Армения. Гегард - армянская Петра. Монастырь гегард Церковь Катогике или Катохике

Более полное название - Гегардаванк, дословно - «Монастырь копья». Название монастырского комплекса происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте, и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина.

Дорога к монастырю

Из села Гарни следует подняться по ущелью реки Кармиргет, около 8 километров выше крепости. Это самый живописный, но и самый трудный путь, с несколькими переправами вброд через неглубокую, но быструю речку.

Более удобно для пешеходов асфальтированное шоссе, ведущее из села Гарни. Оно постепенно поднимается по западному склону хребта и, сделав несколько крутых поворотов, на шестом километре достигает сравнительно ровной площадки. Отсюда вправо ответвляется на Гегард новая асфальтированная дорога, спускающаяся по косогору в ущелье. Сделав 2-3 зигзага, она приводит к крутому обрыву над ущельем, на дне которого струится Кармиргет. Миновав каменистый проход, образующий естественные ворота, дорога круто спускается к реке. Это и есть Гехардское ущелье.

Монастырь расположен на склоне почти замкнутого амфитеатра отвесных скал, врезающихся в синеву неба, в окружении суровой и величественной природы. Указателем пути к нему служит фигура львицы на высоком пьедестале у крутого поворота дороги, неожиданно открывающего вид на монастырь.

История

Монастырь был основан еще в IV веке на месте священного источника ключевой воды. Обитель назывался Айриванк, то есть “пещерный монастырь”. Современное название относится к XIII веку, когда сюда, было перенесено легендарное копье.

В монастыре, кроме церковных зданий, имелись учебные центры, библиотека, благоустроенные жилые и хозяйственные сооружения. Айриванк сильно пострадал в 923 году от Насра, наместника арабского халифа в Армении, который разграбил ценное имущество, в том числе, уникальные рукописи, и сжег прекрасные строения монастыря. Немалый ущерб причинили землетрясения.

Существующий ансамбль относится к ХII-ХIII векам, времени подъема национальной культуры, в особенности, архитектуры. При князьях Захаре и Иване были возведены часовня Григория Просветителя, главный храм с его притвором и пещерная церковь. Во второй половине XIII века монастырь был приобретен князьями Прошянами. За короткий срок они построили, принесшие Гегарду заслуженную славу, пещерные сооружения - вторую пещерную церковь, родовую усыпальницу, зал для собраний и занятий и многочисленные кельи. В одной из пещерных келий в XIII веке жил известный армянский историк – Мхитар Айриванеци.

Расположенные по периметру монастырского двора, одно- и двухэтажные жилые и хозяйственные корпуса неоднократно обновлялись.

Достопримечательности

Основные памятники Гегарда занимают середину монастырского двора, окруженного с трех сторон стенами с башнями, а с четвертой, западной, - отвесным обрывом скалы, что придает ансамблю неповторимое своеобразие. Осуществленные в течение короткого промежутка времени, памятники представляют собой единый архитектурно-художественный организм, в котором наземные сооружения композиционно и стилистически объединены с помещениями, высеченными в скале.

Часовня Григория Просветителя

Часовня Григория Просветителя, возведенная ранее 1177 года, расположена высоко над дорогой, в сотне метров от входа в монастырь. Частично она вырублена в скальном массиве; композиция ее, по-видимому, во многом продиктована формой, существовавшей здесь, пещеры. Сохранившиеся на сводах, следы штукатурки с остатками фресок темной тональности свидетельствуют о том, что внутри часовня была расписана. Вставленные в наружные стены и высеченные, на прилегающих к ней скал, хачкары с разнообразным орнаментом оживляют внешний облик часовни.

Главный храм

Построенный в 1215 году, главный храм по планово-объемной композиции принадлежит к распространенному в X-XIV веках в Армении типу - снаружи прямоугольного в плане, внутри крестовокупольного сооружения. Архитектурные формы здания пропорциональны, гармоничны.

Интересно скульптурное убранство храма. Декоративные элементы удачно комбинируются с объемными изображениями животных. Довольно реалистично выполнена скульптурная группа южного фасада - лев, нападающий на быка, - символ княжеской власти.

К западу от главного храма находится, примыкающий к скале, притвор, возведенный в 1215-25 гг.

Пещерные церкви

Архитектурные формы и орнаментальное убранство скальных помещений Гегарда свидетельствуют об умении армянских строителей не только возводить из камня, но и высекать в скальном массиве высокохудожественные произведения искусства.

Расположенная с северо-запада притвора, первая пещерная церковь Авазан (бассейн), высечена зодчим Галдзагом на месте древней пещеры с родником в 40-х годах XIII века. Усыпальница Прошянов и вторая пещерная церковь Св. Богородицы, расположенные к востоку от Авазана, высечены в 1283 году.

Слабое освещение определило сильную профилировку, украшающих стены, рельефов. Интересен несколько примитивный горельеф на северной стене, выше арочных проемов. В центре - голова быка, держащего во рту цепь, которой охвачены шеи двух львов с повернутыми к зрителю головами. Взамен кисточек хвостов, изображены головы смотрящих вверх драконов, символические образы которых восходят еще к языческим временам. Между львами, ниже цепи - орел с полураскрытыми крыльями и ягненком в когтях - родовой герб князей Прошян.

Не менее живописны рельефы восточной стены. Входы в небольшую молельню и церковь Аствацацин имеют прямоугольные обрамления, объединенные двумя рельефными крестами. На порталах молельни вырезаны, очень распространенные в орнаментации и книжной миниатюре XIII века, изображения сирина - фантастической птицы с женской головой в короне, а в церкви - человеческие фигуры с согнутыми в локтях руками, в длинных одеяниях и с нимбом вокруг головы. Не исключено, что эти фигуры принадлежат членам княжеской фамилии, связанным со строительством данных помещений.

Усыпальница сына князя Прош - Папака и его жены – Рузукан, высечена в 1288 году во втором ярусе, севернее усыпальницы князей Прошянов. Попасть в нее можно по крутой наружной лестнице и узкому коридору в скале, на южной стороне которого высечены многочисленные кресты.

В скальных массивах, окружающих основные пещерные сооружения и ограничивающих западную сторону монастырской территории, на разных уровнях, высечено более двадцати различных по форме и размеру помещений. Находящиеся в западной части комплекса предназначены для хозяйственных нужд. Восточные помещения представляют собой маленькие прямоугольные часовни.

Туристам

Гегард является одним из наиболее часто посещаемых туристами мест в Армении.

Большинство людей, приезжающих в Гегард, также выбирают для посещения близлежащий храм в Гарни, расположенный ниже по течению реки Азат. Посещение обоих мест - настолько распространённое явление, что экскурсия коротко называется «Гарни-Гегард».

Գեղարդավանք , ), дословно - «монастырь копья». Название монастырского комплекса происходит от копья Лонгина , которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте , и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина .

Окружающие монастырь утёсы являются частью ущелья реки Гохт, которое, как и монастырский комплекс, включено в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Часть храмов монастырского комплекса полностью выдолблены внутри скал, в то время как другие являются сложными сооружениями, состоящими как из обнесенных стенами помещений, так и с комнатами, выдолбленными глубоко внутри утёса. На территории монастырского комплекса имеются многочисленные вырезанные на каменных стенах и отдельно стоящие хачкары - традиционные армянские каменные памятные стелы с крестами. Гегард является одним из наиболее часто посещаемых туристами мест в Армении.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Монастырь был основан в IV веке на месте священного источника, берущего начало в пещере. Поэтому изначально он получил название Айрива́нк (арм. Այրիվանք ), что означает «пещерный монастырь». Согласно преданию, основателем монастыря был Св. Григорий Просветитель .

    Первый монастырь в IX веке был разрушен арабами . Из более ранних сооружений Айриванка не уцелело ничего. Согласно сведениям средневековых армянских историков, монастырский комплекс включал в себя помимо религиозных строений, также хорошо оснащённые жилые и служебные строения. В 923 году Айриванк очень серьёзно пострадал после захвата его Насром, вице-регентом арабского халифа в Армении, разграбившим все ценности, включая уникальные рукописи, и сжёгшим величественные монастырские сооружения. К менее значительным разрушениям привели землетрясения.

    Несмотря на то, что имеются надписи, датируемые 1160 годом, главная часовня была построена в 1215 году под покровительством братьев Закаре и Иване Закарянов , военачальников грузинской царицы Тамары , отвоевавшей бо́льшую часть Армении у сельджуков . (притвор), частично свободно стоящий, частично вырезанный в скале, был построен ранее в 1225 году, а церкви, высеченные в скалах, - в середине XIII века. После этого монастырь был приобретён князем Прошем Хахбакяном, являвшемся наместником Закарянов и представителем рода Хахбакянов . За короткий период Хахбакяны (Прошяны) построили пещерные сооружения, принёсшие Гегарду заслуженную славу - вторая пещерная церковь, родовая гробница, жаматун Папак и Рузакан, зал для собраний и обучения (обвалившийся в середине XX века), а также многочисленные кельи. Комната, протянувшаяся из северо-восточной части гавита, в 1283 году стала гробницей князя Проша Хахбакяна. Была также высечена смежная комната с гербом рода Прошянов - орёл, держащий в своих когтях ягнёнка. Ступени на западе гавита ведут к погребальной комнате, высеченной в 1288 году для Папака Прошяна и его жены Рузакан. В 1200-х годах Прошяны оборудовали монастырский комплекс системой водоснабжения. В те времена Гегард был также известен как «Монастырь семи церквей» и «Монастырь сорока алтарей». Со всех сторон монастырь окружают скалы, пещеры и хачкары.

    Некоторое время монастырь не был действующим, а главная церковь зимой использовалась как убежище от карапапахских кочевников до того, как был приведён в прежнее состояние несколькими монахами из Эчмиадзина после присоединения к Российской империи . До наших дней действующие церкви монастыря являются объектом паломничества и одной из главных достопримечательностей Армении.

    Гегард известен также и реликвиями, которые хранились в нём. Самая важная из них - копьё, которым сотник Лонгин пронзил тело Иисуса Христа , распятого на кресте, как считается, привезённое апостолом Фаддеем, отчего и произошло название монастыря, которое используется и по сей день - Гегардаванк, впервые записанное в документальном источнике в 1250 году. Это обстоятельство сделало монастырь популярным местом для паломничества армян в течение многих веков. Реликвии апостолов Андрея и Иоанна были подарены в XII веке. Благочестивые посетители в течение последующих веков одаривали монастырь землёй, деньгами, рукописями и т. д. В одной из пещерных келий в XIII веке жил известный армянский историк Мхитар Айриванеци . Кроме легендарного копья, в Гегарде не уцелело ни одного произведения прикладного искусства. На конце рукоятки копья имеется присоединённая к ней ромбовидная пластина, на которой вырезан греческий крест с расширяющимися концами. В 1687 году для копья, хранящегося сейчас в сокровищнице Эчмиадзина, был изготовлен специальный оклад из серебра, позолоченный снаружи, который является характерным для Армении XVII века изделием ручной работы.

    Эти места настолько популярны у туристов, что появилось новое слово, означающее целый день созерцания сумасшедшей красоты - "гарнигегард".
    В Гарни есть остатки крепостной стены, языческий храм, руины христианской церкви, дворца и бань, источник с очень вкусной водой, древнейшие хачкары и скромный холм справа от входа. Под холмом - древние казармы, которые в мае этого года, когда я там была, еще не начинали раскапывать. По словам экскурсовода, раскопки должны были начаться этим летом или осенью. Значит, скоро музей под открытым небом станет еще интереснее. На этом месте еще в 3 тысячелетии до н. э. стояла циклопическая крепость, сейчас же можно увидеть строения 1 в н. э.

    Самое интересное в музее, конечно, храм Митры. После восстановления храма из руин можно представить как выглядел когда-то его интерьер: в алтаре стояла ниша со статуей, в своде было квадратное отверстие, через который в храм светило солнце. В дни весеннего и осеннего равноденствия свет падал через него в бассейн и отражался от воды на лицо статуи.
    Все, кроме статуи, можно увидеть и сейчас:

    После принятия христианства храм сохранился благодаря материалу, из которого он построен. Базальт - холодный камень, и в жару он "работает кондиционером". Так бывшее сакральное место стало обычной беседкой, перед которой, чтобы загородить языческое безобразие, из туфа построили христианский храм. К сожалению, от него благодаря "сознательности" местных жителей, растащивших руины, оставшиеся после землетрясения, остался один фундамент. Туф отлично подходит для строительства домов - хорошо нагревается и сохраняет тепло. А из базальта ничего не построишь, камень слишком твердый и холодный. Зато можнно поживиться металлом. На фундаменте храма сейчас хорошо видны дыры, проделанные в камнях для добычи металла, которым скрепляли камни при строительстве. Камни клали без раствора, скрепляя древней "арматурой", которую из-за отличного качества металла в средневековье выковыривали из стен и использовали в хозяйстве. В итоге христианский храм растащили полностью, а языческий просто оставили лежать в виде груды камней. Это его и спасло: в ходе раскопок нашли больше 2/3 оригинальных блоков, из которых и построили в советское время копию храма. На фото отлично видно где оригинальные камни, а где поздние вставки: оригинальные с резьбой, а новые без нее:


    А это все, что осталось от христианского храма.


    Сейчас территория по вечерам подсвечивается, правда мы этого не видели - сезон открыли 1 июня, а я уехала за неделю до этого. Обидно!
    Остатки стен под страшненькими коническими крышами рядом с фундаментом дворца - термы. Как и в других античных термах, в этом сооружении под полом кальдария топили печь и горячий воздух нагревал подпол (в стенах, похоже, такой системы не было). От воздуха нагревались плиты пола и керамические столбики, на которых он держался. Керамика, в отличие от воздуха, долго держит тепло, поэтому воздух в помещениях остывал медленно. Сейчас часть конструкции восстановлена:


    Про дворец писать в общем нечего, так как от него мало что осталось. Внизу на фото любимое место всех туристов, приезжающих в Гарни - фундамент дворца и храм. 10 человек из 10-ти фотографируют храм с этой точки, добавлю и свои 5 копеек.


    И последнее - вид храма с бывшей главной площади крепости.

    Гегард
    Если Гарни - очень светский комплекс, где даже храм напоминает то ли беседку, то ли дворец, то Геград - мистическое, невероятно сильное место. Не верится что это все создано человеком. Помещения, вырубленные в скале, кажется, были всегда, а резьба по целой скале больше похожа не на монастырь 10 века, а на создание то ли атлантов, то ли богов, то ли мифических героев.
    Особенно сильное впечатление производит первая пещерная церковь монастыря - Авазан. Она высечена в скале на месте древней пещеры со священным источником, в честь которого основанный в 4 веке монастырь назвали Айриванком. Там настолько темно и тихо, что кажется что нет ни пола, ни стен, ни свода, а есть только падающая из ниоткуда в никуда вода. Ни пола, ни стен не видно, только вверху угадываются очертания перекрещивающихся сводов с потрясающей резьбой в форме сталактитов.
    Единственное строение, не вырубленное в скале, и самое светлое из-за наличия в стенах окон - Катогике. За всю жизнь я была в 2-х местах, где было невозможно фотографировать: этот храм и тюрьма, в которой сидел Григорий Просветитель. В церкви я стояла и не могла поднять камеру минут 40. А может, и час - время остановилось. По своду и колоннам медленно полз луч света. Он был живой и плотный, так как состоял из густой светло-желтой пыли и дыма, но руки отказывались поднимать фотоаппарат, наводиться на резкость, что-то снимать... Пока свет не ушел со свода, выйти из транса было невозможно.
    Усыпальница князя Проша Хахбакяна и его семьи. Рельеф над арками, вероятно, герб Прошьянов:


    Жаматун Папака и Рузакан, построенный в 1288 г. В правом углу в полу есть дыра, ведущая в нижнюю усыпальницу, несознательные туристы фотографируют через нее посетителей внизу. В этом помещении находятся гробницы князей Мерика и Григора (это надгробные плиты на полу):


    Гавит:


    Часовня Григория Просветителя перед входом в монастырь:

    Общий вид монастыря, чтобы было понятно что где находится:


    Слева стена со служебными помещениями, затем под аркой вход, дальше Катогике,а левее, за машиной - несколько часовен. Одна из них потрясает настолько, что просто теряешь дар речи. То, что видно, когда входишь туда, нельзя передать ни на фотографии, ни на картине. Часовня - просто небольшая ниша в скале в конце лестницы, над которой в скале вырублены 4 темных хачкара. Первые секунды не видно ничего, потом глаза привыкают к темноте и прямо в темном воздухе, из ничего начинает появляться крест. Закопченный за столетия камень растворяется в воздухе и материальными кажутся только желтый крест в красном круге, похожем на нимбы святых на иконах. К этой часовне ведет потрясающая лестница со стесанными полностью ступенями. Чтобы почувствовать древность, не надо ни дат, ни имен, ни исторических справок. Достаточно просто посмотреть на эти камни.


    Еще на панораме виден огромный камень, лежащий прямо посередине площади. По рассказу одного из посетителей, приведшего в монастырь друга, он упал во время землетрясения. Тогда обрушилась большая часть скалы и упавшие с большой высоты камни повредили строения, поранили и убили монахов, и только один этот камень никому не причинил вреда. В качестве благодарности его оставили лежать на том месте. За достоверность подслушанной истории не ручаюсь:)
    Напоследок хочу поддержать знакомую бабушку. Рядом с Гегардом местные бабушки продают гату. Пироги красивые, с фигурными украшениями из теста, вкусные, пышные, в общем прелесть. Мы втроем ели одну штуку 3 дня. Стоят - как сторгуешься, я купила за 2000, но, наверное, цену еще можно было сбросить. Мне очень понравилось, все было замечательно, пока я через неделю с голодухи не купила гату у бабушки в Гарни. Вот у нее настолько вкусно, что гегардовские пироги ни в какое сравнение не идут. Бабушка из дома напротив ворот в Гарни (на углу дороги и автостоянки, справа) печет сумасшедше вкусно - тесто плотное, сладкое, похожее на пряник, в общем я незаметно уплела по дороге четверть. Человек столько съесть не может, можно получить заворот кишок. Цены у нее кусаются, 3000 драм недешево, но качество потрясающее!
    Цены такие: Стоимость автобуса из Еревана в Гарни... 200 драм (меньше 20 рублей!), вход в крепость Гарни 250 драм, экскурсия 1000 драм. Вход в Гегард бесплатный.


    Несколько дней в Ереване и вы насытитесь его розоватыми стенами туфовых домов, чудесами Каскада, видами Арарата, прогулками по улицам и площадям. Самое время столицу Армении покинуть. Эту страну называют музеем под открытым небом. Заслуженно.



    С самого начала было решено передвигаться по Армении на такси.


    Во-первых, это относительно российских расценок недорого. В стране не так много возможностей заработать, поэтому извоз здесь один из наиболее распространенных видов мужской занятости. Как говорят сами армяне, «у нас страна такси».


    Во-вторых, передвижение на такси имеет и другие плюсы. Водители говорят на армянском. В Ереване это не слишком важно, русский язык здесь знают хорошо, но чем дальше вы удаляетесь от столицы, тем чаще будут встречаться языковые сложности. Как рассказали нам здесь местные жители, после 1992 года русский язык в школах был отменен, теперь его изучение возобновлено. Изучается он наравне с английским. «Вы извините, я последний раз на русском говорил лет двадцать назад» или «Я в армии так на русском говорил, что никто не верил, что армянин. Но давно это было», - как бы оправдываясь, говорят люди старшего поколения.


    В-третьих, присутствие местного жителя позволяет временами попадать в некоторые места даже после их закрытия. «Ну, пустите наших гостей, они ведь так хотели здесь побывать». И вот мы уже прогуливаемся в полном одиночестве у стен … В общем, у кое-каких стен.


    В-четвертых, это позволяет больше узнать о жизни в стране. Пока вы едете, обязательно завяжется беседа и представление о стране будет полнее. Задавая порой одинаковые вопросы разным людям, можно стать чуть ближе к истине.


    Но есть нюансы и в поездках на такси. Часто мы, путешественники подготовленные, знаем больше, чем таксисты. Точно знайте, куда вы хотите попасть и обзаведитесь картой страны. Возьмите телефон вашего водителя и сфотографируйте номер машины. Случаи бывают разные.


    Теперь отправляемся смотреть Гарни и Гегард (ориентировочно восемьдесят километров в оба конца от Еревана, при поездке на такси обошлись в 12 000 драм или около тысячи российских рублей).



    Расстояние от Еревана до крепости Гарни около тридцати километров. В этих местах люди поселились в III тысячелетии до нашей эры, в I тысячелетии до нашей эры. Такси обошлись в 10 000 теперть его изучение возобновлено.тысячелетии построили крепость. Римский историк Тацит назвал ее неуязвимой благодаря местоположению. Но удачное расположение крепости не спасло ее от разорения римскими войсками в 59 году. На этом история крепости не закончилась.


    В очередной раз удивляюсь тому, как далеко от своих границ ушли римляне и как сильно они влияли на завоеванные земли. Армения тех времен тоже этого не избежала, в том числе в архитектурном плане. Римские архитекторы, приложившие руку к тогдашнему строительству, находились под сильным влиянием греческих традиций. Крепость была восстановлена, а в 77 (76 ?) году на ее территории был построен Языческий храм Гарни, похожий на греческие храмы. Вот откуда на территории современной Армении появился храм, напоминающий нам об эллинах.


    Армяне приняли христианство и языческий храм использовался правителями как место для летнего отдыха. Простоял храм до землетрясения 1679 года (Гарнийское, семибалльное землетрясение, унесшее жизни 7600 человек). К этому времени храм был не в лучшем состоянии потому, что из его стен извлекались материалы - вторая параллель с историей римского Колизея. Первая заключалась в близких годах постройки (Колизей 72-80 годы, Гарни 77 год).


    Разрушенный Гарнийский храм до XX века, оставался кучкой камней, поросшей травой. Восстановили храм после Второй мировой войны по описаниям, сохранившимся в архивах Санкт-Петербурга и Еревана и по камням, в буквальном смысле. Проводились раскопки на месте землетрясения, изучался фундамент, доставали фрагменты стен и колонн из ущелья, куда их отбросило землетрясением, все систематизировалось, очищалось и приводилось в порядок. Недостающие элементы были вытесаны из базальта заново. За пять лет Гарнийский храм был восстановлен и стал не только историческим памятником, но и символом трудолюбия и упорства воссоздавших его людей.



    Десять минут езды от Гарни и вы у ворот Гегарда, скального монастырского комплекса. Точной даты его возникновения источники не дают, предание приписывает создание Гегарда Святому Григорию Просветителю (IV век). Рассказывают, что монастырь поначалу располагался в пещерах, как в естественных, так и в рукотворных.


    «Гегард» означает «копье». Такое название до этого именовавшийся Айриванком монастырь получил в связи с доставкой сюда на хранение наконечника копья, которым римский воин Лонгин пронзил Христа (имеется такое утверждение). Наконечник спрятали в этих укромных местах во времена арабских нашествий, в 1250 году. Сейчас он хранится в кафедральном соборе Эчмиадзина (продолжение темы обязательно будет). Более полное название монастыря - Гегардава́нк, «Монастырь копья».


    Гегард монастырь действующий. В одном из его залов проходил обряд крещения, в другом зале люди ставили свечи, на улице у входа расположилась небольшая компания с нарядными корзинами. Люди ожидали окончания крещения. В корзинах маленькие подарки для каждого участника праздничного события – таросики. Конечно, я не смогла пройти мимо и попросила разрешения сфотографировать такую красоту. Разрешили и мы разговорились. Конечно, спрашивают в первую очередь, откуда мы. Упоминание Краснодара уже привычно вызывает реакцию «свои». У всех армян в Краснодаре или в нашем крае кто-то есть. Может и бизнес-партнеры. После каждого разговора я обзавожусь новыми телефонами, именами и пожеланиями: «На Севан будете ехать, обязательно одевайтесь теплее. Там ветра. А еще лучше летом к нам возвращайтесь. А вы камешки бросали в отверстие в стене Гегарда? Бросьте и загадайте желание. И вот свечку праздничную сфотографируйте, это ребеночку дарят в день крещения и потом каждый год в день рождения ее зажигают».


    Мы распрощались и я пошла на звуки пения, в верхний зал монастыря.


    Полумрак аскетичного зала, старинные стены и проникновенное пение о чем-то печальном, наполняющее все пространство вокруг тебя – таким стало завершение нашего знакомства с монастырем Гегард.


    Храм Гарни.




    Окрестности храма Гарни.




    Где-то там "Каменная симфония", куда мы не добрались. Я так думаю.















    За стенами монастыря.






    Осень в самом разгаре.




    Возвращаемся во двор.




    Часть храмов монастыря Гегард полностью вырублена в скалах.




    Хачкары - явление средневековой армянской культуры, "крест-камни".


    Встречаются на кладбищах, в старых городищах, у родников, у мостов, у церквей.


    О них еще будет отдельный рассказ.




    Один из скальных залов монастыря с горельефом княжеского герба.






    Вот такие украшения, без золота и каменьев.






    В залах Гегарда.










    Те самые корзины с таросиками.







    Поющие в Гегарде.




    Использованы материалы сайта: http://ru-travel.livejournal.com/26680552.html

    Монастырь Гегард, как правило, посещают сразу после храма Гарни в тот же день. Это разумная логистика ибо они в 10 километрах друг от друга. И совсем недалеко от Еревана. Так что даже если у вас мало времени на достопримечательности Армении, в Гегард и Гарни вы точно успеете и они обычно в списке первых мест, что посмотреть в Армении.

    Я была во многих монастырях Армении из тех, куда обычно едут все туристы, и не читала ничего про них перед поездкой, кроме сухих исторических фактов из Википедии. По внутренним ощущениям понимала мое это место или нет. Так вот Гарни, как и монастырь Санаин, мой. А мой это значит ходишь бродишь и вдруг останавливаешься в одном месте и садишься на пятую точку, как собака. Как у Кастанеды, буквально. И врастаешь.

    Монастырь Гегард величают монастырем вырубленном в скале. И это отчасти так и есть. Но не весь. Кафедральный собор, который мы видим как только попадаем внутрь построен, а помещения внутри, притворы и кельи монахов вырубались на протяжении десятилетий и веков.

    Гегард — это красота и чудо, несмотря на торговлю начиная у парковки и заканчивая у входа.

    Точная дата основания монастыря не известна, но то, что монастырь построен вокруг источника, который как раз течет внутри притвора и ради которого и приезжают многие армяне, говорит об еще дохристианском основании этого святого места.

    Монастырь Гегард пережил много войн и разграблений, ему покровительствовали великие армянские династии, но от тех пор почти ничего не сохранилось. Почти. Кроме камня, который армянские мастера умели и умеют обрабатывать ювелирно. Так, на входе в монастырь нас встретили древние хачкары, высеченные в камне. При всем желании их унести и уронить разбить было невозможно.

    Монастырь Гегард получил известность и стал местом паломничества, так как здесь хранилась священная реликвия — Святое копье, которым проткнули Иисуса. Сейчас копье в хранилище армянского Ватикана — в Эчмиадзине. Как и золотые буквы армянского алфавита.

    В комплексе Гегард сейчас доступны для осмотра монашеские кельи, часовня и вот, Кафедральная церковь Катохике.

    В монастыре Гегард, прям внутри церкви Авазан (Бассейн), точнее в притворе, есть источник, который считается святым и целебным. И он более известен, чем источник Оци Порт. Люди приезжают сюда с пустыми бутылочками, набирают с собой воду, умывают детей.

    Из притвора можно попасть в части монастыря, которые буквально выдолблены в скале. При чем выдалбливались они сверху вниз.

    Усыпальница Прошьянов. Под гербом рода Прошьянов, в виде двух львов скованных железным кольцом, которое зубами держит бык и орел с овцой в когтях, лежат останки рода.

    Герб Прошьянов. Правитель Иван Закорян получил монастырь Гегард в знак благодарности за освобождение страны. А потом продал Гегардаванк принцу из рода Прошьянов, который расширил монастырь и построил скальные церкви. Таким образом это семейный монастырь и усыпальница и мавзолей рода Прошьянов.

    В церковь Прошьянов можно попасть через усыпальницу. Меня лично в Гегарде пленил свет. Вот эти лучи, что пробиваются через единственное отверстие в стене или потолке. Просто словно луч света прям оттуда, с небес.

    А вот через потолок льется свет. Но сбоку, конечно, более впечатляюще выглядит.

    Еще один купол в монастыре Гегард. В усыпальнице.

    Помимо того, что большая часть монастыря Гегард была выдолблена из камня, так еще внутри столько резьбы по камню, что очень жалко становится из-за отсутствия света, чтоб рассмотреть все.

    Как я уже писала, армяне ставят свечи в храмах и монастырях в одном месте. Бог услышит, за здравие или за упокой и какому святому молился человек.

    Во время землетрясения в 17 веке Гегард был значительно разрушен, но после восстановления стал летней резиденцией Католикоса всех армян.

    Над главным собором, если подняться по лестнице в скалах, можно попасть в кельи монахов, которые полностью высечены в камне. И подобных скитов для монахов здесь около сотни, хотя часть после землетрясения так же была разрушена.

    Рядом с кельями выдолблены в скале хачкары, датированные 11-13 веками. На многих их этих хачкаров надписи зафиксировали имена богатых дарителей и покровителей церкви.

    Красный цвет хачкар, вордан кармир, получен из червяков. Да-да, из определенного вида червей. Стойкость краски, которую из них получали, можно оценить по тому, как она сохранилась спустя 800 лет. Во многих странах, куда экспортировали этот краситель, он ценился выше золота. Страшно представить сколько червей замучили и убили эти святые люди.

    Помимо самих келий монахи вырубали себе в них и альтарь и место для сна и все, что есть в келье.

    Во всех армянских храмах живут и строят гнезда ласточки. При чем их никто не гонит даже если они поселились над иконой и икона от такого соседства вся пометом загажена. Ласточки это благодать.

    Верхний притвор в монастыре Гегард так же высечен из камня. Свод поддерживается четырьмя колоннами который так же были высечены в породе вручную! На это понадобилось ой сколько лет, около 40, и это не может не впечатлять. Верхний притвор по своей композиции поделен на 9 частей. Я уже писала про храм Гарни , что число 9 очень важно было для армян.

    Верхний притвор является еще и мавзолеем и здесь есть захоронения рода Прошьянов (на фото видны могильные плиты).

    А еще здесь очень хорошая акустика. В монастыре раньше была музыкальная школа и среди местных композиторов сочиняющих шараканы (армянские религиозные песнопения), была и женщина. По тогдашним канонам женщина не могла появится перед монахами, но тем не менее, женщина композитор Саакадухт была очень знаменита, и ее пригласили преподавать и в Гегард. Правда преподавала она из-за занавески.

    В верхнем притворе имеется отверстие, которое ведет в усыпальницу. По легенде его сделали, чтобы песнопения шараканы могли проникнуть на нижний этаж.

    Как добраться до монастыря Гегард

    Поездку в Гегард лучше всего совместить с посещением храма Гарни. Они находятся в 10 километрах друг от друга, поэтому если вы возьмете в аренду машину, например я часто арендую машины , или возьмете машину в аренду вместе с водителем, то дорога будет у вас одна. Любая навигационная программа вас направит.

    А вот на автобусах будет сложнее и дольше. Об этом я писала