Покаянный канон андрея критского. Покаянный канон Андрея Критского — дверь в Великий пост Почему читают покаянный канон андрея критского

На вечернем богослужении читается канон прп. Андрея Критского . Великий канон Андрея Критского - это чудо всей церковной гимнографии, это тексты удивительной силы и красоты. Начинается он текстом, обращенным ко Христу: «Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?» - с чего же начать мне каяться, ведь это так трудно.

«Гряди, окаянная душе, с плотию твоею. Зиждителю всех исповеждься…» — удивительные слова, тут и христианская антропология, и аскетика: плоть тоже должна участвовать в покаянии, как неотъемлемая часть человеческого естества.

Текст Великого канона Андрея Критского, перевод, АУДИО

Полный текст Великого канона преподобного Андрея Критского

Скачать

  • Канон Андрея Критского (текст + аудио)
  • Канон Андрея Критского (текст + аудио)
  • Канон Андрея Критского (текст + аудио)

Записи чтения канона преподобного Андрея Критского

  • (АУДИО)
  • (АУДИО)

Перевод на русский язык

Разбираем текст канона — толкование трудных мест

  • — статья филолога Л. Макаровой

Размышления над страницами канона

  • Епископ Вениамин (Милов)
  • Протопресвитер Александр Шмеман
  • Монахиня Игнатия (Петровская)
  • Иеромонах Димитрий Першин (беседа + видео)
  • Протоиерей Николая Погребняк (читая канон через иконы)
  • Оливье Клеман
  • Протоиерей Сергий Правдолюбов
  • М.С. Красовицкая

Канон Андрея Критского в искусстве

  • !Рекомендуем (АУДИО)
  • Анна Ахматова

Проповеди после канона преподобного Андрея Критского

  • Протоиерей Валентин (Амфитеатров)
  • Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский
  • Архимандрит Кирилл (Павлов)

Про автора канона. Об Андрее Критском

В Великом каноне Андрея Критского речь идет о покаянии души и о сложном пути души по направлению к Небесному Отцу, к Богу. Автор канона писал его на склоне лет, прожив длинную и трудную жизнь. Андрей Критский появился на свет в Сирии, в Дамаске. Он жил и трудился в Сирии, в Константинополе, на Крите. Эта поэма посвящена покаянию его собственной души, но личная история пропущена через призму истории Ветхого и Нового Завета. Великий христианский богослов и автор множества гимнов, святитель Андрей Критский известен в большей степени благодаря покаянному канону, который читается во время Великого поста. При рождении Андрей Критский не мог говорить, причастившись в семь лет Святых Таин, он обрел голос. Подростком он вел аскетичную жизнь монаха в монастыре преподобного Саввы Освященного. Позже он стал архидиаконом при храме Святой Софии в Константинополе. Его мощи были перенесены в Константинополь, но скончался он на острове Лесбос, до конца служа Церкви и Господу.

Почему канон называется Великим?

Канон Андрея Критского содержит около 250 стихов, он достаточно большой по форме и непрост по содержанию. В оригинале канон Андрея Критского был написан на греческом языке, позже его перевели на церковнославянский язык, именно в таком виде мы слышим его в храме. Поскольку во время чтения великого канона совершается много земных поклонов, может показаться, что прочесть канон тяжело в первую очередь физически. Но суть канона святителя Андрея Критского, разумеется, не в физическом, а в духовном труде. Существует много переводов канона Андрея Критского. Чтобы понимать не только содержание канона, но и его смысл, лучше всего прочитать Священное Писание. Считается, что он наиболее полно раскрывает весь ужас греха и страдания души, пораженной им.

Канон Андрея Критского разбит на четыре части. Это великое поэтическое и богословское произведение, которое готовит верующих к поприщу Великого поста. Ведь суть поста не в ограничении в пище, а в духовном упражнении, в том, чтобы научиться покаянию и молитве. После каждого небольшого стиха, по сложившейся традиции, верующие совершают земной поклон. Канон Андрея Критского состоит из более чем 250 строф. Его текст находится в Триоди постной. Великий канон Андрея Критского положен на музыку и исполняется многоголосием.

