Одигитриевский собор: исторический очерк, описание, расписание служб. Одигитриевский собор Колокол и самая старая книга

Местонахождение

г. Улан-Удэ, ул. Ленина 4

Описание

Композиция Одигитриевского собора является простым, двухэтажным вариантом типа, когда на продольную ось последовательно нанизаны лестница, колокольня, трапезная, храм и апсида. Их объемы, разные по величине и архитектурной значимости создают единый организм с габаритами в плане 47,70×13,20 м.

Высотные части Одигитриевского собора отчетливо и заметно контрастируют между собой, как говорят архитекторы, находятся в некотором динамическом напряжении.

Объёмно-пространственная композиция Богородицкого (Одигитриевского) собора является вариантом широко распространенной схемы, восходящей к культовому зодчеству Северо-Восточной Руси конца XVII в. Она характерна органическим объединением церкви и колокольни. В дальнейшем так строились все каменные церкви Забайкалья до середины XIX в.

Простая внутренняя структура отчетливо проявляется во внешнем облике здания. Невысокий нижний этаж предназначался для «теплой» зимней церкви, верхний – для летней (неотапливаемой).

Вход в верхний храм осуществлялся по крутой монументальной лестнице, расположенной по оси здания, через второй этаж колокольни, а в нижний – через первый этаж колокольни с северной и южной ее сторон.

В каждом случае помещения колокольни выполняли функции сеней. Такое построение препятствовало проникновению холодного воздуха внутрь помещения для молящихся, поэтому этот прием получил широкое распространение в Сибири.

Основу композиционно-пространственной структуры составляет взаимодействие высотных объемов колокольни и церкви, соединенных более низким и широким объемом – трапезной. Хотя колокольня и выше церкви, их объемы примерно уравновешиваются по массе и силуэту.

Мощному устремлению шпиля колокольни ввысь противопоставляется более спокойный и изящный взлет ярусного завершения церкви. Трапезная при этом играет роль инертной вставки, объединяющей своей массой и сдерживающей динамику высотных объемов.

Шлемовидный купол переходил в широкое основание для приплюснутой луковицы барочного очертания и заканчивался очень узким шпилем с луковичкой и крестом. После перестройки над низким шлемовидным куполом на узком небольшом основании вырос стройный шпиль, имеющий лишь слегка выраженное расширение в нижней части, напоминающее луковку. Шпиль заканчивался небольшим шаром с крестом. Таким образом, различия в характере венчающих частей церкви и колокольни были сознательно усилены.

Архитектурное оформление окон ведет свою родословную от искусства резьбы по дереву, мотивы которого перенесены на кирпичные детали фасадов. В архитектуре Одигитриевского собора несомненны проявляются элементы художественного направления, утвердившегося в архитектуре Северо-Восточной Руси с конца XVII в. и связанного с воздействием церковной культуры Украины и Белоруссии.

К традициям узорчатой архитектуры XVII в. прибавляются новые элементы: наивные волюты, упрощенно трактованные ордерные элементы. Отчетливое влияние барочных форм просматривается в трактовке частей, венчающих здание. Завершение колокольни (особенно после перестройки в 1870-х гг.) повторяет формы церковной и гражданской архитектуры барокко петровского времени.

Точки показа

Наталия Мясникова , CC BY-SA 3.0

Исторический фон

Верхнеудинский кафедральный Одигитриевский собор начал строиться в 1741 г., а закончилось строительство в 1785 г. Назван в честь Святой Девы Марии Одигитрии – «Путеводительницы».

Устройство фундаментов Одигитриевского собора не отличается основательностью. Инженерно-геологические условия площадки строительства неблагоприятные: мелкозернистые, насыщенные грунтовыми водами пески в качестве основания и наличие сейсмической опасности.

