Субъективность чувственное отражение реальности что. Чувственное отражение действительности и его формы. Стратегии познавательной деятельности в условиях неопределенности

Сегодня выпускники Новокузнецка и всей страны сдают ЕГЭ по обществознанию. А мы предлагаем вам проверить свои знания.

Это один из вариантов пробных тестов 2016 года. Если хотите проверить свои знания, пожалуйста, ответьте на вопросы. Правильные ответы мы опубликуем завтра.

ЕГЭ по обществознанию. Вариант 1

Часть 1.

Задание 1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика сфер (областей культуры)

Задание 2

В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Закон, указ, постановление, нормативно-правовой акт, Конституция.

Задание 3

Ниже приведен список терминов, обозначающих религии. Все они, за исключением двух, монотеистические. Найдите два термина, не соответствующих общему ряду слов.

Задание 4

Найдите в приведенном ниже списке характеристики чувственного познания.

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 5

Установите соответствие между социальным фактом (обозначено буквами) и сферой общественной жизни, к которой этот факт относится (обозначено цифрами).


А Б В Г Д

Задание 6

В небольшом городке только одна компания обеспечивает поставки электроэнергии, отопления, воды в дома жителей. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка.

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 7

Выберите из приведённого ниже списка факторы, влияющие на повышение спроса на потребительские товары.

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 8

Установите соответствие между примером (обозначено буквами) и видом налога (обозначено цифрами).


Запишите результаты в таблицу. Цифры в ответе могут повторяться.
А Б В Г Д

Задание 9

В связи с катастрофическим падением мировых цен на нефть, нефтедобыча и всякая другая, связанная с нефтью деятельность, существенно сократилась. Тысячи нефтяников в американских «нефтяных» штатах пострадали и остались без работы.

Выберите из приведённого ниже списка характеристики возникшей безработицы.

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 10

На графике отражена ситуация на рынке стационарных компьютеров: линия спроса D переместилась в новое положение D 1. (P - цена товара, Q - объем спроса товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такие изменения?

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 11

В обществе действуют различные социальные нормы. Какие из приведенных примеров иллюстрируют проявление корпоративных социальных норм?

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 12

В одном из регионов социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Был задан вопрос: «Какая мера должна стать первостепенной со стороны государства в процессе перехода страны к рыночной экономике?». Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в таблице.


Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы.

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 13

Многие исследователи выделяют государство как центральный институт политической системы. Выберите правильные признаки, которые подтверждают это суждение.

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 14

Установите соответствие между формой государства (обозначено буквами) и критерием классификации, по которым она выделена (обозначено цифрами).


Запишите результаты в таблицу. Цифры в ответе могут повторяться.
А Б В Г Д

Задание 15

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - верхняя палата Федерального собрания Российской Федерации - парламента Российской Федерации. Выберите ответы, обозначающие полномочия этого органа согласно статье 102 Конституции Российской Федерации.

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 16

Найдите в приведённом списке отличительные признаки правового государства.

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 17

Установите соответствие между примером юридического факта (обозначено буквами) и его видом (обозначено цифрами).


Запишите результаты в таблицу. Цифры в ответе могут повторяться.
А Б В Г Д

Задание 18

Выберите обстоятельства, при которых гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 19

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Человеческие знания отличает многообразие видов и форм. (Б) Одной из форм знаний выступают знания мифологические. (В) Мифологическое знание представляет собой синкретическое единство рационального и эмоционального отражения действительности. (Г) Примером мифологического знания могут служить древние сказания о происхождении мира и человека. (Д) Вне всякого сомнения, внимательное изучение мифа дает значительную информацию об образе жизни людей, различных сферах жизни древнего общества.

Определите, какие положения текста носят:

1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений

Установите соответствие между положением (обозначено буквами) и его характером (обозначено цифрами). Запишите результаты в таблицу. Цифры в ответе могут повторяться.

А Б В Г Д

Задание 20

Заполните пропуски (обозначено буквами) необходимыми по смыслу терминами из списка (обозначено цифрами). Слова в списке даны в именительном падеже.

Мировоззрение - система обобщенных взглядов на мир и место (А) в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные (Б) людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это далеко не все взгляды и (В) об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения (Г) философии. В качестве (Д) мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения - существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной (Е) , общественного класса. По своей сущности мировоззрение - общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список слов и словосочетаний
1) предметы
2) субъект
3) социальная группа
4) жизненные позиции
5) человек
6) рассудок
7) способности
8) представления
9) основной вопрос

Запишите результаты в таблицу. Каждое слово может быть использовано только один раз.

А Б В Г Д Е

Часть 2.

Социальные нормы могут представлять собой стандарты поведения. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями... Санкции обретают законность на основе норм.

Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Привычки - это установившаяся схема (стереотип) поведения в определённых ситуациях. Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но есть так называемые вредные привычки (громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти), которые свидетельствуют о плохих манерах.

Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих...

В отличие от манер, обычаи присущи широким массам людей. Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Обычай - воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычаи - неписаные правила поведения.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиции - элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определённом сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.

Пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни. Традиция - всё то, что унаследовано от предшественников... Традиционными могут стать встречи бывших одноклассников, однополчан, подъём национального или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие - в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединяющим началом.

(В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко, С.И. Самыгин)

Задание 22

Какие два ограничения социализации рассмотрел автор? Какие факторы, по его мнению, обуславливают успешную социализацию?

Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.

Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы также учимся у своих родителей, учителей, начальников и т.д. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших социальных ролей. В какой-то мере они тоже учатся у нас - социализация не является односторонним процессом. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение некоторых школьников расходится с образцами, установленными наиболее влиятельными учащимися. Хотя их дразнят за это, они отказываются изменить своё поведение. Сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников.

Иногда можно такой процесс направить в противоположную сторону. Например, однажды группа студентов университета Сассекса, отличавшихся левыми взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете общественных наук курс лекций по теории и практике революций. Вначале руководство факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено поддержать её. В этом случае предполагаемые объекты социализации (т.е. студенты) оказали влияние на агентов социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в период политических беспорядков 1968 г.

Тем не менее, социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определённые образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека.

(К. Смелзер)

Задание 23

Приведите три примера, иллюстрирующие влияние правосознания на законопослушное поведение граждан.

Правосознание - это отношение людей к праву...

Ключевой пункт правосознания - осознание людьми ценностей права и одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует требованиям разума и справедливости, правовым ценностям и идеалам.Различаются правосознание научное, профессиональное, обыденное, а также массовое, групповое, индивидуальное. Эти разновидности правосознания по-разному влияют - но все они влияют! - на совершенство законодательства, эффективность работы суда, всех правоохранительных органов, на то, насколько граждане страны являются законопослушными, добровольно, строго, точно исполняют нормы позитивного права, какие они выдвигают правовые требования.

Среди видов и форм правосознания выделяется как раз правовая идеология - активная часть правосознания, непосредственно влияющая на законодательство, юридическую практику и потому входящая в национальную правовую систему страны...

В связи с правосознанием и правовой идеологией - кратко о правовой культуре. Правовая культура - это общее состояние «юридических дел» в обществе, т.е. состояние законодательства, положения и работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права. Одним из показателей правовой культуры является правовая воспитанность каждого человека, т.е. надлежащий, высокий уровень правосознания, проявляющийся не только в законопослушании, но и в правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации. Правовая культура - явление более широкое и ёмкое, чем просто надлежащий уровень правосознания; главное в правовой культуре - высокое развитие всей правовой системы, достойное место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всём «юридическом хозяйстве» страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права, уровень правового образования и т.д.).

(С. С. Алексеев)

Задание 24

Предположите, почему государство участвует в регулировании брачносемейных отношений граждан. Используя текст и знания курса, выскажите три предположения и поясните каждое из них.

Статья 27.

1. Брак признается недействительным при нарушении условий, установленных (законом), а также в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.

2. Признание брака недействительным производится судом.

3. Суд обязан в течение трёх дней со дня вступления в законную силу решения суда о признании брака недействительным направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака.

4. Брак признаётся недействительным со дня его заключения

Статья 29 .

1. Суд может признать брак действительным, если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению.

2. Суд может отказать в иске о признании недействительным брака, заключённого с лицом, не достигшим брачного возраста, если этого требуют интересы несовершеннолетнего супруга, а также при отсутствии его согласия на признание брака недействительным.

3. Суд не может признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью.

4. Брак не может быть признан недействительным после его расторжения, за исключением случаев наличия между супругами запрещённой законом степени родства либо состояния одного из супругов в момент регистрации брака в другом нерасторгнутом браке

Статья 30.

1. Брак, признанный судом недействительным, не порождает прав и обязанностей супругов, предусмотренных настоящим Кодексом, за исключением случаев, установленных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

2. К имуществу, приобретённому совместно лицами, брак которых признан недействительным, применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации о долевой собственности. Брачный договор, заключённый супругами... признается недействительным.

3. Признание брака недействительным не влияет на права детей, родившихся в таком браке или в течение трёхсот дней со дня признания брака недействительным.

4. При вынесении решения о признании брака недействительным суд вправе признать за супругом, права которого нарушены заключением такого брака (добросовестным супругом), право на получение от другого супруга содержания, а также признать действительным брачный договор полностью или частично.

Добросовестный супруг вправе требовать возмещения причинённого ему материального и морального вреда по правилам, предусмотренным гражданским законодательством.

5. Добросовестный супруг вправе при признании брака недействительным сохранить фамилию, избранную им при государственной регистрации заключения брака.

(Извлечение из Семейного кодекса РФ)

Задание 25

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая система общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об институтах политической системы, и одно предложение, раскрывающее роль СМИ в политической системе общества.

Задание 26

С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае.

Задание 27

В стране Z для поддержки отечественных автопроизводителей были повышены пошлины на ввоз автомобилей иностранного производства и подержанные иномарки старше пяти лет. Сформулируйте три последствия подобного решения для автомобильной отрасли страны Z.

Задание 28

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Как организована власть в демократическом государстве?». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 29

Напишите эссе на одну из предложенных тем.

29.1. Философия «Наука - это кладбище гипотез». (А. Пуанкаре)

29.2. Экономика «Главная социальная ответственность бизнеса состоит в том, чтобы не содействовать росту нищеты и безработицы». (Б.С. Ерасов)

29.3. Социология, социальная психология «Каждый человек отличается от другого и с каждым днём отличается от себя». (А. Поп)

29.4. Политология «Лучшее государственное устройство для любого народа - это то, которое сохранило его как целое». (М. Монтень)

29.5. Правоведение «Цель наказания не мщение, а исправление». (А.Н. Радищев)

На выполнение экзаменационной работы выпускникам отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Многочисленные предметы и явления действительности воздействуют на его органы чувств и, отражаясь его мозгом в виде ощущений, представлений, мыслей, чувств, стремлений, вызывают ответную реакцию — те или иные действия человека. Это отражение действительности человеческим мозгом в виде различных психических явлений есть субъективный мир человека, представляющий собой отражение, образ объективного мира, существующего вне нас и независимо от нашего сознания.

Сознание - это отражение объективной реальности в ее различных проявлениях, в значительной степени оно присуще живой природе, но самый высокий уровень развития и организации сознания имеет человек.

Человеческое сознание это высшая форма отражения, пропуская через себя материальную действительность, сознание отражает ее через осмысление полученного опыта. Создавая идеи и концепции, сознание видоизменяет реальность, преобразуя материю в идею, сознание воплощает ее в новых видах материи, которые рождают новые идеи, и этот процесс бесконечен, сознание отражает то, что само создает.

Между материей и сознанием нет, и не может быть четкой границы, это не более чем разные состояния единой субстанции. Подобно тому, как лед при нагревании превращается в воду, а вода - в пар, так и сознание, сгущаясь, становится веществом, а утончаясь - духом.

На более высоком уровне организации, материя переходит в другое качество, обретая вид и свойства энергии, но по своей сути, они тождественны, одно неотделимо от другого. Человеческое тело, как одна из самых сложных форм организации материи, выступает очень наглядным примером преобразования материи в сознание, а сознания в материю в процессе их взаимного отражения.

Механизмы сознания.
Сознание неразрывно связано с телом, а его материальным инструментом для восприятия, отражения и трансформации реальности является человеческий мозг. Это сеть, состоящая из примерно 100 миллиардов нейронов. Сенсорная система органов чувств постоянно собирает информацию об условиях внешней среды и передает ее для обработки в соответствующие отделы головного мозга.

В общем виде процесс информационного обмена с окружающим миром можно описать следующим образом: информация через каналы восприятия поступает к анализаторам, после преобразования сигналов, возникают соответствующие зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые стимулы, вызывая различные биохимические процессы в теле и ответные реакции на них.

Синхронная работа разных отделов мозга происходит посредством передачи электрических импульсов, каждый нейрон обладает электрическим зарядом, когда напряжение достигает определенного уровня, нейрон разряжается и, передавая по цепочке электрохимический сигнал в другие клетки, приводит его в исполнение, этот механизм называется «Стимул - Реакция».

В зависимости от частоты повторения стимула, связи между нейронами могут укрепляться, либо ослабевать, это называется нейропластичностью, чем сильнее стимул, тем быстрее происходит ответная реакция на него, часто повторяющиеся ситуации формируют устойчивые соединения между группами нейронов. Устойчивые нейрохимические связи группируются в паттерны мышления, своеобразные шаблоны передачи нервного импульса между нейронами, которые выражаются в автоматических, стереотипных реакциях в ответ на похожие стимулы. В результате этого работа нашего мозга сводится к простому распознаванию стимула, для того чтобы подобрать соответствующую ему реакцию, этот режим автоматического реагирования характеризуется полным отсутствием осознанности.

Тонкий механизм.
Но существует другой механизм, более тонкий и совершенный, итальянские ученые обнаружили наличие особой группы нервных клеток, расположенных в лобной и теменной долях головного мозга, так называемых зеркальных нейронов. Они работают по совершенно другому механизму, который происходит еще до того, как срабатывает механизм «Стимул-Реакция».

Реакция зеркальных нейронов происходит непосредственно во время сенсорной стимуляции, передача нервного импульса и разрядка нейрона, начинается еще при виде выполняемого действия, так же, как если бы оно на самом деле выполнялось в этот момент. Пока мы просто смотрим на какое-то действие, в нашем мозге формируется моторный план его выполнения, нейроны активизируются и передают электрический заряд по траектории, соответствующей непосредственному выполнению этого действия. Зеркальные нейроны объединяют восприятие и действие в единый мозговой процесс, полностью имитирующий увиденное на нейронном уровне.

Каждый нейрон может отдавать электрический потенциал, то есть разряжаться, кодируя либо сенсорное событие - восприятие действия, либо побуждение к действию и моторный план его выполнения, либо ментальный процесс - запоминание действия. Зеркальные нейроны кодируют два из возможных потенциалов действия, тем самым стирая границы между действием и восприятием, они не просто составляют нейронную схему, устанавливающую соответствие между выполняемым и наблюдаемым действием, они также выполняют более тонкое кодирование чужих действий, используя полученную информацию.

Декодер намерения.
Мозговые клетки, которые активируются при реализации наших собственных намерений, активируются и в том случае, когда мы распознаем намерения, соотносимые с действиями других людей, начальным действием активируется цепь зеркальных нейронов, в результате чего эти клетки симулируют целую последовательность действий, связанную с конечным результатом. Эта группа зеркальных нейронов получила название «логически связующие», они не просто кодируют действия, а соотносят их логически с предшествующими ему событиями.

Например, если мы смотрим на человека, берущего в руку чашку, наши зеркальные нейроны кодируют его последующие действия, в зависимости от окружающей обстановки. То есть, если мы смотрим на человека, который берет чашку в начале завтрака, то вероятнее всего, он делает это для того, чтобы выпить, то, что в ней находится. В этот момент между нашими нейронами пройдет цепочка нервных импульсов, соответствующая процессу глотания жидкости и возможно нам тоже захочется чего-то выпить. Если же мы увидим, как человек берет чашку в конце завтрака, то логически это соотносится с намерением убрать ее со стола или вымыть и подобные действия будут сымитированы на уровне нашей собственной нейронной активности. То есть мы проделаем это же действие в своем уме, на уровне сознания мы с абсолютной точностью отзеркалим то, что увидели.

Базовое свойство зеркальных нейронов, срабатывать и при действии и при его наблюдении, говорит о том, что они участвуют в очень точном распознавании поведения других людей. Причем характер выполняемого действия не имеет значения, важна его цель, то есть намерение, на которое собственно и срабатывают зеркальные нейроны. Через отражение тонкого внутреннего состояния других людей, мы имитируем эти состояния на нейронном уровне у себя в мозге, тем самым распознавая мотивацию, стоящую за действием.

Сознание - зеркало.
Сознание, в прямом смысле этого слова, является отражением объективной реальности, и оно происходит благодаря работе зеркальных нейронов. Наш мозг способен зеркально воспроизводить глубочайшие аспекты чужого внутреннего намерения на тонкоструктурном нейронном уровне. Идеомоторная функция зеркальных нейронов заключается в том, что исходным побуждающим фактором для их активации является не сенсорное раздражение, не стимул, а мотивация, то есть - намерение.

Для нейронного зеркального воспроизведения необходимо не само действие, а образ того, что должно быть с его помощью достигнуто. Если с этим образом не вступает в конфликт любая противоречащая ему идея из системы убеждений личности, сформированных ранее, образ соответствующий намерению способен напрямую активизировать само действие.

Кроме того, зеркальные нейроны срабатывают во время нашего восприятия движений не только скелетных, но и мимических мышц. Наблюдая выражение лица других людей, происходит особая форма коммуникации, зеркальное нейронное копирование, которое очень быстро и точно передает невербальные сообщения о психоэмоциональном состоянии человека, с которым происходит контакт.

Зеркальные нейроны разряжаются при виде человека, выражающего свои эмоции, в результате мы можем распознать и почувствовать на уровне собственных эмоций то, что переживают другие. Это понимание состояния других людей называется эмпатия - способность сопереживать и чувствовать других так же, как себя. Просто наблюдая за бессознательными движениями, которые совершает человек, можно понять какие действия он выполнит в следующий момент и какие чувства им при этом движут

Но самое уникальное в работе зеркальных нейронов то, что после восприятия стимула и их разрядки не происходит реакции, этот процесс полностью является внутренней активностью мозга, и именно он лежит в основе осознавания.

Работа зеркальных нейронов выражается в информационном считывании, которое позволяет через имитацию нейронной активности распознать и вывести на сознательный уровень полученную информацию прежде, чем последует рефлекторное действие в ответ на нее. Это в свою очередь дает нам возможность самоанализа, самоанализ очень сильно влияет на то, как в дальнейшем поведет себя мозг. Когда мы осознаем то, что происходит, активизируются мозговые области саморегуляции, они позволяют нам четко контролировать собственные мысли, чувства и поведение, если вместо рефлекторного реагирования присутствует контроль, наша эмоциональная стабильность возрастает.

Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. Совместно они обеспечивают чувственное отражение объективной реальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств. Необходимо понимать и сам процесс чувственного отражения, и соотношение между восприятием и ощущениями.

Восприятие - это процесс целостного отражения предметов, ситуаций и событий, протекающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств. Ощущение - психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств воспринимаемых предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма в момент непосредственного воздействия раздражителей на соответствующие рецепторы.

Органы чувств составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состоянии организма достигает мозга человека. Все ощущения есть результат активности именно органов чувств, которые благодаря своему специфическому устройству преобразуют энергию раздражителей в энергию ощущений. Раздражителями называют предметы и явления действительности, воздействующие на органы чувств человека, а воздействие раздражителей на органы чувств - раздражением. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.

Принято различать пять основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений справедливая, хотя и не полная.

Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экс герорецептивные. Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Третья и самая большая группа ощущений - экстерорецептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой.

Всю группу экстерорецептивных ощущений принято разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения. Контактные ощущения вызываются воздействием, непосредственно приложенным к поверхности тела, и реакцией соответствующего воспринимающего органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание. Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и особенно слух и зрение.

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Качество - основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах этого вида ощущений. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя на функциональное состояние рецептора. Длительность ощущения - его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Подобно тому как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Этот след - физиологическая основа кратковременной памяти.

ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЧУВСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

(Чувственное познание)

Структура приема информации включает следующие этапы:

Р-ОЧ-НИ-ГМ-ОЩ-ЦВ-ЭП-ОП-М-ОС-Вн

Раздражитель (Р) (слуховой, зрительный) воздействует на органы чувств (ОЧ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там, и формируются отдельные ощущения (ОЩ), из которых складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталонами памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание предмета (ОП). При мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М) происходит осмысление (ОС), понимание информации. Внимание (Вн) должно быть направлено на прием и понимание информации.

ОЩУЩЕНИЯ

Понятие «ощущение». Субъективность и объективность ощущений

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системы значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живух существ, обладающих нервной системой. Что касается осознаваемых ощущений, то они естьтолько у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.

Ощущения – отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.

Ощущения с одной стороны, – объективны (в них всегда отражен внешний раздражитель), с другой – субъективны , так как зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.

Анатомо-физиологический аппарат, специализированый для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения – анализаторы. Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) рецептор, или орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействий (свет, звук и др.), т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.

2) проводящие нервные пути, по которым нервные сигналы передаются в мозг;

3) мозговой центр в коре полушарий головного мозга.

Виды ощущений

Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают. Существует несколько возможных вариантов классификации тех двух десятков анализаторных систем, которыми обладает человек. Наиболее используемой считается систематизация, предложенная английским физиологом И. Шеррингтоном. Он выделяет 3 основных класса ощущений:

1. Экстерорецептивные – возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела.

1.1. Дистантные: зрительные, слуховые.

Зрительные ощущения. Ощущения различного цвета порождают электромагнитные волны определенной длины (диапазон 380-780 миллиардные доли метра): 480-синий, 600-650-оранжевый, 650-780-красный и т.д.

Слуховые ощущения. Ухо человека реагирует, в отличие от глаза, на механические воздействия, связанные с колебаниями атмосферного давления. Слуховые ощущения отражают:

§ высоту звука (зависит от частоты колебаний);

§ громкость (зависит от амплитуды колебаний);

§ тембр звука (форма колебаний звуковых волн).

Заметим, что длительные и сильные воздействия физических стимулов на наши органы чувств способны вызывать определенные нарушения в их функционировании. Воздействие сильного света в течение длительного времени – человек слепнет; длительные и сильные звуки, амплитуда которых превышает 90 дб – может наступить временная потеря слуха.

1.2. Обонятельные (занимают промежуточное положение).

Обоняние – вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений.

1.3. Контактные: осязательные и вкусовые.

Осязание – это наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности. Ощущения при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи представляет сложное комбинирование четырех более простых видов ощущений- давления, боли, тепла и холода. Для каждого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности.

Вкусовые – имеет четыре основные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальное – разнообразное сочетание этих 4-х.

2. Интерорецептивные (органические) сигнализируют о состоянии организма. Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее заметны (за исключением болезненных), не осознаются, но также воспринимаются и перерабатываются ЦНС.

3. Проприорецептивные – информация о состоянии мышечной системы: движение и положение различных частей тела (степень сокращения или расслабления мышц): обычно не осознаются.

Кинестетические (ощущения движения тела) – без этих ощущений мы испытывали бы большие трудности, связанные с одновременным согласованием движений различных частей тела, сохранением позы, равновесия, контролем различных непроизвольных движений (безусловнорефлекторные реакции, навыки и т.д.), все они включают в себя такие двигательные моменты, которые выполняются автоматически и очень быстро. От работы рецепторов равновесия (находятся во внутреннем ухе) зависит чувство ускорения или замедления движений.

Свойства ощущений

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся:

§ качество;

§ интенсивность;

§ продолжительность.

Качество – особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других (слуховые от зрительных), а также различные вариации ощущений внутри данного вида (по цвету, насыщенности).

Интенсивность – количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Продолжительность – временная характеристика ощущений. Она определяется функциональным состоянием органов чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Качество ощущений всех видов зависит от чувствительности анализаторов соответствующего типа. Абсолютная чувствительность того или иного органа характеризуется величиной нижнего порога ощущений.

Нижним порогом ощущения называется минимальная величина, или сила раздражителя, способная вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Раздражители меньшей силы (подпороговые) не вызывают возникновения ощущений, и сигналы о них в кору больших полушарий передаются слабо. Абсолютная чувствительность наших органов чувств включает не только нижний абсолютный порог чувствительности, но и верхний абсолютный порог.

Верхний порог ощущения – максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться.

Дифференциальный, разностный порог ощущения – минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Определяет раздражения по качеству и силе.

Оперативный порог различимости сигналов – это величина различия между сигналами, при которой скорость и точность различения достигают максимума. Оперативный порог в 10-15 раз выше, чем дифференциальный (разностный) порог.

Зависимость силы ощущений от силы раздражителей определяется психофизическим законом Вебера-Фехнера : интенсивность ощущений изменяется в арифметической прогрессии, тогда как интенсивность соответствующих раздражителей изменяется в геометрической прогрессии.

Временной порог ощущений – это минимальная длительность действия раздражителя, которая необходима для возникновения ощущений.

Пространственный порог – минимальный размер раздражителя, едва ощутимого органом восприятия.

Латентный период реакции – это промежуток времени от момента подачи сигнала до того момента, когда возникает ощущение.

Различают две основные формы изменения чувствительности анализаторов: адаптация и сенсибилизация .

Адаптация – изменение чувствительности анализаторов для приспособления к внешним условиям. Различают следующие разновидности данного явления:

1. Полное угасание ощущения при длительном воздействии раздражителей. Например, исчезновение ощущения сильного запаха после того, как человек некоторое время пробудет в атмосфере этого запаха.

2. Понижение чувствительности при воздействии очень сильного раздражителя. Например, мы не различаем предметов при переходе из света в темноту и наоборот.

Сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.

В основе сенсибилизации лежат процессы иррадиации и взаимной индукции в коре больших полушарий головного мозга. По законам нервных процессов происходит взаимодействие различных анализаторов.

Чувствительность анализатора может быть повышена с помощью фармакологических средств, а также при деятельности других анализаторов; например, слуховые ощущения (ощущения ритма) способствуют усилению мышечно-двигательной. Взаимодействие анализаторов (или их взаимосвязь) значительно усиливается при участии их в какой-нибуддь общей деятельностич увствительности.

Синестезия – возникновение ощущения, характерного для одного анализатора под влиянием раздражения другого анализатора. Это могут быть зрительно-слуховые синестезии, когда при звуковых раздражителях у человека возникают зрительные образы. Подобное взаимодействие анализаторов способствует чувственному отражению человеком окружающего его мира.

ВОСПРИЯТИЕ

Понятие восприятия. Объективность и субъективность восприятия

Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движения глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа.

Закономерность субъективности восприятия – одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному – субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.п. Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.

Свойства восприятия

1) Апперцепция.

2) Целостность и структурность. Восприятие есть всегда целостный образ предмета. Компоненты структуры целого могут действовать одновременно или последовательно на один и тот же анализатор или на разные анализаторы. Целостность образа складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является всегда врожденной (об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которые возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т.е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно через несколько недель у этих людей формируется зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнавали ранее путем осязания).

3) константность. Мы воспринимаем окружаюшие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источник константности восприятия – активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Это не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушения константности восприятия происходят когда человек попадает в незнакомую ситуацию (люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, автомобили илюди кажутся им маленькими; строители работающие на высоте, сообщают, что видят объекты находящиеся внизу без искажения их размеров).

4) предметность . Воспринимая какой-то предмет, мы осознаем его не как наше субъективное переживание, а как объективный, вне нас существующий предмет.

5) осмысленность (категориальность ) – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

6) избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Виды восприятия

Восприятие пространства. Вступая во взаимодействие со средой, человек во многом полагается на то, как он воспринимает пространство. В восприятии пространства различают: восприятие формы, величины, объема объектов, расстояние между ними, их взаимное расположение, удаленность и направления, в котором они находятся. Установлено, что в основе пространственного восприятия лежит деятельность различных анализаторов. При этом ни одному из них не придается какое-либо особое значение в анализе пространственных факторов среды, хотя одну из заметных ролей выполняет ве-таки мышечно-двигательный анализатор. С эго помощью устанавливается взаимодействие между различными анализаторами.

В связи с этим определенное значение имеет функциональная ассиметрия, которая характерна для всех парных анализаторов. Функциональная ассиметрия заключается в том, что одна из сторон парного анализатора является ведущей, доминирующей.

Восприятие формы, объемности и величины предметов. Это сложный процесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Основную роль при восприятии объемности играет бинокулярное зрение . Изображение на сетчатках правого и левого глаза не совсем одинаковые (поочередное рассмотрение правым и левым глазом какого-либо объемного предмета, каторый находится на расстоянии 30-50 см от глаза). При одновременном рассматривании этого предмета двумя глазами соответствующие возбуждения от правого и левого глаз интегрируются в корковом отделе зрительного анализатора и дают впечатление объемности воспринимаемого предмета.

При восприятии объемности предметов следует учитывать законы перспективы и светотени . Восприятие величины предметов определяется размером их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от наблюдателя. При одинаковом удалении предметов большее изображение на сетчатке глаза получается от большего предмета, меньшее – от меньшего предмета. Однако при разной удаленности меньший, находящийся ближе к нам предмет дает большее изображение на сетчатке, чем предмет больший, расположенный дальше. Но человек правильно воспринимает предметы: первый – как меньший, второй – как больший, так как величина предметов определяется не только величиной образа на сетчатке глаза, но и напряжением глазных мышц, приспосабливающихся к фиксированию предмета на разных расстояниях. Они и вносят поправки в восприятие величины предметов.

Восприятие глубины и удаленности предметов. Осуществляется при помощи как монокулярного , так и бинокулярно зрения .

Монокулярное зрение позволяет правильно оценивать расстояния в очень ограниченных пределах. В монокулярном воприятии глубины и удаленности главная роль отводится аккомодации хрусталика.

Аккомодация – это рефлекторное изменение толщины хрусталика, связанное с увеличением или уменьшением его преломляющей силы. Пример: при взгляде на близко расположенные предметы в результате мышечного сокращения уменьшается степень натяжения хрусталика, и он становится выпуклым.

Линейная и воздушная перспектива. По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Линейная перспектива: кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги. Воздушная перспектива: свет и цвет, отражаемый предметами, в некоторой степени искажаются под влиянием слов воздуха. Чем больше воздушное пространство до воспринимаемого объекта, тем «дымка», покрывающая объекты, сильнее, предметы кажутся более тусклыми, расплывчатыми по сравнению с расположенными ближе. В горных местностях, где воздух чист и прозрачен, отдаленные предметы – очень ясно видимы и воспринимаются как расположенные на значительно более близком расстоянии, чем в действительности.

Определенное значение при восприятии удаленных предметов придается величине расположения отбрасываемых предметами теней и их цвету. Тени и цвет у близких предметов более насыщенные и четки, у удаленных – почти незаметны.

Восприятие пространства является сенсорным навыком . У взрослых людей пространственные восприятия (глазомер) развиты не у всех одинаково. Развитие глазомера требует специальных упражнений.

Зрительные иллюзии. Это искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов, возникающие в некоторых случаях привосприятии пространственных свойств предметов. Вот некоторые виды зрительных иллюзий.

Переоценка вертикальных линий. Из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как значительно большая по сравнению с горизонтальной. Иллюзия переоценки вертикальных линий объясняется тем, что движения глаз в вертикальной плоскости требуют большего мышечного напряжения, чем движения в горизонтальной плоскости. Интенсивность мышечного напряжения может служить мерой пройденного пути, поэтому вертикальные расстояния кажутся нам больше горизонтальных.

Неправильное восприятие величины предмета. В этом виде зрительных иллюзий различают:

а) иллюзию контраста (высокий человек рядом с низким кажется еще выше, чем он есть на самом деле; кружки одинакового диаметра кажутся разными в зависимости от того, окружают их больший или меньший кружки). Объясняется действием закона контраста, по которому предмет воспринимается как больший или меньший в зависимости от величины окружающих предметов.

б) иллюзию геометрической перспективы (одинаковые предметы кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся в известном удалении друг от друга, при этом предмет расположенный ближе, кажется меньше, а далекий – больше своей действительной величины). Эти иллюзии объясняются законом восприятия, по которому величина предметов оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся.

Иллюзии следует отличать от галлюцинаций . Иллюзии возникают при непосредственном восприятии реальных и воздействующих на наши рецепторы предметов, пространственные свойства которых неправильно воспринимаются. Галлюцинации возникают при отсутствии каких-либо предметов внешней действительности и связаны с расстройством мозговой деятельности.

Восприятие времени. Это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Фйизическое время, то есть длительность объективных процессов, легко может быть измерено, но длительность сама по себе не является стимулом в обычном смысле этого слова. Пока не удалось обнаружить механизм, прямо или косвенно преобразующий физические интервалы времени в соответствующие сенсорные сигналы. Восприятие временных отношений объективных явлений состоит в отражении их последовательности и длительности.

Восприятие последовательности явлений. Опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими. При этом одни явления отражаются в сознании как непосредственно на нас действующие в данный момент, другие – кк уже ранее воспринимавшиеся, третьи – как ожидаемые и еще не наступившие. Восприятие последовательности явлений связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, которые отражают объективные, периодически повторяющиеся процессв в природе. Воспринятое ранее явление остается в памяти в виде представления о нем.

Неоднократное повторение ранее бывших восприятий приводит к образованию условного рефлекса.

Восприятие длительности явлений. В основе лежат представления о начале и конце явления. Длительность явления воспринимается нами субъективно. Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки.

Восприятие темпа и ритма. Отражением сложных форм временных отношений являются восприятия темпа и ритма.

Восприятие темпа отражает скорость, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы соверешающегося во времени процесса (чередование звуков).

Восприятие ритма (равномерное чередование стимулов, их размеренность) в той или иной степени всегда сопряжено с двигательными реакциями. Восприятие ритма имеет большое значение в разных видах деятельности (в том числе в спорте) и отличается большой сложностью. Развитие и совершенствование этого восприятия достигается в процессе практической деятельности, а также путем специальной и целенаправленной тренировки.

При восприятии времени часто наблюдаются ошибки в его оценке или иллюзии времени , которые заключаются в преувеличении, преуменьшении его. Короткие интервалы кажутся более длительными, длинные – более короткими. На это оказывают влияния богатство впечатлений, интересная и разнообразная деятельность, эмоциональное состояние.

При воспоминании о событиях наблюдается несколько иной характер ошибок. Время, отмеченное разнообразными и интересными событиями, кажется более продолжительным, чем то, которое было наполнено однообразными и неинтересными событиями.

Восприятие движений. Является отражением во времени изменения положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движение прежде всего воспринимают:

1) характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т.п.);

2) форму движения (прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное и т.п.);

3) амплитуду (размах) движения (полная, неполная);

5) продолжительность движения (краткое, длительное);

6) скорость движения (быстрое или медленное; при циклических движениях – быстрый или медленный темп);

7) ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое),

Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и др.

Процесс формирования определенных условий, в которых происходит, или будет происходить, деятельность индивида есть психическое отражение. Итогом подобного отражения психики является совершенно субъективная оценка внешних или внутренних данных о мире, в целом представляющая собой какую-то модель окружающей действительности.

Такой субъективный подход позволяет вести жизнедеятельность и удовлетворять свои личные запросы. Стоит отметить, что психическое отражение – это обязательно процесс, связанный с субъектом непосредственным образом. Однако представления о процессах психики через призму мышления, восприятия или воображения является лишь моделью психики, в реальности же она более целостна.

Роль психического отражения заключается в создании единого, более структурированного образа из разномастных объектов окружающей действительности.

Уровни психического отражения

Сенсорно-перцептивный. Индивид, или субъект, полагаясь на ту информацию, которую он получает, вследствие стимулирования органов чувств реальными объектами, строит свою линию поведения, то есть реагирует на события так, как по его мнению он должен поступить в данной ситуации.

Уровень представлений. Образы могут возникать без непосредственного участия других объектов на органы чувств индивида. Другими словами, существует воображение, бесконечный процесс образного мышления. Суть такой функции в планировании, самоконтроле и коррекции действий.

Вербально-логическое мышление. На этом уровне происходящие мозговые операции еще менее связаны с событиями текущего времени вне зависимости от их актуальности. Субъект использует только логические понятия и приемы, сформированные в процессе культурно-исторического развития человека. Он строит личный опыт на основе тех ценностей, что сложились исходя из его ментальности.

Итак, в определении субъективности учавствует понятие пристрастности субъекта. Психологи всегда интересовались зависимостью восприятия, мышления субъекта от его потребностей, внутренних установок. Таким образом, можно сделать вывод, что понятие психики включает в себя не только отражение объектов действительности, но и понятие сознания.