Архитектор спроектировавший и построивший несвижский фарный костел. Фарный костел божьего тела несвиж. Гробовые легендарные доски

Второй раз гробы вскрывали в 1953 году, сразу после смерти Сталина (это точно помнят жители Несвижа. - Авт.). Чтобы поддержать тело вождя в сохранном виде, советские ученые под руководством профессора В.Ф.Червакова искали самые совершенные методы бальзамирования.

В надежде найти уникальный рецепт для мумифицирования ученые спускались в четырехсотлетнюю гробницу Радзивиллов. Точно вскрыли несколько гробов и бочонок с забальзамированным сердцем княгини Радзивилл. Но помогли ли несвижские секреты поддержать тело вождя всех народов?

Пане Каханку моль оставила без штанов

В Национальной библиотеке Беларуси мне удалось отыскать публикацию 1971 года, повествующую о результатах тех исследований. Любопытно, что даже дата вторжения в крипту была сознательно искажена. Видимо, чтобы открытие гробов не связывали со смертью тирана - 1951 год. Байка была придумана потрясающая: из Несвижа в Министерство здравоохранения БССР был сделан запрос: не опасны ли останки в подвале костела?

Первым комиссия из Москвы открыла самый древний гроб - Николая Кшиштофа Радзивилла Сиротки. Ученые ожидали увидеть мумию в плаще пилигрима - так завещал сам князь. Вместо этого открылась иная картина: мумия была покрыта куском малинового атласа, на голове была красная бархатная шапочка, на теле - белая шелковая рубаха, на ногах - белые чулки машинной вязки. Под головой лежала холстинная подушечка, набитая неистлевшим сеном, а под ней… скомканный медицинский халат и белая лайковая перчатка с пружинной кнопкой-застежкой, на которой значилась парижская фабричная марка.

Все эти предметы относились явно к 1905 году. Комиссия переодела Сиротку!.. Советские ученые задались вопросом зачем.

Ответ был найден быстро. На дне гроба лежало много сухой моли и мелкие черные шерстинки. Знаменитый плащ пилигрима уничтожила моль!.. Не пощадила она и мумию: по свидетельству ученых, от нее остался скелет с остатками высохших тканей.

Рецепт Радзивиллов не был уникальным

Вскрытие нескольких других гробов позволило достаточно точно установить способ, которым радзивилловские врачи бальзамировали умерших хозяев. В то время по христианским канонам вскрытие покойника было строго запрещено. Поэтому придворные лекари смазывали тело умершего «бальсанами» (бальзамами) и смолистыми пахучими веществами, не производя вскрытие, не удаляя внутренние органы.

При этом мази наносились только на переднюю поверхность. Ткани высыхали, и верх тела сохранялся, образуя своеобразный затвердевший купол. Нижняя часть высыхала и распадалась.

Так отыскала ли комиссия то, что хотела - секрет бальзамирования белорусских магнатов?.. Ответить сложно. Выводы показали, что никакого особенного секрета и не было - врачи просто опирались на знания и опыт, доступные в те времена.

Герметичные саркофаги вскрывать не решились

Примечательно, что в 19 веке Радзивиллы вовсе перестали бальзамировать тела своих умерших членов семьи. Стал применяться другой способ: тело покойника - без особенной обработки - просто запаивали в герметические цинковые гробы.

Находясь в таком гробу, мертвое тело продолжает гнить, пока выделяющиеся газы не создадут предельного давления, при котором процесс разложения останавливается. Даже через много лет через впаянное в крышку толстое корабельное стекло можно увидеть лицо покойника.

В 1953 году ученые не стали вскрывать ни один из таких саркофагов. У них уже был печальный опыт, когда при вскрытии герметичного гроба композитора Николая Рубинштейна, доставленного из Парижа в Москву, тело рассыпалось буквально на глазах.

Где Радзивиллы взяли рецепт мумификации?

Самая вероятная версия - в Египте. В 1583 году Николай Кшиштоф Радзивилл Сиротка совершил путешествие в Италию, Иерусалим и Египет.

В своей знаменитой книге «Перегринации» Сиротка довольно точно описывает внешний вид мумий, отмечая, что “розныя зеллі і масці так спеклі целы, што тыя ажно свецяцца, як смала зацвярдзеўшы…косці тых целаў цэлыя і надта белыя, бо тыя масці пахучыя і ад счарнення іх бароняць…” «…намазаныя тры тысячы гадоў цэлыя ляжаць».

Покидая Каир, Радзивилл решает взять несколько мумий с собой и покупает у арабов два забальзамированных тела - мужчины и женщины. Но везти их целиком было нельзя: считалось, что мумия на корабле может принести этому судну гибель. Поэтому каждое тело поделили на три части, каждую из которых упаковали в отдельный ящик.

Уже когда мумии были погружены на корабль и судно ждало попутного ветра, поднялась страшная буря. Моряки стали паниковать: мол, все погибнем. Не выдержав психологической атаки, Сиротка приказывает выбросить все ящики в море.

Сиротка не довез до Несвижа мумии, но привез саму идею бальзамирования.

Разрешение на создание усыпальницы давал лично Папа Римский

Несвижский костел Божиего Тела в этом году будет отмечать 415-летие. Строил костел гениальный итальянский архитектор Джованни Мария Бернардони.

