«анатомия раскола» (2002). Общественное объединение "за культурно-языковое равноправие" Филаретовский раскол

15 февраля 1989 г.
В Киеве создается «Комитет по возрождению Украинской автокефальной православной церкви», состоящий из столичных культурологов.

19 августа 1989 г.
Во Львове приход апп. Петра и Павла объявляет себя автокефальным. Митрополит Львовский Никодим запрещает в священнослужении настоятеля храма протоиерея Владимира Ярему. После этого автокефалы обращаются за поддержкой к проуниатски и националистически настроенным депутатам и политическим движениям.
13 сентября 1989 г.
Священный Синод Русской Православной Церкви рассмотрел жалобы епископа Житомирского Иоанна (Боднарчука) об ухудшении здоровья и уволил его на покой с назначением ему персональной пенсии на лечение.

3 октября 1989 г.
Заштатный епископ Иоанн (Боднарчук) просит Священный Синод РПЦ возвратить его на кафедру, заявив, что совершенно здоров.

20 октября 1989 г.
Во львовской церкви апп. Петра и Павла состоялся «собор священников» УАПЦ. «Собор» обратился к заштатному епископу Иоанну (Боднарчуку) с просьбой взять под свою опеку УАПЦ и возглавить ее.

22 октября 1989 г.
Епископ Иоанн (Боднарчук), вопреки церковным канонам совершил на территории Львовской епархии в церкви свв. Петра и Павла литургию, рукоположил диакона и объявил об образовании «Украинской автокефальной апостольской церкви греко-украинского обряда», а себя назвал ее «первоиерархом».

14 ноября 1989 г.
Священный Синод Русской Православной Церкви рассмотрел дело епископа Иоанна (Боднарчука) и лишил его священного сана. Учиненный им раскол в Церкви Священный Синод, согласно церковным канонам, квалифицировал как тяжкий грех, который, по учению святых отцов, если останется нераскаянным, не смывается даже мученической кровью. Синод напомнил, что в случае совершения Боднарчуком новых священнодействий, все они считаются недействительными, хиротонии - безблагодатными, церковные распоряжения - незаконными.

24 марта 1990 г.
В Болехове Ивано-Франковской области бывший епископ Иоанн (Боднарчук) совершил первую епископскую псевдохиротонию. Помимо Боднарчука, в совершении «хиротонии» учавствовал лишенный диаконского сана бывший клирик Тульской епархии Виктор Владимирович Чекалин, именовавший себя «епископом истинно православной церкви» Викентием (в действительности - уголовник, аферист, впоследствии разыскиваемым ИНТЕРПОЛом).

3 мая 1990 г.
Кончина Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Местоблюстителем Патриаршего Престола избран митрополит Киевский Филарета.

5-6 июня 1990 г.
В Киеве состоялся Всеукраинский «собор» УАПЦ. На «соборе» принят устав УАПЦ. Иоанн (Боднарчук) поставлен «митрополитом Львовским и Галицким» и избран «местоблюстителем патриаршего престола». «Патриархом Киевским и всея Украины» избран Мстислав (Скрыпник), проживавший в США и возглавлявший УАПЦ за границей (эта «церковная» группа наследников лыпкивцев и поликарповцев была осуждена Собором Русской Православной Церкви в 1942 г. и осталась не признанной во всем православном мире). «Всеукраинский собор» руководствовался не канонами Православной Церкви, а так называемыми «лыпкивскими канонами», принятыми в 1921г. таким же «Всеукраинским Собором».

Июнь 1990 г.
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви митрополит Филарет, несмотря на свой статус Местоблюстителя Патриаршего Престола и поддержку А.Лукьянова, не был избран новым Патриархом Русской Православной Церкви. Он проиграл выборы не только новому Святейшему Патриарху Алексию II, но и набрал намного меньше голосов, чем митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан), что свидетельствовало о полном падении авторитета владыки Филарета среди верующих Украины.

31 августа 1990 г.
«Первоиерарх» УАПЦ Иоанн (Боднарчук) своим указом назначает «епископа» Владимира (Романюка) «викарием Киевской епархии УАПЦ».

2 октября 1990 г.
Постановлением Совета по делам религий при Совете Министров УССР зарегистрирован «Устав об управлении Украинской автокефальной православной церкви».

20 октября 1990 г.
Первое прибытие в Украину из США «патриарха» УАПЦ Мстислава (Скрыпника).

25-27 октября 1990 г.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви преобразовал Украинский Экзархат в Украинскую Православную Церковь и даровал ей независимость и самостоятельность в управлении.

28 октября 1990 г.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в кафедральном соборе Киевских митрополитов - Святой Софии, вручил Украинской Православной Церкви Томос о независимости и самостоятельности в управлении. Пребывание в Киеве Предстоятеля Русской Православной Церкви было омрачено провокациями сепаратистов, униатов и автокефалистов, избивших православных верующих на Софиевской площади.

22-23 ноября 1990 г.
В Киеве состоялся Поместный Собор Украинской Православной Церкви, на котором была принята новая редакция Устава об управлении Украинской Православной Церкви. Собор осудил деструктивные действия униатов и автокефалистов. Предстоятелем Украинской Православной Церкви был избран занимавший Киевскую кафедру митрополит Филарет (Денисенко).

1 декабря 1990 г.
Состоялся «собор епископов» УАПЦ. Управляющим делами «патриаршей» канцелярии назначен «епископ» Антоний (Масендич).

Август-сентября 1991 г.
В периодических изданиях Москвы и Киева появляются разоблачительные публикации о связях некоторых иерархов Русской Православной Церкви с КГБ. Филарет был разоблачен как агент КГБ с кличкой «товарищ Антонов», а также как нарушитель монашеских обетов, который содержит жену и детей. Тем временем Филарет начинает церковно-административное преследование епископов, не согласных с его методами руководства.

1-3 октября 1991 г.
Митрополит Филарет созывает православных епископов в Киев и распространяет документ-обращение к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой о даровании Украинской Православной Церкви автокефалии. Не сумев стать Патриархом Московским, митрополит Филарет решил стать «Патриархом» Киевским.

Октябрь 1991 г.
Выступая в Киеве на пресс-конференции, будущий Вселенский Патриарх Варфоломей резко осуждает украинских автокефалистов, именуя их сообщество богоотступным расколом.

Осень 1991 г.
Митрополит Филарет создает предвыборный фонд поддержки Л.Кравчука, в который перечисляет сотни тысяч рублей церковных денег. Это вызывает громкий политический скандал в Украине. Деятельность фонда срочно сворачивается.

Декабрь 1991 г.
Брожение и недовольство правлением митрополита Филарета усиливается. В Московскую Патриархию из разных епархий стали поступать телеграммы и протоколы приходских собраний с просьбой оставить их приходы в юрисдикции Московского Патриарха.

20 января 1992 г.
26 народных депутатов Украины (О.Шевченко, В.Чорновол, С.Головатый и др.), опубликовали «Депутатское заявление», в котором выдвинули требование к митрополиту Филарету оставить занимаемый им пост Предстоятеля Украинской Православной Церкви, указывая, что разоблаченный сотрудник КГБ, нарушивший обеты монашества, не может руководить возрождением Православия в Украине.

