В риме италия православный храм показать. Приход Святителя Николая (РИМ). Не разделяя на чужих и своих

October 30th, 2013 , 08:48 pm

История русского православного прихода в Вечном городе берет свое начало с октября 1803 года, когда Император Всероссийский Александр I подписал указ об учреждении русской церкви при римской посольской миссии и назначил в Рим для прохождения служения священника Василия Иоанновича Иванова. Однако внешнеполитическая европейская ситуация в начале XIX столетия позволили вернуться к вопросу устройства храма в Риме только через 20 лет. Первоначально храм во имя святителя Николая Чудотворца разместили в посольском доме на Via del Corso. Впоследствии в течение XIX века церковь трижды переносилась вместе с российской дипломатической миссией в Риме из одного здания в другое. Как и все заграничные российские приходы, русская церковь в Риме была включена в состав Санкт-Петербургской митрополии, но во многом, прежде всего материально, зависела от Министерства иностранных дел Российской Империи и носила наименование посольской.

К концу XIX столетия стала активно обсуждаться идея строительства русской церкви в Вечном городе. Уже в 1898 году начался сбор средств, который в 1900 году был официально разрешен Императором Николаем II, внесшим царскую «лепту» в размере 10 тысяч рублей. Свои пожертвования на храм в Риме передали Великий Князь Сергей Александрович и его супруга преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. Осенью 1913 года Государь Император Николай Александрович разрешил сбор пожертвований уже по всей России.

В 1897 году русская княжна Мария Александровна Чернышева (1847 1919 гг.), дочь князя Александра Ивановича Чернышева, военного министра России († 1857), завещала свой римский дом на via Palestro 71 для русского православного храма.

Свято-Николаевский приход (внешний вид и внутреннее убранство) на via Palestro 71

Король Италии Виктор Эммануил III

В ноябре 1929 года итальянский монарх Король Виктор Эммануил III подписал указ об учреждении «Русской Православной Церковь в Риме» и наш приход получил право юридического лица на территории италийского государства. А 30 марта 1931 года было выдано официальное свидетельство властей Италии о регистрации права собственности церковной общины на здание особняка княжны Марии Чернышевой. Архитектором князем В.А. Волконским и итальянским инженером Ф. Поджи был составлен проект церкви и после проведения необходимых инженерных работ 10 апреля 1932 года русский храм святителя Николая Чудотворца на Via Palestro в Риме был освящен. Убранство для церкви (иконостас сооруженный по проекту К.А. Тона, иконы кисти К.П. Брюлова, Ф.А. Бруни, А.Т. Маркова, П.В. Басина) перенесли из Палаццо Менотти на Пьяцца Кавур.

Устройству нового храма материально помогли княгиня С.Н. Барятинская, княжна С.В. Гагарина и Королева Италии и Албании, Императрица Эфиопии Елена (урожденная Принцесса Черногорская), материальную поддержку оказали также сербское и болгарское посольства.

С 1927 года русский приход в Риме выбрал юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей, в которой находился до 1985 года.

Первые регулярные православные богослужения в Риме в 1820-е годы начал совершать иеромонах Иринарх (Попов, †1877), впоследствии архиепископ Рязанский.
Далее настоятелями русской церкви в Риме были: с 1849 года — известный философ, «мыслитель ума живого», профессор Киевской Духовной Академии, архимандрит Феофан (Авсенев, †1852); с 1852 по 1855 годы — архимандрит Иаков (Поспелов, †1896), впоследствии знаменитый игумен Кирилло-Белозерского монастыря, ныне местночтимый святой Тульской и Вологодской епархий.

С 1855 по 1860 годы на приходе служил архимандрит Софония (Сокольский, †1877), в 1870-е годы — архиепископ Туркестанский. Летом 1831 года, тогда еще иеромонах Софония подготавливал к постригу в монашество Димитрия Александровича Брянчанинова, будущего святителя Игнатия с которым они много лет дружили и общались.

В 1860 году в Рим был назначен известный ученый — синолог, начальник 13-й Русской православной миссии в Пекине, создатель китайско-русского словаря архимандрит Палладий (Кафаров, †1878). Сменивший его в 1864 году наместник Московского Симонова монастыря архимандрит Порфирий (Попов, †1866) обладал даром духовного писателя — его перу, в частности, принадлежат многочисленные сочинения о жизни и творениях свв. отцов и полюбившиеся многим православным «Письма из Рима».

Следующий настоятель, архимандрит Гурий (Карпов) в течение 18-ти лет нес послушание в Китае сначала в качестве члена, а потом начальника Духовной миссии. В Риме ему пришлось стать невольным свидетелем очередного разрыва отношений Запада с Россией, в результате чего русский священник перед самой Пасхой 1866 года был выслан в Неаполитанское королевство. После вынужденного возвращения на родину архимандрит Гурий вскоре был хиротонисан во епископа Чебоксарского, а с декабря 1867 года он был поставлен на Таврическую кафедру. Архиепископ Гурий отошел ко Господу 17 марта 1882 года, оставив о себе прекрасную память как неутомимого труженика на Ниве Христовой. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата от 18 мая 2008 года архиепископ Гурий был причислен к лику святых.

Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий)

Вместе с архимандритом Гурием в Риме служил молодой иеродиакон Флавиан (Городецкий). Отец Флавиан после возвращения в Россию был направлен в Пекин, где в течении десяти лет также нес миссионерское служение в духовной миссии, с 1879 года он был назначен ее начальником. В 1882 году архимандрит Флавиан находился в Японии у святого равноапостольного Николая Японского для представления к рукоположению в священный сан православного китайца, будущего священномученика Митрофана Цзы. Как архипастырь святитель Флавиан трудился на Холмской и Варшавской кафедре, Карталинской и Кахетинской (будучи Экзархом Грузии), закончив земной путь в 1903 году митрополитом Киевским и Галицким, священноархимандритом Успенской Киево-Печерской лавры.

В 1871-77 годах настоятелем русского прихода в Риме был потомок из рода святителя Иннокентия Иркутского, архимандрит Александр (Кульчицкий, †1888, погребен в Костромском Ипатьевском монастыре), впоследствии епископ Костромской и Галичский.

На протяжении 13-ти лет (1884-1897 гг.) в Риме служил архимандрит Пимен (Благово, †1897). Архимандрит Пимен как мемуарист, историк и поэт занимает видное место в русской культуре. Высокообразованный, из старинного дворянского рода, он принял в 1880 году монашеский постриг. Его литературный труд «Рассказы бабушки, собранные ее внуком Д.Д. Благово», стал своеобразным памятником целой исторической эпохи. В Риме архимандрит Пимен, вместе с послом Российской империи А.Г. Влангали, устроил русский странноприимный дом, собрал ценную библиотеку, написал воспоминания о своей московской жизни.

Сменившему о. Пимена архимандриту Клименту (Верниковскому, †1909) принадлежит инициатива строительства в Риме русского «храма, отвечающего достоинству Православия и величию Отечества». Отец Климент (впоследствии епископ Винницкий) начав с Высочайшего повеления сбор средст в России, провел большую подготовительную работу для возведения православного храма в Вечном городе.

Архимандрит Дионисий (Валединский, впоследствии митрополит Варшавский и всея Польши), настоятель прихода в 1911-1913 гг.

В период 1911-13 гг. в римской церкви служил архимандрит Дионисий (Валединский, в 1923-48 гг. — Предстоятель Польской Православной Церкви, †1960), который старался продолжить строительное дело. Отец Дионисий написал и издал очень популярную и сегодня книгу «Спутник русского православного богомольца в Риме. Описание Рима, священных мест и находящихся в них вселенских святынь».

Более 50-ти лет с 1874 по 1927 года на русском приходе свт. Николая г. Рима добросовестно трудился сначала штатным диаконом, а затем (с 1907 года) вторым священником о. Христофор Флеров.

С 1913 по 1916 годы настоятелем прихода был архимандрит Филипп (Гумилевский, впоследствии архиепископ Владимирский), закончивший свою зеумную жизнь в ГУЛАГе в 1936 году.

Знаменательная страница в истории прихода связана с назначением в Рим в 1916 году архимандрита Симеона (Нарбекова +1884-1969), именно он, после начала известных событий 1917 года в России, провел в марте 1921 года судьбоносное собрание русской церковной общины, на котором было решено выйти из под опеки Министерства иностранных дел Советской России и организовать самостоятельный приход Русской Православной Церкви в Риме.
Отец Симеон служил в Риме более полувека, он пережил Первую и Вторую Мировые войны, крушение Российской Империи, правление Дуче, послевоенную разруху, тяжелейшее положение наших эмигрантов. Сам, часто находясь в скорбных обстоятельствах, батюшка Симеон, по свидетельству прихожан, всегда оставался примером истинного христианина для всех. Церковная община прихода при начале служения о. Симеона состояла «преимущественно из старых аристократов-монархистов». В приход как почетный член вошла и первая Королева Эллинов Великая Княгиня Ольга Константиновна, много помогавшая русскому храму в Риме.

В 1966 году в Рим, на Свято-Никольский приход, из Лос-Анджелеса назначили протоиерея Виктора Ильенко, выпускника Иркутской духовной семинарии. После государственного переворота, случившегося в России в октябре 1917 года он воевал в частях Добровольческой армии. Покинув Россию в 1920 году, молодой Виктор нес послушание псаломщика и регента при посольских храмах в Константинополе и Риме. После принятия в 1929 году священного сана о. Виктор служил на приходах Франции, Бельгии, Голландии, США. В Риме митрофорный протоиерей Виктор Ильенко служил до 1984 года, встретив здесь свой 90-летний юбилей, он был почислен на покой. Современному православному человеку в России отец Виктор более знаком как автор широко издающейся сегодня книги «Жития святых для детей».

В 1984 году из США на приход был назначен новый настоятель, священник Михаил Маклаков, американец по происхождению. Отец Михаил с самого начала занял жесткую антиэкуменическую позицию, он не позволял прихожанам посещать католические храмы, где находились святые иконы и мощи почитаемых Православной Церковью святых (а это подавляющее большинство римских базилик). Из-за этого, и других внутренних причин, войдя в сложные отношения с общиной, он был вынужден покинуть Рим.***

15 февраля 2000 года в Париже, в беседе с управляющим Архиепископией православных русских церквей в Западной Европе архиепископом Сергием (Коноваловым) о. Михаил сообщил, что весь приходской совет и 95% членов приходского собрания русского прихода в Риме имеют намерение вернуться в Московский Патриархат, обратив особое внимание на слово «вернуться», а не перейти. Ответ на этот вопрос так и не был получен. 26 октября 2000 года приходское собрание членов энте морале «Русская Православная Церковь в Риме» согласно своего устава практически единогласно проголосовало за возвращение в РПЦ МП.

После возвращения в 2000 году в Московский Патриархию приход принял необходимые изменения в свой устав, которые были официально признаны итальянским государством в 2006 году.

Как приход св. Николая в Риме покинул РПЦЗ - ноябрь 1985 г. ***

Весною 1985 г. настоятелем Римского прихода, находящегося в непосредственном подчинении Синоду РПЦЗ, был назначен молодой священник о. Михаил Маклаков, по происхождению ирландец, перешедший в Православие из католичества, женатый, возведенный в протоиреи после трех лет священства.

Этот неопытный человек, мало понимавший русских людей, но волевой и с причудами (ходил с посохом по Риму), вышел на конфликт с прихожанами, среди которых были уже не молодые люди, носившие заботы о приходе в течение многих десятилетий.

Положение стало столь критическим, что Синодом был направлен в Рим Архиепископ Антоний Лос-Анжелосский. В результате чего, после «тщательного рассмотрение дела», был принят Указ Архиерейским Синодом от 12/25 июня 1985 г. за № 81/46/150, за подписью Митрополита Филарета и Епископа Григория. В этом указе значилось, что «отказываясь уважать права законно назначенного настоятеля, некоторые прихожане Св. Николаевского прихода в Риме собирались на заседания членов Совета без Настоятеля, как законного Председателя или даже вопреки ему. Они не только собирались на такие заседания в нарушение Приходского Устава, но и решили самочинно созвать экстренное обще-приходское Собрание». В соответствии с канонами было вынесено решение: «руководители этого начинания: Александр Александрович Мясоедов, Ольга Петровна Босси и Ольга Николавна Ферзен за совершенный ими грех отлучаются от Причастия до принесения ими покаяния. К их попытке оторвать Св. Николаевский приход от Русской Православной Церкви Заграницей прибавляется грех Марии Санторелли, присвоившей все церковные ноты для препятствия церковному благолепию и Джона Линдзей Опи, не отдающего деньги на ремонт церковного здания, несмотря на законное требование настоятеля, что тоже является грехом, как всякое присвоение церковного имущества, на которых распространяется та же мера».

Так, вместо уврачевания заболевшего прихода от своего настоятеля, положение ухудшилось до того, что Синод поручил Вл. Антонию Женевскому навести порядок в Римском приходе. Владыкой был назначен о. Петр Кантакузен (будущий Епископ, ныне почивший) для проведения обще-приходского собрания и урегулирования церковной жизни.. Назначение о. Петра имело умиротворяющее действие. Но к тому времени уже многие прихожане были настроены к переходу в другую юрисдикцию. В какой-то момент, в начале сентября 1985 г., о. Петр должен был покинуть временно Рим и попросил о. Вениамина Жукова его заменить. Отсюда и нижеследующая переписка между Секретарем Синода Еп. Григорием и о. Вениамином.

С того времени прошло ок.30 лет... 27-го июля 2009 г., управляющий приходами РПАЦ в США, еп. Андрей (Маклаков) обратился с жалобой к Президенту Российской Федерации, упомянув о своем происхождении: «Вместе с Православным Крещением и именем я принял и русскую фамилию. Во мне нет ни капли русской крови...».

Нет сомнения, что о. Михаил Маклаков и еп. Андрей (Маклаков) одно и то же лицо. Он же Мак Лин.

Письмо Еп. Григория (Граббе)

Дорогой Отец Вениамин,

Посылаю Вам копию письма о. Михаила Маклакова. Пожалуйста сообщите мне, что Вы о нем думаете? Как Вы полагаете, в какой мере мы можем его удовлетворить? Насколько я знаю он действительно истратил много своих денег, но не знаю, насколько это явствует из его отчетности? Хотелось бы мне знать, что Вы об этом думаете в связи с общим положением.

Относительно румын послал Вам телеграмму от Митрополита.

Спасибо Вам за все Ваши труды. Божие благословение да будет с Вами.

Искренне Ваш +Епископ Григорий.

Письмо о. Вениамина Жукова

Его Преосвященству, Преосвященнейшему Епископу Григорию.

Владыко благослови!

Спаси Господь за Ваше письмо от 30 окт /12 ноября с. г. с приложением письма о. Михаила Маклакова.

В первую очередь позвольте доложить о Румынском вопросе и поблагодарить за присланную телеграмму, которая была получена в самых благоприятных сроках, и я смог ее доставить по назначению за два дня до намеченного собрания епархиального совета. Последнее, в составе 45 членов, прошло в полном порядке; протестовавших оказалось 3-4 человека, среди которых о. Василий Болдеану, не согласный главным образом с возведением о. Михаила Констандакэ в протоиереи. Бывший на собрании о. Попеску, видя что все в порядке, подтвердил свою с своим приходом принадлежность епархии. Румыны считают, что Синод их спас еще раз от разрухи. На какой-то срок они вздохнули.

О положении Римского прихода мне гораздо труднее доложить. Во-первых, потому что я не ознакомился подробно с хозяйственным вопросом, не просмотрев тщательно счета, будучи лишь заместителем о. Петра Кантакуэен на очень короткое время. Во-вторых, потому что то, с чем мне пришлось ознакомиться за этот срок, выглядело как мрачная сеть сброшенная на многостороннюю жизнь прихода, с такими явлениями, что встает вопрос насколько некоторые действия подводимы под нормальную ответственность.

На нашей совести лежит разруха нормальной приходской жизни и приведение в состояние отчаяния многих честных прихожан. О. Михаил и Синод потеряли кредит не только в самом приходе, но и в известных кругах Рима. Отчасти этому способствовали один католический священник и его соучастник журналист, которым о Михаил доверился в тяжелую минуту.

Нам нужно постараться восстановить нормальную жизнь прихода и доброе звание Синода. Уже доверие начинает проникать в сердца с прямотой действий о. Петра. Параллельно, следовало бы произвести исследование счетных книг и инвентарь имущества, и перевести приход под ведение Вл. Антония Женевского.

Вероятно исследование в хозяйственном плане заставит привести к церковно-канонической ответственности о. Михаила. В таком случае, акт сдачи о. Михаилом в аренду католическому священнику гаража, подвального помещения и двух комнат (с пользованием кухней и ванной) в квартире настоятеля, состоящей всего из трех комнат, может найти путь к расторжению. В этом вопросе нужно действовать последовательно и принимать соответствующие решения.

В своем письме о. Михаил касается в общем денежного вопроса. Он пытается отчитаться. Но его изложение неубедительно. Из его отчетности нельзя себе представить, хотя бы общую, но точную картину. Он утверждает, что единственные средства прихода были собраны им от пожертвований. Всего 25.000 дол. Значило бы от этой суммы вычислить его жалование за время пребывания, т.е. 6.000 дол., пусть к этому швейная машина, фотомашина Канон и деньги "каш", всего 4.000 дол. А где остальные деньги? Он не указывает. Может быть это где-то вписано, но из его письма не явствует. Есть и недосказанность, как выписка из счетной книги значительной суммы для перевозки в Германию, или суммы на меблирование, как мне об этом доложил о. Петр, не входя в подробности. Есть и неточность, как свидетельствует выписка касательно необходимого для печения просфор.

Своим письмом о. Михаил видимо надеется пресечь всякие следствия по финансовым делам в Римском приходе. Так ли на это посмотрят прихожане? Ведь когда-то приступит к делу ревизионная комиссия. Простите Владыка, что я Вам посоветую не идти на какие либо соглашения с о. Михаилом по этому вопросу пока не произведется соответствующее исследование, пока не прояснится хозяйственное состояние прихода за это время.

Возможно, что нормализация жизни прихода, проводимая о. Петром, и, в частности, возможное расторжение контракта о сдачи в аренду большей части квартиры настоятеля, позволит гуманные решения. Дай Бог! В надежде, что такой случай больше не повторится.

Испрашивая, Владыка, Ваших святых молитв. Пр. Вениамин Жуков.

Только что позвонил о. Петру в Рим и узнал результат собрания: 23 гол. за переход (уход от РПЦЗ), 7 против, 1 возд.

Посылаю однако прежде написанный обзор и повторю надежду, что такого второго случая в нашей Церкви не произойдет. Испрашиваю Ваших святых молитв. С искренней преданностью. Прот. Вениамин Жуков.

С копией Вл. Антонию.

Пантеон, он же "Храм Всех Богов" - одно из главных достопримечательностей Рима и всей античной культуры. Надпись на фронтоне гласит: “М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT”, что в переводе звучит как: “Марк Агриппа, избранный консулом в третий раз, воздвиг это”. Главным достоинством Пантеона является его огромный купол, выполненный из монолитного бетона. В центре купола находится круглое, обрамлённое бронзой, отверстие. Через него в период полдня в храм проникает наибольшее количество света, который не рассекается, а остаётся в форме гигантского солнечного луча. Создаётся впечатление, что свет осязаем, и что сами Боги снисходят с Олимпа, дабы осветить это величественное здание.

С 609 года Пантеон был превращен в христианский храм Санта Мария ад Мартирес - от части именно поэтому храм так хорошо сохранился до наших дней.

Храм Сатурна

Древние римляне вообще очень часто воздвигали всевозможные сооружения в честь богов, которые в знак признательности защищали город от войн и прочих бедствий. Поэтому неудивительно, что после такой важной победы городские власти решили отдать дань уважения Сатурну, дабы он и впредь хранил Рим от катаклизмов.

От храма, построенного в форме псевдопериптера, отходили два подиума, отделенные друг от друга лестницей, при этом их украшали впечатляющих габаритов колонны в ионическом стиле. Внутри Храма некогда хранилась городская казна вместе с сопутствующими бумагами о прибылях и убытках. Также здесь находилась статуя бога земледелия и садоводства Сатурна, которую во время праздничных процессий торжественно проносили по улицам Рима. Например, 17 декабря возле Храма устраивали масштабный праздник Сатурналий. К сожалению, за время своего существования Tempio di Saturno пережил несколько пожаров, и даже не смотря на реставрационные работы, до нашего времени сохранился лишь подиум с колоннадой.

Храм Святой Екатерины

История строительства в Риме русского православного храма датируется еще XIX веком, когда настоятель русской посольской церкви архимандрит Климент сумел убедить высшее церковное руководство в необходимости данной кампании. Сбор средств был поддержан уже при императоре Николае II.

Революционные события остудили пыл, казалось, что строительство храма не суждено осуществить. Но Святейший Патриарх всея Руси Алексий II вновь обратился к властям. Уже в 2001 году на Рождество, в праздник Светлой Пасхи и в день памяти Св. великомученицы Екатерины на месте будущего храма проводились службы. Вскоре был торжественно освящен первый камень, а потом наступил черед и куполов. С октября 2006 года в храме совершаются регулярные богослужения.

Храм Весты

Храм Весты в Риме издревле был одним из наиболее важных и почитаемых сооружений города. Храм был построен в честь богини Весты - покровительницы домашнего очага. Внутри храма постоянно горел огонь, олицетворявший бессмертие Рима и считавшийся священным для каждого жителя города.

Поддерживали священное пламя шесть жриц-весталок, происходивших из очень знатных семей. Юные жрицы жили в отдельном доме рядом с храмом и вели аскетический образ жизни, сохраняя обет безбрачия в течение тридцати лет. После окончания срока служения Храму весталки становились одними из богатейших жительниц Рима и могли обзаводиться семьей. Ежегодно римляне приходили к Храму 9 июля, чтобы попросить благословения и защиты для Рима и своих домашних очагов у богини Весты.

Округлое здание Храма Весты выполнено в форме толоса. Его окружает двадцать колонн, верхняя часть которых успела потемнеть от пламени священного огня. В 394 году император Феодосий повелел закрыть Храм, после чего он изрядно обветшал, однако все же сохранился и до наших дней.

В 2009 году в Риме освящен русский православный храм. Чтобы русские православные люди узнали о том, что в Вечном городе у них теперь есть собственный дом, был снят документальный фильм, посвященный истории строительства. О фильме и храме великомученицы Екатерины, о его приходе рассказали архиепископ Егорьевский Марк, члены попечительского совета храма и другие причастные к его созданию люди.

Архиепископ Егорьевский Марк , руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, — один из инициаторов строительства храма великомученицы Екатерины в Риме. Владыка Марк освящал купола и кресты храма во время строительства, приезжал и на Малое, и на Великое его освящение. «Нередко город Рим воспринимают у нас только с точки зрения современности, как столицу Католического мира, — говорит владыка Марк. — Однако для нас Рим — это гораздо более глубокое понятие. Это город святых, место, политое кровью христианских мучеников, место, где Церковь укрепилась и усилилась, и для нас именно это наследие Рима является определяющим».

О том, как у Русской Православной Церкви в Риме появился свой храм и приход, снят фильм «Русский дом на берегах Тибра». В фильме историк Михаил Талалай рассказывает о святынях Рима, о православном храме святителя Николая на улице Палестро в Риме — его клирик храма святителя Николая игумен Герман (Камалов), клирик храма великомученицы Екатерины в Риме игумен Филипп (Васильцев), посол России в Италии Алексей Мешков, член попечительского совета храма Андрис Лиепа и другие.

Идея строительства русского православного храма в Риме была высказана в конце XIX века архимандритом Климентом (Верниковским), который в то время был настоятелем русской посольской церкви. К 1916 году были собраны средства на строительство, но начавшиеся революционные события в России помешали осуществлению проекта. О планах строительства вспомнили в 1990-е годы, и Святейший Патриарх Алексий II благословил строительство. Представители Католической Церкви предлагали Русской Церкви передать в пользование один из существующих католических храмов, но председатель ОВЦС, будущий Патриарх Кирилл, настоял на решении вернуться к идее XIX века о строительстве нового храма. От определения участка под строительство в 2001 году до получения лицензии, возведения и освящения храма и первого престольного праздника прошли годы. Сейчас в храме богослужения проходят ежедневно, по субботам дети занимаются в приходской школе, по воскресеньям и праздникам храм уже полон (он вмещает 200-300 человек).

Чрезвычайный и полномочный посол России в Италии Алексей Мешков говорит, что без участия Патриарха Кирилла этот проект невозможно было бы осуществить, а сам храм стал «храмом-объединителем», поскольку вокруг его строительства объединились русские люди, живущие в Отечестве и за его пределами. Это единение не могло не затронуть и посольство — оно принимало участие в решении множества практических вопросов и получении лицензии. Для строительства храма мэрии Рима пришлось даже пересматривать отдельные законы провинции Лацио, в которую входит город Рим, поскольку они исключали новое строительство на этой территории. По словам попечителей, храм построен на народные деньги — на средства частных жертвователей без участия государственного бюджета.

Архитектор храма Андрей Оболенский рассказывает, что рельеф местности располагал к тому, чтобы выстраивать композицию ансамбля от самого подножия холма: «Нужно было поженить архитектурное решение, типичное для Рима, и традиции в рамках православного канона».

Историк Михаил Талалай говорит, что многие не верили в возможность построить храм вдали от России. Член попечительского совета храма народный артист РФ Андрис Лиепа рассказывает, как провел в Риме пять лет, работая в Римской опере, и все эти годы был свидетелем строительства: «Мы присутствовали с нулевого цикла до настоящего колокольного звона», и теперь артист говорит о храме: «Это часть нашей жизни». Андрису Лиепе запомнилось, например, как замеряли проектную высоту храма, чтобы сравнить с Собором святого Петра, поскольку не одно здание в Риме не может быть выше него. Проект оказался выше, и холм, на котором строили храм, пришлось несколько срыть.

Клирик храма святой Екатерины игумен Филипп (Васильцев) говорит, что для многих прихожан храм стал частью малой родины. Архиепископ Егорьевский Марк подтверждает, что жизнь множества эмигрантов из России, Украины, Молдавии в Италии нелегка, они часто тяжело работают, в том числе в семьях, где досматривают престарелых, и им важно знать, что здесь каждый день проводится богослужение, их здесь ждут. Для них храм — это больше чем храм, это дом. Мало в каком римском приходе, по словам игумена Филиппа (Васильцева), можно встретить столько молодых семей с детьми.

На пресс-конференции в Фонде социально-культурных инициатив, посвященной презентации полной версии фильма о храме, архиепископ Егорьевский Марк рассказал, что само по себе дело постройки храма кажется ему большим чудом. Владыка вспомнил, как впервые попал в Рим в 1994 году: тогда в Риме был только православный храм святителя Николая на улице Палестро, он был закрыт на буднях, его настоятель протоиерей Михаил Осоргин приезжал служить из Парижа. В тот год будущий архиепископ Марк постоял у дверей храма святителя Николая, но зайти туда не смог. Постепенно все стало меняться. В 2000 году приход на улице Палестро вернулся в Московскую Патриархию, на богослужениях стало возноситься имя Патриарха, но одного храма было мало. Богослужения там продолжают совершаться и сегодня, но это храм домовый, незаметный с улицы, о котором многие не знают. «Хотелось построить такой храм, который напоминал бы о святой Руси и был бы центром притяжения для всех живущих в Италии русских православных людей», — продолжает архиепископ Марк.

Оказалось, что построить в Риме новый храм очень нелегко. Идея изначально была воспринята муниципалитетом как нонсенс, хотя в Риме живут и работают тысячи русскоязычных людей. Постепенно к этой идее привыкли, и разрешение на строительство храма было выдано. Архиепископ Марк рассказывает, что на нулевой цикл — сваи и фундамент — жертвовали гораздо менее охотно, чем когда здание начало приобретать свои очертания. Попечительский совет еще не распущен, необходимы еще росписи и благоустройство, но архиепископ Марк выделяет и другие задачи: «Мало построить храм, нужно еще и создать церковь. Храм — это только здание, а церковь — собрание верующих, община. Созидание церкви продолжает оставаться задачей, хотя много людей приходят в храм». Ранние литургии совершаются на молдавском языке, поскольку община молдаван в Риме многочисленна, поздние — на церковнославянском. При храме проходят и другие мероприятия — например, конференция по славистике. «Дай Бог, чтобы в храме кипела жизнь — церковная, культурная, образовательная, социальная».

Вице-президент фонда социально-культурных инициатив Татьяна Шумова добавила, что часто бывает в Риме, и совсем недавно была свидетелем открытия года Италии в России и России в Италии, была накануне Сретения в храме святой Екатерины, и видела, что на службе очень много народа. «Церковь как община пополняется ежедневным приходом новых и новых прихожан. В этом храме появилось место для сборов — библиотека, культурный и духовный центр, где проходят чтения и вечера, где собираются люди и обсуждают насущные проблемы».

Сегодня приход храма мученицы Екатерины в Риме — ставропигиальный, то есть его настоятелем стал Святейший Патриарх Кирилл. Однако сравнительно недавно Священный Синод принял решение о создании отдельной епархии православных приходов в Италии и назначении епископа. 4 февраля этого года подписан указ президента Италии о признании официальной Администратуры Православной Церкви в Италии (до этого юридическое лицо было только у прихода святой Екатерины). Сейчас в Италии около 30 приходов, и все они растут. Администратуру не стали называть епархией, но если однажды в Итальянские приходы будет назначен архиерей, храм святой Екатерины в Риме сможет стать центром его служения.

Пока же цель попечителей храма — рассказать о нем как можно большему числу людей. Если вскоре после освящения о храме не знали даже римские таксисты, то теперь он появился на всех картах в Интернете — в гугле, яндексе и пр., издаются путеводители и карты с информацией о нем. Кроме того, попечители ищут контакты с туристическими агентствами, которые могут включить храм в маршруты своих туров. Материал о храме будет размещен в бортовом журнале Аэрофлота.

Сокращенная версия фильма «Русский дом на берегах Тибра» уже была представлена на телевидении, а к сегодняшнему дню смонтирована полная версия фильма (52 минуты), которая будет вскоре распространяться на дисках, а также, вероятно, выложена на канале «Вести» в Интернете для просмотра.

После того как российское посольство в Риме стало советским, им был продан церковный земельный участок, где должны были бы выситься купола будущего храма. Но русские римляне не остались без богослужений. Княжна Мария Александровна Чернышева еще в 1897 году завещала общине свой старинный палаццо на виа Палестро, первое упоминание о котором относится к 1803 году. Но, из-за юридических сложностей, приход официально получил наследство лишь в 1931 году.

10 апреля 1932 года в палаццо Чернышевой была освящена вновь устроенная церковь. Под храм отведена левая половина первого этажа. Строительный проект составил инженер Ф.Поджи и князь В.А.Волконский, много заботившийся о храмостроительстве. Первоночально был выработан крестообразный план церкви, но, к сожалению близость соседнего участка не позволила устроить левую "ветвь" креста. Со стороны двора сделали особую пристройку с полукруглой апсидой для передней части церкви (начиная с солеи). Были убраны внутренние сооружения и перегородки и сооружены арки, придавшие храму уютный вид. Алтарь и предалтарные арки выложены золотой мозаикой и зеленым мрамором, сообщающим залу при дополнительном освещении красоту и торжественность. Устройству нового храма материально помогла княжна С.Н.Барятинская (в память покойного мужа В.В. Барятинского), княжна С.В. Гагарина (в память покойных родителей), а также королева Италии Елена Черногорская. На парадной лестнице при входе в церковь установлены мраморные доски с выражением благодарности устроителям Свято-Никольского русского храма: архимандриту Симеону, княжне М.А. Чернышевой и княгине С.Н. Барятинской.

В 1960-х годах храм был подчинен Женевской епархии РПЦЗ. В 1985 году храм перешел в ведение Западноевропейского экзархата русских приходов Константинопольского патриархата.В октябре 2000 года, после 15-ти лет пребывания в Константинопольском патриархате, русский приход Свт.Николая Чудотворца в Риме решил вернуться в лоно Матери Церкви под Омофор Его Святейшества Патриарха Алексия II. С того времени приход стал ставропигиальным.

Информация с сайта:http://zarubezhje.narod.ru/italy/



Сменившему о. Пимена архимандриту Клименту (в миру Константин Берниковский) принадлежит инициатива строительства русского храма. Начало этому положила жившая в Италии вдова надворного советника, Елизавета Ковальская, обратившаяся в 1880 г. в Св. Синод с просьбой разрешить соорудить за ее счет храм на кладбище Св. Лаврентия в Верано, дабы “почтить память супруга, служившего в Риме”. Церковные власти решили навести справки, и российский посол, барон Икскуль, на запрос Св. Синода ответил так: “Храм во всемирном центре римско-католической веры должен соответствовать высокому значению Православия и, по крайней мере, не уступать в размерах и изящности некатолическим храмам, которые с 1870 г. строятся в Италии... средства Ковальской не достаточны...” В результате вдова разрешения не получила (посол России был лютеранином, и с не меньшей эффективностью препятствовал сооружению православной церкви во Флоренции).

Архимандрит Климент (впоследствии - епископ Винницкий) с самого начала своего настоятельства заявил о “потребности иметь православный храм, отвечающий достоинству Православия и величию Отечества”. Уже в 1898 г. начался сбор средств, который в 1900 г. был официально разрешен Николаем II, внесшим “царскую лепту” в 10 тысяч рублей. Всего было собрано 265 тысяч итальянских лир. Граф Л. А. Бобринский (+ 1915) обещал подарить для строительства храма свой дом и сад в центре Рима (Вилла Мальта). Назначенный в 1902 г новый настоятель, архимандрит Владимир (в миру Всеволод Путята), поставил под сомнение ценность участка Бобринского (Вилла Мальта отошла наследникам Бобринского, а затем - отцам-иезуитам) и предложил искать другое место. Он отверг первоначальную кандидатуру архитектора, М. Т. Преображенского, строителя русской церкви во Флоренции, и стал продвигать своего кандидата, архитектора А. Ю. Ягна. Споры разделили участников церковного строительства, но дело все-таки продолжалось: в 1906 г. образовался Строительный Комитет, в который вошли российские дипломаты в Италии, члены Русской колонии и архимандрит Владимир.

По материалам сайта прихода



Церковь в Риме — старейшая из действующих русских церквей в Италии. 6 октября 1803 император Александр I подписал предложение Коллегии иностранных дел об ее учреждении при российской миссии, аккредитованный при Папском престоле. Из упраздненной Захарьевской церкви в Петербурге и не отправленной в Турин посольской церкви (1788) были взяты нужные богослужебные предметы из серебра, подсвечники и Евангелие в дорогом окладе. Иконостас сделали особо. Был назначен и священник — молодой о. Василий Иоаннович Иванов. Отношения с Папским государством, однако, вскоре испортились — оно выдало Наполеону российского консула, французского политического эмигранта, и поэтому открытие церкви в Риме не состоялось. Приготовленное убранство в 1805 передали в храм лейб-гвардии Кавалергардского полка в Петербурге.

В 1828 по инициативе кн. Г. И. Гагарина в доме миссии была, по проекту К. А. Тона, устроена домовая церковь. Белый с позолотой одноярусный иконостас сделали по эскизу этого зодчего. Местные образа Спасителя и Божией Матери написал П. В. Басин, медальоны в царских вратах — К. П. Брюллов, «Тайную вечерю» — И. И. Габерцеттель, свт. Николая — Ф. А. Бруни, св. Александра Невского — А. Т. Марков. Все названные художники находились в Риме как пенсионеры Академии художеств.

Никольская церковь размещалась до 1901 в зданиях, которые арендовало российское посольство. В 1836-1845 это было палаццо Дориа-Памфили на пьяцца Навона, в 1845-1856 — палаццо Джустиниани на пьяцца Сан Луиджи дей Франчези, близ Пантеона, в 1856-1901 — палаццо Одескальки на Корсо Умберто. В 1867-1870 Никольская посольская церковь не действовала из-за обострения отношений с Ватиканом, и на богослужения русские ездили в Неаполь.

Когда в 1901 посольство перебралось на виа Гаэта, церковь разместили отдельно, в палаццо Менотти, на пьяцца Кавур. Она заняла три большие комнаты южной половины нижнего этажа. В узкой комнате, с восточной стороны, была помещена ризница и церковная библиотека. За наем этого помещения, рассчитанного на 300 человек, российское Министерство иностранных дел платило 7500 лир.

Убранство пополнялось за счет ценных пожертвований. Греческий королевич Христофор Георгиевич подарил крест-мощевик, его сестра Мария — икону св. Ольги собственной работы; из мастерской Плахова происходят 18 малых икон киевских святых; четыре иконы в киотах доставили в 1893 из мастерской М. Е. Малышева в Сергиевом Посаде. Чтимая икона Иверской Божией Матери была написана в 1901 афонцами в память императора Александра III. Уже после революции в храм попал большой образ св. Саввы Сербского, исполненный в Сербии русской эмигранткой Л. И. Родионовой.

По штатному расписанию 1867 года причт церкви состоял из настоятеля-архимандрита, хорошо знавшего католичество, дьякона и двух псаломщиков. Хор был наемным и в нем зачастую по-славянски пели итальянцы. Обычно настоятель назначался на три года, после чего он уезжал на родину и часто становился там архиереем. Например, с 1913 по 1916 настоятелем был архим. Филипп (Гумилевский), будущий архиепископ Звенигородский. Однако некоторые архимандриты оставались на более долгий срок: так, в 1884-1897 настоятелем служил архим. Пимен (Благово), составивший известные мемуары «Рассказы бабушки» и открывший на улице Боттеге Оскуре странноприимный дом св. Станислава, который позже вернулся к польским католикам.

При настоятеле архим. Клименте (Верниковском), позже епископе Винницком, в 1898 начался сбор средств на возведение в Риме отдельной русской церкви, поскольку, как отмечалось, «посольский храм очень скромно представительствует в центре латинства Русскую Церковь, верную Вселенскому Православию». Государь пожертвовал 10 тыс. руб. Надо заметить, что первая попытка этого рода была предпринята раньше — в 1879, когда Елизавета Ковальская, вдова сотрудника посольства, предложила выстроить церковь на кладбище Верано, но Синод отверг ее инициативу.

В 1902 настоятелем в Рим был назначен архим. Владимир (Путята), который через пять лет стал епископом Кронштадтским, викарием Санкт-Петербургской епархии, ответственным за заграничные русские храмы. Он активно взялся за постройку храма, но, будучи по натуре конфликтным человеком, отклонил кандидатуру видного архитектора М. Т. Преображенского, автора церкви во Флоренции, предложив вместо него малоизвестного А. Ю. Ягна. Одновременно настоятель забраковал и место для постройки, подаренное гр. Л. А. Бобринским в престижном квартале.

Тем не менее, дело двигалось: в 1906 был образован строительный комитет, в 1913 при настоятеле архим. Дионисии (Валединском) разрешен сбор пожертвований в России, а 14 мая того же года государь утвердил эскизный проект нового храма, составленный акад. В. А. Покровским. По смете предполагалось, что строительство обойдется в 450 тыс. руб. Здание было задумано в стиле владимиро-московского зодчества XV-XVI веков, и состояло из нижней — в цокольном этаже — однопрестольной церкви и трехпрестольной верхней, к которой вела широкая лестница. Завершался храм куполом на высоком барабане. Выглядеть белокаменное массивное здание должно было очень величественно и выразительно, напоминая Успенский собор московского Кремля.

Вскоре началась Первая мировая война. В 1915 кн. С. С. Абамелек-Лазарев, меценат и владелец великолепной виллы в Риме, приступил к подготовительным работам на участке размером в два гектара на берегу Тибра, близ Понте Маргерита. Ими руководил итальянский зодчий Винченцо Моральди, но осуществить проект строительства храма не удалось из-за наступивших перемен в России. К 1916 было собрано 265 тыс. лир. Позже советское посольство, завладевшее собственностью российского посольства, продало ненужный ему участок. Возвести свой храм в центре католичества русским тогда не удалось.

После революции церковь продолжала действовать в палаццо Менотти, но в 1921 она из посольской была обращена в приходскую архим. Симеоном (Нарбековым). Он окончил университет и Духовную академию в Москве, возглавил в Риме клир в 1916 и прослужил целых сорок лет. При нем Никольская церковь переехала в новое здание — палаццо Чернышевой на виа Палестро, завещанное еще в 1897, но из-за юридических осложнений только в 1931 перешедшее во владение прихода. В этом палаццо 10 апреля 1932 и была освящена церковь, устройству которой материально содействовали: кн. С. Н. Барятинская, кнж. С. В. Гагарина и королева Италии Елена (Негош), дочь короля Черногории. Приспособлением под храм нижнего этажа особняка занимались архитектор кн. В. А. Волконский и инженер Ф. Поджи. Со стороны двора была пристроена полукруглая апсида, внутри убраны перегородки и сделаны арки, алтарь выложен золотистой мозаикой и зеленым мрамором, солею украсили витражи. Иконостас остался прежним.

В указанный период приход находился в юрисдикции Русской Православной Церкви за границей, непосредственно, до 1985, подчиняясь ее первоиерарху. В 1963 архим. Симеон ушел за штат, и его место занял знаток патристики архим. Амвросий (Погодин), после которого настоятельствовать стало белое духовенство. Оно содержало храм, сдавая в палаццо квартиры. В 1966-1984 прихожан — в основном эмигрантов преклонного возраста — окормлял прот. Виктор Ильенко, добрый, но твердый пастырь. С 1987 это продолжал прот. Михаил Осоргин, который приезжал из Франции, ибо община подчинилась Западноевропейскому экзархату Вселенской Патриархии. Под его руководством в октябре 2000 она вошла в состав Московской Патриархии и храм стал ставропигиальным.

Русских, умерших в Риме, хоронили, главным образом, на «некатолическом» кладбище Тестаччо (отпевая в межконфессиональной часовне), а также на городском кладбище Верано. На Тестаччо погребены многие настоятели и старосты римской церкви, представители знатных родов: Гагарины, Голицыны, Волконские, Строгановы, Трубецкие, Шереметевы и другие; художники: К. П. Брюллов, А. И. Иванов, П. А. Сведомский, скульптор П. А. Ставассер, певец Ф. П. Комиссаржевский, поэт Вяч. И. Иванов (перенесен в 1986 из Верано), дочь Толстого — Т. Л. Толстая-Сухотина. На кладбище Верано можно найти могилы гр. А. В. Татищева, Е. П. Носовой (урожд. Рябушинской), Шульгиных, бар. Вейдтов.

В настоящее время богослужения в римской церкви посещают не только русские, но и сербы, болгары, румыны, эфиопы, греки и обращенные в православие итальянцы. За последние годы община выросла за счет новых эмигрантов, но не так сильно, как в русских храмах других европейских столиц. Служба совершается на церковнославянском языке.

В 1998 возникла инициатива постройки новой церкви, однако, ее осуществление оказалось весьма хлопотным. По проекту А. Оболенского церковь св. Екатерины была заложена 13 января 2001 епископом Корсунским Иннокентием на вилле Абамелек, где размещается резиденция посла РФ. На закладке присутствовали министры иностранных дел России, Италии, православный и католические епископы. Строительные работы начались, однако, только 6 мая 2003 после торжественного молебна и закончены в 2009.

http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1805049227.html

Православный Рим.

Что нужно посетить в Риме православному паломнику.

Православный РимКогда-то Великая Римская империя скопировала религиозную модель у древних греков. Немалое количество богов, их дочерей и сыновей, жён и слуг прямиком перекочевали на римский Олимп, переменив всего лишь свои имена.

Но через 8 столетий люди Римской империи потеряли веру в своих божеств, и в самом конце I века н. э. в недрах этой страны зародилось христианство – новая религия.

Мало-помалу новая религия распространилась по всей огромной территории Римской Империи, однако к началу III века была официально запрещена Флавием Клавдием Юлианом, римским императором.

Уже в 313 г. Константин Великий подписал эдикт, который призывал терпимее относиться к христианству. А затем было начато строительство старейшего христианского храма – Латеранской базилики, которую можно увидеть и сегодня.

К концу IV в. языческая вера была полностью искоренена, а на смену пришло христианство и возведение новых храмов, получивших название базилики, и заменивших разрушенные языческие храмы.

Базилика Святого Петра.

Базилика Сан Паоло фуори Ле Мура в Риме место погребения Апостола Павла.

Базилика Святого Павла.

Это одна из нескольких великих папских базилик, увидеть которую мечтают паломники всего мира.

И приходят сюда не только за тем, чтобы полюбоваться на сам храм и посмотреть на его внутреннее убранство, но и чтобы получить отпущение всех грехов в обряде, называющемся «святая Дверь».Это событие длится на протяжении всего Юбилейного года и такие же двери есть и в других храмах Рима – в базилике Святого Петра, храме Девы Марии Маджоре и Латеранской базилики. Всего же за Юбилейный год верующий должен обойти 7 паломнических храмов.

Сооружение стоит там же, где, по преданию, был захоронен апостол Павел. Первый храм здесь был построен императором Константином, однако в 386 году Феодосий I, последний император единой Римской империи, посчитал, что сооружение слишком примитивно, и повелел начать строительство на самом деле впечатляющего храма. Закончилось оно только при папе Льве I в V веке.

За многие века своего существования храм не испытывал практически никаких изменений. Мимо него прошла мода эпохи Возрождения и стиль барокко.

Но 15 июля 1823 г. случилось непредвиденное – храм практически полностью выгорел. Произошло это по неосторожности, когда на крыше храма рабочие разогревали битум, а после работ не загасили костёр по всем правилам.Его возрождение было длительным, и полная реставрация с некоторыми изменениями была закончена только в 1840 году.

Особенностью собора Святого Павла считается галерея портретов всех Римских Пап, которая идет по периметру внутри здания. На сегодняшний день только несколько мест для портретов остаются пустыми. Здесь же можно услышать и легенду о том, что когда все места будут заполнены, а последний Папа умрёт, наступит Конец Света.

Главной реликвией этого собора является саркофаг с мощами святого Павла. Право отслужить литургию над мощами этого апостола сегодня имеет только Папа Римский.

Базилика Святого Климента.

К востоку от Колизея есть настоящая сокровищница – Базилика Святого Климента. Особенность этого собора в том, что здесь нашли свой последний приют четвёртый римский епископ Климент и русский просветитель Кирилл и его брат Мефодий (часть мощей), который подарил нам кириллицу.

Но и это ещё не всё. Оказывается, Собор Святого Климента – это не одно сооружение, а целых три храма разных эпох, которые были построены на этом месте. Самый нижний уровень – это сооружение, которое относится I - III векам. Второй уровень – это христианская Базилика IV века, и наконец, верхний ярус был построен в XI веке, и это то, что мы можем увидеть сегодня.

Когда был обнаружен самый нижний слой, оказалось, что удалось найти здание, в котором некогда жил Тит Флавий Климент, христианин, который за свои проповеди был сослан в Херсонес. Или, как теперь говорят археологи, здесь располагалась римская государственная сокровищница.

Верхний уровень – это самое позднее сооружение, построенное по стандартному проекту. Здесь можно увидеть полы с великолепной мозаикой, потолки и стены с фресками. Особенно выделяется мозаика «Крест – дерево жизни». На ней распятый Христос окружён цветами, птицами и виноградом. Причём это первая мозаика, на которой можно увидеть распятого Христа. До этого его изображали либо уже воскресшим, либо в кругу его последователей.Здесь же находятся гробницы четвёртого римского епископа и русского Кирилла.



Церковь святой Екатерины.

Современный православный храм, который был возведён в 2009 году на территории посольства России.

Своё имя он получил в честь смелой и простой девушки Екатерины, которая проживала в Александрии и постаралась объяснить свои соотечественникам, как примитивно язычество, и что вера в единого Бога – это то, что спасёт каждого.

Девушке удалось невозможное – она обратила в христианство жену императора и несколько десятков человек из его войска, которые отказались приносить жертвы языческим богам. Также она смогла переспорить мудрецов в философском споре, за что и была казнена.

Описываемые события происходили в IV веке. А спустя три столетия её нетленные мощи были найдены на горе Синай. В церкви святой Екатерины находится часть мощей святой.

Строительство часовни заняло всего 4 года. В 2006 году он был освящён и теперь является действующим православным храмом с детской приходской школой.

Церковь Святого Николая Угодника.

Это ещё один русский православный храм в Риме с непростой историей. Он много раз менял свой адрес, пока, наконец, приход не получил в наследство особняк М. А Чернышевского.

В 1932 году здесь был освящён новый храм.Сегодня это трёхэтажное здание, которое претерпело значительные изменения. Среди святынь особенно выделяется Иверская икона Божьей Матери, несколько икон, родиной которых считается Сергиев Посад, крест, подаренный греческим королевичем.

Базилика Святого Иерусалимского Креста (Санта Кроче ин Джерусалеме).

Храм из семерки самых известных паломнических церквей Рима.

Первая базилика была возведена на месте дворца Елены, бывшей матерью императора Константина. Делалось это по желанию самой женщины, и назывался храм базиликой Елены.

Удивительна история названия этого храма. На его месте изначально находился дворец. Причём под пол будущей христианской базилики было насыпано огромное количество земли, привезённой из самого Иерусалима. Именно это позволило добавить к названию храма приставку «в Иерусалиме».

Церковь много раз переделывалась, и свой современный вид обрела только XVII-XVIII веках. В самом храме хранятся многие православные реликвии, например, гвоздь, которыми Иисус был прибит к кресту, кусочки дерева от креста на котором распяли Спасителя, титл, фаланга пальца Фомы Неверующего. Всё это можно увидеть своими глазами.

Здесь же хранятся мощи Досточтимой Антониетты Мео, шестилетней девочки, которая умерла в 1937 году, но за свою короткую жизнь написала очень много писем к Богу, многие из которых считаются пророческими.



Православные реликвии в Базилике Санта Кроче ин Джерусалеме а Риме (слева направо) : кусочки животворящего креста Иисуса Христа, титл с креста иисуса Христа, шипы от тернового венца, гвоздь от креста Иисуса, камень из пещеры в Вифлееме.


Базилика Святого Иоанна Крестителя (Сан Джовани Латерано).

Кафедральный собор Рима по значимости стоит выше всех описанных православных храмов Вечного города. Это главная церковь Рима.Участок земли, на котором стоит собор, принадлежал второй жене Константина Флавии Максима Фауста. За три дня до своей кончины император крестился – принял веру Христову.

Папа Сикст V приказал сломать Латеранский дворец и хозяйственные постройки, и немного расширил апсидальную его часть. Здесь происходило событие, которое оставило заметный след в истории христианского Рима – суд над умершим Папой Формозом в 896 году.В самом храме до сих пор можно полюбоваться мозаикой Якопо Торризи, которая относится к 1300 году.

В середине собора имеется папский алтарь, который обращён на восток. Богослужение здесь может совершать только Папа Римский. Над этим алтарём в табернакле XVI века хранятся головы апостолов Петра и Павла.

Среди прочих православных реликвий этого храма можно назвать частичку Ризы Богородицы и небольшую часть губки, с видимыми следами крови. Той губкой, по преданию, поили уксусом Иисуса Христа перед казнью.

Базилика Девы Марии "Маджоре" (Санта Мария Маджоре).

Санта Мария Маджоре – один из важнейших храмов Рима. С ним ассоциируется любопытное сказание.

В 352 году папа Либерий и один из богатейших граждан Римской Империи увидели во сне Мадонну, которая повелела им построить храм там, где утром будет лежать снег.С утра снег на самом деле выпал, и там, где это случилось, и было начато строительство.

Практически все папы старались сделать это сооружение ещё красивее, ещё прекраснее и выше. Они достраивали, немного перестраивали и украшали здание согласно своим представлениям. И сегодня Санта Мария Маджоре, пожалуй, не менее красива, чем другие православные храмы Рима, и не менее привлекательна, чем другие базилики и церкви.

Здесь хранятся ясли, где находился новорожденный Христос, частичка мощей апостола Матфея, мощи блаженного Иеронима Стридонского и старинная икона Божьей Матери.


Базилика Санта Мария Маджоре в Риме.