Кто такой бог аполлон. Аполлон. Греческие мифы. Семья и окружение

Аполлон Аполлон

(Apollo, Απόλλων). Божество солнца, сын Зевса и Лето (Латоны), брат-близнец богини Артемиды. Аполлон считался также богом музыки и искусств, богом прорицания и покровителем стад и скота. Он принимает живое участие в основании городов и управлении ими и карает преступников, почему и изображается с луком и стрелами. Знаменитый оракул Аполлона находился в Дельфах. Бог Пан и сатир Марсий состязались с Аполлоном в музыкальном искусстве, но были побеждены им. Как бог солнца - Аполлон часто называется Гелиосом. К римлянам почитание Аполлона перешло от греков, и в Риме ему поклонялись главным образом как божеству, спасающему от мора (Apollo Medicus). Дельфийский оракул Аполлона пользовался известностью во всем древнем мире.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АПОЛЛОН

(Άπόλλων), в греческой мифологии сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты до-греческого и малоазийского развития (отсюда разнообразие его функций - как губительных, так и благодетельных, сочетание в нём мрачных и светлых сторон). Данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологию имени А., что свидетельствует о неиндоевропейском происхождении образа. Попытки древних авторов (напр., Платона) разгадать значение имени А. не подлежат научному обсуждению, хотя для них и характерна тенденция соединить в одно нераздельное целое ряд функций A. (Plat. Crat. 404 е- 406 а): стреловержца, губителя, прорицателя, блюстителя гармонии космической и человеческой. Образ А. соединяет воедино небо, землю и преисподнюю.
А. родился на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила вступать на твёрдую землю. Остров, явивший чудо рождения двух близнецов - А. и Артемиды, стал именоваться после этого Делосом (греч.δηλόω, «являю»), а пальма, под которой разрешилась Лето, стала священной, как и само место рождения A. (Callim. Hymn. IV 55-274; Hymn Нот. I 30-178). А. рано возмужал и ещё совсем юным убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, А. основал своё прорицалище. Там же он учредил в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф в пеане (священном гимне) (Hymn. Hom. II 127-366). А. поразил также своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето (Hyg. Fab. 55; Apollod. I 4, 1), киклопов, ковавших молнии Зевсу (Apollod. Ill Ю, 4), а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами (I 6, 2) и титанами (Hyg. Fab. 150). Губительные стрелы А. и Артемиды приносят внезапную смерть старикам (Hom. Od XV 403-411), иногда поражают без всякого повода (III 279 след.; VII 64 след.). В Троянской войне А.-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму (Hom. П. I 43-53), он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектаром (XVI 789-795) и Ахилла Парисом (Prod. Chrest., p. 106). Вместе с сестрой он губитель детей Ниобы (Ovid. Met. VI 146-312). В музыкальном состязании А. побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу (Myth. Vat. I 125; II 115). А. боролся с Гераклом, пытавшимся овладеть дельфийским треножником (Paus. Ill 21,8; VIII 37, 1; X 13, 7).
Наряду с губительными действиями А. присущи и целительные (Eur. Andr. 880); он врач (Aristoph. Av. 584) или Пеон (Eur. Alc. 92; Soph. О. В. 154), Алексикакос («помощник»), защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны (Раus. I 3, 4). В позднее время А. отождествлялся с солнцем (Macrob. Sat. I 17) во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет А. - Феб (φοίβος) указывает на чистоту, блеск, прорицание (Etym. Magn. v. (φοιάςω; Eur. Нес. 827). Соединение в образе А. рациональной ясности и тёмных стихийных сил подтверждается теснейшими связями А. и Диониса, хотя это божества-антагонисты: один по преимуществу бог светлого начала, другой - бог тёмного и слепого экстаза; но после 7 в. до н. э. образы этих богов стали сближаться в Дельфах, им обоим устраивали оргии на Парнасе (Paus. X 32, 7), сам А. нередко почитался как Дионис (Himer. XXI 8), носил эпитеты Диониса - плющ и Бакхий (Aeschyl. frg. 341), участники празднества в честь А. украшали себя плющом (как на Дионисовых празднествах).
А.-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии - в Кларосе, Дидимах, Коло-фоне. Кумах (Strab. XVI 1, 5; Paus. VII 3,1-3; Verg. Aen. VI 42-101). A. - пророк и оракул, мыслится даже «водителем судьбы» - Мойрагетом (Pans. Х 24,4-5). Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что её пророчества не пользовались доверием у людей (Apollod. Ill 12, 5). Среди детей А. также были: прорицатели Браих, Сибилла (Serv. Verg. Aen. VI 321), Мопс - сын А. и прорицательницы Манто, Идмон - участник похода аргонавтов (Apoll. Rhod. I 139-145; 75 след.).
А. - пастух (Номий) (Theocr. XXV 21) и охранитель стад (Hom. Н. II 763-767; Hymn. Hom. Ill 71). Он - основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племён, «отчий» (Plat. Euthyd. 302 d; Himer. X 4; Macrob. Sat. I 17, 42). Иногда эти функции А. связаны с мифами о служении А. людям, на которое посылает его Зевс, разгневанный независимым нравом А. Так, у схолиаста к тексту Гомера (Hom. Il. I 399 след.) сообщается, что после раскрытия заговора Геры, Посейдона и А. против Зевса (по «Илиаде» вместо А. в нём участвовала Афина) А. и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои, которые затем разрушили, гневаясь на Лаомедонта, не отдавшего им обусловленной платы (Apollod. II 5, 9). Когда сын А. врачеватель Асклепий за попытки воскресить людей был поражён молнией Зевса, А. перебил циклопов и в наказание был послан служить пастухом к царю Ад мету в Фессалию, где приумножил его стада (III 10, 4) и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту (Eur. Alc. 1-71; 220-225).
А. - музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров (Hymn. Hom. Ill 418-456). Он покровитель певцов и музыкантов, Мусагет - водитель муз (III 450-452) и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке.
Многообразие функций А. наиболее полно представлено в позднем анонимном гимне A. (Hymn. Orph. Abel. р. 285) и речи неоплатоника Юлиана «К царю Гелиосу». А. вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает отвергнут. Его отвергли Дафна, превращённая по её просьбе в лавр (Ovid. Met. I 452-567), Кассандра (Serv. Verg. Aen. II 247). Ему были неверны Коронида (Hyg. Fab. 202) и Марпесса (Apollod. I 7, 8). От Кирены он имел сына Аристея, от Корониды - Асклепия, от муз Талии и Урании - корибантов и певцов Лина и Орфея (I 3,2-4). Его любимцами были юноши Гиакинф (Ovid. Met. X 161-219) и Кипарис (X 106-142), рассматриваемые как ипостаси А.
В образе А. отразилось своеобразие греческой мифологии в её историческом развитии. Для архаического А. характерно наличие растительных функций, его близость к земледелию и пастушеству. Он - Дафний, т. е. лавровый, «прорицающий из лавра» (Hymn. Hom. II 215), «любящий лавровое дерево» Дафну. Его эпитет Дримас, «дубовый» (Lycophr. 522); А. связан с кипарисом (Ovid. Met. X 106), пальмой (Callim. Hymn. II 4), маслиной (Paus. VIII 23, 4), плющом (Aeschyl. frg. 341) и др. растениями. Зооморфизм А. проявляется в его связи и даже полном отождествлении с вороном, лебедем, мышью, волком, бараном. В образе ворона А. указал, где надо основать город (Callim. Hymn. II 65-68), он - Кикн («лебедь»), обративший в бегство Геракла (Pind. 01. X 20); он - Сминфей («мышиный») (Hom. П. I 39), но он спаситель от мышей (Strab. XIII 1, 48). А. Карнейский связан с Карном - демоном плодородия (Paus. III 13, 4). Эпитет Ликейский («волчий») указывает на А. как на хранителя от волков (Paus. II 19, 3) и как на волка (X 14, 7). Матриархальные черты А. сказываются в его имени по матери - Летоид; отчества у него нет, но он постоянно носит имя родившей его Лето (Hymn. Hom. Ill 253; Paus. I 44, 10). На более поздней ступени архаики А. - охотник и пастух (Hom. Il. II 763-767; XXI 448-449). Характерная для первобытного мышления взаимопронизанность жизни и смерти не миновала и А.; на этой поздней ступени архаики он - демон смерти, убийства, даже освящённых ритуалом человеческих жертвоприношений, но он и целитель, отвратитель бед: его прозвища - Алексикакос («отвратитель зла»), Апотропей («отвратитель»), Простат («заступник»), Акесий («целитель»). Пеан или Пеон («разрешитель болезней»), Эпикурий («попечитель»).
На стадии олимпийской или героической мифологии в этом мрачном божестве, с его властью над жизнью и смертью, выделяется определённое устойчивое начало, из которого вырастает сильная гармоническая личность великого бога эпохи патриархата. Он помогает людям, научает их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов, вместе с Афиной выступает защитником отцовского права. Зооморфные и растительные его черты становятся лишь рудиментарными атрибутами. Он уже не лавр, но он любит Дафну, ставшую лавровым деревом. Он не кипарис и гиацинт, но любит прекрасных юношей Кипариса и Гиакинфа. Он не мышь или волк, но повелитель мышей и убийца волка. Если когда-то Пифон победил А. и в Дельфах показывали могилу A. (Porphyr. Vit. Pyth. 16), то теперь он - убийца хтонического Пифона. Однако, убив Пифона, этот светоносный бог должен искупить вину перед землёй, породившей Пифона, и получить очищение через нисхождение в иной мир - аид, где он вместе с тем обретает новую силу (Plut. De def. or. 21). Это явный хтонический рудимент в мифологии светоносного А. Некогда демон, близкий Гее (земле), непосредственно от неё получающий мудрость (Eur. Iphig. Т. 1234-1282), теперь он «пророк Зевса» (Aeschyl. Eum. 19), возвещающий и оформляющий в Дельфах волю верховного бога (Soph. О. R. 151). А. прекращает гражданские распри и даёт силу народу (Theogn. 773-782). О помощи А. грекам в войне с персами доверчиво рассказывает Геродот (VIII 36), причём его военная мощь иногда отождествляется с явлениями природы: А.-солнце посылает на врагов стрелы-лучи.
Архаические корни А. связаны также с его догреческим малоазийским происхождением, подтверждающимся тем, что в Троянской войне А. защищает троянцев и особенно почитается в Троаде (Хриса, Килла, Тенедос) и самой Трое (Hom. П. V 446). С эпохи колонизации греками Малой Азии (с 7 в. до н. э.) А. прочно вошёл в олимпийский пантеон богов, при этом восприняв от других богов дар прорицания (от Геи), покровительство музыке (от Гермеса), вдохновенное буйство и экстаз (от Диониса) и др. Уже у Гомера Зевс, Афина и А. фигурируют как нечто единое и целостное в олимпийской мифологии, хотя А. своим появлением на Олимпе внушает ужас олимпийским богам (ср. его епифанию в I Hymn. Hom.). Но внушительность и грозность А. вполне сочетается с изяществом, изысканностью и красотой юного А., как его изображают авторы эллинистического периода (ср. Callim. Hymn. II и Apoll. Rhod. 674-685). Этот классический А. - бог героического времени, которое у греков всегда противопоставлялось предыдущему хтоническому периоду, когда человек был слишком слаб для борьбы с могучими силами природы и не мог ещё быть героем. Два величайших героя Геракл и Тесей были связаны с мифологией А. Если, согласно одним мифам, А. и Геракл сражаются друг с другом за дельфийский треножник (Apollod. II 6, 2; Hyg. Fab. 32), то в других они основывают город (Paus. Ill 21, 8) и даже вместе получают очищение после убийства, находясь в рабском услужении. Под покровительством А. Тесей убивает Минотавра (Plut. Thes. 18) и упорядочивает законы в Афинах, а Орфей усмиряет стихийные силы природы (Apoll. Rhod. I 495-518). На почве мифологии А. возник миф о гипербореях и их стране, где под знаком милости А. процветали мораль и искусства (Pind. Pyth. X 29-47; Himer. XIV 10; Herodot. IV 32-34).
Культ А. был распространён в Греции повсеместно, храмы с оракулами А. существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания А. был Дельфийский храм с оракулом А., где восседавшая на треножнике жрица А.- пифия давала предсказания. Двусмысленный характер предсказаний, допускавших самое широкое толкование, позволял дельфийской коллегии жрецов воздействовать на всю греческую политику. В Дельфах совершались празднества в честь А. (теофании, теоксении, Пифийские игры; последние были введены в честь победы А. над Пифоном; по своему блеску и популярности они уступали только Олимпийским играм). Все месяцы года, кроме трёх зимних, были посвящены в Дельфах А. Храм А. на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нём хранилась казна союза в происходили собрания его членов. А. приобрёл значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики А. понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения; подобно Артемиде, Афине Палладе и другим божествам А. эволюционировал в направлении гармонии, упорядоченности и пластического совершенства.
Из греческих колоний в Италии культ А. проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии; император Август объявил А. своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм А. близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина», 1953, т. 72, в. 3, с. 163-186; его же, Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957, с. 267-590 [исследование всей мифологии А. и образа А. в античной литературе с указанием источников]; Ницше Ф., Рождение трагедии, Полн. собр. соч., [пер. с нем.], т. 1, М., 1912; Kerenyi K„ ApolIon, W., 1937; Miller R. D., The origin and original nature of Apollo, Phil. 1939; Junger F. G., Griechische Götter. Apollon, Pan, Dionysos, Fr./M., 1943; Pteiff K. A.. Apollo. Die Wandlung seines Bildes in der griechischen Kunst, Fr./M., 1943; Amandry P., La mantique apollinlenne a Delphes, P., 1950; Groningen B. A. v., Apollo, Haarlem, 1956.
А. Ф. Лосев.