7 февраля 1992 г.
В Мюнхене состоялась встреча членов высшего управления УАПЦ в Германии, возглавлявшаяся «митрополитом Парижским и Западноевропейским» Анатолием (Дублянским) с делегацией УАПЦ, прибывшей из Украины во главе с «архиепископом» Антонием (Масендичем).

23 февраля 1992 г.
Митрополит Филарет принимает решение о смещении с кафедр авторитетных украинских иерархов - епископов Онуфрия, Сергия и Алипия. Православные епархии и приходы начинают акции протеста против митрополита Филарета. Во многих приходах УПЦ митрополита Филарета перестали поминать за богослужениями.

Февраль 1992 г.
За отказ братии Киево-Печерской Лавры поставить подписи в поддержку автокефалии, митрополитом Филаретом был смещен с должности наместника архимандрит Елевферий (Диденко).

Февраль 1992 г.
Святейший Патриарх Алексий II направил митрополиту Филарету телеграмму, предлагая, в связи с опасным развитием церковных событий в некоторых областях Украины, до заседания Священного Синода (18-19 февраля) «воздержаться от любых канонических прещений».

17 февраля 1992 г.
От митрополита Филарета в адрес Святейшего Патриарха Алексия II поступило две телеграммы. В первой он просил «не принимать» в Священном Синоде Русской Православной Церкви «никаких постановлений, касающихся внутренней жизни Украинской Православной Церкви», а во второй заявил о том, что не приедет на заседание Синода по причине болезни. Это было явное игнорирование действий священноначалия кириархальной Церкви, направленных на разрешение тяжелого кризиса.

29 февраля 1992 г.
«Первоиерарх» УАПЦ Иоанн (Боднарчук) изгоняется из нее «собором» автокефальных «епископов» за то, что «запретил в священнослужении» Владимира Ярему и некоторых других «священников».

31 марта-5 апреля 1992 г.
Состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. На обсуждение вопроса Украинской Православной Церкви не могли не повлиять многочисленные делегации верующих из разных епархий Украины, протестовавших против автокефалии. Архиепископ Виленский Хризостом, выступив первым, поддержал принципиальную необходимость предоставления Украинской Православной Церкви автокефалии, но счел нецелесообразным делать это в настоящий момент потому, что своими необдуманными действиями митрополит Филарет внес разлад в церковную жизнь Украины. По словам владыки Хризостома, митрополит Филарет, 25 лет возглавлявший Украинский Экзархат и получивший в последние годы большую самостоятельность, не предусмотрел возможности автокефального раскола и возрождения униатства, «и сегодня дарование автокефалии не приведет к единству, а будет лишь поражением Православия и расколом». Ряд украинских епископов выступили с предложением рассмотреть вопрос о смене Предстоятеля Украинской Православной Церкви, «так как владыка Филарет (Денисенко) не соответствует требованиям, предъявляемым к личности, способной объединить вокруг себя всех православных клириков и мирян в Украине». Подводя итог заседаний, Святейший Патриарх Алексий II cказал: «…Все мы в ответе за то, что происходит в Украине, но с Предстоятеля Украинской Православной Церкви спрос особый. Мы просим владыку Филарета ради блага Православия в Украине, ради нашего единства, во имя спасения Церкви в Украине уйти со своего поста и предоставить епископам Украины возможность выбрать нового Предстоятеля». На этом Соборе митрополит Филарет, стоя перед Крестом и Евангелием, заверил архипастырей, что «во имя мира церковного он подаст прошение на предстоящем Архиерейском Соборе Украинской Православеной Церкви об освобождении его от обязанностей ее Предстоятеля». При вторичном подтверждении своего решения он сказал: «Мы же христиане и если мы говорим да, то да…».

14 апреля 1992 г.
Прибыв в Украину, митрополит Филарет отказался от своих обещаний и провел пресс-конференцию, на которой обвинил Архиерейский Собор в давлении на него, заявил, что на Соборе он был «как на Голгофе», и сообщил, что обещание его уйти с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви было сделано по дипломатическим соображениям и что он будет возглавлять Украинскую Православную Церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию».

29 апреля 1992 г.
В Киеве состоялся «синод епископов» УАПЦ во главе с «патриархом» Мстиславом (Скрыпником), принявший решение об исключении «митрополита» Иоанна (Боднарчука) из состава «епископата» УАПЦ.

30 апреля 1992 г.
В Житомире прошло собрание православных епископов, монашествующих и мирян, на котором было выражено недоверие митрополиту Филарету. Его отказ исполнить обещание уйти с поста Предстоятеля было квалифицировано как клятвопреступление. Собрание заявило о созыве 11 мая Архиерейского Собора Украинской Православной церкви, на котором следует принять отставку митрополита с поста Предстоятеля согласно его заявлению об этом.

6-7 мая 1992 г.
В Москве состоялось расширенное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на которое митрополит Филарет не явился. Рассмотрев церковную ситуацию в Украине, Синод постановил: «1. Решительно осудить заявления митрополита Филарета по поводу Архиерейского Собора, ибо они не соответствуют истине и вводят в заблуждение паству. Квалифицировать их как хулу на соборный разум Церкви, действующий по водительству Святого Духа… 3. В связи с чрезвычайным положением, сложившимся в Украинской Православной Церкви, митрополиту Филарету запрещается в период до Архиерейского Собора Украинской Православной церкви действовать в качестве Предстоятеля, а именно: созывать Синод, рукополагать архиереев, издавать указы и обращения, касающиеся Украинской Православной Церкви. Исключением является созыв Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви для принятия его отставки и избрания нового Предстоятеля».

21 мая 1992 г.
Будучи заранее приглашенным, митрополит Филарет во второй раз откровенно проигнорировал заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Своим решением Синод поручил старейшему по хиротонии иерарху Украинской Православной Церкви, митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму, созвать Архиерейский Собор для избрания ее нового Предстоятеля.

26 мая 1992 г.
Предстоятель Матери-Церкви Святейший Патриарх Алексий II направил митрополиту Филарету телеграмму, в которой, взывая к его архипастырской и христианской совести, просил во имя блага церковного подчиниться каноническому священноначалию. В тот же день митрополит Филарет организовал в Киеве конференцию, в которой не присутствовал ни один архиерей.

27-28 мая 1992 г.
В Харькове состоялся Собор епископов Украинской Православной Церкви, по решению которого митрополит Филарет за преступления перед Церковью был смещен с Киевской кафедры и с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви, почислен за штат и запрещен в священнослужении. Собор избрал Предстоятелем УПЦ авторитетного иерарха митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана).

11 июня 1992 г.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви утвердил решения Харьковского Собора УПЦ и принял следующие постановления: «1.Извергнуть митрополита Филарета из сущего сана, лишить всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире; 2.Считать все рукоположения в священный сан, совершенные митрополитом Филаретом в запрещенном состоянии с 27 мая сего года, незаконными и недействительными; 3.Извергнуть из сана епископа Почаевского Иакова (Панчука) за соучастие в антиканонических действиях бывшего митрополита, лишив его всех степеней священства; 4.Настоящее решение по делу бывшего митрополита Филарета и бывшего епископа Иакова довести до сведения Предстоятелей Поместных Православных Церквей».

16 июня 1992 г.
Президиум Верховного Совета Украины выступил с незаконным заявлением, в котором он «не признал правомерным Харьковский собор УПЦ».

