Бессмертие, эликсир жизни и еда богов. Легенды и придания о росе В индуистской мифологии особое питье эликсир бессмертия

    А- не, без-, (отрицание чего-либо)

    Ааша надежда

    Абхая(м) бесстрашие, отсутствие страха

    Абхая Прадаяка «отрицающий страх, дающий мир и защиту»

    Абхаянкара «дающий бесстрашие», эпитет Шивы

    Абхи- бесстрашный

    Абхирама, -ам красивый, приятный, любимый; Шива

    Ава- направление, луч

    Авасара (хинди) противостояние, противоположность; возможность

    Аватара «нисхождение», «проявление», «явление»; явление, воплощение Бога в материальном мире

    Аганита бесчисленный

    Агни огонь, «ближайший из богов»; имя одного из главных ведических богов, посредника между людьми и богами, возносящего жертвы на «небо».

    Адвития недвойственность

    Аджа 1) (а+джа ) (санскрит) - «нерожденный», «несотворенный», «семя»; 2) эпитет предвечного Бога; Брама, Вишну, Шива 3) имя одного из потомков Рагху, царя Айодхьи, деда Аватара Рамы, отца Дашаратхи, сына Вишвамитры; 4) (аджаа ) Природа, иллюзия 3) (хинди) «Придите!»

    Аджайа непобедимый

    Аджна приказ

    Ади Парашакти «первичная, изначальная, верховная, универсальная энергия-сила»

    Ади начало, исток; «самый первый»

    Адидева «изначальный Бог»; Вишну

    Адишакти Изначальная Сила; «изначальная энергия-сила», имеет пять разновидностей, связанных с функциями творения, сохранения, разрушения, сокрытия (майя-шакти ) и божественной милости (ануграха )

    Адишеша первобытная змея, имеющая 1000 голов (см. «шеша»)

    Адхара (аадхара ) «тот, кто поддерживает», опора, поддержка

    Адхи (предлог) над, сверх; «присутствующий в …», «находящийся в …»

    Аи (марати) мать

    Айе (хинди) я прихожу; входите

    Айодхья непобедимая; ”непобедимый город” - древнее название города в Индии, столицы царства Кошала, современный Аудх, насчитывающий сегодня 80 тысяч жителей. Находится в провинции Файзабад в штате Уттар-Прадеш. Расположен на реке Гхагхре, считается одним из семи святых мест индуизма в котором родился, жил и правил Аватар Рама. Айодхья символизирует ум, неподвластный поражению, когда Рама становится его правителем

    Айодхьяваси (айодхья+васи ) житель Айодхьи

    Айса (хинди) такой, так

    Ак(а)бар (араб.) великий, могущественный

    Акала гора; (а+кала ) безвременный, вне времени

    Акара «богатый источник», «в изобилии раздающий»; «аакара»(хинди) – сокровище, шахта, рудник, богатый источник; «аакаара» - форма, образ, явление

    Акханда беспрерывно; неделимый, целостный

    Акханда Джёти первичный огонь, источник истинного света, вечный свет

    Акхила, -м полностью

    Акхиландэшвари Богиня всего Творения

    Акхилешвара (а+кхила+ишвара ) самодостаточный Бог

    Акшайа Нерушимый

    Акшара Неизменный, Неразрушимый, Незыблемый, Постоянный, Непреходящий - имя Бога

    Аллах (араб.) «неоспоримый непревзойденный повелитель творения»; Имя Всевышнего, означает – Единый Всевышний Бог

    Аллаху Акбар (араб.) Аллах Велик!

    Аляка, Алакха (хинди) невидимый; непознаваемый чувствами; невидимый Бог

    Амара Бессмертный

    Амба мать; Парвати

    –амбара, -амбари одетый, одетая

    Амбика мама, матушка; Парвати

    Амма мать

    Амрит, -а; -ам; -ах бессмертный, неизменный, неразрушимый 1) в индуистской мифологии особое питье, нектар, эликсир бессмертия, добытый богами из океана в начале творения 2) Шива, Вишну

    Ананда вечное наслаждение, безграничное неземное блаженство, наивысочайший духовный экстаз, духовная реализация

    Анандасварупа «воплощение духовного блаженства», имя Сатья Саи Бабы

    Ананта Бесконечный, Вечный - одно из имен тысячеголового змея Шеши, на котором возлежит Вишну (в океане времени), символ бесконечности времени

    Ананта Рупа Господь, вмещающий все формы

    Анантам беспредельность, бесконечность

    Анарада (телугу) «Почему ты не говоришь…?»

    Анатха Натха Бхагаван «Высший Владыка, над которым никого нет»; Шива, отреченный от мира, но без которого мир не может существовать, т.е. Он иманентен миру, или отделен, не связан с ним, и одновременно перманентен ему, т.е. проявлен во всем мире.

    Анатха Натха Анатха - “те, кто без Господа, владыки, руководителя, защитника, хранителя”. Это – сироты, нуждающиеся, оставленные, беглые, изгнанники, отверженные. Для них для всех Саи Баба – хранитель, Натха, владыка, господин и защитник. Анатха Натха

    Анатха (а+натха ) «без хозяина», «тот, кому не нужен хозяин»; одинокий, без защиты, без хозяина, безработный; “Те, кто без Господа – владыки, руководителя, защитника, хранителя”. Это - сироты, нуждающиеся, оставленные, беглые, изгнанники, отверженные. Для них для всех Саи Баба – хранитель, владыка, господин и защитник – «Натха».

    Анахаата непроявленный звук («ахата » - слышимый звук)

    Анда яйцо

    Андуко (телугу) Прими!

