностные особенности, эмоциональные реакции и ког­нитивные (т. е. связанные с познанием) представле­ния.

Существуют две ступени познавательной деятель­ности. На первой, которая называется чувственным (или сенситивным) познанием (от нем. sensitiv- воспринимаемый чувствами), человек получает ин­формацию о предметах и явлениях окружающего ми­ра с помощью органов чувств. Тремя основными фор­мами чувственного познания являются:

а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающе­го мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта по­знания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым эта­пом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску;

в) представление - такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что по­зволяет воспроизводить его мысленно даже в том слу­чае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Представление не имеет непосредственной связи с отражаемым предметом и является продук­том памяти (т. е. способности человека воспроизво­дить образы предметов, в данный момент на него не действующих). Различают память иконическую (зре-ниe) и эхоническую (слух). По времени удерживае­мой в мозгу информации память подразделяется на долговременную и кратковременную. Долговремен­ная память обеспечивает продолжительное (часы, го­ды, а иногда и десятилетия) удержание знаний, уме­ний, навыков и характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фикса­ции, как правило, является повторение, которое осу­ществляется на уровне памяти кратковременной. Кратковр еменная память, в свою очередь, обеспечи­вает оперативное удержание и преобразование дан­ных, непосредственно поступающих от органов чувств.

Роль чувственного познания действительности в обеспечении всего процесса познания велика и про­является в том, что:

1) органы чувств являются единственным кана­лом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;

2) без органов чувств человек не способен ни к по­знанию, ни к мышлению вообще;

3) потеря даже части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания, хотя и не исключает его (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индиви­да концентрировать свое внимание и т. п.);

4) органы чувств дают тот минимум первичной ин­формации, который оказывается необходимым и до-статочным для того, чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон.

Однако сенситивное познание имеет и некоторые существенные недостатки, важнейшим из которых является известная физиологическая ограничен­ность органов чувств человека: многие объективно существующие предметы (например, атомы) не могут непосредственно отражаться в органах чувств. Чув­ственная картина мира необходима, но она недо­статочна для глубокого, всестороннего познания мира. Поэтому второй ступенью познавательной де­ятельности является рациональное познание (от лат. ratio- разум).

На этом этапе познания, опираясь на данные, по­лученные в результате непосредственного взаимодей­ствия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и пред­принимается попытка постичь сущность познавае­мых предметов и явлений. Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умо­заключения.

Понятие представляет собой форму (вид) мыс­ли, которая отражает общие и существенные при­знаки познаваемых предметов или явлений. Один и тот же объект может выступать и в форме чувствен­ного представления, и в форме понятия. По степени общности понятия могут быть менее общими, более общими и предельно общими. В научном познании также выделяют понятия частнонаучные, общенауч­ные и всеобщие, т. е. философские. По отношению к действительности (по глубине ее отражения, осмыс­лению и направленности) ученые-философы выделя­ют четыре класса понятий:

1) понятия, отражающие общее в предметах;

2) понятия, охватывающие существенные призна­ки предметов;

3) понятия, раскрывающие смысл и значение предметов;

4) понятия-идеи.

Следующей формой рационального познания яв­ляется суждение. Суждение представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Вы­сказывая суждение, человек пользуется понятиями, которые, в свою очередь, являются элементами суж­дения. Хотя суждение находит свое выражение толь­ко в языке, оно не зависит от конкретного языка и может быть выражено различными предложениями одного и того же языка или разных языков.

Получение новых суждений на основе уже име­ющихся с помощью использования законов логиче­ского мышления называется умозаключением. Умо­заключения подразделяются на дедуктивные и ин­дуктивные. Название «дедуктивное» происходит от латинского слова deductio(выведение). Дедуктивное умозаключение представляет собой цепь рассужде­ний, звенья которой (высказывания) связаны отно­шениями логического следования от общих утверж­дений к частным. В отличие от них индуктивные умозаключения (от лат.inductio- наведение) распо­лагаются в цепи в последовательности от частных к общим. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» некоторую мысль из других мыслей, в то время как индуктивные умозаключения лишь «наво­дят» на мысль.