Среди античных скульптурных изображений А.: «А. из Беотии» (8 в. до н. э.), «А. Тенейский» (1-я половина 6 в. до н. э.), «А. Птойос» из Фив (6 в. до н. э.), «Аполлон из Вей» (ок. 500 до н. э.). По римским копиям известны «А. Парнопиос» Фидия («А. Кассельский», «А. Тибрский» и др.), статуи Праксителя «А. Сауроктон» (около 20 копий), Леохара («А. Бельведерский»), Канаха («А. из Пьомбино»), статуя сер. 5 в. до н. э. («А. из Помпей»), скульптурная группа «А. Кифаред» Филиска и др. В рельефе западного фронтона храма Зевса в Олимпии (5 в. до н. э.) А. - центральная фигура. Эпизоды мифа об А. нашли отражение в греческой вазописи: сцены битвы за дельфийский треножник, похищения Гермесом стад Адмета, мщения Титию, гибели детей Ниобы. А. часто изображался как предводитель муз.
В изобразительном искусстве средневековья А. предстаёт в книжной миниатюре как языческий бог с атрибутами - луком и стрелами, иногда с лирой (в сценах с музами или грациями) и как олицетворение солнца.
После того как в кон. 15 в. был найден «А. Бельведерский», А. стал восприниматься как воплощение идеала мужской красоты, как олицетворение всего светлого и благородного. Особой популярностью в живописи пользовались сцены «Парнас» (А. Мантенья, Рафаэль, Ф. Приматиччо, Н. Пуссен) и «А. и музы» (Л. Лотто, Джулио Романо, Я. Тинторетто, Н. Пуссен, К. Лоррен, А. Р. Менгс и др.). А. часто изображали правящим солнечной колесницей (фрески Б. Перуцци и Г. Рени, картины Джулио Романе, Доменикино, Дж. Б. Тьеполо и др.) и с Артемидой (А. Дюрер, Л. Кранах Старший и др.). Широкое распространение получили сюжеты, связанные с мифами о Дафне и Марсии, а также сюжеты: «А., стерегущий стада Адмета» (Ф. Бассано, Доменикино, К. Лоррен и др.), «А., Нептун и Лаомедонт строят стены Трои» (Доменикино, С. Роза и др.), «А. убивает Пифона» (Доменикино, П. П. Рубенс, Э. Делакруа). Наиболее значительные произведения европейской пластики 16-17 вв. - «А.» Я. Сансовино и «А. и Дафна» Л. Бернини, нового времени - «А.» О. Родена.
Среди музыкальных произведений на сюжеты мифа - кантата И. С. Баха «Состязание между А. и Паном», зингшпиль В. А. Моцарта «А. и Гиацинт», опера К. В. Глюка «Празднества А.», балет И. Стравинского «А. Мусагет».


