Украинские ведьмы… Наши дни. Ведьмы в Украине: самые известные личности

Вот как-то случайно написалось. Размышления мои личные, данные сугубо исторические.

Все давно привыкли, что в каждом селе Украины обязательно найдётся ведьма-другая. А то и несколько одновременно. К этому явлению все относятся по-разному. Кто-то считает их опасными и обходит десятой дорогой. Кто-то считает, что это всё выдумки, ведьм не сущесвует а все необычное и странное объясняют с точки зрения науки. Кто-то, наоборот, считает ведьм реальными, тайно следит за их перемещениями в надежде подсмотреть ритуал или обнаружить в сарае метлу для полётов. Но практически никто не знает, что на самом деле в Украине ведьмами в широком понимании этого слова можно назвать поменьшей мере процентов 70 всего женского населения всех возрастов.


Такая концентрация носителей определённых сил на отдельно взятой территории не случайна. Нужно учитывать несколько важных факторов, сыгравших немаловажную роль в "оведьмачивании" нашей страны.
Пройдёмся по некоторым из них.
1. Традиции ведовства на территории Киевской Руси существовали задолго до рождения, собственно, самой Киевской Руси. Это сегодня мы грубо объединяем всех обладающих мало-мальскими умениями в категорию ведьм. А на самом деле разновидностей существовало очень много: травницы, шептухи, ворожеи, чароплеты, гадалки, вещуньи, лекарки, знахарки, целительницы и т. д. Разновидностей этих довольно много, так как зачастую у человека была какая-то одна развитая способность. Например, умение вызывать или отводить дождь. Ну а если всех их подряд называть ведьмами, то сразу обнаруживается, что ведьм как-то очень уж много.
2. Православие, в общем-то, было достаточно лояльно к ведьмам. Вернее, оно их потенциально игнорировало. Ведьмы могли спокойно жить в селе, участвовать в общинных мероприятиях, ходить в церковь. Кстати, в церковь могла войти впринципе любая ведьма. считалось, что чем больше на ней грех, тем дискомфортнее она там себя чувствовала. Однако, много ведьмовских обрядов совершалось именно в церкви или с использованием церковной атрибутики. Так что церковь анафеме ведьм массово не предавала и палками не гоняла.
3. Этот фактор логическии выплывает из предыдущего. Наша история не знает массовых преследований и казней ведьм, как это было в Западной и Центральной Европе. Более того: украинцы не обвиняли своих ведьм в связях с дьяволом, а наказывали только за конкретный материальный ущерб, который был нанесен людям - кража молока, наваждение, порчу и тому подобное. При этом не имело значения, каким способом нанесен ущерб - магическим или нет. В то время, когда в Европе буйствовал "Молот ведьм" и на каждом углу жгли женщин, украинские ведьмы тихо пололи огород и разводили кур. Ну если там пару раз за лето поколдуют чуть и нагонят пару тучек, чтоб морковку в огороде полить, так ведь никому от этого плохо не было. Зато теперь у нас сплошные красавицы, а в Европе одни крокодилы)))
4. В отличие от истинно ведовской(колдовской) силы, которую можно или унаследовать при рождении про соблюдении определённых условий, или приобрести в момент смерти другой ведьмы, прикладные умения (травознание, гадание, целительство и много других) передавались как по женской, так и по мужской (правда реже) линии зачастую не зависели ни от количества детей, ни от порядкового номера новорожденного, ни от семейной истории. Если в роду есть определённое умение, то с вероятностью в 90% им будут в разной степени обладать все члены рода. Конечно, женщины владели такими умениями чаще и их силы были гораздо интенсивнее, но и мужчины довольно часто владели небольшими навыками заговаривать раны, разгонять тучи или отводить дикого зверя.
5. Ещё одним немаловажным фактором относительно спокойного существования ведьм является их официальное признание и защита законом. Даже несмотря на то, что территория Украины часто меняла хозяев, исторически складывалось так, что во время судов над ведьмами действовали те же правила, что и для обычных подозреваемых. То есть, если у кого-то в селе издохла корова, то требовалось не просто притащить в суд ведьбу, а и обстоятельно доказать, что это именно она и именно чарами погубила животину. Проверки по типу утопления в водоёме или сожжением "на всякий случай" случались только во время масштабных бедствий, массовых болезней и тому подобного.
6. Украина территориально находится в особом энегретическом месте. Здесь существует много тектонических разломов, создающих своеобразные энергетические воронки и завихрения, Также здесь очень много святых мест, несущих целительную энергетику. Ну и нельзя не упомянуть и сам Киев, в котором отлично соседствуют Михайловский Золотоверхий, София Киевская, Владимирский собор, Лавра и...13 Лысых гор разной степени популярности.
Феномен украинских ведьм заключается именно в том, что они никогда никуда не пропадали, а существовали здесь всегда. Сегодня принято говорить о различных подсознательных воздействиях, энергетических вампирах, техниках НЛП и ДЭИР, школах стерв, осознанных снах и управлении чакрами. Но на самом деле, у многих всё это уже заложено внутри, впитано с молоком матери, бережно сохранено и передано через память рода, закодировано в ДНК, записано...выберите любую удобную формулировку.
Наша беда лишь в том, что мы не знаем и не умеем пользоваться теми древними знаниями, которые специально для нас бережно собирали целые поколения. И здесь тоже не всё так однозначно. В ХХ веке Украину несколько раз планомерно зачищали. В 1920-х это было раскулачивание. В 1932-33 годах проводились массовые кампании по уничтожению украинского генофонда. 1937-38 бушевали массовые зачистки органами КГБ. Также немаловажен тот факт, что потери Украины в составе войск ССССР в ходе ВОВ составляли более 3-х миллионов военнослужащих при официальной цифре общих потерь в 6 миллионов (больше половины убитых на поле боя были украинцами), а общие потери составляли более 14 миллионов. Ну и ко всему - немалая роль научного атеизма и внедрения чисто практического подхода к жизни в формировании сознания нескольких последних поколений.
Все эти прискорбные события послужили причиной того, что многовековые силы, знания и умения были загнаны глубоко в подсознание. Основная масса знающих тихо жила по селам, изредка пугая малых детей страшными сказками про черта и ведьму. Передавать навыки ведоства в открытую было страшно и опасно. Их отрицали, объясняли болезнями психики, влиянием психотропных средств, стрессов, алкоголя. И сегодня мы имеем оргомное количество потомственных ведьм, которым никто не может объяснить что они умеют, как этим пользоваться и как с этим жить. Они неосознанно могут причинить вред окружающим, навести порчу, сглазить даже не потому, что действительно этого хотят, а просто потому что не осознают своей силы и своих действий.
Огромная страна с огромным количеством по-настоящему толковых, сильных, талантливых потомственных ведьм абсолютно не понимающих и не осознающих своей уникальности - это и есть неповторимый феномен ведьмы украинского села.

Славянская магическая тардиция возникла в результате причудливого сплетения исконного волхования, основанного на язычестве, и православном христианстве, которое всегда было лояльнее католицизма.
У славян колдовали преимущественно женщины, так как считалось, что они ближе к природе, чем мужчины. Самые сильные ведьмы обитали на Полесье, в Украине. Киев же издревле считался столицей славянских ведьм.
В то время, когда Европа полыхала кострами инквизиции наши ведьмы, наоборот, не испытывали особых притеснений, а даже наоборот охранялись законом, запрещавшем расправы и самосуд над ними.
Результатом многовекового пиара священной инквизции стал нелициприятный облик европейской ведьмы - уродливой старухи, покрытой бородавками. На самом же деле все, как вы понимаете, совсем не так.
Ведьмы бывают «родЫми» и «вчЭни». Говорят, если в семье подряд рождается семь девочек, то самая последняя - родыма ведьма, если в роду из поколение в поколение рождаются внебрачные девочки - то третья и родится ведьмой. Еще одна интереснейшая версия гласит, что ведьмой станет дочь той матери, которая свое чадо кормила грудью более двух лет.
Отличительной особенностью украинских ведьм являются глаза. У европейских "коллег" они красные, так как воспалены после бессонных ночей. У наших - завораживающе прекрасны.
Исследователи делят украинских ведьм на полесских и карпатских, последних еще называют босорками.
Если полесская ведьмачка могла выступать в образе обольстительной красавицы, то босорка - всегда страшна, безобразная старуха, ведьма - двоедушница. Как и полиссянка. Босорка могла превращаться в различные предметы и животных, насылать порчу и красть молоко. Только была у нее еще одна совершенно неприятная способность - красть ребенка из чрева матерей, а еще они могли подменивать младенцев на своих - уродливых и горбатых Босорки вредили людям преимущественно ночью.
Образ украинской ведьмы очень "еротизований". т.е. эротизированный. Это очень привлекательные женщины, особыми чарами вызывают сильное половое влечение у представителей противоположного пола. Мужчин у них уйма. К тому же, украинская ведьма очень сексуальна даже в не очень молодом возрасте.
Украинская ведьма ведет двойную жизнь, потому что ей присущи как бесчеловечные, так и человеческие качества. Днем она обычная женщина, а ночью - ведьма. Через двойную природу ее сущности и отношения к ней двойственное. Характер отношений ведьмы с другими людьми можно охарактеризовать как "вооруженный нейтралитет". Он может превратиться в открытую вражду или иметь характер тайного соглашения в зависимости от обстоятельств.
После смерти ведьму хоронили, как обычного человека. Только добавляли к погребальному ритуалу отдельные магические действия: сыпали в могилу мак и забивали колышек.

Помню, давным-давно моя бабушка Мария рассказывала мне о магических ритуалах: «Чародейством заниматься можно только ночью. Ведь когда солнце на небе, ворожки силу утрачивают…» Бабушка Мария была ровесницей ушедшего столетия. Она и сама ворожила, знала заклинания на все случаи жизни.

Ведь во времена ее детства и юности, в 1910-1920-х годах, еще сохранялись древние обычаи и обряды, и не только где-то в высокогорьях Карпат, но и в Центральной Украине.

Неправильное время

Но, как оказалось, до сих пор на Украине многие практикуют ворожбу, так сказать, бытовую белую магию, направленную против темных сил. Впрочем, если верить слухам, не перевелись здесь и настоящие черные ведьмы, насылающие на людей болезни и даже смерть.

Один случай произошел в городке Б., что недалеко от Киева. По вполне понятным причинам название городка мы опускаем. Жили-были, как говорится, муж с женой. Двадцать лет прожили. Двух дочерей на ноги поставили… Но что-то у супругов не заладилось, может, за столько-то лет надоели они друг другу. И тут муж (седина в бороду, бес в ребро) встретил молодую женщину. Был он хозяйственным и непьющим, вот одинокая соперница и увела мужика. Жена слегла от горя, но потом по совету знакомых обратилась к одной бабке. Та слыла настоящей ведьмой, говорили, что и болезнь могла наслать, и жизнь испортить, но и привораживать умела.

Ведьма взяла деньги и принялась за дело. Понятно, что напоить мужа-беглеца приворотным зельем было трудновато. Поэтому ворожея начала следить за мужиком и в один из солнечных дней, прошептав заклинание, наступила на его тень – говорят, это верный способ удержать любимого. Чтобы закрепить действие чар, ведьма принесла во двор брошенной жены рака и закопала его в землю, опять же со специальным заклинанием.

Рак, как известно, пятится назад, вот и неверный муж погуляет-погуляет, да и вернется под родимый кров. Кроме того, старуха велела несчастной жене проткнуть сердце крота, которое принесла с собой. Муж, по словам колдуньи, теперь должен был снова слепо, как крот, влюбиться в оставленную жену.

Но прошел месяц-другой, а на мужа все эти колдовские штучки не действовали. Видать, он по-настоящему полюбил молодую. А может, та была более сильной колдуньей, чем старая бабка… Стало ясно, что без приворотного зелья не обойтись. И ведьма нашла человека, который согласился помочь и сумел на одном застолье подлить зелье неверному мужу.

А вскоре после застолья муж помер. Позже ведьма призналась бедной вдове, что колдовала над зельем в ночь с понедельника на вторник, а это ворожба не на приворот, а на ненависть и смерть. Говорят, приворотное зелье нужно варить в полночь из сока первоцвета, вербены и черники, мха и пшеницы, меда и листьев клевера. Человеку, которого хотят приворожить, дают буквально несколько капель такого отвара.

Чтобы зубы не наставляли…

А можно ли узнать, есть ли неподалеку от вас ведьма или колдун? В народе утверждали, что можно. Один способ – с помощью творога. В последний день Масленицы нужно взять кусочек творога, обернуть его в полотно и три ночи держать сверточек за нижней губой. Потом высушить, завязать в узелок и носить с собой как оберег. Ведьма сама должна прийти и попросить творога.

Другой способ состоит в использовании пепла из купальского костра. Пепел от погасшего костра нужно собрать в тряпочку и быстро уйти не оглядываясь. На следующий день ведьма придет и попросит у вас огня. Вообще, пепел из купальского костра хорошо закопать перед порогом дома, припрятать у входа в квартиру: это верное средство для отпугивания ведьм и колдунов.

А вот ведьмы избавлены от необходимости искать злодея в своем окружении. Они и так всех видят насквозь. А чтобы колдовская сила не иссякла, они пересыпают свою одежду пеплом от веток ясеня. Такая одежда делает их почти неуязвимыми.

Но что же делать, если вы вдруг поняли, что ваши соседи – сплошные ведьмы и злые колдуны? Как защититься от них? Самый простой способ – встать ночью на пороге своего жилища, посмотреть в сторону «вражеского объекта» и сказать:

Ночь темная, ночь тихая,
Сидишь ты на коне буланом,
На седле соколином,
Закрываешь ты засовы и двери,
Церкви и монастыри!
Закрой же моим врагам
Губы-губищи,
Щеки-пращеки,
Очи-праочи,
Чтобы они на меня,
Рожденного и крещеного (назовите тут свое имя),
Зубы не наставляли,
Очей не пялили,
Гнева в сердце не имели,
Чтобы всех уважали
И добрые мысли имели.

Заверчу, закручу!

Но поговорим о белой магии. Есть ведь ворожеи, которые лечат людей и творят добро. Помолившись (обычно Николаю Чудотворцу), ворожея приступает к лечению. При болях в суставах и сухожилиях, нарывах, бородавках, опухолях обычно проводится обряд «выгрызания» недуга. Больное место слегка обкусывается зубами, при этом шепчется заклинание.

Для исцеления, особенно детей, на Украине существует обряд «заверчевания». Больного ребенка ставят на порог дома, измеряют ниткой его рост и ширину размаха рук. Затем в дверном косяке делают дырочку на уровне его макушки, вкладывают в отверстие эту нитку и забивают осиновым колышком. Иногда нитку трижды обносят вокруг головы маленького пациента и сжигают.

А для верности лечения в некоторых местностях «заверчевают», то есть вбивают в дырочку в дверях не только нитку, но и состриженные кончики волос ребенка. Болезнь должна уйти прочь вместе с волосами и ниткой.

Чтобы выгнать из дому или тела больного нечистую силу, ворожки, как называют их на Украине, применяют окуривание. Очищающий целительный дым добывают, сжигая веточки вереска и можжевельника, листья дуба и стебли полыни. Особенно эффективным считают дым от сожжения высушенной летучей мыши, шкуры лягушки, выползка гадюки или от предания огню сорочки, оставшейся после покойника.

Для исцеления хорошо известен способ выливания воска. У изголовья больного ворожея ставит новую миску с водой и выливает в нее растопленный воск. Когда он застывает, по форме образованного им пятна на воде ворожка определяет, кого или чего испугался ребенок и почему заболел. Отсюда и лечение.

Нужно знать и благоприятное время для чародейства. Добрый любовный заговор делают ночью, в полнолуние. В это же время суток заговаривают, зашептывают больные зубы. Простуду лечат словом и зельем перед восходом солнца.

Сама себе ворожея

Но стоит ли ждать помощи от самодеятельных колдунов? Может быть, поворожить самим? Согласно магическим правилам, увидев ранней весной пролет диких гусей, нужно подбросить вверх пучок соломы и приговаривать:

Гуси, гуси, вам – на гнездо,
А нам – на тепло.

Считается, что после этого подобранная солома напитана сильной положительной энергией. Ее используют в домашнем хозяйстве. У кур на такой соломе не пропадают яйца, а пара этих травинок в доме, на подоконнике – сильный оберег.

В народе знают, что первоцвет, найденный на праздник Благовещения, означает скорую свадьбу. И еще если девушка часто смазывает свое тело медом, то парни будут просто липнуть к ней и проходу не давать… Ну а той, которая засиделась в девках, народная магия советует съесть на ночь ложку муки с солью, слегка смоченной водой. Вскоре после этого в доме непременно появится суженый.

Если вдруг встретится вам у водоема русалка (по-украински мавка), то нужно сказать, перекрестившись: «Иван да Марья! Крещу вас во имя Отца и Сына и Святого Духа!» Дух реки или озера немедленно отстанет от вас. Кстати, хорошо бы носить с собой полынь или мяту – как оберег. Ну а ежели вам нужна волшебная палочка, то и ее добыть можно. Нужно только выследить, когда уж глотает пойманную лягушку.

Надо схватить его левой рукой так, чтобы он ту лягушку не успел проглотить, а правой, взяв в нее палочку, выковырять из пасти ужа несчастную квакушку. Палочка, при помощи которой вы спасли земноводное, станет волшебной. Ею, например, можно будет тушить пожары, обойдя вокруг горящего строения.

Олесь ИЛЬЧЕНКО

Всех приветствую. Возможно, ничего такого сногсшибательного и не расскажу, но сам факт, что все это происходит и в наши дни, лично меня впечатляет…
Не вчера, но всего лишь 18 лет назад, когда я была совсем глупой и хорошей девочкой 19 лет, мы, прожив в Сибири и соскучившись по родным местам, решили вернуться на Украину, в Донецкую область.
Никогда до этого я не сталкивалась ни с чем подобным.
Село, в котором мы жили, было большое, ощущение Советского Союза еще не совсем выветрилось, был всего лишь 1995 год. Украина тогда еще совсем не ощущалась другой страной, и тем более странно мне было наблюдать все это… Для меня это был полнейший сюрреализм.
Небольшая преамбула: в нашем селе в тот год повесилось два или три (уже не помню) молодых человека. Действительно молодых, парни после армии, без всяких предпосылок..
Я с ними не общалась, сказать ничего не могу, а лето то запомнила потому, что была сильнейшая засуха. Я помню, как мы посадили подсолнечник в конце апреля, но всходов не было даже в июне, и раскопав грядки, мы видели абсолютно сухие семена в сухой горячей земле. Трещины в земле были — можно было ладонь засунуть…
Так вот ходили слухи, что это из-за самоубийств, потому что во всех селах вокруг дожди шли регулярно. А надо заметить, что села на Украине находятся очень близко друг к другу, не как в Сибири. Каждые 15-20 км. И мы неоднократно видели, как тучи ходили вокруг нас, и даже запах дождя чувствовали, но земля не видела ни капли..
Еще такой момент, наш дом стоял на Т-образном перекрестке, и вдоль нашего огорода была дорога, как «ножка в букве Т», т.е. наш дом был обозначен двумя дорогами слева и впереди. А дорога эта шла ни много ни мало на сельское кладбище, которое и находилось напротив нашего огорода через дорогу. Поначалу меня это пугало, а потом я привыкла.
И вот на закате июньского дня я была на огороде в районе — 5-6 часов и тяпала ту хилую траву вокруг наших арбузов и помидоров. Мимо меня прошли три бабки с тележкой, на которой стоял бидон воды. Одна из бабок жила как раз напротив этого перекрестка, и ходили слухи, что она ведьмовала. Я всегда ерничала по этому поводу, так как не верила в это дело…
Эти бабки прошли, подошли к могилам повесившихся мальчиков — они были на отшибе и их было не перепутать, и стали исполнять какой-то ритуал. На меня они не реагировали вообще, может потому, что я не стояла как истукан, а просто поглядывала на них исподтишка, может, меня вообще в счет не брали — думали, ну работает и работает, а может, еще что. Только они втроем пели что-то и поливали эту могилу, а потом другую. И ушли.
До меня не дошло на тот момент, что я видела, вечером я случайно рассказала подруге, она и сказала, что бабки дождь вызывали, не знаю, как это правильно называется, ну в общем, «поливали покойников-самоубийц»… Помню, что я еще подтрунивала над этим всем.
На следующий день мы днем, а жара стояла страшная, пошли купаться на ставок — жара, солнце… Когда дошли, а это км 2, ничего не менялось, пока купались — неожиданно пришли черные тучи. Так это было уже не раз, мы особо не стали заморачиваться… И тут оно пришло…
Свистело и громыхало так, что мы не знали куда деваться, ливень был страшный, холоднющий, капли не просто были капли, а как хорошие иглы кололи… Свистело и громыхало это часа 2, а потом ушло, как и не было…
А на следующий день я страшно заболела, с глюками и температурой. Лежала на летней кухне, и все мне казалось, что кого-то хоронят и идут мимо нашего двора. Оркестр похоронный я слышала очень явно. Вот так вот…

Отношение к ведьмам у всех народов было уважительно-боязливым, но каждый из них наделял эту специфическую касту женщин своими особенностями. Названия тоже были разными. Слово «ведьма» произошло от праславянского корня -вед-, который входил в состав лексемы «ведать» и однокоренных ей слов. «Ведать» по-славянски означало «знать».

Славяне называли ведьмами женщин, имевших какие-то тайные знания, умудренных в магии и умевших делать разные фантастические вещи (летать, доить месяц, общаться с чертями и пр.). У южных славян было еще одно определение этих нечистоплотных в духовном отношении дам – «вештицы». В западных регионах их звали «чаровницами», то есть умеющими одурманивать, насылать чары, волшебство.

Что умели славянские ведьмы

Поскольку язычники часто приписывали необъяснимые для них явления действиям злых сил, то ведьм частенько обвиняли во всех возможных бедах. Со временем сложился специфический образ славянской ведьмы как зловредной дамы, с которой шутки плохи. Если в селе у какой-то коровы пропадало молоко, в этом была виновата ведьма. Способностью «отбирать» молоко у дойной коровы владели только славянские ведьмы.

Как отбирали молоко у чужих коров

Женщины могли быть ведьмами от рождения (перенять колдовство по наследству от матери или бабки) или «учеными». Первые доили коров вручную, как это делают простые селянки. Чтобы не быть замеченными, они превращались в предметы (колесо от телеги, вилы) или животных (черных котов, собак, жаб или свиней) и тайком пробирались в хлев. Процесс дойки продолжался до тех пор, пока у скотины не текла из вымени кровь. Интересно, что женщины, уже рожденные ведьмами, имели самый настоящий хвост.

«Ученые» ведьмы становились таковыми, заключив договор с дьяволом. Они могли добывать молоко и другим способом. Один раз выдоив буренку вручную, женщина делала отверстие в углу своего дома и затыкала его чопиком. После этого ведьма могла в любое время вытащить этот чопик и получить только что выдоенное молоко, которое текло от ничего не подозревающей коровы прямо к ведьме в жилище.

Молоко, разведенное свежесобранной росой, было излюбленным лакомством этих женщин. Ведьмы на праздники устраивали приемы для нечистой силы, где угощали молоком с росой. Нередко доили для этой цели и месяц на небе. Дойкой месяца обычно занимались именно южнославянские вештицы. Эти случаи описаны в украинском фольклоре.

Помимо таких пакостей, славянские ведьмы могли насылать болезни, засуху или град, который уничтожал весь урожай и угрожал людям голодом. Если ведьма делала на поле «закрутки» из колосков пшеницы или ржи, она насылала таким образом проклятие на смерть. Также если происходило лунное или солнечное затмение, в этом обязательно обвиняли неугомонную ведьму, которой не терпится извести род людской.

Полеты ведьм

Чтобы подоить молодой месяц или из вредности украсть его – что тоже нередко случалось, - ведьме необходимо было подняться в воздух. Для славян умение летать было самым необычным из того, что могли эти дамы. Славянские ведьмы обычно летали на кочерге или помеле (большой, грубо сработанной метле). У скандинавских народов аналогичные персонажи воспаряли в небо на прялке или на конском черепе, в который был впряжен красный петух.

Еще одно средство для полетов – втирание в кожу особым образом приготовленного снадобья. Оно готовилось заранее из разных трав и других «волшебных» предметов, как то: белладонна, мухоморы, змеиный жир, измельченная кора волчьего лыка и пр. Эти рецепты описаны в памятнике XVII века «Вечірній колдовник».

Перед полуночью ведьма раздевалась и натирала все свое тело этим средством. И помело, и секретная мазь использовались также для полетов на шабаш. Вылетала из своего дома славянская ведьма через трубу, пользуясь ею, как своеобразным порталом для быстрого подъема в небо.

Ведьмы могли летать и на спине у черта. Чтобы оседлать это существо, нужно было сначала приманить его к себе в дом. Черт может залететь через печную трубу или отверстие в потолке. Чтобы это произошло, ведьма держала открытой заслонку в печи или выламывала несколько досок в потолке. Способов оседлать черта у славян описано множество. Один из них – плюнуть ему на хвост, после чего нечисть становилась податливой.

Контакты с чертом

Главным отличием настоящей ведьмы от обычной сельской знахарки, которая собирала травы и умела лечить людей, являлось подписание договора с нечистой силой. Таким образом женщина продавала свою душу и после этого делала только зло. Проданная душа попадала после смерти человека всегда только в ад. Интересно, что с чертями ведьмы общались самым тесным образом и в обычной жизни.

Одни ведьмы мучительно переживали свое вынужденное общение с чертями. Другие дамы чувствовали себя равными этим существам. Могли, например, заигрывать с ними или даже общаться еще теснее. Обычно интимные контакты с чертями или демонами-инкубами происходили на регулярными сходках ведьм на Лысой горе.

Рассказы о плясках с чертями на шабаше на Лысой горе характерны именно для поверий украинцев и белорусов. На их фольклор повлияли предания западноевропейских народов. У русских ведьмы чаще собираются небольшими группами на старом тополе, вязе или иве. Происходит это обычно на Купалу. Нечисть во время таких сходок решает, кому достанется какая жертва для разных нечистых забав.