Как практиковать дыхательную медитацию (Анапанасати). Простые способы медитации на дыхании Дыхание анапанасати медитация

Медитация помогает развивать Осознанность.

Многие люди замечают, что, когда они начинают медитировать, они становятся более осознанными к миру вокруг них и что это в огромной мере обогащает их удовольствие от жизни. Трава, деревья, постоянно меняющееся небо, даже городской пейзаж, сотканный из зданий, инженерных сооружений и искусственного света – все начинает наполняться новой ясностью, яркостью и красотой. Мир, в котором мы живем, очень красив, но обычно многие из нас слишком отвлечены и заняты, чтобы обращать на это внимание. Учиться обращать внимание на мир и находить в нем удовольствие – одна из величайших услуг, которые мы можем оказать себе. Медитация помогает в этом, но нам также нужно применять нашу возвышенную осознанность в рутине нашей повседневной жизни. В некоторой степени это просто вопрос того, чтобы принять решение обращать внимание. Нам нужно научиться смотреть на мир, обонять мир, прислушиваться к миру, чувствовать мир и даже пробовать его на вкус. Чтобы сделать это, нам может потребоваться посвятить этому какое-то время – отвести место для прогулки, вместо того, чтобы скорейшим образом добраться от точки А до точки Б, и т.д. Нам, возможно, также понадобится сдерживать нашу склонность к отвлечению себя искусственными вливаниями или вовлечению в наши внутренние фантазии и сны наяву. http://buddhayana.ru/

Анапанасати

(: ānāpānasati ) переводится как «памятование о дыхании» или «осознанность к дыханию». Анапанасати — это практика осознанного созерцания процесса дыхания. Практика памятования о дыхании занимает одно из важных мест среди методов буддийской медитации . Смысл практики анапанасати заключается не просто в анализе дыхательного процесса, а в достижении сочетания опыта тела и ума, при котором дыхание становится посредником между ними.

пали

Описание практики фигурирует в некоторый палийских текстах, таких как «Мадджхима-никая » и «Дигха-никая ». Основной источник практики анапанасати — «Анапанасати-сутта», где простыми словами описывается, как медитирующий сознательно наблюдает за своим дыханием. В «Анапанасати сутте» методика излагается на примере монаха, который, сев неподвижно, проговаривает фразы, например: «Я вдыхаю и сосредотачиваю мой ум. Я выдыхаю и сосредотачиваю мой ум» , так описывается практика. Постепенно практикующий подходит с полным осознанием сперва к телу, затем к уму. Подчеркивается, что без практики осознанности дыхания невозможны ни шаматха , ни випассана . В «Анапанасати-сутте» говорится о постепенном развитии внимания, фокусированном на четырёх объектах и развитии семи аспектов просветления. Следуя пути семи аспектов просветления и находясь в созерцании, достигается полное освобождение. Даже если человек не достигает нирваны как конечной цели, тем не менее, тренировка внимания позволяет ему стать более внимательным в повседневной жизни. Контролируя свои мысли, человек научается в некоторой степени управлять собой. Анапанасати подразумевает дыхание как объект практики. Внимательность по отношению к дыханию осуществляется с целью развития прозрения или для достижения дхьяны, то есть состояния созерцания.

Буддийские психотехники разнообразны, разнообразны также и методы счета дыханий в практике анапанасати (язык пали), или анапранасмрити (санскрит).

Ряд ученый высказывают идею, что счет дыханий – это не совсем канонический подход, поскольку в Палийском Каноне Будда ничего не говорит про эту методику, а просто наставляет:

Делая длительный вдох, он сознает, что делает длительный вдох;
делая длительный выдох, он сознает, что делает длительный выдох;
делая короткий вдох, он сознает, что делает короткий вдох;
делая короткий выдох, он сознает, что делает короткий выдох.

Противоречия здесь нет. Дело в том, что когда ум достигает определенной сосредоточенности (самадхи), то счет и все другие вспомогательные техники становятся излишними и прекращаются сами собой. Практика слежения за дыханием тогда проходит естественно. А пока не выработано элементарное сосредоточение, полезно все же выбрать метод предварительной медитации в качестве «разминки» для прыжка в самадхи .

Метод 1:

Счет дыханий от 1 до 10 и обратно до 1. Можно считать в уме на вдохе – 1, на выдохе 1, следующий вдох – 2, выдох – 2 и так до 10 , затем с 10-ти до 1-го. Обычно это полезно в начале практики. По мере продвижения можно просто считать вдох и выдох как 1, 2, 3 и т.д.

Это очень простая техника, распространенная практически во всех школах буддизма. Дело в том при таком методе счета цикл короткий, и ум может продолжать насчитывать циклы как бы «на автопилоте», и думать о чем-то другом.

Метод 2:

Метод «Висуддхимагги». Следует повторить еще раз это метод. Счет ведется аналогично первому методу, только не до десяти и обратно до одного, а от одного до пяти, потом до шести, до семи… до десяти. Графически это выгляди так:

1 2 3 4 5
1 2 3 4 5 6
1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7 8
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Все эти шесть мини-циклов составляют полный цикл, который называется на пали вара . Такой счет удобен тем, что можно заранее установить конкретное количество вар , которые нужно отследить во время медитативной сессии. Для подсчета вар можно даже использовать четки. Одна вара – одна бусина.

Метод 3:

Повторение слова

Это в основном тайский метод. Обычно на вдохе умственно произносят «буд», на выдохе «дхо». Можно выбрать любое слово «дхаммо», «арахам» и т. д. Двусложные слова предпочтительней, поскольку их можно произносить в такт дыханию.

Объединение методов

Можно объединять счет и повторение «буддхо» по типу:

вдох – «буд», выдох – «дхо» – 1;
вдох – «буд», выдох – «дхо» – 2;
вдох – «буд», выдох – «дхо» – 3;

Обычно если ум сильно возбужден, то не всегда легко осуществлять счет. Поэтому на помощь приходит повторение «буддхо». Когда ум успокаивается, повторение слова само прекращается, остается просто счет, а по мере дальнейшего успокоения ума отпадает и счет, и остается просто слежение ха дыханием, как описано в канонических наставлениях по слежению за дыханием.

Внимательность, направленная на дыхание

В основе нашей медитативной практики на этом ритрите лежит внимательность, направленная на дыхание. На языке пали она зовётся анапанасати . Чтобы эта практика принесла надлежащие плоды, помимо основных инструкций, необходимо сделать несколько замечаний. Во-первых, ваше место для медитаций должно быть чистым и убранным, оно должно хорошо проветриваться. Избегайте использования ароматов, включая благовония. Кроме того, лучше не пользоваться искусственными источниками освещения: пусть освещение будет естественным. Уберите все ненужные во время медитации предметы, включая украшения вроде цветов, кристаллов и картин. Всё это очень помогает в некоторых видах практик, но в этой они не нужны. Избегайте приятных отвлекающих факторов, не говоря уже о неприятных.

К моменту начала ритрита все ваши повседневные дела должны быть решены и все обычные заботы отложены. В этом проявляется ваше сострадание к себе и другим. Тогда вы будете готовы к тому, чтобы «замедлиться» и погрузиться в молчание: это необходимо для того, чтобы услышать вашу внутреннюю сущность и позволить ей раскрыться. Вы сможете задавать вопросы днём во время лекций. В остальное время не отвлекайтесь на болтовню. Если вам нужно сказать что-то важное, будьте кратки, говорите по делу и не отвлекайте других без нужды.

Я сказал о внешних условиях, теперь скажу о внутренних установках. Вначале сделайте короткую разминку. Кроме того, начинайте каждый день с мысли о сострадании, например, с медитации на любящую доброту, особенно по отношению к тем, кто болен, или тем, кто умер. Вы вызываете в уме их образ, желаете им добра и передаёте им свои заслуги от практики, то есть вы осознанно работаете ради их здоровья и на пользу им. Ещё одна важная часть практики - это ежедневное подтверждение вашего намерения, например: «Пусть я достигну просветления ради всех живых существ», или любая другая мысль, которая способствует переживанию здоровья и целостности.

Большую часть времени мы посвятим практике анапанасати , как она описана в сутте; можно назвать её нашим Писанием. Таким образом её практиковали 2500 лет назад, так её практикуют и по сей день. Надеюсь, что этот факт вдохновит вас и придаст вам уверенности в медитации. Так же, как в начале дня вы создаёте благоприятные условия для самораскрытия, в конце дня вы сохраняете это состояние. Перед сном вы снова медитируете на любящую доброту и снова порождаете в уме мысль: «Пусть все существа будут довольны и счастливы ». Затем, утверждая своё намерение пробудиться, вы распространяете это пожелание на других: «Пусть все существа достигнут просветления ».

Затем следует разделение заслуг. Любое целостное состояние или усилие целебно не только для вас, но и для всех вокруг. Помните об этом всегда. Вы можете разделить его со всеми существами вообще или направить его на тех, кого вы знаете, кто болен или несчастен. Самая древняя формула разделения заслуг, которая в ходу и сейчас, звучит так: « Идам те пуння камман асаваккхая ваям хоту » . Это посвящение на языке пали. Его смысл может быть передан так: «С помощью этой придающей сил деятельности пусть исчезнут загрязнения ». Этой формулой медитаторы пользовались на протяжении 2500 лет, поэтому я думаю, что и вам не повредит её произносить.

Вы также можете использовать традиционную формулу намерения пробудиться: « Намо Тасса Бхагавато, Арахато, Самма Самбуддхаса» , что обычно переводят: «Почтение Благословенному, до конца Очистившемуся, Просветлённому без остатка ». Но поскольку слово «намо » буквально значит «называть по имени», фактически это приветствие означает называние, а следовательно, формирование того, к чему вы стремитесь: полного, окончательного, тотального просветления. Эта формула намерения обычно произносится трижды каждое утро и каждый раз перед началом медитации. Но если палийские слова покажутся вам неуклюжими, не нужно их произносить. Главное — найти какое-нибудь утверждение, способствующее вашему раскрытию.

Теперь о позе. Некоторые из вас, наверное, знают, что основных положений в медитации четыре: сидя, стоя, при ходьбе и лёжа. Историческая традиция рекомендует начинающим осваивать все четыре, и время ритрита равномерно распределяется между всеми четырьмя: шесть часов в день ходьбы, шесть часов сидения, шесть часов стояния и шесть часов лежания. Однако на нашем ритрите строгость режима будет соблюдаться только относительно сидячей медитации. Всё, что вы должны делать, — это сидеть и практиковать. Постепенно, когда ваша внимательность разовьётся, вы сможете осваивать остальные позы, о которых я расскажу позже.

Что касается сидения, я бы рекомендовал вам традиционный способ сидеть — позу лотоса. Если вам она не под силу, сидите в полулотосе или по-турецки. В позе лотоса лучше видно, что в вас нужно исправить. Можете задавать себе вопрос: «Где в моём теле напряжение и почему оно именно в этой части тела?» Затем задайтесь вопросом: «Как это можно исправить?» Сидите на стуле только в случае крайней необходимости. Помните, что, чем больше положение вашего тела соответствует форме устойчивой пирамиды (что достигается в позе лотоса), тем лучше. Это физическое утверждение намерения. Кроме того, оно способствует регуляции и балансировке энергий в теле.

Если вы всё же сели на стул, пусть в вашей позе доминируют прямые углы. При этом ступни плоско стоят на полу, ноги расположены параллельно друг другу.

Важнее всего в любой медитативной позе прямая спина. Вы должны ощущать полное присутствие духа, бодрость и уравновешенность. Руки лежат на бёдрах; та рука, которой вы пишете, прикрывает другую руку. Ладони «смотрят» вверх, кончики больших пальцев соприкасаются. Держите голову прямо; подбородок слегка втянут. Кончик языка слегка касается верхнего нёба. Глаза открыты, или полуоткрыты, или полузакрыты. Смотрите прямо перед собой. Каждый раз перед медитацией, после того как вы приняли нужное положение и утвердились в своём намерении, сделайте три-четыре глубоких вдоха и выдоха. Затем дышите носом с закрытым ртом и позвольте дыханию течь естественным образом. Не контролируйте его, но позвольте дыханию найти свой собственный ритм.

Сидячие сессии могут быть краткими и частыми: обычно они длятся двадцать-тридцать-сорок минут. Главное - двигаться в естественном ритме. В идеале сидячая сессия во время ритрита длится час. Эта сессия делится на три стадии в пять, пятьдесят и пять минут соответственно. Первые пять минут уходят на то, чтобы сесть устойчиво и утвердить намерение. Нужно также войти в состояние спокойной отрешённности, незаинтересованного осознавания, чтобы объективно наблюдать то, что будет с вами происходить во время медитации. Следующие пятьдесят минут вы сосредотачиваетесь на объекте медитации. В нашем случае это осознанное дыхание.

Последние пять минут уходят на повторный обзор материала сессии: вы в общих чертах вспоминаете всё, что пережили. Лучше всего это делать от начала к концу, но можно и наоборот, от конца к началу. Можно рассматривать свой опыт в категориях четырёх основ осознанности: тело, чувства, состояния ума, явления ума. Вспоминайте всё, что произошло в рамках этих категорий. Например, кратко назовите для себя то, что происходило на физическом плане. Тело может «выдавать» самые разные «реплики». Это могут быть сообщения от органов чувств, которые передаются через ощущения напряжения, зуда, подёргивания, пульсации, покалывания, непрерывного потока, жара, холода, и так далее. Развейте в себе непосредственное внимание к телу и переменам, происходящим в нём во время каждой из сессий.

Затем следует категория ощущений. Имеются в виду не эмоции, а чувственно-оценочные реакции на постоянно изменяющийся жизненный поток. Эти реакции могут быть положительными, отрицательными или нейтральными. Они возникают всё время. Во время повторного обзора сессии вспомните приятные, неприятные или нейтральные чувства, которые возникали во время медитации. Сначала вспомните те из них, которые преобладали, ведь они сменяют друг друга очень быстро. Например, сначала было приятно, затем неприятно, затем снова приятно или никак. Постепенно вы будете различать более тонкие изменения.

Третья категория — состояния ума. Вспомните, какие качества, цвет или запах, были у ума во время медитации. Например, он был туп, зол, блажен, тяжек, беспокоен, спокоен, лёгок, завистлив, всеобъемлющ. Вас может утомить подобное выслеживание всех изменений, произошедших в уме, но постепенно он успокоится и вы сможете быстрее отмечать, что с ним происходит.

Последняя категория осознанности - это дхаммы . Обычно это слово переводят как «мыслимые объекты», или «феномены». Сюда входит целый спектр внутреннего чувственного опыта, знаков, символов и прозрений. Переживания, получаемые через тело, чувства, ум и умственные феномены, тесно переплетены между собой, и неудивительно поэтому, что их так трудно распутать. Но по мере того как в вас развивается осознанность, вы будете яснее различать то, что, собственно, происходит.

Сколько бы ни длилась ваша сессия, не забывайте вначале принять уравновешенную позу, утвердить своё намерение и настроиться на спокойное, непредвзятое осознавание. Когда вы выходите из медитации, не забудьте припомнить её содержание, снова утвердить намерение, распространить добрые намерения на остальных и разделить заслугу.

| Медитация Анапанасати

Медитация АнапанасатиМедитация Анапанасати - это практика наблюдения за дыханием, которая упоминаетмя в Шурангама и Сатипаттхана-сутте .

«Всякий раз, делая вдох или выдох, касайся легко источника, наполняющего тебя энергией».

«Вигьяна Бхайрава Тантра» (3)

Существует два варианта выполнения медитации Анапанасати: обычная и углубленная. Обычная практика включает в себя собственно наблюдение за дыханием.

В углубленном варианте Анапанасати включаются в себя следующую последовательность выполнения практик:

1. Подсчет дыханий

2. Наблюдение за дыханием

3. Прекращения наблюдения

4. Созерцание дыхания

5. Возвращение

6. Очищение

Общие правила медитации наблюдения за дыханием

В правильной позе со скрещенными ногами и прямой спиной мы наблюдаем за входящим и выходящим дыханием.

1. Дыхание нерегулируемое, медленное, естественное, без усилий; дышать неощутимо, глубоко.

2. Обычный человек дышит пятнадцать раз в минуту. Ослабленный, больной - двадцать-тридцать раз в минуту. Опытный йогин - пять-девять раз в минуту. Мастер медитации сидя - один вдох в минуту, один выдох в три минуты.

3. Вдох короткий, живой, глубокий, естественный.

4. Выдох: медленный, глубокий, мощный, долгий, естественный. Воздух медленно выбрасывается наружу, при этом сила выдоха опускается в брюшную полость (йогистхана).

5. Возникает чувство наполненности энергией, большой силы в области пупа и в свадхистана чакре.

6. Лицо расслаблено, плечи опущены, грудь и живот расслаблены. Начиная с головы, расслабляющее движение опускается вниз по телу и уходит в землю. В положении стоя, как при ходьбе, это чувство может продвинуться в конечности - икры ног до ступней. При этом во время практики мы ни о чём таком не думаем. Всё должно происходить естественно.

7. Глубокое осознавание в течение выдоха даёт полноту присутствия и освобождает от тонких кармических внутренних нитей, переплетающих причину и следствие, то есть карму.

8. При наблюдении поддерживается внимательность к ощущениям, возникающим от движения воздушного потока в ноздрях и над верхней губой. Такое осознавание помогает зафиксировать нашу внимательность к входящему и выходящему дыханию и избежать отвлечение на посторонние факторы.

9. При появлении мыслей и образов - за ними не следовать.

10. В момент точки поворота, когда вдох меняется на выдох, возникает особое переживание ясности.

11. При выполнении практики поддерживаем чувство божественной гордости, настраиваясь таким образом: «наш вдох - вдох целой Вселенной, наш выдох - выдох целой Вселенной».

12. Дух бдителен, подобен льву, который готовится к прыжку.

1. Подсчет дыханий

После того, как йогин сделал свое дыхание не слишком расслабленным, не слишком напряженным, он начинает медленно считать свое дыхание: либо вдохи, либо выдохи, от одного до ста. Йогин постоянно концентрируется на счете, не позволяя уму блуждать. При счете допускается даже мысленное представление цифр, когда считается дыхание. Если до того, как он дойдет до счета сто, ум отклонится на какую-нибудь мысль, он должен повернуть назад и начать счет снова с единицы. Так выполняется подсчет дыханий.

Реализация ступени «подсчет дыханий» : если йогин правильно выполняет подсчет дыханий, его ум успокаивается и обретает однонаправленность, а дыхание становится настолько тонким, что его становится затруднительно считать.

Когда со временем практики йогин овладел этой ступенью, считается, что реализация счета дыханий достигнута. Тогда он должен прекратить счет дыханий и перейти ко второй ступени - наблюдению за дыханием.


2. Наблюдение за дыханием

Прекратив счет дыханиям, йогин концентрирует ум, наблюдая за каждым вдохом и выдохом. Его ум сопровождает входящее и выходящее дыхание до тех пор, пока ум и дыхание не станут непрерывно связаны друг с другом.

Реализация ступени «наблюдение за дыханием»: наблюдая за дыханием, йогин утончает свой ум. Тогда он начинает замечать длину своего дыхания. Он видит, что оно может быть либо коротким, либо длинным; или у него может возникнуть ощущение, что дыхание проходит через кожу, через поры всего тела. На этой стадии сознание обретает полную безмятежность, нет никаких отвлекающих мыслей, все волнения ума преодолеваются. Когда йогин достигает такого состояния, считается, что метод «наблюдение за дыханием» реализован.

3. Прекращение наблюдения

На этой стадии йогин настолько утончает свой ум, что он замечает, что наблюдение за дыханием - это грубое состояние ума, Постепенно его практика обретает состояние глубокой медитативной погруженности (дхьяна). Полностью расслабившись, йогин прекращает наблюдение за дыханием и фиксирует свой ум на кончике носа, практикуя насикагра-дришти.

Реализация ступени «прекращение наблюдения»: на этой стадии йогин может обнаружить, что в результате созерцания его тело и ум стали невесомыми или полностью исчезли и он входит в глубокое состояние покоя и тишины. Это дхьяна.

4. Созерцание дыхания

Когда устойчивая медитативная погруженность (дхьяна) достигнута, йогин переходит к четвертой ступени - «созерцание дыхания». На стадии созерцания хотя йогин и понимает, что достижение дхьяны является подлинной реализацией медитации, однако, этого недостаточно, и следует обратить осознание ума внутрь себя, не привязываясь к состоянию дхьяны. Для этого он практикует созерцание. Практика созерцания выполняется следующим образом: находясь в состоянии дхьяны, медитирующий прекращает наблюдение за своими утонченными вдохами и выдохами, и, не отвлекаясь ни на какие колебания ума или энергии, практикует глубокую безмятежность, все больше погружаясь вовнутрь. Такова практика созерцания.

Реализация ступени «созерцание дыхания»: со временем, благодаря этой практике, он может ясно почувствовать, словно воздух входит и выходит из его тела через все поры. Тогда его духовное зрение открывается, и ум становится необычайно утонченным и распахнутым. Таково достижение на стадии «созерцание дыхания».

5. Возвращение

Когда ум устойчиво закрепился на стадии «созерцание дыхания», возникает утонченное осознавание, которое одновременно созерцает очень тонкое внутреннее и внешнее дыхание. Эта едва уловимая двойственность является препятствием к достижению самадхи Пустоты, и ее нужно преодолеть, возвратив сознание в Изначальный Источник. В этом заключается практика «возвращения».

Реализация ступени «возвращение»: когда йогин непрерывно смотрит в природу Истинного «Я», которое не рождено и не создано, он постепенно входит в состояние Нерожденного, того, что за пределами «я есть» и открывает Изначальную Пустоту. Когда он входит в Пустоту, то обнаруживает, что не существует индивидуального «я» или субъективного ума наблюдателя, который созерцает. Так как не существует созерцающего ума, то не существует ни субъекта, ни объекта. Когда субъект и объект полностью исчезают, говорят, что йогин реализовал стадию «возвращение».

6. Очищение

Даже когда йогин вошел в Пустоту вне субъекта и объекта, у него остается идея возвращения и того, кто вошел в недвойственность. Эта последняя идея, содержащая тонкую двойственность, должна быть устранена медитацией на Исконной Чистоте.

Когда ум длительное время пребывает в недвойственности, поддерживая прозрачное, ясное, чистое состояние, то устраняется всякое различение. В этом состоит метод практики медитации на Пустоту.

Реализация ступени «очищение»: если ум йогина длительное время подобен зеркальной глади спящего озера и в нем отсутствует любая мысль, проявляется исконная пустотная Природа «Я». Любые проявляющиеся мысли наблюдаются нераздельными с этой Исконной природой, подобно успокоившимся волнам, которые обнаружили изначальную воду. Это ступень реализации чистоты. На этой стадии духовная тренировка Анапанасати закончена

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 10 человек(а).

Дыхательная медитация – одна из немногих медитаций, которая широко используется для различных задач. Она используется для концентрации внимания и познания своего тела. Для того чтобы получить максимальную пользу от медитации, необходимо сконцентрировать все свое внимание на дыхании и соблюдать последовательность процессов. В этой статье мы рассмотрим основы дыхательной медитации и способы как развить ее дальше.

Шаги

Подготовка к медитации

Начало медитации

Развитие медитации

  1. Когда вы достигли сознательности и последовательности, можно начинать учиться концентрироваться. В зависимости от цели вашей медитации вы можете начать исследование различных аспектов дыхания, таких как:

