Как сейчас выглядит одно из семи чудес света — Храм Артемиды Эфесской. Храм артемиды в эфесе - одно из семи чудес античного мира Богиня артемида в эфесе

Храм Артемиды в Эфесе был известен далеко за пределами города по всей территории древней Греции. Он был зачислен в число «Семи чудес света» — список самых прославленных достопримечательностей Древнего Мира. Сегодня остатки знаменитого храма Артемиды находятся в современном городе Турции Сельчуке , недалеко от античного Эфеса (), и посетить его можно, отправившись на .

Артемида почиталась как богиня плодородия, покровительница луны, животных и охоты, позже как покровительница целомудрия и хранительница рожениц. Культ богини Артемиды был очень значим в .

Храм в честь Артемиды строился и перестраивался много раз. Место для храма было выбрано не случайно – в древности на этом месте располагалось святилище карийский богини плодородия. Первоначальные деревянные постройки разрушались от землетрясений, сгорали в пожарах и приходили в ветхость со временем. В середине VI века до н.э. эфесцы решили построить самый большой и самый красивый храм для покровительницы города. Царь Лидии Крез, славившийся своим богатством, сделал крупное пожертвования на строительство храма.

Для того, чтобы храм не был разрушен землетрясениями, архитектор Херсифрон из Кносса решил строить новый храм на болотистом участке рядом с Эфесом. Мягкая почва должна была самортизировать колебания грунта при землетрясениях.

Чтобы защитить храм от проседания в болотистую почву, был вырыт огромный котлован и заполнен многометровой смесью угля и шерсти. Решение было нестандартным, но горожане одобрили проект.

Началось строительство храма. Чтобы доставить колонны к храму, приняли необычное решение: колонны перевозились не на повозках, которые вязли в мягком грунте, а были сами превращены в своеобразные колеса. К стержню в верхней и нижней части колонны пристегивалась упряжка волов, это позволило колоннам послушно катиться на предназначенное им место.

Храм Артемиды в Эфесе. Реконструкция

Известна легенда, по которой каменная балка порога никак не хотела занимать свое место. Архитектор Херсифрон был в отчаянии и готов был покончить с жизнью, но богиня Артемида сама вмешалась в строительство храма и помогла упрямой балке лечь на отведенное ей место.

Однако Херсифрон не успел закончить свое великое творение. При нем было сведено здание храма и установлена колоннада. Строительство храма затянулось на 120 лет. Храм достраивали сперва его сын Метаген, а позже — Пеонит и Деметрий.

При архитекторе Метагене была закончена верхняя часть храма. Но возникла новая трудность – архитрав нужно было положить на верх колонны осторожно, чтобы не повредилась капитель колонны. Проблема была решена опять нестандартным образом – на вершину колонны были положены мешки с песком. На мешки аккуратно укладывали балки, под их тяжестью песок высыпался, и балка постепенно занимала нужное место.

Архитекторы Пеонит и Деметрий закончили строительство храма к 550 году до н.э. Огромный храм Артемиды был длиной 110 метров шириной 55 метров. Два ряда 18-метровых колонн окружали храм. По легенде «127 царей подарили по колонне» прекрасному храму. Крыша была покрыта не черепицей, как это делалось обычно, а мраморными плитами.

Но храм простоял менее 200 лет.

По легенде, в ночь, когда в столице Македонии родился будущий Александр Великий, некий Герострат, желая прославиться в веках, сжег храм Артемиды, в 356 году до н.э. Легенда гласит, что богиня Артемида помогала рождению Александра и не могла защитить храм.

По решению городского совета наказанием для преступника должно было стать его полное забвение, но не смотря на это имя дошло до наших дней, став нарицательным.

Храм сильно пострадал при пожаре, и на его восстановление эфесцы не жалели своих сбережений и украшений. При содействии Александра Македонского началось восстановление храма в еще больших масштабах, и к III веку до н.э. строительство было закончено. Руководил работами архитектор Александр Дейнократ (или Хейрократ, согласно Страбону), который сохранил прежний план храма, возведя его на более высоком основании.