    Андхера (хинди) тьма

    Анна пища

    Аннапурна (анна+пурна ) «изобилующая пищей»; Божественная Мать, Парвати, подательница всей пищи - духовной, душевной и материальной

    Антар, -а внутри

    Антара Джёти «внутренний Огонь»

    Антарайами (антах+ями ) внутренний побудитель, управитель в сознательном существе, свидетель, совесть; Саи Баба – обитатель и правитель каждого человеческого сердца. Он – Антарайамин , внутренний движитель

    Антаратма “внутренний Атман”, присущий всем существам. “Я – в каждом”, – говорит Саи Баба, – “Нет места, где не было бы Меня. Нет Имени, на какое бы Я не ответил”.

    Ао (хинди) Приди! Приходите!

    Апад беда, несчастье, несчастный случай

    Апана 1) (хинди) кто-либо, мы; 2) одна, из пяти энергий (пран) живых организмов, осуществляет руководство низшими функциями, выделительными

    Апарадха прегрешения

    Апна (хинди) свой собственный, кто-либо, мы; «апне» непосредственно, с Вами, Вами; см. апана

    Аравинда Лочана Лотосоокий

    Аравинда лотос голубого или красного цвета

    Араджа Суно Мэре Услышь мои молитвы!

    Арайа (хинди) молитва

    Арати огненный обряд поклонения

    Арджуна "утренняя заря"; "серебристый"; "белый"; "дневной свет"; имя одного из пяти царевичей Пандавов, героя легендарного эпоса «Махабхараты» и «Бхагавад Гиты», двоюродного брата Кришны

    Ари, -ис 1) движущий, стремление; 2) посвященный, преданный человек; 3) враг; внутренние враги человека, такие как гнев, жадность…

    Артха 1) цель, цель жизни, значимость, смысл, важность; 2) благосостояние, как один из объектов человеческой деятельности

    Аруна «красноватый»; утренняя заря

    Аруначала (аруна+ачала) «красная гора», «гора света», название священной горы в штате Тамил Наду связанной с Шивой

    Аса (хинди) желание, надежда

    Асана «место»; фиксированное в определенном положении тело в практике йоги

    Асато нереальный, ложный

    Асур (а+сур) злые духи, демоны, враждебные богам (сурам ); олицетворяют необузданные естественные жизненные силы. Они отличаются злобностью и коварством.

    Асья лицо, лик

    Ати (хинди) очень, сверх-, супер-

    Атива (хинди) потусторонний; непревзойденный; бесконечный

    Атма Ниваси «житель души»

    Атма, Атман Первопричина, Сущность; Божественный Дух, Высшее, или Истинное «Я»; "Считающий себя дживой (личностью) охвачен страхом, как человек, принимающий веревку за змею. Но не может быть страха, если есть понимание, - "Я не ограниченная индивидуальность, Я - Высший Атман"…Постоянно возвращайте ваши мысли к Атману, который есть суть всего объективного мира, основная Реальность за всеми явлениями... Атман универсален, присущ всему". Саи Баба

    Атма-Ананда, Атмананда духовное блаженство

    Атмарама Самодостаточный, Радующийся Себе - эпитет Рамы; блаженство внутреннего сознания; внутреннее «Я»

    Аум ОМ, Пранава - развернутый вариант обозначения ОМ, изначальной звуковой вибрации, посредством которой Бог творит и поддерживает Вселенную

    Аур (хинди) и, но

    Ахалиоддарака Рама, спаситель Ахальи, жены мудреца Гаутамы

    Ахам «Я»; всепроникающая и пребывающая во всех сущность, истинная природа человека, проекция высшего Я, или Атмана. ««Я» – не часть тела. Источник «Я» – это Хридая. Хридая и «Я» – одно и то же». Сатья Саи Баба

    Ачала скала, гора; Непоколебимый, эпитет Вишну

    Ачара (аачаара) традиция, поведение, строгий обычай, метод самодисциплины, правило жизни

    Ачарья духовный учитель, основоположник традиции или духовной школы

    Ачьюта незыблемый», «вечный», «непогрешимый», эпитет Вишну, Кришны

    Ашока беспечальный

    Ашрайа основа, помощь, защита

    Ашрайам убежище

    Ашрита последователи, ученики, ищущие защиты и поддержки

    Ашта восемь

    Баапа (хинди) отец

    Баар (хинди) Говори! Повторяй!

    Баба (перс.), Бабу (хинди) отец, дедушка; обращение к старцу, аскету; также ласковое обращение к ребенку; «Сейчас Я раскрою вам значение слова Баба. Баба – это Б.А.Б.А. Первая буква «В» означает Бытие. Следующая «А» – Сознание. Третья «В» – подразумевает Блаженство. Четвертая «А» – это Атма. Первое «В» – это Сат; второе «А» – это Чит; третье «В» – это Ананда. Все вместе они означают, что Сат-Чит-Ананда есть Атма». Сатья Саи Баба

    Баба Нам Кевалам "Все является проявлением Высшего Сознания" или "Божественная Любовь - это все, что есть"; «Баба» - самое любимое, чистая любовь, бесконечное космическое сознание, возлюбленный отец (традиционное в Индии обращение к отцу, учителю, гуру); «нам» - вибрация, проявление, имя; «кевалам » - все, что нас окружает (это бесконечное космическое сознание, бесконечная любовь), то, что превосходит пространство, время и обстоятельства

    Бадаа, Бадэ (хинди) большой; очень; истинный, реальный

    Баджаве, Бадже (хинди) (за)звучать, прозвучать

    Баджана играть на музыкальных инструментах

    Баджао Пой! Звучи!

    Балика (хинди) девочка

    Бадэ Пьярэ (хинди) очень любимый

    Бал(а) Баля «тот, кто радуется силе»; «подобный ребенку»; «невинный» 1) сила, стойкость, мужество 2) дитя, малыш, ребенок 3) малыш Кришна

    Балагопала малыш Кришна

    Балам сила, сила духа, энергия

    Бам, Бхам подражание звуку удара в барабанчик

    Банайе (хинди) созданный, сделанный, построенный

    Банале (хинди) Делай! Строй! Достигай!

    Бандх связать; лента, тесьма

    Бандхава друг

    Бандху родственник, друг, брат, муж

    Бани, Банэ (хинди) (вы, они) сделали, построили, создали

    Банси(хинди) флейта; играть на флейте

    Бар (хинди) снова, еще раз, постоянно

    Басаи (хинди) жить, проживать

    Беда лодка

    Бина (хинди) без

    Бинду точка

    Боле, Болё (хинди) Пой! Говори!

    Брахма «высший», «создатель», «праотец»; Бог Творец; Согласно одним легендам, Брахма появился из мирового яйца, положенного высочайшей первопричиной; по другим легендам, засвидетельствованным в Махабхарате и Рамаяне, Брахма вышел из лотоса, выросшего из пупа Вишну. Немедленно, после рождения, Брахма из своего дыхания создаёт «Веды» и весь мир. Брахма имеет четыре лика, четыре руки, спутанные волосы, часто короткую заостренную бороду и шкуру черной антилопы в качестве накидки. Он сидит на Лотосе или в колеснице, запряженной семью лебедями

    Брахма, -н всеохватывающий, вечный Абсолют; истинное (космическое) Я

    Брахмананда блаженство Абсолюта

    Брахманда Универсум; (брахма+анда ) яйцо Брахмы, из которого все возникло

    Брахманданаяка Властелин Космоса, Творения

    Брахми, -и «святость», «божественность»; Сарасвати, Дурга;

    Бриндаван, Вриндаван, Врадж 1) «роща Бринды (или Вринды)», «роща хороводов» - священная лесистая местность вдоль берега реки Ямуны, недалеко от города Матхуры, штат Уттар Прадеш, где Кришна провел детство и юность; 2) символ вечно молодого сердца преданного, обители малыша Кришны

    Будда Пробужденный, Просветленный; Сиддхартха Шакьямуни Гаутама Будда (истор. 560–480 гг. до н.э., трад. будд. 624–544 гг. до н.э.), жизнь и учение которого явились истоками буддизма. Будда также почитается как Аватар Вишну, который воплотился в образе Будды, чтобы положить конец кровавым жертвоприношениям, учил состраданию ко всем живым существам.

    Буддха, -м пробуждение, сознание

    Буддхи духовный разум, внутренний голос человека, голос совести, способный к различению, отражение Божественного Атмана; В Бхагавад Гите говорится о том, что самое явственное проявление Бога в человеке – это Буддхи - инструмент, благодаря которому можно познать Истину.

    Бха «сиять», «быть»; «страстно желающий»

    Бхаава (см. также бхава ) 1) эмоция, настроение; 2) ментально-эмоциональное отношение; 3) вдохновение, религиозное чувство, любовь к Богу

    Бхаарата 1) «земля, где люди преданы Богу», Индия; 2) имя царя, основавшего индийское государство, внука брахмариши Вишвамитры и апсары Менаки

    Бхава (см. также бхаава ) 1) бытие, реальность, существование, цикл рождения и смерти; 2) Сущий, Сущее, Воздействующий, Творящий, Осуществляющий – эпитет Шивы

    Бхава Бхая Харанам Шива, освобождающий от циклов рождения и смерти, устраняющий состояние страха

    Бхава Санкиртан Прославление Бога через одно из приведенных здесь шести типов отношения с Ним: 1) Шанта-Бхава: Любовь к Богу, как к воплощению Шанти, или Мира (например, Бхишма) 2) Сакхйа-Бхава: Любовь к Богу как к своему Другу (например, Арджуна и Кришна) 3) Дасйа-Бхава: Любовь к Богу, как к своему Господину и посвящение себя служению Ему (например, Хануман) 4) Ватсалйа-Бхава: Любовь к Богу, как к своему Сыну (например, Яшода) 5) Анурага-Бхава: Любовь к Богу, как к своему Возлюбленному (например, Гопи) 6) Мадхура-Бхава: Полное Единение с Богом (например, Радха). Эти Бхавы, или отношения, основаны на привязанности к Образу Бога. «Бхава санкиртана – это можно проиллюстрировать на примере Радхи, которая выражала чувства к Богу и отождествляла себя с Богом в каждом виде преданности. Она выражала свою преданность в пяти формах чувств: шанта (безмятежность), сакхья (дружелюбие), ватсалья (вечная любовь), анурага (восторг) и мадхура (сладость). Радха и Мира были представителями бхава санкиртаны» Сатья Саи Баба

    Бхавайа (дат. падеж) Шиве, «Который - вся Вселенная»

    Бхавани Парвати

    Бхаванту (утверждение) Пусть они будут!

    Бхавати Всеблагая Мать

    Бхага «раздающий богатства», то есть «одаряющий», «наделяющий»; Бог

    Бхагаван «обладатель высших благ», «тот, кто в полной мере обладает всеми совершенствами - шестью божественными качествами (бхага )», Бог, Владыка

    Бхадж- корень слова, означает почитание, поклонение, воспевание; почитать

    Бхаджайе, Бхаджей (хинди) звучит

    Бхаджан преданное, духовное песнопение, славящее Бога; «Бха» в слове бхаджан означает то, что есть бхавьям (священное, святое). Что же священно? Атма (душа), являющаяся дивьям (светозарный, самосветящийся). Слог «джа» в слове бхаджан означает джапу (повторение имени Бога). Поэтому бхаджан и джапа – одно и то же». «Бхаджаны были придуманы для того, чтобы заполнить ваш ум Божественным Именем. «Хари бхаджана бина сукха шанти нахин…» (без воспевания Имени Бога вы не сможете обрести счастье и покой). Достаточно того, что вы будете повторять Божественное Имя». Сатья Саи Баба

    Бхаджана Бина Сукха Шанти Нахин «Человеку не обрести покой и счастье без воспевания славы Господа» – строка из бхаджана, часто исполняемого Сатья Саи Бабой. «Целью практики воспевания божественных Имен является “пробуждение в человеке осознания божественности, обитающей внутри него”. Сатья Саи Баба.

    Бхаджо, -ре (хинди) Почитай! Воспевай!

    Бхаджомана Пой осознанно!; Баба говорит: “Когда вы поёте баджаны, также обращайте пристальное внимание на значения песен и послание, с которым обращаются к каждому Имени и Форме Бога. Рама – это Имя должно пробуждать в вас Дхарму, которую Он воплощал и демонстрировал. Имя Радхи должно пробуждать в вас превосходящую разум и выходящую за пределы этого мира Любовь, которая у неё была, потому что она была наивеличайшей среди Гопи. Шива - это Имя должно пробуждать в вас наивысшую жертву, когда Божественный Герой выпивает яд (халахалу) ради благополучия мира”.

    Бхай (хинди) брат

    Бхайа (хинди) страх; опасность; разрушение; то, что относится к внешнему миру, в отличие от бхавы – внутреннего чувства

    Бхайанкара (хинди) (бхайя+кара ) «разрушающий страхи»; опасный, несущий разрушение

    Бхайрави грозная ипостась Шакти (см «шакти») Шивы

    Бхакта Ватсала «щедро раздающий милость преданным»; Сатья Саи Баба

    Бхакта хридайя «обитающий в сердцах преданных»; Сатья Саи Баба

    Бхакта, -о, -он почитатель, последователь, приверженец, ищущий единения с Богом через любовь и безусловную преданность Ему.

    Бхактаджанара преданные люди

    Бхакти (бха+кти ) “бха ” – к Бхагавану, Богу, и “кти, ракти” – привязанность; спонтанное излияние из глубины сердца искреннего преданного влечения и привязанности к Господу; Посвящение всех своих действий Всевышнему и полное предание себя Ему, а также чувство щемящей тоски в те моменты, когда мы забываем о Нём. В отличие от бхакти , безграничная божественная любовь Бога ко всему сущему называется Прэма . Учение о бхакти описано в «Бхагаватгите» и «Шветашватара Упанишаде»

    Бхактоне (хинд) (обращайтесь к Богу) «с осознанной преданностью»

    Бхала звезды, свет

    Бхалаа (хинди) добрые дела; честнейший; Хорошо! Действительно!

    Бхала Лочана имя Шивы, имеющего третий глаз (мудрости)

    Бхам (звукоподражат.) звук барабана

    Бхандари друг, спутник, защитник

    Бханджана «тот, кто разрывает узы привязанности»

    Бхарана наполнение; сильный ливень

    Бхарата «поддерживающий» воин; «несущий бремя», «поддерживающий», «тот, кто способен сражаться», «тот, кто властвует»

    Бхарати Мать Индии - одно из имен Богини речи и песнопения. Она символизирует третью стадию познания – осуществление и просветление

    Бхарго «пылающий жар» Шивы

    Бхартха Бог, поддерживающий и защищающий Космос

    Бхаскарайа (бха+кара) «имеющий в себе свет», «причина света»

    Бхасма священный пепел, атрибут Шивы (см. так же «вибхути»); любовь к Богу

    Бхасма Бхута уничтоженный, ставший пеплом

    Бхасма Бхушитанга «украшенный пеплом», Шива

    Бхасмодбхава (бхасма+бхава) суть пепла

    Бхата сияющий

    Бхи (хинди) также

    Бхола Бхандари «близкий тем, у кого невинное сердце, готовый им помочь в любую минуту», Шива, Саи Баба

    Бхола, Бхолаа (хинди) без эго, чистый сердцем, добрый; «тот, кто сразу дает, что его попросят»

    Бхоланатх, -а (хинди) (бхолаа+натха ) «защитник невинных»; Шива

    Бхрата брат

    Бху, -ус (бхуу ) становление, бытие, существование; быть, стать, подниматься, жить, происходить, оставаться

    Бхувана три мира - небесный, земной и подземный; мир; человечество

    Бхуванеша «владыка трех миров», Шива

    Бхуванешвари Парвати, владычица всех миров, являет изначальную силу, парашакти , проявляющуюся в феноменальном мире. Все боги и полубоги суть всего лишь Ее проявления. В «Деви-Бхагавата-Пуране» приведены гимны, сочиненные Брахмой, Вишну и Шивой во славу Бхуванешвари и являющиеся лучшим стихотворным изложением свода знаний «Шакти-Адвайты». Бхуванешвари также называют Майей, силой иллюзии.

    Бхувах тонкоматериальный мир, мир образов

    Бхуджанга, -и змей, свернувшийся колцами

    Бхуджанга Шаяна Вишну, возлежащий на змее Шеше-Ананте

    Бхума безграничный, обширный, безбрежный

    Бхуми Земля

    Бхур (бхуур) акт становления и подъема, место обитания, космос, материальный мир, Вселенная, Земля, земля; Вишну

    Бхут дух

    Бхушанам украшение, орнамент

    Бхушитанга украшенный

    Ва эфир, воздух, ветер

    Ваа и, или, подобно, возможно; дуть

    Вадана лицо, рот

    Вадини женщина-музыкант

    Ваибхава сила, величие

    Вайдэхи Сита, жена Рамы, воплощение богини Лакшми

    Вайкунтха небесная обитель богов, находящаяся на вершине горы Меру

    Вайрагья отстраненность, отречение от мирского, от земных страстей, воспринимаемых, как преходящее, временное, иллюзорное; «Вайрагья – это не отказ от домашнего очага и уединение в лесу. Она означает развитие божественных мыслей и уменьшение земных чувств». Сатья Саи Баба

    Вайшванара «вездесущий», «поддерживающий всех людей», «присущий всем»; «вселенский человек», Вайшва, Вишва - Вселенная, Нара –Человек

    Вакратунда «изогнутый живот» (Винаяка, имеющий большой, круглый живот)

    Вале (хинди) (как суффикс к глаголу) «тот, кто делает что-либо интенсивно»

    Вали покровитель, защитник, помощник; опекун; праведник, приближенный к Аллаху, которым может стать каждый правоверный мусульманин

    Ван «в честь», «тот, кто имеет честь», эпитет Бога; звучать; умолять

    Вана, -ам, лес, джунгли

    Ванамала (ванна+маалаа) гирлянда из лесных цветов

    Ванара обезьяна, лесной зверь; раса обезьяноподобных гуманоидов, описанных, в частности, в «Рамаяне». Ванары очень сильные воины и на войне обычно они вырывают дерево с корнем и используют его как орудие против врагов. Согласно преданиям ванары храбры, любознательны, несколько раздражительны, гиперактивны, склонны к приключениям, очень преданны и честны. Их внешний вид характеризуется несколько меньшим, чем у людей, ростом, а также тонким мехом, покрывающим тело. Наиболее известными ванарами являются: Хануман, Сугрива

    Вандана почтение, благоговейное отношение к природе и всему живому

    Вандита почитаемый, восхваляемый; почитание, служение

    Вара благо; прекрасный; отлично, превосходно

    Варада благотворитель, покровитель; Бог, благославляющий и защищающий тех, кто ищет Его милости; (вара+да) дающий благие советы

    Вардхана дарующий процветание, рост, развитие; Шива

    Вареньям почитаемый

    Васа жить, обитать

    Васата обитатель

    Васу добрый, благой, богатый, яркий, превосходный; Всеприсутствующий Кришна; есть другие значения слова

    Васудэва 1) Вездесущий Бог; 2) "тот, чей бог Васу", имя отца Кришны, дяди принцев Пандавов

    Васудэванандана «любимый сын Васудевы», Кришна;

    Вахана, Вахини «несущий», «везущий»; средство передвижения, поток, повозка, колесница, скаковое или тягловое животное; в индуистской мифологии - животное или птица, ассоциируемые с богами и служащие им «средством передвижения», – качества, которыми божество управляет. У Брахмы вахана – Лебедь, у Вишну – орел Гаруда, у Шивы – бык Нанди, у Ганеши – мышь Мушика, у Дурги – лев или тигр, у Сарасвати – лебедь Хамса, у Субраманьи - павлин.

    Вахе (хинди) прекрасный, восхваляемый

    Вахини «поток»

    Веда «священное знание»; Наиболее священные и древние религиозные писания индуизма, представляющие собой четыре сборника священных песнопений и ритуальных правил. Считаются первыми книгами человечества божественного происхождения, которые передавались в устной традиции преемственности от учителя к ученику

    Ведакаламайии Сарасвати, богиня знания и тонких искусств

    Венката святая гора в южной Индии рядом с Ченнаем, на котором находится храм Господа Венкаты (Вишну)

    Вену флейта

    Веша одежда, одеяние

    Виагра тигр

    Вибхути, - м проникающий, могущественный; чудо, изумление 1) божественная сила (см. «Бхагават Гита» 10:16); 2) священный пепел, оставшийся после ритуальных церемоний, обладающий очистительной энергией, символ окончательного состояния материи; 3) человек, представляющий собою одно из проявлений Божественного, сила Бога в человеке

    Вивека проницательность, способность к различению; «Вы должны отделить зерна от плевел, упражняясь в различении (вивеке), а затем обратить свои желания на предметы вечные и благотворные». Сатья Саи Баба

    Вигхна препятствие, прерывание

    Вигхнешвара «господин препятствий»; Винаяка

    Виджая победа

    Видмахе знать, воспринимать, понимать

    Видхура разрушитель, устранитель

    Видья «йя» – то, «вид» – что просветляет; знание духовного единства, непосредственное видение Истины

    Виласини очаровательная женщина; Сарасвати

    Вилола 1) дрожащий, жаждущий, лестный; 2) танец Кришны с пастушками

    Вимочана устраняющий; «папа вимочана» – уничтожающий грех, освобождающий от греха

    Вина струнный инструмент, разновидность большой гитары (лютня), применяется в Индии и Тибете. Её изобретение приписывается по-разному - Шиве, Нараде и другим.

    Винащака разрушитель, устранитель; эпитет Бога

    Виная воспитание, поведение; смирение, скромность, деликатность и дисциплина

    Винаяка «над кем нет начальника»; сын Шивы и Парвати - Ганеша, владыка чувств, господин интеллекта и мудрости, помогающий преодолевать препятствия на пути; Он защищает, благословляет, исполняет желания, приносит счастье и наделяет мудростью

    Винаяна разрушать

    Винаяни разрушительница

    Вира герой

    Виттала, Виттхала, Виттхоба имя Вишну-Кришны (см «Пандуранга Виттала»); «тот, кто принимает невинных, простых, безграмотных людей» - одно из значений имени; Виттала - излюбленное божество бедных и низкорожденных, эксплуатируемых и порабощенных, больных и отчаявшихся; см «Пандуранга Виттала»

    Вихара, Вихаре «играющий»; 1) приятная прогулка; 2) весёлая игра, спорт, радостное времяпрепровождение; 3) храм, площадка

    Вихарини «играющая»

    Вичитра(м) пестрый, изменяющийся, чудесный

    Виш входить, проникать

    Вишва «Всё»; Вселенная, Творение, Универсум

    Вишвадхара «несущий бремя вселенной»; Бог

    Вишварупа «имеющий все формы», «вездесущий»; Космическое Существо, универальная форма Бога

    Вишну «вездесущий», «пронизывающий собой», «вышний»; Один из Богов индийской триады, Тримурти, наряду с Брахмой и Шивой. Воплощение космической силы сохранения, всепроникающий и всенаполняющий Бог. Для того, чтобы истребить зло на земле, Вишну приобретает различные облики, Аватары. Их насчитывается десять. В конце каждого мирового цикла Вишну вбирает в себя всю вселенную и погружается в сон, возлежа на змее Шеше, плавающему по мировому океану. Когда Вишну просыпается и замышляет новое творение, из его пупка вырастает лотос, а из лотоса появляется Брахма, который и осуществляет непосредственно сам акт творения мира; " Когда все пять органов чувств направлены на Вишну, то есть: глазами преданный ищет везде следы Его лотосных стоп - в лепестках розы, в звездах на небе; ушами он слышит повсюду Его голос - в щебетании птиц, в раскатах грома; язык чувствует везде только сладость, присущую Ему; обоняние преданного чувствует благоухание во всем, что раскрывает Величие Господа; чувство осязания доставляет ему радость, когда он протягивает руку несчастным и обездоленным, потому что все они - возлюбленные дети Господа, - только тогда Вишну предстанет перед преданным во всем своем Величии и Великолепии». Сатья Саи Баба

    Врадж (Вриндаван) наназвание местности, расположенной недалеко от городов Агры и Матхуры, где Кришна вырос

    Враджабаль малыш Кришна

    Вриндаван, -а (бенгали), Врадж «лес Вринда» (см. Бриндаван)

Рассматривая историю мифологии и религий, открывается невероятный факт о богах, предстающих бессмертными существами, либо как минимум живших в течение многих тысяч лет. В древних религиозных текстах, упоминающих бессмертие или долголетие богов, это связанно с определенным видом пищи, которую разрешено вкушать исключительно богам — эликсир жизни.

Боги должны были регулярно принимать таинственные продукты, чтобы поддерживать бессмертие, силу и долголетие. Многие мифы ссылаются на то, что, если смертные ели пищу богов, они сами становились бессмертными, как боги. Однако отведав «эликсир жизни» тайком, можно было

Одна из основных ссылок на еду бессмертных встречается в греческой мифологии. В рассказах о греческих богах написано, что амброзия и нектар были пищей и напитком бессмертия, и это впервые появляется в греческой мифологии, относящейся к рождению Зевса.

Перед «изобретением» или «открытием» амброзии и нектара было сказано, что боги будут питаться «обнюхиванием» своих мертвых врагов, словно их пищей будет энергия мертвых душ.

НЕКТАР И АМБРОЗИЯ – ПИЩА БЕССМЕРТНЫХ.

В одной из версий мифологии, Амброзия (дающая молодость и бессмертие) произошла от волшебной козы по имени Амальтея, вскормившей Зевса, когда младенца прятали от отца Кроноса. Но историю Амальтеи «нежной богини» дополняет артефакт в виде бычьего рога.

Да, того самого библейского «рога изобилия», который обеспечивал безграничную поставку амброзии, и способствовал производству любого вида пищи для любого живого существа.

«Белые святые голубки несли амброзию, а большой орёл с блестящими крыльями летал с невероятной скоростью по небу, где он собирал нектар и приносил младенцу Зевсу».

Когда родился полубог Ахиллес, матушка натирала ребенка амброзией, и он стал практически бессмертным. Однако практически не означает абсолютно, мать натирая Ахиллеса держала его за пятку, оставшейся единственной смертной частью тела, составив проблемы героическому полубогу в будущем

Было сказано, что амброзия использовалась богами для лечения всех болезней, излечения шрамов и ран от многочисленных битв и снова делала их тело красивым. Очевидно, если бы смертных лечили амброзией, их тела оставались бы в идеальном состоянии навсегда. В других текстах мы видим, что амброзия была в изобилии в садах Гесперид.

Геспериды были заселены нимфами, питавших пристрастие к блаженному саду в дальнем уголке мира, месту, где амброзия была принесена Богу Зевсу.

Но бессмертная пища также появляется в Библии, где мы можем видеть сходство между садами Гесперид и Эдемских садов. Согласно Ветхому Завету, человеку было запрещено есть фрукты с Древа Жизни:

«… из земли Господь Бог создал все дерево, приятное для зрения и полезное для еды. Дерево жизни было посреди сада, и дерево познания добра и зла …»

Когда Адам и Ева сорвали плод Запретного Древа Знания, кажется, Бог предупредил других Богов быть настороже, потому что человек не должен есть плоды Древа Жизни и стать бессмертным, как они.

Нам трудно сегодня понять разгневался Бог или нет, но сказал: «Вот, человек стал, как один из нас, познав добро и зло. Нельзя чтобы он протянул руку и сорвал плод древа жизни, ел и жил вечно …»

СОМА — ЭЛИКСИР ЖИЗНИ.

Переходя к зороастрийской и ведической мифологиям, мы и здесь встречаем упоминание уникального напитка для богов, известными как Сома и Хаома. Специальный напиток бессмертных был приготовлен путем извлечения соков из стеблей некоторых растений, которые нам неизвестны сегодня.

Но нет сомнений, Сома и Хаома давали бессмертие. Идра, лидер Девов и Бог Агни, упоминаются в Ригведе как потреблявшие большое количество бессмертного напитка.

Если мы обратимся к египетской мифологии и легендам Тота и Гермеса Трисмегиста, то увидим, как боги пьют загадочные «белые капли», также называемые «жидким золотом». Рецепт напитка неизвестен, но он давал бессмертие и молодость.

В шумерских текстах упоминается молоко Нинхурсага, ссылаясь на одно из семи великих божеств Шумера, богиню плодородия, которая связана с коровой (похожая на волшебную козу Амальтею греческой мифологии).

Боги и короли древнего Шумера пили «волшебное молоко», чтобы стать сильными и бессмертными. В эпосе Гильгамеша мы узнаем о растении , которое несло функцию «эликсира» бессмертия. Но и этот рецепт молодости и долголетия был сохранен как величайшая тайна богов.

В индуистской религии боги принимали молоко Амрита, божественный напиток собранный и выпитый богами давал им бессмертие и долгую молодость.

Неведомое «молоко», по-видимому, находилось в небе, поскольку боги собирали нектар с помощью змея. Понятно, людям запрещалось пить драгоценный напиток.

В китайской мифологии известны «Персики бессмертия» как пища бессмертных. Поедание персиков обеспечивало вечное существование. В то же время, если люди будут есть этот плод, они также станут бессмертными.

В ПОИСКАХ ЭЛИКСИРА ЖИЗНИ.

Поиски эликсира Жизни были величайшим делом для многих людей. В средневековые времена алхимики искали философский камень, необходимый как полагают для создания эликсира, а также для преобразования свинца в золото. Однако о находке загадочного артефакта ничего неизвестно.

Бернард Тревисан (Trevisan), алхимик 15-го века говорит: поместив философский камень в ртутную воду можно создать восхитительный продукт — эликсир бессмертия.

Но все что у нас есть в подтверждение теории алхимиков, которые якобы нашли эликсир жизни, то это печальная мистификация Калиостро.

Нектар и Амброзия, Древо Жизни, Амрита, Персики Бессмертия, Сома и Хаома – неужели все эти упоминая просто воображение древних предков? Или в этом есть элемент истины, который можно ?

Может быть бессмертие или долголетие действительно возможно приобрести за счет потребления «специальной» пищи, которая всегда считалась привилегией, зарезервированной для избранных Олимпа?

Тем не менее поиск «Эликсира Жизни» является увлекательным делом, и вероятно однажды он может быть найден для смертных людей. И еще, если боги пользовались «настойками» бессмертия и это работало для смертных то … а боги ли они были?

На вопрос Как боги древности сохраняли бессмертие и молодость? " заданный автором Наталья лучший ответ это
Время летит с огромной скоростью - скоростью веков.. .все больше тайн открываются человечеству. Те знания, что раньше знали только избранные, теперь "доступны" простым "смертным"... Эликсир бессмертия - сказочное вещество, обладающее свойством омолаживать человеческий организм и продлевать его жизнь до бесконечности. Эликсир бессмертия упоминается в легендах и преданиях многих народов как своеобразная "пища Богов"...
Боги Древней Греции наслаждались Амброзией, дающая им молодость и бессмертие. По одним источникам, это божественный эквивалент елея и жира, который изобрела Деметра (либо её производит ежедневно луна). .у поэтессы Сапфо, понятие Амброзии смешивалось с понятием нектара (напитка богов).. .по другим источникам, Амброзия, дар моря - водоросли, которые росли на мелководье моря, пока уровень океана не поднялся на 150 метров.. .
Боги Древней Индии наслаждались Амритой.. .в индуистской мифологии - напиток богов, делающий их бессмертными. Предание гласит, что Амриту получали путём пахтания молочного моря (кширодаматхана).. .понятие Амриты восходит к праиндоевропейской религии и тождественно Амброзии.. .
Иранские боги пили - Хаому.. .культ Хаомы восходит к древнеиранскому периоду, образ Хаомы имеет точное соответствие с индийским Сомой в Ведическом культе Индии. Использовался для религиозных обрядов. Ее изготавливали из молока нескольких животных с мухоморами, иногда сброженный сок растений с коноплей и опиумом.. .
Боги древнего Египта пили воду бессмертия - АБ-И-ХАЙТ... мистическая вода, возвращающая юность и приносящая вечную жизнь, арабский аналог алхимического эликсира.. .
P.S.
Поклонение Соме - олицетворенному наркотику - должно было губительно сказаться на состоянии древнеиндийского общества. В военное время Сома одухотворял бойцов, вдохновлял на героические деяния, вселял надежду на райское блаженство после героической смерти. Но в мирное время опьяненные сомой служители культа и властители постепенно деградировали, и это должно было вызывать острые кризисы цивилизации, ее застой и упадок.. .Так что наиболее правдоподобно, что божественной сомой называли наркотик, секрет приготовления которого знали только посвященные, жрецы.. .
Сравнение Сомы с Амброзией в данном случае подразумевает необычайное действие, вознесение к небесам, в призрачный мир богов.. .
P.S
P.S
... в наше время существует множество напитков - эликсиров, продлевающих жизнь простым смертным.. .позволяет подняться на пару ступенек бессмертия.. .
ссылка

Ответ от Молоко без мыслей [гуру]
Потому что молчали


Ответ от Натали [гуру]
Так Боги же! Разве боги стареют и умирают?


Ответ от Klimen [гуру]
Мы же не боги, чтобы это знать.


Ответ от Fdhjdhg gfhdghfgh [гуру]
Печень. . Печень! Возможно, это всё она!


Ответ от DoctoR [гуру]
Если почитателей.


Ответ от Kagamine Len [гуру]
Боги тоже смертны

На заре и на закате цветы, деревья, травы покрываются мелкими, кристально чистыми, переливающимися капельками росы. В росе испокон веков люди видели благословение, которое Небо дает земле. Предания сербов говорят, что росу сеют звезды, предания украинцев — что она спадает с богини любви.

Другие славянские народы верили, что ее сеют на землю русалки. А античные греки — что она появляется из лунных лучей или из слез богини утренней зари Эос. Ирида, божество радуги, вестница богов, одета в платье из сверкающей росы.

Божественный, небесный дар, роса считалась нектаром бессмертия. В индуистской мифологии амрита, особое питье, эликсир бессмертия, называлась «сладкой росой». Китайское Дерево сладкой росы, растущее в центре мира, на горе Кунь-Лунь, тоже символ бессмертия. В Месоамерике те же качества приписывали росе, появлявшейся на священном кактусе. «Воротами сладчайшей росы» образно называют буддийское учение. В Каббале роса — символ воскресения: мертвые возрождаются Росой Света, испаряющейся с Древа Жизни.



Появляясь на границе двух периодов — света и тьмы, роса обладает магической силой. Девушки умывались розовой росой, в которой отражался свет утренней зари, чтобы обрести красоту и здоровье. Считалось, что роса сохраняет силу восходящего, рождающегося солнца, и поэтому в особые дни, например в день святого Георгия (болгарская традиция), на восходе, катались по траве, на которой выпала роса. Русская народная сказка рассказывает, как Добрыню Никитича с детства заставляли кататься по утренней росе: от этого он стал таким крепким, что с шести лет мог вырывать с корнем дубы.

Особенно чудесную целебную и магическую силу роса обретает на русальной неделе , на праздник Ивана Купалы (7 июля ) , на Праздник росы ( 24 июня ) , отмечавшийся в северных странах. В эти дни русалка Росяница насыщает травы животворной силой, которая передается животным и людям.

Кельтские девушки на Бельтайн (1 мая ) ходили умывать лицо росой и перед рассветом загадывали желание.

Роса связана с зарей и небом и всегда была символом кристальной чистоты, чистейшей субстанции. Поэтому в индуизме она стала символом божественного Слова, в христианстве — Святого Духа. Славяне называют росу слезами Богородицы — слезами умиления, сострадания и чистоты. У алхимиков роса — это зародыш философского камня и один из символов первоматерии. В тайных обществах была распространена эмблема с каплей росы, она отражала очень древнее представление о том, что человек — это «микрокосмос», вселенная в миниатюре.

В капле росы отражается весь мир, от солнца до самого мельчайшего существа. Но главное — росинка пропускает через себя свет солнца, и он, преломляясь, начинает переливаться множеством цветов. Так и человек — если душа его чиста, он отражает божественный свет.

Мифы некоторых народов говорят о том, что души людей, воспарив в небо птицей после смерти, возвращаются в мир живых — оставляют крылья и выпадают на землю росой. В индийских ведах сказано: «Путь предков ведет на луну, откуда души ниспадают с росой (сомой), возникшей из месяца (Сомы)». У неоплатоников капля — это естественная оболочка души (вода, окружающая что-либо, не просто охраняет, защищает: пространство внутри нее становится чистым и священным). Существует поговорка: «Дети — это Божественная роса». Сочетание на Ивана Купалу обрядов купания в росе и брачных обрядов и игр считается проявлением этой древней идеи реинкарнации.

Эффективным лечебным средством при глазных болезнях признавалась утренняя роса. Больной должен был пойти утром на луг, собрать с травы росу и промывать ею глаза.

Наилучшие целебные качества приписывались росе, собранной до восхода или при восходе солнца на Иванов день (7 июля) . Обычно для сбора росы расстилали на лугу скатерть, ждали, когда она пропитается живительной влагой, а потом отжимали скатерть в кастрюлю или таз, переливали отжатую росу в бутылку и мазали ею глаза.


Больному ломотой следовало шесть раз сходить в утренние зори на луг и покататься там по росе на спине, приговаривая: «Зорька, зорька росистая! Возьми, унеси от меня ломоту и корчу, унеси в поднебесье от века и до века». При ревматизме надо было ходить рано утром босиком по росе. А чтобы избавиться от бородавок, их смачивали росой с огорода. Очень ценились росы, собранные с лекарственных трав.


Такими же целебными свойствами, как дождевая вода и роса, обладает град. Особенно часто им пользовались в старину при зубной боли. В этом случае народные лекари предлагали либо жевать градины, либо полоскать рот водой, полученной после оттаивания собранного града.

Источник: chistaya-voda.info

Землю мою пою. Роса целебная

Люба Рубик


Ночью дождика не было, а на листьях и цветах сверкают слёзки стеклярусных рос.


Это по виду они крохотные, зато их много и в безводных пустынях всякое зверьё и птички за ночь вдосталь напиваются росами. Да и люди приспособились собирать росу для питья и пр. нужд: они собирают её в расстеленные пологи, сливают в ёмкости и пьют, и стирают росою, и умываются ею - и вкусно, и полезно, и лечебно!


Все известные и неизвестные лекари приглашают искупаться в утренних росах, утверждая, что это самая целебная, самая благодатная ванна на свете! Пробуйте – узнаете сами!


Однако, необязательно купаться в росах - не всем это доступно.


Можно по-другому искупаться: расстелите на ночь на нужных цветах и травах простыни, а к восходу солнышка отожмите их в широкую посуду, затем разлейте в небольшие бутылочки, закупорьте - роса долго хранится.


Всю зиму можно пить её каплями, добавлять в салаты. Смазывать ею лицо, шею от морщин, прыщей, краснот и пр. напастей на лице и теле.


А в простыню, что вы отжимали, можно завернуться на вечерней заре, лечь в постель и спать, пока простынь не высохнет. Роса и прогреет, и очистит тело даже изнутри, даст бодрость и радость жизни.


В росную простынь можно завернуть больную руку, ногу, место перелома


Роса... Ещё одна загадка природы! И пусть она давно разгадана, но навсегда останется в нас прекрасной поэтической тайной.



В японской культуре в древние времена на 15 сентября приходился праздник любования луной (цукими мацури). Считалось, именно тогда она самая яркая в году, и лунный заяц толчет в ступе листья произрастающего там же лавра, готовит из них лекарства, а потому роса в ночь на 15 сентября считалась целебной.