Верные суждения о рациональном познании рациональное. Тест по обществознанию на тему "Познание" (10 класс). Егэ по разделу: "познание"

Выберите верные суждения о познании и его критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.

Пояснение.

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека - зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. К формам чувственного познания относят:

Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т. д.

Восприятие - отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств.

Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств. К формам рационального познания относят:

Понятие - мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке - кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов - различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола - его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве).

Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «золото есть металл».

Умозаключение - рассуждение, в ходе которого из одних суждений - посылок выводится другое, заключительное суждение - вывод.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов - да, верно.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения - да, верно.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом - да, верно.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения - нет, неверно.

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления - нет, неверно.


Выберите вер­ные суж­де­ния о чув­ствен­ном по­зна­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Формой чувственного познания является представление.

2) Одной из форм чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся восприятие.

3) Чувственное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о предмете.

4) Чувственное по­зна­ние в срав­не­нии с ра­ци­о­наль­ным глуб­же и точ­нее от­ра­жа­ет пред­мет изучения.

5) Исходным эле­мен­том чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся ощущение.

Пояснение.

Вид по­зна­ния - чувственное. В нем участ­ву­ют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние. Формы чув­ствен­но­го познания:

1) Ощущение - от­ра­же­ние отдельных свойств предмета и ка­честв окружающего мира, ко­то­рые непосредственно воз­дей­ству­ют на ор­га­ны чувств (стол - холодный).

2) Восприятие - це­лост­ный образ пред­ме­та (стол - холодный, гладкий, теплый).

3) Представление - чув­ствен­ный образ предмета, со­хра­ня­е­мый в па­мя­ти (с за­кры­ты­ми глазами).

Ученые, счи­та­ю­щие основным ис­точ­ни­ком знаний чув­ствен­ный опыт - эм­пи­ри­ки (Беркли, Юм, Бэкон, Мах).

Сенсуализм - течение, со­глас­но которому ощу­ще­ние и вос­при­я­тие являются ос­нов­ны­ми формами по­зна­ния (Локк, Кандильяк).

Особенности чув­ствен­но­го познания: от­ра­жа­ет только при­зна­ки предметов, пассивное, че­ло­век не спо­со­бен изменить чувства, нель­зя постичь сущ­но­сти предметов и их свойств.

1) Формой чувственного познания является представление - да, верно.

2) Одной из форм чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся вос­при­я­тие - да, верно.

3) Чув­ствен­ное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о пред­ме­те - нет, неверно, толь­ко вме­сте с рациональным.

4) Чув­ствен­ное по­зна­ние в срав­не­нии с ра­ци­о­наль­ным глуб­же и точ­нее от­ра­жа­ет пред­мет изу­че­ния - нет, неверно.

5) Ис­ход­ным эле­мен­том чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся ощу­ще­ние - да, верно.

Ответ: 125.

Ответ: 125

Выберите верные суждения о познании и его критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.

Пояснение.

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека - зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. К формам чувственного познания относят:

Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т. д.

Восприятие - отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств.

Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств. К формам рационального познания относят:

Понятие - мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке - кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов - различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола - его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве).

Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «золото есть металл».

Умозаключение - рассуждение, в ходе которого из одних суждений - посылок выводится другое, заключительное суждение - вывод.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов - да, верно.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения - да, верно.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом - да, верно.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения - нет, неверно.

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления - нет, неверно.

Ответ: 123.

Ответ: 123

Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) С помощью чувственного познания мы можем судить о внешних свойствах отдельных предметов и явлений.

2) Ощущение - одна из форм чувственного познания.

3) Одной из форм чувственного познания является формирование целостного образа предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

4) На этапе чувственного познания ключевая задача состоит в обобщении и анализе информации.

5) Мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения является результатом чувственного познания.

Пояснение.

Чувственное познание - через органы чувств. Формы: ощущение (отражение отдельных признаков предметов через органы чувств), восприятие (дается целостный образ предмета через все органы чувств), представление (чувственный образ предмета по памяти).

1) С помощью чувственного познания мы можем судить о внешних свойствах отдельных предметов и явлений - да, верно.

2) Ощущение - одна из форм чувственного познания - да, верно.

3) Одной из форм чувственного познания является формирование целостного образа предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств - да, верно.

4) На этапе чувственного познания ключевая задача состоит в обобщении и анализе информации - нет, неверно.

5) Мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения является результатом чувственного - нет, неверно.

Ответ: 123.

Ответ: 123

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию o специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания;

Пояснение.

