Мусульманская молитва на четках. Можно ли пользоваться чётками мусульманину? Сколько бусин должно быть в четках мусульманских

В среде мусульман большое распространение получили чётки, которые используются в основном для поминания Аллаха (зикра).

Этот атрибут, который также именуют как тасбих (теспе) , представляет собой нанизанные на тонкую нить бусины, зёрна, косточки или камни в определённом количестве. Чаще всего встречаются чётки с 11, 33 или 99 элементами. Во время мусульмане произносят слова «СубханАллах» («Пречист Аллах»), «АльхамдулиЛлях» («Хвала Всевышнему»), «Аллаху Акбар» («Аллах велик») по 33 раза. По этой причине для простоты и минимизации ошибки верующего, который может сбиться со счёта, и используют тасбих.

Также чётки применяются мусульманскими народами и в иных целях. В частности, - это изящное украшение, которое женщины иногда носят на запястье. Кроме того, люди используют их и для морального успокоения, так как многие врачи и сегодня советуют перебирать чётки для профилактики неврозов. С помощью тасбиха можно быстро восстановить моторику пальцев после переломов или иных травм рук.

Зикр с чётками: нововведение или сунна?

В мусульманском мире с помощью чёток Аллаха поминают ещё со времён Пророка Мухаммада (с.г.в.). Известно, что отдельные сахабы, такие как Абу Хурайра, Абу Саид аль-Худри или Абу Дарда (р.а.), использовали камешки или кости при совершении зикра. Посланник Аллаха (с.г.в.), зная об этом, не запрещал своим товарищам поминать Всевышнего таким образом. Именно этот факт сыграл роль в появлении и распространении чёток по всему миру.

Тем не менее, вопрос об их необходимости при зикре остаётся дискуссионным. Одни учёные считают такую практику не только дозволенной, но и полезной для мусульман, причём как с религиозной точки зрения, так и с позиции психологии и медицины. Другие же полагают, что лучше вести счёт при поминании Аллаха на пальцах, не прибегая к тасбиху.

Доводы «за»

Сторонники чёток в качестве основного аргумента приводят в пример сахабов, которые использовали подобный атрибут для зикра. Подтверждением тому служат некоторые хадисы.

Передаётся со слов Касима ибн Абдуррахмана, что сподвижник по имени Абу ад-Дарда при посещении приносил с собой финиковые косточки и каждый раз после завершения поклонения поминал Творца миров на них «до тех пор, пока они не заканчивались» (Ахмад).

В другом хадисе, приводимом Абу Даудом, говорится, что у Абу Хурайры был специальный мешочек, в котором лежали камешки для совершения зикра.

Приверженцы тасбихов также утверждают, что мусульманин, совершающий зикр таким образом, с меньшей вероятностью совершит ошибку, даже если случайно задумается о чём-то мирском.

В качестве доводов приводятся и слова многих великих богословов, таких как ас-Суюти, Хасан аль-Басри, Ибн Абидин, аш-Шаукани, которые утверждали о дозволенности тасбихов при поминании Господа.

На взгляд Ибн Taймии, вопрос о применимости чёток в религиозной практику зависит от намерения человека. Если он желает поминать Аллаха, используя тасбих для минимизации вероятности ошибки или же для облегчения зикра, то в данном случае это дозволено. Если же мусульманин носит их для красоты, или стремится тем самым продемонстрировать окружающим свою набожность, либо делает это с какой-то иной целью, не связанной с религией, то в таком случае использование чёток нежелательно.

Доводы «против»

В среде мусульманских богословов немало противников перебора чёток при поминании Всевышнего. Большинство таких учёных, за редким исключением, не считают такую практику запретной, но полагают, что лучше отчитывать зикр пальцами. Основным аргументом в пользу этого мнения служит тот факт, что Милость миров Мухаммад (с.г.в.) сам никогда не совершал зикр при помощи камушков или иных посторонних предметов. Он всегда для этого использовал счёт на руках и призывал к этому своих сподвижников. Подтверждения тому можно найти в достоверных хадисах.

Сахаб по имени Абдулла ибн Амр вспоминал: «Я видел, как Заключительный Божий посланник (с.г.в.) поминал Господа, считая своими пальцами» (Тирмизи, Абу Дауд).

Кроме того, сторонники зикра без чёток уверяют, что таким путём верующий может обрести больший . Пророк (с.г.в.), обращаясь однажды к женщинам, напутствовал: «Поминайте Создателя, повторяйте “Нет божества, кроме Аллаха” и “Пречист Аллах” и отсчитывайте число повторений кончиками своих пальцев, ибо они будут свидетельствовать в Судный день» (Тирмизи, Абу Дауд).

Приверженцы этого мнения опирались также на высказывания крупных учёных, таких как шейх Мухаммад аль-Усаймин и Мухаммад Альбани, которые советовали совершать зикр, ведя счёт на руках.

Как совершать зикр с помощью пальцев

Вести отсчёт лучше правой рукой. Об этом свидетельствует хадис, приводимый Абу Даудом, в котором сказано, что шайтан делает всё левой рукой.

На каждом пальце руки (кроме большого) имеется три места сгиба, каждый из которых можно использовать в качестве деления и проговаривать слова поминания Аллаха при прикосновении к ним.

Как правило, совершая зикр, верующие произносят слова «СубханАллах», «АльхамдулиЛлях» и «Аллаху Акбар» по 33 раза. И если произносить их по разу на каждом изгибе поочередно на каждом пальце (например, первый изгбиб мизинца, затем первый изгиб безымянного, первый изгиб среднего и т.д.) а также слегка отгибать большой палец, когда счёт будет доходить до него, то наберётся 15 повторений. Таким образом, нужно дважды пройти по всей кисти, а после ещё трижды повторить слово зикра, и тогда мы получим необходимое нам число 33.

Как сделать чётки самому (видео)

В качестве материала для чёток нам понадобится одна нить и 11, 33 либо 99 одинаковых по форме и размеру элементов, а также один или три небольших предмета, которые будут выполнять роль разделителя. Для тасбиха подойдут любые мелкие предметы, но в основном используются камни, финиковые косточки и бусины.

Необходимо нанизывать все элементы последовательно на нить (часто используют тонкую леску) и закрепить так, чтобы они не слетели. В конце ряда из 11 либо 33 одинаковых предметов ставится разделитель.

Если создавать чётки с использованием 99 делений, то перегородку делают после каждых 33 из них. Дойдя до неё при зикре, вы поймёте, что уже повторили слова поминания необходимое количество раз.

Проще всего сделать чётки с 11 бусинками. На это будет затрачено меньше времени и материала. Однако помните, что для совершения полного цикла поминания Аллаха необходимо будет трижды перебрать всю нить.

В этой статье мы постараемся с помощью Аллаха раскрыть и разобрать вопросы, касающиеся разногласий по поводу дозволенности и желательности использования чёток, которыми мусульмане пользуются для ведения счёта и контроля количества поминаний Аллаха, а также благословления Пророка ﷺ .

Здесь мы приведём слова великих учёных Ислама, которые подробно разъясняли нам практически все аспекты Ислама и указали на путь правильного понимания и применения на практике всех норм шариата.

Прежде чем приступить непосредственно к вопросу чёток, необходимо дать определение самому термину. Что это такое и каким образом они дошли до нас? В связи с этим наше основное внимание будет приковано к трудам некоторых учёных и их разъяснению данного вопроса на основе Сунны Пророка Мухаммада ﷺ и действий Его великих сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах).

Итак, термин «чётки» в арабской лексикологии обозначается выражением «ас-субха(т)».

Определение чёток (субха) в арабском языке

Великий учёный шафиитского мазхаба Имам Мухйиддин Ан-Навави , перу которого принадлежит множество трудов, в числе которых и комментарии к сборнику достоверных хадисов «Сахих Муслим», в своей энциклопедии арабских терминов и выражений «Тазхиб аль-асмаи ва ал-люга» пишет, что термин «ас-субха» означает чётки, как мы отмечали выше, и это нанизанные на нить бусинки, при помощи которых обычно поминают Аллаха и используют для счёта.

В арабском словаре пишется, что выражение «ас-субха» означает собранные на нить зёрна (бусинки) для контроля количества того или иного поминания.

1. передаётся от Абдулы ибн Амра (да будет доволен ими обоими Аллах), который сказал: «Я видел, как Пророк ﷺ поминал Аллаха, ведя счёт на пальцах своей благословенной руки ». (Тирмизи, 3411; Абу Давуд, 1502)

2. Пророк ﷺ повелел женщинам вести счёт на пальцах, сказав: «Благословляйте Всевышнего, говорите "Ля илаха иля Ллах" и "Субхана Ллах" и считайте количество упоминаний кончиками своих пальцев, поистине, с них спросят, и они заговорят в День Суда ». (Абу Давуд, 1501; Тирмизи, 3583; Ахмад, 370/6)

3. Передаётся со слов Сафии, что Пророк ﷺ как-то зашёл к ней, и перед ней было 4000 финиковых косточек, с помощью которых она прославляла Аллаха, и он спросил: «Что это, о дочь Хайя? », на что она ответила: «Я на них благословляю Всевышнего ». И сказал Пророк ﷺ : «Я благословил Аллаха, пока стоял у твоей головы, больше, чем ты на них ». Она сказала: «Научи меня тоже, о посланник Аллаха ». Пророк ﷺ ответил:

«Скажи Субхана Ллахи ʻадада хальки-хи (Пречист Аллах числом его творений) ». (Тирмизи, 3554)

4. Имам Ахмад в своей книге «Аз-Зухд» передаёт от Уббайда, что его мать сказала: «Я увидела, как сподвижник посланника Аллаха Абу Сафият (он был нашим соседом) благословлял Аллаха на камушках ».

5. Имам Ахмад привёл в той же книге «Аз-Зухд» слова Абдурахмана, который сказал: «У Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) были финиковые косточки в кармане, и каждый раз после утреннего намаза он вытаскивал их по одной и благословлял Аллаха на них, пока они не заканчивались у него в кармане ».

6. От Абу Назрата передаётся, что ему рассказал его шейх: «Я гостил у Абу Хурайры в Медине, и не видел сподвижника Пророка ﷺ более гостеприимного и заботливого по отношению к гостям, чем он. Однажды, когда я гостил у него, он сидел на своей постели, и с ним был мешочек, в котором были камушки (косточки), на которых он поминал Аллаха, а у него в ногах сидела его чёрная рабыня, которой он бросал эти косточки, и когда они заканчивались, он кидал мешочек к ней, она заполняла мешочек косточками и снова подавала к нему ». (Абу Давуд )

7. Также Ибн Абу Шайба передал от Абу Саида аль Худрий (да будет доволен им Аллах), что тот благословлял Всевышнего на камушках, а также является достоверным, что и у Абу Хурайры была нитка, завязанная тысячей узелков, и он не засыпал, не благословив на ней Аллаха.

8. Также передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что он занимался поминанием Всевышнего с помощью разноцветных финиковых косточек.

Слова учёных о дозволенности использования чёток

Умар аль Маккий сказал: «Я видел моего устаза Хасана аль Басри (да будет доволен им Аллах), и у него в руках были чётки, и я спросил его: "О учитель, ты до сих пор ходишь с чётками, несмотря на твоё положение перед Аллахом и несмотря на твоё усердие в поклонении? ", на что шейх ответил: "Этой вещью (имея в виду чётки) мы пользовались в начале нашего пути и не оставим её в конце пути. Поистине, я люблю поминать Всевышнего своим сердцем, рукою и языком "».

Мухаммад аль Амир в книге «Рисалат» приводит слова шейха Абу Аль-Аббаса: «Из слов Хасана аль Басрий (да будет доволен им Аллах) становится ясным, что чётками пользовались со времён сподвижников Пророка ﷺ , так как путь его начинался со времён сподвижников ».

В книге «Аз-Заваджир ʻан иктираф аль-Кабаир» Ибн Хаджар Аль-Маккий Аль-Хайтами, поясняя вопрос использования шёлка, пишет: «Дозволяется, к примеру, сидеть на шёлковом покрывале, даже если оно тонкое, но использовать шёлк для покрытия тела не дозволяется, однако дозволяется делать вышивку на рукавах одежды, если её размер не превышает четыре пальца, и также разрешается использовать шёлковую нить для чёток и изготовления чехла для Корана ». Отсюда понимается, что Ибн Хаджар счёл дозволенным использование шёлковой нити для чёток.

Ибн Джавзий также сказал: «Использование чёток являются желательным, исходя из того, что Сафият в вышеприведённом хадисе пользовалась финиковыми косточками, и Пророк ﷺ не стал порицать это. А чётки подобны им (косточкам), так как цель одна и у чёток, и у косточек, несмотря на то что в чётках бусины упорядочены нитью ».

Также сказал ʻИкримат: «Чётками пользовались великие люди, на которых ссылаются в вопросах религии, у которых берут доводы и за которыми следуют, например, Абу Хурайра – у него была нитка с 2000 узелочками, и он не засыпал, пока не поминал Аллаха на них 12 тысяч раз ».

В книге «Ад-Дурар аль-мухтар» (книга ханафитского мазхаба) пишется: «Можно использовать чётки, но только не для показухи, как это разъяснено в книге "Аль-Бахр "».

Имам Ас-Суюти пишет: «Поистине, чётками пользовались благочестивые люди, на которых ссылаются и чьи слова приводят в качестве доводов. Если бы использование чёток не обосновывалось ничем, кроме следования этим имамам и следования их пути, то и этого было бы достаточно в качестве довода ».

Кади Абу Аббас Ахмад бин Халкан в книге «Вафая Аль-Айян» рассказал, что как-то в руках Абу Аль-Касима Аль-Джунайда ибн Мухаммада он заметил чётки и спросил его: «Ты, несмотря на своё благородство, держишь в руках чётки?», на что тот ответил: «Это путь, который привёл меня к моему Господу, и я не расстанусь с ними ». («Аль-Хави», 2/37-40)

Великий учёный ханафитского мазхаба Ибн ʻАбидин в своей известной книге «Хашия Ибн ʻАбидин» пишет следующее: «Не порицается использование чёток, и доводом к их дозволенности является хадис, который передали Абу Давуд, Тирмизи, Ан-Насаи и Ибн Хиббан и Хаким (и сказано, что по достоверной цепочке) от Саʻда ибн Абу Вакаса, согласно которому он зашёл вместе с Пророком ﷺ к одной женщине, и перед ней были финиковые косточки (по другой версии – камушки), на которых она благословляла Всевышнего, и сказал ей Пророк ﷺ : "Я расскажу тебе то, что легче и ценнее для тебя, чем это", и сказал: "Субхана Ллахи ʻадада ма халяка фи-с-самаи ва субхана Ллагьи ʻадада ма халяка фи-ль-арзи ва субхана Ллагьи ʻадада ма байна залика (Пречист Аллах числом своих творений на небесах, пречист Аллах числом своих творений на земле, пречист Аллах числом своих творений между небом и землёй )".

Заметьте, что Пророк ﷺ не запретил поминать Аллаха таким образом, он лишь указал на более лёгкий и ценный путь. Если бы это было порицаемым, то он отметил бы это.

Чётки ничем не отличаются от финиковых косточек, кроме сборки с помощью нити. В подобных действиях нет запрета, и, несомненно, чётками пользовались избранные люди суфийской общины и другие праведники». («Хашия Ибн ʻАбидин», 1/457)

А теперь мы развеем сомнения, возникающие вокруг использования чёток.

1. Если бы в чётках было благо, то Пророк ﷺ сам пользовался бы ими, и сподвижники указали бы на это.

Ответ на это будет следующий: не всё, что не делал сам Пророк ﷺ , является ошибочным, а те деяния, в которых Пророк ﷺ проявил солидарность, когда они происходили перед ним, и которые он не порицал, также являются благом. Доводом к этому служит тот факт, что Пророк ﷺ сам вёл счёт на кончиках пальцев и также повелел женщинам вести счёт на кончиках пальцев, как мы это описали в начале наших доводов.

2. Некоторые учёные установили, что ведение счета как такового в азкарах является нововведением, и может возникнуть вопрос: «Какая необходимость в использовании чёток?»

Ответ на это: Поистине, слова тех, кто говорит, что ведение счёта является нововведением, опровергнуто самим Пророком ﷺ , так как он сам вёл счёт, и великие сподвижники тоже вели счёт.

А что касается мнения, что чётки дошли до нас от иноверцев или из неисламских стран, то оно не достоверно, так как мы уже подробно установили, что их возникновение и распространение берёт своё начало ещё в эпоху расцвета исламской мысли и мусульманской культуры.

Если использование чёток относится к благим деяниям с намерением возвеличить зикр и восхвалять Аллаха, то нет вреда и порицания в этом, но если использовать их в плохом деле, с намерением обрести известность и приковывать к себе внимание людей, то это является харамом.

Интересным случаем и прекрасным примером служит рассказ имама Ас-Суюти о том, как он с группой людей был на пути в Иерусалим, и их настиг отряд арабов, которые лишили его и остальную группу всего имущества, что у них было, и когда они сняли чалму с его головы, то оттуда выпали чётки. Заметив их, арабы сказали: «Он носит с собой чётки», и всё вернули ему, и ушёл он оттуда целый и невредимый. И сказал Ас-Суюти: «Смотри, о мой брат, на обладателей этих благодатных и прекрасных чёток и на то, что содержат они в себе из благ этого мира и ахирата ». («Нузхат аль-фикр фи субха аз-зикр»)

Из всего вышеприведённого необходимо сделать итоговый вывод : обоснование дозволенности использования чёток для счета зикра утверждено в нашей религии, изменился лишь их вид – косточки и камушки, а узелки на нитках и чтение зикра на кончиках пальцев преобразовались в бусинки, нанизанные на нитку, которые носят с собой праведники и на которых поминают Всевышнего, соблюдая с их помощью вирды (азкары, читаемые в определённое время в определённом порядке).

Мнений и доводов всех этих учёных достаточно для тех, кто хочет удостовериться в дозволенности чёток. Да поможет нам Всевышний.

Джалал Забихов

Тасбих

Проживая в стране, где переплетаются мировые религии, мы невольно окунаемся в загадочный мир, где голоса верований поют в унисон, но голос ислама всегда будет интриговать своей особой таинственностью и неизведанностью. Неважно, где мы находимся в этот момент – на прогулке по парку, в очереди на кассу или попиваем кофе в уютном ресторанчике. Каждый раз мы вдыхаем частицы далекого, но манящего Востока, сталкиваясь с живописной архитектурой храмов, изящным плетением на страницах Корана, в гостях, где мир и покой дома охраняет шамаиль... Часто руки мусульман обвивает великолепное украшение – . Но украшение ли это? Знаете ли вы, каково их назначение?

Мусульманские четки олицетворяют собой ряд бусин, узелков или зерен, нанизанных на нить, соединяющую их воедино, образуя кольцо, которое разделяется на три равных звена (в зависимости от количества шариков). На концах нити нередко можно увидеть привески, часто – пушистые шелковистые кисти. Классические мусульманские четки состоят из 99 бусин. Это число не взято из пустоты – именно таково количество имен Аллаха. Чаще встречаются изделия из 11 и 33 бусин, разделенных привеской или же своеобразным замком – шариком большего размера. Такие четки считаются традиционными.

Интересным является факт, что любое количество нанизанных бусин делится на одно и то же число – 11. Это обусловлено тем, что мусульманская молитва состоит из 11 частей: намерение, стояние на ногах, воздаяние похвалы Аллаху, преклонение колен, падение ниц, слова молитвы, повтор имени Бога, утверждение, что нет Бога кроме Аллаха, приветствие, повторение имен Аллаха, повторение частей молитвы вместе с имамом.

Кстати, мусульманские четки носят особое название – «тасбих», что означает « повторять», « вспоминать». Нередко их шутливо называют «плеткой для шайтана».

На первый взгляд может показаться, что эти ряды идеально отполированных шариков служат лишь украшением, но это не так. История тасбих насчитывает тысячи лет. Как повествует один из хадисов, Пророк Мухаммад увидел, как одинокая женщина, сидевшая на берегу реки, пользовалась при молитве абрикосовыми косточками, и, на данный момент считается, что Пророк, одобрив это занятие, разрешил пользоваться четками и в дальнейшем. Также дозволенности перебирания четок во время совершения намаза посвящены труды известных мусульманских ученых.

Как можно догадаться основная функция тасбих – ритуальная. Перебираемые ловкими пальцами они создают определенный настрой, задают темп молитве, служат для счета прочитанных зикров (восхвалений Аллаха), способствуют духовной концентрации при совершении намаза. На данный момент четки – неотъемлемая часть каждого верующего человека.
Но этим достоинства сего гениального изобретения не ограничиваются. Еще в древности люди замечали, что перебирание четок способствует духовному умиротворению, снятию напряжения и концентрации внимания, а также с невероятной скоростью уходят стрессы, неврозы и бессонница. Также четки широко используются для подавления внезапных вспышек гнева, что необходимо правоверному мусульманину. Такое удивительное свойство вполне объяснимо – на кончиках наших пальцев находятся нервные окончания, связанные с мозговыми центрами, и воздействие на эти точки положительно сказывается на психике, обеспечивает хорошее самочувствие.

Удивительно, но такое компактное и простое изобретение способно оказывать влияние и на физическое здоровье: оно играет роль своеобразного массажа не только для рук, но и для всего организма. Тасбих способны восстановить моторику пальцев после травм, облегчить боли при артритах (а то и вовсе вылечить), стабилизировать кровяное давление. Четки – просто клад для людей, страдающих от перепадов погоды и магнитных бурь, ибо они развивают устойчивость кровеносной системы к данным явлениям.

Ислам, с присущей ему яркостью цветов и великолепием форм, награждает четки еще одной функцией – эстетической. Человек, перебирающий тасбих, приковывает внимание окружающих, вызывает интерес к своей персоне, как к серьезной и духовной личности, а также к исламу непосредственно, ведь четки – показатель религиозного статуса. В настоящее время они становятся модным аксессуаром каждого верующего.

Стоит помнить, что интерес к четкам обусловлен еще и богатым разнообразием материалов, из которых они изготавливаются. Это могут быть драгоценные и полудрагоценные камни, минералы, горные породы, а также дерево, кожа и даже шерсть. Несомненно, четки, высеченные из страстного коралла, нежной бирюзы, солнечного янтаря или царственного аметиста служат показателем материального достатка человека, но это не первостепенная их цель. Микрочастицы материала, попадающие на кожу при перебирании тасбих, усваиваются организмом и обеспечивают его необходимыми веществами, микроэлементами, эфирными маслами, минералами металлами.

Пользу четок нельзя переоценить, а достоинства нельзя измерить определенным количеством. Несомненно, тасбих – это искра веры сквозь время, средоточие энергии и здоровья на кончиках наших пальцев.

Что такое и для чего используются четки (фото их представлено вашему вниманию в этой статье)? Ведь все мы знаем только то, что чаще всего их используют в исламе. Об их назначении вы и узнаете, прочитав эту статью.

Что собой представляют четки?

Можно предположить, что каждый из нас имеет представление об этом предмете, хоть и зачастую весьма отдалённое. Внешне они напоминают ожерелье с множеством нанизанных на нить бусин (зёрен). Они могут быть круглыми или овальными - форма не ограничена парой вариантов.

Нить, которая соединяет бусины вместе, при скреплении образует круг. Само место скрепления также может быть украшено бусинами, а также кистью из нитей, цепочек или других материалов, в зависимости от вероисповедания владельца.

Четки давно уже стали воплощением течения жизни.

Область применения

Нетрудно догадаться из названия, что этот предмет изначально - религиозный атрибут. Его используют при счете прочтенных молитв. Если молитва непрерывна, то четки, фото которых вы имеете возможность увидеть в статье, помогают избежать сонливого состояния, войти в определенный ритм прочтения и не потерять концентрацию.

Существует толкование чёток как воплощения потока жизни. Отдельная бусина являет собой прожитый момент или день, и, перебирая их одну за другой, мы принимаем мысль о том, что жизнь течёт, а отведённые мгновения необходимо отпускать спокойно до самого конца нити.

Ислам - не единственная религия, использующая данный атрибут. Это может быть и буддизм, и христианство, но каждая из них имеет определённую форму. Существует несколько названий мусульманских четок: субха, мисбаха, тасбих.

Количество бусин

Как выглядят мусульманские четки, сколько бусин должно быть нанизано на их нить? Традиционно чётки в исламе содержат 99 бусин, согласно количеству имён Аллаха. Также они могут иметь 33 и 11 бусин (зёрен), скреплённых специальной кистью или бусиной-замком.

Преимущественно чётки состоят из 11 зёрен, которые разделены плоским кругом, бусиной-разделителем, после которой количество повторяется до необходимого.

Изготовление чёток

Как и в любом другом деле, тут есть свои профессионалы, которые известны умением искусной резьбы на бусинах. Они умеют делать правильные четки (мусульманские). При этом один из важнейших и ответственных процессов - сверление того самого отверстия в бусине. Для особо мелких отверстий мастеру необходим весь его опыт. Кстати, зачастую мастера делают станок для работы самостоятельно.

Изготовление чёток - длительный и Для начала сверлят отверстия в выбранных кусочках материала. После этого их делают овальными, гранёными, приплюснутыми, грушевидными или сферическими. Бусин всегда делают больше: для изделия из 99 зёрен мастер заготавливает 110-120 бусин. Это объясняется тем, что перед нанизыванием на нить будут отобраны наиболее подходящие друг к другу. Неиспользованные бусины пойдут на чётки из 33 зёрен.

Но на этом работа ещё не заканчивается. Бусины - лишь основа для будущего изделия. Теперь необходимо изготовить оставшиеся элементы чёток:

  • нисан - бусину-разделитель плоской формы, которую размещают через каждые 33 зерна;
  • пул - маленькую бусину, обозначающая седьмую позицию;
  • имам - длинную составляющую, указывающую начала нити.

После имама изготавливают тепелик - деталь, которая находится на его конце. В имаме делается углубление, маскирующее узелок нити.

Не менее важно, чтобы все вышеуказанные элементы гармонировали между собой так же, как и выбранные бусины. Традиционно все бусины должны иметь одинаковый размер, но бывает, что бусины отличаются по размеру, и на нить их нанизывают по убыванию, начиная с самой крупной.

Ранее нить для чёток непременно была шелковой, но сейчас используют и нейлоновые нити разных цветов.

После готовности всех составляющих, их в нужном порядке нанизывают на нить, украшают и гравируют надписи. Затем стягивают и добавляют кисть для декора.

Материал для четок

Материалов довольно много, и выбор их неограничен. Для изготовления изделия используют дерево, верёвки, полудрагоценные и драгоценные камни и минералы. Есть и более простой материал - косточки разных фруктов, зёрен гороха и бобов, ракушек, кукурузных семян.

Последний из перечисленных - натуральный и целебный материал. В процессе трения чётки электризуются, и человек получает небольшой заряд электричества - эффект электрофизиотерапии.

Мусульманские четки из дерева способствуют снятию головных болей и улучшают сон. Если материалом для изделия послужила пахучая древесина, к примеру, можжевельника, то хранят их в закрытой шкатулке, дабы сберечь запах.

Когда-то турецкая знать предпочитала четки из натуральных камней. Наибольшей популярностью пользовались изделия из Бусины их были прохладными, а гранёные зёрна создавали небольшие радуги из солнечного света. Мастера венчали их кистями из серебра, каждая из которых была произведением ювелирного искусства.

На сегодняшний день мусульманские четки изготавливают из синтетических материалов. Их производство давно приняло промышленный масштаб, и они продаются за довольно низкую цену. Четки, привезённые из Турции, - достойный и памятный подарок.

Еще о медицинских функциях четок

Четки стали атрибутом не только религиозных служений, но и в обиходе. Они способствуют поддержанию здоровья человека. О некоторых лечебных свойствах изделия уже упоминалось выше, но их перечень велик.

Одно из основных - избавление от неврозов и депрессий. Всем известно, какая сила и воздействие на мозг заключаются в кончиках пальцев. Психотерапия использует чётки для отвлечения внимания от негативных мыслей и успокоения.

Как четки воздействуют на организм

Мусульманские четки могут повлиять на организм лечебным образом, в зависимости от того, на какой палец приходится наибольшее воздействие:

  • указательный палец - исчезает головная боль и стабилизируется затрудненное дыхание;
  • средний палец - смеряется гнев;
  • безымянный палец - нормализуется кровяное давление, и благоприятно переносятся магнитные бури;
  • центр ладони влияет на нервную систему и снимает стресс.

Перебирание гладких бусин даст возможность сконцентрироваться или расслабится. Чётки применяют также при восстановлении двигательных функций пальцев после травм и операций на них или при артрите фаланг. Людям, страдающим им, перебирание чёток облегчает боли в руках. Регулярное использование чёток способствует уравновешенности и спокойствию человека.

Практическая и приятная функция чёток

Когда человек заметно нервничает и не знает, куда деть руки, то чётки отлично выручат в такой ситуации. Если вы держите их в руках, то люди обязательно обратят на вас внимание, ведь это не будничный аксессуар.

Это дополнительная тема для беседы, так как изделие хоть и относится в первую очередь к религии, но сам процесс изготовления и сфера применения четок могут заинтересовать любого собеседника. Кстати, перемещение внимания на руки отвлечёт его от скрываемых недостатков внешности.

Серебряные четки (мусульманские) или же из других дорогих материалов - ценных металлов, драгоценных камней - подчеркнут статус их владельца. Существуют коллекционеры этих изделий, сокровища которых насчитывают множество образцов и ничем не уступают другим произведениям искусства.

При выборе помните, что изделие, прежде всего, должно удобно лежать в руке. Качественные бусины должны быть эластичными и приятно перебираться. Стоит обратить внимание на расстояние между зёрнами, на качество материала, из которого изготовлены бусины, состояние нити.

Продумайте, для чего нужны четки: большие изделия не подойдут, если вы планируете все время носить их с собой. Если четки вам приглянулись, и вы заинтересовались их использованием, то лучше иметь под рукой изделия разных форм, цветов и размеров.

Добрый день, покупатели нашей фурнитуры на 7busin и все остальные творцы прекрасного!

Сегодня узнаем как сделать мусульманские четки при помощи вощеного шнура из лавсана своими руками.

Я не буду вдаваться в подробности религиозного смысла данного украшения, исламские традиции, правила и расписывать о том, сколько должно быть бусин в мусульманских четках по всем правилам. Все это вы можете с легкостью обнаружить на просторах интернета.

Сегодня делаем именные мусульманские четки своими руками из 33 бусин.

Необходимая фурнитура, которую вы можете приобрести в нашем интернет магазине фурнитуры для украшений 7бусин:

  1. из капроновых, хлопковых или шелковых ниток

За основу для изготовления именных четок используем вощеный шнур из лавсана. Нам понадобится примерно пол метра шнура - плюс - минус 10 см. В зависимости от размера бусин, которые будут использоваться. В мастер классе бусины из матового агата 8 мм.

Нанизываем на шнур бусины как это сделано на фото. Каждые 11 бусин агата разделяем между собой шапочками и бусиной из полимерной глины, в конце будет бейл.

Завязываем шнур на два узла, затем затягиваем его, бусины должны плотно лечь друг к другу на сколько это возможно. Затем завязываем еще пару узлов для прочности.

Просовываем один из кончиков шнура сквозь бейл. Прячем узел внутри бейла и отрезаем кончики шнура.

Приступаем к следующему этапу изготовления исламских четок.

В мастер классе используем простую подвеску в виде луны. На одном из концов у нее колечко, а на втором отверстие сквозь которое продеваем шнур длиной примерно 15 см. Завязываем одним узлом.

Нанизываем бусинки, шапочки и буквы как показано на фото. Продевать их сквозь два кончика шнура достаточно легко. Если сделать это сложно, можно увеличить отверстия бусин расширителем, либо толстой иглой.


Хорошо затягиваем три - четыре узелка и отрезаем кончики шнура. В мастер классе используется вощеный шнур из лавсана, он отлично плавится, поэтому можно немного подплавить зажигалкой кончики и они не будут расходиться. Прячем узел внутри кисточки и аккуратно зажимаем шапочку - конус.

Заготовку с именем и кисточкой крепим к четкам при помощи соединительного колечка.

Именные мусульманские четки готовы!

Цвета могут быть какими угодно! В интернет магазине 7бусин - фурнитура для украшений вы найдете большое разнообразие бусин, подвесок и материалов для изготовления прекрасных украшений своими руками.

Заходите к нам почаще!

Постепенно магазин будет расширяться и пополняться различной фурнитурой и новыми мастер классами!

Мастер класс: "как сделать мусульманские четки своими руками"