Ектения (малая и большая, о здравии и за упокой). Что такое ектения? Что такое сугубая ектения

Стоя на амвоне лицом к алтарю . Вытянув правую руку, он держит в ней орарь и после каждого прошения осеняет себя крестным знамением . Иногда за неимением штатного диакона на службе ектению может прочитывать священник . В Греческой церкви это было так исторически, и лишь только в Русской церкви было всегда обычным иметь также диакона на службе.

Ектения всегда читается в диалоге с хором. Ответные слова хора называются аккламациями . На ектенье бывают четыре различных аккламации:

  • «Господи, помилуй»
  • «Подай, Господи»
  • «Тебе, Господи»
  • «Аминь » - заключительная.

** В особенных случаях после 9-го прошения (О плавающих… ) Устав указывает вставлять дополнительные прошения:

Таблица 1а. На благодарственном молебне (или другой благодарственной службе)
Священнослужитель:
9a. - О еже милостивно нынешнее благодарение и мольбу нас, недостойных рабов Своих, в пренебесный Свой жертвенник прияти и благоутробно помиловати нас, Господу помолимся.
9b. - О еже не возгнушатися благодарением нас, непотребных рабов Своих, еже о приятых от Него благодеяниих во смиренном сердце приносим, но яко кадило благовонное и всесожжение тучное благоприятно Ему да будет, Господу помолимся.
9c. - О еже и ныне послушати глас моления нас, недостойных рабов Своих, и доброе наме́рение и желание верных Своих во благое всегда исполнити, и всегда, яко Щедр, благоде́яти нам, и Церкви Своей Святей, и всякому верному Своему рабý прошения даровати, Господу помолимся.
9d. - О еже избавити Церковь Свою Святую (и рабов Своих, или раба Своего, имярек) и всех нас от всякия скорби, беды, гнева и ну́жды и от всех врагов, видимых и невидимых, здравием же, долгоденствием, и миром, и ангел Своих ополчением верных Своих всегда оградити, Господу помолимся.
Таблица 1b. При бездождии
Священнослужитель:
9a. - О еже не помянути беззаконий и неправд людей Своих и отвратити от нас весь гнев Свой, праведно дви́жимый на ны, и не уморити нас гладом и жаждою, Господу помолимся.
9b. - О еже благорастворенныя воздýхи и дожди благовременныя к плодоношению милостивно послати земли и людем Своим, Господу помолимся.
9c. - О еже во гневе Своем не погубити людей Своих и скоты́, но повелети облако́м свыше одожди́ти и к плодоношению оросити землю, Господу помолимся.
9d. - О еже повелети земли прозябати плоды на веселие и пищу людей Своих и злак в службу человеком, траву же ското́м, Господу помолимся.
9e. - О еже милостивно призрети на вопль, плач, стенания и умиленныя молитвы старых и юных, младенцев же и всех людей Своих и не погубити нас гладом грех ради наших, но пощадити от смерти души наша и препитати нас в гладе, Господу помолимся.
9f. - О еже благоприятным быти мольбам нашым и, якоже Илию иногда послушати нас, дождем и благорастворенными возду́хи, и помиловати нас, Господу помолимся.
9g. - О еже милостивно услышати глас молитвы нашея и избавити нас от глада, губительства, труса, потопа, огня, града, меча, нашествия иноплеменник, междоусобныя брани и всякая смертоносныя язвы, Господу помолимся.

Молебное пение на Новый год

В процессе написания

Молебное пение при начатии учения отрокóв

В процессе написания

Последование молебного пения ко Господу Богу нашему о Богохранимей стране нашей, властéх и воинстве ея, певаемое во время брани против супостатов

В процессе написания

Молебное пение о недужных многих или о едином

В процессе написания

Последование молебнаго пения ко Господу Богу нашему Иисусу Христу, певаемаго во время безведрия, егда дождь многий безгодно идет

В процессе написания

Чин благословения в путешествие

В процессе написания; другие В процессе написания

Малая ектения

Малая ектения является предельно сокращённым вариантом великой ектении (без потери основного смысла). 1-е, 2-е и 3-е прошение её совпадают с 1-м (с прибавкой «Паки и паки»), 11-м и 12-м прошением великой ектении соответственно. Это вторая по значимости и первая по частоте появления на богослужении ектения.

Малая ектения читается после кафизм при чтении Псалтири; на полиелее после каждения; по 3, 6, 9 песни канона утрени ; после 1-го и 2-го антифона (точнее, сразу после «Единородный Сыне») на литургии.

Таблица 2. Малая ектения.
Священнослужитель Хор
Диакон или священник: - Господи, помилуй (1 раз).
Поёт на каждое прошение.
3. - Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.
4. - Еще молимся о великом господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имярек), и о Господине нашем Преосвященнейшем епископе (имярек) и о всей во Христе братии нашей.
5. - Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.
6. - Еще молимся о блаженных и приснопамятных создателех святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея), и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.
7. - Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея).
8. - Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.
- Господи, помилуй (3 раза).
Поёт на каждое прошение.
Священник даёт возглас.

На вечерне, утрене и литургии:

  • Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

На молебне:

  • Услыши ны Боже, спасителю наш, упование всех концев земли, и сущих в мори далече: и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших, и помилуй ны. Милостив бо и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
- Аминь .

Просительная ектения

Эта ектения называется просительной, потому что в ней верующие преимущественно молят Бога о благах, временных и вечных. В основе её лежат прошения, оканчивающиеся словами «у Господа просим », после которых клирос поёт «Подай, Господи ». Первые два прошения завершаются клиросом обычным образом: «Господи, помилуй », - а последнее словами «Тебе, Господи ».

Просительная ектения присутствует в следующих православных богослужениях:

  • На всех видах вечерни , кроме малой.
  • На всех видах утрени .
  • На всех видах литургии .
  • На молебнах ; при совершении некоторых таинств , например, венчания .

Набор прошений ектении на вечерне и утрене различается в двух словах (буквально). Различаются также возгласы. Особенности просительной ектении на литургии бо́лее сложны и рассмотрены в следующем разделе. Ниже приведена таблица прошений на вечерне. Поправки для просительной ектении на утрени содержатся во всплывающих подсказках выделенных слов.

Таблица 4. Просительная ектения на вечерне.
Священнослужитель Хор
Диакон или священник:

1. - Исполним вечернюю молитву нашу Господеви .
Здесь на литургии вставляются дополнительные прошения (см. ниже).
2. -

- Господи, помилуй .
Поёт на каждое прошение.
3. - Вечера всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим.
4. - Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.
5. -
6. -
7. -
8. - Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове просим.
- Подай, Господи .
Поёт на каждое прошение.
9. - Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
- Тебе, Господи .
Священник даёт возглас.

На вечерне:

  • Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

На утрене:

  • Яко Бог милости, и щедрот, и человеколюбия еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
- Аминь .

Ектении на литургии

Особенности просительной ектении на литургиях трёх видов

Две просительные ектении на литургии Иоанна Златоуста , две на литургии Василия Великого и одна просительная ектения литургии Преждеосвященных Даров (состоящая из видоизменённых прошений 1‑й и 2‑й просительных ектений обычной литургии) имеют дополнительные прошения. Основа же просительной ектении остаётся постоянной. В следующей таблице стандартные прошения просительной ектении для удобства сравнения затенены (серым цветом). Также для удобства понимания ектения на литургии Преждеосвященных Даров разбита на 2 логические части, столбец «Хор» опущен.

Таблица 4a. Просительная ектения на литургии
Иоанна Златоуста и Василия Великого Преждеосвященных Даров

Приготовление к принесению бескровной жертвы.

Ектения просительная 1-я. После великого входа.
Священнослужитель Хор
1. - Испо́лним молитву нашу Господеви.
2. - О предложе́нных Честны́х Даре́х Господу помолимся.
3. - О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся.
4. -
5. - Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
- Господи, помилуй .
Поёт на каждое прошение.
6. -
7. -
8. - Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим.
9. - Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим.
10. - Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим.
11. -
- Подай, Господи .
Поёт на каждое прошение.
12. - Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. - Тебе, Господи .
Священник даёт возглас:

- Щедро́тами Единородного Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

- Аминь .

После великого входа.
Первая часть ектении.

Евхаристический канон здесь отсутствует, поэтому дальше сразу идут прошения о приготовлении к причащению.

Ектения просительная 2-я. После пения «Достойно есть» или задостойника.
Приготовление молящихся к причащению.

Священнослужитель Хор
1. - Вся святыя помяну́вше, паки и паки миром Господу помолимся.
2. - О принесе́нных и освяще́нных Честны́х Даре́х Господу помолимся.
3. - Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню́ благоухания духовнаго, возниспо́слет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа, помолимся.
4. - О избавитися нам от всякия скорби, гнева и ну́жды Господу помолимся.
5. - Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
- Господи, помилуй .
Поёт на каждое прошение.
6. - Дне всего совершенна, свя́та, мирна и безгрешна у Господа просим.
7. - Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим.
8. - Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим.
9. - Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим.
10. - Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим.
11. - Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшнем cудищи Христове просим.
- Подай, Господи .
Поёт на каждое прошение.
12. - Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
- Тебе, Господи .
Священник даёт возглас:

- И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога, Отца, и глаголати:

- Отче наш …
Эта часть полностью совпадает с соответствующими прошениями 2‑й просительной (слева).

По окончании поётся «Отче наш».

Ектения об оглаше́нных

Возглашается на каждой литургии, в конце так называемой литургии оглашенных (после чтения Евангелия и сугубой ектении).

Таблица 5. Ектения об оглашенных
Священнослужитель Хор
1. - Помолитеся, оглашеннии, Го́сподеви.
2. - Ве́рнии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их.
3. - Огласи́т их словом истины.
4. - Откры́ет им Евангелие правды.
5. - Соедини́т их Святей Своей Соборней и Апостольстей Церкви.
6. -
- Господи, помилуй .
Поёт на каждое прошение.
7. - Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните. - Тебе, Господи .
Священник даёт возглас:

- Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

- Аминь.

- Елицы оглашении, изыди́те; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся.

- Господи помилуй.

Ектения о готовящихся ко Крещению

Следует сразу после ектении об оглашенных на литургии Преждеосвященных Даров, начиная со среды Крестопоклонной (4‑й) седмицы Великого поста.

Таблица 6. Ектения об готовящихся ко Крещению
Священнослужитель Хор
1. - Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы ко Просвещению, изыдите; помолитеся, иже ко Просвещению.
2. - Ве́рнии, о иже ко святому Просвещению готовящихся братиях и спасении их, Господу помолимся.
3. - Яко да Господь Бог наш утвердит их и укрепит.
4. - Просветит их просвещением разума и благочестия.
5. - Сподобит их во время благопотребно бани пакибытия, оставления грехов и одежди нетления.
6. - Породит их водою и духом.
7. - Да́рует им совершение веры.
8. - Сопричтет их святому Своему и избра́нному стаду.
9. - Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию.
- Господи, помилуй .
Поёт на каждое прошение.
10. - Иже ко Просвещению, главы ваша Господеви приклони́те. - Тебе, Господи.
Священник даёт возглас:

- Яко Ты еси Просвещение наше и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

- Аминь.
В завершение диакон возглашает:

- Елицы ко Просвещению, изыди́те; иже ко Просвещению, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся.

- Господи помилуй.

Ектения заупокойная (о усопших)

Совершается во все дни церковного года (кроме воскресных дней, двунадесятых и храмовых праздников) после сугубой ектении на литургии, при открытых царских вратах , обычно с кадилом в руке возглашающего священнослужителя. Совершается также на отдельных заупокойных службах.

Таблица 7. Ектения о усопших
Священнослужитель Хор
Всплывающие подсказки указывают на видоизменение прошений в случае моления об одном/одной усопшей
1. - Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, мóлим Ти ся, услыши и помилуй.
2. - Еще молимся о упокоении душ усопших раб Божиих (имярек) и о еже проститися имвсякому прегрешению, вольному же и невольному.
3. - Яко да Господь Бог учинит ду́ши их, иде́же праведнии упокоя́ются.
- Господи, помилуй (3 раза).
Поёт на каждое прошение.
4. - Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов их у Христа, Безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим.
- Подай, Господи.
5. - Господу помолимся.
- Господи, помилуй.
Священник по окончании молитвы об усопших даёт возглас:

- Яко Ты еси Воскресение и живот, и покой усопших раб Твоих (имярек), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылáем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

- Аминь.

Объясняет иерей Андрей Чиженко.

Слово «ектения» в переводе с греческого языка означает «прилежное моление» или «усердное, протяжное моление». В храме можно услышать, как священник или диакон возглашают определенные короткие молитвы, на которые хор отвечает или «Господи помилуй», или троекратное «Господи помилуй» или «Подай Господи».

Ектении бывают нескольких видов:

Великая (мирная) ектения. Она называется так потому, что является, во-первых, самой продолжительной по времени, а во-вторых, выражает всю полноту благ, которые падшее человечество осмеливается просить у Бога. Мирной она называется потому, что начинается словами «Миром Господу помолимся».

Малая ектения – это сокращенный вариант мирной. Она начинается словами «Паки и паки миром Господу помолимся», то есть «Еще и еще миром Господу помолимся».

Сугубая (усиленная) ектения. На прошения священников хор отвечает усиленным троекратным «Господи, помилуй».

Просительная ектения. На ее прошения хор отвечает «Подай, Господи».

Заупокойная ектения произносится на заупокойных службах: погребениях, панихидах, литиях, в определенных местах Божественной литургии.

Ектения об оглашенных , т. е. о тех людях, которые имеют желание креститься и проходят курс христианского образования (оглашения на церковнославянском). Ектения и молитвы об оглашенных всегда следуют в конце Литургии оглашенных, перед началом Литургии верных. На этой части Божественной литургии некрещеный человек не может присутствовать, поэтому Церковь возносит об оглашенных молитвы и перед Херувимской песнью они удаляются из храма.

Схемой любой ектении является прошение священника – иерея или диакона как ходатая перед Господом за народ, обращенное к Богу. Это прошение усиливает хор словами «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Данная звуковая схема является отголоском того, что в древности все прихожане храма пели вышеупомянутые молитвы «Господи, помилуй» или «Подай, Господи» вместе, единодушно от лица всего человечества, прося у Бога тех или иных благ.

Итак, великая (мирная) ектения.

Ею начинается любое богослужение, как-то вечерня, утреня, Литургия. Если вы внимательно вслушаетесь в ее молитвословия, то услышите, что прошения мирной ектении начинаются с просьбы о самых главных духовных благах и заканчиваются просьбами о земном благоденствии. Потому ее прошения похожи на лестницу, ведущую с неба на землю, где каждое молитвословие определенная ступенька.

Начало же «Миром Господу помолимся» двояко. С одной стороны, оно символизирует мир как полноту православного человечества, пребывающего в Церкви, с другой – мир душевный как особый молитвенный настрой.

Каждая ектения завершается священническим возгласом, в котором тем или иным образом священник благодарит Господа за его благодеяния по отношению к человечеству. Если прошения ектении может произносить диакон, то возглас – только иерей или архиерей.

И в этой конструкции ектении мы видим образ устройства самой Церкви, образ Ее полноты и силы.

В идеале диакон берет благословение у священника, который литургически, в богослужебном смысле прообразует собой Христа. Т. е. сам Бог благословляет диакона, а с ним и весь народ православный на молитву. Диакон выходит на амвон и поднимает правую руку с орарем вверх. Часто диакона называют «режиссером» или «дирижером» службы, потому что он настраивает людей на молитву, словно камертон. Итак, диакон, стоя лицом к алтарю воздевает руку с орарем вверх. Почему священнослужитель стоит лицом к алтарю? Потому что он устремлен к Богу, и в данном случае он ходатай за народ перед Ним. Почему рука воздета вверх? Потому что сердце возведено горе. И диакон показывает, что мы душевно и умственно должны покинуть землю и устремить свое внимание в небеса, в молитву – к Богу. На каждое диаконское прошение хор от лица всего народа отвечает «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Это символ того, что вся человеческая христианская вселенная в данный миг молится – вся полнота земной Церкви.

Завершает ектению возглас священника, который уже сугубо перед Престолом Божиим ходатайствует за народ о всех тех духовных и материальных благах, которые люди просят у своего Творца. Он возводит ектению на еще более высокий уровень – уровень ангельский, уровень благодарения и славословия Святой Троицы. Именно оно – ядро каждого священнического возгласа. Хор же от лица всех молящихся отвечает «Аминь», что переводится с еврейского языка «да будет так», «истинно так». Этим подтверждается тот факт, что все верующие в данной молитве единодушны со священником и словно бы являются Единой душой, устремленной к Богу – Его Возлюбленной Святой Соборной и Апостольской Церковью.

Иерей Андрей Чиженко

7.1. Что такое молитва? Молитва, по определению святителя Филарета (Дроздова), есть возношение ума и сердца к Богу. Молитва – это беседа человека с Богом, в которой он изливает свои сердечные желания, прошения, воздыхания. 7.2. Зачем надо молиться? Через молитву происходит соединение человека с Богом, то есть в определенной мере осуществляется цель назначения человека – обожение его. После искренней, исполненной веры молитвы душа становится умиротворенной, спокойной, молитва доставляет внутреннюю ясность. 7.3. Когда надо молиться? Апостол Павел завещает: «Непрестанно молитесь» (1 Фес.5:17). «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол.4:2). Христианин должен молиться ежедневно: утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и после окончания всякого дела. Хорошо приучить себя мысленно молиться в продолжение всего дня краткими молитвами.

7.4. Какие бывают молитвы?

– Молитвы бывают просительные, благодарственные, славословные (хвалебные). В просительных молитвах просят у Бога прощения за грехи: за дурные дела, слова и даже мысли, о помощи в различных нуждах, болезнях. Самая краткая просительная молитва: «Господи, помилуй!»

В благодарственных молитвах благодарят Бога за все Его благодеяния, например, за здоровье, благополучие, за то, что обрели веру и смысл жизни. Самая краткая благодарственная молитва: «Слава Богу!»

Славословная молитва – это самый чистый, высший вид молитвы. Ангелы в Царстве Небесном славословят Бога. Самая краткая славословная молитва: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!»

Молитвы могут быть соборные (в храме) и частные (дома).

7.5. Каким должно быть обязательное ежедневное молитвенное правило?

– В православных молитвословах напечатаны «Молитвы утренние» и «Молитвы на сон грядущим», которые и составляют обязательное ежедневное молитвенное правило.

По совету со священником это молитвенное правило может быть увеличено. При определении объема молитвенного правила учитываются жизненные обстоятельства и духовный опыт христианина. Время и силы должны быть распределены так, чтобы их хватало и на молитву, и на прилежное выполнение домашних обязанностей. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим.5:8).

7.6. Каким чтением можно заменить утреннее и вечернее правила?

– Утренние и вечерние молитвы потому и называются правилом, что не могут быть заменены никаким иным чтением. Для начинающих церковную жизнь и немощных в православных молитвословах имеются сокращенные варианты утренних и вечерних молитвенных правил. Сокращение или увеличение молитвенного правила надо согласовывать с духовником.

7.7. О чем можно просить Бога?

– Просить следует о прощении грехов, об очищении от страстей, о примирении враждующих, об исцелении, о духовных дарованиях (о даре молитвы, терпения, смирения, покаяния), о спасении души.

В молитве искать благ не земных, а небесных. Господу лучше ведомо то, что человеку полезно. Поэтому молиться хорошо так: «Предаю, Господи, себя, детей своих и всех родных в Твою святую волю». Перед началом всякого дела хорошо попросить помощи Божией словами «Господи, благослови!» Во время совершения дела – «Господи, помоги!», а совершив его – «Господи, слава Тебе!»

7.8. Как представлять себе того, кому молишься?

– Молясь Богу, не надо воображать Его никак, а только веровать, что Он близко и все видит и слышит. Святые отцы категорически запрещают что-либо или кого-либо представлять во время молитвы, так как от этого можно впасть в болезненное духовное состояние, называемое прелестью.

7.9. Почему Бог исполняет не все просьбы?

– Господь выполняет просьбы, если они идут от сердца и на пользу душе. Он никогда не допустит, чтобы исполнилось злое пожелание. А если происходит что-то злое, то это не от Бога, а по Его попущению для пользы человека, которой он иногда не видит. Молитва должна соединяться с постом, , добрыми делами.

Не все, что человек просит у Бога, полезно для него, а все, что Бог посылает (даже и тяжкие испытания) душеполезно. Есть Промысл Божий о каждом человеке, но поступки и желания людей не всегда сходятся с ним, вот почему и кажется, что Господь не выполняет то, о чем просили, будто бы не слышит. Человек должен понимать, что все посылаемое Богом направлено к его пользе и спасению души, хоть порой и кажется это жестоким. Таков закон жизни, установленный, опять же, не человеком, а Творцом всего сущего, то есть закон Божественный, понимание которого зачастую не подвластно человеческому ограниченному разуму.

7.10. Что важно в молитве и поклонах?

– Надо помнить, что не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Молитва должна быть мирной, прежде молитвы нужно примириться с ближними. Надо иметь покаянное чувство, сознавать свое недостоинство и вину перед Богом. Молитву надо совершать с усердием, со вниманием, в тишине и спокойствии, вникая в слова молитвы, отгонять злые помыслы и устремлять ум к Богу.

7.11. Как следует молиться о воинах?

– О покровительстве православных воинов и армии молятся святому благоверному великому князю Александру Невскому, великомученику Георгию Победоносцу, мученику Иоанну-воину, преподобному Сергию Радонежскому. Молитвы этим святым можно найти в православных молитвословах и сборниках акафистов.

7.12. Чем отличается молебен от панихиды?

– На молебнах поминают и молятся о живых, а на панихидах – о усопших.

7.13. Что такое молебен?

– После Литургии обычно служится молебен – особое богослужение, за которым просят Господа, Богородицу и святых о ниспослании милости или благодарят за получение благ. Молебен может быть благодарственный, о болящих, о путешествующих и заказать его можно Спасителю, Божией Матери, святым. Можно заказать водосвятный молебен – в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим.

7.14. Какие бывают молебны?

– Наиболее распространены общие молебны – просьбы о помощи к Господу, к Божией Матери и святым, молебны об исцелении недугов, о помощи в путешествии, в созидании добрых дел, благодарственные. Со служением молебнов может быть соединено чтение акафистов – умилительных песнопений Господу, Богородице или святым угодникам Божиим.

Молебнами также являются чины освящения икон и других святынь, а также квартир, автомобилей, полей и пр. Особым видом молебнов является водосвятие. Водосвятие бывает великое (на праздник Крещения Господня) или малое, которое может служиться в любых условиях и в любое время по просьбе верующих.

7.15. Что такое панихида?

– Панихидой называется особое богослужение, состоящее из молитв о прощении грехов и упокоении в Царствии Небесном душ усопших православных христиан. Панихида служится перед кануном. Около кануна на особом столе можно оставить приношение в память об усопших близких.

7.16. Что такое ектения?

– Ектения слово греческое и означает: «прилежное моление». Ектения – молитва совершенно особого характера. Она рассчитана на возможно меньшее утомление внимания, на постоянное возбуждение его. Ввиду этого цельная молитва делится на ряд кратких отрывочных прошений, которые прерываются пением еще более кратких молитвенных восклицаний: «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Название ектении усвоено этого рода молитвам потому, что они являются особенно усердными молитвами, возносимыми от всех верующих. Во время после чтения Евангелия совершаются ектении, на которых читаются заказные записки о здравии и о упокоении. Каждая ектения оканчивается возгласом священника, прославляющим Пресвятую Троицу.

7.17. Зачем идти на молитву в храм, если Бог в душе и можно молиться Ему и дома?

– Бог, действительно, всегда рядом («Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20)) и молиться Ему можно в любом месте. Однако уже много тысячелетий люди посещают храмы – места особого присутствия Божия. Сам Бог так заповедал: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них; все сделайте, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте» (Исх.25:8,9). В храме совершается общая молитва, для которой люди должны собираться вместе по примеру апостолов: «И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк.24:53).

Кто говорит, что он может помолиться и дома, обычно дома не молится. А если он не обращается к Богу, то о какой вере, а значит, и о присутствии в его душе Божества, может идти речь? Вера предполагает, что человек не надеется сам на себя, он не самодостаточен, а зависит от Бога, воле Которого должен следовать. Человек не может быть полностью автономным и независимым, особенно когда это касается такого ответственного вопроса, как спасение души. Если христианин не ходит в храм, то есть опасность, что он лишится подлинного общения с Богом, которому надо приобщаться и учиться там, где богообщение реально совершается, то есть в храме.

Только в храме совершаются Таинства, только в храме каждый день Христос зовет всех, предлагая Тело и Кровь Свою. И кто же отказывается от Святых Таин? «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф.12:30).

Быть христианином и не ходить в храм, значит, сознательно отстраняться от того, что даровал Христос – очищения от грехов в покаянии, единения с Ним в Евхаристии, исцеления от болезней в , благодатного общения со святыми и многих духовных даров, которые люди обретают лишь в храме.

Христианская вера предполагает соответствующую жизнь, а жизнь проявляется в конкретных формах. Христианин спасается лишь в единстве с Церковью.

– Хорошо знать на память «Символ веры» и основные молитвы: «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся…» Нет такого церковного правила, чтобы заучивать молитвы наизусть. Если ежедневно исполнять утреннее и вечернее молитвенные правила, то они будут запоминаться сами собой. Главное – читать молитвы благоговейно, внимательно, с покаянным чувством.

7.19. Можно ли молиться совсем без молитвослова и Псалтири своими словами?

– К Богу, конечно, можно обращаться и своими словами, но вопрос в том, найдет ли человек такие слова, чтобы Бог его услышал? Не будет ли он просить у Бога того, что вовсе не полезно для спасения души? Скорее всего так и получится: ему ведь хочется, прежде всего, земных благ, успехов в этой жизни, здоровья телесного. Это все не вредно, но должно стоять на втором плане, на первом же – то, что способствует духовному росту, очищению и спасению души. Вот для чего и даны нам молитвы, слова которых по внушению Святого Духа составлены святыми. Это некие образцы прошений, то, что нужно просить у Бога, чтобы быть услышанными и получить желаемое, если это желаемое соответствует Божьему Промыслу.

Так что, прежде чем молиться своими словами, надо научиться правильно обращаться к Богу, просить полезное для спасения души, а не тела, – именно для этого и существуют молитвы святых – образцы возношения ума и сердца к Богу.

Практическое руководство по приходскому консультированию. Санкт-Петербург 2009 год.

Сугубая Ектения

Диакон, отдав священнику св. Евангелие:

Д. Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.

Л. Господи, помилуй.

Д. Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Л. Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Л. Господи, помилуй (трижды).

Д. Еще молимся о Святейших Патриарсех Православных, и о Господине нашем Митрополите (или Архиепископе, или Епископе,) нашем (имя), и всей во Христе братии нашей.

Л. Господи, помилуй (трижды).

Из книги Толковый Типикон. Часть II автора Скабалланович Михаил

ВЕЛИКАЯ ЕКТЕНИЯ Ектения Хвалебная песнь Богу, какую представляет из себя 103 псалом, не только сопровождается и восполняется тайными молитвами священника, но и сменяется молитвою всех верующих. Такой молитвою является следующая за предначинательным псалмом ектения.

Из книги О поминовении усопших по уставу православной церкви автора Епископ Афанасий (Сахаров)

Ектения Хвалебная песнь Богу, какую представляет из себя 103 псалом, не только сопровождается и восполняется тайными молитвами священника, но и сменяется молитвою всех верующих. Такой молитвою является следующая за предначинательным псалмом ектения. Ектения - молитва

Из книги Божественная Литургия: Объяснение смысла, значения, содержания автора Уминский Протоиерей Алексей

СУГУБАЯ ЕКТЕНИЯ Ее содержание Начинается эта часть вечерни (как и утрени) с одного из самых усердных, какие знает устав, молений, называемого в просторечии сугубой ектенией , а в богослужебных книгах «прилежным молением» (??????? ??????) . Вознесенные до сих пор короткие

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

Сугубая ектения на вечерне На вечерне сугубая ектения, надо полагать, была большей частью такого же состава, как на литургии. Это видно из того уже, что многие ркп. не дают в чине вечерни текста ее; где же он дается, там совпадает с литургийным текстом сугубой ектении той же

Из книги автора

ПРОСИТЕЛЬНАЯ ЕКТЕНИЯ Восполнением молитвы «Сподоби Господи» служит следующая ектения, где прошения этой молитвы и распространяются, и усиливаются тем, что возносятся чрез священнослужителей. Эта ектения называется в просторечии «просительною», а в богослужебных

Из книги автора

Ектения по 9 песни 9-ю песнью заканчивается 3-й и последний отдел канона, который имеет заключение, подобное предыдущим двум отделам, т. е. прежде всего малую ектению. Ее возглас: «Яко Тя хвалят вся Силы Небесныя», с одной стороны, по окончании длинного гимна, какой

Из книги автора

Сугубая ектения на утрене Конец утрени имеет такой же состав, как и вечерни, но это вполне только на будничной утрене по сравнению с такой же вечерней. Конец же праздничной, следовательно и воскресной, утрени отличается от конца такой же вечерни тем, что ектения сугубая и

Из книги автора

ЗАУПОКОЙНАЯ СУГУБАЯ ЕКТЕНИЯ За тропарями Со духи праведных следует заупокойная сугубая ектения. От обычных малых заупокойных ектений она отличается первым прошением и тем, что к каждому прошению Господи помилуй припевается по трижды. Но в то время, как на малых ектениях

Из книги автора

Сугубая ектенья После чтения Евангелия звучит Сугубая ектенья. Литургия оглашенных завершается и начинается новый этап литургического восхождения. Сугубая ектенья входит в состав каждой службы. По прошениям она схожа с Мирной, которой обычно богослужение начинается.В

Из книги автора

Великая Ектения Д. Миром Господу помолимся.Л. Господи, помилуй.Д О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.Л. Господи, помилуй.Д О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся.Л. Господи, помилуй.Д. О святем храме сем, и

Из книги автора

Малая Ектения Д. Паки и паки миром Господу помолимся.Л. Господи, помилуй.Д Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Л. Господи, помилуй.Д. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми

Из книги автора

Малая Ектения Д Паки и паки…

Из книги автора

Сугубая Ектения Диакон, отдав священнику св. Евангелие:Д. Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.Л. Господи, помилуй.Д. Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.Л. Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и

Из книги автора

Ектения о усопших Д Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.Л. Господи, помилуй (трижды).Д. Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имя), и о еже простится им всякому прегрешению, вольному же и невольному.Л. Господи, помилуй (трижды).Д.

Из книги автора

Просительная Ектения Д. Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся.Л. Господи, помилуй.Д. О принесенных и освященных честных дарех Господу помолимся.Л. Господи, помилуй.Д. Яко да человеколюбец Бог наш, приемь я во святый и пренебесный и мысленный Свой

Из книги автора

Ектения сугубая Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей (см. стр. 36)И ектения просительная:Д. Исполним утреннюю молитву нашу Господеви.Л. Господи, помилуй.Д Заступи, спаси (см. стр. 41).Возглас: Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси…Св. Мир всем.Л. И духови Твоему.Д

один из видов молитвословий во время церковного богослужения. Состоит из ряда прошений (призывов к молитве различного содержания), возглашаемых диаконом или иным священнослужителем, и ответных аккламаций народа на каждое прошение; наиболее часто используемая в Е. и известная аккламация - «Господи, помилуй» . В конце Е. предстоятель (епископ или священник) произносит возглас (как правило, но не обязательно заключающий читаемую во время Е. молитву).

Терминология

Для обозначения Е. в греч. литургической терминологии используются слова συναπτή (сборные [прошения]), αἰτήσεις (прошения - как правило, для обозначения Е., в к-рой аккламацией народа служат слова Παράσχου, Κύριε ()) и нек-рые др. Термин ἐκτενὴς [ἱκεσία] (сугубое, протяженное [моление]), от к-рого и образовано рус. слово «Е.», в греч. традиции обозначает не любую Е., а лишь сугубую, после прошений к-рой «Господи, помилуй» поется многократно. Наиболее общий термин для обозначения всех видов Е. в греч. традиции - διακονικά (диаконские [возглашения]); в древнерус. традиции был известен эквивалент этого термина - к-рый в совр. рус. практике не употребляется. Существуют и др. греч. термины для обозначения Е. (напр., мирная Е. в ряде визант. памятников обозначена как εὐχὴ τοῦ τρισαγίου, букв.- молитва Трисвятого; и т. д.).

Происхождение

Древнейшие тексты Е. зафиксированы в описаниях Божественной литургии , вечерни и утрени , содержащихся в VIII кн. «Апостольских постановлений» (ок. 380), а также в «Завещании Господа нашего Иисуса Христа» (V в.) (рус. перевод см.: Скабалланович. С. 86-91) и (фрагментарно) в творениях свт. Иоанна Златоуста . М. Н. Скабалланович выдвинул предположение о происхождении мирной Е. из поминовений в составе анафоры евхаристической литургии, т. е. из intercessio (Там же. С. 78-79). Более вероятно, однако, что Е. и intercessio развивались параллельно, и ядро Е. существовало в чине литургии уже во II в.- с ним можно отождествить моления, произносимые всеми верными вместе (противопоставляемые молитве одного предстоятеля от лица всех, т. е. анафоре) в начале литургии верных (Iust. Martyr. I Apol. 65-67; Х. Матеос указывал также на вербальное сходство нек-рых выражений мч. Иустина Философа и прошений известных по позднейшим источникам Е.- см.: Mateos. Célébration. P. 165-166). К Е., открывавшей литургию верных (предположительно - уже со II в., достоверно - c IV в.), восходят совр. мирная и просительная Е. правосл. богослужения. Эта Е. в IV в. (а возможно, и ранее) читалась коленопреклонно (см.: Ibid. P. 163-165; именно к этой практике относятся канонические правила Петр. Ал. 15, I Всел. 20, Васил. 91, Трул. 90, запрещающие коленопреклонное моление в воскресные дни и в период Пятидесятницы), но со временем коленопреклонение во время Е. было оставлено (возможно, по причине распадения Е. в начале литургии верных на части и увеличения общего числа Е.); следом древней практики коленопреклонного чтения Е. в позднейшей традиции являются 3 особые Е. во время вечерни в день Пятидесятницы и коленопреклонные Е. и молитва в чине освящения храма . Малые Е., по предположению Матеоса, являются расширением краткого возгласа «Господу помолимся», предварявшего отдельные молитвы священника (Mateos. Célébration. P. 31-33), и их прошения лишь постепенно были уподоблены прошениям мирной Е.

Сугубая Е. визант. богослужения несомненно происходит из практики стационального богослужения - она возглашалась во время молитвенных шествий по городу (с этой т. зр. к сугубой Е. близки диаконские прошения, возглашаемые во время литии на всенощном бдении). Ок. VIII в. сугубая Е. была включена в состав к-польского чина Божественной литургии, встав на место исчезнувшей к этому времени проповеди после Евангелия (см.: Ibid. P. 148-156). В рукописях и первопечатных изданиях тексты Е. не вполне стабильны и могут различаться как составом прошений, так и текстами отдельных прошений. В печатных изданиях богослужебных книг Нового и Новейшего времени тексты Е. чаще имеют постоянный состав, хотя в различных изданиях также возможны разночтения (изменения могли быть в т. ч. вызваны, как, напр., в России, гос. потрясениями).

В современном православном богослужении

Е. используются очень широко и входят в состав всех служб суточного круга богослужения (кроме часов и изобразительных), чина Божественной литургии и мн. чинопоследований Евхология (Требника). Существует 4 основных вида Е.: мирная, малая, просительная и сугубая. Все эти виды Е. присутствуют в чинопоследованиях вечерни, утрени и Божественной литургии.

Мирная Е. открывает службу: на вечерне она читается после предначинательного псалма , на утрене - после шестопсалмия , на литургии - сразу после начального возгласа, т. е. в начале литургии оглашенных (некогда мирная Е., однако, открывала литургию верных, т. е. возглашалась уже по окончании литургии оглашенных; напоминанием об этой практике являются Е. особого состава во время молитв верных до великого входа и просительная Е. после него, но впосл. мирная Е. была перемещена в начало службы и стала читаться перед Трисвятым (с IX по XII в.), а затем - и на своем совр. месте (начиная уже с XI в. и окончательно - с XIII в.); см.: Ibid. P. 29-30).

Малые Е. читаются на вечерне и утрене после кафизм (в нек-рых случаях эти Е. отменяются; на утрене малые Е. возглашаются также после 3, 6 и 9-й песней канона (в 1-й день Пасхи - после каждой песни канона)), а на литургии - после 1-го и 2-го антифонов .

Просительная Е. (содержание к-рой указывает на завершение моления - см.: Ibid. P. 158; Taft. Great Entrance. P. 318-322) предваряет заключительную часть вечерни и утрени и следует за «Сподоби, Господи» (к-рое на вечерне представляет собой самостоятельный текст, а на утрене входит в состав великого славословия). На литургии просительные Е., принимающие в свой состав дополнительные прошения, читаются после великого входа и после анафоры.

Сугубая Е. в чине вечерни и утрени служит знаком статуса праздничности службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова): в чинах великой вечерни, славословной и полиелейной утрени сугубая Е. предваряет просительную (на утрене - непосредственно примыкая к ней, а на вечерне - помещаясь до «Сподоби, Господи», причем в этом случае сугубая Е. вечерни приобретает 2 дополнительных прошения в начале: и на утрене эти 2 прошения присоединяются к сугубой Е. лишь раз в году - в Великую субботу); на вседневном богослужении с «Бог Господь» сугубая Е. помещается в самом конце вечерни и утрени, перед возгласами и отпустом; на службе с пением «Аллилуия» и земными поклонами сугубая Е. вечерни и утрени отменяется. На литургии сугубая Е. читается после Евангелия и всегда начинается с прошения (таким же образом сугубая Е. читается не только на полной литургии, но и на литургии Преждеосвященных Даров, даже если на ней нет Евангелия - в этом случае сугубая Е. читается после паремий, «Да исправится молитва моя» и поклонов). Подробнее см. статьи Малая ектения , Мирная ектения , Просительная ектения , Сугубая ектения .

Кроме 4 основных видов Е. существуют и иные, напр. благодарственная Е. на литургии после причащения; сокращенная сугубая Е. (читается на утрене в конце двупсалмия, на малой вечерне, на т. н. полунощнице в ночь 1-го дня Пасхи; устав называет эту Е. «малая ектения», т. е. «малая сугубая»); Е., читаемая священником в конце повечерия и полунощницы; мирные Е. при водоосвящениях ; сокращенная мирная Е., читаемая тайно в алтаре при хиротониях ; заупокойные мирная, малая и сугубая Е. при различных поминовениях усопших и т. д. В церковной практике хорошо известны различные дополнительные прошения о тех или иных нуждах (эти прошения выписаны в Требнике и Служебнике, а также составляются заново при необходимости), включаемые в мирную и особенно сугубую Е.

Во время произнесения Е. диакон стоит на амвоне, воздевая правой рукой орарь (если Е. читается священником, она произносится без воздеяния рук). Е. в 1-й день Пасхи и во всю Светлую седмицу произносятся диаконом со свечой в руках. Заупокойные Е., а также Е. при водоосвящениях принято произносить, сопровождая провозглашение прошений каждением . В совр. рус. практике обычно на каждое прошение Е. совершаются крестное знамение и поясной поклон, но в древнерус. традиции этот обычай не был известен. В совр. греч. практике диакон и народ совершают крестное знамение и поясной поклон лишь в самом конце Е., но не во время их прошений; в практике старообрядцев крестное знамение также совершается лишь на заключительный возглас Е. (однако после начального прошения сугубой Е. у старообрядцев принято делать 3 земных поклона; можно также отметить, что в визант. традиции чтение сугубой Е. сопровождалось воздеянием рук всего народа). Аккламации на Е.- «Господи, помилуй» и проч.,- к-рые в древней Церкви произносились всем народом, в совр. традиции поет хор (при этом в греч. практике мн. Е. могут исполняться не хором, а с интонированием аккламаций на Е. одним певцом или чтецом). В XVII в. редакторы принятого ныне в РПЦ Типикона предприняли попытку возродить древний обычай возглашения аккламаций на Е. всем народом, включив в состав Типикона полемическую статью под названием (см. 49-ю гл.: Типикон. [Т. 2.] Л. 418 об.- 422. С. 844-851; вопрос об аккламациях на Е. рассмотрен в заключительной части статьи: Там же. С. 849-851), но эта попытка осталась без внимания.

Лит.: Goar. Euchologion; Никольский. Устав; Скабалланович. Типикон. Ч. 2. С. 75-103, 106-107, 143-155, 158-163; Mateos. Célébration. P. 27-33, 148-173.

Диак. Михаил Желтов

Е. в певческой традиции

Русская монодия

В древнерус. певч. Обиходах ответы на прошения в Е. появляются с сер. XVI в. Нередко в записи зафиксирован только текст, без нотации. В списках Иерусалимского устава чаще можно встретить указания «глаголати» Е., однако в Уставе ГИМ. Син. № 335 есть следующая ремарка в конце всенощного бдения: «...и поем на болшей стране велегласно Господи помилуй трижды»: Л. 23. О певч. исполнении строк Е. уже в XV в. свидетельствует также указание Новгородской IV летописи: «В лето 6984... некоторыи философове начаша пети «Господи, помилуй», а друзеи - «Осподи, помилуй»» (ПСРЛ. Т. 4. C. 130). В старообрядческом поморском уставе (Устав обители святаго Богоявления на Выгу реце. Саратов, 1911. Л. 6 об., 11) для Е. часто применяется глагол «пети». Возможно, в богослужебной практике ответы Е. исполнялись и т. н. читком, и к.-л. простым напевом. В певч. сборниках XVII в. (Б-ка МДА. П-213 С-23. Инв. 231869; ГИМ. Син. певч. № 1191; Син. № 819 и др.) в составе всенощного бдения нотированы обычно Е. великая, сугубая (иногда с указанием «болшая»), просительная. Строки «Господи, помилуй» всех видов Е. по мелодическому содержанию почти идентичны (2-ступенные последования в силлабическом стиле), но различаются по ритмическому оформлению. Нотированная строка «Тебе, Господи» отличается более развитой мелодикой и имеет неск. вариантов различной протяженности в зависимости от вида Е. В подобном мелизматическом стиле распеты строки «Господи, помилуй» и «Аминь» на сугубой Е.

Е. литургии фиксировались с появлением полного нотированного чинопоследования литургии, т. е. с сер. XVI в. (РГБ. Ф. 113. № 240, сер. XVI в.; РНБ. Кир.-Бел. № 652/909, 1558 г.; № 569/826, 50-60-е гг. ХVI в.) (Макаровская. 1999. С. 28; Она же. 2001. С. 417). На основе исследования более 200 рукописных источников, из к-рых более 140 относятся к XVI-XVII вв., были сделаны выводы о наличии стабильных циклов строк Е. 1-й цикл - великая Е. и 2 малые Е. до малого входа, запричастная Е. «Прости приимше...»: мелизматические строки «Тебе, Господи» и «Аминь»; 2-й цикл - сугубая Е. и 1-я верных: строки «Аминь»; 3-й цикл - Е. об оглашенных и просительные Е. литургии верных: мелизматические строки «Тебе, Господи» и «Аминь». Первоначально в певч. Обиходах последование литургии фиксировалось в краткой редакции, в которой могли не выписываться повторы строк Е. До посл. трети XVI в. в рукописях преобладает нотация, изобилующая тайнозамкненными начертаниями с нестабильной графикой. С посл. трети XVI в. песнопения Обихода, в т. ч. Е. литургии, начинают фиксироваться дробным знаменем (Игошев. 1997. С. 6-7).

Постепенно состав песнопений литургии расширяется до появления полной редакции в 1-й пол. XVII в., к-рая к середине века становится наиболее распространенной (РНБ. Q 1. № 1408; Кир.-Бел. № 681/938, 1605 г.; РГБ. Ф. 272. № 322, 1-я пол. XVII в.; Ф. 228. № 36, 1-я пол. XVII в.; Ф. 37. № 138, 1613-1645 гг. и др.). Данные циклы Е. могли иметь варианты в нотации: во-первых, по-прежнему в разных списках могли не нотироваться нек-рые из повторяющихся строк, а во-вторых, графика строк могла иметь вариантные отличия. Раздельноречные источники сер. XVII в., в к-рых проставлены степенные пометы выговскими певчими (РГБ. Ф. 354. № 144; ГА Тверской обл. Ф. 1409. Оп. 1. № 1044), дают возможность прочитать циклы строк в рукописях с периода фиксации дробным знаменем (ГИМ. Единоверч. № 37, 3-я четв. XVI в.; Епарх. певч. № 110; Син. певч. № 1148; Щук. № 622, посл. четв. XVI в.) и выявить наличие циклов вариантной повторности в чинопоследовании.

С сер. XVII в. строки Е. литургии унифицируются по графике и в таком виде закрепляются в старообрядческих рукописях ветковской, а затем и гуслицкой традиций XVIII-XX вв. Дореформенная нотация Е. литургии более соответствует практике многогласия (связующие знаки между строками и т. д.). Почти совсем не встречается самостоятельный конечный знак «крыж», вместо него на концах строк часто присутствуют связующие знаки: «переводка», «голубчик», «два в челну». С переходом на единогласие за неск. десятилетий со 2-й пол. XVII в. до нач. XVIII в. произошли естественные изменения не только в нотации (появились «крыжи», исчезли связующие знаки), но и в протяженности напева. Так, значительно сократились строки «Тебе, Господи» в малых Е., наполовину сокращена строка «Тебе, Господи» в просительных Е. литургии верных, уже не образующих точной повторности с Е. об оглашенных. Также в старообрядческой практике с XVIII в. до наст. времени «Аминь» Е. об оглашенных не соответствует «Аминь» 1-й просительной Е., но совпадает с «Аминь» сугубой Е. и 1-й Е. верных (см. разные списки Обедницы).

В старообрядческих печатных Обиходах, как в беспоповском (М., 1911), так и в поповском (К., 1909), нотированные строки Е. в составе всенощного бдения отсутствуют. Мелизматический вариант «Господи, помилуй» с указанием «демеством» присутствует в Е. об оглашенных в «Обеднице знаменнаго и демественнаго роспева» (поповского согласия) (М., 1909. Л. 23 об.). Иной мелодический вариант в силлабическом стиле помещен для сугубой Е. на литургии Преждеосвященных Даров (после прокимна «Да ся исправит», до него иногда помещались обычные мелодические строки Е.) (Там же. Л. 61-62 об.). В разделе песнопений демественной литургии также распеты строки Е. (Там же. Л. 75 об.- 76).

В синодальных Обиходах (1772, 1833, 1860, 1892) опубликованы мелодические строки великой, сугубой и просительной Е. знаменного, сокращенного знаменного, киевского распевов.

В «Обиходе церковных песнопений древняго роспева Соловецкого монастыря» (М., 2004р. С. 73, 106, 133, 161, 163) для вечерни, утрени, литургии и литургии Преждеосвященных Даров нотированы великая, сугубая и просительная Е., типологически идентичные Е. знаменного распева. В Супрасльском Ирмологионе зафиксированы Е. ранней киевской певч. традиции (БАН Литвы. F. 19.116. Fol. 18-119 об., 1638-1639 гг.).

В русской многоголосной традиции

известны гармонизации традиц. распевов, в т. ч. авторские, а также самостоятельные сочинения, авторские или местные (анонимные). В соловецком Обиходе (М., 2004р. С. 18) великая Е., помещенная в разделе для всенощного бдения, представляет собой 2-голосное тонально-гармоническое последование. Для великой Е. созданы гармонизации т. н. обычного напева (вероятно, восходящего к знаменному распеву), более развитого мелодически киевского (Обиход нотный Киево-Печерской Лавры: Всенощное бдение. М., 2001. С. 7-8), сокращенного киевского, а также оригинальные композиции Н. Н. Толстякова , С. В. Смоленского , иером. Нафанаила (Бачкало) , Н. Н. Кедрова (отца), Н. Н. Кедрова (сына), М. Е. Ковалевского и напевы, получившие название, вероятно, по месту происхождения: Е. «виленская», «полтавская», «оренбургская» и др. Среди напевов сугубой Е. следует отметить авторские гармонизации А. А. Архангельского , Кедрова (отца), П. Г. Чеснокова , А. Т. Гречанинова и многочисленные местные напевы, такие как Е. «буковинская», «одесская», «георгиевская», «софрониевская», «могилёвская», «пюхтицкая», «московская», напева Троице-Сергиевой лавры и др. Просительная Е. имеет неск. гармонизаций традиц. распевов: «обычного», знаменного, киевского, Киево-Печерской лавры, а также существуют особые варианты, напр. Е. «уральская», Оптиной пуст., «грузинская», «виленская» и др. (различные распевы Е. см. в сб.: Обиход церковного пения. М., 1997. С. 9-11, 16-17, 52, 75, 111, 140, 160, 167, 211, 225-226, 272; Нотный сборник православного русского церковного пения. Лондон, 1962. Т. 1: Божественная литургия. С. 1-3, 61-72; Песнопения Божественной литургии. Золотоноша, 2000. С. 1-8, 13, 109-125, 172-182; Благослови, душе моя, Господа: (Песнопения всенощного бдения). М., 1995. С. 28-30, 68-73, 84 и др. (см. указ.: Свод напевов. С. 410-414)). В совр. практике распространена Е. в виде 2-ступенного мелодического последования.

В греческой богослужебной практике

строки Е. чаще произносятся одним или неск. псалтами. В певч. рукописях нотированных строк Е. не обнаружено: возможно, строки Е. читались. Это предположение подтверждается сведениями иером. Арсения (Суханова) о богослужебной практике XVII в.: «Зде отнюдь ни в коем месте не слыхали есмы, чтоб пели «Господи, помилуй» и на прочих ектениях, но везде говором говорят лики и вси предстоящии» (Проскинитарий Арсения Суханова, 1649-1653 гг. / Ред.: Н. И. Ивановский. СПб., 1889. С. 256. (ППС; Т. 7. Вып. 13)). В наст. время обычно пропеваются и нотируются в певч. книгах Е. на вечерне на литии (Ταμεῖον ῾Ανθολογίας. Κωνσταντινούπολις, 1869. Τ. 1. Σ. 224-225) и на литургии великая Е., сугубая Е. после чтения Евангелия, иногда просительная Е. после великого входа. Сугубая Е. распета мн. мелургами на разные гласы: хартофилаксом Хурмузием , протопсалтом Григорием , Феодором Папапарасху Фокейским (Ταμεῖον ῾Ανθολογίας. Κωνσταντινούπολις, 1869. Τ. 3. Σ. 26-33), протопсалтом Николаем (Смирнским?) (на 1-й, 3-й, 1-й плагальный, 2-й плагальный, βαρύς, 4-й плагальный гласы) (Μουσικός θησαυρός τῆς λειτουργίας. ῞Αγιον ῎Ορος, 1931. Σ. 97-106). В литургии мон. Нектария среди распетых строк великой Е. на 4-й плагальный глас нотирован также возглас священника «Паки и паки миром Господу помолимся» (см.: Ibid. Σ. 12-13).

В болг. «Псалтикийной литургии» (Учебник за духовните семинарии / Съст. М. Тодоров. София, 19923) нотированные Е. имеют оригинальный напев (отличающийся от греч. традиции, согласно к-рой распеты все др. песнопения).

Лит.: Посошенко А. Литургия Иоанна Златоуста: Дипл. работа / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1984. Ркп.; Игошев Л. А. Очерки по истории рус. муз. культуры XVII в. М., 1997; Макаровская М. В. Циклы мелодических строк в песнопениях литургии знаменного распева // Историко-теоретические проблемы музыкознания. М., 1999. С. 24-49. (Сб. тр. РАМ им. Гнесиных; Вып. 156); она же. Структура певч. ряда в литургии знаменного распева // ЕжБК. 2001. С. 416-421; Успенский Н. Д. Православная вечерня: Чин всенощного бдения (ἡ ἀγρυπνία) на Правосл. Востоке и в Рус. Церкви. М., 2004. С. 299-300.

М. А. Макаровская, И. В. С.