(Источник: «Мифы народов мира».)

Аполлон

(Феб) - златокудрый бог солнца, искусства, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (Мусагет), покровитель наук и искусств, предсказатель будущего, охранитель стад, дорог, путников и мореходов. Сын Лето и Зевса, брат-близнец Артемиды. Отец Аристея (от нимфы Кирены), Лапифа, Фемонои, Орфея и Лина (от музы Каллиопы), Асклепия (от Корониды), Милета, Яма. Приносил естественную смерть мужчинам. Одновременно был богом - стреловержцем, насылающим смерть и болезни. См. Аполлон .

// Джовани Батиста ТЬЕПОЛО: Апполон и Диана // Одилон РЕДОН: Колесница Аполлона // Одилон РЕДОН: Колесница Аполлона // Джон ЛИЛИ: Песнь Аполлона // Теофиль де ВИО: Аполлон // Джамбаттиста МАРИНО: "Зачем, скажи, о Дафна..." // Джон КИТС: Ода Аполлону // Джон КИТС: Аполлон к грациям // Аполлон Николаевич МАЙКОВ: "Муза, богиня Олимпа, вручила две звучные флейты..." // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Марсий // Н.А. Кун: АПОЛЛОН // Н.А. Кун: РОЖДЕНИЕ АПОЛЛОНА // Н.А. Кун: БОРЬБА АПОЛЛОНА С ПИФОНОМ И ОСНОВАНИЕ ДЕЛЬФИЙСКОГО ОРАКУЛА // Н.А. Кун: ДАФНА // Н.А. Кун: АПОЛЛОН У АДМЕТА // Н.А. Кун: АПОЛЛОН И МУЗЫ // Н.А. Кун: СЫНОВЬЯ АЛОЭЯ // Н.А. Кун: МАРСИЙ // Н.А. Кун: АСКЛЕПИЙ (ЭСКУЛАП) // Н.А. Кун: СОСТЯЗАНИЕ ПАНА С АПОЛЛОНОМ // Н.А. Кун: ГИАЦИНТ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

АПОЛЛОН

в греческой мифологии сын Зевса и Латоны. Бог солнца и света, гармонии и красоты, покровитель искусств, защитник права и порядка, бог дара предвидения.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Бронза.
Около 475 до н. э.
Париж.
Лувр.

Статуя Вулки с фронтона храма в Вейях.
Около 500 до н. э.
Рим.
Музей виллы Джулия.

Фрагмент росписи краснофигурной амфоры.
Конец VI в. до н. э.
Лондон.
Британский музей.


Аполлон Сауроктон (убивающий ящерицу).
Римская копия.
С греческого оригинала Праксителя (около 340 до н. э.).
Мрамор.
Париж.
Лувр.

Римская копия.
С греческого бронзового оригинала Леохара (350—330 до н. э.).
Мрамор.
Рим.
Ватиканские музеи.

Мрамор.
Около 460 до н. э.
Олимпия.
Музей.

Бронза.
Около 460 до н. э.
Лондон.
Британский, музей.

Картина П. Перуджино.
1480-е годы.
Париж.
Лувр.












Синонимы :

Аполлон обладал многими качествами, благодаря которым его по праву почитали, как самого любимого бога. Но дело не только в его привлекательности, лире и золотой колеснице. Предлагаем вашему вниманию 10 фактов, которые стоит знать о прекрасном Аполлоне.

Источником вдохновения для мужской коллекции весна/лето 2014 от Dolce&Gabbana послужили боги, монстры и люди, обитавшие в мифах и легендах древней Сицилии. Кроме того, дизайнеры черпали вдохновение от величественных, мощных сооружений, усеявших сицилийскую территорию, таких как храмы, посвященные Аполлону, расположенные перед площадью Панкли в Сиракузах. Это самый древний храм в дорическом стиле на Сицилии и один из первых в этом стиле, который затем стал стандартом для всего греческого мира. Также произведения искусства и скульптуры, запечатлевшие силу, красоту и любовь Аполлона, сыграли важную роль в мужской коллекции весна/лето 2014 от Dolce&Gabbana.

Как и сам бог Аполлон, посвященный ему храм имеет сложную историю. Однако он прошел множество трансформаций, в отличие от самого Аполлона, который за эти века приобрел разные качества, которые могли происходить от разных богов. Из всех его свойств именно целительные качества Аполлона и его олицетворение, как защитника, известно больше всего… а также то, что он был богом солнца и мог контролировать его движение! Но знали ли вы, что он убил змея Пифона, когда ему было всего 4 дня от роду? Или что у него было множество любовниц и любовников?

Вот вам 10 фактов, которые нужно знать об Аполлоне:

1. Сын Зевса и его «любовницы».
Когда твой отец - бог всех богов и богинь, ваша жизнь вряд ли будет обычной. Аполлон родился от Зевса и его «любовницы» Лето. Жена Зевса Гера запретила Лето рожать на terra firma - «твердой земле», вынудив ее искать безопасное место для рождения сына. Гера даже похитила богиню деторождения Илифию, чтобы Лето не смогла родить. Однако другие боги обманули ее, отвлекая ее внимание - они подарили ей 8-метровое ожерелье из янтаря.

Лето нашла плавучий остров Делос, жители которого приняли ее, а Зевс после рождения сына привязал Делос ко дну океана. Лето обещала, что Аполлон будет чтить место своего рождения, и позже остров стал священным для этого бога.

2. Маменькин сынок… типа того
Как говорилось выше, в возрасте четырех дней Аполлон убил подземного змея Пифона, что на самом деле было подвигом во имя любви: этого дракона Гера послала, чтобы он убил Лето, мать Аполлона. За этот «проступок» Аполлона наказали, но это не остановило его от защиты матери снова и снова. Он также объединился со своей сестрой-близняшкой Артемидой, когда Гера послала великана Тития убить Лето.

Именно во время битвы с Титием появился Зевс, поднял великана и забросил его в Тартар - глубокую бездну, используемую для страданий и пыток. Отличный способ навести порядок в спорах между женой и сыном, да?

3. У него была сестра-близняшка
На острове Делос родился не только Аполлон, но и его сестра-близнец Артемида. Она была богиней охоты, природы и животных, а также богиней девственности и защитницей молодых девушек и больных женщин. Они всегда были очень близки и были убиты во имя своей матери, защищая ее гордость и честь.

4. Огненные колесницы
Как мы знаем, Аполлон - бог солнца, который мог контролировать его движение… но как, во имя всего святого, он мог это делать? Телекинез? Нет-нет-нет, глупые, он просто тянул солнце по небу на своей колеснице, запряженной в золотых лошадей, отражая золото своего лука и стрел, а также золотой блеск, которым он якобы был окружен. Эти предметы, включая солнце, являются символами и атрибутами Аполлона, как и его золотистые кудри, которые сводили с ума богинь, богов, полубогов, мужчин и женщин.
Также из-за его любви к музыке и музам Аполлона часто изображают с лирой в руке и следующими по его стопам животными.

5. Бесплатные «объятья» для всех
При такой привлекательной внешности, весь мир лежал у ног Аполлона. Хотя говорят, что он был единственным богом, у которого не было отношений со смертными, список его любовниц и любовников бесконечен. В большинстве источников говорится, что у него было девять любовниц (Левкофея, Марпесса, Касталия, Кирена, Гекуба, Кассандра, Коронида, Креуса и Аканта), а также два любовника - Гиакинф, прекрасный сильный спартанский принц, и Кипарис, потомок Геркулеса. Но известно, что Аполлон был готов раздавать свою любовь, так что, говорят, у него было еще 50 любовниц и 10 любовников… жадный малый.

Но главной историей любви, причем, печальной историей является легенда о его любви к нимфе Дафне. Оскорбив молодого Эроса (купидона), Аполлон получил от него золотую стрелу, а Дафна - свинцовую, так что его влечение и любовь к ней так и остались безответными. Преследуемая Аполлоном, Дафна взмолила своего отца о помощи, чтобы он превратил ее в лавровое дерево. И Аполлон ухаживал за ним вечность, поддерживая его всегда зеленым и цветущим… так что он не смог забыть ее, даже когда она стала деревом.

Да и сам Аполлон оказался на месте Дафны. Клития так сильно любила Аполлона, что не сходила с места, наблюдая за ним, когда он проходил мимо нее каждый день. Она не двигалась, и ее ноги вросли в землю, а лицо превратилось в подсолнух, который поворачивал голову, чтобы всегда смотреть на солнце, как она смотрела на бога солнца. Какой печальный конец.

6. Гений
Этого бога считают гением, т.к. он родился со множеством талантов, атрибутов и функций. Помимо бога солнца, Аполлона также считают покровителем пророчества, музыки, поэзии, умственных занятий, исцеления, а также, чумы. Он также считается изобретателем лиры - классического греческого струнного инструмента. Хотя говорят, что более хитрый и коварный бог Гермес создал лиру из внутренностей коровы, которую он украл у Аполлона. Что если Аполлон выдал чужое изобретение за свое? А может, Гермес так хорошо обманывал смертных, что убедил всех, что это он создал этот музыкальный инструмент?

7. Древняя мужская версия Золушки
Нет-нет, не то чтобы он страдал от злых сестер. Это, скорее, более легкая версия Золушки, потому что он общался с мышами… Хотя он не пел с ними. Однако помимо мышей в число священных для Аполлона животных также входили волки, дельфины, косули, лебеди, цикады, соколы, вороны, змеи и грифоны. Не все так мило и пушисто, как в диснеевских мультиках. Животных часто изображали рядом с Аполлоном, как и лиру и его золотой лук и стрелы.

8. Чума для троянцев
Кстати, о луке и стрелах. Аполлон был очень искусным стрелком, который повлиял на исход великой Троянской войны - он выстрелил огненными стрелами, зараженными чумой, прямо в греческий лагерь, чтобы наказать их за то, что они похитили одну из жриц Аполлона. Во время этой войны Ахилл - великий греческий герой - был разгневан этими действиями. Об этом можно прочитать в знаменитой Илиаде. В итоге, это привело к смерти Ахилла, в которой Аполлон принял непосредственное участие, проведя золотую стрелу прямиком в Ахиллесову пяту… но, мы уверены, вы в курсе этой легенды.

9. Месть Зевсу
Аполлон является отцом трех сыновей - Асклепия (бога врачевания), легендарного музыканта Орфея и героя Аристея. Первый, Асклепий, был убит молнией Зевса за то, что воскресил Ипполита - человека, которого обвиняли в изнасиловании. Аполлон взбесился действиями своего отца, нашел циклопов, которые делали молнии для его отца, и убил их. Казалось бы, месть богу всех богов и богинь - это верная смерть, но нет - Аполлона приговорили к одному году тяжких работ в роли пастуха для Ферского царя Адмета в Фессалии.

10. Аполлонский культ Оракула
В отличие от многих других богов, у Аполлона было два места поклонения, которые имели огромное влияние. Эти места известны, как Делос и Дельфы. Наиболее известным были Дельфы, которые стали главным местом культа, после того как он убил подземного змея. Пифона. Аполлон является покровителем Дельф и всезнающим божеством Дельфийского Оракула. Также именно здесь каждые четыре года спортсмены со всего греческого мира соревновались и пробовали свои силы в Пифийских играх - древнего источника происхождения современной Олимпиады. И именно здесь вы найдете храм Аполлону.

Прекрасные мифы Древней Греции и ее языческая религия оказали громадное влияние на развитие мировой культуры. Среди двенадцати бессмертных божеств, восседающих на Олимпе, одним из самых почитаемых и любимых среди людей был и остается бог Аполлон. В его честь возводились величественные храмы и создавались скульптуры. В нем как будто воплотилась вся бессмертная красота, царящая в музыке и поэзии. Солнцеподобное златокудрое божество по сей день является для нас олицетворением молодости, ума, таланта и изящества.

Аполлон - бог Солнца

Вершина греческого пантеона принадлежит могучему и громоподобному Зевсу, а вот вторым после него является Аполлон - его возлюбленный сын. Древние греки считали его и искусств, среди которых главную роль занимала музыка. Покровительствовал солнцеподобный юноша также прорицательству и искусству стрельбы из лука. Он был одновременно законодателем и карателем, защитником пастухов и законных порядков. Покровитель медицины, Аполлон в то же время мог насылать болезни. В римской мифологии, как и в греческой, этот бог звался Аполлоном, но еще и Фебом, что означало "сияющий", "яркий", "чистый".

Аполлон - бог Греции - чаще всего изображался в виде идущего либо стоящего безбородого прекрасного юноши с золотистыми волосами, развевающимися по ветру и увенчанными В руках он держит свои неизменные атрибуты - лиру и лук, фигура его сильная и мужественная. Символ Аполлона - Солнце.

Рождение прекрасного бога

Согласно мифам, бог Аполлон был сыном Зевса и титаниды Лето (она был дочерью титана). Прежде чем будущий бог появился на свет, Лето пришлось долго скитаться, чтобы укрыться от гнева - законной супруги Зевса. Мать Аполлона нигде не могла найти кров. И только когда уже настала пора рожать, ее приютил пустынный остров Делос. Мучительные роды продолжались долгие девять дней и ночей. Мстительная Гера не позволила Илифии - богине деторождения - оказать Лето помощь.

Наконец божественный младенец появился на свет. Случилось это в седьмой день месяца, под пальмой. Именно поэтому семерка стала впоследствии числом священным, а к древней пальме, росшей на Делосе, в античные времена стремились многие паломники, прибывающие туда поклониться месту рождения Аполлона.

Аполлон и Артемида

Но древнегреческий бог Аполлон был рожден не один, а с сестрой-близнецом - Артемидой, которая известна нам как богиня охоты. Брат и сестра были искусными лучниками. Лук и стрелы Аполлона - из золота, а оружие Артемиды - серебряное. Девочка родилась раньше. И, как пишет Гомер, именно она научила впоследствии своего брата стрельбе из лука.

Оба близнеца всегда без промаха поражали цель, смерть от их стрел была легкой и безболезненной. Брат и сестра обладали поразительной способностью бесследно исчезать из вида (девушка растворялась среди лесных деревьев, а юноша удалялся в Гиперборею). Обоих чтили за их особую чистоту.

Несчастная любовь

Это звучит странно, но лучезарный бог Аполлон не был счастлив в любви. Хотя отчасти он виноват в этом сам. Не нужно было смеяться над Эротом, говоря, что тому не достает меткости при стрельбе из лука. В отместку насмешнику Аполлону бог любви поразил золотой стрелой сердце, другую стрелу (отвращающую любовь) Эрот выпустил в сердце нимфы Дафны.

Аполлон, опьяненный своей любовью, начал преследовать девушку, но Дафна в ужасе бросилась к речному богу - своему отцу. И тот обратил дочь в лавровое деревце. Даже после этого любовь безутешного юноши не прошла. Отныне лавр стал его священным деревом, а венок, сплетенный из его листьев, навеки украсил голову бога.

На этом любовные злоключения Аполлона не закончились. Однажды он пленился красавицей Кассандрой - дочерью Приама (царя Трои) и Гекубы. Аполлон одарил девушку даром прорицательства, но взял с нее слово, что взамен она подарит ему свою любовь. Кассандра обманула бога, и тот отомстил ей, сделав так, что люди не верили в ее предсказания, считая пророчицу безумной. Несчастная девица во время Троянской войны изо всех сил пыталась предупредить жителей Трои об опасности, которая им угрожает, но те так и не поверили ей. И Троя была захвачена врагами.

Сын Аполлона

Свято почитаемый людьми Асклепий (Эскулап в римской версии) считается сыном Аполлона. Рожденный смертным, он получил впоследствии дар бессмертия за свое непревзойденное умение врачевать людей. Воспитывался Асклепий у мудрого кентавра Хирона, именно тот обучил его целительству. Но очень скоро ученик превзошел своего наставника.

Сын Аполлона был настолько талантливым врачом, что смог даже воскрешать умерших людей. Боги разгневались на него за это. Ведь, воскрешая смертных, Асклепий нарушал закон, установленный богами Олимпа. Зевс поразил его своей молнией. Греческий бог Аполлон расквитался за смерть сына тем, что убил циклопов, которые, по преданию, выковали перуны (громы и молнии, которые метал Зевс). Однако Асклепий был помилован и возвращен из царства мертвых по воле Ему было даровано бессмертие и титул бога врачевания и медицины.

Бог-музыкант

Аполлон - бог Солнца - всегда ассоциируется у нас с этими струнными атрибутами: луком и лирой. Один из них позволяет ему искусно выпускать стрелы в цель, другая - создавать прекрасную музыку. Интересно, что греки считали, что между двумя этими искусствами существует родство. Ведь в обоих случаях имеет место полет к какой-то цели. Песня тоже прямо летит к людским сердцам и душам, как и стрела к мишени.

Музыка Аполлона чистая и ясная, как и он сам. Этот повелитель мелодий ценит прозрачность звука и чистоту нот. Его музыкальное искусство поднимает человеческий дух, дарит людям духовное прозрение и является полной противоположностью музыке Диониса, которая несет в себе экстаз, буйство и страсть.

На горе Парнас

По легенде, когда на землю приходит весна, греческий бог Аполлон отправляется на рядом с которой журчит Кастальский родник. Там он водит хороводы с вечно молодыми музами - дочерями Зевса: Талией, Мельпоменой, Эвтерпой, Эрато, Клио, Терпсихорой, Уранией, Каллиопой и Полигимнией. Все они являются покровительницами различных искусств.

Бог Аполлон и музы вместе составляют божественный ансамбль, в котором девушки поют, а он сопровождает их пение игрой на своей золотой лире. В те минуты, когда слышен их хор, природа замолкает, чтобы насладиться божественными звуками. Сам Зевс в это время становится кротким, и молнии в его руках угасают, а кровавый бог Арес забывает о войне. Мир и спокойствие воцаряются тогда на Олимпе.

Основание Дельфийского оракула

Когда бог Аполлон еще находился во чреве, его мать по приказу Геры везде преследовал свирепый дракон Пифон. И вот, когда юный бог появился на свет, он вскоре захотел отомстить за все мучения, выпавшие на долю Лето. Аполлон нашел мрачное ущелье в окрестностях Дельф - обиталище Пифона. И на его зов дракон явился. Вид его был ужасен: громадное чешуйчатое тело извивалось бесчисленными кольцами между скал. Вся земля дрожала от его тяжелой поступи, а горы рушились в море. Все живое в ужасе бежало прочь.

Когда Пифон разинул свою огнедышащую пасть, то казалось, что еще мгновение, и он поглотит Аполлона. Но в следующий миг раздался звон золотых стрел, которые вонзились в тело чудища, и дракон упал поверженный. В честь своей победы над Пифоном Аполлон основал в Дельфах оракул, чтобы в нем оглашалась людям воля Зевса.

Но, хотя Аполлона и считают богом предсказаний и пророчеств, сам лично он никогда этим не занимался. Ответы на многочисленные вопросы людей давала жрица-пифия. Приходя в состояние исступления, она начинала громко выкрикивать бессвязные слова, которые тут же записывались жрецами. Они же трактовали предсказания Пифии и передавали их вопрошавшим.

Искупление вины

После того как бог Аполлон пролил кровь Пифона, по решению Зевса он должен был очиститься от этого греха и искупить его. Юноша был изгнан в Фессалию, царем которой в то время был Адмет. Аполлону надлежало стать пастухом, чтобы простым тяжким трудом добиться искупления. Он со смирением пас царские стада и иногда, прямо средь пастбища, развлекался игрой на простой тростниковой флейте.

Музыка его была так чудесна, что даже дикие звери выходили из леса для того, чтобы ее послушать. Когда Аполлон - бог древней Греции - музицировал, свирепые львы и хищные пантеры мирно ходили среди его стада вместе с оленями и сернами. Вокруг царили радость и мир. В дом царя Адмета вселилось благоденствие. Его кони и сады стали самыми лучшими в Фессалии. Помог Аполлон Адмету и в любви. Он наделил царя огромной силой, благодаря которой тот смог запрячь в колесницу льва. Такое условие было поставлено отцом возлюбленной Адмета - Алкесты. Восемь лет Аполлон прослужил пастухом. Искупив полностью свой грех, он возвратился в Дельфы.

Дельфийский храм

Аполлон - бог древней Греции, который, как и другие почитаемые Олимпийские божества, был увековечен. И не только в и легендах. В его честь греки возводили многочисленные храмы. Считается, что самый первый храм, посвященный богу Солнца, был сооружен именно в Дельфах, у подножия Оракула. Предание гласит, что он был весь полностью построен из ветвей лаврового дерева. Конечно постройка из такого хрупкого материала не могла стоять долго, и вскоре на этом месте появилось новое культовое сооружение.

Каким по счету является храм Аполлона в Дельфах, развалины которого сохранились до нашего времени, теперь уже сказать трудно, но и сегодня видно, сколь великолепен был когда-то этот Дельфийский храм. Историки-искусствоведы рассказывают, что над входом в святилище была выбита надпись с двумя главными заповедями бога, которые гласили: "Познай себя" и "Знай меру".

Самая знаменитая статуя бога

Аполлон - древний бог, который вдохновлял многих художников и скульпторов на создание прекрасных произведений искусства. В мире имеется немало его скульптурных изображений. Но самая совершенная статуя, в которой запечатлен облик одного из самых почитаемых греческих богов - это мраморная скульптура "Аполлон Бельведерский". Статуя эта является копией, снятой неизвестным римским мастером с бронзовой Леохара, служившего при дворе Александра Македонского. Оригинал, к сожалению, не сохранился.

Мраморную копию нашли на вилле императора Нерона. Точная дата обнаружения неизвестна, это случилось примерно между 1484 и 1492 гг. В 1506 г. бесценное произведение искусства было привезено в Ватикан и установлено в Бельведерском саду. Какой же он, бог Аполлон? Картинки и фотографии, увы, могут дать лишь общее представление о том, каким видели его древние греки. Но одно можно сказать с уверенностью: Аполлон даже в наше время может считаться символом мужской красоты.


Аполлон в древне-греческой мифологии бог света, покровитель искусств, предводитель и покровитель муз, предсказатель будущего, бог-врачеватель, покровитель переселенцев и основывающихся древнегреческих колоний. Очищал людей, совершивших убийство. Один из наиболее почитаемых богов. Аполлон - олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты догреческого и малоазийского развития (отсюда разнообразие его функций - как губительных, так и благодетельных, сочетание в нём мрачных и светлых сторон).

Семья и окружение

Гомер сообщает, что после раскрытия заговора Гера , Посейдона и Аполлона против Зевса (по Илиаде вместо Аполлона в нём участвовала Афина), Аполлон и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои, которые затем разрушили, гневаясь на Лаомедонта, не отдавшего им обусловленной платы.

Аполлон поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето.

Классический Аполлон - бог героического времени, которое у греков всегда противопоставлялось предыдущему хтоническому периоду, когда человек был слишком слаб для борьбы с могучими силами природы и не мог ещё быть героем. Два величайших героя Геракл и Тесей были связаны с мифологией классического Аполлона. Если, согласно одним мифам, Аполлон и Геракл сражаются друг с другом за дельфийский треножник, то в других мифах они основывают город и даже вместе получают очищение после убийства, находясь в рабском услужении.

Под покровительством Аполлона Тесей убивает Минотавра и упорядочивает законы в Афинах, а Орфей усмиряет стихийные силы природы.

Когда сын Аполлона врачеватель Асклепий за попытки воскресить людей был поражён стрелами Зевса , Аполлон перебил киклопов , ковавших стрелы для Зевса , и в наказание был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту. Стрелу, которой он убил киклопов , он сделал созвездием. Согласно Гесиоду и Акусилаю, Зевс хотел низвергнуть его в Тартар , но Лето упросила отдать его в услужение человеку.

Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут чуму в лагерь ахейцев. Он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом.

Агамемнон пленил в Троянской войне дочь жреца Аполлона Хриса Хрисеиду. Отец девушки умолял Агамемнона вернуть ему дочь, но тот отказал. После гибели части греческого войска от стрел мстящего за это Аполлона Агамемнон был вынужден вернуть Хрисеиду отцу.

Дочь Тантала и супруга фиванского царя Амфиона Ниоба (или Ниобея) возгордилась своим многочисленным потомством (по разным оценкам от 12 до 20 детей). Этим она оскорбила богиню Лето. За это Аполлон и Артемида из лука убили всех детей Ниобы, а она сама окаменела от горя.

В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатира Марсия, и разгневанный его дерзостью Аполлон сдирает с сатира кожу. В музыкальном состязании Аполлона с Паном царь Фригии Мидас присудил победу Пану. Отсюда возникло выражение "мидасов суд", т.е. суд невежды. В наказание за это Аполлон наделил Мидаса ослиными ушами. Свои уши царь прятал под фригийским колпаком, и лишь цирюльник знал о тайне царя. Мучаясь невозможностью рассказать о тайне, цирюльник выкопал ямку и шепнул туда: "У царя Мидаса ослинные уши", засыпал ямку землёй, но на этом месте вырос тростник, который прошелестел о секрете всем.

Наряду с губительными действиями Аполлону присущи и целительные. Он врач, помощник, защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны. Первым стал врачевать глаза. В позднее время Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций.

На Олимпийских играх Аполлон победил в беге Гермеса , а Ареса одолел в кулачном бою. Аполлон пел на лире на свадьбе Пелея и Фетиды .

На почве мифологии Аполлона возник миф о гипербореях и их стране, где под знаком мудрости Аполлона процветали мораль и искусства. Считается, что весной и летом Аполлон жил в Дельфах, а осенью улетал на своей колеснице, запряжённой белоснежными лебедями, в Гиперборею, где родилась богиня Лето. Гиперборейские жрецы основывали храмы и святилища Аполлона. Один из жрецов Аполлона прорицатель Абарис по легенде обходился без пищи и летал на волшебной стреле, подаренной ему Аполлоном.

Имя, эпитеты и характер

В крито-микенских текстах его имя не встречается. Данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологию имени Аполлона, что может свидетельствовать о неиндоевропейском происхождении образа. Согласно распространённой гипотезе, его имя как Аппалиунас встречается в договоре царя Вилусы Александуса с Муваталлисом. По другой этимологии (Ю.В. Откупщиков), имя происходит от др.-греч. "отвращающий" (волков, мышей, саранчу - в зависимости от эпитета); по Плутарху и В Буркерту - от "собрание", первый месяц дельфийского календаря назывался "апеллай".

В позднее время Аполлон отождествлялся с Солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет Аполлона Феб (phoibos) указывает на чистоту, блеск, прорицание.

Аполлон - пророк и оракул, мыслится даже "водителем судьбы" - его эпитет Мойрагет.

Аполлон - пастух (его эпитет Номий) и охранитель стад. Он - основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племён, "отчий". Иногда эти функции Аполлона связаны с его служением людям, на которое его посылает Зевс , разгневанный независимым нравом Аполлона.

Аполлон - музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров. Он - покровитель певцов и музыкантов, его эпитет Мусагет - "водитель муз" и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке.

В образе Аполлона отразилось своеобразие греческой мифологии в её историческом развитии. Для архаического Аполлона характерны наличие растительных функций, его близость к земледелию и пастушеству. Он - Дафний, т.е. "лавровый", "прорицающий из лавра", "любящий лавровое дерево" Дафну. Его эпитет Дримас, т.е. "дубовый". Аполлон связан с кипарисом, пальмой, маслиной, плющом и другими растениями.

Его зооморфизм проявляется в его связи и даже полном отождествлении с вороном, лебедем, мышью, волком и бараном. В образе ворона Аполлон указал, где надо основать город. Его эпитет Кикн ("лебедь"), обративший в бегство Геракла . Он - Сминфей ("мышинный"), спасиетель мышей. Аполлон Карнейский связан с Карном (Карней) - демоном плодородия. Эпитет Ликейский ("волчий") указывает на Аполлона как на хранителя от волков и как на волка. В виде собаки он пришёл к дочери Антенора, в виде черепахи и змеи к Дриопе.

Матриархальные черты Аполлона сказываются в его имени по матери - Летоид; он постоянно носит имя родившей его богини Лето.

Характерная для первобытного мышления взаимопронизанность жизни и смерти не миновала и Аполлона, на этой поздней ступени архаики он - демон смерти, убийства, даже освящённых ритуалом человеческих жертвоприношений, но он целитель, отвратитель бед: его прозвища - Алексикакос ("отвратитель зла"), Апотропей ("отвратитель"), Простат ("заступник"), Акесий ("целитель"), Пеан или Пеон ("разрешитель болезней"), Эпикурий ("попечитель").

На стадии олимпийской или героической мифологии в этом мрачном божестве, с его властью над жизнью и смертью, выделяется определённое устойчивое начало, из которого вырастает сильная гармоническая личность великого бога эпохи патриархата. Он помогает людям, учит их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов, вместе с Афиной выступает защитником отцовского права. Зооморфные и растительные его черты становятся лишь рудиментарными атрибутами. Он уже не лавр, но он любит Дафну, ставшую лавровым деревом. Он не кипарис и гиацинт, но его любимчиками становятся юноши Кипарис и Гиакинф. Он не мышь или волк, но повелитель мышей и убийца волка.

Культ Аполлона был распространён в Греции повсеместно, храмы с оракулами Аполлона существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания Аполлона был Дельфийский храм с оракулом Аполлона, где восседавшая на треножнике жрица Аполлона - пифия давала предсказания. Двусмысленный характер предсказаний, допускавших самое широкое толкование, позволял дельфийской коллегии жрецов воздействовать на всю греческую политику.

В Дельфах совершались празднества в честь Аполлона (теофании, теоксении, Пифийские игры, которые были введены в честь победы Аполлона над Пифоном ; по своему блеску и популярности они уступали только Олимпийским играм). Все месяцы года, кроме трёх зимних, были посвящены в Дельфах Аполлону. Храм Аполлона на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нём хранилась казна союза и происходили собрания его членов. Аполлон приобрёл значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики Аполлон понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения.

Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии. Император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм Аполлона близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.

Атрибуты Аполлона - серебряный лук и золотые стрелы, эгида, лавровый венок. Символы - олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк. Еще одним из отличительных признаков Аполлона была золотая кифара (отсюда его прозвище - Кифаред - "играющий на кифаре") или лира, этот музыкальный инструмент олицетворял национальную музыку, в противоположность флейте, олицетворявшей фригийскую музыку. Древнегреческое слово кифара живёт в европейских языках в своём потомке - слове гитара . Да и сама гитара - не что иное, как изменившаяся со временем кифара.

Основные места почитания - Дельфы и остров Астерия (Делос), место рождения Аполлона и Артемиды , на котором раз в четыре года поздним летом проходили делии (праздники в честь Аполлона, во время которых запрещались войны и казни). Святилище в Дельфах было известно во всём древнем мире. Именно там, на месте победы Аполлона над преследовавшим его мать драконом Пифоном , Аполлон основал святилище.

Третий ватиканский мифограф приводит список 12 камней в короне Аполлона.

Также Аполлона почитают галлы (по Цезарю). Согласно кельтской песне, после смерти Асклепия он удалился к гипербореям, и его слёзы стали янтарём. Когда боги бежали в Египет, Аполлон превратился в ворона, либо коршуна, Ястребов египтяне посвящают Аполлону (точнее, соколов Гора). Аполлон почитался в Тире. Его называли "четвероруким" и "четвероухим".

Этрусское божество Аплу (Aplu, Apulu, Aplun) во много соответствует Аполлону. В кельтской мифологии бог Мапонос (лат. Maponos) упоминается у римских авторов, отождествлявших его с Аполлоном. В западносемитской мифологии огненное божество Рашап, насылающее войны и мор, в эпоху эллинизма также отождествлялось с Аполлоном.

Влияние на культуру и искусство

Среди изображений Аполлона древнегреческие статуи (известны в римских копиях): "Аполлон, убивающий ящерицу" (ок. 370 до н.э., скульптор Пракситель) и "Аполлон Бельведерский" (сер. IV в. до н.э., скульптор Леохар).

Пифагор написал на могиле Аполлона в Дельфах элегию, заявив, что он был сыном Силена, убит Пифоном и оплакан тремя дочерьми Триопа, отчего название Трипод для места, где он похоронен. Согласно Мнасею, поражён и убит Зевсом . Ему посвящены I, II и XXI гимны Гомера, II и IV гимны Каллимаха, XXXIV орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила "Эвмениды", сатировской драмы Софокла "Следопыты", трагедий Еврипида "Алкестида", "Орест". Существовала комедия Филиска Керкирского "Рождение Аполлона и Артемиды".

В философии Ницше Аполлоническое начало является одним из компонентов греческой культуры, симолизирующим порядок, ясность и свет. Противоположное начало выражено в образе Диониса .

Аполлон в современности

Именем Аполлона была названа программа пилотируемых космических полётов NASA, принятая в 1961 году.

В честь Аполлона назван род крупных выскогорных дневных бабочек семейства парусников - Аполлоны.

Аполлон - гиганский древний ударный кратер, неофициально именуемый бассейном Аполлон, в южном полушарии обратной стороны Луны. Название присвоено в честь американской космической программы Аполлон, которая в свою очередь названа в честь древне-греческого бога Аполлона.

Брат-близнец Артемиды, по матери внук титанов Кея и Фебы . Родился на острове Делос , куда, гонимая ревнивой богиней Герой , его мать Лето попала случайно, ведь Гера запретила ей вступать на твердую землю.

Нигде не могла Лето найти себе приюта. Преследуемая драконом Пифоном , посланным Герой, она скиталась по всему свету и наконец укрылась на Делосе, в те времена носившемся по волнах бурного моря. Лишь только вступила на Делос Лето, как поднялись громадные столбы из морской пучины и остановили этот пустынный остров. Он стал незыблемо на том месте, где и до сих пор стоит. Вокруг Делоса шумело море. Здесь и родился бог света Аполлон, и всюду на прежде унылом острове разлились потоки яркого света. Но древнегреческий бог Аполлон был рожден не один, а с сестрой-близнецом - Артемидой, которая известна нам как богиня охоты

Лето грудью их не кормила: Фемида кормила их нектаром и амброзией. Гефест принес в подарок ему и Артемиде стрелы. Оба близнеца всегда без промаха поражали цель, смерть от их стрел была легкой и безболезненной.

Златокудрый Аполлон решил отомстить дракону Пифону за все зло, которое тот причинил его матери.

И вот достиг Аполлон мрачного ущелья, жилища Пифона. Из своего логовища выполз ужасный Пифон. Меж скал бесчисленными кольцами извивалось громадное тело его, покрытое чешуей. Раскрыл Пифон свою ужасную пасть и уже был готов поглотить златокудрого Аполлона. Но тут раздался звон тетивы серебряного лука, и золотые стрелы дождем посыпались на Пифона. Бездыханный, дракон упал на землю. Аполлон зарыл тело Пифона в землю там, где стоят священные Дельфы , и основал в Дельфах святилище и оракул , чтобы людям в нем прорицать волю отца своего Зевса.

С высокого берега Аполлон увидел далеко в море корабль критских моряков. Бросился он под видом дельфина в синее море, настиг корабль и взлетел из морских волн лучезарной звездой на корму его. Аполлон привел корабль к пристани и повел критских моряков через плодородную долину, играя на золотой кифаре, в Дельфы. Златокудрый бог сделал их первыми жрецами своего святилища.

После убийства Пифона Аполлон должен был очиститься от греха пролитой крови. Он ведь и сам очищает людей, совершивших убийство. По решению Зевса златокудрый бог удалился в Фессалию к прекрасному и благородному царю Адмету . Там он пас стада царя и искупал этой службой свой грех. В этот период благоденствие вселилось в дом Адмета; не было ни у кого таких плодов, его стада и кони были лучшими во всей Фессалии. Аполлон помог Адмету получить руку Алкесты – дочери царя Иолка Пелия. Отец Алкесты обещал отдать ее в жены лишь тому, кто будет в силах запрячь в свою колесницу и льва. Тогда наделил Аполлон своего любимца Адмета непоборимой силой, и он исполнил эту задачу Пелия. У царя Адмета Аполлон служил восемь лет и, окончив срок своей искупающей грех службы, вернулся в Дельфы.

Теперь Аполлон весну и лето живет в Дельфах, а осенью на своей колеснице, запряженной белоснежными лебедями, уносится в страну гипербореев, не знающую зимы, в страну вечной весны. Всю зиму он живет у гипербореев. А весной вновь возвращается на лебедях своих в Дельфы прорицать людям волю громовержца Зевса.

Лучезарный бог красавец Аполлон не был счастлив в любви. Всё началось с того, как он посмеялся над Эротом , говоря, что тому не достает меткости при стрельбе из лука. В отместку бог любви поразил золотой стрелой сердце Аполлона, а в сердце нимфы Дафны Эрот выпустил другую стрелу (отвращающую любовь).

Опьяненный своей любовью, Аполлон начал преследовать девушку, но Дафна в ужасе бросилась к своему отцу – речному богу Ладону . И тот обратил дочь в лавровое деревце. Отныне лавр стал о священным деревом Аполлона, а сплетенный из его листьев венок, навеки украсил голову бога. Спустя время он влюбился в красавицу Кассандру – дочь Приама (царя Трои). Аполлон одарил любимую девушку даром прорицательства, но взял с нее слово, что она подарит ему взамен свою любовь. Кассандра обманула, и Аполлон отомстил ей, сделав так, что люди в её предсказания не верили, считая пророчицу безумной. Во время Троянской войны Кассандра изо всех сил пыталась предупредить жителей Трои об опасности, которая им угрожает, но тей так и не поверили. И Троя была захвачена ахейцами.

Аполлон - основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен. Он победил на Олимпийских играх Гермеса в беге, а Ареса одолел в кулачном бою.

Об отношениях Аполлона и муз.

Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины, -- постоянные спутницы Аполлона.

Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа -- муза эпической поэзии, Эвтерпа -- муза лирики, Эрато -- муза любовных песен, Мельпомена -- муза трагедии, Талия -- муза комедии, Терпсихора -- муза танцев, Клио -- муза истории, Урания -- муза астрономии и Полигимния -- муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.

Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом -- все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлон а.

Миф об Аполлоне и Дафне по Овидию в пересказе Георга Штоля:

(Овидий. Метаморфозы. I, 452–567)

Первой любовью Аполлона была нимфа Дафна, дочь бога фессалийской реки Пенея. Не случайно полюбил Аполлон красавицу нимфу: мстил ему гневный Эрот. Могучий бог только что умертвил своей стрелой страшного дракона Пифона и, еще гордый своей победой, стал издеваться над Эротом и сказал ему: «Ну к чему тебе, веселый шалун, такое воинственное оружие? Носить лук мне впору: я вот, недавно еще, своими стрелами умертвил чудовище Пифона. Довольствовался бы ты своим светильником и не тягался бы со мною». Уязвленный Эрот отвечал: «Пусть твои стрелы, Феб, властны над всем живым: моя стрела будет властна и над тобой; пусть все живое подлежит твоей власти: слава твоя все же меньше моей». С этими словами взмахнул он крыльями и поднялся высоко над вершиной Парнаса. Там вынул он из своего колчана две стрелы, обладавшие совершенно различными свойствами: одна стрела отгоняла любовь, другая - ее зарождала; одна была тупая, свинцовая, другая - золотая, с блестящим острием. Золотой поразил Эрот Аполлона, свинцовой - Дафну. В тот же миг объят был любовью Аполлон, Дафна же стала избегать его и одиноко, подобно девственной Артемиде, бродила и охотилась по лесам и горам. Много юношей искало руки прекрасной девы, но она отвергала всех искателей; часто просил ее отец вступить в брак и подарить ему внука - она оставалась непреклонной и, ласкаясь к отцу, упрашивала его дозволить ей обречь себя на вечное девство. Отец был не прочь согласиться; но краса нимфы готовила ей иную судьбу.

Увидел ее Аполлон и горячо полюбил ее; нимфа же, увидав бога, понеслась от него, словно гонимая ветром, и не внимала его мольбам. «Постой, дева Пенея! - взывал он и спешил вслед за нею. - Не со злым умыслом преследую я тебя, остановись, о нимфа! Так спасается агнец от волка, голубь от орла - от врагов своих. Меня же преследовать тебя заставляет любовь. Ты оцарапаешь свои ноги о шипы терновника, и я буду считать себя тогда причиной твоих страданий; земля, по которой бежишь ты, не ровна - беги же тише, и я тише буду следовать за тобою. Спроси, кому ты нравишься: ведь я не грубый горный пастух: мне служат Дельфы, и Делос, и Кларос; отец мой - Зевс, я изобретатель лиры и лука, и мир называет меня целителем и спасителем. Только против любви моей не могу я найти никакой целительной травы!» Еще многое хотел сказать Аполлон, но дева ускорила свои шаги, и еще шибче пришлось ему бежать за нею. Быстро неслись они: один - окрыляемый надеждой, другая - гонимая страхом; Аполлон, на крыльях Эрота, неутомимо преследовал Дафну и не давал ей отдохнуть ни на мгновение. Вот уже настигает он ее, нимфа уже чувствует его горячее дыхание; силы ее ослабели, она побледнела, утомленная напряженным бегом. Взглянув на волны Пенея, воскликнула она: «Если твои воды, отец, имеют божественную силу, то помоги мне. Расступись, земля, и поглоти меня или совлеки с меня образ, приносящий оскорбления!»

Только что кончила она свое моление, тяжелое оцепенение оковывает ее члены. Нежная кора облекает ее молодую грудь, волосы ее превращаются в зеленую листву, руки же - в ветви; корнями врастают в землю ее, еще недавно быстрые, ноги. Но и в этом виде остается она красавицей, и в этом образе все еще любит ее Феб. Обняв рукой ствол, он чувствует, как под корой еще трепещет ее грудь. Нежно охватывает он руками дерево и покрывает его поцелуями. Но и превратясь в дерево, она уклоняется от его поцелуев. «Ты не могла быть моей супругой, так будь, по крайней мере, моим деревом. Отныне ты, драгоценный лавр, будешь обвивать мою голову, лиру и колчан; и как с моей головы постоянно ниспадают вьющиеся кудри, так и твоя вершина пусть будет украшена вечно юной зеленью». Так говорил Аполлон. В ответ на эти речи лавр взмахнул своими свежими ветвями и задвигал вершиной, словно кивая головой.

Гиацинт

(Овидий. Метаморфозы. X, 16- 219)

в пересказе Георга Штоля

Никого так не любил бог Аполлон, как прекрасного отрока Гиацинта, сына лаконского царя Амиклы. Часто, покинув дельфийское жилище, приходил он в долину Эврота, забавлялся охотой и играми с юным своим любимцем. Однажды в жаркий полуденный час оба они сняли с себя одежды, члены свои умастили маслом и стали играть в диск. Мощной рукой первым взял тяжелый медный диск Аполлон и бросил его вверх так высоко, что он потерялся из виду.

Но вот диск падает обратно на землю. Отрок спешит к нему, желая поскорее выказать свое искусство в метании, и в это время упавший на землю диск отскакивает и попадает Гиацинту в лицо.

Пораженный насмерть, побледнел отрок.

Объятый ужасом, бледный, спешит к нему бог и поднимает упавшего отрока. Согревает он его, и оттирает потоком льющуюся из раны кровь, и целебные травы прикладывает к ране: все напрасно! Как фиалка, как лилия, сорванная в саду, опускает свои нежные листья и приникает к земле увядающей головкой, так, умирая, наклонил голову к земле прекрасный отрок, и отлетел дух его.

Объятый глубокою скорбью стоит Аполлон перед бездыханным своим любимцем и жалеет, что не может умереть вместе с ним; но чтобы не безвозвратно погиб Гиацинт, чтобы не навсегда разлучиться с ним, из павшей на землю крови его Аполлон вызвал к жизни лилейно-белый, с кроваво-красными пятнами цветок гиацинт. На лепестках его как бы начертаны те слова, что так часто, исполненный грусти, повторял Аполлон. Каждую весну в память об отроке с новым блеском расцветает цветок гиацинт, а в жаркую летнюю пору в честь бога Аполлона и отрока в Спарте и Амиклах совершается великое празднество: начинается оно сетованиями о рано погибшем отроке и заключается ликованиями о его возрождении.