Еврейский квартал в праге как добраться. Йозефов — Еврейский квартал в Праге. Еврейский квартал — старое еврейское кладбище

Неподалеку от Староместской площади располагается небольшой квартал с узкими улочками, старинными синагогами, кладбищем и очень дорогими магазинами, известных европейских брендов. Это все, что осталось от одной из самых больших еврейских общин Европы.

Нигде ранее в наших путешествиях мы не соприкасались с еврейской культурой и даже не подозревали, что в Праге существует музей — целый квартал, который стал музеем еврейской общины, одной из самых старых в Европе . Мы решили прогуляться по этому кварталу.

Выставки еврейского музея в Праге размещены в 6 отдельных строениях:

  1. Испанская синагога
  2. Пинкасова синагога
  3. Старое еврейское кладбище
  4. Клаусова синагога
  5. Обрядовый зал

Официальный сайт еврейского музея в Праге . Русская версия сайта пока не работает и русского аудиогида нет. Там вы можете узнать стоимость билетов и расписание работы. Мы не покупали билеты, они стоили бы нам в 2 раза дороже, чем билеты . Но прогуляться по улицам еврейского квартала можно абсолютно бесплатно, там есть на что посмотреть.

История еврейского квартала

Еврейское гетто возникло в XIII веке, именно в это время улицы с многочисленным еврейским населением были объединены в отдельный район — Еврейский город. Таким образом, внутри укреплений Старе-Места был образован обнесенный стенами анклав с воротами, служившими для евреев выходом, в нередко небезопасный христианский мир.

Вся деятельность населения за пределами Еврейского города строго регламентировалась множеством правил и указов. Так, если в предшествующие времена евреи могли заниматься любым видом деятельности, то теперь их ограничили небольшим набором профессий, прежде всего ростовщичеством. Период Средневековья носил на себе то явный, то более умеренный отпечаток нетерпимости по отношению к евреям, иногда принимавший характер откровенных гонений.

Несмотря на все гонения и притеснения, гетто на протяжении нескольких веков разрасталось и укрепляло свои позиции. После отмены еще в XVIII веке унизительной «черты оседлости», наиболее состоятельная часть населения покинула еврейский квартал , чтобы обосноваться в предместьях, более безопасных в санитарном и социальном отношении, и постепенно гетто стало прибежищем бедняков и ортодоксальных иудеев, не желающих ассимилироваться с окружающим миром. К концу XIX века Еврейский город окончательно превратился в перенаселенные трущобы, где процветали пороки и болезни.

В период между 1883 и 1913 годами по инициативе городского муниципалитета в еврейском квартале в Праге была проведена полная реконструкция. В результате район изменился до неузнаваемости — на месте прежних грязных дворов, темных переулков и притонов были проложены широкие уличные магистрали и выросли роскошно декорированные дома в стиле «пражской сецессии».



Шикарные дома еврейского квартала в стиле пражской сецессии Шикарные дома еврейского квартала в стиле пражской сецессии

Стараниями пражской интеллигенции историческое ядро Йозефова было спасено от сноса, а пол века спустя шести старинным синагогам, Еврейской ратуше и Старому еврейскому кладбищу «посчастливилось» еще раз в мрачную эпоху гитлеровского протектората (1930-1945) нацисты, взявшиеся за «окончательное решение еврейского вопроса», развернули на территории бывшего гетто «Музей исчезнувшей рассы».

Еврейским ученым временно даровали жизнь и разрешили работать там с целью инвентаризации наиболее ценных предметов, доставлявшихся в Прагу из синагог оккупированной Европы. Благодаря их самоотверженности подавляющее большинство экспонатов удалось сохранить.

Еврейский квартал — Парижская улица, самая шикарная улица Йозефова



Шикарные дома еврейского квартала в стиле пражской сецессии

Шикарные дома еврейского квартала в стиле пражской сецессии

Современный турист даже представить себе не может, сколь ярок был контраст между беспросветным мраком гетто и сменившей и его элегантной праздничностью магазинов и солидных домов по обе стороны широкой Парижской улицы, проложенной в первые годы XX века между Староместской площадью и Чеховым мостом на Влтаве.

Еврейский квартал — старое еврейское кладбище



Обрядовый зал, сразу за ним начинается еврейское кладбище

На старом еврейском кладбище хоронили евреев на протяжении нескольких столетий, а именно с 1439 года по 1787 год, до выхода указа императора, запрещающего захоронения в черте еврейского квартала. Всего там было захоронено более 80000 человек, но размеры кладбища невелики и поэтому на одном и том же месте хоронили иногда до 12 человек в разное время. Большинство захоронений стали безымянными, надписи стерлись под воздействием времени, многие надписи были утеряно еще в средние века, старые надгробные плиты выбрасывали, чтобы захоронить еще одно тело. Но надгробия некоторых известных людей сохранились. Например надгробие легендарного рабби Лёва (Иегуду бен Бецалеля). Он согласно преданию и создал знаменитого Голема, глиняного монстра.

Еврейский квартал — легенда о Големе

Рабби Лёв в ночном мраке на берегу реки неподалеку слепил из глины фигуру, напоминающую человека, при помощи магической таблички-шема, на которой было написано секретное имя бога, он оживил свое детище. Голем стал послушным слугой рабби и помогал ему в служении в синагоге и по дому. Каждую субботу, когда наступал шабат, волшебная табличка изымалась из уст Голема и чудище становилось неподвижным. Но однажды любимая дочь раввина заболела и он забыл от огорчения вынуть табличку-шем из уст Голема. Монстр разбушевался и начал крушить все вокруг себя. Рабби услышал страшные вопли соседей, прибежал и вырвал табличку изо рта глиняного монстра. Голем рассыпался и превратился в кучу глины, которая и по сей день хранится где-то на чердаке Староновой синагоги.