Когда читается канон Андрея Критского

На первой неделе Великого поста в течение четырех дней в храме читается покаянный канон Андрея Критского. В центре Великого поста — изменение человека, изменение через покаяние. Без покаяния невозможна духовная жизнь и возрастание человеческого духа. Раскаяние в грехе предполагает совершить суд над самим собой, а судить себя сложно, но необходимо, если речь идет о духовном росте.

Многие христиане, которых называют «неофитами», недавно уверовавшие, приходят на богослужения Великого поста. Им кажется тяжелым выстоять длительное покаянное богослужение, которое говорит о покаянном и непростом пути грешной человеческой души к Совершенному Создателю. Практика чтения канона бывала разной в разных древних рукописях. Церковь решила поделить канон на четыре части, чтобы постепенно подготовить человека к великому покаянию. Если прочитать весь канон сразу, ощущение будет тяжелым. Устав Церкви предлагает читать канон Андрея Критского по частям. Но в четверг (или в среду вечером) пятой седмицы Великого поста канон Андрея Критского читается снова, уже целиком. К этому моменту человек уже подготовлен к длительному богослужению обычно духовно. Как пример великого покаяния читается житие Марии Египетской. Ведь именно Мария Египетская достигла святости, выдержав великий подвиг покаяния. Канон Андрея Критского напоминает нам о силе Божьей благодати, которая очищает любое сердце. Даже то, которое, казалось бы, окончательно погрязло во грехе.

Канон Андрея Критского можно читать и дома. Молитвослов как книга появился только в VIII веке. В древние времена канон Андрея Критского читали и дома, тем более, в связи с огромным количеством переводов, можно уточнить суть фраз, которые непонятны на церковнославянском языке. Если нет возможности прийти в храм, лучше прочитать канон Андрея Критского дома, чем не прочитать совсем. Это будет вполне уместно. Читать канон в келейной молитве в другое время, не только в период Великого поста, также допускается. Чувство покаяния перед Господом, желание очиститься от греха должно сопровождать христианина не только в определенное время года.

6 удивительных фактов о каноне Андрея Критского

Великий покаянный канон — бесконечный повод для удивления. А вы знаете, что раньше его читали совсем не в те дни поста, что сейчас? Более того, что с Великим постом его создание вообще не связано? И еще — вы представляете, сколько длилась церковная служба в VII веке?

1. — не единственное сочинение святого Андрея Критского , ему также принадлежат каноны на главные византийские церковные праздники. Всего канонов, приписываемых перу святого Андрея Критского — более семидесяти.

2. Святой Андрей Критский был не только проповедником (ему принадлежит целый ряд «слов»-проповедей) и гимнографом, но и мелодом. То есть распевы, на которые исполнялись слова канона, тоже изначально были придуманы им.

3. Святого Андрея Критского считают изобретателем самой формы девятичастного канона — жанра церковной поэзии, своеобразной поэмы-гимна. Как жанр канон пришел на смену кондаку, который в древности также был многострофной поэмой.

Вообще же богослужения того времени отличались гораздо большей протяженностью. Так, Великий покаянный канон — отнюдь не самый пространный в творчестве Андрея Критского. И, например, только в том же VII веке, когда святитель начал проповедовать, предположительно сложилась форма Шестопсалмия. До того же во время службы Псалтирь прочитывалась полностью.

4. До XIV столетия на Руси придерживались Студийского устава, который предписывал петь Великий покаянный канон на Пятой седмице . Иногда канон при этом дробили на части, иногда — он целиком входил в состав воскресной церковной службы. Традиция петь канон частями в первые четыре дня Великого поста предусмотрена в Иерусалимском уставе.

Когда в XIV веке Русская Церковь перешла на Иерусалимский устав, она восприняла, соответственно, и эту традицию. Традиция читать канон в четверг пятой седмицы имеет позднее происхождение.

5. Изначально же Великий покаянный канон вообще не связан со временем и богослужениями Четыредесятницы . Часть исследователей считает, что это сочинение святого Андрея возникло как его предсмертная автобиография, как покаяние за участие в лжесоборе 712 года. Тогда под давлением императора-ересиарха в числе других участников святитель подписал осуждение решений VI Вселенского Собора.

Уже через год император сменился, и все участники собрания принесли покаяние, особо поставив свои подписи под документами Вселенского Собора. Но, видимо, прошлый поступок не давал святому покоя. И тогда он создает свою обширную поэму о человеческом покаянии и пути человека к Богу.

6. Части, на которые делится Великий покаянный канон при исполнении на первой седмице Великого поста, по-гречески называются «мефимоны» . Однако в русском обиходе это слово часто произносили как «ефимоны». Поездка героя на «ефимоны» описана в романе «Лето Господне».

Видео о каноне Андрея Критского:

Великий покаянный канон Андрея Критского читается в первые четыре дня Великого поста, по одной части за один раз. Полностью творение читается в седьмую неделю. Канон учит людей покаянию. Принимать свои грехи и учиться бороться с ними. Также это писание наставляет брать пример с чистых и бескорыстных людей.

Об Андрее Критском

Преподобный Андрей родился где-то в 660-х годах нашей эры, в городе Дамаск. Сказания передают, что до семи лет ребенок не мог разговаривать. Родители Андрея были верующие люди и часто посещали церковь. Однажды во время причастия на Критского сошло Божие благословение и он заговорил. После этого чуда родители отдали Андрея изучать основы религии.

Когда парню исполнилось 14 лет, его перевели на службу в Иерусалим, в Монастырь Гроба Господня. Андрей был очень разносторонне развитым молодым человеком, поэтому его сразу определили в нотарии.

Потом Андрей перебрался в Константинополь, где служил в доме сирот в сане диакона 20 лет. В этом же городе он начал писать свои песнопения, которые и по сегодняшний день широко используются в православной церкви.

После этого будущего святого отправили на остров Крит в сане епископа. Там он верно служил церкви, наставляя на путь истинный еретиков и давал поддержку верующим. Андрей на Крите построил несколько детских домов, храмов. За свою верную службу получил чин архиепископа. В 1740 году преподобный умер по пути из Константинополя на остров Крит.

О канонах

Андрей Критский первым начал писать каноны вместо кондаков. У святителя есть песнопения ко всем большим праздникам: Рождеству, Пасхе, Вербному Воскресенью и другим. Многие из них используются и в современной богослужебной минее. Каноны тесно связаны с «библейскими песнями». Структура этого песнопения имеет следующий вид. Сначала идет ирмос, который является связующей цепью между библейской песнью и содержанием канона. Дальше идут тропари. Они поются попеременно с песнями. Самым выдающимся творением, несомненно, является великий канон преподобного Андрея Критского. Он учат нас покаянию. Лучше всего у Господа в Великий пост, когда читается канон Андрея Критского.

В своем каноне Андрей кратко касается всей Библии. С 1-й по 8-ю песню это Ветхий Завет, после - Новый. Каждую историю библейских персонажей канона Андрей оценивает с точки зрения человеческой морали. Если это плохое деяние, то он рассуждает о его греховности, а если благое - то, заявляет, что к этому следует стремиться. Автор намекает нам, что спасти свою душу мы можем тогда, когда откажемся от своих пороков и будем стремиться к добродетели.

Песня 1

В первой песне канон Андрея Критского рассказывает о первородном грехе. Ева поддалась искушению Сатаны и дала яблоко Адаму. Он же, в свою очередь, соблазнился властью и попробовал его. В этой песне Андрей говорит, что все мы грешные и если Господь покарал Адаму и Еву за нарушение одной заповеди, то как же накажет нас, нарушающих их почти все. Нам остается только покаяться и просить прощения у Бога.

Песня 2

Во второй песне великий канон Андрея Критского рассказывает о том, как все мы поддались плотскому утешению. Во-первых, натянули одежду, устыдившись своего голого тела, которое было создано по подобию Господнему. Второе - поставили во главу удовольствия и красоту телесную, а не душевную. Еще в этой песне великого канона Андрея Критского сказано, что мы подвержены всем земным страстям и, к сожалению, не хотим с ними бороться. За все эти грехи нужно искренне просить Бога простить нас. Главное, самому понять свои плохие деяния и стремиться избавиться от них.

