Икона Пресвятой Богородицы «Четырехчастная. Икона четырехчастная, иконы Богородицы Умягчение злых сердец (Ченстоховская), Утоли моя печали, Избавление от бед страждущих, Взыскание погибших. Россия, Центр империи, XIX век Икона четырехчастная богородицы с

К данной иконе прилагается документ - экспертиза Национального научно-исследовательского института экспертизы и оценки объектов истории и культуры «Рускультурэкспертиза».

Настоящая икона является неотъемлемой частью национального культурного достояния Российской Федерации и не подлежит вывозу за границу.

Время и место: Россия, Владимирские села, середина 19 века.

Размер: 32х24,9 см.

Техника и материалы

Икона: левкас, яичная темпера, природные минералы, сусальное серебро.

Доска: липа, две торцевые дубовые шпонки.

Четырехчастный Богородичный образ составлен иконописцем по желанию заказчика из икон Божьей Матери почитаемых избранных сюжетов.

  1. «Обет страждущих» - поясной образ Богоматери в короне, в мафории, с Младенцем на левой руке, правой рукой Она касается ножек Младенца. Благословляющая правая рука Младенца представлена на уровне шеи Богородицы. Левая Его рука сжимает свиток. Перед этой иконой молящиеся берут на себя обеты.
  2. «Богоматерь Троеручица» список (копия) с чудотворного образа Иоанна Дамаскина. Иконография образа Божией Матери «Троеручица» относится к типу «Одигитрия». Младенец Христос сидит на правой руке Богородицы. Правой рукой Он благословляет, в левой Его руке свиток. В нижней части иконы изображается кисть руки Богородицы. «Третья рука» Богородицы символизирует покров и защиту, которую Она дарует молящимся. Левая рука Марии поднята к груди в указывающем на Сына жесте. У образа «Троеручица» молятся о защите от врагов при угрозе дому или семейному благополучию, об увеличении благосостояния, об исцелении от болезней, об исцелении безнадежно больных, о здравии родных и близких.
  3. «Умиление Пресвятой Богородицы» - Богоматерь прижимает Младенца Христа к своей щеке. Младенец сидит на левой руке Богородицы. Левая Его рука касается шеи Богородицы, правая опущена вниз. Правая рука Богородицы находится на уровне Её груди.
  4. «Утоли мои печали» - помощница в болезнях. Богоматерь изображена держащей левой рукой Младенца Христа, у которого в руках развернут свиток. Правую руку Богоматерь приложила к Своей голове, несколько склоненной на бок, будто Она прислушивается к молитвам всех обращающихся к Ней о печалях и скорбях. Молитва перед иконой Божией Матери «Утоли моя печали» помогает избавиться от душевной скорби и губящих сердце страстей. Другое название иконы «Утоли моя болезни» говорит о ее большой исцеляющей силе.

Особенность четырехчастной иконы в том, что она является покровительницей женщин, молящихся перед Ней с просьбами к Богородице о помощи в рождении и воспитании детей, об их здравии и благополучии, икона помогает матерям и вдовам.

Художественные особенности образа позволяют отнести его к типу народной иконы. Об этом свидетельствует лаконичность композиционных решений, контрастная ограниченная цветовая гамма на основе красно-коричневого и черного цветов, тяготение к плоскостности, упрощение изображений фигур и схематичность облачений.

Икону можно отнести к произведениям ремесленного искусства, характерным для «расхожей продукции» Владимирских сел второй половины XIX века. За основу иконографии были взяты наиболее почитаемые московские образы.

Сохранность хорошая, живопись под первоначальной олифой. Икона не подвергалась реставрационным и иным вмешательствам в авторскую живопись.

Настоящая икона весьма характерный памятник иконописи Центральной Руси последней четверти 19 века, имеет коллекционную и музейную ценность.

Деревянная доска, ровная и крепкая. Две встречные врезные шпонки (полностью сохранились). Оборотная сторона доски покрыта оригинальной перкалью. По бокам иконы имеются многослойные картонные надставки - так в 19 веке часто обрамляли икону, подгоняя ее под оклад.

Левкас, темпера, покрывная олифа, покрывной лак (фрагментарно, по клеймам (смотрите фото)).

Живопись в идеальном состоянии, без малейших вмешательств и реставраций!