Неравномерные осадки отдельных частей собора еще в 1818 г. вызвали появление трещин в стенах и сводах. Во время землетрясений 1862 и 1885 гг. образовались новые трещины, лопнули железные стяжки сводов. Учитывая повышенную сейсмическую опасность территории города, и сегодня нельзя отмахнуться от сомнений в устойчивости конструкций собора.

Одигитриевский собор является оригинальным памятником культовой архитектуры Сибири XVIII в. По гармонической уравновешенности частей, изысканности силуэта, пластической выразительности фасадов и деталей он является выдающимся сооружением.

Собор был важнейшим элементом градостроительной композиции Верхнеудинска. Его положение приняли за исходную точку при определении сетки улиц па проектах планировки XVIII и XIX вв. Он замыкал своим силуэтом главную – Большую улицу Верхнеудинска (ныне ул. Ленина). До сих пор Одигитриевскцй собор сохраняет свое значение архитектурной доминанты для главной улицы и нижней исторической части Улан-Удэ.

Храм воздвигнут вместо деревянной кладбищенской Богородской церкви. Церковь была деревянная одноэтажная и стояла южнее существующего собора. Место, где она находилась, было обозначено в соборной ограде каменным столбом с чугунным крестом наверху (не сохранился).

Одигитриевский собор был заложен в 1741 г. Строительство затянулось более чем на 40 лет, и только в 1785 г. состоялось освящение храма иконы Божией матери Одигитрии на втором этаже здания. «Теплая» церковь во имя богоявления Господня на нижнем этаже была освящена ранее, в 1770 г. Собор является первым каменным сооружением Верхнеудинска. Сооружение собора было обусловлено заметным увеличением населения города благодаря развитию торгового обмена. В то же время после многолетнего перерыва, вызванного в каменном строительстве Сибири отправкой всех мастеровых на форсированную застройку Санкт-Петербурга, в середине XVIII в. от Тобольска до Восточной Сибири начинается подъем каменного зодчества, в первую очередь церковного.

Собор был закрыт постановлением Президиума ЦИК Бурят-Монгольской АССР от 6 сентября 1929 г. После ликвидации прихода в соборе находились курсы стройкадров, затем с 1934 г. – антирелигиозный музей, еще позже – Краеведческий музей, который начал приспосабливать его для своих нужд. Здание было взято под охрану государства. В 1959–1961 гг. здесь производились реставрационные работы. До 1999 г. в помещении Одигитриевского собора располагались фонды Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова.

31 марта 1992 г. при соборе был зарегистрирован православный приход и начаты работы по благоустройству прилегающей территории. 1 августа 1995 г. вышел указ Президента Республики Бурятия Л.В. Потапова №180 о поэтапной передаче собора под управление Русской Православной Церкви.

23 мая 1996 г. во время празднования Вознесения Господня на колокольне собора были установлены 6 колоколов.

С 1997 г. в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» («Путеводительница»), проводится крестный ход от Свято-Троицкого храма к Одигитиевскому собору с последующим богослужением. 30 октября 1999 г. замироточила икона Божией Матери «Одигитрия».

20 декабря 1999 г. приходу официально был передан нижний придел во имя Богоявления Господня. Здесь 26 марта 2000 г., впервые за 70 лет после закрытия, была совершена Божественная литургия. В сентябре 2004 г. митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятил верхний придел главного собора Бурятии.

Портфель экскурсовода

Бурлаков , Public Domain Вид на Одигитриевский собор с восточной стороны Архив , Public Domain Архив , Public Domain

Источники

  1. Государственный список недвижимых памятников истории и культуры Республики Бурятия. – Улан-Удэ, 1999.
  2. Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии. – Новосибирск: Наука, 1983. – С. 21-25.
  3. Гурьянов В.К. По Большой, Большой-Николаевской: из истории улиц Верхнеудинска. – Улан-Удэ: изд-во БНЦ СО РАН, 1998. – 160 с.
  4. Л.Г. Орлов. Верхнеудинская спасская церковь 1696—1930. Исторические сюжеты. — Иркутск, 2012. — 216 с.: ил.
  5. Храмы Бурятии. Фотоальбом. Издательство БНЦ СО РАН: Улан-Удэ, 2014 г.
  6. http://uud.cerkov.ru/o-xrame/

Сохранность объекта

Охрана памятника

Принят на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. за №1327.

Дата составления карточки экскурсионного объекта; фамилия составителя

30.11.2014, Тюкавкина Анастасия Юрьевна, Протопопова Ирина Витальевна

Фотогалерея







Полезная информация

Одигитриевский кафедральный собор, собор Иконы Божией Матери Одигитрии

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • 8:00-20:00
  • Службы с 8:00 до 10:00, с 16:00 до 18:00

ШПАРГАЛКА

Даты постройки: начало в 1741 г., окончание строительства в 1785 г., 44 года работ

Габариты постройки: 47,70×13,20 м в плане

Назван в честь Святой Девы Марии Одигитрии (греч.)– «Путеводительницы».

Освящена: нижний "теплый" предел во имя богоявления Господня в 1770 г., верхний "холодный" предел во имя иконы Божией матери Одигитрии в 1785 г.

Пострадал от землетрясений 1818 г., 1862 и 1885 гг., появились трещины.

Собор был закрыт постановлением Президиума ЦИК Бурят-Монгольской АССР от 6 сентября 1929 г.

С 1929 г. после ликвидации прихода в соборе находились курсы стройкадров.

С 1934 г. – антирелигиозный музей , еще позже – Краеведческий музей .

В 1959–1961 гг. здание было взято под охрану государства, проводятся реставрационные работы.

До 1999 г. в помещении Одигитриевского собора располагались фонды Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова.

1 августа 1995 г. вышел указ Президента Республики Бурятия Л.В. Потапова №180 о поэтапной передаче собора под управление Русской Православной Церкви.

23 мая 1996 г. во время празднования Вознесения Господня на колокольне собора установлены 6 колоколов.

С 1997 г. в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» («Путеводительница»), проводится крестный ход от Свято-Троицкого храма к Одигитиевскому собору с последующим богослужением.

20 декабря 1999 г. приходу официально был передан нижний придел во имя Богоявления Господня. Здесь 26 марта 2000 г., впервые за 70 лет после закрытия, была совершена Божественная литургия.

В сентябре 2004 г. митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятил верхний придел главного собора Бурятии.
Уникальность: первое каменное сооружение города. Подобных церквей всего три: в Иркутске - церковь Спаса, в село Посольское Кабанского района - Спасо-Преображенский собор.

Святыни

Список Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии - предположительно написан в конце XVIII-начале XIX века уральскими мастерами; передан храму в апреле 1996 года Вадимом Павловичем Уризченко; с 30 октября 1999 года в течении двенадцати суток мироточил.

О русских церквях

М. Алексеев о русских церквях: "Как белая птица, ее златые главы должны рождать восторг и трепет у проходящего и взглянувшего на нее - слезу восхищения, и чтобы сами собой слетали с губ горячие лова: "Это действительно храм Божий!"

Икона Одигитрия

Икона Божией Матери Одигитрия издавна считается покровительницей честных торговцев и путешественников. Верхнеудинск находился на торговых путях из Европейской части России в Китай и Нерчинский край. Благодаря выгодному географическому расположению Верхнеудинская ярмарка стала крупнейшей ярмаркой Забайкалья. Поэтому забайкальское купечество выделяло деньги на строительство собора, а позднее на его содержание и ремонт. С середины XIX века имена жертвователей записывали в Клировую ведомость. Это была самая богатая по убранству церковь в городе, поскольку купцы щедро жертвовали и много содействовали в приобретении церковной утвари.