Песня 3

В ней великий покаянный канон Андрея Критского рассказывает, как Господь не выдержал безобразия, что творилось в Содоме, и сжег город. Только одному праведнику Лоту удалось спастись. Андрей призывает каждого человека отречься от содомских наслаждений и скорей убегать. Грехи этого города преследуют нас каждый день, соблазняя повторить их, думаю, многие поддаются. Но, главное - остановиться, задуматься, что ждет нас в дальнейшем. Какая будет у нас после содомских развлечений.

Песня 4

В ней указывается, что лень - большой грех. Если человек, словно овощ, движется вперед, не осознавая себя и окружающий мир, то и конец его будет соответствующий. Патриарх из песни трудился днем и ночью, чтобы иметь две жены. Одна из них означала трудолюбие, а другая - разум. Благодаря этому сочетанию мы можем усовершенствовать созерцание и свою деятельность.

Песня 5

Покаянный канон преподобного Андрея Критского рассказывает о святом Иосифе, которого предали братья и возлюбленная, и продали его в рабство. Он спокойно все перенес, не серчал на свою судьбу. Андрей говорит, что каждый из нас может предать своего ближнего. Но беда еще и в том, что мы каждый день предаем себя и свою душу. Не терпя никаких бедствий, мы нарушаем заповеди Господни и даже не задумываемся об этом.

Песня 6

Андрей в этой песне призывает стать человечество на путь истинный. Не отворачиваться от Господа, как некоторые исторические персонажи. И верить, что как Бог рукой Моисея избавлял больных от проказы, так и нашу душу может простить за грехи её.

Песня 7

В седьмой песне канон преподобного Андрея Критского рассказывает, что какие бы тяжкие грехи не совершил человек, если он искренне покается, его простят. В обратном же случае кара Господня будет большой. Нужно молиться Богу в трех его обличиях и Матери Божией с покаяниями и просьбой о прощении.

Песня 8

Андрей повествует, что Господь наш каждому дает по заслугам его. Если человек жил праведно, то вознесется на небеса, как Илья на колеснице. Или же в жизни получит поддержку Бога, как Елисей для разделения речки Йордан. Если же жить в грехе, как Гиезия, то душа будет гореть в

Песня 9

В этой песне великий канон Андрея Критского рассказывает, что люди забыли десять заповедей божиих, выбитых на скрижалях еще Моисеем. Они не присушиваются к писанию Евангелия. Когда-то Иисус пришел в наш мир спасти нас. Он благословлял младенцев и стариков, потому что одни еще не успели покаяться в своих грехах, а другие уже не могли. Если же человек в здравом уме, то он должен сам просить Господа о прощении.

Песни, которые читаются во вторник Великого поста.

Здесь рассказывается, как Каин убил брата, позавидовав ему. Андрей просит жить своей жизнью праведно, не думая, кому и что Господь дал. Если человек будет жить по заповедям Божиим, то и ему в скором времени придет благодать. Нужно стремиться быть похожим на Авеля, который с чистой душой приносил свои дары Господу.

Песня 2

Призывает людей покаяться в том, что отвергли душевное богатство и придают значение только материальному. В погоне за одеждой и другими благами совсем забыли молиться Господу. Мы забываем, что душевно богатый человек будет намного более счастливым.

Эта песня канона Андрея Критского призывает жить так, как Ной, которому одному Господь дал шанс спастись. Или так, как Лот, единственно выживший из Содома. Потому что если будем грешить, то постигнет нас участь людей при потопе.

В познании сила. Нужно стремиться увидеть Бога в себе, и будет построена лестница в небо, как у патриархов. Мы в повседневной жизни подражаем Исаву, всех ненавидящему. Надо же жить в любви и гармонии.