Сказка о Големе существует в разных вариантах и в других еврейских кварталах Европы.

Староновая синагога

Строительство этого сооружения было закончено около 1270 года и это одно из самых старых готических сооружений Чехии и самая старая действующая синагога в мире.

История строительства и само название Староновой синагоги окутаны мифами и легендами. Согласно одной из них, она была построена из камней, взятых из развалин Иерусалимского храма и после пришествия Мессии синагогу предполагалось перенести в Иерусалим.



Именно в этой синагоге служил раввин Иегуда бен Бецалель, легендарный создатель Голема, глиняного колосса, останки которого и поныне якобы хранятся в её недрах.

Скульптура Моисея



В 1905 году Франтишек Билек создал статую, изображающую Моисея, но лишь спустя 32 года статуя была установлена недалеко от Староновой синагоги, до этого времени она стояла на вилле выдающегося скульптора эпохи модернизма.

Памятник Францу Кафке

В 2003 году по случаю 120 годовщины со дня рождения Франца Кафки установлена необычная статуя высотой 3.5 метра. Её автора, скульптора Ярослава Рона, вдохновила ранняя новелла писателя «Описание одной борьбы», повествующая о некоем мужчине, который бродил по Праге, сидя на плечах у другого человека. Скульптор решил изобразить Кафку на плечах у безголового великана-костюма. Эта парадоксальная композиция воскрешает в памяти легендарный образ Голема, и символизирует душевную боль и смятение, навсегда поселившуюся в душе великого писателя.

Кстати рядом с памятником как раз расположен билетный центр, можно купить один билет по всем объектам еврейского квартала. Сайт еврейского музея, на русском языке у них какой-то глюк, но оценить стоимость билетов и расписание можно в английском варианте.

Испанская синагога



Испанская синагога, построенная в 1864-1868 годах в весьма популярном в те годы неомавританском стиле, является одним из не многих вкладов XIX столетия в архитектуру Йозефова. В ее названии сохраняется память о евреях-сефардах, в XVI веке изгнанных из Испании, нашедших свое прибежище в Праге, а затем окончательно обосновавшихся в Нидерландах.

Высокая синагога

Часы на Высокой синагоге в районе Йозефов, обратите внимание на циферблат нижних часов

На переднем плане этого фото видно стену Староновой синагоги.



Высокая синагога имеет общую историю с еврейской ратушей: они были построены одновременно и долго составляли единое целое. Свое название она получила из-за того, что молельный зал, соединенный проходом с залом заседаний ратуши, размещался не на уровне земли, а на втором этаже. В XIX веке здания были разделены и синагога получила отдельный вход с лестницей.



Построена в 1592 году для проведения семейных богослужений главой пражской еврейской общины Мареком Мордехаем Майзелем, оставшимся в народной памяти щедрым и справедливым обладателем несметных богатств. Эта синагога дважды серьезно пострадала от пожаров, восстанавливалась и наконец была перестроена в 1905 году в неоготическом стиле.

Монастырь не входит в число еврейских музеев Праги, но расположен неподалеку, поэтому его тоже можно осмотреть.

Монастырь кларитисток, основанный в 1234 году королем Вацлавом I по настоянию его сестры Анежки (Агнессы) и ставший одним из лучших образцов готической архитектуры на чешской земле, ныне там находится коллекция средневекового искусства Национальной галереи.

На следующей фотографии хорошо видно, что монастырь стоит как бы в яме. Это связано с тем, что он был построен еще до принятия решения о подъеме уровня берегов в целях защиты от наводнений. Многие старинные здания в Праге или стоят в яме, или же их первый этаж был засыпан и стал великолепным подвальным помещением.



Монастырь Святой Анежки Чешской — тут видно, что он стоит в яме

Церковь Святых Симона и Иуды

Эта церковь тоже не имеет отношения к еврейскому музею, но находится на территории еврейского квартала. И тоже как и монастырь Святой Анежки Чешской стоит в яме.



Церковь Святых Симона и Иуды

На моем сайте вы можете узнать . Вам больше не придется просматривать десятки сайтов чтобы найти информацию про: какой вид транспорта выбрать (самолет, поезд, автобус,), все методы трансфера из аэропорта имени Вацлава Гавела, чем заняться в Праге, что посмотреть самостоятельно, где можно скачать аудиогид, как найти экскурсии в Праге и из Праги на русском языке

"Тиха и спокойна смиренная Влтава, множество судеб она повидала". Прогуливаясь по красивейшей набережной, любуясь белоснежными лебедями, даже не заметите, как перейдете в район, мало отличающийся, на первый взгляд, от остальных. Кажется, такие же узкие улочки, дома, но немного присмотревшись, увидите на них звезды Давида, необычные, странные часы, где на старинном циферблате вместо цифр расположены напротив стрелки иудейские буквы.
Непривычное зрелище создает впечатление повернувшего вспять времени, открывающего странички истории бывшего еврейского гетто, окруженного ореолом мистики, мифов, ставшего легендой. Йозефов - единственное в Европе место - живой свидетель многовековой культуры древней нации.

Появление евреев в Праге

Иудеи поселились здесь задолго до возникновения чешской столицы, но были изгнаны кельтами. В 730 г. княжна Либуше предрекла, что на берегах Влтавы появится угнетенный народ, верующий в единого Творца. Королю необходимо отнестись к нему милосердно, ибо внесет он в страну милость Божью.
Спустя столетие, действительно, в Чехии появилась община иудеев, бежавшая из Киевской Руси. Правитель, вспомнив пророчество, взял их под защиту, предоставив левобережную сторону под застройку. Народ жил обособленно, спокойно, сооружая город, тяжело трудился, занимаясь торговлей, богател, не глядя на разыгравшиеся средневековые страсти. Распускавшиеся о нем сплетни были причиной кровавых столкновений. Гонимые иноверцами, несчастные старались спрятаться от расправы в построенной при кельтах синагоге, считавшейся самой старой в Европе. Поговаривают, когда вспыхнул первый пожар, на шпиле увидели двух голубей, исчезнувших, когда огонь загасили. С тех пор она стала духовным центром здешнего народа.
Самой известной личностью в общине когда-то слыл Мордехай Майзель, сделавший очень много для единоверцев. Родившись в бедной семье, ему посчастливилось разбогатеть, он много жертвовал на благотворительность, став личным банкиром императора Рудольфа. В его распоряжении была вся собственность монарха. На деньги Майзеля построили баню, дом для сирот, вымостили улицы, возвели ратушу, две синагоги, назвав одну его именем. Поговаривают, что правитель был влюблен в его красавицу-жену, рано ушедшую из жизни.
Много рассказывают о проживавшем здесь известном потомке царя Давида мудром Иегуде Бецалеле, назначенном Рудольфом II на должность верховного раввина. Согласно преданию рабби Леву судьба предназначила защищать свой народ от клеветы, незаслуженных подозрений христиан. С этой целью он создал из глины искусственного человека Голема, вдохнув в него жизнь.
Однажды, когда соотечественникам снова угрожало изгнание, мудрец решительно направился к Карлову мосту, желая встретиться с проезжающим там владыкой. Остановившись, поджидал приближающийся королевский экипаж. Разъяренная толпа забросала его булыжниками, грязью, но все это в полете превращалось в цветы. Пораженный увиденным зрелищем, монарх остановился, решив выслушать Бецалеля. В тот же день правитель издал указ, запрещающий совершать насилие над евреями. Отныне каждый отвечал сам за себя, представ перед судьями.
В XIII в. общину переселили в специально отведенный городской участок, окруженный стеной. Так родилось гетто. Заселившие его не имели единых прав с пражскими жителями вплоть до 1848 г. Благодаря Йосифу II, именем которого назван квартал, иудеи, согласно принятой конституции, получили равные права с остальными пражанами: могли переселяться в другие районы, что многие и сделали.
Как ни странно, благодаря Гитлеру кварталу Йозефов удалось сохраниться до наших дней. Фюрер оставил его, мечтая создать там экзотический музей исчезнувшей нации. В качестве экспонатов свозились туда предметы культа, ценные документы со всей страны. Сегодня Йозефов представляет собой уникальнейший памятник еврейской культуры, равного которому не существует в Европе.
Хотите познакомиться с фантастическим уголком Праги, где каждый камешек дышит историей, древними сказаниями, воздух пропитан магией, а по улицам разгуливают призраки, удивляя и порой пугая прохожих? Тогда начните обзор с давнего сооружения в стиле готики, привлекающего многочисленных туристов.

Староновая синагога

Долго не могли определиться с местом ее постройки, помог случай: детишки, игравшие на холме, подобрали несколько кирпичей, видимо, от фундамента. Они напомнили старцам о забытом предании, гласящем, что ангелы принесли сюда камни от разрушенного храма в Иерусалиме. Это подтвердили находящиеся в стране иерусалимские ученые, посоветовав заложить здесь фундамент похожего дома Божьего. По легенде свод должен был опираться на 2 колонны, вниз спускаться 9 ступеней. Тогда не будут страшны войны, пожары, наводнения, столетия простоит он, радуя взор. Может, это и неправда, но построенная в 1270 г. святыня функционирует и сегодня, давая душевный покой, умиротворение верующим. Вначале дали ей название "Новая", после появившихся в более поздний период строений добавили уточнение - старо.
Ведущие вниз ступеньки означают смирение пред Всевышним, ведь писание говорит: "Из глубины взываю к тебе, Господи". Вдоль стены располагаются каменные скамьи. Над входом перед главным нефом изображены 4 закрученные виноградные лозы - олицетворение рек, текущих в библейском рае. С правой стороны входящие видят на стенке надпись, гласящую: "Бойся Бога, соблюдай его заповеди, в этом все для человека". Ниже - часы, показывающие время проведения молитв.
Внутреннее пространство состоит из двух нефов. Свод поддерживаются двумя восьмигранными колоннами. Между ними - бима, с нее читаются свитки Торы. Сводчатые потолки напоминают христианские церкви. Из 12 узеньких стрельчатых окошек льется дневной свет. Освещение усиливают свисающие бронзовые люстры. На высоте 5 ступеней расположен Ковчег, пред ним - кафедра, откуда ведется служба.
Ходят слухи, что останки Голема сохраняются на чердаке синагоги. Они и сегодня имеют силу, но доступ закрыт. Многие верят в существование бессмертного существа. Рассказывают о появляющемся безбородом мужчине, проходящем по улице и растворяющемся на виду удивленной толпы. Живет он якобы в комнате, не имеющей входа. Любители приключений разыскали каморку, пытались проникнуть через крышу, однако, веревка всякий раз обрывалась, смельчаки погибали.
Рядом в красивом зеленом сквере установлена статуя Моисею, отлитая из бронзы в стиле модерн скульптором Билеком. Поставили ее в 1937 г. Коленопреклоненный человек пишет на свитке слово "Адам", символизирующее людей, которым искал Землю Обетованную. В период оккупации фашистами Праги изваяние расплавили, но по сохранившейся чудом гипсовой модели восстановили, в 1947 г. она вновь заняла прежнее место.
Недалеко от скульптуры находится семейное здание для молитв, построенное известным, почитаемым всеми Майзелем. Когда ему исполнилось 62 г., приобретя довольно внушительный земельный участок, он принял решение осуществить давно задуманное - приблизиться к Богу.

Майзелова синагога

Строительством в 1590 г. занимался известный архитектор Иуде Кореф. На осуществление плана потребовалось два года. Открытие приурочили к празднованию Симхат Тора. Большая вместимость, роскошь внутреннего убранства изумляют. Через 100 лет возникший пожар забрал возведенную в камне мечту основателя, оставив в напоминание лишь имя заказчика.
Изначально архитектура, отвечающая традициям эпохи Возрождения, предполагала здание из трех нефов, которые смогли восстановить, но общие размеры сократили вдвое. Парные колонны, поставленные рядами, поддерживают женский отсек. Осталась неизменной мехица, представляющая собой балкон. Восстановление шло в популярном для того времени стиле барокко, разбавленном неоготикой. Остроконечные очертания постройки, дополненные по углам причудливыми башенками, устремляются в небеса. На купольную крышу достроенного вестибюля установили звезду Давида. Изменился и интерьер. Украшенный позолотой свод придал пространству воздушности, невесомости, сделав атмосферу праздничной.
В кровавую войну немцы превратили молельню в склад, где собирали со всей страны мебель, культовые предметы, домашнюю утварь для будущей бесчеловечной по замыслам выставки. Преступным планам не суждено было осуществиться, собранные сохранившиеся вещи легли в основу экспонатов этнографического отдела музея. В коллекции много изделий из текстиля, серебряная посуда, большая библиотека, освещающая историю жизни здешнего населения. Останавливает, восхищая, оригинальный кувшин для вина, разукрашенный резьбой, выполненный в форме сапога натуральной величины. Привлекает внимание флаг - подарок Фердинанда II диаспоре за оказанную помощь в борьбе чехов со шведами. На нем вышито прекраснейшее изречение: "Слушай, Израиль! Когда плачет сердце, слышит лишь Бог…"
Стоит посмотреть изумительный храм Божий, расположившийся в самом сердце квартала, получивший название благодаря испанским иудеям, спасавшимся в Праге от преследующей их инквизиции, построившим здесь в XII ст. весьма скромное здание для общения с Всевышним.

Испанская церковь

Необыкновенно красивая, квадратной формы, самая младшая святыня в восточном экзотическом оформлении напоминает, скорее, мечеть. Величие подчеркивается венчающим центральным куполом. Изысканная внутренняя отделка изумляет орнаментами, выполненными в растительных и геометрических мотивах, присущих исламу. Резные фигурки украшают двери, перила. На стенах - великолепные фрески. Лепнина, мозаичный пол, блеск позолоты приводят в восторг. Витражные окошки пропускают преломленные лучи солнца, завораживает с восточной стороны "Ковчег торы" и витраж формой шестиконечной звезды. Рядами расставлены скамейки для прихожан. В приятной прохладе при удивительной акустике торжественно звучит музыка органа, проникающая в душу.
Неоднократно дом горел, разрушался, подобно птице Феникс, поднимался, воскресал, становясь краше с помощью различных дополнений. В 1935 г. помещение по инициативе архитектора Карела Пецанека расширили. После фашистской оккупации храм находился длительный период в запустении, его хотели снести, лишь благодаря работникам Института по охране памятников удалось избежать уничтожения. После реконструкции по пятницам здесь проводят мессу. Организована выставка, знакомящая с историей нации, с коллекцией книг писателей-евреев, среди них - произведения Франца Кафки, которому установили неподалеку памятник. Предоставлена чудесная возможность насладиться звучанием классических произведений, провести обряд бракосочетания.

Удивительная скульптура гению пера

Скульптурная композиция, установленная в 2003 г., притягивает неординарностью, заставляя призадуматься. На бестелесной фигуре пустого костюма, идущего по улице, утопающего по щиколотку в основе постамента, сидит немецкоязычный писатель-иудей Кафка. На первый взгляд видимое кажется абсурдным, не поддающимся никакой логике. Что желал сказать Ярослав Рон, изваявший скульптуру? Возможно, хотел показать человека, сумевшего подняться над собой или убедить, что костюм - всего лишь внешняя оболочка, главное не в ней? Об этом знал только скульптор, давший тему для размышления. Установили необыкновенное детище Рона на месте, где раньше стояли ворота, ведущие в гетто. Случайное совпадение или намек, что все люди равны на чешской земле?
Улица Широка приведет к уникальному памятнику жертвам нацизма. Миновать, пропустить - невозможно, тысячи устремляются сюда, чтобы отдать дань памяти погибшим в кровавой мясорубке войны. Поклониться девушкам, так никогда и не родившим, помянуть юношей, потерявших своих невест, принести горсть конфет детишкам, не наевшимися ими сполна.

Пинкасова синагога

По легенде ее основатель был нищим. Но судьба иногда делает неожиданные, непредсказуемые виражи, преподнося богатство довольно странным образом, как произошло с Пинкасом. Однажды, шутки ради, в открытое окно ему подбросили мертвую обезьяну, желудок которой был набит золотом. Божий дар? Возможно, но отнюдь не чудо. Животное принадлежало богатому магнату, любившему пробовать золотые монеты на зуб. Обезьянка, просто передразнивая, подражая, заглатывала их. Переполнив желудок, четвероногая шалунья умерла. Слугам хотелось подшутить над бедняком, посещавшим хозяина. Могли ли они предположить, что вместе с трупом подбрасывают средства для строительства храма?
В 1535 г. разбогатевший внезапно еврей именно на эти деньги построил небольшую аккуратную молельню для семейства, превратившуюся в дальнейшем в помещение ритуальных услуг. Теперь оно выполняет основное предназначение, став мемориалом соотечественникам, пострадавшим в Холокосте, относясь к Национальному музею. Это вечное напоминание живым не допустить на планете подобного безумства.
На стенах, служащих мемориальной доской, увековечены имена 77 297 чешских иудеев, 15 000 - дети разных возрастов, зверски замученные, убитые в застенках концлагерей. Но это еще не все. Здесь выставлены картины, рисунки тех, кому не позволили нацисты насладиться миром детства, повзрослеть, осуществить заветную мечту. Они навсегда остались в юном возрасте - дети-узники концлагеря Терезин.
Выставка познакомит с женской галереей, относящейся к XVII в., старинной ванной, использующей ранее для ритуалов омовения. По большим праздникам здесь происходят богослужения.
Увлекательное путешествие продолжается, впереди ждет встреча с новыми, не менее впечатляющими местами. Густые, заросшие травой тропинки, печально склонившиеся деревья, словно монашенки, оплакивающие кого-то. В шорохе листвы слышен невнятный шепот тысяч, погребенных здесь

Клаусова молельня, старое иудейское кладбище

Вспыхнувший в 1689 г пожар сжег дотла находящуюся рядом с Садом мертвых синагогу. Вместо нее по инициативе Соломона Халиша Коэна решили построить другую, небольшую, отсюда родилось ее название. Слово "claustrum", переведя с латыни, означает маленькая. Надпись на иврите привлекает внимание, на русском читается: "Это врата к Господу, сквозь них проходят справедливые".
По периметру стояли раньше сидения, предназначенные прихожанам, в центре - квадратная бима. Верхняя галерея отведена женщинам. Внутри прохладно и уютно: просторные витражные окна, чудесная лепнина придают особый шарм.
Главный неф знакомит с предметами одежды и картинами, помогающими понять лучше праздники нации, молитвы, истоки иудаизма. Женская половина позволяет увидеть эпизоды будничной повседневной жизни матери, жены: уход за членами семьи, ведение хозяйства. Показан обряд рождения, традиция обрезания, свадьба с присущими народу обычаями, процесс развода.
Здесь располагается старое кладбище, смотрящееся немного непривычно, жутко. Крошечный участок земли вмещает в себя более 100 тыс. захоронений, 12 тысяч надгробных плит, тесно прижавшихся между собой. Умерших было гораздо больше, чем свободных земельных участков, поэтому людей хоронили друг на друге в несколько слоев.
Переплетенный лабиринт разных судеб, от которых остались постаревшие камни, вызывающие грустные мысли. Многие от старости накренились, время стерло имена, воспоминания. По сохранившимся надгробным символам, словно по книге, можно узнать род занятий умерших, давно позабытых.
Говорят, раньше здесь хоронили животных. Однажды кто-то подбросил убитую собаку с целью осквернить святыню. Мудрый Лев не позволил выбросить труп, сказав, что, любое мертвое тело, попавшее на кладбище, должно быть предано земле, пса похоронили. Правда ли это? Никто не знает, даже истина успела зарасти травой.
Могила рабби Лева расположена здесь же. Тысячи паломников посещают ее, это место не менее людно, чем метро в часы пик. Ходят слухи, что и сейчас мудрец, сидя в могиле, читает старинные рукописи. Так будет до тех пор, пока не появится последний его правнук, положив на могилку цветок розы, не произнесет: "Большой раввин, вопрос решен", - тогда лишь, вздохнув, он обратится к Творцу с просьбой призвать к себе, тело тут же станет прахом. Люди кладут ему записки с просьбой исполнить желание. Говорят, он никому не отказывает.
На Марианской площади великой мистической персоне установлена статуя. Лев изображен с маленькой внучкой, выглядывающей из-под полы его хитона. Как ни странно, именно малышка подарила ему прекрасную розу, в капельке росы которой поджидала его смерть.
Турист, созерцающий могильные камни, на какое-то мгновение сливается со спрятавшейся за ними духовностью. Живой, стоящий здесь, он становится ее материальным воплощением. Каждый приобретенный сюда билет есть не что иное, как неоспоримое доказательство величайшей ценности исчезнувшего мира еврейской Праги. Это так, но пора отправляться дальше.

Высокая синагога

Возведенная в 1568 г. необычная постройка в стиле готики не выделяется по высоте. Тогда откуда название? Объяснение простое: она совмещена с ратушей. Молельный зал размещен на втором этаже, попасть туда можно было только через зал заседаний, расположенный внизу. Создатель проекта - Панкратий Родер. Финансировал строительство Мордехай Майзель, подаривший ей частицу священной Торы, хранимую на протяжении столетий. Изначально здесь судьбы людские вершили старейшины.
Выразительность фасаду придавала пластика, вычурные орнаменты. Устремленные ввысь своды заканчивались восьмиконечной звездой, внизу поставлены бирмы в окружении скамей. Три просторных окошка с северной стороны пропускали дневной свет. Множественные рельефы, рисунки, фризы, подчеркивали богатый вид молитвенного зала. Самое яркое украшение - два сверкающих позолоченных ангельских крыла на большом узорчатом щите.
Святыня не единожды переживала разрушения, особого ущерба нанес пожар 1689 г. Архитектору Павлу Байеру пришлось поднимать ее практически из пепла, восстановить полностью, к сожалению, не удалось. С южной стороны достроили галерею для женщин, на окна установили ажурные деревянные решетки, фасад стал более простым, сделали отдельный вход в молельню. Облик ее после произведенных ремонтных работ значительно изменился. Богослужения проходили вплоть до 1941 г. В войну нацисты использовали помещение, как и большинство других, под склад.
Окончательные работы по реконструкции, придавшие современный вид, закончились в 1996 г. По сей день в одной стороне продолжают вести службу, другая отдана музею, где выставлены священные писания, реликвии, различные украшения из серебра, вызывающие восторженность.
Аура многовекового присутствия евреев зависла над чешскими улицами, словно серебристый туман, прячась в закоулках старых домов, каждом камешке, подобно руке кукловода в кукле. Обратив взор на примыкающее сооружение, непременно сумеете ощутить ее.

Еврейская ратуша

До XIX в. два здания были неразделимы: в синагоге молились, очищались душой, по соседству - административный и культурный центры, где заседали старейшины, судили нарушителей закона раввины.
Возведение ратуши началось в период расцвета иудейской общины в 70-х гг. XVI ст., когда численность жителей в гетто достигла 7 000, что составляло 30% от всего пражского населения. Здешний мэр Майзель, считавшийся богатейшим человеком столицы, выделил для строительства собственные деньги. В 1586 г. работы завершили. Пережило строение пожары, разрушения, чудом уцелело при фашизме, перестраивалось, менялось.
Что особенного, привлекательного в сооружении, возведенном в стиле рококо? Поднимите вверх голову. Уникальная башня, достигающая почти 28 м в вышину, необычной формы заставит приостановиться любого, замерев на миг. Ее позволил поставить в 1648 г. монарх Фердинанд III в благодарность нации, помогавшей оборонять Карлов мост при шведской осаде. Глядя на нее, любой воскликнет: "Это же шляпа рядового шведского солдата только большущего размера". И не ошибется. Верхушка украшена сияющей на солнце золотой звездой Давида, видимой издалека.
Поражают размещенные часы с римскими цифрами, а над центральным фасадом - еще одна их парочка с обратным ходом, воспеваемая мастерами пера. Вместо цифр на циферблате - непонятные символы - написанные на иврите буквы. Странно, стрелки идут в обратном направлении. Как это понимать? Объяснение простое: израильтяне делают записи справа налево, по этому правилу работает и часовой механизм. Его сделал королевский пражский часовщик Ландесбергер. Далеко не каждому удастся определить по ним время.
Жаль, что туристам здесь позволяют посещать исключительно только кошерный ресторан. Но в этом есть преимущество: сполна сможете оценить вкус здоровой пищи еврейского народа: фаршированную рыбу вам подадут на блюде со свежими овощами, нашпигованная баранья ножка ароматом ошеломит, вызовет желание вкусить хотя бы кусочек. Насытившись, почувствуете, как градус вашего настроения взлетит вверх. Печальные впечатления от посещения кладбища потихоньку растают, оптимизм гонимой всеми нации переполнит, и захочется воскликнуть: "Жизнь прекрасна!"
Подошло к концу путешествие по Йозефу кварталу, приоткрывшему завесу собственной жизни. Но дивный каменный цветок под названием Прага, бережно хранящий волшебную музыку веков, манит новыми неразгаданными тайнами, снова зовет, и не хватает сил устоять перед этим зовом.

Квартал Йозефов или Еврейский квартал - это один из крупнейших центров еврейской культуры в Центральной Европе. Расположен рядом со и представляет собой небольшой по размерам квартал с узкими улочками и дорогими бутиками. Здесь сосредоточены памятные объекты: синагоги, ратуша, кладбище, а так же памятники.

Основные объекты еврейского музея

Самым значимым объектом в квартале является (1), в котором можно узнать историю, культуру, традиции, а так же обычаи еврейского народа с момента появления в Праге (X век) и до сегодняшнего дня.

Музей был основан в 1906 году. Главной целью музея было сохранить ценности снесенных синагог.

Сегодня фонд музея насчитывает 40 000 различных экспонатов и 100 000 книг. Основная часть коллекция была собрана нацистами, при конфискации имущества чешских евреев в период с 1939 по 1944 год.

Большинство объектов в квартале относятся к , поэтому есть смысл приобрести единый билет и отправиться на детальное изучение. Советуем вам приобретать билет с посещением еврейского музея и Староновой синагоги, так вы не только сэкономите, но и увидите все доступные к посещению объекты. Нижеприведенные объекты относятся к Еврейскому музею.

Клаусова Синагога

Скульптура Моисея

Скульптура (10) расположена недалеко от Староновой синагоги. Это работа скульптора Франтишек Билека,датированная 1905 годом.

Долгие годы скульптура находилась на территории виллы скульптора и лишь спустя 32 года была установлена в Еврейском квартале.

Памятник Францу Кафке


Популярные экскурсии по кварталу

  • (75.00 €, 2 часа)
  • (15.00 €, 2 часа)
  • (175.00 €, 4 часа)

История квартала

Первые евреи в столице появились в X веке, именно поэтому пражское гетто считается самым древним в Европе. Изначально евреи, в основном мелкие торговцы, расселились в районе Вышеграда. К XIII веку чешская столица стала крупнейшим центром европейского еврейства, а уже в середине XIII века образовался отдельный квартал в Старом городе. Такая изоляция была специально организована властями, которые также отстранили евреев от участия в политической жизни страны и нередко провоцировали антисемитские погромы. В этот период в квартале появились Староновая синагога и Еврейское кладбище.

К началу XVII века численность евреев составляла 15 000 человек, что составляло 30% от населения столицы. Прага получила негласный статус «города трех народов» - здесь проживали чехи, немцы и евреи. Если до конца XIX пражские евреи говорили на идише, то до XX века на немецком, лишь в ритуальных целях использовался иврит. Лишь с двадцатого столетия евреи начали использовать чешский язык.

Главным раввином в 1597-1609 годы являлся Махарал, или в миру Йегуда Лёв Бен Бецалель, - один из величайших еврейских ученых столицы. Сегодня его могила на Еврейском кладбище является местом еврейского поломничества.

Жизнь пражских евреев не была так проста. Политическая ситуация евреев с австрийскими властями в XVIII веке была напряженная. Таким образом, по указу императрицы Марии Терезии, в 1745 году евреи были изгнаны из Праги, поскольку были опасения, что еврейская община примкнёт к прусской армии. Однако через три года, в 1748 году, евреям было разрешено вернуться в Прагу.

Лишь после революции 1848 года, евреи получили гражданские и политические права на чешской земле. Через два года, в 1850 году Пражское гетто официально получило статус административного квартала столицы, получив название «Йозефов», в честь императора Иосифа II, который издал указы, благодаря которым евреи получили равные права с христианами.

В конце XIX - начале XX веков большая часть квартала была уничтожена в связи с перепланировкой еврейских трущоб, однако большинство памятников архитектуры не были снесены. Сохранились следующие объекты: синагоги Староновая, Пинкасова, Майзелова, Клаусовая, Высокая, Испанская, так же Еврейская ратуша и Старое еврейское кладбище.

В начале XX века Прагу начали заселять коренные чехи, в связи с чем численность евреев составляла всего 10%.

Основная часть населения пражских евреев была уничтожена в ходе Второй мировой войны, во время Холокоста. Память о почивших сохранились в произведениях Франца Кафки, в романе Майринка «Голем», а так же в рассказе борхеса «Тайное чудо».

Квартал номер 5

Еврейский квартал зажат между и рекой . Его история началась в XIII веке, когда еврейскую общину в Праге заставили покинуть свои привычные дома и перебраться в один район, окруженный стеной. Так образовалось пражское еврейское гетто - своего рода город, где евреи обустраивали свою жизнь и развивали свою культуру, не имея таких привилегий, как остальные пражане.

Квартал был назван « » в память об Иосифе II, чьи реформы и патент веротерпимости облегчили евреям условия жизни. Благодаря конституции 1848 года они получили равные с жителями Праги права и возможность покидать гетто. Это разрешение привело к тому, что богатые евреи переселились в более престижные районы города, а сам «Пятый квартал» (таким был номер гетто согласно административному делению) пришел в упадок. Санитария в конце XIX века там была на нуле, и власти Праги решили устранить угрозу эпидемии. Было снесено 300 домов и уничтожено 20 средневековых улочек.

Статья-отзыв о достопримечательностях Старого города и Еврейского квартала в Праге. Даем полезные советы и информацию: что посетить, часы работы, цены, адреса.

Старый город и Еврейский квартал в Праге плавно перетекают друг в друга, хотя когда-то гетто было отгорожено стеной. Советуем посещать их вместе, чтобы почувствовать разницу.

Старый город (Staré Město)

Расположен Старый город вокруг Староместской площади - самой посещаемой в Праге. Сразу скажем, что нам он не понравился вообще. Нет никакой аутентичности: куча туристов, дорогих заведений и пошлых сувенирных лавок. Дома пресные. Ниже перечислим, что привлекло наше внимание.

Староместская площадь

Площадь - обычно первое место, которое посещают туристы в Праге. Отсюда начинается большинство экскурсий. На площади аккумулировано много достопримечательностей, поэтому мы написали о ней отдельную статью.

Карлов мост (Karlův most)

Мост стоит посетить на рассвете, только если не хотите попасть в базарную толчею. На мосту стоят горе-художники и горе-музыканты. Говорят, поздно вечером тоже туристов мало - мы не проверяли.

Площадь Крестоносцев у Карлова моста (Křižovnické náměstí)

Удивительно красив ансамбль площади вечером: костел св. Франциска Ассизского, собор св. Сальвадора и Староместская мостовая башня. Редкое место в Праге, где перестаешь обращать внимание на толкущихся туристов и действительно наслаждаешься красотой зданий.

Пороховая башня (Prašná brána)

Готические ворота XV века на площади Республики (Náměstí Republiky) выделяются среди окружающих домов. Есть смотровая площадка, стоит 100 крон. Адрес: nám. Republiky 5.

Экскурсии по Старому городу

Мы считаем, Прага - один из тех городов, где без знания истории, легенд и тайн становится скучно. Чтобы не разочароваться в городе, возьмите тематическую экскурсию по Старому городу - например, "Магия и мистика Праги" или "Пешеходная экскурсия по правобережной Праге".

Старый город Праги на карте

Еврейский квартал в Праге (Josefov)

Йозефов - это бывшее еврейское гетто. Квартал оправдывает свое название высокой стоимостью посещения достопримечательностей. Однако он на удивление тих и живописен, по нему приятно гулять и заглядывать в витрины дорогих антикварных лавок.

Как добраться до Еврейского квартала в Праге? Лучше всего поехать на метро и выйти на станции Staroměstská, а дальше идти пешком. Также можно доехать на трамваях №17 и №18 и выйти на одноименной остановке.

Еврейский музей, кладбище и синагоги

Комбо-билет стоит 330 крон, в него входят Испанская, Майзелова, Пинкасова и Клаусова синагоги, Церемониальный зал, кладбище и временная выставка. Комбо-билет на посещение всех достопримечательностей квартала - 550 крон. Увы, приобрести отдельный билет только в музей или только на кладбище нельзя! Синагоги нас не слишком интересовали, поэтому мы не стали посещать.

Часы работы: в зимнее время с 9:00 до 16:30, в летнее - до 18:00. Закрыто по воскресеньям и в еврейские праздники. Уточняйте даты праздников и режим работы на официальном сайте .

Собор св. Духа и памятник Кафке

Kostel Svatého Ducha - это единственная церковь в еврейском квартале. Внутрь попасть можно только во время службы. Рядом есть необычный памятник Кафке.

Шалом, друзья. Сегодня мы расскажем о маленьком, но от того не менее интересном районе Йозефов. По другому он еще называется Еврейский квартал в Праге. Район Йозефов (Josefov) расположен на правом берегу Влтавы. Он соседствует со и Старым Городом (Старе Место).

По нему хорошо гулять и днём, и вечером. Осмотрев этот привлекательный кусочек Праги при свете, мы решили вернуться сюда после заката и получили огромное удовольствие, бродя по его тихим, теперь уже ночным улочкам.

Административная зона Прага 1. Квартал Йозефов — самая маленькая земельная единица города, частично входит в исторический район Старой Праги ().

Исторические данные

Еврейский квартал, на месте которого потом возник Йозефов, появился в городе в XI веке.

Здесь, на окраине Праги, своей обособленной жизнью жили еврейские семьи. Поселение было обнесено защитной стеной. За пределами этой иудейской части столицы — Еврейского города (Židovskéměsto) селиться было запрещено.

В городке была школа, религиозные сооружения, кладбище, иными словами, жизнь шла своим чередом.

Писатель Лео Перуц (1882—1957) в своей книге «Ночи под каменным мостом» вспоминает, как выглядел в его детстве район Йозефов:

«... прижавшиеся друг к другу дряхлые дома, находящиеся в последней стадии разрушения, надстройки и пристройки, загромождающие узкие переулки. Кривые и ломаные улочки, в паутине которых мне не раз случалось блуждать, потеряв всякие ориентиры.

Крытые проходы без освещения, темные дворы, дыры в стенах оград, пещерообразные ниши, в которых лоточники устраивались со своим товаром. Колодцы с воротами и цистерны, из которых нельзя было пить сырую воду, потому что она была заражена тифом, дежурной болезнью пражской бедноты.

И на каждом повороте, перекрестке, везде, куда ни кинь взгляд — сплошная темная масса трущоб, где кучковались пражские подонки.»

Интересный факт — именно здесь появилась первая на территории Европы типография, принадлежащая евреям.

Район Йозефов возник в 1850 году на месте гетто.

Такие гетто — иудейские поселения были распространены по всей Европе, позволяя иудеям сохранять свою веру и традиции. Только 3-4 процента жителей, в основном торговцев, говорили на языке страны. Остальные общались и учились на родном языке, не смешиваясь и не ассимилируясь с местным населением.

Живя рядом с городом, практически, евреи не являлись гражданами города и не обладали правами горожан. Но время шло, всё больше жителей гетто говорило на чешском языке и участвовало в городской жизни.

Возникла необходимость в расширении территории, улучшении условий проживания, да и городу было уже не обойтись без предприимчивых соседей. Несмотря на разницу верований, евреев пора было наделить такими же правами, как и у других жителей города.

Свое название эта часть города получила в честь Йозефа II, императора, который улучшил условия жизни иудеев столицы Чехии. Он издал указ, по которому их права приравнивались к правам христианского населения страны.

К концу XIX — началу XX века большая часть квартала была разрушена. На его месте планировалось строительство новых величественных зданий.

Однако нам повезло: большинство архитектурных памятников все же уцелело.

Среди них:

  • Пинкасова синагога
  • Староновая синагога
  • Майзелова синагога
  • Высокая синагога
  • Еврейская ратуша
  • Еврейское кладбище

Староновая синагога

Так как старые здания сносились, количество исконных жителей этого квартала уменьшалось, переселяясь в другие районы Праги. Новые дома заселялись чехами.

Постепенный процесс привел к ожидаемому результату: здесь остались лишь самые бедные семьи и ультра ортодоксальные иудеи.

Во время войны Третий Рейх планировал уничтожение этой части города, но нацисты все же решили оставить район как напоминание о низшей расе, которая когда-то существовала.

Отправляемся на прогулку

Среди достопримечательностей квартала, сохранившихся до наших дней, можно выделить следующие:

  • Синагоги;
  • , одно из старейших в Европе;
  • Еврейский музей;
  • Еврейская ратуша;
  • Памятник Францу Кафке.

Синагог здесь сохранилось несколько и каждая интересна по-своему.

Староновая считается самой древней в Европе. Она была главной в гетто и до сих пор функционирует как религиозное учреждение.

Второй по значению здесь считалась Клаусова. Сейчас в ней выставка, знакомящая посетителей с бытом иудеев.

Самой красивой называют Испанскую. Она выполнена в арабо-мавританском стиле.

Если хотите узнать больше о жизни евреев Праги, отправляйтесь в Еврейский музей. Основой его коллекции стали два частных собрания историков А. Штейна и Г. Либена.

Во время войны фонд музея пополнился документами, которые фашисты изъяли у жителей гетто.

Большой интерес представляет ратуша.

За пределами Израиля это — единственное подобное сооружение. Узнать её можно по часам с двумя циферблатами, один – привычный нам, другой – как вы уже, наверное, догадались, еврейский, его стрелки двигаются в обратном направлении.

Мистическое существо

С одним из зданий пражского гетто, а именно со Староновой синагогой, связана загадочная легенда о Големе.

Предание гласит, что на чердаке этого здания каббалист и раввин Лёва создал глиняную фигуру — Голема. Если городу грозила беда, фигурка оживала, принимала гигантские размеры и вставала на защиту иудеев. Легенда прекрасно гармонирует с таинственной атмосферой столицы Чехии.

Знаменитые имена

Знаменита эта часть Праги не только своими мистическими существами, но и реально жившими там когда-то людьми.

Еще один человек, имя которого вошло в историю этого района – раввин Лёва. Он был похоронен на старом кладбище, одном из важнейших памятников архитектуры этого квартала.

Считается, что кладбище было основано в XV веке, по крайней мере, это столетие обозначено на старейшем надгробии. Захоронения здесь производились слоями.

Ещё кладбище считается местом собрания мифических сионских мудрецов и упоминается на страницах романа Умберто Эко «Пражское кладбище».

Теперь вы знаете, что посмотреть в пражском районе под названием Йозефов, куда сходить и на что обратить внимание.

Как добраться

  • На метро
    До конечной станции Староместска.
  • На трамвае
    №№ 17, 53 или автобусом № 207 до остановки Pravnika fakulta.

Адрес: Чехия, Прага, район Прага 1

Еврейский квартал на карте

Подписывайтесь на обновления нашего блога. До скорых встреч!