Леонтьев д а психология выбора. Леонтьев дмитрий алексеевич. Смысл жизни нужно для себя четко сформулировать

  • Глава 1. Подходы к пониманию смысла
  • Глава 1. Подходы к пониманию смысла
  • Глава 1. Подходы к пониманию смысла
  • Глава 1. Подходы к пониманию смысла
  • Глава 1. Подходы к пониманию смысла
  • Глава 1. Подходы к пониманию смысла "
  • Глава 1. Подходы к пониманию смысла
  • Глава 1. Подходы к пониманию смысла
  • Глава 1. Подходы к пониманию смысла
  • Глава 1. Подходы к пониманию смысла
  • Глава 1. Подходы к пониманию смысла
  • Глава 1. Подходы к пониманию смысла
  • Глава 1. Подходы к пониманию смысла
  • Глава 1. Подходы к пониманию смысла
  • Глава 1. Подходы к пониманию смысла
  • Глава 1. Подходы к пониманию смысла
  • Глава 1. Подходы к пониманию смысла
  • Глава 1. Подходы к пониманию смысла
  • Глава 1. Подходы к пониманию смысла
  • Глава 1. Подходы к пониманию смысла
  • Глава 1. Подходы к пониманию смысла
  • Глава 1. Подходы к пониманию смысла
  • Глава 1. Подходы к пониманию смысла
  • Глава 1. Подходы к пониманию смысла
  • Глава 1. Подходы к пониманию смысла
  • Глава 1. Подходы к пониманию смысла
  • Глава 1. Подходы к пониманию смысла
  • Глава 2. Онтология смысла
  • Глава 2. Онтология смысла
  • Глава 2. Онтология смысла
  • Глава 2. Онтология смысла
  • Глава 2. Онтология смысла
  • Глава 2. Онтология смысла
  • Глава 2. Онтология смысла
  • Глава 2. Онтология смысла
  • Глава 2. Онтология смысла
  • Глава 2. Онтология смысла
  • Глава 2. Онтология смысла
  • Глава 2. Онтология смысла
  • Глава 2. Онтология смысла
  • Глава 2. Онтология смысла
  • Глава 2. Онтология смысла
  • Глава 2. Онтология смысла
  • Глава 2. Онтология смысла
  • Глава 2. Онтология смысла
  • Глава 2. Онтология смысла
  • Глава 2. Онтология смысла
  • Глава 2. Онтология смысла
  • Глава 2. Онтология смысла
  • Глава 2, Онтология смысла
  • Глава 2. Онтология смысла
  • Глава 2. Онтология смысла
  • Глава 2. Онтология смысла
  • Глава 2. Онтология смысла
  • Глава 2. Онтология смысла
  • Глава 2. Онтология смысла
  • Глава 3.
  • Глава 3. Смысловые структуры, их связи и функционирование
  • Глава 3. Смысловые структуры, их связи и функционирование
  • 3.8. Смысл жизни как интегральная смысловая ориентация
  • Глава 4.
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4, динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4, динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур
  • Глава 5.
  • Глава 5. Внеличностные и межличностные формы смысла
  • Глава 5. Внеличностные и межличностные формы смысла
  • Глава 5. Внеличностные и межличностные формы смысла
  • Глава 5. Внеличностные и межличностные формы смысла
  • Глава 5. Внеличностные и межличностные формы смысла
  • Глава 5. Внеличностные и межличностные формы смысла
  • Глава 5. Внеличностные и межличностные формы смысла
  • Глава 5. Внеличностные и межличностные формы смысла
  • Глава 5. Внеличностные и межличностные формы смысла
  • Глава 5. Внеличностные и межличностные формы смысла
  • Глава 5. Внеличностные и межличностные формы смысла
  • Глава 5. Внеличностные и межличностные формы смысла
  • Глава 5. Внеличностные и межличностные формы смысла
  • Глава 5. Внеличностные и межличностные формы смысла
  • Глава 5. Внеличностные и межличностные формы смысла
  • Глава 5. Внеличностные и межличностные формы смысла
  • Глава 5. Внеличностные и межличностные формы смысла
  • Глава 5. Внеличностные и межличностные формы смысла
  • Глава 5. Внеличностные и межличностные формы смысла
  • Глава 5. Внеличностные и межличностные формы смысла
  • Глава 5. Внеличностные и межличностные формы смысла
  • Глава 5. Внеличностные и межличностные формы смысла
  • Глава 5. Внеличностные и межличностные формы смысла
  • Глава 5. Внеличностные и межличностные формы смысла
  • Глава 1. Подходы к пониманию смысла
  • Глава 2. Онтология смысла
  • Глава 3. Смысловые структуры,
  • Глава 4. Динамика и трансформации
  • ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    Д.А.Леонтьев

    ПСИХОЛОГИЯ СМЫСЛА

    ПРИРОДА, СТРОЕНИЕ И ДИНАМИКА СМЫСЛОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

    2-е, исправленное издание

    по классическому университетскому образованию

    в качестве учебного пособия для студентов

    высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии

    УДК 159.9 ББК88

    Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии

    Рецензенты:

    д-р психол. наук, проф., чл.-кор. РАО Б.С.Братусь д-р психол. наук, проф., чл.-кор. РАО В.А.Иванников д-р психол. наук, проф., чл.-кор. РАН В.Ф.Петренко д-р психол. наук, проф. ИЛ. Васильев

    Леонтьев Д.А.

    Л478 Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

    Монография посвящена всестороннему теоретическому анализу смысловой реальности: аспектов проблемы смысла, форм его существования в отношениях человека с миром, в сознании и деятельности человека, в структуре личности, в межличностном взаимодействии, в артефактах культуры и искусства.

    Адресуется психологам и представителям смежных дисциплин.

    Рукопись подготовлена при поддержке Российского Гуманитарного научного фонда, исследовательский проект № 95-06-17597

    Издание осуществлено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований по проекту № 98-06-87091

    ISBN 5-89357-082-0

    Д.А. Леонтьев, 1999, 2003. Издательство "Смысл", оформление, 1999.

    введение

    «Проблема смысла... - это последнее аналитическое понятие, венчающее общее учение о психике, так же как понятие личности венчает всю систему психологии»

    А.Н.Леонтьев

    В последние два десятилетия психология переживает кризис i моих методологических оснований, связанный с очередным раз­мыканием не только границ ее предмета, но и границ науки и представлений о науке вообще, с разрушением основополагающих и в предыдущий период весьма четких бинарных оппозиций «жи-тгйская психология - научная психология», «академическая психо-млия - прикладная психология», «гуманистическая психология - механистическая психология», «глубинная психология - вершин-ИШ1 психология», а также концептуальных оппозиций «аффект - Интеллект», «сознание - бессознательное», «познание - действие» и т.п. Активизировалась работа по методологическому осмыслению оснований психологии и построению нового ее образа, что в рос-иийской психологии выразилось в первую очередь в возрождении принадлежащей Л.С.Выготскому идеи «неклассической психоло-1Ии» (Эльконин, 1989; Асмолов, 1996 б; Дорфман, 1997 и др.) или иронической психологии» (Зинченко, 1997), а в западной - в обсуждении идеи «постмодернистской психологии» (например, Shatter , 1990). Неклассическая психология еще не получила четкого определения; это скорее идея, чем конкретная теория. Можно, од-нико, обозначить общий вектор движения от классической психо­логи к неклассической: от статического представления о человеке К динамическому и от изучения его в виде изолированного «препа-pita» к осознанию его неразрывной связи с миром, в котором про­текает его жизнедеятельность.

    Неслучаен в этом контексте интерес к понятию смысла многих ученых, как у нас в стране, так и за рубежом. Это понятие пришло Я психологию из философии и наук о языке и до сих пор не вошло К основной тезаурус психологии личности, если не считать отдель-

    введение

    ных научных школ; вместе с тем интерес к нему нарастает, растет и частота использования этого понятия в самых разных контекстах и в рамках различных теоретических и методологических подходов В оте­чественной психологии понятие личностного смысла, введенное А.Н.Леонтьевым еще в 40-е годы, уже давно и продуктивно исполь­зуется в качестве одного из основных объяснительных понятий, причем не только в психологии, но и в смежных научных дисцип­линах. Не случайно это понятие получило столь широкое признание именно у нас в стране - ведь в российской культуре, российском v сознании поиск смысла всегда являлся главной ценностной ориен­тацией Менее известно, что понятие смысла стало в последние де-"сятилетия популярным и на Западе - оно занимает весьма важное место в логотерапии В.Франкла, психологии личностных конструк­тов Дж.Келли, этогеническом подходе Р.Харре, феноменологичес­кой психотерапии Ю.Джендлина, теории поведенческой динамики Ж.Нюттена и других подходах, несмотря на трудность адекватного перевода этого понятия на английский и многие другие языки. Ред­ким исключением является немецкий, и закономерно, что раньше всего это понятие появилось в философии, психологии и науках о языке именно у немецкоязычных (Г.Фреге, Э.Гуссерль, В.Дильтей, Э.Шпрангер, З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг, М.Вебер, В.Франкл) и русскоязычных (Г.Г.Шпет, М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, А.Н Ле­онтьев) авторов.

    Интерес к понятию смысла вызван, на наш взгляд, тем фактом, хоть и еще неотрефлексированным, что это понятие, как показывает со всей отчетливостью даже беглый взгляд на практику его упот­ребления, позволяет преодолеть перечисленные выше бинарные оп­позиции. Это становится возможным благодаря тому, что понятие смысла оказывается «своим» и для житейской и для научной психо­логии; и для академической и для прикладной; и для глубинной и для вершинной; и для механистической и для гуманистической. Бо­лее того, оно соотносимо и с объективной, и с субъективной, и с интерсубъективной (групповой, коммуникативной) реальностью, а также находится на пересечении деятельности, сознания и личнос­ти, связывая между собой все три фундаментальные психологичес­кие категории. Тем самым понятие смысла может претендовать на новый, более высокий методологический статус, на роль централь­ного понятия в новой, неклассической или постмодернистской пси­хологии, психологии «изменяющейся личности в изменяющемся мире» (Асмолов, 1990, с. 365).

    Столь широкие возможности, однако, порождают и трудности в работе с этим понятием. Его многочисленные определения зачас­тую несовместимы. Сам смысл имеет, если воспользоваться попу-

    ЙНМЕНИЕ

    дирмой в последнее время метафорой, природу Протея - он из­менчив, текуч, многолик, не фиксирован в своих границах. Отсюда Немалые трудности в понимании этого явления, разночтения в оп­ределениях, нечеткости в операционализации. . Когда автор этой книги, еще будучи студентом факультета психологии МГУ, заин­тересовался проблемой смысла (примерно в 1979-1980 годах), большая группа преподавателей и сотрудников факультета - пря­мых учеников А.Н.Леонтьева - активно и с большим энтузиазмом винималась разработкой этой проблемы. Их число сейчас уменьши­лось. Из тех, кто внес в этот период основной вклад в разработку it01 о понятия, одних уже нет с нами (Б.В.Зейгарник, Е.Ю.Арте-мьсна), другие достаточно резко сменили свою проблематику и область исследований (В.В.Столин, А.У.Хараш), третьи, разо-чировавшись в понятии смысла, фактически отказались от него (В К.Вилюнас, Е.В.Субботский), четвертые не отказались, но впос­ледствии направили свои непосредственные научные изыскания на дру| ие, хоть и близкие проблемы (А.Г.Асмолов, Е.Е.Насиновская, В Л Петровский). Вместе с тем отнюдь не ощущается снижение ин­тереса к этому понятию (скорее, наоборот) среди психологов всех школ и направлений.

    Разработка общепсихологических представлений о смысловом щмсрении человеческого бытия ведется автором этой книги с нача­ли 1980-х годов. Основной задачей (можно сказать, сверхзадачей) выло собрать цельную картину смысловой реальности из заворажива­ющих кусочков мозаики, образованной имеющимися идеями и пуб­ликациями по этой теме. Первым промежуточным результатом стала Кппдидатская диссертация «Структурная организация смысловой |феры личности», защищенная нами в 1988 году. В ней была предло­жена классификация смысловых структур и модель структуры лично-81 и, основанная на общем понимании смысловых структур личности Кпк превращенной формы жизненных отношений. Мы разработали Тикже концепцию смысловой регуляции жизнедеятельности, показав щсцифические функции в этой регуляции различных смысловых ечруктур. Этот промежуточный результат соответствовал первой из Трех выделенных Н.А.Бернштейном (1966, с. 323-324) стадий раз-РИ i ия любых теоретических представлений - стадии объединения и Логического упорядочения разрозненных фактов. Мы осознавали и Неизбежную ограниченность предложенной в той работе схемы. Эта СИ раниченность проявилась не только в том, что смысловая сфера личности рассматривалась в статическом морфологическом срезе, но И и том, что само выделение дискретных смысловых структур во mho-ром условно. Мы не располагали другим языком описания, но соз-нивали, что за используемыми нами понятиями реально стоят не

    введение

    столько смысловые структуры, сколько смысловые процессы. Пони­мая отдаленность перспективы разработки процессуального языка, мы сформулировали в заключении к упомянутой диссертации и зада­чи на ближайшую перспективу. В их числе были: анализ условий и механизмов актуалгенетического развития и критических перестроек сложившихся смысловых структур и динамических смыслоных сис­тем; анализ интериндивидной трансляции смыслов, в том числе в формах материальной и духовной культуры; анализ развития смыс­ловой сферы личности в онтогенезе, а также психологических пред­посылок и механизмов аномального развития смысловой сферы; разработка методов исследования и воздействия на смысловую сферу. Решение этих задач позволило бы перейти от статичной морфологи­ческой схемы смысловой сферы личности к концепции динамичес­кой смысловой реальности, естественной формой сущее!копания которой является непрерывное движение, к концепции, имеющей предсказательную силу, что присуще второму этапу развития 1еории по Н.А.Бернштейну (1966, с. 323-324).

    Эта программа-минимум, как нам представляется, выполнена в данной работе, которая являет собой итог почти двух десятилетий научных исследований. Она посвящена решению задачи построения единой общепсихологической концепции смысла, его природы, форм существования и механизмов функционирования в структуре деятельности, сознания, личности, межличностной коммуникации и в предметно воплощенных формах. В ней мы постарались наполнить конкретным психологическим содержанием мысль А.Н.Леонтьева (1983 а) о том, что проблема личности образует особое психологи­ческое измерение, иное, чем то измерение, в котором идет изучение психических процессов, а также мысль В.Франкла (Frankl , 1979) о смысловом измерении человека, надстраивающемся над биологичес­ким и психологическим измерениями.

    it * * * ,\

    Завершая это введение словами благодарности, нельзя не перей­ти от академического «мы» к осознанному и «участному» (М.М.Бах­тин) «я».

    Я посвящаю эту книгу моему деду, Алексею Николаевичу Ле­онтьеву. Было бы неточным сказать «его памяти», потому что его присутствие - и прежде всего в этой работе - памятью отнюдь не ограничивается. Научная работа всегда в каком-то смысле преодо­левает время - мы можем вести весьма содержательный диалог с Декартом и Спинозой, Гиппократом и Аристотелем. Я отчетливо ощущаю присутствие Алексея Николаевича в одном со мной «на-

    viiiom времени» и надеюсь, что моя книга внесет свой вклад в его

    "полетие в этом временном измерении. Он был и остается для i ни образцом научной добросовестности и преданности науке.

    Я всегда был жадным до знаний и старательным учеником, я учимся у многих, и нелегко перечислить всех, кто повлиял на мое профессиональное становление - не только тех, с кем я общался лично, но и тех, с которыми я не встретился и не встречусь никогда. N числе последних Л.С.Выготский, М.М.Бахтин, А.Адлер, Г.Олпорт, И М >й, М.К.Мамардашвили и другие Учителя. Из числа же тех, у fcuio я учился в традиционном смысле этого слова, хотелось бы, не Принижая ничей вклад, отдельно поблагодарить двоих, влияние ко-vupiiix на мою работу (и не только работу) еще со студенческих лет мгрсоценить невозможно. Александр Григорьевич Асмолов во многом ""собствовал возникновению и укреплению моего первого интере-к психологии личности и к проблеме смысла, постоянно давал

    И (дологические ориентиры и помогал мне решать задачу на смысл tun», что я делаю. Елена Юрьевна Артемьева учила, что кроме кон- мишии, должна быть еще позиция, она ненавязчиво способствовала инранию граней между научными изысканиями и пониманием жиз­ ни иообще, формированию у меня методического мышления.

    V любого исследователя есть свой ближний референтный круг - люди, работающие рядом в проблемном поле, профессиональное яшпмодействие с которыми особенно продуктивно. Полный список it*, кто своими исследованиями особенно сильно помог мне прод­винуться в моих, был бы очень длинным. Я благодарен очень мно-1Им, а в особенности Б.С.Братусю, Ф.Е.Василюку, В.П.Зинченко, И А. И Ванникову, А.М.Лобку, Е.В.Эйдману. Общую композицию этой 1ЖИ1И помогли выстроить теоретические идеи моего друга и коллеги Л М.Дорфмана. Я благодарен также всем тем друзьям и коллегам, ко-Юрые морально поддерживали и поддерживают меня в моем прокла-дынпнии новых маршрутов на плохо изученной территории.

    Отдельная благодарность - моим ученикам, студентам и аспи-раншм. Не только потому, что чтобы что-то понять, надо это кому-то вбънснить. Без их участия мне не удалось бы в одиночку вывести мно-1И@ ит теоретических идей на уровень эмпирической проверки и Практического приложения. Я особенно благодарен тем из них, чей РМ1Ш также есть в этой книге: Ю.А.Васильевой, М.В.Снетковой, И II Бузину, Н.В.Пилипко, М.В.Калашникову, О.Э.Калашниковой, А II Поиогребскому, М.А.Филатовой.

    Наконец, еще одна благодарность - моим близким, у которых эта на протяжении долгого времени отнимала изрядную часть, и которые относились к этому настолько стоически, насколько то было возможно.

    глава!. Подходы к пониманию смысла

    В ПСИХОЛОГИИ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ

    И представлял государю, что у аглицких мастеров со­всем на все другие правила жизни, науки и продоволь­ствия, и каждый человек у них себе все абсолютные обстоятельства перед собою имеет, и через то в нем со­всем другой смысл.

    Н. С.Лесков

    1.1. понятие смысла в гуманитарных науках

    В большинстве общих толковых, философских и лингвистичес­ких словарей смысл определяется как синоним значения. Это отно­сится не только к русскому слову «смысл», но и к его немецкому аналогу «Sinn». В английском языке ситуация сложнее: хотя в языке существует этимологически близкое понятие «sense» (смысл), ис­пользуемое, в частности, в расхожих словосочетаниях «common sense» (здравый смысл), «to make sense» (иметь смысл), тем не ме­нее в абсолютном большинстве случаев в научном дискурсе, равно как и в обыденном языке, русские понятия «значение» и «смысл» переводятся одним и тем же словом «meaning». Французское «sens», напротив, распространено гораздо шире, чем сугубо академический термин «signification» (значение).

    Этимология этого понятия также не совпадает в разных языках. Русское «смысл» означает «с мыслью». Немецкое «Sinn», как ука­зывает М.Босс, ведет свое происхождение от древненемецкого ли^ тературного глагола «sinnan», означавшего «быть на пути к цели» (Boss, 1988, р. 115). В связи с этим Э.Крэйг замечает, что связь с ин-тенциональной направленностью, присутствующая в слове «Sinn», теряется при переводе его на английский как «meaning», и перевод его словом «sense» был бы адекватнее (Craig, 1988, р. 95-96). С дру­гой стороны, Дж.Ричлак со ссылкой на словари утверждает, что и слово «meaning» происходит от англосаксонских корней с семан­тикой «желать» и «намереваться» и является, соответственно, по­нятием целевой природы, обозначающим соотносительную связь

    /./. понятие смысла в гуманитарных науках 9

    между несколькими конструктами, которые он называет полюсами смысла (Rychlak, 1981, р. 7).

    Исторически изначальным проблемным контекстом, в котором понятие смысла возникло как научное понятие, не совпадающее с понятием значения, было изучение понимания текстов, а первой юоретической парадигмой - герменевтика. Задача разграничения 1срменевики с философией, с одной стороны, и языкознанием, с другой, очень сложна и выходит далеко за рамки данной работы; клк констатировал В.Г.Кузнецов, герменевтика, гуманитарные на­уки и философия «развиваются в едином историко-культурном кон-(сксте, зависят друг от друга, оказывают влияние друг на друга» (1991 а, с. 4). Герменевтика возникла как учение о толковании скры-1ых смыслов Священного писания, став постепенно учением о по­нимании скрытых смыслов в более широком контексте и слившись и начале нашего столетия с философской мыслью в работах таких се представителей как В.Дильтей, Х.-Г.Гадамер и др. Поэтому, от­нося те или иные воззрения на проблему смысла к герменевтичес­кой традиции, мы будем пользоваться лишь чисто историческими критериями.

    Пожалуй, первое значимое в нашем контексте понимание смыс­ла мы обнаруживаем у Матиаса Флациуса Иллирийского (XVI век). Флациус предлагает разрешение одной из ведущих герменевтичес­ких дилемм, - имеет ли слово один смысл или много, - введя различение значения и смысла: слово, выражение, текст имеют одно значение, но различные контексты могут задавать различные ею смыслы. Вне контекста слово смысла не имеет; в каждом конк­ретном контексте смысл однозначен. Таким образом, проблема смысла сводится к проблеме контекста (Кузнецов, 1991 а, с. 25). Герменевт, работая с различными контекстами, должен вскрывать I» них единственное божественное значение и истолковывать его смысловые оттенки, внесенные в библейские тексты их авторами. Ги ко го типа интерпретации учитывают субъективные особенности по горской позиции. Задача герменевта заключается в выявлении цели и замысла автора» (там же, с. 26). Понятие контекста, введен­ное Флациусом в концептуальный аппарат герменевтики, позволи­ло, пожалуй, впервые разделить понятия значения и смысла как Несинонимичные.

    Дальнейшее развитие проблема соотношения, точнее, разли­чения значения и смысла текстов и речевых выражений получила > конце XIX - первой половине XX века в науках о языке - лин­гвистике, семиотике и логической семантике. Как мы, впрочем, унидим дальше, отождествление значения и смысла и сегодня еще 01нюдь не стало достоянием истории. Употребление понятия смысла

    Глава 1. Подходы к пониманию смысла

    в этом контексте далеко от окончательной определенности. Су­ществуют две принципиально различающиеся между собой тра­диции использования понятия «смысл». В одной из них смысл выступает как полный синоним значения; эти два понятия взаимо­заменимы. Мы не будем специально останавливаться на таких оп­ределениях. Во второй традиции понятия «смысл» и «значение» образуют более или менее выраженную концептуальную оппози­цию. В свою очередь, вторая традиция также отнюдь не является однородной.

    Родоначальником концептуальной оппозиции «значение - смысл» в науках о языке принято считать Готлиба Фреге. В своей классической работе столетней давности «Смысл и денотат» (Фре­ ге, 1977; 1997) он вводит ее следующим образом: денотат, или значение текста (знака) - это та объективная реалия, которую обозначает или суждение о которой высказывает текст (знак); смысл - это способ задания денотата, характер связи между дено­татом и знаком или, выражаясь современным языком, «информа­ция, которую знак несет о своем денотате» (Мусхелшивили, Шрейдер, 1997, с. 80). Текст может иметь только одно значение, но несколько смыслов, или же не иметь значения (если в реальности ему ничто не соответствует), но иметь при этом смысл. «В поэтическом упот­реблении достаточно того, что все имеет смысл, в научном - нельзя упускать и значений» (Фреге, 1997, с. 154-155). В текстах Фреге есть указания на связь смысла с контекстом их употребления. Все же, по мнению, в частности, Е.Д.Смирновой и П.В.Таванец (1967), Фреге не создал теории смысла. Тем не менее, его работа до сих пор остается наиболее цитируемой там, где ставится вопрос разведения смысла и значения.

    Приведем еще несколько подходов к соотношению значения и смысла речевых выражений. К.И.Льюис (1983), анализируя виды значения, различает языковое и смысловое значение. Языковым значением слова можно овладеть при помощи толкового словаря, сначала найдя его определение, затем определив все слова, кото­рые в это определение входят, и т.д. То, что при этом ускользает - это смысловое значение, связанное со знанием всех вариантов пра­вильного употребления слова в разных контекстах. М.Даммит (1987) рассматривает теорию смысла как одну из составных частей теории значения, наряду с теорией референции. Теория смысла «...свя­зывает теорию истины (или референции) с умением говорящего владеть языком, соотносит его знание суждений теории с практи­ческими лингвистическими навыками, которые он проявляет» (там же, с. 144). Она должна «...не только определить, что знает говоря­щий, но также и то, как проявляется его знание» (там же, с. 201).

    /./. понятие смысла в гуманитарных науках 11

    Смысл, таким образом, определяется более широким контекстом, чем значение.

    По-иному расставляются акценты в работах представителей сов­ременной французской школы анализа дискурса, в которой проб­лема смысла всегда находится в центре внимания, но при этом рассматривается вне традиционного для лингвистики противопос­тавления смысла и значения (Гийому, Мальдидъе, 1999, с. 124, 132). Специфика данного подхода заключается в анализе взаимосвязи дискурса и идеологии. Понятие дискурса выступает здесь как уточ­няющее идею контекста. Так, М.Пешё и К.Фукс (1999), констати­руя неоднозначность связи текста с его смыслом, связывают это с гем, что текстовая последовательность привязана к той или иной дискурсной формации, благодаря которой она наделяется смыслом; нозможна и привязка одновременно к нескольким дискурсным фор­мациям, что обусловливает наличие у текста нескольких смыслов. Ж.Гийому и Д.Мальдидье (1999) утверждают, что «тексты, дискур­сы, дискурсные комплексы приобретают определенный смысл толь­ко в конкретной исторической ситуации» (с. 124). Анализируя тексты тохи Великой Французской революции, авторы показали, что хотя смысл выражения далек от того, чтобы целиком определяться его внутренней структурой, как традиционно считала лингвистическая семантика, другая крайность - считать смысл полностью обуслов­ленным извне - также себя не оправдала. Авторы формулируют сба-пансированный вывод: «Смысл не задан a priori, он создается на каждом этапе описания; он никогда не бывает структурно завершен. Смысл берет свое начало в языке и архиве; он одновременно огра­ничен и открыт» (там же, с. 133). Другой автор так видит процесс производства открытого смысла: «Один смысл развертывается в дру-тм, в других; или же он запутывается в самом себе и не может ос-нободиться от себя. Он дрейфует. Он теряется в самом себе или умножается. Что касается времени, то здесь речь идет о мгновениях. Смысл нельзя приклеить. Он нестабилен, все время блуждает. Смысл не имеет длительности. Долго существует лишь его "каркас", фикси­руемый и увековечиваемый при своей институционализации. Сам же смысл блуждает по разным местам... Конкретная ситуация означи­вания, в которой взаимодействуют смысл и его удвоение: не-разли-чение, не-значимость, не-дисциплинированность, не-постоянство. При таком подходе смысл в значительной мере не-контролируем» (Пульчинеллы Орланди, 1999, с. 215-216). Постоянства смысла воз­можно достичь на основе функционирования парафразы и ме­тафоры; таким путем «смысл приобретает "плоть" как смысл исторический, возникающий в условиях напряженного отношения между фиксированностью и изменчивостью» (там же, с. 216-217).

    ). Специалист в областях психологии личности, мотивации и смысла, теории и истории психологии, психодиагностики, психологии искусства и рекламы, психологической и комплексной гуманитарной экспертизы, а также в области современной зарубежной психологии. Автор более 400 публикаций. Лауреат премии Фонда Виктора Франкла г. Вены (2004) за достижения в области ориентированной на смысл гуманистической психотерапии. Редактор многих переводных книг ведущих психологов мира. В последние годы разрабатывает вопросы нетерапевтической практики психологической помощи, профилактики и фасилитации личностного развития на основе экзистенциальной психологии.

    Научно-исследовательская деятельность

    Исследования личности

    На основе пристрастного и многостороннего анализа различных психологических теорий, а также более широкого взгляда на развитие социальных и гуманитарных наук, Д.А. Леонтьев обосновывает и развивает представление о личности, как единстве возможного и необходимого , в рамках которого человек может, задействуя рефлексивное сознание выходить за границы необходимого в возможное. Такое представление о личности связано с выделением возможности существования как минимум двух психологических взглядов на человека , а также режимов его существования: в первом рассматривается "естественный человек" как пассивное, влекомое, управляемое, предсказуемого существо; в рамках второго, внимание обращается на "человека рефлексивного", выступающего субъектом собственной активности. Причём "второй" взгляд на человека - возможен, но не обязателен. Этот взгляд представлен в настоящее время экзистенциальной психологией и культурно-исторической деятельностной психологией .

    Переосмысление психологии личности, предлагаемое Д.А. Леонтьевым - это попытка понять тот уровень активности человека, на котором он, говоря словами Л.С. Выготского , не только развивается, но и строит себя.

    Основные тезисы новой, "возможностной" теории личности по Д.А. Леонтьеву

    1. Психология личности охватывает собой особую группу феноменов, относящихся к области "возможного", причём эти феномены не порождаются причинно-следственными закономерностями.

    Эти феномены не необходимы, но они и не случайны, т.е. не имеют чисто вероятностной природы.

    Так называемая "естественно-научная психология" изучает человека как обусловленное существо, крайней сложный автомат, механизм. При таком понимании психологические феномены выступают как "необходимые", т.е. порождаемые причинно-следственными закономерностями, как то, чего не может не быть. Гуманитарная ("неклассическая") психология изучает человека в его "возможных", а не необходимых аспектах, как существо недетерминированное.

    2. Человек лишь некоторые периоды в своей жизни действует и функционирует как человек, реализуя свой человеческий потенциал , т.е. он может жить то интервалами "необходимого", то интервалами "возможного".

    В 3-ей редакции своей книги Психология смысла (2007 г.), Д.А. Леонтьев представил в обобщённом виде структуру режимов, на которых человек может жить. Эти режимы размещены на шкале от полностью детерминированного человека до полностью свободного, или "самодетерминируемого" (См. мультирегуляторную модель личности Д.А. Леонтьева, в рамках которой рассмотрены 7 взаимодополняющих механизмов регуляции человеческого поведения). В более поздних работах Д.А. Леонтьев предлагает обращаться к метафоре "пунктирного человека", в рамках которой высказывается понимание, что человек реализует свой человеческий потенциал лишь в некоторые промежутки своей жизни, в то время когда в другие он в больше или меньшей степени оказывается/обнаруживает себя под давлением и управлением различными жизненными обстоятельствами, чем бы они не являлись.

    Как пишет Д.А. Леонтьев, "В человеке есть всё то, что есть у более низкоорганизованных животных, благодаря чему он может функционировать на "животном уровне", не включая свои специфические человеческие проявления. Траектория человека в мире является пунктирной, прерывистой, потому что отрезки функционирования на человеческом уровне перемежаются отрезками субчеловеческого функционирования."

    Функционирование человека на субчеловеческих уровнях не требует усилий, это "энергосберегающий режим функционирования". "Всё подлинно человеческое - энергозатратно, не протекает автоматически, не порожадется причинно-следственными связями и требует усилий", которые конечно же окупаются, но многие именно поэтому отказываются и отходят от "человеческого" пути, скатываясь в другие режимы функционирования.

    3. Существование в человеческой жизни помимо необходимого, сферы возможного вводит в неё измерение самодетерминации и автономии .

    Автономия и самодетерминация (способность к самостоятельному, причинно не обусловленному выбору) не возникают в человеческой жизни в результате причинно детерминированного процесса, и нужны человеку чтобы ориентировать его самого и его поведение в пространстве возможного. А превращение возможностей в действительность происходит не в результате какого-либо причинного детерминирования, но в результате самодетерминации, через совершение выбора и принятие решения субъектом.

    Даже "смыслы", "ценности" и "истины" в человеческой жизни не являются автоматическими, самостоятельно срабатывающими механизмами; они влияют на жизнь человека, только через его самоопределение по отношению к ним как субъекта.

    4. На протяжении жизни у человека степень детерминированности одних и тех же психологических феноменов может изменяться .

    5. Самодетерминация своей жизнедеятельности человеком, как произвольное воздействие субъекта на причинно-следственные закономерности, влияющие на эту жизнедеятельность, становится возможной через задействование рефлексивного сознания .

    6. Уровень личностного развития определяет характер взаимосвязи между переменными в личности: на более низком уровне характер взаимосвязи переменных более жёсткий, и носит детерминистический характер; на более высоком уровне развития, одни выступают по отношению к другим лишь как предпосылки, не определяя их однозначно . Само же "личностное развитие протекает в направлении от генетически обусловленных универсальных структур к менее универсальным структурам, изначально существующим в модальности возможного" .

    7. "Эмпирическим индикатором действия в поле возможного, а не необходимого служит неспровоцированный выход за задаваемые ситуацией рамки."

    Этот выход осуществляется по мере развития личности, всё более в сторону выбора осмысленных и вариативных возможностей, в противовес однозначным необходимостям.

    8. По мере усложнения и совершенствования форм и механизмов человеческой жизнедеятельности и психологических процессов, их причины начинают всё больше замещаться предпосылками, которые, в отличие от причин, порождают не необходимые следствия, а возможности, тогда как их отсутствие - невозможность. .

    9. "Признание психологической реальности и значимости категории возможного переносит нас из ясного и чётко структурированного мира в мир, где господствует неопределённость, и совладение с её вызовом выступает залогом адаптации и эффективного функционирования ".

    Понимание мира в котором обнаруживает себя человек как заранее неопределённого - это экзистенциальное миропонимание .

    10. Введение категории возможного дополняет описание взаимодействие человека как субъекта с миром экзистенциальным измерением, и в таком "расширенном" описании обнаруживается место как для ориентации на определённость, так и для ориентации на неопределённость .

    Прототипом для такого описания является модель Рубикона (Х. Хекхаузен, Ю. Куль, П. Голвитцер), в рамказх которого разработано представление о т.н. "переходе Рубикона" - резком переходе, осуществляемом в акте принятия субъектом внутреннего решения, от "мотивационного состояния сознания", максимально открытого по отношению к получению новой информации и взвешиванию имеющихся возможностей, к "волевому состоянию сознания", когда решение уже принято, действие обретает конкретную направленность и сознание "закрывается" от всего, что может эту направленность поколебать.

    11. "Возможности никогда не воплощаются в действительности сами, это происходит только через деятельность субъекта, который воспринимает их как возможности для себя, что-то выбирает из них и делает свою "ставку", вкладывая себя и свои ресурсы в реализацию выбранной возможности ". При этом они принимает на себя ответственность за реализацию данной возможности, даёт внутреннее обязательство перед самим собой вкладывать усилия для её реализации. В этом переходе происходит трансформация: возможное - ценное (осмысленное) - должное - цель - действие .

    В целом, в разрабатываемых Д.А. Леонтьевым новых ориентиров для построения теории личности, которая может быть названа психология "возможной", точнее - "возможностной" личности, люди представляются как находящиеся на различных этапах собственного пути к очеловечиванию, на различных этапах их индивидуальной онтогенетической эволюции, которая является следствие их личного выбора и усилий. Иными словами, предлагается рассматривать людей, как находящихся на пути к самореализации , мерой которой и являются собственные шаги людей, сделанные в этом направлении, а также приложенные усилия. Однако самореализация, здесь - это не реализация того что заложено наследственностью или средой, но путь свободных, не детерминированных средой и наследственностью решений и выборов самого человека.

    Ключевыми понятиями для психологии личности, развиваемой Д.А. Леонтьевым, являются: пространство возможного , рефлексивное сознание и поступок .

    Поступок может быть понят как действие, не вписывающееся в традиционные схемы психологической причинности, но требующее признания иного рода причинности, опирающейся на смысл , возможности и ответственность , понятую как личностная причинность. Поступок - это "осознанное ответственное действие, основанное на личностной причинности и продвигающее личность в измерении личностного пути".

    Одной из ключевых проблем психологии личности для Д.А. Леонтьева является осуществление перехода человека из режима детерминированности в режим самодетерминации при подключении рефлексивного сознания.

    Механизмы перехода личности из режима детерминированности в режим самодетерминации

    Механизмы перехода личности из режима детерминированности в режим самодетерминации - это определённые психотехнические действия или "экзистенциальные психотехники", выработанные в различных культурах, и осмысленные, преимущественно экзистенциальной философией , экзистенциальной психологией , а также диалогическим подходом к пониманию человека и его жизнедеятельности.

    1. Остановка, пауза - между стимулом и реакцией для включения и работы рефлексивного сознания, во время которой можно не реагировать "естественным", обычным для себя или ситуации образом, а начать выстраивать своё собственное поведение.

    2. Посмотри на себя со стороны . Включение рефлексивного сознания, и вдумчивое осмысление и осознание всех вариантов и альтернатив приводит к возможности сделать любой выбор.

    3. Расщепление чувства собственного Я, осознание несовпадения того, что я именно такой . Я как личность есть то, каким я выбираю быть, или то, каким я себя делаю.

    4. Выявление альтернативности любых выборов и поиск неочевидных альтернатив . Это же относится и к уже осуществлённым выборам, особенно тем, которые сделал человек не заметив этого. Выбор - это не только то, что человек ещё только должен сделать, но то что человек реально, уже делает.

    5. Осознание цены, которую приходится платить за каждый из возможных выборов , т.е. - экзистенциальный расчёт .

    6. Осознание ответственности и вкладывание себя в избранную альтернативу .

    Проблема идентичности

    Согласно Д.А. Леонтьеву, человек использует 2 стратегии определения своей идентичности:

    • стратегия социальной идентичности предполагает определение себя через принадлежность группе; при этом как правило, человек отказывается от собственной личности полностью или частично, через её минимизацию в мире больших социальных групп. Эта стратегия реализуется в т.н. "бегстве от свободы" (Э. Фромм) в целом, и в частности в экстремальных ситуациях, когда личность "регрессирует" к эволюционно более ранней стадии своего развития, отказываясь от тех эмансипаций , которые он/она приобрел(-а) в в своей жизни, и сливается с толпой, чувствуя себя именно в ней хорошо, нормальной, уверенной в себе частью коллективной личности, не принимая решений вне группы.

    Современный мир, согласно Д.А. Леонтьеву, наполнен инфантилизмом , отказом от ответственности , уходом в зависимости и другими формами бегства от личности в социальные группы. Именно последние, по мысли Д.А. Леонтьева характеризуют в целом стратегию социальной идентичности, выбираемую в настоящее время множеством людей.

    Стратегия социальной идентичности, как правило реализуется через образы человека, образы его Я, понятые как своеобразные описания и восприятия нас другими, а также наши самоописания и самовосприятия, посредством которых мы участвуем в коммуникации с другими. Эти социальные образования в нас (или даже нас) зависимы от контекста и ситуации коммуникации и создают лабиринт идентичностей человека.

    • стратегия личностной идентичности предполагает:

    Согласно Д.А. Леонтьеву, "Решение проблемы множественных, неустойчивых и нередко конфликтных идентичностей современного человека возможно, если этим займётся не представитель некоего множества социальных групп и общностей, а автономная личность, имеющая в себе точку опоры, независимую от того, в каких социально-ролевых категориях или индивидуальных характеристиках она может дать ответ на вопрос "кто я"." Главный ответ так понятой личности - "Я - это Я". Идентичность для человека ощущающего свой внутренний центр вне любых словесно формулируемых идентичностей не является, согласно Д.А. Леонтьеву проблемой, так как такой человек разрешает конфликты идентичностей посредством конструирования своего я, самого себя своими ценностями, а не процессами, происходящими наоборот.

    В общественном масштабе Д.А. Леонтьев говорит о том, что процветание общества зависит от наличия в нём критической массы людей,имеющих опору и источник собственной активности внутри себя, способных на поступок и принимающих за него на себя ответственность.

    Психолингвистические исследования

    Исследования поэтического творчества

    Д.А. Леонтьев отмечает тенденцию выхода исследований поэтического произведения за рамки изучения его только как текста в более широкий экзистенциальный контекст, где предметом рассмотрения должен стать создающий и воспринимающий поэзию человек, а также то, что вызвало к жизни создание данного произведения. Д.А. Леонтьев следующим образом систематизировал и реконструировал современное понимание поэзии и её функционирования:

    Моделируя поэзию Д.А. Леонтьев предлагает говорить о том, что искусство моделирует жизнь, но не как образ, а как деятельность, то есть как то что мы можем (имеем шанс) сделать со своей жизнью , и добавляет к сложившемся её пониманию такие черты, как:

    • В поэтическое произведение вовлекаются жизненный опыт его автора и читателя.
    • Именно человек, а не сама форма поэтического произведения преодолевают и трансформируют его содержание; это происходит через творческую деятельность (экзистенциальные акты самодетерминирующейся личности) над материалом произведения, автором которой он является и в ходе которой его личность изменяется.
    • В акте создания поэтического произведения совмещаются процессы понимания смысла и креативного усилия создания формы; [поэтический] текст является не тем, что мы читаем, но тем, "посредством чего мы читаем что-то другое" (М.К. Мамардашвили). Понимание смысла связано с личностным развитием , которые происходят в креативном, опосредствованном усилии человека на деле "практиковать сложность" через посредство "определённости формы". Поэтическая речь в высочайшей степени произвольна, опосредована и рефлексивна, потому что при написании поэтических произведений человек "должен быть вполне собой". "Поэзия, как и другие формы культуры, культивирует произвольность, самодисциплину, личностную культуру преодоления.".

    Культура преодоления материала, важная для поэтического творчества, прошла, согласно Д.А. Леонтьеву как минимум 2 этапа своего развития:

    • власть канона и художественной традиции, где какон, традиция служат инструментом преодоления материала.
    • преодоление самого канона в индивидуальном творчестве (проблема последнего столетия), т.е. конфликт между личным и социальным, и преодоление первым второго.

    Говоря про восприятие и эмпирическое изучение поэзии, Д.А. Леонтьев предлагает говорить о том, что:

    • в настоящее время нет целостных, разработанных подходов к рассмотрению и пониманию механизмов восприятия и воздействия поэтических произведений, а также эмпирических исследований восприятия поэзии реальной аудиторией, хотя и развиты фундаментальные теоретические и феноменологические исследования построений самих поэтических произведений. Этот разрыв может быть объяснён "элитарностью" поэзии как вида искусства.
    • в современном понимании восприятия поэзии можно выделить 2 крайности:
      • внимание исследователей на формальных, языковых, структурных элементах образа поэтического произведения, выстраиваемого в сознании читателей, вне учёта их взаимодействия с целостной системой стихотворения и без соотношения с их жизненными контекстами.
      • традиционный взгляд к пониманию воздействия поэзии на личность, приводящего лишь к аффективным переживаниям, через понимание поэзии как явления эмоциональной природы.

    Издательская деятельность

    Публичная деятельность и научные контакты

    Научная школа, ученики и последователи

    Последние разработки автора

    В рамках психологии личности , Д.А. Леонтьев разрабаывает "возможностный" подход к пониманию личности (2011). Им предложена мультирегуляторная модель личности (2007), которая вписывается составной частью в этот подход.

    Ссылки

    1. Леонтьев Д.А. Философия жизни М. Мамардашвили и её значение для психологии // Культурно-историческая психология, 2011, №1. - С. 2.
    2. Леонтьев Дмитрий Алексеевич
    3. Dmitry A. LEONTIEV, Ph.D. » CV
    4. " Леонтьев Д.А. // Вопросы психологии, 2011, №1. - С. 3-27.
    5. Выготский Л.С. Конкретная психология человека // Вестник МГУ. Серия. 14. Психология, 1986, №1. - С. 58.
    6. Леонтьев Д.А. О предмете экзистенциальной психологии // 1 Всеросийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.С. Мазур, А.И. Сосланда. - М.: Смысл, 2001. - С. 3-6.
    7. " Леонтьев Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии, 2011, №1. - С. 11-12.
    8. Леонтьев Д.А." Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии, 2011, №1. - С. 12.
    9. Леонтьев Д.А." Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии, 2011, №1. - С. 16.
    10. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова / Под. ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2006 (а). С. 85–105.
    11. " Леонтьев Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии, 2011, №1. - С. 19.
    12. " Леонтьев Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии, 2011, №1. - С. 13-14.
    13. " Леонтьев Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии, 2011, №1. - С. 24; Леонтьев Д.А. К психологии поступка // Экзистенциал. традиция: философия, психология, психотерапия. - Ростов н/Д., 2006. - Вып. 2. - C. 153-158.

    Всегда в отличной форме, с красивой улыбкой, с добрыми глазами. Он всегда поднимет настроение и найдет, что сказать тогда, когда, казалось бы, и нечего сказать. Именно таким в глазах миллионов представляется Дмитрий Леонтьев - мудрый психолог и талантливый писатель.

    Биография

    Родился Дмитрий Леонтьев 28 июля 1960 года в городе Москва. С самого детства ему дано было стать психологом, ведь его отец и дед добились ошеломляющих успехов в этой сфере. Поэтому он не сомневался в том, куда ему следовало поступать после окончания школы.

    В 22 года он уже блестяще закончил в Московском Гуманитарном Университете. На этом его достижения в этой сфере не закончились, спустя 6 лет он защитил кандидатскую диссертацию, а уже в 29 лет стал доктором психологических наук.

    После окончания обучения в университете бывший студент остался работать в нем в качестве педагога и ученого. Ему принадлежит две лаборатории, в которых он анализирует важные человеческие проблемы: в чем заключается смысл существования личности, ценности, мотивации жизнетворчества и многие другие.

    Дмитрий Леонтьев - писатель с большой буквы, учитель, умеющий найти подход к каждому ученику, и просто талантливый человек. Именно таким привыкли видеть его коллеги по работе, друзья и близкие.

    Карьера

    Жизнь талантливого писателя можно разделить на несколько важных этапов:

    1. В 1990 году он стал заведующим лабораторией позитивной психологии.
    2. К 2004 году Дмитрий Леонтьев написал уже более 600 научных статей, за что и получил звание лауреат премии Фонда Виктора Франкла.
    3. С 2009 по 2012 год заведовал лабораторией по исследованию личности с ограниченными способностями.
    4. В 2014 году он стал Почетным членом общества логотерапии.

    На протяжении всей своей жизни ученый занимался исследованием личности, в качестве которой выступал человек с различными способностями. Он задействовал рефлекторное сознание, которое периодически выходит за границы допустимого. В своих статьях он указывает, что человек - это пассивное существо, которым управляют многие факторы. Скорее он является субъектом собственной активности, нежели объектом.

    В Москве многим известен такой автор, как Дмитрий Леонтьев, книги этого человека помогают человеку развиваться, понимать жизненные ценность и сущность его предназначения. Всего можно выделить несколько наиболее популярных произведений современного психолога.

    "Бастион"

    Небольшое произведение автора, изложенное на 42 страницах. Это первая книга, которую автор написал в любовно-фантастическом жанре. Главным героем в ней выступает молодая девушка с красивой внешностью и амбициями. Когда она входит в помещение, то все мужчины начинают смотреть ей вслед и считать шаги этой прекрасной особы. Как будто все вокруг при виде неё впадают в оцепенение. Но так проста ли судьба девушки с яркой внешностью? Что происходит в её душе, и какую судьба ей преподнесла жизнь?

    В основном читателями этого произведения становятся женщины. Прочитав, они непременно делятся впечатлениями об этой книге. В основном отзыв выглядит следующим образом: женщинам нравится яркий сюжет, который начинает захватывать с самого начала и содержит интригу до конца произведения, в нем раскрыты самые трудные человеческие взаимосвязи, каждый абзац несет в себе свой смысл, на протяжении всего произведения нет лишней «воды».

    "Роса в аду"

    "Роса в аду" - это первая в истории автора книга, написанная в фантастическом стиле. Главным героем этого произведения стал молодой человек, который, казалось бы, должен быть полон сил, но он у него уже больше нет энергии для того, чтобы существовать, работать и терпеть все, что ему преподносит жизнь. Все эти мучения приводят к тому, что сначала человека презирает весь мир, а потом он и сам начинает себя ненавидеть.

    Если вам нравится фантастика, обратите внимание на произведение, которое написал Дмитрий Леонтьев - «Роса в аду». Отзывы об этом произволении в основном положительные. Их оставляют в равных частях как представители мужской, так и женской половины. Они отмечают остроту сюжета, его «закрученность», яркое описание сцен и невозможность предугадать развязку сюжета.

    "Бегство в мечту"

    Дмитрий Леонтьев несколько лет практиковал и современную поэзию. Результатом его творений стало произведение «Бегство в мечту». Основной смысл в нем заключается в том, что все люди на протяжении всей жизни живут в иллюзиях, они не ценят настоящего и думают, что живут плохо, но когда-нибудь все наладится. Так же думала и героиня этой картины до тех пор, пока по наследству не получила загадку.

    В основном читатели утверждают, что это не просто произведение, а самая настоящая жизненная правда, которая может произойти с каждым человеком.

    Психология в нашей жизни имеет огромное значение. Ведь именно она помогает изучить состояние человеческой души, направить мысли в нужное русло, избегать конфликтов. Важную роль в этой области занимает Дмитрий Леонтьев. Именно он смог добраться до души читателя и помог ему расставить все по местам.


    Краткое доступное изложение современных представлений и теоретических взглядов автора на сущность личности, ее структуру, механизмы развития и взаимоотношения с окружающим миром.

    Особое внимание уделяется внутреннему миру личности - ее ценностно-смысловой сфере - и механизмам личностной зрелости, автономии и самоопределения.

    Психология свободы

    «Завершая данную статью, мы оставляем ее открытой. Наша задача ограничилась постановкой проблемы и указанием основных ориентиров ее более детальной разработки. Самым важным мы считаем сдвиг перспективы рассмотрения человеческих действий, необходимость которого, несомненно, назрела. Это было замечено еще три десятилетия назад. «Ошибка - считать, что поведение должно быть зависимой переменной в психологических исследованиях. Для самого человека это независимая переменная».

    Психология смысла

    Монография посвящена всестороннему теоретическому анализу смысловой реальности: аспектов проблемы смысла, форм его существования в отношениях человека с миром, в сознании и деятельности человека, в структуре личности, в межличностном взаимодействии, в артефактах культуры и искусства.

    Современная психология мотивации

    Сборник работ ученых, представляющих научную школу факультета психологии МГУ, которые посвящены современным проблемам психологии мотивации. Статьи сборника содержат теоретические обзоры, теоретико-экспериментальные и прикладные исследования, опирающиеся на новые тенденции психологии мотивации и саморегуляции, сформировавшиеся в последние два десятилетия.

    Тематический апперцептивный тест

    Книга представляет собой первое отечественное полное руководство по работе с одной из наиболее сложных и интересных психодиагностических методик. В ней излагается история разработки ТАТ, дается теоретическое обоснование, обзор родственных методов, подробные инструкции по работе с испытуемым, развернутая схема интерпретации, описание и анализ конкретного случая.

    Тест смысложизненных ориентаций

    Неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний - ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описанных видов неврозов.

    Тест "СЖО" является адаптированной версией теста "Цель в жизни" (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории, в частности представлений об экзистенциальном вакууме и ноогенных неврозах.

    Для профессиональных психологов - исследователей и практиков.

    Леонтьев Дмитрий Алексеевич
    (1960)

    Психология смысла

    Леонтьев Дмитрий Алексеевич - российский психолог, доктор психологических наук, профессор. Представитель научной династии российских психологов: сын А. А. Леонтьева, внук А. Н. Леонтьева.

    Переосмысление психологии личности, предлагаемое Д.А. Леонтьевым — это попытка понять тот уровень активности человека, на котором он, говоря словами Л.С. Выготского, не только развивается, но и строит себя. Основные тезисы новой, «возможностной» теории личности по Д.А. Леонтьеву:

    1. Психология личности охватывает собой особую группу феноменов, относящихся к области «возможного», причём эти феномены не порождаются причинно-следственными закономерностями. Эти феномены не необходимы, но они и не случайны, т.е. не имеют чисто вероятностной природы.

    2. Человек лишь некоторые периоды в своей жизни действует и функционирует как человек, реализуя свой человеческий потенциал, т.е. он может жить то интервалами «необходимого», то интервалами «возможного». В 3-ей редакции своей книги Психология смысла, Д.А. Леонтьев представил в обобщённом виде структуру режимов, на которых человек может жить. Эти режимы размещены на шкале от полностью детерминированного человека до полностью свободного, или «самодетерминируемого».

    Д.А. Леонтье: — «В человеке есть всё то, что есть у более низкоорганизованных животных, благодаря чему он может функционировать на „животном уровне“, не включая свои специфические человеческие проявления. Траектория человека в мире является пунктирной, прерывистой, потому что отрезки функционирования на человеческом уровне перемежаются отрезками субчеловеческого функционирования» .

    3. Существование в человеческой жизни помимо необходимого, сферы возможного вводит в неё измерение самодетерминации и автономии.

    Даже «смыслы», «ценности» и «истины» в человеческой жизни не являются автоматическими, самостоятельно срабатывающими механизмами; они влияют на жизнь человека, только через его самоопределение по отношению к ним как субъекта.

    4. На протяжении жизни у человека степень детерминированности одних и тех же психологических феноменов может изменяться.

    5. Самодетерминация своей жизнедеятельности человеком, как произвольное воздействие субъекта на причинно-следственные закономерности, влияющие на эту жизнедеятельность, становится возможной через задействование рефлексивного сознания.

    6. Уровень личностного развития определяет характер взаимосвязи между переменными в личности: на более низком уровне характер взаимосвязи переменных более жёсткий, и носит детерминистический характер; на более высоком уровне развития, одни выступают по отношению к другим лишь как предпосылки, не определяя их однозначно. Само же «личностное развитие протекает в направлении от генетически обусловленных универсальных структур к менее универсальным структурам, изначально существующим в модальности возможного».

    7. «Эмпирическим индикатором действия в поле возможного, а не необходимого служит неспровоцированный выход за задаваемые ситуацией рамки».

    Этот выход осуществляется по мере развития личности, всё более в сторону выбора осмысленных и вариативных возможностей, в противовес однозначным необходимостям.

    8. По мере усложнения и совершенствования форм и механизмов человеческой жизнедеятельности и психологических процессов, их причины начинают всё больше замещаться предпосылками, которые, в отличие от причин, порождают не необходимые следствия, а возможности, тогда как их отсутствие — невозможность.

    9. «Признание психологической реальности и значимости категории возможного переносит нас из ясного и чётко структурированного мира в мир, где господствует неопределённость, и совладение с её вызовом выступает залогом адаптации и эффективного функционирования». Понимание мира в котором обнаруживает себя человек как заранее неопределённого — это экзистенциальное миропонимание.

    10. Введение категории возможного дополняет описание взаимодействие человека как субъекта с миром экзистенциальным измерением, и в таком «расширенном» описании обнаруживается место как для ориентации на определённость, так и для ориентации на неопределённость.

    11. «Возможности никогда не воплощаются в действительности сами, это происходит только через деятельность субъекта, который воспринимает их как возможности для себя, что-то выбирает из них и делает свою „ставку“, вкладывая себя и свои ресурсы в реализацию выбранной возможности». При этом они принимает на себя ответственность за реализацию данной возможности, даёт внутреннее обязательство перед самим собой вкладывать усилия для её реализации. В этом переходе происходит трансформация: возможное — ценное (осмысленное) — должное — цель — действие.

    «Возможностная» теория личности предлагается рассматривать людей, как находящихся на пути к самореализации, мерой которой и являются собственные шаги людей, сделанные в этом направлении, а также приложенные усилия. Однако самореализация, здесь — это не реализация того что заложено наследственностью или средой, но путь свободных, не детерминированных средой и наследственностью решений и выборов самого человека.

    Механизмы перехода личности из режима детерминированности в режим самодетерминации — это определённые психотехнические действия или «экзистенциальные психотехники», выработанные в различных культурах, и осмысленные, преимущественно экзистенциальной философией, экзистенциальной психологией, а также диалогическим подходом к пониманию человека и его жизнедеятельности:

    • Остановка, пауза — между стимулом и реакцией для включения и работы рефлексивного сознания, во время которой можно не реагировать «естественным», обычным для себя или ситуации образом, а начать выстраивать своё собственное поведение.
    • Посмотри на себя со стороны. Включение рефлексивного сознания, и вдумчивое осмысление и осознание всех вариантов и альтернатив приводит к возможности сделать любой выбор.
    • Расщепление чувства собственного Я, осознание несовпадения того, что я именно такой. Я как личность есть то, каким я выбираю быть, или то, каким я себя делаю.
    • Выявление альтернативности любых выборов и поиск неочевидных альтернатив. Это же относится и к уже осуществлённым выборам, особенно тем, которые сделал человек не заметив этого. Выбор — это не только то, что человек ещё только должен сделать, но то что человек реально, уже делает.
    • Осознание цены, которую приходится платить за каждый из возможных выборов, т.е. — экзистенциальный расчёт.
    • Осознание ответственности и вкладывание себя в избранную альтернативу.