Как весь еврейский народ жил в рабстве египетском, так и наша душа живет все время в грехе. Нужно набраться мужества и покончить с рабством. Даже если в первое время нужно будет помучиться, то в конечном результате мы приобретем истинную свободу духа. Тогда и жить станет намного легче и приятнее.

Продолжает рассказывать о похождении Моисея, который стремился вывести народ из рабства египетского. Люди не имеют большой веры потерпеть чуть скитания во имя благой цели. Так и нам все надо одновременно. Нужно верить в Господа и просить о прощении, и тогда сможем освободить свою душу из рабства грехов.

Песня великого канона преподобного Андрея Критского рассказывает, как мы повторяем грехи и пристрастия библейских персонажей, но не имеем силы и желания следовать великомученикам. Наше тело покушается на грешные деяния, такие как прелюбодеяние, не задумываясь о последствиях для души.

В восьмой песне рассказывается о людях, которые смогли найти в себе силы покаяться и принять Господа в душу свою. Так и нас Андрей призывает отречься от прошлой жизни грешной и идти навстречу Богу. В конце восьмой песни подводится итог Ветхого Завета - нужно не повторять грехи персонажей библейских и стремиться жить, как праведники этого Святого Писания.

В девятой песне канон святого Андрея Критского дает сравнения из Как Иисус сопротивлялся искушению Сатаны в пустыне, так и мы должны бороться со всякими соблазнами. Христос начал творить чудеса на земле, показывая тем самым, что всё в этом мире возможно. Главное - верить и жить по заветам Господним, и тогда сможет спастись наша душа в судный день.

Среда

В среду также читается 9 песен. Начиная с первых дней создания мира были люди, славившие своими деяниями Господа Бога нашего. Андрей призывает людей покаяться в грехах своих и уподобиться тем святым в повседневной жизни. Восславлять имя Господа, совершая поступки, достойные его. Вспоминаются также в песнях и большие грешники, которые отвернулись от Бога, отдали преимущество материальным благам или поддались искушению попробовать запретный плод. Господь покарал их по заслугам за их деяния. Так и нашу душу после смерти ждет судный день, на котором не удастся соврать, не удастся скрыть свои злодеяниями какими-то мнимыми отговорками. Поэтому Андрей призывает нас покаяться при жизни, просить Господа о прощении грехов и стремиться изменить свои поступки к лучшему. Научиться сопротивляться искушениям. В этом нет ничего сложного. Просто оставаясь человеком, вы увидите, что большинство заветов Господних указывают жить без зависти и обжорства, без измен и желания получить чужое.

Четверг

В этот день Великого Поста читается последняя часть канона. Как и в предыдущих песнях, здесь воспеваются добродетели и осуждаются грехи человечества, которые совершались на протяжении веков. Также в этой части взывают к Господу, Иисусу, Деве Марии с просьбой простить согрешения и дать возможность покаяться.

Также канон учит признавать свои ошибки, не искать вину за плохую жизнь в окружающих. Принимать свою грешность как доказанный факт. Но это не значит, что стоит смириться. Наоборот, признание вины - первый шаг к прощению. Если мы сейчас остановимся, то имеем шансы на вечную жизнь после смерти.

Именно тогда, когда читается канон Андрея Критского, в Большой Пост, мы имеем возможность осознать свои грехи и начать новую жизнь. Жизнь, которая будет угодна Богу. Тогда человечество сможет почувствовать благодать, умиротворение и со спокойной душой ждать судного дня.

На Великом повечерии Понедельника, Вторника, Среды и Четверга первой седмицы поется и читается по частям, а на утрене Четверга пятой седмицы того же поста в полном составе Великий покаянный, или как его еще называют, умилительный канон. Он читается завеликопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими также, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем. «Мистагог покаяния», т. е. тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, - так называет святого Андрея, составившего сей канон, Православная Церковь.

Святой Преподобный Андрей Критский

Великий канон состоит из 250 тропарей, и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. В нем мы созерцаем события, описанные Священным Писанием Ветхого и Нового Завета, в духовном свете. В тропарях канона, персонажи священной истории, то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению. Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, поучается им в евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения, то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на Бога, всегда готового принять грешника.

Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубокое и искреннее. Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех его песнях: «Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен». «Благоутробен» - значит милостив и милосерд так, как Мать, которая как бы всей утробой, всем существом своим, жалеет ребенка и любит его всем своим сердцем. Чем ближе человек к Богу, тем больше видит свои грехи. Этому учит нас в своем каноне святой Андрей Критский.

Весь Ветхий Завет предстает перед нами в тропарях канона, как школа покаяния. Показывая добродетели и подвиги святых, святой не забывает и о злых и жестоких делах, побуждая нас подражать добрым и отвращаться злых. Но в Великом каноне есть не только примеры из Священного Писания, есть здесь и увещание душе, рассуждения, молитвы. Как будто старец, исполненный сострадания и любви, берет нас за руку и вводит в свою келью, чтобы собеседовать с нами, рассказывать, делиться своим опытом, и, вместе с нами, смиренно и горячо молиться.

Почему Святая Церковь в первые дни Великого поста предлагает нам именно эти песнопения? Потому, что пост - это время покаяния и очищения, а канон преподобного Андрея весь и направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления, раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жития.

Если мы придем в храм вечером в один из первых четырех дней Великого поста, многих поразит необычная картина: в церкви темно, люди стоят с горящими свечами, звучит строгий и торжественный голос священника… Это читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

В самом начале Великого поста, как тот исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон св. Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач , раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.

Чтение Великого покаянного канона в первую неделю Великого Поста в нашем храме совершается в понедельник, вторник, среду и четверг в 17:00

Во многих приходах текст канона принято не просто слушать, но, чтобы лучше понимать, следить за чтением по бумаге.

Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере .

ПОКАЯННЫЙ КАНОН АНДРЕЙ КРИТСКОГО, ПОНЕДЕЛЬНИК. ЧИТАЕТ СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛ. 2009 Г.

Скачать:

ПОКАЯННЫЙ КАНОН АНДРЕЙ КРИТСКОГО, ВТОРНИК. ЧИТАЕТ СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЙ РУСИ КИРИЛЛ. 2009 Г .

Скачать:

ПОКАЯННЫЙ КАНОН АНДРЕЙ КРИТСКОГО, СРЕДА. ЧИТАЕТ СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЙ РУСИ КИРИЛЛ. 2009 Г.

Скачать:

ПОКАЯННЫЙ КАНОН АНДРЕЙ КРИТСКОГО, ЧЕТВЕРГ. ЧИТАЕТ СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЙ РУСИ КИРИЛЛ. 2009 Г.

Скачать:

Творец этого, столь любимого православными людьми Великого канона, преподобный Андрей, архиепископ Критский родился в городе Дамаске около 660 года в семье благочестивых христиан Георгия и Григории.

Преподобный Андрей Критский

Из свидетельств о раннем детстве святого известно, что до семи лет его считали немым, т. к. до этого времени он не произнес ни одного слова. Когда же, по достижении семилетнего возраста, он причастился в церкви божественных Таин Тела и Крови Христовых, немота его разрешилась и он стал говорить. После этого явленного чуда родители отдали свое чадо постигать премудрость божественных книг. На четырнадцатом году жизни, святой Андрей, был приведен родителями в Иерусалим для служения Богу в монастыре Братства Гроба Господня. По пострижении в монашество святой Андрей был назначен нотарием, т. е. секретарем, Иерусалимской патриархии, как человек весьма разумный. Он проводил добродетельную жизнь, подвизаясь в целомудрии, воздержании и кротости, так что ему дивился даже и сам иерусалимский патриарх. После 681 года, когда в Константинополе происходили заседания Шестого Вселенского Собора, святой Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, вместе с двумя старцами-монахами, был послан в византийскую столицу от лица своего патриарха, чтобы представить императору документы, подтверждающие полное согласие с решениями Собора всей полноты Иерусалимской Православной церкви, находившейся тогда под мусульманским игом.

