Что такое подворье в деревне. Монастырское подворье и жизнь на селе. Подворье поместной церкви

Иеромонах Сергий (Филиппов)

До революции 1917 года многие обители нашего Отечества славились своими ярмарками, на которых можно было приобрести монастырскую продукцию. Тогда монахи считались лучшими производителями сельхозтоваров. Вспомним хотя бы историю Валаама и Соловков. Какие фермы были устроены в этих северных монастырях! Казалось, что братии по молитвам все было под силу. В суровом климате им удавалось выращивать даже арбузы и ананасы.
Началом возрождения былых традиций, будем надеяться, станет фестиваль «Подворье», который пройдет 12 сентября 2015 года на подворье Новоспасского ставропигиального мужского монастыря в селе Сумарокове Московской области Рузского района. Участники праздника смогут покататься на лошадях и в собачьих упряжках, принять участие в конкурсе солений, узнать секреты стеклодувов и, конечно же, потрапезничать.
О том, какие цели ставили перед собой организаторы фестиваля, рассказывает иеромонах Сергий (Филиппов), и.о. настоятеля подворья, насельник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы.

– Как возникла идея проведения подобного фестиваля?

– Дело в том, что храм нашего подворья располагался на территории древнего села Ащерино, которое, к сожалению, не сохранилось. До трагических событий начала ХХ века это село было широко известно благодаря традиционной ежегодной ярмарке. Идея ее возрождения в формате фестиваля возникла, практически, сразу после моего назначения настоятелем подворья.

Многие люди совсем ничего не знают о том, для чего вообще существует монастырское подворье и чем занимаются его насельники. Мы постараемся как можно более полно рассказать об этом участникам фестиваля. Вторая, не менее важная задача, – возродить культурные и ремесленные традиции, которые существовали в нашей местности, поддержать тех, кто трудится на земле и зарабатывает на жизнь собственным трудом. Поэтому и сам фестиваль проводится осенью, когда основные сельхозработы уже подходят к завершению. Пусть наш фестиваль станет своего рода ярмаркой достижений, только это не состязание, а, скорее, возможность пообщаться, узнать что-то новое, что-то взять на заметку. Ведь всем любопытно узнать, а как у соседа.

– Расскажите немного, что такое подворье монастыря сегодня?

– У каждого подворья – своя задача. Не всегда подворья монастырей создаются в сельской местности, иногда их открывают в городе с целью сбора средств на возрождение и поддержание обители. Часто сельские подворья преследуют цель обеспечить монастырь сельхозпродукцией. Для нашего монастыря подворье в Сумарокове значимо еще и потому, что на его территории есть место, где братия обители найдут последнее земное пристанище. Ну а пока насельники живы, они могут приехать на подворье и отдохнуть немного от городской суеты.

– Что, по Вашему мнению, сегодня представляет собой село, деревня? Можно ли выжить на земле?

– Выжить, конечно, можно, а тем более спасать свою душу. Однако труд крестьянина очень тяжелый, и не все хотят работать на земле. Я недавно вернулся из поездки в Архангельскую и Вологодскую области. Посетил не самые глухие места, до сел, где мы побывали, можно спокойно доехать. Но у меня сложилось просто удручающее впечатление – северное село вымирает: работы нет, молодежь уезжает, пенсионеры, местные и те, кто приехал из городов, не спасут положение! Христианское просвещение после времен атеизма, практически, отсутствует. В одном селе местный житель, принимая от меня в подарок Новый Завет и просветительскую литературу, спросил: «А зачем оно мне?» А на мое пожелание «Бог в помощь» ответил: «А чем Он поможет? Надо самим трудиться!» И это неудивительно, если священника местные жители видят здесь раз в год на престольный праздник.

– И все же какова главная проблема жизни на селе? Ведь все мы прекрасно понимаем, что городу без села не обойтись…

– Село вымирает, нет работы, а следовательно, и необходимости жить на селе. В производстве сельхозпродукции сейчас занято все меньше людей, поэтому народ в поисках лучшей жизни устремляется в города. Но только получается, что это бег по замкнутому кругу, потому что счастья человек от городской суеты не обретает и ждет возможности уехать в отпуск в деревню и там, в тишине, отдохнуть. Конечно же, село нуждается в поддержке! Необходимо прививать людям любовь к тому месту, где они родились. Отчасти мне хотелось бы, чтобы наш фестиваль «Подворье» помог в этом. Но без госпрограмм по развитию регионов село не сохранить!

– Чем Вы сами любите заниматься? Какое Ваше любимое занятие на подворье?