17 июня 1992 г.
Комиссия, назначенная Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви по принятию церковного имущества, не была допущена в здание Киевской Митрополии на ул.Пушкинской, 36 группой действующих под началом бывшего митрополита Филарета боевиков. Немотивированный отказ пропустить комиссию сопровождался применением грубой силы к ее членам.

Ночь с 18 на 19 июня 1992 г.
Организованное нападение на Киево-Печерскую Лавру с целью ее захвата. Налетчики, взломав дверь корпуса наместника, захватили наместника монастыря архимандрита Питирима и епископа Донецкого Иннокентия. Организатором и вдохновителем этой террористической акции являлся бывший митрополит Филарет. Исполнителем разбоя, по заключению начальника Печерского РОВД Б.Школьного, была организация «Украинская национальная самооборона».

20 июня 1992 г.
В Киев прибыл законный Предстоятель Украинской Православной Церкви, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан).

20 июня 1992 г.
Архиерейский Собор Украинской Православной церкви выступил с протестом против вмешательства во внутренние дела Церкви и просил Президиум Верховного Совета Украины не нарушать законов, принятых самим же парламентом Украины.

21 июня 1992 г.
В канцелярию УАПЦ на ул.Трехсвятительской, к руководителю украинских автокефалистов «митрополиту» Антонию (Масендичу), прибыли народные депутаты Зинченко, Скорик, Павлычко, Червоний, Поровский, а также будущий заместитель Председателя СБУ В.Бурлаков, сотрудник аппарата Президента Л.Кравчука Б.Тернопильский, и потребовали немедленно созвать «собор епископов УАПЦ» для приема в ее лоно Филарета вместе с церковной казной, зданием митрополии на Пушкинской и Владимирским собором. «Это приказ Президента!» - заявили они оторопевшему Масендичу.

22 июня 1992 г.
Масендич, не согласовав вопрос с «патриархом» Мстиславом, отправляет телеграммы автокефальным «епископам» с требованием срочно приехать в Киев, не сообщая о цели приезда.

25-26 июня 1992 г.
В Киеве, на Пушкинской, 36, в приемной Филарета, происходит собрание нескольких «епископов» УАПЦ, депутатов, обслуживающего персонала «митрополии», именуемое «объединительным собором двух церквей». Решением «собора» «упраздняются» обе «церкви», а все их имущество, финансы и средства объявляются собственностью вновь созданной организации, называемой УПЦ-Киевский патриархат. Ее руководителем «решено считать» «патриарха» УАПЦ Мстислава, «замом» - Филарета, управделами - Антония (Масендича). Управление новорожденной «церковью» передавалось созданной здесь же «Высшей церковной раде», в которую вошли и присутствовавшие депутаты Червоний, Поровский, Шевченко. Было объявлено, что церковная казна Украинской Православной Церкви в 4 млрд. рублей также становится собственностью новой организации. Часть «епископов» категорически отказалась участвовать в этой афере и покинула собрание (Николай Грох, Пантелеймон Романовский, Антоний Фиалко, которые впоследствии возвратились в Украинскую Православную Церковь, принося покаяние и приняв перерукоположение). Руководитель УАПЦ Мстислав узнал об «упразднении» своей «церкви» лишь на пятый день.

26 июня 1992 г.
В Трапезной Церкви Киево-Печерской Лавры начал работу Поместный Собор Украинской Православной Церкви. Собор обратился к Президенту Украины с просьбой в содействии возврату на законных основаниях помещений Киевской Митрополии и Владимирского кафедрального собора, силой удерживаемых наемными нецерковными группами.

30 июня 1992 г.
Состоялась поездка делегации УПЦ-КП в Константинополь. Состав делегации, - «заместитель патриарха митрополит» Филарет, «митрополит» Антоний (Масендич), «архимандрит» Валентин (Дажук), «игумен» Даниил (Чекалюк), депутат Верховного Совета Украины В.Червоний. После чего по УТ была распространена информация о их якобы возможном признании Вселенским Патриархом. Константинополь опроверг эту ложь.

1-10 июля 1992 г.
Визит в Киев из Савт Банд Брука (США) «патриарха» Мстислава (Скрыпника). Встреченный «архиепископом» Владимиром (Романюком), «архиепископом» Данилой (Ковальчуком) и «епископом» Иаковом (Панчуком), а также депутатами Верховного Совета Украины И.Драчем, О.Шевченко, Н.Поровским и другими, «патриарх» Мстислав был поселен в бывшем санатории ЦК КПУ в Пуще-Водице под Киевом. 2 июля Мстислав встречался с Президентом Украины Л.Кравчуком. К журналистам «патриарх» допущен не был.

18 августа 1992 г.
Иоанн (Боднарчук) обращается с покаянием к Священному Синоду Русской Православной Церкви. Свои раскольничьи действия он объясняет преследованиями его со стороны Филарета и его супруги Евгении Петровны Родионовой.

17 октября 1992 г.
Указами «патриарха» Мстислава, «митрополит» Антоний (Масендич) и «архиепископ» Владимир (Романюк), за самовольное вхождение в общие деяния с бывшим митрополитом Филаретом и принятие от него «архиерейского переосвящения», отлучены от УАПЦ.

20 октября 1992 г.
«Патриарх» Мстислав обратился к «епископату, духовенству и мирянам» УАПЦ с призывом не признавать «объединения». Решения так называемого «Всеукраинского Православного собора» 25-26 июня 1992 г. и руководства УПЦ-КП объявлены «необязательными к исполнению».

25 октября 1992 г.
В новом «Обращении» к верным УАПЦ, «патриарх» Мстислав определяет, что с самого начала «акт объединения» был фальшивым.

11-25 декабря 1992 г.
Последний визит «патриарха» Мстислава в Украину. Место остановки в г.Киеве - гостинница «Москва». Он жалуется журналистам, что все его предали и ему «даже негде переночевать».

24 декабря 1992 г.
«Патриарх» Мстислав подписал заявление на имя Президента Украины Л.Кравчука, Премьер-Министра Украины Л.Кучмы и Генерального Прокурора Украины В.Шишкина с требованием отменить решение о ликвидации УАПЦ, перерегистрировать ее Устав и возвратить все права законно избранному Поместным Собором УАПЦ «патриарху». А также привлечь к уголовной ответственности организаторов УПЦ-КП. В этот же день Мстислав назначил «архиепископа» Петра (Петруся) управляющим делами «Киевской Патриархии УАПЦ».

12 января 1993 г.
«Синод» УПЦ-КП запрещает «архиепископа» Петра (Петруся) в служении за самовольный выход из УПЦ-КП. «Синод» также определил считать распоряжения своего «патриарха» Мстислава канонически недействительными. Кроме того, на пресс-конференции Масендичем было заявлено, что Мстислава «никто в патриархах не держит».

22 марта 1993 г.
«Українська правнича фундація» и Христианско-демократическая партия Украины организовали пресс-конференцию. Глава фундации С.Головатый дал юридический анализ акту объединения, найдя десятки нарушений законодательства и Конституции Украины. Выводы: создание УПЦ-КП незаконно, этим актом нарушены права православных конфессий Украины. Полный текст анализа опубликован в газете «Голос Украины».

11 июня 1993 г.
Священный Синод Русской Православной Церкви выносит постановление, в котором указывается, что просьба Иоанна Боднарчука о снятии с него запрета будет рассматриваться на Поместном Соборе. Однако Боднарчук не стал ждать Собора и объявился в УПЦ-КП в качестве «митрополита» и «члена Синода».