После окончания Собора старцы-монахи возвратились обратно в Иерусалим, а Андрей, сделавшись известным, своей книжной премудростью и глубоким знанием догматов Церкви, императору и святым отцам, был оставлен в Константинополе, получив навсегда прозвище «Иерусалимита», т. е. «Иерусалимлянина».

В столице Империи он получил послушание возглавить Дом для сирот при Великой церкви Святой Софии с зачислением в клир главного храма Византии.

20 лет служил он в сане диакона и трудился в Доме сирот, проявляя должную заботливость и попечение. Здесь же, в Константинополе, он начал слагать свои дивные песнопения, которыми богато украсил литургическое наследие Святой Церкви.

После двадцатилетнего диаконского служения святой Андрей был рукоположен в епископский сан и назначен на самую далекую кафедру империи - остров Крит, где за свои усердные труды был удостоен титула архиепископа. Здесь он был светильником миру, просвещающим Христову Церковь богодухновенным учением и добродетельной жизнью. Святой пастырь критский строил храмы Божии, а также дома для сирот и престарелых. Для своей паствы он был любящим отцом, неустанно проповедующим и, молитвами своими, отражающий все напасти и невзгоды, а для еретиков являлся непреклонным обличителем и грозой. Не оставлял святой Андрей и трудов по составлению церковных песнопений.

Несколько раз святитель, оставив Крит, посещал Константинополь, где виделся с патриархом и императором, а также с близкими ему людьми. Там же выступил он в защиту святых икон, когда в Византии началось иконоборчество. В свое последнее посещение столицы, святой Андрей, почувствовав приближение скорой кончины, простился со своими друзьями. По дороге на Крит он сильно заболел. Тяжелый недуг заставил его остановиться на острове Митилина в городке Ерессо, где святой и скончался 4 июля около 740 года. В этот же день Святая Церковь и доныне совершает его память.

Святитель Андрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Его перу принадлежат каноны на все двунадесятые праздники (кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, т. к. в его время этот праздник отдельно не праздновался). Великопостное богослужение, кроме Великого канона, было украшено и другими творениями святого песнописца. В рукописях сохранились каноны Недели Ваий, трипеснцы всех дней Страстной седмицы, включая и Великий Пяток. В Великую Субботу исполнялся четверопеснец святого Андрея, к которому позднее присоединяли свои четверопеснцы и каноны св. Косма Маюмский, инокиня Кассия, епископ Марк Отрантский. По количеству оригинальных мелодий-напевов святой Андрей превосходит даже столь великого песнописца, как преподобный Иоанн Дамаскин. Составляя Октоих, святой Иоанн вносил в него ирмосы и напевы святителя Андрея Критского.

Православные верующие люди знают святого Андрея Критского как великого подвижника благочестия и молитвенника перед Богом. Своей жизнью праведник показал пример кротости, смиренномудрия и добродетели. Богослужебная жизнь Церкви и сейчас сохраняет, пожалуй, главный письменный труд святого – Великий покаянный канон.

Первая седмица Великого поста

Великий покаянный канон представляет собой выдающееся литургическое произведение, составленное из 250-ти покаянных тропарей, отображающих молитвенное обращение согрешившего человека к Богу с искренним раскаянием. В текстах молитвословий канона приводятся библейские ветхозаветные прообразы, показывающие всю глубину возможной греховности человека.

Чтение этого канона положено Церковью на время святого Великого поста. На первой седмице Четыредесятницы (в первые четыре дня) этот канон читается священником во время вечернего богослужения. Священник читает канон в центре храма в начале великопостного повечерья. Между тропарями произведения положены земные поклоны.

Все литургическое произведение святителя Андрея Критского на первой седмице поста разделяется на четыре части.

Четверг пятой седмицы Великого поста

Во время великопостного богослужения покаянный канон Андрея Критского вычитывается полностью в храме в четверг пятой недели Четыредесятницы, когда Церковь чтит память святой преподобной Марии Египетской. С учетом того, что богослужебный день начинается с вечера накануне события, покаянный канон читается на утрени четверга в среду вечером пятой недели.

Богослужение этого дня получило особое именование – Мариино стояние. Когда Церковь почитает выдающийся покаянный подвиг святой Марии Египетской, Великий канон святителя Андрея как нельзя лучше подходит для молитвенного раскаяния человека в своих прегрешениях.

Ника Кравчук

Канон Андрея Критского - первая нота Великого поста

27 февраля 2017 года начался Великий пост, который продлится до 15 апреля. На протяжении почти 50 дней верующие будут готовиться к Пасхе — Светлому Христову Воскресению, ограничивать себя в еде и развлечениях, заострять внимание на молитве, милосердии и покаянии. Настроиться на пост помогает Великий покаянный канон Андрея Критского , который читают в храмах в начале Великого поста (первые четыре дня) и на пятой неделе (на утреней в четверг, а чаще — в среду вечером).

Канон Андрея Критского — это уникальная песнь покаяния, 250 тропарей, переплетенных со взываниями о помиловании. Это творение, написанное в VIII веке как индивидуальный гимн покаяния, но благодаря глубокому смыслу превратившееся в общецерковную песнь о помиловании.

Великий покаянный канон — цена 30-летнего раскаяния

Какое внутреннее потрясение пережил автор, чтобы написать песнь покаянию? Как считают некоторые историки, Андрей Критский был участником лжесобора 712 года, на котором выступили против решений VI Вселенского Собора. Лжесобор проводился по инициативе императора Филиппика, поддерживающего ересь монофелитства (монофелиты отрицали наличие во Христе не только божественной, но и человеческой воли).

Но через пару лет власть изменилась, решения лжесобора признали недействительными, а все участники принесли покаяние и отдельно подписались под решениями VI Вселенского Собора.

Зато Андрей Критский никак не мог простить себя. 30 лет, почти до самой смерти, он молил Бога о покаянии, а затем написал свой шедевральный гимн.

Канон Андрея Критского — личная история и библейские сюжеты

Андрей Критский сравнивает себя с Адамом, изгнанным из рая, Каином — первым убийцей, Хамом, насмехавшимся над своим отцом, и многими другими нарушителями заповедей.

В каноне Андрея Критского вспоминаются и новозаветные персонажи. Один из самых ярких — апостол Петр, который, усомнившись, стал тонуть. Но Христос спас его. Так и каждому из нас, тонущему в грехах, Бог готов подать руку помощи. Стоит только попросить об этом.

Канон Андрея Критского сравнивают с правильной тональностью песнопения. Если задать неверный тон, вся песня прозвучит как попало. Также и с Великим постом: если начать его без соответствующего покаянного настроя, то возрастает вероятность безрезультатно потратить время. Как же сделать так, чтобы первые дни Святой Четыредесятницы прошли для нас с пользой? Предлагаем вам пять советов:

  1. По возможности приходите в храм на чтение Великого покаянного канона Андрея Критского — это поможет настроиться на пост. Как? Во-первых, внешний вид храма и черное облачение священников станут визуальным сигналом. Во-вторых, покаянные песни, поклоны и «постовое» настроение присутствующих в церкви не оставят вас равнодушными.
  2. Купите книжечку с каноном или скачайте его себе на телефон — текст перед глазами облегчит восприятие. Более того, вы можете не расслышать то, что читает священник. Или, что еще хуже, чтец может перекрутить отдельные слова. Или же непредвиденный шум прихожан может отвлечь вас. Но текст перед глазами поможет вам сосредоточиться на молитве.
  3. Читайте Священное Писание — Андрей Критский часто обращается к библейскому контексту. Если вам неизвестны какие-то имена, а Ветхий Завет вы плохо знаете или вообще не читали, не поленитесь хотя бы «погуглить». Тогда текст канона не будет казаться каким-то зашифрованным посланием.
  4. Если нет возможности сходить в храм — прочитайте или прослушайте канон Андрея Критского самостоятельно.
  5. Если смысл покаянного гимна вы не уловили через церковнославянский язык, найдите в интернете перевод на русский.

Предлагаем вам также посмотреть видео с чтения Великого покаянного канона под песню «Душе моя…» :


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще