Православная психотерапия. Православная психотерапия Перешла из христианства в буддизм

Олеся, 35 лет, предприниматель

Перешла из христианства в ислам

Несколько лет назад я стала всерьез задумываться о том, как одинокой девушке выжить без поддержки в мире мужчин. Я не законченная феминистка, но я отдаю себе отчет, что многие коллеги-мужчины смотрят только на мои ноги. Иногда меня пугало, что пройдет лет десять-пятнадцать, и они даже на мои ноги смотреть перестанут. Сейчас все эти страхи в прошлом.

Родители мои не были верующими людьми, не ходили в церковь, но, повинуясь общему духу 90-х годов, покрестились и окрестили меня.

Когда я была маленькая, мы с мамой были в Белоруссии. Там я зашла в центральный католический собор Минска, костел Святого Симеона и Святой Елены. Он очень красивый внутри и снаружи. На улице было жарко, мои ноги в неудобных, жестких сандалиях болели. Я посидела на лавочке в соборе, любуясь на витражи и иконы, слушая шепот прихожан и отдыхая в прохладе полутемного помещения. Я решила, что католики лучше православных: у них в церкви можно посидеть.

У моего отца был ребенок от первого брака, и он всегда для него был важнее. Он делал с ним уроки, давал деньги, позже одалживал на квартиру, на бизнес, потом на долги. Наверное, он чувствовал себя виноватым перед ним. Я хотела произвести на отца впечатление: думала, что пойду по его указке на факультет «бухгалтерский учет и аудит», добьюсь успеха и скажу: «Смотри папа, я добилась, я лучшая, у меня все получилось. Я сильная, я смогла, даже без тебя». Нет, не так. Я скажу ему: «Люби меня, я достойна».

Все было хорошо до того момента, пока я, держа малютку на руках и изнывая от высоты каблуков, не начала смеяться прямо посреди молитвы, которую читал батюшка

Я много работала. Однажды моя подруга попросила меня быть крестной ее ребенка. Это было очень помпезное мероприятие. Приехала куча родственников, для них это было масштабное развлечение. Единственным, кто не радовался, был младенец. Ну и я. Все было хорошо до того момента, пока я, держа малютку на руках и изнывая от высоты каблуков, не начала смеяться прямо посреди молитвы, которую читал батюшка.

(Надо сказать, что в это время над страной бушевал кризис, был 2009 год, люди пачками теряли работу, а я как раз пыталась заниматься недвижимостью, и моя фирма была серьезно закредитована под покупку квартир. Я до сих пор помню ночные звонки коллекторов. Они были не настолько озверевшие, как сейчас, но нервы мне потрепали изрядно. Я боролась как могла. И тут, посреди отчаянной борьбы, этот абсурдный эпизод с крещением, батюшкой, выпившими родственниками и кричащим несчастным младенцем, которому я искренне сочувствовала.)

Я начала смеяться. Прямо посреди молитвы я смеялась, смеялась и смеялась, не могла остановиться, сорвала церемонию, меня вывели из церкви. Я проплакала еще четыре часа, прежде чем успокоилась. Подружку я больше не видела.

Когда мне исполнилось 33 года, я вдруг поняла, что мне больше некуда идти. Я взвешивала то, что случилось со мной за эти годы. Тяжелый ежедневный труд. Сначала в аудиторской компании - помощником, руководителем команды, менеджером. Потом собственное дело, сначала в квартирном бизнесе, закончившееся полным банкротством. Потом новое дело, которое я начала со своим институтским приятелем, - компания по обслуживанию СМС-трафика.

Последние три года мы работали по 16 часов в сутки, и я сильно уставала. Света в конце тоннеля не было видно, деньги подходили к концу, нам срочно нужен был стратегический инвестор или новый крупный клиент. Я чувствовала, что в третий раз подняться у меня уже не получится. Просто сил не хватит.

Это был самый трудный момент в моей жизни. И тогда посреди этого всего я встретила Карена.

Никогда бы не подумала, что буду встречаться с армянином, да еще и с художником, человеком, на мой рациональный взгляд, не имеющим твердой почвы под ногами. Неважно, как мы встретились и сблизились, что нашел он во мне, усталой и отчаявшейся, как отогрел мое сердце и ум, не веривший уже никому. Важно, что после встречи с ним дело вдруг пошло на лад.

Осенью 2014 года он сказал мне, что один его клиент, крупный коллекционер из правительства, посоветовал поменять все деньги, какие есть, в валюту, подождать полгода и посмотреть, что будет.

Мы взяли огромный кредит на нашу фирму, заложив все, что у нас было, и поменяли деньги в валюту. Мой партнер по бизнесу, используя деньги, выигранные за счет этого совета, не только расплатился с банком, но и купил быстродействующие серверы и смог наладить новое программное обеспечение. Мы внезапно вырвались на рынок, выиграв крупный тендер.

Сейчас у нас все хорошо. В Армении мало исповедуют ислам, но Карен - потомственный мусульманин. Когда он делал мне предложение, он попросил, чтобы я тоже приняла ислам, сказал, что ему будет приятно. Я согласилась. Так я столкнулась с религией в третий и последний раз.

Андрей, 51 год, военный в отставке, предприниматель

Перешел из ислама в христианство

В советские времена упорно шла борьба с религией и все были атеистами. Несмотря на то что мой отец мусульманин, он никогда не ходил в мечеть и не знал Коран. Сам он называл себя мусульманским атеистом. Он рос в глухой деревне. У татар тогда не было отчества, а фамилия давалась по имени отца. Отец стал одним из множества Халиловых. Пришло время поступать в военное училище, нужно было оформлять документы, и он взял более русские имя и фамилию, вступил в партию. А чтобы делать карьеру, он должен был быть неверующим. Потом настало время жениться. Он вернулся в татарское село, где ему истопили баню. Там его ждала девушка. Позже он узнал, что, если татарин моется в бане с девушкой, она становится ему женой. Жениться непонятно на ком он не хотел, так что сбежал в другой город. Там в общежитии он встретил татарскую девушку, тоже из глухого села. Она почти не знала русского. Она ему понравилась, позже они расписались. Отец категорически запретил разговаривать на татарском языке в семье. Поскольку мама плохо знала русский, она почти не разговаривала со мной и с моей сестрой.

Все меня называли Андреем. В детский сад пошел как Андрей, в школу тоже. Когда я получал паспорт, то впервые узнал, что я, вообще-то, Азат, а имя у моего отца совершенно другое. Позже я поступал в военное училище, назвался Андреем, а документы принес на Азата. Тогда мне сказали, чтобы я определился, кто я - Андрей или Азат.

Однажды я шел по улице, ко мне подошла женщина и сказала, что я болен и что она может меня вылечить, но она не принимает мусульман

С будущей женой я познакомился еще в школе, и, когда вернулся из училища, мы поженились. Мне было 22 года. Поскольку моя супруга христианка, меня волновал вопрос, как к нашему союзу отнесутся наши родители. На свадьбе мой отец сказал, что я никто, не принадлежу ни к одной религии, мы можем жить как хотим и он ни на чем не настаивает.

Наступили 90-е годы, ситуация с религией изменилась. Я сильно заболел и практически умирал. Врачи не могли мне помочь. Однажды я шел по улице, ко мне подошла женщина и сказала, что я болен и что она может меня вылечить, но она не принимает мусульман. Женщина была ясновидящей и целителем. Я очень удивился - откуда она узнала про болезнь? И подумал: раз она видит, что я болен, значит, вероятно, сможет мне помочь. Другой надежды у меня все равно уже не было. Я очень хотел верить в чудо и пошел в церковь, покрестился. После чего отправился по оставленному женщиной адресу. В итоге она вылечила меня христианскими молитвами и святой водой.

С тех пор я точно знаю, кто я. Стараюсь соблюдать пост, в Крещение купаюсь в проруби, праздную Пасху вместе с женой, но специально не молюсь и в церковь хожу не часто. Я просто поверил. Христианство дало мне веру в жизнь и в чудо.

Семья, узнав о том, что я принял христианство, от меня отвернулась. Сестра сразу спросила, как они теперь меня будут хоронить? На что я заметил, что в моей семье все старше меня, так что не факт, что это они будут меня хоронить. Мама всегда слушалась отца, как и положено мусульманским женщинам, а отец твердо решил, что я ему больше не сын. Я пробовал помириться. Первое, что я сделал, - пошел в мечеть и попросил совета у имама. Тот сказал пригласить отца, хотел с ним поговорить, объяснить, что Бог един и каждый человек имеет право прийти к вере своим путем. Но отец категорически отказался. Сказал, что никогда не ходил в мечеть и не пойдет сейчас и что никто ему не имеет право диктовать, как жить. Будучи сам человеком неверующим, он объявил мне бойкот, написал письмо на двух листах, в котором требовал помимо смены религии развестись с женой, которая, по его мнению, подталкивала меня принять христианство. После этого я пошел в церковь и поговорил с батюшкой. Батюшка сказал, что это мой крест по жизни, я сам выбрал религию и должен помириться с родными. Он сказал позвать отца для разговора. Отец снова отказался прийти.

Так прошло четыре года, пока однажды папа просто не зашел ко мне в дом и не стал вести себя как ни в чем не бывало. Я по-прежнему христианин, мы помирились, ничего не обсуждая. Возможно, когда-то он захочет поговорить со мной. А пока мне достаточно того, что моя семья снова вместе.

Евгения, 29 лет, научный консультант

Перешла из христианства в буддизм

Крестили меня еще в младенчестве. Сколько себя помню, всегда верила в Бога и никогда не сомневалась в его существовании. Но то, как христианство объясняет предназначение человека, процесс его рождения и смерти, казалось мне спорным. Мне не давало покоя, что человек послан на землю смиренно страдать. Я, как мать, не могу понять, как можно обречь своего ребенка на жестокие муки и страдания (имея в виду Христа). Как одна его смерть могла в принципе что-то искупить и перед кем?

У меня изначально был не христианский образ мышления, наверное. Нельзя сказать, что я целенаправленно искала подходящую мне религию. Нужные люди сами стали появляться в моей жизни. Я встретила своего будущего мужа и с его подачи стала интересоваться буддизмом.

В буддизме не обязательно подставлять вторую щеку, если тебя ударили. Но сам факт удара - это божественное проявление, которое тебя чему-то учит

Некоторые вещи во всех религиях перекликаются. Главная идея любой веры - это любовь к Богу. В буддизме она воспринимается как любовь ко всему окружающему миру. Путь христианина означает принятие, терпение и смирение; любовь к Богу, любовь ко всему живому вокруг. Все тяготы нужно переносить смиренно. А в буддизме не обязательно подставлять вторую щеку, если тебя ударили. Но сам факт удара - это божественное проявление, которое тебя чему-то учит. Одинаково и отношение к сексу: не разрешается предохраняться, должны рождаться дети - как результат любви. На самом деле пути христианина и буддиста похожи - понятия плохого и хорошего в религиях схожи. Но модели жизни и смерти разные.

В христианстве земная жизнь дана единожды, далее душа отправляется навечно в рай или ад. А в буддизме тело - только рубашка для человеческой души, которая вечна. Каждое новое перерождение для буддиста - это способ приблизиться к Богу, если живешь по божественным законам; отработать грехи из прошлых жизней, очистить карму. Путь рождения не бесконечен. Монахи стремятся прожить текущую жизнь так, чтобы прекратить цепочку перерождений в этом мире и перейти в более тонкие миры.

Самым сложным вопросом оказалось воспитание детей. Я всегда думала, что если у родителей нет сомнений и они уверены в чем-то, то будет несложно передать ребенку свои знания. Но оказалось, что влияние общества очень сильно. Я думала, что разум ребенка как чистый лист и его можно заполнять чем угодно. Но меня ждало неприятное открытие - соседи, бабушка, знакомые, друзья уже что-то нарисовали на нем. Родственники иногда гнут свою линию. Например, объясняя, что дедушка на небесах. В итоге дети в смятении - мама с папой говорят одно, а бабушка другое. Или бабушка пытается накормить ребенка мясом, потому что это полезно, а наши дети не едят мяса. Приходится многое им объяснять.

Мои родители никогда не были против моего мировоззрения, так что как такового конфликта отцов и детей у нас не возникало. Их отношение к жизни с годами тоже стало меняться, и многие мои верования они теперь разделяют. У нас хорошие отношения, и я им благодарна за то, что они укрепили во мне веру в Бога. Детям я объясняю, почему в христианстве мы следуем таким-то обрядам, а что-то берем из буддизма. Крестили мы их рано, еще в саду. Это скорее дань уважения родителям, защита от лишних вопросов окружающих. Нам не хотелось идти на конфликт, родителей беспокоило, что внуки не крещеные. Мы дождались, пока дети были в состоянии понять, что такое крещение, и дети прошли обряд в полном понимании. Я думаю, они подрастут и сами выберут свой путь.

Конечно, многие христианские обряды мне и сейчас помогают в сложной ситуации. Некоторые молитвы я постоянно использую для разговора с Богом. Я часто читаю «Отче наш», хочу, чтобы дети его знали тоже. Невозможно полностью отказаться от того, к чему тебя приучали с детства. Некоторые ритуалы уже часть тебя, настолько они важны и сильны.

Я стараюсь медитировать, как только появляется такая необходимость и возможность, - для этого нужен настрой и уединение. Процесс чем-то похож на йогу. Некоторые ошибочно воспринимают ее как физкультуру. А йога неразрывно связана с медитацией. Важна не только точная поза, которая помогает медитировать, но и душевный настрой. Медитировать можно и в парке, например. Чаще всего мы медитируем для того, чтобы получить ответ на какой-то сложный, мучительный вопрос. Медитация - это не выбор решения из нескольких придуманных тобой. Во время сеанса открываются неожиданные варианты, о которых ты даже не думал. Человек отключается и общается с высшими силами, которые посылают знаки.

Однажды муж сидел на лавке в парке, занимался медитацией и получил ответ в таком виде: мимо проходила компания людей, один из них что-то рассказывал, и оказалось, что обрывок его фразы, долетевший до мужа, стал решением вопроса. Порой в суете дней мы не замечаем что-то важное. Медитация помогает отделить зерна от плевел. Медитацией можно вылечиться, например, от простуды или более серьезных болезней. Это искусство. Конечно, у мужа это получается лучше, а я постоянно совершенствуюсь. В будущем мне было бы интересно побывать в Тибете и лучше узнать о жизни монахов.

Я очень уважительно отношусь к любой религии. Само по себе то, что человек верит в Бога, уже достойно уважения. Мне не важно, как он это делает, как зовет он пророка и какие у него молитвы. Вера в существование Бога объединяет всех людей, делает всех добрее и терпимее.

Николай 38 лет, военный

Перешел из христианства в ислам

В этот спор, что правильно, а что - нет, для меня всегда была вовлечена и религия. Я постарался вспомнить основные моменты, которые привели меня к решению поменять веру. Я вырос в неполной семье. Точнее, неполной она стала, когда мне было 9 лет, - отец ушел от нас. Мама была хорошей, доброй, отзывчивой, занималась домом. Отец был военным, мы часто переезжали. Казалось, родители любили друг друга. Я думаю, ничего бы не произошло, если бы мама со временем не становилась все более и более религиозной. Возможно, ей было скучно, отец был на работе, и она пыталась заполнить пустоту. Она крестила меня совсем маленьким, хотя отец был против этого. «Вырастет, само решит», - шутливо говорил он. Мы с мамой часто ходили в церковь. Когда мне было 8 лет - слишком часто. Мама начала петь в церковном хоре, и, хотя отец сначала вежливо, потом силой пытался остановить ее, вернуть в семью, она совсем перестала его слушать.

Мне вспоминается случай, произошедший за обедом у нас на кухне. Отец пришел пораньше, а я в этот день подрался с двумя мальчишками постарше. Я защищал малыша, у которого они отняли мячик. Малыш плакал, и мне показалось это несправедливым. А папа всегда говорил мне, что надо стараться поддерживать справедливость.

Тогда отец, увидев синяки на моем лице (а мне здорово досталось), спросил меня, как все случилось. Я рассказал. Он похвалил меня. А мама до этого сильно ругалась, говорила, что я неправильно толкую веру, что надо учиться смирению и, если бьют в правую щеку, подставлять левую. Мысли отца мне понравились гораздо больше.

Именно тогда я подумал: что это за вера такая, которая отняла папу у мамы, а маму у папы и которая не позволяет отбиваться от плохих мальчишек?

Через некоторое время отец ушел. Матери пришлось зарабатывать деньги, и с религией на время было покончено. Мы переехали в Москву.

Именно тогда я подумал: что это за вера такая, которая отняла папу у мамы, а маму у папы и которая не позволяет отбиваться от плохих мальчишек? Мама умерла, когда мне было 23 года.

Вторая история произошла со мной в школе. Подростком я много читал: папы не было рядом, мама работала на двух работах, советоваться было не с кем. Я помню тишину библиотек, приглушенный шепот и шарканье ног по коридорам, запах пыли и корешки книг, стоящих на полках, по которым я пробегал пальцами, отыскивая нужные. Там я познакомился с величайшими классиками. Меня особенно тронула фраза, которую вложил в уста горца Ибрагима-Оглы русский писатель Шишков. «Что Аллах, что Исса - все едино», - говорил он. Тогда я понял, что каждый верит в своего Бога.

Дальше было летное училище, распределение в часть. Я был лучшим выпускником потока, но летали мало. Потом сменилась власть и стали летать больше. Меня командировали в Ливию. Мы летали на бомбежки. Вылетая на миссию, нажимая на гашетку бомбометателя, я думал, не ошиблись ли люди, направляющие мой самолет? Не летят ли бомбы на детей, женщин, на невинных мужчин?

Я всегда поражался американскому летчику Полу Уорфилду Тиббетсу, пилоту «Энолы Гей», который обратил в пепел столько невинных людей и никогда не сожалел об этом. Для него эти люди были статистами, ничего не значащим пеплом. Неверными, подлежащими истреблению. Тогда я опять подумал, что в нашем христианстве что-то не так.

К нам на базу частенько заходили ливийцы-шииты. Мы не прогоняли их, общались. Далеко не во всех из них была ненависть. Они очень религиозны, но даже истинно верующие вполне вменяемы, религия не затмила их разум, как разум моей мамы.

Они проповедуют добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное общество - это основа ислама. Я подружился с некоторыми из них, понял их образ мысли, культуру. В этой молодой религии я нашел призыв к действию, которого мне не хватало. Возможно, какое-то оправдание тому, что я невольно делал.

В общем, теперь я верю, и во мне появилась какая-то воля, может быть, определенный стержень, помогающий мне преодолеть трудности, содержащий в себе одновременно и силу, которую воспитывал во мне отец. Но силу мягкую, которая требуется, чтобы защитить слабого.

Читайте также

Возможно, природа этого явления схожа с природой т.н. cтокгольмского синдрома - психологического состояния, возникающего при захвате заложников, когда заложники начинают симпатизировать и даже сочувствовать своим захватчикам или отождествлять себя с ними.

Прочитать ещё 2 ответа

Вы ещё не упомянули, что есть свои образы Ииуса в гностических религиях, в религиях New Age, в европейском оккультизме, в буддизме, в индуизме, в бахаизме, в мунизме, у мормонов и свидетелей Иеговы. Даже у римского императора-язычника Александра Севера в его дворцовом святилище среди изваяний разнообразных богов была статуя Иисуса. Наверное было и какое-то своё языческое отношение к этому. Даже у некоторых атеистических авторов есть своё видение Иисуса - как древнего революционера, борца за свободу и т.п.

Лично я считаю, что большинство этих образов, кроме, быть может, каких-то совсем экзотических, дополняют друг друга.

О ПРИНЯТИИ СЕБЯ. ПОЧЕМУ ЭТО ТАК ВАЖНО.
Как-то так получилось, что тема принятия себя за последнее время стала все чаще и чаще возникать в психотерапевтических сессиях. Работа в психотерапевтической группе тоже без этого не обходится. Как же нам принимать себя? Ведь мы православные. А это означает в том числе и то, что мы должны тщательно исследовать себя на предмет греха. А если принимать себя, то не будет ли это равносильно попустительству своему греху, своим страстям?
Вот почему так важно рассмотреть эту тему подробнее. Чтобы было понятнее, о чем идет речь, привожу стихотворение Елены Р. Лена попросила не указывать свою фамилию. Дело в том, что у многих существует предубеждение, что если человек посещает психолога, ходит в психотерапевтическую группу, то с ним что-то не явно не так… Одним словом, Лена не хочет, чтобы кто-то из ее знакомых знал об этом. Кстати, это действительно предубеждение, сложившееся в нашем обществе. Многие продолжают посещать группу не потому что у них что-то не так, а потому, что осознают, что они могут жить иначе: лучше, полнее, радостнее… Группа способствует этому. Подтверждается это кстати, и тем фактом, что абсолютно все члены группы на определенном этапе начинают реализовывать свой творческий потенциал. И тут нет ничего удивительного. Мы ведь . Вот только не всем удается этот потенциал в себе распознать, открыть и реализовать... Лена пишет стихи. Одно из ее стихотворений я предлагаю вашему вниманию:

Легко любить себя успешную,
Легко любить себя красивую.
Ходить походкою неспешною,
Смотреть с улыбкою игривою.

Легко любить себя любимую,
Заботливой рукой холёную.
В дневных трудах неутомимую,
Мечтою светлой окрылённую.

А ты попробуй – неумытую
Спросонья. И с помятым ликом.
Нечёсаную и небритую.
В своём несчастии великом.

С истерикой, наружу рвущейся
Или слезою депрессивною.
С душой измученной, метущейся.
Лени-апатие-пассивную.

Так любят те, кто с нами рядом.
Кто видит нас сквозь толщи грёз.
То злясь, то требуя награды,
Не оставляют нас всерьёз.

Прощая всё, как дети малые,
Спасая всё, что губит грех,
Являя милость небывалую,
Так любит Тот, кто ближе всех.

Мы учимся любить ближнего, стремимся выстраивать отношения с Богом. Выражение о том, что не полюбив себя, мы не сможем никого любить стало уже расхожим... Но, по всей вероятности, проблема принятия себя остается для многих из нас действительно неразрешимой проблемой. И выражается она амбивалентным (противоречивым, полярным) отношением к себе. С одной стороны – это недовольство собой, отсутствие принятия себя, непомерная к себе требовательность; неумение потерпеть себя таким, каким ты являешься сейчас, а именно в этой конкретной ситуации, в этот конкретный момент своей жизни…
С другой стороны – это наше удивительная особенность тщеславиться и гордиться самым ничтожным достижением, успехом, постоянное стремление к тому, чтобы услышать о себе что-то лестное и приятное, стремлением к тому, чтобы на нас обращали внимание, хвалили, ценили, почитали…
На первый взгляд в этом нет ничего плохого. Мы хотим меняться. Хотим стать лучше, а значит вроде бы так и должно быть: и критика в свой адрес постоянная и суровая… Важна и «обратная связь», то есть оценочное мнение других людей… Однако, есть в таком подходе определенные ловушки или подводные камни, о которых мы должны знать. И именно они портят всю картину и отравляют человеку жить. И не только отравляют, но и тормозят, не позволяют нам двигаться дальше.
Зачастую у православного человека складывается определенный идеальный образ себя - хорошего, правильного, успешного в своем духовном развитии, возможно, и просто успешного по жизни. И соответственно есть стремление соответствовать этому образу… Действительно, придя к вере, в какой-то момент мы осознали, что какую-то часть своей жизни мы жили без Бога, жили не правильно. И понятно, что хочется скорее все исправить и теперь жить иначе. Но, почему-то не все получается. Не получается у нас всегда делать то, что хотим, что считаем правильным.
Вот и апостол Павел пишет: «19. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. ... 24 Бедный я человек!» (Рим.)
Что же происходит? Мы должны помнить о том, что для того, чтобы измениться, требуется время. Психика человека обладает инерцией. И сила этой инерции велика. Наше сознание не может быстро перестроится, как бы мы того ни хотели. Именно наша гордыня, наше тщеславие подталкивают нас к ожиданию быстрого результата. Но это невозможно. Чтобы перемены стали устойчивыми, чтобы изменения произошли на всех уровнях, требуется время. По большому счету, если мы имеем ввиду христианское преображение личности, то на этот процесс отведена вся наша жизнь. Для этого есть еще и духовные причины. А значит, в этом есть и определенный смысл. Если бы мы быстро все получали, чего желаем, в том числе изменений на духовном уровне, было бы это полезно нашей душе? Не стали бы мы гордиться своими дарованиями?
Вот почему изменения наши не будут быстрыми. Пройти по пути изменений равносильно подвигу. Слово подвиг святые отцы трактовали как подвижение, то есть подвиг не определяется порывом, волевым усилием, каким-то единичным актом. Это именно медленное постепенное движение к намеченной цели. Движение это обязательно будет сопряжено с искушениями "сойти с дистанции". И если мы притчу о блудном сыне, возьмем как метафору, то суть подвига (подвижения) - это обратный путь. Но есть и часть пути – это путь возвращения в «дом отца». И эта самая трудная и ответственная часть пути. Обычно всегда уделяют внимание той части пути, которая привела блудного сына к состоянию духовного голода. Существует заблуждение, что достаточно подойти к той точке, когда возникает намерение жить иначе. И что этим все решено. Но так не бывает. Именно здесь все и начинается. Трудности в том, что от человека потребуются совсем иные качества, иные навыки для совершения пути назад. Я бы даже сказала другие внутренние ресурсы, до сих пор нами не востребованные. Это ресурсы духовного порядка. Ведь потребуется пройти обратный путь, пройти его до того, момента, когда встреча с Отцом станет для нас очевидной и все сомнения, основанные на нашем малодушии, останутся позади. Путь к Богу никак не может оказаться быстрым. Именно на этом пути формируются наши отношения с Ним, укрепляется наша вера... Именно этот путь и есть по сути путь внутренней трансформации личности - динамический процесс психических и духовных изменений в человеке.
На этапе возникновения намерения "возвратиться" для человека знать о том, что вектор выбран правильно. Это позволяет укрепиться в намерении и сохранять мотивацию к продолжению пути в моменты, когда будут одолевать сомнения. От нас потребуется в любом случае продолжать этот путь не смотря на все искушения. Одно из искушений – это ожидание быстрого результата. Но так не бывает. Не обойтись нам без «регресса» (есть такой термин в психотерапии, обозначающий откаты назад). Говоря языком святоотеческой аскетики, не пройти человеку этот путь без падений. И тут самое важное это отказаться от ожиданий, что можно их избежать. Понимание этого позволит нам перестать бояться падений. А значит, мы перестаем принимать состояние регресса, как показатель того, что мы сбились с пути. Регресс это нормально. Это всего лишь повторение пройденных уроков, закрепление так сказать выученного материала, призыв нас к большей осознанности, к развитию внимания к своему "внутреннему человеку", к развитию таких необходимых духовных качеств, как смирение и терпение... Понимание характера внутренней динамики личностного развития дает нам возможность не позволять помыслам уныния овладевать собой. А они, эти помыслы, обязательно будут стремиться овладеть нашим сознанием, сбить с пути, и даже отказаться от его продолжения... В разной форме, но звучат они примерно так: «все напрасно, ничего у меня не получится, все бесполезно, почему именно у меня все так трудно? почему у других иначе? жизнь прошла зря и ничего не исправить, уже поздно что-то начинать...». Здесь следует напомнить, что святые отцы называют помыслами не только мысли, но и эмоциональные состояния, непосредственно с ними связанные. Об этом очень важно знать. Дело в том, что у человека не может быть мыслей отдельно от состояний. Не зря же мы часто слышим фразу о том, что мысль материальна, мысль обладает энергией...В нас все связано и все подвергается влиянию. В данном случае, это касается мыслей, чувств и поступков. Любая мысль всегда наполнена нашей психической энергией. И если мы позволяем вышеперечисленным мыслям укрепиться в сознании, то они обязательно приводят к унынию. А уныние – это состояние человеческой души без Бога. В унынии мы остаемся наедине с собой, лишаемся Божией поддержки. Состояние уныния не случайно считается одним из грехов. Ведь именно в унынии, хотим мы того или нет, мы ропщем против Бога, мы отказываемся доверять Божиему промыслу о нас. Мы начинаем по-своему трактовать происходящие с нами события. Получается, что мы добровольно отворачиваемся от Него, отказываемся от Его поддержки и заботы. А ведь корень проблемы в том, что мы в какой-то момент отказываемся потерпеть себя, возомнив, что мы уже должны быть иными. Мы забываем о том, что человеческая душа возрастает, проходя через скорби, иными словами через падения (для нашей гордыни нет большей скорби, чем пройти через падение). Поэтому для духовного исцеления личности падение необходимо. Однако, это не означает, что надо оставаться в падении, пребывать в нем. Нет, необходимо вставать, не поддаваясь чувству жалости к себе, пока страсть уныния не овладела нами. Принцип простой и понятный: "упал - отжался". И никак иначе. И если нам удастся об этом помнить, мы научимся спокойнее относиться к своим «падениям». А это означает, что мы будем себя принимать себя и не успешными, и совершающими ошибки, и совершающими глупые и неразумные поступки. Все это опыт. Ведь для того, чтобы прийти по-настоящему, к пониманию христианства, к глубокому, внутреннему пониманию, мы обречены пройти путь «блудного сына». Иными словами, обречены на опытное познание себя, людей, Бога. А это всегда происходит именно таким путем. Вот почему христианский путь – это путь крестный. Радует то, что в какой-то момент человек на самом глубинном своем уровне начинает это осознавать. И вот это и есть та точка, с который возможен путь обретения веры, такой веры, которая постепенно начинает нас укреплять и помогать нам на жизненном пути. Нет, проблем не станет меньше, не станет меньше и скорбей. Просто изменится наше отношение к ним. Уйдет страх, уйдет возмущение, ропот… А это самое главное. И вместе с этим изменится и отношение к себе. Мы подойдем к пониманию сути христианской любви, в том числе это касается и любви к себе. Такие понятия, как любовь к себе, любовь к ближнему, любовь к Богу – все это понятия имеют общую основу. И если мы не можем потерпеть ближнего, то конечно это говорит о том, что мы не в состоянии спокойно и трезво понести и свои немощи… И получается, что перед Богом нам важнее не быть самим собой; а прежде всего очень важно выглядеть, казаться. А значит, как таковых, отношений с Ним нет. Но мы продолжаем снова и снова забегать вперед, в своем стремлении не быть, а казаться. Но ничего не получается… Нас останавливают, нас притормаживают… Для Бога важно, чтобы мы прошли весь путь нашего духовного возрастания последовательно и постепенно, отказались от ненужных ролей и масок, научились общаться с Ним открытой душой. Пока не будет пройдено достаточное количество уроков, проделаны все "работы над ошибками", Он всегда нас будет возвращать обратно. А это значит, что надо с радостью и смиренно принимать эти уроки, благодарить Его за Его терпение и любовь к нам.
Вот уже постепенно мы приходим к большей осознанности, к тому, что такие понятия как терпение, смирение, добродетель рассуждения становятся для нас не просто терминами из святоотеческих текстов, а важным полезным опытом, опираясь на который мы приобретаем способность уже не так горько унывать в своих падениях.
Возможно, настанет момент, когда мы поймем смысл слов Луки Войно-Ясенецкого «Я полюбил страдание». (Такое название имеет одна из его книг). И это, конечно же, не о мазохистской любви к страданию… И то, о чем сказал Серафим Вырицкий в своей брошюре «От Тебя это было» для нас в какой-то момент нашей жизни станет многое понятным потому что эти знания будут созвучно нашему опыту. Но для этого требуется время. И требуется продолжение нашего пути. Однако мы должны помнить, о том жизнь каждого человека уникальна и одним из важных отличий опыта современного человека от опыта вышеупомянутых святых состоит в том, что на долю человека нашего времени в большей степени выпадают страдания иного плана. Я бы обозначила их как страдания невротического характера. Вероятно, каждое время характеризуется своими особенностями, в том числе и особенностями христианского подвига.

Но в каждом христианском пути любого человека, человека всех времен, всегда есть общее... Закончить эту статью мне бы хотелось словами о том, что хорошо бы нам чаще размышлять о том, каким образом стоят на пути принятия себя. И не просто поразмышлять. А каждый такой случай в своей жизни рассмотреть внимательно и честно. Возможно, это поможет нам начать относиться к себе терпимее и с некоторой долей христианской любви. Ведь не может быть христианства без любви… В том числе и по отношению к себе.

Мусульмане, принявшие христианство, не редкость для современного мира. Постепенно все больше людей из разных стран меняют ислам на католическую или православную веру. Почему так происходит?

Мусульмане, принявшие христианство, в Египте

Уже более миллиона египетских мусульман приняло христинаство. Лишь в 2012 году было продано больше 750 000 аудиокопий и 500 000 текстовых копий и 600 000 копий фильма "Иисус".

Почему приняли христианство многие мусульмане?

Ислам становится менее привлекательным. По данным из различных источников, за 28 лет шариатского правления в Иране, руководители не смогли решить социальные и экономические проблемы и сделать страну примером поэтому многие жители разочаровались в своей религии.

Многие меняют веру из чувства безысходности. Христианство дает веру в свои силы и в то, что жизнь изменится к лучшему.

Мусульмане, принявшие христианство, в Иране

В Иране Евангелие и Ветхий Завет резко стали пользоваться спросом. Многие желают купить Священное Писание на фарси. По разным данным, количество иранских новообращенных христиан составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек. Всего в Иране проживает около 70 млн. Ежедневно около 50 мусульман принимают христианство, причем, делают это тайно. Это объясимо, ведь такие действия запрещены под страхом смерти. Но в Европе к этому относятся более лояльно. Так, только в столице Великобритании расположено 3 христианских церкви для иранцев. Аналогичные церкви есть также в 9 городах Англии, 14 странах Европы, 22 штатах Америки. В крупных имеется 8 соборов и в Австралии - 4. Всего на Западе функционирует свыше 150 подобных церквей.

Мусульмане, принявшие христианство, в Алжире

Массовые изменения веры наблюдаются и среди берберских племен. В 2006 году даже был издан закон о запрете миссионерской деятельности. Несмотря на то что он ограничивает права человека (согласно соглашений ООН), закон и по сей день действует.

В соответствии с этим, человек, который принуждает или подстрекает мусульманина к смене веры, рискует попасть в тюрьму на срок 2-5 лет. То же наказание предусмотрено за распространение, создание и хранение религиозной литературы, которая может пошатнуть веру мусульман.

Как обстоят дела в других странах?

Ежегодно около 35 тыс. турецких мусульман становятся христианами. В Малайзии примерно 100 тыс. человек изменили веру. В Индонезии ежегодно становятся христианами около 10 тыс. человек. В этой стране переходы из одной конфессии в другую разрешены, но споры вокруг этого явления все же ведутся. В Йемене массовый отток мусульман в другие веры сильно осуждается. Поэтому новообращенные христиане устраивают совместные молитвы в строгой секретности в домах иностранцев. Т.к. если кто-нибудь узнает о том, что мусульманка приняла христианство, ее непременно казнят. То же относится и к молодым людям, нарушившим нормы шариата.

Нормально ли это?

В каждой стране свое понимание нормы. Где-то изменение конфессии карается смертью, где-то к этому относятся лояльно. Поэтому универсального ответа нет. В то же время растет число христиан, которые принимают ислам. Причем, среди них есть видные ученые, спортсмены и общественные деятели.

ВОПРОС: Здравствуйте!Хочу поведать Вам свою историю и получить ответы, что мне делать.

Раньше я была христианкой и у меня был муж, но он был наркоманом, пьяницей и бил меня. Потом я ушла от него. После у меня были интимные связи с разными мужчинами в том числе и с мусульманами. Но появился в моей жизни мужчина-мусульманин. Сам он из Азиатской страны СНГ, но жил и работал в Москве. Мы встречались (я ездила к нему). Он сразу сказал, что имеет свою семью и детей. Но несмотря на это я влюбилась в него. Тогда он предложил быть его второй женой. На тот момент он уже свыше года не жил со своей семьей и возвращаться не было возможности. Я согласилась, но с условием, что он потом разведется. Потом я приняла ислам и получила имя Фатима. Мы прошли Никях. То есть по исламу мы были муж и жена. Но он все время был в разъездах на заработках. Несмотря ни на что я ждала и любила его. У нас родилась дочь. Она в исламе и имя дали мусульманское. Но потом он вернулся в семью и 2 года были только звонки-обещания, смсы и когда мог отправлял деньги для ребенка. Потом он сказал, чтобы я ехала к нему с ребенком и он разведется с женой и мы будем жить вместе. Но я не поехала. Потом он в гневе написал мне письмо, чтобы я нашла себе другого мужчину. Но он успокоился и после этого он еще звонил и мы общались. Но я устала ждать. Постепенно я начала встречаться с другим мужчиной-христианином и потом у нас была интимная жизнь. Я скрыла все это от мужа. Он выехал к нам в Казахстан но работал в другом в городе и сказал, что как закончит работу приедет к нам. Но я не хотела жить с ним, только чтобы встретился с дочкой. Потом он узнал, что я встречаюсь и ночую с другим женатым мужчиной (но он давно не живет со своей семьей, но и не разведен) и мы совсем разругались и он не приехав к нам уехал обратно домой. Потом по скайпу он объявил Талак и мы теперь не муж и жена. Сейчас я живу у родителей, но каждую ночь ночую с мужчиной-христианином. Дочка привыкла к нему. Днем мы тоже встречаемся. Он помогает нам. Я его не люблю, но он близок и дорог мне. Теперь мой бывший муж говорит, что я грешница и что я распутная раз встречаюсь с женатым мужчиной и еще христианином. И что я грешу. И что от этого может пострадать и моя дочь. У меня вопрос. Что мне делать? Действительно ли я грешу? Повлияет ли это на мою дочь? Могу ли я обратно вернуться в христианство? Могу ли я мусульманка выйти замуж за христианина?
Юлия Голованова

ОТВЕТ: ас салям алейкум Юлия!

Надеюсь, иншааЛлах, у вас хватить терпения дочитать до конца, ради вас старался, чтобы вы все поняли, как следует! Я специально привожу аяты Аллаха «красными буквами », чтобы вы поняли, что они с Корана. Ваш муж полностью прав! С ваших слов понял, что в разводе вы сами виноваты, т.к. не поехали к своему мужу, когда он приглашал вас к себе жить. Вы как замужняя мусульманка, совершили очень большой грех – прелюбодеяния, да еще и с многобожником. Прелюбодеяния является большим грехом во всех религиях, не только в Исламе: « Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем » (17:32). Иисус (мир ему) также ругал род прелюбодеев!

Всевышний запретил мусульманкам замуж выходить за представителей других религий, поэтому как мусульманка вы не сможете стать женой христианина, который является многобожником и идолопоклонником: « Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют. Безусловно, верующая рабыня лучше многобожницы, даже если она понравилась вам. И не выдавайте мусульманок замуж за многобожников, пока они не уверуют. Безусловно, верующий раб лучше многобожника, даже если он понравился вам. Они зовут к Огню, а Аллах зовет к Раю и прощению со Своего соизволения » (2: 221).

Не забывайте, что в День Суда кроме Ислама ни одна религия не будет принято Всевышним, поэтому прежде чем отказаться от Ислама, очень хорошо подумайте: «От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших убыток » (3: 85).

Каким тяжелым будет День Суда, можете узнать, прочитав слова Аллаха: «В тот день (Судный День) человек бросит своего брата, свою мать и своего отца, свою жену и своих сыновей, ибо у каждого человека своих забот будет сполна» (Нахмурился, 34-37) и «В тот день, когда небо станет подобно расплавленному металлу (или осадку масла; или кровавому гною), а горы станут подобны шерсти, родственник не станет расспрашивать родственника, хотя они будут видеть друг друга. Грешник пожелает откупиться от мучений того дня своими сыновьями, своей супругой и своим братом, своим родом, который укрывал его, и всеми обитателями земли, чтобы затем спастись. Но нет! Это - Адское пламя, сдирающее кожу с головы, зовущее тех, кто повернулся спиной и отвернулся, кто копил и прятал » (70:8-18).

Ведь мы живем в мире соблазнов, в мире временном. Сколько проживем и когда смерть придет за нашими душами, также не знаем. А будущая жизнь будет вечной. Где хотите жить вечно – в Аду или в Раю?!! Подумайте пожалуйста сами, оцените свою ситуацию. В вашем положении, когда вы уже уверовали, если откажетесь от Ислама, то получите двойной грех. Тем более думайте о будущем своего ребенка. Как любят говорить русские: «Мы предполагаем, а Бог располагает!» Не исключено, что Аллах может наказать вас и через вашего ребенка как в этой жизни, так и в другой: «Ваши богатства и ваши дети – не что иное, как искушение… » (Взаимный обман, 15) и « Тому, кто стремится пожать ниву будущей жизни, Мы увеличиваем его ниву. Тому же, кто жаждет нивы этой жизни, Мы даем ее, но нет ему доли в будущей жизни » (аш-Шура, 42/20).

Поразмышляли пожалуйста также над этим аятом, прежде чем принять окончательное решение: «Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице, а на (женщине) прелюбодейке женится только прелюбодей или многобожник » (24:3).

Предлагаю вам искренне покаяться и прекратить грешить, пока ангел смерти не прилетел за вашей душой: Воистину, Аллах обязался принимать покаяния тех, которые совершают дурной поступок по своему невежеству и вскоре раскаиваются. Их покаяния Аллах принимает, ведь Аллах – Знающий, Мудрый » (4:17) и «Затем, к тем, кто совершил злое по неведению, но после этого раскаялся и стал хорошим, поистине, твой Господь Прощающ, Милосерден » (16:119), «А те, которые совершили мерзость или обидели самих себя, вспомнили Аллаха, и попросили прощение за свои грехи, - а кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и, зная, не упорствовали в том, что они совершили, будет наградой им прощение от их Господа и сады джанната, в которых текут реки. Им там пребывать вечно. Сколь прекрасно воздаяние тем, кто совершает добро » (3:135,136).

Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Ад окружен тем, что нравится нафсу. Рай же окружен тем, что нафсу не по вкусу» (Бухари, Муслим…).

Владелец сайта Мейрханов Мейрам