Мир скандинавской мифологии - сказания о богах - локи. Бог Локи: образ скандинавской мифологии Тату бога локи значение

Кто такой Локи?

  1. это камандир каманды
  2. Локи (Loki, Loke) бог огня в германо-скандинавской мифологии, происходит из рода тунов, но асы разрешили ему жить с ними в Асгарде за его необыкновенный ум и хитрость. Другие имена Локи Лодур, Лофт.

    Сын великана Фарбаути и великанши Лаувейи. До того как великаны начали войну с Асами, Локи прожил три года в тунхейме у великанши Ангрбоды. За это время она родила ему трх детей: дочь наполовину красную, наполовину синюю Хель (богиня царства мертвых), гигантского змея рмунганда и волчонка Фенрира. Кроме того, он около года существовал в образе кобылы и родил восьминогого жеребнка Слейпнира, на котором впоследствии ездил Один.

    Черты Локи характерны для трикстеров: двуличность, изворотливость, хитрость, коварство. Часто Локи считают лживым, но это не совсем верно: понятия ложь и истина для Локи просто отсутствуют. Он причинил много бед другим асам, в частности, привел к гибели бога Бальдра. С другой стороны, асы часто прибегали к его услугам в тех случаях, когда надо было проявить хитрость. Локи обладал способностью менять свою внешность. Так он в образе кобылы сманил коня (Свадильфари) у туна-каменщика, строившего Асгард, чем избавил асов от необходимости отдавать последнему в жены одну из богинь.

    Разгневанные кознями Локи, асы поймали его и распяли меж трех камней глубоко под землей, а Скади, мстя за своего отца, повесила над его головой змею, яд которой непрерывно капает на лицо Локи. Но верная жена бога Сигюн держит над ним чашу в которую и собирается яд. Когда чаша переполняется, Сигюн идет опорожнить е, а в это время яд капает на лицо Локи, и он бьтся в мучениях. Согласно мифам, именно это является причиной землетрясений.

  3. милашка
  4. спроси у Доки
  5. ЛОКИ (Loki) (он же Лофт, Лодур) в скандинавской мифологии один из богов-асов; не имеет аналогов в германской мифологии. Сын великана Фрабаути и Лаувей (лиственное дерево) . Муж Сигюн, родившей от него сыновей Нари и Нарви. От связи с великаншей Ангрбодой произвел на свет хтонических чудовищ Хель (повелительницу подземного царства мертвых) , гигантского волка Фенрира и мирового змея Ермунганда; от связи с конем Свадильфари восьминогого коня Слейпнира. Вместе с асами Одином и Хениром участвовал в творении первых людей. Основные качества Локи хитрость и коварство.

    Выступает в двух ипостасях. Первая ловкий плут, добытчик-похититель волшебных предметов, действующий обычно не силой, а обманом; принимает часто разные обличья (муха, блоха, сокол, лосось, тюлень, кобыла, великанша Текк) . В большинстве случаев помогает богам, но иногда вынужден выполнять волю великанов. Плененный великаном Тьяццы, похищает для него богиню Идунн и ее золотые молодильные яблоки, но затем по требованию асов доставляет их в Асгард. Вместе с Одином и Хениром отбирает у карлика Андвари его золотые сокровища, чтобы заплатить Хрейдмару, оказавшему им гостеприимство, выкуп за убитого сына. По наущению Одина крадет у богини Фрейи ее главный атрибут чудесное ожерелье Брисингамен. Срезает у Сив, жены Тора, ее волшебные золотые волосы, но затем, испугавшись гнева Тора, заставляет карликов-цвергов выковать такие же, чтобы отдать их Сив. Добывает у цвергов для Фрейра чудесного вепря с золотой щетиной Гуллинбурси, для Одина кольцо Драупнир, а для Тора молот Мьелльнир. Помогает Тору вернуть Мьелльнир, похищенный великаном Трюмом.
    Оказывает богам и их противникам и другие услуги. Самыми разными способами мешает великану завершить в срок строительства Асгарда, что позволяет богам отказать тому в обещанном вознаграждении. Пойманный великаном Гейрредом, вынужден по его приказу доставить к нему безоружного Тора. Как участник творения людей, добытчик волшебных предметов и изобретатель первой рыболовной сети является культурным героем.

    Вторая ипостась Локи воплощение зла, демон; некоторые исследователи видят в нем дьявола. Выступает как нарушитель мира и порядка: на ритуальном пиру богов у морского великана Эгира совершает убийство и подвергает поношению всех присутствующих. Спасаясь от гнева асов, превращается в лосося и прячется в водопаде Франангр, но те ловят его сетью, связывают кишками, извлеченными из чрева его сына Нарви, и помещают над его лицом ядовитую змею; Сигюн собирает яд в чащу, но когда капли попадают на него, он содрогается и вызывает землетрясения. Является главным виновником гибели бога Бальдра (См. также БАЛЬДР) . Хитростью выведав у матери Бальдра Фригг, что она взяла клятву не наносить вреда ее любимому сыну со всех живых существ, растений и предметов, кроме незаметной омелы, подсовывает омеловый прут слепому богу Хеду, который невольно наносит смертельную рану Бальдру. Лишает асов возможности вернуть Бальдра из хель (царства мертвых) не оплакивает его, нарушая тем самым условие освобождения, поставленное владычицей преисподней (все живое и мертвое должно скорбеть об убитом) . Наказан богами заточением в хель; пребывает там, привязанный к трем камням.
    Во время гибели мира вырывается из преисподней на корабле мертвецов Нагльфар. Вместе с великанами и хтоническими чудовищами сражается с богами в Последней битве-Рагнарек. Находит смерть в поединке с небесным стражем Хеймдаллем.

  6. Это один чел с Чертановской)))
  7. …герой мульта 6 с половинй на мульт ру
  8. Это персонаж MRVEL.Брат Тора, бог лжи, обмана и предательства…

«В провале средь леса я видела связанным

Несчастий зачинщика, Локи проклятого.

Там Сигин сидит, убиваясь в страданьях

Над мукою мужа…»

«Прорицание вёльвы»

После «Тора» интерес к образу Локи, благодаря интересному сценарию фильма и прекрасной актерской игре Тома Хиддлстона, возрос невероятно. После «Мстителей» уже очевидно, что во всех последующих картинах этой серии Локи будет одним из героев – так прочно он вписался в сюжет.

В этой записи кое что о том, кто такой настоящий, скандинавский Локи, а также о том, где еще можно встретить Локи в литературе.

Локи (также Лофт, Лодур, Хведрунг) – один из «главных героев» скандинавской мифологии. Он фигурирует во многих историях в качестве важного их элемента – иногда это истории про самого Локи, иногда об отвлеченных вещах. В любом случае, фигура Локи в рамках древне-скандинавской картины мира одна из центральных.

Существует, фактически, два Локи, как бы странно это ни звучало. Они отличаются друг от друга характером, делами и, что даже важнее, происхождением.

Так, Локи, который стал прообразом для героя кинофильма «Тор» и «Мстители», был сыном ётуна Фарбаути и гражданки Лаувейи.

Другой Локи, тот, который Лодур, и который, кроме того еще и Яфнхар и Один знает кто еще, фигура настолько темная, что про него я напишу только то, что удалось понять из разнообразных источников: это брат Одина (у него было два брата, которых считают его же ипостасями, и которые, тем не менее, правили в его отсутствие и даже делили с ним одну жену, звали их Вили и Ве), он повелитель Огня и он вместе с Одином сотворил Мидгард из тела поверженного великана Имира, а потом мужчину и женщину. На этом про другого Локи закончим, и просто не будем больше путать его с «настоящим» Локи, который не был асом, повелителем Огня и не сотворял Мидгард (Землю), а также мужчин и женщин.

У «настоящего» Локи была куча других, более важных дел.

Что сделал Локи?

Среди важных дел Локи числится отцовство. Итак, Локи отец следующих существ:

  • Хель – хозяйка мира мёртвых.
  • Фенрир – волк, который слопает солнце во время Рагнарека.
  • Ермунгард – мировой Змей, который фигурирует в литературе даже чаще, чем сам Локи.

Эти трое родились у него от союза с великаншей Ангрбодой.

  • Нари и Нарви – два менее колоритных ребенка от жены Сигюн.

Кроме того, Локи – мать. Как-то раз ему пришлось прикрывать спину асов в небольшом конфликте, связанном с выдачей Фрейи. В общем, он превратился в кобылу и встретился с конем (имя которого вошло в историю, в отличие от многих других имен скандинавской мифологии…) Свадильфари. В результате спустя время Локи родил восьминогого жеребца Слейпнира, на котором теперь катается Один.

