Туркмения вероисповедание. Государственная религия туркменистана - ислам. Обряды в закрытых государственных учреждениях

Развитие ислама в стране, строительство мечетей и их снос, подготовка, а также назначение священнослужителей, находятся под контролем государства. Общество в Туркменистане исторически пассивно, а та узкая прослойка, которая могла бы повлиять на политическую жизнь, была вытоптана еще во времена Сапармурата Ниязова. Даже в наиболее религиозных областях Туркменистана не существует исламских политических структур.

В результате страна в политическом плане превратилась в мертвое море. Не получил распространения и политический ислам. В отличие от соседей, Туркменистан избежал появления на своей территории «ваххабитских» группировок и их агентов влияния. Однако имеет место распространение на границе с Узбекистаном специфической формы ордена Накшбанди.

Туркмены никогда не тяготели к радикальным исламским учениям, но нищета и идеологический вакуум могут породить такую тягу.

Туркменистан относится к ханафитскому мазхабу суннитского ислама. Для туркмен как народа кочевого несвойственна активная ритуальная религиозность, как, например, для таджиков и узбеков. Для отправления религиозных обрядов им достаточно уединения.

Ислам - это он

В начале 1990-х гг., когда Ниязов только начинал перевоплощаться из партийного деятеля в лидера нации, ислам был ему полезен в деле строительства новой национальной идеи. Он использовал ислам как подручное средство, но лишь в формах, определенных и регулируемых государством. Еще в 1993 г. он заявил, что Туркменистан возвращается к исламу не столько как к религии с догматическими постулатами, сколько как к части национальной культуры.

В целях контроля за религиозной деятельностью в 1994 г. был создан Генгеши (Совет) по делам религии, полностью подчиненный президенту страны.

По мере укрепления своей власти Ниязов пытался узурпировать исламский символизм и донести до народа идею, что Ислам - это он, требуя, чтобы его труд «Рухнама» котировался наряду с Кораном. Мечети получили официальное предписание хранить не менее 2-х экземпляров «Рухнамы», а цитаты оттуда были вырезаны на стенах многих мечетей. Какое-то время приближенные к Ниязову подумывали объявить его пророком, но вовремя одумались.

В 1997 г. не прошли перерегистрацию более половины действующих в стране мечетей. Однако они продолжали действовать при молчаливом согласии местных властей. Одновременно многие имамы молчаливо игнорировали официальное предписание после каждого намаза произносить клятву на верность родине и президенту. Такое положение вещей не устраивало власть, что привело к чисткам в рядах нелояльных имамов.

В 2000 г. под знаменем борьбы с экстремизмом власти начали поход против инакомыслящих. В результате было сожжено 40 тысяч экземпляров Корана, переведенного на туркменский язык опальным Хаджаахметом Оразклычевым.

В 2003 г. был проведен громкий процесс над муфтием Туркменистана Насруллой ибн-Абадуллой, который резко негативно отреагировал на приказ расписать мечети наряду с текстами из Корана цитатами из «Рухнамы». К тому же он отказался признать Ниязова божьим наместником. Бывший муфтий был осужден на 22 года. В дальнейшем религиозные деятели уровня Насруллы ибн-Абадуллы муфтиятом не руководили. Предпочтение отдавалось кандидатам менее образованным в религиозном плане, но более лояльным в плане политическом. Тем более все имамы фактически являются государственными служащими, получающими жалование от государства, а потому очень уязвимы.

Весной 2006 г. Ниязов заявил, что тот, кто трижды прочтет его книгу «Рухнама», станет умным, поймет природу, законы и человеческие ценности. И после попадет прямо в рай. Он утверждал, что сам просил Аллаха о таком способе выявления праведников.

Рухнамизация всей страны стала важнейшей составляющей светской религии, а также главной линией, определяющей государственную политику по отношению к религиозным объединениям.
В 1990-е гг. на территории Туркменистана в некоторых кишлаках стали одновременно функционировать по 2 мечети: одна государственная, вторая - молельный дом, где собирались местные жители, чтобы не только отправлять религиозные обряды, но и обсуждать насущные проблемы. Государственный религиозный гнёт вызвал недовольство в рядах обычных мусульман.

В эпоху Ниязова были построены роскошные мечети. Но большинство населения прохладно восприняли эти шедевры, поэтому популярностью они не пользовались.

Подготовка религиозных кадров

Религиозное образование находится под жестким контролем властей ещё со времен правления Ниязова. С 1990-х гг. в страну практически не поступала религиозная литература. Какое-то время чистоту преподавания удавалось сохранять в турецких школах, но в 2000 г. Ниязов заявил, что все медресе и религиозные школы должны быть закрыты. По его словам, достаточно было иметь одно медресе, действующее под контролем муфтията. Таким образом он выразил недоверие к исламским структурам после выявления на севере Туркменистана подпольных структур исламских радикалов, которые использовались узбекской оппозицией в качестве перевалочных баз.

К тому же были депортированы 300 иностранных (в основном иранских) проповедников.

В 2005 г. в Туркменистане был закрыт единственный на всю страну Факультет теологии (теперь это отделение теологии Факультета истории), а контракты с турецкими богословами, которые в основном и преподавали там, были расторгнуты, количество студентов резко сократилось.

Атагельды Нурыев, Ашхабад

Как и их родственники в Узбекистане , Афганистан и Иран преимущественно мусульмане . По данным CIA World Factbook , Туркменистан 89% мусульманских и 10% Восточный ортодокс . Большинство этнических русских являются православными христианами . Оставшийся 1% неизвестно. 2009 Исследовательский центр Pew отчет указывает на более высокий процент мусульман с 93,1% населения Туркменистана прилипшей к исламу.

Несмотря на то, что перепись 1995 показал, что этнические русские составляли почти 7 процентов населения, последующая эмиграция в Россию и другие страны значительно уменьшили эту долю. Большинство этнических русских и армян являются православными христианами. Есть 13 русских православных церквей, 3 из которых находятся в Ашхабаде . Священник, проживающий в Ашхабаде ведет православную церковь в стране, выступающий под религиозной юрисдикцией Русского Православного архиепископа в Ташкенте , Узбекистан . Там нет русских православных семинарий .

Этнические русские и армяне составляют значительный процент членов незарегистрированных религиозных общин; этнические туркмены по всей видимости, все чаще представлены среди этих групп. Есть небольшие общины следующих незарегистрированных конфессий: Римско - католическая церковь , Свидетели Иеговы , иудеи , и несколько евангельских христианских групп, включая «Отдельные» баптистов , харизматические группы, и беспартийным, безденоминационная группа.

Очень небольшая община этнических немцев , большинство из которых живет в и вокруг города Серахс , как сообщается, включена практикующими лютеранами . Примерно тысяча этнических поляков живут в стране; они были в значительной степени поглощены в русскую общину и считают себя русскими православными. Католическая община в Ашхабаде, в которую входили как граждане, так и иностранцев, встретились в часовне апостольского нунция . Были некоторые иностранные миссионеры, хотя степень их деятельность была неизвестна.

По оценкам, одна тысяча евреев живут в стране. Большинство из них являются членами семей, которые приехали из Украины во время Второй мировой войны . Есть некоторые еврейские семьи, проживающие в Туркменабате, на границе с Узбекистаном, которые известны как бухарские евреи , со ссылкой на узбекском городе Бухаре . Там не было синагоги или раввины , а евреи продолжают эмигрировать в Израиль , Россию и Германию; однако еврейское население остается относительно постоянным. Сообщества собрались на религиозные обряды, но не решили зарегистрироваться в качестве религиозной группы; и не было сообщений о домогательствах.

Ислам и его история в Туркменистане

Ислам пришел в туркмен в основном благодаря деятельности суфийских шейхов, а не через мечети и «высокой» письменной традиции оседлой культуры. Эти шейхи были святыми людьми критическими в процессе согласования исламских верований с доисламскими системами верований; они часто были приняты в качестве «покровителей» отдельных кланов или племенных групп, тем самым становятся их «основатели». Переформулировка коммунальной идентичности вокруг таких фигур составляет одну из сильно локализованных событий исламской практики в Туркменистане.

Интегрированный в туркменской племенной структуры является «святым» племя övlat. Этнографы считают övlat, шесть из которых являются активными, как обновленной формой культа предков впрыскиваемого с суфизмом. По их родословным, каждое племя происходит от Пророка Мухаммада через один из четырех халифов. Из - за своей веры в священном происхождении и духовных полномочий övlat представителей Туркменского этих племен соотвествие особый, священный статус. В 18 и 19 веках övlat племена стали диспергируют в небольших, компактных группах в Туркменистане. Они присутствовали и присвоили благословения на все важные коммунальных и жизненный цикл событий, а также выступали в качестве посредников между кланами и племенами. Учреждение övlat сохраняет некоторую власть сегодня. Многие из туркмен, которые почитали за их духовные силы ведут свое происхождение к övlat, и это не редкость, особенно в сельской местности, для таких людей, чтобы присутствовать на жизненном цикле и другие коммунальных торжествах.

индуизм

Индуизм распространение в Туркменистане по Харе Кришна миссионерам. Кришнаиты меньшинство общины в Туркменистане. Многие из 600 индейцев в Туркменистане индус.

Национальная культура Туркменистана как губка впитала в себя особенности верований зороастризма, буддизма, христианства, однако главенствующими религиозными обычаями с приходом ислама являются традиции и обряды шариата. Не меньшее значение, чем религиозные догмы имеют складывавшиеся на протяжении столетий племенные отношения туркменов. Непревзойденным авторитетом пользуются почитаемые и мудрые старейшины – аксакалы. Каждая племенная группа имеет свои ярко выраженные культурные особенности, отличительные элементы национальной одежды, вышивки и украшений.

Религия Туркменистана

На сегодняшний день, главенствующая – ислам принадлежит подавляющему большинству населения страны . 89% жителей являются мусульманами суннитского толка, 9% верующих придерживаются обычаев православного христианства.


Экономика Туркменистана

По объему ВВП является девяносто четвертой экономикой среди стран мира. В Туркмении развита текстильная, пищевая и химическая промышленность. Во внешней торговле преобладает экспорт нефтепродуктов и газа.


Наука Туркменистана

Государство Туркменистан отличается практически полной грамотностью населения. Современная отличается развитой системой начального и среднего образования, которую наряду с научными исследованиями курирует Академия наук. В ведении Академии состоят научные институты, среди которых не последнее место занимает известный во всем мире Институт пустынь.


Искусство Туркменистана

Пестрота этногенеза туркменского народа оказала значительное влияние на , в котором прослеживаются мотивы тюркского и иранского народов. Древнейшей традиций страны и символом туркменского народа является непревзойденное искусство ковроткачества. По старинным преданиям именно в этой удивительной стране соткали первый в мире ковер. Ковры Туркмении отличаются особой тонкостью и чистотой традиционных узоров «гелей». Мастерство ковроделия передается из поколения в поколение и является национальной гордостью страны.


Кухня Туркменистана

Культура страны сильна своими кулинарными традициями. Многообразна и удивительна – ароматные супы умпач-заши и гайнатма, великолепие традиционных вторых блюд, бешмарбек и конечно же туркменский плов – не оставят равнодушным истинных гурманов. Только в Туркмении можно отведать самый необычный в Азии плов, в котором вместо традиционной баранины используют рыбу. Прибрежная география Туркменистана обусловила достаточно широкое применение в национальной кулинарии морепродуктов.


Обычаи и традиции Туркменистана

Самобытные традиции и обычаи Туркменистана корнями восходят к древней культуре тюркской народности Огузов и исламскому вероисповеданию. Большинство традиций и нравов сопровождает местных жителей всю жизнь и во многом определяют их быт. Одним из самых ярких и красивых обычаев является традиция бракосочетания, подготовка к которой – настоящее событие в жизни семьи. Наиболее красочно и детально свадебный ритуал воспроизводится в сельских поселениях.


Спорт Туркменистана

Туркменский народ традиционно считается спортивной нацией – спорт Туркменистана восходит к древним традициям прошлого. Среди национальных видов спорта – различные направления и виды борьбы, не менее любимым направлением у современных туркмен является футбол.

Территория: 491 200 км². 52-я в мире.

Официальный язык: Туркменский.

Столица: Ашхабад.

Валюта: туркменский манат.

Форма правления: Президентская республика.

Президент - С.А. Ниязов (27 октября 1990 г., переизбран. 21 июня 1992 г., с декабря 1999 г. пожизненный Президент - 21 декабря 2006 г.). Г.М. Бердымухамедов (с 14 февраля 2007 г.).

Население: 5 655 457 чел.

Политическое устройство

Глава государства - президент, избираемый сроком на 5 лет. В то же время пожизненным президентом Туркменистана до 21 декабря 2006 г. был Сапармурат Ниязов, сменивший своё имя на Туркменбаши (глава всех туркмен).

Исполнительная власть представлена правительством. Глава правительства - председатель кабинета министров. До своей смерти эту должность занимал Сапармурат Туркменбаши, а с 14 февраля 2007 г. – действующий президент - Гурбангулы Бердымухамедов.

Законодательная власть представлена однопалатным парламентом Туркмении - Меджлисом, который состоит из 125 депутатов. Во время президентства С.А. Ниязова существовал Народный совет - Халк маслахаты, состоявший из президента, депутатов Меджлиса, избранных на 5 лет народных представителей, представителей судебной власти, министров, глав региональных администраций, представителей общественных организаций, старейшин. В соответствии с новой Конституцией Халк маслахаты упразднен.

Судебная власть осуществляется Верховным казыетом (судом) Туркменистана и другими казыетами, предусмотренными законом.

Политические партии.

В Туркменистане существует 3 официально зарегистрированных политических партии - Демократическая партия Туркменистана (является прямой наследницей Коммунистической партии Туркмении), Партия промышленников и предпринимателей Туркменистана, Аграрная партия Туркменистана. Любая оппозиционная деятельность в Туркменистане запрещена и пресекается правоохранительными органами и спецслужбами. За

рубежом существует несколько оппозиционных партий, например, Народное демократическое движение Туркменистана и Народное движение «Ватан».

Экономика

После развала СССР в Туркмении была проведена ограниченная приватизация. Поэтому промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, связь находятся по-прежнему в руках государства. Около 70 % ВВП Туркменистана составляет добыча газа и нефти. Обладая огромными запасами этих энергоресурсов, Туркменистан является важным торговым партнером своих соседей, в том числе России. Около 40 % трудоспособного населения занято в промышленности, примерно половина населения занята в сельском хозяйстве и сфере услуг соответственно. Кроме нефти и газа на экспорт идет электроэнергия, товары хлопковой индустрии, продукты текстильной промышленности. Импорт - машины и оборудование, химические препараты, уголь, лекарства, продовольствие.

Туркмения - мусульманская страна, причем туркмены одними из первых в регионе приняли ислам. Однако вера имеет здесь хорошо различимые национальные отличия. Складывавшиеся столетиями племенные отношения имеют в Туркменистане не меньшее значение, чем религиозные догмы. Даже жители городов четко выделяют членов своей племенной группы, в отдаленных же районах клановая и племенная привязанность становится просто доминирующей. Каждая племенная группа легко отличает диалект, стиль одежды и украшений, вышивку и даже фактуру и стиль ковров своей группы, и хорошо разбирается в признаках других племен.

Из всех центральноазиатских стран и народов, туркмены, пожалуй, наиболее привержены своей традиционной одежде. До сих пор многие жители страны с видимым удовольствием надевают и мохнатые папахи, и длинные стеганые халаты, и похожие на шаровары свободные брюки. Женщины часто носят длинные шелковые платья и полосатые шаровары, скрывая волосы под легкими шарфами и косынками. И дело тут вовсе не в этнических отличиях - такая одежда в жарком и сухом местном климате просто удобна. А орнаменты еще и служат обережными знаками.

Большое число обычаев и традиций сопровождает всю жизнь местных жителей и быт семейства. Например, празднование бракосочетания - одно из важнейших событий в жизни туркмен, причем не только самих жениха и невесты, а всей общины. В сельских районах, где сохранилось множество старых традиций, пришедших в местный быт еще с кочевых времен, всю предварительную подготовку свадьбы берут на себя специальные представители семейств. Калым - еще одна важная часть церемонии. В зависимости от региона и достатка размер выкупа различается, но семейство невесты может потребовать по настоящему огромного калыма с жениха. А сама свадьба - настоящий праздник для всей общины. Она может продолжаться несколько дней и рассчитывается обычно на несколько сотен гостей.

Ковроткачество - еще одна из древних традиций страны и символ туркменского народа. Для кочевого туркмена ковер всегда был единственным предметом мебели - легко транспортабельные и теплые ковры служили и для покрытия внешних обводов юрт "кара-ой", и настилом для пола, и постелью. При этом их изящный и замысловатый рисунок, свой у каждой этнической группы, являлся и визитной карточкой семейства, и украшением жилища. Искусство ковроткачества, очень сложное и трудоемкое, традиционно передавали из поколения в поколение, а умение ткать красивые ковры считалось одной из главных благодетелей невест и жен. В Туркменистане ковер являлся и является чем-то священным, даже на флаге страны изображены ковровые мотивы. Поэтому никого не удивляет, что настоящий ковер представляет собой произведение искусства и стоит очень дорого.

Такое же внимание уделяется ювелирным украшениям. Это и многочисленные женские украшения, служащие и выражением традиций, и знаком социального статуса, и мужские предметы, являвшиеся на протяжении многих веков основной формой накопления - мешок с казной при кочевом образе жизни послужит, скорее, обузой. Причем украшения имеют еще и знаковый статус, указывая на возраст, семейное и племенное положение, социальный статус и достаток их хозяев. Работы туркменских мастеров прошлого во множестве дошли до наших дней и являются семейными реликвиями, бережно передаваемыми из поколения в поколение. Не менее искусны и современные ювелиры. Причем часто художественно украшаются не только предметы роскоши, но и оружие, одежда, конская сбруя, предметы быта и культа, а также ковры и различные предметы утвари.

Сами туркмены, по большей части, достаточно доброжелательны и приветливы. За годы независимости поток туристов в страну очень сильно упал, и сейчас встреча с иностранцем для многих из них редка. А учитывая известную космополитичность местных жителей, этот фактор для них немаловажен - многие туркмены с ностальгией вспоминают времена СССР и очень рады "гостям "с севера" и не только. Причем, как ни странно, часто эти вполне объяснимые эмоции при первом контакте прячутся под маской "моя твоя не понимай", однако она быстро "испаряется" при искреннем интересе к жизни и быту хозяев. Ну а с учетом особенностей местного гостеприимства, которое многими путешественниками ставится в один ряд с кавказским, общение с туркменами обычно довольно быстро превращается в приятное для обеих сторон событие.

В последние годы официальная пропаганда довольно четко акцентируется на исключительности туркменского народа и величии её вождя, поэтому случаи проявления ксенофобии все-таки иногда встречаются в местной жизни. Однако они довольно редки и относятся, в основном, к представителям "поколения 90-х".