Кафедральный собор святого климента в праге. Пражские храмы. Бесплатный вход, но платный осмотр

Одна из старейших святынь Праги – это костёл св. Климента. Он находится в Новом Месте, между улицами Климентской и Новомлинской. Первый храм на этом месте был построен в XI в. Тогда здесь находилась небольшая деревня, где в основном жили немцы. Это был приходский костел, рядом с которым находилось два кладбища. При храме действовала школа, в которой обучением детей занимались священнослужители. В XIII в. в годы правления короля Отокара II непродолжительное время костёл принадлежал Доминиканскому ордену.

В XIV в. старая романская церковь была разобрана после разрушительного наводнения. На её месте был построен новый готический собор. В 1717 г. в костеле было устроено несколько дополнительных алтарей, один из которых освящён во имя Яна Непомуцкого. По своему архитектурному типу – это однонефная базилика с башней, пристроенной с северной стороны. При императоре Иосифе II костел был закрыт, а само здание было куплено В. Миллером за 700 золотых, который использовал его в качестве зернохранилища.

Возрождение храма состоялось после того, как в 1850 г. здание было выкуплено для нужд чешской евангелической церковью кальвинистского вероисповедания пастором Ф. В. Кошутом. В 1893–1894 гг. костел был значительно перестроен по проекту архитектора Ф. Микса.

Во время последних восстановительных работ в 1975–1981 гг. реставраторы обнаружили старинную романскую кладку и фрагменты настенной росписи в алтаре. Сюжет фресок повествует о вхождении Христа в Иерусалим, его казни и воскрешении. Хорошо сохранились также старинная ренессансная дверь 1609 г. и надпись над входом «Слово господне пребывает вовек», сделанная в 1578 г. В 1980 г в костёле был установлен новый орган.

Неповторимость костёлу придает его оригинальная башня. Её высота сегодня составляет 39 м. До конца XIX в. она была на 5, 5 м ниже. При реконструкции храма в 1890 годы была увеличена не только высота башни, но и подведены новые связи и укреплены стены сооружения. Размеры сторон четырёхэтажной квадратной башни составляют 6,2 м.

Её первый этаж с готическим сводчатым потолком используется в качестве ризницы. На второй этаж можно попасть по внешней винтовой лестнице. Оттуда на верхние этажи посетители поднимаются уже по внутренней лестнице. Крыша башни шатровой формы с XIX в. покрыта серым шифером.

Посещение костёла святого Климента надолго останется приятным воспоминанием об архитектуре и истории чешской столицы для каждого туриста, побывавшем в этом районе Праги.

Можете на метро доехать до станции «Malostranska». Затем на трамвае №22 или 23 доезжаете до Пражского града. Храм разместился в 3 дворе комплекса.

Время для визита в храм св. Вита (часы работы)

С 1 ноября и по 31 марта храм открыт для визитов в будни и в субботу с 9:00 до 16:00, в воскресенье - с 12:00 до 16:00. С 1 апреля по 31 октября время работы собора продлено на один час. За 20 минут до закрытия посетителей не пропускают на экскурсию.

Усыпальница чешских правителей закрыта по техническим причинам, о времени ее открытия читайте на сайте собора.

С 28 ноября по 24 декабря 2016 года в соборе начинаются предрождественские богослужения. В рождественские дни тоже состоятся святые мессы, о времени проведения которых узнавайте на сайте собора.

Часы работы выставки сокровищ св. Вита. В летнее время - с 10:00 до 18:00. В зимний период работа выставки на час сокращена.

Бесплатный вход, но платный осмотр

За вход в здание храма платить не надо, вы сможете у входа рассмотреть внутреннее убранство сооружения. Путешествие по всем его укромным и ценным уголкам возможно только при приобретении билетов.

Посетителям руководство храма предлагает два варианта экскурсий: бесплатный осмотр и платная экскурсия. Администрация Пражского града организовала платные экскурсии. Билеты покупаются в информационном центре. Экскурсия имеет определенный порядок и нужно ему следовать.

Предлагается два вида экскурсий с визитом в храм по Пражскому Граду: Круг А и Круг В. В Круг А включен осмотр выставки «История Пражского града», Золотой улицы, пороховой башни, храма св. Вита, Вацлава и Войтеха, Рожмбергского дворца, Старого королевского замка, церкви св. Иржи. В Круг В вошло посещение церкви св. Иржи, Старого королевского дворца, кафедрального храма св. Вита, Вацлава и Войтеха, Золотой улицы.

Цены зависит от вида билета: полный, со скидкой (детям 6-16 лет, учащимся до 26 лет, туристам старше 65 лет) или семейный (до 2 взрослых и 1-5 детей).

Полный билет в Круг А стоит 350 крон, билет со скидкой - 175 крон, семейный - 700 крон. В Круг В - 250, 125 и 500 крон соответственно.

На выставку сокровищ св. Вита обычный билет стоит 300 крон. Студенты, инвалиды, пенсионеры могут воспользоваться билетами со скидкой. Такой билет стоит 150 крон.

Семейное посещение имеет ограничения: максимум 2 взрослых плюс дети (1-5) до 16 лет. Цена такого билета - 600 крон.

В стоимость билетов входит аудиогид. Каталог выставки стоит 490 крон и приобрести его можно на выставочных площадках. Пропускная способность зала выставки ограничена до 40 человек.

Сооружение длиною в шесть веков главного собора Праги (немного истории)

Храм был основан заступником чешской нации - князем Вацлавом. Он в 925 году строит ротонду, посвященную св. Вита. Его десницу даровал Вацлаву восточнофранкский правитель Генрих I.

В 11 веке ротонду заменила трехнефная базилика. Во времена правления Спытигнева II, возведенная 1060 году базилика стала местом для коронаций и последним пристанищем представителей рода Пржемысловичей. Она была усыпальницей королевских персон и представителей чешского высшего сословия. После 1344 года сооружение становится еще и сокровищницей.

Первый зодчий Маттиас Аррасский успел дожить только до возведения галереи и аркад. В 1352 году, после его кончины, дело мастера продолжает Петер Парлерж. Молодой архитектор закончил все постройки, задуманные Маттиасом (ризницу, капеллу), а затем добавил свои элементы. Смелым решением стало возведение им купола из двойных диагональных балок, которые создали неповторимый орнамент. Поскольку Парлерж был скульптором, он не мог не добавить в здание собора скульптурные элементы: карнизы, бюсты правителей, епископов, архитекторов, создававших собор. До его смерти (1399 год) были построены хора, часть трансепта.

При Карле IV, и во все последующие десятилетия, в соборе добавляются захоронения покровителей и святых Праги: св. Вита, Вацлава, Войтеха, св. Зикмунда. Во все последующие строительные этапы в здание храма добавляются элементы барокко.

Гуситское восстание 1419 года разрушило иконы, скульптуры, картины в церкви. В 15 веке Владислав Ягеллон, чешский король, поручает постройку величайшему зодчему - Бенедикту Рейту. Но отсутствие денег приостановило стройку. Святые мощи и значимость собора приводят к мысли о хранении в его стенах регалий королей Чехии. Священный символ чешской державы - корона королей стала самым дорогим сокровищем собора.

Древние части здания восстанавливают спустя 500 лет после закладки первого камня в собор - с 21 ноября 1844 года.

В 1844 году зодчие Йозеф Краннер и Ворцлав Песина разрабатывают проект завершения церковного здания. С 1861 по 1866 годы Краннер руководил ремонтными работами.

После его смерти в 1873 году Йосеф Моцкер заканчивает восстановление храма, он добивается единства в столь непростом сооружении. Последним автором архитектурных решений храма становится Камил Гильберт. 30 августа 1873 года был освящен новый главный алтарь св. Вита. Декорирование окон в северной части нефа было сделано скульптором Войтеком Сушардом в тандеме с художником-модернистом Альфонсом Мухой (1920 год).

К 900-летию создания пражского епископства 1 октября 1920 года начинается восстановление собора. Библейские истории на окне-розе были созданы Франтишеком Киселой в 1925-1927 годах. В конце весны 1929 года собор св. Вита торжественно открывается. Шестисотлетнее строительство завершено.

Собор можно назвать архитектурной доминантой Праги. С внешнего вида храма понятно, что он строился как центр чешской державы. Он стал местом захоронения римских императоров: Карла IV, сына его Вацлава IV, Фердинанда I, его супруги Анны Ягеллонки, сына их Максимилиана II, Рудольфа II. Ареол святости пронизывает кафедральный собор.

16 декабря 2011 года открывается выставка сокровищ собора св. Вита. Разместили ее в часовне Животворящего Креста (он расположен во 2 внутреннем дворике). Экспозиция была организована митрополитом Витусом и администрацией Пражского града. Она запланирована на 10 лет. Всего представлено 139 экспонатов, мощи не входят в выставку.

Смотреть и восхищаться

Собор, с длиной главного нефа 124 м, имеет Большую южную башню (96, 5 м). С западной стороны возвышаются 2 неоготические башни из камня по 82 метра. Между ними в виде розетты помещено 10-метровое окно круглой формы. Собор имеет три портала со скульптурами, рельефами из камня и бронзы.

Внутри собора ребристые сетчатые арки высотой 33, 5 м размещены в центральном нефе. Витражные стрельчатые окна дают свет в хор в средневековом стиле.

Храм имеет трехнефное пространство, на котором размещены 28 колонн. По периметру построена галерея-балкон - трифориум. На балконе поставлены бюсты первых строителей и основателей здания, чешских правителей, их жен, пражских архиепископов. Внутри храма по бокам размещены входы в капеллы. Саркофаг Яна Непомуцкого - шедевр искусства: сделан из серебра и обрамлен золотом.

Под главным алтарем разместилась крипта - усыпальница королей, королев, церковных деятелей. Центральным саркофагом в ней является саркофаг Карла IV. В капелле св. Марии Магдалины захоронены Петр Парлерж, Матье Аррасский. Всего в храме 28 капелл.

Колокольня собора славна колоколом «Зикмунд». Он создан Т. Яросом в 1549 году. Весит он почти 18 тонн. Согласно легенде, пока он цел, Чехии не грозят никакие беды. Орган в стиле рококо радует и поражает красотой и своим звучанием. А фигурка петуха, «спутника» св. Вита, на одной из башен - символ благовестия.

Пройдя на 3 двор Пражского града, увидите часовню св. Вацлава, Большую южную башню, Золотые ворота. Капелла св. Вацлава стоит на месте старой ротонды, где похоронен король Вацлав. Это самое святое место собора. Дубовая дверь за семью замками охраняет Коронационную палату. Это сакральное место.

В палате сохраняются регалии правителей Чехии: корона св. Войцеха. золотой скипетр, держава, мантия короля, украшенная горностаем, золотой византийский крест Завиши. Семь ключей от двери распределены между президентом, премьер-министром, председателями верхней и нижней палат парламента, архиепископом, мэром Праги и митрополитом Пражский.

На Большой башне видны часы 16 века. Поскольку тогда не умели соединять секундную и часовую стрелки, то часы имеют 2 циферблата. На верху башни помещен зеленый барочный купол.

Через Золотые ворота с мозаикой со сценами из Страшного суда (поговаривают, что здесь их около миллиона элементов) могут следовать священнослужители только высших санов. Загадкой ворот остается православное изображение распятия Христа наверху (на нем 4 гвоздя, а католики считают, что их было три). Астрологические знаки на решетке перед воротами также порождают вопросы: ведь астрология, по церковным канонам, лженаука. Все остальные, простые смертные, входят в собор через двери в западном фасаде.

Историю создания храма увидим на воротах центрального входа. На левом портале ворот воспроизведена жизнь и деяния св. Вацлава, на правом - св. Войтеха. В Средневековье соборы именовали "Библией для неграмотных": на нем размещали статуи-горгули, чудовища - пороки людские. Именно такими статуями и изобилует собор.

Интересна и библиотека храма: хранятся в ней рукописи Средневековья. Самым древним и ценным изданием книгохранилища стало Евангелие 11 века.

С 4 декабря 2016 года и по 12 января 2017 традиционно у собора св. Вита проходит выставка «Собор и живая встреча». На ней можно увидеть фото-ассоциации «Человек и вера».

Запрещается неуважительно относиться к верующим и молящимся.

Мужчины заходят в собор с непокрытой головой.

Не разрешается громко говорить, касаться руками инвентаря, стен и интерьера собора.

Нельзя в храме есть, пить, курить, общаться, разговаривать по телефону.

В стенах собора можно фотографировать, но без вспышки и без штатива.

Во время богослужения для туристов достопримечательность закрыта.

Что можно увидеть в здании такого ранга, мы вам поведали. После экскурсии поднимитесь на 298 ступенек вверх в южной башне-колокольне и насладитесь панорамой Праги и небом над головой. К ощущениям от увиденного собора добавятся непередаваемые чувства возвышенности и тленности бытия.

Церковь св. Климета находится в Новом городе. Внутри храма есть старинная романская кладка и фрагменты настенной росписи, рассказывающей о вхождении Христа в Иерусалим, его казни и воскрешении.

История строительства храма

На месте сегодняшнего костёла в X веке уже стоял предроманский храм. В начале XII столетия вместо него построили романскую церковь для нужд прихода немецкого поселения, бывшего частью пригородной агломерации. С 1225 года, по воле Оттокара I, храм был передан доминиканскому ордену.

Доминиканцы в 1232 г. оставили храм, он вновь стал приходской церковью. С развитием территории его признали тесным для прихожан, а после наводнения в XIV веке просто снесли. В начале XV столетия был заложен готический костёл.

До начала гуситских волнений костёл св. Климента служил приходу. Во время религиозных войн его разграбили. После этого храм пережил реконструкцию: был продлён главный неф, созданы настенные фрески с сюжетами Крестного пути. В XVI–XVII вв. реконструкции продолжились, но в 1784 году Иосиф II повелел закрыть храм. Здание купил под амбар новоместский мельник Михаловиц.

До середины XIX века здание принадлежало семье Михаловиц. В 1850 г. его выкупила кальвинистская протестантская община. Храм вновь перестроили по проекту Франца Микса. Башню увеличили на этаж, там появилась винтовая лестница. В ходе реконструкции 1893 года был надстроен и главный неф, изменилось расположение окон, был возведён новый неоготический портал.

Последняя реконструкция состоялась в семидесятые годы XX в. В ходе работ были бережно воссозданы настенные росписи. В 1980 году установили новый орган.

Архитектура церкви

Сейчас костёл св. Климента представляет собой однонефную базилику с порталом на западе и алтарём, ориентированным на восток. В западной части нефа находится притвор; главным входом служит южный портал. Фасады окрашены в пастельный жёлтый цвет; неф разделён горизонтальными каменными карнизами по периметру. Кровля храма выполнена в простой шатровой форме, прорезана мансардными окнами, покрыта шифером.

С северной стороны к нефу примыкает 39-метровая башня, на её нижнем уровне находится сакристия. На верхние этажи башни – туда, где находятся колокола, можно подняться со второго этажа по внутренней лестнице.

Хорошо сохранились надпись над входом «Слово господне пребывает вовек» (1578 г.) и старинная ренессансная дверь (1609 г.).

Как добраться

Ехать трамваем 5, 8, 24, 26; 51, 54 до остановки Dlouhá třída.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

У православных храмов Праги непростая судьба. Было время, когда ни одного такого не было в городе. В начале 20 века имеющиеся в Праге храмы "пересмотрели". И церкви святого Карла Боромейского на Здеразе выпало стать главным православным кафедральным собором чешской столицы.

Католический костел был построен в 30-х годах 18 века в стиле типичного чешского барокко: его стройный, белоколонный облик изящен и светел. Но храмом он побыл около 50 лет, после чего был закрыт и использовался не по назначению. Переоборудование бывшего костела в православный собор стало для ветшающего храма благим делом.

Внутреннее убранство собора лишено сусальной роскоши. Но красота фресок и простой, устремленный к небу алтарь помогают ищущей душе возвыситься. Снаружи же собор пестрит отметинами пуль: в конце 1941 года храм стал центром известной в истории боевой операции.

Сейчас в церкви проходят службы, а в крипте имеется небольшой музей, посвященный печальным военным событиям.

Смотровая площадка в соборе святого Вита

Смотровая площадка в соборе Святого Вита открывает для туристов прекрасный панорамный вид на чешскую столицу с высоты 124 метра. Костел Святого Вита является сердцем Праги и ее узнаваемым символом. Это великолепное готическое сооружение, завораживающее своим видом, как внутри, так и снаружи. Посетив храм, не забудьте подняться на его колокольню. Чтобы пройти к смотровой площадке, нужно заходить не через центральный вход храма, а в дверь, расположенную слева от него. На вершину колокольни, где и расположена площадка, ведет винтовая лестница из 300 каменных ступеней. Вход платный.

Собор Святого Витта

Собор Святого Витта - грандиозный исторический памятник, который строился на протяжении 6-ти веков многими именитыми архитекторами, каждый из которых привнёс что-то своё в это величественное здание. В основном при строительстве был выдержан стиль готической Франции, что, несомненно, при каждом взгляде на собор вызывает восторг и трепет от сей величественной красоты.

Собор огромен, а его посетители каждый раз восхищённо запрокидывают головы, дабы рассмотреть шпили и купола на верхушке здания. Собор Святого Витта можно увидеть с любой части города, он является одним из символов Праги. Ни время, ни невзгоды не повлияли на строительство и состояние собора, потому он по сей день возвышается над городом.

Собор святого Вита

Собор святого Вита - это крупнейший католический храм Праги и постоянная резиденция архиепископа Пражского. Собор признан важнейшим архитектурным памятником европейской готики и считается настоящей жемчужиной Чехии.

История постройки этого собора весьма насыщена - первый католический храм был возведен в Праге ещё в 925 году, а современное здание собора начали строить в 1344 году. Закончен он был лишь к началу 20 века, таким образом, строительство растянулось на целых 600 лет. За это время собор впитал в себя множество архитектурных идей, превратившись в настоящий шедевр европейского зодчества.

Окончательная длина собора составила 124 метра, а его южная башня возносится на высоту 96 метров. Снаружи собор святого Вита богато украшен барельефами и скульптурами, а внутри особую атмосферу создают великолепные цветные витражи, неизменно вызывающие восторг у туристов.

Монументальный архитектурный комплекс Клементинум является вторым по величине в в историческом ядре города после Пражского Града. Его площадь составляет около двух гектаров. Клементинум всегда был центром культуры, образования и религии.

С 1227 г. здесь был довольно обширный доминиканский монастырь при храме св. Клемента. Во время гуситских войн конвент (жилье монахов) был сильно поврежден и объект, в сущности, долгое время прозябал в неутешительном состоянии.

В 1555 году монастырь с прилежащими постройками перешел в руки ордена иезуитов, которые начали систематическую работу по созданию оплота контрреформации в Богемии. После 1622 г. иезуиты «прибрали к рукам» бывший до того протестантский Карлов университет. Реконструкцию монастыря и адаптацию его к новым потребностям начал арх. Вольмут, при котором выросло новое крыло, а после
1593 г. площадь застройки была значительно увеличена за счет присоединения соседних объектов к ядру комплекса.
Планы здешних «провинциальных» проектировщиков консультировал генералитет в Риме, ведущим архитектором был К.Луарго при сотрудничестве с Ф.Лураго. Затем в строительстве принимали участие Орси, Байер, Канька, К.И.Динценгофер и др., а также художники и скульпторы Бендл, Браун, Квиттайнер, Броккофф и др.

Строительство огромного комплекса учебных аудиторий и залов иезуитской гимназии и академии, а затем и других построек: конвента с хоз. постройками, театра, типографии, библиотеки, культовых зданий и мн. др. продолжалось примерно 200 лет вплоть до роспуска ордена иезуитов в 1773 г. Основным арх. стилем ансамбля был стиль барокко от его ранней до поздней фазы развития.
В дальнейшем помещения комплекса использовались университетом и Архиепископской семинарией. С этой целью была осуществлена реконструкция экстерьера и интерьеров уже в стиле раннего классицизма.

Самое древнее крыло Клементинума – вдоль ул. Кржижовницкой, куда выходит и главный фасад храма Спасителя (обращенного в сторону входа на Карлов мост), капители пилястр которого украшены бюстами императоров. На фасадах по ул. Платнершской – пластическое изображение чешских святых и Спасителя. В стиле высокого барокко решены фасады, выходящие на Марианскую площадь с изображением бюстов видных иезуитов, а перед входом – фигуры Афины и Апполона. Со стороны Карловой улицы – тоже позднее барокко и статуя Яна Непомуцкого начала 18 века.

Сегодня Клементинум представляет собой замкнутый комплекс двухэтажных зданий с пятью дворами. Внутренними доминантами ансамбля являются башня с часами, Астрономическая башня со скульптурой атланта (1727 г.) и здание бывшей типографии. Заслуживает внимания ряд солнечных часов, некоторые из которых относят к раннему барокко, как и фонтан- водохранилище 1676 г. и ряд скульптур.

Интерьеры Клементинума решены утилитарно по иезуитским понятиям. Все служебные помещения – очень просто и лаконично, все общественные – коридоры, аудитории, библиотека и капеллы должны были славить веру, а потому пышно декорированы с привлечением всех видов художественного творчества. Среди большого количества прекрасно сохранившихся интерьеров (или элементов в стиле барокко) можно выделить следующие: Зеркальная капелла (1724 г., арх. Канька, особенностью отделки которой является то, что зеркала вкраплены в декоративную облицовку, а также интересна роспись потолка), читальный зал, крыло летней монастырской трапезной, Математический и Музыкальный залы, бывшие капеллы св. Элигия и св. Я.Непомуцкого.

Кроме бывших капелл, комплекс включает в себя т р и и е з у и т с к и е с в я т ы н и, главной из которых является:
*** Костел Святого Спасителя (св. Сальвадора) (1578- 1714г.г.) арх. Луарго, Канька. Это трехнефная постройка с поперечным нефом и куполом в центре, башенками и портиком – словом, все по образцу идеального иезуитского римского храма. В интерьере, кроме фрески «четыре части света», интересен главный алтарь в стиле рококо с копией «Преображения Христа» Рафаэля.
В крипте действующего костела погребены члены иезуитского ордена.

*** Кафедральный собор святого Клемента
(1711-1715г.г.) арх. А.Лураго, Ф.М.Канька - это просторное однонефное помещение со строгим фасадом, где основное внимание было уделено скульптурно-декоративному оформлению интерьера. Так называемый чешский свод разделен на 4 части с рописями, отображающими житие св. Климента кисти старшины пражского живописного цеха Яна Гибела. главный из шести алтарей костела выполнен из мрамора. Фреска на стене высотой до свода представляет мраморный алтарь с образами святых.
Интерес внутреннего убранства представляют резьба Брауна, росписи Брандла и др. В 1984 г. иконостас был заменен новым, с 10 столбами, символизирующими апостолов (среди которых св. Кирилл и Мефодий и св. Владимир с символами крещения Киевской Руси) с Царскими вратами и образами из Ветхого и Нового Заветов. (К сожалению, "новодел" не слишком органично вписался в интерьер храма).
Сегодня этот костел на Карловой улице - действующий греко-католический храм.

*** Влашская капелла (итальянская часовня) Вознесения Девы Марии, одна из самых первых барочных построек в Праге (1590-1597 г). Эту простую овальную в плане постройку по проекту Массарино и Босси возвела быстро растущая в те времена итальянская коммуна в Праге – ремесленники, строители - в качестве своего сборного пункта. Она и теперь является собственностью итальянского государства, помещение часовни предоставляется также для различных выставок.

Уже с середины 16 столетия у иезуитов успешно работала типография, не имевшая равных по влиянию и количеству изданных публикаций в Чешском королевстве на протяжении 200 лет. Стоит также упомянуть иезуитский театр, представлявший здесь до 1773 г.

Для нынешнего пользователя объекта - Национальной библиотеки - реконструкция проводилась в 1924-1931 годах. Национальная библиотека находится в ансамбле Клементинума с 1930 г.(основана в 1777), здесь хранятся ценнейшие рукописи и все книги, изданные на чешской территории с 1807 года.

С 1776 года в старейшей астрономической обсерватории Клементинума начались регулярные гидрометеорологические измерения, которые продолжаются до наших дней.
Дата публикации: 06.06.2005