Также Локи известен как хороший обманщик. Он обманул:

  • Собственно, строителя Асгарда, который обломался с Фрейей после эпатажного поступка Локи, результатом которого стал Слейпнир.
  • Самого светлого из асов, гражданина Бальдра, сына Одина, которого Локи сначала убил руками слепого Хёда, а потом отказался оплакивать в облике великанши Токк, в результате чего Бальдр так и остался в царстве мертвых (несмотря на ходатайство асов, подкаблучников Одина).
  • Бедного карлика Андвари, который плавал в облике щуки и вообще никого не трогал, и которого Локи не только поймал, но еще и обчистил до нитки, чтобы оплатить собственный промах с убийством выдры, которая оказалась сыном одного авторитетного гражданина.

Еще Локи известен за поступок, который он не совершил, но который ему предначертан Норнами. В предсказании вёльвы Локи «открывает» Рагнарек вместе со своими детьми. Он будет сражаться с Хеймдаллем (который затрубит в рог, возвещающий о начале Рагнарека), и они убьют друг друга.

В кого мог превращаться Локи?

Локи обладал способностью полностью менять свою внешность, так, что никто из живущих, включая асов, не мог узнать его. Среди самых любопытных превращений Локи:

  • Блоха – чтобы украсть у Фрейи украшение.
  • Лосось – чтобы убежать от асов.
  • Лошадь – чтобы сманить Свадильфари.

Вообще таланты Локи к превращению ничем не ограничены и он ими во всю пользовался.

Наказание Локи

После того, как однажды (видимо вследствие сильнейшего нервного срыва) Локи рассказал всем богам, кто они есть и где им место (то есть, по-русски говоря, послал их на три буквы), за ним погналась вся королевская конница и вся королевская рать.

Они догнали Локи, несмотря на то, что тот ухитрился стать лососем, связали кишками его собственного сына Нари (того, что был от законной супруги), затем приковали его к скале, к трем камням (почему не к двадцати шести, собственно?), после чего лыжница Скади (по совместительству инеистая великанша и супруга Ньёрда) подвесила над ним змеюку, яд которой капает ему на лицо, причиняя невероятные страдания. Мстительная женщина, видимо, не могла забыть, как Локи в чем мать родила (прикрыв причинное место козлиной бородкой) плясал возле нее, чтобы рассмешить, ибо именно такое условие великанша поставила в качестве своего приданого.

Верная жена Локи Сигюн не смогла вынести страданий мужа и стала придерживать чашу над его головой, чтобы яд капал в нее. Когда чаша переполняется, Сигюн выливает яд, но на это время яд попадает на лицо Локи – считалось, что именно это вызывает землетрясения, потому что ядом в лицо – это больно.

Роль Локи в мифах

Собственно, Локи был проказником. Как теперь модно говорить, трикстером. Его все любили за то, что он так весело шутит, но когда он пошутил над начальством, его попросили удалиться со сцены.

Одновременно с шутками и розыгрышами Локи совершает куда более серьезные обманы и подставы. Причин на это у него нет, но они ему и не нужны. Образ Локи был и остается синонимом двуличности и лживости, хотя мифологический Локи вообще не воспринимает понятия «лжи» и «правды». Локи хулиганит не потому что мерзавец, а потому что положено по сказке.

Дети Локи (Фенрир, Хель, Слейпнир, Ермунгард) фигурируют в самых разных обликах в западной культуре очень часто. Их имена буквально стали нарицательными, все чаще авторы не поясняют, что именно в их тексте имеется ввиду под словом «Ермунгард» и т.п.

Книги, посвященные каноничному образу Локи:

  • «Старшая Эдда», Сэмунд Мудрый (возм.)
  • «Младшая Эдда», Снорри Стурлусон
  • «Асгард — город богов», Владимир Щербаков
  • «Боги и герои Севера», Патрик Колум

Художественные книги с Локи в одной из центральных ролей:

  • «Асгард Анлимитед», Майкл Стэкпол
  • «Рунная магия», Джоанн Харрис
  • «Маска Локи», Роджер Желязны
  • «Ревущая Труба», Спрэг де Камп

Художественные книги, в которых присутствует Локи, но не является центральным героем:

  • «Американские боги», Нил Гейман
  • «Мой Рагнарёк», Макс Фрай
  • «Замок на стыке миров», Виктор Чирков

Полезные ссылки:

Галерея jen-and-kris – художников, у которых много очень красивых или забавных работ по марвеловским Тору и Локи.

На вики неплохая статья по Локи, хотя там и путаются в некоторых фактах.

Локи относится к скандинавской мифологии. Его считают негативным персонажем. У него есть способность изменять обличие, именно отсюда появилось выражение «маска бога Локи». Изначально этот бог просто капризничал и шалил, но со времен его действия стали более зловещими и он начал создавать для окружающих людей и богов различные сложные ситуации. Часто, выходя из сложных ситуаций, он мог не задумываясь пожертвовать жизнью другого бога. Его символами считается огонь, воздух и .

Что известно о скандинавском боге Локи?

Чаще всего описывают этого бога красивым мужчиной невысокого роста с худощавым телосложением. Волосы у него огненно-рыжего цвета. Скандинавы приписывают Локи самые страшные и отрицательные черты: двуличие, хитрость, лживость, коварство и др. Несмотря на это к нему часто обращались за помощью асы. К примеру, используя способность перевоплощения, он превратился в прекрасную кобылу и сманил коня у етуна-каменщика, что позволило не отдавать ему в жены богиню Фрею. Благодаря помощи бога лжи Локи, асы смогли получить такие сокровища: молот Тора, копье Одина, корабль Скидбладнира и многое другое.

Бог огня Локи очень любил поесть и в один прекрасный день, он даже устроил с собственной стихией соревнование. Дух огня стал великаном, и они устроили состязания, кто больше съест. Локи смог осилить только часть еды, в то время как огонь не только доел остатки, а и съел посуду, и стол.

Принадлежит Локи к роду етунов, но асы все же разрешили ему жить в Асгарде, учитывая его ум и хитрость. У Локи есть и другие имена – Ладур и Лофт. Кстати, существует мнение, что он не является настоящим богом. У него есть много детей, к примеру, трое от великанши Ангрбоды:

  • дочь – богиня царства мертвых, тело которой было наполовину красное и наполовину синее;
  • гигантский змей;
  • огромный волк.

Есть также информация, что Локи является основателем всех ведьм. Случилось это после того, как он съел полусгоревшее сердце злой женщины. Женой этого бога считалась Сигюн.

На пире богов, проводившемся после смерти Бальдра, Локи начал ссориться со всеми. Он смертельно оскорбил каждого аса, что вызвало огромную и его хотели убить. Бог лжи и обмана Локи превратился в лосося и пытался скрыться в водопаде, но его в итоге поймали. Асы также схватили двух детей, которые убили друг друга. Их кишками они привязали Локи к скале. Скади, чтобы отомстить за отца, повесила над ним змею, яд которой падал ему на лицо. Чтобы спасти своего мужа, Сигюн держала над ним чашу, в которой собирался яд. Когда она наполнялась, она отходила, чтобы все слить и именно в это время яд попадал на Локи, который испытывал огромные мучения, и это приводило к землетрясению. В период Рагнарека бог Локи будет сражаться на стороне великанов. В бою он умрет от руки Хеймдалля.

Локи в современном мире

Месяцем бога Локи считается период с 21.01 по 19.02. Люди, рожденные в этот период, будут часто подвергаться различным проверкам и испытаниям. Кто сможет все это преодолеть будет вознагражден судьбоносным подарком. Чтобы задобрить Локи, рекомендуется часто зажигать в своем доме красивые свечи. При этом можно говорить такой заговор:

«Свечи зажигаю, Локи призываю. Молния и огонь, станьте за меня горой».

Рекомендуется отдавать предпочтение желтой, золотой, оранжевой, красной и светло-коричневой одежде. Своих поклонников Локи может наградить различными подарками и реализовать их самые заветные мечты. Если же люди относятся к нему пренебрежительно, то он может создать серьезные жизненные проблемы и неприятности. Подключение к энергии Локи особенно необходимо в ситуациях, когда важно что-то утаить. С помощью этого бога можно уберечь себя от обмана и мошенничества.

Скандинавский бог Локи весьма популярен, это яркий, пафосный персонаж, который обычно вызывает улыбку и самые позитивные эмоции, несмотря на то, что асы и люди много натерпелись из-за его выходок. Локи - бог во многом уникальный. Он живет с асами в Асгарде, но сам происходит из рода Ётунов, его отец - Фарбаути («жестоко ударяющий»), а мать - Лаувейя («остров лиственниц»). Лаувейю асы знали под именем Наль, что значит «игла». Наль принесла маленького Локи в Асгард после смерти Фарбаути и вскоре умерла сама, надо думать - от горя.

Локи - бог, но нужно понимать, что он в корне отличается от тех, с кем живет, от асов и ванов Асгарда. В общем, это классический трикстер, то есть «обманщик», «хитрец». Собственно, асы приняли его к себе за невероятно изворотливый ум и умение находить выход из любой ситуации. Таким образом, Локи - бог обмана, колдовства, изменчивости, хитрости, коварства, интриг, кулуаров. Также Локи - бог человечества, в том смысле, что среди всех жителей Асгарда он больше всего напоминает простого смертного. Он в постоянном поиске, его интересуют тайны Вселенной, он задается вопросами, о которых другие просто не думаю. Но далеко не всегда его помыслы возвышенны. Локи - бог мстительный, завистливый, бесчестный. Однако он не так уж плох, ведь ему ведомы сострадание и жертвенность (пусть даже вынужденные). Достаточно вспомнить соответствующий эпизод «Младшей Эдды», который повествует о том, как Локи в образе кобылы отвлекает волшебного жеребца Свадильфари, благодаря чему мастер-ётун не сумел за одну зиму выстроить вокруг Мидгарда неприступную стену. Так Локи спас Фрейю от страшного замужества и помог асам сохранить достоинство.

Другая эддическая песнь рассказывает как Локи (бог озорства, помимо прочего) в очередной раз спасает честь Асгарда, став единственным, кому удалось рассмешить Скади, дочь великана Тьяцци, похитившего Идунн и ее золотые яблоки, даровавшие богам бессмертие. Кроме того, именно Локи в «Песне о Сигурде» отправляется к Брисингам за золотом, которое должно стать выкупом за убитую выдру, спасая, таким образом, Одина и Хёнира. Разумеется, Локи - бог неоднозначный, в том смысле, что в отличие от других героев скандинавских легенд, его поступки амбивалентны, порой он помогает асам и людям, а иногда его деяния идут им во вред. Кроме того, нельзя забывать, что во время Рагнарёка Локи будет биться на стороне Хель против асов и сойдется в смертельной схватке с Хеймдалем.

Скандинавский бог Локи: этимология, происхождение, семья

Бог Локи в скандинавской мифологии играет одну из ключевых ролей, но вопрос о происхождении его имени до сих пор остается открытым. Одна из основных версий (которая подтверждает идею о том, что Локи - бог огня, стихии с изменчивым нравом) основывается на предположении, по которому слово «локи» происходит от более древнего «логи», что в переводе со старо-скандинавского означает «огонь». Также предполагается, что Локи - производное от древнеисландского «lúka», что значит «запирать, завершать». Есть и другие версии, по которым скандинавский бог Локи сближается с культом медведя (от литовского «lokys» - «медведь») или культом волка (от греческого «Λύκος» - «волк»).

Выше был приведен миф, в котором говорится, что Локи - бог из рода ётунов, а не асов. Но есть и другие легенды, которые противоречат этой версии. Некоторые исследователи полагают, что скандинавский бог Локи был сыном первородного инеистого великана Имира, вероятно - его первенцем, появившимся задолго до Одина. По этой версии его братья и сестры - Хлер (вода), Ран (море), Кари (воздух), и тогда вполне логичной выглядит мысль о том, что сам Локи - бог огня.

Скандинавский бог Локи не одинок, в том смысле, что у него есть семья, да еще какая! Его первая жена - , могучая воительница-великанша, а его дети известны всем нам - это богиня Хельхейма по имени Хель, хтонический змей Ёрмунганд, адский волк Фенрир. От своей второй жены, Сигюн (ее происхождение неясно) у скандинавского боги Локи есть два ребенка - Вали и Нарви. Судьба этой пары весьма печальна. После того как бог Локи (в скандинавской мифологии этот сюжет является исключением во многих смыслах) окончательно «достал» асов своими выходками, его старшего сына (по всей видимости, Вали) обратили в волка и натравили на младшего (Нарви). Кишками убитого Нарви Локи привязали к скале, над которой разместили огромную ядовитую змею. Яд каплет на лицо Локи и тот корчится от невыносимой боли (скандинавы верили, что в этом кроется причина землетрясений). Однако это происходит нечасто, так как Сигюн (аллегория верной жены и безутешной матери) держит над лицом Локи чашу, таким образом, защищая его от яда. Но когда чаша переполняется, Сигюн отходит, чтобы вылить яд, тогда же яд, капающий из пасти змеи, попадает на лицо Локи.

Бог Локи в скандинавской мифологии: (не)справедливо осужденный?

Бог Локи в скандинавской мифологии играет важную сюжетообразующую роль. Как мы уже выяснили, он часто мешал асам, но и помогал им в той же мере. Такие вещи как Гунгнир (копье Одина), Мьёльнир (молот Тора), Скидбладнир (корабль Фрейра), Драупнир (кольцо Бальдра), Гуллинбурсти (вепрь Фрейра) появились у владык Асгарда именно благодаря хитрости и мудрости бога Локи. В скандинавской мифологии трудно найти более удачливого «добытчика» магических артефактов! Тем не менее, бог Локи (картинки с его изображением можно встретить в древних исландских списках) был осужден на вечные муки. Строго говоря, в контексте этой истории нет ничего удивительного в том, что в последней битве он сражается с асами на стороне свой дочери.

Как же выглядит бог Локи? Изображение этого хитреца дается в «Младшей Эдде» Снории Стурлуссона, там Локи невысок и хорош собой, вероятно, у него длинные волосы и борода. Этому описанию соответствует известное изображение бога Локи на страницах «Edda Oblongata», исландского манускрипта семнадцатого века. Вообще, изображения бога Локи широко представлены у европейских живописцев XVIII-XIX веков, но трудно сказать, насколько они объективны. Гораздо более любопытны английские картины XI века, но там упор сделан в большей степени на его жену Сигиюн, а не на самого бога Локи. Картинки современного происхождения зачастую не имеют никакого отношения к историческим оригиналам, особенно если речь идет о Хиддлстоне в образе харизматичного марвеловского злодея.

В завершении стоит отметить, что бог Локи (изображения из оригинальных исландских источников представлены выше, их нетрудно отличить от более поздних по характерной технике) действительно является самым неоднозначным персонажем скандинавской мифологии. В этом смысле нельзя не вспомнить знаменитую «Перебранку Локи» из «Старшей Эдды». В том эпизоде трикстер обвиняет богов и богинь Асгарда в трусости, лжи, бесчестии и нецеломудренности, причем все его обвинения - справедливы. Кроме того, Локи признает свою вину за смерть Бальдра. Этот эпизод мы часто забываем, хотя, по всей вероятности, именно в нем раскрывается подлинный образ героя.

0

Очень интересная статья:

Новое место для Локи

Оригинал: Dagulf Loptson «A New Place for Loki»

В стихе 144 «Речей Высокого» рассказчик спрашивает читателя про его знания о последовательности религиозных ритуальных действий. Седьмой вопрос, “Veistu, hve senda skal?” («Умеешь ли ты отправлять?») идет сразу после “Veistu, hve blota skal?” («Умеешь ли ты молиться и приносить жертвы?») – это основная тема данной статьи. Слово “senda” на старонорвежском значит «отправлять что-либо куда-то», иногда в контексте дарения подарка. Место данного слова в серии вопросов в стихе 144 означает, что после того как что-либо (животное, предмет или человек) было принесено в жертву во имя богов, следующим шагом будет отправление этого дара богам. Но как это выполнить? Для норвежцев того времени было 2 основных метода: Вода (что отражено во многих находках на болотах) и Огонь. Второе, как я считаю, и является ключом к пониманию функций Локи в скандинавском язычестве, и может пролить свет на ту роль, которую он способен играть в современных ритуалах.

Перед тем как я продолжу, я считаю важным показать различия между священным огнем, о котором и идет речь, и бытовым огнем. Во многих древних обществах (и в Скандинавии также) было много «видов» огня. Пламя пожара не было тем же, что огонь очага. Подобно тому, как некоторые водоемы или географические участки почитались более других, так и некоторые виды огня были более священны, чем другие. К примеру, Якоб Гримм описывает ритуал, который проводился для создания довольно специфического вида огня под названием «огонь нужды». В данном ритуале каждый огонь в селении должен был быть предварительно потушен. Когда пламя возгорается методом трения круглой деревянной палки, больной крупный рогатый скот и лошади проводились вокруг полученного огня три раза для исцеления от болезней. Это иллюстрирует разные виды огня и разные его функции у древних германцев.

В старонорвежской литературе и в археологических данных можно обнаружить минимум три основные функции священного огня: очищение (например, когда огонь проносили по периметру нового участка земли для его очищения, как это описано в «Книге заселения Исландии»), кремация (например, как это показывают описанные в «Видении Гюльви» похороны Бальдра) и жертва богам с помощью сожжения.

Хотя о последнем достаточно скудно говорится в литературе, существует много археологических данных, которые подтверждают, что подобные ритуальные действия проводились в древней скандинавской/германской религии:

Сожжения в дневнескандинавской религии - это ритуальная деятельность о которой – насколько я знаю - практически ничего не известно из литературных источников. Мы мало знаем о том, как и где это практиковалось, в каких формах. Из археологических источников, однако, известно об обширных системах очагов, которые имеют место, в основном, в южной Скандинавии и континентальной Европе, и могут быть интерпретированы как остатки ритуальных жертвенных сожжений. Иногда эти системы очагов расположены на возвышенностях, холмах или даже горах, а остатки сожженных костей, которые эти очаги содержат, принадлежат, как правило, овцам/козам и свиньям.


Гуннар Андерсон. «Среди деревьев, кости и камня: священная роща в Лунде. Древнескандинавская Религия в долгосрочной перспективе: истоки, изменения и взаимодействия»

В ведической религии (Индо-европейской двоюродной сестре традиций Германии и Скандинавии) священный огонь также используется в ритуалах очищения, жертвоприношения и кремации/сожжения, и персонифицирован через бога Агни, который также является вестником богов, и символически он «уста», через которые боги и получают свои подношения:

Гимн XIII К Агни.


1. О Агни, священен и божественен, лучезарен прекрасный язык Твой. Шествуй к Богам и служи им!


2. Мы молимся Тебе, купающемуся в масле, о лучезарный! Взирающий на Солнце, приведи богов на пиршество!


3. Мудрец, мы разожгли Тебя, яркого, принимающего жертвы, Тебя, великого, о Агни!


Самаведа

Он также является огнем кремации, который сопровождает мертвых в мир богов. Более пристальный взгляд на Локи отражают его функции, которые являются такими же, как у Агни в ведической традиции, и не только разъясняют роль Локи в северной космологии, но и дают большее понимание дохристианских ритуалов огня. Но, прежде чем образ Локи как персонификации священного огня будет раскрыт, необходимо показать связь Локи с огнем в сохранившейся старонорвежской литературе.

0

Локи как бог Огня

Так как нет однозначных источников, которые утверждают роль Локи как бога огня, было много спекуляций на тему, является ли это одной из его первоначальных функций. Многие люди отбрасывали этот вариант как вообще возможный, и некоторые ученые едва затрагивали этот момент в изучении образа Локи. Однако, все же, существует довольно много источников, косвенно указывающих на огненную природу Локи, и если рассматривать их вместе, они усиливают гипотезу о том, что Локи как бог ассоциируется с огнем.

В «Прорицании вёльвы» есть несколько строк, благодаря которым можно предположить, что Локи непосредственно связан с Муспеллями: словом, которое сейчас принято использовать для описания огненных великанов из мира Муспельхейма, который Снорри описывает как мир, охраняемый огненным существом по имени Сурт (что в переводе значит «черный»). Возможно, слово «Муспелль» было привнесено из континентальной Германии в Скандинавию, так как «Муспелль» это название поэмы 9-го века, написанной на старом варианте верхнегерманского языка, где это название используется для обозначения христианского конца света от огня. Турвилль-Петре предполагает, что это слово было заимствовано и неверно понято скандинавами как имя огненного демона, уничтожающего мир. «Муспелль» это владелец корабля Нагльфар («корабль из ногтей мертвецов»), а его дети известны как «сыны Муспелля». В целом, даже если воспринимать это слово буквально, «Муспелль» может означать просто что-то вроде «огненного уничтожения». Муспельхейм поэтому может быть представлен как мир огненного уничтожения, а «сыны Мупелля» - дети этого мира. По Снорри, во время Рагнарека Сурт будет в передней части авангарда против Асгарда:

В этом грохоте раскалывается небо, и несутся сверху сыны Муспелля. Сурт скачет первым, а впереди и позади него полыхает пламя. Славный у него меч: ярче свет от того меча, чем от солнца. Когда они скачут по Биврёсту, рушится этот мост, как уже говорилось. Сыны Муспелля достигают поля, что зовется Вигрид.

Снорри также говорит о том, что Сурт находится на границе Муспельхейма и поставлен там охранять его, это означает, что он - страж Муспельхейма:

«Суртом называют того, кто сидит на краю Муспелля и его защищает. В руке у него пылающий меч, и, когда настанет конец мира, он пойдет войною на богов и всех их победит и сожжет в пламени весь мир.

Снорри Стурлусон. Младшая Эдда

Это, очевидно, имеет некоторые сходство со стихом 3:24 Бытия, где описывается ангел с огненным мечом, который сторожит двери рая, и поэтому сложно сказать, является ли Сурт, как страж Муспельхейма с его огненным мечом, более поздним привнесением или нет.

В «Прорицании вёльвы» есть более чем один стих, в котором Локи может быть причислен к Муспеллям, и даже более того, может быть в высоком чине среди них. Хотя Снорри ставит Сурта на острие атаки сил Муспельхейма, «Прорицание вёльвы» называет Локи капитаном Нагльфара (корабль, который Снорри называет принадлежащим Муспеллю), который везет огненных великанов (включая Сурта) из Муспельхейма.

«С востока в ладье

Муспелля люди

плывут по волнам,

а Локи правит;

едут с Волком

сыны великанов,

в ладье с ними брат

Бюлейста едет.»

Прорицание вёльвы

Тот факт, что Локи ведет Муспеллей в Асгард из Муспельхейма может означать, что он сам является огненным йотуном; в соответствии со Снорри, только тот, кто рожден в Муспельхейме может войти в этот мир и не погибнуть, а Локи, очевидно, правит Нагльфар прямиком из этого огненного мира.

Тогда сказал Третий: «Всего раньше была страна на юге, имя ей Муспелль. Это светлая и жаркая страна, все в ней горит и пылает. И нет туда доступа тем, кто там не живет и не ведет оттуда свой род.»

Снорри Стурлусон. Младшая Эдда

Несмотря на то, что многие люди считают Сурта «королем» Муспельхейма, нет ни одного источника, который это подтверждает. Более того, доказательства, предоставленные Снорри и «Прорицанием вёльвы» указывают на Сурта как на стража Муспельхейма, но не как на его владыку. Так как Локи – единственный, кто вообще был упомянут как лидер Муспеллей, вероятно, что именно Локи, а не Сурт, это тот, кто является их владыкой. Рудольф Зимек также делает такой предварительный вывод:

Локи будет кормчим корабля Нагльфар в соответствии со стихом 51 «Прорицания вельвы» и это тот корабль, на котором силы Муспеллей пересекут море. Возможно, именно поэтому Локи можно рассматривать как их лидера.

Рудольф Зимек. Словарь Северной Мифологии

0

Идея о том, что Локи может быть назван владыкой Муспельхейма, проливает свет на кровное братство с Одином. Возможно, это не простое кровное побратимство друзей, а кровное перемирие между королями. Ньйорда часто рассматривают как короля Ванахейма, а его сына Фрейра как короля Альвхейма. Они оба живут в Асгарде в качестве заложников, символизируя мир между их народами. Идентифицируя Локи как короля Муспельхейма, можно объяснить его присутствие в Асгарде, так как Муспелли не проявляют враждебность по отношению к Асгарду до тех пор, пока Локи и его дети не будут заточены, что нарушает перемирие между двумя народами.

Далее связь между Локи и великанами Муспельхейма может быть обнаружена в эддической поэме «Речи Свипдага». Эта история упоминает о таинственной фигуре по имени Синмара («бледный ужас»), которая, как предполагается, была женой Сурта. В ходе поэмы, Виндкальд спрашивает великана Фьёльсвинна об оружии, которое может убить задиру Видофнира, который обитает в Асгарде. Фьёльсвинн отвечает:

26 «Зовут Лэватейн,


сделанный Лофтом,


выкованный за вратами смерти;


в ларе железном


у Синмары лежит


на девяти крепких запорах».


Речи Свипдага

Название меча, который выковал Лофт в Хельхейме (за вратами смерти), называется Лэватейн, что дословно переводится как «ранящая ветвь», что само по себе является кеннингом для меча и не может быть названо самим мечом. Но тот факт, что Синмара охраняет меч Локи очень интересен, и можно предположить, что так как она - страж меча Локи, то ее муж Сурт охраняет владения Локи, пока тот находится в Асгарде.
Дальнейшие свидетельства власти Локи над огнем можно найти в «Перебранке Локи». После того как Тор в угрожающей форме заставил Локи уйти из дома Эгира, в конце поэмы Локи оставляет Эгиру проклятие:

65 Пива ты, Эгир,


немало припас,


но напрасно старался


пусть все, чем владеешь,


в пламени сгинет,


пусть опалит


огонь тебе спину!»


Перебранка Локи

Это было бы довольно странное проклятие в исполнении Локи, если бы он не имел ничего общего с огнем вообще, и, как следует из «Прорицания вёльвы» и «Речи Свипдага», многие поэты Старшей Эдды указывают на связь Локи с огнем.

Другие доказательства того, что Локи – бог огня, могут быть найдены вне пределов Старшей Эдды - в разрозненных остатках других Индо-европейских культур. В конечной части «Перебранки Локи» и в «Видении Гюльви», есть история, в которой Локи превращается в лосося с целью избежать гнева асов, и все же его ловят даже в такой форме. По мнению Снорри, Локи изобрел рыболовную сеть и сжег ее, так как боялся быть обнаруженным. Боги воссоздали из пепла новую сеть.

Тотчас принялись они за работу и сплели себе сеть наподобие той, что, как видно было по золе, сплел Локи. И лишь готова была их сеть, асы направились к реке и забросили сеть в водопад.


Снорри Стурлусон. Младшая Эдда

Затем Локи пытается перепрыгнуть сеть и сбежать, но Тор все же ловит его.

Хотя это заманчиво – придать водный символизм образу Локи в форме лосося, однако есть другие Индо-европейские источники, которые опровергают такое предположение. В 48-й магической песне из финского эпоса Калевала есть сильное сходство с изложенной историей у Снорри, так как тут описывается рыба в качестве сосуда для огня, которую Укко (бог неба) потерял. Вяйнямёйнен (герой Калевалы) и остальные жители деревни пытаются поймать огненную рыбу, сооружая льняную сеть для ее поимки. После попадания в плен, искра от огня внутри рыбы все же сбегает и начинает сеять хаос и разрушение вокруг. Вяйнямёйнен все же убеждает огонь успокоиться и пойти с ним, чтобы принести огонь в дом к людям, переместив пламя на кусочек бересты. Как Локи и Агни (ведическая персонификация сакрального огня), пламя изначально должно быть поймано из воды, где оно прячется, чтобы затем стать доступным для использования людьми.

Де Фрис предполагает, что красный цвет лосося породил идею о том, что эта рыба хранит в себе огонь, и также указывает на легенду индейцев, в которой огонь добывался из красных лососей. Истории о лососях как об огненных существах могут быть обнаружены также в кельтской религии. В Ирландии есть история о лососе, который съел девять орехов, упавших в колодец мудрости, в котором он обитал. Было сказано, что тот, кто съест этого лосося, сможет «проглотить» все знания мира. Бард Финегас поймал лосося, и сказал своему ученику Финну Маккулу приготовить его. Во время приготовления, на большой палец Финну попало чуть чуть горячего масла. Он положил его в рот и случайно проглотил все знания, которыми обладал лосось. В этой истории не только лосось и огонь тесно связанны, но и прослеживается кельтская концепция о том, что огонь символизирует знания.

Истории о прячущемся в воде огне не являются уникальным достоянием Европы, но могут быть также найдены в ведической мифологии. Веды рассказывают как огонь (Агни) постоянно ускользает от людей, прячась в воде, растениях и других элементах, и должен быть пойман повторно. Говорится, что Агни очень сильно боялся смерти, так как его старшие братья умерли или исчезли под гнетом их ритуальных обязанностей. Агни бежит и находит пристанище в воде, но боги заманивают его обратно для выполнения священных обрядов и обещают подарить ему бессмертие и божественный статус. Это явно напоминает рассказ Снорри о богах, которые ловят Локи из реки, а также является отзвуком истории, в которой спасает Идунн и возвращает бессмертие богам.

То, что Локи является изобретателем рыболовной сети – очень важно, так как этот факт пересекается с другими данными о Индо-европейских огненных богах. В Греции богу-кузнецу Гефесту приписывают изобретение рыболовной сети, с помощью которой он ловит свою жену Афродиту и Ареса во время прелюбодеяния. В Риме был ритуал странного жертвоприношения Вулкану, богу разрушительного огня. В этом ритуале явно выражено яростное противостояние воды и огня (что может быть видно на примере Локи и Хеймдаля), и необходимо было проносить в жертву маленьких живых рыбок, бросая их на алтарь-обиталище бога - Вулканал. В Индии Агни также известен как «враг рыб», и изобретатель рыболовной сети Локи также может быть интерпретирован таким образом. Стоит также отметить, что имя, которым у Снорри назван ремешок Брокка, с помощью которого был защит рот Локи (Ватари) – это имя «рыбы» в «Списке имен».

Помимо этих литературных источников есть также и небольшая археологическая находка, датированная 1000 годом нашей эры, называемая «камнем из Снаптуна», которая может быть свидетельством огненной природы Локи. Это знаменитое изображение (которое в основном ассоциируется именно с Локи) было вырезано на кузнечном камне из стеатита и было найдено на пляже в Ютландии, что в Дании. На изображении есть ряд порезов вокруг губ, и считается, что это изображен Локи после того, как его губы были сшиты карликом-кузнецом Броком.

Подобные кузнечные камни могли использоваться для защиты кузнечных мехов от пламени, и, возможно, что создатель Снаптунского Камня сделал попытку заручится помощью Локи в работе с металлами с помощью его огня, таким образом Локи имеет сходство с другим огненным богом-кузнецом: Гефестом. Так как Локи кует свой меч, о чем сказано в «Речах Свипдага», возможно, ранее он был более связан с кузнечным делом, чем указывают на то сохранившиеся источники.

0

В связи с языческими обрядами огня, в которых просматривается параллель с Локи, необходимо упомянуть о народных дохристианских изречениях, связанных с сущностью по имени Локи или Локке в Скандинавии. Аксель Олрик отмечает, что многие из этих традиций подтверждают эддический образ Локи, и заметно, что многие из них представляют его как существо света и огня. Так же как и боги–фэйри Ирландии были превращены в безвредный и крошечный «маленький народец» после пришествия христианства, возможно, с Локи случилась аналогичная ситуация и его образ был существенно урезан в христианизированной скандинавской культуре. Ниже приведен список народных поговорок, связанных с огнем, в зависимости от региона, в котором их собрал Олрик. Следует отметить, что данные пословицы преподносят образ Локи в довольно причудливой форме, далекой от того злобного и вредоносного образа, каким он представлен в «Прорицании вельвы» и в конце «Видения Гюльви», и показывают, что Локи в умах простых жителей Скандинавии остается в основном безвредной (хотя и немного раздражающей) фигурой.

Дания :
«Локке жнет свой овес». Относится к мареву или мерцающему свету.
«Локке коз гонит». Описывает то же самое явление.
«Локке-озорник». Описывает мерцание солнца на воде и блики.
«Локке воду пьет». Когда солнечные лучи пробиваются к земле или морю.
«Локке пасет своих коз». При ярком солнечном свете, когда над землей дрожат потоки теплого воздуха как скачущие козы.
Швеция и Норвегия :
«Локье бьет своих детей». Когда в Телемаркене кипятили молоко, пенки бросали в огонь как жертву «Локье».
В нескольких областях Швеции дети бросают выпавший молочный зуб в огонь со словами: «Локке, забери зуб золотой, дай мне зуб костяной».
Исландия :
«Локадаун» или «Локаликт». Использовалось как обозначение серного запаха.
«Локабренна». Относится к разгару лета.

Исландские ассоциации Локи с запахом серы отсылают нас ко знаменитым исландским горячим источникам, запах от которых также похож на серу. Исландцы могли ассоциировать Локи с подземным огнем, который нагревает эти источники. Так как «Прорицание вёльвы» помещает Локи «под Хвералундом», что иногда переводят как «роща котлов» (то есть горячих источников):

35Пленника видела


под Хвералундом,


обликом схожего


с Локи зловещим;

Очевидно, что сохранились определенная память о Локи как об огненном существе в Скандинавии, и это может быть отражением более ранних представлений о нем.

Локи как сакральный огонь

Несмотря на определенные доказательства, которые подтверждают то, что Локи можно назвать богом огня, есть одно место в «Видении Гюльви» Снорри, которое, как считают многие люди, опровергает подобное утверждение. Однако, рассматриваемое в правильном контексте, это место может стать ключом к пониманию изначальных функций Локи в дохристианской германской культуре.

Снорри описывает случай, когда Тор и Локи отправились вместе в Угтард («внешний мир», дом мистической сущности по имени Утгарда-Локи («Локи внешнего мира»). В своем путешествии они остановились в доме крестьянина с просьбой заночевать. Когда подошло время ужина, Тор взял двух козлов которые тащили его колесницу и зарезал их. Он снял с них шкуру и аккуратно отделил мясо от костей, поручая семье не ломать их. Но сын крестьянина Тьяльви не послушался, сломал одну из костей, чтобы достать костный мозг. На следующий день Тор благословил груду козлиных костей и кож своим молотом, и козлы вернулись к жизни. Однако, одним из них оказался с поломанной ногой, так как Тьяльви поломал кость. Тор был так зол, что хотел разрушить весь дом, но семья стала умолять его о пощаде. Это успокоило гнев Тора, и в воздаяние крестьянин отдал ему своего сына Тьяльви и свою дочь Рёскву в качестве слуг.

Что интересно, «Песть о Хюмире» в Старшей Эдде содержит короткую аллюзию к этой истории, однако тут именно Локи является ответственным за хромоту одного из козлов Тора:

37. Недалеко отъехали,


вдруг полумертвый


упал на дорогу


Тора козел:


постромок скакун


охромел неожиданно;


Локи зловредный


в том был повинен.

Вместе со своими слугами Тор и Локи (после серии злоключений) наконец добрались до замка Утгарда-Локи. Учитывая принятые в северной культуре законы гостеприимства, Утгарда-Локи принял их очень грубо. Он не предложил им ни еды ни питья, а сразу сказал путешественникам, что тот, кто не проявит свое исключительное искусство, не сможет остаться тут. Так как Локи было отказано в гостеприимстве, он сказал, что никто не сможет есть быстрее чем он: «Есть у меня искусство, которое я берусь показать: никто здесь не съест своей доли скорее меня».

Тогда Утгарда-Локи ответил: «И впрямь искусство это, если только выйдет по-твоему. Надо испробовать это искусство». Он позвал существо по имени Логи, который сидел ниже всех за скамьей, для состязания с Локи. Тогда принесли корыто, поставили на пол зала и наполнили мясом. Локи сел напротив Логи и они начали есть так быстро как только могли и встретились посреди корыта. Локи съел все мясо кроме костей, но Логи съел и кости и само корыто, и всем стало ясно, что Локи проиграл состязание.

Тьяльви и Рёскву тоже участвовали в своих состязаниях, а успех Тора был не больше чем у Локи. На следующий день Утгарда-Локи сказал богам, что победил только благодаря обману и иллюзиям.

Первым состязался Локи. Он сильно проголодался и ел быстро, но тот, кого звали Логи, был огонь, и сжег он не только мясо, но и корыто.


Старшая Эдда

Многие считают, что этот момент показывает четкое различие между Локи и пламенем, и делают вывод, что Локи не может быть огненным божеством. Однако, многие люди пренебрегают пониманием того, что обычное пламя – это далеко не тоже самое, что и сакральный огонь (на что было указано выше). Наиболее очевидным фактом, показывающим огненную природу Локи, является тот факт, что кости он не ест. Есть много изменений в погребальных обрядах Скандинавии, которые были привнесены из бронзового века в железный век. В бронзовом веке кремация была основной формой погребального обряда в Скандинавии и Европе, и сам ритуал был специфический. В бронзовом веке в Скандинавии кости не сжигались сразу дотла в погребальном огне, а тщательно извлекались и промывались перед тем как быть положенными в урну. Затем их хоронили, и часто на том месте делали что то вроде насыпи. Столь острожное отделение костей от пепла может символизировать освобождение духа от физических оков. Огонь кремации открывал двери, через которые души мертвых освобождались от физического мира и переходили в мир духов.

Не было такого в железном веке, что тело и погребальная утварь были сожжены вместе, без отделения костей от всего остального. Это может означать, что символизм отделения костей был забыт или больше не соответствовал религиозным убеждениям железного века. В 10-м и 11-м веках кремация начала терять популярность в Скандинавии, уступая ритуалу погребения путем закапывания тела в землю, который представлял принятые в католической церкви нормы. Практика кремации существовала на севере до христианизации (когда подобные ритуалы стали запрещаться), а уже после ритуал погребения стал общепринятым.

В связи с четким указанием в изложении Снорри что Локи не ест кости, это вполне может подтверждать что Локи (как и Агни) может быть персонификацией огня кремации и жертвоприношения. В истории Снорри, Локи являет собой святой огонь кремации и разделения костей от плоти, который противостоит Логи, персонифицирующему земное пламя, поглощающее все, что на его пути.

0

Также как сакральный огонь Агни рожден от дерева и небес (луча солнца или молнии), так и Локи рожден от молнии (Фарбаути) и древа (Лаувея/Наль). Оба эти бога имеют связь с громом и молнией в своих традициях. Агни путешествует с Индрой, ведическим богом грома и молнии, в колеснице, запряженной баранами, а Локи и Тор путешествуют вместе в колеснице, запряженной козлами. Обе пары богов изображаются близкими друзьями, и Агни и Индра часто действуют вместе. Параллель между Локи/Тором и Агни/Индрой также может быть найдена в Бала Канда-Рамаяне, где Индра превратился в евнуха и попросил помощи своего товарища Агни в поиске и возвращении своих мужских принадлежностей. Агни соглашается и начинает молиться предкам, которые помогают ему трансплантировать Индре яйца жертвенного козла. Этот миф однозначно похож на историю о том, как Локи помог Тору вернуть свой молот/мужественность в «Песне о Трюме». Тот факт, что священной огонь рожден от неба (от молнии) означает, что этот огонь в понимании древних людей имел божественное происхождение и рассматривался отдельно от бытового огня, и это указывает на сильную взаимосвязь таких богов как Локи и Агни с богами грома и молнии.

В ведической традиции Агни представляет собой огонь кремации и жертвоприношения. В ведической религии мертвые отправляются в мир Йамы (этимологически родственно северному Имиру), который был первым умершим смертным и впоследствии стал владыкой подземного мира. Поэтому, простые люди обычно предавались земле. Знатные люди и жрецы, с другой стороны, играли в погребальном ритуале роль жертвы Агни, который потом переносил их (так как он переносит подношения богам) на небеса, чтобы они стали богоподобны. Кони, оружие и слуги также отправлялись вместе со знатью, а также и жена, которая сама входила на погребальный костер, что доказывало ее благородный характер и происхождение.

Примечательно, что у скандинавов были подобные ритуалы, так как все эти элементы (включая ритуальное самоубийство жены) могут быть найдены в описании похорон Бальдра в «Хусдрапе».

Если Локи, как и Агни, изначально играл главную роль в похоронных ритуалах, то это безусловно показывает его заметную связь с огнем и миром мертвых. Альтернативное имя матери Локи Лауфеи – Наль – может быть связанно со старонорвежским словом «nar», что значит «труп». Это слово также является однокоренным к Нагльфару, кораблю, чьим капитаном является Локи в соответствии с «Прорицанием вельвы». Нагльфар может представлять собой знаменитые погребальные корабли, известные в Скандинавии железного века, на которых знать (также как и бога Бальдра) предавалась огню вместе с имуществом. То, что Локи – капитан этого корабля, является весьма уместным, если учесть что он – персонификация огня кремации, который буквально «плывет» на погребальных кораблях во время сожжения. Также весьма примечательно, что дочь Локи Хель является богиней смерти, и некоторые исследователи предполагают, что имя его сына, Нарфи, также этимологически связанно со словом «nar». Также Локи родил Слейпнира, у которого восемь ног, что, в соответствии с Х.Р. Эллис Дэвидсон, может символизировать ноги четырех несущих похоронные носилки людей.

Тесная связь Локи с Одина еще более усугубляется, если смотреть на нее сквозь призму практики кремации. В «Саге о Игнлингах» Снорри пишет что Один – первый, кто ввел ритуал кремации среди Асов:

Один ввел в своей стране те законы, которые были раньше у Асов. Он постановил, что всех умерших надо сжигать на костре вместе с их имуществом. Он сказал, что каждый должен прийти в Вальгаллу с тем добром, которое было с ним на костре, и пользоваться тем, что он сам закопал в землю.


Сага о Игнлингах

Как и Один, индийский Шива – повелитель погребального костра, а его помощник Агни является персонификацией огня как такового. Так как культ Шивы разрастался, другие культы и боги подверглись ассимиляции, пока самого Шиву не стали называть также и Агни. Так как Шива - бог кремации, а Агни - бог огня кремации, то есть инструмент Шивы и дверь для мертвых. Вероятно, что Агни работает как бы «на службе» у Шивы в обрядах кремации, что очень похоже на связь между Одином (как бога сонмов мертвых) и Локи (как врат, через которые мертвые проходят).

Х.Р. Эллис Дэвидсон отмечает, что некоторая разновидность ритуального каннибализма могла иметь место в ритуалах кремации в бронзовом веке. В «кургане Короля Бьорна» в Упсале сгоревшие останки человека лежали в деревянном гробу внутри кургана, а за пределами гроба были найдены несгоревшие кости по крайней мере трех взрослых людей. Одна из костей была разделена по длине, как будто для того чтобы извлечь мозг. Предположение, что эти люди были ритуально съедены, подтверждается еще одной находкой на торфяном болоте в Швеции. В двух искусственных бассейнах, огороженных заостренными кольями, были найдены кости многих животных и по крайней мере четырех людей. Только остальные части более крупных животных были найдены, что свидетельствует о том, что все остальное (включая людей) было ритуально съедено. Скелеты людей были неполные, а останки были перемешаны с костями животных. Наскальные рисунки, датируемые бронзовым веком, найденные рядом, позволяют предположить, что этот ритуал проводился в то же время.

Хотя это может быть и совпадением, эти данные звучат устрашающе и отсылают нас к «Песни о Хюмире» и к «Видению Гюльви», где Локи провоцировал на расщепление костей для извлечения мозга. Если Локи связан с погребальными обрядами, то его связь с каннибализмом могла быть скрыта более поздним его образом.

Еще одно доказательство о том, что Локи – бог кремации, это его кеннинг “Gammlei?”, что означает «путь грифа». Есть очень мало объяснений, почему именно гриф выбран в качестве кеннинга, а не другое воздушное существо, тем более что Локи обычно принимает форму сокола или мухи. Я лично ощущаю, что Локи может ассоциироваться с грифом таким же образом, каким мы видим эту связь у Агни. Так же как и огонь кремации, гриф очищает чистую кость от гнилой и гниющей плоти. Это может быть интерпретировано как то, что дух удаляется от земной плоти, разрывая связь с физическим миром. Это также может быть интерпретировано как то, что эго отрывается от «голых костей» нашего бытия. В ведическом огненном ритуале, который называется Агничаяна, алтарь Агни сооружается из глиняных кирпичей и имеет вид хищной птицы. Этой особенной птице приписывают хранение огня для людей, и это – источник мифа о фениксе, который сжигает себя и воскрешает потом. Так как птица-алтарь имеет короткий хвост и длинные, широкие и незаостренные крылья, индолог Фриц Стаал (который тщательно изучал Агничаяну в 1975) считает, что эта птица представляет собой грифа, так как это единственный вид птиц с подобными специфическими характеристиками. Белоголовый сип – отличный кандидат. Он обитает в Европе, Северной Африке и в некоторых частях Азии. Ведический ритуал Агничаяна являет собой фактические воплощение Агни как огня. Примечательно, что это древнейший из сохранившихся ритуалов. Агничаяна – это двенадцать насыщенных ритуальных дней. Для этого действа строится деревянный храм, а в нем находится большой глиняный алтарь в виде грифа в полете. Многие подношения богам сжигаются на этом алтаре, включая и жертвоприношения животных. Для этой части сооружен жертвенный столб, к которому привязан козел, как жертва самому Агни. В последний день Агничаяны весь этот деревянный дом и все, что в нем находится, сжигают как последнее подношение Агни, не оставляя никаких следов.

Подобная практика жертвоприношения козла звезде Сириус была записана в Дании испанским арабом Ат-Тартуши во второй половине 900х годов. Кстати, наиболее известная достопримечательность неба Скандинавии, которая носит имя Локи, это не место, а звезда: Сириус, «Собачья звезда», известна в Скандинавии как Локабренна («Прикосновение Локи»). Если принять во внимание ассоциацию Локи с Сириусом, то путешествие испанского араба Ат-Тартуши может быть полезно в вопросе о поклонении Локи.

Эта история пришла из второй половины 900х годов, когда Ат-Тартуши был в Шлезиге (Хедебю, Дания):

Шлесинг (Хедебю) - это большой город на самом краю мирового океана. Внутри него можно найти источники пресной воды. Жители поклоняются Сириусу, за исключением небольшого количества христиан, у которых есть там своя церковь. Они отмечают праздники собираясь вместе, славя своих богов, едят и пьют. Тот кто убивает жертвенное животное вывешивает его на ворота своего забора, будь это крупный рогатый скот, баран, козел или свинья, чтобы его соседи знали, что он сделал жертву в честь своих богов.

Если Локи, как и Агни, также получал в жертву козлов, то это может пролить свет на историю из «Языка поэзии», где Локи привязывает бороду козла к своим гениталиями для того, чтобы рассмешить Скади, богиню зимы. Звезда Сириус поднимается над горизонтом примерно 24го июля, и поэтому данный ритуал мог проводиться чтобы почтить время когда Сириус («факел Локи») будет расти, принося с собой летнюю жару и расплавляя остатки зимы, а эта история могла быть только тусклыми воспоминаниями про древнюю культовую практику.

Если изложенная гипотеза верна, это также может пролить свет на роль Локи как посланника, который приносит дары богам, как это описано в «Языке поэзии», когда он принес дары Одину, Тору и Фрейру из мира гномов. Это также может объяснить, почему, хотя у Локи не было своего организованного культа, какие были у Тора или у Одина, он играл и играет важную роль в северной космологии. Локи, как и Агни, возможно, видели в качестве посланника/транспортного средства, через которого все остальные боги получали свои жертвы, и поэтому он не мог быть одиночным приемников даров в его честь.

Интерпретация Локи в качестве персонификации сакрального огня ведет к интересной интерпретации его жены, Сигюн. В «Законе Тора» Локи дан кеннинг «Farmr Arma Galdrs Hapts», что означает «муж гальдра оков/божества («оковы» это кеннинг слова «бог» или «богиня» в «Языке поэзии». Возможно, что идентификация богов как «оков» связанна с практикой семнонов, записанной Тацитом:

Благоговение перед этою рощей


проявляется у них и по-другому: никто не входит в нее иначе, как


в оковах, чем подчеркивается его приниженность и бессилие перед


всемогуществом божества. И если кому случится упасть, не


дозволено ни поднять его, ни ему самому встать на ноги, и они


выбираются из рощи, перекатываясь по земле с боку на бок.


Тацит. Германия

Если эти кеннинги указывали на Сигюн, то можно предположить, что она являлась богиней, тесно связанной с искусством гальдра (магической песни). Рудольф Зимек отмечает, что, так как Сигюн названа женой Локи в Хаустлёнге (написанной после 9го века), она могла принадлежать к пантеону Германских богов в более древние времена, когда существовали культы поклонения в ее честь.

Сигюн наиболее известна по своей роли в конце «Перебранки Локи», которая также описана в «Видении Гюльви» и «Прорицании вельвы», где, когда Локи оказывается связан, она держит чашу над Локи для того, чтобы ловить яд, который капает на его лицо. Как и во многих аспектах относительно мифах о Локи, я всегда задавался вопросом, а не мог ли быть образ Сигюн, держащей чашу над Локи, старой религиозной практикой, которая затем была трансформирована (или неправильно понята) в историю с агонией и пытками.

Интересная параллель с Сигюн просматривается в ведической мифологии в образе Свахи, жены Агни. Сваха - это богиня возлияний, которые выливаются на огонь Агни для подношения богам. Другими словами, Агни - это тот, кто приносит дары богам, так же как это делает Локи, в соответствии со Снорри, принося Тору его молот. Имя Свахи (которое означает «жертва» и «подношение») поется жрецами и даже домохозяйками, когда те готовят еду и бросают горсти риса в пламя Агни для подношения богам. Если рассматривать в этом контексте роль богини, которая держит чашу над своим мужем, сакральным огнем, то эта роль предстает в совсем новом свете.

Имя Сигюн значит «победа». Во время использования в ритуалах жертвоприношения, оно может означать тоже самое, что и имя Сваха. Возможно, волшебные песни (гальдры), в которых Сигюн была богиней песен хвалы и поклонения, пелись во время подливания приношения богам в огонь Локи. Возможно, что оригинальное представление о Сигюн, которая держит чашу над Локи, представляло ее, подливающую приношение богам на земное проявление своего мужа (огонь). После прихода христианства этот сюжет преобразовался в то, что на Локи якобы капает «яд». Христианские авторы, называя Локи связанным до тех пор пока боги не встретят свою смерть (до Рагнарёка), возможно, пытались таким образом «блокировать двери», через которые боги получают свои подношения: другими словами, моря их голодом.

Кроме его роли как носителя даров богам, если мы помним, то Локи также может являться богом кремации в рассказе Снорри о путешествии Тора в Утгард. Роль Локи как огня кремации также может пролить свет на его роль в смерти Бальдра (по крайней мере, согласно Снорри), а также на его роль в Рагнареке в представлении «Прорицании вельвы». Можно ли рассматривать Локи как непосредственно ответственного за смерть Бальдра или нет – это не тема данной статьи. Вкратце, если следовать Снорри в «Видении Гюльви» или Саксону в «Деяниях данов», это Хёд непосредственно ответственный за убийство Бальдра, а у Саксона Локи даже не упоминается в связи со смертью Бальдра. Более того, в «Перебранке Локи» мы слышим из уст Локи не то, что он убил Бальдра, а то, что он привел к тому, что Бальдр больше не вернется в этот зал:


дерзкие речи


из-за меня ведь


Бальдр не вернется


к тебе никогда


Перебранка Локи

Принимая во внимание то, что Локи – огонь кремации, вполне может быть, что Локи говорил это в буквальном смысле, так как он (как огонь который сжег корабль Бальдра) метафорически перенес Бальдра из миры живых:

Потом тело Бальдра перенесли на ладью, и лишь увидела это жена его Нанна, дочь Непа, у нее разорвалось от горя сердце, и она умерла. Ее положили на костер и зажгли его.


Снорри Стурлусон. Младшая Эдда

0

0

0

ЛОКИ-ТРИКСТЕР

Сексуальность Локи - не что иное, как естественное выражение его свободы, не скованной никакими моральными парадигмами; и в ней же отражена его гендерная парадоксальность, его неразрывная (как буквальная, так и символическая) связь с женским началом, с Темной Богиней.Прозвание Локи - Лаувейсон, сын Лаувейи - дано ему не по отцу, а по матери, и свидетельствует о том, что истоки его силы - в женском начале. Кроме того, оно добавляет веса гипотезе о том, что Локи почитали как бога в глубокой древности, когда счет родства велся по материнской линии. Локи принадлежит важнейшая роль в таинствах Темной Богини, и потому в его безумии есть некий метод, а в его хаосе - некий порядок. Многие его поступки кажутся спонтанными и незапланированными, но в действительности все они - проявления Вирда Богини.

Если Хела, дочь Локи, олицетворяет темную, «левую», «изнаночную» сторону мировой и природной души, сам Локи - ее светлая, «правая» сторона. Он - тот ребенок, который не боится мечтать или воплощать в жизнь свои и чужие мечты; он - та безответственность, без которой весь мир и асы вместе с ним погрузились бы в стоячее болото. Он - та невинность, которая не боится заявить во всеуслышание, что король-то голый (или, если уж придерживаться буквы саг, что Одину нравится носить женское платье). Он - смех, он - тихое хихиканье в уголке, он - брошенная вскользь острота, он - насмешка, которая уязвляет в самую душу, но вместе с тем побуждает к новым открытиям. Он постоянно напоминает и богам, и людям, что мы не должны все время относиться к самим себе слишком серьезно. Один из уроков Локи - в том, что космическое отличается от комического всего одной буквой.

Локи отчаянно горд и самоуверен. В этом с ним не сравнится ни один из асов, ванов или йотунов; если бы гордыня и впрямь была грехом, то Локи, несомненно, следовало бы признать великим грешником. В этом отношении он близок таким классическим персонажам, как Фауст, Люцифер и Прометей; он - как человек, который вознамерился стать богом и добился своего. Чистокровный йотун, он собственными силами проложил себе дорогу к божественности, к тому высочайшему статусу, который иногда дарует своим обитателям Асгард.

Локи - неукротимый дух человека, устремленного к звездам. В его честь можно было бы назвать ту божественную искру в человечестве, которая побуждает людей вечно стремиться к высшему. И как хранитель этой божественной искры, Локи уделяет от нее другим - тем, кто тоже мечтает стать богами. Локи - бог-Светоносец, который пробуждает божественный огонь, сокрытый в каждом живом существе, и подталкивает дремлющий разум к действиям.

Как и его океаническое дитя, Йормунганд, Локи олицетворяет универсальный архетип, встречающийся во многих культурах мира, - и даже не один архетип, а несколько. Он - Скованный Исполин, подобный греческому Прометею или иудейскому Азазелю; он - трикстер, подобный индейскому койоту или греческому Гермесу; он - оборотень, как кельтский Талиесин; и он же - Светоносец, как Люцифер, Луг и все тот же Прометей. Из всех рёкков он стоит ближе всего к людям, потому что во многих своих качествах он сам сущностно и очевидно человечен - в гораздо большей степени, чем прочие божества.

Архетипические параллели Локи, обнаруживающиеся в мифах других народов, помогают лучше понять те его стороны, которые в скандинавской мифологии представлены лишь намеками. Прометей - один из титанов, древнейшей расы, подобной йотунам; и хотя его отношения с Зевсом гораздо более скандальны, чем побратимство Локи с Одином, Зевс не убивает его, а только сковывает. Помимо общеизвестных европейских трикстеров, таких как Гермес и Пан, Локи близки некоторые персонажи из мифологии североамериканских индейцев. Один из них даже сохранился в современных сказках - под именем Братца Кролика. Другие же фигурировали в легендах и верованиях многих индейских племен под самыми разными именами: Ворон, Голубая Сойка, Кролик, Норка, Великий Кролик, Нанабуш, Глускап, Паук…

Все трикстеры схожи между собой по характеру. Трикстер легкомыслен, и это нередко стоит ему жизни; он никогда не учится на своих ошибках, однако в самой его наивности всегда заключена некая великая истина. Подобно Локи, однажды устроившему шутовское представление с сексуальным подтекстом, многие американские трикстеры склонны к вульгарным сексуальным проделкам. В одной сказке Великий Заяц велит своему анусу присмотреть за едой на огне, пока сам он будет спать. Проснувшись, он видит, что еда исчезла, и наказывает свой анус, прижигая его головней из костра. В результате у него вываливаются кишки, и Зайцу приходится вшивать анус на место, но поскольку он не в ладах с иглой и нитками, анус навсегда остается складчатым. Довольно часто трикстеру приходится выполнять такие задания, которые остальные боги считают ниже своего достоинства. Но он охотно берется за них, потому что понимает: чтобы мир продолжал вертеться, необходимо всё - даже то, что другим кажется презренным и низменным.

Благодаря своему трикстерству Локи - один из самых ярких скандинавских божеств, один из самых заметных в своих проявлениях. Нередко он дает о себе знать через всевозможные неприятные, хотя по большому счету безвредные происшествия (например, когда вы о нем пишете, у вас может часто зависать компьютер). По этой причине называть кого-то или что-то в его честь не рекомендуется. Но так же, как и в случае с другими рёкками, опасности, которые таит в себе Локи, более очевидны тем, кто не нашел с ним общего языка, чем его последователям. Локи никогда не прекращает дурачиться, но над теми, кто его понимает и держится с ним заодно, он обычно подшучивает гораздо более дружелюбно и добродушно.

Разнообразные ипостаси и свойства характера Локи перечислены как его кеннинги в «Языке поэзии». Его называют «сыном Фарбаути и Лаувейи», «сыном Наль», «братом Бюлейста и Хельблинди», «отцом Ванарганда (Фенрира)», «отцом Йормунганда» и «отцом Хель», «отцом Нарви и Вали», «родичем и дядей, братом, попутчиком и сотрапезником Одина и асов», «гостем и украшением сундука Гейррёда», «похитителем козла, ожерелья Брисингов и яблок Идунн», «матерью Слейпнира», «мужем Сигюн», «недругом богов», «губителем волос Сив», «кузнецом бед», «хитроумным асом», «наветчиком и обманщиком богов», «виновником смерти Бальдра», «связанным асом», «тем, кто препирался с Хеймдаллем и Скади». Кроме того, Локи - бог молнии, бог южного ветра и бог превращений. У него есть несколько излюбленных форм: лосось, муха и сокол, - но самым уместным для него обличьем представляется паук. Паук не только ассоциируется с североамериканскими трикстерами, но и тесно связан с Богиней. Намек на этимологию имени Локи дает старинное шведское название паука - lockke.

(c) Abby Helasdottir
(c) перевод: Анна Блейз