Писанка - история, символы и символика, орнаменты, разновидности, традиции. "в древние времена писанка считалась молитвой, обращенной к высшим силам"

Писанку можно познавать,как и себя, всю жизнь...
Моим друзьям, вдохновителям, терпеливым ученикам посвящается.
На добрую Веру и Любовь!
Светлана Кремнева.

Сегодня трудно найти человека, который бы не видел и не восхищался удивительными творениями мастериц Славянской Писанки.
Тысячелетняя традиция расписывания куриных яиц с помощью пчелиного воска и природных красок переросла в чудесное неповторимое по своему очарованию народное мастерство. Творения Писанок распространены повсеместно, где исторически проживали славянские народности: Чехия, Венгрия, Румыния, Украина, Белоруссия, Европейская часть России. А сейчас как результат великих переселений, мастериц этой драгоценной миниатюры можно встретить в любом конце Земли. Все они бережно сохраняют традиционные правила и особенности восковой росписи по куриному яйцу, сокровенные таинства наполнения обережной силой каждой Писанки. А мастерство писанки у тех, кто соприкасается с их творением, идет от сердца, от души, от Бога.
Возьмешь в руки Писанку – и тебе открывается совершенно другой мир, и сам становишься другим: лучше, добрее, ласковее. Наверное, правдиво предположение, что в Писанке заложена Душа той женщины – Берегини, которая создавала ее на Любовь, на Здоровье, Долголетие, Силу, Счастье, Богатство.

2. Традиция, рожденная в глубине веков.

По весне, когда яркие солнечные лучи пробивают зимние тучи и касаются земли, когда на глазах начинают исчезать снежные сугробы, а, скованные льдами, реки превращаются в бурные потоки, обращались люди к Богу, к небу и солнцу и закликали – встречали Весну красну. Из теплых краев (как полагали люди из Ирия) прилетали птицы – вестники весны, радости, тепла и Солнца. Это событие вселяло большую надежду, что заканчивается суровое время зимы, что очень скоро птицы начнут нести яйца и выводить - высиживать птенцов. А делают они это только с приходом весны и солнца.
По представлениям наших древних предков птичье яйцо было символом Вселенной, Солнца, жизни, воскресения, возрождения. И действительно, яйцо – это чудо, в котором спряталась Жизнь. Из древних легенд нам известно, что люди считали: весь свет возник из вселенского космического яйца, которое плавало в морской бездне. Ну, а сам желток так похож и цветом, и формой на солнышко. И в древнем карельском эпосе «Калевала» есть такие строки:

Из яйца, из нижней части
Вышла Мать – Земля сырая;
Из яйца, из верхней части
Встал высокий свод небесный;
Из желтка, из верхней части
Солнце светлое явилось;
Из белка, из верхней части
Ясный месяц появился;
Из яйца, из пестрой части
Звезды сделались на небе;
Из яйца, из темной части
Тучи в воздухе явились.

3. Разные виды писанок.

На заре жизни человечества Яйцо почитали символом весеннего Солнца, которое будит Природу ото сна, а позднее яйцо стало оберегом, защищающим людей от злых сил. Чтобы сила яйца стала еще больше, поверхность его окрашивали в различные цвета: желтый, красный, оранжевый, зеленый, голубой, - и получали «крашанки», а если наносили на поверхность яйца капельки воска, то после окрашивания в одном или нескольких цветах получали «капанки».
Кроме того, на скорлупу наносили красивые магические знаки, может,потому что еще писать не умели. И были те знаки рисунками – молениями. Так создавались писанки, чтобы получить от божественных сил и помощь, и защиту. Люди свято верили, что писанки принесут добро, счастье, достаток, здоровье и защитят их от любого зла. И они приносили!.. И защищали!..
С незапамятных времен на яйце рисовали знаки дождя, земли, воды, солнца и огня, тем самым устанавливали связь с силами природы, обеспечивая себе щедрый урожай, благосостояние в доме и счастливую судьбу. Еще в прошлом веке писанка сопровождала человека от рождения до смерти. Писанку клали в колыбель к младенцу, как символ начала новой жизни, ее же клали в гроб умершему как знак надежды на его Воскресение. Писанками поминали умерших родственников, их же дарили на здоровье и счастье молодоженам.
Обычай расписывать яйца прошел через множество испытаний: временем, политикой смешения культурных, религиозных и исторических ценностей, страхом репрессий, - и выжил, сохранился до сих пор. Крашеные и расписные яйца сопровождают один из самых красивых Христианских праздников – Светлое Воскресение - Пасху как знак возрождения жизни, воскрешения. Конечно, это хрупкое изящное искусство могло погибнуть, и было в нескольких шагах от этого.
Однако выдающиеся ученые 19 - 20 веков: антрополог Ф.Вовк, этнографы О. Кольберг и Н. Сумцов, - изучавшие эту традицию, оставили для нас альбомы с изображениями писанок. А действительный член российского императорского географического общества С. К. Кульжинский создал монументальный труд, на основании которого можно воскресить в памяти и забытый обычай, и древнейший орнамент. Если Вы хотите увидеть подлинные шедевры Славянской Писанки, поезжайте на Украину: в Киев или Львов, - там, в музеях хранятся коллекции, насчитывающие десятки тысяч экземпляров этого крохотного чуда. Именно здесь мастерство Писанки достигло наибольшего развития и стало символом Украины.

В Канаде украинские эмигранты поставили памятник Писанке. В США, в Нью-Йорке есть музей украинского искусства. За этим процессом возрождения древнего славянского искусства, конечно, стоят конкретные люди:
Е. Беняшевский – книга о Писанке выпущена в 1968 году;
З. Елиев – альбом с 1200 образцов, издан в США в 1994 году;
А. Г. Соломченко издал уникальную книгу - альбом «Писанки Украинских Карпат»;
О.Белоус и З. Сташук - «Школа Писанки», пособие для желающих обучиться мастерству, издано в Киеве в 1999 году;
З. Иваницкая – альбом «Писанка», издан в Москве в 2001 году;
В. Манько – книга «Украинская народная писанка», издана во Львове в 2001 году.
Вот, пожалуй, и все, что можно прочитать сегодня о Писанке. Да и то большая часть изданий – на украинском языке.
В Ярославле эта традиция изучается в рамках мастерской по возрождению народных ремесел «Славянская писанка» Ярославской региональной общественной организации «Русские традиции» с участием мастериц: С. Кремневой, Е. Куликовой, М. Козловой, Н. Шленевой, А.Хайкиной, Г. Котовой и многих других, для кого возрождение уникального искусства стало не просто увлечением.

4. Значение цвета в Писанке.

Писанка как художественное явление творчества человека включает в себя многозначность древнейших символов. Символика Писанки – это совокупность значений цвета, орнамента и самого яйца. Символ – это то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи (Толковый словарь С.И. Ожегова). В ярких красочных миниатюрах используются самые различные цветовые сочетания. Однако в них прослеживается определенная закономерность: чаще всего мы видим в орнаментах белый, желтый, красный, коричневый, черный, реже зеленый и синий цвета. Значения цвета многообразны и имеют прямую зависимость от региона, где написана Писанка, от исторического отрезка времени, в котором она создавалась.
Так белый цвет во все времена воспринимался как цвет чистоты: божественной чистоты, чистоты духа, чистоты помыслов и целей, поставленных перед человеком. Если учесть, что скорлупа куриного яйца имеет белый цвет, то можно предположить, что этот цвет – основа жизни, основа мироздания. Не претендуя на истину, можно предположить, что белый цвет - аналог света, божественного света. Вспомните такие русские выражения как «белый свет» или «средь бела дня», они также указывают на связь понятий «белый» и «свет». А теперь представьте, как вы взяли яйцо, создали образ будущей писанки и провели первые линии волшебного узора. Ваши помыслы чисты, сердце наполнено любовью, вы создаете новый Мир. И контур задуманного вами орнамента на Писанке будет белого цвета – цвета божественной чистоты.

Следующий цвет, который вы нанесете на Писанку, будет желтым. Это цвет жизненной, божественной силы - силы Знания. Жизненную силу дарит нам свет Солнца. Вспомните, какой карандаш выбирает ребенок, когда рисует солнышко? Многие из нас выбрали бы красный, а малыш выбирает желтый. Золото – металл силы и власти имеет желтый цвет. И вот уже на вашей Писанке сияют золотым светом Разума желтые линии и поля узора.

Красный цвет, конечно, цвет радости жизни, силы, мужества, отваги. Собственно значение слова «красный» многогранно. В русском языке это особенно заметно. Красивый – «красна девица», ценный – «красный товар», «красное дерево». Главный, важный – «красный угол», «красное крыльцо». Хороший, яркий, светлый – «красный денек». Прислушайтесь, как играет это слово в народной песне:
В терем с красного крыльца
Красна девица вошла.
Красна девица вошла,
Красный угол прибрала.
Красный угол прибрала,
Стол – престол собрала.
Стол – престол собрала
Да гостей позвала.
Народная мудрость сохранила удивительную многозначность слова «красный» и в пословицах: «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Для красного словца не пожалеет родного отца», «Долг платежом красен».
В Писанке красный цвет часто доминирующий, несущий основную смысловую нагрузку. В Писанке «На здоровье» красный цвет может обозначать бодрость, радость жизни, способность к борьбе за жизнь. В Писанках, выполненных для женщин, этот цвет может рассказать о красоте жизни, радости, надежде и мечте каждой из нас. В Писанках для мужчин этот цвет является символом мужества, силы, отваги, упорства в достижении цели.
И вот уже волшебным образом вписываются в божественную форму живого куриного яйца зеленые пушистые сосенки – символы здоровья, вечной молодости и долголетия; уточка – символ плодовитости, заботливости и способности выходить сухой из воды; два желтых квадрата (символы дома твоего, твоей земли) в ажурной восьмиконечной звезде. И все это на ярком фоне красного цвета, подтверждающем радость бытия.

Гораздо реже в Писанках встречается зеленый цвет, еще более редко он бывает доминирующим. Чаще это мелкие вкрапления в общий орнамент Писанки «на здоровье». Как правило, зелень используется в узорах составленных из растительных элементов и имеет прямую зависимость от времени года.
Зеленый цвет как признак расцвета жизненных сил природы и в Писанке появляется вместе с весной. Когда распускаются первые листочки на деревьях, когда пробивается первая зелень сквозь пожухлую прошлогоднюю траву, тогда и начинают писать писанки с зелеными линиями и полями узоров. Зелень в орнаменте обозначает рост, развитие и здоровье всего живого на земле: нового, сильного, молодого, - как в Природе, так и в жизни человека. Такая Писанка почиталась как мольба человека к высшим силам о снисхождении и помощи ему в делах праведных, о даровании богатого урожая, успеха в творческих начинаниях.

Следующий значимый цвет на Писанке – коричневый или бордовый. Все мы с вами дети планеты Земля. С древнейших времен люди поняли, что землю надо беречь, потому что она и кормит, и поит, и согревает, и защищает, Именно поэтому ее ласково называли: Земля-Матушка. Ей отдавали первенство в мудрости, силе, ей посвящали песни, наполненные надеждой на лучшую судьбу, о ней передавали из уст в уста сказки и предания. Из этого предисловия вы уже поняли, что коричневый цвет на Писанке – это цвет Матушки-Земли,
а значит, цвет мудрости, надежды, веры, цвет опоры в жизни, цвет источника
всех благ. Чаще всего это не цвет узора, а цвет фона - основы всей Писанки.

Черный цвет также часто встречается в Писанках, но только в качестве фона. Имеет смысл предположить, что это цвет космического пространства, космической бездны, откуда произошло все сущее на Земле. Конечно, это только предположение, но вдумайтесь, почему черный цвет так притягивает нас? Черный цвет, тьма – это та тайна, то непознанное, что пугает малышей и страшит взрослых. В древности этот цвет связывали с символом Земли, ее плодородием, в нем скрыты сакральные, таинственные, даже тревожные представления древних людей. Очень похожие впечатления вызывают эти Писанки и в наше время.

Голубой и фиолетовый цвета говорят сами за себя. Конечно, первое представление о них выражается в образах неба, воздуха, простора, духовной чистоты и божественного провидения. Однако эти цвета встречаются гораздо реже других. И не удивительно, ведь Писанка создавалась людьми и для людей, живущих на Земле. В некоторых Писанках можно увидеть оттенки основных цветов: оранжевый, розовый, алый, малиновый,- это, скорее всего, не традиция, а творческие вариации мастериц.
Если говорить о традиции цвета в Писанках, то можно выделить как основные: белый, желтый, красный, зеленый, коричневый или бордовый и черный. Писанки со скупым, строгим узором относятся, пожалуй, к более древнему времени, их происхождение наиболее раннее, архаичное. Возможно, справедливо будет отметить, что цветовое разрешение орнаментов на Писанках связывается и с местом, где они написаны. В местностях, расположенных южнее, где тепло, где яркая природа, огромное разнообразие цветущей растительности, орнаментика Писанок более богата, цветовое разрешение их многоцветно. Для примера взгляните на гуцульские Писанки.

Сколько труда, внимательности, умения и точности в начертаниях огромного количества пересекающихся линий вложено в эти замечательные произведения – гуцулочки под названием: «уточки», «козлики», «баранчики», «очката», «звездчата»…. Сколько поэзии, любви, радостных переживаний скрыто в национальном характере этих Писанок!
А вот это совсем другие по настроению Писанки, более сдержанные, скромные в цветовом решении, с крупным почти суровым орнаментом. Они родились в краях, где зимы дольше и холоднее, где не так буйствуют красками весна и лето, где песни протяжные, а чувства спокойные. Хотя, кто знает, какие там чувства? Если задуматься, то можно увидеть в них величайшую силу духа людей. Людей, главная цель которых жить, выжить и оставить после себя проросшее зерно, построенный ими дом, продолжателя рода, продолжателя дела. Не это ли такой простой на первый взгляд и понятный ответ на вопрос: зачем ты пришел на эту землю? Возможно, что поиски главного ответа на главный философский вопрос породили к жизни эти удивительные творения.

5.Символика Писанки.

Слово раскрывает смысл-содержание художественного литературного произведения. Символ – это тоже слово. Тысячелетиями люди выверяли смысловое значение знаков и символов. Удивительно не только то, что символ очень красив графически, но и то, как он точно отражает в своих линиях, цвете, форме стремление человека к жизни, к красоте. Если попробовать сравнить символы в произведениях национального творчества у разных народов, то даже непосвященный человек увидит, как они похожи, как много в них общего. Но мы с вами не ставим себе цель исследовать сходства и различия символики народов мира. Мы попытаемся увидеть содержательную часть символики славянской Писанки.
Писанка у всех народов всегда носила не только декоративный характер. К ним относились как к сильным оберегам. Причин тут несколько. Во-первых, почти у всех индоевропейских народов яйцо - символ жизни, а узор на скорлупе - призванная божественная помощь, оберег для того, кому написана эта писанка. Во-вторых, работа над маленьким шедевром требует много времени и большого внимания, а значит, будет выполняться только для действительно любимого человека, что также является сильнейшим оберегом. Ну, и, наконец, все наносимые узоры обязательно несли в себе строгий смысл, послание богам и информацию для хозяина оберега.
В течение нескольких столетий у славянских народов выработались определённые узоры на Писанках, в каждой местности оформился свой характер традиционного орнамента и его колорит. Стиль, цвет, основные значимые элементы передавались от матери к дочери и незыблемо выполнялись на Писанке. Вот почему до сих пор по цветам и орнаменту на яйце можно определить, где она была выполнена.
Узоры писанок часто состояли из геометрических фигур сложных очертаний, в основе которых лежал ромб или квадрат. Ромб с точками внутри символизировал засеянное поле, достаток, изобилие. Особенно разнообразными были очертания ромба: с выступами по углам, пересеченный двумя диагоналями, гребенчатый, с попарно отходящими от его углов спиралями, и т. д. Ромбы в узорах располагались цепочкой друг за другом или сочетались с другими геометрическими мотивами: косым крестом, звездой, розеткой.

Кроме геометрических мотивов, в славянских Писанках встречаются изображения цветов, листьев, кустов, деревьев. имеет также множество растительных и цветочных мотивов. Один из них - Мировое дерево, символизирующее связь нижнего, "исподнего" мира, земли и всех девяти небес. Изображали Мировое дерево пышным, высоким, с различными фантазийными цветами и птицами на ветвях.

Растительные мотивы сочетаются в узоре с изображением птиц или зверей. Это был целый мир поэтических образов. Сказочные птицы-павы, скромные маленькие уточки, кони, изящные олени с ветвистыми рогами изображались на яйце - обереге.

Не менее часто встречается на Писанке стилизованная женская фигура, часто образованная на основе косого креста,- это богиня Берегиня, она же – Макошь (Богородица в современном прочтении), имеющая детородную символику. Это, пожалуй, самый основной обережный образ – прямое обращение к божественной помощи. Она удивительно проста в исполнении: всего лишь две пересекающиеся линии, которые сами находят место на Писанке. Поднятые вверх руки молят о ниспослании помощи, защиты, здоровья. Человеку. Ее образ легко сочетается с треугольниками, ромбами, завитками. Каждый из которых - тоже самостоятельный символ. Треугольник – единство стихий природы, единство семьи, единство божественной Троицы. Ромб – это дом, поле деятельности человека, его мир, в котором он живет. Ромбы и его вариации, кроме того, связаны с плодородием и сексуальной силой. Завитки – символы защиты от угрозы внешнего мира, или часто их называют «бараньи рога» - это знаки материального благополучия. Вот так один незамысловатый символ может вместить в себя такое богатое содержание.
Мотивы цветов, деревьев, птиц, зверей, женских фигур в народном искусстве всегда были наделены ёмкой и многозначной символикой.
Так, лебеди являлись олицетворением юной прекрасной девушки и невесты или считались символом верной любви, голуби были символом супружеской верности и счастливой семьи, уточки отображали справность и заботливость женщины – хозяйки, соколик – быстроту и смелость воина – мужчины.

Очень часто в орнаментике Писанки встречаются разного очертания волнистые и ломаные линии, волны. Это широко распространенный в произведениях народного творчества символ воды, очищения, роста, избавления от болезней и разного рода негатива.

Излюбленными узорами на Писанках были крестообразные мотивы, трилистники и важнейшие символы аграрного культа древних славян - свастики, знаки солнца.
Справка: Вообще свастика известна на территории России, по материалам археологических раскопок, не менее трех тысяч лет, и не только в качестве украшений, например, вятичей. Но на Руси данный символ – крест с изогнутыми концами, имел другое название – «Коловрат». «Коло» – древнерусское название солнца, «врат» – «возвращение»; в современном русском языке этому слову соответствует слово «солнцеворот». Солнце символически обозначалось равносторонним крестом, а иногда крестом, наложенным на круг. Загнутые концы креста символизировали либо прирастание, либо убыль светлого времени суток. Прирастание солнечного времени суток обозначалось левой свастикой, которая по-русски называлась «коловрат»; убыль же солнца обозначалась правой свастикой, по-русски называвшейся «посолонь» (Из «Славянской энциклопедии». dazzle.ru). И в Писанках этот знак несет огненное, творящее начало: «коловрат» -сберегает, сохраняет то, что уже имеется. Писанке с «коловратом» нет цены, когда предполагаются потери в вашем деле. Писанка со свастикой «посолонь» имеет творящее значение, несет в себе смысл прибыли, увеличения, прирастания в деле, в семье, в достатке.

Особое место в ряду этих миниатюрных творений занимают пасхальные Писанки. Их орнаментика отчетливо повторяет запросы христианских обрядов: разного вида кресты, свастики, церковки, украшенные общедоступными деталями народного орнамента. Полосками – «вспаханное поле», сеточкой – «защита», точками – «семя», волнистыми линиями – «вода», - и т.д. И конечно, на пасхальных Писанках, которые дарятся дорогим тебе людям в день Светлого Воскресения, уместны надписи типа: «Христос Воскрес».
Писанки из моей коллекции, которая насчитывает более 200 расписных миниатюр, В ней представлены Писанки традиционного направления, так называемые «списки» с образцов из коллекций исследователей разного времени. Есть Писанки – озарения, Писанки, созданные по образу и подобию, но в каждой из них живет частичка любви автора. Я глубоко убеждена, что Писанки пишутся не умением и навыком (это было бы слишком просто), а душой и сердцем.

7. Былички о Писанках.

Первая.

Митька рос слабым мальчишкой, часто болел, все в какие-то нескладные истории попадал. Рос он, рос и дорос до призывного возраста. Сами знаете, как сына в армию отдавать, сколько страхов в голове у матери вертится. Однако она никаких противоправных действий предпринимать не стала. Проводила, перекрестила: «Служи, сынок! Только береги себя. Сам не обережешься – никто за тебя этого не сделает». Отправился Митька в армию. Полгода учебки – и на войну. Вот тут-то мать и заказала мне оберег – писанку для сына. Конечно, сколько парней с этой непонятной войны домой не вернулось. Выбрала я по этому случаю для Писанки краски яркие: белый, желтый, красный, да коричневый, - жизненные цвета. И символы написала такие, чтобы хранили от пули, от недруга, от случая.
Прошло какое-то время, не так много: месяца три или четыре. Писанка-то и заплакала: с макушки капелька показалась. Значит, сигналит оберег: принимайте меры – беда на пороге. Мать бросилась на поиски сына, потому что уж месяц от него никакой весточки не было, а поначалу писал чуть не каждую неделю.

Нашла она Митьку в госпитале, в Ростове, с ранением в голову. Парень уже на поправку шел. Мать сына домой привезла, здесь его врачи подлечили и заключение дали: послужил, кровь пролил,- и хватит. Комиссовали, значит. Зато живой! Сейчас он уже женат, двое ребятишек у него.
Вот, хочешь - верь, хочешь - не верь, а ведь писанка вовремя знак подала.

Детям и внукам своим я Писанки пишу обязательно. И на здоровье, и на удачу, и на защиту. И дочерей этому делу обучила, хорошо пишут, красиво. Только вечно у них, молодых, времени не хватает.
Внуку тогда еще четыре года было. И прицепилась к нему болячка такая: как повысится температура, так он задыхаться начинал – ложный круп называется. Часто болел мальчишка. А молодым-то что, им погулять охота.
Вот как-то раз собрались они к друзьям и сына с собой взяли, потому, как в той семье такой же малыш есть. Ну, поехали и поехали – не в первый раз. Только ближе к полуночи у них в комнате звук раздался, как взрыв. Посмотрела я, что там такое, а это писанка взорвалась, та, которую я внуку на здоровье писала. Я к телефону, звоню, спрашиваю, как там дети себя ведут, спать им не пора ли? Мне отвечают, что спят они уже давно. Я дочери про писанку рассказываю. Через пять минут дочка назад отзванивается: мол, у малыша жар, началось удушье, мол, «скорую» уже вызвали.
Счастье - то какое: писанка предупредила: сигнал подала; скорая помощь оказалась неподалеку: приехала быстро; и в больнице кислородная камера была исправна и свободна.
Потом врачи говорили, что вовремя скорую помощь вызвали, еще бы немного – и помочь было бы трудно…

Бабушка, хочешь, я тебе расскажу, как яичко нам с мамой помогло?
-Расскажи, внученька.
-Ты же знаешь, бабушка, мы летом в Турцию отдыхать ездили? Мы туда на самолете летели, и все было хорошо. Потом, когда отдохнули, возвращались тоже самолетом. Где-то в середине пути наш самолет начало так трясти, что все пассажиры испугались, некоторые даже закричали. Девушка – стюардесса всех успокаивала, велела пристегнуть ремни и говорила, что самолет попал в зону турбулентности.
-Тебе то было страшно, внученька?
-Еще как, бабушка! Я плакала и спрашивала маму, не сломается ли наш самолет. Мама мне говорила, чтобы я не боялась, что Бог не допустит этого. Потом самолет перестало трясти, и мы долетели до Москвы.
-Ну, и, слава Богу, что так все закончилось!
-Бабушка, я тебе еще не все рассказала. Слушай! Когда мы приехали домой, то увидели, что яичко обережное, которое ты нам с мамой написала, лопнуло. И я думаю, что это оно спасло нас в этом жутком полете.
-Да, внученька, может, писанка вам помогла, а может, опытный пилот или счастливый случай. Главное, что все хорошо закончилось.
-Бабушка, когда мы с мамой снова полетим отдыхать, ты нам писанку на счастье и удачу напишешь?
-Обязательно напишу!

Четвертая.

Дочери у меня красивые, стройные, молодые. Обе замужем, у обеих есть дети. С рождением обеих моих внучек связаны удивительные истории.
Старшей я писала два оберега: один на зачатие, другой на вынашивание дитя и легкие роды. Так вот, врачи опасались за исход этого события по нескольким причинам и считали, что результат может быть непредсказуемым.
Когда подошло время, дочь направилась в роддом и взяла с собой писанку. В клинике все вещи, конечно, были помещены в камеру хранения – и сумочка, где лежала писанка на разрешение от беременности, тоже была там.
Роды действительно не затянулись – прошли быстро, без патологий. Спасибо доктору и акушерке, которые смогли все это обеспечить. Девочка появилась на свет крепкая, горластая, здоровенькая на 10 баллов.
Настал день выписки. Дочь получила свои вещи из камеры хранения. В сумочке лежала писанка совершенно неузнаваемая. Как будто кто-то мокрой тряпкой долго стирал магический узор со скорлупы.

И я предполагаю, что оберегу пришлось изрядно потрудиться, чтобы все в таинстве рождения моей чернобровой внучки было спокойно и легко.

У младшей моей дочери история еще более захватывающая. Писанка на вынашивание ребенка свое отработала в первой половине беременности, потому что была угроза выкидыша. В начале последнего месяца врачи забеспокоились, потому что плод принял устойчивое «заднее предлежание» (так, кажется, это называется в медицинском мире). Это грозило серьезными осложнениями, вплоть до кесарева сечения.
Я срочно поехала в деревню за яйцом от курицы – молодки. Старики говорили, что в таких яйцах очень большая жизненная и плодородная сила заложена. Яичко нашлось крохотное, почти голубиное. Написала я на нем уточку и поставила под иконку, только не как обычно – острым концом вверх, а наоборот – как бы вниз головой. Помолилась и отпустила все на промысел Божий. Тут-то и начали происходить чудеса: ровно через две недели писанка начала сохнуть, и за три дня до родов превратилась в «ваньку-встаньку» - яйцо, которое, как его ни положи, могло стоять только на «голове». Совершенно свежее яйцо, взятое мной из-под курицы, высохло за две недели! Тогда мне это показалось невероятным. А вот и главное чудо – за день до родов ребенок перевернулся и встал в нормальное положение! Все эти три недели дочь находилась в дородовом отделении под наблюдением врачей. Они ее готовили к кесареву сечению.
В итоге, роды прошли спокойно, без осложнений. Огромная благодарность всем специалистам, кто принял в этом участие, за то, что у меня появилась вторая внучка – беляночка!

Есть у меня знакомая. Красавица. Умница. Замужем. А детишек все нет и нет. Вот она и попросила меня написать писанку на зачатие после долгих мытарств по медицинским учреждениям. Собственно, ничего в этой просьбе удивительного не было, потому что, если чего-то очень желаешь, то все средства хороши. Я, конечно, согласилась – как девчонке не помочь! Села вечерком, в тишине. Начала писать, а яйцо у меня в руках - то и треснуло. Ну, что же, думаю, редко, но случается. Может, яйцо с трещиной было, а я не заметила. Взяла другое, хорошенько его проверила, приступила к работе. А яйцо, ну, как живое, из рук моих выпрыгивает и разбивается. Думаю, - не случайно все это! Звоню приятельнице наутро. А она вся в слезах: «Ушел мой муженек к другой. Не знаю, что и делать теперь». Может быть, поэтому и писанка не захотела создаваться?!
Однако на этом история не закончилась. Потому что знакомая моя решила: «Ну, их мужиков, раз они такие неверные. Буду жить одна в свое удовольствие, только дитя родить надо обязательно. К тому же годы идут» Так я и написала ей писанку. И заложила я в ее содержание и зачатие, и встречу с достойным человеком. После этого прошло больше года – приятельницу свою я потеряла из виду. Однажды мне говорят, что она встретила мужчину по душе. И скоро родит ребенка.
Спустя несколько месяцев мы с ней встретились, и я узнала, что писанка «на зачатие» треснула в день, когда женщина подтвердила у врача тест на беременность. Сейчас малышу (а родился сын) уже четыре года. Он растет в мире любви и ласки: мать и отец в нем души не чают.

Писанка - яйцо декорированное с традиционными символами, которые нарисованы с помощью воска и красителей. Изготовления писанок связывалось с дохристианским народным обычаем встречи весны, позже - с Пасхой.

Этот вид народного искусства распространен во многих славянских народов, в том числе и украинского. Исследователи считают, что украинская писанка имеет более 100 символических рисунков.


Писанка (галунка) - символ Солнца; жизнь, его бессмертие; любви и красоты; весеннего возрождения; добра, счастья, радости.

В мифах многих народов мира именно яйцо есть миротворчим началом. У славян-язычников писанки существовали уже во времена антов - наших прапредков /III - VIII в. н. э./ и были символом солнечного культа. Птицы - это вестники весеннего воскресения, Солнца, а их яички - эмблема солнца - жизни, рождения.

Яйцо птицы вообще - это зародыш жизни, символ бога солнца; оно в древности символизировало - добро, радость, счастье, любовь, богатство, успех, расположение добрых сил, защита человека от злых сил. (Килимник С. Украинский год. - Кн.2. - С.176)

Чистое гладко покрашенное или украшенное узорами яйцо приобрело символическое религиозно-обрядовое значение еще задолго до христианства. У многих народов сохранились предания, в которых яйцо является источником жизни, света и тепла, даже зародышем всей Вселенной. Существуют также многочисленные варианты легенд, объясняющих бытование писанок во время Пасхальных праздников, связывают возникновение традиций росписи писанок с евангельскими событиями (страстями Христа) и т.п.

С введением христианства постепенно меняется и символика писанки. Она стала символом радости и веры в воскресение иисуса Христа как символа всепрощения. Писанки использовали как опредмеченный символ любви, даря их юным. В народной медицине ими "выкачивали" болезни. Освященные писанки закапывали в землю /на высокий урожай/, клали в гроб, в ясли для скота. Шелуху с писанки бросали "на счастье" на крышу дома и др. Интересно, что писанкарство было присуще только тем этническим группам, которые стали называться украинцами.

Учитывая физические особенности скорлупы яйца, средневековые писанки до наших дней не сохранились. Однако массовое росписывание яиц в Украине существовало на протяжении веков. В XIX в. изготовление писанок в разных художественных вариантах бытовало на всей территории Украины.

Писанки изготовляли весной, перед Пасхой, сельские девушки и женщины, монастырские монахи и иконописцы, городские барышни, пекари и прочие. Поэтому и техника декорирования отличалась. В селе яйца красили в один цвет, иногда выцарапывали узоры, орнаментировали воском и красили в несколько цветов, тогда как в городе прибегали к различным искусственным способам — наклеивали куски цветной бумаги, фольги, ткани, нити и т.п. Писанки в основном изготавливали для себя и лишь изредка для продажи на ярмарке.

Когда-то с писанками совершали магические действия. Для обеспечения урожая их на весеннего Юрия катили по зеленой пшенице и закапывали в землю. Пасхальным утра молодые умывались водой, в которую перед тем клали яйца и серебряные монеты, которые должны были придавать силу и красоту. Освященные писанки были оберегом жилища от грома и огня, а людей и животных — от «дурного глаза», их использовали как лекарство от некоторых заболеваний. Писанки служили объектом забавы для детей и молодежи. С ними устраивали игры «битки», «каталки» и др. Из пустых писанок, добавляя к ним из цветной бумаги хвост, крылья и головку из теста, делали так называемых «голубей». Их, а также писанки, нанизанные на шнурок (обычно по три), подвешивали возле икон, украшая таким образом жилье.


Символика цветов писанки

Древнейшими считаются крашанки — это писанки одного цвета. Впоследствии возникли многоцветные писанки, в которых применялись различные природные красители. Такие краски, в отличие от современных, имели приятные мягкие оттенки. Но цвет в писанке появился не только ради красоты, но и получил свое символическое значение, происхождение которого не случайно.

Желтый, золотистый, оранжевый цвета писанки влияют на человека подобно солнечным лучам, дают радостное, светлое настроение. В писанке означают тепло, надежду, небесные светила, урожай в хозяйстве.

Красный цвет на писанках наверное является самым многозначительным. Недаром в народном языке он сблизился с понятием красивого, слова «красный» — «хороший» стали синонимамы. Красная краска символизирует добро, радость жизни, для молодых — надежду на счастливый брак. Именно красное яйцо является главным символом Воскресения, жертвенности и небесного огня.


Зеленый цвет означает весеннее пробуждение природы, надежду на хороший урожай.

Голубой — небо, воздух, а также здоровье.

Бурый, коричневый — землю и ее скрытую жизненную силу.

Черный цвет — цвет ночи, потустороннего, всего неизвестного и тайного. В писанке, будучи фоном, проявляет силу других цветов, так же, как в жизни тьма дает возможность понять, что такое свет. Также символизирует бесконечность жизни человека, продолжение бытия после смерти.


Многоцветная писанка является символом семейного счастья, мира, благополучия.

Темные писанки расписывали на проводы, как выражение уважения к тем, кто отошел в мир иной.

Разделение поверхности писанки

Помните детские скороговорки, в которых употребляют числа? А сказки, в которых непременно присутствуют или три царства, или три сестры? Для наших предков числа были священными, у каждого было свое значение и своя сила. Поэтому разделение поверхности яйца на определенное количество частей и устойчивое повторение некоторых элементов не случайны.

Разделение на два передавал представление о двух мирах. На три делили чаще по вертикали, так обозначали три небесных сферы. При разделении на четыре образуется крест, что означает четыре стороны света.

Классическое разделение полусфер на четыре части, каждая из которых разделена на три, передает представление о четырех временах года с тремя месяцами. По другим представлениям мир делился и на шесть сторон. Такую пространственную ориентацию передает шестиугольная звезда.

Исследуя писанки, ученые высказали предположение о том, что в древности существовал восьмилетний календарный цикл. В народной мифологии небо имеет восемь сфер — «облаков»: семь синих, а восьмое красное, на котором сидит сам Бог.

Очень интересный раздел на сорок частей, так называемые сорококлинья. Каждый клин обозначал некий вид человеческой деятельности или явление природы, а в христианском видении — сорок дней поста.

Орнамент писанок - символический. В его основе лежат три кардинальных символа, отражающие строение Вселенной по вертикали: это круг, квадрат (или ромб) и центр, мировая ось, в виде креста, дерева, 8-образного знака. Отсюда три типа орнамента: круговой, ключевой, плетеница.

Конструкция орнамента называется разводом и представляет собой сетку, образованную из пересечения опоясывающих яйцо кругов и овалов. В полях развода размещаются орнаментальные формы - магические знаки-символы.



Если яйцо разделено пояском надвое по вертикали и украшены главным образом его бока, то такая писанка называется боковой. Главный разделительный пояс может быть в виде нитки, ленты, украшенной или без украшения. Он может отсутствовать вовсе, но принцип размещения основных орнаментальных форм при этом сохраняется. Таким образом, мы имеем писанки "подпоясанные" и "распоясанные". Разделим яйцо надвое по меридиану, а затем на четыре части. Знаки будут размещены в образовавшихся дольках яйца, и такая писанка будет по виду развода называться продольной. Развод "восьмиквитка" представляет собой восемь сфероидальных сегментов, образованных из четырех равных вертикальных долей яйца, опоясанного линией экватора.

Сеточка — символ судьбы. Оберегает от злых духов, отделяет зло от добра.

Желтая сеточка — символ солнца и судьбы, которая строится здесь.
Точечки — символ плодородия.

Орнаментальные формы размещаются в полях по вертикали, диагонали, радиусу, сегменту. Они чередуются в шахматном порядке, повторяются. Один и тот же знак может размещаться" в противоположных направлениях.

Если орнаменту в целом характерен ритм, то орнаменты писанок позволяют говорить о темпо-ритме. Орнаментальные формы, имеющие в своей основе ломаный крест, свастику, создают впечатление движения - вращения двух половинок яйца в противоположные стороны.

Значение символов на писанках

При разделении яйца образуются поля различной формы и величины. Они составляют основу для размещения элементов орнамента. Каждый из таких знаков пришел к нам из глубины веков, однако большинство из них можно прочитать, потому что даже очень странные знаки в своей основе выражают близкие и понятные нам предметы. Мы, как и наши древние предки, радуемся первым весенним листочкам, удивленно слушаем пение жаворонка, любуемся течением реки. Чтобы выразить вечное, наши предки создали символы. Давайте рассмотрим главные из них.


Солнце


Жизнь древних людей было очень сложная. Трудно было пережить холодную зиму, дождаться нового урожая. Приход долгожданной весны воспринимался как рождение нового солнца, освобождение небесного светила от сил тьмы. Поэтому с символом солнца связано все лучшее, что есть в человеческой жизни. Среди языческих богов Дажбог — солнечный бог — был одним из главных. В христианстве солнце также стало символом Бога, поскольку Бог — это свет.

Крест


Один из солнечных знаков, символ вселенной, четырех сторон света, четырех ветров, четырех времен года. Происходит от схематического изображения птицы, в древности солнце представлялось птицей, летящей по небу.

В христианстве крест — символ страдания, смерти и воскресения, которым церковь все начинает, благословляет и освящает.


Свастика, сварга или ломаный крест


Знак святого огня, солнца и вечного движения. Один из старейших символов вообще. Впервые его изображения находят на изделиях первобытных охотников, а это около тридцати тысяч лет назад. Согласно народным представлением ломаный крест предвещал добро и защищал от темных сил. Разновидности свастики широко используются не только в росписи яиц, но и в вышивке, керамике, резьбе по дереву.

Роза, розетта, звезда


Символизирует солнце и утреннюю зарю. Содержит в себе косой крест, прямой крест, а также левостороннюю и правостороннюю свастики. В народной символике — неизменный символ любви. Подарить писанку со звездой означало признаться в любви.


Бесконечник или кривулька


Знак одной из главных стихий — воды. Будучи необходимой для всего живого, вода одновременно могла быть злой и неумолимой во время весеннего половодья. Удивляясь силе и неустанности воды, наши предки ее знаком обозначали вечность. Волнообразная линия - предше­ственник крестообразной символи­ки. Уходя корнями в трипольскую культуру, этот символ вечного дви­жения и непрерыв­ности жизни и по сей день непре­менный атрибут писанкарского искусства. «Ме­андр» трактует­ся как символ воды, плодоро­дия и жизнен­ного цикла.

Грабельки, расчески, треугольнички с гребешками

Принадлежат к символам, которые связаны с водой. Изображают облака и дождь. Писанки с грабельками писали в засуху, полагая, что написав этот знак, можно вызвать долгожданные небесные воды.

Олень

Символ достатка, богатства. Существует еще со времен первобытных охотников, когда мясо этого животного было основной пищей, кожа была нужна для пошива одежды и строительства жилья, а из костей и рогов изготовливали оружие и украшения. В народной мифологии небесный олень на своих рогах несет солнце. Бегущий олень был прототипом долголетия и крепкого здоровья.

Конь


Символ лошади также связан с поклонением солнцу. По древним преданиями солнце едет по небу на колеснице, запряженной огненными конями. В христианстве конь — образ бесстрашного прорицателя веры, безудержного, готового к самопожертвованию. Лошадь означала силу и любовь к труду.



Птица

Символ зарождения жизни, плодородия, приплода, достатка, полу земное, полу небесное существо. Петух считался проводником Божьего солнца и сторожем против зла, голубки — символом любви, верности и согласия. В христианстве птица — символ вознесения к Богу.

Утиные лапки, божья ручка, перчатка, дедовы пальцы


Птичий след также был оберегом, как отпечаток руки языческого Бога Солнца, который в древности ассоциировался с птицей. Подобные знаки символизировали власть, покровительство, целостность — все то, что связывалось с уважением к руке.

Дерево жизни или вазон


Согласно народным верованиям, посреди рая стоит большое дерево - Дерево Жизни. Оно покрывает собой весь рай, имеет листья и плоды всех деревьев. Именно на нем находятся три брата — Солнце, Луна и дождь, или их христианские заместители — Господь и святые Петр и Павел. Обозначает ось вселенной, которая соединяет в себе три мира — подземный, земной и небесный, так называемые сказочные «три царства». Символ природы, вечно обновляется.

Дерево жизни символизирует также развитие рода — отец, мать и ребенок. Поэтому, как правило, дерево имеет три веточки. В христианстве — символ Божьей мудрости.

Одним из самых распространенных символов на писанках, так же, как и полотенцах, стенных росписях, коврах, посуде, является символ «Дерево жизни» , или как его еще называют - «вазон». Древнейшие украинские колядки донесли до нас древние представления людей о тех временах, когда еще не было ни неба, ни земли, а было только открытое море, и на нем - явор зеленый. Итак, в виде дерева - тополя, ивы, дуба, березы, яблони, груши - представлялся стержень мироздания, вокруг которого устанавливалась равновесие противоположностей. Мировое дерево всегда изображается не натуральные, а стилизован, т.е. упрощенно, обобщенно. В таких изображениях обязательно разделение на три яруса по вертикали и соблюдения четкой системы правой и левой сторон. Нижняя часть - корни, входящий под землю, часто представляется в виде треугольника, горшка. Здесь содержатся змеи, рыбы, водоплавающие птицы и животные, потому часть дерева - не только подземный мир, но и море, река, всякая вода.Также нижняя часть Мирового дерева - это мир подземного бога, повелителя подземного огня и несметных богатств воплощение представлений о мире потустороннем, былые времена. Средний ярус олицетворяет землю, реальный мир, мир настоящего. Здесь изображен крупных животных - быков, лошадей, оленей, волков, медведей-и человек. Верхняя часть Мирового дерева поднимается в безграничную высь - к Богу. В верховье селятся птицы, пчелы, расположенные небесные светила. Часто бывает, что на вершине дерева днюет Солнце. Дерево жизни - это и дерево рода, где каждый цветок обозначает какого-то родственника, а все вместе - воплощение родословной определенного человека. Проще трехчленное обозначения дерева-семьи. Это - ствол с тремя веточками: отец, мать, ребенок.

Удивительной свойством Дерева жизни является его способность превращаться в Женщину-берегиню с поднятыми к небу руками. Кстати, в древних мифах некоторых народов мира женщина образовалась именно из дерева. Образ Мирового дерева - это образ воплощенной плодородия, связана с Богиней-Матерью, является ее символом и атрибутом.

Великая богиня считалась владычицей не только неба, но и всей природы. Часто на ее ногах изображался знак земли (при этом ноги богини превращались в корни) или рисовалась она змееногой, поскольку земля - место пребывания Змея. Подобный образ женщины-прародительницы был широко известен у других народов: у египтян - Изида, у вавилонян - Иштар, у греков - Гера, у фракийцев - Семела, у скифов-земледельцев - Табита.

В украинских орнаментах "Дерево Жизни", как правило, изображалось очень реалистично. Непревзойденной красоты деревца вышивались на огромных полотенцах Киевщины и Полтавщины. А на писанках они постепенно приобрели лаконичной формы обще-известных ныне "вазонов", "трьохлисткив". Вместе с тем еще в древности стало господствовать отвлеченное изображение "Дерева Жизни "-" трезубец ", который впоследствии стал гербом Украины.

Дубовые листья



Дуб в украинских традициях всегда ассоциировался с силой и мощью. Дубовые листья — излюбленный мотив в вышивке мужских рубашек. По дохристианским верованиям, мировым деревом был именно дуб. В дубы чаще попадает молния, а потому он еще и символ Божьего грома.


Трирог или триног, трикветр


Один из старейших символов солнца, а также знак святого числа «три».

На многих народных писанках встречается изображение Огня, Солнца, Зари. Огонь, рядом с водой, является фактором мироздания, символом мужской силы. Поскольку Огонь и Вода - брат и сестра, и, объединившись, они образовали любовь, землю и все, что на ней есть, то во многих обрядах Огонь - символ любви, который является посланником Солнца на Земле и дает людям свет, тепло, хлеб и всякую пищу, помогает в ремеслах (ковка), но, как и Солнце, может быть хорошим или опасным зависимости от отношения к нему людей. Поэтому Огонь, как и Солнце, нужно уважать и не гнев - потому что тогда он может жестоко наказать. Существуют строгие запреты плевать в огонь, бросать мусор и др. Трикветр – символ плодородия, огня, мужской силы.

На писанках Огонь обозначается знаком «троерожник» (другие названия этого знака - «трикветр», «тренога»). Считается, что троерожник - знак, связанный с неолитическим (каменный век) богом земли, а огонь был одним из его атрибутов. Также этот знак является символом плодородия, поскольку Бог земли был носителем мужского, оплодотворяющего фактора. троерожник состоит из трех закругленных или ломаных крючков, выходящих из общего центра, или от круга или треугольника.

Сосенки, ели, елочки


Считаются символами вечной молодости, здоровья, роста и бессмертия.


Символы-обереги



Экспонат, хранящийся в киевском историческом музее, носит символично название - "Берегиня". Как мы знаем, в дохристианские времена наши предки верили в Великую Богиню - Берегиню или Макош. Этот символический образ - стилизованная женская фигура с поднятыми вверх руками - впоследствии перешел в сюжетное воспроизведение Матери Божьей.


Сигма – символ змеи. Встречается на керамике Трипольской культуры. Означает воду, гром, молнию. Змея охраняет домашний очаг.

Символы силы и выносливости



В старину на Руси, как только рождалась девочка, ее обмывали в купели из отвара листьев калины и ивы. Они давали женскую силу, женщина становится потом хорошей женой и рожает здоровых детей. Когда рождался мальчик, в его честь сажали дуб и купали младенца в настое из дубовых листьев. Дубовый лист - чтобы сила не исчерпывалась.


Символы любви




С давних времен символом любви считается голубь. Если хочешь иметь счастливую семью, то нарисуй голубей на дубе. Любовь символизирует и ель (смерека). Для того чтобы узнать, через сколько лет девушка выйдет замуж, спрашивают об этом у кукушки. Поэтому и кукушка является символом любви. А чтобы быть всегда в паре с любимым, рисуют цветы с парными лепестками.

Символы, способствующие рождению детей



Символы здоровья и долголетия



Чтобы никто не болел, на яичках рисуют солнышко, розу, рыбку, оленя. А безконечник способствует тому, чтобы люди жили долго, чтобы несчастье приходило к ним и чтобы у пасечников был хороший медосбор.

Символы, благоприятствующие богатому урожаю



Ромб - это символ земли, точки - семена, а грабельки - символ дождя.

Квадрат и ромб

Четыре стихии, четыре време­ни года, четыре жизненных этапа (рождение, молодость, зрелость и старость), четыре стороны света и времени суток - удач­но зашифровыва­лись в стороны квадрата. Сетча­тый «квадрат-ный» орнамент «решето» сим­волизировал вечное разде­ление понятий добра и зла.


Спираль

Этот символ являл собой перво­бытные представления об устрой­стве Вселенной. Линия, закру4ен­ная спиралью, озна4ала также воду или свернутого ужа, олицетворяющего женское на4а­ло. Кроме того спираль отож­дествлялась с лабиринтом, который «запу­тывает» злые силы на пути к чистой душе.

Символы, которые лечат




Символы-предупреждение


Чтобы меньше случалось бедствия, берегите свои хозяйства. А еще помогут вам писанки с символами-предупреждениями. Об хищных животных напомнят "зубы волка" и "медвежьи лапы", о том, что нужно оберегать овощи, - "заячьи уши", а об опасности хищных птиц напомнит "клюв ворона" на писанке. Если такие писанки хранить дома, то они будут оберегать домашних животных и напоминать об опасности

Христианские символы



Это были христианские символы. На одном была изображена красивая церковь, на другом - 40 клиньев, а также были писанки с крестами, окруженными безконечника, и с надписями "Христос Воскрес".

Треугольник часто встречается на писанках и обозначает триединство мира: неба, земли и воды, отца, матери и ребенка.

Тройственное начало - земля, человек и небо - нашло свое выра­жение в этом символе. Треугольник, заполненный сетчатой или линей­ной штриховкой, у на­ших предков озна­чал вспаханное поле. В христиан­ской трактовке сорок треуголь­ников приоб­рели значение сорока дней по­ста или сорока мучеников.


Растительные и животные мотивы


Писанкарки постоянно черпали вдохновение для своих узоров из мира природы, изображая цветы, деревья, овощи, листья и целые растения весьма стилизованный образом. Такие символы отображали обновления природы и жизни.

Самым популярным растительным орнаментом является цветущее растение в горшке или дерево, которое символизировало жизнь. Вишня, символ девичьей красоты, должна была приворожить любовь. На гуцульских писанках часто можно увидеть стилизованную ветку сосны - символ вечной жизни и юности. Существует поверье, что тот, кто умоете лицо священной водой, в которой были писанки, всегда будет молодым, здоровым и красивым. Виноградный мотив символизировал братство, доброжелательность и долговременную, верную любовь.

Орнамент яблочек и слив должен был приносить мудрость и здоровье. Среди цветов изображенных на писанках были розы, барвинок, ландыши, подсолнечник, тюльпаны и гвоздики. Все они должны были помогать растениям созревать.


Сосна — символ здоровья.
Дубок — символ силы.
Сливы — символ любви.
Хмель — символ плодородия.
Любая ягодка — символ плодородия; матери.
Цветочки — символ девичества.

Желая прибавления в семье, писанку украшали изображениями цветов: колокольчиков, барвинка, ландышей, гвоздики. Листья кали­ны означали силу, выносливость веру в справедливость. Листья дуба символизи­ровали веру в силы при­роды и пре­клонение пе­ред богами.


Хотя животные мотивы не так популярны на писанках как растительные, их все же встречаем, особенно на гуцульских изделиях. Эти символы имели двойное значение: предоставить их владельцам лучшие приметы животных, например, здоровье и силу, а также заверить долгую и плодотворную жизнь для животных. Такие животные как олени, бараны, лошади, рыбы и птицы рисовались абстрактно; иногда писанкарки воспроизводили лишь части животных - утиные шейки, заячьи уши, куриные лапки, воловьи глаза, бараньи рога, волчьи зубы, медвежьи лапы.

Петух и голубь - считались божьей птицей, которая разбудит солнце и человеческую совесть, сохранив под своим крылом всех живущих в доме, вторых писали как символ души и Святого Духа.

Голубь — символ души.
Ласточ­ка - долгожданный приход весны.

Виды росписи пасхальных яиц. Разноцветные пасхальные яйца


Крашенки

Крашенки — от слова красить. Красить яйца можно по-разному.
Одни хозяйки варят яйца вкрутую, а затем на 10-15 минут погружают в раствор теплой воды с пищевым красителем, который можно купить в магазине.
Другие хозяйки любят красить яйца в отваре луковичной шелухи. Для этого сырые яйца помещают в кастрюлю с водой, добавляют луковичную шелуху и варят 15-20 минут, пока яички не приобретут нужный цвет.
А раньше яйца красили по-особому: обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца.

Драпанки

Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых.
Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом - ножом, шилом, ножницами, толстой иглой, канцелярским ножом. Но прежде, чем выцарапать узор, его необходимо нанести на яйцо острым крандашом. Во время работы яйцо держат в левой руке, а острый предмет — в правой.
Ажурный рисунок на драпанке хорошо смотрится на коричневой или другой темной краске.
Рисунок на драпанке может быть любым, в отличие от писанки с её строго традиционными геометрическими рисунками. Остриём канцелярского ножа процарапываем контуры рисунка. Для создания оттенков внутри контуров прокорябываем рисунок не острием, а всей поверхностью лезвия ножа. Карандашный набросок стираем ластиком. Рисунок готов. Для блеска можно протереть яйцо ваткой с каплей масла. Писанки — это искусно расписанные пасхальные яйца. Украинские писанки - настоящие произведения народного творчества.
Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного мира, геометрические фигуры. В каждой области Украины был свой характерный орнамент и цвет. В Прикарпатье яйца красили в желтый, красный и черный цвета, на Черниговщине — в красный, черный и белый, на Полтавщине — в желтый, светло-зеленый, белый.
Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Всякая линия на писанке – дуга. Дуги образуют круги и овалы и, перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля, имя которым - крестильная сорочка писанки.
Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску - «яблоньку», и держалось в ней в течение трех «отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи.
Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича – для Бога, на блюдо с зерном – для людей, а крашенки на проросшем овсе – для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого.
В настоящее время искусство расписывать писанки возрождается. Восстанавливается забытая техника, появляются новые мастера. В городе Коломия Ивано-Франковской области создан музей писанки.

Малеванка

Малеванка - яйцо, расписанное своим, придуманным узором.
Они не несут символического значения, могут расписываться краской (а не воском).
Название "малеванки" пришло от слова малевать, пасхальные яйца расписывают придуманными узорами, используя краски.
Художники, разрисовывая пасхальные яйца, зачастую помимо узоров рисуют сюжетные картинки, цветы, пейзажи, ландшафты.

Яйчата

Яйчата - яйца вырезаныые из дерева и камня, сделанные из фарфора и глины изготавливались на Руси еще в 13-ом веке.
Позднее яйца стали украшать бисером, кружевами, вязанием и т.д.
Самые известные в мире «Яйчата» изготавливал императорский ювелир Карл Фаберже.

Накануне Пасхи мастер росписи писанок Леся Турукина рассказала «ФАКТАМ» о секретах своего ремесла

— Писанка давным-давно стала одним из символов Пасхи, однако традиция расписывать яйца зародилась у народов Европы еще в языческие времена, — говорит мастер росписи писанок из города Василькова Киевской области Леся Турукина . — В древности писанки создавали весь год — к различным праздникам, однако больше всего — весной. На них записывали молитвы с помощью сакральных символов: крестов, ромбов, точек, треугольников, сварг. К весне начинали иссякать запасы продуктов, заготовленных летом и осенью, поэтому люди с нетерпением ждали тепла, чтобы засеять поля и получить урожай. Это был вопрос выживания, поэтому весной хлеборобы с особой настойчивостью обращались к высшим силам с молитвами, в том числе отображенными на писанках.


*Леся Турукина. Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

— Почему молитвы записывали именно на яйцах?

— Для наших далеких предков куриное яйцо являлось одним из символов жизни. Люди воспринимали как чудо то, что из него вылупливается живое существо.

На яйцах записывали не только молитвы — люди дарили друг другу писанки, на которых языком древних магических знаков были зашифрованы пожелания. Так, парубкам и девчатам, которым желали найти хорошую пару, дарили яйца со знаками солнца и звезд. Для многодетных семей, имевших большое хозяйство, предназначались писанки с 40 клиньями-треугольничками (каждый символизировал выполнение какого-то желания). Женщины, которым долго не удавалось забеременеть, расписывали яйца цветами и раздавали их детям. В доисторические времена верили: когда рождается ребенок, душа переселяется в него из цветка.

В старинных писанках отражаются основные желания людей: быть здоровыми, создать дружную счастливую семью, родить здоровых детей, иметь материальный достаток.

Для росписи использовали яйца с зародышами внутри. Такие имелись на подворьях, где держали не только кур, но и петушка. Писанки клали в самом почетном углу крестьянской хаты, где размещают иконы. Со временем белок в одних писанках ссыхался, превращаясь в твердый комочек, а в некоторых загнивал. Испортившиеся расписанные яйца зарывали в землю там, где никто не ходит — «чтобы не топтались по святому».

Писанки не едят, в пищу употребляют крашенки — как символ христианского обряда причастия.

— Что обозначают знаки, которые нанесены на писанках?

— Ключевые факторы хорошего урожая — тепло, которое дает солнце, и вода. Издревле их сочетание символизировал крест. Его вертикальная линия обозначает солнце и мужское начало. Горизонтальная — воду и женское начало. Пересечение этих линий является знаком любви, которая дает жизнь всему сущему. Крест также является очень сильным оберегом.

— Многие символы имеют несколько значений. Так, ромб символизирует землю, вспаханное и засеянное поле, плодородие. Треугольник — объединение трех стихий: воды, земли и огня. Он также обозначает семью: отец, мать и ребенок. Когда народы Европы приняли христианство, этот знак приобрел значение Святой Троицы: Бог-Отец, Бог-Сын, Дух Святой. Схематическое изображение сосенки означает здоровье. Волнообразная линия — воду и женскую энергию. Сварга (свастика) — солнце. Звезды — огонь, мужскую энергию. Рыба — здоровье. Точки — посеянные зерна, которым предстоит прорасти. Пара птиц, смотрящих друг на друга, символизирует влюбленных, семейную пару. Птицы, головы которых повернуты в разные стороны, — это стражники, оберегающие дом.

Я веду кружок росписи писанок в Центре творчества детей и юношества Василькова Киевской области. По линии Малой академии наук Украины мы с ребятами исследовали то, как в украинских писанках XIX века использована символика древней Трипольской культуры (она существовала с VI по III тысячелетие до нашей эры на территории Украины. — Авт.). Оказалось, что кресты, волнистые линии, сварги, решетки, точки, схематические изображения сосенок, сигмы (знак, напоминающий латинскую букву «s») и ряд других есть как на писанках, так и на керамике трипольцев.

— Кто вас учил росписи писанок?

— Жена моего дяди Оксана Билоус, а ее — народный мастер. Я увлеклась писанками в 1992 году. Тогда закончила вуз и пришла работать в школу. Вскоре о моих занятиях творчеством узнали директор с завучем, предложили организовать кружок. Я учила детей и одновременно училась сама. Постепенно стала профессиональным мастером по росписи писанок.

Перед тем как взять в руки писачок, обязательно читаю молитву «Отче наш». Создаю как авторские (с придуманными мною рисунками), так и традиционные — в соответствии со старинными канонами. Вначале проделываю в яйце с помощью надфиля (небольшого напильника) два маленьких отверстия и выдуваю через них белок и желток, а затем приступаю к росписи.

Писанки являются оберегами. Их следует класть в доме около иконы или подвешивать возле входа. В связи с этим расскажу такой случай: однажды мне позвонили люди, которые купили несколько моих писанок, и сообщили, что эти обереги вдруг лопнули. Спрашиваю: «Перед этим к вам приходили чужие люди?» — «Да, у главы семейства был юбилей, гостей пришло много». После этого ответа мне стало ясно, что кто-то, видимо, позавидовал хозяевам дома либо просто явился с дурными мыслями. Писанки защитили дом от негативной энергии. Я посоветовала закопать их там, где никто не ходит, и прийти ко мне за другими писанками.

Кстати, издревле люди заметили, что яйца могут принимать на себя энергетику человека. Во все времена были те, кто умел с их помощью лечить последствия сильного испуга, снимать сглаз, ставить диагноз и даже предсказывать будущее. Я верю в это, поскольку меня вылечила сельская бабушка, которая владеет умением «выкатывать яйцом». У меня были проблемы со здоровьем, и врачи не смогли помочь. Тогда я нашла народную целительницу. Она покатала по мне яйцо, разбила его и определила по белку и желтку, чем я болею. Благодаря назначенному лечению я выздоровела.

Расписываю яйца современными акриловыми красками, но некоторые мастерицы сегодня стали переходить на краски, которыми пользовались в старину.

«ФАКТЫ» познакомились с одной из них — Любовью Ктиторовой из Киева .

— Видели бы вы чердак у меня на даче — там все завешано пучками трав, словно я знахарка, — шутит женщина. — Мы с моей подругой и коллегой Татьяной Влиненко заготавливаем растения, сушим, завариваем, добавляем квасцы (соли различных металлов) и таким образом получаем природные краски. Зеленого цвета удается добиться благодаря отвару базилика, красного — марены, желтого — пижмы. Только что приготовленный отвар бузины дает синий оттенок, но стоит ему чуть постоять, и он приобретает черный цвет. Природные краски быстро портятся, но и с прокисшими работать можно.


Пасхальные, расписанные красками яйца так и назывались - писанками. Слово это имеет и второе значение. Писанка (на санскрите "писанга") означает "красивый, яркий". Представляете, из какой глубины веков идет этот обычай? Яйца красили по всей Руси. Наиболее красивые писанки делали в южных областях, на нынешней Украине. Сам процесс росписи писанки раньше считался магическим обрядовым действием.

Писанки на Руси никогда не делали для себя, а только для подарка. Если учесть, сколько родных было в те времена у человека и как тесно люди общались между собой, то росписью яиц иногда занималась вся семья, только бы никого не забыть, не обидеть. Даря писанку, человек как бы говорил: вот, я желаю тебе счастья и здоровья. Были и мастера росписи по яйцам, назывались они писанкарями и имели свои секреты. Ведь научиться расписывать яйца так, чтобы люди ахали, не так уж и просто. Так что секреты берегли.

Сегодня мы просто опускаем яйцо в краску или в лучшем случае делаем на нем красочные разводы, а раньше яйца расписывали символами, геометрическими фигурами - магическими знаками. Отбирали яйца для писанок очень строго. Не допускались не только некрасивые по форме или окрасу яйца, нельзя было даже брать яйца от старой птицы - только от молоденьких здоровых курочек, и яйца должны были быть оплодотворенными.

Сначала скорлупу обезжиривали и протравливали, для чего использовали уксус или квасцы, а потом яйца погружали в краску, в основном растительную. Расписывали яйца специальным писачком - приспособлением с полостью внутри. Использовали пчелиный воск, белые салфетки для полировки яиц. Каждая хозяйка готовила кисти самостоятельно: это могло быть полое перышко птицы, обрезанное сверху, соломина, трубчатая косточка петуха, прикрепленная к деревянному держателю.

Начинали красить яйцо с желтой краски, которую называли "яблонькой", потому что делали из корней молодой яблони, потом красили красной краской и завершали окрашивание черной краской. Между этапами крашения каждый новый слой записывался воском, чтобы сохранить задуманный рисунок. Последний слой требовал наиболее интенсивного окрашивания, и яйца держали в краске 14 часов. Потом, вынув из краски готовое яйцо, его бережно протирали, полировали белой полотняной салфеткой, стирая восковые слои.

Крашеные яйца хранили на самых заметных в доме местах: ставили их на полочки, клали под иконы, а то и гирляндой иконы обвешивали. На протяжении всей пасхальной недели соседи и родственники ходили друг к другу в гости и дарили свои писанки.

Писанки - не единственный вид магических яиц, распространенный на Украине. Есть еще одна разновидность, называемая «крашенки» . Эти яйца варили вкрутую, красили в какой-либо цвет и торжественно съедали на рассвете пасхального воскресенья. Название «крашенки» происходит от слова «красить», а «писанки» - от слова «писать» (то есть расписывать, наносить узоры). Крашенки сварены вкрутую и предназначены для еды, в то время как писанки оставляют сырыми, чтобы сохранить их магию плодородия.

Крашенки красят в один-единственный цвет, обычно в красный, а писанки покрываются рисунками и окрашиваются в разные цвета.

Существуют разные виды таких яиц:

  • Крашенка - одноцветное.
  • Крапанка - с однотонным фоном, на который нанесены пятна, полоски, крапинки.
  • Дряпанка - яйцо, на котором после окрашивания был процарапан узор металлическим острием.
  • Малеванка - яйцо, расписанное своим придуманным узором.
  • Писанка - яйцо, раскрашенное орнаментальным или сюжетным узором в соответствии с традиционными образцами, которые передаются из поколения в поколение. На холодном яйце выводят узоры горячим воском, потом погружают его в разведенную краску. Затем делают новый узор воском и макают в другую краску, и так далее. Когда все узоры нанесены, воск удаляют.
  • Яйчата - яйца из дерева, фарфора, бисера, глины и т. д.
Писанки - это магические амулеты, дарующие защиту и плодовитость. Бездетной женщине дарили писанку с изображением курицы.

Чтобы получить обильный урожай, в первую и последнюю борозду поля закапывали яйца с изображением пшеничных колосьев и земледельческим орнаментом. Для защиты от пожара в дрме хранили писанки с голубым и зеленым орнаментом в виде меандра.

Если пожар все-таки разгорался, писанки обносились вокруг него, чтобы не дать огню распространиться.

Крашенки тоже имели магическое применение. Основной их задачей было исцеление путем переноса. Больной носил такое яйцо на шее подвешенным на нитке, и оно впитывало в себя хворь. Чтобы предотвратить заражение крови, нужно было коснуться человека освященным яйцом. Яйцо, положенное под улей, не давало пчелам покинуть его и увеличивало медоносность. Перед засевом поля в него закапывали яйцо, завернутое в зеленый овес, в качестве амулета плодородия. Когда строился новый дом, над дверными проемами вешали амулеты из красных крашенок, украшенных кисточками из пшеницы, чтобы умилостивить духов, которые могли быть потревожены, а фактически - попросить их о защите.


По преданиям, писанки – это звезды, рожденные Богородицей-Пчелой. Один раз в году выпадала славянской женщине великая честь представлять Богородицу на земле. В Чистый Четверг, в час предрассветный выносила она на порог волшебное пряслице и пряла шерстяную нить, вращая веретено противусолонь: вязала «завязь» – золотой зародыш жизни. Днем купала детей, пекла хлеб, а затем в теплой печи томила краски для писанок. Воду для красок брала в среду вечером из семи родников или криниц, за течением – в честь семи звезд Плеяд созвездия Тельца, где, по преданиям, обитал сам Творец. Домой несла молча, в тайне. Этой непочатой живой водой заливала сушеные травы, лепестки цветов, кору молодой дикой яблони и ставила на пару часов в печь.

Пока готовилась краска, на сыром курином яйце горячим воском с помощью косточки-вилки, взятой из петушиной грудки, писалось письмо Богу. Яйца для писанок годились лишь те, что были снесены между двумя лунными месяцами. Настоящая великоденская писанка сохраняла жизненную силу до следующего Чистого Четверга: не протухала и не высыхала.

Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску, «яблоньку», и держалось в ней в течение «трех отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи.

Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича – для Бога, на блюдо с зерном – для людей, а крашенки на проросшем овсе – то для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого.

Основные цвета орнамента: черный, красный, желтый, зеленый. Черная (Ряба) Курочка снесла светоносное золотое яйцо, из которого родилась Вселенная. Черна земля, сбросившая белую фату зимы. Великдень красный, Егорий – зеленый, Купала – золотой (желтый).

Писанка отмыкала сердце для любви, придавала силу плодородия, защищала от сглазу и порчи, наговоров, болезней, стихийного бедствия, бедности, даровала красоту и богатство, надежду на счастливое замужество и урожай. Ее держали в доме, как икону. Дарением писанки скреплялось родство. Через писанку шла передача душевного тепла от человека к человеку, шла передача священных знаний от поколения к поколению. Продавать писанку – непростительный грех, даровать – значило честь оказывать.


Известный исследователь писанки действительный член российского императорского географического общества С.К. Кулжинский оставил нам сведения об оренбургской, самарской, уфимской, тульской, кубанской, воронежской писанке. В конце XIX века помещица Е. Скаржинская собрала для своего этнографического музея в Лубнах более 2000 писанок и среди них – курские, из великорусских деревень, красоты необычайной и очень тонкой работы. Славянина можно узнать по писанке, как по родимому пятнышку. Ее уже пишут в Сибири и на Урале, в Ярославле и Твери, в Москве и Санкт-Петербурге...


Роспись яиц - процесс творческий. Во-первых, удивительное ощущение возникает уже потому, что вы держите в руке начало жизни - яйцо, тяжелое, прохладное, словно дышащее изнутри. А когда вы его расписываете, постепенно делая все более и более темным, вы перестаете видеть уже нарисованные знаки. Перед вами только равномерное черное сияние. Но стоит нагреть темное яйцо - воск разойдется и сквозь него, как сквозь магическое стекло, начнут проступать яркие знаки.

Перед нанесением рисунка яйца обязательно вымойте, но делайте это очень осторожно, чтобы не повредить скорлупу. Проще всего расписывать вареные яйца. В этом случае отварите их в воде с добавлением 1 столовой ложки соли на 2 литра воды. Достаньте по одному и разложите на чистом полотенце для остывания. Можно расписывать и полые яйца, то есть выдутые, без содержимого. Такие яйца дольше хранятся, они своего рода "вечная писанка".

Для росписи желательно использовать природные краски. Желтая краска готовится из корней молодой яблони, побегов тополя, луковой шелухи, корня крапивы, цветков ромашки и других растений. Синюю и фиолетовую краску можно сделать из шелухи подсолнуховых семечек, цветков мальвы, а также ягод черники и бузины. Зеленую краску в чистом (то есть несмешанном) виде получают из листьев ландыша, крапивы, коры ясеня и крушины. Красную краску делают из ягод черемухи, цветков и семян зверобоя. Коричневую готовят из коры яблони, дуба, крушины. Черную изготавливают из корней ольхи.

Все растительные краски готовьте только в эмалированной посуде. Залейте сырье на 5- 6 часов холодной водой, после чего кипятите на медленном огне: листья - 40 минут, цветы - 30 минут, кору - 3 часа. Готовый отвар процедите и добавьте в него 1 чайную ложку алюмокалиевых квасцов. Срок окраски - от 10 минут до 14 часов. Готовые красители используются так, как указано на упаковке.

Красят яйца, погружая их в краску. Если вы используете анилиновые красители, то не держите в них яйца длительное время: краска глубоко проникает в слой яйца и разрушает структуру скорлупы. Максимальное время погружения - 5 минут для пищевого красителя, 3 минуты - для анилинового. Нельзя опускать покрытые воском яйца в горячую воду - только в теплую. Варить писанки вообще нельзя.

Традиционные цвета писанки - белый, желтый, красный и черный. Начинают окрашивание с белого и завершают черным. Допустимо использовать коричневый, зеленый, фиолетовый, лиловый цвета, но тогда яйцо уже называется малеванкой. В Процессе окрашивания слои краски смешиваются, поэтому нужно знать, как накладывается новая краска на существующий уже слой. Растопленный воск снимают с писанки при помощи полотняной салфетки. При постоянном использовании салфетка пропитывается воском и хорошо полирует скорлупу.

Лучше всего работать с пчелиным воском, но можно и с парафином. А выдутое яйцо укрепляют изнутри именно горячим парафином вводят его внутрь при помощи обычного шприца.


Белые яйца вымойте в кипяченой воде комнатной температуры и обсушите на полотенце.

Вымойте тщательно руки с мылом. Возьмите яйцо в левую руку, а карандаш – в правую. Мизинцем правой руки поддерживайте равновесие яйца и карандашом делите его поверхность на поля. Яйцо при этом вращайте к себе, а линию ведите от себя. Положение карандаша старайтесь не менять. В полях распределите орнамент писанки.Нанесите рисунок на яйцо: сначала простым мягким карандашом, а затем - воском. Воск по рисунку наносят разными способами - кистями, спичками, соломинами, перьями. Кисть для воска - писачок - можно сделать из металлической фольги, свернув ее в воронкообразную трубочку длиной 1-1,5 см. Трубочка крепится тонкой проволокой к деревянному держателю диаметром 8 мм и длиной 10- 12 см. Но лучше всего пользоваться латунными кистями с тонким и удобным наконечником. Вам потребуется несколько кистей разной толщины (если вы хотите получить рисунок с разной толщиной линий): их ставят в расплавленный воск и берут оттуда по мере надобности.

Работают писачком так: нагревают кисть на огне (свечка, горелка) и заполняют воском. Яйцо берут в левую руку, а писачок - в правую, локти прижаты к телу, чтобы была опора, мизинцем правой руки опираются на скорлупу, а пальцами левой вращают яйцо. Яйцо вращают на себя, а линии ведут от себя. Вполне вероятно, что сперва у вас ничего не получится, но постепенно вы освоите это искусство.

Запомните: сначала наносите рисунок на белую поверхность яйца горячим воском (по карандашным наметкам). После этого кладете яйцо в краску. Следите, чтобы температура воды не превышала 40° С (иначе воск растает), а цвет краски был самым светлым, то есть желтым. Затем яйцо вновь покрываете воском и опускаете в более темную краску (рыжую, красную). Играйте с цветами и узорами - роспись яйца зависит от вашей фантазии. После того как получили нужные цвета и узоры, снимите воск. Для этого поместите яйцо на несколько минут в печь или поднесите его к язычку свечи и снимите растаявший воск бумажной салфеткой. Готовую писанку можно протереть подсолнечным маслом, придав ей большую яркость и блеск.


Если вам сложно рисовать магические символы, можете сделать не писанку, а крашенку. Для изготовления крашенки писачок не нужен. Нужна свечка. Яйцо во время росписи просто покрывают капельками и потеками воска. Вращайте яйцо вокруг оси и капайте на него воск прямо со свечки. Начинайте с белого цвета: закапайте яйцо воском и погрузите в желтую краску, потом закапайте еще и покрасьте яйцо в зеленый цвет, снова закапайте и положите в темно-синюю краску. А когда после снятия воска все слои откроются, можете дорисовать каплям недостающие детали и получить магические символы - рыбу, птицу, цветок, дерево, бабочку.

Если вы начнете красить не с белого, а с желтого цвета, то получите магическую мученую крашенку. Капельки воска нужно спускать так, чтобы образовывались чешуйки: каждый раз закрашивается часть капли, и они как бы накладываются частично друг на друга. В конце яйцо погрузите не в темную краску, а в воду с уксусом (пропорция 1:1). Потом яйцо вымойте с мылом в холодной воде, растопите воск и снимите его салфеткой. Все яйцо будет покрыто разноцветными горошинками.

Можно расписывать яйца при помощи одной краски и "печаток" из воска, в результате получая крашенки с клинышками, запятыми, точками или линиями. Все это тоже магические знаки. Но если вы делаете обрядовую писанку, то придерживайтесь правил. Орнамент писанки строится на известном нам уже вращении креста вокруг центра, из-за чего образуются знакомые фигуры: круг, квадрат (или ромб) и центр, мировая ось, в виде креста, дерева, колеса с восемью спицами. Эти символы в яйце могут быть как основой росписи (то есть яйцо изображает один из символов, а остальные выстраиваются внутри этого символа), либо входить в состав орнамента. Вот несколько примеров символов, используемых при росписи писанок:


Готовые писанки натрите как следует несоленым салом. Лаком не покрывать! Хранить в тени, в хорошо проветриваемом помещении.

У каждой мастерицы был свой репертуар божественного письма писанки. Письмо передавалось от поколения к поколению, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие. Символы писанок имеют божественную силу. Так учили меня, так вам говорю, так скажете своим детям, когда будете их учить писать писанку.