    • Характеристика дыхания: длинна (длинный/средний/короткий и т.д), скорость (быстро или медленно), давление (высокое или низкое), глубина (глубокое или мелкое) и естественность или принудительность дыхания.
    • Поток дыхания нужно наблюдать с определенной точки. Хорошей аналогией может быть пила – в момент, когда вы распиливаете дерево, все ваше внимание сконцентрировано на дереве. Пила движется вперед-назад, но вы не смотрите на нее, вы смотрите только на дерево, чтобы видеть насколько далеко она заходит в дерево.
    • Поток энергии, который создается и используется дыханием. Более опытные в медитации люди умеют использовать свою энергию, чтобы создать оболочку своего тела, чтобы успокоить боль и обновить его, создавая ощущение удовольствия.
    • Использование дыхания, чтобы расслабить ум и тело и повысить сознание.
    • Состояние вашего сознания связано с формированием дыхания. Если вы напряжены, то ваше дыхание будет напряжено. Состояние вашего разума часто отражается на вашем дыхании, например, когда вы сердитесь или чем-то недовольны, вы можете регулировать ваше дыхание, чтобы стать более нежным и спокойным, это поможет расслабить тело и разум.
    • Опыт того, как ваше душевное состояние влияет на дыхание. Мы редко дышим через обе ноздри, так как одна часто закрыта. Вдыхая через левую ноздрю, вы активируете правое полушарие головного мозга, а правая ноздря активирует левое полушарие.
    • С точки зрения анатты, вдохи и выдохи контролируются умственными процессами. Потому как процесс умственного и физического дыхания не останавливается, когда мы перестаем концентрироваться на нем.
    • Природа разума и тела непостоянна и изменчива. Каждый вдох отличается от других, у вас никогда не будет два одинаковых вдоха, поэтому и процесс медитации всегда будет разным.
    • Эффект который усилия оказывают на дыхания и медитацию. Когда вы прикладываете слишком много усилий, дыхание становится нестабильным и прерывистым, от этого рассеивается внимание. Простую аналогию можно провести со звуком. Когда вы ищите среднюю громкость. Слишком много усилий делает звук слишком громким, а меньше усилий делает его слишком тихим.
    • Как меняется ваше дыхание, когда вы отвлекаетесь и фиксируете внимание на другом объекте, мыслях, чувствах или ощущениях.
  2. Определите цель. Во-первых, вы можете понять, как сделать медитацию проще и выбрать то от чего вам будет хорошо и комфортно. А так же, вы сможете изучить несколько аспектов дыхания, которые помогут вам концентрироваться на определенных вещах.

    • Сохраняя ваше внимание на дыхании, вы тренируете мозг, чтобы отпустить ситуацию, особенно это касается новичков, которые подвержены нападкам и чрезмерным фантазиям. Это даст время, чтобы понять проблему и отстраниться от нее. После у вас будет время изучить ваши мысли и ваше отношение к проблеме. Поняв причину, вы больше не будете чувствовать угрозу и с легкостью сможете отпустить ее. Это медленный процесс, но он работает, потому, как вы изучаете каждое психологическое явление, а затем учитесь дистанцироваться от своих мыслей и чувств, которые несут негатив. Вы начнете понимать, что мысли в вашей голове созданы вашим разумом, и они останутся там, пока вы будете проявлять к ним интерес. Вы можете оставлять эти мысли, чтобы ваша мечта стала реальностью или прогонять их, если хотите избавиться от кошмара. Это будет первым важным шагом, так как довольно сложно отпустить то, к чему вы привязаны. На это стоит обратить особое внимание, так как вы сможете сохранить трезвость ума, и дать себе расслабится.
    • Это так же дает представление о характере тела и разума человека, чтобы видеть биологическую и психологическую динамику, которая поддерживает жизнь. Вы можете наблюдать, как дыхание влияет на разум и разум влияет на дыхание функционально и эмоционально.
  3. Соблюдать последовательность в познании дыхательной медитации. С практикой вы заметите, что ваше дыхание становится более ровным, организм успокаивается и требует меньше кислорода. В какой-то момент вам может показаться, что дыхание остановилось, однако очень важно оставаться в той же точке и не отвлекаться, потому что дыхание вскоре восстановится, а вы рискуете утратить концентрацию.

    • Чтобы развивать вашу концентрацию, фокусируйтесь до того момента пока не почувствуете удовольствие, вы должны ощутить нечто на подобие восторга. Если вы не видите смысл в этом чувстве восторга, вряд ли вы сможете глубже сконцентрироваться.
    • Форма проявления этого состояния для каждого человека может меняться в зависимости от физических ощущений, ментального образа, символичного смысла движения или других форм. Это не какая-то конкретная вещь, которую часто испытывают практики, потому что это состояние весьма условно, и зависит от темперамента практика, его навыков и опыта в медитации, места расположения, а так же от потенциальных отвлекающих факторов.