Рациональное познание тесно связано с отобра­жаемой действительностью, т. е. с чувственным по­знанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в сознании в форме образов, результаты рациональ­ного познания закрепляются в знаковых формах (системах) или в языке. Рациональное познание об­ладает способностью к отражению существенного в предметах, в то время как в результате познания сен­ситивного существенное в предмете или явлении не отграничивается от несущественного. При помощи рационального познания происходит процесс конст­руирования понятий-идей, которые затем воплоща­ются в реальную действительность.

Однако, хотя чувственное и рациональное позна­ния играют огромную роль в получении нового зна­ния, тем не менее во многих случаях их бывает недо­статочно для решения каких-либо (и прежде всего научных) проблем. И тогда важную роль в этом про­цессе приобретает интуиция.

Интуиция представляет собой способность чело­века к постижению истины путем ее прямого усвое­ния без обоснования с помощью каких-либо дока­зательств. Интуиция -это специфический позна­вательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию. Распространенность, всеобщность интуиции подтверждена многочисленными наблюде­ниями над людьми как в повседневных условиях, так и в нестандартных ситуациях, в которых, обладая ограниченным количеством информации, они осу­ществляют правильный выбор своих действий, как бы предчувствуя, что нужно поступать именно так, а не иначе.

Интуитивная способность человека характеризу­ется следующими чертами:

1) неожиданностью решения поставленной зада­чи;

2) неосознанностью путей и средств ее разреше­ния;

3) непосредственным характером постижения ис­тины.

У разных людей интуиция может иметь разную степень удаленности от сознания, быть специфичной по содержанию, характеру результата, глубине про­никновения в сущность явления или процесса. Инту­итивная работа мышления происходит в подсозна тельной сфере, иногда - в состоянии сна. Интуицию не стоит переоценивать, как не стоит и игнорировать ее роль в процессе познания. Чувственное познание рациональное познание и интуиция - это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания.

    Истина и заблуждение. Критерии истины

Сущностью процесса познания является получе­ние как можно более объективного, полного и точ­ного знания об окружающем мире. Различные фило­софские школы по-разному отвечали на вопрос о воз­можности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достовер­ные знания невозможно, эмпирики - что это можно сделать только при помощи ощущений, а рациона­листы утверждали, что критерием истины может быть только разум.

В истории философии существуют различные определения понятия «истина». Классическим счи­тается определение, согласно которому истина есть соответствие мыслей человека окружающей действи­тельности. В современной науке наиболее часто упо­требляемым определением является следующее: истина - это соответствие полученных знаний со­держанию объекта познания.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны.

Объективная_сторона показывает нам истину в той ее части, соде£жание которой от нас не зависит, по­скольку оно существует в объективной реальности. Объективная сторона истины является предпосыл­кой такой ее черты, как конкретность. Конкретность истины - это зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.

Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, посколь­ку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в кото­ром непосредственное участие принимает сознание последнего.

Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют пол­ное, неизменное, раз и навсегда установленное зна­ние о каком-либо предмете или явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относитель­ной истиной (или истинами), представляющей собой неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек (челове­чество) на данном этапе своего развития.

Практически любая истина по своему содержанию объективна, а по форме - относительна.

Философы выделяют несколько видов истины: обы­денную (повседневную), научную (которая, в свою оче­редь, подразделяется на истину в области математики, физики, биологии, химии, истории и т. д.), нравствен­ную, художественную и др. Иначе говоря, виды исти­ны соответствуют видам знания.

Движущей силой процесса познания, а также кри­терием истины является практика. Практика пред­ставляет собой активную деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром. Она характеризуется следующими чертами:

а) целенаправленностью;

б) предметно-чувственным характером;

в) преобразованием окружающей действительно­сти.

Целенаправленность проявляется в создании людь­ми некоторых идеальных моделей, которые они впо­следствии стремятся воплотить в окружающей дейст­вительности. Предметно-чувственный характер от­ражает тот факт, что в процессе практики человек непосредственно сталкивается с материальными пред. метами окружающего мира (в отличие, например, от мыслительной, духовной деятельности, в рамках которой такого контакта не происходит). И, как следст­вие, преобразует, изменяет эти предметы. Различают множество видов практики:

а) общественно-производственная (промышленное и сельскохозяйственное производство; изготовление продуктов потребления и средств производства);

б) социально-политическая (создание государства, формирование партий, реформы социальных струк­тур и органов управления, революционные движе­ния, забастовки и т. п.);

в) научно-экспериментаторская (социальный, фи­зический, химический, генетический и другие виды эксперимента);

г) врачебная, или медицинская (хирургическая, стоматологическая, терапевтическая и т. д.);

д) семейно-бытовая, или повседневно-хозяйствен­ная (строительство и ремонт жилья, садоводство, приготовление пищи и т. д.).

Эти формы практики являются основными, по­скольку они охватывают самые важные сферы жиз­недеятельности человека. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответ­ствующую именно ему форму практики.

Существуют и иные классификации.

По полученным результатам различают практику созидательную (конструктивную) и разрушитель­ную (деструктивную). По содержанию и назначению практика бывает стандартизованной (стереотипно-механической), сопряженной с многократным вос­произведением одного и того же результата, и поис­ковой, нацеленной на получение новой, познаватель­ной информации. В зависимости от субъекта деятель­ности практика подразделяется на индивидуальную, микрогрупповую, практику социального слоя, клас-са, нации (народности), государства, общества. Лю-

бая практика всегда имеет социальный (обществен­ный) характер.

В процессе практики изменяется не только окру­жающая человека действительность, но и сам инди­вид. Практика воздействует на его органы чувств, со­знание, мышление. Происходит взаимообогащние индивида, общества и природы.

Но практика противоречива в отношении характе­ра результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения. Заблуждением называют непреднамеренное несоответствие каких-либо сужде­ний или понятий познаваемому объекту. Заблужде­ние -это ложное знание, принимаемое за истин­ное. Роль заблуждений в познании неоднозначна. С одной стороны,- заблуждение уводит познающего в сторону от истины, мешает познанию. Но с другой стороны, оно может способствовать созданию проб­лемных ситуаций, служащих толчком для дальней­шего изучения действительности.

Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности, формально-логический, кото­рый применяется в тех условиях, когда нет возмож­ности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуж­дениях).

Процесс открытия истины - долгий процесс. Ис­тины могут формироваться десятилетиями и даже столетиями. Фактически истина есть процесс, она находится в постоянном развитии. Вместе с ней раз­вивается и практика, которая, несмотря ни на что, все-таки остается наиболее надежным критерием установления истины.

    Научное познание

Сегодня наука является основной формой челове­ческого познания. В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и пред метно-практическрй деятельности ученого. Общие правила данного процесса, которые иногда называют методом Декарта, можно сформулировать следу. ющим образом:

1) ничего нельзя принимать за истинное, пока оно не представляется ясным и отчетливым;

2) трудные вопросы необходимо делить на столько частей, сколько нужно для разрешения;

3) начинать исследование надо с самых простых и удобных для познания вещей и постепенно перехо­дить к познанию вещей трудных и сложных;

4) ученый должен останавливаться на всех подроб­ностях, на все обращать внимание: он должен быть уверен, что ничего не пропустил.

Выделяют два уровня научного познания: эмпири­ческий и теоретический. Главной задачей эмпириче­ского уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемо­го знания - эмпирический (научный) факт. На те­оретическом уровне происходит объяснение изучае­мых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в кото­рых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Основными принципами научного познания явля­ются:

1. Принцип причинности.

Содержание этого принципа может быть передано известным высказыванием древнегреческого филосо­фа Демокрита: «Ни одна вещь не возникает беспри­чинно, но все возникает на каком-нибудь основании в силу необходимости». Принцип причинности озна­чает, что возникновение любых материальных объ­ектов и систем имеет некоторые основания в пред­шествующих состояниях материи: эти основания называются причинами, а вызываемые ими измене­ния - следствиями. Все в мире связано друг с другом причинно-следственными связями, и задача науки - установить эти связи.

2 Принцип истинности научного знания Истиной называется соответствие полученных знании содержанию объекта познания. Истина проверяется (доказывается) практикой. Если научная теория подтверждена практикой, следовательно ее можно признать истинной.

3. Принцип относительности научного знания Согласно этому принципу любое научное знание всегда относительно и ограничено познавательными возможностями людей в данный момент времени. По­этому задача ученого состоит не только в том, чтобы познать истину, но и в том, чтобы установить границы соответствия полученного им знания действительнос­ти - так называемый интервал адекватности, Основными методами, используемыми в процессе - эмпирического познания, являются метод наблюде­ния, метод эмпирического описания и метод экспе­римента.

Наблюдение представляет собой целенаправлен­ное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблю­дение опирается на такие формы чувственного позна­ния, как ощущение, восприятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описа­ние, в процессе которого полученные сведения фик­сируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах. Особое место среди вышеперечис-ленных методов занимает метод эксперимента. Экспериментом называется такой метод изучения явле­ний, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимос­ти воссоздаваться и контролироваться субъектом по­знания (ученым).

Выделяются следующие виды эксперимента: 1) исследовательский (поисковый) эксперимент, который направлен на обнаружение новых, неизве ных науке явлений или свойств предметов;

2) проверочный (контрольный) эксперимент, в хо-де которого осуществляется проверка каких-либо те оретических предположений или гипотез;

3) физический, химический, биологический, со циальный эксперименты и др.

Особым видом эксперимента считается мысли­тельный эксперимент. В процессе такого экспери­мента заданные условия являются воображаемыми но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объ­ектами познания, а их мыслительными образами или теоретическими моделями. На этом основании дан­ный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания. Мож­но сказать, что он является как бы связующим звеном между двумя уровнями научного познания - теоре­тическим и эмпирическим.

Из других методов, относящихся к теоретическо­му уровню научного познания, можно выделить ме­тод гипотезы, а также формулирование научной те­ории.

Сущностью метода гипотезы является выдвиже­ние и обоснование некоторых предположений, с по­мощью которых можно дать объяснение тем эмпири­ческим фактам, которые не укладываются в рамки прежних объяснений. Целью проверки гипотезы яв­ляется формулирование законов, принципов или те­орий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называются объяснительными. На­ряду с ними существуют так называемые экзистен­циальные гипотезы, представляющие собой предпо­ложения о существовании таких явлений, которые еще неизвестны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (примером такой гипотезы может служить предположение о существовании еще не открытых элементов периодической таблицы Д. И. Менделе­ева).

На основе проверки гипотез происходит постро­ение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окру­жающего мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная теория помимо описатель­ной функции выполняет еще и функцию прогности­ческую: она помогает определить направление даль­нейшего развития общества, происходящих в нем яв­лений и процессов.

    Особенности социального познания. Социальное прогнозирование

Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого являет­ся отражение объективной реальности в его созна­нии, а результатом -получение нового знания об окружающем мире.

Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности явля­ется совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов - субъ­ектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных, часто противополож­ных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений.

Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Фактом называется фраг­мент уже состоявшейся действительности. Разли­чают три вида социальных фактов:

1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;

2) продукты материальной или духовной деятель­ности людей;

3) словесные социальные факты: мнения, сужде­ния, оценки людей.

Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследо­вателя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.

Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Однако уста­новить ее в процессе социального познания нелегко, потому что:

1) объект познания, а им является общество, до­статочно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают вли-яние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогич­ные исторические события и явления никогда полно­стью не повторяются;

2) ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как экспери­мент, т. е. воспроизведение изучаемого социально­го явления по желанию исследователя практически невозможно. Социальный эксперимент носит конк­ретно-исторический характер и может приводить в разных обществах к разным (зачастую прямо проти­воположным) результатам. Поэтому наиболее рас­пространенным методом социального исследования является научная абстракция.

Главным источником получения знаний об обще­стве является социальная действительность, практи­ка. Поскольку общественная жизнь изменяется до­статочно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относитель­ных истин.

Понять и правильно описать происходящие в обще­стве процессы, открыть законы общественного разви-

тия можно только при использовании конкретно-ис- торического подхода к социальным явлениям. Основ­ными требованиями данного подхода являются:

1) изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;

2) рассмотрение социальных явлений в их взаимо­связи и взаимодействии друг с другом;

3) анализ интересов и действий всех субъектов ис­торического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).

Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об откры­тии исторических закономерностей. Исторически­ми закономерностями называются общие черты, которые присущи определенной группе историче­ских явлений. Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный историче­ский период и составляет сущность конкретно-исто­рического подхода и в конечном итоге является од­ной из целей социального познания.

Другой целью социального познания является со­циальное прогнозирование, т. е. получение знаний о будущем общества, о том, чего еще нет в действи­тельности, но что потенциально содержится в на­стоящем в виде объективных и субъективных пред­посылок ожидаемого хода развития.

Современная наука насчитывает около 200 науч­ных методов, специальных методик, логических и технических средств социального познания, из кото­рых основными являются пять:

1) экстраполяция;

2) историческая аналогия;

3) компьютерное моделирование;

4) создание сценариев будущего;

5) экспертная оценка.

В зависимости от содержания и назначения соци­альных прогнозов выделяют четыре их основных ти­па (вида): поисковые, нормативные, аналитические прогнозы-предостережения.

Поисковые прогнозы (иногда их называют изыс­кательскими или реалистическими), отправляясь от реалистических оценок существующих в данное вре­мя тенденций развития в различных сферах общест­венной жизни, составляются непосредственно для того, чтобы выявить, каким может быть будущее. Нормативные прогнозы, ориентированные на дости­жение в будущем определенных целей, содержат раз­личные практические рекомендации для осуществле­ния соответствующих планов и программ развития. Аналитические прогнозы, как правило, делаются для того, чтобы в научных целях определить позна­вательную ценность различных методов и средств ис­следования будущего. Прогнозы-предостережения составляются для непосредственного воздействия на сознание и поведение людей с целью заставить их предотвратить предполагаемое будущее. Конечно, различия между этими основными типами прогнозов условны: в одном и том же конкретном социальном прогнозе могут содержаться признаки нескольких видов.

Социальное прогнозирование не претендует на абсолютно точное и полное знание будущего: даже тщательно выверенные и взвешенные прогнозы оп­равдываются лишь с определенной степенью досто­верности. Степень этой достоверности зависит от не­скольких факторов:

а) от того, в отношении какого будущего делается прогноз - близкого (20-30 лет), обозримого (боль­шая часть следующего столетия) или отдаленного (за указанными пределами). В первом случае возмож­но получение весьма достоверных прогнозов; во вто­ром - преобладают знания правдоподобные; в тре­тьем - сугубо гипотетические предположения;

б) от того, насколько даваемый прогноз обоснован знанием соответствующих закономерностей: нена­дежность прогноза тем больше, чем чаще при его по­строении приходится прибегать к гипотезам о зако-нах вместо самих законов;

в) от того, насколько системно дается прогноз, на­сколько он учитывает всю сложность прогнозируемо­го состояния общества или отдельного его элемента.

Таким образом, социальное прогнозирование мож­но определить как комплексное междисциплинарное исследование перспектив развития человеческого об­щества.

    Развитие знаний о человеке

Поиски ответа на вопрос о том, как и когда про­изошел человек, каково его место в окружающем ми­ре, имеют длительную историю.

В первобытных формах религии предками челове­ка считались растения или животные. Позднее рели­гиозные учения объясняли появление человека на Земле волей Бога. В XIXв. Ч. Дарвин создал эволю­ционную теорию происхождения человека, которая стала основой современной научной теории антропо­генеза. Согласно ей, человек произошел от обезьяно­подобного предка. Однако данная теория до сих пор вызывает ожесточенные споры в научных кругах.

Что же касается философского анализа антрополо­гической проблематики, то ее основы также были за­ложены в древнейшие времена, прежде всего в фи­лософских учениях Востока. Так, древнеиндийская философия рассматривала человека как существо, способное приобщаться к высшим внеличностным ценностям, а смыслом человеческой жизни называла следование законам, установленным свыше (в част­ности, бесконечному процессу перерождений). В древ­некитайской философии окружающий мир и человек понимались как одно целое, как единый живой орга низм, в котором все взаимообусловлено и взаимосвяза­но. Смыслом жизни древние китайцы считали стрем­ление к гармонии, к совершенству внутреннего мира человека.

Философская антропология получила дальнейшее развитие в Древней Греции. Древнегреческая фило­софия отводила человеку высшее место во всем мире, во Вселенной. Сам человек рассматривался как мик­рокосм, отражающий в себе окружающий мир (мак­рокосм). Полагалось, что человек должен строить свое бытие в соответствии с божественной гармонией, с космическим разумом. Именно как микрокосм, как божественное творение рассматривался человек и по­зднее - в христианском учении. Средневековые те­ологи доказывали, что человек создан Богом, несет на себе отпечаток божественной сущности, в нем во­площено божественное начало.

Европейская философия нового времени способст­вовала появлению нового взгляда на человека - че­ловек стал рассматриваться как продукт природных и социальных сил. Критикуя теологические концеп­ции происхождения человека, некоторые философы утверждали, что среда представляет собой единствен­ный фактор, влияющий на формирование человека.

Немецкая классическая философия продолжила развитие позиции, согласно которой человек пони­мался как «мера всех вещей». Ее представители счи­тали, что человек не пассивный, а активный субъект, наделенный разумом и свободой, и должен играть активную роль в окружающем его мире, а также в познании этого мира. И. Кант «ввел» человека в фи­лософию в качестве центрального познающего субъ­екта. Все интересы человеческого разума Кант объ­единял в трех вопросах: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться? Таким образом, Кантом был заложен фундамент современ­ной философской антропологии. Другой немецкий философ этого времени - Г. Ф. В. Гегель - полагал, что главной способностью человека следует признать его способность познавать самого себя, что самопо­знание является высшей ступенью развития духа. Именно Гегель выразил при помощи триады «чело­век - индивид - личность» процесс развития от­дельного субъекта.

Марксистская концепция человека также считала его существом общественным. Маркс подчеркивал ту огромную роль, которую оказывает на процесс разви­тия и становления человека его трудовая деятель­ность, а также окружающая его среда. Подобная оценка человека как существа активного, деятельно­го, как субъекта трудовой деятельности и процесса познания, а впоследствии и всего исторического про­цесса в целом являлась характерной для европейской философии конца XIXв.

В философии XXстолетия проблема человека мо­жет быть названа центральной. Антропологическое знание этого времени характеризуется несколькими особенностями. Во-первых, важное место в нем зани­мает проблема постижения внутреннего, духовного мира человека, логики его развития, а также при­чин, предопределяющих процесс самосовершенство­вания человека, творения им своего бытия. Во-вто­рых, современные философы обращают внимание на крайне скудный набор инстинктов, которыми чело­век наделен природой. Они называют человека «не­специализированным существом» и полагают, что именно слабая оснащенность его инстинктами, кото­рые предопределяют жесткость поведения живот­ных, дает человеку свободу выбора той или иной сфе­ры деятельности. В-третьих, современная антропо­логия пытается решить проблему противоречия понятий «общечеловеческое» и «индивидуальное» путем введения в научный оборот понятия «общеин­дивидуальное». Она рассматривает общечеловече­ские ценности в неотрывной связи с действительны­ми ценностями каждого отдельного человека, спра ведливо полагая, что только когда гарантируются права, интересы каждого человека, можно вести речь и о реализации общечеловеческих ценностей.

Не вдаваясь в подробный анализ, обозначим четыре направления философии человека XXв., которые могут быть охарактеризованы как наиболее значи-тельные:

1. Психоаналитическое (3. Фрейд, Э. Фромм);

2. Философская антропология (М. Шеллер, А Ге лен);

3. Экзистенциальное (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сарти А. Камю);

4. Католическое (Г. Марсель, Ж. Маритен, Иоанн-Павел II, Тейяр-де-Шарден).

Разнообразие существующих подходов и философ­ских течений, занимающихся рассмотрением вопро­сов, связанных с жизнью и предназначением челове­ка и его места в окружающем мире, указывают как на сложность вышеперечисленных проблем, так и на неослабевающее внимание к ним.