Об храмовой иконе Одигитрия

Анатолий Жалсараев об Иконе Божией Матери Одигитрии: "Таких икон с образом Божией Матери Одигитрии Смоленской при соборе в 1929 году (при конфискации) было несколько. Если посмотрите мою книгу о храмах (с. 238) только серебряных позолоченных риз было конфисковано две. Так как освящение Одигитриевского придела было 3 мая 1785 года епископом Иркутским Михаилом, то скорее всего он с собой и привез с Иркутска такую икону, а уж впоследствии разные именитые люди могли дарить или завещать такую икону собору. Где-то у меня есть опись конфискованных икон из собора и я точно помню, по крайней мере, таких икон было 7 или 8."

Антирелигиозный музей

Поскольку в здании собора в 1930-е годы был организован антирелигиозный музей, и в нем хранились разные культовые предметы, иконы, хоругви, распятия, скульптуры Будды, танка, собранные с церквей и дацанов всей Бурятии. Большой буддийской реликвией был Сандаловый Будда (Зандан Жуу). Для все еще верующих это имело огромное значение. Случалось очевидцам рано утром, пока на улице никого нет, увидеть возле храма украдкой простирающегося буддиста или молящегося православного...

В годы ВОВ в Июне 1942. В Антирелигиозном музее БМАССР развёрнута выставка «Великая Отечественная война» (Культурное строительство…, с. 223).

Колокол и самая старая книга

В середине 1860-х годов большой колокол собора имел вес 105 пудов 7 фунтов. Самой старой книгой библиотеки был церковный устав 1700 года, напечатанный в Москве. Главным художественно-декоративным элементом храма были золоченые резные иконостасы.

Приход храма

В годы Первой мировой войны приход ухаживал за ранеными и собирал средства для нужд фронта.

В 1914 г. в приходе числилось 1833 жителя мужского и 1815 женского пола.

Одигитриевский собор в Улан-Удэ (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Практически в каждом старинном российском городе одной из главных архитектурных доминант считается большой православный храм, определенным образом связанный с его историей. Улан-Удэ - не исключение, хотя столица Бурятии в своем архитектурно-историческом облике отражает и присутствие других религиозных культур, в первую очередь буддизма. В этом смысле город является примером религиозной толерантности. Однако Одигитриевский храм, памятник архитектуры сибирского барокко и просто удивительно красивое здание, стоит особняком даже среди всех религиозных сооружений города.

Храм находится в центре города, на берегу реки Уды при ее впадении в Селенгу. В отличие от многих подобных культурно-исторических объектов европейской части России, таких как каменные соборы Новгорода Великого, Пскова, городов Золотого кольца, история Одигитриевской церкви насчитывает чуть больше 200 лет. Это во многом объясняется тем, что территории восточной Сибири стали постепенно входить в состав русского государства только в 17 веке. Храм считается одним из первых каменных зданий города. Уникальность собора состоит еще и в том, что он построен в зоне высокой сейсмической активности.

Абзац истории

Строился храм на деньги верхнеудинских и кяхтинских купцов. Верхнеудинск (современный Улан-Удэ) был крупнейшим ярмарочным центром в Забайкалье, поэтому местное купечество и выделяло деньги на строительство собора и жертвовало на его содержание. Позднее имена жертвователей стали записывать в специальную книгу. Строительство началось в 1741 г. и продолжалось 44 года. Как многие сибирские храмы, он строился в два этапа. Первыми настоятелями были иеромонах Иоанн и иерей Максим Федоров. При соборе была большая библиотека, самая старая книга из которой датировалась 1700 г. - это был текст церковного устава, отпечатанный в Москве.

Уже в начале 20 столетия, в годы Первой мировой войны, приход храма оказывал помощь раненым и занимался другой благотворительной деятельностью. Собор в то время владел 4364 квадратными саженями подворья в Верхнеудинске и 50 десятинами пашин и угодий в его пригородах, в приходе числилось более 3 тысяч человек. В 30-е годы прошлого века его закрыли. В 1960 он получил статус памятника архитектуры, здесь даже проводились реставрационные работы, ну а верующим храм вернутся с начала 90-х годов.