Правильный ответ должен солержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: познание - это активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им фактов, явлений, законов действительности;

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания, например: Различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания заключается в том, что ощущение передают отдельный свойства предмета, а восприятие - целостный образ предмета.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «познание»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, раскрывающее общую черту восприятия и представления как форм чувственного познания.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

1) смысл понятия, например: Познание – процесс постижения действительности, накопления и оформления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания, опирающейся на знание курса, например: Благодаря чувственному познанию человек получает информацию о внешних сторонах и свойствах предмета; (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса общую черту восприятия и представления как форм чувственного познания, например: И восприятие, и представление как формы чувственного познания предполагают создание целостного образа объекта.

(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее общую черту восприятия и представления как форм чувственного познания.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «познание»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания;

− одно предложение, раскрывающее различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: Познание - процесс постижения действительности, накопления и оформления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания, опирающейся на знание курса, например: Благодаря чувственному познанию человек получает информацию о внешних сторонах и свойствах предмета;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания, например: Различие между отпущением и восприятием как формами чувственного познания заключается в том, что ощущения передают отдельные свойства предмета, а восприятие - целостный образ предмета.

(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

Выберите вер­ные суж­де­ния о по­зна­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Фор­ма­ми ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния яв­ля­ют­ся ощущение, восприятие, представление.

2) К фор­мам чув­ствен­но­го по­зна­ния от­но­сят по­ня­тия и суждения.

3) Ра­ци­о­наль­ное по­зна­ние поз­во­ля­ет вы­явить су­ще­ствен­ные признаки, связи, закономерности, законы.

4) Для чув­ствен­но­го этапа (ступени) по­зна­ния свой­ствен­но вос­про­из­ве­де­ние внеш­них черт и свойств объектов.

5) Чув­ствен­ное по­зна­ние пред­по­ла­га­ет не­по­сред­ствен­ное воз­дей­ствие по­зна­ва­е­мых объ­ек­тов на ор­га­ны чувств.

Пояснение.

1) Фор­ма­ми ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния яв­ля­ют­ся ощу­ще­ние, вос­при­я­тие, пред­став­ле­ние - нет, неверно, это эмпирические

2) К фор­мам чув­ствен­но­го по­зна­ния от­но­сят по­ня­тия и суж­де­ния - нет, неверно, это рациональные.

3) Ра­ци­о­наль­ное по­зна­ние поз­во­ля­ет вы­явить су­ще­ствен­ные при­зна­ки, связи, за­ко­но­мер­но­сти, за­ко­ны - да, верно.

4) Для чув­ствен­но­го этапа (сту­пе­ни) по­зна­ния свой­ствен­но вос­про­из­ве­де­ние внеш­них черт и свойств объ­ек­тов - да, верно.

5) Чув­ствен­ное по­зна­ние пред­по­ла­га­ет не­по­сред­ствен­ное воз­дей­ствие по­зна­ва­е­мых объ­ек­тов на ор­га­ны чувств - да, верно.

Ответ: 345.

Ответ: 345

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 30.03.2016. До­сроч­ная волна

Кирилл Байда 04.06.2016 22:55

когда я представляю предмет, я не использую органы чувств, почему тогда 5 подходит?

Валентин Иванович Кириченко

Преимущественно эмпирическое, вспоминая мы опираемся на органы чувств.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

A Б В Г Д

Пояснение.

В структуре научного знания выделяются два уровня: эмпирический уровень (чувственное познание) и теоретический уровень (рациональное познание). Для знаний, полученных на эмпирическом уровне, характерно то, что они являются результатом непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте.

Б) суждение - рациональное познание.

В) ощущение - чувственное познание.

Г) умозаключение - рациональное познание.

Ответ: 22121.

Ответ: 22121

Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A Б В Г Д

Пояснение.

А) ощущение - чувственное познание.

Б) понятие - рациональное познание.

В) восприятие - чувственное познание.

Г) представление - чувственное познание.

Д) суждение - рациональное познание.

Ответ: 12112.

Магомед Курбаналиев 04.02.2017 04:30

А почему Представление Чувственное объясните пожалуйста.

Валентин Иванович Кириченко

К формам чувственного познания относят:

Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;

Восприятие - отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;

Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Установите соответствие между формами и видами (этапами) познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Пояснение.

А) понятие - рациональное познание.

Б) представление - чувственное познание.

В) суждение - рациональное познание.

Г) ощущение - чувственное познание.

Д) восприятие - чувственное познание.

Ответ: 21211.

Ответ: 21211

Установите соответствие между формами и этапами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Пояснение.

В структуре научного знания выделяются два уровня: эмпирический уровень и теоретический уровень. Для знаний, полученных на эмпирическом уровне, характерно то, что они являются результатом непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте.

Теоретический уровень представляет собой как бы разрез исследуемого объекта под определенным углом зрения, заданным мировоззрением исследователя. Он строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности и его главной задачей является описание, систематизация и объяснение всего множества данных эмпирического уровня.

Эмпирический и теоретический уровни обладают определенной автономией, однако их невозможно оторвать (отделить) один от другого. Теоретический уровень отличается от эмпирического тем, что на нем происходит научное объяснение фактов, полученных на эмпирическом уровне. На этом уровне формируются конкретные научные теории, и он характеризуется тем, что в нем оперируют с интеллектуально контролируемым объектом познания, в то время как на эмпирическом уровне - с реальным объектом. Значение его в том, что он может развиваться как бы сам по себе, без прямого контакта с действительностью.

А) понятие - рациональное познание.

Б) ощущение - чувственное познание.

В) представление - чувственное познание.

Г) суждение - рациональное познание.

Д) умозаключение - рациональное познание.

Ответ: 21122.

Ответ: 21122

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «познание»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о фор­мах чув­ствен­но­го познания;

− одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее осо­бен­но­сти обы­ден­но­го познания.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы:

1) смысл понятия, например: деятельность, на­прав­лен­ная на по­лу­че­ние новых знаний;

2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей о фор­мах чув­ствен­но­го познания, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, например: При­ня­то вы­де­лять три формы чув­ствен­но­го познания: ощущение, восприятие, представление;

3) одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ния курса осо­бен­но­сти обы­ден­но­го познания, например, Осо­бен­но­стью обы­ден­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся его опора на опыт по­все­днев­ной жизни.

Выберите вер­ные суж­де­ния о по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Восприятие яв­ля­ет­ся фор­мой ра­ци­о­наль­но­го познания.

2) Истинным счи­та­ет­ся толь­ко то знание, ко­то­рое не может быть уточ­не­но или опро­верг­ну­то в дальнейшем.

3) Одним из кри­те­ри­ев ис­ти­ны вы­сту­па­ет практика.

4) Обыденное по­зна­ние в от­ли­чие от на­уч­но­го не ведет к ис­тин­но­му знанию.

5) Одной из форм чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся представление.

Пояснение.

1) Вос­при­я­тие яв­ля­ет­ся фор­мой ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния - нет, неверно, эмпирического.

2) Ис­тин­ным счи­та­ет­ся толь­ко то зна­ние, ко­то­рое не может быть уточ­не­но или опро­верг­ну­то в даль­ней­шем - нет, неверно, от­но­си­тель­ная ис­ти­на может быть опровергнута.

3) Одним из кри­те­ри­ев ис­ти­ны вы­сту­па­ет прак­ти­ка - да, верно.

4) Обы­ден­ное по­зна­ние в от­ли­чие от на­уч­но­го не ведет к ис­тин­но­му зна­нию - нет, неверно, может вести.

5) Одной из форм чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние - да, верно.

Ответ: 35.

Ответ: 35|53

Валентин Иванович Кириченко

в пояснении все написано.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «познание»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о различии чувственного познания и рационального;

− одно предложение, раскрывающее особенность обы­ден­но­го по­зна­ния.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

1) Познание - процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека, результатом которого становится получение информации об окружающем мире.

Выберите верные суждения о познании и его критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.

Пояснение.

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека - зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. К формам чувственного познания относят:

Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т. д.

Восприятие - отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств.

Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств. К формам рационального познания относят:

Понятие - мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке - кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов - различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола - его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве).

Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «золото есть металл».

Умозаключение - рассуждение, в ходе которого из одних суждений - посылок выводится другое, заключительное суждение - вывод.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов - да, верно.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения - да, верно.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом - да, верно.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения - нет, неверно.

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления - нет, неверно.

Познание

Вариант 1.

2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) построение теорий; 2) проведение эксперимента; 3) научное познание; 4) организация наблюдений;

5) выдвижение гипотез.

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют формы познания. Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда и запишите их номера .

1) предсталение;2) наблюдение; 3) абстрагирование; 4) ощущение; 5) восприятие; 6) суждение

4. Установите соответствие

МЕТОДЫ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

А) наблюдение 1)эмпирический уровень

Б) выдвижение гипотез 2) теоретический уровень

В) эксперимент

Г) описание

Д) измерение

цифры , под которыми они указаны.

1) Абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете.

2) Истина-знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом.

3) Одним из критериев истинности знания является его понимание и принятие большинством людей.

5) Относительной истине свойственна субъективность.

6. Выберите верные суждения о познании и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов

2) Рациональное познание позволяет выявить существенный признаки и связи объектов, закономерности их изменения

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждение

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления

7. Выберите верные суждения об истине и ее критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Объективность истины проявляется в ее соответствии интересам познающего субъекта

2) Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту

3) В научном познании абсолютная истина является идеалом, целью

4) Только относительная истина выявляет закономерности и законы, по которым функционируют изучаемые объекты

5) Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины

8.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков . Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение__________(А) в его сознании, а__________(Б) – получение нового знания об окружающем мире.

Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное,_______(В). Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под_________(Г) обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком- все общество.____________(Д) , соответственно, является либо познаваемый предмет, либо- в широком смысле- весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место ___________(Е).

Список терминов:

1) результат

2) рациональное

3) объект познания

4) субъект познания

5) объективная реальность

6) самореализация

7) социальное

8) мотивация

9) самопознание

9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах представления истины, и одно предложение, раскрывающее объективный характер истины.

10. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Наука как социальный институт». План, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Познание

Вариант 2.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

1) ощущение; 2) восприятие; 3) познание; 4) представление; 5) суждение

3.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы познания. Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда и запишите их номера.

1) представление; 2)измерение; 3) выдвижение гипотез; 4) эксперимент; 5) восприятие; 6) эмпирическое описание

4. Установите соответствие

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ

А) ощущение 1) чувственное познание

Б) понятие 2) рациональное познание

В) восприятие

Г) представление

Д) суждение

5. Выберите верные суждения об истине и ее критериях и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой теоретически обоснованное знание

2) Единственным критерием истинного знания является авторитетный источник информации

3) Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность можно установить иными путями.

5) Истина всегда объективна.

6. Выберите верные суждения о познавательной деятельности человека и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Восприятие является формой рационального познания

2) Истинным является только те знания, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальнейшем

3) Одним из критериев истины выступает практика

4) Обыденное познание в отличие от научного не ведет к истинному знанию

5) Одной из форм чувственного познания является представление

7. Выберите верные суждения о познании и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Результат познания не может зависеть от установки, целей и предыдущего опыта познающего субъекта

2) Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания

3) Познание возникло и существует благодаря тому, что обслуживает процесс жизнедеятельности людей

4) Чувственное познание составляет неотъемлемую сторону житейского познания, а в научном познании они невозможно, та как ведет к субъективным выводам

5) Цель, ради которой осуществляется познание,- это постижение истины

один раз.

Если представление- это __________(А) предмета, то понятие- это _________(Б) о предмете. С помощью понятий человек проникает в суть познаваемого предмета, что недоступно_________(В) восприятиям и представлениям. Понятия существуют в голове человека не изолированно, а в связи друг с другом, т.е. в виде____(Г), которые можно вывести на основе__________(Д)- метода, доставляющего первичный материал для научного исследования, так и опосредованным путем- с помощью________(Е).

Список терминов:

1) концепция

3) ощущение

4) умозаключение

5) сравнение

6) наблюдение

7) проблема

9) суждение

9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «чувственное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания, и одно предложение, содержащее информацию об одной из этих форм.

10. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Познавательная деятельность». План, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Познание

Вариант 3.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) ощущение; 2) чувственное познание; 3) представление; 4) восприятие; 5) образ объекта

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют операции (приемы) мышления. Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда и запишите их номера.

1) анализ; 2) синтез; 3) наблюдение; 4) абстрагирование; 5) эксперимент; 6) обобщение

4. Установите соответствие

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

А) формулирование научных законов 1) эмпирический

Б) объяснение сущности изучаемых явлений 2) теоретический

В) выдвижение гипотез

Г) наблюдение изучаемых явлений

Д) проведение количественных измерений

5. Выберите верные суждения об истине и ее критериях и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Истина-это знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета

2) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой исчерпывающее знание о предмете

3) Единственным критерием истинного знания является его очевидность для любого человека

4) Истинное знание всегда имеет абстрактный и обобщенный характер

5) Истина обусловлена реальной действительностью, общественной практикой

6. Выберите верные суждения о чувственном познании запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Чувственное познание присуще всем живым существам

2) Одной из форм чувственного познания является восприятие

3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете

4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения

5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение

7. Выберите верные суждения о познании запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Существует только два вида познания: житейское и научное

2) Научное познание существует на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом

3) Не только научное познание, но и житейская мудрость может проявиться в проницательных выводах и предположениях

4) Познание- это процесс получения человеком нового знания, открытие ранее неизвестного

5) Здравый смысл не способен сформулировать проблему, обнаружить загадку, это свойственно исключительно научному познанию

8. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков . Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Факты чаще всего накапливаются в результате_________(А). Это позволяет человеку установить основные свойства исследуемого__________(Б). В ходе__(В) человек в известной степени вмешивается в естество предмета: помещает в несвойственную ему среду, испытывает в искусственных условиях и т.п. Полученные ___________(Г) являются объективными, истинными. На теоретическом уровне__________(Д) , применяя абстракции, идеальные объекты, позволяет глубже проникнуть в сущность вещей. Здесь используются _________(Е): «идеальный газ», «абсолютно твердое тело».

Список терминов:

2) субъект

3) понятие

5) суждение

6) описание

7) наблюдение

9) эксперимент

9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об относительной истине, и одно предложение, раскрывающее объективный характер истины.

10. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Познание как вид деятельности». План, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Познание

Вариант 4.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) чувственное познание;2) познавательная деятельность; 3) субъект познания; 4) объект познания;

5) рациональное познание

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют формы научного познания. Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда и запишите их номера.

1) теория; 2)наблюдение; 3) абстрагирование; 4) закономерность; 5) научный факт; 6) концепция

4. Установите соответствие

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ

А) понятие 1) чувственное познание

Б) ощущение 2) рациональное познание

В) представление

Г) суждение

Д) умозаключение

5. Выберите верные суждения об истине и ее критериях и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Истинное знание адекватно отражает окружающую реальность

2) Критерием истинного знания является соответствие интересам познающего субъекта

3) Относительная истина- это знание, которое может измениться по мере развития возможности познания

4) Истина связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания

5) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание

6. Выберите верные суждения о рациональном познании запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Рациональное познание присуще только человеку

2) Одной из форм рационального познания является представление

3) Рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете

4) Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине

5) Исходным элементом рационального познания является понятие

7. Выберите верные суждения об истине и ее критериях и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Критерием истины может быть ее признание авторитетными лицами

2) Критерием истины может быть ее соответствие ранее открытым законам науки

4) Истинным признается утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений

5) Истиной является элемент знаний, который в будущем может быть опровергнут

8. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков . Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Человек посредством познания и на его основе преобразует окружающий ___________(А), самого себя, формирует свой____________(Б), свою культуру.

Познание достаточно сложное явление. Оно представляет собой активное _______(В) человеком внешнего мира, осуществляемое посредством особого вида____________(Г) .

Различают две основные ступени познания: чувственное и _________(Д). Эти две ступени познания внутри себя разграничиваются на ряд форм, из последовательного восхождения которых от простого к сложному формируется познавательный ____________(Е).

Список терминов:

1) восприятие

2) рациональное

3) процесс

4) природный мир

5) прогресс

6) деятельность

7) теоретическое

8) представление

9) духовный мир

9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «рациональное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах рационального познания, и одно предложение, содержащее информацию об одной из этих форм.

10 . Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Научное познание». План, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Формами рационального познания являются ощущение, восприятие, представление.
2) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.
3) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы.
4) Для чувственного этапа (ступени) познания свойственно воспроизведение внешних черт и свойств объектов.
5) Чувственное познание предполагает непосредственное воздействие познаваемых объектов на органы чувств.

Примеры.
В стране Z происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том. что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.
2) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.
3) Значительная часть работников переходит на дистанционное выполнение работы.
4) В целях регуляции социальных отношений издаются правовые акты.
5) Информационные технологии являются важнейшим фактором производства.
6) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие отрасли производства.

Выберите верные суждения об издержках в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Переменные издержки в краткосрочном периоде непосредственно зависят от объёма производимой продукции.
2) Постоянные издержки не зависят от объёма производства продукции.
3) К переменным издержкам в краткосрочном периоде относят выплаты по ранее взятому кредиту.
4) Себестоимость продукции называется также постоянными издержками.
5) К постоянным издержкам в краткосрочном периоде относят страховые взносы и оплату охраны.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ 2016, Обществознание, Досрочный экзамен, Реальный вариант №107 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • ЕГЭ 2020, Обществознание, 30 вариантов, Типовые варианты экзаменационных заданий, Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., 2020
  • ЕГЭ 2020, Обществознание, 11 класс, Демонстрационный вариант, Кодификатор, Спецификация, Проект

Следующие учебники и книги.