Латвия церковь. Православные храмы латвии. Отрывок, характеризующий Латвийская православная церковь

Ла́твия (латыш. Latvija ), официальное название - Латви́йская Респу́блика (латыш. Latvijas Republika ) - государство в Северной Европе. Население по оценочным данным на 1 мая 2015 года составляет 1 980 700 человек.

Крупнейшие города

  • Даугавпилс
  • Вентспилс
  • Лиепая
  • Елгава
  • Юрмала

Православие в Латвии

Православие в Латвии - одна из трёх крупнейших религиозных конфессий Латвии наряду с католицизмом и лютеранством, к каждой из которых причисляет себя около трети жителей страны.

В современной Латвии православие главным образом исповедует русскоязычное население страны, хотя в стране много православных латышей.

История

Православие пришло на земли современной Латвии с территории Псковской и Новгородской Руси, проникнув в страну с востока и юга в XI веке. Примечателен тот факт, что православие явилось исторически первой формой христианского вероисповедания на землях Латвии и в Прибалтике в целом. После 1201 года, во время усиление влияния крестоносцев (меченосцы) и немецких баронов, большинство латышей на западе и севере страны приняло католичество, затем перешло в лютеранство(одна из ветвей протестантизма). На востоке страны (область Латгалия), вошедшем в состав Речи Посполитой, распространилось католичество. Его исповедуют в основном латгальцы и латвийские поляки. В некоторых латгальских общинах сохранялось и православие.

Возрождение православной традиции в латвийских землях началось после присоединения Прибалтики к Российской империи в XVIII веке.

Середина XIX века ознаменовалась массовым переходом латышей в православие. Крестьяне - латыши и эстонцы, эксплуатируемые помещиками-немцами, потомками ливонских рыцарей, находились в бедности и унижении. Ф. М. Достоевский характеризовал положение латышей-крестьян как значительно худшее, чем положение негров рабов на американских плантациях. Лютеранская господствующая церковь была в полной зависимости от господ-помещиков. В неурожайный, голодный 1841 год, 9 июня, группа крестьян, ища защиты и справедливости, обратилась к епископу Иринарху (Попову), первому рижскому викарию Псковской епархии за помощью. Последний дал им милостыню и посочувствовал, выразив милосердие. Сочувствие епископа Иринарха к бедам латышского населения привело к тому, что уже в июле со всей Лифляндии крестьяне подали епископу Иринарху около 30 прошений о защите и переводе в Православие от нескольких тысяч крестьян. Подобные действия вызвали крайнее недовольство в среде помещиков-немцев и лютеранских пасторов, стремившихся удержать латышей. Генерал губернатор Матвей Пален при поддержке шефа жандармов лифляндского немца Бенкендорфа добивается от императора Николая I 12 октября 1841 года удаления епископа Иринарха под негласный арест в Псково-Печерский монастырь якобы «для предотвращения крестьянских волнений».

По данным на 1850 год, православие исповедовала примерно восьмая часть латышей и эстонцев Прибалтики. Помимо этого, на востоке страны появилась и старообрядческая община русских поселенцев.

Латвийская Православная Церковь

Латви́йская Правосла́вная Це́рковь (латыш. Latvijas Pareizticīgā Baznīca ) - самоуправляемая Церковь в составе Московского Патриархата в Латвии.

История

В 1836 году было учреждено Рижское викариатство Псковской епархии, которое 1 марта 1850 года было выделено в самостоятельную Рижскую епархию, учреждённую 1 июля того же года. Епархиальному архиерею присваивался титул «Рижский и Митавский», каковым стал епископ Платон (Городецкий).

В связи с распадом Российской империи и переводом на Рязанскую кафедру архиепископа Иоанна (Смирнова) Рижская епархия четыре года оставалась без правящего архиерея. Латвийские власти не разрешали въезд в Латвию ни митрополиту Серафиму (Чичагову), ни архиепископу Геннадию (Туберозову), которых Патриарх Тихон предполагал назначить на Рижскую кафедру. В 1918 - нач. 1919 гг. Рижской епархией временно управлял викарный епископ Ревельский Платон (Кульбуш). Лишь после того, как на Рижскую кафедру предложено было перевести из Пензенской епархии архиепископа Иоанна (Поммера), латыша по-национальности, вопрос о возглавлении Рижской епархии был улажен с латвийскими властями. В поисках компромисса с правительством Латвии архиепископ Иоанн (Поммер) ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Тихоном о даровании его епархии самостоятельности в делах внутреннего управления. 21 июня 1921 г. Патриарх Московский Тихон, Священный Синод и Высщий Церковный Совет признали внутреннюю самостоятельность Латвийской Православной Церкви. В 1925 г. архиепископ Иоанн (Поммер) был избран в республиканский Сейм, где отстаивал равноправие Латвийской Православной Церкви с другими религиозными деноминациями Латвии. В 1926 г. возобновила свою деятельность Рижская духовная семинария. В ночь с 11 на 12 октября 1934 г. архиепископ Иоанн был заживо сожжен в своей пригородной даче. Следствие об убийстве архиепископа Иоанна не дало результатов: в убийстве подозревались как спецлужбы Латвии, так и агенты из Советского Союза.

Вскоре после гибели архиепископа Рижского Иоанна (Поммера), в 1936 году руководство Латвийской Церкви заявило о переходе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, против чего возражали часть священнослужителей и большинство мирян; переход не был признан Московским Патриархатом и большинством других Поместных Православных Церквей. 29 марта 1936 года митрополит Фиатирский Герман (Стринопулос) возглавил хиротонию во епископа бывшего гарнизонного священника из Даугавпилса Августина (Петерсона) с возведением его в сан митрополита Рижского и всей Латвии. В 1938 года была открыта новая кафедра - Даугавпилсская. На нее был хиротонисан архимандрит Александр (Витоль).

В 1940 году, после присоединения Латвии к СССР, предыдущие решения были отменены и Латвийская Церковь вошла в состав Русской Православной Церкви на правах епархии. Митрополит Рижский и всея Латвии Августин (Петерсон) ушел на покой. Латвийская Православная Церковь Константинопольского Патриархата с 1947 года перешла на эмигрантский режим, именуясь "Латвийской Православной Церковью в изгнании".

В 1990 году, по провозглашении государственной независимости Латвии, Священным Синодом РПЦ Латвийской Православной Церкви было предоставлено самоуправление.

В Латвийской Церкви было проведено три Собора: 1997, 2001 и 2003 годов. Внеочередной собор 2009 года.

Современное состояние

Главным (кафедральным) собором Латвийской православной церкви является Христорождественский собор в Риге.

C 1993 г. возобновила свою деятельностью Рижская духовная семинария.

Статистика: 118 приходов; 92 священнослужителя (79 священников, 13 диаконов).

Богослужения в части приходов ведутся на латышском языке.

Святыни

  • свмч. Иоанн Рижский (ХХ в.)
  • «Иверская» икона Божией Матери
  • чтимая могила архим. Тавриона (Батозского)

Интервью Митрополита Рижского и всея Латвии Александра

– Владыка, на землях нынешней Латвии Православие насчитывает около 900 лет, однако, у наших соотечественников особый интерес вызывает новейшая история Латвийской Православной Церкви Московского Патриархата, о которой в России знают очень мало. Можно ли вкратце перечислить ее основные вехи?

– Хочу подчеркнуть, что Латвийская Православная Церковь Московского Патриархата является неотъемлемой частью Русской Православной Церкви. В Латвии Православная Церковь не является первенствующей, она третья по значимости после Римо-католической и Евангелическо-лютеранской Церквей. В Латвийской Православной Церкви сегодня 117 приходов, расположенных в шести благочиниях: Рижском, Даугавпилсском, Лиепайском, Валмиерском, Резекненском и Мадонском.

До 1992 года она называлась Рижской епархией Русской Православной Церкви. После распада Союза нам пришлось нелегко, потому, что многие нити, десятилетиями связывавшие епархию с каноническим центром были разорваны.

Когда Латвия провозгласила независимость, Священноначалие, принимая во внимание наши просьбы, весьма своевременно сочло целесообразным придать епархии статус самостоятельной самоуправляемой Церкви. Такой же Томос в 1921 году был дарован святителем Патриархом Тихоном архиепископу Рижскому и всея Латвии Иоанну (Поммеру) – будущему священномученику Иоанну Рижскому.

Имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возносится за богослужениями в наших приходах – как в русскоязычных, так и в латышских. Были моменты, когда некоторые политизированные, националистически настроенные люди говорили мне: «Мы не будем молиться за вашего Патриарха». Но постепенно эти настроения менялись, ведь латвийцы видели, что наша Церковь привносит в общество умиротворение, несет всем жителям страны благо, добро и надежду. А впоследствии меня удостоили высшим орденом Латвийского государства – «Трех звезд». Отвечая на эту награду я сказал, что рассматриваю ее как высокую оценку деятельности всех православных жителей Республики.

– Как воспринимают деятельность Латвийской Православной Церкви представители «титульной нации»?

– В последние годы заметен рост интереса латышского населения к православной вере и духовной культуре. Это проявилось особенно явственно в 2004 году, когда в Латвии в течение трех дней пребывала Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Десятки тысяч человек разных национальностей и вероисповеданий день и ночь стояли под проливным дождем, ожидая возможности приложиться к великой святыне. Показательно, что святыню почтила и президент Латвии, что вызвало критику в ее адрес со стороны отдельных радикальных газет: президента обвиняли в том, что она «пошла молиться в русскую церковь».

Важным событием для нас стало и принесение в Латвию в январе 2005 года святых мощей преподобномучениц Великой Княгини Елизаветы и инокини Варвары. Это было второе посещение Елизаветой Феодоровной Латвии – первое состоялось при ее жизни в 1909 году.

Для укрепления единства Церкви огромную роль сыграла канонизация первого православного святого Латвии, латыша по национальности, архиепископа Иоанна (Поммера). Он являлся сподвижником святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Особенно известна деятельность архиепископа Иоанна в Пензенской епархии, где он вел борьбу с расколом. Затем Владыка Иоанн продолжил свое архипастырское служение в Латвии, где Православие переживало нелегкие времена. После распада Российской Империи в период 1918-1921 годов Православная Церковь в Латвии утратила многое из своей собственности. Рижский Алексеевский монастырь, где находилась резиденция архиерея, был передан католикам, целый ряд зданий заняли различные ведомства Первой Республики. Церковное имущество целиком было описано и считалось государственным. В Рижском Троице-Сергиевом женском монастыре, например, национализировали все, вплоть до обеденных ложек и постельного белья.

В этих сложнейших условиях вступил на кафедру Владыка Иоанн. Он был выдающимся архипастырем, горевший огнем веры и любви к Церкви, к народу Божию. Именно это помогало пережить трудности, встречавшиеся на пути его служения. Когда он только прибыл в Ригу и встретился с властями в качестве епископа Православной Церкви, ему ответили: «Мы такой Церкви здесь не знаем». Кафедральный собор Рождества Христова находился на грани закрытия, и тогда архипастырь поселился в сырой и полутемной комнатке в подвале собора. Молитвами и трудами Владыки Иоанна храм удалось отстоять. Для поддержки интересов православной общины архиепископ стал депутатом Сейма. Его пламенные речи и неутомимая деятельность помогли Церкви обрести полноправный статус, и она впервые была зарегистрирована в 1920 году, как Латвийская Православная Церковь.

А в 1992 году Латвийская Православная Церковь вновь прошла регистрацию в Министерстве юстиции Латвийской Республики, что подтвердило ее правопреемственность. В конце 2007 года ожидается принятие парламентом Республики Закона о Латвийской Православной Церкви. При Министерстве юстиции образована специальная комиссия, в которую входят и представители Церкви. Комиссия уже несколько месяцев занимается разработкой положений Закона, стараясь, чтобы он отражал интересы православных жителей Латвии. Для нас этот документ жизненно важен, поскольку он на долгие годы определит характер нашего бытия. Но на сегодняшний день Церкви трудно прогнозировать, каким в окончательном чтении Закон примут депутаты латвийского парламента.

– В мае по приглашению Президента Латвийской Республики Латвию посетит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Какова программа Патриаршего визита?

– Хочу подчеркнуть, что этот визит будет первым за всю историю латвийского Православия посещением Первосвятителя Русской Православной Церкви пределов нынешней Латвии. Мы очень ждем этого события, которое является поистине историческим.

Программа визита Его Святейшества рассчитана на три дня. Его пребывание в Латвии предполагает посещение Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря. Конечно, Его Святейшество посетит возрожденный кафедральный собор Рождества Христова и совершит в нем Божественную литургию. Кафедральный собор строился при императорах Александре II и Александре III, и был освящен в октябре 1884 года епископом Рижским и Митавским Донатом. Возобновление богослужений в этом величественном и удивительно красивом храме, который в советское время служил планетарием, для нас – большая радость. Запланирована также поездка Его Святейшества в Спасо-Преображенскую пустынь под Елгавой.. Исторически пустынь предназначалась для скитского жития насельниц Троице-Сергиева монастыря, однако давно переросла в самостоятельную монашескую обитель.

Убежден, что визит Святейшего Патриарха Алексия, который является не только духовным, но и признанным в мире авторитетным и уважаемым общественным лидером будет способствовать укреплению взаимопонимания между Российской Федерацией и суверенной Латвией, послужит началом добрососедского диалога.

– Вы на кафедре уже семнадцать лет. Как за это время изменился состав Вашей паствы?

Сейчас на Богослужения приходит все больше и больше молодежи, что очень радует. Я могу наблюдать это по состоянию различных приходов страны, в которых совершаю богослужения, и в особенности по Рижскому Кафедральному собора Рождества Христова. Он находится в центре города, где жилых домов немного. Основная часть людей приезжает из других районов Риги. В Прощеное воскресенье Кафедральный собор был переполнен, причем почти половина пришедших – это люди молодые, еще двадцать – среднего возраста.

Примечательно, что среди прихожан с каждым годом становится все больше перешедших в Православие бывших лютеран и католиков. Отрадно, что многие переходят целыми семьями. Это ли не показатель авторитета Православия в Латвии? А ведь в этом залог будущего нашей Церкви.

– В преддверии визита в СМИ появляются разного рода материалы, порочащие Латвийскую Православную Церковь Московского Патриархата и ее правящего архиерея. К сожалению, их подхватывают и тиражируют некоторые московские журналисты. Как бы Вы могли прокомментировать это?

– Авторы этих публикаций смотрят на нашу церковную жизнь очень избирательно. В Латвии, несмотря на очевидные трудности, возрождаются старинные православные храмы, в их числе – великолепные соборы в Риге, в Лиепае, в Елгаве и храмы в Стамериене – Святого Великого Благоверного князя Александра Невского, в Айнажи – преподобного Арсения Великого, в Колке – святителя Николая Чудотворца Мирликийского. Построены новые храмы: в Огре – святителя Николая Чудотворца Мирликийского, в Саласпилсе – Всех Скорбящих Радосте, в Граверах – Архангела Михаила, в Дагде – святителя Николая Чудотворца Мирликийского, в Даугавпилсе – храм Святого Великого Благоверного князя Александра Невского. Скоро будет освящен новый храм в Валке – в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы, а в настоящий момент строится новый храм в Иецаве.

Возносятся в небо православные золотые кресты, звонят новые колокола, самое пристальное внимание уделяется православному просвещению молодежи – открываются воскресные школы, действует семинария, осуществляется нравственное воспитание школьников, которым мы занимаемся в единстве с другими традиционными для Латвии христианскими конфессиями. С ними вместе мы участвуем в разработке законопроектов о преподавании в общеобразовательных школах основ христианского вероучения, вместе выступаем за запрет однополых браков и так далее.

К сожалению, вся эта огромнейшая работа отдельными критически и необъективно настроенными журналистами не замечается, а точнее – игнорируется. Эти люди делают то, что не позволяли себе их предшественники во времена безудержного разгула атеистической пропаганды, и очевидно, что их деятельность направлена на дискредитацию Святого Православия. Иные публикации так и вовсе являют собой поток откровенной лжи и безумной клеветы, и комментировать эти злопыхательские инсинуации было бы делом, недостойным Православной Церкви.

Убежден, что с таким неуважением к Церкви вообще могут писать только атеисты. А какое они в таком случае вообще имеют право судить о церковной жизни? Что ж, по всей вероятности есть силы, крайне не заинтересованные в том, что Православие укрепляется, становится уважаемой и общественно значимой величиной. Цель этих грязных пропагандистских акций одна – нарушить церковное единство, ибо сказано в Священном Писании: «Поражу пастыря и разыдутся овцы».

Вот пустили слух, что Латвийская Православная Церковь переходит в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Скажите, как можно, собираясь совершить такой шаг, приглашать в Латвию Святейшего Патриарха? Где элементарная логика? Эти журналистские «откровения» злонамеренно адресованы людям несведущим ни в церковной жизни, ни в церковных канонах, ни в современной ситуации, к тому же не желающим мыслить трезво, здраво и критично.

Ведь еще в грамоте об установлении Патриаршества на Руси от 1589 года подтверждалось, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси управляет Русской Церковью и всеми землями «стран гиперборейских», то есть, всеми территориями севернее Москвы и землями на нашей широте. А кроме того, давайте, не вдаваясь в длинные исторические экскурсы, просто вспомним, что сейчас представляет собой Константинопольский Патриархат?! Попытки загнать Латвийскую Православную Церковь под Константинополь уже были, но мы сумели избежать раскола и выстоять, а это требовало немалого мужества, поверьте. Но мы хранили, и будем хранить верность нашей Матери – Русской Православной Церкви. В Ней мы крещены, в Ней возросли, в Ней получили благодать священства. Как же можно предавать свою мать?!

– Как обстоят дела с возвращением церковной собственности?

– Тема возвращения церковной собственности в Латвии, к сожалению, также неоправданно становится предметом слухов и инсинуаций. Закон о реституции, принятый в Латвии гласит, что прежним владельцам возвращается имущество, принадлежавшее им до 1940 года. Нам многое вернули, хотя, конечно, проблемы есть. Государство своим законодательством определяет, что собственность подлежит возвращению, но дальнейшее зависит от отношения местных властей. Если оно благожелательное, то все происходит достаточно быстро. Но есть и негативные примеры, как, скажем, с храмом святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который сейчас именуется концертным залом «Ave sol».

К слову, некоторые горлопаны, очевидная цель которых – использовать любую ситуацию, чтобы опорочить Церковь, кричат, что судебные иски, связанные с возвращением церковной собственности, – это чуть ли не скандал. Меж тем, это нормальная, хотя, конечно, и неприятная практика для такого рода случаев.

Собор святых первоверховных апостолов Петра и Павла – это первый Кафедральный собор Риги. Он был построен по велению императрицы Екатерины II. Посещая город, она увидела в Рижской цитадели ветхую деревянную церковь, посвященную святым, являющимся небесными покровителями некоторых государей династии Романовых, и повелела воздвигнуть в честь святых апостолов Петра и Павла новый храм. Он был отобран у Церкви властями еще в 1919 году, и сегодня фактически принадлежит Рижской городской Думе, хотя у нее нет документов, подтверждающих право собственности на церковное здание. Сейчас мы готовимся к очередному судебному разбирательству и надеемся, что на этот раз нам удастся вернуть храм верующим.

Сделать это пытался в свое время еще священномученик Иоанн Рижский, который неоднократно утверждал, что собор построен «православными и для православных». Но даже ему – депутату Латвийского парламента, коренному латышу было отказано.

– Как вы считаете, сохранились ли между Россией и Латвией связи, могущие способствовать укреплению Святого Православия в наших странах?

– В последнее время по вполне понятным причинам к нам стали реже приезжать паломники из России. Между тем, именно в Латвии сохранилось множество святынь и старинных намоленных храмов, которые никогда не закрывались. К сожалению, многочисленные российские общественные организации, ориентированные на содействие церковным инициативам, почти не обращают внимания на нашу Церковь, а их поддержка могла бы решить многие проблемы, помочь сохранению в Латвии православной культуры и традиций, русского языка. В Даугавпилсе у нас есть прекрасный Русский дом, расположенный в особняке купца Каллистратова. Здесь образован великолепный хор «Русичи», собрана большая библиотека, создан музей русского народного быта, проводятся различные мероприятия. К сожалению, о таком центре в Риге мы можем только мечтать.

Рижский Свято-Троице-Сергиев женский монастырь, по праву считающийся школой игумений (он дал возрождающимся российским монастырям 17 игумений) нуждается в поддержке. Нуждается в помощи и Спасо-Преображенская пустынь, в которой в прошлом году произошел большой пожар, уничтоживший хозяйственные постройки, гараж и склад с продовольствием. Пустынь для нас – значимый духовный центр, ведь здесь покоятся останки многих наших подвижников, в том в числе одной из основательниц Троице-Сергиевой обители схиигумении Екатерины (Мансуровой).

Крестный ход с иконой Божией матери "Достойно есть"

Ежегодно в канун праздника Преображения Господня в пустыньку из Риги Крестным ходом приходят верующие с одной из наших главных святынь – иконой Божией Матери «Достойно есть», принесенной со Святой Горы Афон. Путь из Риги до пустыньки неблизкий – более шестидесяти километров, однако число участников молитвенного шествия год от года возрастает, и насчитывает несколько тысяч.

Чтобы сохранить здесь себя и свою Веру, православные Латвии поистине ежедневно учатся выполнять завет апостола «иметь мир со всеми людьми». И, следуя учению Спасителя, любить всех тех, кто, может быть, не очень-то отличается любовью к нам.... Но Господь призвал нас жить и трудиться здесь, и мы должны с честью исполнять Его святую волю.

Беседовала Елена Москвитина

Фото - Е. Москвитина, Д. Седов

Православные Латвии восстали против Московского Патриархата February 20th, 2017

Достопочтенный filaretuos перевел и переслал мне
следующий материал:

"Ещё в 1994 году часть православных Латвии добровольно вышли из Московского Патриархата. Трое священнослужителей из Риги и второго по величине города Латвии Даугавпилса отказались поминать Московского Патриарха Алексия Второго, узнав, что он является в прошлом агентом КГБ и единственным митрополитом, кто был награждён орденом КГБ СССР из рук Юрия Андропова.

Надо отметить, что двое из трёх священников, это русские и один латыш.. Был создан Православный Автономный приход от Московского Патриархата, в настоящее время таких приходов уже в Латвии 11, в городах Даугавпилс, Тукумс и Рига. Эти приходы посещают как латыши, многие из которых были департированы из Латвии в Сибирь в Советское время, так и даже граждане России, Польши, Литвы, Украины и Беларуссии.

После того как возглавил Московский Патриархат очередной агент КГБ СССР "Михайлов", он же так называемый Патриарх Кирилл Гундяев, недовольство Патриархатом Москвы и главарём Московской Патриархии в Латвии, выходцем из староверов, митрополитом Александром Ивановичем Кудряшовым возрасло ещё больше. Так по просьбам православных граждан Латвии Патриарху-КГБшнику Латвия запретила въезд на свою территорию. Православные Латвии не могут понять, почему же из Латвии вывели оккупационную Советскую Армию, но оставили оккупационную Советскую Церковь, которая пускает свои щупальцы через митрополита Кудряшова в структуры ЕС и НАТО. Ведь не секрет, что Московскую Патриархию занёс в Латвию как чуму Сталин, занёс её на танках при оккупации стран Балтии в 1940 году.

Православные Латвии обратились в Константинопольский Патриархат с просьбой, восстановить историческую справедливость и принять Латвию под духовное окормление Константинополя. как это было до 1940 года. Тем более Константинопольский Патриархат давно существует в соседней Эстонии.

В Даугавпилс и Ригу приезжали представители Константинопольского Патриархата, которые привезли ответ от Всесвятейшего Патриарха Ворфоломея, что Константинопольский Патриархат благословляет создание в Латвии Православной Автономной Церкви отдельной от Московского Патриархата и разрешает поминать в богослужениях главу не Русской, а Константинопольской Церкви.

Сегодня в Латвии уже регистрацию имеют 11 общин, которые поминают Всесвятейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, но в Латвии сложились трудности, чтобы зарегистрировать саму Автономную Церковь ибо в законе Латвии имеется статья, что в стране может быть только одна Православная Церковь.

Теперь Православные Латвии обратились в Верховный Суд, чтобы отменить эту дискриминационную права человека в демократическом обществе статью и зарегистрировать Автономную Церковь под духовным окормлением Константинополя. Если статью не отменят, православные Латвии намерены добиваться снятие Московского Патриархата с регистрации и перемещения организации Патриарха Гундяева в разряд секты на территории Латвии! Этого больше всего боится митрополит Рижский Александр Иванович Кудряшов, а потому его люди в Латвии выбивают в храмах "непокорных" окна в храмах, поджигают сами храмы и избивают и запугивают священников, о чём за 23 года имеется несколько заявлений в полицию. В ответ на все эти злодеяния Московского Патриархата, Патриарх Кирилл и митрополит Александр преданы Латвийской Автономной Православной Церковью АНАФЕМЕ! Но анафемствующие митрополит и Патриарх продолжают служить вместе на территории России и Бога не боятся.

8 февраля этого года в Риге прошло очередной заседание Верховного Суда. На слушание приехало множество латвийской интеллигенции (политиков, учителей, врачей, и самих священников), чтобы поддержать свою Церковь независимою от Патриарха Гундяева, присутствовали и журналисты латышских изданий.

Ждём 10 марта и окончательного решения Суда. Там решится вопрос, нужно ли будет обращаться противникам Гундяева в Конституционный Суд Латвии. Ведь и так понятно, что шансов у патриарха Кирилла на Латвию в дальнейшем у него нет, Латвия всё же это не Антарктида! Рано или поздно Московскому Патриархату придётся возвращать те храмы и соборы Константинополю, которые до 1940 года Патриархии Москвы не принадлежали. Остаётся надежда, что передача эта будет по европейски мирной, а не по сценарию как сегодня на Украине!

Вот как последний суд, прошедший в риге 8 февраля описывает журналист одного из латышских изданий:

ПЕРЕВОД С ЛАТЫШСКОГО

Судились за отказ регистрировать Латвийскую Православную Автономную Церковь. Как религиозную организацию

В Департамент по Административным делам Верховного Суда (ВС) поступил иск Латвийской Православной Автономной Церкви против Регистра предприятий (РП), который отказался внести Заявителя в Регистр религиозных организаций.

Как пресс-секретарь ВС Катая Байба проинформировала агенство LETA, 8 февраля ВС рассматривал кассационную жалобу Заявителя на Постановление Административного Окружного суда, в котором Заявление было отказано. Постановление будет доступно 10 марта.

На судебном заседании представитель религиозной организации «Латвийская Православная Автономная Церковь» указал, что организация не является новой религиозной организацией – она была зарегистрирована в Латвии уже до 1940 года, с 1936 года она, как автономная православная церковь, находилась в канонической связи с Вселенским Константинопольским Патриархатом. Вселенский Константинопольский Патриархат – это один из девяти патриархатов православной церкви.

Представитель организации указал, что преемники исторической Латвийской Православной Церкви начали восстановление ее юридического положения до 1940 года, но в в восстановлении было отказано. Государство ошибочно признало Латвийскую Православную Церковь, которая связана с Московским патриархатом. Заявитель также просил суд принять во внимание то, что уже 13 ноября 1996 года общины Латвийской Православной Автономной Церкви подали документы о восстановлении духовно-канонического положения до 1940 года.

По усмотрению Заявителя, к Латвийской Православной Автономной Церкви нельзя отнести требование, которое относится к новым церквям, а именно, что десять лет каждый год надо перерегистрировать хотя бы десять общин, до того, как разрешат регистрировать церковь.

Представитель РП на судебном заседании просила отклонить поданную Кассационную жалобу. Представитель указала, что РП оценивает формальнные требования длярегистрации конкретной религиозной организации, но не оценивает из историческое преемство.

И представитель Министерства юстиции на судебном заседании указал, что сейчас нет основания для удовлетворения Заявления, так как закон к тоому же определяет, что одна конфессия может регистрировать одну церковь, и этот вопрос, возможно, решается в Конституционном суде, выясняя, не имеет ли место неточность закона. В свою очередь по вопросу преемства надо обращаться в Суд общей юрисдикции".

ОРИГИНАЛ (взято здесь)

ЛАТВИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - са-мо-управ-ляе-мая цер-ковь в со-ста-ве Мо-с-ков-ско-го пат-ри-ар-ха-та, объ-е-ди-няю-щая пра-во-слав-ные при-хо-ды и мо-на-сты-ри на тер-ри-то-рии Лат-вии.

Пра-во-сла-вие на-ча-ло рас-про-стра-нять-ся в Ли-во-нии с XI-XII веков в ре-зуль-та-те её вклю-че-ния в сфе-ру влия-ния по-лоц-ких, псков-ских и нов-го-род-ских кня-зей. К началу XIII века его ис-по-ве-до-ва-ла зна-чительная часть на-се-ле-ния кня-жеств Та-ла-ва, Ер-си-ка и Кок-не-се. В конце XII-XIII веках по-сле за-вое-ва-ния Ли-во-нии ры-ца-ря-ми ме-че-нос-цев ор-де-на и епи-ско-па-ми Риж-ски-ми (смотрите Риж-ское епи-скоп-ст-во) на-се-ляв-шие её балт-ские пле-ме-на (лат-га-лы, се-лы, зем-га-лы, кур-ши) бы-ли об-ра-ще-ны в ка-то-ли-цизм. В XIII-XVII веках на тер-ри-то-рии современной Лат-вии су-ще-ст-во-ва-ли не-мно-го-чис-лен-ные пра-во-слав-ные при-хо-ды (в юрис-дик-ции ар-хи-епископа По-лоц-ко-го), чле-на-ми ко-то-рых бы-ли жив-шие там русские тор-гов-цы и ре-мес-лен-ни-ки.

По-сле за-вое-ва-ния Рос-си-ей Лиф-лян-дии в хо-де Се-вер-ной вой-ны 1700-1721 годов и об-ра-зо-ва-ния Лиф-лянд-ской гу-бер-нии на её тер-ри-то-рии на-чал-ся рост чис-ла пра-во-слав-ных хра-мов. В 1725 году управ-ле-ние лиф-лянд-ски-ми при-хо-да-ми бы-ло пе-ре-да-но ар-хи-епископу Псков-ско-му и Нарв-ско-му (с 1764 года Псков-ский и Риж-ский). В 1772 году к Рос-сии при-сое-ди-не-на Лат-га-ле, пра-во-слав-ные при-хо-ды ко-то-рой бы-ли вклю-че-ны в Псков-скую и Риж-скую, с 1795 года - в Мо-ги-лёв-скую епар-хию. По-сле вхо-ж-де-ния в со-став Рос-сии Кур-лян-дии (1795 год) пра-во-слав-ные при-хо-ды по-след-ней на-хо-ди-лись в юрис-дик-ции Псков-ской, Лиф-лянд-ской и Кур-лянд-ской (1799-1833 годы) епар-хии, а за-тем Мин-ской (1833-1836 годы) епар-хии.

В 1836 году об-ра-зо-ва-но Риж-ское ви-ка-ри-ат-ст-во в со-ста-ве Псков-ской и Лиф-лянд-ской епар-хии, объ-е-ди-нив-шее пра-во-слав-ные при-хо-ды Лиф-лянд-ской и Кур-лянд-ской гу-бер-ний. Бла-го-да-ря дея-тель-но-сти Фи-ла-ре-та (Гу-ми-лев-ско-го), епископа Риж-ско-го (1841-1848 годы), чис-ло пра-во-слав-ных ве-рую-щих зна-чи-тель-но вы-рос-ло (с 20 тысяч до 138 тысяч человек). В 1850 году Риж-ское ви-ка-ри-ат-ст-во пре-об-ра-зо-ва-но в са-мо-сто-ятельную Риж-скую и Ми-тав-скую епар-хию. В 1865 году в её юрис-дик-цию пе-ре-да-ны при-хо-ды Эс-т-лянд-ской гу-бер-нии. В 1851 году ос-но-ва-на Риж-ская ду-хов-ная се-ми-на-рия. На 1914 год в Риж-ской и Ми-тав-ской епар-хии на-счи-ты-ва-лось 210 при-хо-дов и около 273 тысяч при-хо-жан.

Во вре-мя Пер-вой ми-ро-вой вой-ны 1914-1918 годов и Гра-ж-дан-ской вой-ны 1917-1922 годов цер-ков-ная жизнь на тер-ри-то-рии Лат-вии бы-ла на-ру-ше-на. Поч-ти все пра-во-слав-ные хра-мы бы-ли ра-зо-ре-ны или от-ня-ты у Церк-ви, боль-шин-ст-во свя-щен-но-слу-жи-те-лей по-гиб-ли или вы-ну-ж-де-ны бы-ли по-ки-нуть свои при-хо-ды. Лишь в феврале 1920 года съезд пред-ста-ви-те-лей пра-во-слав-но-го ду-хо-вен-ст-ва и ми-рян Латвийской рес-пуб-ли-ки из-брал Си-нод Латвийской православной церкви и вы-ра-бо-тал временные пра-ви-ла её управ-ле-ния. Риж-ским ар-хие-ре-ем был из-бран ар-хи-епископ Пен-зен-ский Ио-анн (Пом-мер) (1876-1934 годы), ла-тыш по на-цио-наль-но-сти. В ию-не 1921 года он был ут-вер-ждён в этой долж-но-сти (с ти-ту-лом «ар-хи-епископ Риж-ский и Лат-вий-ский») пат-ри-ар-хом Ти-хо-ном. Од-но-вре-мен-но по хо-да-тай-ст-ву ар-хи-епископа Ио-ан-на был из-дан Пат-ри-ар-ший то-мос о да-ро-ва-нии Латвийской православной церкви са-мо-стоя-тель-но-сти «во всех хо-зяй-ст-вен-ных, цер-ков-но-ад-ми-ни-ст-ра-тив-ных, об-ра-зо-ва-тель-ных и цер-ков-но-го-су-дар-ст-вен-ных де-лах».

В 1923 году со-бор Латвийской православной церкви при-нял её ус-тав. Важ-ней-шей за-да-чей ар-хи-епископа Ио-ан-на бы-ло при-зна-ние Латвийской православной церкви со сто-ро-ны пра-ви-тель-ст-ва Латвийской рес-пуб-ли-ки. В 1925 году он из-бран де-пу-та-том Сей-ма (ос-та-вал-ся де-пу-та-том до 1931 года), в октябре 1926 года до-бил-ся при-ня-тия за-ко-на о пра-во-вом ста-ту-се Латвийской православной церкви. В за-ко-не при-зна-ва-лось пра-во Латвийской православной церкви сво-бод-но про-по-ве-до-вать пра-во-слав-ное ве-ро-уче-ние, са-ма Цер-ковь и её уч-ре-ж-де-ния по-лу-чи-ли ста-тус юри-дических лиц, га-ран-ти-ро-ва-лись иму-ще-ст-вен-ные пра-ва Церк-ви, раз-ре-ша-лось соз-да-ние ду-хов-ных школ и т. д. В декабре 1926 года вос-ста-нов-ле-на Риж-ская ду-хов-ная се-ми-на-рия (в 1936 году пре-об-ра-зо-ва-на в Пра-во-слав-ный бо-го-слов-ский институт).

Воз-ро-ж-да-лись пра-во-слав-ные брат-ст-ва, цер-ков-ные шко-лы, рос-ло чис-ло хра-мов и при-хо-жан. Ар-хи-епископ Ио-анн от-стаи-вал так-же ин-те-ре-сы все-го рус-скоя-зыч-но-го на-се-ле-ния Лат-вии, вы-сту-пая за соз-да-ние русских учеб-ных за-ве-де-ний и народных биб-лио-тек. В ночь на 12.10.1934 года он звер-ски убит не-из-вест-ны-ми ли-ца-ми на сво-ей за-го-род-ной да-че. Вско-ре был при-чис-лен к ли-ку свя-тых Русской пра-во-слав-ной цер-ко-вью за гра-ни-цей и Сербской пра-во-слав-ной цер-ко-вью, в ию-ле 2001 года Си-но-дом РПЦ вклю-чён в Со-бор но-во-му-че-ни-ков и ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских XX века, в сентябре 2001 года ка-но-ни-зи-ро-ван со-бо-ром Латвийской православной церкви [день па-мя-ти - 29 сентября (12 октября)].

Пат-ри-ар-ший ме-сто-блю-сти-тель митрополит Сер-гий (Стра-го-род-ский) по-ру-чил временное управ-ле-ние Латвийской православной церковью митрополиту Ви-лен-ско-му и Ли-тов-ско-му Елев-фе-рию (Бо-го-яв-лен-ско-му). Од-на-ко в мае 1935 года съезд ду-хо-вен-ст-ва и ми-рян Латвийской православной церкви от-ка-зал-ся при-нять это на-зна-че-ние и об-ра-тил-ся к пат-ри-ар-ху Кон-стан-ти-но-поль-ско-му Фо-тию II (1929-1935 годы) с про-ше-ни-ем о при-ня-тии Латвийской православной церкви в юрис-дик-цию Кон-стан-ти-но-поль-ской пра-во-слав-ной церк-ви (удов-ле-тво-ре-но в феврале 1936 года).

По-сле вхо-ж-де-ния Лат-вии в со-став СССР (1940 год) про-изош-ло вос-со-еди-не-ние епи-ско-па-та Латвийской православной церкви с русской Цер-ко-вью, од-но-вре-мен-но бы-ло от-ме-не-но ре-ше-ние о пре-дос-тав-ле-нии ей ав-то-но-мии. Во вре-мя не-мец-ко-фа-ши-ст-ской ок-ку-па-ции в го-ды Ве-ли-кой Оте-че-ст-вен-ной вой-ны 1941-1945годов цер-ков-ная жизнь в Лат-вии бы-ла на-ру-ше-на, её вос-ста-нов-ле-ние на-ча-лось по-сле на-зна-че-ния в августе 1947 года митрополитом Риж-ским и Лат-вий-ским Ве-ниа-ми-на (Фед-чен-ко-ва). В 1990 году Свя-щен-ный Си-нод РПЦ пре-до-ста-вил Риж-ской епар-хии ав-то-ном-ный ста-тус; 11.08.1992 года Си-нод при-нял ре-ше-ние о вос-ста-нов-ле-нии на-зва-ния Латвийской православной церкви и её са-мо-стоя-тель-но-сти; 22.12.1992 года пат-ри-арх Алек-сий II из-дал то-мос, ко-то-рым пре-до-с-та-вил Латвийской православной церкви са-мо-стоя-тель-ность в административных, хо-зяй-ст-вен-ных, об-ра-зо-ва-тель-ных во-про-сах, в от-но-ше-ни-ях с государственной вла-стью Латвийской рес-пуб-ли-ки, со-хра-нив при этом Латвийскую православную церковь в ка-но-нической юрис-дик-ции Мо-с-ков-ско-го пат-ри-ар-ха-та. Вско-ре по-сле это-го Латвийская православная церковь за-ре-ги-ст-ри-ро-ва-на в Министерстве юс-ти-ции Лат-вии как пра-во-пре-ем-ни-ца Латвийской православной церкви, су-ще-ст-во-вав-шей до 1940 года. В 2008 году Сейм Лат-вии при-нял за-кон, рег-ла-мен-ти-рую-щий дея-тель-ность Латвийской православной церкви и её от-но-ше-ния с го-су-дар-ст-вом.

На начало XXI века Латвийская православная церковь вклю-ча-ет Риж-скую епар-хию и Дау-гав-пилс-ское ви-ка-ри-ат-ст-во, дей-ст-ву-ют 6 бла-го-чин-ни-че-ских ок-ру-гов, 118 при-хо-дов и 3 мо-на-сты-ря (1 муж-ской, 2 жен-ских). В чис-ло учеб-ных за-ве-де-ний вхо-дят Риж-ская ду-хов-ная се-ми-на-рия (воз-ро-ж-де-на в 1993 году) и вос-крес-ные шко-лы. Из-да-ют-ся га-зе-ты «Ви-но-град-ная ло-за», «Пра-во-слав-ная жизнь», «Ни-ва ду-хов-ная».

Управ-ле-ние Латвийской православной церковью осу-ще-ст-в-ля-ют пред-стоя-тель - пра-вя-щий ар-хие-рей Риж-ской епар-хии [с 1990 года митрополит Риж-ский и всея Лат-вии Алек-сандр (Куд-ря-шов)] и Си-нод. Ка-фед-раль-ный го-род - Ри-га.

- Владыка, к сожалению, мы очень мало знаем о Православной Церкви Латвии. Не могли бы Вы вкратце обрисовать Ее историю и нынешнее положение?

Прежде всего, хочу подчеркнуть, что Православие в Латвии имеет глубокие корни. Земли, составляющие территорию нынешней Латвийской Республики, находятся на историческом пути «из варяг в греки». Это обстоятельство способствовало распространению христианства среди местных племен - летиголов (латгалов), селов, земгалов, корсей (куршей), ливов, вендов. Вера никем не насаждалась, они обращались в христианство, в православие, из язычества добровольно. Археологические памятники свидетельствуют о том, что уже к XI веку на берегах Даугавы стояли православные храмы. Одной из первых на правом берегу устья реки, там, где сейчас находится исторический центр Риги, была возведена православная церковь во имя святителя Николая Чудотворца.

В конце XII века латвийские земли постепенно завоевали рыцари Ордена крестоносцев, которые разоряли и уничтожали православные храмы, силой насаждая католичество. Притеснение православных верующих продолжалось несколько столетий. Все это время существовала только рижская Никольская церковь, где молились многочисленные русские торговые гости, имевшие лавки и подворья в городе. Главной святыней храма был древний образ святителя Николая. В XVII столетии шведы разорили храм, а икону увезли в Швецию. Сейчас она хранится в музее Университета Упсалы. Шведы подарили нам фотографию святого образа, но о возвращении святыни речи, конечно, нет.

После распада Ливонии ее земли между собой поделили Литва, Дания, Швеция и Польша. Православие тогда еще оставалось верой значительного числа населения. Особенно велико было число православных в Илуксте и Екабпилсе (Якобштадте), где был основан Святодуховcкий мужской монастырь.

Для борьбы с Православием иезуиты, которые очень активно действовали на территории бывшей Ливонии, стали насаждать униатство. Безжалостным преследованиям православных подвергали шведы. Ситуация начала меняться после включения шведских владений на территории бывшей Ливонии в состав Российской Империи. Начали строиться храмы, открывались новые приходы. В первой трети XIX века на территории Рижской губернии учреждается викариатство Псковской епархии, а в 1836 году в Ригу прибыл первый православный епископ Иринарх. К сожалению, вскоре ему пришлось покинуть кафедру. Причиной тому стал массовое возвращение местного населения в Православие, что возмутило остзейских баронов-землевладельцев. Они представляли силу, с которой не хотел конфликтовать рижский генерал-губернатор. По доносам в Петербург на архиерея, его отстранили от кафедры и тайно вывезли из Риги во Псков: тайно, потому что в восточной части губернии начались серьезные волнения - крестьяне хотели силой освободить епископа из-под стражи. Его преемникам по кафедре - епископу Филарету (Гумилевскому), Платону (Городецкому) - при котором была в 1850 году открыта самостоятельная Рижская кафедра, также постоянно приходилось преодолевать сопротивление со стороны баронов. К сожалению, им часто покровительствовала государственная власть в лице русского губернатора.

Во время Первой Мировой войны немцы, взяв Ригу, разорили православные храмы, вывезли все ценное имущество, даже колокола. Грабеж и разорение православных церквей Латвии продолжили большевики. Положение Церкви оставалось бесправным и при первой Латвийской Республике. Церковные здания и храмы силой захватывали официальные учреждения и ведомства, а также другие конфессии. Такое положение дел сохранялось вплоть до возвращения на родину в Латвию священномученника Иоанна (Поммера), Архиепископа Рижского и Латвийского. В советское время гонения продолжались, при Хрущеве, например, было закрыто и разрушено более сорока православных храмов.

4 мая 1990 года Латвия провозгласила государственную независимость, а в декабре 1992 года Латвийская Православная Церковь, получившая статус самоуправляемой и самостоятельной, была зарегистрирована в Министерстве юстиции Латвийской Республики.

В настоящее время Православная Церковь Латвии имеет 117 приходов. Число приходов больше числа храмов, так как многие недавно образованные общины не имеют своих зданий и собираются на молитву в неприспособленных для этого помещениях.

Среди латвийских священнослужителей много молодых людей, ведь старое поколение, увы, уходит. Однако есть в Латвии и священники, достигшие почтенного возраста.. В прошлом году отпраздновал свое девяностолетие протоиерей Георгий Тайлов, клирик храма святителя Николая в городе Огре (к слову, этот храм отец Георгий сам и построил), человек удивительной судьбы и жизненной стойкости. Батюшка обладает глубокой внутренней культурой, знает пять языков: русский, немецкий, английский, латышский, польский. Его семья была высокообразованной: мать отца Георгия являлась директриссой Рижской Русской частной Тайловской гимназии. Сам отец Георгий окончил семинарию при священномученике Иоанне (Поммере) в тридцатых годах. После Великой Отечественной войны был осужден на 25 лет лагерей за то, что работал в составе Псковской миссии по благословению митрополита Сергия (Воскресенского). Отсидев в заключении четверть века, служил затем на приходе, беспрекословно, со смирением, выполняя все послушания. Отец Георгий не озлобился ни на власть, ни на своих мучителей, и всегда относился к другим людям с добротой. В этом году он отметил 91 год. В тот день после Литургии он обратился к своей пастве, произнеся удивительные, поучительные слова истинного пастыря Церкви Христовой. «Я прожил долгую жизнь, - сказал он, - но за всю жизнь, увы, не сделал ничего хорошего….» Заметьте, отец Георгий сказал это в Огрском храме, который был построен исключительно его стараниями 7 лет назад! А ведь до этого в Огре вообще не было православного храма! Вот настоящий пример для подражания всем нам.

У нас семь священников-латышей, пятеро рукоположены мной. Уже 11 лет существует Рижская Духовная семинария. Семинария сегодня - единственной учебное заведение Латвии, где преподавание ведется целиком на русском языке.

Главная наша гордость - возрождение рижского Христорождественского кафедрального собора. Этот величественный храм строился при императоре Александре III. Он был освящен в октябре 1884 года епископом Рижским и Митавским Донатом. В советское время собор был объявлен государственной собственностью, нам его вернули в 1992 году. Сейчас на нем красуются новые купола, установлены новые иконостасы в приделах и нижнем храме, возведена изящная прочная ограда вокруг собора. Продолжается наружный капитальный ремонт - самая дорогостоящая часть восстановительных работ.

Но впереди еще много дел, в том числе и в нижнем храме собора. Предстоит сделать гидроизоляцию и гидродренаж - очень трудоемкие и требующие немалых средств работы. Нужно закончить роспись внутренней части собора, завершить ремонт фасада, благоустроить территорию вокруг храма. Предстоят серьезные материальные вложения, но я верю, что с Божией помощью и при содействии добрых людей православная святыня - собор, освященный в честь празднования Рождества Христова, - обязательно полностью возродится.

- Ваша паства преимущественно русскоязычная?

Конечно, русскоязычное население составляет большую часть моей паствы. Латышей примерно одна пятая часть от общего числа. Как правило, они входят в общины латышских приходов, где богослужение целиком ведется на латышском языке. На него переведены тексты воскресных служб и великих праздников. Когда я служу там, то и служу, и проповедую на латышском. Латышские приходы есть в разных городах Латвии - Айнажи, Колке, Салацгриве, а также в Мадонском районе.

Главный латышский приход расположен в Риге - это храм Вознесения Господня. Некоторые латышские приходы, в частности, этот, живут по новому стилю и празднуют Рождество Христово 25 декабря. В тот день я совершал праздничное богослужение в Вознесенском храме. Я свободно по-латышски читаю, и говорю, что, конечно, импонирует латышам. На праздничную службу пришло около двухсот человек, шестьдесят пять процентов из них - молодежь. Хорошо помню, как шестнадцать лет назад на этой же службе было всего сорок четыре прихожанина, причем весьма зрелого возраста.

Очень много молодежи переходит в Православие и это не может не радовать. Хотя за пятнадцать лет выросло поколение, которое не знает русского языка, но оно тянется к Православию. Приходит и много пожилых людей. Особенно заметно это стало после пребывания в Латвии чудотворной Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. После этого события наблюдается переход латышей в Православие.

Как законодательно определен статус Православной Церкви Латвии? Существует ли в латвийской Конституции понятие «традиционная конфессия», как это сделано в России?

Православная Церковь входит в число традиционных для Латвийской Республики конфессий, хотя понятие «традиционная конфессия» в Конституции страны (Сатверсме) не закреплено. Наша Церковь занимает третье по численности место, за нами идут старообрядцы, которых насчитывается более шестидесяти общин. Крупнейшая из них, и, пожалуй, одна из наиболее многочисленных в мире, - Гребенщиковская старообрядческая община. У них огромный храм, в котором много икон древнего письма.

В настоящее время наша Церковь совместно с Министерством юстиции готовит текст Закона о Православной Церкви. Аналогичный акт уже принят в отношении Католической Церкви. Это своего рода договор, которым определяется правовой статус Церкви и ее взаимоотношения с государством. Закон начали обсуждать два месяца назад, государственные власти первоначально предполагали принять его в декабре 2005 года. Мы многократно проводили консультации с юристами Министерства, доказывая им, что любое законодательное определение, касающееся религиозной сферы - это очень тонкая вещь, здесь масса нюансов и все их невозможно охватить за столь короткий срок. Поначалу они были очень категоричны, но после ряда писем с нашей стороны, консультаций, длительных переговоров между нашей специально созданной церковной комиссией и комиссией Министерства договорились, что проработкой статей Закона будем заниматься совместно в течение 2006 года.

Одно время отношения между Россией и Латвией были несколько напряженными. Сказалось ли это как-то на Вашем положении? Насколько православных в Латвии ассоциируют с Россией?

К сожалению, есть радикально настроенные латвийские политики, которые к этому очень склонны. Они весьма слабо разграничивают понятия «Русская Православная Церковь» и «Латвийская Православная Церковь Московского Патриархата». Самоуправляемый статус нашей Церкви им бывает чрезвычайно трудно объяснить. Боюсь, что многие из них понимать этого просто не хотят. От государства мы упреков не слышим, но они исходят от отдельных личностей, занимающих высокие государственные посты.

В ответ я постоянно повторяю, что Россия и Латвия - независимые государства, но Церковь не имеет земных границ: у Русской Православной Церкви есть приходы во многих странах мира. Мы находимся под омофором Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, но являемся по Уставу самоуправляемой Церковью. Поэтому, например, когда Латвию посещал Папа Римский, я встречался с ним. Я был приглашен на прием в честь понтифика и даже за торжественным столом сидел рядом с Папой, на чем он сам настоял.

Мы испытываем горечь от того, что Россия и Латвия никак не могут найти взаимоприемлемый вариант отношений. Когда я был еще ребенком, то по соседству с нашей семьей жили разные люди, разных национальностей и вероисповеданий, но все делали сообща. Свадьбы праздновали все вместе, на похороны помогать приходили все соседи, вместе собирали урожай. Проблем не было, все общались на русском и латышском языках и дружили между собой. Моя покойная бабушка говорила: «Соседи могут быть и хорошими, и плохими, но ты должен быть хорошим». Соседей не выбирают. Бог дал соседей, и с ними надо жить в мире.

Попытки втянуть Церковь в политические игры мы категорически отвергаем. Вхождение политической борьбы в каноническую жизнь недопустимо. Апостол Павел проповедовал в Риме, и можно представить себе, что творилось в столице языческой империи, какие нравы царили при Нероне, каким было отношение к христианам. С точки зрения политической апостол должен был создать и возглавить подпольное движение для борьбы с угнетающей властью. Но этого не было. Мы должны побеждать духовно, морально. С другой стороны мы обязаны свидетельствовать, что не со всем согласны, что хотели бы решать некоторые вопросы по-другому.

- Как обстоит дело с возвращением церковной собственности?

Православной Церкви Латвии возвращено около 80% принадлежавшего ей недвижимого имущества и земли. Процесс возвращения зависит от многих факторов: от местоположения здания, от настроя местных руководителей. Если они доброжелательно настроены, то сами приглашают нас забрать церковные строения. Если здание или землю, некогда принадлежавшие Церкви, занимают волость или школа, то, конечно, мы не можем настаивать. У нас большие сложности в Лиепае, где стоит морской Никольский собор - прекрасное здание в русском стиле на строительство которого жертвовал средства император Николай II. Проблема в том, что до революции храм принадлежал морскому ведомству, а нынешние его преемники отвергают наши требования на том основании, что Церковь никогда не была собственницей здания. Пока мы получили его в аренду на девяносто лет. Рады и тому - 90 лет это большой срок. Сейчас мы приводим собор в порядок, отремонтировали купола, возвели кресты, благоустроили территорию. Большая проблема и с возвращением рижского храма Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла - это первый кафедральный собор Латвии. Именно в этом храме 8 ноября 1836 года провел первое богослужение епископ Иринарх. В крипте собора были погребены епископы Рижские и Митавские Вениамин (Карелин) и Филарет (Филаретов). В 1989 году власти передали здание латышскому национальному хору «Ave sol» под концертный зал. Сейчас храм формально находится на балансе Рижской городской Думы, хотя никаких документов о том, что это здание было Думе законно передано, не существует. Мы ведем судебное разбирательство, уже выиграли два процесса, но противодействие со стороны Думы, большая часть депутатов которой настроена националистически, продолжается.

- Как складываются ваши отношения с Католической и Лютеранской Церквами?

Отношения с католиками и лютеранами у нас очень хорошие. Хотя я - русский по национальности, но родился и вырос в Латвии, здесь жило несколько поколений моих предков. Как местный житель я неоднократно встречался с католическими священниками, когда стал православным священником, часто бывал с ними вместе на разных государственных мероприятиях. На особо торжественные богослужения в лютеранском Домском соборе я также всегда получаю приглашения. У нас проводятся так называемые «экуменические богослужения», на которых присутствуют руководители разных христианских деноминаций. Я на них присутствую по положению.

Все обращения в государственные органы по важнейшим вопросам мы подписываем вместе - лютеранский архиепископ, католический кардинал и я. Эти обращения, в основном, касаются нравственных проблем: борьбы с наркоманией, запрещения абортов и так далее. Последнее наше совместное обращение было по поводу гей-парада в Риге. Мы вместе заявили, что выступаем категорически против таких акций. Также мы осудили легализацию однополых браков, благодаря чему они не были признаны государственным законодательством Латвии, хотя такие попытки предпринимались неоднократно. В нашем заявлении отмечалось, что однополые браки - явление противоестественное, они являются попранием всех нравственных норм и навлекут на народ проклятие Божие. Дискуссия велась ожесточеннейшая, один лютеранский священник, доктор богословия, правда, приехавший с Запада, очень активно выступал за однополые браки. Лютеранская Церковь Латвии за это лишила его сана. В адрес лютеран, кстати, сразу зазвучали крики об отсутствии демократии и пропрании прав человека.

Вместе с католиками и лютеранами мы пытались добиться права преподавать христианское вероучение в школах. Это был очень тяжелый труд. Мы выступали на радио, на телевидении, обращались к Правительству и в Сейм. В итоге было принято решение, что родители учащихся школы могут потребовать для своих детей преподавателя по такому предмету, труд которого государство обязано оплачивать. Эти уроки должны быть факультативными. Родители могут выбирать для своих детей этот вероучительный курс или предмет «Этика», который, как предполагается, не привязан к религиозным ценностям, хотя лично я не понимаю, как этика может быть безрелигиозной. К великому сожалению, родители часто выбирают для своих детей именно «Этику» или вообще говорят ребенку: никуда не ходи.

Эти проблемы мы обсуждаем на конференции «Церковь, семья и школа», которая ежегодно проходит в Риге. Присутствуют на ней и католический кардинал, и лютеранский архиепископ, и старообрядцы. Участники приезжают не только из Латвии, но и из России, Эстонии. Обязательно бывают представители Министерства образования и науки, Министерства по делам детей и семьи, Министерства интеграции и другие высокие государственные чины.

К сожалению, многие директора школ не хотят вводить обучение основам Православия. В основном, они сами принадлежат к другим конфессиям, а русские постепенно вытесняются из руководства образовательных учреждений. Но среди директоров встречаются православные латыши, которые приглашают нас к детям. В школу идут наши священники, иногда занятия провожу я.

Недавно меня пригласили в одну рижскую школу. Ее директор - латыш, но школа русская, «двенадцатилетка». В феврале я должен проводить для учащихся первое занятие по православному вероучению. Такие занятия проводятся для всех православных учащихся данной школы, независимо от возраста, нередко на них присутствуют и учителя. Обычно мы выстаиваем встречи в школах в виде живого непринужденного общения.

Нужно понимать, что голос одной конфессии не будет столь весомым, поэтому мы должны и можем выступать только сообща. Мы вместе протестовали против пропаганды сексуального воспитания, которое навязывается латвийским школьникам. Как православные мы стараемся в качестве альтернативы пропагандировать принципы, заложенные в Социальной концепции РПЦ, принятой на Архиерейском соборе 2000 года.

Далеко не секрет, что в Латвии существуют серьезные проблемы с получением образования на русском языке. Зачастую противостояние превращается в открытый конфликт. Ваше видение путей его разрешения? Возможен ли компромисс?

Рижская Преображенская пустынька

Я сам по образованию педагог, закончил историко-филологический факультет и более десяти лет работал в школе учителем литературы. Одновременно писал, был корреспондентом газет, очень увлекался живописью, но горячее, еще с детства возникшее желание служить Господу, победило во мне все другие привязанности. В храм я ходил с пяти лет. Позже меня за посещения храма чуть из школы не исключили, но Господь мне всегда помогал - и в школьные годы, и в период студенчества, и дальше в жизни.

Мое мнение таково - конечно, дети должны изучать латышский язык, но он не должен быть навязываем в ультимативной форме. Нагнетанием политической ситуации вопрос не решается. Надо уметь слышать друг друга, в том числе и своих оппонентов.

Нам трудно выступить только в защиту русских школ: односторонняя позиция сразу будет истолкована неоднозначно, и не в нашу пользу. Я лично убежден: будет Православие - будет русский язык. Не все из моих предков получили высшее образование, не все были учеными людьми, но все сохранили русскость, сохранили язык благодаря Церкви. Церковь - главное цементирующее общество начало. Православное преподавание всегда идет на русском языке. Хотелось бы, чтобы родители помнили это. Преподавание Православия детям - это уже способ сохранения языка. Конечно, для этого требуется более активное участие нас - священнослужителей. Нельзя ограничиваться требоисполнениями, нужно работать с людьми.

Но, в первую очередь, конечно, воспитывать детей должны родители. Им представляется выбор: боевики по телевизору смотреть или сесть с детьми почитать, например, «Сказки Пушкина», прозу Чехова, Тургенева, Достоевского. Не обязательно отправляться отдыхать в Турцию - можно поехать в паломничество по русским монастырям, даже по нашим храмам Латвии. Это будет иметь огромное воспитательное значение. Формированием русскости в собственных детях надо заниматься самим.

Ведется ли в Православной Церкви Латвии социальная работа? Имеют ли ее клирики право и возможность посещать школы, больницы, духовно окормлять заключенных? От кого зависит инициатива их приглашения?

Православные священнослужители ходят в больницы, детские дома, дома престарелых. Инициатива иногда исходит от руководства этих учреждений, иногда от нас. Наши капелланы наряду с католиками и лютеранами окормляют военнослужащих и заключенных. В двух колониях у нас есть особые комнаты, где совершаются молебны, совершается Таинство Причащения, проводят духовные беседы.

На базе Рижского Троице-Сергиева женского монастыря открыта благотворительная столовая. Каждый день мы кормим от двухсот до трехсот человек, среди них около двадцати процентов - латыши. Мы даем им пищу, не агитируя принимать Православие. Некоторые из этих людей в храм заходят, некоторые - нет, это их право. Столовая для малоимущих открыта и при храме в Лиепае.

На праздники мы развозим по детским домам и больницам собранные накануне пожертвования - конфеты, фрукты. Устраиваем детские лагеря отдыха. Этим летом у нас было три таких лагеря: два русских и один латышский. Латышский в том смысле, что главным языком общения был латышский, а по национальности около половины ребят были русскими. Педагогами в этих лагерях могли работать только те, кто закончил специальные двухмесячные курсы на латышском языке и получил сертификат. За три смены в каждом из лагерей отдохнуло девяносто детей.

- Есть ли у Латвийской Церкви свои издания и с какой периодичностью они выходят?

Мы выпускаем церковный календарь на русском и латышском языках. Там же на вкладке печатаются цветные фотографии храмов, рассказы о событиях в Церкви. Издаются две газеты - общецерковная «Виноградная лоза» и Даугавпилсское благочиние издает газету «Православная жизнь». Печаются просветительные листки и брошюры.

У нас есть своя получасовая радиопрограмма «Преображение». Телевидения своего у нас нет, но меня приглашают выступать на различных телеканалах. Латвийское государственное телевидение пять раз в году проводит трансляции православных богослужений, причем бесплатно. На Рождество Христово целиком транслируется поздняя праздничная Литургия, полностью идет в эфир пасхальное богослужение. Когда к нам привозили Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы, а чуть позже - святые мощи святых преподобномучениц Великой Княгини Елизаветы и инокини Варвары, эти события тоже телевидение транслировало. Конечно, католики и лютеране имеют больше возможностей, их показывают чаще. У латвийских католиков есть своя телестудия, подаренная Ватиканом. Иногда они даже приглашают меня выступить в их программах.

- Получаете ли Вы церковную прессу из России?

Подписаться у нас невозможно, мы привозим только розницу. Очень хотелось бы, чтобы о Латвийской Православной Церкви Московского Патриархата побольше писала бы российская церковная пресса, чтобы нами больше интересовались.

В мае мы ожидаем приезда Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Сроки и программа визита сейчас согласовываются. Полагаю, в преддверии этого исторического события самое время поддержать нас в церковной печати, рассказать многомиллионной аудитории верующих России о том, как живет и развивается Православие в Латвии.

С митрополитом Александром беседовала