Значение слова анимизм. Тотемизм, анимизм, фетишизм и магия - первые религии древних людей Анимизм примеры в современном мире

Слово «анимизм» происходит от латинского anima – «душа» и animus – «дух» , и означает характерное для первобытных племенных общин представление о существовании духов или душ у предметов, одушевление природных явлений, животных, предметов. Эти идеи присутствуют во всех известных религиях.

Анимизм считается одной из ранних форм религии , ведь предположение о существовании духов и души встречается во всех культурах человечества.

Некоторые ученые полагают, что до анимизма главенствовала такая форма верования, как аниматизм (от латинского animates – «одушевленный») – вера не в отдельных духов, а в одушевленность всей природы . Поклонение духам и сегодня является важным элементом культур многих народов.

Так, в различных племенах Индии верят в духов, населяющих леса, водоемы, горы. Духи могут быть как благосклонными к человеку, так и недружелюбными. И поныне существует культ предков, вобравший в себя ярко выраженные идеи анимизма.

Для него характерно поклонение душам умерших старших родственников. Духов предков почитают, полагается, что они покровительствуют потомкам.

Теория возникновения религий Тайлора

Первоначально термин “анимизм” ввел в науку и использовал в первой половине XVIII века немецкий врач и химик Георг Эрнст Шталь. В своей работе он характеризовал анимизм как верование о душе , как основе всего сущего, без которой никакие жизненные процессы невозможны.

Знаменитый английский культуролог и этнолог Эдвард Тайлор (Тэйлор) в конце XIX века продолжил развивать теорию анимизма .

Он считал, что анимизм является ранней формой религии, то есть стадией развития религии, присущей первобытно-племенным общинам.

Одновременно он работал над отслеживанием эволюции анимистической системы уже в религиях народов, обладающих высокой культурой.

Основным в теории Тайлора являлась идея, гласящая, что все ныне существующие религии, от наиболее примитивных и до высокоразвитых мировых религий, в своей основе имеют воззрения анимистические, потому он называл анимизм «религиозным минимумом».

Полученная в процессе исследований информация дала толчок для развития доанимистических течений, последователи которых полагают, что у анимизма есть предшественники, например:

  • магия (теория британского религиоведа, антрополога, культуролога Дже́ймса Джо́рджа Фрэ́зера)
  • аниматизм (теория российского этнографа Льва Яковлевича Штернберга и английского антрополога и религиоведа Роберта Рэйналфа Маретты)
  • дологический мистицизм , характерный для первобытных культур (теория философа и этнолога Люсьена Леви-Брюля).

Анимисты

Как у научной доктрины, век у анимизма оказался недолгим, тому способствовала развенчавшая анимизм как несостоятельную доктрину критика, высказываемая ученым сообществом.

Основной проблемой анимизма стало его узконаправленное видение – в процессе исследований было доказано, что религии не ограничиваются лишь верованием в существование духов, душ.

Потому современная наука обобщает под термином анимизм все верования первобытных обществ, которые и поныне существуют в разных уголках нашей планеты.

Возникший термин «анимисты» восходит к тэйлоровскому варианту понимания ранних форм религий как анимизма. Анимистами принято считать аборигенов Африки, американских континентов, Австралии и Океании, адептов местных религиозных верований.

Кроме того анимизм имеет особое влияние и в странах Азии , например, к ярко выраженной анимистической религии относят японский синтоизм или синто.

В Российской Федерации анимизм присущ многочисленным малым народам, среди которых можно выделить:

  • народы Дальнего Востока (орочи, нанайцы, негидальцы, ульчи, нивхи, коряки, якуты);
  • народы Сибири (эвенки, юкагиры, тофалары, хакасы, ханты, манси, кеты, ненцы и др.).

По своей сути анимизм – логически выстроенная система, имеющая ряд основных идей.

Так, анимисты считают, что человеческая жизнь не прерывается после смерти, а продолжается в мире загробном , соответственно души могут, как отправиться в мир иной, так и пребывать в мире людей, перейдя в предметы, представителей животного мира и даже вселяясь в человека (так возникло понятие одержимости).

В случае вселения духа в предмет-фетиш, такой предмет приобретает сакральность, становится магическим.

Разнообразные церемонии, жертвоприношения и ритуальные действия совершаются анимистами с целью умилостивить духов, поскольку злой дух может вредить не только разозлившему его человеку, но и племени в целом.

Среди основных понятий анимизма – перевоплощение , то есть душа умершего имеет возможность впоследствии оказаться в новорожденном ребенке или детеныше.

Вся система верований, согласно которой дух может воплощаться в животных или людях – это тотемизм. Тотемизм предполагает, что каждый человек или племя могут иметь свой тотем , дух нашедший воплощение в животном. Тотем во всем оказывает помощь человеку, спасает в случае опасности.

Сегодня свойственные анимизму убеждения, распространились в эзотерических практиках . Они в свою основу включили верование в присутствие духов и вероятность коммуникации с ними, и признают, что духи оказывают существенное влияние на окружающий нас мир.

В качестве основного догмата выступает разделение мира на духовный и физический . При этом существование мира духовного признают все эзотерики, только называется он иначе – астралом, информационным полем и пр.

Таким образом, исследование анимизма дает возможность рассмотреть, в чем лежат истоки и каковы механизмы различных эзотерических практик .

Исследователи выделяют такую характерную для анимизма черту, как схожесть анимистических верований и распространенность их среди племенных общин, никогда не имевших контактов между собой и проживающих на разных материках.

Ученые полагают, что столь широкое распространение анимистических верований произошло потому, что именно анимистическое представление о мире, окружающем человека наиболее объективно и истинно , и не зависит от географического расположения общины, практикующей анимистическое верование.

- (от лат. anima или animus - душа, дух) - вера в души и духов, к-рые представляются сверхъестеств. существами, скрывающимися за всеми чувственно воспринимаемыми предметами и явлениями живой и мертвой природы и якобы управляющими ими. Советская историческая энциклопедия

  • анимизм - Анимизма, мн. нет, м. [от латин. anima – душа] (науч.). Форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу. Большой словарь иностранных слов
  • анимизм - АНИМ’ИЗМ, анимизма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. anima - душа) (научн.). Форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу. Толковый словарь Ушакова
  • Анимизм - (Animismus) - под этим именем известно учение, введенное в медицину Г. Е. Сталем еще в начале XVIII столетия; по этому учению разумная душа (anima) считается основой жизни. Болезнь по учению Сталя есть реакция души против болезнетворных причин, т. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • АНИМИЗМ - (от лат. anima - душа) - картина мира, в которой не только живые, но и неживые (с т. зр. современной науки) объекты рассматриваются как живые и одушевленные. Специфическим для... Большой психологический словарь
  • анимизм - АНИМИЗМ а, м. animisme m.<�лат. anima душа. Форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу. Уш. 1935. Спиритуализм очень старая новость, Он составляет новое издание "анимизма" распространенного в Корее, Индии и центральной Африке. Словарь галлицизмов русского языка
  • анимизм - анимизм м. Система представлений, свойственная первобытным народам в донаучную эпоху, о наличии у человека, животных, растений, явлений природы и предметов независимого духовного начала - души; одухотворение сил и явлений природы. Толковый словарь Ефремовой
  • анимизм - сущ., кол-во синонимов: 1 панпсихизм 1 Словарь синонимов русского языка
  • анимизм - -а, м. Свойственное первобытным народам донаучное представление о существовании духа, души у каждой вещи; одухотворение сил и явлений природы. [От лат. anima - душа] Малый академический словарь
  • анимизм - орф. анимизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  • анимизм - АНИМИЗМ -а; м. [от лат. anima - душа]. Свойственное первобытным народам донаучное представление о существовании духа, души у каждой вещи; одухотворение сил и явлений природы. ◁ Анимистический, -ая, -ое. А-ие взгляды, представления. Толковый словарь Кузнецова
  • АНИМИЗМ - АНИМИЗМ (от лат. anima, animus - душа, дух) - вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. Большой энциклопедический словарь
  • АНИМИЗМ - АНИМИЗМ (лат. anima, animus - душа, дух) - система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах (чаще всего двойниках), которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы. Новейший философский словарь
  • АНИМИЗМ - АНИМИЗМ (от лат. anima - душа, дух) - англ. animism; нем. Animis-mus. 1. Вера в существование душ и духов. 2. Характерная для первобытных народов вера в то, что все явления внешнего мира имеют собственную душу; первоначальная форма религиозности... Социологический словарь
  • АНИМИЗМ - АНИМИЗМ (от лат. anima, animus – душа, дух) – вера в души и духов. В этом значении термин был использован английским этнографом Э.Тайлором [ТАЙЛОР] для описания верований, зародившихся в первобытную эпоху и лежащих, по его мнению, в основе любой религии. Новая философская энциклопедия
  • Анимизм - (от лат. anima - душа), важнейший комплекс иррациональной фантазии первобытности, существовавший в единстве с другими ее архаичными формами (охотничья магия, фетишизм, тотемизм). А. составил логическую опору всех религиозных концепций. Археологический словарь
  • анимизм - Анимизм, анимизмы, анимизма, анимизмов, анимизму, анимизмам, анимизм, анимизмы, анимизмом, анимизмами, анимизме, анимизмах Грамматический словарь Зализняка
  • Анимизм - Вера в существование душ и духов. Обязательный элемент большинства религий. В научном мире распространено мнение, что анимизму предшествовала вера во всеобщую одушевленность природы Краткий религиозный словарь
  • - АНИМИЗМ (от лат. anima, animus - душа, дух) - вера в души и духов. Впервые в этом значении термин был использован английским этнографом Э. Тайлором для описания верований, зародившихся в первобытную эпоху и лежащих, по его мнению, в основе любой религии. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  • Введший понятие анимизма в науку, понимал его и как первоначальную стадию развития религии вообще. С другой стороны, он же пытался проследить дальнейшее развитие анимистических представлений в мировоззрении высококультурных народов. Впервые же этот термин употребил немецкий учёный Г. Э. Шталь . В сочинении «Theoria medica » () он назвал анимизмом своё учение о душе как некоем безличном жизненном начале, лежащем в основе всех жизненных процессов.

    Тайлор полагал, что анимизм есть «минимум религии», то есть, по его мнению, любые религии от примитивных до самых высокоразвитых происходят от анимистических воззрений.

    Однако накопленные данные породили ряд новых, так называемых преанимистических , или доанимистических направлений, согласно которым эпохе анимизма предшествовал век магии (Дж. Фрэзер) , эпоха аниматизма , одушевления всей природы (Р. Маретт , Л. Я. Штернберг), и первобытный дологический мистицизм (Л. Леви-Брюль).

    Анимисты

    От тэйлоровского (Э. Тайлор) понимания анимизма как самой ранней формы религии происходит обозначение анимисты . К этой категории относят коренных обитателей Африки , Северной Америки , Южной Америки , Океании - приверженцев традиционных местных религий; также анимизм относительно влиятелен в Азии, в частности синто - развитая форма анимизма (японского).

    На территории России, в большинстве, к анимистам относятся:

    • нанайцы , живущие на Дальнем востоке в бассейне Амура и на Сахалине;
    • негидальцы , живущие на Дальнем Востоке, в низовье рек Амгунь и Амур;
    • орочи , Дальний восток, Хабаровский край;
    • саамы , Кольский полуостров;
    • тофалары , к северу от Монголии, вдоль верхнего течения реки Енисей;
    • удегейцы , Дальний Восток между рекой Амур и Японским морем;
    • ульчи , Ульчинский район Дальнего Востока;
    • хакасы , Республика Хакасия;
    • ханты , Ханты-Мансийский автономный округ;
    • шорцы , живущие на Юге Кемеровской области и по отрогам Кузнецкого Алатау;
    • эвенки (тунгусы), Эвенкийский автономный округ, Сибирь;
    • юкагиры живущие на Северо-Восточной Сибири, в низовьях Колымы, в низовьях Яны и Индигирки;
    • якуты , Якутия;
    • буряты (частично, большинство бурят придерживаются Буддизма) Бурятия, район озера Байкал;
    • кеты , Сибирь, таёжная часть бассейна реки Енисей;
    • коряки , Камчатский край, полуостров Камчатский;
    • манси (вогулы,), Ханты-Мансийский автономный округ.
    • ненцы , живущие на северо-западе Сибири и на полуострове Таймыр;
    • нивхи , живущие на Дальнем Востоке и острове Сахалин.

    Анимизм скандинавских саамов

    Для самобытной религии саамов характерны три её признака: магия , фетишизм , анимизм.

    Смысл подчёркивания в верованиях анимизма в том, что он не усложнён мифологией, не прикрыт философией, а выступает во всей первобытной простоте.

    Анимизм индийских аборигенов

    Племена адиваси являются меньшинством в современной Индии , сохраняющие этническую обособленность, социальную организацию (в частности, деление на кланы), мифологические и религиозные верования, обрядность. Согласно переписи населения 2001 года , к племенному населению Индии относится 8,1 %.

    Напишите отзыв о статье "Анимизм"

    Примечания

    Литература

    Справочники
    • / Б. И. Шаревская // Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия 1969-1978
    • // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв , В. Г. Панов . - М .: Советская энциклопедия , 1983. - С. 25. - 840 с.
    • / О. Б. Христофорова // А - Анкетирование. - М . : Большая Российская энциклопедия, 2005. - С. 754. - (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004-, т. 1). - ISBN 5-85270-329-X .
    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    • Красников А. Н. // Новая философская энциклопедия / ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . - 2-е изд., испр. и допол. - М .: Мысль , 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9 .
    Монографии
    • Тайлор Э. / пер. с англ.. - 1871.

    Ссылки

    • из архива МАЭ РАН. 1947 г.

    Отрывок, характеризующий Анимизм

    «Грабежи продолжаются в городе, несмотря на повеление прекратить их. Порядок еще не восстановлен, и нет ни одного купца, отправляющего торговлю законным образом. Только маркитанты позволяют себе продавать, да и то награбленные вещи».
    «La partie de mon arrondissement continue a etre en proie au pillage des soldats du 3 corps, qui, non contents d"arracher aux malheureux refugies dans des souterrains le peu qui leur reste, ont meme la ferocite de les blesser a coups de sabre, comme j"en ai vu plusieurs exemples».
    «Rien de nouveau outre que les soldats se permettent de voler et de piller. Le 9 octobre».
    «Le vol et le pillage continuent. Il y a une bande de voleurs dans notre district qu"il faudra faire arreter par de fortes gardes. Le 11 octobre».
    [«Часть моего округа продолжает подвергаться грабежу солдат 3 го корпуса, которые не довольствуются тем, что отнимают скудное достояние несчастных жителей, попрятавшихся в подвалы, но еще и с жестокостию наносят им раны саблями, как я сам много раз видел».
    «Ничего нового, только что солдаты позволяют себе грабить и воровать. 9 октября».
    «Воровство и грабеж продолжаются. Существует шайка воров в нашем участке, которую надо будет остановить сильными мерами. 11 октября».]
    «Император чрезвычайно недоволен, что, несмотря на строгие повеления остановить грабеж, только и видны отряды гвардейских мародеров, возвращающиеся в Кремль. В старой гвардии беспорядки и грабеж сильнее, нежели когда либо, возобновились вчера, в последнюю ночь и сегодня. С соболезнованием видит император, что отборные солдаты, назначенные охранять его особу, долженствующие подавать пример подчиненности, до такой степени простирают ослушание, что разбивают погреба и магазины, заготовленные для армии. Другие унизились до того, что не слушали часовых и караульных офицеров, ругали их и били».
    «Le grand marechal du palais se plaint vivement, – писал губернатор, – que malgre les defenses reiterees, les soldats continuent a faire leurs besoins dans toutes les cours et meme jusque sous les fenetres de l"Empereur».
    [«Обер церемониймейстер дворца сильно жалуется на то, что, несмотря на все запрещения, солдаты продолжают ходить на час во всех дворах и даже под окнами императора».]
    Войско это, как распущенное стадо, топча под ногами тот корм, который мог бы спасти его от голодной смерти, распадалось и гибло с каждым днем лишнего пребывания в Москве.
    Но оно не двигалось.
    Оно побежало только тогда, когда его вдруг охватил панический страх, произведенный перехватами обозов по Смоленской дороге и Тарутинским сражением. Это же самое известие о Тарутинском сражении, неожиданно на смотру полученное Наполеоном, вызвало в нем желание наказать русских, как говорит Тьер, и он отдал приказание о выступлении, которого требовало все войско.
    Убегая из Москвы, люди этого войска захватили с собой все, что было награблено. Наполеон тоже увозил с собой свой собственный tresor [сокровище]. Увидав обоз, загромождавший армию. Наполеон ужаснулся (как говорит Тьер). Но он, с своей опытностью войны, не велел сжечь всо лишние повозки, как он это сделал с повозками маршала, подходя к Москве, но он посмотрел на эти коляски и кареты, в которых ехали солдаты, и сказал, что это очень хорошо, что экипажи эти употребятся для провианта, больных и раненых.
    Положение всего войска было подобно положению раненого животного, чувствующего свою погибель и не знающего, что оно делает. Изучать искусные маневры Наполеона и его войска и его цели со времени вступления в Москву и до уничтожения этого войска – все равно, что изучать значение предсмертных прыжков и судорог смертельно раненного животного. Очень часто раненое животное, заслышав шорох, бросается на выстрел на охотника, бежит вперед, назад и само ускоряет свой конец. То же самое делал Наполеон под давлением всего его войска. Шорох Тарутинского сражения спугнул зверя, и он бросился вперед на выстрел, добежал до охотника, вернулся назад, опять вперед, опять назад и, наконец, как всякий зверь, побежал назад, по самому невыгодному, опасному пути, но по знакомому, старому следу.
    Наполеон, представляющийся нам руководителем всего этого движения (как диким представлялась фигура, вырезанная на носу корабля, силою, руководящею корабль), Наполеон во все это время своей деятельности был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит.

    6 го октября, рано утром, Пьер вышел из балагана и, вернувшись назад, остановился у двери, играя с длинной, на коротких кривых ножках, лиловой собачонкой, вертевшейся около него. Собачонка эта жила у них в балагане, ночуя с Каратаевым, но иногда ходила куда то в город и опять возвращалась. Она, вероятно, никогда никому не принадлежала, и теперь она была ничья и не имела никакого названия. Французы звали ее Азор, солдат сказочник звал ее Фемгалкой, Каратаев и другие звали ее Серый, иногда Вислый. Непринадлежание ее никому и отсутствие имени и даже породы, даже определенного цвета, казалось, нисколько не затрудняло лиловую собачонку. Пушной хвост панашем твердо и кругло стоял кверху, кривые ноги служили ей так хорошо, что часто она, как бы пренебрегая употреблением всех четырех ног, поднимала грациозно одну заднюю и очень ловко и скоро бежала на трех лапах. Все для нее было предметом удовольствия. То, взвизгивая от радости, она валялась на спине, то грелась на солнце с задумчивым и значительным видом, то резвилась, играя с щепкой или соломинкой.
    Одеяние Пьера теперь состояло из грязной продранной рубашки, единственном остатке его прежнего платья, солдатских порток, завязанных для тепла веревочками на щиколках по совету Каратаева, из кафтана и мужицкой шапки. Пьер очень изменился физически в это время. Он не казался уже толст, хотя и имел все тот же вид крупности и силы, наследственной в их породе. Борода и усы обросли нижнюю часть лица; отросшие, спутанные волосы на голове, наполненные вшами, курчавились теперь шапкою. Выражение глаз было твердое, спокойное и оживленно готовое, такое, какого никогда не имел прежде взгляд Пьера. Прежняя его распущенность, выражавшаяся и во взгляде, заменилась теперь энергической, готовой на деятельность и отпор – подобранностью. Ноги его были босые.

    31Янв

    Что такое Анимизм

    Анимизм – это концепция верований, которая предполагает наличие души у всех живых существ или у определенных предметов.

    Роль Анимизма в становлении современных религий.

    Данная концепция играет важнейшую роль во многих «примитивных» духовных практиках, таких как шаманизм. Следует понимать, что анимизм является корнем большинства современных религий. Христианство не является исключением, так как понятие наличия бессмертной души, которая в свою очередь направляется высшей силой, занимает центральное место в самой концепции верований.

    Большинство «истинных» анимистов предполагают наличие души во всех природных объектах. К примеру, горы или реки, содержат в себе души различных божеств. Эти верования находят отражение во многих древних легендах, где различные стихии или природные явления трактовались как изъявления воли богов.

    Многие анимистические верования включают в себя идею, что душа не привязана к телу. В соответствии с этими убеждениями предполагается возможность переселения души или в том или ином виде. Некоторые шаманы утверждают, что во время ритуальных их дух покидает физическое тело и путешествует в другие места.

    В культурах, которые практикуют анимизм, существует огромное количество праздников и торжеств посвященных удовлетворению воли духов. Лучшим примером могут послужить различные языческие праздники наших предков.