Человек как духовное существо — Гипермаркет знаний. Человек, как духовное существо. план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему Конспект по теме человек как духовное существо

Духовность в наши дни одно из востребованных понятий. О ней говорят философы, политики и публицисты. Недавно японский премьер Наото Кан сказал: "Если бы нам удалось соединить наши технологические успехи с такой духовностью, которая отличала Серебряный век русской культуры, вряд ли другие страны могли бы обеспечить столь быстрое продвижение, какое в этом случае мы бы, то есть японцы, обрели". Нередко пишут и о бездуховности в обществе, об отсутствии идеалов как очевидном феномене наших дней.

Но вот беда. Почти ни в одном психологическом словаре нет статьи, посвященной духовности. Нет этого понятия и в культурологических словарях. Итак, едва ли не все осознают, что это важный фактор развития цивилизации, открытия новых форм общественной жизни. Все тоскуют о желаемом преобладании в человеке духовных, нравственных, интеллектуальных ценностях. Но в то же время дальше общих слов современная общественная мысль не продвигается.

Духовность – понятие, обобщенно отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому ("материальному", "природному") существованию человека или по меньшей мере отличные от него. Исторически сложилось два направления в понимании духовности: религиозное и секулярное. Сокровенный смысл религиозного истолкования духовности обнаруживается в прямом богообщении. "Мы не “верим” только... Мы духовно уже видим (как видим солнце), что Хозяин мира есть Бог, и Он есть духовное Солнце всей жизни. Если бы не было Его, не было бы ничего. Без вечности и бессмертия все, что в мире, – ни к чему и незачем. С Богом все осмысленно, получает свой смысл и свою цель. Все трудности, все труды и страдания человека озаряются смыслом, и сама смерть несет в себе свет вечного бытия".

Понятие трансцендентности

Человек и животные исследуют окружающую среду при помощи органов чувств: они слушают, нюхают, смотрят и трогают, в результате у них формируются связные представления об этой среде, они запоминают и связывают эти представления, и на основе прошлых впечатлений, у них развиваются ожидания. Итак, человек замкнут в пространстве физического мира. Он может познавать этот мир и добиваться огромных успехов в познании. Однако люди смутно догадываются, что за пределами физического мира есть какой-то другой мир. Мы получаем сигналы из этого мира. Более того, многие духовидцы, мистики, эзотерики обретали способность выходить в этот духовный мир и передавать собственные впечатления от встречи с ним. В истории философии такой переход из области посюстороннего в область потустороннего получил название трансценденции. В философии так обозначается переход из сферы возможного опыта (природы) в сферу, которая лежит по другую его сторону.

Австрийский психолог Виктор Франкл подчеркивает, что "существенное различие между человеком и животным состоит в том, что интеллект человека как высок, что человек в отличие от любого животного – обладает еще одной способностью: понять, что должна существовать мудрость, которая принципиально превосходит его собственную, а именно надчеловеческая мудрость, которая создала как человеческую мудрость, так и мудрые инстинкты животных, и гармонично распределила их между ними".

Трансцендентный (от лат. transcendere – переступать) – "перелетающий" (Кант), выходящий за границы возможного (не только индивидуально и в настоящее время) опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. Если говорить о понятии "трансценденции" в онтологическом смысле, то оно выражает признание бытия, которое не оказывается объектом наших мыслей и восприятий.

По словам Н. А. Бердяева, духовное начало в человеке имеет трансцендентное основание. Иначе говоря, оно не выводится из природы, из окружающего мира. Недовольство человека конечным, устремленность к бесконечному обнаруживает божественное в человеке. Согласно Н. А. Бердяеву, человек не может быть самодостаточен, это означало бы, что его нет. "В этом тайна человеческого существования, – показывает Н. А. Бердяев, – оно доказывает существование высшего, чем человек, и в этом достоинство человека. Человек есть существо, преодолевающее свою ограниченность, трансцендирующее к высшему".

Тема: Человек как духовное существо

Выполнила

Якунина Е.Н. учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 1р. П. Пачелма


Цель: формирование у учащихся моральных ориентиров, гуманистического мировоззрения, гражданственности и общей культуры.

Задачи:

  • выработка понимания понятия “духовность”;
  • формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции;
  • воспитание нравственно-духовных ценностей.


Что же такое духовный мир человека?

  • В научном обиходе понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых. Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыс­лов, определяющих направленность всей деятельности, по­этому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное характеризует не только сознание, но и практику.
  • Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.

  • Духовная жизнь - это то, что возвышает человека, на­полняет его деятельность глубоким смыслом, способ­ствует выбору верных ориентиров. Она требует посто­янного обогащения путем общения и особенно путем обращения к произведениям русских и зарубежных фило­софов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.

Что такое мораль? Кто же устанавливает моральные нормы?

  • Мораль - это система норм, правил, регулирующих обще­ние и поведение людей, обеспечивающих единство общест­венных и личных интересов.

  • Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  • Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  • Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  • Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  • Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
  • Не убивай.
  • Не прелюбодействуй.
  • Не кради.
  • Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  • Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

  • Не придавайте Аллаху в сотоварищи другое божество (Коран, 17:22) .
  • Почитайте своих родителей (Коран, 17:23) .
  • Отдавайте другим то, что им положено (Коран, 17:26) .
  • Обращайтесь ласково с сиротами (Коран, 17:34) .
  • Будьте верны в мере, когда взвешиваете и взвешивайте правильными весами (Коран, 17:35) .
  • Выполняйте свои обещания (17:34) .
  • Не убивайте своих детей из боязни обеднения (Коран, 17:31) .
  • Не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву (Коран, 17:33) .
  • Не приближайтесь к прелюбодеянию (Коран, 17:32) .
  • Не следуй за тем, о чём у тебя нет знания (Коран, 17:36) .
  • Не ходи по земле горделиво (Коран, 17:37) .
  • Не расточай своё богатство безрассудно, а придерживайся середины (Коран, 17:26, 27) .

«Золотое правило» нравственности

  • Оно гласит: «Поступай по от­ношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие по­ступали по отношению к тебе».

Задание: выберите каждый по одному высказыванию, которое ближе всего вашим убеждениям. Напишите в тетрадях краткое эссе, используя уже известную вам схему

  • Самое верное средство остаться бедным - быть честным человеком.

Наполеон Бонапарт

  • Есть тысяча способов быть очень дурным человеком, не нарушая ни одного закона.

Жермена де Сталь

  • Не надо думать, что человек, поступающий в соответствии со своими убеждениями, уже порядочный человек. Надо проверить, а порядочны ли его убеждения.

Федор Михайлович Достоевский

  • Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами "Все так делают".

Лев Николаевич Толстой


  • 1. Внимательно изучи высказывание, уясни его содержание
  • 2. Сформулируй проблему
  • 3. Раскрой отношение автора высказывания к проблеме (2-3 предложения)
  • 4. Аргументируй свою позицию (2-3 аргумента)
  • 5. Сделай выводы

Задание: на этом слайде вы видите таблицу, в которой заполнена только левая часть. Используя материал параграфа на стр. 37-39 найдите определения для данных терминов

Идеал

Цен­ности

Совесть

Патриотизм

Гражданственность

ОТВЕТ

безусловное прину­дительное требование (повеление), не допускающее возра­жений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Идеал

совершенство, высшая цель человеческо­го стремления, представление о высших моральных требо­ваниях, о наиболее возвышенном в человеке

Цен­ности

то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Ценности отражают отношение человека к действительно­сти (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к дру­гим людям, к самому себе.

Важнейшие нравственные ценности составляющие систе­му ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали, носят парносоотносительный (биполярный) характер, на­пример добро и зло.

Совесть

способность личности позна­вать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный само­контроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

Патриотизм

ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и лю­бовь к Родине, своему народ

Гражданственность

социально-психологи­ческие и нравственные качества личности сочетающие в себе чувство любви к Родине и ответственность за нормаль­ное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей




Мировоззрение - это целостное пред­ставление о природе, обществе, человеке, находящее выра­жение в системе ценностей и идеалов личности, социаль­ной группы, общества.

Обыденное (житейское)

Религиозное

Научное


ЧТО ВЛИЯЕТ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ?

Язы к

Культура


История народа

ЧТО ВЛИЯЕТ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ?


Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей?

  • Во-первых, дает человеку ори­ентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности.
  • Во-вторых, именно мировоззрение позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, воору­жает их методами познания и деятельности.
  • В-третьих, человек получает возможность определять истинные ценности жиз­ни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер.

Каждое мировоззрение имеет свои достоинства и недостатки

Виды мировоззрения

Достоинства

Обыденное мировоззрение

Недостатки

опирается на непосредственный жизненный опыт челове­ка

Религиозное мировоззрение

тесная связь с мировым культурным наследием, ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.

мало использует опыт дру­гих людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры

Научное мировоззрение

про­являющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование.

прочная науч­ная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и соци­альной деятельностью людей

человек еще не занял в научном миро­воззрении подобающего ему места


  • Наше время позволяет человеку совершить мировоз­зренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не дает ему достаточных осно­ваний для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

Закрепление (тест)

  • 1. Популярный композитор работает над новой песней, посвященной защите мира. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?

1) духовная

2) экономическая

3) политическая

4) социальная

  • 2. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической и социальной. К социальным характеристикам человека относят

1) возрастные особенности

2) расовые отличия

3) проявления наследственности и изменчивости

4) духовные идеалы и ценности


Подумайте

  • 3. Вставьте пропущенное в схеме слово:

Вторичные (приобретенные потребности)

социальные

престижные


Не спешите!

  • 4. Из приведенных примеров выберите те, которые относятся к духовной деятельности человека
  • материально-производственная деятельность
  • познавательная деятельность
  • социально-преобразовательная деятельность
  • прогностическая деятельность
  • ценностно-ориентировочная деятельность
  • 5. К духовным ценностям относится:

1) микроскоп

2) компьютер

3) научное открытие

4) телевидение


Соотнесите правильно

  • 6.Мировоззрение формируется под влиянием:

A. Личного опыта.

Б. Окружающей культурной среды.

1) верно А и Г

2) верно А В Г

B. Образования и воспитания.

Г. Психологических особенностей личности.

3) верно В и Г

4) верно А Б В Г


Выбери правильно

  • 7. Способность личности к моральному самоконтролю называется:

1) совестью

2) убеждением

3) талантом

4) этикетом

  • 8. Фундаментом духовной жизни общества является:

1) познание

2) искусство

4) культура


  • Есть очень много самых разных мнений о морали и нравственности - про то, что цель оправдывает средства, и что победителей не судят. Наверное, те кто так считает- имеет на это право.
  • Все можно простить, но не извращение тех высших истин, до которых с таким трудом дошло человечество. (Л.Н. Толстой)

Домашнее задание

  • 1.Параграф 4 учебника, задание 1-4.
  • 2.В сети Интернет найти определение понятия «гуманистическое мировоззрение»

В человеке непрестанно борются два начала, из кoтoрых одно влечет eгo к активной деятельности духа. к paботе духовной во имя идеала... а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готoв наложить на нeгo свою омертвляющую руку, как только слабеет eгo дyховная энергия. В борьбе с самим собой. включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека...

Вопросы и задания к документу

1. В чем состоит, по мысли философа, нравственная жизнь человека?
2. Чем различаются понятия «душа» и «дух» у Булгакова?
3. В каком смысле автор использует слова «дух», «духовный»? Аргументируйте ответ, используя текст.
4. Какие идеи, высказанные в параграфе, созвучны идеям философа?
5. Какие выводы можно сделать из этого текста?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое дyxoвнo-нpaвcтвeнныe ориентиры человека, кaкова их роль в деятельности?

На тему духовного мира человека можно рассуждать бесконечно, так как эта тема остается изученной довольно поверхностно. В чем заключается духовность, а в чем - бездуховность? Почему один человек считается духовно развитым, а другой - нет?

Человека как духовное существо и духовный мир

Чем взрослее становится человек, тем чаще задумывается о своем саморазвитии и об уровне осознанности в своей жизни. Чем больше опыта и впечатлений получает сознание человека, тем шире и ярче становится его духовным мир.

Дать конкретное определение понятию «духовный мир» практически невозможно. Духовный мир означает его внутреннюю духовную жизнь, включающую в себя чувства, знания, веру и высокие цели человека.

Можно описать духовную жизнь людей, как богатство достижений разума и чувств, которые объединены в духовные ценности и ведут к созиданию новых и более высоких ценностей.

Если говорить о человеке, который духовно развит, то о нем можно сказать, что он стремится к высоте помыслов и идеалов, и соответственно своему духовному развитию и поступает. Потому что о духовности нельзя говорить только в сознательном ключе, духовность также означает и практику.

А человек, который слабо развит духовно, не может оценить красоту окружающего мира, и его внутренняя жизнь бедна и бесцветна.

Таким образом, духовность означает высший уровень развития человека и саморегуляцию зрелой личности. Он руководствуется высшими духовными ценностями, а не своими личными потребностями и желаниями.

Мировоззрение

Мировоззрением называют совокупность взглядов человека на мир, окружающий его. От других элементов духовного мира человека мировоззрение отличается тем, что оно представляет собой взгляд на целый мир, а не только на какую-то его часть.

В мировоззрении заключается отношение человека ко всему окружающему, мировоззрение отображает те чувства, которые мир дает человеку. Поэтому мировоззрение можно назвать целостным представлением человека об обществе, человеке, природе и то, в какие моральные ценности и идеалы эти представления формируются.

Каждому историческому периоду присуще определенно мировоззрение, как и каждому отдельному человеку - тоже. Так как каждой эпохе были свойственны определенные проблемы и доступны лишь некоторые знания, но и общее мировоззрение людей отвечало этим параметрам.

Но независимо от общества или вида государства, в котором живет человек, его мировоззрение - это индивидуально. Но люди могут быть со сходными мировоззрениями, ведь есть факторы, которые обстоятельственно объединяют людей и их представления о жизни становятся похожими.

Ценностные ориентиры человека

Если говорить о духовности человека и о его духовном мире, то следует обратить внимание и на ценностные ориентиры человека. Это как раз то, что является наиболее дорогим и даже святым для определенного человека. Ценностные ориентиры отражают отношение человека к событиям, явлениями и фактам, ко всей действительности.

Поэтому ценностные ориентиры совершенно разные для различных обществ, наций и стран. При помощи ценностных ориентиров формируются жизненные приоритеты и цели деятельности. Выделяют такие виды ценностей, как нравственные, политические, религиозные, профессиональные и художественные.

Тема Человек как духовное существо

Цель: формирование у учащихся моральных ориентиров, гуманистического мировоззрения, гражданственности и общей культуры.

Задачи:

    выработка понимания понятия “духовность”;

    формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции;

    воспитание нравственно-духовных ценностей.

Предполагаемый результат (приобретаемые навыки) :

когнитивные:

    умение использовать понятия: мораль, нравственность, совесть, патриотизм, гражданственность, идеал в аргументации собственного мнения;

    умение анализировать ситуации;

информационные:

    умение составлять конспект, работать со схемами.

    умение пользоваться информационными ресурсами;

аналитические:

    применять схемы анализа проблемного вопроса;

    самостоятельно делать выводы.

Форма проведения: Урок-исследование

Оборудование урока

    Учебник «Обществознание 10 класс» под редакцией Боголюбова Л.Н., издательство Просвещение, 2007 год.

    Мультимедийный проектор.

План урока

    Что включает в себя понятие «духовная жизнь людей»

    Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы

    Мировоззрение и его роль в жизни человека

Ход урока

I вопрос Рассказ преподавателя с элементами беседы.

Задумывались ли вы о своем жизненном пути, смысле своей жизни? Стремились ли относиться к самому себе сознательно, саморазвиваться, самовоспитываться. Наверняка каждый из вас задавал себе подобные вопросы, которые относятся к очень важной сфере нашей жизни- духовному миру человека.

Что же такое духовный мир человека? Начнем со слова «мир». Оно многозначно. В данном случае оно обозначает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.

В научном обиходе понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.

Есть тысяча способов быть очень дурным человеком, не нарушая ни одного закона.

Не надо думать, что человек, поступающий в соответствии со своими убеждениями, уже порядочный человек. Надо проверить, а порядочны ли его убеждения.

Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами "Все так делают".

Лев Николаевич Толстой

Задание: выберите каждый по одному высказыванию, которое ближе всего вашим убеждениям.

Напишите в тетрадях краткое эссе, используя уже известную вам схему

Слайд 5

1. Внимательно изучи высказывание, уясни его содержание

2. Сформулируй проблему

4. Аргументируй свою позицию (2-3 аргумента)

5. Сделай выводы

После выполнения задания озвучить 2-3 работы учащихся

Помимо прямых норм поведения, мораль также включает идеалы, ценности, категории (наиболее общие, фундаментальные понятия).

Задание: на этом слайде вы видите таблицу, в которой заполнена только левая часть. Используя материал параграфа на стр. 37-39 найдите определения для данных терминов

Слайд 6

безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Идеал

совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке

Ценности

то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе.

Моральные категории

Важнейшие нравственные ценности составляющие систему ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали, носят парносоотносительный (биполярный) характер, например добро и зло.

Совесть

способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

Патриотизм

ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народ

Гражданственность

социально-психологические и нравственные качества личности сочетающие в себе чувство любви к Родине и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей

Определения в правой части таблицы появляются после озвучивания их учащимися

Рассказ преподавателя Формируются ли нравственные начала в человеке стихийно или их необходимо формировать сознательно?

В истории философской и этической мысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества присущи человеку с момента рождения. Так, французские просветители полагали, что человек по своей природе добр. Некоторые представители восточной философии считали, что человек, наоборот, по своей природе зол и является носителем зла. Однако изучение процесса становления морального сознания показало, что оснований для таких категорических утверждений нет.

Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у него перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже достигнутому уровню нравственного сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Не последнее место при этом занимает и самовоспитание личности.

Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему - особые нравственные качества личности, которые человек не может получить готовыми от окружающих, а должен выработать самостоятельно.

Самовоспитание в сфере нравственности - это прежде всего самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности.

Вывод Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравст венных норм в жизни и деятельности. Только в опыте до брых дел и противостоянии злу можно сознательно осуществлять нравственное самосовершенствование.

III вопрос.

Рассказ преподавателя Важной частью духовного мира человека является его мировоззрение

Слайд 7

В самом простом, наиболее распространенном понимании мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.

Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружающим миром или стремится изменить его?

Таким образом, мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

От чего зависит то или иное мировоззрение?

Слайд 7.

Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.

Классификация типов мировоззрения может быть различной. Слайд 8

Но более всего распространена следующая классификация типов мировоззрения.

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением.

Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение формируется стихийно, преобладает житейская, обыденная основа.

Слайд 8

Обыденное мировоззрение распространено очень широко, поскольку усилия учебных заведений и пастырей церкви зачастую задевают лишь самую «поверхность» сферы духовной жизни человека.

Религиозное мировоззрение - мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других.

Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.

Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей? Слайд 9

    Во-первых, дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности.

    Во-вторых, именно мировоззрение позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности.

    В-третьих, человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер.

Каждое мировоззрение имеет свои достоинства и недостатки Слайд 10

В форме беседы преподаватель подводит студентов к правильным ответам. Они появляются на слайде по мере озвучивания

Виды мировоззрения

Достоинства

Недостатки

Обыденное мировоззрение

опирается на непосредственный жизненный опыт человека

мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры

Религиозное мировоззрение

тесная связь с мировым культурным наследием, ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.

проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование.

Научное мировоззрение

прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей

человек еще не занял в научном мировоззрении подобающего ему места

Вывод. Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не дает ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

Закрепление изученного материала.

Теперь давайте посмотрим, как материал данной темы может быть представлен в материалах ЕГЭ по обществознанию Слайды 11-18. Студенты дают ответы, объясняя их

1. Популярный композитор работает над новой песней, посвященной защите мира. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?

1) духовная

2) экономическая

3) политическая

4) социальная

2. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической и социальной. К социальным характеристикам человека относят

1) возрастные особенности

2) расовые отличия

3) проявления наследственности и изменчивости

4) духовные идеалы и ценности

3. Вставьте пропущенное в схеме слово

Вторичные (приобретенные потребности)

социальные

престижные

4. Из приведенных примеров выберите те, которые относятся к духовной деятельности человека

    материально-производственная деятельность

    познавательная деятельность

    социально-преобразовательная деятельность

    прогностическая деятельность

    ценностно-ориентировочная деятельность

5. К духовным ценностям относится:

1) микроскоп

2) компьютер

3) научное открытие

4) телевидение

6. Мировоззрение формируется под влиянием:

A. Личного опыта.

Б. Окружающей культурной среды.

B. Образования и воспитания.

Г. Психологических особенностей личности.

1) верно А и Г

2) верно А В Г

3) верно В и Г

4) верно А Б В Г

7. Способность личности к моральному самоконтролю называется:

1) совестью

2) убеждением

3) талантом

4) этикетом

8. Фундаментом духовной жизни общества является:

1) познание

2) искусство

3)наука

4) культура

Выводы по теме. Есть очень много самых разных мнений о морали и нравственности - про то, что цель оправдывает средства, и что победителей не судят. Наверное, те кто так считает- имеет на это право.

Но я хочу закончить наше занятие другим высказыванием – словами Л.Н. Толстого

Все можно простить, но не извращение тех высших истин,

до которых с таким трудом дошло человечество.

Домашнее задание 1.Параграф 4 учебника, задание 1-4.

2.В сети Интернет найти определение понятия «гуманистическое мировоззрение»