Качественно изготовленный латунный оклад с накладными клеймами украшает икону.

Оклад покрыт сплавом серебристого цвета, нимбы - желтого цвета. Оклад изготовлен машинным способом (штамповка, тиснение) с последующей ручной доработкой.

Оклад очень красив, рельеф сложный, тонкий, оклад оттеняет темперную живопись и делает икону нарядной, «дорого» и «богато» выглядящей.

Имеются незначительные утраты на накладных нимбах (смотрите фото и видео), однако они малозаметны и совершенно не портят целостности в восприятии образов.

Представленные на иконе четыре Богородичных образа являются очень редкими, и потому старинная намоленная икона представляет особую ценность не только для людей верующих, но и для истинных собирателей старинных русских икон!

Вы можете купить четырехчастную икону для себя, или в подарок!

Размер: 26.0 х 30.5 х 2.3 см.

Рассмотрите икону со всех сторон! Оригинальное профессиональное видео специально для Вас:

Четыре редкие иконы Богородицы на одной аналойного размера, доске, икона в идеальном состоянии, в красивом ажурном окладе, да еще и по цене одной старинной иконы 19 века - у Вас есть редкий шанс успеть купить прекрасную икону для своего дома или в подарок Вашим родственникам, друзьям, руководителю!

Четыре Богородичных образа на одной иконе, редкие востребованные изводы, коллекционная сохранность, красивый латунный оклад, аналойный размер, четыре иконы по цене одной! Редчайшая икона, не пропустите!!!

Многочастные иконы - не редкость среди старинных образов 19 века, однако и тут встречаются такие иконы, которым можно искренне порадоваться и удивиться.

Прекрасный и очень редкий вариант четырехчастной Богородичной иконы сейчас находится перед Вами и нам приятно отметить, что этот красивый образ дошел до нашего времени в столь хорошем экспозиционном состоянии, этот факт можно объяснить только одним обстоятельством: икону любили и правильно хранили, бережно обращались с нею и размещали, скорее всего, в застекленном киоте.

Икону украшает красивый латунный оклад с накладными вызолоченными нимбами. Оклад не потерт, исполнен он очень качественно, рельефно.

Подокладная живопись на иконе проста и приятна, особенно красивы лики. Обратите внимание на то, что сами образы фрагментарно покрыты блестящим лаком - так мастер усиливал глубину цвета красочного слоя и одновременно осуществлял защитную функцию для живописи. Такой прием частичной обработки иконы лаком часто встречается на иконах, изначально предназначенных под покрытие окладом, ведь в конце 19 века принято было экономить, живописные иконы тогда соперничали в цене с печатными иконами.

Благодаря съемному окладу антикварную икону Вы можете разместить в своем доме как в окладе, так и без него, то есть так, как Вам нравится.

Все четыре извода - икона Богородицы Умягчение злых сердец (Ченстоховская), икона Богородицы Утоли моя печали, икона Богородицы Избавление от бед страждущих, икона Богородицы Взыскание погибших - очень редки и будет сложно найти такие иконы 19 века в отдельности, кроме того, каждая отдельная икона будет стоить достаточно дорого, тут же Вам предоставляется уникальная возможность купить четыре востребованных Богородичных образа по одной цене!

Четыре иконы на одной иконной доске - это еще и возможность компактного размещения святых образов в современном жилище, где часто не хватает места для отдельных Богородичных изображений.

Празднование иконе Богородицы Умягчение злых сердец Ченстоховской Рудненской отмечается 19 марта по новому стилю.

Икона Богородицы «Умягчение злых сердец» о чем молятся, о чем просят: Молитва Богородице «Умягчение злых сердец» совершается о благополучии в семейной жизни, об исчезновении недобрых чувств, об усмирении вражды.

Икона Богородицы «Утоли моя печали» о чем молятся, о чем просят: просят перед образом Богородицы исцеления любых телесных недугов, в том числе исцеления паралича, немощного состояния, но особенно икона прославилась исцелением душевных недугов, она исцеляет от греховных страстей, избавляет от печалей, скорбей, помогает пережить тяжелые жизненные моменты, несчастья, дает душам верующих скорое утешение.

Икона Богородицы «Избавление от бед страждущих» о чем молятся, о чем просят: молятся иконе об избавлении от бед и несчастий.

День празднования иконе Богородицы «Взыскание Погибших» празднуется 18 февраля по новому стилю.

Икона Богородицы «Взыскание Погибших» о чем молятся, о чем просят: молитва Пресвятой Богородице Взыскание Погибших помогает спасти детей, гибнущих в грехах, но иконе Богородицы молятся и невесты, выходящие замуж с тем, чтобы Пречистая Дева защитила брак, сохранила его.

Молятся иконе также об избавлении от людских пороков.

Редкая четырехчастная икона с Богородичными образами может стать Вашей, Вы можете купить икону для себя, или в качестве доброго ценного подарка!

Среди прихожан русской православной церкви святой Матроны Московской в Майами много молодых семей с маленькими детьми. Посещают наш храм и много будущих матерей, а еще больше женщин приезжает в Майами в надежде на благополучные роды.

Беременность, роды, вскармливание новорожденного и последующее его воспитание – это те желанные события, которые показывают величие сотворенной Богом жизни. Поэтому вынашивать ребенка и растить его издревле старались с молитвой. К кому же обратиться в такой важной жизненной ситуации, как не к Пресвятой Богородице, в Которой воплотились материнская любовь, забота и сострадание.

Богородичные иконы имеют особую чудотворную силу, которая, правда, проявляется лишь тогда, когда верующие обращаются с сильной верой, искренней надеждой и теплой молитвой. Только в этом случае Царица Небесная откликается на прошения верующих сердец, исцеляет, защищает и помогает оградить от всего нежелаемого.

Для духовной поддержки верующих священноначалием нашего храма было принято решение заказать написание большой иконы «Материнство». На иконописном изображении совмещены четыре образа Богоматери, которые прославились особенной благодатью во всем, что связано с полнотой материнства — «В родах Помощница», «Млекопитательница», «Воспитание» и «Взыграние Младенца». В центре иконы изображен крест.

Этот образ написали монахи Киево-Печерской Лавры, а в наш храм его доставил староста храма Иван Беля, при поддержке одной семьи благодетелей. 15 июня 2014 года, во время Первосвятительского визита во Флориду, икону торжественно освятил Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион.


«В родах Помощница» — праздник 8 января

Данная икона, как следует из названия, помогает благополучно пройти роды. Перед ней также молятся о здоровье новорождённых, об исцелении от бесплодия, о помощи и утешении в страданиях и трудных обстоятельствах жизни. Этот образ православные христиане называют и по-другому — «Поможение родам», «Блаженное Чрево». В частности, последнее название напоминает нам слова Евангелия «Блаженно чрево, носившее Тебя» (Лк. XI, 27).

Существует благочестивая традиция, когда при приближающихся родах для будущих родителей служиться молебен с акафистом, а священник благословляет роженицу на благополучное прохождение родов. По молитвам у этой иконы случалось много чудес: прекращались сильные родовые боли и открывшиеся кровотечения, неправильно лежащий плод принимал нужное положение.

В последнее время утвердился хороший обычай помещать иконы «В родах Помощница» в родильных домах и в женских консультациях.

Это единственный образ Божией Матери, на котором Она изображена кормящей грудью Богомладенца Иисуса. Очевидно, что перед этой иконой мамы молятся о благополучном грудном кормлении и здравии малышей. Сегодня, как и в древности, от этого чудотворного образа происходят многочисленные чудеса.

Этот древний образ был написан в Византии и в России получил название «Воспитание». Это связано с тем, что родители, молясь перед иконой, получали благодатную помощь в важнейшем деле воспитания детей.

Молящиеся перед иконой «Воспитание» просят Божию Матерь взять детей под Свой Покров, даровать им разум и прилежность в учебе, а сердца родителей наполнить мудростью и терпением. К сожалению, немного сбереглось сведений об этой чудотворной иконе, но сохранилось трепетное к ней отношение. И это понятно, ведь мало кто не заботится о достойном и правильном воспитании детей — сыновей и дочерей, внуков и правнуков.

Молитвы перед этой иконой помогают избавиться от бесплодия, избежать возможных проблем при беременности, а также помогают в случаях болезни новорожденного. Молиться перед образом «Взыграние Младенца» должны также родные и близкие будущей матери, особенно во время родов, и просить у Родившей Господа благополучного исхода для роженицы и младенца. Если роды будут проходить хорошо, молитва лишней никогда не станет, а духовно поддержит мать. Конечно, при условии, что молитва будет настойчивой, искренней, горячей.

Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!

В православном мире существует множество икон, каждая из которых имеет определенный смысл и предназначение. Многие иконы связаны с евангельской историей или праздниками.

Четырехчастная икона — это не одна икона, а сразу четыре, причем на полотне может быть изображено сразу несколько сюжетов. Есть очень много видов четырехчастных икон, но самой распространенной является икона, которая обязательно должна быть у вас дома — «Материнство». Ее начали писать примерно в 6 веке в Византии.

История и описание иконы

На Руси эта икона появилась только во второй половине 17 века. Обретение произошло в районе Минска. По легенде, икона была найдена на дереве, а впоследствии на том самом месте был построен храм, посвященный празднику Успения Пресвятой Богородицы.

Эта икона довольно редкая даже по меркам обычных икон, а не четырехчастных. Если в христианстве и православии в частности заходит разговор о таких образах, то вспоминают именно икону «Материнство». Состоит она из нижеследующих икон.

«Взыграние Младенца» . Расположена внизу слева в четырехчастной иконе. На ней Младенец Иисус изображен играющим с Матерью. Он пытается дотянуться до лица Девы Марии.

«Воспитание». На этой иконе изображен Иисус, сидящий на левой руке своей Матери. Расположена внизу справа.

«Млекопитательница». Наверху слева расположена эта икона, на которой младенец Иисус питается молоком Матери.

«Поможение родам». Эта икона помогает женщинам в тяжелых родах. Пока ребенок во чреве, она оберегает любую мать от беды. На четырехчастной иконе она находится справа наверху.

Эти четыре иконы объединены в одну, чтобы сохранить любую мать и ее чадо от беды. Такую икону обычно дарят на свадьбу или когда узнают, что женщина забеременела. Однако ее преподносят в дар и матерям, у которых уже есть взрослые дети.

Еще на иконе есть распятие. Это обязательные составляющие такого сборного образа. Стиль написания может отличаться, но всё остальное всегда неизменно.

В чем помогает икона

Как уже было сказано выше, любая мать должна иметь дома такую четырехчастную икону, как «Материнство». Оно помогает буквально во всем, что связано с семьей и детьми. Молитвы за здравие перед такой иконой помогают детям избегать тяжелых болезней. Молитва «Живые помощи» поможет выносить ребенка без осложнений.

Помощь иконы всеобъемлющая. Это надежная защита вашего счастья. Лучше всего дарить такую икону на Успение Богородицы или на Рождество Богородицы.

Дата празднования иконы

Дата празднования иконы — 25 января. Можно подарить такую икону и в эту дату. Этот день должен быть неким аналогом дня матери для всех, кто о нем знает. Молите Бога о здравии ваших родителей и детей 25 января каждого года. Старайтесь не забывать этот день.

Молитва Божией Матери перед иконой

«Матушка Заступница, явись нам грешным, чтобы сберечь детей наших и матерей наших от всякого зла, ибо только они могут продолжить род наш. Прости нам наши грехи вольные и невольные во веки веков. Накрой покровом своим меня, дай детям моим благодать свою. Дай всем нам возможность прикоснуться к Тебе, Владычица, ибо каждый из нас — ребенок пред Тобою. Аминь».

Читайте эту молитву не только в день почитания иконы, 25 января, но и каждый день, вспоминая о том, какое счастье дарят нам наши дети. Пусть эта икона защищает вас всегда.

Это величайший сборный образ Божьей Матери, который должен быть у вас дома наряду с Казанской Божьей Матерью . Не поленитесь подарить икону близким людям или приобрести ее себе. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

05.12.2017 05:11

В православии есть множество икон, причем большинство из них посвящены Богородице и Иисусу Христу, изображенному...

Из всех произведений, созданных после пожара 1547 г. для местного ряда иконостаса Благовещенского собора, самым необычным, вызвавшим большие споры и разногласия среди современников, была икона с изображением четырех сюжетов, имеющих следующие надписи: «И ПОЧИ БОГЬ В ДЕНЬ СЕДЬМЫЙ» (верхняя левая часть), «ЕДИНОРОДНЫЙ СЫНЕ И СЛОВЕ БОЖИЙ» (верхняя правая), «ПРИИДИТЕ ТРИСОСТАВНОМУ БОЖЕСТВУ ПОКЛОНИМСЯ» (нижняя левая), «ВО ГРОБЕ ПЛОТСКИ, ВО АДЕ ЖЕ СЪ ДУШЕЮ ЯКО БОГЪ, В РАИ ЖЕ С РАЗБОЙНИКОМЪ, И НА ПРЕСТОЛЕ БЫЛЪ ЕСИ СО ОТЦЕМ И ДУХОМЪ, ВСЯ ИСПОЛНЯЯ НЕОПИСАННЫЙ» (нижняя правая) 125 . Идейное содержание этого памятника чрезвычайно сложно, символика образов и в целом произведения емкие и могут рассматриваться на разных уровнях. Основные смысловые аспекты иконы были раскрыты О. И. Подобедовой, но отдельные ее части и изображения интерпретируются по-разному 126 . Литературные источники этого уникального произведения многочисленны и разнообразны: богослужебные песнопения (антифоны, кондаки, стихиры), творения отцов церкви (Псевдо-Дионисия Ареопагита, Григория Богослова, Василия Великого), тексты Ветхого и Нового заветов. Столь же разнообразен и использованный художниками иконографический материал: наряду с традиционными композициями «по образу и подобию» - совершенно новые, противоречащие самой сути православного понимания иконного образа аллегорические изображения, заимствованные из западноевропейского (латинского) искусства, а также, видимо, сочиненные самими исполнителями произведения.

125 Инв. № Ж-1321; 3059 соб.; 190 х 151 см; раскрыта в 1918–1919 гг. в ГЦХРМ (см.: ОР ГТГ, ф. 67). Композиции «Почи бог» и «Приидите, людие» частично под потемневшей олифой. 126 См.: Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972, с. 40–53. Мы приняли порядок прочтения композиций, предложенный Н. А. Маясовой. 127 Изображение Бога-Отца, устремляющегося к Иисусу Христу и изливающего на него из сосуда, по объяснению церковного собора 1553–1554 г. «прообразует святое крещение и чашу, которую Спаситель принял плотию в распятии и которая есть оцет, с желчью смешан» (см.: Буслаев Ф. И. Сочинения М., 1910, т. 2, с. 293).

Содержание иконы раскрывается в четырех обособленных частях, прочтение которых следует начинать с верхней левой части под названием «И почи Бог в день седьмый ». Вверху здесь изображен мир небесный, внизу - земной. Небо, очерченное плавной линией с тремя волнистыми изгибами, заполнено белильными орнаментальными рядами облаков, внизу - личины солнца и луны. В центре неба, в сферах, похожих на сферы «Спаса в силах» из деисусного чина, показаны возлежащий на ложе в светлых одеждах Саваоф, Богоматерь Знамение (слева) и Святой Дух (вверху) в медальонах; во внешнем ореоле справа повторен Саваоф с сосудом в руке, устремляющийся к Христу 127 , который заключен в большую стрельчатую мандорлу, соприкасающуюся со сферами Саваофа. Изображение Христа необычно: он обнажен, с двумя херувимскими крылами, прикрывающими нижнюю часть фигуры, голова окружена нимбом Бога-Отца (два перекрещивающихся ромба). Слева на небе, в такой же стрельчатой мандорле, показан стоящий на престоле Саваоф в светлых одеждах и в царской короне, в фигуру которого вписан Голгофский крест с распятым крылатым Христом и Святым Духом в медальоне над головою Христа. Эта неизвестная православному искусству композиция представляет иконографию «Отечества» в чисто западном варианте. В стрельчатых мандорлах - херувимы, на небе над мандорлами - ангелы. На круглых сферах и на небе рядом с мандорлами изображены четыре ангела в рост (один из них, в воинских одеждах, с поднятым мечом и развернутым свитком, - архангел Михаил). Верхняя (небесная) часть этой композиции особенно сложна по содержанию и нова по изображению. Именно она вызвала большие сомнения главы Посольского приказа ученого дьяка Михаила Висковатого. В аллегорических образах, с их буквальным соотношением с текстами богословских толкований (крылатый Христос-серафим, распятый сын «в лоне отче...» и т. п.), здесь иллюстрируются отвлеченные догматические рассуждения о начальных актах «божественного домостроительства». В нижней половине рассматриваемой части (на земле) сюжеты и их изображения более традиционные. Они показывают ветхозаветную историю человечества: сотворение Адама и Евы, их изгнание из рая. Земля, где поселились «прародители», изображена в виде острова с горками, деревьями и травами, окруженного плавной, округлых очертаний лентой реки. К земле летят ангелы, дующие в трубы. На земле представлены сцены из жизни первых людей: наставление Адама и Евы архангелом Михаилом «на дела земные», убийство Каином Авеля и его оплакивание Адамом и Евою.

Следующая, верхняя правая часть иконы, именуемая «Единородный сыне и слове божий », как и соответствующая ей левая часть, сложна по содержанию, истолкование ее изображений неоднозначно. Здесь также две зоны - небесная и земная. В центре всей композиции, на границе двух зон, позади пустого гроба изображен мертвый Христос и обнимающая его Богоматерь - «Оплакивание Единородного сына» в иконографическом типе, известном в балканском искусстве с древности. Над «Оплакиванием», в середине небесной сферы, в большом круглом ореоле с «небесными силами», несомом двумя летящими ангелами, в свободной, величественной позе восседает Бог-Слово (Еммануил), в светлых одеждах, с развевающимся свитком в руке; над его головой, в медальоне, -Святой Дух. Ореол с Еммануилом сверху «осеняет» Саваоф, полуфигура которого заключена в круглые сферы небесного сияния, снизу закрытые ореолом Еммануила. Эта композиция вновь представляет «Троицу» (в иконографическом типе «Отечества»), в изображении которой акцент поставлен на идее торжества Бога-Слова, вечно юного Еммануила, в его единстве с двумя другими ипостасями божества - Богом-Отцом (Саваофом) и Святым Духом. Слева и справа от центральной оси изображены два здания, возвышающиеся на скалистых вершинах земной зоны. Справа - сложное «античное» сооружение с открытыми колончатыми портиками, слева - высокая белая трехглавая церковь с четырьмя ярусами закомар и выступающей апсидой. Перед зданиями - два ангела. Ангел справа - в античном одеянии (синевато-зеленом хитоне и красном гиматии); он стоит на полусфере облачного неба, за его спиной - темные проемы здания, в руке у него небесная сфера, крылья его опущены, взгляд устремлен на мертвого Христа, оплакиваемого Богоматерью (в центре иконы). Ангел слева изображен на фоне золотой двери белой церкви, ассоциирующейся с золотыми вратами рая, он в белых одеждах с длинными рукавами, украшенными золотыми каймами и широким золотым оплечьем (в одеждах его совмещены облачения священнослужителя и царя), в руке его - чаша. Одно крыло ангела поднято и указывает на церковные главы, взгляд устремлен на Еммануила в ореоле. Между «античным» зданием и «Отечеством» - летящий ангел с огромной серо-зеленой личиной луны над головой; по другую сторону «Отечества» - ангел, в розово-красных одеждах, с личиной солнца. 128 О персонификациях церкви и синагоги см.: Осташенко Е. Я. Византийская икона «Распятие» из Успенского собора Московского Кремля. - В кн.: Русско-балканские культурные связи в эпоху средневековья. София, 1982, с. 324–325. Символика этих изображений очевидна: сложное колончатое сооружение, напоминающее античное здание, ангелы с личиной луны и сферой олицетворяют собой ветхозаветную синагогу, Ветхий завет; белая церковь, ангелы с личиной солнца и чашей представляют новую церковь (небесную и земную), Новый завет 128 . Не случайно поэтому лик восседающего в сферах «славы» Бога-Слова Еммануила обращен к церкви, на которую он указывает простертой рукой. В соответствии с символикой верхних изображений даны и сцены в нижней (земной) зоне. Справа (под аллегориями Ветхого завета), в черной пещере преисподней, царит смерть, представленная в образе костлявого мертвеца, восседающего на победоносно шествующем апокалипсическом звере. В ее руке коса, за плечами колчан со стрелами, под ногами - пораженные смертью люди. Тела мертвецов терзают две птицы и хищное животное, сверху к ним устремляется огненный серафим с мечом в руке. Слева (под персонификациям Нового завета) показана победа Христа над смертью и адом в чисто западном иконографическом варианте. В зияющей пропасти ада слева архангел Михаил, в красном плаще, поражает копьем падшего «князя тьмы» - сатану (персонификацию ада), бесовское воинство которого отступает в глубину пещеры. Фигуру поверженного сатаны попирает крест, на верхней перекладине которого в непринужденной позе восседает Иисус Христос (по надписи над его головой). Христос представлен в образе молодого элегантного воина с мечом в руке, облаченного в рыцарские доспехи; воинский шлем его окружен золотым нимбом с перекрестьями. Победа Христа над смертью - центральная тема христианского искусства - показана здесь аллегорически, в чуждом православному пониманию образа иконографическом изводе. Поэтому недоумения и «вопли» дьяка Висковатого, обвинявшего художников в написании изображений не по древним, давно принятым и освященным традицией образцам, но «от своего мудрования» и «от притч», были вполне обоснованными.

129 См.: Подобедова О. И. Указ. соч., с. 46. 130 См.: Успенский Л. А. Роль московских соборов XVI века в церковном искусстве, с. 225.

Рассказ продолжается в правой нижней части иконы «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог... », в которой иллюстрируется праздничное песнопение - кондак пасхального канона 129 . Композиция делится на три горизонтальные зоны. Вверху, в центре небесной зоны, в круглых сферах, на престоле с полукруглой спинкой восседают Саваоф и Христос, над ними в перекрещивающихся ромбах - Святой Дух (это самое раннее из известных изображений Новозаветной Троицы 130). По обе стороны ореола - огромные серафимы с крыльями, покрытыми очами, за ними - сонмы ангелов в белых одеждах. В среднем регистре - рай с раскрытыми вратами, от которых отлетает охраняющий их огненный серафим. Справа в пещере (в преисподней) - воскрешенные праведники. Слева в раю - Христос и Благоразумный разбойник. В нижнем регистре слева - «Сошествие во ад» («Воскресение»), справа - «Положение во гроб» («Оплакивание»). Эти сцены (традиционные по значению и иконографии) «переводят» текст песнопений на язык изобразительного искусства, раскрывая главное содержание правой части иконы: победа над смертью и адом, триумф Христа в единстве трех лиц Новозаветной Троицы.

131 См.: Подобедова О. И. Указ. соч., с. 45.

В заключительной, левой нижней части - «Приидите, трисоставному божеству поклонимся » - также иллюстрируется песнопение, соответствующая стихира Пятидесятницы 131 , когда празднуется Сошествие Святого Духа не только на апостолов, но и «на всю тварь», а на Руси, помимо этого, еще особо прославляется «трисоставное божество» - празднуется Святая Троица. Композиция этой части в соответствии с композицией правой части иконы делится на три зоны: небесную - «будущего века» (верхний регистр), новозаветную (средний) и земную (нижний регистр). В центре верхней зоны, в сферах, также аналогичных «Спасу в силах», изображен восседающий Саваоф. Слева и справа ему предстоят сонмы ангелов. В центре второго регистра - «Рождество Христово» (с множеством дополнительных сцен), слева - «Благовещение», справа - «Крещение». Эти новозаветные сцены соединены с изображением Саваофа тремя исходящими от него лучами с символом Святого Духа (голубем в медальоне). В нижней земной зоне представлены в молении «лики святых»: пророки, апостолы, мученики, святители, праведные жены и мужи, славословящие трисоставное божество. Внизу этого регистра, перед фигурами святых, на земле - коленопреклоненные люди «живы суще». 132 Там же, с. 45–46. 133 Стоглав. Спб. 1863, с. 130–131. Собор ответил, что такие изображения были известны с древности (в «Воздвижении честного креста», в «Покрове Богородицы»). 134 См.: Подобедова О. И. Указ. соч., с. 52. 135 В верхней левой части «Троица» изображена трижды: 1) в главном ореоле «славы» «Троицу» представляют изображения Саваофа на ложе, Христа в образе Еммануила (в композиции «Богоматерь Знамение») и Святого Духа в перекрещивающихся ромбах вверху; 2) «Ветхозаветная Троица» во внешней сфере ореола (над Святым Духом); 3) «Отечество» в стрельчатой мандорле слева. В нижней левой части символом «Троицы» являются комбинации из следующих изображений: Саваоф «в силах» с исходящими от него тремя лучами со Святым Духом и три новозаветные композиции - «Благовещение», «Рождество», «Крещение», символизирующие воплощение Христа. 136 На одной диагональной оси изображены оплакивание Авеля (ветхозаветного прообраза Христа, ветхозаветной жертвы) и «Оплакивание Христа» (наблюдения О. И. Подобедовой), «Рождество Христово», которое трактуется в богословской литературе так же как смерть Христа, давшая искупление людскому роду и «Оплакивание Единородного сына» Богоматерью, знаменующее собой Воскресение Христа и всех умерших, рождение нового (обновленного, преображенного) человека. Подобные сопоставления можно было бы продолжить, хотя их истолкования не всегда могут быть однозначными. Икона действительно представляет собой ребус, идеограмму. В группе справа, среди старцев и средовеков, одетых в дорогие узорчатые платья, изображен юноша в отороченных мехом шапке и шубе, за старцами - коленопреклоненные женщины, одна из них (на первом плане) с младенцем на руках. О. И. Подобедова, исследовавшая эту икону, поставила вполне закономерный вопрос: нельзя ли отождествить изображения юноши и женщины с Иваном IV и его женой Анастасией с царевичем на руках 132 . Подобное предположение не лишено оснований. В 1551 г. царь обратился к заседавшему тогда Стоглавому собору с вопросом, допустимо ли изображение на иконе в композиции «Приидите, людие, трисоставному божеству поклонимся» (на иконе Благовещенского собора!) в нижнем ряду «царей и князей и святителей и народа, которые живы суще», и получил утвердительный ответ 133 . Тем самым русский царь и его приближенные как бы уравнивались с богоизбранными праведниками, признавались достойными восхваления Бога, его божественного покровительства и заступничества. Таким образом, основное содержание «Четырехчастной» иконы - это раскрытый языком изобразительного искусства богословский «трактат о троичности божества» и одновременно «сжатое повествование об основных событиях Ветхого и Нового заветов, включая и Апокалипсис» 134 , изображение главных представителей небесной и земной иерархии, в числе которых, возможно, есть и «лики» русской истории. Троица (в том или ином иконографическом типе) представлена в каждой части иконы 135 . Другие догматические идеи раскрываются сопоставлением четырех частей иконы, их зон и отдельных образов по горизонтали, вертикали и диагонали 136 . Многие сцены и изображения сопровождаются пространными пояснительными надписями, смысл которых и соотношение с образами до конца не раскрыты. Созданное, возможно, по разработанной с участием митрополита Макария и его окружения иконографической программе произведение псковских художников по своей сути уже не было иконою (в прямом значении этого слова), так как вместо «исторического» образа, предназначенного для поклонения, оно иллюстрировало богословские рассуждения в формах изобразительного искусства. Этот «теологический трактат» мог быть понятен лишь небольшой группе «мудрствующих» богословов. Поэтому икона Благовещенского собора осталась уникальным созданием своего времени, реплики ее (при этом только отдельных изображений) малочисленны. В живописном исполнении произведения также много нового, что характерно для искусства середины XVI в. Композиции перегружены, уплотнены. Многочисленные изобразительные элементы, густо заполняющие поверхность, разнообразны по очертаниям, между ними нет гармонической связи и ритмической соотнесенности; они разномасштабны, разностильны, обильно украшены золотым орнаментом и мелким узором. Рисунок архитектурных сооружений, скалистых горок с острыми, изломанными уступами и зубчатыми краями пещер, прерывистый, угловатый. Разностильностью отличаются и типы архитектурных сооружений. Белая многоярусная церковь, воспроизводящая характерный для XVI в. тип древнерусского храма, трактована плоско, декоративно, «античное» здание объемно, с соблюдением перспективных сокращений (видимо, таковы были особенности копируемых образцов). Сцены из Апокалипсиса и изображения Христа в образе воина и серафима следуют западным образцам. В то же время особенности в иконографии «Благовещения» и «Положения во гроб» на «Четырехчастной» иконе свидетельствуют о том, что исполнители этого произведения хорошо знали древние праздничные иконы Благовещенского собора, поставленные здесь после пожара 1547 г. Позы и жесты фигур, одежды архангела Гавриила с золотыми нашивками и такой редкий иконографический элемент, как зубчатая городская стена на первом плане в «Благовещении», восходят к одноименной иконе из праздничного ряда соборного иконостаса. «Положение во гроб» повторяет