– Рабочих рук на подворье не хватает. Многое приходится делать самим: и в храме, и в огороде, и по хозяйству… Люблю и жду времени, когда можно помолиться в храме или келейно. Из повседневных работ нравится готовить для братии и трудников, потому что зачастую это творческий процесс. А еще люблю уединиться в лесу и в тишине пособирать грибы или ягоды.

– Расскажите подробнее о программе фестиваля.

– В рамках фестиваля будет множество интересных мероприятий: это собственно ярмарка, где можно будет приобрести монастырские и фермерские продукты, мастер-классы ремесленников и мастеров, выступления артистов и творческих коллективов, конкурсы, игры, народные гуляния, общие трапеза и чаепитие…
Символично, что 12 сентября – день памяти святого благоверного князя Александра Невского. Со своей программой выступят казаки станицы Рузская. По благочестивой традиции откроется фестиваль молебном.

Время проведения: 12 сентября, 12.00–16.00.
Адрес: Московская обл., Рузский р-н, с. Сумароково.
Доехать до подворья можно от станции метро «Тушинская» рейсовым автобусом, который следует до Рузы, далее автобусом № 24 до с. Сумароково. Или с Белорусского вокзала электричкой до станции Тучково, далее автобусами до Рузы, от Рузы автобусом № 24.

Беседовала Юлия Стихарева

Многие прихожане Никольского храма, да и просто жители города, далекие от церкви, с недавних пор видят возле центрального входа в собор надпись «Архиерейское подворье». Что это означает? В соборе произошли какие-то перемены? С чем они связаны? С просьбой разъяснить новый статус собора наш корреспондент Ольга МИХАЙЛОВА обратилась к отцу Михаилу САМОХИНУ, настоятелю Покровского храма, благочинному Северного Карачаево-Черкесского округа, руководителю миссионерского отдела Пятигорской и Черкесской епархии.
- Отец Михаил, что такое архиерейское подворье и что значит новый статус Никольского собора?
- Собор считается архиерейским подворьем, если он служит для пребывания архиерея и находится в его непосредственном подчинении. Столица Карачаево-Черкесской Республики является вторым титулярным городом Пятигорской и Черкесской епархии, и владыка неоднократно подчеркивал, сколь значим для него наш город. В Пятигорске есть храм с таким статусом, должен он быть и в Черкесске. И потому Никольскому собору был придан высокий статус архиерейского подворья, его настоятелем стал сам епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.
- В связи с изменением статуса в храме что-то изменилось?
-Высокий статус собора как резиденции архиерея означает, что храм стал главным храмом республики, что предполагает оживление духовной жизни на приходе. С этой целью архиереем было произведено перераспределение обязанностей среди священников собора. Протоиерей Валентин Корнеев назначен ключарем, то есть заместителем настоятеля Никольского собора епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта. Благодаря этому отец Валентин сможет полностью сосредоточиться на организации богослужебной, образовательной, миссионерской, просветительской деятельности, не отвлекаясь на каждодневные бытовые нужды храма. Ими будет заниматься вновь назначенный казначей собора - иерей Сергий Кузнецов. Он же, отец Сергий, назначен и директором Свято-Сергиевской православной гимназии.
- Хотелось бы, чтобы вы поподробнее рассказали о новом батюшке.
- Отец Сергий Кузнецов - уроженец Мурманска, но с 1986 года его семья переехала в Нальчик. С 1988 по 1992 год он учился в Нальчикском музыкальном училище, где получил квалификацию хорового дирижера, учителя музыки и преподавателя сольфеджио. Позже он учился у Валерия Кайцукова в Северо-Кавказском институте искусств, на кафедре «Академическое пение». 15 февраля 1994 года он был рукоположен в сан диакона. В 1997 году назначен штатным диаконом Михаило-Архангельского собора Пятигорска, с 1999 года - штатным диаконом Свято-Никольского собора города Кисловодска. В 1998 - 2002 годах отец Сергий получил образование в Ставропольской духовной семинарии. В 2002 году переведен штатным диаконом в собор святого преподобного Симеона Столпника в Нальчике. В 2004 году рукоположен в сан священника и назначен штатным священником собора прп. Симеона Столпника. У батюшки четверо детей.
- В начале сентября в Черкесске состоялось торжественное открытие нового здания Свято-Сергиевской православной гимназии, где Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов и мэр Черкесска Руслан Тамбиев вручили епископу Пятигорскому и Черкесскому Феофилакту символический ключ от нового здания. Устраивает ли вас новое помещение?
- Да, безусловно. Ранее православный лицей размещался в здании бывших детских яслей на улице Леонова, 10. Это здание не очень подходило для учебного заведения, в связи с чем было принято решение переместить лицей в просторное, приспособленное для учебного процесса помещение рядом с Покровской церковью. Свято-Сергиевская православная гимназия теперь расположена в старом корпусе СОШ №11 на улице Кочубея, 28. Гимназия рассчитана на 100 детей. Мы сердечно благодарны Главе республики Рашиду Темрезову и мэру города Руслану Тамбиеву, которые неизменно с большим пониманием откликаются на наши нужды.
- В чем отличие православной гимназии от обычной?
- Православная гимназия - это начальная общеобразовательная школа, в которой учебный процесс разделен на две части. В первой половине дня школьники обучаются в соответствии с федеральными образовательными стандартами по всем предметам, предусмотренным программой начальной школы. Во второй половине дня, с согласия родителей, учащимся гимназии предлагается ряд предметов этнокультурной направленности - церковное пение, церковно-славянский язык и основы православной культуры. На этом этапе к учебному процессу подключаются священнослужители Пятигорской и Черкесской епархии. А в самом скором времени на базе средней школы №11 появится учебно-методический центр, который будет целенаправленно заниматься вопросами духовно-нравственного воспитания детей и подростков.
- Вы сказали об оживлении духовной жизни, но когда верующие снова увидят архиерея на своем подворье?
- Буквально через несколько дней, на Покров, 14 октября, владыка будет в республике. В поселке Кавказском, где недавно нам выделен участок земли, он осуществит закладку нового храма. И это станет еще одним шагом оживления духовной жизни в республике.

Словарь Ушакова

Подворье

подво рье , подворья, род. мн. подворий, ср. (устар. ).

1. Дом в городе с хозяйственными постройками, принадлежащий лицу, постоянно проживающему в другом месте, и служащий для временных остановок, хранения товаров. Подворье московского купца в Ирбите.

2. Постоялый двор.

3. Городская церковь с общежитием для монахов, принадлежащая загородному монастырю.

Архитектурный словарь

Подворье

1. Городской комплекс с гостиничными, торговыми или хозяйственными функциями, принадлежащий владельцу (монастырю, купцу) из другой местности.

2. Постоялый двор.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Православие. Словарь-справочник

Подворье

территория, как правило, в крупном городе (часто в столице), принадлежащая монастырю и находящаяся вне его. Сам монастырь может быть в сельской местности, за границей и т.д. Фактически подворье – это маленькая самостоятельная обитель, расположенная, как правило, при храме. На подворье существует собственный штат священнослужителей. Монахов из главного монастыря посылают сюда жить в качестве послушания, иногда на несколько лет. Подворье играет роль «официального представительства» того монастыря, к которому оно приписано.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Подворье

, я , ср.

Дом с относящимися к нему постройками, усадьба; дом для приезжих; постоялый двор; частная гостиница.

* В ворота вошла она - На подворье тишина . // Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях //; Поп говорит Балде : - "...Поживи-ка на моем подворье, Окажи свое усердъе и проворье ". // Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде // *

Словарь Ожегова

ПОДВО РЬЕ, я, род. мн. рий, ср.

1. То же, что постоялый двор (устар.). Остановиться на п.

2. Гостиница, преимущ. для духовных лиц (с церковью, часовней), принадлежащей архиерею или монастырю. Архиерейское п.

3. Двор и огород, хозяйство при сельском доме. Крестьянское п.

Словарь Ефремовой

Подворье

  1. ср.
    1. :
      1. Чей-л. дом с относящимися к нему постройками; усадьба.
      2. местн. Двор при чьем-л. хозяйстве, при усадьбе.
    2. :
      1. устар. Дом с хозяйственными постройками, принадлежащий лицу, проживающему в другом городе, или арендуемый им для временных наездов, хранения товаров и т.п.
      2. Принадлежащий архиерею или монастырю дом в городе (обычно с церковью или часовней) для приезжих духовных или монашествующих лиц.
    3. устар. Постоялый двор; частная гостиница.

ПОДВОРЬЕ - цер-ков-ное уч-ре-ж-де-ние, яв-ляю-щее-ся пред-ста-ви-тель-ст-вом од-но-го цер-ков-но-го со-об-ще-ст-ва (или отдельного ар-хие-рея) на ка-но-нической тер-ри-то-рии другого цер-ков-но-го со-об-ще-ст-ва (например, пред-ста-ви-тель-ст-во По-ме-ст-ной церк-ви на ка-но-нической тер-ри-то-рии другой По-ме-ст-ной цер-к-ви , пред-ста-ви-тель-ст-во епар-хии в другой епар-хии, пред-ста-ви-тель-ст-во мо-на-сты-ря).

В Рос-сии Подворье пер-во-на-чаль-но на-зы-вал-сяпо-стоя-лый двор для при-ез-жав-ших в сто-ли-цу или другой круп-ный го-род ино-стран-ных послов или ар-хие-ре-ев. Подворье пред-став-ля-ет собой ис-клю-че-ние из пре-имущественно тер-ри-то-ри-аль-но-го прин-ци-па раз-ме-же-ва-ния по-ме-ст-ных церк-вей, сво-его ро-да ана-ло-гию по-ня-тию экс-тер-ри-то-ри-аль-но-сти в ме-ж-ду-народном пра-ве. Подворье обыч-но вклю-ча-ет храм, зе-мель-ный уча-сток, в за-ви-си-мо-сти от ти-па - так-же ар-хие-рей-ский дом,мо-на-ше-ские ке-льи, иные жи-лые и хо-зяйственные строе-ния.

Подворья по-ме-ст-ных церк-вей бе-рут на-ча-ло из древ-ней прак-ти-ки пред-ста-ви-тель-ст-ва на вре-мен-ной или по-сто-ян-ной ос-но-ве од-них по-ме-ст-ных церк-вей на тер-ри-то-рии дру-гих для со-дей-ст-вия ка-но-ническому об-ще-нию че-рез по-слан-ни-ков - апок-ри-сиа-ри-ев (греческий &psili;αποϰρισι&oxia;αριος) или ле-га-тов . В слу-чае по-сто-ян-но-го пред-ста-ви-тель-ст-ва по-слан-ни-ки не-ред-ко пре-бы-ва-ли в мо-на-сты-ре - ме-то-хе (греческий μετ&oxia;οχιον), ко-то-рый на-хо-дил-ся в ка-но-нической вла-сти Церк-ви, на-пра-вив-шей сво-их пред-ста-ви-те-лей. В эпо-ху ос-ман-ско-го вла-ды-че-ст-ва (с XV-XVI веков) восточные пат-ри-ар-ха-ты уч-ре-ж-да-ли свои подворья при других церк-вах, осо-бен-но час-то - в Рос-сии для сбо-ра де-неж-ной по-мо-щи. Подворья слу-жат так-же ме-стом раз-ме-ще-ния па-лом-ни-ков. Подворья на-хо-дят-ся в юрис-дик-ции уч-ре-див-шей их По-ме-ст-ной церк-ви, од-на-ко за-ви-сят и от Церк-ви, на ка-но-нической тер-ри-то-рии ко-то-рой они раз-ме-ще-ны; например при рас-хо-ж-де-нии бо-го-слу-жеб-но-го ка-лен-да-ря в подворье упот-реб-ля-ет-ся ме-ст-ный ка-лен-дар-ный стиль. Эле-мен-ты двой-ной юрис-дик-ции подворья вы-ра-жа-ют-ся в том, что за бо-го-слу-же-ни-ем в хра-ме подворья воз-но-сят-ся име-на пред-стоя-те-лей обе-их церк-вей. Ны-не в Мо-ск-ве на-хо-дят-ся подворья Алек-сан-д-рий-ско-го, Ан-ти-охий-ско-го, Ие-ру-са-лим-ско-го, Серб-ско-го и Бол-гар-ско-го пат-ри-ар-ха-тов, Пра-во-слав-ной церк-ви Чеш-ских зе-мель и Сло-ва-кии и Пра-во-слав-ной церк-ви в Аме-ри-ке. На ос-но-ве вза-им-но-сти РПЦ име-ет воз-глав-ляе-мые её пред-ста-ви-те-ля-ми подворья при этих же церк-вах.

Епар-хи-аль-ные подворья в гра-ни-цах од-ной По-ме-ст-ной церк-ви обыч-но уст-раи-ва-лись в го-ро-дах, где на-хо-ди-лись ка-фед-ры пред-стоя-те-лей по-ме-ст-ных церк-вей, ча-ще все-го в сто-ли-цах. По-доб-ные подворья су-ще-ст-во-ва-ли в Кон-стан-ти-но-по-ле, в Рос-сии - в Мо-ск-ве и Санкт-Пе-тер-бур-ге, ра-нее, ве-ро-ят-но, так-же и в Кие-ве, сто-ли-це Ки-ев-ской Ру-си. Например, в Мо-ск-ве име-лись Кру-тиц-кое под-во-рье, Ря-зан-ское, Вят-ское, Псков-ское, Ко-ло-мен-ское и другие епар-хи-аль-ные подворья; в Санкт-Пе-тер-бур-ге в си-но-даль-ную эпо-ху на-хо-ди-лись подворья ар-хие-ре-ев, яв-ляв-ших-ся чле-на-ми Свя-тей-ше-го Си-но-да или при-сут-ст-вую-щи-ми в Си-но-де.

Наи-бо-лее рас-про-стра-не-ны мо-на-стыр-ские подворья, су-ще-ст-во-вав-шие уже в ви-зантийское вре-мя; они вы-пол-ня-ют раз-ные функ-ции: спо-соб-ст-ву-ют раз-ви-тию па-лом-ни-че-ст-ва , со-би-ра-ют по-жерт-во-ва-ния для сво-их мо-на-сты-рей (осо-бен-но ко-гда те на-хо-дят-ся в уда-лён-ных и ма-ло-на-се-лён-ных мес-тах, а подворье - в городских цен-трах). Ино-гда подворье пред-став-ля-ет мо-на-стырь, не на-хо-дя-щий-ся в юрис-дик-ции той По-ме-ст-ной церк-ви, на ка-но-нической тер-ри-то-рии ко-то-рой оно от-кры-то (например, московское подворье Пан-те-леи-мо-но-ва мо-на-сты-ря, со-стоя-ще-го, как и другие мо-на-сты-ри на Афо-не, в юрис-дик-ции Кон-стан-ти-но-поль-ско-го пат-ри-ар-ха-та). Дея-тель-ность мо-на-стыр-ско-го подворья рег-ла-мен-ти-ру-ет-ся ус-та-вом его мо-на-сты-ря. Подворье на-хо-дит-ся в юрис-дик-ции то-го же ар-хие-рея, что и мо-на-стырь. В слу-чае ес-ли подворье рас-по-ла-га-ет-ся на тер-ри-то-рии иной епар-хии, то за бо-го-слу-же-ни-ем в хра-ме подворья воз-но-сит-ся как имя епар-хи-аль-но-го ар-хие-рея, так и имя ар-хие-рея, на тер-рито-рии епар-хии ко-то-ро-го на-хо-дит-ся под-во-рье.

В Русской пра-во-слав-ной церк-ви с 1990-х годов ста-тус пат-ри-ар-ших подворьев име-ют так-же отдельные при-хо-ды, управ-ле-ние ко-то-ры-ми осу-ще-ст-в-ля-ет на-зна-чен-ный пат-ри-ар-хом на-стоя-тель без фор-ми-ро-ва-ния при-ход-ско-го со-бра-ния и иных ор-га-нов при-ход-ско-го са-мо-управ-ле-ния. В этом от-но-ше-нии их ста-тус бли-зок к ста-ту-су подворья по-ме-ст-ных церк-вей, в ко-то-рых так-же не пре-ду-смат-ри-ва-ет-ся об-ра-зо-ва-ние ор-га-нов при-ход-ско-го са-мо-управ-ле-ния.

XII. Монастыри

1. Монастырь – это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры.

2. Решение вопроса об открытии монастырей принадлежит Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду по представлению епархиального архиерея.

В порядке, установленном законодательством соответствующей страны, монастырь может быть зарегистрирован как юридическое лицо.

3. Ставропигиальными монастыри провозглашаются решением Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода с соблюдением канонической процедуры.

4. Ставропигиальные монастыри находятся под начальственным наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси или тех Синодальных учреждений, которым Патриарх Московский и всея Руси благословит такое наблюдение и управление.

5. Епархиальные монастыри находятся под наблюдением и каноническим управлением епархиальных архиереев.

6. В случае выхода одного, нескольких или всех насельников монастыря из его состава, они не имеют права и не могут заявлять никаких претензий на имущество и средства монастыря.

7. Зачисление в монастырь и увольнение из монастыря производится распоряжениями епархиального архиерея по представлению настоятеля (настоятельницы) или наместника.

8. Монастыри управляются и живут согласно положениям настоящего Устава, гражданского Устава, "Положения о монастырях и монашествующих" и своего собственного Устава, который должен быть утвержден епархиальным архиереем.

9. Монастыри могут иметь подворья. Подворьем именуется община православных христиан, состоящая в ведении монастыря и находящаяся за его пределами. Деятельность подворья регламентируется Уставом того монастыря, к которому данное подворье относится, и своим собственным гражданским Уставом. Подворье находится в юрисдикции того же архиерея, что и монастырь. В случае, если подворье располагается на территории иной епархии, то за богослужением в храме подворья возносится как имя епархиального архиерея, так и имя архиерея, на территории епархии которого находится подворье.

10. В случае принятия монастырем решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, монастырь лишается подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности монастыря как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает его права на имущество, которое принадлежало монастырю на правах собственности, пользования или на иных законных основаниях, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви.