История православия в беларуси. В Люблине освящена мемориальная доска в честь защитника Православия князя Константина Острожского

(в переводе с греческого – «правильное знание», «правильное учение») – одно из направлений христианства, сформировавшиеся в I тысячелетии н.э. в Восточной Римской империи. Православие считает себя истинной апостольской верой, запечатлённой в Священном Писании и Священном Предании. Православная церковь считает себя единственной церковью основатель и глава которой Иисус Христос.

Православное вероучение основывается на Священном Писании (Библии) и Священном Предании , которое включает в себя постановления Вселенских Соборов. Также православные верят в Бога-отца, Бога-сына и в Святой дух . Церковь считает эти три образа неразрывно связанными друг с другом. В православии нет четко определённого количества таинств. Многочисленные церковные деятели имеют разные точки зрения по этому вопросу. Тем не менее крещение, церковный брак, миропомазание, евхаристия (причащение), исповедь, елеосвящение, священство считаются православными таинствами также как и у католиков. Иногда к этому списку еще относят погребение и монашеский постриг.

История православия на Белорусских землях ведет свой отсчёт с 988 г. , когда киевский князь Владимир крестил жителей Киева в Днепре и отправил греческих епископов крестить подданных всей Киевской Руси. Уже в 992 г. была основана Полоцкая епархия. Приблизительно в 1000 г. Полоцкая княгиня Рогнеда основала монастырь в Изяславле.

Нельзя обойти вниманием деятельность покровительницы белорусских земель – Ефросинии Полоцкой. Приняв монашеский постриг в 12-летнем возрасте, Ефросиния всячески способствовала развитию православия в Полоцком княжестве. Она переписывала церковные книги, открыла школу для детей, в которой сама преподавала. По заказу Ефросинии мастер Лазар Богша сделал уникальный деревянный крест , оббитый золотом и драгоценными камнями, ставший одной из главных православных реликвий Беларуси. Также Ефросиния основала собственный монастрырь в Полоцке.

В Великом княжестве Литовском православие являлось одной из доминирующих религий. В 1315 г. в Новогрудке была образована православная кафедра во главе с митрополитом. В результате объединения православной и католической церквей в 1596 г. число православных верующих начало сокращаться. Этому способствовала активная полонизация белорусских земель: насаждение латинских элементов в униатском богослужении, ведение богослужений на польском языке.

В конце XVIII века белорусские земли полностью вошли в состав Российской империи и позиции православия вновь начинают укрепляться. Открываются закрытые ранее церкви, переосвящаются католические костёлы.

После того, как Беларусь вошла в состав СССР в конце 1922 года, в стране начинается масштабная компания по борьбе с религиями. Монастыри, семинарии и храмы массово закрывали, их имущество подлежало национализации. До перестройки деятельность любых религиозных институтов была запрещена

Сегодня Православная церковь является крупнейшей религиозной конфессией на территории Беларуси. По данным переписи 2009 г. почти половина всего населения страны (4,5 млн. человек) являются православными.

В Беларуси сохранилось множество церквей и монастырей. Главным православным храмом считается расположенный в Минске. Именно здесь находится чудотворная Минская икона Божьей Матери. Согласно легендам, жители Минска увидели образ, плывущим по Свислочи в районе минского замка. Горожане достали икону из воды и поставили в замковой Рождества- Богородичной церкви, где образ находился до 1616 г.

В северной части столицы расположен , основанный в 1999 г. При монастыре работают многочисленные мастерские, открыта трапезная для паломников и несколько монастырских лавок. Монастырь занимается благотворительной деятельностью по реабилитации наркозависимых.

Одной из главных православных святынь является комплекс полоцкого , основанный Святой Евросинией Полоцкой в XII в. Спасо-Ефросиньевский монастырь был одним из первых женских православных монастырей в Беларуси. В монастыре хранятся бесценные православные реликвии. Это мощи Преподобной Евросинии Полоцкой и копия креста XII века, декорированного драгоценными камнями и металлами. Также на территории монастыря находится , построенная зодчим Иоаном по заказу Преподобной Ефросинии в первой половине XII века.

На месте деревне Пустынки Мстиславского района Могилевской области находится действующий православный . Этот монастырь примечателен тем, что около него протекает чудодейственная криница, которая обладает целебными свойствами. Еще одним знаком Божьей благодати считается проявившийся лик Иисуса Христа на одной из стен Покровской церкви.

Уникальный действует в Слонимском районе Гродненской области. Своим появлением монастырь обязан Чудотворному Образу Матери Божией Жировичской. В 1494 г. местные пастухи обнаружили икону в ветках дерева в глубине леса и отнесли её хозяину местечка, который воздвиг церковь в честь образа Божьей Матери. Современный вид монастырь обрёл в XVII-XVIII веках.

Ознакомиться с православной культурой и традициями Беларуси Вы можете, заказав экскурсию или индивидуальный тур на нашем сайте:

  • Посетить центр православия в Беларуси Вы можете, заказав экскурсию в Святодухов кафедральный собор - памятник архитектуры XVII века в стиле виленского барокко, где храниться чудотворная икона божьей матери Минской, Свято-Елисаветинский монастырь.

Московского Патриархата, образован в окт. 1989 г. в соответствии с решением Архиерейского Собора РПЦ 9 11 окт. 1989 г. Б. Э. канонически составляют епархии с их благочиниями, приходами, мон рями, духовными учебными заведениями, к рые находятся в… … Православная энциклопедия

- (от греч. ἔξαρχος внешняя власть) в Византии в конце VI VII веков административно территориальная единица, наместничество за пределами метрополии, аналогичное колониальному владению или «заморскому штату». В современном православии и… … Википедия

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ - образован в сент. 1945 г. в связи с возвращением в юрисдикцию Московского Патриархата общин, ранее пребывавших в Западноевропейском Экзархате русских приходов К польского Патриархата; включал приходы РПЦ на территории ряда западноевроп. гос в, а… … Православная энциклопедия

БЕЛАРУСЬ - [Республика Беларусь, Белоруссия], гос во в Вост. Европе. Территория: 207,6 тыс. кв. км. Столица: Минск. География. Граничит на северо западе с Литвой, на севере с Латвией, на северо востоке и востоке с Россией, на юге с Украиной, на западе с… … Православная энциклопедия

Белорусская Православная Церковь … Википедия

Крупнейшей религиозной конфессией Белоруссии является православие. Содержание 1 Численность верующих 2 Конфессии в Белоруссии 2.1 Кол … Википедия

В состав Русской православной церкви входят епархии прямого подчинения в России, Ближнем зарубежье, Америке и Европе, Китайская и Японская автономные православные церкви, самоуправляемые Украинская, Молдавская, Латвийская, Эстонская и Русская… … Википедия

Белорусский Экзархат Московского Патриархата (также Белорусская Православная Церковь) экзархат Русской Православной Церкви, охватывающий территорию Белоруссии; «каноническое подразделение Московского Патриархата (Русской Православной… … Википедия

Архиепископ Димитрий Архиепископ Витебский и Оршанский до 18 февраля 1999 года епископ c 7 июля 1992 года … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Белоруссия (значения), также см. Беларусь (значения) Белоруссия белор. Беларусь … Википедия

Книги

  • Этюды о разумной вере , , В книге рассмотрены религиозные истоки кантовской "разумной веры" и ее восприятие западными философами и русскими богословами; необычно развернута тема" богословие и наука", понимаемая в… Издатель: Белорусский Экзархат ,
  • Церковь призывает к единству. Слово Святого Патриарха Московского и всея Руси Кирилла , Гаврюшин Николай Константинович , В настоящем издании представлены выдержки из выступлений, проповедей, бесед и интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, призывающего к сохранению единства внутри Русской… Издатель:

Краткий исторический очерк

В результате изменения государственных границ, которое последовало по окончании Первой Мировой войны, вся западная часть Белоруссии была включена в состав Польского государства, а более чем полторы тысячи православных церковных приходов оказались в юрисдикции автокефальной Православной Церкви Польши.

После известных исторических потрясений и катастроф, советская власть установилась к 1918 году в Могилевской, Смоленской, Витебской и на значительной части Минской губерний. В период до 1941 года борьба с религией вообще и с Православной Церковью в частности не переставала ни на миг, принимая большую или меньшую степень интенсивности. Постановление Патриарха Тихона и Священного Синода в Москве от 7/20 ноября 1920 года? 362 о предоставлении епархиальным архиереям больших полномочий и прав в деле устроения церковной жизни в их епархиях послужило основанием для объявления Белорусской Православной митрополии 23 июня 1922 года. Во главе ее встал епископ Минский Мелхиседек, избранный митрополитом Минским и Белорусским. Но репрессии советских властей не давали возможности установления нормальной церковной жизни. После многочисленных арестов и ссылок митрополит Мелхиседек скоропостижно скончался в конце 20-х годов в Москве во время служения Божественной литургии. Вслед за ним в тюрьмах и лагерях окончили свой земной путь почти все православные священники и епископы советской Беларуси. Их места некоторое время занимали обновленцы, но и они вскоре сгинули. Церковная и религиозная жизнь на этой части Беларуси замерла... К началу Второй Мировой войны в восточных пределах Белоруссии осталось только две церкви, где периодически совершались богослужения.

В границах Польской республики существовало пять епархий - Варшавско-Холмская, Волынская, Полесская, Гродненская и Виленская. Они окормляли до пяти миллионов коренных православных жителей всей Польши и составляли Польскую Автокефальную Православную Церковь, получившую автокефалию от Константинопольского Патриарха Григория III в 1924 году по ходатайству епископата и правительства. Но единственным документом юридического значения, якобы нормировавшим положение Православной Церкви в этой республике, были так называемые "Временные правила об отношении правительства к Православной Церкви в Польше", подписанные министром просвещения и вероисповеданий в 1922 году. О значении этого документа можно судить по тому, что он совершенно не препятствовал медленному уничтожению в Варшаве уникального храма, сравнимого лишь с храмом Христа Спасителя в Москве, - собора во имя Святого благоверного великого князя Александра Невского, подаренного Россией православным жителям Польши и ее столицы.

После подписания в 1925 году польским правительством и папой Римским конкордата, объявившего католичество господствующим вероисповеданием в Польше, началась вакханалия уничтожения всего православного: из полутора тысяч храмов Православной Церкви в Польше треть их была отнята у верующих; в течение одного лишь 1938 года уничтожено 140 церквей, а перед началом Второй Мировой войны - 150 храмов и молитвенных домов.

Вместе с этим были почти полностью ликвидированы белорусские и украинские национальные школы. По правительственной программе, с 1934 года началась повальная полонизация белорусов. Обучение Закону Божию и проповеди священников отныне могли осуществляться только на польском языке.

При этом лишь 18 ноября 1938 года президент Польской республики, председатель министров и министр вероисповеданий подписали "Внутренний устав святой Польской Автокефальной Церкви", а 30 декабря последовал указ президента о легальном существовании Православной Церкви в государстве.

После советской оккупации Западной Беларуси 1 сентября 1939 года последовали новые изменения в церковном устройстве православных. Вильна была отдана Литовской республике, и в 1940 году туда был назначен из Москвы митрополит Сергий Воскресенский с титулом Митрополит Виленский и Литовский, Экзарх Прибалтики.

На кафедру Волынской епархии митрополитом Сергием Страгородским был назначен митрополит Николай Ярошевич с титулом Экзарха Западной Украины и Беларуси.

Новосозданную Гродненско-Вилейскую епархию возглавлял архиеписком Пантелеимон Рожновский, имевший с 1941 года в качестве викарного епископа Брестского Венедикта Бобковского.

Епископом Полесским в Пинск был назначен в первой половине июня 1941 года архимандрит Почаевской лавры Вениамин Новицкий.

Оккупировавшие Беларусь немецко-фашистские войска застали картину почти полного уничтожения Православной Церкви.

Священнослужителей и монахов не было, церкви были разрушены или закрыты, в столице Минске из девяти уцелевших действовала одна Свято-Александро-Невская церковь на старинном Военном кладбище. Однако верующих было огромное множество, и, желая приобрести симпатии населения, оккупационные власти не препятствовали возрождению церковной жизни.

Митрополит Пантелеимон и епископ Венедикт получили следующие условия, на которых власти соглашались разрешить церковное обустройство:

1) Православная Церковь в Беларуси руководствуется своими святыми канонами, и немецкая власть не вмешивается в ее внутреннюю жизнь;

2) Православная Церковь в Беларуси должна называться "Белорусская Автокефальная Православная Национальная Церковь;

3) проповедь, обучение Закону Божию и церковное письмоводительство должны вестись на белорусском языке;

4) назначение епископов, благочинных и священников не должно производиться без ведома немецкой власти;

5) должен быть представлен статут "Белорусской Православной Автокефальной Национальной Церкви";

6) богослужения должны совершаться на церковно-славянском языке.

На специально устроенном церковном заседании, созванном митрополитом Пантелеимоном, было постановлено:

1) принять к руководству и исполнению условия, представленные в письме Генерального комиссариата Беларуси;

2) перенести резиденцию митрополита из Жировицкого монастыря в столицу Беларуси - город Минск;

3) открыть духовную семинарию;

4) присвоить митрополиту Пантелеимону титул "Митрополит Минский и всея Беларуси".

Впрочем, вскоре белорусские политические деятели добились отстранения митрополита Пантелеимона от управления Церковью за его строго русские и монархические убеждения и впредь не переставали вмешиваться в дела церковного устроения на Беларуси, которое вскоре зашло в тупик.

Для решения главных вопросов митрополит Пантелеимон созвал собор епископов. На соборе постановили открыть шесть епархий - Витебскую, Гродненскую, Минскую, Могилевскую, Новогрудскую и Смоленскую - и рукоположить к ним епископов.

Был избран Синод в составе двух епископов под председательством митрополита.

Продолжая вмешиваться в дела церковного управления, белорусские политические деятели при поддержке оккупационных властей усугубляли свое гибельное влияние, добиваясь немецких указов об отстранении неугодных им епископов и изменения принимаемых решений. Их конфликт с митрополитом Пантелеимоном завершился отстранением немецкими властями правящего архиерея от дел и его ссылку в Вилейку, где он жил под надзором. Митрополита сменил епископ Филофей, но вскоре и он стал неугоден белорусским деятелям, ибо не объявлял требуемой автокефалии. Грубостью и угрозами от имени оккупационных властей они добились созыва общего Церковного собора 29 августа 1942 года. Впрочем, немецкие власти не считались ни с мнением Церкви, ни с мнением белорусский деятелей, и демонстрировали собственную программу отношений к Православной Церкви и народу, подлежащим в перспективе полной ликвидации. На соборе было ясно, что каноническое объявление автокефалии невозможно, и поэтому статут "Православной Белорусской Автокефальной Церкви" был рассмотрен без формального объявления автокефалии.

Временно наступило затишье, но через полгода белорусские деятели вновь начали смуту. Она продолжалась вплоть до прорыва советскими войсками линии фронта между Витебском и Оршей и спешной эвакуации белорусских иерархов из Гродно в Германию вместе с так мешавшими им белорусским политическими деятелями, политические амбиции которых принесли гибель многим тысячам православных. Оставшиеся на приходах священники разделяли и далее участь своих прихожан, а все постановления и труды епископата по созданию Белорусской Православной Церкви обратились в ничто и перешли в область истории.

Постепенно, особенно в период шестидесятых годов, закрывались и уничтожались и без того немногие уцелевшие храмы. Количество приходов резко сократилось и достигло 369.

Были закрыты Духовная Семинария и монастыри в Полоцке и Гродно.

Значительные перемены в жизни Православной Церкви в Беларуси начались с 1989 года после празднования 1000-летия Крещения Руси.

В октябре этого года были возрождены Полоцкая, Могилевская и Пинская епархии, в январе 1990 - восстановлена Гомельская и учреждена Брестская кафедры, в октябре 1991 - учреждена Новогрудская и Гродненская, а в мае 1992 - Туровская и Витебская епархии.

К началу 1991 года в республике насчитывалось 609 приходов. Канонически все десять епархий на территории Беларуси входят в состав учрежденного в 1990 году Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви, имеющего административную самостоятельность и управляющегося Синодом во главе с Митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, которым является Высокопреосвященнейший Филарет, принявший Минскую кафедру в 1978 году.

Второе официальное наименование Белорусского Экзархата - Белорусская Православная Церковь. В 1989 году (после закрытия в 1963 г.) возобновила свою деятельность Минская Духовная Семинария; в 1993 - решением Синода учреждена Белорусская Духовная Академия.

По состоянию на 1 июля 1994 года Белорусская Православная Церковь насчитывала 850 приходов и 8 монастырей, а ко времени второго визита Святейшего Патриарха Московского Алексия Второго на Белую Русь здесь действовали уже 918 приходов, 3 мужских и 6 женских монастырей.

Христианство пришло на земли Белой руси задолго до крещения 998 года. Дух христианства к нам принес, по выпавшему ему жребию, святой апостол Андрей Первозванный. От него и были первые уверовавшие и крестившиеся Духом Святым. Вера во Христа стала приходить в княжество Полоцкое от прямых взаимосвязей со Скандинавией и Византией. После принятия веры христианской князем Владимиром крестилась и полочане - продданные князя Изяслава (сына Владимира), княжившего в Полоцке с 992 года. В это время начала быть и Полоцкая епархия и Православная Церковь в Беларуси.

С принятием христианства вся Русь ожила.

Духовная жизнь Белой Руси XII в. держалась на таких столпах веры Православия, как преподобная игумения Евфросиния, основательница Спасского монастыря в Полоцке (1173 г. в Иерусалиме), святители полоцкие Мина (1116 г.), Дионисий (1182 г.), Симеон (1280 г.), святитель Кирилл Туровский(1182 г.) - образованнейший человек того времени, избранный за мудрость и благочестие на епископскую кафедру и удостоившийся еще при жизни именования "Златослов".

В половине XII века Русь постигло первое великое испытание веры: нашествие полчищ Батыя. Киевская митрополичья кафедра до XIV века была единой для православных всей Руси. Под влиянием политических обстоятельств единая на Руси Церковь в XV столетии разделилась на две митрополии, каждая из которых считала себя восприемницей древней Киевской кафедры. В 1316 году Константинопольский Патриархат учредил самостоятельную Литовскую митрополию. Но уже в 1328 году Московский митрополит всея Руси Феогност просил Патриарха не назначать в Литовскую митрополию особого правящего архиерея, ибо Московский Владыка вместе с Великим князем Иваном Калитой желал объединить Русь под одним святительским омофором и единой властью. В этот период трое придворных Великого князя Литовского Ольгерда (Антоний, Евстафий и Иоанн) приняли мученическую кончину по его приказу за исповедание православной веры. Во многом это событие свидетельствует о непростых взаимоотношениях между православным народом и управителями Великого княжества Литовского. Для правящей элиты вера и принадлежность к Православию долго оставалась лишь инструментом в борьбе за власть.

В 1364 году митрополит Московский Алексий установил в Русской Церкви празднование памяти святых Виленских мучеников, чьи мощи и поныне нетленны. После кончины митрополита Феогноста в 1353 году, Великий князь Ольгерд через год добился открытия Литовской митрополии. Константинопольский Патриарх пошел на это для предотвращения войны между Литовскими и Московскими князьями.

КАТОЛИЧЕСКОЕ ВНЕДРЕНИЕ

В 1382 году сын Ольгерда Ягайло, женившись на польской королевне, принял престол Польских королей. Папа Римский, в свою очередь благословил этот брак при условии, что Ягайло вместе с подданными примет католичество. Ягайло не стал медлить и принял это условие объявив католическую религию государственной, а Православную Церковь лишил своего покровительства. Этим решением Ягайло положил начало духовного разделения народа, продолжающееся и в наше время. Однако милость Божия, по особому промыслу, не оставляла православных жителей Белорусских земель, и предваряя скорби, постигшие Православную Церковь в XVI - XVII веках, две чудовторные иконы Богоматери явились на нашей земле. В 1470 году в ветвях дикой груши обрели каменную икону Богородицы, получившую название Жировицкой, а в 1500 году жители Минска обрели образ Приснодевы Марии на водах Свислочи. Явившись, эти образы и по сей день благословляют, и укрепляют православных жителей Беларуси и православных паломников из других стран.

Со времени введения династической унии в 1386 году положение православных постоянно ухудшалось вследствие целенаправленной деятельности светской и духовной властей в угоду папству. Основные государственные должности занимали только католики. По праву патроната, польские короли раздавали православные митрополичью и епископские кафедры своим ставленникам. Как правило, это были люди далекие от христианства, но «отрабатывая» свою должность они часто преследовали цель унии любой ценой. Злоупотребления при замещении вакантных православных кафедр привели к постепенному разрушению Православной Церкви, разбазариванию ее имущества и духовному обнищанию пастырей с пасомыми. Это было как раз то чего добивались польские короли под водительством Ватиканской верхушки.

В 1591 году на тайной сходке четыре епископа решили в тайне готовить присоединение православных епархий к католической церкви. Не доведя до общественности, они обратились к королю за содействием в путешествии в Рим для утверждения унии. В декабре 1595 года в папском замке происходило торжественное заседание Священной коллегии, во время которого эти двое униатов присягнули от своего имени и от лица остальных западнорусских архиереев на вечное присоединение Православной Церкви в Великом княжестве Литовском и Польше к церкви католической. В 1596 году униаты и православные собрались в разных местах Бреста, но в один и тот же день: униаты - в кафедральном соборе, а православные - в частном доме. Ведь по указу властей все церкви в Бресте были закрыты! С этого времени начался тяжкий крестный путь Православной Церкви в Беларуси, который нес унижение и порабощение православных со стороны польско-католической власти. Так продолжалось 243 года. Единственной православной епархией в период с 1633 по 1793 год была Могилевская епархия. Свирепство униатов в этот период с трудом поддается описанию. По жестокости и фанатизму его можно назвать духовным геноцидом православных: им не разрешали молиться даже в шалашах. В некоторых городах участие жителей в крестных ходах каралось смертью. Церкви грабили, сжигали или перестраивали. Погребать своих умерших православным официально разрешалось лишь "без всякой церемонии церкви, тайно в ночи", как писал Виленский епископ в ответ на жалобу жителей.

Полное поражение православных во всех гражданских правах дополнялось уголовным преследованием, которое инициировалось и поощрялось властями. Непоколебимость православных и их стойкость в вере принудили власти не ждать, а насильно переводить приходы в унию под угрозой физической расправы. В это страшное время подвигами веры и защиты Православия прославилась святая праведная София, княгиня Слуцкая (1617 г.), преподобномученик Афанасий, игумен Брестский (1648 г.).

Во время гонений единственной защитой Православия становятся монастыри и народные братства. Они занимались благотворительностью; открывали школы, типографии, училища. Этот период прославлен самоотверженным трудом тысяч православных жителей Белой Руси, которыми сохранилось и возродилось Православие. В 1632 году Московия выступила войною против Польши. Совместно заявляла о себе и сила украинского казачества, а православные деятели - духовенства, шляхты, братств, цехов - выступило с решительными требованиями изменения политики государства в отношении к ним. Вновь избранный король Владислав четвертый вынужден был признать за православными гражданами право иметь свой епископат. Владислав четвертый представил на утверждение сейму "статьи успокоения религии греческой" и присягнул охранять православную веру. Волна жестокости и репрессий несколько ослабла, но католическая шляхта с духовенством продолжали свирепствовать. Королю пришлось создать спец. Комиссию, которая ограничила произвол католиков, но тогда свободную нишу заняли наиболее яростные униаты.

ПРАВОСЛАВИЕ ТОРЖЕСТВУЕТ

В 1775 году на Могилевскую кафедру был посвящен архимандрит Георгий Конисский, ректор Киево-Могилянской Академии. Им была открыта в Могилеве Духовная семинария и устроена в Архиерейском доме типография.
Святителем был собран огромный архив, по истории приходов, храмов и монастырей, составлен реестр случаев насилия над православными, так же он отстаивал судебные дела и неустанно трудился над возвышением духовного уровня пастырей и пасомых. Титанический труд и подвиги этого богослова, дипломата, историка и юриста, ученого архипастыря в защите и возрождении Православия в Беларуси побудили в 1992 году Синод Белорусского Экзархата причислить архиепископа Могилевского и Белорусского Георгия к лику местно чтимых святых.Одной из особенностей была ненависть к унии тех, кто был вовлечен в нее насилием и так или иначе пострадал. Преклонив головы перед силой, они не склонились духом. После разделов Речи Посполитой (1772 - 1795 годы), поводом для которых в определенной степени было не перестающее насилие католиков над православными, а также постоянные мольбы православных к русским царям о спасении, начался обратный процесс возвращения униатов в Православную Церковь. В феврале 1839 года, в Полоцке униатскими епископами было составлено соборное постановление о соединении униатов с Православной Церковью. Торжество Православия для белорусов состоялось 25 марта 1839 года.