«Святый Николае, иерарше равноапостольне, молися… о всем мире. Куда пойти православному верующему в Токио? Храм николая японского расписание

Японская Православная Церковь и Русская Православная Церковь в Японии.

Если в Токио поинтересоваться православной церковью, то первым делом вам расскажут о храме святого Николая (или Никорай-до, как его называют). Находится этот храм русско-византийской архитектуры конца XIX века на холме Суругадай на станции Отяномидзу, и резко выделяется на фоне остальных зданий, хотя и нельзя сказать, что противоречит окружающему пейзажу, а можно даже сказать, гармонично вливается в него. Не найти его невозможно, указатели приведут вас прямо от станции. Официально называясь Кафедральным собором Воскресения Христова, храм является кафедральным в Токийской епархии, а его предстоятель – архиепископ Токийский, митрополит всея Японии Даниил (Икуо Нусиро). Построенный в конце XIX века Николаем Японским, первым миссионером православия в Японии, храм был разрушен во время Кантоского землетрясения 1923 г. и отреставрирован, а теперь его можно назвать главным храмом Японской автономной православной церкви. Всего в Японии 70 православных храмов и около 36 тыс. православных верующих. Службы в храме святого Николая проводятся строго по расписанию и в соответствии с православными обычаями. Присутствовать на литургии, однако, может кто угодно, вне зависимости от национальности и вероисповедания.

Как же проходит служба в японской православной церкви и сильно ли она отличается от службы в русской? Попробуем описать это на примере храма святого Николая в Токио.

Нужно заметить, что разница бросается в глаза сразу при входе в храм. И не только в глаза. Внутреннее убранство огромного храма с белыми стенами со сравнительно небольшим количеством икон (что уже непривычно) ослепляет блеском золотых обрамлений, величием и пышностью, расставленные рядами стулья невольно напоминают о католической церкви, свечи кажутся не совсем «правильного» размера и пахнут тоже как-то «неправильно». Одним словом, в храме другая атмосфера. Если можно говорить о «православной атмосфере», то она вполне православная (за исключением того, что половина прихожанок не покрывает голову, а некоторые приходят в брюках), но она другая. Это специфическая атмосфера японской православной церкви. Прихожане в большинстве своем японцы. Среди служителей можно было заметить лишь одно русское лицо. Кроме японских и русских прихожан, службу посещают и верующие из Африки, и из арабских стран.

Многочисленный хор состоит из японцев и стоит, как полагается, в правой передней части церкви, перед огромным пюпитром и под руководством дирижера. Поет он стройно и гармонично, что еще более подчеркивается отличной акустикой храма. Удивительно красиво звучит и пение служителей церкви из алтарной части как бы в ответ хору.

Служба проходит по установленному порядку, с чтением Библии по-японски (которое, кстати, раздают на русском языке), с совместными молитвами и проповедью в конце. За исключением небольших вставок, все происходит на японском языке, что стало возможным благодаря Николаю Японскому, который перевел большинство текстов на японский язык, так же соотносящийся с современным, как современный русский соотносится со старославянским. Несмотря на то, что в церкви поставлены стулья, во время службы на них никто не сидит. До начала службы происходит облачение архиепископа Даниила в центральной части церкви под пение хора.

Служба оставляет светлое и радостное ощущение, как и должно быть, но не покидает чувство некоторого отчуждения. Может быть, потому что служба на японском, может быть, так влияет несколько иная обстановка. Как бы то ни было, расстраиваться не стоит, потому что в Токио есть и русская православная церковь, сохраненная без каких-либо изменений. Называется она Подворье Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Японии и находится в северной части центрального Токио в тихом переулке. У церкви нет своего помещения, и она ютится в здании, предоставляемом Посольством России в Японии.
В этой церкви можно встретить, в основном, русских прихожан, потому что это русская православная церковь, только в Японии, и настоятель ее тоже русский – протоиерей Николай Кацюбан, который поддерживает активное сотрудничество с Японской Православной Церковью. Основная деятельность Подворья направлена на наших соотечественников – православных верующих, временно или постоянно проживающих в Японии. Просветительскую деятельность церковь проводит только в своих пределах, а как представительство Русской Православной Церкви в Японии Подворье осуществляет информационное посредничество между Русской Православной Церковью и другими Церквами, религиозными общинами, общественными организациями Японии, а также организацией паломничества японских верующих в Россию. Подворье произошло от японских приходов в ведении Московского Патриархата во время формирования Православной Церкви в Японии.

На первый взгляд сложно и разобрать, что это церковь: небольшой дом, самая обычная калитка, куполов нет и в помине. Но потом замечаешь, что над входом крест, что вокруг толпятся соотечественники, женский хор тихонько разучивает песнопения, а когда заходишь внутрь, то сразу понимаешь: вот она, та самая атмосфера, и свечи правильного размера, и запах тот, и иконы как будто более знакомые. Обстановка в этой маленькой церквушке, можно сказать, домашняя: батюшка знает всех прихожан по имени, да и прихожане знакомы друг с другом, активно участвуют в жизни церкви и поют в хоре, возглавляемом двумя японками, которые, однако, говорят и поют по-русски. Служба проходит на русском языке с небольшими японскими вставками. Священнослужители же и русские, и японцы, при этом японский батюшка свободно читает проповеди на русском языке. Подворье собирает деньги на строительство храма: ведь церковь должна быть церковью не только внутри, но и снаружи, даже если она на иностранной земле.

Так что Японская Православная Церковь и Русская Православная Церковь в Японии – это два различных института, которые, однако, сотрудничают и участвуют в совместных мероприятиях. Дай Бог, и наша церковь в скором времени построит достойный храм и объединит еще больше русских православных верующих, оторванных от дома.

Храм святителя Николая Японского в Москве

28 февраля 2007 года. 8 часов 30 минут. В приходе Московских святителей, расположенном на севере столицы в микрорайоне Бибирево, началась великопостная служба. Часы. Изобразительны. Литургия преждеосвященных даров. Но почему же настоятель иеромонах Сергий (Рыбко) не в храме? С сотовым телефоном в руке, немного взволнованный отец Сергий в церковном дворе. Видимо, кого-то радостно ждут… Вот уже выстлана ковровая дорожка, ведущая в цокольный храм. В 8 часов 55 минут у ворот останавливается машина, из которой выходят гости – предстоятель Сендайского епархии Японской автономной православной церкви епископ Серафим (Цудзиэ) и священник подворья Московской Патриархии в Токио, православный переводчик протоиерей Иоанн Нагая. Владыка Серафим и отец Иоанн специально приехали в Бибирево, чтобы побывать в единственном в Москве храме в честь святого покровителя Японской Православной Церкви – равноапостольного Николая Японского.

Иеромонах Сергий (Рыбко) приветствует высоких гостей и знакомит их с историей прихода. Деревянный храм Благовещения Богородицы в селе Бибирево известен с 16 века и изначально находился во владении кремлевского Вознесенского монастыря. В 1755 году храм выстроен заново. В 1893-1894 годах рядом с деревянным возведен каменный храм в благодарность Богу за избавление жителей села от холеры по молитвам преподобного Сергия Радонежского. В 1937 году деревянный храм был разобран. Богослужения в каменном храме возобновлены с 1990 года. Однако храм вмещал лишь небольшое число прихожан. В то же время, население этого северного микрорайона составляет 200 тысяч человек, а храмов здесь всего 15. Поэтому с конца 1990-х годах настоятелем прихода в Бибиреве назначен иеромонах Сергий (Рыбко), которому поручили возвести здесь величественный Собор – новый православный миссионерский центр на севере российской столицы. Строительство такого крупного комплекса требует многих сил и времени. Однако к 2005 году стало возможным совершать богослужения в цокольном храме Собора, освященным в честь равноапостольного Николая, просветителя Японии. Жизненный подвиг и труды миссионера полюбились настоятелю прихода еще во время учебы в семинарии и академии, и лишь несколько позже иеромонах Сергий узнал, что архиепископ Николай (Касаткин) – его земляк, уроженец современной Тверской области. Уже третий год подряд в храме совершаются торжественные богослужения в дни памяти святителя Николая.

В ведении иеромонаха Сергия находится еще один приход – Сошествия Святого Духа на бывшем Лазаревском кладбище. Главный престол храма, построенного в 1758 году и обновленного в 1782-1786 годах, освящен в честь Лазаря Четверодневного. В 1903-1904 годах этот старинный трехпрестольный храм в стиле раннего классицизма был расширен, чтобы в богослужениях могли участвовать больше верующих. Закрытый в 1932 году подобно многим другим приходам, храм вновь стал действующим в 1991 году. Для сбора средств на строительство храма в Бибиреве в приходе Сошествия Святого Духа было возобновлено сестричество, широко известное в начале 20 века. В то время сестры заботились о больных и престарелых, поддерживали традиции русской церковной музыки и часто принимали патриарха Тихона. В апреле 1925 года в приходе была назначена дата детского праздника, и сестры с нетерпением ожидали Святейшего, не зная, что святитель Тихон уже отошел ко Господу. Сейчас сестричество занимается преимущественно издательской деятельностью, выпуская, в том числе, жития святых, акафисты, книги писателей 19 века, собрание сочинений Л.А.Чарской. Планируется издавать и житие святителя Николая Японского.

Владыка Сендайский Серафим привез в дар приходу иконы из Японии, и был очень рад услышать слова приветствия на японском языке от клириков храма. Епископ Серафим пожелал скорейшего завершения строительства Собора Московских святителей – ведь в современной России так же, как и в Японии осталось еще много возможностей для миссионерской и просветительской деятельности, подобно той, которой посвятил свою жизнь равноапостольный Николай Японский. Владыка Серафим надеется приехать вновь, чтобы служить Божественную литургию уже в главном престоле Собора, а клирики храма пообещали больше узнать о Японской православной церкви и выучить некоторые песнопения на японском языке.

16 февраля 2007 года, в пятницу сырной седмицы, когда служить литургию по уставу не полагается, в московском храме во имя равноапостольного Николая Японского будет совершено торжественное богослужение в честь престольного праздника – дня преставления святителя.

«3 февраля (16 февраля по новому стилю) в 7 часов вечера, а по-петербургски около 12 часов дня, не стало высокопреосвященного Николая, архиепископа Японского… Он мирно, без каких-либо предсмертных страданий, но после долгой и тяжелой болезни преставился ко Господу на 76-м году своей жизни, на 52-м году своего служения Церкви Божией, на 51-м году со времени своего прибытия в Японию. Горько заплакал я, стоя у постели владыки, только что покинувшего меня одиноким… Один… Сирота… Тайна смерти… Тайна великая воли Божией… Но сердцу от этого не было легче, и оно плакало…», – вспоминает преемник миссионера епископ Сергий (Тихомиров) о скорбном дне 1912 года .

Казалось, вся Япония хотела проститься с архипастырем: в собор спешили христиане из множества приходов Японии; миссия принимала телеграммы с выражением соболезнования от иностранных представителей, от верующих и неверующих японцев.

есколько христиан-японцев непрерывно читали Евангелие у тела архиепископа Николая, в соборе одна за другой служились панихиды. Только через шесть дней – 9/22 февраля – было совершено погребение. «При начавшемся трезвоне обнесли гроб вокруг собора, установили его на колесницу и, выстроив процессию… отправились до кладбища Янака… Рвет неистово хоругви наши ветер… Идут воспитанницы, воспитанники… У всех в руках пальмовые ветви – “символ веры в победу дела владыки в Японии”… Многочисленные цветы… Сотни венков… Ордена владыки… И лента, бесконечная лента христиан!» . «Верхом почета, какой воздала Япония владыке архиепископу Николаю, было то, что сам император Японии… прислал на гроб владыке великолепный и громадный венок из живых цветов. Сам император Японии увенчал победными цветами главу святителя Божия!.. Внутри венка два иероглифа: Высочайший дар. И все японцы сии два иероглифа видели, читали и благоговейно пред венком склоняли свои головы!.. Начав при смертных опасностях, закончил свою деятельность в Японии владыка Николай при одобрении с высоты трона », – замечает епископ Сергий (Тихомиров) .

Сейчас в Японии, ставшей второй родиной для архиепископа Николая, существует 69 православных приходов. В большинстве из них построены храмы, а в некоторых – верующие собираются в домовых церквях. На каждой литургии во всех приходах Японской Православной Церкви поется тропарь святителю Николаю, прославленному в лике святых в 1970 году. Несколько храмов освящены во имя архипастыря и основателя Православной Церкви в Японии: часовня на территории Воскресенского собора в Токио, преобразованная в 2005 году в православный монастырь, один из приделов самого токийского кафедрального собора, храм святителя Николая в Маэбаси (Токийская митрополия).

В каждом храме Японии есть икона или фреска святого покровителя этой Поместной Церкви. Честные останки равноапостольного Николая сейчас покоятся на токийском кладбище Янака. Но частички мощей святого все же можно найти в некоторых храмах: в токийском соборе есть мощевик святителя Николая, икона с частицами мощей недавно появилась и в Хакодатэ, где иеромонах Николай только начинал свою проповедь почти 150 лет назад. В 2003 году митрополит Токийский Даниил передал частичку мощей миссионера приходу на его родине, в деревне Береза.

Миссионера чтут и во многих других странах. В Корее вспоминают миссионерскую помощь святителя Николая и митрополита Сергия (Тихомирова) и обучение многих корейских православных пастырей в Токийской духовной семинарии. В Финляндии и Болгарии написаны свои образы святого.

В Йоханнесбурге (Южная Африка) в 1987 году было создано общество имени святителя Николая Японского. Впоследствии оно было преобразовано в приход Александрийского Патриархата, и сейчас службы там совершаются в собственном храме, освященном во имя равноапостольного Николая. Богослужение переведено на язык африкаанс, но можно услышать и славянские, и византийские песнопения.

