Золотая обитель будды шакьямуни режим работы. Храм Будды в Элисте — крупнейший буддийский монастырь в Европе. История появления буддизма в Калмыкии

Несмотря на относительную молодость (храм был окончен в 2005 году), «Золотая обитель Будды Шакьямуни» носит статус буддийской святыни по праву: Далай-лама лично контролировал все этапы, предшествовавшие строительству. Он не только освятил место, где воздвигли храм, но и утвердил его эскиз, и, главное, дал комплексу название. Причем для буддийской общины Калмыкии одобрение внешнего облика хурула Далай-ламой было настолько важным, что на встречу с духовным лидером буддистов отправились лично глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов и верховный лама Республики Тэло Тулку Ринпоче. Они привезли эскизные проекты храма в Дхарамсалу - небольшой город в Индии, где базируется так называемое «тибетское правительство в изгнании» (в 1959 году Далай-лама вместе со многими другими буддистами покинул Тибет в знак протеста против политики Китая).

Его Святейшество Далай-лама XIV посещал Калмыкию трижды: в 1991, 1992 и 2004 годах. Во время третьего визита духовный лидер тибетских, монгольских и российских буддистов освятил запланированное место возведения хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни».

Поэтичное название «Золотая обитель Будды Шакьямуни» основано на особенностях калмыцкого храма: в его оформлении преобладает золотой цвет, а на втором уровне хурула, в молитвенном зале, находится крупнейшая в Европе статуя основателя буддизма Будды Шакьямуни. Согласно легенде, им был индийский принц из богатого рода Шакьев, который посвятил свою жизнь поиску выхода из круговорота земных страданий, достиг просветления и указал этот путь другим. Статуя достигает 9 м в высоту. Сидящий в асане «поза касания земли» гигантский Будда в левой руке держит патру - чашу для сбора подаяний, символ отречения от мирской жизни. Статуя покрыта сусальным золотом и инкрустирована бриллиантами: их сияние - знак того, что тело Будды совершенно и излучает свет. А внутри монумента заложены священные предметы: мантры, благовония, драгоценности и пригоршни земли из каждого района республики. Они призваны наполнить статую благой энергией. Стены молитвенного зала расписаны сценами из жизни Будды и изображениями всех четырнадцати воплощений Далай-ламы. Помимо этого, убранство храма дополняют еще около сотни маленьких статуй, сложенных в красивые пирамиды.

Расписание работы хурула

9.00 - 10.30 - общий молебен о благополучии всех живых существ (ежедневно)
11.30 - 16.00 - индивидуальный прием (ежедневно, кроме понедельника)
14.00 - 16.00 - поминальный молебен (йорял) каждую пятницу

Храм как культурный центр

На верхнем уровне хурула, в соответствии с тибетской традицией, расположена резиденция Далай-ламы. Это не главная резиденция духовного лидера буддизма. Более того, Его Святейшество пока еще не посещал построенные для него в Элисте покои. Роскошная резиденция в хуруле размещена не для постоянного проживания Далай-ламы, а для того, чтобы он знал: его всегда ждут в Калмыкии.

Кроме того, по убеждению буддийской общины Калмыкии, хурул XXI века должен быть не просто храмом, но образовательным и культурным центром. Поэтому на первом уровне «Золотой обители Будды Шакьямуни» были открыты библиотека, музей и конференц-зал для проведения семинаров и лекций о буддизме, рассчитанный на 460 человек. Книги в фонд библиотеки преподносили также книжные издательства Элисты, Москвы и Санкт-Петербурга; в ней есть издания на калмыцком, монгольском, русском, английском и других языках.

Среди буддистов, посетивших храм, были голливудские знаменитости. В 2007 году посмотреть «Золотую обитель» приезжал Стивен Сигал. «Таких храмов, как этот, я не видел никогда в жизни. Вы - очень счастливые люди», - признался голливудский актер во время визита.

Всего в хуруле семь уровней; общая высота здания превышает 60 метров. Храм виден из любой точки города, и его золотая крыша сияет в любую погоду. Стены хурула белоснежны, ворота выкрашены красным, а крыши пагоды исполнены в золотом и зеленых цветах. Для росписи стен специально пригласили тибетских художников. Главными элементами на фасаде стали восемь символов буддийского учения - колесо, рыбы, лотос, сосуд, зонт, штандарт, раковина и геометрическая фигура «бесконечный узел счастья». Каждый этот символ имеет сакральный смысл.