Храм Артемиды в Эфесе. Реконструкция

Пораженный масштабами нового творения, Александр Македонский предложил эфесцам покрыть все текущие и будущие расходы на создание храма с условием, чтобы в посвятительной надписи стояло его имя. Эфесцы отказались, дипломатично ответив: «Негоже богу воздвигать храмы другим богам». Храм в Эфесе так и остался храмом Артемиде.

До нашего времени дошла еще одна легенда. В знак благодарности Александру Македонскому за участие в восстановлении храма после пожара, жители города Эфес заказали художнику Апеллесу портрет полководца. На портрете он был подобно Зевсу изображен с молнией в руке. Картина оказалась настолько совершенной, а оптический эффект, который убеждал смотрящего на картину, что рука с молнией выступает за пределы полотна, настолько впечатлял, что заказчики заплатили художнику целых двадцать пять золотых талантов. Сумма вошла в историю, так как за последующие три столетия такую сумму за одно полотно не удалось получить ни одному художнику.

Храм Артемиды в Эфесе фото. Реконструкция

В украшении храма принимали участие лучшие скульпторы и художники. Храм Артемиды в Эфесе был выполнен из мрамора и известняка. 120 колонн высотой 20 метров обрамляли его. Колонны были сделаны из огромных блоков, скрепленных между собой. Внутри храм Афродиты был украшен скульптурами Праксителя и рельефами Скопаса. Храм был крупнейшим храмом древнего мира. Даже Парфенон в Афинах был намного меньше эфесского чуда света.

Храм Артемиды в Эфесе. Реконструкция

В храме была установлена статуя богини Артемиды. При раскопках храма была обнаружена мраморная многогрудая богиня Артемида, которую можно увидеть в музее Эфеса. Артемида «Полимастос» с тремя рядами грудей (по другой версии – бычьих яичек) являлась символом изобилия.

Артемида Эфесская

До сих пор точно не известно о происхождении этих образований на богине. Наиболее аргументированной представляется гипотеза о том, что «эти образования» — бусы, которые вешались на статую в ритуальных целях. Данная гипотеза подтверждается большим количеством бусинок в форме сосудов, которые были обнаружены при раскопках в Артемисионе Эфеса. При всей загадочности происхождения облика Артемиды ясно только одно, культ богини Артемиды в Эфесе в своей основе восходит к культу восточной Великой матери, существовавшему на этих территориях в древности. Это подтверждает и тот факт, что несмотря на трудности с построением храма именно на болотистой территории, храм не был перенесен на другое более подходящее место. Версия о «многогрудости» Артемиды была описана в основном только христианскими авторами, по одной из версий в целях дискредитации богини, как пережитка язычества, и которая не вписывалась в новую концепцию.

Храм Артемиды в Эфесе был не только местом культа богини плодородия Артемиды, но и деловым и финансовым центром древнего Эфеса. Он был полностью независим от властей Эфеса и управлялся жрецами.

Как и рассчитывал Архитектор Херсифрон, храм Артемиды на болоте простоял еще почти пятьсот лет. В эпоху римлян он стал называться храмом Дианы, императоры дарили ему золотые и серебряные статуи. Богатство и красота храма принесли ему большую славу и поставили в число семи чудес света.

Согласно легендам богиня Артемида не желала расставаться со своим местом обитания. Эфесцы изгнали апостола Павла и тех, кто решил следовать за ним. За это и получили наказание.

В 263 году храм Артемиды был разграблен племенами готов, однако окончательное разрушение храма Артемиды произошло в 400-х годах, когда культ богини Артемиды потерял свое значение. На месте храма была построена церковь, которая также со временем разрушилась.

В Византийский период облицовку из мрамора стали растаскивать для нужд строительства других зданий. После того, как разобрали крышу, единство общей конструкции было нарушено, колонны стали падать и тонуть в болоте. За несколько десятков лет последние следы самого прекрасного и большого храма Ионии потерялись, даже место храма было забыто.

Английский археолог Вуд долгое время искал руины храма и в 1869 году, наконец, нашел. Фундамент святилища Артемиды был открыт только в ХХ веке. Под фундаментом более позднего храма был обнаружены остатки храма, сожженного Геростратом. И имя, которое эфесцы решили забыть, опять вспомнили.

Храм Артемиды в Эфесе. Современное состояние

От одного из чудес света – храма Артемиды – в наше время осталась одна колонна. Высота колонны составляет 14 метров и это ниже оригинальной колонны на 4 метра.

Храм Артемиды в Эфесе. Современное состояние

В 1870 году экспедиция Британского музея производила раскопки в Эфесе, в ходе которых были обнаружены лишь часть фрагментов фриза и более мелкие детали. Сейчас эти экспонаты находятся в археологическом музее Стамбула и Британском музее Лондона.

Храм Артемиды в Эфесе находится в так называемом Артемисионе. Найти его можно, если свернуть на первом повороте из Сельчука на дорогу, ведущую в Кушадасы и к нижнему входу в Эфес.

На осмотр руин храма Артемиды будет достаточно 15 минут, поэтому посетить его можно не торопясь после посещения Эфеса.

Вход на территорию Артемисиона в Сельчуке бесплатный.

Храм Артемиды в Эфесе

Храм Артемиды в Эфесе


Если вы хотите получать новые статьи сайта, узнавать о курсах валют, событиях и новостях Мармариса, подпишитесь на RSS или получайте их на электронную почту! А также все новости сайта, все события и погода в Мармарисе теперь в нашей

Говорят, Герострат сжег храм Артемиды именно в ту ночь, когда на свет появился Александр Македонский. Это было явное предзнаменование того, что судьба Малой Азии решена: великому полководцу судилось полностью подчинить её – не зря Артемида, присутствуя при его рождении, отвлеклась и не смогла защитить свой дом.

Храм Артемиды Эфесской находится в Турции, недалеко от города Сельчук, что расположен на юге провинции Измир. Города, в котором был установлен храм, Эфеса, сейчас не существует, тогда как несколько тысячелетий назад здесь проживало более двухсот тысяч человек, а потому он считался не просто большим городом, а являлся по тем временам самым настоящим мегаполисом.

Первые поселения появились здесь ещё задолго до появления города (около 1,5 тыс. лет до н.э.) – местность возле реки Каистр идеально подходила для этого. Эфес появился позднее, в XI в. до н.э., когда сюда пришли ионийцы и, захватив территорию, обнаружили, что культ древней богини «Великая Мать» чрезвычайно здесь почитаем.

Идея им понравилась, и они лишь слегка видоизменили её согласно своей мифологии: поклоняться стали Артемиде, богине плодородия и охоты (древние греки считали её покровительницей всего живого на земле, женского целомудрия, счастливого брака и хранительницей рожениц). А несколько веков спустя построили для неё шикарный храм, который современники практически сразу внесли в список «Семи чудес света».

Как строили храм

Святилище строили два раза – на постройку первого храма ушло около ста двадцати лет (сооружён он был в середине VI в. до н.э), а сожжён – три столетия спустя, в 356 г. до н.э. На восстановительные работы времени понадобилось меньше, но, как и предыдущее здание, он также простоял недолго, в III в. его разграбили готы, а в IV ст. христиане его сначала закрыли, а затем – разобрали, и на сегодняшний день от него осталась лишь одна колонна высотой в четырнадцать метров.



Строительство первого святилища богини, учитывая, что им занимались три поколения архитекторов, можно поделить на три этапа.

Архитектор Херсифрон

Деньги на возведение одного из самых великолепных святилищ древнего мира дал Крез, последний царь Лидии, прославившийся своим легендарным богатством. Над проектом здания работал Херсифрон из Кносса, столкнувшийся при постройке святилища с рядом неожиданно возникших проблем, а потому применил несколько нестандартных, нетипичных и оригинальных решений.

Храм было решено построить из мрамора, правда, никто не знал, где именно его можно раздобыть в необходимом количестве.

Говорят, что здесь помог случай: недалеко от города паслись бараны. Однажды звери устроили между собой драку, один из самцов «промазал», по сопернику не попал, но со всей силы стукнулся о скалу, от которой из-за сильного удара отвалился огромнейший кусок мрамора, и проблема была решена.

Второй уникальной особенностью храма Артемиды было то, что его построили на болоте. К такому нестандартному решению архитектор Херсифрон пришёл по одной простой причине: землетрясения здесь случались часто – и дома, в том числе храмы, по этой причине нередко разрушались.



Разрабатывая проект, Херсифрон пришёл к выводу, что болотистая почва будет смягчать подземные толчки, защищая, таким образом, храм. А чтобы сооружение не осело, строители вырыли огромных размеров котлован, наполнили его углём и шерстью – и только после этого сверху начали строить фундамент.

Ещё одной проблемой, с которой столкнулись при постройке храма, оказалась доставка огромных и тяжёлых колонн: загруженные телеги попросту вязли в болотистой почве. Поэтому Херсифрон принял решение применить нетрадиционный способ: в верхнюю и нижнюю часть колонны строители забивали металлические штыри, после чего обшивали её деревом и запрягали волов, которые тащили её к месту строительства.

Поскольку колонна была достаточно большой, она без проблем катилась по вязкому грунту и не проваливалась при этом.

Ещё одна неожиданная проблема, с которой столкнулись строители, была связана с тем, что установить вертикально массивные и тяжёлые колонны долго не получалось. Как именно Херсифрон решил эту проблему, неизвестно, но до наших дней дошла легенда о том, что когда архитектор в отчаянии захотел покончить с собой, на помощь пришла сама Артемида и помогла строителям установить конструкцию.

Увы, Херсифрону не удалось увидеть своё детище: он умер задолго до окончания строительных работ – на сооружение грандиозной постройки было потрачено более ста двадцати лет. Поэтому достраивал здание сначала его сын Метаген, а завершили строительные работы – Пеонит и Деметрий.

Архитектор Метаген

Следующий нестандартный ход пришлось применять уже Метагену: на колонны нужно было осторожно положить балку (архитрав), не повредив капители. Для этого строители положили на них сверху наполненные песком несвязанные мешки. При установке архитрава, он начинал давить на мешки, песок высыпался, и перекладина аккуратно занимала предназначенное для неё место.

Пеонит и Деметрий

Строительные работы приблизительно в 550 г. до н.э. закончили архитекторы Пеонит и Деметрий. В итоге шикарное сооружение из белого мрамора, украшенное скульптурами лучших мастеров древней Эллады, не могло не вызвать восхищение горожан. Несмотря на то что детальное описание здания до нас не дошло, некоторые данные все же имеются.

Как выглядело святилище

Храм Артемиды считался самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина – 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м. Стены и крыша святилища были декорированы мраморными плитами. Стены храма изнутри украшали скульптуры, изготовленные Праксителем, и рельефы, выбитые Скопасом.



В середине храма находилась пятнадцатиметровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и металлами. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные.

На найденной во время раскопок статуе учёные обнаружили огромное количество выпуклых образований, предназначение которых учёные толком не определили. Но поскольку во время раскопок были найдены бусины в форме сосудов, археологи склоняются к мысли, что эти «выпуклости» также являются бусами, которые жрецы вешали на скульптуру во время ритуалов (или же они там висели постоянно).

Роль храма в жизни города

храм Артемиды в Эфесе, в отличие от других подобных сооружений, был не только культурным и духовным центром города, но и являлся также финансовым и деловым центром: здесь находился местный банк, проходили переговоры, совершали сделки. Он имел полную независимость от местных властей, а управляла им коллегия жрецов.

Гибель первого храма

Храм Артемиды в Эфесе простоял недолго – около двухсот лет. В 356 г. до н. э один из жителей города, Герострат, желая прославиться, поджег святилище. Это было нетрудно: несмотря на то, что само здание было возведено из мрамора, многие работы в середине были выполнены из дерева.



Следует учитывать, что потушить огонь было чрезвычайно трудно из-за его огромных размеров: необходимого оборудования для ликвидации пожаров такого масштаба они попросту не имели. После пожара от святилища остались лишь колонны и стены из белого мрамора, который почернел настолько, что жители города приняли решение полностью разобрать храм.

Преступника вычислили быстро – он абсолютно не прятался и заявил, что поджег здание ради того, чтобы потомки о нём не забыли. Чтобы этого не допустить, городской совет принял решение о том, что имя преступника должно быть полностью изъято из документов и кануть в небытие. Несмотря на то что в документах о нём писали, как об «одном безумце», людская память оказалась живучей, и имя Герострата вошло в историю античного мира навсегда.

Восстановление

Храм Артемиды в Эфесе восстановлен был довольно быстро – уже к началу III ст. до н.э. – при этом возведение нового святилища профинансировал Александр Македонский. Строительные работы были доверены архитектору Александру Дейнократу (по другой версии, фамилия его звучала как Хейрократ). При реконструкции он полностью придерживался предыдущего плана здания и лишь слегка усовершенствовал его, подняв храм несколько выше, на более высокое ступенчатое основание.



Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.

Картина из-под рук живописца вышла настолько совершенна и достоверна, что жителям города, когда они пришли за заказом, показалось, будто вооружённая молнией рука действительно высовывается из полотна. За такую работу эфесцы щедро отблагодарили Апеллеса, заплатив ему 25 золотых талантов (интересно, что в последующие несколько столетий ни одному художнику не удалось столько выручить за одну картину).

Гибель святилища

Отреставрированный храм Артемиды в Эфесе простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н.э. после того как было принято христианство, язычество было запрещено – и святилище богини плодородия было разрушено: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны – и их постепенно засосало болото.

На сегодняшний день удалось восстановить разве что одну четырнадцати метровую колонну, которая оказалась на четыре метра ниже, чем была изначально. Впоследствии на фундаменте разрушенного храма Артемиды возвели церковь Девы Марии, но она также до наших дней не сохранилась – из-за чего месторасположение древнего храма оказалось полностью забытым.

Учёные на протяжении долгого времени не могли отыскать точного месторасположения храма Артемиды. Сделать это удалось лишь в 1869 г. английскому археологу Вуду, а уже через год британский музей организовал экспедицию, которая сумела отыскать лишь несколько фрагментов и мелкие детали древнего святилища. Полностью раскопать фундамент удалось лишь в прошлом столетии, а под ним обнаружились следы первого, сожженного Геростратом храма.

Образ Артемиды (в древнегреческом пантеоне – богини охоты, также олицетворявшей Луну), здесь, в Малой Азии слился с представлениями доэллинского населения о еще более древней карийской богине плодородия и плодовитости, которая, кстати, была и покровительницей амазонок.

Культовое сооружение, посвященное Артемиде, существовало в Эфесе еще с незапамятных времен. Во всяком случае, самые древние реликвии, принадлежавшие святилищу, датированы VIII веком до н. э. Сегодня они находятся сегодня в Британском музее. Предположительно, первый храм Артемиды был разрушен киммерийцами.

В период между 550 и 460 годами до н. э., во времена, когда Эфес достиг небывалого расцвета, был построен новый храм, представляющий собой на то время самое грандиозное сооружение, когда-либо возведенное из мрамора. Эфесцы, решившие почтить Артемиду святилищем, превосходящим по своей красоте все прочие культовые сооружения, известные в те времена, поручили строительство храма прославленному зодчему Хейрсифрону из Кносса.

Местом для строительства Артемисиона (так здесь называли храм) зодчий избрал болотистую низменность на окраине Эфеса, подле устья реки Каистр. Такой выбор был обусловлен тем, что в этой местности нередко происходили землетрясения, а на пружинистом болотистом грунте колебания земли были бы менее разрушительными. Чтобы свести на нет даже наименьший риск повреждений храма землетрясением, Херсифрон приказал выкопать глубокий котлован и засыпать в него смесь древесного угля и хлопка, а уже на эту основу, призванную гасить подземные толчки, установить фундамент грандиозного святилища.

Строительство храма Артемиды продолжалось 120 лет. В нем принимали участие все города и государства Малой Азии. Скажем, Лидийский царь Крез, тот самый, богатства которого вошли в пословицу, прислал мраморные колонны, украшенные рельефными изображениями богов, о чем свидетельствуют две надписи на сохранившихся основаниях колонн. Когда же, наконец, строительство храма завершилось, он вызвал удивление и восторг у всех, кому довелось любоваться величественным и одновременно изящным мраморным сооружением. Фасады украшали скульптуры и барельефы, созданные прославленными мастерами тех времен.

Но простоял тот Артемисион не более ста лет. Летом 356 года до н. э. городской безумец по имени Герострат, жаждущий прославить свое имя, поджег храм. Нет достоверных данных, как ему удалось это сделать, но известно, что огонь стремительно охватил потолок, изготовленный из драгоценного ливанского кедра, и вскоре святилище превратилось в гору раскаленного камня.

Согласно преданию, именно в ночь сожжения храма македонская царица Олимпиада родила мальчика, которому суждено было стать властелином античного мира. Счастливый отец, царь Филипп, нарек сына Александром.

Когда через 23 года Александр Македонский, уже освященный славой великого завоевателя, подошел к стенам Эфеса, работы по восстановлению святилища Артемиды шли полным ходом. Эллины-эфесцы дружественно встретили Александра, и царь решил отблагодарить новых союзников значительными денежными пожертвованиями на восстановление Артемисиона. При этом полководец пожелал, чтобы в храме установили мраморную стелу, на которой были бы записаны его великие деяния. Однако, в глазах эфесцев македонец Александр оставался варваром, то есть человеком, родной язык которого был не греческий. А прославлять варвара в греческом храме было недопустимо.

Чтобы не разгневать могущественного царя прямым отказом, эфесцы прибегли к дипломатической хитрости: они провозгласили Александра равным богу. Это дало возможность жрецам Артемиды указать царю, что богу не приемлемо возводить храмы другим богам, так что Артемисион достроили без участия царя Македонии.

Работы возглавлял архитектор Хейрократ. За основу он принял проект своих предшественников, но сделал храм более высоким.

Артемисион, возведенный по замыслу Хейрократа, занимал огромную площадь – 110 на 55 метров. Как сообщает римский ученый Плиний Старший, храм окружали 127 мраморных колонн. Их высота достигала 18 метров. Это приблизительно уровень крыши современного шестиэтажного дома.

В храме, сложенном из белоснежных мраморных плит, стояла 15-метровая статуя богини, созданная из драгоценного дерева, слоновой кости и золота. Долгое время было неизвестно, какой вид она имела на самом деле, пока в 50-х годах прошлого века не была найдена золотая античная монета с изображением храмовой статуи Артемиды Эфесской, а со временем археологами была обнаружена и небольшая копия статуи.

Немало выдающихся греческих художников и скульпторов украшали Артемисион своими творениями. Прославленный афинский скульптор Пракситель создал барельефы на фризах. Другой знаменитый мастер, Скопас, выполнил чудесную резьбу колонн. Особое место занимали картины, принадлежащие кисти Апеллеса, выдающегося художника, который был родом из Эфеса. Таким образом, Артемисион был одним из крупнейших и наиболее прославленных музеев античности. Его картинная галерея была не менее известна, чем собрание живописи в пропилеях Афинского Акрополя.

Однако, не только картины и скульптуры хранились в эфесском храме. Святилище издавна было еще и сокровищницей, и банком. Свои деньги, золото, драгоценные украшения доверяли храму Артемиды на сохранение не только частные особы, но и государства.

Греческий полководец Ксенофонт, который более прославился своими историческими произведениями, упоминает, что, отправляясь в поход, он оставил здесь крупную сумму денег. Пока он отсутствовал, жрецы имели право свободно распоряжаться деньгами, а в случае гибели вкладчика – все оставалось храму. Военная удача не отвернулась от Ксенофонта, он вернулся с победой, и в знак благодарности построил в Греции на сохраненные деньги небольшой храм Артемиды, который был точной копией эфесского.

Уже гораздо позже, во ІІ столетии нашей эры, когда Эфес стал столицей римской провинции Азия, храм Артемиды не утратил ни своего значения, ни богатств. Римляне признали его «сокровищницей Азии». Вот что сообщает об этом римский писатель Дион Хризостом: «В сокровищницу храма Артемиды в Эфесе вложены большие деньги не только эфесцев, но и иностранцев, а также деньги, которые принадлежат другим городам и царям. Они хранят здесь деньги для безопасности, – продолжает писатель, – потому что никто и никогда не осмелится осквернить или разорить это священное место, хотя и были многочисленные войны, во время которых Эфес неоднократно был взят».

К этому добавим, что и при греках, и при римлянах святилище Артемиды владело священным правом убежища и защиты. На территории храма никто не смел задержать ни государственного преступника, ни раба, сбежавшего от жестокого хозяина, ведь они находились под защитой Артемиды.

Слава о красоте и сокровищах Артемисиона облетела весь античный мир. И эта известность в 263 году н. э. привлекла сюда орды готских племен. К тому времени Римская империя утратила былое могущество, и уже не имела возможности оборонять свои границы и провинции. Готы захватили Эфес, и разграбили знаменитое святилище.

Вскоре в Малую Азию пришло христианство. Культ Артемиды сменился поклонением Деве Марии, а разоренное святилище богини воспринималось христианами лишь как капище языческого идола. Наместники византийских императоров позволяли горожанам брать в развалинах Артемисиона мраморные плиты для возведения своих домов, словно из каменоломни. Из обломков эллинского храма была построена и церковь. Небольшая византийская часовня стоить здесь и сегодня. Кстати, когда в Константинополе возводили собор святой Софии (VI в.), его украсили колоннами античных храмов, которые собирали по всей империи. Есть в соборе и несколько колонн, которые когда-то украшали Артемисион.

Не меньший вред храму Артемиды нанес и болотистый грунт, который, по замыслу зодчего Хейрократа, должен был защитить сооружение от землетрясений. Все, что осталось от святилища, поглотило вязкое болото. Река Каистр занесла илом не только Артемисион, но и эфесский порт (сегодня от побережья Средиземного моря Эфес отделяет 6 км суши).

Лишившись выхода к морю некогда, цветущий город быстро пришел в упадок, и когда турки захватили Эфес в 1426 году, перед ними предстали лишь развалины. Завоеватели не стали восстанавливать Эфес, а построили в долине городок Сельчук, используя мрамор древних руин как строительный материал. Теперь болото, которое поглотило остатки храма Артемиды, находится на окраине этого провинциального турецкого города.

Единственное напоминание о когда-то великолепном храме Артемиды – одинокая ионическая колонна, сложенная в XIX веке из обломков посреди камышей. До этого времени никто не мог указать, где именно находилось легендарное чудо света. Подтверждением точного местонахождения храма Артемиды история обязана английскому архитектору и инженеру Джону Тертлу Вуду, сотруднику Британского музея. Свои изыскательские работы он начал в 1863 году, а продолжались они несколько лет.

Ключом к разгадке местонахождения храма стала надпись, обнаруженная при раскопках античного театра в Эфесе. В ней указывалось, что храм Артемиды Эфесской лежит в направлении Священной дороги, прямо на север. Джону Вуду удалось откачать болотные воды, и на глубине более шести метров были найдены фундаменты храма, а под ними – следы святилища, сожженного Геростратом.

Экскурсии к храму Артемиды

Историческая местность, где когда-то поражал людей своим величием храм Артемиды, находится в пределах городка Сельчук, в 700 м от автовокзала и в 20 км от популярного курорта Кушадасы.

Из Кушадасы в Сельчук лучше добираться на долмуше (турецкой маршрутке). Это удобнее, чем на автобусе, и дешевле, чем на такси (около 5 турецких лир).

Посещение самой достопримечательности бесплатное.

Кроме того, это место можно осмотреть, отправившись на автобусную экскурсию в Эфес из любого курортного города Турции. Сам античный город, благодаря реставрационным работам, хорошеет год от года, а объект под названием «храм Артемиды» входит в традиционный список исторических достопримечательностей популярного туристического маршрута. Для его осмотра достаточно четверти часа, но, безусловно, эта историческая местность достойна посещения.

Если повезет, вы увидите здесь трогательное и символическое действо: время от времени сюда приходит какой-нибудь из живущих по соседству мальчишек, и, сидя на берегу болота, поглотившего руины одного из Семи чудес древнего мира, старательно выводит на простой дудочке ноты национальных турецких мелодий. Эта парадоксальная сцена – своеобразная эпитафия античной эпохе, и она, действительно, производит впечатление. Музыкант же, в свою очередь, совершенно справедливо рассчитывает на щедрое поощрение.

Когда-то греческий приморский город Эфес являлся крупной торговой точкой. Знаменит он тем, что здесь располагался храм Артемиды – одно из семи чудес древнего мира.

Строительство храма

Храм Артемиды в Эфесе был такой большой, что сразу же попал в список семи чудес света. Предприятие в плане финансов взял под свое крыло царь Лидии Крез, строительный процесс был дан на откуп архитектору из Кносса Харсифрону. Под его руководством были возведены стены и колонны. Пост главного архитектора после его принял его сын Метаген. На завершающем этапе строительством руководили Пеонит и Деметрий.

Когда в 550 году до нашей эры строительство было завершено, перед местным открылись двери храма. Пусть сегодня и не удалось воссоздать прежнего великолепного убранства храма, сомнительно, чтобы архитекторы не постарались на славу. Известно, что статуя самой богини была из золота и слоновой кости.

Длительные археологические раскопки позволяют представить храм Артемиды Эфесской. Это огромное здание, размерами 105 на 51 метр. Это восемнадцатиметровые колонны, в количестве ста двадцати семи, поддерживающие потолок. Согласно легендам и слухам, число колонн соответствовало числу греческих властителей, ведь каждый из них по одной подарил храму.

Храм Артемиды Эфесской – это третье чудо света. Возможно, некоторые не сразу поймут, что было удивительного в этом сооружении. Но мы приведем некоторые интересные факты, которые позволят вам дать объективную оценку одному из семи чудес света. К слову сказать, в самом названии скрывается происхождение знаменитого храма – это древнегреческий город Эфес.

Если бы он существовал до наших дней, то вам бы пришлось отправиться в , в город Сельчук, провинции Измир, чтобы посмотреть на него своими глазами. Но мы вынуждены довольствоваться только фотографиями реконструкций и инженерных моделей храма Артемиды Эфесской.

Сразу отметим, что на месте архитектурного сооружения, где появилось одно из , существовало два храма. В VI веке до н. э., там был построен уникальный, вошедший в летописи культовый центр. Однако его предал огню человек, решивший таким образом прославиться. Знаете ли вы, кто сжег Храм Артемиды Эфесской? Имя этого грека – Герострат.

Как известно, в 356 году до н. э., родился . Считается, что именно тогда безумный грек совершил свое злодеяние. Власти города решили предать забвению его имя, однако оно, все же, вошло в историю.

После этого здание было восстановлено в прежнем виде, при помощи средств, выделенных самим . В благодарность, жители Эфеса за огромную сумму денег заказали портрет полководца, чтобы повесить картину в одном из внутренних помещений храма.

Размеры третьего чуда света — храма Артемиды Эфесской, были такими. Ширина – 52 м., длина – 105 м., а высота – 18 метров. Крыша лежала на 127 колоннах.

Остались сведения о том, что при открытии храма Артемиды, горожане пришли в неописуемый восторг. Это и не мудрено, ведь над отделкой этого чуда света работали лучшие скульпторы, художники и мастера античного мира. Статуя Артемиды Эфесской состояла из золота и слоновой кости.

Не стоит думать, что описываемый объект имел исключительно религиозное назначение. На самом деле, храм представлял собой крупнейший экономический, деловой и культурный греческий центр в Эфесе.

В середине 263 года культовое сооружение было разграблено готами. В конце четвертого века нашей эры, когда языческие религии были запрещены, на месте храма построили христианскую церковь. Однако и она через некоторое время была разрушена. Вряд ли бы мы что-то знали о месте былой греческой славы, если бы не титанический труд английского археолога Джона Вуда.

В 1869 году ему удалось найти следы одного из семи чудес света — Храма Артемиды Эфесской. Несмотря на множество проблем, и болотистой местности на территории раскопок, Вуду удалось найти останки некогда величественной постройки. К сожалению, мало что сохранилось, и сегодня вы можете увидеть единственную, восстановленную колонну, гордо стоящую на месте Храма Артемиды.