Арысь поле что за зверь. Славянская мифология: Арысь-поле. Русская народная сказка «Арысь — поле»

Русские волшебные сказки - очень древние произведения, созданные в эпоху общеславянского единства, когда соседи называли наших предков венедами (2 в. до н. э. - 4 в. н. э.). Сказки донесли образ развитого варварского общества, хорошо знакомого нам по ирландским и скандинавским сагам, поэмам Гомера и греческим мифам. Русская волшебная сказка открывает нам окно в мир далеких предков.

Сказки не появились сами собой - у каждой сказки был автор. Одни сказки исполнялись среди знати и народа для развлечения, а другие создавались для поучения. Сказки для поучения создавались в жреческой среде, потому что главным в них были не приключения героев, а добродетели героев. Обычно сюжет таких сказок строится вокруг различных злоключений главного героя, который преодолевает беды благодаря языческим добродетелям - послушанию богам и родовым законам. В финале герой побеждает своих врагов с помощью высших сил и получает награду в виде счастливой жизни. Если в сказках "Василиса Прекрасная" и "Морозко" главными героинями выступали добродетельные девицы, то в сказке "Арысь-поле" главная героиня - добродетельная мать. Не нужно удивляться, что добродетельными выступают в сказках женщины. Мужчинам родовое общество предъявляло другие требования, главным образом воинские.

Сказка "Арысь-поле" дошла до нас с большими потерями. Видимо, популярностью она не пользовалась, потому что популярные сказки обрастали деталями, подробностями, диалогами. От "Арысь-поле" сохранился только стержневой сюжет. Но в таком виде сказка интересна мотивами черной магии, оборотничества, подменной жены, которые сами по себе очень древние и восходят времена индоевропейской общности.

У старика была дочь красавица, жил он с нею тихо и мирно, пока не женился на другой бабе, а та баба была злая ведьма. Не возлюбила она падчерицу, пристала к старику: «Прогони её из дому, чтоб я её и в глаза не видала» .

Современное изображение Арысь-поле. Неверное.

Комментарий . Начало традиционное: отец, овдовев, снова женился. Новая жена оказалась колдуньей. Этот момент был утерян в сказке "Морозко", но сохранился в "Арысь-поле". То что колдунья была злая дает нам право предположить, что новая жена не была славянкой, потому что свой колдун никогда своему роду вредить не стал бы. А вот поверье, что другие земли населены злобными колдунами, существовало у всех древних народов. Новая жена могла быть или из германского, или из балтского племени, с которыми контактировали венеды.

Хотя в сказке отец назван стариком, но на самом деле это не так. Дети в те времена рано становились взрослыми в 13-14 лет, то есть отцу девушки было самое большее лет за тридцать. Женился он по двум причинам: нужен был наследник и он был молодым, полным сил мужчиной. Стариком он стал уже более поздние времена, когда появилась причина объяснить мотив покорности отца новой жене. Мы уже никогда не узнаем причину по которой мачеха потребовала выгнать девушку из дома - этот мотив был утерян. Отец при родовом строе имел полное право над жизнью и судьбой своих детей, поэтому в те времена решение главы семейства никто оспорить не мог. Римские легенды рассказывают, что отец мог даже убить своих сыновей за нарушение его воли.

Сам мотив колдовства в сказке показывает отношение языческого жречества венедов к колдунам и ведьмам. Оно было отрицательным. Общество венедов развивалось, имущественное и социальное расслоение ознаменовало начало образование классов. Разумеется из среды общинников выделились служители богов - жрецы. Они сами вышли из древних племенных колдунов, но став специалистами не только по заклинаниям и ворожбе, но и специалистами в проведении обрядов, жрецы увидели в колдунах и ведьмах конкурентов. В самом деле, если человек при беде или болезни шел храм с приношениями и жертвами не, а к колдуну, то это било престижу и доходам жрецов. Поэтому жрецы в своих сказках прославляли богобоязненных добродетельных героев и всячески чернили своих конкурентов - колдунов. Вспомним, для примера, греческий миф о колдунье Медее, которая убила своих детей из мести мужу. Кстати, тоже иностранка.

Старик взял да и выдал свою дочку замуж за хорошего человека; живёт она с мужем да радуется и родила ему мальчика .


Примерно так выглядели вожди венедов. Кельтское влияние на культуру венедов было очень сильным, как сейчас европейское.

Комментарий . Здесь мы потеряли целую сюжетную линию. Не ясно, кто был человек на котором женили Арысь, какие были отношения отца девушки с будущим зятем. Ясно что отец каким-то образом перехитрил свою жену. Из дальнейшего повествования мы узнаем, что за детьми приглядывала мамка, то есть служанка. В те времена это могла быть только рабыня. Рабов себе мог позволить иметь только зажиточный или знатный человек. Можно предположить, что Арысь стала женой местного вождя. Стало быть и отец Арыси был не простым общинником, а знатным человеком, который мог дать за дочь богатое приданное.

А ведьма ещё пуще злится, зависть ей покоя не даёт; улучила она время, обратила свою падчерицу зверем Арысь-поле и выгнала в дремучий лес, а в падчерицыно платье нарядила свою родную дочь и подставила её вместо настоящей жены. Так всё хитро сделала, что ни муж, ни люди - никто обмана не видит. Только старая мамка одна и смекнула, а сказать боится .

Комментарий . Не только зависть мучила мачеху. Казалось бы она избавилась от ненавистной падчерицы - живи спокойно. Но если, принять во внимание другие русские сказки, то, можно предположить, что дочь мачехи никто не хотел брать в жены. Отсюда план хитрой мести. Так как мачеха была колдунья, то местью была магическая - обращение Арыси в животное.


Почему Арысь была превращена в рысь? Оборотни во множестве встречаются в русском фольклоре. Мужчины превращаются в волков или в медведей, что вероятно является воспоминанием о древних культовых воинских мужских союзах, возникших во времена индоевропейской общности. Женщины-ведьмы чаще превращаются в сорок, свиней, жаб, но в рысей никогда. Видимо, перед нами единичный случай, потому что так захотел автор сказки. Рысь была выбрана по нескольким причинам: рысь - красивое животное и рысь никогда не нападает на человека, то есть мотив, что рысь могла кормить ребенка у слушателей сомнению не подвергался. Были ли какие-то мифологические мотивы для выбора рыси в качестве животного-оборотня я ничего не могу сказать - данных для этого нет.

Статья из книги Е. Грушко и Ю. Медведева "Славянская мифология", 1996 г.

С 90-х годов с легкой руки писателей-фантастов Ю. Медведева и Е. Грушко Арысь-поле из сказочного персонажа превратилась персонажа славянской мифологии, некоего существа - полурыси-получеловека. С тех пор это ошибочное мнение кочует по различным справочникам и подхвачено неоязычниками (что само по себе говорит о неоязычестве, как о новоделе, не имеющего никакого отношения к настоящему древнему язычеству). На самом деле русский фольклор знает Арысь-поле только по одной сказке.

Наряду с оборотничеством древний автор ввел сказку сюжет с подменной женой. Это, скорее всего, так же древнейший индоевропейский сюжет. Так, в индийской мифологии известен миф о Вивасвате и его жене Саранью, которая после рождения детей создала свое магическое подобие (или преобразила служанку) и, превратившись в кобылицы умчалась на вольные хлеба. Но славянский автор по своему переработал древний сюжет: если у индийцев мать бросила своих детей, то у славян наоборот продолжила кормить и заботиться.

Так же можно предположить еще одной потерю сюжетной линии: в сказке фигурирует платье, благодаря которому никто не заметил подмены. Оно скорее всего было волшебное. Не понятно так же, как Арысь превратилась в животное. По русским поверьям оборотнем можно было стать двумя способами: первый - по личному желанию, перепрыгнув через магический предмет (отсюда и название - оборотень), то есть человек как бы выворачивался звериной шкурой наружу; второй - через проклятие, одним из способов было накидывание шкуры на жертву, от такой шкуры жертва самостоятельно избавиться не могла. Видимо, шкуру рыси на Арысь накинули обманом. Но этот сюжетный ход был утерян.

С того самого дня, как только ребёнок проголодается, мамка понесёт его к лесу и запоёт:

Арысь-поле! Дитя кричит,

Дитя кричит, пить-есть хочет.

Арысь-поле прибежит, сбросит свою шкурку под колоду, возьмёт мальчика, накормит; после наденет опять шкурку и уйдёт в лес .

О сказке

Русская народная сказка «Арысь — поле»

Волшебный мир русских народных сказок — это огромный пласт нашей родной культуры, необыкновенный чудесный мир любви, добра и хороших дел.

Разнообразные сюжеты увлекают читателей, и взрослых, и детей, многому учат и уроки, из них извлеченные, остаются с нами на всю жизнь. Эти сюжеты бывают и вымышленные, а бывают и взятые из реальной жизни.

Здесь зло, обман, жадность всегда наказываются, а любовь, доброжелательность, честность и ум всегда вознаграждаются.

Часто главные герои русских сказок представляются в виде различных животных, их наделяют человеческими чертами характера. Лиса всегда ассоциируется у читателей с хитростью и обманом, волк со злостью и жадностью, медведь с силой и добротой, а заяц с трусливостью и слабостью. Бывает, что животные в сказках помогают главным героям победить злодея или найти выход их трудной ситуации.

Иногда, по сюжету сказки, главного героя чья-то злая воля превращает в зверя. Так случилось и сказке «Арысь – поле».

В этой сказке рассказывается об отношениях в семье, где вместо родной матери дочь растила злая мачеха.

Раньше отец с девочкой хорошо жили, но вот в доме появилась другая женщина и люто невзлюбила свою приемную дочь. Отец, попытавшись избежать конфликтов, выдал дочь замуж и она ушла жить к мужу.

Семейная жизнь девушки складывалась очень хорошо, вскоре у молодоженов родился сын. Всем бы радоваться, а злая мачеха – ведьма обозлилась еще больше. Она завидовала девушке и придумала, как причинить ей зло и от нее избавиться.

Она превратила молодую падчерицу в Арысь-поле, а вместо нее поселила в доме у ее мужа свою дочь. Она переодела дочку в одежду ненавистной приемной дочери и колдовством ведьма заставила всех – и мужа, и отца, и соседей – не заметить подмены.

Но оставшийся без матери маленький ребенок чувствовал, что в доме не родная мать, а чужая женщина. Она не кормила и не поила малыша. Он часто плакал голодный, скучал по матери. Когда он очень сильно плакал, то нянька относила его в лес и звала Арысь-поле. Мамка тоже догадалась о подмене, но боялась разоблачить ведьму и ее дочку.

Несчастная девушка в обличье зверя выходила из леса, сбрасывала свою шкуру под колоду, успокаивала и кормила своего дитя. Потом мать возвращалась в лес и ждала новой встречи с сыном. Но однажды молодой отец проследил за мамкой и увидел удивительную картину.

Все изменилось в один день и добро восторжествовало.

Эта волшебная сказка научит ребенка быть добрым, любить своих близких. Дети поймут, что нельзя добиваться своих целей обманным путем, потому что ложь всегда откроется и обманщики будут наказаны.

С помощью волшебных аллегорий передаются традиционные русские ценности – любовь к семье и детям, крепость родственных уз, сочувствие и сопереживание чужому горю.

Сказка еще раз показывает читателю ценность материнской любви и заботы и ребенок сможет задуматься о том, что как это хорошо, когда у тебя есть семья и любящие родители.

Читайте русскую народную сказку «Арысь — поле» онлайн бесплатно и без регистрации.

У старика была дочь-красавица, жил он с нею тихо и мирно, пока не женился на другой бабе, а та баба была злая ведьма. Невзлюбила она падчерицу, пристала к старику:

— Прогони ее из дому, чтоб я ее и в глаза не видела.

Старик взял да и выдал свою дочку замуж. Живет она с мужем да радуется, и родился у них мальчик.

А ведьма еще пуще злится, зависть ей покоя не дает; улучила она время, обратила свою падчерицу зверем Арысь-поле и выгнала в дремучий лес, а в падчерицыно платье нарядила свою родную дочь и подставила ее вместо стариковой дочери.

Так все хитро сделала, что ни муж, ни люди — никто обмана не заметил. Только старая мамка одна и смекнула, а сказать боится.

С того самого дня, как только ребенок проголодается, мамка понесет его к лесу и запоет:

— Арысь — поле! Дитя кричит,
Дитя кричит, пить-есть хочет.

Арысь — поле прибежит, сбросит свою шкурку под колоду, возьмет мальчика, накормит; после наденет опять шкурку и уйдет в лес.

«Куда это мамка с ребенком ходит?» — думает отец. Стал за нею присматривать и увидал, как Арысь-поле прибежала, сбросила с себя шкурку, стала кормить малютку.

Отец подкрался из-за кустов, схватил шкурку и спалил ее.

— Ах, что-то дымом пахнет; никак, моя шкурка горит! — говорит Арысь-поле.

— Нет, — отвечает мамка, — это, верно, дровосеки лес подожгли.

Шкурка сгорела, Арысь — поле приняла прежний вид и рассказала все мужу.

Тотчас собрались люди, схватили ведьму и прогнали ее вместе с ее дочерью.

Русские народные сказки

Русская народная сказка "Арысь-поле" - короткая сказка про одну девушку, отец которой женился второй раз и мачеха очень невзлюбила падчерицу. Когда у падчерицы родился ребенок, мачеха превратила её в зверя Арысь-поле и выгнала в лес, а свою дочь нарядила вместо нее и никто не заметил, кроме старой мамки. И когда ребенок хотел есть, старая мамка несла его к лесу, звала Арысь поле и она прибегала кормить его. Однажды муж решил проследить, куда мамка носит ребенка - все увидел, спалил шкурку Арысь-поля и все вернулось на круги своя, а злую мачеху наказали.

1afa34a7f984eeabdbb0a7d494132ee50">

1afa34a7f984eeabdbb0a7d494132ee5

У старика была дочь красавица, жил он с нею тихо и мирно, пока не женился на другой бабе, а та баба была злая ведьма. Не возлюбила она падчерицу, пристала к старику:

Прогони ее из дому, чтоб я ее и в глаза не видала. Старик взял да и выдал свою дочку замуж за хорошего человека; живет она с мужем да радуется и родила ему мальчика.

А ведьма еще пуще злится, зависть ей покоя не дает;

улучила она время, обратила свою падчерицу зверем Арысь-поле и выгнала в дремучий лес, а в падчерицыно платье нарядила свою родную дочь и подставила ее вместо настоящей жены.

Так все хитро сделала, что ни муж, ни люди - никто обмана не видит. Только старая мамка одна и смекнула, а сказать боится.

С того самого дня, как только ребенок проголодается, мамка понесет его к лесу и запоет:

Арысь-поле! Дитя кричит, Дитя кричит, пить-есть хочет.

Арысь-поле прибежит, сбросит свою шкурку под колоду, возьмет мальчика, накормит; после наденет опять шкурку и уйдет в лес.

"Куда это мамка с ребенком ходит?” - думает отец. Стал за нею присматривать; увидал, как Арысь-поле прибежала, сбросила с себя шкурку и стала кормить малютку.

Он подкрался из-за кустов, схватил шкурку и спалил ее.

Ах, что-то дымом пахнет; никак, моя шкурка горит! - говорит Арысь-поле.

Нет, - отвечает мамка, - это, верно, дровосеки лес подожгли.

Шкурка сгорела, Арысь-поле приняла прежний вид и рассказала все своему мужу.

Тотчас собрались люди, схватили ведьму и сожгли ее вместе с ее дочерью.

Заколдованная мать

У старика была дочь-красавица. Жил он с нею тихо и мирно, пока не женился на одной бабе. А та баба была злая ведьма. Невзлюбила она падчерицу, пристала к старику: "Прогони ее из дому, чтобы я ее и в глаза не видела!" Старик взял да и выдал свою дочку замуж за хорошего человека. Живет она с мужем да радуется и родила ему мальчика.
А ведьма еще пуще злится, зависть ей покоя не дает. Улучила она время, обратила свою падчерицу зверем Арысь-поле и выгнала ее в дремучий лес. В падчерицыно платье нарядила свою родную дочь и подставила ее вместо настоящей жены. Всем глаза отвела - ведьма же во что хошь, в то и заставит людей поверить! - ни муж, ни люди, никто обмана не распознал.
Ведьмина дочка к ребенку и близко не подходила, не кормила его. Тут старая мамка одна и смекнула, что беда случилась. А сказать боится.
С того самого дня, как только ребенок проголодается, мамка понесет его к лесу и запоет:

Арысь-поле! Дитя кричит
Дитя кричит, есть-пить просит.

Арысь-поле прибежит, сбросит свою шкурку под колоду, возьмет мальчика, накормит. После наденет опять шкурку и убежит в лес.
"Куда это мамка с ребенком ходит?" - думает муж. Стал за нею присматривать и увидел, как Арысь-поле прибежала, сбросила с себя шкурку и стала кормить малютку. Он подкрался из-за кустов, схватил шкурку и спалил ее.
- Ах, что-то дымом пахнет. Никак моя шкурка горит? - говорит Арысь-поле.
- Нет, это дровосеки лес подожгли, - отвечает мамка.
Шкурка и сгорела. Арысь-поле приняла прежний вид и обо всем рассказала своему мужу. Тотчас собрались люди, схватили ведьму и сожгли ее вместе с дочерью.

Арысь-поле - один из самых древних образов славянской мифологии. Сказочный сюжет о матери-рыси был даже более распространен, чем мотив утопления красавицы и превращения ее в рыбу или русалку.
Рысь - вообще таинственное животное. Причем это не обязательно реальное существо. Например, рысью становится волчица, которая принесет потомство пять раз. То есть матерая волчица приобретает какие-то особенные, может быть, даже волшебные черты.
Некоторые мифы и сказки рисуют рысь настолько храброй, что она одна осмеливается нападать на медведя, только вставшего из берлоги. При этом мифы превозносят ее заботливость о своих детенышах. Так, один из древнейших способов успокоить плачущего ночью ребенка таков: его надо обнести вокруг очага и на вопрос идущего следом: "Что несешь?" - ответить: "Рысь, волка и спящего зайца!"

Оборотничество встречается в поверьях всех народов мира, и у славян оно тоже есть это волколак, бералак или кошколак, но сегодня у нас случай особый дело в том что тот персонаж о котором пойдет речь взят из народной сказки. И с начала 90х годов писатели фантасты Грушко и Медведев можно сказать перенесли этого персонажа из сказки в разряд некоего существа получеловека, полурыси и с тех пор это мнение кочует из одного справочника в другой. Таких примеров множество, но нам это существо пусть даже и из сказки интересно. Поэтому мой сегодняшний рассказ про Арысь поле.

Арысь – поле — женщина оборотень которая превращается в рысь.

Рысь — вообще таинственное, красивое и сильное животное. Наверняка поэтому люди приписывали им мистические свойства. Она же символ материнства, заботы и храбрости. Некоторые мифы и сказки рассказывают о большой храбрости этого зверя, что только Рысь одна осмеливается нападать на медведя, только вставшего из берлоги. При этом, те же мифы превозносят ее заботливость о своих детенышах. В некоторых преданиях рысью становится волчица, которая принесет потомство пять раз. Несмотря на то что в сказаниях Арысь поле попросту оборачивается рысью, ее часто изображают с птичьей или женской головой.

А вот и сама сказка выходцем из которой является этот персонаж:

У старика была дочь-красавица. Жил он с нею тихо и мирно, пока не женился на одной бабе. А баба та была не из наших мест, да и оказалась к тому же злою ведьмою. Невзлюбила она падчерицу, видать красе её позавидовала, поддевала как могла куда не кинь везде приемная дочь виновата и до того дошло что начала она приставать к мужу:

«Прогони ее из дому, чтобы я ее и в глаза не видела!». Поначалу старик её и слушать не хотел, но потом появилась веская причина, а какова она была уже и не помнит никто, да только вот никак не отвертеться мужику было. Крепко призадумался тогда старик, опечалился, ну где ж это видано чтоб родную кровинушку из дому в зашей гнать. Да только вот не оступалась от него его благоверная,пусть уходит да и весь сказ. Долго думал он как и жене угодить и кровь родную без крыши над головой не оставить. Надо сказать что хитер тот старик взял он да и выдал свою дочку замуж за хорошего человека.

Вот вроде бы и стало все ладно живет она с мужем да радуется, а тут и детки пошли первенцем мальчик стал. Ох и рад радехонек был старик своему внуку.

А ведьма та еще пуще злится, все зависть ей покоя не дает. Поздней ночью когда все спали улучила она время, да подобралась к окошку падчерицы и давай по нему стучать барабанить. Проснулся от шума ребенок да и заплакал, вскочила мать успокоила его, а как сама спать пошла, слышит будто в окно кто стучит, подошла посмотреть и тут обратила ведьма её зверем Арысь-поле и выгнала в дремучий лес. В падчерильно платье нарядила свою родную дочь и подставила ее вместо настоящей жены. Всем глаза отвела — ведьма же во что хошь, в то и заставит людей поверить! — ни муж, ни люди, никто обмана не распознал.

Ведьмина же дочка к ребенку и близко не подходила, не кормила его. Тут то и заметила свекровь — старая мамка одна и смекнула, что беда случилась. А сказать то боится. С того самого дня, как только внучок проголодается, бабка сразу понесет его к лесу и запоет:

Арысь-поле! Дитя кричит, Дитя кричит, есть-пить просит.

Арысь-поле прибежит, сбросит свою шкурку под колоду, возьмет мальчика, накормит. После наденет опять шкурку и убежит в лес.

Тут уже неладное и супруг начел замечать:

«Куда это мамка с ребенком ходит?» — думает он. Один раз пошел он за нею и увидел, как Арысь-поле прибежала, сбросила с себя шкурку и стала кормить малютку. Он подкрался из-за кустов, схватил шкурку и спалил ее.

— Ах, что-то дымом пахнет. Никак моя шкурка горит? — говорит Арысь-поле.

— Нет, это дровосеки лес подожгли, — отвечает бабка.

Как только шкурка сгорела Арысь-поле приняла прежний вид и обо всем рассказала своему мужу. Тотчас собрались люди, и стали решать что с ведьмой да её дочерью делать, поначалу с

палить их хотели, но потом сжалились да и отпустили слово с них взяв, что они уж не вернуться боле.

Так и кончается эта сказка.

Что интересно происхождение слова «Арысь-поле» для науки не ясно. Дело в том, что в сказке не указано в какого именно зверя превращается женщина, вывод о том, что это рысь, делается исключительно из её имени. С другой стороны, в Казахстане, например, есть город поселкового типа Арысь и одноименная река, однако рыси в Казахстане не водятся. Кроме того у славян существовало женское имя Марыся (на Украине существует и сейчас), как вариант имени «Маруся», а значит «Арысь» может быть производным от него. Таким образом нет однозначных фактов, говорящих о том, что данное имя имеет отношение к рысям.

Так что можно сказать что дальнейшую судьбу этого персонажа решили уже в наше время. Сдув так сказать с полки пыль прибавив ему колорита и фантастических черт выпустили в море существ славянской мифологии.