В Америке святитель Николай почитается прихожанами и Американской, и Антиохийской, и Русской Зарубежной Православных Церквей. В 2004 году в Плимуте, штат Калифорния, был образован приход Американской Православной Церкви во имя равноапостольного Николая Японского.

Иконы архипастыря есть в кафедральном соборе в Вашингтоне, в монастыре святителя Иоанна Шанхайского в Калифорнии, в Троицком монастыре в Джорданвилле, в соборе Пресвятой Богородицы Русской Зарубежной Церкви в Сан-Франциско.

Монастырь Иоанна Шанхайского выпустил первый на английском языке исторический сборник, посвященный трудам миссионера и жизни Японской Православной Церкви. Сначала это был тематический номер православного журнала, а затем, в 2005 году, вышла в свет отдельная книга.

Обитель в Джорданвилле издавна принимала студентов из Японии в свою семинарию. Здесь они изучали английский, русский и древние языки, чтобы читать труды святых отцов и даже переводить их на японский.

Об архиепископе Николае помнят в нарвской православной гимназии в Эстонии. Ее преподаватель Роман Цуркан способствовал публикации в 2002 году части рукописного наследия – писем святителя – отдельной книгой, уже ставшей библиографической редкостью в силу ограниченного тиража. Это издание предшествовало пятитомнику дневников святителя и стало ценным материалом для исследователей.

На родине равноапостольного миссионера помнят о его служении и почитают его в сонме российских святых: «Глас евангельский услышавше и апостольскою ревностию распалившееся, в научение неверных языков устремистеся, богоблаженнии равноапостольнии Кукше, Леонтие, Стефане и Гурие, Германе Аляскинский, и святителю отче Николае Японский, и досточудный Иннокентие, великия Сибирския страны апостоле и просвещения за морем сущих новых стран во Америце первоначальниче. Темже со всеми прочими, во благовести Христове потрудившимися, достойнее ублажаетеся» (стихира на «Хвалитех», Служба Всем святым, в земли Российстей просиявшим).

В Троицком соборе московского Данилова монастыря, в приделе Устюжских чудотворцев столичного храма Малого Вознесения, в подмосковном храме в Голицине и многих других церквях можно видеть фрески и иконы с изображением святителя Николая Японского.

Молитвы святому Николаю Японскому возносятся и в Перми, в строящемся храме, посвященном его соратнику и второму небесному покровителю Японской Православной Церкви – священномученику Андронику Пермскому, первому епископу Киотоскому.

О миссионере не забывают и в московском Спасо-Андроником монастыре, где служил еще один сотрудник Русской духовной миссии в Японии – иеромонах Владимир (Соколовский), затем ставший архиепископом Екатеринославским. Он был и последним настоятелем Спасо-Андроникова монастыря перед его закрытием.

В России до недавнего времени был лишь один храм во имя архиепископа Николая – это восстановленная в 2003 году церковь на родине миссионера в деревне Береза Тверской области.

С Рождества Христова 2005 года тропарь святителю поется еще в одном посвященном ему храме, расположенном в цокольном этаже строящейся церкви в честь Собора Московских святых (Москва, Бибирево). Настоятель строящегося храма иеромонах Сергий (Рыбко) рассказывает, что с юности очень любил читать труды святителя Николая и всегда восхищался его апостольским подвигом. Самоотверженное полувековое пастырское служение миссионера с 1861 года способствовало возведению в нехристианской стране почти 200 православных храмов, открытию почти 300 приходов и крещению десятков тысяч человек. Святитель Николай с помощью своего соратника Павла Накаи перевел Священное Писание и основной круг богослужения на японский язык. И только несколько лет назад отец Сергий узнал, что он является земляком миссионера: деревня Береза находится совсем недалеко от его малой родины, также расположенной в Тверской области.

Несколько месяцев назад в ходе поездки по храмам и монастырям России в Бибиреве побывала регент храма Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Нагоя (Западно-Японская епархия) матушка Мария Мацусима. «Во время богослужения я смотрела на большую икону святого равноапостольного Николая, и в какой-то момент мне показалось, что я нахожусь у себя на родине, в Нагоя, а не в Москве», – вспоминала она.

«Японской страны просветителю, святый Николае, иерарше равноапостольне, молися Живоначальной Троице о всем твоем стаде и о всем мире», – обращаются к святому на каждом из четырех крупнейших островов Японского архипелага, в маленьком приходе в Березе и в столичном храме в Бибиреве и молят о становлении Православия и в Японии, и в России и о скорейшем завершении строительства храма в честь всех московских святых – будущего крупнейшего православного прихода и миссионерского центра на севере нашей столицы.

Галина Бесстремянная


15 / 02 / 2007