20 июня 1993 г.
На основании заявлений народного депутата С.Головатого Генеральная прокуратура Украины, за подписью Генпрокурора В.Шишкина подала протест № 7-55892, в котором регистрация УПЦ-КП была признана незаконной. Протест приостанавливал деятельность УПЦ-КП в Украине. Глава Госкомрелигий А.Зинченко отклонил протест, но до суда дело не дошло: Генпрокурор был снят со своей должности, а Коллегия Генпрокуратуры распущена.

7 сентября 1993 г.
На соборе УАПЦ в Киевском «Доме учителя» Димитрий (Ярема) был избран «Патриархом Киевским и всея Украины».

Декабрь 1993 - январь 1994 г.
Из УПЦ-КП официально вышли пять «архиереев» во главе с «отцом-сооснователем»: «митрополит» Антоний (Масендич), «архиепископ» Спиридон (Бабский), «епископ» Роман (Попенко), «епископ» Софроний (Власов) и «епископ» Иоанн (Сиопко). «Епископы» выступили с покаянным обращением к украинскому народу, в котором призвали свою бывшую паству вернуться в каноническую Церковь, ибо Филарет и его лжецерковь «ведут их к вечной погибели».

Ноябрь 1994 г.
В автокатастрофе погиб «митрополит» Иоанн (Боднарчук). Часть епископов УАПЦ заявила о том, что катастрофа была подстроенной.

Декабрь 1994 г.
Владимир Романюк в срочном порядке просит у Госкомрелигий снять с регистрации структурное подразделение УПЦ-КП «Чин Святителя Илариона». Эта организация была разоблачена правоохранительными органами как крупнейший центр по вербовке наемников в «горячие» точки СНГ (в Киеве было арестовано более 140 наемников, вернувшихся из Карабаха). Юридический адрес «Чина» - резиденция Филарета (ул. Пушкинская, 36). Разоблачение наемников могло привести к снятию с регистрации всей филаретовской лжецеркви.

4 мая 1995 г.
«Патриарх УПЦ-КП» Владимир (Романюк) издал указ об увольнении «митрополита» Филарета - за нарушение «субординации» - с должности «заместителя патриарха». Романюк обращается в Управление по борьбе с организованной преступностью с заявлением, в котором просит защиты от своего заместителя. Там же он указывает на связи Филарета с криминальными кланами г.Киева и просит помощи в том, чтобы найти церковную кассу УПЦ, присвоенную Филаретом (по его утверджениям, миллиарды рублей были конвертированы Филаретом и переведены на зарубежные счета в Германию). Начальник киевской милиции генерал Поддубный выделяет Романюку круглосуточную охрану, чтобы защитить его от филаретовцев на время подготовки «синода УПЦ-КП».

5 июня 1995 г.
Советом по делам религий при Кабинете Министров Украины, была восстановлена регистрация «Устава УАПЦ». Тем самым УАПЦ была легализована после трехлетнего произвола властей.

14 июля 1995 г.
Владимир (Романюк) был вызван на свидание неизвестными лицами в Киевский Университетский ботсад, где скончался самым загадочным образом. По официальной версии, некие неизвестные женщины занялись реанимацией потерявшего сознание Романюка прямо у стен клинической больницы. В течение почти двух часов они пытались привести его в сознание, поломав ребра (что указано в акте судмедэкспертизы), и ставя прямые уколы в сердце. Неизвестных реаниматоров выявить не удалось. Часть автокефальных «епископов» (Мефодий Кудряков и др.) до сих пор утверждают, что Романюк был убит филаретовцами.

18 июля 1995 г.
«Второе Софийское побоище» или «Черный вторник». Похороны Романюка вылились в гигантскую провокацию против власти. Романюк был похоронен на обочине.

20 октября 1995 г.
Во Владимирском соборе на «поместном соборе» УПЦ-КП, «блаженнейший заместиль патриарха» Филарет избиран «святейшим патриархом Киевским и всея Руси-Украины». Во избежание «недоразумений» выборы проходили безальтернативно. Это привело к тому, что большинство «епископов», объединяющих две трети приходов УПЦ-КП, сбежали прямо с «собора». Они направились в «Феодосиевский монастырь», где состоялась их встреча с «архиереями» УАПЦ и был оформлен «Акт объединения церквей» без Филарета. В числе подписавших акт были «патриарх» Димитрий (Ярема), «митрополит» Андрей (Абрамчук), «митрополит» Василий (Боднарчук) и «архиепископ» Петр (Петрусь) и др. Через несколько дней филаретовские «семинаристы» выбили «новообъединенную церковь» из монастыря, а Филарет лично обратился с угрозами в адрес «отсутпников», принуждая их вернуться в УПЦ-КП. Генпрокуратура Украины официально предупредила Филарета о недопустимости шантажа в межконфессиональных отношений.

6 августа 1996 г.
На «Соборе», организованном поддерживающими «Акт объединения» «архиереями», УАПЦ присваивается новое название - УАПЦ-КП, после чего филаретовские семинаристы выбрасывают «патриарха» Димитрия на улицу. В «епископы» УПЦ-КП принимаются, кроме итальянских масонов (Евлогия Кутельяниса и пр.), совершенно экзотические личности (Патрик Брук де Траль из Германии и архиепископ Вижиль из Франции).

6 сентября 1996 г.
«Патриарх» УАПЦ Димитрий провозглашает Успенскую церковь Львова своей ставропигией. «Ариепископ» Петр (Петрусь) отказывается выполнить этот указ.

18 ноября 1996 г.
«Епископ» Михаил (Дуткевич) провел «собор УАПЦ-КП». «Патриарх» Димитрий (Ярема) посетил «собор», но отказался признавать его решения.

Декабрь 1996 г.
В подмосковном Ногинске «архиереи» УПЦ-КП во главе с «архиепископом Днепропетровским» Адрианом «коронуют» на всероссийский престол «Царя-батюшку» Николая III (Дальского) и «Матушку-императрицу» Наталию Коваленко.

Февраль 1997 г.
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви бывший монах Филарет (Денисенко Михаил Антонович) отлучен от Церкви через анафематствование.

Сентябрь 1997 г.
Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир принимает в Одессе Вселенского, Московского и Грузинского Патриархов, которые выступили с осуждением филаретовского раскола. Святейший Патриарх Варфоломей заявил, что Вселенская Церковь признает в Украине лишь Украинскую Православную Церковь, руководимую Блаженнейшим Митрополитом Владимиром.

Январь 1998 г.
Кончина Евгении Петровны Родионовой, «владычицы киевской и всея Украины»

Июль 1998 г.
«Постоянная Конференция украинских епископов за пределами Украины», объединяющая украинскую православную диаспору США и Канады, выдвинула против Филарета обвинение по 16-ти пунктам. Особенно негативной была реакция на попытки Филарета взять под свою юрисдикцию приходы в США и Канаде (перешедшие к Филарету «священники» попали под запрет Канадо-Американских «владык»), а также на попытки создания Филаретом интернационала раскола в виде «параллельной семьи поместных церквей».

1998 г.
Основателя иерархии автокефального и филаретовского расколов Викентия Чекалина, разыскиваемого за кражу ребенка, ИНТЕРПОЛ находит в Австралии. Пройдя через «зарубежников», униатов и адвентистов, он решил принять буддизм.

Июль 1999 г.
Во Львове зарегистрирована очердная УАПЦ - «Украинская автономная православная церковь», основателем и лидером которой стал многократно запрещенный и лишенный сана всеми украинскими «автокефальными» церквями «архиепископ» Петр (Петрусь).

Ноябрь 2000 г.
Новым «предстоятелем» УАПЦ избран Мефодий (Кудряков), а «духовным опекуном» решено считать митрополита Иринопольского Константина (Багана).

Начало 2001 г.
Запрещенный УАПЦ и УПЦ-КП «архиепископ» Михаил (Дуткевич) провозглашает еще одну УАПЦ - «Украинскую апостольскую православную церковь».

27 августа 2001 г.
Принимая участие в торжествах по случаю юбилея Киево-Печерской Лавры, Предстоятель Элладской Православной Церкви Блаженнейший Архиепископ Христодул заявил: «Мы признаем канонического митрополита Киевского и всея Украины Владимира, истинного и единственного хранителя апостольского преемства в Святейшей Православной Церкви Украины».

28 августа 2001 г.
Торжественное празднование 950-летия Киево-Печерской Лавры. В нем приняли участие делегации Поместных Православных Церквей, которые официально осудили раскол, призвав раскольников к покаянию и возвращению в лоно канонической Церкви.

14 декабря 2001 г.
Генеральный секретарь Священного Синода Константинопольского Патриархата митрополит Филадельфийский Мелитон опроверг очередную ложь филаретовцев о возможном признании их «церкви».

5 марта 2002 г.
Генеральная Прокуратура Украины по обращению 65-ти парламентариев вынесла протест о незаконности регистрации УПЦ-КП. Согласно протесту, действие акта регистрации филаретовской лжецеркви приостановлено.

Подготовил А. Данилевский

Руководитель пресс-службы УПЦ Василий Анисимов о ситуации в УПЦ накануне визита Патриарха Кирилла. Беседа Евгения Никифорова с руководителем пресс-службы УПЦ Василием Анисимовым.

– Василий, давай поговорим о ситуации в УПЦ после прошлогодних визитов в Киев Константинопольского и Московского патриархов и накануне визита Патриарха Кирилла. Что-то изменилось в отношении власти к Церкви?

– А с твоей точки зрения, что должно было измениться?

– Почти все. Ведь юбилей продемонстрировал единство Церкви, а самое главное – все увидели, где правда, истинная Церковь, а где – самозванство, раскол.

– Юбилейные торжества в Киеве это продемонстрировали для народа, общественности, но не для власти. Она не ставила задачу узнать правду. Когда-то мне рассказывали любопытный случай из глубинки. В одном селе была наша община, а власть решила создать раскольничью, привезла филаретовского священника, ну и, как водится, начался конфликт, разделивший село. Каждый отстаивал свое, дело дошло до драк. Тогда старушки собрались, посовещались и написали письмо Иерусалимскому Патриарху, рассказали о ситуации и просили объяснить, кто прав. Нашли каких-то знакомых, и через них доставили письмо в Иерусалим. От Патриарха пришел ответ, в котором указывалось, какой священник законный, а какой – самозванец. Письмо зачитали на сельской сходке, филаретовца выгнали из села и помирились. Я понимаю, что в этом случае люди запутались и хотели знать правду. У нас же Константинопольского Патриарха везли для правокации против Церкви, которая сорвалась.

– А почему она все-таки сорвалась?

– В первую очередь благодаря Святейшему Патриарху Алексию, который, несмотря ни на что, прибыл на торжества, стойкости Блаженнейшего Митрополита Владимира, активности православных братств и позции общественности. Ведь лидеры всех основных партий Украины – и Янукович, и Тимошенко, и Симоненко, и Литвин, и Мороз, и Витренко – не только отказались от участия в президентских церковных играх, но и дали им нелицеприятную оценку. Если бы мы еще отказались от участия в акции под названием «первый визит Константинопольского патриарха в Украину», то кроме рекрутированных властью бюджетников никто бы в ней и не участвовал. Так что поле для провокации было очень узким, поэтому на нее и не решились. Правда, сегодня анафематствованный Михаил Денисенко (Филарет) утверждает, что это он сорвал учреждение Константинопольской юрисдикции в Украине.

– Каким образом?

– Он рассказывает, что секретариат президента неоднократно их возил в Стамбул, где они с Константинопольской патриархией договорились, что филаретовцы переходят в юрисдикцию Константинопольского патриарха, а тот затем объявляет их автокефальной церковью. Но во время визита оказалось, что в юрисдикцию готовы принять, а вот автокефалией объявят, когда получится. Поэтому он уперся рогом и не согласился: чем, мол, стамбульское ярмо лучше московского.

– И этому можно верить?

– Я думаю, он прекрасно понимает, что является отыгранной картой при любых раскладах. И если бы он каким-то образом оказал в юрисдикции Константинополя, то его и там первым бы делом его запретили. А разоткровенничался он с одной целью: опять поссорить Москву и Константинополь. Ведь Святейший Патриарх Кирилл должен нанести визит к Патриарху Варфоломею, который позиционирует себя как символ братского единства Православных Церквей. А тут оказывается, что Константинополь вместе с нашей властью пытался «по-братски» разъединить Православную Церковь в Украине.

– Ну а сам-то Филарет-Денисенко какие-то уроки для себя вынес?

– Председатель наших православных братств Валентин Лукияник ходил к нему, убеждал, что хватит мутить воду, новый патриарх избран, пора завершать раскольничью деятельность. Но он говорит: «они все равно с меня анафемы не снимут».

– Но ведь он уже в летах, девятый десяток разменял, о вечном пора задуматься?

– Пусть он живет до ста лет и больше. И нас переживет, пока не созреет и не наберется мужества стать на дорогу правды. Не дай Бог, умрет без покаяния, то зачем тогда мы столько лет, бумаги и чернил перевели, изобличая и разоблачая его гордыню и церковные преступления? К тому же, знаешь, люди как-то стекленеют, окаменевают в гордыни. Помню, спрашивал журналистку Марину Цвигун – тогда Кривоногов ее возвел в «матери мира» – о ее странном статусе. Она была очень смущена, говорила, что сама еще «не пробудилась», это вот пророк Юрий Кривоногов ее такую «узрел». А через два-три года уже – истерический крик, наводящий ужас не «белых братьев»: нет Бога кроме Бога! Ну а богом она считала уже сама себя. Филарет, как известно, ушел в раскол, назначил себя заместителем автокефального лидера Мстислава, которого до этого клеймил святотатцем и самозванцем, даже памятки по приходам рассылал, чтобы никто к автокефалам на выстрел не приближался, иначе в аду будут. 26 июня 1992 года, когда он объявил об этом на пресс-конференции, я спросил у него обо всех этих парадоксах. Он тоже был очень смущен, сказал, что это лишь временно, он по-прежнему поминает Святейшего Патриарха Алексия, и все утрясется через несколько месяцев. А пару лет спустя стал вещать о себе, как о «данном Богом Украинской Церкви». Уже окостенел в этом самомнении. Вот недавно в Оперном театре проходили торжества по случаю 80-летия Филарета. Было забавно слушать, как Филарет объявляет Виктора Ющенко «посланным Украине Богом», а тот Филарета – «даром Божьем нашему народу».

– Это серьезно?

– Думаю, играли на публику. Они оба политики-прагматики, и прекрасно знают, для чего друг другу нужны. Виктор Андреевич очень долго выступал на юбилее, разоткровенничался, рассказал, как они с Филаретом и с УПЦ-КП ковали ему победу на президентских выборах. Признаться, от таких откровений я чуть диктофон из рук не выронил. Ведь нас четыре года и власть, и религиоведы, и униаты, и вся политологическая свора «прессовали» за «политическое православие», за то, что верующие якобы голосовали только за одного кандидата, хотя никаких фактов политической агитации Церкви так и не привели. А сами-то с филаретовством, оказывается, организовали настоящий предвыборный агитпроп, тактику и стратегию выборной кампании осуществляли, им даже, поведал президент, радуга при этом являлась! К тому же Виктор Андреевич вполне осознает, что все это – незаконно. Он так и заявил: я, конечно, не должен был этого говорить, и советники мне за это шею намылят, но, положа руку на сердце, хочу спросить: а кого, как не украинского кандидата должна поддерживать украинская церковь? Оказывается, из всех кандидатов в президенты только В. Ющенко был «украинским», а из всех церквей – филаретовский раскол! Да еще, пожалуй, и уния, ибо их предводитель кардинал Гузар тоже сидел на торжествах в честь юбилея отлученного от Церкви человека. В какие ворота это лезет? Впрочем, Филарет и начинал свою борьбу за выживание с того, что в 1991 году организовал предвыборный фонд тогдашнего кандидата в президенты Леонида Кравчука, этим до сих пор и промышляет. Благо, выборы у нас частые, и спрос на его услуги не скоро иссякнет.

– А как он сам относится к своему отлучению от Церкви?

– Говорит, что «анафема не сработала». Очень любопытно объясняет, почему не признает анафемы. Обращаясь к филаретовцам, собравшимся в зале театра говорит: «Вот вы пришли меня поздравить. Если бы вы признавали мою анафему, то вы бы не пришли. А если вы пришли, значит, вы не признает анафемы. А если вы не признаете, то почему я должен ее признавать?» Логика – Аристотель отдыхает! Хотя ведь всякому нормальному человеку очевидно, что анафема сработала, еще и как. Когда у нас еще первый самозваный патриарх появился Мстислав, и власть его приветила, один старый священник мне сказал: Бог такого не простит, горе нашей власти, горе Украине. И Кравчук, и Кучма, певшие панегирики Филарету, уходили с позором, а что будет с Виктором Ющенко – его уже теперь жалко. От него не только оранжевые соратники отвернулись, но и собственная партия убежала к Тимошенко. На днях самая преданная его опора, глава секретариата Виктор Балога, о котором Ющенко говорил «Балога – это я», бросил патрона, заявив, что тот «морального права не имеет» баллотироваться в президенты на второй срок. Даже любимый президентом гетман Иван Мазепа по отношению к царю Петру так не поступал: сбежал к шведам молча. Во власти – бардак: ежегодно меняется по правительству, министры не успевают чемоданы распаковать, а их уже гонят… Как власть относится к Церкви, так Бог относится к власти.

– Но и Виктор Ющенко, и схизматики говорят о стремлении к единству

– Так и мы за единство. Но это должно быть единство церковное, а не, что у президента в его «Нашей Украине», где каждый второй каждому третьему дулю показывает, а все вместе – своему лидеру. Церковное единство – это возвращение в Церковь, к Богу прихожан, общин. Во многих наших епархиях раскольничьи общины возвращается в благодатное лоно Церкви, и это надо поощрять и поддерживать. Это самый верный, канонический путь. Чтобы примириться человеку или общине с Богом, Церковью, отнюдь не обязательно вести сюда Константинопольского патриарха. Для этого нужны вера, мужество и совесть. Идут переговоры с УАПЦ, у нее общин в 20 раз меньше, чем у нас, но это наши братья, которые ушли в раскол под давлением большей частью политических обстоятельств.

– Но ведь обстоятельства давно сменились?

– Конечно. В автокефалию, и даже в унию общины и священники бежали от самодурства Филарета и Евгении Петровны (так свой уход в раскол объяснял и автокефальный «первоиерарх» Иоанн Боднарчук), от тотального контроля КГБ и власти, которые Филарет насаждал, олицетворением чего он, собственно, и являлся. Но также уходили под давлением, а часто и прямым насилием со стороны униатской или кравчуковской местной власти. Власти действовали против православных разбоями, погромами, шельмованием в СМИ, снятием общин с регистрации, отбором и передачей храмов и имущества униатским и раскольничьим общинам. Сегодня филаретовский фактор в Церкви отсутствует, Филарет изгнан и отлучен от Церкви. Власть на местах стала более демократичной, былых давителей, за исключением Галиции, стало поменьше. Поэтому для возвращения к единству есть условия. Если община была загнана в раскол властью, политиками, или ей не разрешали регистрироваться, как УПЦ, а только как УАПЦ или УПЦ-КП (а такую политику структуры Госкомрелигий повсеместно проводили на местах), то их могут принять. Проблемы будут с «младофиларетовцами».

– Что ты имеешь в виду?

– Понимаешь, филаретовский раскол покалечил не одну сотню молодых людей, в основном из Западной Украины. Ведь это регион дотационный, депрессивный, в основном, люди перебиваются сезонными заработками на сельхозработах заграницей. Филарет же наоткрывал свои «духовные заведения», где невежды учат невежд. Хорошо, если в них есть хоть один наш беглый священник, который научит хотя бы, в какой руке кадило надо держать. Но родители, чтобы спрятать от службы в армии, ведут детей туда, платят деньги, они в 18 лет становятся «священниками», 20 – «архимандритами». А работы все равно нет, не морковку же ехать собирать в Польшу, или клубнику в Испанию. Их наряжают в священнические одежды и они зависают на кладбищах с надеждой кого-нибудь отпеть или помянуть, бродят в поисках чего-нибудь «освятить» или занимаются захватами наших храмов, отбивают себе места для пропитания. Наши архиереи их брать не хотят, потому что едва ли не все на них уже обожглись. Один наш архиепископ, он родом из Львова, рассказывал мне, что принял сразу трех филаретовских «священников» с покаянием, перерукоположил, направил на приходы (в УПЦ вакансий много – священников не хватает), а через два месяца по требованию общин уже самому владыке пришлось всех троих выгонять, запрещать в священнослужении. Потому что ни службы не знают, ни пастырской работы, понятия не имеют о священническом достоинстве, дисциплине, ибо их ничему, кроме злобы к Православной Церкви у Филарета не научили. Они хотят только кушать.

– Неужели так все безнадежно?

– Вот на Пасху, комментируя трансляции из Владимирского Собора, главный филаретовский пропагандист бывший парторг Степовик назвал Божественную литургию «концертом», и заявил, что в таком определении нет ничего зазорного, ибо «церковь должна славить Бога всеми видами искусства». Самым умным в расколе считается Димитрий Рудюк. В начале 1990-х он был студентом истфака и Филарет нам его показывал, что вот, мол, студенты не боятся показываться в Церкви. Сейчас он уже у филаретовцев «митрополит», ректор их «академии». Недавно мне передали его последний «богословский» труд, который посвящен Филарету. В автоаннотации Рудюк пишет, что в новой книге автор «снова, неповторимо и по-новому осмысляет жизненный путь» своего патрона. Село и люди! Такой вот уровень: нарцисс на нарциссе. Неповторимые, богопосланные и богодарованные!

Безнадежного, конечно, ничего нет. Но с раскольниками надо много работать, переучивать, перевоспитывать. Но надо, чтобы они сами тоже стремились к единству, братству, выдавливали из себя ложь и злобу, как раба, по капле, учились, трудились. А этого ни президент, ни Блаженнейший Владимир, ни Патриарх Кирилл, ни патриарх Варфоломей за них делать не будут.

– Однако Президент Виктор Ющенко по-прежнему является сторонником единой поместной Церкви…

– Он в этом продолжает линию Кравчука-Кучмы. Недавно Госкомитетет Украины по делам религий опубликовал свой ежегодный отчет по религиозной проблематике, в котором приводится статистика. Согласно ей около 70 процентов православных общин страны – это общины УПЦ, Остальные – это страрообрядцы, автокефалисты, филаретовцы и прочие, кого наши религиоведы относят к «православным деноминациям». Этот госкомитет все годы независимости, выполняя установку президентов, занимался созданием этой поместной церкви, пестовал расколы. Данные его по расколам явно завышены, по УАПЦ – в два раза (что доказано), столько же по филаретовцам. В реальности около 85 процентов православных общин Украины принадлежат нашей Церкви. Если за 18 лет давильни, административного пресса, пропаганды и пр. смогли выдавить из православия в расколы 10-15 процентов общин, то, пожалуй, пора понять бессмысленность этой затеи. Историческое сознание народа, его менталитет, основанный на единстве Русской Православной Церкви, частью которой является УПЦ, невозможно изменить или вытравить. Я думаю, что понимание этого уже есть у подавляющего большинства наших политиков.

– В связи с предстоящим визитом Святейшего Патриарха Кирилла в Украину появилось много материалов. В беседе журналиста Евгения Киселева с архимандритом Кириллом (Говоруном) говорится, что многие ваши политики боятся патриарха, как проводника некоей имперской политики Украины в России. На Украине действительно считают Патриарха империалистом?

– Во-первых, я не знаю наших политиков, которые боятся патриарха, по-моему его все уважают. Более того, наше единство с Русской Православной Церковью у подавляющего большинства наших политиков не только не вызывает аллергию, но и приветствуется. Янукович, Тимошенко, Симоненко, Литвин, Мороз, Витренко – а это 90 процентов нашего политикума – хоть раз где-то выразили недовольство нашим единством с РПЦ? Напротив, они нас всегда поддерживали. Нашими прихожанами являются лидеры оранжевой революции, ближайшие соратники В. Ющенко – Порошенко, Луценко, Ехануров и другие. Есть небольшое униато-раскольничье лобби, которое возглавляет сам президент, но это отнюдь не вся наша элита.

Во-вторых, я не пойму, где Киселев с о. Кириллом увидели «имперскую политику»? В религиозной сфере в Украине у России никогда не было только имперской, а просто нормальной. За что преследовали и преследуют наши общины? Ведь все их члены – граждане Украины, они нигде и никогда не нарушили ни одного закона. Почему же их могут шельмовать, выгонять из храмов, отбирать имущество? Только потому, что они, как их деды и прадеды, ходили в свою тысячелетнюю Церковь – Русскую Православную Церковь и не хотели переходить в новоделы, которые создавали наши президенты и политики. Ты можешь себе представить, чтобы кто-то захватил хоть один католический или протестантский храм в Украине? Уже через час и президент, и министры сидели бы в американском или ватиканском посольстве и «разруливали» бы ситуацию. У нас же захватили с насилием несколько сотен храмов. И что же мы слышали из России? «Это внутреннее дело братской Украины»! В чем же здесь «имперская политика»? Вот высшие судебные инстанции Украины постановили вернуть нашим общинам захваченные раскольниками храмы в Ровно, Луцке, Рохманове. Власть годами не выполняет эти решения. США или Ватикан позволили бы такое, если бы дело касалось их общин? Вмиг бы все права верующих были бы восстановлены.

Недавно в Сумах председателю колхоза чего-то перестала нравиться наша община, он как феодал, решил выгнать ее из храма, и завести другую «патриотическую», филаретовскую. Наша община молится на улице. Это нарушения прав верующих, законов страны. Святейший Патриарх Кирилл прислал им письмо поддержки. Такое случилось впервые за 18 лет. Может, это «имперские интересы».

– Не отразятся ли сложные политические и прочие процессы в Украине на визите Святейшего Патриарха?

– Не думаю. Его пригласили и Церковь, и Президент, и премьер-министр, и лидеры оппозиции. Несмотря на все сохранившиеся реликты тоталитаризма – вмешательство государства во внутреннюю жизнь Церкви и пр. – мы все-таки демократическая страна, где научились к толерантному отношению к оппонентам. Святейший Патриарх едет к православным верующим с пастырским визитом, и этот праздник никому не удастся испортить.

«АНАТОМИЯ РАСКОЛА» (2002)

Информация о фильме
Название: АНАТОМИЯ РАСКОЛА
Год выхода: 2002
Жанр: Документальный
Производство:
Украина, Студия документальных фильмов Киево-Печерской Лавры
Режиссер: Ольга Леонтенко

О фильме :
Сериал «Анатомия раскола» - это летопись церковных событий, происходивших в Украине в конце 80-х - 90-х годах ХХ столетия. Он построен на свидетельствах очевидцев, а также уникальных кино и фотодокументах Центрального государственного кинофотоархива Украины, видеоархивах ряда телекомпаний Украины, любительских фотовидеосъемках. Документальная сюжетная линия переплетается с историей церковных расколов: римо-католики, греко-католики, украинские автокефалы 20-40 годов. Своими воспоминаниями делятся Святейший Патриарх Алексий ІІ, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, архиереи, священники и прихожане Украинской Православной Церкви.

Фильм первый. «Униаты и автокефалы»

Фильм первый «Униаты и автокефалы - история возникновения и новая генерация» рассказывает об истории греко-католиков и автокефалов, об их возрождении в конце 80-х годов ХХ века, о предоставлении Украинской Православной Церкви независимости в управлении.

1 серия

2 серия

Фильм второй. «Филаретовский раскол»

Фильм второй «Филаретовский раскол» раскрывает предисторию «филаретовского раскола», рассказывает о личности его инициатора - бывшего митрополита Киевского Филарета, предпосылках его измены и о том, как развивались события, приведшие к расколу.

1 серия

2 серия

Кадры из фильма:







14.03.2001

В 1990 г. после смерти Патриарха Пимена (Извекова) влиятельный, почти всесильный архиерей митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) был не только одним из претендентов на избрание новым Патриархом. Он был уже избран Патриаршим Местоблюстителем и с 4 мая по 6 июня 1990 г. фактически исполнял обязанности Патриарха и возглавлял работу по созыву Поместного Собора. Но Патриархом Филарет не стал. Летом 1991 г. он еще принимал новоизбранного Патриарха Алексия II в Киеве, призывал бороться с раскольниками-автокефалистами (с теми из украинских националистов, которые требовали независимой церкви для независимой Украины). Еще весной 1992 г. он участвовал в Архиерейском Соборе и убеждал архиереев дать Украинской Церкви каноническую самостоятельность, хотя уже с 1990 г. украинское церковное управление обладало самой широкой автономией во всех внутренних церковных делах. Филарету было мало даже широкой автономии. Не став Патриархом Московским, он стремился к патриаршеству хотя бы в пределах Украины, в чем митрополита Киевского весьма поддерживал в то время президент Леонид Кравчук, а еще более поддерживали националисты-радикалы из Верховной Рады.