Что посмотреть

Общая композиция собора решена так называемым «кораблем», с расположением частей здания строго по продольной оси с запада на восток. Все части слиты воедино, образуя плотный монолит. В архитектуре фасадов и декоративных деталях отмечается сильное воздействие барочных форм. Обработка фасадов с хорошо прорисованными кирпичными деталями наличников окон и других элементов относится к традициям узорчатой кирпичной архитектуры 17 века и подтверждает влияние архитектурного творчества выходцев с европейского русского Севера.

Название собора происходит от Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, что значит «путеводительница», во имя которой и освящен один из приделов храма.

Адрес: Улан-Удэ, ул. Ленина, 2.

Вконтакте

Памятник архитектуры сибирского барокко. Уникальность собора состоит ещё и в том, что он построен в зоне высокой сейсмической активности.

Расположен в центре города, на берегу реки Уды при впадении ее в .

Аркадий Зарубин , CC BY-SA 3.0

Это здание с уникальными архитектурно-художественными достоинствами по праву можно считать одним из замечательных памятников русского барокко второй половины XVIII века в Забайкалье.

Исторический очерк

В 1700 году на месте собора был построен деревянный Богородице-Владимирский храм - небольшая кладбищенская одноэтажная церковь с отдельно стоящей колокольней. На месте, где находилась старая церковь, было установлено два креста - южнее Одигитриевского собора.

Строительство собора началось в 1741 году, и продолжалось 44 года. Как многие сибирские соборы строился в два этапа. 27 мая 1770 года святитель Софроний, епископ Иркутский и Нерчинский, освятил тёплый нижний придел во имя Богоявления Господня. Верхний летний придел во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии был освящен 3 мая 1785 года епископом Михаилом. Собор строился на деньги верхнеудинских и кяхтинских купцов.

Petr Adam Dohnálek , CC BY-SA 3.0

Строителями и первыми настоятелями собора были иеромонах Иоанн и иерей Максим Федоров.

Икона Божией Матери Одигитрия издавна считается покровительницей честных торговцев и путешественников. Верхнеудинск находился на торговых путях из Европейской части России в Китай и Нерчинский край. Благодаря выгодному географическому расположению Верхнеудинская ярмарка стала крупнейшей ярмаркой Забайкалья. Поэтому забайкальское купечество выделяло деньги на строительство собора, а позднее на его содержание и ремонт. С середины XIX века имена жертвователей записывали в Клировую ведомость.

В середине 1860-х годов большой колокол собора имел вес 105 пудов 7 фунтов. Самой старой книгой библиотеки был церковный устав 1700 года, напечатанный в Москве. Главным художественно-декоративным элементом храма были золоченые резные иконостасы.

В 1818 году в фундаменте собора и его своде появились трещины. Трещин стало больше после землетрясений 1862 и 1885 годов. В 1863 году был проведён капитальный ремонт собора. В 1860-е годы при приходе собора открываются благотворительные организации.

В конце XIX, начале XX века в 20 сёлах, приписанных к приходу собора, открываются церковно-приходские школы.

Petr Adam Dohnálek , CC BY-SA 3.0

В годы Первой мировой войны приход ухаживал за ранеными и собирал средства. Собор в то время владел 4364 квадратных саженей подворья в городе Верхнеудинске и 50 десятин пашни и угодий в его пригородах.

В 1914 году в приходе числилось 1833 жителей мужского пола и 1815 жителей женского пола.

Закрытие собора

6 сентября 1929 года Президиум Центрального исполнительного комитета Бурят-Монгольской АССР издал постановление о закрытии собора по причине «отказа Одигитриевского общества верующих от производства ремонта храма». Все церковное имущество было изъято, иконы уничтожены, здание передано под склад. Последний настоятель собора - Гавриил Макушев, архиепископ Прибайкальский был казнен в 1930 году.

В 1930 году с собора сняли колокола. В соборе размещались курсы стройкадров.

С конца 1935 года в соборе размещался Антирелигиозный (Краеведческий после Великой отечественной войны) музей. Для посетителей музей открылся в ноябре 1937 года. До 1999 года в соборе хранились фонды Музея истории Бурятии.

В 1960 году собор получил статус памятника архитектуры. В 1959 - 1961 годах в соборе производились реставрационные работы.

Возвращение собора верующим

31 марта 1992 года при соборе зарегистрирован православный приход. 25 мая 1992 года председателем совета прихода Свято-Одигитриевского собора был избран иерей Игорь Арзуманов. 23 мая 1996 года были установлены шесть колоколов. 23 июля 1999 года на колокольне собора установлен крест.

К концу 2001 года, по плану ремонтно-восстановительных работ, исследованы все трещины и укреплены фундаменты.

Фотогалерея







Полезная информация

Одиги́триевский собо́р

Стоимость посещения

бесплатно

Адрес и контакты

Россия, 670031, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 2

Статус

Объект культурного наследия РФ № 0410003000

Престолы

  • Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (главный)
  • Богоявления (придельный)

Святыни

Список Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии - предположительно написан в конце XVIII-начале XIX века уральскими мастерами; передан храму в апреле 1996 года Вадимом Павловичем Уризченко;с 30 октября 1999 года в течении двенадцати суток морочил.

Архитектура храма

Общая объемно-пространственная композиция собора трёхчастная, симметричная, решённая так называемым «кораблём», с расположением составных частей здания строго по продольной оси с запада на восток. Все объекты храма, трапезной и колокольни слиты воедино, образуя плотный монолит.

Среди них центральное место занимает двухэтажный бесстолпный массивный объём четверика с пятигранной апсидой. Четверик перекрыт сомкнутым сводом, увенчан высоким куполом без кровли и световым двухъярусным фонариком. «Круглые» фронтоны с четырёхлепестковыми люкарнами по осям четверика, фигурные кокошники на углах образуют завершение стен, создавая эффект округленности углов и органично соединяясь с куполом.

С запада к трапезной примыкает колокольня типа «восьмерик на четверике». Над двумя квадратными ярусами поставлен двухъярусный восьмерик. Каждая грань верхнего яруса прорезана арочными проёмами, придающими ем выразительность. Колокольня завершена шлемовидным куполом со шпилем.

В архитектуре фасадов и декоративных деталях элементов отмечается сильное воздействие барочных форм. Декор наличников интересен сочетанием традиционных древнерусских форм предшествовавшего деревянного культового зодчества с элементами барокко. Богатая пластическая обработка фасадов с хорошо прорисованными кирпичными деталями наличников окон и других элементов относится к традициям узорчатой кирпичной архитектуры XVII века, что подтверждает влияние архитектурного творчества выходцев с русского Севера.

Свято-Одигитриевский собор - кафедральный собор Улан-Удэнской и Бурятской епархии Русской православной церкви, первое каменное здание в городе Улан-Удэ. Строительство собора в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии на кладбищенском погосте началось в 1741 году под руководством иеромонаха Иоанна и длилось более чем 40 лет. Уникальность собора состоит в том, что он построен в зоне высокой сейсмической активности. Икона Божией Матери Одигитрия издавна считается покровительницей честных торговцев и путешественников. Верхнеудинск находился на торговых путях из Европейской части России в Китай и Нерчинский край. Благодаря выгодному географическому расположению Верхнеудинская ярмарка стала крупнейшей ярмаркой Забайкалья. Поэтому забайкальское купечество выделяло деньги на строительство собора, а позднее на его содержание и ремонт. Первоначально церковь была деревянная и одноэтажная. После возведения вместо неё каменного собора, до XX века её место было обозначено в соборной ограде каменным столбом с чугунным крестом наверху.

Здание собора уникально и признано памятником архитектуры барокко в Сибири. Оригинальная архитектура и всевозможные декоративные украшения сочетают в себе наиболее интересные элементы древнерусского деревянного зодчества с его традиционными формами и стиль барокко. Кроме того, в здание прекрасно вписались детали, относящиеся к узорчатой кирпичной архитектуре XVII века. Собор состоит из трёх частей, которые расположены симметрично. Все части здания растянулись по оси, и расположены с запада на восток. Составляющие храма, включая колокольню и трапезную, нераздельны и составляют монолит. Центральное место постройки занимает двухэтажный четверик. Он перекрыт сводом и заканчивается высоким куполом. На его вершине расположен световой фонарик.

Внутри собор не имел росписи, а его главным украшением были золоченые резные иконостасы: в главном храме иконостас был четырехъярусным. По численности прихожан, красоте украшения, богатству церковной утвари и библиотеки собор занял главенствующее положение среди православных храмов Верхнеудинского уезда. В 1930 года было положено временно использовать здание собора как склад, были сняты колокола. Первое время здесь в соборе находились курсы стройкадров, а затем с 1934 года - Антирелигиозный музей. Позже в храме разместилось фондохранилище Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова.

В 1992 году при соборе был вновь зарегистрирован православный приход и начаты работы по благоустройству прилегающей территории. Началась поэтапная передача собора Церкви. Собор восстанавливался всем миром. Был произведен капитальный ремонт внутри и снаружи храма, на колокольню подняты новые колокола, среди них - 100−пудовый «Цесаревич». Ежегодно с 1997 года в день празднования иконы Божией Матери Одигитрии проводится крестный ход по центру города от Троицкого храма к собору. В 2000 году храм вновь получил настоятеля, был полностью освобожден от музейного имущества и передан епархии.

Иконостас, а также многие храмовые иконы были написаны мастерской под руководством Максима Красикова. При соборе открылись воскресная школа для детей и библиотека православной литературы. Ведется просветительская работа, направленная на борьбу с алкоголизмом и наркоманией.

Адрес: г. Улан-Удэ, ул. Банзарова

Улан-Удэнский кафедральный собор в честь Улан-Удэнской епархии

Расположен в центре города, на берегу реки Уды при впадении ее в Селенгу.

Деревянный Владимирский храм

Первоначальный храм, посвященный Владимирской иконе Божией Матери , был основан на кладбищенском погосте в начале 1700-х годов. Церковь была деревянная одноэтажная. После возведения вместо неё каменного собора, до века её место было обозначено в соборной ограде каменным столбом с чугунным крестом наверху.

Каменный собор в синодальный период

Строительство собора в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии на кладбищенском погосте началось в году под руководством иеромонаха Иоанна, немного севернее прежней деревянной церкви. Работы продолжались более сорока лет. Нижний зимний придел в честь Богоявления был освящен 27 мая года Иркутским святителем Софронием , верхний летний главный престол в честь Смоленской иконы Божией матери Одигитрии - 3 мая года епископом Иркутским Михаилом .

Храм стал первым каменным зданием города. Внутри собор не имел росписи, а его главным украшением были золоченые резные иконостасы : в главном храме иконостас был четырехъярусным с восемью рядов икон. По численности прихожан, красоте украшения, богатству церковной утвари и библиотеки собор занял главенствующее положение среди православных храмов Верхнеудинского уезда. Не позднее конца XVIII века он был определен собором Верхнеудинска. По штату в причте собора должен был состоять: один протоиерей, один священник, один дьякон, два дьяка и два пономаря . В году соборный приход был четко разграничен со Спасским - границей был принят переулок Синюшкин, а от него прямою линией на городовую магистратуру и дом купца Пахолкова. В состав соборного прихода в первой половине XIX века, кроме части населения Верхнеудинска, входили также жители деревень Иволгинского общества Селенгинского округа: Колобки, Ключевское, Шишкино (впоследствии Каленово), Сохондоево (впоследствии Захарово), Бабкино (впоследствии Красноярово), Сотниково, Уточкино, Мухино (впоследствии Худяково), Тайшихино (впоследствии Гурульба).

9 июня года на соборном участке был заложен храм в честь Нерукотворного образа Спасителя , под окормление собора была также помещена городская часовня Царственных страстотерпцев . При соборе открылись воскресная школа для детей, с года - библиотека православной литературы. Велась просветительская деятельность направленная на борьбу с алкоголизмом, наркоманией и другими душевными и телесными болезнями.

С учреждением Улан-Удэнской епархии в году храм стал её кафедральным собором.

Статистика

Архитектура

Кирпичный двухэтажный собор является видным образцом сибирского барокко енисейской школы с богатым декором. Основной объём - двусвет ный четверик с полуглавиями, перекрытый высоким сводом с люкарнами и главкой . С востока к нему примыкает пятигранный алтарь , с запада небольшая трапезная и массивная колокольня под шпилем. Стены здания имеют толщину около полутора метров, сложены из кирпича на известковом растворе. Помещения храма перекрыты кирпичными сводами, опирающимися на стены с применением железных связей. Собственно храм увенчан высоким куполом без кровли и световым двухъярусным фонариком. Круглые фронтоны с четырехлепестковым оформлением, фигурные кокошники органично соединены с куполом.

Настоятели

  • Иоанн (упом. 1741 - 1755)
  • Максим Федоров (1760-е - 1780-е) прот.
  • Иоанн Загоскин (1780-е) прот.
  • Лаврентий Мордовский (8 февраля 1793 - 28 октября 1800)
  • Афанасий Кузнецов (упом. 1816) прот.
  • Иоанн Кириллов (упом. 1822 - 1823)
  • 1824 - протоиерейское место свободно

  • Иоанн Евтюгин (30 августа 1825 - 1834) прот.
  • Харалампий Попов (? - 17 июня 1867) прот.
  • Михаил Касаткин (28 мая 1868 - ?) прот.
  • Амфилохий Кузнецов (1877 - ?) прот.
  • Стефан Попов (1890-е - 1900-е) прот.
  • Сергий Старков (? - 17 сентября 1906)
  • Иоанн Корелин (1908 - 3/4 февраля 1914) прот.
  • Гавриил Асташевский (3/4 февраля 1914 - ?) прот.
  • Афанасий Стуков (ноябрь 1916 - ?) прот.
  • 1929 - 1992 - закрыт

  • Олег Матвеев (1 марта 2000 - ?) прот.
  • Евгений Старцев (июль 2003 - упом. 27 сентября 2004) свящ.
  • Михаил Елагин (с 6 февраля 2006) прот.

Святыни

  • список Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии - предположительно написан в конце XVIII -начале XIX века уральскими мастерами; передан храму в апреле года Вадимом Павловичем Уризченко; с 30 октября года в течении двенадцати суток мироточил

Документы, литература

  • НАРБ, ф. 186, оп. 1, д. 242, л. 74.
  • НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, лл. 2, 15, 20, 23-24, 26, 32, 71-72.
  • Минерт Л. К., Архитектура Улан-Удэ , 1983, 24.
  • Демин Э. В., "260 лет Одигитриевскому собору," Знаменательные и памятные даты Бурятии 2001 год. Библиографический указатель краеведческой литературы , Улан-Удэ, 2001, 99-110.
  • Демин Э. В., Панов А. Б., Инженерно-сейсмическое обследование Свято-Одигитрисвского собора г. Улан-Удэ , Улан-Удэ, 2003.
  • Семина Г. И., "Судьба и история Одигитриевского собора," Правда Бурятии , 1994, 16 июля.

Использованные материалы

  • Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни :