Философия успешных людей. Зачем успешные люди изучают китайскую философию? Разумный эгоизм необходим

Реферат на тему:

Прагматизм: философия делового человека


Среди философских школ XX века, бесспорно, одной из самых известных является прагматизм или инструментализм, чаще называемый философией делового человека или истинно американской философией. Истоки философии прагматизма несомненно старше, чем созданная в конце XIX – начале XX века американскими исследователями Ч.С. Пирсом и У. Джемсом теория, по-новому освещающая все стороны традиционного философского знания, связанные с онтологией, гносеологией, методологией, социальной философией и антропологией.

Слово "pragma" греческого происхождения и означает "дело, действие". Анализ действий, деятельности человека, его личностного восприятия мира составляет принципиальную основу прагматизма, причем главным в действиях представляется их результативность или успешность, а философия призвана помочь человеку успешно реализовывать свои действия, добиваться успеха в любом начинании.

Истоки прагматизма восходят к 70-м годам XIX века, когда были написаны работы американского философа, логика, естествоиспытателя Чарльза Пирса (1839-1914).

Пирс выделяет две доктрины:

1. «Теория сомнения веры»

2. «Теория значения»

«Теория сомнения веры», согласно ей - это не отражает реальность в сознании человека, а развитие врожденных инстинктов жизни, т. е. биопсихологическая функция направленная на выработку привычки реагировать на окружающие условия, - эта привычка составляет верование. А достижение устойчивого верования - есть единственная цель мышления. Движение идет не от незнания к знанию, а от сомнения к твердому мнению и устойчивому верованию, которое является основной функцией познающего мышления. Устойчивое верование достигается 3 способами и методами: упорство, которое предполагает придерживаться единожды принятого взгляда. Метод авторитета - опора на распространенные авторитетные суждения и взгляды. Метод априоризма - общие верования, обоснованные безличными доопытными началами.

«Теория сомнения веры» обосновывает отказ от понимания познавательной деятельности, как деятельности отражательной по существу и направленной на достижение истинного знания объективной реальности. Познавательная деятельность рассматривается Пирсом как непознавательная деятельность, которая направлена на обеспечение интеллектуального комфорта. Эта теория отрицает наличие у человека познавательного интереса. Т. о. достижение веры влечет за собой пассивность ума, но обеспечивает активность тела, ибо вера с точки зрения прагматика - это привычка действовать.

«Теория значения»- Пирс решал задачу установить значение понятий не в словарном смысле, а в практических действиях человека, т. е. понять идею какого-то термина и сделать ее ясной, поэтому Пирс соотносит понятие с человеком. Без этого нельзя говорить о «значении» в философском смысле. Значение - это, что содержание понятия значит для человека как сообщества людей, т. е. прагматизм осуществил прагматическую трактовку понятий с практическими последствиями действий.

Понятие истины Пирс связывает и отождествляет с успешностью. Истина по его мнению - это будущая полезность для цели. Истина то во что мы верим, или устойчивое верование. А чтобы быть устойчивым, верование должно быть всеобщим, т. е. разделяться всеми заинтересованными в нем.

Глубина и проницательность мышления Пирса позволили ему одним из первых по достоинству оценить философское значение факта создания неевклидовых геометрий, в частности, учения Н.И. Лобачевского. В своей рецензии на книгу он писал: «Небольшая книга Лобачевского «Геометрические исследования» отмечает эпоху в истории мысли тем, что она ниспровергает аксиомы геометрии. Философские следствия из этого несомненно значительны и теперь ученые признают, что она должна вести к новому пониманию природы, менее механическому, нежели то, которое направляло развитие науки со времени открытий Ньютона». Показав, далее, что основная идея Лобачевского отличается блеском, совершенством и полной доступностью для понимания, Пирс подчеркнул, что она должна быть усвоена каждым думающим человеком, т.к это наиболее реальный путь формирования неклассического подхода к логике науки.

Главный принцип прагматизма провозглашает тезис о том, что у каждого человека – своя философия и основатель этой философии Уильям Джеймс (1842-1910), считал, что сама действительность обладает множеством форм, а свободное творчество каждого человека создает плюралистическую картину мира. У каждого человека свои, свойственные только ему способы философствования, ибо с его точки зрения, «философствовать означает иметь индивидуальный способ восприятия и чувствования биения пульса космической жизни», а сама философская направленность обусловлена врожденным темпераментом человека. С точки зрения сторонников прагматизма, философия является методом улаживания споров философов, основанном на практических последствиях наших действий.

В основании прагматизма находится то положение кантианской философии, которое утверждает, что подлинно знание о сущности вещей изначально недоступно человеку, т.е. принцип агностицизма. Познание неразрывно связано с субъектом и его мнением. Именно субъективное мнение субъекта определяет представление о том, что истинно, а что ложно и подтверждает эту истинность-ложность успешность практический действий человека.

В качестве истины, которая может быть принята, Джемс признает лишь то, что наилучшим образом руководит нами, что лучше приспособлено к любой части жизни позволяет лучше всего слиться со всей совокупностью нашего опыта.

Истина,- считает он,- это то, что помогает ассимилировать свой новый опыт с запасом старых убеждений. Сторонники прагматизма утверждают, что истиной является то, что лучше работает на нас. Ее добиваются только для практики, а не для самоцели. Этот подход резко отличает философию прагматизма от господствовавшей на протяжении многих десятилетий европейской философской традиции искания истины ради нее самой.

Крылатая фраза Джемса: «Истина – это кредитный билет, который имеет силу только в определенных условиях», заставила по-новому увидеть многие философские традиции и заново переоценит их.

Отношение прагматизма к практике как к совокупности чувственных последствий, вытекающих из нашего понимания, позволило историкам философии сближать теории познания прагматизма и марксизма. Единственное различие между этими двумя гносеологиями они видели только в том, что марксизм признавал критерием истины общественно-историческую практику, а прагматизм – индивидуальный опыт, успешность действий познающего субъекта.

Исследуя проблемы познания, другой представитель прагматизма Джон Дьюи (1859-1952) разрабатывает центральное понятие прагматизма – опыт, который он понимает как все формы как все формы жизнедеятельности людей и все проявления их жизни. Прагматизм не интересуется проблемами онтологии, утверждает Дьюи, т.к. философия должна быть связана с разрешение реальных потребностей людей, их интересов, тех напряжений, которые и заставляют их философствовать.

Центром философии, по мнению Дьюи, является гносеология. Начало философии – это всегда затруднение в деятельности и философская методология подчинена обеспечению успешности действий человека. Именно поэтому каждому человеку необходимо иметь ни один единственный, а множество методов или способов познания мира, тех инструментов, которые способствуют эффективности действия и его успешности.

Исходя из этого принципа, прагматизм обращает внимание на то, что любая истина – условна и неоднозначна. Этот принцип был подхвачен и распространен представителями естествознания XXвека, объявившими о конвенциалистской (договорно-условной) концепции истины как основополагающей особенности естествознания и философской гносеологии.

Исследуя проблемы познания, Дьюи подчеркивал, что мышление начинается тогда, когда ситуации оказалась проблематической, когда мы находимся в затруднении и не можем придумать ничего лучшего. Мышление целиком подчинено потребности в непосредственном действии и сама наука призвана помочь человеку сделать что-либо. Возникшая проблемная ситуация, побуждающая человека начать познание, по мнению Дьюи, проходит пять этапов своего решения:

1. ощущение затруднения, тревожности, вызванное затруднениями в действиях, заставляет человека искать источник затруднений и сформулировать проблему;

2. неопределенность в последующих действиях уточняет формулировку проблемы, иногда первый и второй этапы проходят вместе, особенно в случае опытного познающего субъекта;

3. формирование гипотезы решения проблемы, этот этап зависит от собственного мышления человека, а также от знаний которыми он обладает;

4. критическое рассмотрение гипотезы и ее теоретических основ с предвидением успехов и неудач, связанных с реализацией гипотезы;

5. экспериментальная проверка гипотезы – наиглавнейшая часть прагматистской теории познания, которая позволяет определять эту философию как разновидность эмпиризма и позитивизма, близкого материализму.

Прагматистская философия способствовала созданию самокорректирующего метода познания, характерного для современной науки. С точки зрения людей науки, именно прагматизм учит действовать, а не рассуждать втуне, именно прагматизм позволяет правильно понимать вечную проблему философии – что есть истина? – как пользу и как успех в действиях.

По мнению Дьюи, познаваемые вещи всегда и везде неотделимы от познающего субъекта, те и другие всего лишь два аспекта одного и того же.

Субъект и объект означает не реальные порядки или виды существования, а самое большее – некоторые различия, устанавливаемые для определенной цели внутри опыта.

В этом смысле вещь становиться делом нашего произвола, опираясь на который мы делим потоки чувственного опыта на вещи. Опыт является исходным понятием философии, поэтому Дьюи называет свою философию радикальным эмпиризмом, т.к. опыт охватывает все сферы жизни человека и все виды его деятельности

На первый взгляд для достижения успеха не требуется никакой специальной философии. Мы знаем людей, которые пришли к успеху совершенно разными путями и имея разные взгляды на жизнь. Но, тем не менее, путь к успеху чаще всего начинается именно с осмысления жизненной позиции, которая придает силы, смысл и делает жизнь более продуктивной. Достижению успеха способствует анализ собственной жизненной философии, ценностей и целей. Рассмотрим примеры концепций, в которых четко выделены принципы жизнедеятельности личности, способствующие успешной самореализации.

В бизнесе успех чаще всего рассматриваться достаточно широко: как удача, достижение желаемого в разных областях деятельности и по отношению к разным людям. На первый взгляд для достижения успеха не требуется никакой специальной философии. Мы знаем людей, которые пришли к успеху совершенно разными путями и имея разные взгляды на жизнь. Но, тем не менее, путь к успеху чаще всего начинается именно с осмысления жизненной позиции, которая придает силы, смысл и делает жизнь более продуктивной. Как заметил Э. Фромм, у жизни нет иного смысла, кроме того, который человек придает ей сам, раскрывая свои способности. Поэтому, если мы не задумаемся о нашем собственном смысле, не попытаемся развить себя сообразно этому смыслу, вряд ли успех улыбнется нам. Особенно это касается такой сложной сферы как бизнес.

Бизнесмены, может быть, в большей степени, чем представители других профессий, сталкиваются с многочисленными проблемами. Они должны взаимодействовать с разными людьми и отвечать подчас за серьезные последствия своей деятельности. В любом цивилизованном обществе высока социальная ответственность бизнеса. Владея большими средствами, которые бизнесмен получает от общества, он отвечает за их использование, за людей, которым он дает работу и т.д. Поэтому бизнесмену необходимо прорабатывать жизненные принципы, совершенствовать их, выстраивать свою жизненную философию. В этом случае у него будет больше шансов обеспечить себе постоянное психологическое развитие, которое поможет развитию и профессиональному. Это подтверждают исследователи, которые изучают жизнедеятельность успешных бизнесменов.

Рассмотрим примеры концепций, в которых четко выделены принципы жизнедеятельности личности, способствующие успешной самореализации. Примеров может быть гораздо больше, и каждый сможет найти подходящий для себя или построить общую концепцию на основе нескольких вариантов. Мы использовали те, которые были эффективны в нашей консультационной практике с бизнесменами. Если обратиться к литературе, в которой поднимаются разные проблемы самосовершенствования (в творчестве, спорте, бизнесе и др.), бросается в глаза факт, что многие известные ученые, практические работники, бизнесмены начинают описание конкретных приемов саморазвития с общих основополагающих моментов, которые можно отнести именно к жизненной философии.

Например, исследователь стрессов Г. Селье, начиная разговор о стрессе и способах преодоления его пагубных последствий, прежде всего, ставит вопрос о том, какой должна быть жизненная философия современного человека по отношению к стрессу и в чем должна быть цель жизни человека, способного эффективно преодолевать последствия стрессов. Исследователь творческих тенденций личности Г.С. Альтшуллер развивает идею о стратегиях творческой личности и необходимости формирования достойной цели, ради достижения которой стоит творить. Канадский бизнесмен, консультант многих ведущих фирм США и Канады, доктор социальной психологии П. Вайнцвайг свои рассуждения о пути к счастью и успеху также начинает с вопроса о том, какая жизненная философия лежит в основе силы личности. Н. Хилл начал с того, что разработал философию личного успеха. Можно привести много других не менее ярких примеров, которые показывают, насколько важно сначала определить свои жизненные позиции и цели для эффективной деятельности и саморазвития.

Эти примеры можно отнести к так называемым созидательным позициям, поэтому мы решили остановиться на взглядах перечисленных исследователей и попытаться найти у них ответ на вопрос, как человеку следует относиться к жизни, другим людям и самому себе, чтобы быть способным реализовать свои планы и надежды.

Достижению успеха способствует анализ собственной жизненной философии, ценностей и целей. Этот анализ необходим, чтобы понять, в каком направлении происходит развитие: в направлении успеха или неудачи.

Любой бизнесмен, познакомившись с жизненными концепциями, сможет взглянуть по иному на свою жизнь и найти новые перспективы для себя. При достижении успеха результат всегда соизмеряется с целью. Иногда события и ситуации меняются столь быстро, что человек не успевает об этом задуматься, и в итоге дело, которому было отдано много сил, не приносит радости, а вызывает ощущение зря потраченного времени.

Древняя мудрость гласит: если не знаешь, как поступить в сложной ситуации, веди себя сообразно принципам. Поэтому психологу, который консультирует представителей бизнеса, важно уметь помогать им анализировать свою жизненную позицию, ценности и цели. Практическая психология для бизнеса обычно обращается к этим вопросам именно для развития силы личности. Далее рассмотрим: принцип альтруистического эгоизма Ганса Селье, природу силы личности по Полю Вайцвайгу, философию личного успеха Наполеона Хилла. Подходы этих авторов отличаются друг от друга, имеют разные концептуальные основы, но важно, что в них явно прослеживается тенденция усиления наших возможностей за счет принятия определенной жизненной философии.

Принцип альтруистического эгоизма Г. Селье

Работы Г. Селье помогают преодолевать стрессовые ситуации и сохранять в себе гуманное начало, столь необходимое любому человеку.

Для достижения успеха и благополучия в жизни нужно заслужить расположение и благодарность, любовь близких. Как считает Г. Селье, это единственное научное основание естественного кодекса поведения, полезного и нам и обществу. Какие бы радости и печали ни готовила нам судьба, этот кодекс дает цель жизни, обладающую безоговорочной ценностью. «Я считал бы главным достижением своей жизни, если бы мне удалось рассказать об альтруистическом эгоизме так ясно и убедительно, чтобы сделать его девизом общечеловеческой этики». По сути дела, этот принцип развивает Золотое правило: «Поступай с другими так же, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой», которое уже много веков помогает поддерживать душевное равновесие и мир между людьми. В интерпретации Г. Селье это правило звучит так «Заслужи любовь ближних» - и в таком варианте не предписывает нам закрывать глаза на эгоистическую природу живых существ и любить тех, кто нам неприятен. Прежде чем начать какое-то дело, следует определить, кто те близкие нам в духовном, деловом, интеллектуальном отношении люди, на которых мы будем распространять наши положительные чувства. Чем весомее будет наш вклад в какое-то дело, тем больше будет группа людей, чье расположение мы заслужим.

Нет готового рецепта успеха, пригодного для всех, но, по мнению Г. Селье, единственная наша общая черта - подчинение биологическим законам, которые управляют всеми живыми созданиями, в том числе человеком. Поэтому философия альтруистического эгоизма, выражающаяся в простой фразе: «Заслужи любовь ближнего», - это общий принцип, «естественный кодекс», позволяющий сделать жизнь счастливее и удачливее.

Что мы можем сделать, чтобы реализовать этот принцип? Г. Селье пишет об этом очень определенно. Он предлагает кодекс поведения, в котором реализуются его идеи.

Кодекс поведения Ганса Селье. Кодекс предназначен для того чтобы указать человеку достойную цель, полезную для него и окружающих, и дать естественные этические правила поведения, совместимые с безжалостными биологическими законами и в то же время морально приемлемые для нас и окружающих. Г. Селье, как физиолог, хорошо понимающий природу стресса, показал, что любое воздействие, кроме специфической реакции, вызывает неспецифический стресс. Поэтому нужно привыкнуть рассматривать все наши проблемы как состояние из нескольких слагаемых. Можно помочь себе, выяснив, что же служит решающим фактором наших болезней и проблем - напряженные отношения с членом семьи, начальником или просто чрезмерное желание всегда быть правым.

По Г. Селье эгоизм - это присущая жизни неизбежная ее черта, так же как биологические влечения и накопительство. Человеку не избавиться от эгоизма вовсе. Но и жить под его властью невозможно, так как это ведет к конфликтам и неустойчивости общества. Как уже отмечалось, Г. Селье в качестве ключа к успеху в условиях социальной жизни видит принцип альтруистического эгоизма, в котором сочетаются интересы меньшинства с интересами всех. Согласно этому принципу, дается ряд советов, многие из которых весьма любопытны:

  • помните, что секрет успеха не в уклонении от стресса, а в умении удовлетворять одну потребность и отказываться от другой;
  • научитесь переключаться с одной деятельности на другую, поскольку это лучший отдых, чем полный покой;
  • стремясь завоевать любовь, будьте разборчивы в отношениях с людьми и не заводите дружбы с «бешеной собакой»;
  • признайте, что совершенство невозможно, но в каждом виде достижений есть своя вершина, к которой следует стремиться и довольствоваться этим;
  • цените радость подлинной простоты жизни, избегайте всего нарочитого, показного: напыщенная искусственность вызывает неприязнь;
  • при столкновении со сложной жизненной ситуацией тщательно подумайте сначала, стоит ли сражаться;
  • постоянно сосредоточивайте внимание на светлых сторонах жизни и действиях, которые могут улучшить ваше положение;
  • даже после сокрушительного поражения вспомните о былых успехах - это действенное средство восстановления веры в себя, необходимой для будущих побед, поскольку ничто не ободряет сильнее, чем успех;
  • не откладывайте «на потом» удручающе-неприятные дела, если они необходимы для достижения цели; вскройте нарыв, чтобы устранить боль вместо осторожного поглаживания, которое лишь продлит болезнь;
  • признайте, что люди не рождаются равными, хотя они, конечно, должны иметь равные возможности, поскольку в свободном обществе продвижение человека зависит от его достижений;
  • не забывайте, что нет готового рецепта успеха, пригодного для всех, единственная наша общая черта - подчинение биологическим законам, которые управляют всеми живыми существами.

Сам Г. Селье, насколько мог, пытался следовать философии «Заслужи любовь ближнего», стремился к самой высшей из доступных ему целей, не вступал в борьбу из-за безделиц, и это сделало его жизнь счастливой. Неудачи же, как он считает, естественные спутники удач, были вызваны его личными недостатками, а не просчетами философии.

Принцип развития силы личности П. Вайнцванга

Эта жизненная философия известна в творческой среде. Педагоги, которые открыли ее для себя, нашли в ней очень много ценного и полезного для решения практических задач. Сила личности - это развитие жизненной энергии, которое мотивируется конкретной целью. Вайнцвайг рассматривает Силу личности не как господство личности, а «как синоним мудрости, опыт, добытый сердцем и увенчанный интеллектом». Постоянная работа над собой в направлении достижения Силы личности и есть главный жизненный принцип, который определяет отношение к жизни и деятельности и приводит к успеху.

Основные позиции философии П. Вайнцвайга:

  1. В каждом жизненном испытании содержится крупица Силы личности , которую необходимо добыть. Этот урок помогает полюбить жизнь такой, как она есть, преодолевать все испытания, обретая при этом внутреннюю свободу, и «включить» самоконтроль для укрепления Силы личности.
  2. Успеху способствует стремление достичь уверенности в себе , которое начинается с познания самого себя и самоконтроля. Самоконтроль - это сознательное и творческое использование жизненной энергии на более высоком уровне. «Золотая дверь, ведущая к самоконтролю, отпирается тремя серебряными ключами: храбростью, состраданием и терпением. Терпение, самоконтроль, храбрость и сострадание - соединительные звенья в цепи достижений личности. Так устроена жизнь, что каждое препятствие - указатель наиболее верного пути - укрепляет нашу решимость и преподносит нам важный урок. Наши главные ошибки - это невыученные уроки». Фундаментальным принципом Силы личности является осознание того, что ни одно усилие в жизни не тратится зря. Творческий аспект терпения заключается в постоянной готовности использовать каждую представившуюся возможность. Чтобы ощутить себя свободным в успехе, надо уметь чувствовать себя свободным и в неудаче.
  3. Истинная Сила личности подразумевает отказ от насилия при решении любых проблем и гармонию . Гармония - это золотая середина между противоборством и покорностью. Стремление приносить пользу окружающим, служение людям, как ничто другое, приводит к гармонии. Желание отдать и помочь - основа сотрудничества. Давая, мы получаем, помогая людям, мы укрепляем нашу Силу личности. «Подлинное служение людям состоит в том, чтобы отдавать лучшее на благо окружающих. Для этого мы должны обнаружить и поднять из глубин своей души все самое хорошее. Таким образом, служение людям ускорит развитие нашей собственной Силы личности». Гармония - мост от сердца к разуму и истинный союз с самим собой, с другими людьми, с природой. По мнению П. Вайнцвайга, Гармония включает уравновешенность, красоту, грацию и единение, - главным из которых является уравновешенность. Гармония как баланс противоположного несет в себе огромное напряжение, а потому колоссальную мощь. Решительным быть нетрудно, труднее быть решительным и гибким одновременно, так же как настойчивым и уступчивым.
  4. Лишения и трудности помогают преодолевать идеализм, т.е. наличие идеалов . Стремление к идеалу через труд дает возможность выбрать верную дорогу в жизни. «Ищи хорошее в окружающих, найди лучшее в себе, стремись к самым высоким идеалам». Идеализм - основа неувядающей молодости, постоянного прилива жизненных сил, источник энергии. Четыре опоры Силы личности равно важны для ее стремлений и достижений. Преодоление трудностей дает толчок. Идеализм придает ускорение. Самоконтроль, основанный на храбрости, сострадании и терпении, необходим для управления энергией человека. Гармония «завершает» формирование Силы личности в соответствии с законами природы.
  5. Наконец, очень важным принципом этой философии является следующий : тепло и. любовь помогают нам преодолеть все трудности на пути к успеху и победить самих себя.

Философия личного успеха Наполеона Хилла

Н. Хилл положил в основу своей философии успеха идею о том, что, если мы готовы к успеху, то обладаем почти половиной секрета его достижения. Остальная часть успеха придет к нам, если соблюдать ряд важных принципов, которых придерживались многие преуспевающие люди. Н. Хилл сформулировал принципы, обеспечивающие путь к богатству, которые вполне можно назвать принципами успеха, поскольку, за небольшим исключением, они являются основополагающими правилами личностного и профессионального самосовершенствования. Но самое главное, на что он обратил внимание, - это роль идеи в достижении цели . Многие вопросы решаются в нашем собственном сознании. Если к этому отнестись с позиции логики управления собой, становится понятным, что для достижения успеха важно думать о том, что успех непременно придет.

Прежде чем обратиться к принципам успеха, назовем две основные слабости, мешающие достижению успеха:

  1. Каждому человеку известно слово « невозможно ». Мы с пеленок знаем, что нельзя делать. Но для достижения успеха нужно сказать себе «можно» и начать мыслить категориями успеха. «Успех приходит к тем, кто мыслит категориями успеха. Поражение сопутствует тем, кто позволяет себе мыслить категориями поражения».
  2. Мы все привыкли мерить меркой собственных впечатлений и убеждений, поэтому если нам долго не везло в жизни, нас трудно убедить в том, что нам может повезти. Мы отказываемся верить в то, чего не понимаем. Для многих из нас наша собственная мерка - эталон для всех.

Принципы успеха по Н. Хиллу:

Таким образом, проблематика успеха - это обширная междисциплинарная область исследований. Кроме того, это и сформировавшаяся традиция в области практической психологии, связанная с развитием личностного потенциала и самоактуализации в деятельности. В психологии бизнеса наметились направления исследования успеха, которые включают изучение представлений индивидов и разных групп об эффективности и успешности в деятельности, выявление личностных качеств и концептуальные модели личности, способствующих достижению успеха, мотивационные факторы достижения успеха и т.д.

ФОТО Getty Images

Перестаньте «искать себя»

Сегодня любят говорить: важно найти себя, понять, кто ты есть. Восточные мыслители скептически отнеслись бы к этой идее. Многоликие, беспорядочные конструкции, которые мы называем личностями, приходят извне, а не изнутри. Они состоят из всего, что мы делаем: как мы взаимодействуем с другими, как реагируем на происходящее с нами, чем занимаемся по жизни.

К тому же мы все время разные. Мы ведем себя по-разному в зависимости от того, с кем говорим в данный момент – с матерью, близким другом или коллегой. Каждый из нас - набитый доверху сундук, который натыкается на другие сундуки. Каждое столкновение меняет нашу конфигурацию. То, что мы есть, – результат постоянных изменений и влияния нового опыта на нашу жизнь.

Не будьте аутентичными – будьте готовы меняться

Следующий шаг, который навязывает нам популярная психология, – быть верными себе. Но величайший древнекитайский философ Конфуций, родившийся в шестом веке до нашей эры, не согласился бы с таким подходом. Проблема в том, сказал бы он, что аутентичность не ведет к свободе. Мы – это то, как мы ведем себя в данный момент. Значит, единого «настоящего Я» просто нет – ведь мы не можем все время действовать, думать и чувствовать одинаково.

Действия, которые мы совершаем, влекут за собой изменения внутри нас

«Настоящий Я» – это лишь мгновенный снимок, который запечатлевает нашу личность в настоящий и очень короткий момент времени. Когда мы позволяем этому образу стать нашим поводырем, мы оказываемся у него в плену. Мы не впускаем в себя новый опыт и, таким образом, закрываем себе путь к развитию.

Не позволяйте чувствам направлять себя – выбирайте направление, и чувства подстроятся

Еще одно следствие нашего помешательства на аутеничности – мы абсолютизируем чувства, наши интуитивные «нравится» и «не нравится», «хочу» и «не хочу». В результате можем отвергать то, что кажется нам непонятным и неблизким. К примеру, отказываться от идеи открыть свое дело, ссылаясь на то, что бизнес – это якобы «не про нас».

Конфуций учил, что действия, которые мы совершаем, влекут за собой изменения внутри нас. Наши эмоциональные реакции беспорядочны, но мы можем направлять их в нужное русло, если подготовим его заранее. Например, если будем тренироваться перед зеркалом, придавая своему лицу нужные выражения, мы можем развить в себе способность быстро менять эмоции – и тем самым действительно научимся не зацикливаться на неприятных переживаниях.

Поступая таким образом, мы становимся теми, кем хотим быть. Кто-то гордится своим трудным характером, заявляя: «Зато я могу сказать другим в лицо, что я о них думаю». Но грубость и несдержанность не синонимы честности. Развитый эмоциональный интеллект подразумевает не только открытое выражение эмоций, но и богатый эмоциональный словарь. Позволяя нашему поведению руководить чувствами (а не наоборот), мы сможем измениться и со временем стать лучше.

Не принимайте большие решения – идите малыми шагами

Что не так с жизнью, которая распланирована на пять, десять, пятнадцать лет вперед? Когда мы принимаем решения о своем будущем, мы подразумеваем, что наша личность никак не изменится за это время. Но мы сами постоянно меняемся: меняются наши вкусы, ценности, представления о мире. Чем активнее мы живем, тем интенсивнее проходит внутреннее развитие. Парадокс в том, что современное понимание успешности требует сочетать несочетаемые вещи: постоянное самосовершенствование и четкое представление о своем будущем.

Вместо того чтобы давать глобальные обещания, метод древнекитайского философа Менция – идти к великому через малое и выполнимое. Когда вы хотите радикально изменить свой карьерный путь и заняться чем-то новым, начните с малого – стажировка, волонтерство. Так вы определитесь, подходит ли вам новый путь, будет ли он вам в радость. Подмечайте свои реакции на новый опыт: пусть они направляют вас.

Не будьте сильными – будьте открытыми

Другое популярное представление гласит: побеждает сильнейший. Нам говорят, что для того, чтобы добиться успеха, нужно быть напористым и добиваться своего. Но философ Лао-цзы в книге «Дао дэ цзин» (написанной, предположительно, в IV веке до нашей эры) отстаивает преимущество слабости над грубой силой. Часто слабость ассоциируется с пассивностью, но это не то, о чем говорит Лао-цзы. Он настаивает на том, что мы должны видеть все явления в мире как связанные друг с другом, а не разделенные. Если мы сможем глубоко проникнуть в природу этой связи, мы научимся понимать то, что происходит, и слышать других.

Если видеть все явления в мире как связанные друг с другом, а не разделенные, можно научиться понимать то, что происходит, и слышать других

Такая внутренняя открытость дает новые возможности для влияния, которых нам не получить с помощью силы. Отказ от борьбы делает нас мудрее: мы перестаем видеть ситуацию как путь к победе и поражению, а других людей – как союзников или противников. Такой подход не только экономит душевные силы, но и открывает простор для поиска нестандартных решений, выгодных для всех.

Не замыкайтесь на сильных сторонах, пробуйте разное

Нам говорят: найдите свои преимущества и оттачивайте их с раннего возраста. Если у вас задатки спортсмена, присоединяйтесь к футбольной команде; если любите проводить время за книгами, займитесь литературой. Мы развиваем свои естественные наклонности, пока они не становятся частью нас. Но если слишком увлечься этой идеей, мы рискуем замкнуться и перестать делать все остальное.

Древнекитайские философы скорее призвали бы сосредоточить внимание на том, чего мы не умеем, чтобы не впасть в предвзятость. Если вы думаете, что ваши движения неуклюжи, займитесь танцами. Если вы считаете, что неспособны к языкам, начните изучать китайский. Цель состоит не в том, чтобы стать лучше во всех этих областях, а в том, чтобы воспринимать свою жизнь как постоянный поток – именно это и делает ее полноценной.

Не практикуйте осознанность, действуйте

Мы постоянно слышим об осознанности. Якобы именно она поможет достичь мира и спокойствия в быстро меняющейся жизни. Обучение практикам осознанности входит в число стандартных инструментов повышения производительности и эффективности в бизнес-школах, тренингах личностного роста и семинарах по саморазвитию.

Буддизм – доктрина, которая предполагает уход от «Я». Конфуцианская идея самосовершенствования – о другом. Речь идет о взаимодействии с миром и развитии себя через это взаимодействие, через каждую новую встречу, каждый опыт. Конфуцианство поддерживает идею активного действия, чтобы стать лучше.

Мы сложные существа, и наши желания постоянно тянут нас в разные стороны, надо это принять

Современное предположение, что мы освободились от репрессивного, традиционного мира и живем, как хотим. Но если мы считаем традиционный мир таким, в котором люди пассивно принимали положение вещей и пытались вписаться в стабильный, предварительно существующий порядок, то мы те, кто живет традиционно.

Не выбирайте свой путь, создавайте его

Современный мир представляется нам как пространство свободы, в котором мы можем выбирать, как жить. Но часто мы сами ограничиваем свои возможности, придерживаясь привычных маршрутов и полагаясь на установленные правила и порядки, которые были заведены до нашего появления. Но если мы хотим преуспеть, то должны быть готовыми уйти с проторенной тропы. Возможно, даже заблудиться.

Книга «Дао Де Цзин» говорит: «Путь, который может быть пройден (каким-то определенным образом), не есть надежный путь». Если вы верите, что можете прожить жизнь, придерживаясь раз и навсегда разработанного плана, вас может ждать разочарование. Мы сложные существа, и наши желания постоянно тянут нас в разные стороны. Если признать это и все время изучать, что дает нам тот или иной опыт, мы научимся лучше понимать себя и более чутко реагировать на внешние изменения. Постоянно настраивая себя, словно чувствительный прибор, мы сможем стать более открытыми,и в то же время – устойчивыми к потрясениям.

Подробнее см. на сайте The Guardian.

В этой книге представлено новое направление в психологии - Синтез-технология. Объединяя в своем содержании все, что проверено практикой и реально работает, она имеет свое лицо. В первую очередь это не лозунговый, а деловой стиль и язык, технологичность подхода, четкое и простое описание методик и средств. Ее отличает внешняя простота и отсутствие ненужного наукообразия: практику нужен понятный и запоминающийся алгоритм, а не страшно звучащие термины, требующие перевода на нормальный человеческий язык. Синтез-технология - это психология действия, а не созерцания, она не стремится объяснять и не сочиняет "всеобщие теории всего": в первую очередь это собрание "ноу-хау", но не мешок разрозненных рецептов, а последовательно простроенная система. Это - реальная психология для деловых и эффективных людей.

Формула успеха, или Философия жизни эффективного человека

Исходные взгляды и принципы Синтез-технологии

Что такое «рабочие отношения»

Когда хорошо подготовленный спортсмен стабильно показывает высокие результаты - это естественно. Но вот он, при всей великолепной подготовке и нормальном самочувствии, вдруг стал допускать сбои. И еще сбои. В чем дело?! Врач осматривает: все нормально, функциональных отклонений нет. Тренер и массажист видят: тело в полном порядке. Но - проиграл слабейшему. Но - сошел с дистанции. В чем дело?! Видимо, причина - в психологии спортсмена.

  • В неадекватных притязаниях или заниженной самооценке, повышенной тревожности или психической травме…

Все эти причины объединяет одно: они не дают нормально работать. И тогда зовут психолога.

  • Психолога зовут тогда, когда у человека появляется психология и начинает мешать ему работать.

Потому что, если она не мешает ему качественно работать, кто будет просто так, зазря платить деньги психологу?

Это кажется парадоксом, но в работе хорошо сделанного предприятия и во взаимодействии его профессионально подготовленных сотрудников психологических моментов нет, как нет их у компьютера или счетной машинки. Руководитель отдал распоряжение, распоряжение выполнено, руководителю доложили. Какая тут психология? Но бывает и по-другому, и, как правило, все обстоит очень по-другому на предприятиях, где рабочих отношений - нет. Известно, какое психологическое мастерство высочайшего класса требуется от руководителя при работе в женском коллективе, где сотрудницы не всегда работают, но всегда отношаются. Также, если у работника трудный характер, просто так с ним не договоришься: при общении с ним требуется психология. А если это работник вышколенный (читай: «прошедший хорошую школу»), с ним все просто: у него характера нет.

  • Ну какой характер у официанта в элитном ресторане? Как только у него появится «характер», его просто уволят. И правильно сделают: на работе от него требуется не демонстрация его характера, а понимание политики руководства и качественное обслуживание клиентов.

РАБОЧИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЯ - НЕСОВМЕСТИМЫ

На работе чем меньше психологии - тем лучше.

Но для того, чтобы сделать предприятие, где отношения по-настоящему рабочие, где сотрудники заняты делом, а не отношаются между собой и с вами, от вас потребуется настоящее, практическое владение прикладной психологией.

  • Синтез-технология - к вашим услугам.

Психология психологне - рознь

«Похоже, работать с энтузиазмом сегодня у меня нет достаточной мотивации».
«Эта работа не соответствует моему душевному состоянию».
«Я прислушался к себе и понял, что ваше распоряжение мне не экологично».
«Мне приснился трудный сон, он говорит мне что-то важное, и я должна его обдумать.
​Пусть клиенты подождут, я думаю, часа мне хватит».

Так стали заявлять ваши сотрудники после занятий с психологом. Ваши чувства, руководитель?

Вы опасаетесь, что, послав своих сотрудников на занятия психологических групп или пригласив команду психологов для проведения тренинга с коллективом своего предприятия, вы просто зря потратите деньги? Вы опасаетесь этого зря, потому что это не самое неприятное, что вы можете получить в результате.

Вот команда игротехников, придя на ваше предприятие, предложила остановить на три дня рабочий процесс и, объединив в творческие группы и низовой состав, и руководителей вместе, предложила им осуществить проблематизацию деятельности руководителей.

  • На уяснение того, что такое «проблематизация», ушло полдня рабочего времени. Большинство поняло, что их просят указать все те пункты, где они с руководством не согласны. Техничка тетя Феня поставила руки в боки и заявила, что она вообще не понимает, чем занимаются все эти директора.

В результате, разбудив низы и подставив под их удар руководителей всех уровней, вы получите яростную свару, которую будете расхлебывать не один месяц.

Рекомендация простая: прежде чем подписывать контракт на работу с этой многообещающей (вам и на словах) группой психологов, попросите у них координаты тех фирм, с которыми они работали в течение последнего года. Короткий разговор с заместителем директора по финансам даст вам полную ясность по ожидающим вас перспективам.

  • И очень возможно, с этой конкретной командой психологов вы договор подпишите. Ну и славно. Просто надо быть - внимательней.

Аналогично и с проведением психологических тренингов для ваших сотрудников: психология, конечно, вещь классная, только психологи психологам - рознь и решают они часто задачи психотерапевтические, а не ваши.

О чем идет речь? Есть такое понятие - психотерапевтические группы, которые для широкой публики чаще называются группами личностного роста. Среди них есть группы дельные и разные, но, по крайней мере, в большой своей части они учат людей работать со своими проблемами.

  • А не вашими, для решения которых вы их и послали. На группу.

В этих психотерапевтических - простите, в группах личностного роста - работа ведется подчеркнуто осторожно, людей приучают к тому, что, общаясь между собой, они соприкасаются с чем-то очень важным, почти святым: а именно с душой, которая так ранима и в которой так много болезненных мест. Первое и главное, чему научаются в таких группах, это - находить больные места в душах окружающих и, естественно, в своей собственной, а найдя, с ними работать . Работать - это очень важное понятие, здесь оно обозначает: искать глубинные причины своих болячек, гнездящиеся в темных страхах трудного детства, и иногда даже не вашего. В течение всего времени душевных копаний в больные места нельзя тыркать, а можно только их поглаживать и окружать теплотой.

  • Ребенок кашлянул, мама надела на него две шапочки, тулупчик и положила в теплую постельку.

На группах душевно, на группах интересно, но на группах есть свои правила, своя атмосфера и своя политика, обязательная для всех. Например, если есть у вас проблема - с вами работать будут,

  • Перевод: вы окажетесь в центре внимания.

а если у вас сегодня проблем нет или они неинтересны - сегодня с вами работать не будут и вы просидите без внимания к себе.

  • «Если ты без проблем - что ты здесь делаешь?» - этот вопрос вы рано или поздно услышите от других или зададите себе его сами. Правильный вопрос!

Итого, что вы выберете, если на группе тебе интересно? Правильно, дураков нет, и люди довольно быстро приучаются: пришел на группу - принес хорошую личную проблему. Народ у нас талантливый, большого труда ему это не составляет, и скоро посетители этих групп становятся качественными, профессиональными клиентами, чувствуя себя там как рыба в воде. Они уже умеют быть всегда немного больными, и проблемы у них всегда качественные: разнообразные, интересные и в достаточном количестве.

Если хотите, на многих психотерапевтических тренингах из людей делают профессиональных больных. Вам такие сотрудники нужны?

Когда с бодрыми, живыми вожатыми «Орленка» стали проводить психологические тренинги (такие), они стали ходить медленнее, как загипнотизированные, беспрерывно прислушиваться к своим чувствам, находить им глубокое психологическое обоснование и болезненно реагировать на попытки ими прямо руководить.

  • Цитаты перед этой главой составлены по мотивам их высказываний.

Короче, спустя год, чтобы вожатых снова можно было пускать к детям, в «Орленке» стали искать других психологов, которые смогли бы ликвидировать последствия работы предыдущих.

Есть психология, а есть - психологня.

ПСИХОЛОГ, РАЗВОДЯЩИЙ НА РАБОТЕ ПСИХОЛОГНЮ, - ВРЕДЕН

На работе нужно заниматься делом, а не копаться в трудных переживаниях. По крайней мере, Синтез-технология учит именно этому.​

Исходные взгляды

Синтез-технология во взглядах на человека и его жизнь исходит из следующих философских позиций:

  • Если он представляет себя Жертвой - это также его авторское произведение. А те свои действия, которые человек считает естественной или вынужденной своей реакцией на... также являются его произвольным и свободным, авторским выбором.

Все основные пункты жизни человека закладываются в его детстве.

  • В возрасте до пяти лет ребенок определяет свою, авторскую, концепцию своей жизни, где центральным пунктом является отношение к родителям. Позже на место родителей встает Мир, и отношение к родителям - любовь или войну - ребенок переносит к жизни в целом. С другой стороны, усвоенные в детстве образцы поведения, как правило, ребенок проносит через всю свою жизнь.

В каждом человеке , как во вселенной, есть все , нужно только уметь открыть и использовать нужное.

  • В каждом из нас соседствуют трус и герой, спорят дурачок и мудрец, в каждом из нас плещет море любви и горит бездна ненависти. И нет более сильного человека, чем тот, кто настаивает на своей слабости…

Верить в это иногда очень не хочется. По крайней мере, в романах и фильмах так не бывает: там типажи определенные и герой подлым не бывает. А в жизни… Как-то провели эксперимент: у автострады поставили перевернутую исковерканную машину, а рядом, на самом виду, положили едва шевелящихся, «окровавленных» красной краской актеров. Результат? Машины потоком, сотнями проезжали мимо, остановились единицы. Причем среди проехавших были и многодетные матери, и отличные профессиональные врачи, спасшие не одну жизнь… И даже человек, награжденный медалью за отвагу на пожаре, рисковавший жизнью ради жизни других людей. Но - в другой ситуации… А среди остановившихся были тоже самые обычные люди, и многие из них честно сказали, что если бы чуть больше спешили, то могли бы и «не заметить». А в другом аналогичном эксперименте «скорую» вызвал человек, который только что вытащил бумажник из кармана «умирающего». Спаситель и мародер в одном флаконе?

По природе, изначально, любое человеческое поведение мудро и целесообразно.

  • Если вы видите поведение глупое и нецелесообразное, то вы просто внимательно не присмотрелись и находитесь в заблуждении. А также подумайте, зачем вы не присмотрелись и ввели себя в заблуждение…
  • особенно когда им это зачем-то надо, и в своей жизни человек получает то, что он действительно хочет.
  • Полученный человеком результат говорит в первую очередь не об удачных или трудных обстоятельствах, а об истинных намерениях человека.

Все намерения человека - позитивны. С его точки зрения. И он не всегда имел в виду вас и прочую другую мелочь.

  • И все, что вам нужно для позитивного понимания чьих-то чудовищных намерений, - это встать на его точку зрения. И понять, что для другого человека вы вовсе не являетесь Пупом Земли. А возможно, вообще никем не являетесь.

Правда, иногда человек сам про себя думает: «Какой же я плохой со всеми своими намерениями». Значит, пока сам не может стать на свою точку зрения…

Жизнь есть поток нейтральных событий. Что хорошо, что плохо и как происходящее переживать - определяет сам человек в соответствии со своей культурой и воспитанием. А культура и воспитание могут измениться - как и вы, потому что -

Пока мы живы - мы меняемся. Мир меняется - всегда. Мир состоит из глаголов, а не из существительных.

  • Даже розу назвать «цветком» в этом смысле едва ли правильно. Назвав ее цветком, то есть существительным, мы убираем ее движение, ее цветение, мы делаем ее – мертвой.

Пока человек живой, он - как река, постоянно находится в изменении, движении, течении, делает выбор каждый час и каждую минуту. Сегодняшние решения - это решения сегодняшнего дня, а кто знает, какая буря будет завтра? И то, в какую сторону вам течь, можете выбирать вы сами, а можете позволить руководить собой кому-то или чему-то другому…

Каждый из нас управляет миром, хотя, может быть, делает это плохо.

  • Проложенная дорога управляет вашим путем. Только что родившийся младенец дни и ночи напролет управляет родителями. Собака управляет хозяином, а кошка - собакой. Все управляют всеми.

Не стыдно управлять миром, стыдно делать это плохо.

​Кому нужна Синтез-технология

Целевая аудитория Синтез-технологии - успешные, эффективные люди, универсальные бизнесмены, а также те, кто планирует такими стать. Универсальный бизнесмен - это человек, который, владея знаниями и умениями Синтез-технологии, в любой сфере жизни действует максимально эффективно, успешно достигая поставленных целей.

Если это предприниматель - он быстро ставит и раскручивает свое дело, делая его крепким и прибыльным. Менеджер по персоналу - набирает и воспитывает кадры, которые могут и хотят работать как следует. Писатель - строит тексты, которые ярки и содержательны, в результате чего его книги востребованы. Мама - организует продуманный оздоровительный, личностно развивающий и воспитательный процесс, не тяжелый для нее и максимально дающий результат детям. Не важно, в какой области жизни вы трудитесь: кроме профессиональных знаний есть просто личностная адекватность и умение быть эффективным, что и делает человека универсальным бизнесменом.

​Синтез-технология и психотерапия

Использует ли синтез-технолог в своей работе психотерапевтические техники? Обучает ли этим техникам Синтез-технология?

Да, использует. Да, обучает.

Однако знакомство с избранными психотерапевтическими техниками и приемами ни в коем случае не ставит целью сделать из кого-либо скороспелых психотерапевтов и провоцировать их на проведение не вполне ответственной профессионально психотерапевтической работы.

Синтез-технология исходит из того, что психотерапия по составу своего инструментария - неоднородна. В большой части это наука и практика, разработавшая свой собственный инструментарий для решения специализированных задач. Но, кроме этого, она выкристаллизовала и удачно сформулировала те техники и приемы, которые, являясь необходимыми моментами эффективного общения, естественным образом живут уже тысячелетия и принадлежат общечеловеческой культуре.

  • Скальпель - инструмент хирурга, но ножи были придуманы человечеством задолго до возникновения хирургии и используются на кухне всеми цивилизованными хозяйками.

Аналогично техники рефрейминга, прием поддерживающего сочувствия, практика релаксации, так же как и использование метафор, не могут считаться исключительной собственностью психотерапии - под другими названиями (и без названия) они живут в общечеловеческой культуре, регулярно используясь поэтами и торговцами, колдунами и священниками, создателями рекламы и руководителями всех рангов.

Однако если в жизни эти практики, техники и приемы используются чаще стихийно, полубессознательно и поэтому недостаточно эффективно, то Синтез-технология предлагает их оформленными в систему и для осознанного, целесообразного применения. В Синтез-технологии психотерапевтические приемы и техники даются строго в той выборке и в том объеме, которые определены необходимостью использования их успешными людьми в повседневном, в первую очередь в деловом общении для повышения его эффективности.

​Союз разума и чувства

Иногда, наблюдая со стороны, как работает мастер - не важно, будь то хорошо знающая свое дело хозяйка или опытный руководитель, - удивляясь, как у мастера все чудесно складывается «один к одному», создается впечатление, что это не совсем человек, а очень совершенная машина. Конечно, это не так. Неправда, что универсальный бизнесмен - это машина, у которой рассчитано каждое движение, мысль и деталь: нет, это человек, у которого прекрасно развита интуиция, он готов поддаться порыву и внимателен к своим предчувствиям. Но также неправда и то, что эффективные люди живут и принимают и решения, основываясь только на чувстве и интуиции. Выбор универсального бизнесмена - союз разума и чувства. Решать вопросы, вести политику и выполнять любое дело, ощущая интуитивную поддержку своим делам и решениям внутри себя, - эффективнее, нежели полагаться на голый расчет.

  • И нет никаких оснований предполагать, что таким мастером не станете вы.​

Философия жизни эффективного человека

Каждый ли человек может использовать подходы Синтез-технологии и стать по-настоящему эффективным человеком? Нет, не каждый. Каждый может использовать ее элементы, эффективные техники и приемы, но эффективный человек - это больше, чем совокупность приемов. В первую очередь это философия жизни, и главные ее оси задаются двумя вопросами.

Много ли вам в жизни надо, какова планка вашей жизни?

Кто отвечает за ваш успех?

А отвечать на эти вопросы можно вот так - по-разному.

Планка вашей жизни

«Он - маленький человек. А это - большой человек!» - о чем идет разговор? В первую очередь - о размере Круга Забот. Совсем маленький ребенок не только занят только собой, он еще и не может полностью обслуживать себя. Молодой человек - говорят о том, кто занят только собой. Взрослый человек - тот, кто себя обеспечивает плюс содержит уже не только себя, но и свою семью, воспитывает детей и поддерживает родителей. Большой человек - называют того, кто, кроме этого, ведет свое дело или делает большие дела, от кого зависят жизни и судьбы многих людей. Великий человек - тот, чье влияние распространяется на судьбы многих на годы вперед.

Да, а это про вас? Вам это - надо?

Нормальный мексиканский крестьянин или коренной житель солнечной страны Конго будет лежать под своей счастливой пальмой и на любое предложение что-то изменить в его жизни будет только лениво улыбаться: «А на фига?» Ему не надо ничего, потому что нужно ему мало. У него есть его минимум, все остальное требует усилий - а тогда зачем? Основному населению этих стран философия максимального жизненного успеха непонятна, готовность платить за этот успех работой и напряжением - не близка. Это не просто лень, это соответствующее понимание жизни, где возможность расслабиться дороже любого достижения.

Сама по себе лень вовсе не порок, лень в истории человечества являлась одним из главных двигателей прогресса. Я не хочу тащить бревно на себе - я изобрел колесо. Стремление к комфорту одного расслабляет под ближайшим кустом, хотя бы и в грязи, хотя бы и под дождем, другого мотивирует вначале сделать себе хотя бы простейший навес, а потом построить дом со всеми мыслимыми удобствами.

Любитель комфорта под кустом называется лентяй, любитель комфорта у камина в собственном доме называется деловой, лидер. Лидеру в жизни нужно - много. Это человек, который стремится и хочет, это человек живой, человек «с мотором», человек-деятель. Это охотник и завоеватель: охотник за успехом и завоеватель жизни.

Академик А.Д.Сахаров как-то в интервью произнес неожиданнейшую фразу: «Смысл жизни - в экспансии». Да, для лидера - это всегда так. Каждый настоящий мужчина - завоеватель Вселенной. То ли, как растущий предприниматель, ты хочешь занять рынок своим товаром, то ли, как новый руководитель, внимательно ищешь возможность сделать этих людей своими и стать для них авторитетом; если ты лидер, ты - завоеватель. Смысл жизни - экспансия. И если ты полюбил прекраснейшую женщину на свете, ты на предельном напряжении занимаешь своей любовью ее душу, после любимая женщина плотно занимает твой дом и твою жизнь смыслом и теплотой. Ты завоевал ее, она завоевала тебя.

  • И вы счастливы.

Самая известная компьютерная игра стратегического направления (то есть такого, где не надо мочить зубастых монстров из плазменной пушки, а надо думать головой) - «Цивилизация». Ее цель - распространение своего политического влияния, культуры, научных достижений на всю планету. Причем совсем необязательно насиль­ст­вен­ными способами. Однако вначале авторы пробовали создать совсем «неагрессивную» игру, где не надо распространять свое влияние, а надо лишь мирно добрососедничать. Вышла ерунда. Как в жизни.

Настоящий лидер умеет довольствоваться малым, но всегда стремится вперед, стремится к по-настоящему большим целям. Ему в жизни нужно - много, ему нужен весь мир.

Итак, много ли вам в жизни надо, какова планка вашей жизни?

Кто принесет вам ваш успех? Кто отвечает за то, чтобы ваш успех всегда сопровождал вас по жизни? Есть два принципиально разных способа иметь успех: первый - свой успех создать самому, добиться его своими усилиями, второй - ожидать его, как подарок от мира, или, что реалистичнее, получить за чей-то чужой счет. Выбор между этими способами - главный ваш выбор, ваша боль или ваша главная жизненная удача. Этот выбор редко делается сознательным решением от головы, чаще он является фундаментальным, экзистенциальным выбором, пронизывающим человека насквозь, звенящим через все его дела и поступки, строящим все его другие выборы и решения.

Этот выбор совершает каждый человек в первые же недели своей жизни. Вот ситуация, простая донельзя: лежит ребенок в кроватке, ему скучно. Что делать? Можно начать ручками стукать по погремушкам, которые висят над ним, можно просто мотать ручками и ножками, а можно даже попробовать перевернуться на другой бок и проползти, где видно вперед: это трудно, но очень интересно.

  • Так определился в своем выборе Деятель.

А можно ничего этого не делать, продолжать лежать и скучать. Но не просто, а начать в мир плакать: тогда появляются Большие Волшебники, и в погремушки стучат они сами. А если начать кричать в плаче громче и требовательнее, то можно оказаться и на руках, и покачивать себя до сладкого сна, то есть как угодно долго.

Ответ: жесткое деление может быть и не совсем верное, но РАБОТАЕТ. Если вы задумались о своей жизни, о ее максимуме - значит, точно сработало…

Итак, кто отвечает за ваш успех?

​Направленность вашей жизни

Эгоист - это очень плохой человек. Это человек, который постоянно думает не обо мне!

Амброз Бирс. «Словарь Сатаны»

Итак, можно строить свою жизнь и свой успех за свой счет, можно - искать возможность сделать это за счет окружающих. Но второй, возможно еще более важный, вопрос, определяющий философию жизни каждого человека:

КУДА, НА ЧТО НАПРАВЛЕН ВАШ УСПЕХ? РАДИ ЧЕГО, КОГО ВЫ ЖИВЕТЕ?

  • Отнеситесь к вопросу предельно серьезно. Автор вопроса - реальный человек, профессиональный политтехнолог, творчески отключавший от тепла в сибирские морозы целые города, чтобы перед выборами скомпрометировать действующую власть.

Ответ: правильный ответ он знает, можно не отвечать…

Хорошо, часть людей нормальным образом заботится только себе. Ну, еще о некоторых близких: как правило, о тех, кто заботится о нем. Все остальные - посторонние, которыми можно попользоваться, когда удобно и получается, а в остальное время пусть не мешаются.

  • Как стул - он мне нужен, я его к себе подвинул, сел и посидел. Встал - стул задвинул: все, он мне больше не нужен.

Суть не в том, что «задвинул» - это нормально. Дельный человек и отличается от бездельника тем, что может задвигать тех, кто сейчас в стороне от его дела, - суть в том, что среди всех людей реально живой, достойный интереса и заботы человек - только он сам.

  • Ему больно - это неправильно, потому что ему больно быть не должно. Больно другому - ну и что, мне-то какое дело? У него появились деньги - это хорошо, деньги появились у вас - это хорошо только в том случае, если что-то перепадет и ему.

Его не интересует жизнь, точнее, интересует только в той степени, как она относится лично к нему. Его внутренний лозунг - крылатая фраза, которую оставил после себя в истории французский король Людовик XV: «После нас - хоть потоп!» Такой человек заботится только о себе.

А есть люди, для которых естественным образом понятно, что люди вокруг него - тоже живые люди, они тоже хотят есть и пользоваться удобными вещами, встречаться с любимыми людьми и заниматься любимым делом, что они тоже мечтают и грустят, надеются и верят… Такой человек воспринимает себя не только как уникальную единицу в космической пустоте, он знает, что он - продолжение человеческой истории, что его жизнь сделали такой многие люди до него и, возможно, он сам сможет внести в жизнь нужный вклад.

Для таких людей свойственно заботиться о людях и жизни.

Романтик

Забота в первую очередь о жизни и людях - за чужой счет

Творец

Забота в первую очередь о жизни и людях - за свой счет

Потребитель

Забота в первую очередь о себе - за свой счет

Забота в первую очередь о себе - за чужой счет

Ситуации бывают разные: жизнь бывает то щедра к нам, то жестока, когда-то она сталкивает нас лбами, когда-то - ставит перед возможностью сотрудничества… Как же по-разному проявляют себя обозначенные типажи во всех этих случаях!

Перерыв: Тест!

Впереди - схемы и таблицы, сложные и интересные: надо будет в них разобраться, а для этого - разобраться в себе, после чего задуматься и определить свое место в жизни. Соответственно вам предстоит большой путь. Но перед этим раздумьем никто не помешает вам и просто раскинуть карты. На дорожку…

А проще говоря, обводите в кружок значок карточной масти слева от высказываний, с которыми вы согласны. Долго не думайте, доверьтесь первому ощущению.

В наше время настоящая дружба встречается редко. - черви

Я очень люблю Ее Величество ХАЛЯВУ. - пика

Я скорее погибну, но честь свою - не уроню. - черви

Я готов делать неинтересную, но очень нужную для всех работу. - бубна

Стать богатым, сделав это своими руками, - вот самая прекрасная цель. - крести

Я хотел бы попасть в авиакатастрофу, зная заранее, что останусь невредим. - пика

Если я получу большое наследство, то буду работать не меньше, чем сейчас. - бубна

Интересы моей любимой семьи - превыше всего. - крести

Я готов отдать свою левую руку, если это спасет жизнь сотне людей. - бубна

Я могу почти весь год копить деньги на классный отпуск. - крести

Я очень жалею всех бездомных животных.

Когда никто мне не помогает, я очень переживаю из-за этой несправедливости. - пика

Для меня самое главное в жизни - Свобода. - черви

Я выбираю болеть за ту спортивную команду, которая обычно побеждает. - пика

На тонущем «Титанике» я любой ценой попал бы в число спасшихся. - крести

Между достойным другом и недостойным братом я выберу - друга. - бубна

Расклад окончен, подведем итоги. Подсчитайте, карт какой масти у вас вышло больше всего. Результаты - на следующей странице.

Результаты теста

Трефа? - И полку Потребителейприбыло.

Черва? - Споем, синьор Романтик!

Бубна? - Неужели, правда? Творец, снимаю пред Вами шляпу…

Проведите этот тест на своих знакомых: вопросы им понравятся, а вы узнаете о них много интересного. Со стандартными результатами в изложении Максима Качалова вы можете познакомиться на следующих страницах.

А теперь об этих типажах - подробно и всерьез.

Жизнь обычная, непростая

Романтик в этой же самой ситуации болеет не за себя, он никак не может примириться с несовершенством жизни в целом: «Вот что за скотство?! Живем - в грязи, блин, дружить - разучились, любить не умеем. Разве так надо жизнь?! Эх!!» Значит, пора достать бутылку и выпить. А потом выпить еще. А потом всем вместе, под гитару, попеть красивые и душевные песни про настоящую лю­бовь, которая обяза­тельно ждет нас за поворотом, и пре­крас­ную жизнь, ко­то­рая рано или позд­но к нам придет...

  • Переведем - ее нам кто-то сделает…​

Творца тоже не устраивает несовершенство жизни, но, в отличие от Романтика, он песни не поет и чудес не ждет, а делает то, что от него зависит. Делает каждый день - энергично, настойчиво и гибко. Самое интересное то, что через человеческие усилия жизнь действительно может приобретать новое качество и становиться комфортной: красивой, чистой и для людей удобной.

  • Вначале в одном отдельно взятом доме и на одном отдельно взятом предприятии, потом - в отдельно взятой стране… Почему людям нравится жить в Швейцарии? Потому что жизнь там - хорошо сделана. Реально сделана.​

Проверял тест на слушателях; опра­ши­вал в прямом эфире, а главное - несколько десятков человек дали отве­ты на эфирный пейджер. Распределение такое:

40% - Потребители;

30% - Романтики;

15% - Творцы.

Есть единственное замечание по теории: после бесед с народом кажется, что утверждать: «Романтики всегда портят праздник» - нельзя. Есть ощущение, что они в минуты праздника - непредсказуемы: как левая нога захочет. Могут со всеми весело поплясать, а потом вдруг отойти и разреветься. Этакий маниакально-депрессивный психоз в миниатюре...

Вообще-то перепутать Творца и Потребителя несложно, потому что и Человек кушает (регулярно), и Потребитель творит (хотя бы когда-то). Главная разница - в акцентах, что делается для чего. Потребитель творит по необходимости, чтобы приобрести, иметь и богатеть, Творец приобретает, имеет и богатеет, чтобы творить.

  • Эрих Фромм ставил этот вопрос как выбор иметь или быть. А Брегг формулировал еще проще: «Жить, чтобы есть, - или есть, чтобы жить?»

Путаница возникает еще и потому, что Творец, заботясь о людях и жизни, не может и не должен забывать и о себе: он ведь тоже часть этой жизни, причем, очевидно, не худшая ее часть! Более того, во многих случаях заботиться о себе надо в первую очередь. Почему? Потому, что естественным образом разумно заботиться в первую очередь о близких тебе людях, а кто тебе ближе, если не ты себе сам?

  • Взгляните на вопрос реалистично: пододвинуть хлебницу соседу - нормально, но вот ежели я буду его кормить из ложечки, в то время как он кормит меня, это уже не забота, а дурдом.

Пусть каждый занимается в первую очередь собой и своим делом, вопрос в том, зачем, для кого ты это делаешь?

Для себя - или для жизни?

Когда жизнь - праздник


Счастливое дитя. Поскольку человек-потребитель больше всего любит кайфовать и развлекаться, то в ситуации свободного времени, сил и средств он устраивает себе праздник. Ура!! Звенят бокалы, льется шампанское, пукает пейнтбол, летят и взрываются петарды. Строго говоря, праздник – это время, когда радостно уничтожается то, что было создано и накоплено во время будней. И чем больше уничтожено, тем больше праздник!
  • Но все честно: на свои. И как красивы люди на настоящем празднике!

Без тормозов. Праздник хорош тогда, когда всем известно, сколько можно выпить и когда пора расходиться. Если же эта культура праздника отсутствует, то вместо радости возникают проблемы, в том числе у окружающих: один в пылу азарта проиграет в казино чужие деньги, другой в пьяном виде на джипе собьет стоящих на остановке людей.

  • Короткий праздник, большие проблемы.

Печальный. Впрочем, кто-то праздновать отказывается принципиально: «Ну как вы можете радоваться, когда в это самое время в Анголе дети голодают? Вот как вы можете тогда радоваться?!» Этот гуманистически настроенный человек заботится обо всех, но по факту день за днем лишает себя и других возможности праздника.

  • Значит, делать жизнь праздничной придется кому-то другому…

Бизнесмен. Человек-творец праздники любит, он любит это счастливое время, когда у него наконец-то появляются свободные время, силы и деньги. Это его настоящий праздник - потому что теперь он может свое время, силы и деньги вложить в тех, кто этого достоин. Все рассчитав, он мо­жет наконец-то под­­дер­жать лучших, вло­житься в тех, в кого вкладываться смысл есть.

  • И тогда праздник будет действи­тельно у многих!

Когда жизнь - трудна


Жизнь трудна - что выдумывать? Нужно выживать , знает Потребитель, и напрягается, иногда предельно героически, для того чтобы спасти хоть что-то.

  • Хоть и ради себя, но - подвиг.
  • Это все так ужасно! Просто руки опускаются!

Романтик, глядя на эту дей­ст­вительно поганую ситу­а­цию, возвышенно восклицает: «Человеку так жить нельзя!» - и кончает жизнь самоубийством.

  • После чего вопрос: «А кто же будет эту поганую ситуацию выправлять?» - его уже не волнует.

А Творец берет ситуацию под свой контроль и делает все, что от него зависит, чтобы помочь тем, кто в трудной ситуации в помощидействительно нуждается: не обязательно тем, кто громче всех кричит, но тем, кто правда под ударом. Как пра­вило, в пер­вую очередь не­обходи­мо под­дер­жи­вать ос­лабших и спасать то, что мо­жет по­гиб­нуть без­воз­вратно.

  • Если вы в горах, все уставшие и го­лодные, но один из вас сломал ногу: что надо делать? - Нести на себе того, кто сейчас идти не может.

Когда жизнь сталкивает нас лбами


Ни в чем так ярко не проявляется философия жизни каждого, как в ситуации, когда жизнь сталкивает нас лбами: ты или я? Ты или я получишь этот лакомый кусочек? Мне уступить - или ты обойдешься? Чей, мой или твой, интерес будет признан более важным?

Когда есть чем поживиться, но ты не один, нормальный эгоист присматривает, что ему нравится и как бы это захапать, жертвующий собой альтруис т волну­ется, от всего ли он уже отказался, человек порядочный (социоцентрист ) заботится, чтобы были учтены интересы всех.

Особое место занимает социопат , который волнуется не столько о том, все ли ему положенное получил он, сколько о том, не слишком ли много получили другие. На бытовом уровне его лозунг: «Мне не надо вторую корову, мне надо, чтобы у соседа корова сдох­ла!», в мас­штабе об­щес­тва: чтобы не было бед­ных, он уничтожает богатых.

  • И это тоже - философия жизни…

Когда жизнь предлагает союз

Когда жизнь предлагает союз, все нормальные Потребители сбиваются в стаи: один за всех, все за одного, и все против чужих: «Верность!» Воспитание корпоративной культуры, как правило, это привитие сотрудникам чувства: «Мы свои!»

  • И соответственно: «Мы не продаемся!»,

что делает любую команду - семью, банду или фирму - крепче, жизнеспособнее и боеспособнее.

Романтик никогда не предаст, но и дисциплина корпоративной культуры ему явно не по душе. Он выбирает - независимость, то есть «свободу ОТ». Его любимый защитный тезис: «Я никому ничего не должен!», тезис атакующий: «Вы не имеете права!», а вся программа стро­ится на негативе: поспорить («Ничего подобного!»), нарушить («А я могу!»), отвалить («Мое дело!») и отстоять (свои желания).

  • Называемые Принципами.

Человек-творец умеет работать в команде, умеет быть верным, но его верность - не слепая. Его «свои» хороши не тем, что они «свои», а тем, что это достойные люди, делающие достойное дело. Он выбрал этих людей, эту фирму, эту работу, и теперь он на любимой работе и с обязанностями, которыми гордится. Человек-творец выбирает «свободу ДЛЯ».

На сегодняшний день существует немало различных нетрадиционных учений, объясняющих мир, место человека в мире, раскрывающих способы достижения гармонии, счастья и предлагающих целый комплекс практических действий направленных на конечный конкретный результат.

Так, например, целые интернет сайты и интернет-магазины, посвящены теме различных способов привлечения удачи в делах и жизни, обретения счастья и успехов. Однако не существует какого-нибудь универсального амулета или заклинания, посредством которых можно решить все жизненные проблемы. Ведь невозможно переплыть реку не умея не то, что бы плавать, а даже не имея опыта простого купания. Так и занимаясь эзотерическим знанием, пусть даже какой- то частью практической стороны не возможно без предварительного фундаментального знания.

Ниже нами будут рассмотрены основы научного знания к пониманию природы магии и эзотерики, необходимые для совершения практических действий.

Можно ли действительно привлечь удачу?

Можно ли избавить себя от ненужных проблем и трудностей?

И вообще, можно ли состояться в жизни, всегда оставаясь здоровым и счастливым?

Эти и ряд других подобных вопросов интересуют любого нормального человека, которому приходится сталкиваться в своей жизни с разными трудностями, а порой и крупными проблемами не дающими вырваться из замкнутого круга финансового и бытового бремени.

В детстве и юношестве мы зачастую видим своё будущее в «розовом цвете». В таком возрасте всё кажется по плечу, поскольку нет проблем (за исключением наличия врождённой болезни) со здоровьем, и не приходиться нести ответственности за принятые серьёзные решения. Решение жизненно необходимых вопросов и ответственность, всецело лежит на взрослых, которые, по мнению подростков, не совсем понимают в жизни, и совершают какие-то неверные действия. Т. е. в детском и юношеском возрасте мы, не имея достаточного жизненного опыта, и опыта принятия решений и самостоятельной ответственности, видим в старших ту репрессивную силу, которая не даёт нам в полной мере делать то, что мы хотим. И грядущая взрослая жизнь видится нам как освобождение от прессинга и возможность для самореализации.

И вот мы взрослеем, и вместо желаемого заветного «розового будущего», получаем бытовое «ярмо» и массу проблем, о которых раньше не имели представления. Конечно, не стоит всё драматизировать, жизнь прекрасна во всех проявлениях, будь ты успешным или совсем не успешным по жизни, но мало таких людей, которые уверенно скажут: «Меня всё устраивает и всё замечательно!». Не всё всецело зависит от человека, его желания и возможностей. Взрослея, мы сталкиваемся с репрессивными силами другого порядка, вроде: начальства, уровня инфляции, ценами на различные группы товаров, уровня зарплаты, политической ситуации и т. д. Дедушка К. Маркс, назвал их чуждыми человеку, по марксистки «отчужденными», т. е. созданными самим человеком и им же поставленными во страх себе же. Не будем углубляться в дебри марксизма в поисках «отчуждённой сущности человека», хотя, пожалуй никто кроме Маркса, так подробно и адекватно не рассматривал этот вопрос.

Силы другого рода исходят из нашего «я» и его месте в мире. Мы нередко испытываем дискомфорт, а порой просто несчастны от того, что не занимаем «должного» личностного статуса. Не всегда гладко получается выстроить взаимоотношения с коллегами, представителями противоположного пола, найти общий язык с людьми, прожать до конца ситуацию и т. д. Говоря современным языком, имеет место градация на лидеров, лузеров и просто посредственных людей. Отсюда проистекает потребность развивать личностные качества, что находит отражение в появлении целого ряда тренингов и психологических изысков, от глубоких медитационных практик, призванных духовно развить личность, до феномена пикапа удовлетворяющего похотливую душу и плоть.

Конечно обозначенные общественные или личностные силы (именно так мы их сейчас назовём) нельзя строго разграничивать, они всегда тесно связанны между собой. Но это уже другая сторона вопроса, к которой обратимся позже.

Таким образом, мы подходим к классическому объяснению появления магии и эзотерического знания вообще. Ещё на заре человеческой истории, нашими предками, которые бегали в звериных шкурах, и не задумывались о мире и личности, было замечено, что залогом их первобытного благополучия является приручение и использование себе во благо, могучих и неведомых сил. Нарушение законов этих безликих сил ведёт к прямой гибели себя и всего своего рода. Закон от слова закономерность, то есть то, что есть и постоянно повторяется, при определённых условиях. К примеру, если не избавиться от трупов своих соплеменников, то вскоре можно скончаться и самим, или, если громко кричать в горах, то можно вызвать камнепад и т.д. Естественно, что первобытные люди не знали что такое резонанс или гигиена, однако наблюдали действие таких феноменов, которые объясняли по своему соразмерно своему опыту и фантазии. Так появляются различные первобытные культы и ранние религии, суть которых сейчас может объяснить наука и современный человек. Однако, нет такой исчерпывающей науки и учёных, которым под силу объяснить и поставить себе на службу все тайны мира. До сих пор нет однозначного мнения по поводу природы появления различных народных целителей и действия их неведомой силы на окружающих. Такой же загадкой остается бытовая магия и система веками выработанных ритуальных практик. Наверняка каждый сталкивался в своей жизни с «бабушкиными заговорами» какой-нибудь болезни имевшей исцеление, или действенной молитвой перед важным мероприятием, подсказанной тем, кто испытал её действие.

Многие смогут возразить этому положению и свести все «нетрадиционные чудеса» к психологии, самовнушению, простому зомбирыванию и т. д. Не всё так просто и однозначно, поскольку даже люди с отсутствием всякой харизмы и далёкие от системного эзотерического знания, при соблюдении определённых условий могут вызывать на себя и окружающих результативные действия. Ровно как и материальные предметы вроде талисманов и конкретных мест (святых и проклятых) являются носителями неведомой силы. Взять к примеру любимую всеми искателями тайн, тему египетских пирамид. Не одно десятилетие пирамида (сама геометрическая фигура и складывающаяся внутри неё система) объект исследовании многих физиков и математиков, учёных далёких от психологии.

В основании пирамиды, происходят аномальные необъяснимые вещи, к примеру отстают часы, падает электропроводимость, не прокисает молоко и прочее. А если на голову надеть головной убор в виде пирамиды, и расположить вершину напротив темени, то это способствует активизации мыслительной деятельности и сосредоточенности. Подобных примеров можно привести массу. Некоторые объясняют эти явления, посредством теории относительности используя основное положение о различном течении времени в различных инерциальных системах отсчёта. Недаром у многих народов, географически и культурно далёких от Египта пирамидальная форма имеет сакральный смысл.

Во всех народных культурах пусть даже, на первый взгляд самых примитивных, существуют различные формы взаимоотношения с потусторонним миром, который тесно связан с жизнью каждого отдельного человека. Так, к примеру, даже сложившаяся у нас система примет и поверий не лишена рационального смысла.

Рассмотрим простой пример. Вспомним детские предрассудки по поводу чертовых ворот и чёртовых пятен, речь идёт о канализационных люках и двойных высоковольтных столбах. Если на первые наступать, а под вторыми проходить, то это, по мнению детей, может повлечь за собой какое-либо несчастье. Причём дети, зачастую даже не думают о возможных травмах. Подобных примеров, можно привести не мало. «Где тут потусторонний мир?» - спросите вы. Ответ простой, то, что мы знаем и можем объяснить (как пример со столбами и люками) - наш, посюсторонний мир, а то чего мы не знаем и объяснить не можем, потусторонний мир. Как дети, не задумывающиеся о возможных увечьях, но знающие о плохих последствиях, так и люди оберегают себя от необъяснимых потусторонних сил. Но некоторые «силы» объяснимы наукой, а остальные пока нет, и вероятно всё никогда объяснимо не будет. Зачастую мы подобны несмышлёным детям - ведь по словам Б. Рассела: «Тайна последний шанс науки и первый шаг религии».

Чтоб привести мысль к логическому концу, следует сказать пару слов о кибернетике (науке об управлении), которая возникла из необходимости, объяснять и контролировать непредсказуемые стихийные процессы и явления рынка. В этой науке есть понятие «чёрный ящик», т.е. некий объект или явление, о природе которого мы ничего не знаем, но знаем как этот процесс или явление ведёт себя при определённых условиях, т. е. предсказываем его поведение.

Так первобытные люди и народные целители и прочие «умельцы» современной нетрадиционной медицины и науки при совершении определённых магических действий, имеют специфические способы воздействия на природную (физическую) и психологическую реальности.

Не будем сейчас ставить вопрос о природе потустороннего мира, отметим что он есть и всегда будет, по крайней мере пока существует человек и его познание мира и себя самого. Так- же отметим, что существуют выработанные тысячелетиями, и открытые индивидуальными способами системы контактов и «взаимоотношений» с незнакомым нам, по ту неведомую сторону, потусторонним миром.

Отвечая на поставленные в самом начале вопросы: можно- ли привлечь удачу, избавить себя от ненужных проблем, и оставаться здоровым и счастливым мы можем ответить - однозначно да.

Что для этого необходимо?

Прежде всего, познание мира и самопознание

Избранный сугубо для себя индивидуальный путь познавательных и направленных на результат практик.

Подводя итог сказанному, следует отметить следующее:

Система эзотерического знания и исторически сложившиеся магические практики, есть наука, вскрывающая закономерности воздействия на человека и мир в целом, а также на пути самопознания и обретение себя в мире.

Чтоб верно идти путём самосовершенствования и обретения практической силы воздействия на реальность, необходимы базовые знания, позволяющие ответить на фундаментальные вопросы: Кто я? Что есть мир вокруг меня? Что мне нужно? Что я могу и что я должен сделать, чтоб достичь, поставленной цели?

Ответ на поставленные в самом начале вопросы - Можно «поймать» удачу, научиться «слышать» знаки судьбы. Можно уберечь себя от проблем, и обрести здоровье и счастье.

Почти всё познаваемо и по мере необходимости объяснимо. От истинности познания и объяснения, зависит конечный результат любого действия. Давайте определимся с целями - чего мы хотим? Что и как нам для этого необходимо сделать? Давайте попытаемся познать самые эффективные и кратчайшие пути достижения желаемого и научимся объяснять себе почему мы хотим именно этого и что готовы сделать для достижения практической мудрости…