Положение Филарета осложняли СМИ. В "Огоньке" Александр Нежный опубликовал в 1991 г. две статьи о Филарете. Журналист обвинил митрополита Киевского в жестоком обращении с духовенством (епископа Ионафана, одного из украинских архиереев, от Филарета прятали монахи чуть ни в подвале - боялись за жизнь епископа), в нарушении монашеских обетов, выразившемся в многолетнем сожительстве с некоей Евгенией Петровной и их с Филаретом детьми (!). Обвиняли Филарета и в многочисленных финансовых злоупотреблениях, присвоении церковных денежных средств, во взяточничестве. Ситуация для Филарета складывалась критическая.

Однако самое непредвиденное и печальное для Филарета произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в марте 1992 г. Большинство украинских архиереев по вопросу о независимости Украинской Церкви поддержало не его, а архиереев российских. Общий голос украинских епископов был таков: наша паства нас не поймет и отвергнет, если, вернувшись с Собора, мы сообщим ей, что теперь являемся не частью Русской Православной Церкви, а самостоятельной юрисдикцией. Дело обернулось для Филарета всеобщим порицанием и требованием уйти на покой и обеспечить проведение выборов нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Приняв смиренный вид, митрополит Филарет заявил, что если для достижения церковного мира на Украине "требуется Иона", он готов "стать таким Ионою". Филарет имел в виду образ ветхозаветного пророка Ионы, которого Господь наказал за непослушание Его воле угрозой кораблекрушения, и спутники пророка решили выбросить Иону за борт, чтобы тем самым отвести от себя гнев Божий и не быть потопленными в морской пучине. Выброшенный ради спасения судна и путешественников пророк Иона оказался во чреве морского чудовища… Архиереи в большинстве своем оценили витийство митрополита Киевского, решились ему поверить и предложили дать крестоцеловальную клятву, что он уйдет на покой после избрания своего преемника, хотя некоторые призывали Патриарха Алексия II: "Не верьте Филарету, он все равно обманет!".

И Филарет обманул. Вернувшись в Киев, он 7 апреля 1992 г., в праздник Благовещения, во Владимирском кафедральном соборе заявил, что Собор в Москве был для него Голгофой, где его распинали, и претерпел он все это ради независимости Украинской Церкви. Потрясенный Патриарх Алексий II обратился к Филарету с телеграммой-запросом: правда ли то, что мы узнаем о ваших словах? Филарет ответил - и это был его последний ответ Патриарху Московскому - в том смысле, что это не его, Патриарха Московского, дело, все происходящее на Украине в церковных делах относится к исключительному ведению самого Филарета и никого больше. Это был раскол.

Одновременно Филарет начал выступать в соборе, по телевидению и в прессе только по-украински, хотя язык знал слабовато, но новое положение митрополита-раскольника требовало воздержаться от употребления русского языка. Кроме того, необходимо было начать переговоры с прочими раскольниками - теми самыми, которых еще год назад Филарет страстно обличал. Вероятно, для достижения большей сговорчивости собеседников Филарет при поддержке друзей во властных структурах присвоил кассу Киевского Экзархата, огромные по тем временам средства, став тем самым богатейшим из раскольников, а также оформил на себя здание епархиального управления и митрополичью резиденцию в центре Киева. Вызванные Филаретом в Киев на архиерейское совещание украинские епископы отказались явиться к нему. Всем все стало ясно: Филарет, в то время формально еще не лишенный сана, больше не собрат каноническим епископам Украины. Зато прочие раскольники приступили, пусть и без большого энтузиазма, к переговорам с Филаретом, поставив перед ним ряд условий, преимущественно кадровых и финансовых. Большинство из достигнутых на этих переговорах договоренностей стали для Филарета трамплином для получения высшей власти среди раскольников и, соответственно, титула "патриарха Киевского и всея Руси-Украины" (!).

В Москве же (и в Киеве, среди сохранивших верность Патриарху Московскому архиереев и приходов, которых всегда оставалось большинство) шла подготовка к избранию нового Предстоятеля Украинской Церкви. Им стал митрополит Владимир (Сабодан), до этого митрополит Ростовский и Новочеркасский, управляющий делами Московской Патриархии, а еще раньше - ректор Московской Духовной Академии и Семинарии. Только несколько епископов (два-три, их число постоянно колебалось) и священников, безоговорочно поддержав Филарета, стали активно участвовать в его церковной политике - захвате храмов и церковного имущества, избиении священнослужителей и верующих "московской церкви", угрозах и шантаже епископов Московского Патриархата. Москва запретила Филарета в служении, затем лишила сана, потом лишила монашеского звания (теперь он уже не может называть себя монашеским именем) и, наконец, в 1997 г. отлучила от Церкви через анафематствование.

Теперь главной задачей Филарета становится своего рода борьба за легитимность - за то, чтобы в каноническом, а не раскольничьем церковном мире его хотя бы кто-то признал. С этой целью Филарет отправляется к Патриарху Константинопольскому Варфоломею, получает от него осторожную поддержку, которую впоследствии Патриарх Варфоломей спешно дезавуирует. Колебания Вселенского Патриарха Варфоломея объяснимы: Константинопольский Патриархат, пленник турецких властей в крохотном предместье Стамбула Фанаре, не имеет никакого реального влияния на церковную политику где бы то ни было. Именно поэтому Вселенский Патриарх умело использует приключающиеся поводы для подчеркивания своей "вселенскости". Поводы бывают удачные - канонические споры в Эстонии; раскол среди православных христиан Франции, часть из которых во главе с митрополитом Евлогием (Георгиевским) еще в 1931 г. попросилась под омофор Константинопольского Патриарха, чтобы не давать подписку о лояльности советской власти, - да так и осталась в юрисдикции Константинополя. Теперь Украина. Трудно заподозрить Патриарха Варфоломея в какой-то особенной злонамеренности. Скорее всего, Вселенский Патриарх искренне верит, что под омофором Константинополя всем неприкаянным юрисдикциям будет лучше. Но вот будет ли лучше - в этом сомневаются очень многие, почти все, кроме самого Вселенского Патриарха. Тем более что речь, как правило, идет о раскольниках, которым крайне затруднительно обосновать собственную каноническую правоспособность.

Первые попытки Филарета, ставшего-таки "патриархом" Киевским и всея Руси-Украины, заручиться поддержкой Константинополя были для него сплошным разочарованием. Пока в 1999 г., а в особенности в текущем году, Патриарх Варфоломей не заявил, что горячо поддерживает стремление верующих Украины к объединению в единую, общую для всех Украинскую Православную Церковь. Логика Филарета: кто же еще может возглавить такую единую и признанную Вселенским Патриархом церковную юрисдикцию, как не он, "патриарх Киевский"? Московский Патриархат заявляет решительный протест, украинские автокефалисты готовы к переговорам, Константинопольский Патриарх пока держит паузу. На ком остановит он свой выбор? Не на Филарете ли? "Упаси Бог!" - отвечает на это абсолютное большинство православных верующих Украины и России.

Филипп Тараторкин, Дмитрий Сафонов, Страна.Ру