Территория, прилегающая к хурулу, также оформлена в соответствии с традициями буддизма. По периметру комплекс обнесен невысокой оградой с расставленными через каждые пять метров белыми ступами - куполовидными сооружениями для хранения реликвий, не имеющих доступа внутрь. Название «ступа» более характерно для Индии, в Калмыкии их чаще называют субурганами. В ограде четыре пары ворот, их число соответствует числу стихий и сторон света. Они исполнены в восточном стиле и призваны напоминать, что входящий вступает на путь духовности и просветления. В храм посетитель может войти только через южные врата. Ступени, ведущие к ним, украшены каскадными фонтанами со скульптурой бога богатства на верхней панели, а у подножия лестницы гостя встречает калмыцкий языческий бог, покровитель местности Цаган Аав, выполненный в серебре и всегда украшенный яркими лентами.

Храм был возведен на месте старого завода железобетонных изделий на улице Ленина.

Еще одно сокровище главного калмыцкого хурула можно увидеть на идеально подстриженном зеленом газоне, между ведущими ко входу в храм дорожками: 17 пагод со статуями великих буддийских учителей Наланды. Установить эти скульптуры вокруг храма рекомендовал лично Его Святейшество Далай-лама: он считает последователей тибетского буддизма духовными наследниками Наланды, крупнейшего монастырского университета древней Индии, основанного во II веке до н. э. В IX веке он был разрушен мусульманами, но его учителя успели передать свои знания и опыт жителям Тибета, откуда буддизм распространился в Монголию, Калмыкию, Бурятию и Туву. Статуи учителей Наланды, сохранивших мудрость буддизма для мира, возводятся во многих хурулах. Однако «Золотая обитель Будды Шакьямуни» в этом отношении уникальна. «Пожалуй, это первый храм, где собраны скульптурные изображения всех семнадцати учителей Наланды. Прежде мы уделяли внимание лишь восьми учителям, я добавил к ним еще девять. Так что этот храм - своего рода официальное подтверждение моей точки зрения», - пояснил особую ценность статуй Далай-лама.

Возможно, именно благодаря благословению Его Святейшества весь храмовый комплекс удалось построить в рекордные сроки - за девять месяцев. В работах участвовали 52 организации. Глава республики вложил в строительство личные средства, жители Калмыкии собирали добровольные пожертвования на возведение святыни, а музыканты давали благотворительные концерты. В строительных работах ежедневно были задействованы более тысячи человек, а за архитектурную часть отвечал целый коллектив - инженеры В.К. Сангаджиев и В.В. Васильев, архитекторы С.Е. Курнеев, Л.Д. Амнинов и В.Б. Гиляндиков. Труды всех этих людей не прошли даром: «Золотая обитель Будды Шакьямуни» считается одним из красивейших хурулов мира, и ежегодно в Элисту специально приезжают посмотреть на него тысячи туристов и паломников.

История появления буддизма в Калмыкии

В Калмыкию буддизм пришел из Тибета. Религия распространялась среди предков современных монголов и калмыков с XIII века, когда сформировалась Великая Монгольская империя. В значимом тибетском документе «Красная книга», составленном в середине XIV века, говорится, что Чингисхан лично встречался с проповедником буддизма. С учением тибетских монахов познакомились приближенные к хану представители ойратской -западномонгольской - элиты. Многие знатные ойраты приблизили буддийских монахов к своим дворам.

На территорию российского государства ойраты пришли в XVII веке, образовав в степях Северного Прикаспия Калмыцкое (Торгутское) ханство. В границах этого образования и складывалась народность калмыков. Причем образование будущей Калмыкии совпало по времени с популяризацией буддистских учений среди ойратов: в 1640 году на съезде по случаю принятия свода законов буддизм был объявлен государственной религией для всех монгольских народов.

В XVIII веке из Калмыкии в Тибет начали отправляться группы людей, желавших изучить буддизм. Согласно буддийским архивам, учеников-ойратов было так много, что они составили в монастырях два отдельных землячества. Некоторые из этих людей, пройдя обучение в хурулах Тибета, вернулись на родину, чтобы проповедовать буддизм.

В XIХ веке распространение этой религии шло не менее активно, однако после революции 1917 года и образования Советского Союза ее влияние заметно сократилось. С началом перестройки все вернулось на круги своя: в 1988-м в Элисте была впервые зарегистрирована буддийская община.

Вклад ойратов в развитие буддизма

Согласно сочинению «Правление обитателей дворца Гандэна над всем пространством Тибета в поздний период распространения учения», в XVII веке ойраты сыграли значительную роль в деле укрепления буддизма и оказали важную помощь Тибету. В документе утверждается, что в 1641 году «покровитель и ученик» Далай-ламы - хошеутский Гуши-хан - завоевал территорию Тибета и передал бразды правления Далай-ламе. За это Гуши-хану было даровано имя «Царя Тибета» и титул Номин-хана. Ойратские тайши на постоянной основе начали получать от Далай-ламы почетные титулы ханов: как, например, Галдан Бошигту-хан - ученик Далай-ламы, которого, как считают некоторые исследователи, готовили на роль нового религиозного лидера среди ойратов. В числе тайшей, которым предлагали ханский титул, были и приволжские калмыки: Дайчин и Аюка.


Золотая обитель Будды Шакьямуни не только одна из главных достопримечательностей Элисты, но и крупнейший буддийский храм в Европе. На территории Калмыкии буддийские храмы называют хурулами.

01. В Элисту я попал по рабочим делам и времени на посещение достопримечательностей совсем не было, а попасть в буддийский храм очень хотелось, тем более заселились мы как раз напротив комплекса. Встав на пол часа раньше, я отправился на прогулку.

02. Северные ворота комплекса являются не основными, но зайти можно с любой стороны: ворота расположены по четырем сторонам света как символы четырех стихий: земли, огня, воды и ветра. По периметру хурул обнесен оградой с чередующимися через каждые пять метров белоснежными ступами. Всего 108 ступ.

03. Архитектурный план монастыря имеет форму мандалы. Здание хурула окружают 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда. Время посещения я выбрал очень подходящие: буквально на несколько минут показалось солнышко, а потом начался холодный дождь.

04. Калмыкия - единственный в Европе регион традиционного распространения тибетской формы буддизма, исповедуемого калмыками с конца XVI века.

05. Здание хурула имеет высоту 63 метра и вмещает в себе самую большую в России и Европе 9-метровую статую Будды. Внутри фотографировать нельзя, но побывать там обязательно стоит. Поверхность статуи покрыта золотом и бриллиантами, а внутри статуи заложено множество предметов, священных для буддистов: мантры, различная благовония, земля из разных районов республики, растущие на территории Калмыкии растения и злаки.

06. Обходить хурул необходимо по часовой стрелке, по углам установлены большие молитвенные барабаны.

07. Трубы котельный на заднем фоне оформлены соответствующим образом.

08. Место под строительство нового хурула было освящено 1 декабря 2004 года Далай-ламой XIV.

11. Хурул состоит из 7 уровней. На первом расположены библиотека, музей и конференц-зал. Второй уровень - это молельный зал с 9-метровой статуей Будды Шакьямуни. На третьем уровне находятся комнаты индивидуального приема, где монахи, врач тибетской медицины и астрологи ведут прием верующих. Четвертый уровень - резиденция главы буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и малый конференц-зал. На пятом уровне - резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьятцо. На шестом уровне находятся хозяйственные помещения. На седьмом уровне расположена комната для медитации, которую могут посещать исключительно духовные лица.

12. Молитвенные барабаны на протяжении многих столетий являются неотъемлемой частью буддийской культуры. Традиционно барабаны содержат плотно свернутые свитки с мантрами. Одно вращение барабана равносильно прочтению вслух помещенных в него миллионов мантр.

14. Главные ворота Золотой обители

16. У южного входа установлена статуя Белого старца – Цаган Аавы

18. Бесконечный узел счастья символизирует переменчивый характер бытия.

19. На верхней площадке храма расположены 108 малых барабанов.

20. Не прошло и 10 минут как начался дождь и я вернулся в гостиницу.

21. Золотая обитель Будды Шакьямуни в вечернее время.

Могу сказать одно - мне понравилось! Храм впечатляет своей величественностью и красотой. Обязательно стоит побывать в этих краях.

В столице Калмыкии, и является самым красивым и одним из старейших буддийских хурулов на земле.

Здание буддийского храма поражает своей величиной, оно построено из белоснежного камня в стиле буддийской культуры. При входе в храм можно увидеть интересный забор, который опоясывает хурул, и через каждые 5 метров в нем видны маленькие статуи.

У главного входа храма «Золотая обитель Будды Шакьямуни» гостей встречает статуя Белого старца – это калмыцкий языческий бог, его также называют Цыган Аав. В древности он считался покровителем местности.


Позади статуи располагаются две лестницы, между которыми построен неимоверной красоты фонтан, вода которого символизирует бесконечность бытия. Его маленькие струйки спускаются вниз от главного входа в хурул к статуе Белого старца.


Поднявшись по лестнице, можно увидеть очень высокие красные двери, по краям которых находятся величественные колонны — все украшено резными узорами, покрытыми золотом. Главный вход храма «Золотая обитель Будды Шакьямуни» охраняют львы, их окрас имеет характерный для буддистов цвет – бело-зеленый.


И это не все архитектурные композиции, имеющиеся в храме «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Стоит прогуляться по всей территории буддийского храма в Элисте.

У храма 4 входа, которые символизируют четыре стороны света, но пользуются лишь двумя: центральным и служебным. Высота здания составляет около 56 метров. Именно здесь можно увидеть самую высокую статую Будды, ее высота 12 метров. В храме «Золотая обитель Будды Шакьямуни» регулярно проводятся молебны и богослужения. Главное здание состоит из семи уровней, его окружают 17 пагод, на которых размещены статуи всех буддийских учителей монастыря Напанда.

Первый уровень занимают библиотека, музей буддизма, в котором находятся не только фотографии, но и предметы буддийской религии, зал для приемов на 460 мест.

Малый конференц-зал находится на четвертом уровне. Там же расположилась резиденция Тэло Тулку Ринпоче – главы калмыцких буддистов.

Главный зал со статуей Будды Шакьямуни находится на втором уровне, в середине статуи помещены священные предметы.

Третий уровень заняла администрация и врачи тибетской медицины, здесь же ведется индивидуальный прием верующих монахами.

Шестой уровень отдан под хозяйственные нужды.

И самый последний уровень, седьмой, закрыт для посетителей. В нем расположены комнаты для медитации монахов.

По периметру центрального хурула выставлены красные молельные барабаны, их называют «кюрде», внутри которых находятся более 100 молитв.


Храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни» в Элисте построили достаточно быстро. Всего за 9 месяцев выдающиеся архитекторы С.Курнеев, В. Гиляндиков и Л. Амнинов спроектировали здание. А строители и дизайнеры смогли воплотить их проект в жизнь. Несколько месяцев хватило для создания неимоверной красоты здания, для строительства и оформления наружной и внутренней стороны храма. Это были рекордные сроки. Храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни» в Элисте был открыт для верующих и туристов в 2005 году. Благодаря 56-метровой высоте самого храма и его расположению на 7 метровой возвышенности храм видно почти из всех уголков города.


Для России и Европы Калмыкия является самым доступным местом для изучения буддизма. Многие туристы ежегодно посещают храм (хурул) в Элисте. Эта степная республика имеет широкий спектр культурных ценностей, народных ремесел, восточную архитектуру. Калмыки очень гостеприимны и дружелюбны, а их кухня отличается колоритом и неповторимым вкусом.

Храм (хурул) Золотая обитель Будды Шакьямуни в Элисте ежегодно посещают тысячи туристов и не только из России.

Золотая обитель Будды Шакьямуни в Элисте (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Золотая обитель Будды Шакьямуни - значимый буддийский храм в Европе и Республике Калмыкия, величественное и светлое место, доминанта всей Калмыкии и Элисты, расположенная в самом ее сердце и которую видно из каждого уголка города.

Раньше здесь был завод ЖБИ, но по благословению буддийского лидера Его Святейшества Далай-ламы XIV, приезжавшего в Элисту (город контрастов) в ноябре 2004 г., возвели потрясающий буддийский храм. Перед отлетом из Элисты в Индию Его Святейшество Далай-лама освятил место, на котором должен был строиться будущий хурул. Золотую обитель Будды Шакьямуни возвели за 9 месяцев по проекту С. Курнеева, В. Гиляндикова и Л. Амнинова.

По центру зала находится огромная золотая статуя Будды Шакьямуни, покрытая сусальным золотом, авторами которой были калмыцкие художники под руководством заслуженного художника-скульптора России Владимира Васькина.

В великолепном здании хурула (56 м в высоту), освященном 27 декабря 2005 г., установлена крупнейшая в стране и Европе статуя Будды (12 м). Здесь совершаются молебны, праздничные божественные службы и ритуалы. Золотая обитель Будды Шакьямуни окружена оградой с четырьмя входами с четырех сторон света, в которой с пятиметровым интервалом чередуются 108 белоснежных ступ.

Главные ворота - южные, именно через них, по традиции калмыков, заходят в храм. Вокруг хурула возведены семнадцать пагод с установленными статуями прославленных буддийских учителей монастыря Наланда и молитвенные барабаны «кюрде» с заложенными в них молитвами, около которых можно загадывать желания, положив в начале барабанов и в конце монетки.

У основания величественного белого храма, возведенного в характерном для буддизма стиле, верующих приветствует Белый старец (Цаган Аав) - языческий бог калмыков, покровитель окрестностей.

Между двумя лестницами построен красивейший фонтан. Вход в «обитель Будды» обрамляют красные колонны и охраняют львы особенной окраски, а массивные двери красного цвета с резными украшениями в виде золотых узоров вызывают особенное восхищение.

Золотая обитель Будды Шакьямуни, Элиста

Входить в храм обязательно нужно разутыми, надев носки, принесенные с собой, женщины должны быть в юбках или набедренных платках (даются напрокат при входе), с закрытыми ногами. Для правильной циркуляции энергии храмовые скульптуры нужно обходить по часовой стрелке.

Внутреннее убранство храма приводит в восхищение не менее его внешнего облика. Стены искусно расписаны сюжетами из буддийской культуры. Девять художников-танкописцев оформляли внутренний интерьер, и время от времени роспись до сих пор подновляют. Здесь хранится также полная монашеская амуниция Далай-ламы XIV. В сувенирной лавке при храме можно купить благовония и украшения.

Центральный храм Элисты составляют семь уровней, у каждого из которых - свои функции. Первый уровень хурула вмещает в себя музей истории буддийской культуры, библиотеку, читальный зал, конференц-зал.

Второй этаж хурула отдан под молельный дуган. Здесь стоят скамейки для молящихся, а по центру зала находится огромная золотая статуя Будды Шакьямуни, покрытая сусальным золотом, авторами которой были калмыцкие художники под руководством заслуженного художника-скульптора России Владимира Васькина. Внутри Будды хранятся святые предметы (мантры, благовония, молитвы, калмыцкая земля со всех уголков).

На остальных уровнях устроены административные кабинеты, выставочные залы, комнаты индивидуального приема, резиденция президента республики и главы буддистов Калмыкии, монашеские комнаты, резиденция Далай-ламы XIV Тензина Гьятцо, общетехнические и обрядовые помещения.

В Золотой обители Будды Шакьямуни Элисты, значительном центре развития мирового буддизма, бывают каждый год тысячи туристов и верующих. Именно здесь можно ближе ознакомиться с буддизмом и его отличительными чертами. Центральный элистинский хурул, «жемчужина среди степей», выделяется среди скромности, миниатюрности города своей невероятный мощью и красотой, захватывающей дух!

Как добраться

Адрес: Элиста, перекресток ул. Ленина и ул. Илюмжинова.

Время работы хурула

С 9:00 до 10:30 - ежедневный общий молебен о благополучии всего калмыцкого народа и всех живых существ; с 11:30 до 16:00 - ежедневный индивидуальный прием (кроме понедельника); с 14:00 до 16:00 - поминальный молебен (йорял) каждую пятницу.

Главная достопримечательность Элисты возникла перед нами практически внезапно. Это Золотая обитель Будды Шакьямуни , построенная в 2005 году. Величественное строение заметно выделилось среди обычной российской застройки, которую мы проходили. Расположен храм на пересечении улиц Ленина и им. К.Илюмжинова.

Достаточно большая территория Золотой обители огорожена забором с белоснежными ступами через каждые пять метров и с несколькими воротами, которые расположены по сторонам света. По улице Илюмжинова врата были заперты, пришлось идти к центральному южному входу в хурул, который расположен с улицы Юрия Клыкова :

Врата по улице Илюмжинова

Ступы по периметру забора

Главные врата

Там же на заборе висит расписание всевозможных мероприятий и служб, проходящих в Золотой обители Будды в Элисте:

Расписание мероприятий в хуруле

На воротах знаменитая мантра «Ом мани падме хум» :

Хурул расположен на небольшом возвышении, к нему ведет лестница, перед которой расположен Белый старец — Цаган Аав . В Калмыки – это покровитель всего калмыцкого народа.

Кроме того, «Белый старец почитается как покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, продолжения рода, плодородия, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, гениев (духов) земли, воды, владыка гор, земли и воды. Считается, что мир и благополучие приходят с его появлением, он приносит мир, покой и равновесие во всех делах и начинаниях человеческих тем, кто его почитает. Его образ восходит к мифам о боге - супруге Земли, покровителе плодородия и долголетия».

Белый старец. (Найдешь зайца?))))

Фонтан и центральный вход

Маковка хурула

Что внутри

Как и в любом буддистском храме, перед входом внутрь нужно разуться. Фотография и видеосъемка внутри запрещена , поэтому расскажу на слова.

В храме 7 уровней. На первом , подземном расположен музей буддизма, конференц-зал, библиотека, раздевалка, туалет.

Второй уровень – это как раз тот зал, куда мы попадаем при входе. Главное молельное помещение, в котором расположена 9-метровая золотая статуя Будды Шакьямуни. Говорят, она украшена настоящими бриллиантами. Это самая высокая статуя Будды в России и Европе. К ней подниматься небуддистам запрещено. Перед статуей лавочки для верующих, трон для ламы, место для простирания. Есть стол с бесплатной пищей для нуждающихся.

С высоты третьего уровня можно посмотреть на зал сверху. Так же там расположены комнаты для приема верующих монахами, целителями и астрологами и администрация, фотографии буддистских мест.

На четвертом уровне – резиденция главы калмыцких буддистов.

На пятый, шестой и седьмой – пройти уже нельзя. На пятом расположена резиденция Далай-ламы XIV, когда он посещает Элисту, на шестом – хозяйственные помещения и на седьмом – комната для медитации особо духовных лиц.

Внутри тебя окутывает состояние спокойствия, гармонии, благости. Созерцание Золотого Будды Шакьямуни как-то успокаивающе действует на нервную систему. А быть может, это запах аромопалочек и намоленная обстановка храма. В любом случае, выйдя оттуда, чувствуешь себя отдохнувшим и вдохновленным, в шаге от просветления.

К тому же, я воочию увидела, что же такое «простирание», о котором я гадала перед ступой Просветления в начале . Я бы назвала это скорее «полежанием»

Фото из сети:

Золотой Будда. Вид с третьего уровня

А теперь пройдемся по периметру Золотой обители

Если посмотреть сверху, то все объекты на территории комплекса расположены по форме мандалы .

Вокруг храма – 17 пагод со скульптурами великих пандитов монастыря Наланда , главного буддийского университета со 2 века до н.э. Пандиты владели в совершенстве всеми науками, известными в то время. У каждого написана его история жизни, что добавляет интереса для осмотра и изучения их всех.

Один из 17 пандитов

На таких табличках подробно описано, кто это и чем занимался

С четырех сторон храма расположено четыре больших молельных барабана — «кюрде» . По буддистской традиции, вращая барабан, ты очищаешься от мрачных мыслей и негативной кармы и накапливаешь духовные заслуги. В каждом барабане свитки с мантрами Авалокитешвары – Будды Безграничного Сострадания – «Ом мани падме хум» . И одно вращение барабана с чистыми помыслами сравнимо с прочтением вслух миллиона мантр .

Кручу барабан, очищаю карму:)

С каждым кругом специальная палочка задевает колокольчик

Вдоль стен с трех сторон от хурула расположены маленькие кюрде. 2 комплекса по 18 барабанов с каждой стороны. Итого – 108 штук. Идти вокруг храма нужно по часовой стрелке, вращать барабаны тоже.

Маленькие кюрде

Если посмотреть на оформление обители, то каждый элемент не случаен, каждый несет в себе какой-то смысл, связанный с буддизмом. Например, это — колесо Учения , означающее единство всего сущего, 8 его спиц – 8 ступеней к просветлению. Две лани – это первые существа, слушавшие первую проповедь Будды.

Колесо Учения

Будда Шакьямуни – индийский принц из рода Шакьев, посвятивший свою жизнь поиску выхода из круговорота страданий, достигший просветле­ния и указавший этот путь другим.

Абсолютно все живые существа страдают и абсолютно все стремятся к счастью. Вдохновляющий пример Будды позволяет каждому найти путь к гармонии, счастью и просветлению. А Золотая обитель в – прекрасное место для очищения мыслей и обретения внутренней чистоты.

Еще об Элисте: