Зуев государство и религия в дании. Население, язык, религия. Другие церковные общины

Церковь Датского Народа , которая имеет статус государственной религии. Тем не менее также проживают в Дании представители многих иных религиозных традиций. Благодаря массовой иммиграции 1980-х и 90-х, второй по числу верующих религией является ислам .

В целом датчане не очень религиозны, по данным исследования 2005 года Дания третья по количеству атеистов и агностиков страна в мире, их доля в населении от 43% до 80%. Исследование Евробарометра 2005 года показало, что 31% датских граждан считают, что верят в Бога, 49% верят в некий дух или жизненную силу и 19% не верят ни во что из вышеперечисленного . Несмотря на это Рождество остаётся самым популярным праздником в Дании, хотя его празднование происходит больше по культурным, чем по религиозным мотивам.

К концу 2007 года 82,1% датчан были членами Церкви Датского Народа, в 2008 численность упала до 81,5%. Однако, как и остальной Скандинавии , Северо-Западной Европе и Великобритании , лишь незначительное меньшинство (менее 10% от общей численности населения) посещает церкви для воскресной службы. В Копенгагене число членов датской государственной церкви упало до 65% в 2008 году.

Христианство также редко используется в политике, Христианско-демократическая партия Дании является единственной политической партией, которая регулярно использует религиозную риторику и её влияние является очень низким с менее чем 2% поддерживающих их избирателей. В соответствии данными центра Jørn Borup (отдел по изучению религии в университете Орхуса, Дания), в Дании проживают также около 20 тысяч последователей буддизма (см.Оле Нидал). Существуют также около 500 зарегистрированных представителей дохристианских датских верований (0,01% населения). В 2003 году зарегистрирована неоязыческая организация Форн Сидр .

Мусульманское большинство депутатов города Коккедал выступило в 2012 году против установки городской рождественской ёлки .

Религия в конституции Дании

  • § 4 Церковь Датского Народа устанавливается в качестве государственной церкви Дании.
  • § 6 Датский монарх (в настоящее время Маргрете II), должен быть членом государственной церкви.
  • § 67 гарантирует свободу вероисповедания .
  • § 70 гарантирует свободу вероисповедания в обеспечении гражданских и политических прав, они не могут быть ограничены из-за расовой принадлежности или религиозных убеждений. В нем также говорится, что расовая принадлежность и религиозные убеждения не могут быть причиной для освобождения от гражданских обязанностей.
  • § 71 гарантирует, что никто не может быть лишен свободы из-за религиозных убеждений.

Напишите отзыв о статье "Религия в Дании"

Примечания

Литература

  • Водовозов В. В. , Винклер, П. П. , Книпович Н. М. , Лучицкий И. В. , Прозоровский Д. И. Дания // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • (англ.)
  • на сайте министерства иностранных дел Дании (англ.)

Отрывок, характеризующий Религия в Дании

– Скажите пожалуйста, в вашем чудесном мире существует зло? – хотя и стыдясь своего вопроса, всё же решилась спросить я.
– Что ты называешь «злом», Человек-Светлана? – спросил мудрец.
– Ложь, убийство, предательство... Разве нет у вас таких слов?..
– Это было давно... уже никто не помнит. Только я. Но мы знаем, что это было. Это заложено в нашу «древнюю память», чтобы никогда не забыть. Ты пришла оттуда, где живёт зло?
Я грустно кивнула. Мне было очень обидно за свою родную Землю, и за то, что жизнь на ней была так дико несовершенна, что заставляла спрашивать подобные вопросы... Но, в то же время, мне очень хотелось, чтобы Зло ушло из нашего Дома навсегда, потому что я этот дом всем своим сердцем любила, и очень часто мечтала о том, что когда-нибудь всё-таки придёт такой чудесный день, когда:
человек будет с радостью улыбаться, зная, что люди могут принести ему только добро...
когда одинокой девушке не страшно будет вечером проходить самую тёмную улицу, не боясь, что кто-то её обидит...
когда можно будет с радостью открыть своё сердце, не боясь, что предаст самый лучший друг...
когда можно будет оставить что-то очень дорогое прямо на улице, не боясь, что стоит тебе отвернуться – и это сразу же украдут...
И я искренне, всем сердцем верила, что где-то и вправду существует такой чудесный мир, где нет зла и страха, а есть простая радость жизни и красоты... Именно поэтому, следуя своей наивной мечте, я и пользовалась малейшей возможностью, чтобы хоть что-то узнать о том, как же возможно уничтожить это же самое, такое живучее и такое неистребимое, наше земное Зло... И ещё – чтобы уже никогда не было стыдно кому-то где-то сказать, что я – Человек...
Конечно же, это были наивные детские мечты... Но ведь и я тогда была ещё всего лишь ребёнком.
– Меня зовут Атис, Человек-Светлана. Я живу здесь с самого начала, я видел Зло... Много зла...
– А как же вы от него избавились, мудрый Атис?! Вам кто-то помог?.. – с надеждой спросила я. – Можете ли вы помочь нам?.. Дать хотя бы совет?
– Мы нашли причину... И убили её. Но ваше зло неподвластно нам. Оно другое... Так же, как другие и вы. И не всегда чужое добро может оказаться добром для вас. Вы должны найти сами свою причину. И уничтожить её, – он мягко положил руку мне на голову и в меня заструился чудесный покой... – Прощай, Человек-Светлана... Ты найдёшь ответ на свой вопрос. Покоя тебе...
Я стояла глубоко задумавшись, и не обратила внимания, что реальность меня окружавшая, уже давно изменилась, и вместо странного, прозрачного города, мы теперь «плыли» по плотной фиолетовой «воде» на каком-то необычном, плоском и прозрачном приспособлении, у которого не было ни ручек, ни вёсел – вообще ничего, как если бы мы стояли на большом, тонком, движущемся прозрачном стекле. Хотя никакого движения или качки совершенно не чувствовалось. Оно скользило по поверхности на удивление плавно и спокойно, заставляя забыть, что двигалось вообще...
– Что это?.. Куда мы плывём? – удивлённо спросила я.
– Забрать твою маленькую подружку, – спокойно ответила Вэя.
– Но – как?!. Она ведь не сможет?..
– Сможет. У неё такой же кристалл, как у тебя, – был ответ. – Мы её встретим у «моста», – и ничего более не объяснив, она вскоре остановила нашу странную «лодку».
Теперь мы уже находились у подножья какой-то блестящей «отполированной» чёрной, как ночь, стены, которая резко отличалась от всего светлого и сверкающего вокруг, и казалась искусственно созданной и чужеродной. Неожиданно стена «расступилась», как будто в том месте состояла из плотного тумана, и в золотистом «коконе» появилась... Стелла. Свеженькая и здоровенькая, будто только что вышла на приятную прогулку... И, конечно же – дико довольная происходящим... Увидев меня, её милая мордашка счастливо засияла и по-привычке она сразу же затараторила:
– А ты тоже здесь?!... Ой, как хорошо!!! А я так волновалась!.. Так волновалась!.. Я думала, с тобой обязательно что-то случилось. А как же ты сюда попала?.. – ошарашено уставилась на меня малышка.
– Думаю так же, как и ты, – улыбнулась я.
– А я, как увидела, что тебя унесло, сразу попробовала тебя догнать! Но я пробовала, пробовала и ничего не получалось... пока вот не пришла она. – Стелла показала ручкой на Вэю. – Я тебе очень за это благодарна, девочка Вэя! – по своей забавной привычке обращаться сразу к двоим, мило поблагодарила она.
– Этой «девочке» два миллиона лет... – прошептала своей подружке на ушко я.
Стеллины глаза округлились от неожиданности, а сама она так и осталась стоять в тихом столбняке, медленно переваривая ошеломляющую новость...

Христианство в форме евангелическо-лютеранской церкви не только доминирующая, но и официальная религия Дании. Следовательно, эта страна не является светской, поскольку существует четкая связь между церковью и государством с должностью министра по делам духовности. Правящий монарх выступает высшим светским авторитетом Датской Национальной Церкви, иначе называемой Народной (Dansk Folkekirke). Этот статус и название, а также поддержку официальной церкви государством, определила конституция Дании 1849 года. Хоть принадлежность к национальной религии в стране считается добровольным правом, по состоянию на 1 января 2017 года 75,9 % является членами Dansk Folkekirke. Однако нельзя назвать датчан особо религиозным народом, а структуру государственной церкви консервативной.

Отсутствие центральной власти

На практике Датская Народная Церковь не имеет официальных позиций в отношении политических или других государственных вопросов, поскольку в ее устройстве отсутствуют центральные органы управления или духовный лидер, которые могли бы определять такие принципы. Епископы имеют последнее слово по доктринальным вопросам в своих епархиях.

Королева (на самом деле, министр духовных дел) и парламент являются главенствующей структурой, которая обычно придерживается административных вопросов и воздерживается от вмешательства в дела религии Дании. Церковные законы меняются редко, и, когда это происходит, затрагиваются только административные вопросы. Управление церковными делами осуществляется через епископат, епархии, приходы и добровольные общины.

Главенство и епархии

Датскую Церковь продолжает поддерживать исторический епископат. Теологический авторитет принадлежит одиннадцати епископам — десять на материке и один в Гренландии, каждый из которых контролирует свою епархию. Архиепископ в структуре отсутствует. Епископ Копенгагена (в настоящее время Питер Сков-Якобсен) выступает в качестве primus inter pares, то есть, старшего среди равных по должности. Одиннадцать епархий подразделены на 111 благочиний и 2200 приходов. В стране служит около 2400 рукоположенных священников или пасторов.

Приходы и добровольные общины

Каждый приход имеет свой совет, избираемый членами церкви на четырехлетний срок. Приходский совет руководит практическими делами местной церкви и решает вопросы занятости персонала, в том числе, пасторов, музыкантов и других служителей храма. Пастор подчиняется совету, за исключением духовных вопросов таких, как ведение церковных служб и пастырская забота. Деканаты, приходские советы и пасторы подчиняются епископу епархии.

Особенностью основной религии Дании является возможность создания при церквях добровольных общин, на которые приходится несколько процентов из числа членов Церкви. Эти ассоциации могут избирать свой приходский совет и пастора, которому готовы платить из собственных карманов. В свою очередь, члены добровольных общин освобождаются от церковного налога, но, как и нанятый ими пастор, подчиняются епископу епархии. Сегодня добровольные конгрегации часто являются решением для прихожан, которые считают привлекательной идею свободной церкви, но хотят сохранить связь с национальной религией.

История и традиции

Кратко о религии Дании можно сообщить, что в IX веке христианство на территории страны начал распространять Ансгар, архиепископ Гамбурга и Бремена, так называемый Апостол севера. В X веке Харальд II принял христианство, начал строительство и организацию церквей. К XI веку христианская религия была принята в основном по всему королевству. После Реформации в стране Церковь евангелического лютеранства была признана государственной, сохраняя при этом большую часть своих прежних литургических традиций. Конституция с 1849 года определила Церковь Датской Народной, предусматривает ее государственную поддержку.

Монарх как верховная светская власть государственной церкви обязан быть ее членом, согласно шестой конституционной статье. Это относится также и к датским принцам и принцессам, но не считается обязательным для их супругов. Традиционно, однако, каждый иностранец, ставший членом королевской семьи, становится обращенным Датской Церкви. Так, католический принц-консорт Хенрик принял решение стать последователем официальной религии Дании прежде, чем жениться на королеве в 1968 году. Мэри Дональдсон также перешла из пресвитерианства перед бракосочетанием с наследным принцем Фредериком в 2004 году.

Членство, вера и посещение церкви

Согласно официальной статистике за январь 2017 года, 75,9 % датчан являются приверженцами Народной Церкви. Этот показатель колеблется от 58,1 % в Копенгагенской епархии, до 85,2 % в Выборгской. В последние десятилетия число членов Церкви постепенно снижается, причем наиболее важной причиной считается иммиграция из не лютеранских стран.

Любой человек в Дании, к какой религии бы не принадлежали его родители, пройдя обряд Крещения в церкви, автоматически становится ее членом. Верующие могут отказаться от своей церковной принадлежности, потом вновь вернуться, если пожелают. Отлучение по закону возможно, но это необычайно редкое явление, примеры которого включают лишь объявленных сатанистов. Однажды отлучение было применено к одному из членов Церкви, поддерживающему реинкарнацию, но отменено решением Верховного суда в 2005 году.

Доктрины, литургия, обряды

В 1992 году Королевой были санкционированы пересмотренные переводы Ветхого и Нового Завета. В 2003 году разрешена отредактированная Книга гимнов. Как переводы Библии, так и Книга гимнов подразумевали широкую общественную и теологическую дискуссию.

Литургия в религии Дании остается важнейшим христианским богослужением. Священное действо причастия включает три чтения из Библии: глава какого-либо из Евангелий, глава Посланий или другой части Нового Завета, а с 1992 года читается также глава Ветхого Завета. Тексты выбираются из официального списка после церковного года. Некоторые литургические функции имеют фиксированное содержание, но свободны от формы их подачи. Как и в других лютеранских церквях, Церковь Дании признает только два таинства, Крещение и Вечерю Господню. Обычно они включаются в Службу причастия.

Проповедь, как и в других протестантских церквях, является центральной частью каждой службы. Официальный ритуал исповеди все еще остается, но в настоящее время используется очень редко. Существуют также формальные ритуалы для крещения, свадеб, благословения, однополого бракосочетания, конфирмации, похорон. Чрезвычайное крещение может исполнить любой христианин, если это необходимо, и позднее ребенок будет конфирмирован в Церкви.

Обрядность и семейные традиции

Согласно последнему опросу, лишь 2,4 % прихожан посещают службы каждую неделю. Накануне Рождества в богослужениях участвует более трети населения страны. Тем не менее большинство датчан церковь по-прежнему широко используют исключительно для традиционных семейных церемоний, включающих крещения, свадьбы, конфирмации, похороны. В 2015 году Датской церковью проведено 33,8 % свадеб и 83,7 % похорон из всех, зарегистрированных по стране. В том же году 71 % подростков 7-8 классов были конфирмированы, что не удивительно, ведь к этому обряду датчане относятся с большим благоговением, чем к свадьбам.

Женское духовенство

Возведение в духовный сан женщин обсуждалось в Датской Церкви с 1920 годов. Впервые это произошло, несмотря на сильное сопротивление со стороны духовенства, в 1948 году, после того, как к министру духовных дел был направлен приходский совет, который хотел нанять священника женщину. Министр пришел к решению, что для этого не существует юридического препятствия. Первая женщина, ставшая в Дании епископом, была учреждена в 1995 году. Сегодня две трети студентов-богословов — особы женского пола, и ожидается, что их количество в ближайшем будущем будет преобладать над мужским духовенством. Однако среди небольшого консервативного меньшинства сохраняется сопротивление такой тенденции.

Другие церковные общины

Какая вера в Дании среди христиан признана помимо евангелического лютеранства? В стране присутствует небольшое количество католиков и протестантских конфессий таких, как Баптистский союз Дании и Реформатский Синод Дании. В процентном соотношении христианское население в стране распределилось таким образом:

Другие вероисповедания и убеждения

Какая религия в Дани наиболее распространена после христианства? Ислам является самой масштабной верой датских меньшинств. По данным Государственного департамента США, примерно 3,7 % населения Дании является мусульманами. Источники министерства иностранных дел Дании ссылаются на более низкие проценты. Согласно утверждениям "Би-би-си", в стране проживает около 270 тысяч мусульман, что составляет 4,8 % из 5,6 миллиона человек.

Еврейская община присутствует в Дании с XVII века, когда королевское правительство позволило иудеям проживать в государстве и практиковать свою религию на индивидуальной основе. Большая часть евреев полностью ассимилировались в датском обществе до конца XIX века. В начале XX века в страну увеличился поток восточноевропейских евреев. Сегодня в Дании насчитывается около 10 000 этнических иудеев, и в Копенгагене находится три синагоги.

Также следует отметить, что по статистике Орхусского университета за 2009 год в стране насчитывалось 20 000 практикующих буддистов. Приверженцы веры Бахаи в 2005 году составляли около 1 251 человек. Получившая государственное признание в 2003 году «Ассоциация Ванатри в Дании», которая придерживается старых скандинавских убеждений и декларирует возрождение язычества, распространенного в стране до христианизации, пока насчитывает 500 зарегистрированных последователей. 9,1 % жителей страны считают себя агностиками, а 10,6 % — атеистами.

Ст. 4 действующей конституции гласит, что Евангелическая лютеранская церковь является официальной церковью Дании и в этом качестве пользуется поддержкой государства. Устав государственной церкви, согласно конституции, устанавливается законом. Несмотря на наличие государственной религии, в Дании в полной мере обеспечивается свобода вероисповедания. В соответствии со ст. 67 конституции подданные «имеют право учреждать религиозные объединения для отправления культа в соответствии со своими убеждениями при условии, что их вероучение и поступки не будут нарушать нормы морали и общественного порядка». В соответствии с Основным законом никто не может быть принуждён делать частные пожертвования в пользу какой-либо церкви помимо той, к которой он принадлежит. Никому не может быть отказано в обладании полным объёмом гражданских и политических прав на основании убеждений или происхождения. Одновременно никто не может по указанным причинам уклоняться от исполнения каких-либо общепринятых гражданских обязанностей.

К Церкви датского народа официально принадлежит 83 % населения. Священник назначается правительством, имеет статус государственного служащего и может служить армейским капелланом. С 1948 года по закону, а с 1995 года фактически священниками могут назначаться женщины (сегодня они составляют около трети всего клира). Церковь входит во многие экуменические организации, включая Всемирный совет церквей, и придерживается плюралистических позиций по многим богословским вопросам.

Только 3 % прихожан регулярно посещают службу в церкви. Государственная церковь теряла своё влияние на протяжении XIX века: в 1855 году было отменено обязательное посещение церкви, а в 1857 году — обязательное крещение новорождённых. Сегодня многие жители страны отказываются от членства в церкви, чтобы не платить соответствующий налог.

Сегодня Дания входит в тройку стран, где проживает наибольшее количество атеистов и агностиков: только треть граждан считают себя верующими.

Согласно Закону о семье 1969 года, все признанные государством религиозные объединения, в том числе нехристианские, имеют право осуществлять церемонию бракосочетания при условии государственной регистрации. Небольшие группы буддистов и бахаистов получили официальное признание, в то время как приверженцы сайентологии — нет. Вопрос об однополых браках решается руководством прихода или религиозным лидером.

Помимо официальной церкви в стране существует 9 грун-дивигианских общин, а также объединения пятидесятников (5 000 человек), баптистов (5 200) свидетелей Иеговы (14 700) и мормонов (4 100). Имеется также община моравских братьев, представительство Армии спасения и унитаристская церковь, отделившаяся от Датской народной церкви в 1907 году.

Мусульмане составляют, по разным оценкам, от 2 до 4 % населения страны (самое крупное религиозное меньшинство). Большинство мусульман — иммигранты. Первая мечеть была основана в Копенгагене в 1967 году представителями суннитской секты ахмадийя. В настоящее время планируется возведение двух крупных мечетей в пригороде Копенгагена и в самой столице.

Сами датчане называют себя современными людьми. Несмотря на то, что они очень чтят свою историю и бережно ее охраняют, национальные фестивали здесь не пользуются популярностью. очень интересна, многочисленные войны в прошлом, оставили громадный след в истории страны , но сейчас это спокойная стабильная страна , где живут самые счастливые люди.

Религия и культура Дании

Официальная статистика утверждает, что большинство датчан относятся к Лютеранской государственной церкви. А Лютеранство основная религия Дании . Королевская семья согласно Конституции обязана принадлежать этой Церкви, для остальной части населения действует свобода вероисповедания. Лютеранство долгое время была единственной религией в стране, что подтверждает культура Дании . К нелютеранским религиям относятся: иудаизм, римский католицизм, Преобразованная Церковь и мусульманство. Однако все основные традиции все-таки объединяет культура страны.

Экономика Дании

Ни один турист не уезжает из Дании без покупок. Высококачественный фарфор, ткани, меха, украшение, хрусталь, трикотаж визитная карточка этой страны. Экономика Дании базируется на промышленности, сельском хозяйстве, туризме . В целом Дания считается индустриально-аграрной страной, с низким уровнем безработицы и инфляции.

Официальная валюта страны – датская крона. В стране действует НДС, он включен в стоимость всех услуг и товаров. Туристы из стран, не входящих в ЕС, выезжая из страны, могут вернуть налог при выезде. Транспорт Дании работает, как в любой другой Европейской стране.

Наука Дании

Еще в 15 веке начала развиваться наука Дании . Астрономом Тихо Браге основана обсерватория Ураниборг. С 1918 года в Дании начинается активное изучение физики атома, благодаря известному ученому Нильсу Бору. Всемирную известность поучил также Вильгельм Йохансен знаменитый генетик и физиолог, который ввел понятия «ген» и «генотип».

Искусство Дании

Можно вспомнить несколько имен, которые внесли значительный вклад в современное искусство Дании. Кинорежиссер Карл Дрейер, автор фильма «Страсти по Жанне д"Арк», его новаторское видение кинематографа оценено во всем мире. Знаменитый режиссер нового тысячелетия, имя которого у многих на слуху – Ларс фон Триер. Знаменитый датский композитор Карл Нильсен автор произведений для струнных квартетов, для хорового исполнения, нескольких опер, а его концерт для кларнета считается лучшим в мире.

Кухня Дании

Национальным блюдом у датчан считаются многослойные бутерброды «смерребреды», которых существует огромное множество: мясные, рыбные, овощные и сладкие, какие угодно, на любой вкус. Кухня Дании состоит в основном из мяса, рыбы и картофеля. Традиционные блюда: свинина со шкварками, соленый лосось со сладким горчичным соусом, рагу из говядины с картофелем. Из напитков самый крепкий – аквавит.

Обычаи и традиции Дании

Кроме музеев, замков и других достопримечательностей днем, Дания ночью - это совсем другой мир, активная ночная жизнь. В ночных клубах можно весело отдохнуть, потанцевать, посетить концерты мировых звезд. Обычаи и традиции Дании во многом отражены в многочисленных фестивалях и национальных праздниках, которые отмечаются с большим размахом.

Спорт Дании

Наиболее популярный спорт Дании : бадминтон, футбол, гандбол, парусный и велосипедный спорт, легкая атлетика. Футбольная команда сборной Дании выигрывала чемпионат Европы по футболу в 1992 году. Олимпийские игры в 1996 и 2004 годах выиграла женская сборная Дании по гандболу.

Свобода выбора религии отвечает международному праву. 86% населения считают себя приверженцами евангелической лютеранской церкви, которая на протяжении долгих веков поддерживалось государством.

В Дании существуют и другие христианские общины: католическая церковь, баптистская, движение пятидесятников. Распространены и другие мировые религии – ислам, буддизм, индуизм, сикхизм. В последнее время появились группы, поклоняющиеся старым богам викингов.

Представители церкви

Подавляющее большинство датчан - христиане. С рождения они являются приверженцами национальной церкви, что влечет за собой обязательство платить церковные налоги как часть налога на прибыль.

С 15 века священники получали образование в университетах. Министры национальной церкви являются чиновниками, работающими в Министерстве по церковным делам. К официальным обязанностям религиозных представителей относится выполнение церковных обрядов, ведение реестра рождений, браков и смертей. Многие церковные деятели участвуют в мирских делах – занимаются социальной опекой, например.

Ритуалы и святые места Дании

Храмы располагаются в пределах сел, поселков и городов, рядом с ними размещены кладбища. В лютеранских церквях служат канторы, слуги и органисты. Верующие посещают такие мероприятия, так крещение, свадьба, похороны и различные религиозные праздники – Рождество, Пасха и т.д. Регулярно в церковь ходит не очень большое количество человек, в будние дни церковные учреждения и вовсе пустуют.

Смерть и жизнь после смерти

Датчане не так уж фанатично верят в Бога, поэтому их похоронные обряды довольно рациональны и практичны. Мертвых хоронят в гробах на кладбищах, располагающихся рядом с церквями, или кремируют. На могиле ставится надгробие с именем покойного, датами рождения и смерти, а кругом кладут цветы.

Если родственники не ухаживают за могилой, то лет через двадцать от нее практически ничего не остается. В последнее время появился ряд общин, которые практикуют общение с умершими родственниками.