Кто выбирает папу римского. Папа римский – глава Католической церкви: его место и роль в истории. Самые известные лица

Право избрания имеют кардиналы не старше 80 лет. Количество кардиналов, участвующих в выборе Римского епископа не должно превышать 120. Выборщики и те, кто им сопутствует, живут на территории Ватикана, ныне это дом святой Марты. Само голосование проходит в Сикстинской капелле. Все участвующие в конклаве не должны разглашать никакой информации, связанной с выборами.

С момента начала конклава дом святой Марты, Сикстинская капелла и места, предназначенные для совершения литургии, должны быть закрыты для всех, не имеющих права присутствовать в них. Вся территория Ватикана и его учреждений должны быть всецело подчинены тому, чтобы сохранить атмосферу тишины и молитвы. Никто не имеет права приближаться к кардиналам-выборщикам. Запрещена переписка и телефонная связь. Кардиналы не имеют права общаться с теми, кто не участвует в конклаве.
Чтобы ход конклава проходил гладко на его время назначаются секретарь Коллегии кардиналов, который исполняет обязанности секретаря выборов, обер-церемониймейстер с двумя помощниками и двумя монахами, работниками папской ризницы. Так же во время выборов кардиналам помогают несколько исповедников, владеющими несколькими языками и два врача.

В день начала конклава кардиналы собираются в соборе святого Петра на утреннюю мессу, которую совершает кардинал-декан. Позднее, днем, кардиналы во главе с кардиналом-деканом собираются в Паолинской капелле и с гимном Veni Creator Spiritus идут в Сикстинскую капеллу. Это место будет закрыто до конца выборов. Перед началом кардиналы-выборщики присягают на Евангелии, что соблюдут все, что указано в документах, касающихся избрания понтифика.
После присяги в часовне остаются церемониймейстеры и священнослужитель, который предложит участникам конклава духовные размышления. После завершения оба они покидают капеллу.
Кардиналы, ответственные за соблюдение секретности должны убедиться, не установлены ли в часовне передающие устройств. Выборщикам запрещено во время конклава чтение газет и журналов, прослушивания радио и телевидения.

Первая фаза конклава (pre-scrutinium) включает в себя подготовку и раздачу карточек для голосования, избрание трех скрутаторов (счетная комиссия), трех инфирмариев (они собирают голоса у кардиналов находящихся в лазарете) и трех ревизоров. Они выбираются на весь период конклава.

Как только начинается сама процедура голосования, папский обер-церемониймейстер, церемониймейстеры и секретарь Коллегии кардиналов покидают помещение, которое закрывает младший кардинал-дьякон. Во время голосования кардиналы остаются в Сикстинской капелле одни. На бюллетене для голосования кардинал четко пишет, почерком максимально неузнаваемым, имя того, за кого голосует.

Вторая фаза голосования (scrutinium) включает в себя: складывание бюллетеней в урну, перемешивание их, пересчет бюллетеней и голосов.
Каждый кардинал по старшинству, записав в бюллетене имя и сложив его, держа его поднятым вверх, так чтобы он был видим, приносит его к алтарю, на котором установлена урна для голосования. Подойдя к ней, кардинал произносит слова присяги: «Свидетель Христос Господь, Который будет меня судить, что я выбираю того, кто, считаю пред Богом, должен быть выбран ».
Эта присяга произносится только во время первого тура голосования. Бюллетени не подписываются.
Положив бюллетень в урну, каждый проголосовавший кланяется перед алтарем и возвращается на свое место. Если есть больные кардиналы, то инфирмарии оправляются к ним с переносной урной. Перед этим ее публично открывают, чтобы присутствующие могли убедиться, что она пуста. После того как проголосуют больные кардиналы, урну приносят в капеллу и бюллетени из нее добавляются к остальным.

Если количество поданных бюллетеней и количество голосовавших кардиналов не совпадает, все бюллетени не читаются и сжигаются. Если же никаких проблем с количеством нет, то голоса подсчитываются. Первый из членов счётной палаты раскрывает бюллетени. Каждый член счётной комиссии записывает имя кандидата в бюллетене, а последний - также объявляет это имя вслух. Последний из скрутаторов, по мере того как прочитываются имена на бюллетенях, протыкает их иглой в том месте, где находится слово Eligio (выбираю) и нанизывает на нитку. После того как все имена будут прочитаны, нитка завязывается и в таком состоянии бюллетени кладутся либо на край стола, либо в сосуд.
Затем скрутаторы приступают к пересчету голосов. Каждый бюллетень вынимается отдельно и вкладывается в другой пустой сосуд. Если количество бюллетеней не соответствует количеству голосующих, то бумага сжигается и наступает повторное голосование.

Третья фаза конклава (post-scrutinium): подсчет голосов, контроль и сжигание бюллетеней.
Для избрания папы необходимо две трети голосов плюс один голос. Не смотря на то, был ли избран папа, ревизоры контролируют бюллетени. Прежде чем кардиналы покинут капеллу, все записи должны быть сожжены. В случае, если никто не выбран, дым чёрный (раньше к бюллетеням добавлялась мокрая солома, а с 1958 года - химикалии ), если же новый римский епископ выбран, то идет белый дым. Теперь, с целью избежания недоразумений, белый дым также сопровождается звоном колоколов.

Во время первого дня конклава может быть проведено одно голосование. В случае, если во время первого голосования никто не выбран или голосование первого дня конклава не проводилось, то каждый следующий день проводится по четыре тура голосования: два утром и два вечером.
Если у кардиналов возникнут трудности с избранием и они в течение трех дней не могут выбрать папу, то делается перерыв на один день для молитвы и размышлений. После него наступает очередная серия из семи голосований.
Если и эти голосования не принесут результата, то кардиналы должны решить судьбу дальнейшего хода голосования. Есть несколько вариантов. Либо выбор должен быть совершен абсолютным большинством голосов, либо голосовать надлежит за двух кардиналов, набравших большее количество голосов в прежних турах.

После того, как окончательные результаты успешного голосования объявлены, младший кардинал-дьякон, звоня в колокольчик, вызывает в помещение для голосования секретаря Коллегии кардиналов и папского обер-церемониймейстера. Кардинал-декан задает вопрос новоизбранному папе: «Принимаешь ли канонический выбор тебя Верховным Первосвященником? ». Также новоизбранный папа объявляет свое новое имя, после того как кардинал-декан спрашивает у него: «Каким именем хочешь, чтобы тебя звали? » После избрания кардинал, если он рукоположен во епископы, сразу же становится римским папой, получая полноту власти. Конклав заканчивается после согласия на избрание новым папой.

После этих процедур папа отправляется в так называемую комнату плача (camera lacrimatoria) - небольшую комнату около Сикстинской капеллы, где должен выбрать белую сутану из представленных там трёх размеров. Также он одевает красную расшитую столу и выходит к кардиналам в капеллу.
Кардиналы подходят к новоизбранному папе, выражая почтение и послушание. А затем благодарят Бога гимном Te Deum.

После этого кардинал-протодьякон выходит на центральную лоджию Базилики св. Петра, так называемую ложу благословения, и объявляет формулу Habemus Papam (У нас есть папа). После чего новоизбранный Папа уделяет всем благословение Urbi et Orbi. Через несколько дней после избрания проводится папская интронизация.

Михаил Фатеев

Источник — baznica.info

Одной из самых властных персон, наделенных исключительными полномочиями в современном суверенном международном праве, является папа римский. Уникальность этой должности заключается в ее глубоком историческом смысле и в статусе. Персона, которая занимает эту должность, является одновременно верховным католическим понтификом и Главой Святого Престола, а также выступает в качестве суверена города-государства Ватикан. Должность Верховного римского понтифика была учреждена еще во времена Римской Империи и считается на сегодняшний день самой древней политической фигурой.

В разные исторические периоды статус главы Католической церкви был неоднозначным. В первые годы своего существования папство в полной мере ощутило на себе все прелести гонений и преследований, которым подвергались последователи учения Христа. Многие понтифики из числа первых пап были жестоко замучены язычниками, другие — постоянно испытывали на себе физическое давление со стороны владетельных государей тогдашней Европы. Однако несмотря на все трудности, папство сумело пережить не только все тяготы борьбы христианства с язычеством, но и способствовало утверждению христианства в качестве основной религии на Европейском континенте.

Суть папства, права и обязанности папы римского

Папа римский, он же Монарх и суверен Святого Престола, живой и реальный глава Католической Церкви. Специальный статус папы определяется церковной иерархией. По сути – это преемник апостола Петра, первый римский епископ. Власть папы и его суверенитет в качестве главы Святого Престола не имеет территориальных ограничений. Помимо церковной власти, верховный понтифик является главой города-государства Ватикан, на территории которого располагается Святой Престол.

Значение папства хорошо видно из титулов, которые носит папа римский:

  • викарий Христа;
  • епископ Рима;
  • преемник князя апостолов Святого Петра;
  • раб рабов божьих;
  • Великий понтифик;
  • верховный первосвященник Вселенской Церкви;
  • Примас Италии;
  • архиепископ и митрополит Римской провинции;
  • суверен города-государства Ватикан.

Основная часть титулов, принадлежащих папе римскому, имеет духовный смысл, определяя значение, место и роль папы в христианском мире. Что касается властных полномочий, духовная и юридическая власть верховного понтифика распространяется на всю Католическую церковь, на административную структуру церковной общины. В международном праве папа является самостоятельным субъектом, его духовная, юридическая власть и суверенитет не могут ограничиваться светской властью. Основная обязанность папы блюсти христианскую веру, способствовать ее утверждению и распространению. В ведении папы находится не только вопросы духовной нравственности и веры. Верховный понтифик осуществляет административное управление Католической церковью.

С точки зрения католицизма, папа является прямым потомком апостола Петра, которому Иисус особым образом вверил служение Господу. Право быть первосвященником является преемственным и передается духовному лицу, которое достойно этого звания. Как правило, наместник Христа на Земле избирается из высших духовных особ, входящих в коллегию епископов (конклав). С избранием папа обретает всю полноту верховной церковной и административной власти, становясь абсолютным монархом Святого Престола. Решения, декреты Верховного римского первосвященника имеют статус закона и не подлежат обжалованию. К компетенции папы римского относится право законодательной инициативы в рамках Католической церкви, право толковать решения Вселенских соборов, вносить изменения в действующие эдикты и отменять действие предыдущих решений.

Папа определяет церковную дисциплину, издавая каноны, которые сведены в канонические справочники и кодифицированы. Выполняя административные функции, верховный римский понтифик занимается присвоением церковного сана, осуществляет назначения на должность, дает распоряжения в рамках системы церковного управления.

Смысл папства отображается в гербе города-государства Ватикан. На нем изображены все папские регалии, символы и знаки отличия.

Скрещенные ключи символически отображают ключи апостола Симона Петра. Серебряный ключ означает связь власти, данной Церковью, с правом разрешать (золотой ключ) править от имени Господа. Тиара — тройная корона — символизирует собой три основные функции папства:

  • быть верховным пастырем для всех христиан;
  • быть верховным учителем;
  • являться Верховным первосвященником.

Золотой крест, венчающий тиару, знаменует собой владычество Господа, Иисуса Христа. Тиара возлагалась на чело понтифика в момент папской коронации — торжественного обряда, напоминающего по своей функции инаугурацию главы государства.

История становления папства

О первых епископах, которые руководили первыми христианскими общинами, имеется крайне скудная информация. В архивах Ватикана хранятся древние рукописи, датируемые I-II веком, в которых упоминаются духовные особы, носящие титул первосвященников у христиан. Сам же институт папства появился гораздо позже, в конце IV — начале V века. Формировалось папство в пределах римской провинции, где был создан римский епископат. Привилегированное положение римских епископов объяснялось тем, что именно в Риме, в самом центре Римской империи, имелись земли, принадлежащие христианской общине. Впоследствии, уже нося титул пап, римские епископы расширили свои владения. По факту, уже в VI веке Рим становится главным центром апостольской власти Католической церкви.

Окончательное оформление папского престола в качестве суверенного владетеля произошло в VIII веке, когда король франков Пипин Короткий даровал римскому епископату римскую провинцию. Рим с прилегающей территорией становится Папской областью – государственным административным образованием с универсальным статусом. Теперь папа представлял высшую церковную власть и одновременно с этим являлся суверенным светским правителем.

Что касается официального титула, то папой в период утверждения христианского учения именовались все священники, имеющие право благословения. Позже, в период становления папства в качестве духовного центра христианства, титул папа относился ко всем епископам. После разделения христианской церкви на Римскую и Константинопольскую изменился и порядок присвоение папского сана. С оформлением Рима в качестве главного епископата, папский сан присваивался только римским или александрийским епископам. В Константинополе существовал протопапа — главный понтифик Константинопольской православной церкви.

До 1059 года избрание папы в Риме осуществлялось совместным собранием светской и духовной знати. Конец этой практики положил Латеранский собор, на котором было принято решение выбирать папу собранием (конклавом) кардиналов из числа первых епископов Католической церкви. С избранием папа публично объявляет под каким именем он будет возглавлять Католическую Церковь. Если в истории папства уже были персоны с подобными именами, то к выбранному имени, добавляется порядковый номер. С этого момента папа римский имеет тронное имя, которое носит на протяжении всего своего понтификата.

Традиция менять мирские имена пошла с раннего средневековья, когда в ходу были древнеримские и древнегреческие имена, соотносящиеся с языческим культом. Первым папой, сменившим свое мирское имя Меркурий, стал Иоанн II, занимавший Святой Престол в VI веке. Официально порядок смены имени никем никогда не регламентировался, однако это обряд с XI века становится традиционным в церемонии избрания папы. За всю последующую историю папства только два Верховных первосвященника не меняли свои имена: Адриан VI, в миру Адриан Флоренс и Марчелло Червини, ставший папой Марцеллом II.

Избрание Главы Святого Престола не всегда происходило гладко и в соответствии с утвержденным порядком. Папский престол часто становился заложником политической обстановки, сложившейся в Европе. В эпоху раннего Средневековья достаточно часто могущественные монархи Европы использовали Католическую церковь в качестве удобного инструмента общественно-политической манипуляции, делая светскую власть папы заложницей сложной военно-политической ситуации. Подобное положение вещей ярко иллюстрирует период Средневековья, когда папство усиленно боролось за главенство духовной власти над светским правлением. Несмотря на значительный прогресс в этом направлении, в отличие от духовной власти, суверенитет папы постоянно находился под угрозой.

Каждая из политических сил стремилась подчинить своему влиянию папский престол, внося раскол в единство Католической церкви. Результатом такой политики становится практика избрания антипапы. В истории папского престола немало случаев, когда духовную власть делили между собой сразу несколько персон, носивших титул Верховного римского понтифика. Вопрос с избранием главы Святого Престола мог решаться в разных местах, с участием разных светских персон и духовных лиц. Право носить законно титул Верховного первосвященника обычно оставалось за тем духовным лицом, приверженцы которого одерживали политическую победу. Несмотря на то, что в средневековой Европе существование антипап было обычной практикой, официальный Ватикан не признает их существование.

В официальном реестре числятся только легитимные папы, каждый из которых имеет свой порядковый номер.

Наиболее известные личности в истории папства

Вся история папства тесно связана не только с процессом становления и утверждения христианства, но и во многом отражает политические события, которые в той или иной мере отразились на международном устройстве. Существование института папства можно разделить на следующие периоды, которые отражают политическую обстановку на политической карте мира того времени:

  • Доникейский период условно занимает II-III век — время распространения христианства до воцарения императора Константина;
  • период утверждения христианства в качестве государственной религии Римской Империи (313-493 гг.);
  • Остготский период — падение Римской империи и образование Остготского королевства (493-537 гг.);
  • Византийский период папства (537-752 гг.);
  • Франкский период приходится на целое столетие с 756 по 857 год;
  • эпоха папского уничижения со стороны светских владетелей (1044-1048 гг.);
  • имперская эпоха (1048-1257 гг.) — период наибольшего расцвета и могущества папства;
  • переходной период — время нестабильности папской власти (1257-1309 гг.).

Со времен становления и утверждения папства в качестве Главы Католической церкви до 1309 года, когда папа и вся его резиденция переехали в Авиньон (Франция), Святой Престол возглавляли 194 персоны. Отсчет идет от апостола Петра, который является якобы основателем Святого Престола. В период становления христианской веры верховным понтификом становились в основном римляне. Восемь человек из этого числа представляли греческие епархии. Трое пап были родом из африканских провинций. Два раза Святой Престол возглавляли французы. По одному разу Главой Католической церкви были сириец, немецец и англичанин Адриан IV, передавший Ирландию в распоряжение английской короны.

В доникейский период быть папой означало подвергнуть себя гонениям и преследованиям со стороны языческого культа и властей, поэтому многие верховные первосвященники погибли мученической смертью. Относительная безопасность и стабильность приходит к институту папства с воцарением на престоле Римской империи императора Константина, давшего христианству статус государственной религии.

Первым титул «папа» стал употреблять Святой Сириций, годы правления 384-399. С периодом его правления связаны единственные из декреталий, дошедшие до наших дней. Из всех пап, которые прославились в истории за это период, стоит отметить Верховного первосвященника Льва I (440-461 гг.), который лично сумел убедить Аттилу не вторгаться в Италию. Папа Григорий второй, занимавший Святой Престол в 715-731 годы, активно боролся с иконоборчеством. В эпоху Средневековья владетельные монархи Европы часто применяли силу для утверждения своей власти. Так было с папой Иоанном XII, который был изгнан из Рима войсками императора Священной Римской империи Оттона I.

По мнению историков и теологов, самое значимое место в истории папства занимает папа Урбан II, открывший эпоху крестовых походов. Это его пламенная речь на Клермонском соборе в 1095 году о необходимости освобождения Земли обетованной от мусульман стала началом массового военно-политического движения. В эпоху позднего Средневековья отличился папа Григорий IX, доверивший проводить инквизицию Ордену доминиканцев. Римский первосвященник Григорий X (1271-76 гг.) своей декреталией ввел конклав – совет кардиналов, занимающийся избранием папы, обсуждением важных духовных и административных вопросов.

Папство в период нестабильности

Самым противоречивым моментом в истории папства является период с 1309 по 1377 год, получивший название Авиньонское пленение. Усилившееся влияние Франции на европейской арене непосредственно затронуло институт папства. В результате разгоревшегося конфликта между папой Бенедиктом XI и королем Франции Филипом Красивым в скором времени титул Верховного Владыки Вселенской церкви получил французский епископ Раймон Бертран, принявший тронное имя Климент V. По его инициативе и под давлением короля Франции резиденция пап была перенесена во французский город Авиньон. Рим, считавшийся колыбелью христианства в Европе, почти на 70 лет утратил статус Священного Города.

Роль папы Климента V в истории папства неоднозначна. Это с его подачи были начаты гонения на Орден тамплиеров, завершившиеся полным разгромом и запретом ордена храмовников в 1312 году. Только папа Григорий XI сумел в 1377 году вернуть папский престол обратно в Священный Город.

Следующим периодом нестабильности института папства стал Великий западный раскол. В течение 39 лет на папский престол претендовали сразу несколько персон. Каждого поддерживала та или иная политическая группировка, опираясь либо на Францию, либо на местные богатые итальянские дома. Папы по очереди заседали то в Ватикане, то в Авиньоне. Конец неразберихи с папами и периоду двоевластия положила эпоха ренессанса, начавшаяся с приходом в 1417 году на Святой Престол Мартина V.

В 1517 папство переживает очередной кризис, связанный с началом в Европе Реформации. В этот период возникает религиозное движение Мартина Лютера, боровшегося с латинизацией христианского вероучения. Некоторые из пап, занимавшие высокий пост в это время, пошли на уступки, осуществляя реформы управления культа и внося изменения в систему обрядов. На этот период приходится значительное ослабление папской власти как в самой Италии, так и на периферии, в странах Центральной и Северной Европы. Однако реформация быстро закончилась началом контрреформации — периодом, когда начались ожесточенные гонения на последователей учения Лютера. В этот период Европа окунулась в пучину кровопролитных религиозных войн. По всей Европе, от Франции до Карпатских гор католики и протестанты уничтожали друг друга. Времена смуты и брожения в религиозных верованиях окончились с переходом папства в период Просвещения (1585-1689 гг.).

Одним из значимых событий этого периода является реформа календаря, осуществленная папой Григорием XIII. Этот же Верховный первосвященник впервые издал «Свод канонического права».

Последним в истории папства периодом нестабильности стала эпоха революционных войн, охвативших европейский континент. В это время, с 1775 по 1861 год Святой Престол занимали папы, которые имели крайне противоречивую позицию по отношению к происходящим событиям. Если Верховный первосвященник Рима папа Пий VI осудил Великую французскую революцию, за что был изгнан из Рима французскими войсками, то его преемник папа Пий VII уже лично короновал Наполеона Бонапарта в качестве императора французов. Наполеон практически уничтожил суверенитет папства, захватив Папскую область и превратив Святой Престол в собственный епископат.

Начавшаяся в Италии революция привела к тому, что в 1848 году Папскую область заняли австрийские войска. В 1846 году Святой Престол занимает папа Пий IX. К его заслугам относят принятие догмата о непорочном зачатии Девы Марии, вынесение на утверждение I Ватиканского собора догмата о безошибочности папских решений и канонов. Папа Пий IX дольше всех в истории понтификата занимал пост Главы Католической церкви, с 1846 по 1878 год. В эпоху его правления Папская область окончательно утрачивает свои границы, войдя вместе со Священным городом в состав нового Итальянского государства. Рим становится столицей Королевства Италии. С этого момента светская власть римских первосвященников окончательно утрачивает свой статус.

Новое время

Только в 1929 году после Латеранского соглашения папа римский снова становится сувереном, вернув себе статус Главы города-государства Ватикан. В новой, современной истории папства было восемь Верховных понтификов, каждый из которых сумел оставить заметный след в христианском вероучении. Папа Павел VI в 1962 году собрал II Ватиканский собор, на котором рассматривалась необходимость обновления Католической церкви в связи с новыми реалиями современности. Результатом собора, который заседал в течение 3 лет, был пересмотр Кодекса канонического права, в который были внесены существенные поправки в отношении причин для отлучения от церкви и ряда других статей.

Новый канонический кодекс был утвержден и подписан в 1983 году папой Иоанном Павлом II. Этот Верховный понтифик, поляк по происхождению, в течение 27 лет оставался Главой Католической церкви. Его правление обусловлено ростом популярности папской власти в мире. При Иоанне Павле II Католическая церковь вновь обрела статус серьезной политической силы. Нынешний Верховный первосвященник Вселенской Церкви Франциск, аргентинец по происхождению, стал первым папой не европейцем. Его избрание состоялось 13 марта 2013 года после того, как его предшественник папа Бенедикт XVI отрекся от престола.

Резиденция нынешнего папы, как и его предшественников — Апостольский дворец в Ватикане. Здесь же находятся архив, библиотека Святого Престола, собор Святого Петра, Сикстинская капелла, другие культовые сооружения. Здесь же располагаются главные административные службы Католической церкви и учреждения государства-анклава.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В различные периоды истории Католической церкви процесс избрания нового понтифика был неодинаков. Сегодня выборы главы Римско-католической церкви регулируются апостольской конституцией Universi Dominici Gregis, принятой 22 февраля 1996 года.

Согласно церковному праву, понтифик не может сам выбрать себе преемника. По преданию, святой апостол Петр избрал 24 священников и диаконов, помогавших ему в управлении Римской церковью. Этим советникам вменялось избрать преемника святого Петра. Историки церкви и специалисты канонического права полагают, что в первые века порядок избрания нового епископа Рима ничем не отличался от порядка избрания других епископов — нового Папу выбирали духовенство и верующие города.

Принцип выборности понтифика соблюдался в Римской церкви всегда. Святой Киприан, епископ Карфагенский говорил, что в выборах папы Корнелия (251‑253) принимали участие епископы Римской провинции, духовенство и народ. Уже в те времена новоизбранный епископ Рима информировал епископа Карфагена о своем избрании на Римский престол.

Начиная с IV столетия, в соответствии с практикой избрания епископов, сложившейся после Никейского собора (325 год), выборы папы стали заботой прежде всего духовенства, которое заручалось согласием народа и знати. Кандидат должен был пройти через все иерархические ступени и, как правило, являлся архидиаконом — этот титул больше относился к области административного управления Римской церкви. Обычно новый папа избирался через три дня после смерти предыдущего (хотя это правило сопровождало множество исключений). Новоизбранный папа должен был просить у императора распоряжения (iusio или praeceptio) о своем посвящении, а также уплатить в имперскую канцелярию весьма внушительный налог. Кроме того, он должен был испрашивать подтверждения и у экзарха Равенны.

В 684 году, вняв просьбе Бенедикта II (684‑685), император Константин IV объявил: ждать утверждения новоизбранного понтифика императором не нужно, достаточно просто поставить его в известность. Конец формальной зависимости Рима положила иконоборческая ересь, поразившая Византию в середине VIII века: папа Захария (741‑752) после своего избрания не стал посылать известие в Константинополь.

Римский синод 769 года преградил путь к папству для всех, кто не обладал титулом кардинала — пресвитера или диакона, — в то время как избирали папу все духовенство и особо важные персоны. Участие мирян в выборах запрещалось, но после своего избрания понтифик должен получить признание мирян. Этот декрет вызвал недовольство влиятельных мирян, и папа Николай I Великий (858‑867) на синоде в Риме в 862 году восстановил выборные права мирян.

В 1059 году папа Николай II ограничил круг выборщиков до кардиналов‑епископов, к которым присоединились и другие кардиналы, имевшие священный сан. Остальное же духовенство и народ созывались для того, чтобы одобрить сделанный выбор.

Германские императоры пытались присвоить себе привилегию подтверждения кандидатуры новоизбранного понтифика, ссылаясь на договор, заключенный папой Адрианом I и Карлом Великим. Правители Священной Римской империи неоднократно вмешивались в избрание пап.

X Вселенский Собор в 1139 году передал право выбирать папу исключительно в ведение кардиналов, а III Латеранский Собор 1179 года, проходивший в понтификат Александра III (1159‑1181), установил правило, согласно которому новым папой становится тот, за кого подано не менее двух третей голосов присутствующих кардиналов. В декрете не говорилось, как следует поступать, если так и не удается собрать большинство голосов.

Сложная ситуация возникла после смерти Папы Климента IV (1265‑1268), когда Святой Престол оставался вакантным два года и девять месяцев. Чтобы в будущем подобное не повторилось, папа Григорий X (1271‑1276) конституцией Ubi periculum majus (1274), обнародованной на II Лионском соборе, установил порядок избрания понтифика, сохранившийся с небольшими изменениями до наших дней. Согласно конституции Ubi periculum majus, кардиналы должны через десять дней после смерти понтифика собраться во дворце, где он почил, или, если это невозможно (например, папа умер во время путешествия), во дворце епископа в ближайшем городе, где в полной изоляции от влияний внешнего мира должны были избрать нового папу. Зал, в котором проходило голосование, должен запираться на ключ.

Под угрозой отлучения от Церкви кардиналы не могли передать "в мир" ни устное, ни письменное послание. Пища подавалась через окно. Если кардиналы не принимали решение за три дня, урезался дневной рацион. Еще через пять дней выборщикам приходилось довольствоваться хлебом, водой и вином. Если кто‑либо из кардиналов отказывался участвовать в выборах или уважительные причины вынуждали его покинуть зал конклава, выборы проходили без него (это правило не действовало, если выборщик заболел — в случае выздоровления, он мог продолжить участие в конклаве). Городские власти были обязаны проследить за исполнением этих предписаний.

С XIII века в церковном обиходе прижилось слово "конклав" (от латинского conclave — запертая комната) — собрание Коллегии кардиналов, на котором выбирается новый Папа. Во время конклава кардиналы‑выборщики в прямом смысле закрыты от внешнего мира: по традиции, собрание проходит в Сикстинской капелле, двери которой закрываются на ключ.

Детали проведения конклава тщательно излагаются в документах папы Григория XV (1621‑1623). Папа Пий IX в 1871 году разрешил кардиналам решать большинством голосов вопрос о том, проводить ли конклав взаперти. Пий IX в 1878 году установил регламент, обязательный к соблюдению в период sede vacante, когда Апостольский Престол вакантен.

В XX веке понтифики также неоднократно уточняли нормы, обязательные к соблюдению во время периода sede vacante. Папа Павел VI в 1975 году ввел возрастной ценз для выборщиков (80 лет), подтвердил, что выборы должны проходить только в Апостольском дворце Рима, ограничил число выборщиков в 120 человек.

Современные правила регламентируют начало Конклава не ранее, чем через 15 дней, что бы дать всем кардиналам время прибыть в Рим, и не позднее 20 дней с начала периода sede vacante. Сикстинская Капелла, где проходит конклав, будет опечатана и проверена на наличие тайных устройств, способных к шпионажу. На протяжении всего Конклава Кардиналы обязаны будут проживать в Domus Sanctae Marthae («Дом св. Марты») — здание в Ватикане, расположенное недалеко от базилики Святого Петра.

Конклав начинается с Pro Eligendo Papa Mass — специальной Мессы, во время которой иерархи будут взывать к помощи Господа в избрании нового Папы. После этого они направятся в Сикстинскую Капеллу, где дадут клятву о не раскрытии тайны конклава и недопущения вмешательства посторонних в процесс избрания. Затем начнется голосование.

Списка кандидатов формально не существует. Бюллетень для голосования - это обыкновенный лист бумаги с нанесенной типографским способом фразой "Eligo in Summum Pontificem" ("Я выбираю верховным понтификом"). На свободной части бюллетеня выборщик должен написать имя кандидата, за которого он отдает голос. Единственное требование к кардиналам, заполняющим бюллетени: они должны вписывать имя кандидата так, чтобы их нельзя было определить по почерку.

Никаких ограничений по выбору кандидата нет. Выборщик имеет право вписать имя любого известного ему практикующего католика, даже не имеющего сана. Впрочем, это только в теории. Последним некардиналом, избранным на святой престол, был папа Урбан VI (1378 год)

Выборы могут закончиться в любой момент, когда после подсчета голосов один из кандидатов набирает две трети голосов выборщиков. Если этого не происходит, проводится повторное голосование. Если и оно не дает результата, бюллетени собираются и сжигаются. В огонь добавляют мокрую траву, чтобы дым от бюллетеней становился черным. В капелле устанавливают две печи - одну для сжигания бюллетеней промежуточного голосования и вторую для бюллетеней окончательного.

Если после 13 дней новый папа не избран, кардиналы могут проголосовать за то, чтобы ограничить число кандидатов двумя - теми, кто занял первые два места в последнем туре голосования. Как только кто-то из кардиналов набирает две трети голосов, старейший из Коллегии кардиналов второй по возрасту идет к избранному и говорит ему: «Согласно процедуре Кодекса Канонического Права, ты был избран новым главой престола Святого Петра. Принимаешь ли канонический выбор тебя Верховным Первосвященником?» Избранный кардинал отвечает, принимает избрание (accepto), или же не принимает (non accepto). Если избранный кардинал произнесет слово accepto («согласен» по-итальянски), он становится новым Папой Римским.

Затем бюллетени решающего голосования сжигаются вместе с сухой соломой. Белый цвет дыма над Сикстинской капеллой - сигнал о том, что папа избран. Вслед за этим с балкона папского дворца произносится традиционная фраза "Habemus papam" ("У нас есть папа"), объявляется имя нового понтифика, а сам новоизбранный понтифик дает апостольское благословение городу и миру.

Нынешний конклав по избранию нового папы откроется 12 марта. Впервые в конклаве не будут доминировать итальянцы - роль противовеса им сыграют латиноамериканцы, которые представляют континент, где живет почти половина всех католиков мира.

По материалам:

1. Энциклопедия «Кругосвет».
2. Св. Киприан Карфагенский.
3. Апостольская конституция Universi Dominici Gregis.
4. Протоиерей Максим Козлов, Д. П. Огицкий. Западное христианство: взгляд с Востока.

Вряд ли вы задавались вопросами, почему Папа Римский живет именно в Ватикане, почему он носит тот или иной тип одежды на различные мероприятия. Мы расскажем вам обо всем, что на сегодняшний день известно об этой загадочной фигуре. Также мы ответим на вопрос, как выбирают в Ватикане. Дым имеет к этому прямое отношение. Но обо все по порядку.

Ватикан

Это самое маленькое независимое государство в мире. Оно носит такой высокопарный титул, как вспомогательная суверенная территория Святого Престола. Находится на территории итальянской столицы, но не окружено границами со строгими таможенниками. Попасть в Ватикан могут все желающие. Визу открывать для этого не нужно.

Площадь и собор Святого Петра да несколько улиц - вот и вся территория этого небольшого государства. Однако Ватикан имеет свое правительство, армию, а в качестве официального языка используется латынь.

Собор Святого Петра

Логично предположить, что собор является самым крупным сооружением во всем Ватикане. Находится он на площади с одноименным названием. Над его созданием трудились Рафаэль, Микеланджело и другие всемирно известные архитекторы и художники. Из фонтанов на бьет питьевая вода, поэтому туристы в любое время могут утолить жажду, не переживая о ее качестве.

Если верить легендам, то в основании собора находится могила святого Петра. Он был одним из 12 учеников Иисуса. Попасть внутрь памятника культуры можно как вместе с экскурсией, так и самостоятельно. Во втором случае экскурсия будет не менее интересная, но менее суетная. Сможете не просто "пробежать" по всем интересным местам, но и спокойно посидеть в выбранном вами укромном уголке собора, подумать о жизни, послушать проповедь (если попадете сюда в часы ее проведения).

История возникновения папства

Принято считать, что первым папой и епископом был апостол Петр, о котором мы уже упоминали выше. Именно он основал первую христианскую школу после распятия Иисуса Христа. Но после сильнейшего пожара в Риме суеверные власти обвинили христиан в том, что "вечный город" сгорел практически дотла. Сам Петр был распят как главный виновник произошедшего.

Однако христианская религия уже плотно вошла в жизнь людей, потому нельзя было игнорировать необходимость ее дальнейшего развития. Ведь именно религия являлась одним из столпов древнего общества. Епископов начали наделять административными функциями, а также привилегиями светских феодалов. Все это со временем укрепило власть католической церкви и влиятельность фигуры ее главы. Знаете, как выбирают Папу Римского в Ватикане? Сейчас мы об этом расскажем.

Как проходят выборы

Папа Римский может покинуть свой пост или по собственному желанию, или по причине своей смерти. Когда это место освобождается, собирается совет, состоящий из кардиналов, которые не имеют права обсуждать ход выборов за пределами Сикстинской капеллы. Сама капелла на время выборов полностью закрыта для посещения.

Выдвинуть свою кандидатуру на пост Папы Римского может кардинал возрастом не старше 80 лет. Сама процедура выбора проходит крайне выверено и четко.

Процедура выборов

Коллектив, выбирающий совершенно точно знает свои обязанности и придерживается всех правил. На первом этапе выборов каждый кардинал получает бюллетень. Даже те, кто на дату голосования находятся в лазарете, получают свой листок для голосования. Далее все, кто имеет право проголосовать, остаются в Сикстинской капелле в полном одиночестве.

Они должны написать имя выбранного кандидата на своем бюллетене печатными буквами. Все устроено так, чтобы было невозможно определить, за кого проголосовал тот или иной кардинал. Если после голосования количество листков в урне не совпадает с числом избирателей, то все бюллетени сжигаются без предварительного прочтения. Чтобы один из кандидатов занял пост главы католической церкви, он должен набрать две трети плюс один голос.

Рассказывая о том, как выбирают Папу Римского, про дым, который ожидают люди во всем мире, мы не объяснили.

Дым над Сикстинской капеллой

Всем известно, с каким трепетом католики ожидают появления дыма над зданием, в котором проходит процедура выборов Папы Римского. Вы уже знаете, что в случае неудачи при подсчете бюллетеней все они сжигаются. Но это не единственный случай, когда они отправляются в огонь. При любом исходе после окончания голосования каждый листок сжигается. Пока все они не превратятся в пепел, конклав не имеет права покинуть стены Сикстинской капеллы, где выбирают Папу Римского.

Именно благодаря этой традиции над ней и появляется густое облако дыма. Несколько столетий назад после неудачных выборов костер для бюллетеней складывали из мокрой соломы. Конечно, она сильно чадила. Именно поэтому дым и был черным. Сегодня для этих целей используется краситель.

Костюм

Одеяния Папы Римского менялись не один раз в течение долгих столетий. Последние серьезные новшества его наряд претерпел во время правления Многие части гардероба носят официальный характер. Папа надевает их лишь в крайне исключительных случаях. Обычному обывателю увидеть такие предметы одежды практически не представляется возможным. Если говорить о более повседневных нарядах, то костюм Папы Римского состоит из следующих элементов:

  • Камауро - красная зимняя шапка, которая обычно обивается шерстью горностая.
  • Тиара - трехъярусная корона.
  • Пилеолус - небольшая традиционная шапочка священника белого цвета.
  • Митра - головной убор, который надевают во время богослужений высшие чины католической церкви.
  • Красный плащ - традиционная верхняя одежда.
  • Сутана - повседневное облачение.
  • Папские красные туфли - элемент одежды, который стал традиционным и используется на протяжении сотен лет.
  • - на кольце изображен апостол Петр, которого считают первым официальным главой католической церкви. В мирской жизни Петр был рыбаком, именно в таком образе он и изображен на перстне.

Именно благодаря этим элементам одежды образ верховного епископа стал узнаваем во всем мире. Только так он одевается после того момента, когда коллектив, выбирающий Папу Римского, утвердит его кандидатуру. Отличить его среди других служителей церкви можно благодаря поясу с золотым гербом. Только он имеет право надевать подобный символ власти вне литургий.

Выбор имени

Традиция изменять имя на период понтификата появилась еще в VI веке. После избрания Папа Римский объявляет, под каким именем он будет править. Если это имя использовалось кем-то из его предшественников, то добавляется порядковый номер. Самыми часто используемыми именами по статистике являются Лев, Григорий, Бенедикт и Иннокентий. Каждое из них использовалось за историю папства более десяти раз.

Строгий запрет лежит лишь на одно имя - Петр. Служители католической церкви не рискуют брать имя апостола, основавшего их религию. Также существует пророчество, что Папа Римский с именем Петр II будет являться предшественником конца света.

На сегодняшний день правит 266-й по счету Папа Римский. Зовут его Франциск.

Мы рассмотрели, какой орган имеет право выбирать Папу Римского.

Самые известные лица

Существует целый список, который содержит имена глав католиков, отличившихся в разной степени от своих предшественников и последователей. Среди них мы выбрали самых известных.

  1. Иоанна VIII - католическая церковь отказывается подтвердить тот факт, что в течение некоторого промежутка времени над ними главенствовала женщина. Иоанна была главным врачом своего предшественника Льва IV. Она научилась всему, что полагается знать настоящему священнослужителю. Благодаря женской хитрости и собственной смелости она взошла на престол. Но ее правление оказалось совсем не долгим. Обман был раскрыт, а ее последователей еще долго заставляли доказывать свою принадлежность к мужскому полу публично.
  2. Иннокентий VIII - был известен своей любовью к женщинам. По слухам, имел множество незаконнорожденных детей, от которых он с легкостью отказывался. Также к числу его "заслуг" можно отнести начало охоты на ведьм, которая появилась в Европе именно благодаря его указу.
  3. Павел III - создал орден иезуитов.
  4. Бенедикт IX - приобрел известность благодаря своей безграничной жестокости и аморальности. Его обвиняли в организации массовых оргий и содомии. Бенедикт даже пытался продать престол, но позже одумался решил сохранить остатки своей власти. За спиной его называли "Дьяволом в обличье священника".

Как мы видим, не все папы римские отличались праведностью, несмотря на данные ими обеты. Если принять во внимание, что это пост занимало уже почти триста человек, то те несколько человек, которые имели такие омерзительные привычки, составляет лишь совсем малую часть. Поэтому католическая церковь до сих пор остается могущественной и непоколебимой силой.

Границы власти

Как выбирают Папу Римского, мы уже знаем. Но какова граница реальной власти этого человека? Что касается именно католической церкви, то тут его могущество безгранично и носит исключительный характер. Любое высказывание Папы, касающееся религии и нравственности, считается непреложной истиной и не может подвергаться обсуждению.

То, как выбирают Папу Римского, имеет такое большое значение для всего католического мира. Ведь конклав среди всех достойных отдает предпочтение тому человеку, чьи слова станут истиной для миллионов людей на планете.

Светская власть Папы сводится к тому, что он является главой государства Ватикан.

Как выбирают Папу Римского? Кто такие кардиналы? В каком случает архиереев сажают на хлеб и воду? Почему человеку, избранному на престол святого Петра, меняют имя? Какое отношение к выборам Папы имеет Микеланджело Буонарроти? Рассказывает иеромонах Русской Православной Церкви, итальянский историк, исследователь Восточного христианства и писатель, сотрудник ОВЦС Иоанн (Гуайта).

Sede vacante

С 20 часов 28 февраля сего года для Римской Католической Церкви открылся период Sede vacante - вакансии папского престола.

По правилам, установленным Папой Иоанном Павлом II, с этого момента лишаются мандатов руководители всех подразделений Римской курии, в том числе государственный секретарь (кардинал Тарчизио Бертоне) и кардиналы (или архиепископы), являющиеся префектами конгрегаций, председателями папских советов, и т. д. Продолжают работать секретари департаментов Ватикана, Камерленг Святой Римской Церкви (Тарчизио Бертоне), который является местоблюстителем Апостольского Престола, и декан Коллегии кардиналов (Анджело Содано), который обычно созывает и возглавляет конклав. Однако на сей раз Декан Коллегии не будет принимать участие в конклаве по причине возраста.

Также продолжают работать главный Пенитенциарий (португальский кардинал Мануэль Монтейро де Кастро), кардинал Викарий по граду Рим (итальянец Агостино Валлини), кардинал Ключарь Ватиканской базилики (итальянец Анджело Комастри, он же викарий по государству Ватикан), Элемозинарий Его Святейшества (итальянский архиепископ Гвидо Поццо), папский Церемониймейстер (монсеньор Гвидо Марини), Заместитель Госсекретаря (сардинский архиепископ Анджело Бечью), Секретарь по отношениям с государствами («министр иностранных дел» Святого Престола, французский архиепископ Доминик Мамберти) и все апостольские нунции.

Правила выборов, установившиеся в традиции Церкви

Правила избрания Понтифика устанавливались постепенно и много раз менялись по ходу развития истории Католической Церкви. В древней Церкви часто епископы назначали своих преемников; это, по всей вероятности, происходило и в римской Церкви. Но со временем епископы стали выбираться клириками и верующими данной области, чаще всего - аккламацией (per acclamationem), т. е. провозглашением; иногда в результате достигнутой договоренности между участвующими в выборах - консенсусом (per compromissum), и только намного позднее Церковь прибегла к способу тайного голосования (per scrutinium). После выхода эдикта Константина Великого, по решению папы Марка от 336 года, в выборах стали принимать участие только клирики римской Церкви. В процессе избрания епископа для значимой кафедры (например, метрополии) участвовали действующие епископы близлежащих епархий, в особенности, если эти последние подчинялись данной вакантной кафедре.

В VI веке император Юстиниан (527–565) вводит правило, по которому выборы папы требуют обязательного утверждения императором. В Средние века большое влияние на выбор Пап оказывали светские лица: Понтифика либо назначали, либо утверждали сначала Остготские короли Италии, затем византийские императоры, а с IX века - правители Священной Римской империи.

В 1059 году папа Никола II решает доверить выборы папы только кардиналам-епископам, а в 1179 году папа Александр III устанавливает правило, по которому решение о назначении папы может приниматься только полным составом Коллегии кардиналов.

Точные Правила выбора пап, частично действующие и сейчас, были приняты на II Лионском Соборе 1274 года после того, как процесс избрания папы Григория X занял почти 3 года, точнее, 1006 дней. В соответствии с этими Правилами кардиналы должны были собираться в закрытом помещении и не имели права на отдельные комнаты. Ни один кардинал не должен был иметь более одного служителя, разве что был болен. Питание доставлялось через окошко и, если выборы продолжались более 3-х дней, сокращалось до одного блюда на прием, а еще через пять дней происходило дальнейшее сокращение питания до приема только хлеба, вина и воды. Кроме того, в течение всего периода sede vacante все церковные доходы кардиналов находились в руках Камерленга (управляющего делами), который затем передавал их в распоряжение нового Папы.

Эти правила в ходе истории не раз изменялись. В 1621 году папа Григорий III ввел тайные выборы. Практически все последние папы вводили изменения, несколько меняющие процедуру выборов. Такие нововведения были приняты и при Иоанне XXIII, и при Павле VI, и при Иоанне Павле II и при Бенедикте XVI.

Кардиналы

Итак, сегодня выборы Папы Римского проходят во время Конклава - ассамблеи, на которую собираются кардиналы-избиратели. Кардинал в Католической Церкви - не чин, а достоинство. Кардинал - это архиепископ (или митрополит, или патриарх какой-нибудь Католической Церкви восточного обряда), получивший право голосовать на выборах Папы. Кардиналов единолично назначает Понтифик.

Когда Папа решает возвести в кардинальское достоинство какого-либо архиерея, он сначала сообщает свое решение заинтересованному лицу; затем предает огласке его имя перед кардинальской Коллегией. Иногда, по политическим или иным причинам (например, если человек живет в стране, где преследуют христиан), Папа может сообщить человеку о его возведении в кардиналы, но не оглашать решение, а держать его «в своем сердце» (in pectore). Если Папа умирает, не огласив имя тайного кардинала, человек больше не сможет считать себя таковым.

По древней традиции кардиналы делятся на три «ордена» -архиереев, пресвитеров и диаконов. В действительности, в Средние века кардиналами назывались непосредственные соработники Папы в качестве римского епископа, а именно настоятели главных соборов Рима и некоторые городские диаконы, а также епископы, занимающие ближайшие Риму кафедры.

Начиная с 1059 г. кардиналы стали единственными избирателями Папы, а с 1150 г. они стали образовывать кардинальскую коллегию во главе с Деканом (им являлся епископ города-порта Остии) и Камерленгом.

В XII веке в Коллегию вошли и прелаты, которые проживали далеко от первопрестольного града. Все кардиналы, даже те из них, которые имели только иерейский или диаконский сан, получили больше власти, чем простые архиереи, не являющиеся кардиналами: они могли голосовать на Соборах и пользоваться другими привилегиями. В XIII-XV вв. число кардиналов обычно не превышало 30. В конце XVI в. Папа Сикст V установил, что их должно быть 70 - 6 из епископов, 50 из иереев и 14 из диаконов.

В 1962 Иоанн XXIII решил, что все кардиналы должны быть епископами, а его преемник Павел VI три года спустя включил в кардинальскую коллегию патриархов католических Церквей восточного обряда и установил, что при исполнении 80-летнего возраста все кардиналы перестают работать в структурах римской Курии, а также теряют право участвовать в Конклаве. В 1973 г. этот же Папа решил, что кардиналов-избирателей не должно быть больше 120.

По ныне действующему каноническому праву Католической Церкви кардиналами могут стать и иереи, но пока это очень редкие случаи. Они должны получить архиерейскую хиротонию, но и здесь бывают исключения. Чешский иезуит, специалист по православной духовности о. Фома Шпидлик в возрасте 84 лет был возведен в кардинальское достоинство Папой Иоанном Павлом II. Но пожилой иезуит не пожелал получить архиерейское рукоположение и с разрешения Понтифика остался кардиналом-иереем.

Несмотря на то, что сегодня все кардиналы имеют архиерейский сан, они до сих пор делятся на традиционные три ордена: архиереи, пресвитеры и диаконы. Управляя одновременно своей епархией в какой-нибудь стране мира, каждый кардинал входит в клир града Рима или близлежащей территории.

Это значит, что каждый кардинал, в зависимости от своего «кардинальского стажа», значимости управляемой им епархии и т. д., числится диаконом или пресвитером в каком-нибудь из храмов Вечного Города или епископом в одной из 7 ближайших епархий, называемых sedes suburbicariae, т. е. «загородные кафедры» - Остия, Альбано, Фраскати, Палестрина, Порто Санта Руфина, Сабина, Веллетри. Декан Коллегии кардиналов традиционно носит титул епископа Остии.

До II Ватиканского собора старшие из кардиналов действительно управляли этими епархиями. Ныне же они только носят титул, а в действительности епархией управляют проживающие на их территории викарные епископы.

Работающие в Курии и не имеющие своей епархии кардиналы обязаны проживать в Вечном граде; те кардиналы, которые управляют своей епархией в какой-либо стране мира, должны приезжать в Рим каждый раз, когда их собирает Папа. Во главе Коллегии кардиналов стоит Декан или, в его отсутствие, Субдекан.

Декан не имеет никакой прямой власти над другими кардиналами, а является primus inter pares (первым среди равных). После смерти Декана кардиналы-епископы (которые носят титулы «загородных епархий») собираются вокруг Субдекана или старшего среди них и выбирают нового Декана. Его избрание должно быть утверждено Папой.

Приготовление Конклава

Название избирательной ассамблеи для выборов Понтифика, Конклав, происходит от латинского выражения cum clave, т. е. «(запертые) ключом». Оно связано с воспоминанием об одном реальном событии из истории латинской Церкви. В 1270 г. кардиналы, собранные для выбора Понтифика, в течение полутора лет никак не могли договориться. Тогда жители города Витербо, где тогда находилась резиденция Понтифика, заперли их в папском дворце, сильно сократили им пищу и разобрали крышу зала для голосования.

После этого кардиналам понадобилось еще 15 месяцев, и только 1 сентября 1271 они выбрали Папу Григория Х. Именно этот папа через 3 года собирает II Лионский Собор, на котором, как уже говорилось выше, и были приняты четкие правила, по которым следовало избирать Папу.

В Конклаве не участвуют те кардиналы, которым на день смерти Папы (или его ухода на покой) уже исполнилось 80 лет, однако они могут быть избраны на Римский Престол. По каноническому праву Католической Церкви Папой может быть избран не только кардинал, но любой католик мужского пола, даже мирянин, но не состоящий в браке.

Если избранник не состоит в архиерейском сане, по правилам Ordo rituum conclavis, непосредственно после его согласия он должен получить все соответствующие рукоположения. Историки полагают, что в первые века истории Церкви имели место случаи, когда Папой избирали оглашенного, который тут же получал крещение, а затем диаконское, иерейское и архиерейское рукоположения.

Если Папой избран иерей, Декан кардинальской коллегии должен возглавить церемонию его архиерейской хиротонии; если же избран диакон, то Декан сначала рукополагает его в пресвитеры, затем в архиереи, а если избран мирянин, то, соответственно, рукополагает сначала в диаконы, затем в пресвитеры и после этого - в архиереи.

В действительности с XIV века папами избираются только кардиналы: избранный в 1378 году Папа Урбан VI был последним не из кардиналов.

В настоящее время в Католической Церкви насчитывается 209 кардиналов, из которых 117 имеют право голосовать, а 92 не обладают этим правом, поскольку их возраст превышает 80 лет.

Бывший старший архиепископ украинских греко-католиков кардинал Любомир Гузар, родившийся 26 февраля 1933 года, не сможет принять участие в Конклаве, так как ему исполнилось 80 лет за два дня до ухода Папы на покой; а родившийся 5 марта 1933 года кардинал Вальтер Каспер примет участие, несмотря на то, что к моменту открытия Конклава ему будет уже больше 80 лет.

На сегодняшний день известно, что в Конклаве будут участвовать 115 кардиналов, так как один не сможет по состоянию здоровья и еще один, оказавшийся в центре очередного скандала, решил не появляться в Риме.

Сразу после смерти Папы (или его ухода на покой) начинают работать так называемые «конгрегации». Они, в сущности, являются своего рода временным правительством Церкви. Существуют «генеральные» и «партикулярные» конгрегации.

Генеральные конгрегации собираются каждый день, в них участвуют все кардиналы, в том числе и те, которые не могут голосовать (по причине возраста) в Конклаве. Их возглавляет Декан, или Субдекан, или старший из кардиналов, имеющих право на голос в Конклаве.

Генеральные конгрегации принимают все главные решения во время вакансии папского престола. Это, прежде всего, решения относительно похорон Папы, организационные вопросы о проживании кардиналов, назначение даты начала Конклава и др.

Во время работы одной из первых генеральных конгрегаций кардиналы произносят первую клятву - сохранять тайну относительно всего, что касается выборов Понтифика. Также во время работы Конгрегаций, до начала Конклава, кардиналы слушают первую проповедь, которую к ним обращает специально избранный для этого монах, известный своей благочестивой жизнью.

Одновременно собираются и «партикулярные конгрегации», которые решают менее важные вопросы по мере их возникновения. В них участвуют Камерленг и три кардинала (один от каждого «ордена»). Эти три кардинала выбираются жребием и меняются каждые три дня.

По нормам канонического права Конклав должен открыться не раньше, чем через 15 дней после начала вакансии папского престола, но и не позднее 20 дней.

Эти 15–20 дней нужны для организационной подготовительной работы, для того, чтобы дождаться приезда в Рим кардиналов со всего мира, а также для того, чтобы до начала голосования кардиналы успели пообщаться между собой и обсудить кандидатуры. Однако Папа Бенедикт XVI предоставил кардинальской коллегии право открыть Конклав не дожидаясь 15 дней после ухода Понтифика, если все голосующие кардиналы успели добраться до Рима.

Традиционно Конклав проходит в Сикстинской капелле. Построенная в 1475-1481 гг., эта известная во всем мире капелла называется Сикстинской в честь заказчика Папы Сикста IV делла Ровере. Капелла украшена знаменитой фреской «Страшный суд», созданной одним из самых великих художников эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти.

Сикстинская капелла. "Страшный суд" Микеланджело Буонарроти

Секретность

Конклав проходит в условиях строгой секретности. В Сикстинской капелле, где проходят голосования, помимо кардиналов-избирателей никто не должен находиться. Сами кардиналы, за все время Конклава живут на территории Ватикана в Доме Святой Марфы, специально построенной гостинице, где в это время никто другой проживать не может.

Как только начинается первое заседание и до обнародования результатов избрания нового Папы кардиналам строго запрещается любое общение с внешним миром: они не только не могут встречаться с людьми, не имеющими отношение к избранию Понтифика, но не могут разговаривать по телефону, писать письма, пользоваться любыми средствами коммуникации.

Кардиналы также не могут покидать территорию государства Ватикан. А если на самой ватиканской территории кардиналу встретится человек, не участвующий в Конклаве (в том числе клирик или другой кардинал, не имеющий право голосовать), он должен воздержаться от общения с этим человеком.

За все время Конклава в распоряжении кардиналов имеются два врача, несколько исповедников, говорящих на нескольких языках, и несколько человек технического персонала. Все эти люди тщательно выбираются Камерленгом, получают от него благословение на исполнение своих обязанностей и подписывают клятву о том, что если они случайно узнают что-либо, касающееся выборов, то будут хранить вечное молчание.

Нарушение этими людьми секретности является преступлением, которое наказывается отлучением по заранее вынесенному решению от Церкви latae sententiae, т. е. автоматическим отлучением, которое не предполагает вердикта церковного суда. Господа кардиналы строго призываются перед лицом своей христианской совести («graviter onerata ipsorum conscientia»), сохранять тайну и после избрания Понтифика.

После завершения строительства Сикстинской капеллы и почти до конца ХХ века во время Конклава кардиналы жили в палатах, прилегающих к самой капелле. Это было крайне неудобное для пожилых людей импровизированное жилье, часто без удобств; зато кардиналы могли попасть в капеллу, не выходя на улицу. Папа Иоанн Павел II специально для Конклава построил на территории Ватикана дом Святой Марфы. Это обычная гостиница с маленькими одноместными номерами с удобствами.

Раньше во время Конклава кардиналам не только запрещалось общение с внешним миром, но считалось, что им и между собой не стоит общаться. Каждый из них должен был голосовать по совести и «secundum Deum» - так, как вдохновлял их сам Господь. Поэтому договоренности между голосующими кардиналами, обсуждения возможных кандидатур и даже просто разговоры считались неуместными.

Во второй половине ХХ века, до начала строительных работ дома Святой Марфы, папа Иоанн Павел II велел включить в проект и небольшие залы для того, чтобы кардиналы могли свободно собираться группами, разговаривать о насущных проблемах Церкви и даже обсуждать кандидатуры.

За несколько дней до начала Конклава Сикстинскую капеллу проверяют с помощью соответствующих технических средств на предмет отсутствия в ней аудио- и видеозаписывающей или передающей техники. Во время Конклава кардиналам запрещается пользование магнитофонами, радио, фото- и видеотехникой, сотовыми телефонамии т. д. Все записи, собственноручно сделанные кардиналами за время заседаний, сжигаются в конце каждого дня.

Конклав

Итак, в пятнадцатый день после ухода Папы или позднее (но до двадцатого дня) Декан коллегии кардиналов возглавляет особую мессу Pro eligendo Papa («для выбора Понтифика»), которая может служиться в соборе Святого Петра или в другом храме. Затем кардиналы, имеющие право голосовать, собираются в определенный час пополудни в Капелле Паолине Апостольского Дворца и с пением молитвы Veni Creator, призывающей помощь Святого Духа, переходят процессией в Сикстинскую Капеллу к месту проведения выборов.

Конклав обычно возглавляет кардинал Декан или Субдекан. По правилам, установленным Иоанном Павлом II, если Декан и Субдекан не участвуют в голосовании по причине возраста, собрание кардиналов-выборщиков проходит под председательством самого старшего из них по возрасту.

Прежде всего кардиналы дают клятву. Декан или старший из избирателей читает общий длинный текст о том, что они обязуются хранить вечное и полное молчание относительно обстоятельств выборов Папы. Затем каждый кардинал по очереди, держа руку на Евангелии, завершает обет словами: «И я, кардинал N, обещаю, обязуюсь и клянусь. И да поможет мне Бог и Святое Евангелие, на котором лежит моя рука».

После того, как клятва произнесена последним избирающим кардиналом, Главный Папский Церемониймейстер объявляет extra omnes («Все вон!») и все не имеющие отношения к Конклаву лица должны покинуть Сикстинскую Капеллу. Младший кардинал диакон запирает дверь и начинается Конклав.

Остается монах-проповедник, который произносит перед кардиналами вторую проповедь. После этого и он покидает Сикстинскую Капеллу вместе с Главным Церемониймейстером. Затем следуют молитвы.

Если, как мы видели, раньше существовали различные способы избрания Папы (per acclamationem или per compromissum), то сегодня по правилам, установленным Папой Иоанном Павлом II в. 1996 г., Папа избирается исключительно тайным голосованием (per scrutinium).

В начале каждого заседания Конклава младший кардинал-диакон жребием выбирает трех ответственных за подсчет голосов (Scrutatores), трех ревизоров (Revisores) и трех помощников, которые, среди прочего, собирают избирательные бюллетени у болящих (Infirmarii).

Бюллетень - прямоугольный. На нем написано: Eligo in Summum Ponteficem «Выбираю в Верховные Первосвященники», и в него вписывается имя человека, за которого отдается голос. Каждый кардинал в порядке старшинства подходит к алтарю. Представ перед фреской Страшного Суда кисти Микеланджело, он произносит следующую клятву: Призываю в Свидетели Христа Господа, Который будет меня судить, что я выбираю того, кто, как я считаю пред Богом, должен быть выбран». Затем кладет бланк на поднос так, чтобы все могли его видеть, а уже с подноса перекладывает его в большую емкость и возвращается на свое место.

После того, как все кардиналы-выборщики опустят свои бюллетени в урну, бланки пересчитываются. Если количество бюллетеней не совпадает с количеством выборщиков, все бланки сжигаются, и сразу переходят к новому голосованию. После того, как все проголосуют, трое, отвечающие за подсчет голосов, считают бюллетени, проделывают в них дырки и сшивают. После проведения подсчета ревизоры проводят полный контроль.

Изменение имени стало правилом, но, все-таки, были и исключения; например, выходец из Голландии Адриан VI, который был папой в течение всего лишь одного года (1522–1523), при рождении был наречен именем Адриаан. А итальянец Марцелл II звался от рождения Марчелло и умер через 22 дня после избрания Папой в 1555 году.

После согласия новоизбранного Папы быть Верховным Первосвященником сжигают бюллетени без влажной соломы, чтобы получить белый дым. Если избранный Папа не имеет епископского сана, он немедленно рукополагается в епископы. Затем он препровождается в ризницу Сикстинской капеллы, в так называемую «комнату плача» (camera lacrimatoria), где подготовлены 3 папских одеяния 3-х разных размеров. Известна в связи с этим история с новоизбранным папой Иоанном XXIII, который был достаточно грузным. Для того чтобы его облачить в папские одеяния, пришлось разрезать одежды самого большого размера и скрепить их большими булавками.

После облачения в папские одежды новоизбранный возвращается в Сикстинскую капеллу и садится на кафедру. Кардинал Декан возглашает: «Избран на кафедру Петра» и зачитывает отрывок из Евангелия от Матфея 16, 13–19, в котором говорится о первенстве Петра в апостольском служении.

После Евангельского чтения и молитвы за нового Папу кардиналы подходят к верховному Понтифику с тем, чтобы засвидетельствовать ему свое почтение и послушание. В завершение исполняется гимн благодарения Господу, называемый Te Deum. На этом Конклав завершает свою работу.

Кардинал Протодиакон (в настоящее время им является француз Жан-Луи Торан) выходит на центральную лоджию Базилики св. Петра, так называемую лоджию благословения, на которую перед этим вывешивают ковёр с гербом предыдущего понтифика, и объявляет: «У нас есть Папа!» (Habemus Papam!). Текст этого традиционного обращения к пастве звучит так: «Я говорю вам о великой радости: У нас есть папа! Высокопреосвященнейший и достойнейший господин, господин [имя], Кардинал Святой Римской Церкви [фамилия], который взял себе имя [тронное имя]».

Сразу после этого обращения, новоизбранный Папа дает свое первое апостольское благословение Urbi et Orbi, «городу и миру».

Вплоть до выборов папы Иоанна Павла II не было принято, чтобы новый Понтифик произносил свою первую речь, обращаясь к народу, собравшемуся на площади Святого Петра до его благословения. Уже папа Иоанн Павел I хотел обратиться к верующим, но церемониймейстер его остановил, заметив, что такая речь не была предусмотрена ни протоколом, ни традицией.

За публичным объявлением выбора Папы и его первым благословением следует, как правило, через несколько дней, торжественная коронация в соборе святого Петра в Ватикане. Так начинается процесс вступления в должность Папы.

В последующие дни Папа посещает патриаршие базилики Святого Павла Вне Стен и Санта Мария Маджоре и процесс завершается торжественной церемонией вступления во владение Латеранской базиликой, которая является кафедральным собором первопрестольного .