Откуда взялись легенды об оборотнях? Легенды о оборотнях Оборотни древние легенды

Для понимания феномена оборотней очень важно проследить, как образ человека-волка изменялся со временем.

Как и у любого другого чудовища, у оборотней внушительная история, корни которой уходят далеко в доисторические времена, и разные ее аспекты отражены почти во всех уголках мира.

Неясные отголоски этой традиции мы находим в преданиях и легендах на древней родине первых индоевропейцев, там, где сейчас находится южная часть России. Когда более трех тысяч лет тому назад началась эпоха великих переселений, кочующие племена забрали свои знания Магии Волков .

Часть их отправились в Европу, где постепенно сформировались кельтские, германские, италийский, греческий, славянский и балтийский народы. Другие индоевропейские племена обосновались в Азии, в Персии и большей части северной Индии, рассеялись по азиатским степям, а на территории сегодняшней Турции основали империю хеттов.

Первоначальная форма этой древней традиции сегодня никому неизвестна, существует лишь множество догадок. Предполагают, что юные воины, жаждущие посвящения, уходили в дикие места и жили как волки: носили шкуры и ели сырое мясо. Если они с успехом проходили такое испытание силы и смелости, то старейшины племени открывали им секреты древней Магии Волков.

По-видимому, даже в те времена к воинам-волкам относились неоднозначно. Ключом к этому могут послужить предания о медвежьей магии, которая оставила след даже в английском языке (например, современное слово berserk, которое переводится как «неистовый человек, зверь», восходит именно к этой традиции).

Дело в том, что во многих источниках более поздних времен упоминается, что такие воины слишком часто не контролировали свои животные инстинкты и отличались страшной жестокостью. Древнее индоевропейское слово vark («волк») можно проследить во многих дочерних языках индоевропейской семьи: в санскрите — vrikas, в древнеперсидском — varka, германском — warg, древнескандинавском — vargr, старославянском — velku, хеттском — hirkas. Все эти слова имеют два значения: «волк» и «преступник, человек вне закона, дикий зверь».

Во многих исторических источниках также часто встречаются упоминания о древней магии волков. Названия многих племенных групп индоевропейцев переводятся как «люди волка». Греческий историк Геродот упоминает кочевое племя, невры, в котором каждый человек раз в году превращался на несколько дней в волка.

Другое племя, которое упоминается в древнеперсидских преданиях, называлось хаомаварга, что в буквальном переводе означает «волки-сомы».

Сома — это ритуальный дурманящий напиток, который много раз упоминается в санскритских и древнеперсидских текстах. По-видимому, связь между превращением волка и использованием опьяняющего напитка является далеко не случайной.

В полной мере, однако, индоевропейская магия волков появляется в древнескандинавских источниках. В основном такие предания сохранились в Исландии, где даже после прихода христианства монахи гордились своей родной культурой и традициями и записали старые саги в нетронутом виде. Некоторые из этих поэм относятся к древним временам, например, «Сага о Вёльсунгах» частично основана на исторических событиях, которые имели место задолго до падения Рима.

Постоянный мотив этих сказаний — превращение людей в животных. Многие герои-воины были оборотнями, а их приключения и подвиги в образе зверя являются одним из главных сюжетов фольклорных преданий. Несмотря на то что волк и медведь — самые популярные образы, в древнескандинавских легендах о превращениях также упоминаются лебедь, выдра, лосось и другие животные.

Стоит также обратить внимание на то, как проявляли себя воины, меняющие свой облик. В одном из источников рассказывается история о Бедваре Бьярки, одном из воинов Хрольфа Краки, короля Дании. Во время последней битвы короля Бедвар куда-то исчез, и долгое время его нигде не было видно.

Однако люди увидели, как огромный медведь ринулся в битву, опередив людей короля Хрольфа. Он сражался как безумный, поражая воинов и коней врага.

Один из друзей Бедвара, наконец, увидел, что тот неподвижно сидит в своей палатке и поднял его; в тот самый момент медведь неожиданно исчез из вида.

Чаще, однако, воины-оборотни лично присутствовали на поле боя, хотя сражались примерно так же, как призрачный медведь Бедвара. В XIII в. исландский поэт Снорри Стурлусон в своей «Саге об Инглингах» писал: «...эти бесстрашные воины без кольчуги ринулись в бой и сражались отчаянно, будто псы или волки, вдребезги разбивая свои щиты. Они были сильны, словно медведи или быки, и отмахивались от людей, как от насекомых. Казалось, что им не страшен ни огонь, ни железо». Как раз это и называется «сорваться с цепи».

Появившееся понятие «сражаться как зверь», по-видимому, выпало из обихода с усилением влияния христианства в Европе. К тому моменту, когда на смену Средневековью пришла эпоха Возрождения, часть старых традиций сохранилась лишь в изолированных сельских районах Западной Европы.

Вплоть до 1500 гг. сообщения об оборотнях поступали из горных районов Германии и Южной Франции. В более поздние времена активность оборотней, кажется, пошла на спад. В Восточной Европе — совсем другая история, и на это есть много исторических причин. В некоторых районах Балканского полуострова древняя магия волков, по-видимому, сохранялась достаточно долго, и вполне возможно, жива до сих пор.



Оборотнями в старину называли людей, способных превращаться в диких зверей, чаще всего в волков. При этом они становятся кровожадными и не знают пощады.

Оборотни охотятся по ночам, выискивают и нападают на одиноких путников. Несмотря на то, что они принимают облик дикого зверя, их можно отличить от настоящих животных, поскольку они гораздо крупнее своих реальных прототипов и полностью сохраняют человеческий интеллект.

Существуют и иные виды оборотней, наиболее известные - верфольф и люпин. Сами себя они предпочитают называть гару, воинами Геи.

СОГЛАСНО СТАРИННЫМ легендам верфольфы (оборотни) произошли от детей первой жены Адама Лилит, изгнанной Богом из рая. Будучи уже в изгнании, она родила четверых детей, которые были отданы на воспитание тигру, медведю, волку и змее. Волки воспитали ее дочь Енойа. Именно она стала прародительницей клана оборотней на всей земле.

Настоящий оборотень может выворачивать свою шкуру шерстью внутрь, становясь в это время человеком. Считалось, что оборотень большую часть своей жизни проводит в образе зверя, а в человека превращается лишь тогда, когда ранен.

Рассказы, предания легенды о оборотнях встречаются во всех странах, где волки представляют реальную угрозу для людей. Так, много легенд об оборотнях существует во Франции.

В одной из средневековых рукописей обнаружен рассказ о нападении оборотня-волка на охотника, который проявил смелость и оказал ему сопротивление. Он смог острым охотничьим ножом отсечь одну из его конечностей, но раненому зверю удалось убежать.

Охотник положил отрубленную лапу в свою сумку и принес трофей домой. Каково же было его удивление, когда он открыл сумку и вынул из нее вместо звериной лапы... Женскую руку!

Кроме того, он обнаружил на одном из пальцев кольцо, точно такое же, как он недавно подарил своей жене. Охотник бросился искать свою супругу и нашел ее в своей комнате, истекающей кровью от страшной раны на руке.

В сельских районах Франции до сих пор рассказывают страшные легенды о оборотне Лу-гару, получеловеке-полуволке, при упоминании только имени которого крестьяне приходили в ужас.

Известны подобные случаи и в Германии, где волки также причиняли немало вреда местным жителям. Имеются свидетельства о существовании оборотней в Англии и Ирландии.

Оборотень не является выходцем из преисподней, как, например, вампиры. Это абсолютно земное создание.

Оборотнем мог стать любой человек, внезапно пораженный таинственной напастью. И обязательно им становился человек, укушенный оборотнем. Поэтому люди всегда испытывали дикий ужас перед любым проявлением, похожим на признаки оборотничества.

В Средние века людей по малейшему подозрению в оборотничестве предавали суду, казнили, сжигали на кострах.

Особенно страдали люди, внешне подходящие под представления об оборотнях. Если у человека от природы были острые зубы, худое вытянутое лицо, то риск быть объявленным оборотнем и попасть на костер повышался многократно.

Часто бывало так, что человека, по мнению толпы похожего на волка, ловили и тут же устраивали самосуд. Заканчивалось это тем, что беднягу просто разрывали на куски.

Обезумевшая толпа пыталась таким образом отыскать внутри кожи звериную шерсть.
Считалось, что опасность перерождения человека в оборотня многократно возрастает в период полнолуния. У людей, «пораженных полнолунием», внешний вид изменялся - они становились похожими на волков.

Затем они начинали испытывать тягу к ночным хождениям. И горе тому запоздалому путнику, который повстречал на своем пути оборотня. Против этого монстра не спасали ни чеснок, ни обереги, ни крестное знамение.

В древних трактатах содержатся информации о том, что оборотень опасен не только ночью, но и ясным днем.

Самые первые легенды об оборотнях

Оборотень - один из главных героев древнейших суеверий всех народов мира. Оборотни, как и вампиры, ведьмы, русалки, призраки и маги, существуют в сказках и легендах уже тысячи лет.

Оборотень упоминается в легендах еще времен основания Рима. Его боялись и в Древней Греции. Древнегреческая легенда о появлении оборотней гласит, что верховное божество Зевс превратил впервые человека в волка, разгневавшись на аркадского тирана царя Ликаона. Этот безбожник, дабы посмеяться над Зевсом, накормил его блюдом из человечины, приготовив жаркое из тела собственноручно им убитого семилетнего сына. И тогда произнес Зевс громовым голосом: «Отныне ты навеки превратишься в волка.

Волка среди волков. Это будет твоей карой. Смерть была бы слишком незначительным наказанием для тебя!»

Как пишет Диодор Сицилийский, одним из первых, кто принял обличье животного, был бог Осирис. Он превратился в волка, чтобы избавить Египет от злых сил, которые собирались поработить страну вскоре после сотворения мира.

Рассказывают, что в то время, как Изида вместе со своим сыном Гором готовилась сразиться с Тифоном, Осирис вернулся из преисподней и в обличье волка помогал жене и сыну, а после поражения Тифона победители велели людям поклоняться зверю, принесшему им победу.

Члены рода Антея в Аркадии превращались в волков в определенное время года. Желающих стать волками отводили на глухие болота, там они снимали свои одежды и перебирались через топь на особый остров. Вновь прибывшие на этот остров принимались в сообщество таких же волков-людей и затем как равные жили среди них.

Деменет Паррасий стал волком после того, как отведал детских потрохов. Боян, сын Симеона, вождя болгар, мог обращаться в волка по своему желанию, как и Мер, о котором поэт Вергилий сказал: «Я часто видел Мера крадущимся по лесу в волчьем облике».

Похоже Овидий говорит о Ликаоне: «Пораженный, он волком выл в одиночестве и уже не мог заговорить, как бы этого ни хотел».

В древней норвежской саге рассказывается о том, как колдун напустил чары на две волчьи шкуры. Всякий, кто надевал их, превращался на десять дней в волка. Шкуры были обнаружены воинами Зигмундом и его сыном Синиотом, которые, спасаясь от врагов, нашли приют в неизвестном доме, стоящем посреди леса. Ничего не подозревая о чарах, Зигмунд и Синиот прикоснулись к шкурам и превратились в диких зверей. Став волками, Зигмунд и Синиот начали выть, нападать на людей и грызться друг с другом. Человеческий разум и доброта пытались одолеть волчью натуру, но безуспешно. По истечении десяти дней, когда Зигмунд уже успел загрызть насмерть собственного сына, чары шкуры утратили свою силу, воин сбросил и сжег ее.

Старинный рассказ об оборотнях приводится в «Сатириконе» Петрония. Один человек рассказал такую историю.

Человек по имени Ницерос, слуга, любил женщину, которую звали Мелисса, недавно овдовевшую жену трактирщика. Однажды вечером Ницерос решил проведать вдову и попросил своего друга-солдата пойти вместе с ним. Тот согласился, и они отправились в путь по освещенной луной дороге. Час спустя друзья решили отдохнуть у кладбища. Вдруг спутник Ницероса, не говоря ни слова, сорвал с себя всю одежду и бросил ее на обочине. Затем, к огромному удивлению Ницероса, он помочился вокруг своей одежды, словно бы пометив территорию. После этого упал на колени и моментально превратился в волка, который, рыча, убежал в лес. Ницерос пришел в ужас, увидев это, а также то, что одежда его приятеля-солдата внезапно превратилась в камень. Оставшийся путь до дома Мелиссы Ницерос пробежал, сжимая в руке меч. Добежав до Мелиссы, он был бледен и напуган. Она же сказала ему:

«Если бы ты пришел чуть раньше, то смог бы нам помочь. Во двор забрался волк и охотился за скотом. Тут была настоящая резня». Вдова рассказала, что волку удалось выбраться, но один из рабов копьем попал ему прямо в шею.

Всю ночь Ницерос не сомкнул глаз, а наутро отправился домой. На обратном пути, дойдя до того места, где его приятель стал волком, он не нашел там его одежды - только пятно крови. Когда Ницерос добрался до дома своего товарища, то застал его лежащим в постели. Доктор промывал глубокую рану у него на шее. «Я понял, что он был оборотнем, - сказал Ницерос, - и уже не мог заставить себя сидеть с ним за одним столом, даже под страхом смерти».

В индийских легендах рассказывается об оборотнях, которые могли становиться тиграми, обезьянами, змеями. Японские мифы повествуют, в основном, об оборотнях-лисицах.

В японской хронике 929 года описан случай, когда следы неведомого существа обнаружены были в императорском дворце. Есть подобные упоминания и в европейских летописях. Такие следы, тоже в форме копыт, которые нельзя было отнести ни к одному из известных животных, находили на вулканической лаве, в том числе на склоне Этны. Само собой, эти отпечатки могли остаться только на раскаленной, не застывшей лаве. Несколько раз таких животных даже видели. В одном из случаев свидетели описывали его как нечто, похожее на пуму или горного льва, длиной около полутора метров, не считая хвоста, с кошачьей мордой. В других случаях упоминаются существа, напоминающие больших черных собак.

Геродот рассказывает, что для жителей одной из областей Скифии превращение в волков являлось обычным делом и что это также широко распространено у северных народов. Когда римляне пытались помешать переходу Ганнибала через Альпы, в их рядах появился волк, который прошел через все войско, загрызая всех на своем пути, и удалился невредимым. В 1042 году жители Константинополя были крайне встревожены одновременным появлением наулицах сразу 15 волков. А в 1148 году в черте Женевы объявился волк невероятных размеров, который загрыз 30 человек.

Из книги Привидения среди нас автора Ильин Вадим

автора Берг Александр

Глава 1. Старинные легенды и поверья об оборотнях Самые первые легенды об оборотнях Оборотень - один из главных героев древнейших суеверий всех народов мира. Оборотни, как и вампиры, ведьмы, русалки, призраки и маги, существуют в сказках и легендах уже тысячи

Из книги Оборотни. Легенды и реальность. Проклятая кровь автора Берг Александр

Глава 3. Современная наука об оборотнях Многие столетия ученые спорят, были ли оборотни на самом деле. Большинство специалистов допускает, что возможны психические отклонения, в результате которых люди считают себя дикими зверями и ведут себя как звери, однако

Из книги Оборотни. Легенды и реальность. Проклятая кровь автора Берг Александр

Книги и фильмы об оборотнях Одними из первых литературных произведений об оборотнях являются романы «Вервольф Хуго» Сазерленда Мензиса (1838) и «Вервольф Вагнер» Джорджа Рейнольдса (1946). Несмотря на то, что эти произведения, безусловно, были весьма необычными для своего

Из книги Золотая книга гаданий автора Судьина Наталья

Самые лучшие гадания Нередко мы попадаем в такие жизненные ситуации, из которых не видим выхода. На нас наваливаются бесконечные проблемы, мы страдаем от неизвестности и мечтаем, чтобы хоть кто-то ответил на бесчисленные вопросы: «Что делать?», «Что меня ждет?», «Как мне

Из книги Большая книга тайных наук. Имена, сновидения, лунные циклы автора Шварц Теодор

Из книги Что делать, если вы потеряли самого близкого человека автора Гарифзянов Ренат Ильдарович

Самые распространенные ошибки Вначале поговорим о кино - самом массовом из искусств.Первое, что бросается в глаза, - если снимается фильм о загробном мире, то почти всегда получается «ужастик». После просмотра таких «шедевров» складывается впечатление, что основное и

Из книги Большая книга нумерологии автора Ольшевская Наталья

Самые важные числа судьбы Это один из самых важных разделов нашей книги, в котором будет рассказана о тайных числах, способных помочь каждому человеку увидеть и понять свои самые ответственные периоды жизни. Среди них, числа испытаний, личности, душевного устремления и

Из книги Астральные путешествия автора Лобков Денис

Самые известные упоминания в литературе Уильям Блейк (1757–1827) в «Песне невинности» упоминает выход «через дверь в венде головы». Он пишет, что это реально существующая точка на теле, из которой можно выделить астральное вещество, чтобы создать себе «средство

Из книги Тайны происхождения человечества автора Попов Александр

Из книги Загадки мест силы и орден девяти неизвестных автора Кассе Этьен

Из книги Рамана Махарши: через три смерти автора Ананда Атма

Из книги Книга оборотней автора Бэринг-Гулд Сэбайн

Глава восьмая ФОЛЬКЛОР ОБ ОБОРОТНЯХ Неразвитость сюжетов об оборотнях в английском фольклоре. - Обычаи Девоншира. - О происхождении слова were-wolf. - Каннибализм в Шотландии. - Разбойник из Ангуса. - Злодей из Перта. - Французские суеверия. - Норвежские обычаи. -

Из книги Книга оборотней автора Бэринг-Гулд Сэбайн

Глава шестнадцатая ПРОПОВЕДЬ ОБ ОБОРОТНЯХ Лекции доктора Иоганна Гейлера. - ПроповедьПривожу любопытный образец позднесредневековой проповеди, включенной в старинное немецкое издание речей доктора Иоганна Гейлера фон Кайзерсберга{125}, известного проповедника из

Из книги Имена и фамилии. Происхождение и значение автора Кублицкая Инна Валерьевна

Самые распространенные фамилии На самом деле европейская часть России довольно четко поделена между четырьмя господствующими фамилиями, настолько четко, что исследователи в шутку называют эти регионы Поповия, Смирновия, Кузнецовия, Ивановия.Фамилия Иванов (а в этом нет

Из книги Ты можешь всё! автора Правдина Наталия Борисовна

Самые значимые минуты жизни В жизни случаются незабываемые моменты, когда душа поет… Когда есть ощущение, что ты сделал нечто неимоверно важное в своей жизни. Прошел сквозь гипотетическое игольное ушко, и теперь все будет идти по-другому.Тогда мы действительно имеем

Этот случай произошел в конце 1980-х годов в ракетной части под Иркутском. Среди ночи старшего лейтенанта вызвали на место происшествия. В карауле стоял боец из его взвода, рядовой Метров. Обходя вверенную ему территорию, он заметил в свете фонаря за проволочным забором огромную фигуру.

Внешне нарушитель напоминал странный гибрид человека и волка, только около двух метров ростом. Тело его было покрыто длинной серой шерстью, глаза горели недобрым огнем, а длинная морда кривилась в клыкастом оскале.

Когда чудовище сделало попытку перелезть через ограждение, испуганный, но не растерявшийся кара­ульный начал стрелять из автомата. К своему ужасу, солдат понял, что пули не причиняют зверю никакого вреда, словно отскакивая от серой шкуры. Тем не менее после поднятого шума чудовище повернулось и скрылось в лесу.

Сослуживцы обнаружили Петрова в состоянии, близком к ис­терике. Прибывший на место старший лейтенант с трудом разо­брал его бессвязную речь, но картина происшествия дополнилась странными находками на месте, где, по словам рядового, появился зверь.

Крови там действительно не обнаружили, а вот следы больших звериных лап там были, причем было похоже, что зверь передвигался на двух ногах. Кроме того, к большому смущению начальника караула, на заградительной проволоке висел клок серо-черной шерсти.

В то время дело, разумеется, замяли, но факта появления в таежном гарнизоне существа, которое по описанию полностью соответствовало вурдалаку, это не отменяет. Тем более что встречи с подобными или другими существами, которых можно отнести к этой же категории, продолжаются.

Зверопастушка

Спустя много лет после случившегося жительница Иванова рассказала о подобной встрече в Костромской области. В то время Ирина Говоркова была еще школьницей и проводила каникулы у бабушки в деревне.

В этой же деревне жила одна старушка по имени Таисия. Крепкая для своих преклонных лет, точное число которых не знал никто, она бодро гоняла своих коз на пастбище и обратно, справлялась по дому так, «что в деревне и молодым то не всем под силу.

С ней-то и повстречалась Ирина на лугу. Девочка ехала на велосипеде, но на мокрой траве не сумела вовремя затормозить и чуть не врезалась в Таисию. Тут старушка стала вести себя довольно странно: сделав круг вокруг девочки, она странно оскалилась. Лицо ее словно покрылось серой шерстью, вытянулось, и между губами показались клыки.

Это продолжалось совсем короткое время, но Ирина успела испугаться. Через мгновение лицо было прежним. Старушка посмотрела на Ирину и велела все скорее забыть, все равно никто ей не поверит. Действительно, Ирина бабушка приписала всю историю богатому детскому воображению.

Хотя злые языки утверждали, что видели, как Таисия вечером уходит на речку, возвращается в облике черного кабана, а живет уже больше ста лет. Словом, считали ее ведьмой, способной менять свой облик. Конечно, где уж столетней бабке угнаться за своими козами, другое дело, если перекинуться в волка или собаку…

Эти образы наиболее типичны и для оборотней, и для ведьм. Однако последние могут принимать и другие облики, например лошади.

Тетя-лошадь

Впервые эту странную лошадь увидели жители подмосковной Ильинки. В теплое время года молодое поколение подолгу засижи­вается на улице, и вот именно такие запоздалые прохожие и стали сталкиваться после заката с исполинской лошадью с горящими глазами.

Быстро смекнув, что это проделки нечистой силы, группа активистов стала вычислять, кто именно из их односельчан перекиды­вается в лошадь и пугает по ночам народ. Заподозрили бабку Марфу, после случая с Николаем Блинковым эти подозрения переросли в уверенность.

Николай поздно возвращался домой с работы на своем грузови­ке. В сумерках он заметил стоящую на дороге лошадь и попытался се объехать по обочине, так как на сигналы животное не реагировало. Но лошадь повернулась и, сверкнув на водителя дьявольскими глазами, поскакала рядом.

Довольно долго гонка продолжалась с переменным успехом: на асфальте у машины было преимущество, на проселке — наоборот. А перед въездом в деревню лошадь с разгону наскочила в кузов, так, что машина содрогнулась, а обернувшись назад, Николай увидел через заднее стекло дико хохочущую голую бабку Марфу.

Страх придал ему силы, но когда он вышел из машины, в кузове уже никого не было. Односельчане решили не оставлять такое дело безнаказанным и отправили к ведьме делегацию, настойчиво просившую ее прекратить ночные безобразия… С неделю в деревне было тихо, а потом кто-то вытоптал у Блинкова весь огород и разнес входную дверь.

Потом в больницу попал подросток, которого напугала трехметровая лошадь. От сильного шока парень начал мычать и заикаться. Теперь местные мужики решили принять серьезные меры. Вечером они притаились у дома женщины-оборотня и увидели, как та вышла на крыльцо и превратилась в чудовищную кобы­лицу.

На оборотня набросили сразу несколько арканов, но справиться с оказывающим бешеное сопротивление животным удалось далеко не сразу. Лошадь-оборотня привели на конный двор, подковали, как полагается в таких случаях, и отпустили. Наутро всех мужиков, участвовавших в поимке ведьмы, забрали в милицию по заявлению бабки Марфы, но тут уж возмутилась вся деревня.

Старухе пригрозили, что сожгут ее дом, а ее саму, если еще поймают в облике лошади, отправят на мясокомбинат. Пришлось бабке Марфе забрать свое заявление и поискать других развлечений.

Свинский поступок

Кроме того что ведьмы могут превращаться в животных, любят они еще и порчу навести. Жительнице Ставропольского края при­шлось столкнуться с этим на практике. У сестры Светланы Титовой образовалась на ноге опухоль. Медицина в этом случае оказалась бессильна, вот и решили сестры, что это дело кого-то из местных ведьм, скорее всего, соседки, о которой давно ходила дурная слава.

По совету стариков, еще помнящих обряды, Светлана пригото­вилась свести счеты с ведьмой. В ночь на Юрьев день она поставила кипятить молоко. Когда в полночь молоко закипело, она бросила в него 12 новых неиспользованных иголок, по одной на каждый удар часов.

После этого вышла за ворота, прочла молитву и приготовилась согласно обряду выплеснуть жидкость в сторону дома той, кого подозревала в колдовстве. После этого надо было, пятясь задом, вернуться в дом и ждать, когда на следующий день придет подозреваемая и обратится с просьбой что-нибудь дать ей или, наоборот, предложит взять какой-нибудь предмет.

Ни брать, ни отдавать ничего нельзя, иначе отведение порчи не сработает. И вот на стадии выплескивания молока Светлана заметила неподалеку от себя крупное светлое животное и приняла его сперва за собаку. Но во внезапно наступившей тишине по асфальту застучали копытца — перед женщиной стояла свинья и злобно сверлила ее глазами.

Светлана стала пятиться к дому, и в тот момент, когда она коснулась своей калитки, зловещая свинья испарилась в воздухе. А на следующий день к ней пришла та самая соседка, которую Светлана заподозрила, и предложила отведать ее пирожков, что само по себе было странно. Женщина, разумеется, отказалась, и через не­сколько дней опухоль на ноге у сестры пропала.

Кратко о статье: Человек человеку волк Мифы и легенды разных - порой даже полностью изолированных друг от друга - народов имеют множество удивительно схожих черт, проявляющихся на всех уровнях познания: от теории сотворения мира и ожидания апокалипсиса до искренней убежденности в существовании невиданных волшебных тварей. Одним из наиболее характерных примеров стереотипности человеческого мировоззрения является всеобщая вера в оборотней - то есть людей, способных принимать облик зверя (реже - неодушевленного предмета), например - тигра (Индия), леопарда, гиены (Африка) или ягуара (Южная Америка)...

Человек человеку волк

Люди-волки: правда и вымысел

“Иные тела дьявол подменяет, и, пока они отсутствуют или спрятаны где-нибудь в тайном месте, сам овладевает телом спящего волка, образовываясь из воздуха, и, окутав его, производит те действия, которые, как полагают люди, совершаются отсутствующей зловредной ведьмой, которая выглядит спящей”.

Франческо-Мария Гваццо. “Compendium Maleficarum” (1626 г.)

Мифы и легенды разных - порой даже полностью изолированных друг от друга - народов имеют множество удивительно схожих черт, проявляющихся на всех уровнях познания: от теории сотворения мира и ожидания апокалипсиса до искренней убежденности в существовании невиданных волшебных тварей.

Одним из наиболее характерных примеров стереотипности человеческого мировоззрения является всеобщая вера в оборотней - то есть людей, способных принимать облик зверя (реже - неодушевленного предмета), например - тигра (Индия), леопарда, гиены (Африка) или ягуара (Южная Америка). Однако в наше время слово “оборотень” чаще всего ассоциируется с одним-единственным монстром из европейской сказочной традиции, растиражированным по бескрайнему пространству мировой культуры при помощи трех “К” - кинопленки Кодак, воздушной Кукурузы и едкой Кока-колы, лишившейся своего важнейшего ингредиента - кокаина - в 1903 году. Данная статья посвящена именно этому чудовищу - человеку-волку.

Занимательная волкология

Народная молва обычно отождествляет оборотней с животными, обладающими некими позитивными качествами (благородство, сила, хитрость) или внушающими суеверный страх. Здесь можно вспомнить многообразие японских оборотней: енотовидные собаки (тануки), лисы (кицунэ), кошки (нэко), собаки (ину), обезьяны (сару), журавли (цуру), крысы (нэдзуми), пауки (кумо), карпы (кой) и прочие животные, почитаемые за свои выдающиеся способности. Редкие исключения из этого правила составляют случаи принудительного наложения на человека какого-либо дискриминирующего заклинания, обращающего его в уродливое существо (хорошим примером из русских сказок является царевна-лягушка) или предмет (библейский соляной столб, в который превратилась жена Лота во время бегства из горящего Содома).

Среди множества других зверей одним из самых древних соседей человека является волк - canis lupus (волк обыкновенный), обитающий в Европе, Азии и Северной Америке. Считается, что от этого хищника произошли наши лучшие друзья - собаки. Он внушал людям восхищение своими великолепными охотничьими качествами. Его боялись за свирепость и решительность, с которой он нападал на противника. Именно поэтому образ волка послужил морфологической основой для создания многочисленных европейских легенд про оборотня - ликантропа.

В Мексике жить - по-волчьи выть

Несколько десятков лет назад наука полностью отвергала возможность существования ликантропов. Однако взгляды современной медицины существенно изменились - она признает факт существования оборотней, понимая под таковыми не только людей, страдающих экзотическими расстройствами психики, но и задокументированные феномены чисто физического свойства.

В Гуадаладжаре (Мексика) расположен центр биомедицинских исследований, занимающийся проблемами ликантропии. Доктор Льюис Фигуера уже много лет изучает мексиканскую семью Ацивов, состоящую из 32 человек. Все они страдают от редкой генетической болезни, передающейся по наследству и вызывающей сильное изменение человеческого облика. Поверхность их тела, включая лицо, ладони и стопы, покрыта густой шерстью (даже у женщин). У некоторых членов семьи шерсть более густая, чем у других. Заметным отклонениям от нормы подверглись также их осанка, голос и мимика.

По предположениям доктора Фигуеры, данная болезнь вызвана генетической мутацией, передающейся по наследству (Ацивы уже много лет заключают только внутриродовые браки) через X-хромосомы родителей. В ходе исследований было установлено, что данная мутация возникла у членов этой семьи еще в средние века, но до последнего времени никак себя не проявляла.

Сейчас Ацивы живут в горном городке Закатекас (известном нам по 6-й книге Карлоса Кастанеды “Дар орла”, где рассказывается о способности шаманов, называемых в народе “нагуалес”, превращаться в животных для достижения внутреннего Нагваля) на севере Мексики. Местные жители относятся к ним презрительно, если даже не враждебно, отказываясь поддерживать с “проклятым семейством” какие-либо связи.

Врачи из центра биомедицинских исследований не могут вылечить эту болезнь, названную ими “синдром ликантропии”. Но рано или поздно они смогут изолировать ген ликантропии и подарить будущим потомкам Ацивов полноценную жизнь.

Возможно, что изучение “настоящей” (научно доказанной) ликантропии поможет пролить свет на истинную природу мифов о людях-волках - ведь все рассказы про оборотней, дошедшие до наших дней, вполне могут быть основаны на реальных случаях проявления некоей редкой болезни - психической или генетической.

Ликантрапия

Термин “ликантропия” имеет греческое происхождение: ”lycoi” - “волк” и “anthropos” - “человек”. Сегодня он официально используется в психиатрии для обозначения формы умопомешательства, при котором человек воображает себя волком. Следует отметить, что этот недуг наиболее громко заявил о себе в XIX столетии, когда счет больных пошел на сотни. В средние века подобным людям очень не везло - ведь считалось, что способностью к превращениям в животных обладают только ведьмы и колдуны, использующие для этого черную магию. Когда аутодафе вышло из моды, ликантропическая тематика переместилась из сферы религиозных заблуждений в бескрайнее литературное пространство, где образ “оборотня” быстро оброс множеством дополнительных признаков, сформировавших окончательный облик мифического “человека-волка”. В конечном итоге средневековая криптозоология не только обобщила огромный массив несистематизированного фольклора, но и создала основу для дальнейшего развития формальной зоологии.

Многоликая ликантропия

Мифы разных народов наделяют ликантропов довольно схожим набором экстраординарных свойств. Некоторые считают, что оборотни могут “перекидываться” волком по своему желанию, ничем не отличаясь в этом смысле от других вымышленных существ, способных к трансформации (так, Брэм Стокер впервые описал графа Дракулу, превращавшегося в летучую мышь, волка или туман). Другие полагают, что ликантропы меняют свою форму под воздействием внешних факторов (волчий вой, наступление полнолуния, принятие каких-либо снадобий и т.п.), которые являются обязательным условием для превращения в зверя либо существенно облегчают его.

В подавляющем большинстве известных нам историй про волков-оборотней фигурируют лишь монстры мужского пола (из последних примеров - фильм “Другой мир”/ “Underworld”). Здесь нет ничего удивительного, ведь женщина является совершенно неподходящим кандидатом для переноса основных качеств волка на человека. Исключения редки (можно вспомнить такие фильмы, как “Псы-воины” или “Американский оборотень в Париже”).

Хорошо известна способность оборотней к регенерации. Люди-волки не подвержены старению или болезням. Их раны заживают прямо на глазах. Таким образом, ликантропы обладают физическим бессмертием, которое, однако, не является абсолютным. Их можно убить, нанеся серьезные повреждения сердцу или мозгу. Здесь подойдет любой способ причинения смерти, связанный с прекращением функционирования данных органов (отсечение головы, тяжелое ранение в грудь, а также утопление, удушение и другие действия, вызывающие кислородное голодание мозга). Во многих поверьях ликантропы боятся серебра (серебряного оружия), реже - обсидиана, причиняющего им незаживающие раны. Это - еще одна общая слабость, приписываемая как оборотням, так и вампирам.

Примечательна также и скорость трансформации человека в волка. Мифы разных народов проявляют в этом вопросе редкостную солидарность - процесс превращения занимает очень короткое время, исчисляемое в пределах от нескольких секунд до одной минуты, и может протекать довольно болезненно.

Оборотень из славянского эпоса - волколак (volcja dlaka - волчья шерсть, растущая на теле человека и свидетельствующая о том, что он - ликантроп) менял свою форму путем перепрыгивания через нож, воткнутый в землю (по другим поверьям, перекидывались также через коромысло, пень, обручи, двенадцать ножей, веревку, ветку дерева, огонь на печном шестке, через сердцевину упавшего дерева или просто перекувырнувшись "против солнца"). Предполагается, что термин “вурдалак” (кровожадный мертвец) произошел путем искажения слова “волколак”.

Довольно интересен способ превращения австралийского оборотня ирринджи (irrinja). Будучи в человеческом облике, он приходит к людям незадолго до песчаной бури. Когда начинает дуть сильный ветер, ирринджа ложится на землю, и его быстро засыпает песок. По окончании бури раздается песня птицы- мясника - песчаный холм, похоронивший ирринджу, начинает рассыпаться, и оттуда появляется огромный волк, нападающий на ближайшее поселение.

И он же - в Париже (1997).

Сила есть - ума не надо

Ранее считалось, что ликантроп с физической точки зрения абсолютно равноценен обычному волку. По современным представлениям оборотень отличается от волка в первую очередь своей сверхъестественной силой, превосходящей человеческую минимум в несколько раз. Он необычайно вынослив, хитер, обладает великолепным зрением, нюхом и способностью видеть в полной темноте.

Некогда люди полагали, что оборотень, принявший животную форму, ничем не отличается от обычного крупного волка. Однако с течением времени появились и другие мнения на этот счет - например, о том, что превращение в волка бывает неполным. На промежуточной стадии ликантроп выглядит как сильно деформированный человек (огромного роста и крепкого телосложения), обладающий некоторыми волчьими чертами - густая шерсть, вытянутая морда, острые зубы, когти, обратный сгиб коленных суставов, приземистая походка. Предполагается, что в таком состоянии он передвигается на двух ногах и может выполнять довольно сложные действия при помощи рук, пальцы которых сохраняют свою прежнюю гибкость. Известны многочисленные свидетельства древних историков и первооткрывателей (Геродот, Плиний, Христофор Колумб, Марко Поло), писавших о неких “песьеголовцах” - таинственных людях с головами собак или волков, обитающих на краю света.

Считается, что большинство оборотней, принявших облик волка, теряют человеческий разум и превращаются в обычных диких зверей. Однако допускается возможность сохранения за териоморфным (therion - зверь, чудовище; morphe - форма) ликантропом некоторых мыслительных способностей, позволяющих ему избегать ловушек, осознанно пользоваться простейшими приспособлениями (открывать двери, нажимать на кнопки и т.п.), узнавать своих жертв в лицо и совершать другие несложные действия, направленные на удовлетворение хищнических инстинктов. Следует заметить, что потеря разума после трансформации приписывается лишь “плохим” оборотням - то есть только тем, которые служат силам зла (убивают людей, похищают скот), испытывая непреодолимую жажду крови. В то же время, образ “хорошего” ликантропа, бескорыстно помогающего людям, имеет полное право на существование (русская сказка про Ивана-царевича и Серого волка, португальские сказки про грустного волка Бруксу).

Пробуждение зверя

Есть три возможности стать ликантропом - при помощи магии (или проклятья), от укуса другого оборотня или в силу рождения (наследственная передача ликантропии).

Магическое превращение в волка чаще всего происходит по воле самого колдуна (ведьмы, шамана), налагающего на себя (реже - на других) заклинание трансформации. Такое обращение является временным (например, скандинавский бог Локи и колдуны-лимиккины из племени американских индейцев навахо умели превращаться в любое животное, накидывая на себя его шкуру) и не передается по наследству.

Схожим по сути, но противоположным по направленности умысла является приобретение облика волка в результате проклятья: кары богов или чар злых волшебников. Оно является постоянным или, как минимум, труднопреодолимым и, в отличие от магического превращения, существенно ухудшает условия жизни ликантропа. Самым известным примером такого способа обращения является греческий миф о проклятье Ликаония (досл. - “страна волков”, упоминаемая в книге Деяний апостолов: 14,6). Согласно ему, Ликаон - сын Пелзага, царя аккадского - предложил Зевсу кушанья из человеческого мяса, за что был превращен в волка. По преданию, Ликаон стал родоначальником жителей Ликаонии - древней области в Малой Азии. Финские легенды гласят, что ребенок, проклятый при рождении ведьмой, превращается в волка - vironsusi (общий угро-финский и восточно-славянский мотив).

Ликантропия, переданная человеку через укус оборотня или в результате рождения от оборотня, является наследственной и неизлечимой. Однако здесь следует отметить, что паранормальные свойства, полученные ребенком от родителей (чаще всего это касается случая, когда оборотнем является лишь один из них), проявляются далеко не сразу. Ликантропия может спать внутри такого человека долгие годы и проявиться в самый неожиданный момент (во время солнечного затмения, парада планет, смертельной опасности или при иных необычных обстоятельствах).

Другие способы обращения менее известны и, скорее всего, являются компиляцией из фольклора различных народов. Например: рождение в канун Рождества (Европа), употребление в пищу волчьего мяса (вариант - съедение мозга волка), ношение одежды из шкуры волка (норвежское поверье про берсерка - досл. “человек в шкуре”), утоление жажды водой из волчьего следа (или водоема, из которого пила волчья стая), рождение седьмым по счету ребенком в семье (Мексика), погружение в сон на ступеньках своего дома ночью в пятницу (Италия).

Каковы внешние признаки ликантропии и как можно распознать дикого монстра в простом на вид человеке? Следует помнить, что обращение никогда не проходит бесследно - оборотень становится необычайно агрессивным и даже жестоким. Для него характерны внезапные вспышки ярости, болезненное восприятие резких звуков, бессонница, прожорливость, необъяснимое беспокойство, подозрительность и другие варианты неестественного поведения.

Не следует забывать о том, что ликантроп способен в той или иной степени контролировать проявление этих симптомов, поэтому их следует рассматривать только как косвенные признаки человека-волка. Они также не применимы к “хорошим оборотням”, поведение которых практически лишено признаков агрессии и может лишь отражать некоторые нейтральные “человеческие” свойства волка, описываемые в сказочной литературе: гордость, нелюдимость, свободолюбие и т.п. (с определенными оговорками в части разновидности оборотней можно вспомнить тему нашего номера - знаменитый цикл С. Лукьяненко “Ночной дозор”, “Дневной дозор” и “Сумеречный дозор”).

Следует также упомянуть про ярко выраженный коллективизм ликантропов, весьма наглядно описанный в рассказе В. Пелевина “Проблема верволка в средней полосе”. Он полностью копирует социальную жизнь волков, отличаясь от нее лишь некоторыми мистическими особенностями взаимоотношений внутри “стаи”. Являясь сильными индивидуалистами, оборотни, тем не менее, остро нуждаются в общении с себе подобными. Таким образом, каждый ликантроп рано или поздно пытается влиться в стаю или создать ее сам. Последнее происходит следующим образом: люди, укушенные оборотнем, превращаются в так называемых “бета-волков”, имеющих магическую кровную связь с тем, кто дал им обращение, - альфа-волком. Тот становится вожаком стаи и не может напрямую повредить своим сородичам (все раны, нанесенные бета-волку альфа-волком, сразу же появляются у последнего - таким образом, убив бета-волка, альфа-волк убьет и самого себя). В то же время бета-волк может избавиться от ликантропии, убив альфа-волка. Люди, превратившиеся в оборотней после укуса бета-волка, приобретают все ту же кровь альфа-волка и вливаются в стаю на правах обычных бета-волков. Они ничем не связаны с бета-волком, давшим им становление, и могут (как и другие бета-волки) убивать сородичей без всякого ущерба для собственного здоровья.

Игрушечные волки

На сегодняшний день люди-волки широко используются в качестве персонажей популярных книг, фильмов и игр (компьютерных, настольных и ролевых).

Самая известная в мире ролевая игра, “Подземелья и драконы” (Dungeons & Dragons), в своих ранних редакциях описывала ликантропа (wolfwere) как второстепенного монстра, принимающего форму человека или волка по своему собственному желанию, но, в отличие от обычного оборотня, не способного передать заразу ликантропии через укус. По замыслу разработчиков игры, оборотень должен был сидеть в засаде и поджидать случайных путников. Завидев их, он либо превращался в волка (правила допускали и частичную трансформацию) и нападал на свои жертвы, либо - если силы были неравны - использовал свою специальную способность “Песню летаргии”, вводя противников в некое подобие транса. Кроме того, оборотень мог напроситься к человеку, эльфу или иному гуманоидному сказочному существу в попутчики, приняв форму лица противоположного пола - красивого и внушающего доверие. Естественно, ничем хорошим такое путешествие закончиться не могло.

Самая последняя, “трех-с-половинная” редакция D&D, использует гораздо более совершенный и проработанный образ ликантропа (lycanthrope), в целом соответствующий вышеописанным мифологическим стандартам (к сожалению, под термином “ликантроп” там понимается человек, способный принимать облик не только волка, но и любого другого хищника - от крысы до тигра). Каждый игровой персонаж теперь может стать оборотнем, заразившись ликантропией от укуса этого чудовища. Можно также играть за прирожденного оборотня, однако в этом случае избавиться от данного проклятья, увы, невозможно (правила говорят, что если съесть веточку белладонны в течение часа после укуса ликантропа либо как можно скорее обратиться за помощью к священнику или магу, то шансы на выздоровление будут довольно высоки).

Еще одной культовой ролевой игрой, целиком посвященной жизни ликантропов, является "Werewolf the Apocalypse" (“Оборотень: Апокалипсис”) - продукт из линейки игр компании White Wolf Games, посвященных обратной стороне нашей повседневной жизни - удивительному и пугающему Миру Тьмы (World of Darkness). Его обитатели живут среди нас, тщательно скрывая факт своего существования - вампиры, призраки, феи, мумии, демоны и, конечно же, оборотни, называющие себя “гару” (заимствование французского термина “оборотень” - loup-garou). Рожденные матерью-Землей Гаей (Gaia), эти бесстрашные воины ведут тысячелетнюю войну с одной из трех великих сил Вселенной - с Червем (Wyrm), представляющим силы разрушения и хаоса. Они защищают от Червя своего покровителя - Природу (Wyld). Третья великая сила - Творец (Weaver), воплощение науки и прогресса, является нейтральной в этом древнем конфликте, однако Червь уже давно научился использовать его технические достижения в своих собственных целях.

Оборотни делятся на 13 племен (tribes), представители которых отличаются друг от друга по своим мистическим способностям. Все гару могут общаться с духами и выходить в Умбру (Umbra) - астрал, открывающий истинную суть каждой вещи.

Природа уже почти проиграла эту битву. Ядерные испытания, мировые войны, озоновые дыры, обмеление морей, вымирание животных - явные признаки того, что Апокалипсис неизбежен. Гару - последние защитники Гаи - прекрасно понимают, что обречены на поражение. Единственное, что они могут сделать - это умереть в безнадежном бою, сохранив свою гордость и честь.

К сожалению, White Wolf Games объявила о прекращении дальнейших работ над основными линейками продуктов по Миру Тьмы. Однако хочется верить, что эти книги (игровые пособия и художественная литература по Миру Тьмы) все же будут переведены на русский язык и появятся в продаже, заняв почетное место в развивающейся индустрии отечественных ролевых игр.

Верую, ибо абсурдно

Образ ликантропа - ровесник каменного топора и шаманского бубна, объединяющий в себе страх человека перед природой, наивный анимализм первобытных племен и патриархальный уклад развивающегося человеческого общества. Оборотень появился в народном фольклоре задолго до многих других сказочных существ - вампиров, гарпий, пегасов, демонов, василисков, гномов, джиннов, минотавров, ангелов, бегемотов, единорогов, эльфов, драконов - словом, тех невероятных обитателей наших фантазий и грез, которых мы знаем с детства. Но даже несмотря на то, что недавнее открытие генетического “синдрома ликантропии” окончательно разрушило мистическое очарование древних легенд, нам до сих пор хочется верить в существование таинственных и могучих людей-волков, преследующих свою добычу при свете луны. Ведь мечта - дыхание нашего разума, а человек не может жить без воздуха.

Некоторые случаи ликантрапии в XIX веке

1824 - Антуан Легер помещен в психиатрическую лечебницу за то, что убил 12-летнюю девочку, выпил ее кровь и съел ее сердце.

1828 - в Париже в возрасте 40 лет умер Виктор из Авейрона - первый из признанных наукой “диких” людей, найденных в лесу и ведущих животный образ жизни без каких-либо проявлений человеческого разума.

1849 - сержант Франсуа Бертран разрывал могилы, поедал плоть трупов и вступал с покойниками в половую связь. Аналогичная практика была якобы характерна для лимиккинов (см. выше - “ходящих в коже”) навахо - некрофилов, совокупляющихся с мертвыми женщинами и поедающих их после окончания полового акта.

1886 - “Оборотень Лондона” Генри Блот разрыл две могилы и обгрыз мягкие ткани трупов, после чего впал в гипнотический транс и был пойман полицией.