Чтобы основать усыпальницу, Сиротка ездил просить разрешения у Папы Римского. Папа благословение дал. Таким образом, в Несвиже возникла третья в Европе семейная гробница после усыпальницы Людовиков во Франции и Габсбургов в Австрии.

Основывая семейную усыпальницу, Сиротка установил два правила. Первое: в крипте должны покоиться только Радзивиллы (надо сказать, что Сиротка сам же и нарушил его - к его ногам позднее лег верный слуга). Второе: все умершие погребаются в простой одежде, без украшений. Благодаря этому мудрому закону, про который знали все, на протяжении веков усыпальница не подверглась разграблению - вскрывать гробы ради мумий искателям кладов не было резона.

Первым Радзивиллом, погребенным в крипте, стал сам Сиротка; произошло это 28 февраля 1616 года.

Усыпальницу спасали Кеннеди и Муссолини

Во время Второй мировой войны немцы не трогали имущество князей благодаря тому, что один из Радзивиллов породнился с Муссолини. Итальянский диктатор, будучи союзником Гитлера, посодействовал сохранности владений белорусских магнатов. Несвижские старожилы вспоминают, что немцы выставили на входе в крипту постоянную охрану, чтобы оградить фамильный склеп от вандалов.

В 60-е годы помогло другое родство Радзивиллов: потомок княжеского рода , 35-го президента Америки. В костельном архиве и сейчас хранятся письма из Госдепа США, где сказано: будут закрывать - пишите.

Коммунисты выжили ксендза Григория Колосовского из костела, он жил в гараже. Но закрывать боялись, ксендз сразу говорил: «Я буду писать».

Легенды о крипте

Пожалуй, самый легендарный гроб в усыпальнице - горбатый (крышка с «горбом»). По легенде, здесь похоронена юная княжна, которая замерзла, ожидая в парке своего возлюбленного. Ее окоченевшее тело не смогли положить в гроб.

Вскрытие показало, что в гробу еще один, где покоилась 74-летняя княгиня Карницкая-Радзивилл. А на крышке была приделана изящная ваза - для этого внешний гроб и пришлось изготовить с «горбом».

Кстати, именно из-за этой вазы тело покойной не сохранилось: нарушилась герметичность гроба, и покойница просто «рассыпалась».

Возле одного из саркофагов стоит железный бочонок с ручками. По легенде, здесь покоятся останки князя, которого растерзал медведь. Зверь так искромсал человека, что все, что от него осталось, сложили в такую емкость.

Но и эта легенда тоже была развенчана. В бочонке, в специальном растворе, оказались сердце, легкие, печень и почки. В 19 веке уже делали вскрытие. Один из Радзивиллов запретил удалять внутренние органы своей жены: «Я не могу позволить, чтобы сердце, которое так меня любило, просто выбросили». На гробу любимой он выковал эпитафию: «Всем, кроме жизни, обязан я только тебе».

Крайнее боковое помещение крипты заставляет содрогнуться: здесь стоит 2 взрослых гроба и 12 детских. Тут покоится несчастная мать Катажина Радзивилл. За свою жизнь она похоронила 5 детей и 7 внуков. По другой версии, во всех 12 гробах - дети княгини. Говорят, в лунную ночь возле костела раздаются нечеловеческие крики - это душа Катажины, обернувшись совой, безутешно плачет об умерших младенцах.

Еще одна легенда связана с количеством гробов. В 1905 году комиссия насчитала в крипте 78 гробов. В польской монографии 1937 года говорится о 102. Сейчас гробов 70.

По одной версии, часть саркофагов была утрачена во время войны. По другой - в крипте есть еще один подземный этаж: в некоторых местах пол отзывается слишком гулко. Но проверить эту версию невозможно, так как взрывать пол в костеле, который является уникальным памятником архитектуры, никто не осмелится. А вдруг там просто пустота! А памятник попортят.

Мумии Радзивилов - не единственные в Беларуси

Например, в подземелье костела в Будславе (Мядельский р-н) можно прямо в открытых гробах увидеть две отлично сохранившиеся мумии, которые практически не иссохли!.. Но даже настоятель костела не знает, кто похоронен здесь. Мумиям столько, сколько и костелу, возведенному в 1767 году.

Захоронения, которым несколько веков, можно встретить в подвалах костела в Камаях (Поставский р-н), Вишнево (Воложинский р-н), Субботники (Ивьевский р-н), Засвирь (Мядельский р-н)…

Фарный костёл в Несвиже построен в 1587-1593 г.г., что делает его одним из первых зданий в стиле барокко. Как минимум, а территории Речи Посполитой. Храм представляет их себя трехнефную купольную базилику с одной апсидой. Архитектор - Джованни Бернардони.

Памятная плита в честь четырёхсотлетия существования храма.

Заказал строительство Николай Христофор Радзивилл "Сиротка". Его отец Николай Радзивилл "Чёрный" сделал Несвиж резиденцией семьи. Так что главный храм города строился, как фамильная усыпальница. И, одновременно, как символ возвращения в лоно католической церкви.

Тут хоронили членов семьи, начиная с самого «Сиротки» (в 1616 году), до тех пор, пока Радзивиллы жили в Несвиже (до 1939 года). В 1999 году традиция была возобновлена захоронением Антония Радзивилла, умершего в Лондоне. В настоящее время в склепе под костёлом 78 саркофагов. Сохранились не все – в 1953 году часть была вывезена для изучения процесса бальзамирования.

Естественно, тут не могло обойтись без возникновения легенд. Согласно одной из них в саркофаге, выделяющемся своей высотой, похоронена не дождавшаяся своего возлюбленного и замёрзшая на морозе девушка. Красивая легенда, но как обычно, ничего общего с реальностью не имеющая. При вскрытии саркофага там обнаружили пожилую женщину, похороненную во вполне обычной позе. Высота же саркофага объясняется вазой, установленной на крышке гроба.

Ещё одна печальная легенда рассказывает о матери, все дети которой умирали, кроме последней дочери. Которая дожила до шестнадцати лет и уже готовилась выйти замуж. И мать успокоилась, решив, что опасный рубеж уже пережит. Но однажды вошла в комнату и обнаружила дочь, которая сидела, опустив голову на руки. Подумала, что дочь спит, но та оказалась мертва. Мать обезумела от горя и по ночам, обратившись совой, прилетала в склеп и страшно кричала. Так, что случайные прохожие седели или теряли сознание. С реальностью этой легенды гораздо хуже, так как детских гробов в склепе не мало.

Но вернёмся к храму. Следующая фотография сделана в 2007 году и привожу я её для того, чтобы показать, как изменились за это время ворота.

Это не барочное сооружение попало в комплекс костёла достаточно случайно. Это замковая башня XVI века. Раньше к ней примыкала брама.

Храм в лесах – с июня 2011 здание реставрируется. При этом костёл не закрыт – в нём идут службы и бракосочетания. Да и экскурсии допускаются. Правда, с ограничениями. Но не из-за реставрации, а чтобы не мешали службам.

Снимать внутри запретили. Как-то отвык я от этого в католических храмах. Расписан храм 1752-1754 гг. художником Хески. Им же написана и "Тайная вечеря" для главного алтаря (хотя некоторое время предполагали, что это Рембрант).

Один из самых уникальных архитектурных памятников на территории Беларуси. Построен в конце 16 века и являющийся первым творением в раннем барокко в Речи Посполитой – Фарный костел в Несвиже . Архитектор – талантливый итальянец Бернардони , которого пригласил хозяин несвижских земель Радзивилл Сиротка . Прообразом постройки послужил храмовый комплекс Иль Дзесу в Риме , который соорудили зодчие Виньола и Порту.

В комплекс к костелу иезуитов вошел специализированный коллегиум.

Обитель иезуитов обладает крестово – купольной базиликой с тремя нефами из камня, по бокам апсиды имеются двухэтажные сакристия и часовни.

Основная фасадная часть с латинским изречением “Поклонюсь святому дому Твоему в страхе Твоем ” заканчивается треугольным фронтоном. В углублениях ниш можно наблюдать скульптурные изображения святых.


фото середины 20 века, (Ян Булгак)

Интерьерная составляющая выделяется пышностью декорированных частей, украшенными фресками куполом, сводами. Алтарь, живописец Хески украсил композицией “Тайная вечеря”. Специалисты определили больше сорока произведений во всей храмовой росписи. Величественный орган находится над главным входом в костел, там же расположены фрески со святыми.

Из числа скульптур примечательны алтари Иисуса Христа, Девы Марии, изящно выполненные из мраморных частей, памятники хозяину – Радзивиллу , его отпрыскам.

Храмовый компекс стал усыпальницей рода Радзивиллов , в подземных помещениях упокоены забальзамированные останки знатной фамилии. Рассматриваемая усыпальница признана единственным восточноевропейским некрополем, сравнимым с габсбургской криптой, мадридским замком Эскориале .

Костёл находится на улице Мицкевича, город Несвиж, Несвижский район, Минская область

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В Речи Посполитой существовал особый политический строй "шляхетская демократия". Ни одно дворянство Европы не обладало такими правами, как шляхта. Через многоуровневую систему сеймов каждый шляхтич потенциально мог участвовать в политике страны. Король был выборным, хотя и правил всю жизнь. Но на практике это вылилось в олигархию: Речью Посполитой правил десяток самых влиятельных родов. В Галиции и Подолии я в каждом городе встречал упоминания о Потоцких, Сенявских, Конецпольских. В Чёрной Руси особенно заметны Сапеги и Радзивиллы. О последних стоит рассказать подробнее - это был самый богатый и влиятельный род во всей Речи Посполитой.

В начале 15 века князь Радзивилл (вероятно, потомок верховных жрецов) крестился как Николай, оставив языческое имя в качестве фамилии. Род Радзивиллов, разделившийся на три ветви, дал Литве и Речи Посполитой воевод, кастелянов, канцлеров, маршалков, гетманов, епископов и разве только не королей. Еще больший вклад Радзивиллы внесли в культуру: от кальвинизма и арианства до знаменитого белорусского книгопечатания, от первого театра до первого барочного костёла Речи Посполитой.
У Радзивиллов были десятки резиденцией по всей стране, самые известные из сохранившихся - Биржай в Литве, Олыка на Волыни, но в первую очередь - Мир и Несвиж в Чёрной Руси, ставшие "столицей" этого рода. О них в двух частях и пойдёт речь, и начнём с Несвижа - городка (14 тыс. жителей) в 130 километрах от Минска, где я был в католическое рождество (25 декабря).

Хотя Мир и Несвиж разделяет всего 22 километра, они находятся в разных областях: Мир - в Гродненской, Несвиж - в Минской. Более того, между ними нет прямого сообщения, хотя примерно на равном расстоянии от обоих трасса Минск-Брест и железнодорожная станция Городея. Мир я посетил в феврале-2008, а Несвиж - в декабре-2010. Причём ехал туда не из Минска, как все нормальные люди, а из Барановичей, откуда автобус до Несвижа ходит 4 раза в день. Вот только жалкие 40 километров он преодолевает почти два часа. А невезение с погодой в тот день достигло апогея: +3 градуса, слякоть и туман.

Селение Несвиж известно с 1446 года, с 1492 года - дальнее имение рода Кишка, доставшееся в 1513 году в качестве приданного Ян Радзивиллу Бородатому. В 1533 году Несвиж окончательно переходит к Радзивиллам, а в 1547 году Николай Радзивилл Чёрный, получивший титул "князя Священной Римской империи", переносит сюда свою резиденцию. В 1584 году начинается строительство замка, а в 1586 Несвиж получает статус ординации (неделимой вотчины, передающейся старшему сыну) и Магдебургское право впридачу. В эти годы в Несвиже возникают типография (где Симон Будный издавал первые книги на белорусском языке), первый в стране театр "Комидехауз" (1740), с костёлами соседствуют кальвинистские церкви (в конце 16 века Радзивиллы увлекались этим течение протестантства), с иезуитским коллегиумом - арианская школа...
В общем, Несвиж мог бы быть чем-то вроде , только с масштабами Царского Села и Версаля - но от былого величия остались лишь осколки. Один из них - Ратуша на бывшей Рыночной площади в 5 минутах ходьбы от автовокзала:

Спереди ратуша, сзади райком. Одно назначение, но разные эпохи. Ратуш в Беларуси сохранилось всего 7 (Минск, Несвиж, Витебск, Могилев, Шклов, Чечерск), причём почти все полностью или частично воссозданы. Несвижская ратуша (1586) была сильно исковеркана в 19-20 веках, восстановлена в 2001 году.

При небольшом размере, одна из самых красивых и гармоничных ратуш, что я видел. И отреставрирована очень грамотно - я бы даже не заподозрил неаутентичности. С трёх сторон ее окружают торговые ряды - площадь не зря была Рыночной:

Но сама застройка площади феноменально унылая - хрущобы и брежневки (причём с двух сторон еще и не реновированные), небольшая гостиница, пара уездных домиков и единственный примечательный "дом мастера" (1721) - такие в Речи Посполитой строились для передовиков ремесленного производства и иностранных специалистов. Его аналог мы уже видели в Гродно, и их сравнение наглядно подтверждает, что Радзивиллы были богаче королей.

Когда-то такими домиками была застроена вся площадь. И можете даже не напоминать мне о том, кто всё это разрушил.

Однако и уездная застройка в Несвиже очень примитивная и нецельная. Как не трудно догадаться, процветание Несвижа закончилось под Россией: еще в 1768-70 годах Николай Радзивилл Пане-Коханку вступил в конфликт с Екатериной Второй, но был прощён. А вот когда в 1812 году Радзивиллы поддержали Наполеона, их прощать уже не стали и отобрали Несвиж, вернув лишь в 1860 году. За это время город стал обычным еврейским местечком, да и сами Радзивиллы были уже не те - один из множества дворянских родов, не лучше и не хуже десятков других. Несвиж сохранил важнейшие памятники - но были утрачены несколько второстепенных костелов и сама городская среда: как ансамбль город распался.

На кадре выше пятиэтажка стоит напротив Ратуши, за домами - костёл Божьего Тела (1580-е годы), а если посмотреть правее - увидишь Слуцкую браму (1690):

Непонятное сооружение в чистом поле - на самом деле ворота земляной крепости, некогда опоясывавшей город. За брамой - узкий перешеек меж двух прудов:

Брама стоит на "кольце" - по обе её сторону ездят машины. Но можно зайти в арку и даже внутрь - в здании пара магазинов:

С перешейка по левую руку хорошо виден Несвижский замок (1584-1619) за прудом. Туда мы дойдём позже:

Межу ратушей и брамой в одной из боковых улиц видна колокольня бывшего монастыря бенедиктинок (1763):

Монастырь основан в 1590-е годы - какой же польско-литовский город без монастыря? Колокольня-брама - в общем-то единственное уцелевшее здание:

Внутри ныне агротехникум:

Причём для Беларуси на удивление обшарпанный. Костёл Святой Евфимии (1590-е) лишился высокой гранёной башни и переделан в учебный корпус. Как собор выглядел изначально, можно , там же фотография аудитории под стрельчатыми сводами.

А между монастырём и площадью - вот такая улица, типичный пейзаж Несвижа и большинства белорусских райцентров.

Теперь пойдём в сторону замка и костёла Божьего Тела, которые от главной улицы отделены кварталом. Вид со двора:

Понравилось советское здание с башней (телефонная станция? дом связи?) - такой идеальный современный костёл. Антенна должна транслировать приглашение на службу по смс. Улица за кварталом - здесь сохранилось некое подобие уездной застройки:

И нависающий над улочкой костёл Божьего Тела:

Один из самых величественных храмов Беларуси построил Николай Радзивилл Сиротка в 1587-93 годах - для такого огромного собора срок исключительный! С архитектурой точки зрения храм уникален тем, что это первый (!) образец барокко во всей Речи Посполитой, фасад которого, построенный по образцу римской церкви Иль-Джезу (так как изначально был иезуитским), стал прототипом для сотен польско-литовских церквей - его "потомки" есть почти в каждом городе Беларуси, Литвы, Западной Украины:

Надпись на фасаде гласит - "Перед богом никто не рыцарь, а только странник-пилигрим". Кстати, для сравнения - а так выглядит первая барочная церковь России (1640-е годы), Троицы в Никитниках в Москве.

Внутри собора - красивейшее убранство: росписи, алтари, нарисованные под куполом "объёмные" статуи. В подвале - усыпальница Радзивиллов, где похоронено около 70 представителей великого рода... Мне удалось лишь полюбоваться интерьерами от входа, но зато я увидел рождественскую службу. И эта служба в одном из самых величественных соборов, что я видел, полностью оправдала поездку сюда с учётом непогоды. Фотографии убранства есть в "Глобусе Беларуси".

А здесь видны еще три постройки, примыкающих к собору. "Стела" напротив входа - придорожная часовня (1826), в дальнем углу ограды - усыпальница Булгариных (1747), а звонница на переднем плане - бывшая крепостная башня середины 16 века, старейшее сохранившееся здание Несвижа, образец литовской готики. Утверждается, что ее облик не изменился с 16 века - но глядя на широкие окна, в это верится с трудом. А может, верхушка башни уже тогда была украшением.

Лучше всего собор смотрится из парка через пруд:

Почти за апсидой костёла - вход в замковый парк (на вводном кадре). Аллея ведёт по перешейку между Замковым (справа) и Бернардинским (слева) прудами:

И несмотря на самую отвратительную в мире погоду, в парке были туристы с фотоаппаратами. Вообще, внутренний туризм в Беларуси очень развит, и Несвиж - один из ключевых его пунктов.

Но вот опять... Бернардинский пруд - есть, Бернардинский мост - есть, нет только Бернардинского собора.

За мостом, прямо в парке - памятник Великой Отечественной с вечным огнём на фоне дворца:

Замок Радзивиллов, построенный в 1584-1619 годах - пожалуй, лучший из дворцов всей Западной Руси, а может быть и Речи Посполитой. Это был переходный тип между замком-крепостью и замком-дворцом - дворец с системой бастионов. В главном корпусе напротив ворот был собственно дворец, в левом крыле с башней - казармы замкового гарнизона (а у Радзивиллов была собственная 10-тысячная армия), в правом - службы. Замковый двор выглядел так:

За свою историю замок разрушался трижды: в 1650-е годы (русско-польская война), в 1709 (вторжение шведов), однако его облик оставался близок к первоначальному. В 2002 году, ровно за 8 лет до моего приезда, в ночь на католическое Рождество замок сгорел. Для белорусского наследия это была, мягко говоря , катастрофа - как если бы в России сгорел Эрмитаж со всеми экспонатами или рухнул собор Василия Блаженного. С тех пор здесь идёт реставрация, причём отнюдь не вялотекущая.

"Коттеджный" кирпич, стеклопакеты и металлочерепица - далеко не худшее, что здесь происходит. Например, можно увидеть, что внешне вполне целая северная галерея была снесена и построена заново. Да и просто здесь сложно отделаться от общего "муляжного" впечатления. С одной стороны, по этому "макету в натуральную величину" можно понять, насколько величественным был дворец. С другой - он не кажется настоящим, несмотря на то, что сами постройки аутентичны на 80-90%.

В Белоруссии последних 200 лет процесс уничтожения наследия был, пожалуй, самый интенсивый на всём постсоветском пространстве. Огромное количество древностей было уничтожено еще царскими властями - ликвидация ратуш, перестройки древних и барочных костёлов в псевдорусские церкви-"муравьёвки", полный снос города Берестье для строительства Брестской крепости. Не меньше уничтожила война, затмившая для белорусов всю предшествовавшую историю. Многое снесли в советское время - причём не столько в 1930-е, сколько в 1960-е: погибли домонгольские церкви в Полоцке и Витебске, шедевры "виленского барокко", уже упомянутая мной Фара Витовта в Гродно... И самое страшное, что в независимой Беларуси это не прекратилось - утрат такого масштаб в постсоветское время не знала даже Россия. Какой-то злой рок, уничтожающий культуру Великого княжества Литовского независимо от власти. И я боюсь, либерализация и евроинтеграция его тоже не остановят....

Впрочем, дворец вполне можно вернуть в адекватный облик.

Хотя на фотографиях аляповатость видна не так, как в живую. А может просто погода плохая и я предвзятый. В парке верещит пила.

На панораме Несвижа за прудом и самом пруде с многочисленными рыбаками глаз просто отдыхает:

От замка я пошёл гулять по парку. Вот эти вазоны стоят там, где некогда был замковый костёл (он же доминиканский):

А в парке, который делится на 5 частей (Замковый, Старый, Новый, Английский, Яп онский) очень красиво даже при такой унылой погоде.

Перешеек между Замковым (справа) и Диким (слева) прудами ведет в Английский парк.

Теоретически, здесь много всяких скульптур, гротов, беседок - но я почти ничего не заметил. Для меня главным украшением парка стали лишайники:

В общем-то, в Несвиж я ехал "для галочки" - меня сюда как-то никогда не тянуло, но и не посетить его, если интересуешься белорусскими древностями, нельзя. Результат соответствующий: плохая погода и настроение сильно смазали впечатление о городе.
Сюда надо будет вернуться как-нибудь позже и летом. Или "золотой осенью". Чтобы погулять несколько часов по старому парку. И может быть, когда реставрация в Несвижском замке будет доведена до конца, он будет выглядеть естественнее, а чувство "муляжа" пропадёт? В конце концов даже самый красивый дом при строительстве уродлив.

Покинув парк, я направился в город вдоль трассы, у конечной остановки очень кстати подвернулся автобус.
В следующей части - о соседнем Мирском замке.

ЧЕРНАЯ РУСЬ-2010

Продолжу фоторассказ о нашей поездке по беларусским замкам. После , мы отправились в Несвижский, находящийся тут же, неподалеку.
Места тут красивые, шутка ли - весь городок Несвиж попал в список Юнеско как памятник архитектуры. Но главные его изюминки конечно все же старинная городская ратуша, Костел Божьего Тела в подвале которого находится усыпальница всего рода Радзивиллов (зрелище то еще надо признать) и конечно сам замковый комплекс.
Осенью тут наверно еще красивей, но и летом было весьма живописно:)

Но обо всем по порядку
Ратуша
Несвижская ратуша является древнейшей среди построек городского самоуправления, сохранившихся на территории Беларуси. Что-то типа наших зданий мэрии и правительства была ратуша в средние века.
В «магдебургский период» (конец ХVІ в. – 1836 г.) на первом этаже Несвижской ратуши находились торговые лавки, городская весовая, сторожевая, склад оружия для горожан на случай опасности, специальное помещение для хранения пожарных инструментов. Второй этаж отводился под учреждения магистрата. Здесь размещались зал рады, судебный зал, зал заседаний, архив, сокровищница, кабинеты войта и бурмистров, а также хранился городской архив с административными книгами и привилегиями, данными городу королями и Радзивиллами.

Во время Северной войны ратуша горела, её отстроили в 1752 г. Большой пожар 1836 г. нанёс непоправимый урон постройке, особенно пострадали помещения второго этажа. Башня уменьшилась с шести до четырёх ярусов. Именно с этого времени и до конца XIX в. ратуша находилась в запущенном состоянии. Ремонтные работы велись с разной степенью интенсивности почти до заката существования Российской империи. С конца XIX в. и до 1939 г. здесь находились городская Дума, уездный старостат, полицейская и городская управы. После II Мировой войны в ратуше разместился районный Дом культуры, позднее – Дом пионеров и школьников, детская библиотека.

Здесь у нас была экскурсия, но я каюсь не вслушивался в нее, пробежался по экспонатам сам

Традиционно пофоткав резные элементы декора

Или вот

Мебель модная

В древние века в Несвиже любили кутить по полной. Вот например древняя трубочка для питья коктейлей

Сантехники и ключники были в цене

Знаменитые спа-салоны Несвижа гремели на всю Европу.
На фото очередь на процедуру педикюра

Ажурные скамейки, аккуратные клумбы и даже мусорки - Беларусь в каждом населенном месте подтверждает статус одного из чистейших и экологичных государств

Указатели

Ратуша с другой стороны

Затем мы отправились в иезуитский костел Божьего Тела, в подвале которого находится крипта с саркофагами Радзивиллов

Собор действующий и внутри он поражает своей красотой. Древние мастера росписи нанесли орнамент так, что кажется все фигуры наверху объемны

Затем мы спустились в усыпальницу
Для рода Радзивиллов это семей­ная усыпальница, где почили представители рода начиная с 1616-го года и вплоть до наших дней. В свое время крипта Несвиж­ского костела стала третьей семей­ной усыпальницей в Европе (после усыпальницы Бурбонов во Фран­ции (аббатство Сен-Дени) и Габс­бургов в Австрии (Капуцинкирхе в Вене)). Разрешение на создание усыпальницы князь Миколай Криштоф Радзивилл «Сиротка» по­лучил лично у Папы Римского, по­скольку в то время считалось не­приемлемым, чтобы покойники оставались после смерти не зако­панными в землю, а на поверх­ности.
Первым кто в ней почил и стал сам Сиротка.
Создавая усыпальницу, Сиротка оставил два простых правила относительно крипты: во-первых, там должны были быть похоронены исключи­тельно Радзивиллы; во-вторых, хо­ронить надлежало в простом одея­нии и без богатств - чтобы через ве­ка ни у кого не возникало соблазна разграбить гробы.

С того времени в крипте нашло свое последнее пристанище боль­шинство представителей славного рода: сегодня в крипте стоит 72 гро­ба (один из которых, ритуальный, пуст). Урна с прахом 72-го Радзивилла - князя Антония, жившего в Лондоне, - была замурована в стену усыпальницы в 2000 году в соответ­ствии с его завещанием. Однако све­дения о количестве гробов в разное время фиксировались абсолютно разные: в 1905 году комиссия насчи­тала 78 саркофагов: в польской мо­нографии 1937 года говорится о 102 гробах; в советское время саркофа­гов было якобы 90; еще раньше на­зывалось 120. Что произошло с остальными, и были ли они вообще - точных сведений нет. Согласно од­ной из версий, часть саркофагов ис­чезла во время войны.

Следует сказать, что история нескольких гробов окутана легендами. Один из них называется «горбатым», поскольку его крышка не плоская, а треугольная. Согласно легенде, здесь почила юная Людвика Радзивилл. Ее отец, Богуслав Радзивилл, уже организовал бал, чтобы выдать дочь замуж за австрийского принца, однако она любила другого - конюшего, с которым договорилась бежать прямо с бала. Отец поймал конюшего и посадил в темницу, а Людвика, не зная этого, прибежала в условленное место прямо в бальном платье и легких туфельках. Не дождавшись любимого, она замерз­ла, скрючившись на пенечке - в таком виде княжну и похоронили. Впро­чем, когда саркофаг вскрыли, выяснилось, что там похоронена... 74-летняя княгиня Аделия Карницкая-Радзивилл. А «горбатость» саркофага получи­ла абсолютно реальное объяснение: внутри деревянного саркофага нахо­дился цинковый гроб, к крышке которого мастер прикрутил... вазу с желез­ным сияющим пламенем. По одной из версий, именно из-за этого тело умершей не сохранилось - прикручивая вазу к цинковому гробу, мастер нарушил герметичность захоронения, и мумия рассыпалась буквально на глазах. В одно из обновлений крипты для саркофага был изготовлен еще один гроб, деревянный. А чтобы покрыть вазу, и была сконструирована крышка такой оригинальной формы. (Всё это стало известно из статьи московских ученых в белорусском журнале «Неман» № 7/1971).

Другая легенда касается зага­дочного бочонка, находящегося подле одного из саркофагов. Леген­да повествует, что там были захоро­нены останки Радзивилла, которо­го задрал на охоте медведь. В дейст­вительности же история оказалась гораздо романтичней. На крышке гроба, возле которого стоит бочонок, можно прочесть: «Я не могу по­зволить, чтобы сердце, которое так меня любило, просто выбросили. Всем, кроме жизни, я обязан только тебе», а в бочонке в специальном растворе сохраняются внутренние органы княгини Радзивилл - тако­во было распоряжение мужа после ее смерти.

Возвращаясь к созданию Радзивилловской усыпальницы, сто­ит сказать о способе мумификации, применявшемся здесь в разные вре­мена. Это, как и многое другое, свя­занное с Радзивиллами, также оку­тано мифами и легендами. Со­гласно самой вероятной версии, ре­цепты мумификации Сиротка при­вез из Египта, из своего знакового двухлетнего путешествия. В знаме­нитой книге «Перегринация» князь Радзивилл довольно точно описывает внешний вид мумий, отмечая, что «различные зелья и масти так спекли тела, что те аж светятся, как смола затвердев... кос­ти тех тел целые и очень белые, ведь те масти ароматные и от счернения их защищают... намазанные три ты­сячи лет целые лежат». Покидая Каир, Радзивилл решает взять не­сколько мумий с собой и покупает у арабов два забальзамированных те­ла - мужчины и женщины. Но везти их целиком на корабле было нельзя - считалось, что мумия может при­нести судну гибель. Поэтому каж­дое тело разделили на трети и запа­ковали в отдельные ящики.

Уже когда мумии были на ко­рабле, и судно ждало попутного вет­ра, поднялся шторм. Матросы ста­ли паниковать: все погибнем! Не вы­держав психологической атаки, Си­ротка приказал выбросить все ящи­ки в море. В результате князь не до­вез до Несвижа сами мумии, но привез идею бальзамирования.

Этой идеей заинтересовались в 1953 году и коммунисты: когда умер Сталин, возник вопрос, как со­хранить тело вождя для потомков,- аналогично с трупом Ленина. Для этого в Несвиж направилась спе­циальная комиссия из Москвы, воз­главил которую профессор В. Ф. Черваков. Официальная версия приез­да комиссии была гениально закон­спирирована: якобы поступили жа­лобы и просьбы от местных жите­лей исследовать мумии и выяснить, безопасны ли они для здоровья местного населения...

Впрочем, об этой секретной экспедиции стоит рассказать подроб­нее. Прежде всего комиссия открыла самый старинный гроб - Миколая Криштофа Радзивилла «Сиротки». Ученые ожидали увидеть мумию в одежде пилигрима - как значилось в завещании. Однако картина от­крылась совершенно другая: мумия была покрыта куском малинового атласа, на голове была красная бархатная шапочка, на теле - белая шел­ковая рубаха, на ногах - белые чулки машинного вязания. Под головой лежала холщовая подушечка, набитая несопрелым сеном, и белая лайковая перчатка с пружинной кнопкой-застежкой, на которой была обозначена парижская фабричная марка. Все эти предметы относились явно ко времени работы первой комиссии в 1905 году. Таким образом выяснилось, что Сиротку переодели именно тогда!.. Советские ученые задумались: зачем?.. Разгадка ждала на дне гроба: много сухой моли и мелкие черные частички шерсти - знаменитый плащ пилигрима съела моль! Не пощадила она и мумию: как засвидетельствовали ученые, от нее остался скелет с остатками заскорузлой ткани...

Вскрытые несколько других гробов позволили достаточно точно определить способ, каким радзивилловские врачи бальзамировали умерших. Следует заметить, что в то время по христианским канонам вскрытие покойников строго запрещалось, поэтому придворные лека­ри смазывали тело умершего «бальзамом» и смолистыми пахучими ве­ществами - не производя вскрытия и не извлекая внутренности. При этом мази наносились только на переднюю поверхность тела: ткани вы­сыхали, и верх тела сохранялся, создавая своеобразный затвердевший купол. Нижняя часть ссыхалась и рассыпалась.
(с)

Ну а после костела и его мрачного подвала нас ждал красивейший Несвижский замок

во дворе его можно в волю повеселиться. Там даже есть прокат старинных костюмов для фоток. Но мы ограничились нарисованными:)

Несвижский замок был построен в 13 веке представителями княжеского рода Кишки (не знаю где ударение ставить). После завершения их рода замок и все владения перешли к Радзивиллам.
Замок был сперва деревянным и его перестройкой в настоящую каменную крепость руководил все тот же Радзивилл Сиротка в 15 веке.

Замок имел форму четырёхугольника площадью 170 на 120 метров, был окружён земельным валом с расположенными по углам бастионами, водяным рвом (образующим внутреннее кольцо), достаточно широкой дорогой и искусственными водоёмами (играющими роль так называемого внешнего кольца). Для защиты и обороны сооружения вал высотой метров до 20 укрепили камнями, в нём оборудовали каменные конюшни и оставили потайные ходы, в бастионах расположили арсеналы и каморы, а со временем по углам бастионов выстроили четыре оборонные башни.

Во время нашествия воинов Русского государства в 1654 и 1659 годах замок противостоял осаде, а вот в 1706 году не выдержал напора шведов, которые захватили дворец и частично его разрушили. В дальнейшем, в период со второй половины 18 до середины 19 веков замковое сооружение неоднократно захватывали войска России (это происходило в 1764 и 1768 годах, в 1772 и 1773, а также в 1812). После столь сложной истории своего существования замок всё же вернулся во владения Радзивиллов. Вслед за этим последовало расширение замка и строительство самого комплекса, общая площадь которого к 1939 году составила порядка 90 гектаров и включала в себя Замковый парк, Старый парк, Новый парк, Английский парк и Японский сад. Многочисленные разрушения и последующие реставрационные работы существенно изменили облик замка. Постепенно он вбирал в себя признаки различных архитектурных стилей. Здесь нашли своё отражение: ренессанс и классицизм, барокко и рококо, неоготика и модернизм.

Внутри замка работает музей. Каждый зал восстановлен по описаниям древних лет, сохранились оригинальные израсцовые печи и камины

водосточная труба например:)

горный хрусталь

Лось. Просто лось

Выставка вешалок

Во дворе замка обнаружен камень сердечком. мимими усюсю

Вот здесь можно посмотреть старые фотографии замка

Замок прекрасен практически со всех сторон. А вода в крепостном рву только украшает картину своими отражениями замка

Во время Великой Отечественной войны замок практически не пострадал. C 28 июня 1941 г. в нём располагался штаб немецкой 2-й танковой группы генерала Гудериана.

Во времена СССР в комплексе располагался санаторий «Несвиж», подчинявшийся НКВД/КГБ, затем - Четвёртому Главному управлению Министерства здравоохранения БССР и, наконец, управлению «Межколхозздравница». Во время подчинения санатория Минздраву БССР санаторий был рассчитан на 175 мест (3 тысячи человек в год), в том числе действовало клиническое отделение на 25 мест для лечения больных, перенёсших тяжёлые заболевания. В санаторий направляли людей с заболеваниями нервной и сердечно-сосудистой системы, а также опорно-двигательного аппарата.

После распада СССР Несвижский замок перешёл под опеку Министерства культуры Белоруссии, после чего началась реставрация.
(с) Вики

И немного легенд Несвижского замка

Про Кароля Станислава Радзивилла по прозвищу Пане Коханку

В пылу кутежа когда в замке было много гостей, а дело было летом, пан пообещал что утром все гости поедут на службу в костел на санях, естественно никто не принял это всерьез, но утром всех начали приглашать выйти во двор, и каково-же было удивление высокой знати, весь проезд от ворот замка, до костела был усыпан солью (в те времена она стоила еще дороже приправ и ее количество высыпанное на дорогу приравнивалось целому состоянию). Гости отправились на службу, по дороге они увидели как два шляхтича наполняют солью свою бричку, и тут Пане Коханку не сплоховал, приказал наполнить брички доверху и впречь вместо лошадей шляхтичей, если доедут до дома, то пусть забирают соль, а если нет, то казнить за воровство.
После того как все оценили егу изобретательность, он позволил забрать всю высыпанную соль местным жителям совершенно бесплатно, говорили что как минимум 5 лет торговцы ни могли продать в Несвиже и его окрестностях ни грамма соли.

(мне кажется у нас вроде под Питером тоже была аналогичная байка, только про катальную горку)