Библия. Опасно полагаться на свой собственный разум Не надейся на разум свой

24.08.2014г.

Сегодняшняя проповедь должна помочь многим из вас вновь обрести надежду. Основное призвание пастора не в том, чтобы решать нужды, потому что взамен одним нуждам, которые решились, появляются другие. Основное призвание пастора заключается в том, чтобы привести всю церковь и вас лично к вашему призванию, помочь вам найти свое призвание в Боге, исполнить его и получить награду от Бога. Привести всю церковь к тому видению, которое Бог вложил в мое сердце. Все церкви отличаются друг от друга видением. Пастор получает откровение от Господа, посвящает этому свою жизнь и ведет. Вам не стоит особо напрягаться в отношении нужд и проблем, которые не решаются. Видение поможет вам больше, чем проповеди о решении ваших насущных проблем. Важно суметь переключиться со своей личности и своих проблем на нужды других людей. В этом проявляется любовь Божья через нас. Когда вы будете больше думать о других, вы увидите, как в процессе все ваши нужды решатся. Наш Бог такой: ты делаешь Его дела, а Он – твои. И делает лучше, чем ты сделал бы сам. Слава Иисусу!

Сегодня я буду говорить о надежде. Молясь, я чувствую, что для кого-то это очень важно. Один-единственный раз я проповедовал на тему о самоубийстве, и оказалось, что это было актуально для человека, который в ту ночь пытался покончить жизнь самоубийством, его сняли из петли и привели в церковь. Он сидел в церкви, слушал эту проповедь и удивлялся, говоря своей сестре: «Ты, наверное, все рассказала обо мне пастору». Но никто не настраивает меня специально, я не основываю свои проповеди на том, что я услышал или увидел. Нет. Я молюсь до тех пор, пока не загорится огонь в моем сердце, пока не придет мысль – и тогда я знаю, что Бог хочет, чтобы я об этом сказал. Тот человек покаялся и до сих пор живет, его семья здравствует и процветает. Слава Иисусу! Ради одного человека Бог побудил меня в тот день говорить об этом.

Римлянам 5:5:

«…а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам».

В других переводах написано: «Надежда не подведет», «Надежда не разочаровывает».

Ефесянам 1:18:

«…и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых».

Иногда апостол Павел писал так, что даже апостол Петр называл это «неудобовразумительным». И мы тоже иногда думаем: «Что же он имел в виду?» В таких случаях полезно обращаться к другим переводам, в которых сказано проще. Апостол Павел молился о том, чтобы Бог «просветил наши духовные очи, и чтобы мы узнали, какова та надежда, к которой Он нас призвал».

В другом переводе сказано так: «Что это за надежда такая, к которой вы все призваны?» Там написано о прекрасной жизни, о богатстве и наследии для святых. Все это касается надежды.

Я хочу, чтобы каждый из вас понял, что Бог, в Которого мы верим, – это Бог надежды. Что это значит? Объяснение находим во многих местах Писания. Например, есть в Библии история о великом голоде в Самарии (4 Царств, 6 и 7 главы). Голод был настолько страшным, что матери ели своих детей. Такой кризис постиг эту страну, что сам царь послал человека к пророку Елисею, а потом следом пошел за ним. Царь обвинил Елисея, пророка Божия, во всех бедствиях и даже хотел убить его. Но пророки Божьи дружат с Богом, а Он – Бог надежды. И вот какое пророчество прозвучало из уст Елисея: «…выслушайте слово Господне: так говорит Господь: завтра в это время мера муки лучшей будет по сиклю и две меры ячменя по сиклю у ворот Самарии» (4 Царств 7:1).

Какой интересный Бог! В самый разгар кризиса, в самых тяжелых ситуациях твоей жизни у Него всегда есть для тебя хорошее пророчество. У Него всегда есть надежда для тебя. А раз наш Бог – Бог надежды, то и пророки, и пасторы, и учителя Божьи, и люди Божьи – это люди надежды. Это люди, которые несут надежду. Надежда – это неожиданное Божье послание, которое приходит к тебе в самый тяжелый момент твоей жизни. Послание, в котором есть обещание, что у тебя все изменится, станет намного лучше, чем сейчас.

Так произошло и в Самарии: был голод – и вдруг пришло изобилие.

Давайте на библейских примерах рассмотрим, что такое надежда.

1 Царств 23:16-17:

«И встал Ионафан, сын Саула, и пришел к Давиду в лес, и укрепил его упованием на Бога, и сказал ему: не бойся, ибо не найдет тебя рука отца моего Саула, и ты будешь царствовать над Израилем, а я буду вторым по тебе; и Саул, отец мой, знает это».

Нести надежду значит позитивно говорить о будущем человека. Иногда пастор подходит к вам и говорит: «Не бойся, все будет у тебя хорошо». А вам кажется, что это пустые надежды, пустые ожидания. Нет, это не обман! Это правда. Если вы верите в Бога надежды, то вам нужно ухватиться за эту надежду и поверить в это.

Что такое надежда? Это пришедшее к вам позитивное слово подкрепления: «Не найдет тебя рука отца моего Саула, и ты будешь царствовать над Израилем». И все будет у тебя хорошо!

Надежда – это слова о хорошем будущем. Если вы сейчас находитесь в какой-то проблеме, если что-то не решается в вашей жизни (например, нет работы), то надежда для вас в такой ситуации – обращенные к вам слова: «У тебя будет работа! Не переживай, не плачь! У тебя будет хорошо оплачиваемая работа». Может быть, у вас нет образования – но вы выучитесь, и у вас будет хорошее образование. И многие еще будут удивляться тому, как вы продвинулись в жизни. У вас нет автомобиля? Он будет у вас! Нет квартиры? Будет квартира! Нет дома? Вы построите дом. Нет денег? Будут деньги! Церковь – это самое позитивное место во вселенной, потому что мы верим в самого позитивного Бога.

Кто-то из сестер говорит: «Я не замужем». Будет у тебя муж! Ты скажешь: «Я это уже слышала». Слушай еще! Муж будет, не переживай. У кого-то из братьев нет жены? Ты никак не можешь жениться? Ты женишься, брат. У кого-то нет детей? Бог даст вам детей! Вот что такое надежда!

Также нужно иметь в виду, что есть тонкая грань между просто надеждой и надеждой на Бога . Многие люди просто надеются. Но надеяться на Бога – это не то же самое. Библия учит нас, чтобы мы не просто надеялись, а надеялись на Бога . Как надеяться на Бога? Помните, как надеялась на Бога Анна? Проходили годы, а у нее все не было детей. Из года в год она приходила в храм и молилась, не будучи уверенной в том, что у нее родятся дети. Она просто приходила и молилась.

Вера – это уже уверенность, которая возникла после того, как в молитве ты получил откровение, после того, как пришло слово. Когда приходит ответ Божий – это значит, что все уже есть, и об этом не надо молиться, надо просто благодарить Бога. Но когда у тебя нет откровения – тогда нет и уверенности. Тогда ты находишься в пограничном состоянии и не знаешь, какое принять решение. Ты не знаешь, что будет завтра. Вот в этот самый момент работает надежда: тебе нужно надеяться на Бога, уповать на Него.

Анна приходила в храм и выражала свое упование в слезах и молитве. Она просила Господа, уста ее шевелились, но голоса не было слышно, и священник Илий принял ее за пьяную. «И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я – жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом» (1Царств 1:15).

Я хочу сказать вам всем: если у вас есть неразрешенные ситуации – то ваше место в храме, в молитвенной комнате. По понедельникам мы встречаемся в нашей церкви для молитвы, и там должно быть ваше место. Иногда ты просишь, чтобы кто-то молился за тебя. Делай это, но пойми, что тебе самому нужно быть на молитвенном собрании.

Пастор Йонгги Чо рассказывает о том, как решают проблемы верующие в его церкви: «Мы решаем вопросы очень просто. Если есть проблемы – иди на молитвенную гору, будь там неделю или две, излей душу перед Богом. Иди – и Бог даст тебе ответ». На эту гору люди восходят грустными, в депрессии, а через некоторое время возвращаются сияющими, потому что вера начинает заменять надежду. Там они слышат от Бога: «Все будет хорошо. Твоя жизнь изменится. Все будет в порядке с твоими детьми, с твоим здоровьем, с твоим мужем».

«Все будет в порядке» – вот это слово от Бога стоит того, чтобы надеяться, молиться и поститься. Одно слово от Бога может изменить всю твою жизнь. Мы строим свою жизнь на Слове Божьем, на откровении, которое Бог нам посылает. Это самое драгоценное сокровище нашей жизни. Если Бог скажет тебе, то так оно и будет. Слово Бога никогда не возвращается тщетным, оно приходит, чтобы все изменить. Небо и земля могут исчезнуть, но Слово Бога никогда не исчезнет. Оно исполнится и сделает то, для чего оно было послано.

Стань человеком молитвы. Стань перед Богом, покажи Ему свою надежду – и ты увидишь, что сбудется это слово о надежде, которая не разочаровывает, не подводит, не постыжает. Для тебя откроется сила этой надежды – славное наследие, которое Бог обещал дать всем святым.

Иакова 5:13:

«Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы».

Когда подкрадывается отчаяние – вспоминай эти слова. Нужно надеяться и ожидать. Во время страданий, иногда приходящих в нашу жизнь, Бог ожидает, что мы будем молиться и надеяться на Него. В нашем сердце должно быть это ожидание, эта надежда, эта мечта, что благодаря Богу все изменится к лучшему. Молитва надежды – это твои слова: «Господь, я ожидаю, что Ты поможешь мне. Я ожидаю, что Ты усмотришь решение этого вопроса». Надежда на Бога – это твоя способность сказать, как Авраам: «Бог усмотрит». Авраам не знал, что произойдет. Он просто поверил Богу, что нужно пойти и сделать это. Он верил, что Бог может воскресить из мертвых его сына, даже если он принесет его в жертву. Бог усмотрит все. Бог поможет.

«Я верю, Господь, что Ты видишь меня, видишь мое сердце, видишь мое упование. И я ожидаю, что Ты поможешь мне. Я ожидаю, что Ты исцелишь меня, восстановишь меня, восстановишь мир в моей семье». Иногда мы думаем, что если ничего не будем делать, то ничего и не произойдет; если не будем шевелиться, двигаться вперед, то и Бог нам не поможет. Это неполная истина. Вы слышали такое выражение: «На Бога надейся, а сам не плошай»? Это неправда. В Библии есть много мест Писания, где говорится о том, что Господь видит как надежду в сердце человека, так и безнадежность.

Притчи 3:5:

«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой».

Это не значит, что мы должны отключить свои мозги. Но это значит, что мы не должны полагаться на свои знания, на свою мудрость, на способности, эрудицию, образование и дипломы. Один мой друг рассказал: «Я был первоклассным пилотом, гражданским и военным. У меня высшая школа пилотажа. Я мог поднять и посадить любой самолет. Но живя без Бога, при наличии всех моих дипломов, я объездил пол-Америки и нигде не мог устроиться на работу. Я просто пришел к краху и банкротству».

В жизни бывают такие моменты, когда у тебя есть все предпосылки, чтобы процветать, но в придачу к ним нужна еще надежда на Господа. Это очень серьезная школа, и кто сдаст ее на отлично, тот будет победителем. Без Бога мы не можем ничего. Нужно научиться надеяться на Господа и не полагаться на плоть.

Бог видит, когда мы надеемся на плоть. В истории Израиля было немало царей, которым приходилось встречать полчища врагов у ворот Иерусалима. Однажды сотни тысяч людей пришли, чтобы разрушить Иерусалим. Царь дрогнул и сказал: «Срочно пошлите в Египет за помощью!» Когда Бог видит, что наше сердце дрожит и мы начинаем искать себе подпорки, тогда Дух Святой наполняет кого-нибудь из пророков и говорит через него: «Ты понадеялся на эту трость надломленную? Ты думаешь, она тебе поможет? Если Я, Господь всякой плоти, не помогу тебе, то никто не поможет. Отрезвись».

Но были и цари, подобные Езекии. Увидев полчище ассирийского царя, он все равно продолжал уповать на Господа.

4 Царств 18:19:

«И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь?»

4 Царств 18:33-35:

«Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского? Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сепарваима, Ены и Иввы? Спасли ли они Самарию от руки моей? Кто из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели Господь спасет Иерусалим от руки моей?»

Наш Бог лучше всех этих богов! У нас есть лучшее упование. У нас есть надежда и упование, которые не подводят. У нас есть лучшая надежда. Иисус Христос есть упование наше и надежда наша.

И вот что сделал Езекия – человек, который имел надежду на Бога. Он пошел в храм, разодрал одежды свои, плакал и рыдал, взывая к Богу: «Господь, если Ты нам не поможешь, то никто не поможет!» Действительно, грозная армия ассирийского царя разорила многие народы. Но Дух Святой наполнил пророка, который сказал Езекии: «Не бойся! Я вложу крюк в ноздри его: как пришел – так и уйдет». Почитайте эту историю в 19 главе 4-й Книги Царств – и вы увидите, какой великий Господь есть у всех, надеющихся на Него.

Один пастор рассказал потрясающую историю, которая меня очень коснулась. Он человек Божий, ездит по всему миру и проповедует Евангелие. Однажды к нему в офис приехала целая делегация из посольства США. Они сказали: «Ты очень важный человек, приезжаешь в Америку, служишь людям. Правительство Америки решило выдать тебе американский паспорт. Больше не надо открывать визы, ты можешь смело приезжать, для тебя все двери открыты». Когда ему вручали этот паспорт, он посмотрел на паспорт, а потом в духе посмотрел на небеса и увидел Господа, Который говорил ему: «Я хочу, чтобы ты надеялся на Меня, а не на американский паспорт». Он открыл свои глаза и сказал: «Спасибо, господа, но я отказываюсь от паспорта».

Услышав эту историю, я подумал, что у этого человека есть откровение о том, что такое надежда. Что значит надежда на Бога? Это значит уповать на Него, имея смелость отказаться от американского паспорта. Не искать жизни полегче, а видеть в духе лицо своего Спасителя, Который никогда не сводит с тебя Своих святых глаз и видит в твоем сердце надежду или безнадежность. Знай, Бог хочет видеть надежду в твоем сердце. Такую надежду, которая помогает тебе полностью полагаться на Него. Не подводит лишь такая надежда, которую имеет человек, полностью полагающийся на Господа. Вот такая надежда работает. Когда ты с Господом на коленях решаешь свои проблемы, тогда ответы приходят от Бога. Не тогда, когда твоим человеческим усилием решается вопрос, но тогда, когда Бог действует. Это совсем другая категория чудес.

Бог видит надежду на Него. Также Он видит надежду на плоть, на богатство, на связи, на врачей, на собственный разум.

Ездра 8:21:

«И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего…»

Евреи перебирались в Иерусалим. Им нужно было пройти через вражескую территорию, где бродило множество бандитов, где грабили караваны. Ездра провозгласил пост, чтобы Бог дал им благополучный путь. И далее мы читаем очень интересные слова: «…так как мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему есть благодеющая, а на всех оставляющих Его – могущество Его и гнев Его!» (Ездра 8:22). Беседуя с царем, Ездра проронил такую фразу: «…рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему есть благодеющая». Другими словами, он сказал: «Царь, ты знаешь, мы же верующие. Мы надеемся на Бога. Спасибо за твою охрану, но не надо». Он сказал это, но потом, когда уже вышел, плоть взяла верх, пришли мысли: «Что ты наделал? Ты знаешь, сколько бандитов по пустыне бродит? Разграбят твои караваны! Что ты натворил?» Но они просто провозгласили пост у реки Агавы – и Бог благословил их путь. И ни один волос не упал с головы.

Когда ты все везде решаешь сам – это не всегда правильно. Люди часто говорят: «Если я не заработаю – вы будете с голоду умирать». Но никто не умрет с голоду, даже если ты не заработаешь. Или говорят: «Если я не крутанусь, то вы будете сидеть в дыре». Но не переживай, никто не будет сидеть в дыре. Бог видит сердца, которые надеются на Него. Он может послать изобилие, как во время голода в Самарии. Он есть Бог надежды.

Помните, что есть много обетований для тех, кто надеется на Господа. В 90-м псалме – потрясающий перечень обетований: «У тебя будет победа, не приключится зло – из-за того, что ты сказал: Господь – упование мое». Главное – сказать так: «Господь – упование мое! Бог – мой обеспечитель. Он даст мне процветание! Бог даст мне работу».

Во время учебы в автошколе моя жена попала в группу атеистов и безбожников. Она начала рассказывать им о Боге, а они напали на нее, как коршуны. Тогда она им сказала: «Вот посмотрите, я, верующая, сдам с первого раза». Над ней только посмеялись. А когда пришло время сдавать экзамены, она одна из группы сдала с первого раза и теорию, и вождение. Главное – обронить слово: «Я верующий, у меня есть упование». Бог может послать Своих ангелов в эту ситуацию и все изменить.

Иеремия 17:7:

«Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь».

Человек, который надеется на Господа, будет благословен. Наша надежда на Господа Иисуса Христа не подведет нас. Мы имеем такую надежду, которая не подводит. В надежде на Господа мы не будем разочарованы. Иисус может изменить не только твои обстоятельства. Он может изменить всю страну. Сколько стран было изменено силой Божьей! Одна Корея чего стоит. Когда я приехал в Сеул ночью, тысячи красных неоновых крестов виднелись повсюду на домах, на высотках, их невозможно было сосчитать. Корейцы возложили свою надежду на Иисуса Христа, молясь пред Ним – и Бог вывел эту страну из тьмы. Сегодня по уровню экономического развития Южная Корея занимает седьмое место среди всех стран мира.

Надежда на Господа изменит и нашу страну. Полмиллиона человек Бог спасет только через нашу церковь. Мы увидим великие чудеса и знамения. Наша нация изменится: люди перестанут употреблять алкоголь и наркотики, перестанут делать аборты. Наша нация будет без сирот. У нас будет евангельская страна, евангельская Беларусь. Это не просто крылатые фразы – это надежда в моем сердце. Мартин Лютер Кинг однажды сказал свою знаменательную речь. Перед тысячами людей он заявил: «У меня есть мечта!» И через сорок лет его мечта сбылась: установилось равенство между черными и белыми.

Когда в твоем сердце есть мечта – это и есть надежда. У меня есть надежда о нашей стране, о нашей церкви. Мы будем строить здание, и дом сей будет велик, как велик Господь Бог наш. У меня есть надежда о каждом из вас, что вы не вечно будете пребывать в младенческом состоянии, но возрастете, станете помазанными служителями Божьими. Вы перейдете на новый уровень, многие из вас станут лидерами домашних групп, пасторами тысячных церквей в этом городе. Наша церковь повлияет на многие страны Евангелием. Бог поднимет настоящих миссионеров, которые понесут Евангелие. Я надеюсь, что наша молодежь будет возрастать, становясь сильной в Боге. Я надеюсь, что молодые люди оставят пустоту и будут служить Иисусу Христу, станут людьми Библии, людьми молитвы, людьми страсти, огня и помазания. Они станут людьми, которых Бог будет называть с большой буквы. Вот какая у меня надежда, друзья мои.

Мы верим в Бога надежды. Слава Иисусу! Знай, твое будущее в руках Господа. Держись за него, надейся на Него всем сердцем – и ты увидишь, что эта надежда никогда не постыдит тебя.

ЧТЕНИЕ БИБЛИИ НА СЕГОДНЯ: ЧИТАЕМ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ. «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих.» От Луки, 24 гл. 1 В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; 2 но нашли камень отваленным от гроба. 3 И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. 4 Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. 5 И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? 6 Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, 7 сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. 8 И вспомнили они слова Его; 9 и, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим. 10 То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам. 11 И показались им слова их пустыми, и не поверили им. 12 Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему. 13 В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; 14 и разговаривали между собою о всех сих событиях. 15 И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. 16 Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. 17 Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? 18 Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? 19 И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; 20 как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. 21 А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. 22 Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба 23 и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. 24 И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. 25 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! 26 Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? 27 И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. 28 И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. 29 Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. 30 И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. 31 Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. 32 И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? 33 И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, 34 которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. 35 И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. 36 Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. 37 Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. 38 Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? 39 Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. 40 И, сказав это, показал им руки и ноги. 41 Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? 42 Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. 43 И, взяв, ел пред ними. 44 И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. 45 Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. 46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, 47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. 48 Вы же свидетели сему. 49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. 50 И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. 51 И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. 52 Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. 53 И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь. Притчи 3 гл. 1 Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; 2 ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе. 3 Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего, 4 и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей. 5 Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. 6 Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. 7 Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: 8 это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих. 9 Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, 10 и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином. 11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; 12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. 13 Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, - 14 потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: 15 она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. 16 Долгоденствие - в правой руке ее, а в левой у нее - богатство и слава; 17 пути ее - пути приятные, и все стези ее - мирные. 18 Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее, - и блаженны, которые сохраняют ее! 19 Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; 20 Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою. 21 Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность, 22 и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей. 23 Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется. 24 Когда ляжешь спать, - не будешь бояться; и когда уснешь, - сон твой приятен будет. 25 Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; 26 потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления. 27 Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. 28 Не говори другу твоему: "пойди и приди опять, и завтра я дам ", когда ты имеешь при себе. 29 Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою. 30 Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе. 31 Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его; 32 потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение. 33 Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет. 34 Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать. 35 Мудрые наследуют славу, а глупые - бесславие. Псалтирь 118:105. Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности 2Тим 3,16 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. (об Иисусе Христе) Иоан. 5,39 Если ты, дорогой друг ещё не принял Господа, Иисуса Христа, прими Его, примирись с Господом! Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Если ты желаешь сейчас покаяться и принять Иисуса Христа, чтобы Он стал твоим Господом зайди по ссылке

1–18. Более частное изображение свойств истинной мудрости в отношении к Богу и ближним; мудрость, как высочайшее благо. 19–26. Господь, Премудрый Творец и Промыслитель, охраняет и защищает жизнь мудрого и благочестивого. 27–35. Увещание быть милосердым и справедливым к ближним и предостережение от подражания насильникам и вообще беззаконным.

. Сын мой! наставле­ния моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое;

. ибо долготы дней, лет жизни и мира они при­ложат тебе.

. Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего,

. и обретешь милость и благо­воле­ние в очах Бога и людей.

Предостерегая ученика своего («сын мой ») от подражания людям развращенным (), Премудрый, прежде всего, увещает его (ст. 1) не забывать его, учителя (море, меламмед , ) учения, закона (тора ) и хранить все отдельные заповеди (мицвот ) этого учения (разумеется, учение о мудрости и благочестии). Для поощрения же ученика к исполнению своих наставлений, Премудрый обещает ему награду за исполнение их – долгоденствие и благоденствие, подобно как и в Пятикнижии эти блага часто обещаются исполнителям закона Моисеева (напр., ; и др.). Такая награда отчасти есть благодатный плод благословения Божия, почивающего на ревнителях истинной мудрости и чистого благочестия, отчасти же представляет отечественное следствие свойственного мудрым и благочестивым воздержания от всех пороков и страстей, расстраивающих внешнее благосостояние человека, подтачивающих его здоровье и сокращающих самую жизнь его. Определяя затем сущность закона или учения о мудрости – благочестии, Премудрый заповедует (ст. 3) хранить «милость и истин у". евр.: хесед ве-эмет , греч.: "ελεεμοσύνη καὶ πίστις , Вульг.: misericordia et veritas. Оба понятия весьма часто в Ветхом Завете соединяются вместе (; ), так и в книге Притчей ( и др.) и могут обозначать как Божественную милость и благодать, и Божию верность завету с людьми, так и добродетели собственно человеческие: с одной стороны милосердие, сострадание к нуждающимся ближним, готовность помогать им в их нуждах, с другой стороны верность человека данным им обещаниям и обязательствам, готовность его воздавать каждому должное, – словом оба эти понятия, вместе взятые, выражают исполнение человеком своего морального долга в отношении ближнего, причем »милость " (хесед ) основывается на чувстве братства всех людей и на сознании необходимости взаимной их солидарности как во внешней жизни, так и в деле духовного развития, а «истина " (эмет ) означает внутреннюю устойчивость и правдивость, pectus rectum, прямо противоположную всякому лицемерию, мнимой святости, – стремление сообразовать всякую форму с существом дела. С точки зрения этих двух добродетелей определяется поведение человека в отношении ближних в последней части этой главы ( дал.). Мысль о долге »милост и и истин ы» должна быть постоянно присуща человеку. Заповеди эти, по образному выражению Премудрого, должны быть как бы повешенными на шее и написанными на сердце человека, подобно тому, как у библейских евреев был обычай носить на груди (на шнурке) печать с начертанием собственного имени и достоинства (; ), а позднейшие евреи с целью помнить заповеди закона Божия носили и носят на руках и на лбу так называемые филактерии или тефиллины, буквально понимая слова Моисея (; ; ). Неуклонное хранение «милост и и истин ы» будет иметь следствием милость Божию и любовь от людей (ср. ; ) к человеку, всегда хранящему на скрижали сердца (по сердечному влечению, ср. ), а не по внешнему лишь повелению, долг любви и справедливости. Этот мотив нравственной деятельности человека – похвала и одобрение от Бога и людей – часто выставляется в книге Притчей. Но так как суждения людей могут быть и ошибочны, то Премудрый далее выше всего ставит всецелую преданность человека Богу, и требует от человека, во 1-х, внутреннего посвящения Богу в смирении (), а затем и всецелой готовности жертвовать для Бога внешним достоянием и предавать в Его руки внешние судьбы свои ().

. Надейся на Го­с­по­да всем сердцем тво­им, и не по­лагайся на ра­зу­м твой.

. Во всех путях тво­их по­знавай Его, и Он направит стези твои. :

. Не будь мудрецом в глазах тво­их; бойся Го­с­по­да и удаляйся от зла:

. это будет здравием для тела твоего и пита­ни­ем для костей тво­их.

Кто истинно верует в Бога, Творца и Промыслителя мира, тот не может в своей деятельности полагаться только на свои силы; напротив, истинно верующего отличает прежде всего твердое упование на милость и благодать Божию, всецелая преданность и верность Богу (ст. 5), причем самонадеянность, желание обеспечить себе благоденствие одними своими силами, не может иметь места (ср. ; сл., ). Только при условии смиренной преданности воле Божией человек может бодро встретить и все испытания житейские. Но для этого человек должен именно «зна ть» Бога во всех путях своих (ст. 6), т. е., быть всецело проникнут мыслью о Боге (ср. ); тогда и «направит » («уравняет» – по более точному перев. архим. Макария) все пути человека на служение нравственным целям, истине, правде, добру. Но такое направление человеческой воли возможно только в том случае, когда человек, совершенно отказываясь от всякого самомнения и самопревозношения (7а, сн. ; ), в основу своей деятельности положит страх Божий и вытекающее из него уклонение от всякого зла (7б), в чем и заключается истинная мудрость жизни (ср. ; ). Мудрость – благочестие, необходимо соединяющееся с страхом Божиим и удалением от зла, спасительно не только для души, но и для тела (ст. 8), поскольку страх Божий и опасение впасть в удерживают человека от разного рода излишеств, разрушительно действующих на тело.

. Чти Го­с­по­да от име­ния твоего и от начатков всех при­бытков тво­их,

. и наполнят­ся житницы твои до избытка, и точила твои будут пере­ли­ваться новым вином.

Честь Господу со стороны человека должна быть воздаваема не одним смирением, благоговением и страхом пред Ним, не одним удалением от греха, – вообще не одними лишь духовными средствами Богопочтения, но и материальными, внешними делами благоугождения Богу, к числу которых в Ветхом Завете относилась и обязанность каждого еврея посвящать Иегове первые произведения земли ( сл., ; ; ; сл. ; ), равно как десятины от скота и всех произведений земли ( сл. ; ) и первородные из животных (; ). Так как во все времена от исполнения этого закона о теократических приношениях святилищу могло удерживать евреев опасение оскудения вследствие щедрости (ср. ). – то Премудрый, имея в виду обетование благословения Божия за ниспослание этого закона (см. ), обещает усердному жертвователю изобилие хлеба и вина (ст. 10). Если в других местах книги Притчей вообще мало говорится об обрядовом законе, то принесение Иегове первых произведений земли было столь естественным обнаружением благодарности Богу за Его дары (в силу этого принесение напр., десятины Богу было обычаем еще до Моисея (); равно как обычай жертвовать Богу первые и лучшие произведения был широко распространен и у др. древних народов), что Премудрый не мог обойти молчанием столь непосредственной формы выражения религиозного чувства, и увещает своего слушателя к ревности в соблюдении упомянутого закона, подобно как то же впоследствии делает пророк Малахия ().

. Нака­за­ния Го­с­по­дня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличе­нием Его;

. ибо кого любит Го­с­по­дь, того наказывает и благо­волит к тому, как отец к сыну своему.

Научая слушателя своего выражать преданность Богу, Богопочтение, еще и терпеливым перенесением посылаемых Богом бедствий, Премудрый сравнивает эти бедствия с тяжелыми для питомца приемами человеческой ветхозаветной педагогики: как эта последняя, по воззрению Премудрого (), неизбежно включает систему физических воздействий (таково значение евр. мусар ; греч. παιδία ; лат. disciplina, слав. русск. наказание), так и всякого рода бедствия в руках, посылающего их Бога имеют педагогическую цель – воспитание в народе Божием и всех его членах истинной преданности Богу и верности Его завету (ср. ; ; ).

Только дети безрассудные пренебрегают уроками родителей, воспитателей и наставников, не вразумляются их мерами строгости. Таким детям уподобляются те, которые, принимая от рук Божиих наказание за свои грехи, не вразумляются, даже озлобляются против Бога. Предостерегая слушателей или читателей своих от подобного настроения, Премудрый поучает (ст. 12) видеть в посылаемых Богом бедствиях знаки отеческой Его любви к человеку, желающей отвести его от пути неправды и наставить на путь правды и добродетели. Вторая половина стиха 12 – несколько иначе читается в евр. масор., Вульг. и русск.: укеав эт бен ирце , quasi pater in filio complacet sibi, «и благоволит к тому, как отец к сыну» , – чем у LXX и слав.: μασιγοῖ δἐ παντα ὑιόν , ὅν παραδέχεται , «биет же всякаго сына, его же приемлет» . Ввиду того, что при чтении LXX слав. гораздо лучше удерживается параллелизм обоих половин 12-го стиха чем, при чтении еврейск. масор. т., – чтение LXX-ти заслуживает предпочтения (аналогию ст. 12 представляет ), тем более, что это чтение буквально воспроизведено и в послании к Евреям, . Приведя в слова , священный писатель послания к Евреям в пояснение слов Премудрого присоединяет: «Если вы терпите наказание, то поступает с вами, как с сынами, ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания..., то вы незаконные дети, а не сыны» ().

. Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который при­обрел ра­зу­м, –

. потому что при­обрете­ние ее лучше при­обрете­ния серебра, и при­были от нее больше, нежели от золота:

. она дороже драгоцен­ных камней; [никакое зло не может про­тивиться ей; она хорошо извест­на всем, при­ближа­ю­щимся к ней,] и ничто из желаемого тобою не сравнит­ся с нею.

. Долгоден­ствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богат­с­т­во и слава;–

:16а. –[из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит;]

. пути ее – пути при­ятные, и все стези ее – мирные.

. Она – древо жизни для тех, которые при­обретают ее, – и блажен­ны, которые сохраняют ее!

Премудрый как бы поет целый гимн истинной мудрости, под которой здесь (ст. 13 и дал.), по связи с предыдущим (ст. 11–12), ближе всего разумеется опытное, основанное на терпеливом перенесении посылаемых Богом скорбей жизни, уразумение действия в них карающей, наказующей и вместе милующей руки Промысла Божия, – а затем вообще духовная и житейская опытность; источником и последним основанием такой мудрости служит и всегда остается всецелая преданность человека воле всеведущего и всеблагого Промыслителя – Бога. Мудрость (хокма , σοφία , sapientia) и благоразумие (тебуна , φρόνησις , prudentia) суть такие блага, для приобретения которых следует больше трудиться, чем сколько трудятся искатели золота и серебра, добывающие их в недрах земли и за дорогую цену покупающие местности, богатые золотыми и серебряными россыпями (ср. cл.). Не могут идти в сравнение с благом мудрости и другие драгоценности, напр., драгоценные камни или что подобное, ценное лишь по внешнему блеску: все эти драгоценности украшают лишь тело человека, тогда как мудрость есть украшение души и духа. В средине ст. 15, а также в конце ст. 16 у LXX и в слав. имеются прибавки. В ст. 15 прибавка читается так: οὐκ ἀντιτάσσεται αὐτῆ οῦδέν πονηρόν εὐγωστόν ἐστὶν πᾶσιν το῀ις ἑργάζουσιν αὑτῆ , слав. «не сопротивляется ей ничтоже лукаво, благознатна есть всем приближающымся ей» . Хотя этой вставкой, по-видимому, несколько нарушается естественный параллелизм речи в ст. 15, однако общая мысль приведенных слов о превосходстве истинной мудрости пред всяким земным благом, приобретенным неправедно, – и о привлекательности близкого знакомства с мудростью, вполне и хорошо согласуется с учением книги Притчей о премудрости. Впрочем, в некоторых списках LXX-ти (напр., в Комплют.) приведенные слова не читаются.

В ст. 16, как и далее ст. 17 и 18, мудрость изображается олицетворенно, и именно, представляется раздаятельницею даров внешних, вещественных и внутренних, духовных. Мудрость – обильный источник тех и других. Она обеими руками, правой и левой, раздает ревнителям ее такие блага, как долголетие, богатство и славу, – причем, соответственно неодинаковому достоинству этих благ, они разделяются так: правой рукой мудрости содержится и дается более важное и существенное – благо долгоденствия (ср. ), а менее важные, почти лишь случайные принадлежности мудрости – богатство и слава – левой рукой. Далее, по тексту LXX-ти, в конце ст. 16 читаем: έκ του στόματος αύτῆς ἐκπορεύεται δικαιοσύνη , νόμαν δέ καὶ ᾿ελεον ἐπὶ γλώσσης φορεῖ , слав. «от уст ея исходит правда, закон же и милость на языце носит: . Эта речь о духовных, внутренних благах мудрости весьма уместна в дополнение к упоминанию о благах внешних: правда мудрости есть дар или способность во всем, а особенно на суде, действовать правомерно, беспристрастно и нелицеприятно; носить же закон и милость на языке значит изрекать подсудимым приговор не только согласный с правдой закона, но и проникнутый милостью и снисхождением по требованию духа закона. В целом весь ст. 16 прямо напоминает начальный момент царствования Соломона, имеет в виду его собственный пример. По вступлении на царство Соломон, как известно, просил себе у Бога мудрости на дело правления, и Господь даровал ему не только то, что он просил, но и то, чего не просил – богатство и славу ().

Внутренними плодами мудрости являются (cт. 17): особенная приятность жизни – успех в делах духовных и житейских, – и некоторый особенный мир жизни, поскольку мудрый избегает всего, что могло бы вовлечь его в какую-либо опасность или столкновение с ближними. Премудрый образно и чрезвычайно знаменательно называет мудрость »древо м жизни « (ст. 18, ср. ), имея, конечно, в виду и известное из книги Бытия райское дерево жизни (): бывшее в раю древо жизни предохраняло человека от болезней и смерти; после грехопадения прародителей и изгнания их из рая, уже никакая человеческая мудрость не в силах спасти человека от смерти и даже всегда успешно врачевать болезни, но Премудрый, называя Богопросвещенную мудрость, основанную на страхе Божием (ср. ) и на откровении Божием, имеет в виду спасительное значение именно этой мудрости для человека – главным образом в отношении духовной жизни человека: мудрость эта удовлетворяет высшим запросам духа человеческого, питает его, как питало первого человека древо жизни в раю; она, эта мудрость, вместе с тем служит и залогом вечной блаженной жизни человека за гробом; равным образом и в земной жизни руководствующиеся правилами мудрости и благочестия чаще наслаждаются долгоденствием и благоденствием, чем неразумно, неумеренно предающиеся земным благам. Посему »блаженны, которые сохраняют « Премудрость (18б.), LXX: καὶ τοῖς ἐπερειδομένοις ἐπ´_ αὐτὴν , ώς ἐπὶ κύριον , ἀσφαλής , слав.: «И восклоняющымся на ню, яко на Господа, тверда» . Надеющиеся на Господа, у Него ищущие Премудрости в Господе и Его Премудрости ищущие опоры и умудрения, всегда остаются тверды подобно непреступной Сионской крепости (ср. ).

Сказанное в ст. 18 о Премудрости, как древе жизни, применила к древу креста Христова: «lignum vitae crux Christi», поскольку на кресте была распята сама воплотившаяся Премудрость (ср. ; ; ), и в событии распятия Христа Спасителя открылась высочайшая Премудрость Божия, нашедшая столь необычайное средство примирения людей с Богом. Поэтому отдел читается в качестве паримии в праздники в честь креста Христова – 1 августа (происхождение честных древ Креста Христова) и 14 сентября (Воздвижение честного Креста).

. Го­с­по­дь пре­мудростью основал землю, небеса утвердил ра­зу­мом;

. Его пре­мудростью раз­верзлись бездны, и облака кропят росою.

. Сын мой! не упускай их из глаз тво­их; храни здравомыслие и рас­суди­тель­ность,

. и они будут жизнью для души твоей и украше­нием для шеи твоей.

. Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнет­ся.

. Когда ляжешь спать, – не будешь бояться; и когда уснешь, – сон твой при­ятен будет.

. Не убо­ишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она при­дет;

. потому что Го­с­по­дь будет упова­ни­ем тво­им и сохранит ногу твою от уловле­ния.

Человек тем более должен стремиться к мудрости, что она не есть только человеческое качество, но сила присущая, – конечно, в бесконечной степени, Самому Богу: высочайшая мудрость составляет печать всей творческой и мироправящей деятельности Божией. Высочайшая премудрость Бога, так творца и промыслителя мира, выразилась в том, что «Господь премудростью (бехокма ) основал землю, небеса утвердил разумом: Его Премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою " (ст. 19–20).

Под Премудростью, посредством которой предначертал и затем осуществил идею мира, разумеется проявление свойства Божественной Премудрости, но вместе с тем и Ипостасная Премудрость Божия (Сын Божий в Его деятельности до воплощения) в миротворческой Ее деятельности (ср. ; ; ; ). Премудрость Божия, со всею очевидностью отобразившаяся в творении мира и всегда являющая себя в его сохранении, должна быть вечным образцом, идеалом для всех ищущих мудрости. Но и богопросвещенная мудрость человеческая – »здравомыслие и рассудительность " (евр. тушийя у-зимма , ст. 21), поскольку источником ее служит та же Премудрость Божия – должна быть предметом внимания и подражания юноши. Плоды мудрости, даже для одной внешней жизни человека, спасительны и разнообразны: правила мудрости, полагаемые в основу деятельности человека, делаются для него источником духовного питания, нравственной крепости, – словом истинной жизненности (ст. 22), мира, спокойствия и успеха во всех делах (ст. 23), безмятежного покоя и безопасности, как от внешних врагов, так и от внутреннего смятения (ст. 24–25, сн.

. Не замышляй про­тив ближнего твоего зла, когда он без опасе­ния живет с тобою.

. Не ссорься с человеком без при­чины, когда он не сделал зла тебе.

. Не соревнуй человеку, по­ступа­ю­щему насиль­ствен­но, и не избирай ни одного из путей его;

С положительной и отрицательной сторон изображается образ поведения истинно мудрого и добродетельного в отношении ближних. На первом месте в понятии истинной праведности, по ветхозаветно библейскому представлению (ср. и и др.) стоит добродетель милосердия и благотворения ближним, и Премудрый настоятельно советует не отказывать нуждающемуся (баал ) в благодеянии (ст. 27, сн. ): характерно для ветхозаветно-библейского воззрения на милостыню самое название принимающего ее баал , обладателем, тем, кому милостыня должна принадлежать по долгу или по праву (сн. . См. у , Древнееврейская благотворительность, Киев 1903 с. 33–34), причем в понятии нуждающегося, согласно с законом Моисеевым, мыслятся не только единоплеменник и единоверец, но и пришелец и иноверец, равным образом словами (27б) «когда рука твоя в силах сделать его » дается понять, что только крайняя бедность, отсутствие всяких средств к благотворению может освобождать человека от исполнения обязанности благотворения (ср. ). Имеющий возможность немедленно оказать помощь нуждающемуся не должен откладывать ее до другого дня, ст. 28; LXX добавляют в этом стихе слова (вероятно из сл.; ). Ст. 29–30 изображают отрицательную сторону любви к ближнему – коварство и вероломство против доверчивого ближнего, сварливость и сутяжничество без всякого повода: от этих проявлений нелюбви к ближнему предостерегает Премудрый своего слушателя-ученика. Но так как для юноши в деле добра и зла имеет великую силу пример добродетельных и нечестивых, то Премудрый в ст. 31 предостерегает ученика своего от подражания или соревнования нечестивым, хотя бы внешняя жизнь их и была некоторое время благоуспешна (ср. ; . Мудрые наследуют славу, а глупые – бесславие.

Указывают основание – ближе всего сказанного в , а затем и всех вообще увещаний гл. III. Изображается, ст. 32–34, прямо противоположное отношение Бога к праведникам и к грешникам. Прежде всего, духовное настроение грешника совершенно чуждо, противно и ненавистно Богу (32а), хотя бы с внешней стороны деяния его представлялись законными, напр., даже жертвы, совершаемые нечестивыми, лишь прогневляют Бога (ср. ), – и только праведные могут наслаждаться благодатной близостью к Богу (32б, сн. и др.).

Такое различное отношение Бога к нечестивым и праведным и такая различная судьба тех и других суть явления постоянные, составляют как бы закон нравственной жизни; поэтому в ст. 34–35 Премудрый выражает эти мысли еще раз в кратких, выразительных положениях, из которых данное в ст. 34 дважды цитируется (по переводу LXX-ти) в Новом Завете (; ).

«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Прит. 3,5-6)

Мы имеем различные злые привычки и жалости к себе, которые нас держат в рабстве. А когда мы позволяем Богу нас оздоровить – это также духовное воскресение. Предпосылка этого – стать к правде, хотеть видеть на себе недостатки и признавать их. Чтобы мы не обижались, но сказали: «Да, это моя слабость». Чтобы не впали в депрессию, но сказали: «Надо с этим бороться. Да, буду проигрывать, но буду просить Бога дать мне свет и силу. Дам Ему все свои проблемы, которые имею: Господи, здесь я слаб, здесь постоянно падаю, эта зависимость меня побеждает и делает меня рабом. Я не хочу этого, но собственной силой ничего не смогу, поэтому всем сердцем надеюсь на Тебя». А потом, как говорит слово Божие: «Господь направит стези твои ». Мы, люди, постоянно ходим кривыми стезями, злой нас тянет направо и налево, но мы должны идти вперед, и Господь направит наши стези. Это так, но надо, чтобы во всех своих путях мы познавали Его, думали о Нем. Когда не думаем о Нем и не считаемся с Ним, то не увидим Божьего действия. Но когда думаем о Боге и обращаемся к Нему, Он начнет действовать в нашей жизни, творить чуда, исцелять, будет нас касаться. Тогда мы сможем писать целые книги свидетельств. Для этого нужно лишь немного остановиться и в конкретной ситуации с верой отдаться Богу и просить Святого Духа о свете. Или достаточно только остановиться и призывать имя Господне. Но какая это тяжелая борьба с неверием! Как разум нас обманывает! – Отчаяние, сомнения, логические аргументы. Хорошо, но теперь логично скажи себе: Верю, что Бог всемогущ? Делает Бог то же сегодня? Сделал Он чудеса в моей жизни? Может сделать их и сейчас? Хочет Бог от меня, чтобы я теперь верил и не сомневался? И если Он этого хочет, то надо стать и признать: «Верю, Господи! Надеюсь на Тебя».

Итак, что ты должен делать? Надеяться на Господа всем сердцем, не полагаться на собственный разум и познавать Его на всех путях. А что Бог пообещал тебе, когда выполнишь эти три условия? Он сам направит стези твои .

В чем ты можешь положиться на Господа?

Пс. 32,8: « Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою».

Бог обещал вразумить нас, наставить на путь, по которому мы должны ходить. Как это нужно! Сегодня мир полон зла и ловушек, которые расставлены на нас. Бог говорит: «Вразумлю тебя». И это для нас очень нужно! «Око мое над тобой» , – говорит Бог. Он видит меня. Я думаю, что я здесь один, никто меня не видит. Но это не правда. Бог видит меня, знает все дни, часы и секунды моей жизни. Итак, мы можем доверять Господу. На кого другого мы бы еще хотели надеяться?

Скачать:

Притчи 3:5-10 Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих. Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.

Здесь идет речь об условии успеха. Вообще, успех - это библейское слово. Мы видим, что здесь говорится уже и о физиологических моментах. К сожалению, наши неправильные психологические установки дают ужасающие результаты. Болезни проявляются из-за реакции того вещества, которое отвечает за наши действия. Поэтому написано, что это будет здравием для тела нашего. Не гордись, не язви, не будь циничным, не надмевайся - иначе результатом всего этого станут болезни.

Притчи 3:5 Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.

Означает ли это, что мы должны быть неразумными? Как раз наоборот, разум должен быть. Разумный человек хочет положиться на свои знания, опыт, разумения. Глупый человек полагается на разум другого. А самый глупый полагается на глупость другого. Но Бог говорит, что когда ты стал разумным, все понимаешь и читаешь, настолько разумным, как Христос, то в этом случае ты захочешь положиться на разум, потому что он действительно мудрость и опыт. Что же значит не полагаться на свой разум, а надеяться на Господа?

Вспомним библейскую историю о том, как Давид взял пращу и бросил камень в великана. Но сначала он провозгласил слово, а затем бросил камень и попал Голиафу прямо в лоб! Как это возможно? Разве Давид занимался тем, что каждый день оттачивал четкость броска? Разве он тренировался убивать великанов? Он боролся со львом, медведем. Когда нападали на его овец дикие звери, он защищал их. Он победил не благодаря своему профессионализму. Однако брошенный им камень, полетел точно в цель.

У каждого из нас есть ожидания по жизни. Даже в физическом мире, когда мы, например, бросаем камень в плывущий предмет, мы надеемся и уповаем, что попадем в цель. Когда пришел Давид, он заявил, что это не его война, ведь Голиаф шел против Господа Саваофа, против Его народа, против Его земли и святости, покушался на десницу Божью. Поэтому Бог и попал в око великану.

Голиаф был в два раза выше российского боксера Валуева. Его рост составлял почти четыре метра. Длина его копья только составляла шесть метров! У него был оруженосец, тоже крупный. Все они были исполинского рода, сыны Енаковы, их оставалось четыре брата. И вот маленький белокурый юный Давид, вышедший против великана, попал в цель! Я хочу сказать вам, что мы сегодня ведем войну, и нам надо попасть на небо, а это задача посложнее, чем пройти сквозь игольное ушко. Мы иногда думаем, что раз мы родились в церкви, то мы уже на небе. Иисус, рассказывая о небесах, говорил, что путь туда очень узок, как игольное ушко. А путь, который за пределами этого ушка - очень широкий. Китайская поговорка говорит, что в цель попадают одним путем, а промахиваются тысячами. Приблизительно это говорят о Царстве Божьем. Как сделать так, чтобы к тебе пришло благословение, исцеление, Божья защита и то, что называется благословением от Господа?

Возможно, ты страдаешь за Христа сегодня. И это страдание не выражается в виде пыток или тюрем. Но это выбранный тобой путь, отказ от чего-либо. Ты выбрал путь с Богом, путь без греха. Поэтому святой - это отделенный. Мы отделены для святого брака, для святой добрачной жизни, для святой семьи, для святой работы… Все, что бы мы ни делали, имеет определенную инструкцию о том, как жить свято. Самое главное - надейся на Господа всем сердцем своим. Tim